«Буцефал» стал сильнее. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко Договоренности и намерения

Новые украинские бронетранспортеры с гордостью представили на Украине, однако в Сети к машинам отнеслись с изрядной долей скепсиса. Что же касается противников ВСУ – непризнанных республик ДНР и ЛНР – то они и вовсе не восприняли новинку всерьез.

Как заявил официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко, против БТР-4 «Буцефал» можно выходить даже со стрелковым оружием. При этом, напомнил он, Украина ранее пыталась предложить своих «Буцефалов» иностранным покупателям, но машины вернули из-за недоработок в конструкции. Таким образом, он дал понять, что новость о переправке БТР-4 на линию фронта не стала для ополчения Донбасса поводом даже для малейших волнений.

Известно, что бронетранспортер БТР-4 разрабатывали на Украине с 2002 года. В 2016 он успешно прошел испытания, в том числе и на воде – при спуске в водохранилище дошел до буйков и вернулся на берег. Впрочем, этот факт ничуть не прибавил машине очков в глазах пользователей Сети, которые позволили себе отпустить в адрес новинки украинской оборонной промышленности весьма едкие комментарии.

Источник фото - prntscr vz.ru

Источник фото - prntscr vz.ru

Кроме того, досталось и названию техники – БТР-4, который предложили называть БТР-404.

Источник фото - prntscr ria.ru

Впрочем, некоторые отметили, что ничего критичного на фото «Буцефалов» не увидели, ведь с виду новый БТР выглядит как самый обычный бронетранспортер советского образца.

Источник фото - prntscr vz.ru

Не клевещите на Буцефал (Украинский БТР-4 - удар по самолюбию оборонщиков РФ)

Большая часть предприятий советского ВПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С того времени украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации. В частности, гордость русской «оборонки» крайне задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит российские аналоги?

Вот он какой

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского оружия сводились и сводятся к одному - ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же русский, как Т-80УД - украинский. Оба - советские.

В российских СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер - БТР-3.
Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени О. О. Морозова в рамках ОКР « Ладья», впервые продемонстрировали на выставке « Аэросвит» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 - плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8x8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою.
Максимальная боевая масса - 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой - до 25 тонн. Экипаж - три человека: командир, оператор, водитель. Десант - 7-9 человек.
Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву - 10 километров в час, запас хода по топливу - 690 километров.
БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения « Парус», в состав которого входят 30-мм автоматическая пушка, спареный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы - пять километров).
Предусмотрена возможность оснащения машины и другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23.
Бронетранспортер может использоваться в условиях применения противником оружия массового уничтожения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЕМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно- эвакуационной (БСЕМ-4К) и других.
Главная же особенность « Буцефала» - широко распространенная во всем мире компоновочная схема, которая принципиально отличается от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней - моторно-трасмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника.
Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии, быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет напомнить, что такая компоновка принята в качестве стандарта в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения
В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 « Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЕМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЕМ-4.
В конце 2010 года отправление первой партии бронетранспортеров было задержано по причине незначительных проблем с пушкой, после чего отправку машин 1 и 2-й партий объединили в одну.

В сбое виновата не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты по Ираку не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки принятия « Буцефалов» на более поздний срок.
Первая объединенная партия (26 машин) была принята только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приему 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 - 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не столь однозначна. По итогам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в заявленном количестве машин, поскольку реально македонской армии требует не более 80 бронетранспортеров.
И здесь, как «чёртик из табакерки», выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящемуся контракту. В частности, он сообщил: «Defense Solutions становится членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония является важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предусматривается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит снабжение консорциума разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь, среди прочего, идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системе управления огнем и, возможно, вооружении.
Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, который отвечает стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500-4000 машин средней стоимостью 1,5-2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждал, что даже с полностью интегрированными технологиями, БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по расходам на эксплуатацию и станет замечательным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН. Таким образом, можно сделать вывод, что американцы допускают продвижение нового изделия на восточноевропейский рынок, а также поставку его своим союзникам в «горячие точки», например в Ирак и Афганистан. Такой «зигзаг удачи» мог бы стать новым уникальным этапом в развитии украинской легкой бронетехники.
Но после всех заявлений о намерениях, никакой новой информации по македонскому контракту или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 не появилось.

