Новый корабль-музей "беспокойный" в кронштадте. Эсминец "Беспокойный": история и фото Настоящее время где находится корабль эм беспокойный

Вот он, настоящий защитник отечества - 156-метровый Беспокойный монстр. Имеет на вооружении 8 уникальных (не имеющих аналогов в мире) противокорабельных ракет типа Москит, две пусковые установки зенитных ракет Штиль, 130мм двухорудийный артиллерийский комплекс дальнобойностью более 20 км и кучу всего еще. Также эсминец может нести на борту палубный вертолет Ка-27.

Эскадренные миноносцы проекта 956 - миноносцы третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса «эскадренный миноносец». Проектный шифр - «Сарыч», кодовое обозначение НАТО - Sovremenny class destroyer.

Эсминец Балтийского Флота «Беспокойный» - это много целевой боевой быстроходный маневренный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника. Корабль используется для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем, а также для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Корабль заложен на заводе им. А. А. Жданова 8 апреля 1987 года, спущен на воду 9 июня 1990 года. 29 февраля 1992 на корабле был поднят Андреевский флаг.

Технические данные:
Мощность: 100 000 л. с.
Скорость: 18,4 узла экономичная, 32,7 узла полная.
Автономность плавания: 30 суток.
Дальность плавания: 1345 миль на 33 узлах, 3920 миль на 18 узлах.
Водоизмещение: 8000 тонн.

АК-130 - корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм. Дальность стрельбы до 23 км.

С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.

При помощи пятнадцати главных непроницаемых переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. Основные корпусные конструкции, а также фундаменты и подкрепления изготовлены из низколегированной стали. В надводной части корпуса в районах наибольшей концентрации напряжений применены стальные листы с повышенным пределом текучести. В корму от кормового машинно-котельного отделения размещены две продольные переборки, обеспечивающие повышенную жёсткость кормовой оконечности.

Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов АК-130 позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов. Эсминцы проектов 956 стали первыми кораблями подобного класса, оснащёнными этими установками.

Также орудие благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).

Корабли проекта 956 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции с S-ной седловатостью в носовой части, обеспечивающей незаливаемость палубы, а также обеспечение всех углов обстрела носовой артиллерийской установки.

Противокорабельное вооружение эскадренных миноносцев проекта 956 представлено противокорабельным комплексом «Москит» (начиная с эсминца «Беспокойный» устанавливался усовершенствованный комплекс «Москит-М» с ракетой ЗМ-82) с двумя счетвёренными ненаводящимися пусковыми установками, в которых находится восемь противокорабельных ракет. Дальность полёта ракет - 120 км (у «Москита-М» увеличена до 170 км), вероятность попадания даже в условиях активного радиопротиводействия равна 0,94-0,99 коэффициента. Маршевая скорость полёта - 2,5-3 Маха, стартовая масса 3930 кг, масса боевой части - 300 кг. Корабельная система управления (КСУ) позволяет выполнить восьмиракетный залп всего за 30 секунд.

Боевая живучесть эскадренных миноносцев проекта 956 обеспечивается за счёт выделения стальными конструкциями в корпусе корабля в местные противопожарные зоны погребов боезапасов, взрывоопасных помещений и отсеков энергетической установки.

Как и все корабли третьего поколения эскадренные миноносцы проекта 956 не имеют архитектурной радиолокационной защиты. Большое количество радиолокационных антенн, размещённых на кораблях проекта, прямостенные участки борта и надстроек при плавании «на ровный киль» вследствие переотражения с гладкой поверхностью моря дают значительные значения ЭПР (Эффективная площадь рассеяния). Эскадренные миноносцы этого проекта имеют в семь раз большую ЭПР, чем французские фрегаты типа «Лафайет», но при качке разница сокращается втрое

В дуэльной ситуации «кто кого» после израсходования с обеих сторон противокорабельных ракет и при отсутствии авиационного прикрытия эскадренный миноносец проекта 956 «становится хозяином положения в борьбе с любым надводным кораблём мира».

Главная энергетическая установка кораблей проекта 956 состоит из 2 эшелоннорасположенных котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 общей мощностью 100 000 л. с., один из которых расположен в носовом машинном отделении, а другой - в кормовом.

В боевом режиме корабли проекта способны находиться в море при 6-балльном волнении на скорости хода до 24 узлов. Высота волны на предельном волнении принята конструкторами в 12 метров.

