«Адмирал Григорович» против «Арли Бёрк»: что сделает наш фрегат с кораблями США. Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? Сколько ракет несет адмирал григорович

В Санкт-Петербурге на церемонии спуска на воду дизель-электрической подводной лодки «Колпино», шестой и последней в серии субмарин проекта 636.3 (проект «Варшавянка») для Черноморского флота, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев сделал удивительное заявление: «Вся программа испытаний отработана на Балтийском флоте, необходимости в переходе на Северный флот нет, поэтому подлодка „Колпино“ отправится сразу к месту постоянной дислокации — порт Новороссийск».

Это выглядит странным потому, что все пять предыдущих «Варшавянок», построенных на Адмиралтейских верфях для пополнения 4-й отдельной бригады ПЛ, разворачиваемой в Новороссийске, после подъема Андреевского флага неизменно вначале совершали переход из Балтики в Баренцево море. Только там можно полноценно провести глубоководные погружения и испытательные пуски главного оружия этих кораблей — высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр». В Балтийском море для этого нет совершенно никаких условий.

Дело в том, что предельная глубина погружения большинства подводных лодок, в том числе «Варшавянок», порядка 300 метров, рабочая — до 240 метров. А средняя глубина мелководной по преимуществу Балтики — всего 51 метр. Есть там, правда, несколько глубоких подводных впадин. Самая серьезная из них — Ландсордтская (470 метров, севернее острова Гогланд). Но она вытянулась узким желобом так близко от финского порта Котка, что испытывать в этом районе наши новые боевые корабли невозможно без риска внезапно очутиться в территориальных водах соседней страны.

Всех этих неприятностей легко избежать в Баренцевом море (средняя глубина 222 метра), где и расположены основные полигоны боевой подготовки Северного флота. Кроме того, в заполярных водах судоходство не столь интенсивное, как на Балтике. Поэтому куда проще закрыть от посторонних обширный район для испытательных ракетных стрельб.

Словом, неслучайно все пять предшественниц ПЛ «Колпино» первые в своей биографии дальние походы совершали именно на Север. Там погружались на предельные глубины, там били «Калибрами» по безлюдному полигону Чижи в Архангельской области. И только потом докладывали о готовности к межфлотскому переходу в Новороссийск.

Однако «Колпино», стало быть, почему-то решено вводить в строй по сокращенной программе. Что там с ее погружениями, на какие глубины она ходила — неизвестно. Но точно этот экипаж ни разу не стрелял своими крылатыми ракетами. Во всяком случае, сообщений об этом не было, а такой факт в тесном и чрезвычайно оживленном Балтийском море невозможно утаить. Как минимум — от иностранных наблюдателей. Однако и они по этому поводу пока не проронили ни слова.

Стало быть, в Новороссийск «Колпино» скоро выйдет с неиспытанным до конца ракетным комплексом. Даже если по пути в восточном Средиземноморье наши подводники нанесут удар «Калибрами» по объектам террористов в Сирии (как это в декабре 2015 года проделал экипаж проследовавшей тем же маршрутом подводной лодки «Ростов-на-Дону»), риск неудачи все равно достаточно серьезен. Но на него главкомат ВМФ просто вынужден идти. Почему? Согласитесь, эти явно необычные и даже, возможно, чрезвычайные меры требуют хоть каких-нибудь внятных объяснений.

На мой взгляд, всему этому есть единственное оправдание: самый воюющий из наших флотов сегодня на Черном море. Он всеми силами обеспечивает боевые действия на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье. Но ЧФ требуется срочно пополнить. Потому что процесс его модернизации, активно начавшийся в 2015—2016 годах, внезапно опасно затормозился. Впрочем, прежде, чем поговорить о причинах этого, расскажем о результатах.

На сегодня они таковы: в распоряжении командующего Черноморским флотом остался единственный надводный корабль, вооруженный современными крылатыми ракетами «Калибр» — фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». Базировавшиеся в Севастополе малые ракетные корабли проекта 21631 (проект «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» прослужили там на удивление недолго. Они пришли в Крым в ноябре 2015 года. А два с половиной месяца назад, прямо с боевой службы у берегов Сирии, в сопровождении буксира «Виктор Конецкий» были направлены на усиление еще более обескровленного Балтийского флота.

