Белая береза рассказ для детей. Березка весенняя. Сочинения и рассказы о берёзе. Многообразие видов растения. Произведение-Рассказ на тему «Береза весной»

Берёза - одно из самых распространённых и красивых деревьев в нашей стране. Его милый образ необычайно притягателен своей искренней естественностью и щемящей душу нежностью.

Хотите увидеть величие природной красы в деревенской простоте? Обратите свой взор на берёзу. С одной стороны, это вполне обычное, а с другой - удивительно трогательное, необычайно притягательное деревце. Сверху кора берёзы белая, да тонкая, а снизу - чёрная, да корявая. Чёрные полоски на белой коре нужны для того, чтобы дерево могло через них дышать.

Чего следует остерегаться при выборе этого растения для озеленения?

Зима проводится либо в виде яиц на корабле из войлока, либо в виде незрелой женской тли под берестяной корой. На бересте самки переходят на новые расширяющиеся листья весной, где они питаются, созревают и рождают новый урожай тлей. Ущерб от кормления березы приводит к тому, что расширяющиеся листья выжимаются и выпирают по длине, создавая характерные листовые гофры.

Трифы покрывают себя восковым, белым, флокулянтным материалом и живут на нижней стороне листьев в гофрах. Зараженные листья обычно желтеют и могут преждевременно падать с дерева. В конце концов, тли на бересте производят крылатых самок, которые летают в колдун. Они кладут яйца на кору, которые будут вылупляться в «стеблевые матери» следующей весной. Матки стебля питаются новыми расширяющимися почками и вводят химические вещества, которые заставляют почки образовывать полые, колючие, глобулярные желчи вокруг их потомства.

Творческие люди видят в берёзе неисчерпаемый источник вдохновения. Созерцание этого скромного деревца придает сил, энергии, способствует раскрытию писательского и художественного дара. На свет появляются талантливые музыкальные произведения, творения изобразительного искусства и художественной литературы. Пожалуй, самым известным является стихотворение Сергея Есенина:

Многообразие видов растения

Крылатые тли, возникающие из гагаров-ведьм, возвращаются к березе. Повреждение обоих хозяев растений обычно не является достаточно серьезным, чтобы гарантировать лечение, особенно на ведьм, где галлы оказывают небольшое влияние на здоровье растений. Часто многочисленные хищники уничтожают популяции тли на листьях березы.

На этом последнем изображении показан еще один предвестник весны: зрелая гусеница осеннего лимонника. Это похоже на стадию позднего возраста и, вероятно, ищет защиты в гофрированном листе березы. Общее название этой гусеницы происходит от времени года, когда взрослые мотыльки активны, а яйца укладываются. Тем не менее, яйца обеих бабочек вылупляются весной, и получающиеся гусеницы «дюйм-червей» могут быть найдены, питаясь бок о бок на одних и тех же деревьях. Обе гусеницы являются общими дефолиаторами и часто остаются необнаруженными, если мы не страдаем «вспышкой» года с высоким уровнем популяции.

«Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром»…

Нежную белоствольную красавицу прославил народ в песнях. Одна из них - «Во поле берёза стояла» - настолько популярна, что узнаваема уже с первых аккордов.

Чем же объяснить такую большую всенародную любовь к этому скромному дереву? Наверное, тем, что оно напоминает хрупкую юную девушку, одетую в белый наряд с тёмными полосками, который облегает ее гибкий стан и подчеркивает изящность тоненькой фигуры. В тёплое время года стройная красавица накидывает сверху зелёный плащ, вытканный из сердцеподобных листочков. А чтобы подчеркнуть свой непревзойдённый образ, модница украшает себя длинными серёжками. Их она меняет в зависимости от сезона: весной предпочитает зелёные, летом - коричневые. Осенью берёзка наряжается в праздничный золотой убор. Но с наступлением холодов приходит пора торжественный наряд отдавать. Белоствольная красавица не хочет с ним расставаться, но злой ветер не щадит девичью красу. Он безжалостно срывает золотую одежду, оставляя прекрасную девицу нагой. И стоит она, сконфуженная и стыдливая, с грустью вспоминая погожие летние деньки. Тогда и ветерок был ласковым, и солнышко не только светило, но и грело. До самой весны деревце будет мечтать о тёплом времени года, надеясь, что её краса воскреснет вновь.

Эта гусеница или ее братья и сестры, несомненно, несут ответственность за недостающие части некоторых листьев в моих изображениях.


Нет признанных подвидов, разновидностей или форм. В восточной части Вашингтона, северо-восточном штате Орегон, западном штате Айдахо и южной Британской Колумбии, березовая береза ​​гибридизуется с бумажной березой, производящей многие промежуточные формы, которые, как представляется, хорошо известны на местном уровне. Береза ​​берется из южной части Аляски в южную Манитобу и Северную Дакоту, а также южнее в южную Калифорнию и Нью-Мексико. Он отсутствует на горных хребтах Тихого океана. В Калифорнии березовая береза ​​находится в основном на восточной стороне южных гор Сьерра-Невады, и только с нескольких изолированных колоний на западной стороне, и в основном ее не хватает из центральной и северной гор Сьерра-Невады. Водяная береза ​​чаще всего встречается в прибрежных лесных сообществах, характеризующихся хлопчатобумажными, ивами, ольхами и старейшинами. Эти сообщества часто встречаются в виде узких полос, прилегающих к ручьям на аллювиальных террасах по всему горному Западу в пихтах Дуглас-Пихта, пондероса или Энгельмана, но могут распространяться и на большие полыни. Водная береза ​​также растет в прибрежных общинах в пустыне Мохаве в Калифорнии. Ниже приводятся опубликованные схемы классификации, в которых представлены водная береза ​​как доминирующая часть растительности в типах сообществ, типах мест обитания, типах прибрежных участков или типах доминирования. Департамент сельского хозяйства, лесной службы, Исследовательская станция Скалистых гор, Лаборатория пожарных наук. доступны на. Как только его цветки расцвели весной.