Болезненная реакция
Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На оборонной выставке KADEX-2012, которая проходила в Астане 3 мая 2012 года, государственные компании двух стран - «Укроборонпром» и « Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В целом планируется изготовить 100 машин: 10 - в текущем году, 90 - в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании « Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки и с постепенным увеличением количества комплектующих и запасных частей, которые будут изготовляться казахстанской стороной, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного - Россия уже давно потеряла монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особенного повода нет - практически одновременно с БТР-4, Казахстан заключил из Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР- 82. Не хотят казахстанские товарищи «класть все яйца в одну корзину» и правильно делают. Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое - болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, выражая удивление по поводу приобретения Астаной «ненадежных» украинских бронетранспортеров, ищут в этом соглашении коррупционный след.
Позволительно спросить: а чем российская техника более надежна? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Флага и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. О. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Считает ли кто-то серьезно, что уровень технической культуры в России более высок, чем на Украине?

Стоило бы задуматься
Еще один « экспертный» опус: « Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезный шаг в сторону современной концепции колесного бронетранспортера в сравнении с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 обременен рядом откровенно отсталых или неудачных технических решений. «Кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, выступающая сильно вперед, имеет недостаточную защищенность и не соответствует современным требованиям противоминной защиты».

Читая подобный вывод, точно не знаешь, что делать - смеяться или плакать... Носовая часть БТР-82, в сущности, заимствованная от БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточная да и о противоминной защите говорить не придется. По большому счету - это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка « улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы изменять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и так далее.
Разработчики, похоже, как и раньше, собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно бросив на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, обеспокоенным успехами БТР-4 (невзирая на истерию) на мировом рынке вооружений, вместо того, чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, стоило бы задуматься: почему машина, которая отвечает стандартам НАТО (а теперь в мире это подобие знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем здесь дело? Судя по всему, в том, что в Украине нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и выдумывать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, которая мешает созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и так далее лучшими в мире.
Конечно же, БТР-4 - не предел совершенства, в машине немало недостатков и детских болезней. Однако ключевым в его оценке является уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастаться не могут. К примеру, достаточно успешно продвигается в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, который стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее, в отсутствие предложений от российского ВПК, эта машина уже заинтересовала и Министерство обороны РФ, которое собирается закупить 500 таких экземпляров. А вот БТР-4 Россия уже точно не закупит. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Большая часть предприятий советского ОПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С тех пор украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации.

В частности, гордость нашей «оборонки» весьма задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит отечественные аналоги?


Вот он каков

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского сводились и сводятся к одному – ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же российский, как Т-80УД – украинский. Оба – советские.

В наших СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер – БТР-3.

Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени А. А. Морозова в рамках ОКР «Ладья», впервые продемонстрировали на выставке «Аэросвiт» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 года машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 – плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8x8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Максимальная боевая масса – 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой – до 25 тонн. Экипаж – три человека: командир, оператор, водитель. Десант – 7–9 человек. Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву – 10 километров в час, запас хода по топливу – 690 километров. БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения «Парус», в состав которого могут входить 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы – пять километров). Предусмотрена возможность оснащения машины другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23. Бронетранспортер приспособлен для использования в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно-штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЭМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно-эвакуационной (БСЭМ-4К) и других.

Главная же особенность «Буцефала» – широко распространенная во всем мире компоновочная схема, принципиально отличающаяся от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней – моторно-трансмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет упомянуть, что такая компоновка принята в качестве стандартной в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения

В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 «Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно-штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЭМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЭМ-4. В конце 2010 года отправка первой партии бронетранспортеров из-за проблем с орудиями была задержана, после чего машины 1 и 2-й партий слили в одну.

В сбое виновна не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты из Ирака не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки приемки «Буцефалов» на более поздние. Первая объединенная партия (26 машин) прошла приемку только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приемке 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 – 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не так прозрачна. По результатам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в количестве машин, так как реально македонская армия нуждается не более чем в 80 бронетранспортерах.


И тут, как чертик из табакерки, выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящейся сделке. В частности, он сообщил: «Defense Solutions стала членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония являются важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предполагается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит поставку консорциуму разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь среди прочего идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системах управления огнем и, возможно, вооружении.

Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, отвечающего стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500–4000 машин средней стоимостью 1,5–2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждает, что даже с полностью интегрированными технологиями БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по затратам на эксплуатацию и станет прекрасным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН.

Таким образом, можно сделать вывод, что американцы предполагали продвигать новое изделие на восточноевропейский рынок, а также поставлять его своим союзникам в горячих точках, например Ираку и Афганистану. Такой «зигзаг удачи» определенно мог бы оказаться новым этапом в развитии украинской легкой бронетехники. Но после всех этих заявлений о намерениях никакой новой информации о македонском контракте или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 обнаружить не удалось.