В Черное море успели прийти и три «Варшавянки» — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол». На каждой — по четыре ракеты «Калибр». Если приплюсовать сюда восемь таких же установок «Адмирала Григоровича», то суммарный залп Черноморского флота этим оружием в самом лучшем случае составит всего 20 ракет. Существенно меньше, чем было в одном только знаменитом ударе Каспийской флотилии по целям на сирийской земле 7 октября 2015 года. Тогда, напомню, стартовали 26 крылатых ракет.

Если угодно, можно предложить и еще одно печальное для нас сравнение: один лишь американских эсминец типа «Арли Берк» способен сегодня подобным оружием (крылатыми ракетами «Томагавк») нанести удар втрое более мощный, чем пока весь ЧФ. Поскольку каждый такой корабль имеет до 56 пусковых установок для «Томагавков». А одна атомная подводная лодка типа «Огайо» несет на борту и вовсе до 154 КР «Томагавк».

Понятно, что для серьезных и продолжительных боевых действий нынешние возможности черноморцев выглядят более чем скромно. А о том, как остро необходимы нам «Калибры», говорит такой факт: всего за полгода, которые фрегат «Адмирал Григорович» успел прослужить в Севастополе, он трижды (с учетом межфлотского перехода с Балтики) нес боевую службу в составе нашего оперативного соединения в Средиземном море. То есть, корабль совершенно очевидно используется в режиме пожарной команды, без хоть сколько-нибудь значительных перерывов на ремонт, боевую подготовку и отдых экипажа.

Без сомнения, это тревожит и главкомат ВМФ, и Министерство обороны РФ. Там прикладывают просто титанические усилия, чтобы ЧФ срочно пополнить. Каков результат?

Честно говоря, результат пока не очень. Часть новых кораблей построены, но до Севастополя и Новороссийска по разным причинам никак не доберутся. Строительство других столкнулось с непредвиденными трудностями.

Вот конкретика. Собрат «Григоровича» фрегат «Адмирал Эссен» в состав ЧФ включен в июне 2016-го. Переход в Севастополь был спланирован на октябрь, однако в ходе испытаний корабль получил серьезные повреждения обоих винтов и линии вала. Был снова поставлен в док. Вышел из него, но когда начнет межфлотский переход — неизвестно.

Такой же фрегат «Адмирал Макаров» флоту до сих не передан, хотя до ума доводится уже без малого пять лет. Почти столько же, как «Адмирал Григорович». Но тот хотя бы был головным в серии, что многое объясняет. Серийные корабли обычно вводят в строй намного быстрей первенца. Спущен на воду полтора года назад, продолжает серию испытаний на Балтике. Дата перехода в Севастополь не определена.

Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар», четвертая в серии, в боевой состав ЧФ передана 5 ноября 2015 года. Но балтийских вод не покинула до сей поры. Причина — столкновение под водой в апреле прошлого года во время испытаний, предположительно, с польской субмариной «Ожел». Погнутые выдвижные устройства вынудили «Краснодар» встать в ремонт, которые завершен сравнительно недавно.

Пятый корабль «Великий Новгород» завершил испытания, ЧФ формально получил его в октябре 2016-го. Через месяц — еще и уже упомянутую ПЛ «Колпино». Но когда и они возьмут курс на Новороссийск, пока не объявлено.

Мечталось, что параллельно черноморцев примутся активно пополнять и кораблестроители Зеленодольска. Там для этой цели заказаны шесть патрульных кораблей (фактически — корветов с ракетами «Калибр») проекта 22160. Головной из них — «Василий Быков» — заложен почти три года назад, но неизвестно даже, когда будет спущен на воду.

В Зеленодольске же взамен ушедших на Балтику «Серпухова» и «Зеленого Дола» строят для черноморцев и четыре других малых ракетных корабля проекта «Буян-М». Первый назван «Вышний Волочек». Но его создание тянется недопустимо долго для боевой единицы столь скромного водоизмещения — уже три с половиной года. Причина — германские двигатели MTU, что на заводе успели поставить на первые «Буяны-М», попали под санкции и больше нам не поставляются.