Вот такая наша берёза: беззащитная, милая, до боли в сердце родная. А как хорош берёзовый лес! Стоят красавицы-сестрички рядом, контастно выделяясь своими белыми стволами на фоне тёмной земли. Они очаровательны и прелестны, в них невольно влюбляешься с первого взгляда и на всю жизнь. Любование видом молодой берёзовой рощи затрагивает тончайшие струны души, делая человека мягче, добрее, милосерднее. Берегите эти прекрасные деревья!

Сочинения по темам

Конусные чешуйки защищают семена в течение всей зимы. Семя серой березы настолько мало и светло, что оно почти никогда не примыкает к земле самостоятельно. Он раздувается здесь и там, ожидая на листе или лезвии травы, пока не появится олень. Трудный копыт оленя прижимает семя к почве, где влага приводит к ее прорастанию. Печать копыта создает миниатюрную очистку, которая излучает солнечные лучи в течение дня.

Почки спали всю зиму, и им, наконец, пора открыть их весной! Вы когда-нибудь действительно изучали почку? Вы должны начать с его общего внешнего вида . У каждого вида дерева свой собственный бутон. Вот некоторые из вопросов, которые вы должны задать себе, глядя на почки. Где они растут на ветке? Являются ли они одинокими, попарно или в виде кластеров? Являются ли они округлыми или удлиненными?

Сочинение про русскую берёзу для 3-4-5-6 классов: «Берёза - символ России»

Берёза - исконно русское дерево, которое отличается стойкостью и скромной красотой. Сами названия берёзы звучат как вызов природе: каменная, железная, шерстистая… Сильный характер ! Как говорится, голыми руками не возьмешь. Не случайно именно это дерево символизирует собой Россию.

Большинство почек покрыты чешуей, которые являются действительно маленькими, модифицированными листьями. Их роль заключается в защите бутона от зимнего холода и сушки. Но как выглядит почка внутри? Бутон можно вырезать очень острым ножом, чтобы выявить, что лежит внутри. Не забудьте обратиться за помощью к родителям или к учителю.

Как вы можете видеть, он содержит крошечные листья. Это листья, которые будут расти в следующем году. Иногда вы также можете увидеть крошечные цветы внутри бутона или крошечные шелковистые волосы. Может быть, они маленькие шубы для почек! Листья появляются на деревьях весной. Они вырвались из почек, в которых они оставались бездействующими всю зиму. Солнечный свет вызывает разрывы бутонов. Весной солнце становится ярче и ярче, а дни дольше. В почках содержится клетка, чувствительная к свету. Он обнаруживает, когда есть достаточный дневной свет, чтобы листья могли выжить.

Берёза удивительно неприхотлива к почвам. Она способна укорениться даже в условиях солёных малоплодородных почв, при недостатке влаги и сильных морозах. Ей всё впору, всё стерпит и будет расти. Такая железная воля к жизни достойна восхищения.

Часто берёзу называют деревом-пионером. На пустыре, на вырубке стройная белоствольная красавица появляется первой, украшая собой унылое пространство. Сама природа поставила это дерево в первые ряды атакующих гари, выбитые пастбища, заброшенные земли. Мало того, берёза помогает другим деревьям, прокладывая дорогу хвойным и широколиственным.

Знаете ли вы, что у деревьев есть цветы? Некоторые из них красивы и приятно напудрены, например, лиловые катальпы. Вы можете быть знакомы с цветами липы. У них прекрасный запах, но они маленькие и зеленые. Все деревья имеют цветы, хотя мы их всегда не замечаем. Цветы необходимы для размножения деревьев.

Посадка берёзы осенью

Цветы большинства деревьев не всегда очевидны. Они часто не имеют лепестков и часто зеленые или красноватые, что делает их трудно отличить от листьев. Цветы появляются почти одновременно с листьями, весной и часто содержатся в одинаковых почках. Они остаются на деревья всего несколько дней, достаточно долго, чтобы оплодотворяться.

Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян. Каждое семечко лёгенькое, крошечное, почти невесомое. Именно в таких свойствах семян заключается тайна стремительного распространения берёзы, её умения шагать по земле впереди всех других деревьев.

Берёзовое семя напоминает семечко чечевицы. Оно похоже на продолговатый орешек, снабжённый прозрачными перепончатыми крылышками. Подул ветер - полетело семечко, паря, словно планер, в воздушных струях. По дальности полёта этот орешек с двумя крылышками признан чемпионом среди всех других древесных семян. Не случайно один учёный назвал его «летательным аппаратом». Попав в почву, семечко быстро закрепляется в ней и прорастает. И спустя время появляется березняк - берёзовый лес. Так шаг за шагом, десятилетие за десятилетием, век за веком победоносно шагает по земле берёза. Не зря её ещё называют поводырём русского леса.

Некоторые деревья имеют два вида цветов: мужской и женский. Мужские цветы производят только пыльцу; У женских цветков только стигма. Большинство деревьев полагаются на ветер, чтобы распространять пыльцу на свои женские цветы. Если вы посмотрите на лужи или даже на автомобили весной, вы можете заметить мелкий желтый порошок.

Кстати, знаете ли вы, что такое цветы хвойных? Пыльца наносится на женские части цветка и удобряет их. Затем плод начинает развиваться. У некоторых видов деревьев все еще есть свои плоды, когда приходит весна! Хорошим примером является желтая береза. Другие, такие как лиственница и красная сосна, уже потеряли свои конусы с предыдущего года. Черная ель будет держать свои конусы в течение нескольких лет, в то время как кедровые шишки могут оставаться на дереве в течение 10-15 лет.

Испокон веков берёзе воздавали должные почести. В праздник весны девушки шли в лес, завивали берёзу венками и водили вокруг неё хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай! Это прекрасное дерево достойно таких почестей.

Стойкость духа, несокрушимая воля к победе, а также чистота и скромность - те качества, которые присущи русскому человеку. Вот почему берёза по праву считается одним из главных символов России.

Годовые кольца также могут указывать на прошлые погодные условия. Годовые кольца начинались весной, а влажное лето намного толще, потому что дерево могло производить обилие больших ячеек. Дереву труднее производить клетки во время засух, так что годовые кольца становятся тоньше.