Болезненная реакция

Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На проходившей в Астане оборонной выставке KADEX-2012 3 мая 2012 года государственные компании двух стран – «Укроборонпром» и «Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В общей сложности планируется изготовить 100 машин: 10 – в текущем году, 90 – в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании «Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки с постепенным увеличением доли изготавливаемых казахстанской стороной комплектующих и запасных частей, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного – Россия уже давно утратила монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особого повода нет – практически одновременно с БТР-4 Казахстан заключил с Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР-82. Не хотят казахстанские товарищи класть все яйца в одну корзину и правильно делают.

Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое – болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, высказывая недоумение по поводу приобретения Астаной ненадежных украинских бронетранспортеров, ищут в этой сделке коррупционный след. Позволительно спросить: а чем российская техника надежнее? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Или кто-то всерьез полагает, что уровень технической культуры в России выше, чем на Украине?

Следовало бы задуматься

Еще один «экспертный» опус: «Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезное продвижение в сторону современной концепции колесного бронетранспортера по сравнению с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 отягощен рядом откровенно устаревших либо неудачных технических решений («кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, большой передний свес), имеет недостаточную защищенность и особенно совершенно несоответствующую современным требованиям противоминную защиту».

Читая сие заключение, точно не знаешь, что делать – смеяться или плакать... Носовая часть БТР-82 по сути заимствована у БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточна да и о противоминной защите говорить не приходится. По большому счету это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка «улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы менять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и т. д. Разработчики, похоже, по-прежнему собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно швырнув на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, озабоченным успехами БТР-4 (несмотря на истерию, весьма скромными) на мировом рынке вооружений, вместо того чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, следовало бы задуматься: почему машина, соответствующая стандартам НАТО (а сейчас в мире это что-то типа знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем тут дело? По-видимому, в том, что у Украины нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и изобретать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, мешающая созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и т. д. лучшими в мире.

Конечно же, БТР-4 – не предел совершенства, у машины немало недостатков и детских болезней. Однако ключевыми в его оценке являются уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастать не могут. Довольно успешно продвигаемый в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, например, стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее в отсутствие предложений от отечественного ОПК эта машина уже заинтересовала и наше Министерство обороны, собирающееся закупить 500 штук. БТР-4 мы уж точно не закупим. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Украинский плавающий бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» разработан в начале 2000-х годов Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А.А.Морозова. Бронетранспортер БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР-4 «Буцефал» используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 «Буцефал» может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Бронетранспортер может выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C. Принят на вооружение в 2011 году. Стоимость одного БТР-4 в среднем от 25 до 29 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :
Масса:
— 17,5+3% т (с противопульной защитой)
— 25+3% т (с дополнительной бронёй)

Тип и модель двигателя: двухтактный дизель 3TD
Скорость:
— 110 км/ч (шоссе)
— 60 км/ч (просёлок)
— 10 км/ч (в воде)

Мощность двигателя: 500 л.с.
Запас хода: 690 км
Подвеска: колесная 8×8
Вместимость (чел.): Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок); Десант: 7-9

Бронетранспортёр БТР-4 имеет три отделения :
Переднее -отделение управления
Среднее - моторно-трансмиссионное отделение
Заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин. Грузоподъёмность шасси бронетранспортера позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

ВООРУЖЕНИЕ :
— Боевой модуль «Гром» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 1х30 мм гранатомет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер».

— Боевой модуль «Шквал» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер», либо 2хПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.

— Боевой модуль «БАУ-23» — 2х23 мм автоматические пушки, 1×7,62 мм пулемет.

— Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1×30-мм пушка ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62-мм и спаренная установка противотанкового управляемого вооружения «Барьер» с максимальной дальностью полета ракеты 5500 м.