Мы пытались оперативно исправить ситуацию собственными силами. В 2015 году генеральный директор зеленодольского завода Ренат Мистахов публично пообещал достойную замену дизельным двигателям из Германии отечественными агрегатами из Коломны и Санкт-Петербурга. Как говорится, не срослось. После долгих мытарств на новые «Буяны-М» решено ставить китайские дизели CHD622V20. По сути — те же немецкие, только сильно устаревшие, в Германии разработанные в 80-х годах прошлого века. Теперь, стало быть, они пригодились нам на новейшие малые ракетные корабли с «Калибрами». Судя по всему, флот их готов принять и такими, если других ждать не приходится. Потому что время не терпит.

Стоит ли после этого удивляться, что ракетную дизель-электрическую подводную лодку «Колпино» главком ВМФ адмирал Королев готов с распростертыми объятиями принять под свое начало даже не до конца испытанной? Лучше такое пополнение, чем никакого. Ведь войне в Сирии не видно конца.

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица Земли небольшие страны - целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.

Один из таких кораблей - фрегат «Адмирал Григорович» судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем,но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.

Качественно новый

Необходимость кардинально обновить отечественный военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил - не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.

В каком-то смысле, фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота стали настоящей находкой - универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.

«Адмирал Григорович» - знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи - будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов - «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота - настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако, прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.

Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики - максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам - даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.

Круговая оборона

Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356 - один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считанные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как «боевой» - никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.

Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющая системой «Требование-М» - пеленг, дальность, курс и скорость цели - лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга для - одна из самых высокопроизводительных в мире.

«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», - поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается так же, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.

Специалисты отмечают так же, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов - от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке, до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.

Из всех орудий

Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника не единственное, чем может похвастаться новейший сторожевик. «Калибр-НК» - новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, так же входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно - после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.

Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно занял место в качестве основного ракетного вооружения кораблей - прежде, чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.

«По большому счету, что «Адмирал Григорович», что другие корабли проекта будут починены одной единственной цели - максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», - поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач перед сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.

Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». 100-мм пятнадцатитонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту в адрес любого противника. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечают ЗРАК «Палаш» тульского КБП - единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.

Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.

По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят боевые возможности ЧФ в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.

Дмитрий Юров

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.

Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.

Посмотрим, чем именно разжился российский флот.

«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»

Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.

“ Мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с корпусами из стеклопластика ”

Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.

Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».

Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.

Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.

Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.

Фото: sdelanounas.ru

За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.

Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.

Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.

На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.

Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.

Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.

При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.

К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий госиспытания.

В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.

«Великий Новгород», «Колпино»

Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.

«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.

Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.

Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.

Морской тральщик «Александрит»

Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.

Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.

Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.

«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.

Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.

«Полярная звезда»

Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.

Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.

Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.

У проекта наверняка большое будущее.

«Проворный», «Надежный»

Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».

Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.

Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.

Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.

Два катера проекта 21980 «Грачонок»

«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.

Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.

Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.

Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.

Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»

Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.

Из 30 запланированных 22 уже построены.

Виды на экспорт

Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.


Стоимость кораблей для ВМФ РФ (млрд руб.)

ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.

Вспомогательные суда

Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.

Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.

В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.

Модернизация

Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.

После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.

Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.

АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.

Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.

Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.

Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.

Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.

#проект 11356 #«Замволт» #«Тальвар» #проект 636.3 #проект 12700 «Александрит»

В Новороссийскую военно-морскую базу прибыли малые ракетные корабли (МРК) «Зеленый Дол» и «Серпухов». Они построены на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького по проекту 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. После ходовых и государственных испытаний их планируется до конца текущего года ввести в состав Черноморского флота. Это четвертый и пятый МРК данной серии. Первые три уже успешно несут службу на Каспии, а еще четыре строятся.


А 10 августа Екатерининскую гавань Полярного покинула большая дизель-электрическая подводная лодка Б-261 «Новороссийск» – головная субмарина проекта 06363 «Палтус» разработки ЦКБ МТ «Рубин», построенная «Адмиралтейскими верфями» и сданная флоту в прошлом году. Она тоже взяла курс на Новороссийск, к которому приписана. К месту назначения подлодка должна прибыть 25 сентября.

МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» объединяет с ДЭПЛ «Новороссийск» не только то, что они «первые ласточки» обновления Черноморского флота, но и наличие на их борту ракетных комплексов «Калибр» (известных в экспортном исполнении, как Club, то есть «Дубина»), которые предназначены для нанесения ударов по надводным и береговым целям. Эти ракеты разработаны екатеринбургским ОКБ «Новатор», входящем в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей».



Подводная лодка «Новороссийск» специально была направлена на Север, чтобы ее экипаж мог отработать курс боевой подготовки, в том числе погружение на максимальную глубину, а также стрельбу «калибрами». 3 августа эта субмарина успешно завершила программу испытаний ракетного комплекса, выполнив пуск крылатой ракеты из акватории полигона в Баренцевом море по мишени на полигоне Чижа в Архангельской области. Скоро это же упражнение предстоит сделать подводным лодкам Черноморского флота «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол», которые уже сданы флоту. За ними последуют ДЭПЛ «Краснодар», проходящая сейчас заводские ходовые испытания на Балтике, и строящиеся на «Адмиралтейских верфях» «Великий Новгород» и «Колпино».


Пуск ракеты комплекса «Калибр-ПЛ» с подводной лодки.


Каждая лодка проекта 06363 подводным водоизмещением 3950 т вооружена 14 торпедами и 4 крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Как уже отмечалось, ими можно поражать морские и береговые цели. Корабли атакуются на дальности до 300 км, а наземные объекты в зависимости от модификаций ракет от 300 – до 2500 км.


Старт «Калибра» с борта МРК «Град Свияжск».


Собственно «Калибр» – целое семейство ракет, которое имеет множество вариантов, предназначенных для Вооруженных сил РФ и зарубежных заказчиков. Есть модификации для Сухопутных войск и для ВВС, но наибольшее распространение эти ракеты получили на флоте. Они производятся для вооружения подводных лодок («Калибр-ПЛ») и надводных кораблей («Калибр-НК»).

Ракеты семейства «Калибр» имеют общего предка – крылатую ракету стратегического назначения КС-122 со 100-килотонной ядерной боевой частью комплекса C-10 «Гранат» разработки того же «Новатора». В 1984 г. он был принят на вооружение ВМФ СССР для подводного старта из 533-мм торпедных аппаратов АПЛ. Ракета оснащалась инерциальной системой наведения и могла в автоматическом режиме огибать рельеф местности, то есть на малых высотах незаметно «подкрадываться» к объектам атаки, находящимся на дальности более 2500 км. А ими могли быть органы военного и государственного управления, военные базы, важные промышленные предприятия и другие подобные цели.


Первый пуск «Калибра-НК» был произведен РК«Дагестан».

О гибких возможностях комплекса «Гранат» свидетельствует стрельба им 2 декабря 1993 г. во время несения боевого дежурства на Тихом океане многоцелевой атомной подводной лодкой К-391 «Кит» (сейчас называется «Братск») проекта 971 «Щука-Б» под командованием капитана 2-го ранга Сергея Игишева. Эта АПЛ успешно запустила из-под воды две крылатые ракеты КС-122 по разным целям.


С борта АПЛ «Северодвинск» стартует ракета «Калибр-ПЛ».


Крылатые ракеты семейства «Калибр» оснащаются обычными боевыми частями (проникающими фугасными, осколочно-фугасными или кассетными) массой в зависимости от модификации от 220 до 450 кг. Они относятся к высокоточным боевым средствам. Ракеты «Калибр» классов «корабль – берег» и «подводная лодка – берег» могут использоваться в качестве средств неядерного стратегического сдерживания. Что особенно актуально в условиях нынешней напряженной международной обстановки из-за попыток НАТО продвинуться еще дальше на Восток. Кроме того ракеты этого класса не подпадают под запреты и ограничения Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

Очевидно, именно поэтому мы являемся свидетелями массовой «калибризации» российского ВМФ. Первым комплекс «Калибр-НК» получил ракетный корабль 2-го ранга «Дагестан» проекта 11661К разработки Зеленодольского ПКБ и постройки Зеленодольского завода имени А.М. Горького. Он вошел в строй ВМФ 28 ноября 2012 г. после того как выполнил успешную стрельбу «Калибром» по наземной цели. За ним последовали три МРК проекта 21631 «Буян-М»: «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Эти небольшие корабли полным водоизмещением 949 т несут по восемь ракет «Калибр-НК» в вертикальных пусковых установках УКСК, из которых можно также стрелять сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». В сентябре 2013 г. «Град Свияжск» вслед за «Дагестаном» успешно отстрелялся «Калибром-НК» по наземной цели.