Хотя почти все клетки вашего тела могут воспроизводиться, только клеточный слой под корой может делиться на деревья. Этот слой клеток называется камбием. Он разделяется по направлению к стволу для производства дерева и снаружи для формирования коры. Так воспроизводятся клетки, и дерево растет.

Мини-сочинение

Ещё в древние времена славяне верили, что берёза обладает особенной жизненной силой. И дерево щедро делится целительной энергией со всеми желающими. Если подойти к берёзке, прислониться и обнять её, все печали уходят, а на душе становится светло и радостно.

Берёза - не только красивое, но и полезное дерево, которое славится своим целебным ароматным соком. Его начинают собирать весной, в конце марта. Использовать топор нельзя, так как это может привести к гибели дерева. Чтобы отверстия для сбора сока не превратились в открытые раны , их необходимо замазывать краской и затыкать мхом. Берегите берёзы! Не калечьте наших зелёных друзей!

Произведение-Рассказ на тему «Береза весной»

Каждую весну сок, который сделан из воды и минералов, поглощается корнями и течет вверх по стволу к листьям. Древесина в стволе и ветках изготовлена ​​из очень длинных ячеек, называемых сосудами, которые несут сок. Таким образом, сок немного похож на кровь, которая течет в ваших венах.

Только клетки в кольцах, которые три или четыре года проводят сок. Эта часть дерева называется заболони или альбумина. Остальные средства предназначены для резервов или для структурной поддержки. Эти внутренние слои древесины называются сердцевиной или дюрамом, которые иногда могут приобретать темный цвет.

Посетите берёзовый лес, полюбуйтесь стройными белоствольными красавицами. Подумайте, что в них вам нравится больше всего, и тогда ваше сочинение о берёзе будет искренним и содержательным.

Чтобы написать сочинение или мини-сочинение о берёзе, прочитайте также рассказы об этом всенародно любимом дереве.

Рассказ о берёзе № 1

Дом Димки стоит около леса. От него до деревни дорога по полю идёт. Деревьев там нет. Только в одном месте около дороги стоит белая берёза.

Основная цель Барка - защитить дерево. Это немного напоминает нашу кожу. Кора защищает дерево от болезней, насекомых, пожаров, засух, травм и животных. Березовая береза ​​ - красивое дерево, которое является родным для юго-восточных Соединенных Штатов. Это считается наиболее широко адаптированным из всех березок и выносливым по всей Южной Каролине.

Посадка берёзы весной

Зрелая березовая береза ​​в частично тенистом ландшафте. Речная береза ​​ - это большое лиственное дерево, обычно растущее до 40 - 70 футов в высоту, но может вырасти до 90 футов. Среднее распространение дерева может составлять от 40 до 60 футов. Эта березовая береза ​​растет со средней и высокой скоростью. Он, как правило, недолговечен на многих городских объектах, возможно, из-за нехватки воды в зонах ограниченного доступа. Они являются прибрежными видами деревьев и в основном встречаются в естественных местах вдоль берегов ручья и озер, включая районы, которые подвержены наводнениям.

Идёт Димка из школы, песню про космонавтов поёт. Сегодня он рад. Пять по географии получил. Смотрит: на дороге около берёзки остановилась машина. Шофёр вышел из машины, стоит и думает, что делать. Не может машина ехать, потому что на дороге яма.

Взял шофёр топор и пошёл к берёзке. Димка всё понял и крикнул:

Дядя, подождите, не рубите берёзу!

Березы, расположенные во влажных областях, более долговечны. Березки растут лучше всего на полном солнце до участков с частичным оттенком. Одной из наиболее привлекательных черт березы является кора, которая на больших, молодых ветвях и стеблях красноватая до розовато-коричневого цвета и отслаивается в бумажных полосках. Обнаженная внутренняя кора серо-коричневая до корично-коричневой до красновато-коричневой. Кора зрелой березы гремит и углубляется до темно-коричневого. Это дерево красиво без листьев из-за его изящного силуэта и отшелушивающей коры.

Но шофёр не слышит. Поднял топор. Димка побежал к нему.

Дядя! Дядя! - кричит.

Шофёр смотрит на Димку.

Что тебе, мальчик? - спрашивает.

Дядя, не рубите берёзку. Она маленькая.

Сам вижу, что маленькая, - говорит шофёр. - А что делать? Видишь - яма. Надо что-нибудь под колёса положить.

Я в деревню за трактором побегу, - говорит Димка.

Ну нет! У меня времени мало. Я опаздываю…

Тогда я камней принесу, - сказал Димка и побежал. Принёс камни. Глаза весёлые. - Куда бросать?

Шофёр ничего не ответил и тоже пошёл за камнями. Вместе они носили камни, бросали их под колёса. И вот можно ехать. Сел шофёр в машину.

Тебе куда? - спрашивает он у Димки.

Мне к лесу.

Садись. Поедем.

Быстро бежит машина. Вот и лес. Машина остановилась.

До свидания, - сказал шофёр и улыбнулся. - Спасибо тебе, мальчик.

(По Ф. Халтурину)

Рассказ про берёзу № 2

Выросла берёзка стройная и кудрявая. На лесной опушке разметала она свои зелёные ветки. А в гуще ветвей поселились птицы.

С каждым днём хорошеет берёзка. Точно зимний снег, белеет стройный, прямой ствол. Теперь не пригнёт его к земле ветер.

Но пришли на опушку ребятишки. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.

Приделали к раме ребятишки желобок, и полился прозрачный душистый сок.

Прошла весна, наступило лето, а берёзка стояла грустная. До осени было далеко, а на берёзке уже показались жёлтые листья.

(По Полякову)

Рассказ № 3 - «Достойный поступок»

На пригорке росла одинокая корявая берёза. Осенний ветер больно хлестал её, срывая молодые ветки.

Пришли на пригорок однажды ребята, выкопали ямы, посадили по склону яблони. А кругом, чтобы защитить яблони от ветра, насадили рябины, берёзы, ёлки.

Часто приходили ребята в молодой сад. То побелят стволы известью, то зажгут дымные костры.

Выросли деревья. Зацвели яблони. Люди проходили мимо, любовались садом. Осенью из сада шёл густой аромат спелых яблок.

(По Н. Бобневой)

Рассказ № 4 - «Топор»

Пошёл топор по дрова. Постукивает по пням, посмеивается.