Экипаж корабля - 296 человек в мирное время и 358 - в военное, из этого числа 25 офицеров и 48 мичманов, остальные матросы. И вот здесь кроется главная головная боль военных моряков. Матросы-срочники, как и солдаты сухопутных войск, служат год. Раньше период службы на флоте равнялся трем годам, потом двум. Все офицеры как один утверждают, что года категорически мало, чтобы подготовить специалиста на столь технически сложном объекте, как военный корабль. Даже если матрос попался сверходаренный, он успевает только-только освоить свою воинскую специальность и тут же уходит в запас. Выход военные видят один - увеличивать число контрактников.

Продолжение (начало - по )

Судьба второй тройки 956-х сложилась иначе, чем у первой. Они уже очень давно не выходят в море, обслуживаются сокращёнными экипажами и имеют весьма туманные виды на будущее. Тем не менее, . на них по утрам поднимают флаг и гюйс, . делают приборку, . подновляют краску . и даже (по крайней мере, на одном из них) обучают и стажируют личный состав. . Это - корабли технического резерва, из которого, если повезёт, можно вернуться в строй.

"620-й" и прочный швартовный канат как символ его сегодняшнего статуса (фото chistoprudov от 16.02.2012 )


4. " Беспокойный "

Находится в техническом резерве 2-й категории в Балтийске - главной базе (основном пункте базирования) БФ. Третий по "молодости" эсминец пр. 956 после "Адмирала Ушакова" и "Настойчивого" (23 года) - передан ВМФ 28.12.1991, флаг поднят 29.02.1992. Долгое время наряду с "Настойчивым" был представительским кораблём Балтийского флота, в роли которого регулярно демонстрировал флаг на международных морских учениях на Балтике и в ходе визитов в порты европейских стран.

Весной 2004 г. во время очередного выхода в море эсминец потерял ход . и вернулся в базу на буксире. Техническую готовность корабля удалось восстановить силами личного состава, после чего "Беспокойный" выходил в море в 2006 г. и, скорее всего - крайний раз, в 2007 г. (в последнем случае - с артиллерийскими стрельбами) (ссылка 2 ). По другим данным, крайний выход состоялся в 2009 г. (ссылка 3 ), однако эти сведения нельзя считать вполне достоверными.

Вскоре "Беспокойный" был окончательно обездвижен - по приказу командира дивизии (12 днк) с него были сняты главные двигатели и переданы на "Настойчивый" . (ссылка 2). . Есть предположение, что это было сделано в первой половине 2008 г. для того, чтобы флагманский корабль БФ, у которого вышла из строя ГЭУ, смог совершить запланированный июльский поход по странам Европы. Это событие определило судьбу "Беспокойного" на долгие годы вперёд.


"Беспокойный" в Балтийске, 26.01.2008 - возможно, ещё на ходу (фото И. Михайлова с navsource.narod. ru, 3050 пикс. )

В течение 2012-2013 г.г. в СМИ неоднократно затрагивалась тема о скором ВТГ и даже модернизации корабля, причём в некоторых публикациях о начале работ говорилось, как о свершившемся факте: "Ремонт проводится по всем направлениям, начиная от штурманского и электромеханического оборудования и заканчивая ракетно-артиллерийским вооружением и средствами связи... Надеемся, что уже к 2015 году эсминец "Беспокойный" будет отвечать самым современным требованиям, предъявляемым к боевым кораблям Военно-Морского Флота" (ссылка 4 ).

В настоящее время "Беспокойный" исполняет обязанности стационарного учебного корабля , подготавливая кадры для других, более современных и удачливых, кораблей БФ. Проиллюстрировать это можно на примере командира группы радиоэлектронной борьбы эсминца, . которого время от времени . прикомандировывают для повышения квалификации на какой-либо ходовой корабль (в частности, на корвет "Бойкий"). На "Беспокойном" же его основные обязанности заключаются в руководстве процессом подготовки личного состава для корабельных служб РЭБ Балтийского флота (ссылка 5 ).

5. " Безбоязненный "

Находится в техническом резерве 2-й категории в Фокино - одном из пунктов базирования ТОФ (бухта Абрек залива Стрелок). Эсминцу 24 года . - . передан ВМФ 28.11.1990, флаг поднят 23.12.1990. Прослужив всего 8,5 лет, в середине 1999 г. (скорее всего, в июне) был выведен в резерв из-за плохого технического состояния котлов и поставлен на прикол во Владивостоке в ожидании среднего ремонта (Ю. Апальков). В 2002-2003 г.г. "Безбоязненный" стоял в Абреке (ссылка 6 , ссылка 7 ).