АПЛ «Северодвинск» – носитель крылатых ракет «Калибр-ПЛ».


Освоение «Калибра» подводниками началось с новейшей многоцелевой атомной подводной лодки К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» разработки СПМБМ «Малахит» и постройки Севмаша. В 2013-2014 гг. с борта этой АПЛ было выполнено несколько стрельб крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» из надводного и подводного положений. Субмарина может нести до 32 таких ракет. Ими будут оснащаться еще шесть атомоходов этого типа.


Пуск ракеты «Калибр-НК» фрегатом «Адмирал Григорович».


Сейчас на российских заводах «Звезда» и «Звездочка» проходят глубокую модернизацию несколько подводных лодок третьего поколения по проектам 949АМ и 971М, в том числе и «Братск», некогда виртуозно отстрелявшийся по двум целям «гранатами». Они получат на вооружение комплекс «Калибр-ПЛ». Субмарины проекта 949АМ, например, станут носителями 72 крылатых ракет «Калибр-ПЛ» и «Оникс».

Благодаря наличию крылатых ракет атомные и дизель-электрические подводные лодки могут теперь не гоняться по морям и океанам за судами, перевозящими стратегические грузы, а поражать их прямо в портах, атакуя с «пистолетных» и дальних дистанций. Вообще номенклатура береговых целей – самая широкая. И наносить удары по ним можно с самых разных направлений, в том числе недостаточно защищенных средствами ПВО/ПРО. Это относится и к надводным боевым кораблям с такими ракетами. Недалек тот час, когда российские подводные лодки, МРК и другие надводные корабли смогут держать под прицелом все важные объекты в Европе и на Ближнем Востоке. А объектами потенциальных атак АПЛ станут Соединенные Штаты.


Фрегат «Адмирал Григорович» – головной проекта 11356Р/М – носитель ракет «Калибр-НК».


Сейчас проходит испытание сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Григорович» проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. Он тоже является носителем «калибров» в вертикальных пусковых установках. Но он в отличие от РК «Дагестан» и МРК типа «Буян-М» может оснащаться и противолодочной версиями «калибров» – баллистическими ракетами 91РТЭ2, способными поражать неприятельские субмарины на дальностях 40 км.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» сейчас готовится к спуску на воду сторожевой корабль «Адмирал Макаров» – третий этого семейства. Возобновились работы на двух следующих кораблях «адмиральской серии», и готовится закладка шестого фрегата – «Адмирала Корнилова», как и все предыдущие тоже предназначенного для пополнения Черноморского флота. Очевидно, удается решать проблемы с газотурбинными энергетическими установками, поставки которых были прекращены николаевским предприятием «Зоря-Машпроект» по приказу из Киева.


Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 может нести до 16 ракет «Калибр-НК» и «Оникс».


«Калибрами» будут вооружены и фрегаты 22350 разработки Северного ПКБ и постройки Северной верфи, головной из которых – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» тоже проходит испытания. В их носовой части размещены два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 с шестнадцатью ракетами «Калибр-НК» или «Оникс». В них же будут «обитать» и противолодочные 91РТЭ2.

Наконец нельзя не сказать о новейшей разработке ЦМКБ «Алмаз» – малом ракетном корабле (малом мореходном корвете) проекта 22800 «Каракурт». Как сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), завершается работа по техническому проекту МРК водоизмещением около 800 т, который тоже сможет нести до восьми ракет комплекса «Калибр-НК». Закладка головного корабля этого типа возможна в конце этого – начале будущего года. По словам главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, предполагается заказать для Российского флота не мене 18 кораблей этого типа.