А в лесу берёзка росла кудрявая, весёленькая. Увидел топор берёзку и говорит: «Начну кудрявую рубить, только щепки полетят».

Испугалась берёзка, золотыми слёзками заплакала, веточки спустила. Захохотал топор, наскочил на берёзку - только белые щепки полетели.

Повалилась берёзка и легла в зелёную траву, в цветы голубые. Ухватил её топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост. Рассердился мост и говорит: «Ты это зачем сестёр моих рубишь?»

Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый мост. Топор шлёпнулся в воду и потонул. А берёзка поплыла по реке в море.

(По А. Толстому)

Возможно, вам будет полезно узнать:

Русская красавица: картины и стихи о березах

Русские березы

Сергей Андропов

Люблю красоту я российских плакучих берез,
Чарующий запах их почек и листьев весенних,
Блестящие слезы на ветвях от утренних рос,
И золото крон в подмосковных пейзажах осенних.

Мой предок далекий, когда-то бумаги не знал,
И в жизни ему помогали березы родные.
На их бересте он в историю нашу вписал
Послание древней Руси для Великой России.

Как дед говорил мне, и это не просто слова
В березах родных находилась вся русская сила,
Их быт украшали березовые кузова,
И кашей березовой* в голод береза кормила.

Осколком пробит белоснежный березовый ствол,
А рядом отец мой был ранен в боях под Москвою,
И если бы смерть он у этой березки нашел,
То не было б нас в этом мире с моею сестрою.

Но капал березовый сок и на рану бойца,
И в каску солдата, как слезы вдовы у могилы.
Сестра медсанбата нашла у березы отца,
И соком березовым жажду его утолила.

И я не забуду как ветер мне кудри трепал,
Когда я в березовой роще любимую встретил,
Мы пили берёзовый сок, я ее обнимал,
И пел величальную песню нам ласковый ветер.

Я русской березе до самых корней поклонюсь,
В стихах воспою ее чудные рощи лесные,
Я вспомню её, и тотчас же развеется грусть,
В чужих городах далеко от любимой России.

Архип Куинджи Берёзовая роща, 1879

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами -
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи.
Беспечно иволги болтают

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.


Архип Куинджи, «Берёзовая роща», 1901

Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

А. Фет. 1842.


Архип Куинджи Солнечный свет в парке

Под оскудевшим солнцем,
Осенней, позднею порой,
Их каждый лист блестит червонцем
Над серебристою корой.


Шишкин Около дачи

Олег Шестинский

"Без берёзы не мыслю России... "

Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.


Иван Иванович Шишкин. Берёза и рябинки. 1878.

Николай Рубцов

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают следы
На глаза, отвыкшие от слез...


Иван Иванович Шишкин. Ручей в берёзовом лесу. 1883.

Александр Прокофьев

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится!


Иван Иванович Шишкин. Летний пейзаж с берёзой.

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен ,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши ,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.


Левитан "Березовая роща"

Михаил Матусовский
Березовый сок

Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок -
То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея от светлого дня,
Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня

Священную память храня обо всем,
Мы помним холмы и проселки родные,
Мы трудную службу сегодня несем
Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны
И ветви берез, что над заводью гнутся?
Сюда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, Отчизна, просторы свои,
Заветные чащи открой ненароком
И так же, как в детстве, меня напои
Березовым соком, березовым соком.



Игорь Грабарь. Абрамцево. Плетень, 1944

Михаил Матусовский

С чего начинается Родина? (отрывок)

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.


Игорь Грабарь. Березовая аллея, 1940

Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


Игорь Грабарь. Майский вечер, 1905

Генрих Ужегов

Белоснежным символом России...

Белоснежным символом России
Вдоль дорог стоят ряды берез,
Днем над ними - купол неба синий,
Ночью - трепетанье ярких звезд.

Легкие березовые тени
С детства на судьбу мою легли,
Как ложится легкий лист осенний
На ладони теплые земли.

И когда в чужом холодном море
Наплывет о Родине печаль
Вижу я ромашки в чистом поле
И лесов березовую даль.

В этот миг мне хочется невольно,
Чтобы ветерок сюда принес
Песню величавости спокойной
Белоствольных ласковых берез.


С. Панасенко Май. Березки

Татьяна Герасимова

Березоньки ранимые

Берёзоньки, ранимые,
Россиею хранимые,
Стоят и в пояс клонятся
Пшеничным колоскам,

А нива-то волнуется
И волнами красуется,
Что друг за другом гонятся
К берёзовым лескам.

Прошли тысячелетия,
Пройдут ещё столетия,
А Вы, родные, будете
Поклоны бить земле.

Вы людям всё прощаете,
Просторы освещаете
И долго путь России
Сиять будет во мгле!

Подруженьки, берёзоньки,
Росиночки, как слёзоньки,
Роняете задумчиво,
Ах, как душа болит!

Простите нас, коль сможете,
Ведь нету Вас дороже-то,
Храните Русь заветную,
А Русь Вас сохранит!
С. Панасенко Весна. Березы

Как-то шёл июнь через речонку
И берёзку принял за девчонку.
Подошёл к ней, сел на берегу
Белая ты … будто вся в снегу.
Вот тебе зелёный лист в подарок,
Как взмахнёшь им - день не будет жарок.
Вот другой - расправишь на весу,
Полной горстью примет он росу.
Третий лист - шумливее, чем эти!
Будет петь он песни на рассвете,
Голову синице закружит,
Солнышко к тебе приворожит…
И пошёл июнь зелёным бродом,
И растаял в дымке зоревой…
А берёза, перед всем народом,
Ранним утром вспыхнула листвой.

С. Островой



П. Семячкин Березовая роща

В лесу еловом всё неброско,
Приглушены его тона.
И вдруг белым-бела берёзка
В угрюмом ельнике одна.

Известно, смерть на людях проще.
Видал и сам я час назад,
Как начинался в дальней роще
Весёлый, дружный листопад.

Владимир Солоухин


В.Поленов Березовая роща

Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой покатились слёзы.
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана, -
Лишь больное сердце не залечит раны!

А. К. Толстой.
Лето 1856.