Бронетранспортер БТР-4 имеет несколько модификаций :
БТР-4К — командирский вариант БТР-4
БТР-4КШ — командно-штабной вариант БТР-4
БСЭМ-4К — бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4
БРМ-4К — боевая разведывательная машина на базе БТР-4
БРЭМ-4 — ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-4
МОП-4К — машина огневой поддержки на базе БТР-4
БТР-4Е — экспортный вариант БТР-4
БТР-4КЕ — экспортный вариант БТР-4К
БТР-4КШЕ — экспортный вариант БТР-4КШ
БСЭМ-4Е — экспортный вариант БСЭМ-4К
БРЭМ-4Е — экспортный вариант БРЭМ-4

В декабре 2009 года Ирак заключил договор с Украиной на поставку 420 машин:
— 270 в БТР-4 С БМ-7 «Парус»,
— 80 командных машин БТР-4К,
— 30 командно-штабных машин БТР-4КШ,
— 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К,
— 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4.
В конце 2010 года первая партия из-за проблем с орудиями была задержана, после чего 1-я и 2-я партии были слиты в одну. В результате первая партия из 26 машин прошла приёмку в марте 2011 года, а 20 апреля отправлена в Ирак.

/По материалам morozov.com.ua и ru.wikipedia.org /

Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова в начале 2000-х годов. Первая демонстрация бронетраспортёра была впервые продемонстрирован на выставке Аеросвіт в 2006 году.

БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР используется для оснащения подразделений способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР может выполнять поставленные задачи как днем, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -40 до +55ºС. Цена БТР4 снаряженного боевым модулем «Парус» - 16,5 миллиона гривен.

Бронетранспортер БТР-4 имеет колесную формулу 8х8. Приводиться в движение машина может одним из трех вариантов двигателя, по желанию заказчиков - украинским 3ТД, немецким Deutz или итальянским Iveco. Дорожный просвет составляет 460 мм.

Бронетранспортер имеет модульную конструкцию, позволяющую выпускать на его базе семейство боевых машин, и высокий уровень баллистической и противоминной защиты на уровне 2 STANAG-4269. Базовый уровень защиты может быть увеличен за счет дополнительных модулей или решетчатых экранов. Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 тонн (19.3 тонн с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 тонн (защита от снарядов 30-мм пушек).

Машина является плавающей и развивает на воде скорость 8-10 км/час.


Компоновка

БТР-4 имеет три отделения:

  • Переднее - отделение управления
  • Среднее - моторно-трансмиссионное отделение
  • Заднее - боевое и десантное отделения

На базе БТР-4 могут быть созданы:

  • командирская машина БТР-4К
  • боевая разведывательная машина БРМ-4К
  • ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ)
  • машина огневой поддержки МОП-4К
  • командно-штабная машина БТР-4КШ
  • бронированная санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К и др.
Параметр Единица измерений Величина

Масса модификации:

с противопульной защитой т 17.5+3%
с дополнительной защитой т до 25+3%
Колесная формула 8x8
Экипаж 3
командир, оператор, водитель
Десант 7-9
(в зависимости от боевого модуля)

Удельная мощность:

с противопульной защитой л.с./т не менее 28.6
с дополнительной защитой л.с./т не менее 20

Максимальная скорость движения, км/час:

По шоссе км/ч 110
На плаву км/ч до 10
Запас хода км не менее 690
Максимальный угол подъема градусы 30
Максимальный угол крена градусы 25

Применяемые двигатели:

Тип, марка двигателя двухтактный дизель 3ТД
Максимальная мощность л.с. 500
(возможен вариант 600)
Тип, марка резервного варианта двигателя четырехтактный дизель DEUTZ ЕВРО ІІІ
Максимальная мощность л.с. 489 или 598
Вооружение в зависимости от установленного боевого модуля

Боевой модуль "Парус"

Боевой модуль «Парус» оснащен оптико-телевизионным прицельным комплексом и панорамным прибором наблюдения командира, наведение осуществляется наводчиком или командиром в составе СУО «Трек». Углы наведения по вертикали от -13 до 45º. Высота БТР-4 с боевым модулем «Парус» - 3060 мм. Масса модуля без б/к - 1650 кг, с б/к - 2010.

Боевой модуль БМ-7 «Парус» - 1x30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1x30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1 x 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.

Боевой модуль «Парус» является многоцелевым унифицированным дистанционно управляемым модулем с вынесенным вооружением, с размещением оператора и командира в корпусе. Боевой модуль «Парус» не занимает места внутри БТР.

Модуль вооружения является автономным, и управляется как наводчиком так и командиром с помощью электромеханических поводов. Наблюдение и прицеливание осуществляется с использованием оптико-электронных (низкоуровневых телевизионных) приборов. Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П» и пульт управления для обеспечения дублированного управления вооружением через прицельные приборы наводчика.