Скоро начнется строительство МРК проекта 22800 «Каракурт» – носителей комплексов «Калибр-НК» и «Оникс».


Весьма перспективным, на наш взгляд, является размещение «калибров» в стандартных 40-футовых контейнерах (комплекс «Калибр-К») с установкой их на суда коммерческой постройки, в том числе класса «река-море». Эти замаскированные плавающие арсеналы могут бегать по морям и рекам и быть незамеченными.

Широкой популярностью пользуются экспортные комплексы Club-S. Они состоят на вооружении более двух десятков дизель-электрических подводных лодок ВМС Алжира, Вьетнама, Индии и Китая. На них с нескрываемым вожделением смотрят иранские моряки.

На Западе хорошо понимают силу «калибров». Недаром этому комплексу там присвоили название Sizzler, что в переводе с английского означает «нестерпимый жар».

Предупреждение Москвы о готовности топить корабли ВМС США возле Сирии вряд ли остановит Пентагон

Мир продолжает гадать на кофейной гуще: возможно ли прямое военное столкновение нашей и американской военных машин в Сирии? Эта тема добела раскалилась после обмена крайне рискованными заявлениями между постпредом США при ООН Никки Хейли и начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ генералом армии Валерием Герасимовым.

Напомню: вначале 12 марта длинноволосая брюнетка Хейли с простодушной улыбкой провинциальной официантки с трибуны ООН заявила, что ее соотечественники в погонах готовы даже и безо всякой санкции мирового сообщества к нанесению ракетных ударов по территории суверенной Сирийской Арабской Республики. А чтобы стало понятней, о чем она ведет речь, постпред напомнила, что за предыдущим подобным предупреждением Вашингтона с той же трибуны последовали реальные боевые действия 6-го флота ВМС США - эсминцы «Портер» и «Росс» 7 апреля 2017 года отстрелялись 59 крылатыми ракетами «Томагавк» по авиабазе ВВС Сирии Шайрат (провинция Хомс).

Результат того удара, правда, оказался курам на смех. По сообщению наших военных, оперативно выехавших на расстрелянный аэродром, до цели долетели всего лишь 29 штатовских «Томагавков». Эксперты объяснили столь плачевный для 6-го флота итог операции противодействием неких таинственных, но очень эффективных новейших российских средств радиоэлектронной борьбы, сбивших большинство ракет с курса.

Как бы там ни было, по сведениям Минобороны РФ «Томагавками» было уничтожено всего шесть старых сирийских истребителей МиГ-23 - вместе с бетонными укрытиями, в которых те стояли. А еще - склад материально-технического имущества, учебный корпус, столовая и радиолокационная станция. Негусто для удара такого масштаба.

Правда, за рубежом (в частности, в Израиле) настаивали, что на самом деле в Шайрате оказались пораженными 44 цели. Некоторые из них - дважды. В чем, понятно, заключался прозрачный намек, что практически все заокеанские крылатые ракеты свои задачи выполнили. И никакая российская РЭБ им нипочем.

Кто говорит правду, а кто лукавит - это, как обычно на войне, покрыто пропагандистским туманом. Скорее всего, как обычно при таких обстоятельствах, привирают обе стороны. Однако никто не опроверг главного и разочаровывающего Пентагон факта: уже на другой день после атаки с аэродрома Шайрат снова поднимались в небо самолеты ВВС Сирии. Тогда стоило ли сотрясать воздух «Томагавками»?

Столь подробно о той давней истории нас заставляет рассказывать новая угроза Никки Хейли. Потому что в случае, если постпред США не блефует, ситуация с новым ракетным ударом американцев может оказаться качественно иной. Потому что из контекста сказанного следует, что на сей раз мишенью Пентагона вероятно станет столица Сирии Дамаск. Точнее - комплексы правительственных зданий и оборонное ведомство этой страны. А них нынче - и этого никто в Москве не скрывает! - работает множество российских специалистов. Прежде всего - наши представители в Центре примирения враждующих сторон и военные советники.

Таким образом, целями обещанных Хейли ракетных ударов впервые становятся и наши соотечественники.