В. Александров Береза

Северная береза

Над озером, над заводью лесной -
Нарядная зелёная берёза…
«О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады…
«О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, - опять
Мелькает снег и бор гудит сурово…
«Я вся дрожу. Но только б не помять
Зелёных лет! Ведь солнце будет снова».

Иван Бунин.


Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень

Кипучих волн озёрных.
Тянул, смеясь, весёлый Лель
Лучи волосьев чёрных.

Сергей Городецкий


Андрей Шильдер. Берёзовый лес. 1908

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озёрных.
Тянул, смеясь, весёлый Лель
Лучи волосьев чёрных.

Сергей Городецкий

Рассказ для старших дошкольников и младших школьников: Белая береза под моим окном

Букарев Даниил, школа №401 г. Колпино Санкт - Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание материала:
Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю познакомиться с рассказом о березе, который подготовил мой бывший воспитанник. Можно использовать, для ознакомления с окружающим миром. Материал может быть интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и любящим родителям.
Цель:
- знакомство с березкой.
Задачи:
- прививать желание поближе познакомиться с удивительным миром растений;
- воспитывать любовь к природе, желание беречь растительный мир.

Начнем знакомство со стихов собственного сочинения. Может где-то немного не в рифму, но в этом стихотворении, я постарался рассказать о своем отношении к этому деревцу.
Белая березка, тонкий стебелек,
Ты стоишь у дома.
Словно маячок.
На тебе сережки, клеевые висят.
Платьице одето,
Вот такой наряд.
Ты наша красавица,
Радуешь ты нас.
Мы тобой любуемся,
Не отвести глаз.


Наша красавица березка стоит на углу нашей и соседней дачи. Березку, можно встретить везде. Во многих городах и городских парках выстроены целые березовые рощи или полянки. Это такая красота, я даже не могу найти слова, чтобы это передать.
Из березовых веточек делают березовые веники. У нас на даче тоже есть банька. Но нам жалко нашу красавицу, мы веники покупаем, но не рубим березку. Веники очень красивые и я очень люблю парится березовыми вениками. Они очень нежные и мягкие.


На праздник Святой Троицы, у нас в деревне на даче, на многих домах и калитках красуются березовые букетики. Это какие – то традиции, я правда не знаю этих традиций.
Еще я знаю, что из березы получают березовый сок, об этом мне рассказывала мама, правда я его ни разу не пробовал, а дерево надрезать из – за сока мне жалко. В магазинах сейчас почему – то этот сок не продают. Но мама говорит, что он очень вкусный и полезный.


Мы всей семьей наблюдаем за нашей березкой: радуемся и любуемся, когда на нашей березке появляются сережки, вслед за сережками березка распускает свои зелененькие листочки. По осени под березками мы собираем грибочки, которые называются – подберезовиками.


Еще из березы получают березовые дрова, из бересты можно делать замечательные подделки. Из бересты березы плетут очень красивые и нужные корзинки, разные коробочки и многое другое.


Красавицей русских лесов называют люди березу.
Белая береза под моим окном…


Вот такую красоту можно увидеть на нашей даче.
Спасибо за внимание.

Надежда Шукшина
Проект «Рассказ о березке»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

В начале проекта у нас в группе появилась вот такая красавица березка .

Сентябрь.

1 неделя : Гуляя на улице, нашли березу на площадке . Их много. Выбрали дерево, которое понравилось больше всего и стали с деревом общаться. Березка пригласила ребят на именины и предложила познакомиться. Дети подходили к березе , шептали ей свое имя, рассказывали о себе . Береза дала письмо , в котором она рассказала о своей жизни и дети узнали, что у нашей березке нет имени . Дети с удовольствием придумали имя нашей березке , назвали ее «Беляна» .

2 неделя : Затем березка попросила выполнить её желания : погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - рябиной, доказать что она – дерево. Мы с детьми сравнили части нашего тела и дерева, уточнили какой высоты березка , обнимали ствол Березки , гладили, пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их , подарила листочки.

3 неделя : Познакомились с соседями нашей березки – кленом и рябиной . Рассмотрели их , нашли части : ствол, ветки, листья. Исследовали ягоды рябины. На что они похожи? Какого они цвета?

Рассмотрели листья клена . Много их или мало? Какого они цвета? Обводили контур листа пальчиком, чтобы почувствовать какие у него края (зубчатые, гладкие? Кончик острый или тупой? Собрали листья, положили их сушить.

4 неделя : Полюбовались красотой осенней березки , рассказали ей о интересных событиях нашей жизни, а придя в детский сад, отразили свои впечатления в альбоме «Белая Березонька » . Познакомились со стихотворением :

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан ,

И ее золотистые косы

И холщевый ее сарафан. (С. Есенин) .

1 неделя : Рассмотрели кору березы , погладили. Уточнили какая она : гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем нам нужна одежда? Кора – это одежда у березы , называется береста . Понюхали, чем пахнет. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый… Поиграли в д/и «Найди такую же картинку» , «Много – один» , «Найди дерево по описанию» .

2 неделя : Изучили корни. Зачем нужны корни? Для того, чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотрели нижнюю часть ствола и корни.

3 неделя : Исследовали березу в разную погоду (дождливую, солнечную, морозную, разучили стихотворение

"На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая береза –

Символ родины моей". (М. Ероха)

4. Сравнили березу с кустом , закрепили понятие «высокий – низкий» , «толстый – тонкий» . Описывая березу как : береза высокая , кудрявая, милая березонька . Ствол тонкий, белый. Наблюдая за падением листьев с деревьев, дали понятие листопада. Решили проблемную ситуацию : почему медленно падают листья? Прослушали стихотворение В. Мировича «Листопад» , вместе с музыкальным руководителем выучили песню М. Ивенина «Падают листья» . Пестрые осенние листья собрали в букет. Подобрали эпитеты : пышный, разноцветный, яркий. Закрепили счет, цветовую палитру, форму, величину, составили узоры, сделали игрушки из листьев. Дети поняли, почему осень желтого цвета, золотая.

21.10.2015г. мы с детьми увидели самое прекрасное, красивейшее событие из жизни соседа нашей березки , клена. Мы пришли в детский сад, а листья клена все лежат на земле.