Строение блока вооружения модуля "Парус": 1. ПТРК "Барьер"; 2. прицел наведения ПТРК ПН-Б; 3. люки для обслуживания и заряжания магазинов; 4. механизм уравновешения; 5. прибор наблюдения командира; 6. оптико-электронный модуль наводчика; 7. гранатомет АГ-17; 8. пулемет; 9. система постановки занавесов; 10. башня; 11. пушка.
Изделие «Панорама-2П» и ОЭМ. Панорамная камера способна имеет возможность подъема на высоту до 0,5 м над башней и круговой обзор, используется командиром для целеуказания наводчику.

Изделие «Трек-М» представляет собой оптико-электронную систему наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО). Предназначено для наблюдения и обнаружения наземных целей и «зависших» вертолетов, прицеливания и управления вооружением.

Изделие «Трек-М ». Поле зрения широкополосного канала по горизонтали 8º40″ и 6º30 по вертикали. Для узкополосного канала по горизонтали 2020″ и 1050 по вертикали. Дальность обнаружения цели до 5000 м днем и 900 м ночью без подсветки, при подсветке ОУ-3ГА2М - 2000 м. Возможна установка тепловизора и реализация режима автоматического сопровождения целей.

  • автоматической 30-мм пушкой КБА-2;
  • автоматическим гранатометом АГ-17;
  • пулеметом калибра 7,62 мм типа ПКТ;
  • противотанковым ракетным комплексом «Барьер»;
  • средствами постановки дымовых завес.

Изделие «Трек-М» обеспечивает:

  • обнаружение целей при помощи обзорного панорамного прибора и формирования изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторе командира;
  • наблюдение целей и окружающей обстановки в дневных условиях и в условиях пониженной естественной освещенности;
  • обнаружение целей при помощи телевизионных камер УТК и ШТК оптико- электронного модуля и формирование изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторах командира и оператора;
  • измерение дальности до цели при помощи лазерного дальноиера (ЛД);
  • обнаружение на видеомониторах командира и оператора изображений цели и окружающей обстановки;
  • формирование и отображение на видеомониторах командира и оператора марки визирования цели;
  • определения дальности до цели косвенным методом;
  • автоматическое определение углов прицеливания для выбранного оружия;
  • управление стрельбой оружия;
  • формирование и отображение на видеомониторах командира и оператора марки прицеливания для выбранного типа оружия в зависимости от дальности до цели;
  • формирование и отображение на видеомониторах служебной алфавитно- цифровой информации;
  • отображение на видеомониторах численного значения угла прицеливания при стрельбе гранатометом по невидимой цели в зависимости от введенного значения дальности до цели;
  • управление механизмами пушки при заряжании;
  • выбор типа снаряда пушки и режима стрельбы (очередь - одиночный) для пушки и гранотомета;
  • запоминание установленного количества боезапаса пушки и гранатомета и автоматический счет его остатка при стрельбе;
  • управление шестью установками постановщика дымовых завес;
  • автоматизированный контроль аппаратуры изделия.

Изделие «Панорама-2П » предназначено для поиска и обнаружения командиром боевой машины подвижных и неподвижных целей (танк, живая сила противника), выдачи видеосигнала для отобра-жения изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторе командира и угловых координат направления оптической оси в горизонтальной плоскости относительно башни боевого модуля.

  • Приводной механизм;
  • Оптико-электронный модуль панорамного прибора.

Приводной механизм размещается внутри башни боевого модуля. Оптико-электронный модуль панорамного прибора (ОЭМ ПП) установлен в углублении на башне боевого модуля на пластине приводного механизма.

При облучении объекта средствами наведения противника с квантовыми приборами дальнометрирования или подсветки комплекс регистрирует факт облучения объекта, определяет тип излучателя (дальномер или подсветчик), направление на источник излучения и выдает информацию на ПИК, одновременно по внутреннему переговорному устройству объекта на шлемофоны членов экипажа подается зуммер тревоги различной тональности в зависимости от вида излучателя. На основании информации командир или оператор-наводчик объекта устанавливает тумблерами на ПИК один из режимов управления отстрелом аэрозольных (дымовых) гранат.