Это обстоятельство заставило Москву тут же сыграть на опережение. На другой день на селекторном совещании в Минобороны РФ генерал Герасимов не оставил сомнений в том, что ответ Москвы будет жестким: «в случае возникновения угрозы российским военным в Сирии» огонь будет открыт не только по ракетам, но и по их носителям. Что это означает?

Видов носителей крылатых ракет в акватории Средиземного моря у американцев всего два - боевые корабли (в том числе и атомные подводные лодки) и самолеты. Стало быть, в прицелах нашей оперативной группировки в Сирии окажутся именно корабли и самолеты под звездно-полосатыми флагами. И это тоже впервые на сирийской войне.

Вы представляете себе ситуацию: один или несколько эсминцев или крейсеров ВМС США отправляются на средиземноморское дно с торчащими в бортах высокоточными крылатыми ракетами российских комплексов «Калибр» или «Бастион»? Или после боевого применения гиперзвуковых крылатых ракет «Кинжал», которые, как сообщил человечеству Владимир Путин, с конца минувшего года уже подвешены под фюзеляжи МиГ-31 и ждут своего часа на одном из аэродромов Южного военного округа Вооруженных сил РФ? Знаменитый Карибский кризис 1962 года тогда наверняка покажется миру милыми детским играми в песочнице.

Совершенно точно осознавая эту опаснейшую реальность, в тот же день Герасимов обсудил складывающуюся обстановку со своим американским коллегой - председателем комитета начальников штабов ВС США генералом Джозефом Данфордом. Как лаконично сказано в официальном сообщении, «стороны договорились продолжить двухсторонние контакты». Ну, и слава богу, если так. Хотя о разрыве подобных контактов, продолжающихся с 2015 года, никто и не объявлял. Что не помешало американцам поставить все же мир на уши.

Тем временем, похоже, на самом деле эскалация продолжается. Вы помните, как на следующий день после ракетного удара 6-го флота ВМС США по Шайрату, из Новороссийска к месту событий срочно был направлен ракетный фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» с «Калибрами» на борту? Судя по всему, тогда экипажу не дали даже минимально необходимого времени для подготовки к боевой службе. Просто сыграли приготовление «К бою и походу». И - вперед!

Даже пополнить запасы было некогда. Моряки это делали уже на ходу с судов обеспечения постоянного оперативного соединения РФ в Средиземном море. Настолько экстраординарно все выглядело с точки зрения Москвы.

Нечто подобное происходит и в эти дни. Уже упомянутый головной фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» давно у побережья Сирии. Ему в помощь из Севастополя экстренно вышел второй и последний в Севастополе на сегодняшний день фрегат того же типа «Адмирал Эссен».

К несчастью, на Балтике как-то подозрительно надолго застрял еще один фрегат того же проекта «Адмирал Макаров», после многочисленных испытаний и доработок с горем пополам принятый в состав ЧФ под самый минувший Новый год. Судя по всему, после торжественного подписания акта передачи корабля флоту и вручения премий строителям теперь на «Адмирале Макарове» торопливо устраняют многочисленные недоделки. И у Сирии он нам пока не помощник.

Нисколько не сомневаюсь: успел бы «Адмирал Макаров» к нынешнему опаснейшему политическому кризису добраться до своей главной базы - сегодня экстренно выпихнули бы от севастопольского причала в Средиземное море и его.

Откуда такой пожар? А все, полагаю, потому, что в нашем Генштабе хорошо понимают: можно сколько угодно делать страшное лицо в сторону Америки. Но на самом деле грозить 6-му флоту ВМС США с сирийской земли нам собственно, нечем. Ударных кораблей в Средиземном море у России, как обычно в последние годы - раз, два и обчелся. Собственно, эти «раз» и «два» - именно «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» и есть. Как говорится «Расчет окончен».

Таким образом, шестнадцать ракет комплекса «Калибр-НК» на двоих. Маловато будет против даже одной типовой ударной авианосной группы ВМС США. Ведь состоит такая группа из ударного авианосца, трех эсминцев и ракетных крейсеров эскорта, трех десантных судов с десантом морской пехоты на борту и минимум одной многоцелевой атомной подводной лодки. А на днях через Гибралтар в направлении Сирии проследовала еще и ударная группа ВМС США во главе с универсальным десантным кораблем «Иводзима». В состав ударной группы также входят десантно-вертолетный корабль-док «Нью-Йорк», десантный корабль «Оак Хилл» и корабль снабжения «Уильям Маклин». Словом, даже в теории целей для двух российских фрегатов слишком много. И это сильно девальвирует угрозы начальника российского Генштаба Герасимова.