1 неделя : Уточнили, обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет березе под снегом ? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку и она спит зимой ) . Разучили загадку :

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (березки )

Описывая березу , употребляли такие выражения как : береза высокая , кудрявая, милая березонька…

2 неделя : Рассмотрели дерево . Куда делись листья? (Березка стоит голая ) . Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают) . Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла) .

3 неделя : Рассказали детям как человек использует березу . Рассматривали иллюстрации , читали книги. Березовые дрова самые лучшие для печи : дают много жара и долго не прогорают. Из древесины изготавливают мебель, деревянную посуду. Из бересты народные умельцы мастерят различные интересные вещи. Разучили разминку

«Березки » .

4 неделя. Познакомили детей с лечебными свойствами березы . Березовый веник в бане все хвори из больного человека выгоняет. Из березовых почек приготовляют лекарства от многих болезней. И сок у березы вкусный и полезный ! А сколько грибов в березовом лесу !

Слушали, что скажет береза . Она попросила ребят укрыть корни деревьев снегом.

1 неделя : Исследовали снег вокруг дерева. Уточнили, как помогает снег деревьям. Измерили его глубину палочкой. Обьяснили детям, чем больше снега, тем теплее дереву зимой.

2 неделя : Повесили на березу кормушку . Рассказали , что дерево – это столовая и дом для животных. Рассказали детям какой корм любят птицы. Уточнили что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотрели внешний вид птиц .

3 неделя : Понаблюдали за березой во время снегопада . Рассмотрели снег через лупу , потрогали, понюхали. Выяснили, что снег холодный, мокрый, сыпучий, …. Рассмотреть снежинки на ладошке . На что они похожи? Во что превращаются снежинки на ладошке?

4 неделя : Приготовили подарки для березки к Новому году – цветные льдинки. Украсили ими дерево. Поздравили с праздником, прочитали стихотворение «Белая береза » С. Есенин. Побеседовали - понравились ли березке подарки .

1 неделя : Наблюдали за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает береза зимой ? (Спит, отдыхает) . Уточнили, мешает ли ей ветер? Понаблюдали, как качаются, гнутся ветки. Понаблюдали за настроением березы и узнали , какая погода больше нравится ей : ветреная или безветренная?

2 неделя : Насыпали корм в кормушки. Наблюдали за птицами. Сравнили внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметили их особенности.

3 неделя : Разучивали стихотворения С. Есенина «Белая береза » . Прочитали дереву, приятно ли березе слушать стихотворение? Какое у нее настроение в это зимний, холодный день?

4 неделя : Наблюдали за березой во время снегопада . В «платье» какого цвета нарядилась наша березка ? Тепло ли ей в таком наряде? Как помогает снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их) . Измерили снег палочкой, как в декабре, и сравнили результаты. Утеплили корни деревьев снегом.

1 неделя : Рассмотрели ствол и ветки березы . Сравнили ствол и ветки со своим телом : ствол – это туловище, ветки руки. Ствол у березы толстый или тонкий ? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками) Ствол тонкий. Затем обняли клен. Какой у него ствол? Толстый.

2 неделя : Наблюдение за солнцем. Греет ли оно зимой? Обсудить с детьми, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева) Чем они там занимаются? (Спят) Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотрели трещинки на деревьях.

3 неделя : Продолжили наблюдение за жизнью березки зимой . рассказали , что дети растут и березка растет . Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору, особенно зимой. Ветки деревьев очень хрупкие, их легко сломать. Поэтому если можно, необходимо стряхивать снег с веток деревьев, когда его много.

4неделя : Наблюдали за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый) . Рассмотрели снег на солнце . (Блестит, переливается) . Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи? (Вспомнили опыт, проведенный в декабре. Повторили его) .

Сделали календарь, береза в разное время года .

1 неделя : Наблюдали за кормушками. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Обратить внимание на грачей. Уточнить, что они вернулись из теплых стран.

2 неделя : Наблюдение за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне ? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее)

3 неделя : Изучали ствол. Каким он стал? (Погладить, прижаться щечкой) А если обнять руками, можно сказать, что ствол… Исследовали кору и вспомнить предыдущие исследования.

4 неделя : Наблюдали за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (У ствола деревьев) Березка хочет «пить» , другие деревья тоже. (Посмотреть на ее соседей : клен, рябинку) Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега, сравнить с предыдущими результатами. Сделали ямку из снега и стали наблюдать за его таянием. В солнечный день наша ямка наполнялась водой, а утром вода исчезала, т. е. замерзала.