Боевые характеристики модуля «Парус»

Марка и тип пушки КБА-1 (2А72)
Калибр, мм 30
Скорострельность, выстр/мин 330
Прицельная дальность по наземным целям, м:
БТ-снарядами 2000
ОФЗ и ОТ-снарядами 4000
*Стрельба по воздушным целям до 2500
Дальность прямого выстрела, м 1100
Марка и тип пулемета ПКТ, танковый, спаренный
Калибр, мм 7,62
Скорострельность, выстр/мин 200-250
2000
Марка и тип комплекса «Барьер» 5500 м
Дальность поражения ракетой, м 75-2000
Марка и тип гранатомета АГ-17 автоматический
Калибр, мм 30
Темп стрельбы, выстр/мин. 50-100 и 350-400
Прицельная дальность стрельбы, м 1730
Боекомплект оружейного модуля «Парус»
Углы обстрела

Варианты исполнения БТР-4

Разведывательная машина
БРМ-4К

Модификация БТР-4 с модулем Гром

Модификация БТР-4МВ с дополнительной защитой

Параметр единица измерений Величина
Масса т 25 +3%
Экипаж 3
Десант 7
Удельная мощность л.с./т 20
Тип, марка и мощность двигателя 2-тактный дизель 3ТД, 500л.с.
или 4-тактный дизель DEUTZ

Боевой модуль:

Экипаж 2

Вооружение:

Автоматическая пушка 1 x 30 мм
Боекомплект снарядов не менее 360
Гранатомет 30 мм
Боекомплект гранат не менее 150
Пулемет 7.62 мм
Боекомплект патронов не менее 1 200
ПТРК 9П135М "Конкурс”
или "Барьер”
Боекомплект ракет 4

Модификация БТР-4 с модулем Шквал

Параметр единица измерений Величина

Боевой модуль:

Экипаж 1

Вооружение:

Автоматическая пушка 1 x 30 мм
Боекомплект снарядов не менее 360
Гранатомет 1 x 30 мм
Боекомплект гранат не менее150
Пулемет 1 x 7.62 мм
Боекомплект патронов не менее 2 000
ПТРК 9П135М "Конкурс”
или "Барьер”
Боекомплект ракет не менее 2

Модификация БТР-4 с модулем БАУ 23х2

Командирская машина БТР-4К

Параметр единица измерений Величина
т 20,2+3%
Экипаж 7 человек
командир машины, водитель-электромеханик, наводчик-оператор, командир подразделения, три офицера
ЭА-8
Средства связи
  • радиостанция Р-173М
  • радиоприемник Р-173ПМ
  • радиостанция Р-163-50К
  • радиоприемник Р-163-КП
  • радиостанция Р-159
  • радиостанция "Северок-К”
  • телефонный аппарат ТА-57-У
  • телефонная катушка ТК-2
  • буссоль
  • бинокль
  • боевой фонарь

Параметр единица измерений Величина
Масса машины с противопульной защитой т 18,5+3%
Экипаж 7
командир машины, водитель-электромеханик, командир, четыре офицера
Дополнительная силовая установка ЭА-8
Вооружение пулеметная установка типа ТКБ-01-1 калибра 12,7 мм
Средства связи
  • радиостанция Р-173М
  • радиоприемник Р-173ПМ
  • радиостанция Р-163-50К
  • радиоприемник Р-163-КП
  • радиостанция Р-159
  • радиостанция "Северок-К”
  • аппаратура криптографической защиты речевой и документальной информации
  • телефонный аппарат ТА-57-У
  • телефонная катушка ТК-2
Системы навигационного обеспечения
  • спутниковая система навигационного обеспечения ТИУС-НМ
  • инерциальная система навигационного обеспечения
  • переносная спутниковая система навигационного обеспечения СН-3003 "Базальт”
Переносные средства наблюдения и ориентации
  • буссоль
  • бинокль
  • ночное устройство дальнего наблюдения
  • боевой фонарь

Параметр единица измерений Величина
Масса машины с противопульной защитой т 20,7+3%
Экипаж 6
командир, водитель, наводчик-оператор, штурман, два разведчика
Дополнительная силовая установка ЭА-8
Приборы наблюдения разведчиков комбинированные дневно-ночные перископические, бинокулярные приборы ТКН-3МУ
Средства связи
  • радиостанция Р-173М
  • радиоприемник Р-173ПМ
  • радиостанция Р-163-50
  • аппаратура криптографической защиты речевой и документальной информации
  • радиостанции Р-392/А
  • радиостанция "Северок-К”
Системы навигационного обеспечения
  • спутниковая система навигационного обеспечения ТИУС-НМ
  • инерциальная система навигационного обеспечения
  • переносная спутниковая система навигационного обеспечения СН-3003 "Базальт”
Переносные средства наблюдения и ориентации
  • буссоль
  • бинокль
  • ночное устройство дальнего наблюдения
  • боевой фонарь
Средства разведки
  • станция радиолокации ПСН "Кредо-М”
  • приемник-пеленгатор
  • миноискатель
  • прибор радиационной и химической разведки ПРХР-М



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то