Как же так? Ведь еще в конце февраля российское военное ведомство сообщило, что в составе постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море «действуют порядка 15 боевых кораблей и судов обеспечения»? Это-то так. Но на перечень конкретных боевых единиц этой как бы эскадры в свете происходящих событий без слез не взглянешь. Все сшито по принципу «С бору по сосенке».

Кроме двух упомянутых ракетных фрегатов, в Средиземном море Россия имеет на сегодня большие десантные корабли «Цезарь Куников», «Орск» и «Минск», морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», спасательное буксирное судно СБ-739, плавучую мастерскую ПМ-138, учебный корабль «Перекоп», средний разведывательный корабль «Экватор». Ну и кое-что помельче. Вроде вспомогательных судов и патрульных катеров типа «Раптор», охраняющих рейд Тартуса.

Можно с большой долей уверенности предположить, что где-то в глубинах Средиземного моря, в восточной его части, боевую службу сегодня скрытно несут одна-две наши многоцелевые ракетные атомные подводные лодки. Хорошо если хотя бы так. Но их присутствие никто и никогда официально не раскрывает. Поэтому суммировать к перечисленному и боевой потенциал подводников невозможно.

Но как бы то ни было, против авианосцев этот разношерстный отряд, согласитесь, в любом случае как-то не впечатляет.

Можно, конечно, уповать еще на боевую авиацию с аэродрома Хмеймим. Однако ее состав в последнее время сильно сокращен и что-то пока не слышно о решительном наращивании сил и на этом направлении.

Поэтому очень похоже, что решительный тон генерала Герасимова в адрес американцев реальной боевой силой Москве, увы, пока не подкрепить. Тогда выходит - слова начальника Генштаба - простое сотрясание воздуха.

Как, кстати, уже не раз происходило во время войны в Сирии. К примеру - 6 октября 2016. В тот день официальный предстатель Минобороны РФ тоже грозно и публично предупреждал США: «Любые ракетные удары по территории, контролируемой сирийским правительством, создадут явную угрозу российским военнослужащим. Обращаю внимание горячих голов, что после нанесения 17 сентября самолетами коалиции удара по сирийским войскам в Дейр-эз-Зоре мы приняли все необходимые меры для исключения любых подобных ошибок в отношении российских военнослужащих и военных объектов на территории САР».

Ровно через полгода ракетный удар с американских эсминцев по авиабазе Шайрат и последовал. А что же мы? Да ничего. Снова угрожающе повели бровями.

Кстати, недостаток сил у ВМФ РФ в этой «горячей точке» нашему военному руководству, безусловно, известен лучше, чем кому бы то ни было. Видимо, поэтому американские крейсеры и эсминцы от Сирии на очередном пике кризиса мы не в первый раз отгоняем весьма нетрадиционным способом.

Так, на минувшей неделе Москва выпустила так называемое «международное извещение для авиационного персонала NOTAM и навигационное предупреждение для мореплавателей». В нем говорилось, что понедельник, 12 марта, корабли ВМФ России могут провести пуски ракет из акватории восточного Средиземноморья у побережья Сирии. И указывались точные координаты опасного для любых кораблей и самолетов очень обширного района.

Естественно предположить, что 6-й флот ВМС США во избежание неприятностей на время отошел от побережья Сирии. Стрельбы в понедельник не состоялись. Но, извините, это уже наше внутреннее дело - стрелять или не стрелять? Проводить учения или отложить их?

Скорее всего, во вторник американцы уже стоял на якорях на прежних позициях. Но хотя бы краткая передышка на этой войне нами была получена. Возможно - до захода в Средиземное море «Адмирала Эссена».

Поэтому и сегодня все в Сирии выглядит очень тревожно. И аналогии с Карибским кризисом не дают покоя.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то