– Идут! Идут! – закричал Глеб и стал спускаться с дерева, пыхтя и ломая ветки.
Алёша посмотрел вниз. Шли дачники с поезда. Длинноногий Володька, разумеется, шёл впереди всех.
Скрипнула калитка. Глеб кинулся навстречу.
Алёша прижался щекой к стволу липы. Он сразу стал маленьким и ненужным. Глеб и Володя будут говорить о книжках, которых Алёша не читал, о кинокартинах, которые Алёше смотреть ещё рано. Потом уйдут в лес. Вдвоём. Алёшу не возьмут, хотя он собирает грибы лучше Глеба, бегает быстрее Глеба, а на деревья лазит так хорошо, что его даже прозвали обезьянкой за ловкость. Алёше стало грустно: выходные дни приносили ему одни огорчения.
– Здравствуй, Глебушка, – сказал Володя. – А где облизьяна?
«Обезьяна» было почётное прозвище, но ведь каждое слово можно исковеркать так, что получится обидно.
– Сидит на липе, – засмеялся Глеб. – Володя, я тоже на эту липу лазил, почти до самой верхушки.
– Охотно верю, – насмешливо ответил Володя. – На эту липу могут влезть без посторонней помощи даже грудные младенцы!
После таких слов сидеть на липе стало неинтересно. Алёша спустился на землю и пошёл к дому.
– Вот берёзка у вас за забором растёт, – продолжал Володя, – это действительно настоящее дерево.
Володя вышел за калитку.
– Эй ты, Алёшка! – крикнул он. – Тебе не влезть на большую берёзу!
– Мне мама не позволяет, – ответил Алёша хмуро. – Она говорит, что с каждого дерева придётся рано или поздно спускаться, а спускаться часто бывает труднее, чем лезть кверху.
– Эх ты, маменькин сынок!
Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами.
Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зелёные пышные ветки росли на берёзе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землёй он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами, явно «выставляясь».
– Лезь сюда, облизьяна! – не унимался он. – Какая же ты обезьяна, если боишься на деревья лазить?
– У него хвоста нет, – сказал Глеб, – ему трудно.
– Бесхвостые обезьяны тоже хорошо лазят, – возразил Володя. – Хвостом хорошо за ветки цепляться, а тут и веток почти нет. Алёшка без веток лазить не умеет.
– Неправда! – не выдержал Алёша. – Я до половины на шест влезаю.
– Почему же это только до половины?
– Ему выше мама не позволяет.
Алёша раздул ноздри и отошёл в дальний угол сада.
Володя покрасовался ещё немного на берёзе. Но дразнить было больше некого, а лезть выше по гладкому стволу он не решился и стал спускаться.
– Пойдём за грибами, Глеб, ладно? Тащи корзинки.
Алёша молча смотрел им вслед. Вот они перешли овраг и побежали к лесу, весело размахивая лукошками.
Мама вышла на террасу:
– Алёша, хочешь, пойдём со мной на станцию?
Прогуляться и посмотреть паровозы было бы неплохо. Но Алёшу только что назвали маменьким сынком. Не мог же он идти через всю деревню чуть ли не за руку с мамой, когда Володя и Глеб отправились вдвоём в лес, как настоящие мужчины!
– Не хочется, – сказал он. – Я посижу дома. Мама ушла. Алёша посмотрел на большую берёзу, вздохнул и сел на скамейку около забора.
Володя и Глеб вернулись только к обеду. После обеда постелили в саду одеяло и разлеглись читать. Мама пошла на кухню мыть посуду.
– Ты бы полежал тоже, Алёша, – сказала она. Алёша присел на кончик одеяла и заглянул в книжку через плечо Глеба.
– Не дыши мне в ухо, – буркнул тот. – И без тебя жарко!
Тогда Алёша встал, вышел за калитку и подошёл к большой берёзе. Огляделся. На тропинке не было никого. Он полез на дерево, цепляясь за каждый выступ коры, за каждый сучок. Внизу ствол был слишком толст, Алёша не мог обхватить его ногами.
«Ему-то хорошо, длинноногому! – сердито подумал он. – А всё-таки я влезу выше!»
И он продвигался всё выше и выше. Дерево было не таким гладким, как это казалось с земли. Было за что зацепиться руками, на что поставить ногу.
Ещё немного, ещё чуточку – и он доберётся до развилины. Там можно будет передохнуть.
Вот и готово! Алёша сел верхом, как утром сидел Володя. Однако очень рассиживаться нельзя. Его могут увидеть, позвать маму. Алёша встал и посмотрел кверху. Правый ствол был выше левого. Алёша выбрал его, обхватил руками и ногами и полез дальше.
– И вовсе не трудно… – приговаривал он сквозь зубы. – И вовсе мне, Глебушка, хвост не нужен! А вот тебе, Глебушка, не мешало бы завести хвостик!
Весело было смотреть сверху вниз, на крышу дачи, на деревья сада, на любимую липу, которая казалась отсюда маленькой, мягкой и пушистой. Земля отодвигалась вниз и раскрывалась вширь. Вот за садом стал виден овраг, и поле за оврагом, и лес. Из-за пригорка вынырнула труба далёкого кирпичного завода. И только добравшись до первых зелёных веток на верхушке берёзы, Алёша почувствовал, что ему очень жарко и что он очень устал.

– Ay!
Глеб оторвался от книжки и лениво поднял голову: «Опять этот Алёшка забрался куда-нибудь!»
Он посмотрел на липу, на крышу дома.
– Ау!
«Нет, это где-то гораздо выше». Глеб привстал, заинтересованный.
– Пойдём, Володя, поищем его, – сказал он.
– Да ну его! – отмахнулся Володя. Глеб подошёл к забору.
– Ау!
Он посмотрел на берёзу – и ахнул.

Мама стояла в кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.
– Тётя Зина! Тётя Зина! – крикнул он. – Ваш Алёшка сошёл с ума!
– Зинаида Львовна! – заглянул в другое окно Володя. – Ваш Алёшка залез на большую берёзу!
– Ведь он же может сорваться! – плачущим голосом продолжал Глеб. – И разобьётся…
Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.
– … вдребезги! – закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.
Мама выбежала на террасу, подошла к калитке:
– Где он?
– Да вот, на берёзе.
Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.
– Глупые шутки, ребята! – сказала она и пошла к дому.
– Да нет же, мы же правду говорим! – закричал Глеб. – Он там, на самом верху! Там, где ветки!
Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу.
Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое, как этот ровный берёзовый ствол.
– С ума сошёл! – повторил Глеб.
– Молчи! – сказала мама тихо и очень строго. – Идите оба домой и сидите там.
Она подошла к дереву.
– Ну как, Алёша, – сказала она, – хорошо у тебя?
Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.
– Здесь хорошо, – сказал он. – Только мне очень жарко, мамочка.
– Это ничего, – сказала мама, – посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку… Отдохнул? – спросила она через минуту.
– Отдохнул.
– Ну, тогда спускайся.
Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу.
В это время на тропинке показался незнакомый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:
– Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!
Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.
– Не так, – сказала мама. – Становись на следующую ветку.
Потом повернулась к дачнику:
– Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!
Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова.
Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.
– Передохни, – сказала мама. – Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок… Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее… Так, так. Не спеши.
Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.
Он стоял красный, разгорячённый и дрожащими руками стряхивал с коленок белую пыль берёзовой коры.
Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:
– Ну-ну! Парашютистом будешь!
А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ноги и крикнула:
– Алёшка, обещай мне, что никогда-никогда больше не будешь лазить так высоко!
Она быстро пошла к дому.
На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села на траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней смущённый и растерянный.
Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:
– Ну, мамочка, ну, успокойся… Я не буду так высоко! Ну, успокойся!..
Он в первый раз видел, как плакала мама.

Цель: расширить представления детей о березе.

Задачи.

Образовательная: расширить представления детей о березе как символе нашей Родины, частях березы, ее целебных свойствах, пополнить словарный запас детей словами береста, чечевички, деготь и др. Познакомить с народными обрядами и приметами, картинами И.Левитана, Е.Волкова, Ю.Клевера с изображением березы.

Развивающая: эстетический вкус, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.

Ход НОД.

Организационный момент.

1. Хоровод «Берёза моя, берёзонька! »

Дети и воспитатель идут по кругу. В центре круга стоит Берёзка (ребенок в костюме Березки). Девочки по очереди читают стихотворение, украшают берёзку ленточками.

1. Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

2. Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Травка шёлковая.

3. Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки

Хоровод ведут.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:


Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается. (Берёза)


Основная часть.

1. Беседа о русской берёзе

Рассказ о русской берёзе сопровождается показом презентации.

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой берёзка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звёзды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встаёт она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет берёзы родней,

Ведь берёза – частица России моей.

1 слайд

Наши далёкие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, клёном, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, берёзой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

2 слайд

«Деревьев равных не сочтёшь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдёшь

Родней берёзки нашей».

3 слайд

Любой человек при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень – очень родное. Оказалось, многие люди думают о наших берёзках.

Воспитатель : «… Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан… »

4 слайд

Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей берёзкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле, или среди сестёр в берёзовой роще – где только не растёт красавица берёза! Берёза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. Ни одно дерево в мире не может похвастаться таким станом. У неё единственной - белая кора. Но разве это не чудо?

«Загадочная, словно чудо,

Поднявшись на уступы скал,

Берёзы белые, откуда

Занесены вы в Краснодарский край? »

5 слайд

На территории России берёза – это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес – везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.

«… В одном краю я с вами вырос,

Пил ту же воду, что и вы.

И мил всегда узорный вырез

Мне вашей женственной листвы… »

6 слайд

Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.

«… Берёзы, белые берёзы,

И вы живёте по-людски.

Мне ваши вздохи, ваши слёзы

И ваши радости близки».

Ствол берёз называют сарафаном, а ветки – косами. Как вы думаете почему? (Предположительные ответы детей)

Какая берёза?

Правильно. Берёза кудрявая, белая, нарядная.

Как в любое время года мы можем узнать берёзку? (Белый ствол с чёрными пятнами только у берёзы)

Берёза красива в любое время года. Послушайте стихи и ответьте, в какое время года автор изобразил берёзу?

7 слайд

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах. (Осенью)

Что за золотое платье у берёзы на плечах? (Крона дерева с жёлтыми листьями)

8 слайд

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром? (Зимой)

9, 10 слайды

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

Разве у берёзы есть белый сарафан? (Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном)

11, 12, 13 слайды

Древние славяне считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Её называли деревом счастья. Берёза – щедрое и доброе дерево.

В христианские времена берёза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом тёплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Накануне праздника в лесу рубили зелёные берёзовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Берёзовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.

2. Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёза стояла»


3. Дети рассказывают стихи.


1. Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

2. Белая берёза –

Милая сестра.

Ты расти не бойся

Злого топора.

3. Белая берёза,

Птицы по ветвям.

Я тебя в обиду

Никому не дам.


Берёза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб. Овёс сей, когда берёза распускается. Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к берёзам. Если весною берёза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперёд – мокрое. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. О том, какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны. Снизу – поздней, а если равномерно – средней. И зиму берёзы могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

14 слайд

Отгадайте загадки:

Она весну встречает, серёжки одевает?

Накинута на спинку зелёная косынка?

Её узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете?

Стоят столбики белы, на них шапочки зелены? (Берёза)

15, 16, 17 слайды

Издавна люди плели из берёзы лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Люди пьют полезный берёзовый сок, парятся берёзовыми вениками, моют голову отваром берёзовых листьев. Собирают дёготь, из которого изготавливают дегтярное мыло. Из молодых веточек берёзы делают банные веники.

18, 19 слайды

Белую кору берёзы называют берестой. В бересте есть своеобразные отдушины, это крупные чёрные чёрточки – чечевички. Береста – верхний слой берёзы. Берёза может прожить до 150 лет.

20, 21 слайды

Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления фанеры и паркета. Из берёзы делают мебель и лыжи. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.

22 слайд

Серёжки у берёзы – это собранные вместе плоды. Плоды берёзы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.

Ребята, давайте немного отдохнём и изобразим красивых берёзок.

4. Физминутка «Берёзка»

Все движения выполняются плавно с использованием художественного слова.

Берёза моя, берёзонька (движение рукой в сторону – вверх)

Берёза моя кудрявая! (то же левой рукой)

Стоишь ты, берёзонька (поднять руки вверх)

Посреди долинушки. (опустить руки)

На тебе, берёзонька (руки вытянуть вперёд, ладошки вверх)

Листья зелёные. (опустить руки)

Под тобой берёзонька (наклониться вперёд, руки развести в стороны)

Трава шёлковая (движение руками вправо, влево)

Венки вьют, плетут. (вращение руками перед собой)

Поэты, музыканты, художники всегда воспевали образ русской красавицы берёзки. Вот пейзажи знаменитых художников И.И.Левитана, Е.Е.Волкова и др.

5. Рассматривание альбома с пейзажами, на которых изображена береза, поделок и рисунков, посвященных березе.

Рассмотрим выставку поделок и рисунков, выполненных детьми вместе с родителями. Давайте и мы с вами превратимся в художников и создадим свою, милую сердцу берёзку в весеннее время года, в весеннем наряде, с весенней причёской.

Заключительная часть.

Молодцы! У вас такие красивые и замечательные деревья получились. А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Я очень люблю свою (Родину, Россию и т. д.)

Сегодня мы говорили о (берёзке и т. д.)

Кора берёзы называется (береста)

Весной может утолить жажду (берёзовый сок)

Из берёзы делают (мебель, паркет, берёзовые веники и т. д.)

Я горжусь (своей природой, Родиной)

Вот как много нового мы рассказали о русской берёзе, которую не зря считают символом нашей страны России.


Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то