"Безбоязненный" (б/н 754) у 1-го пирса в Фокино (фото без даты от пытливый808 с forums . airbase . ru ). Рядом с ним - однотипные "Боевой" и "Быстрый", позади - БДК пр. 1174 "Александр Николаев", исключённый из соства ВМФ 18.12.2006

Судя по имеющимся фотографиям ( ), по крайней мере с 02.10.2004 по 21.09.2005 корабль пытались ремонтировать в Дальзаводе, затем отбуксировали обратно в Фокино, где он был замечен 18.07.2007 ( ссылка 9 ). Есть сведения, что в конце октября 2010 г. было решено продолжить ремонт эсминца в расположенном поблизости 30-м СРЗ (пгт Дунай, зал. Стрелок) (ссылка 10 ). По некоторым данным, в безрезультатных попытках вернуть корабль в строй поучаствовал даже "лодочный" ДВЗ "Звезда" (ссылка 11 ). Как бы то ни было, "Безбоязненный" до сих пор стоит без хода у 1-го пирса в бухте Абрек.

6. " Бурный "

Находится в ремонте в ЦС "Дальзавод" (Владивосток). Самый старый из 956-х, числящихся в составе ВМФ (26 лет) - передан флоту 30.09.1988, флаг поднят 16.10.1988 . В 2003 г. прошёл ВТГ в "Дальзаводе" (04.08.2003 был там вместе с "Быстрым" - ) , . в апреле 2004 г. . в ходе учения ТОФ произвёл пуск ПКР (ссылка 13 ) , . а 18-25.08.2005 принял участие в российско-китайском учении "Мирная миссия" (Peace Mission 2005) вместе с "Шапошниковым" и "Пересветом" (ссылка 14 ).


Эсминец "Бурный" в "Дальзаводе", 24.10.2014 (фото Alex omen с ru.wikipedia.org, по клику - 2000 пикс.)

Принято считать, что "Бурный" стал в затянувшийся ремонт в "Дальзаводе" в 2005 г., т. е. вскоре после "Мирной миссии", однако каких-либо официальных (или фото-) подтверждений этому найти не удалось. . Известно только (со слов исполнительного директора предприятия), что работы на корабле начались в сентябре 2007 г. ( ссылка 15 ). С тех пор эсминец стал своеобразной архитектурной достопримечательностью завода.

Про забытый Богом корабль вспомнили только в феврале 2013 г., когда петербургский Киров-Энергомаш (дочернее предприятие Кировского завода) приступил к ремонту демонтированных с "Бурного" деталей ГТЗА. Агрегаты должны были отремонтировать и поставить на "Дальзавод" до конца года (ссылка 16 ). 24.10.2013 руководство ЦСД сообщило о завершении ремонта электромеханической установки корабля и об ожидаемом поступлении от заказчика (опять же, до конца года) технического задания на ремонт и модернизацию вооружения эсминца (ссылка 17 ).

В 2014 г. было не до "Бурного". О ходе работ на нём можно судить по внешнему виду корабля, который за год (с 20.09.2013 по 17.10.2014) . совершенно не изменился . (см. фото в конце записи). . Что касается ремонта ГЭУ, . то лучше послушать очевидца (с авторскими правками) : . "До декабря 2013 года работал на Киров-Энергомаше, который в советское время сделал 674 машины для "Сарычей" (пр. 956). Руководство Кировского завода ликвидировало лопаточное производство (без него, считай, нет турбины) и сборочно-сварочный цех. Энергомаш совсем плох : в цехах всего три станка с ЧПУ, а остальные - жуткий хлам. Я видел турбину с "Бурного". Разобрать-то разобрали, но не соберут никогда, это факт. Людей на заводе, которые помнят, как это делается, не осталось. За последние 20 лет Кировский завод не изготовил ни одной турбины" (ссылка 18 ).

Особого оптимизма цитата не вызывает, но приведена она не для того, чтобы нагнетать уныние, . а лишь для понимания первопричин 10-летнего долгостроя и возможности его завершения в ближайшем обозримом будущем. Вопрос касается не только "Бурного", но также "Беспокойного" и "Безбоязненного" - рассмотреть его планируется в 4-й части настоящего обзора.

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 19 ).

Другие фото:


"Беспокойный" и "Настойчивый" в Балтийске, 08.10.2014 (фрагмент фото Drakon 64 с forums . airbase . ru , по клику - 2690 пикс.) При увеличении . "Беспокойный" . выглядит вполне прилично . - . выкрашен, с новеньким гюйсом, все антенные посты на месте

Эсминец "Беспокойный" с младшим братом - корветом "Сообразительный", 16.02.2012 (фото mannaz с newkaliningrad.ru)


"Безбоязненный" и "Боевой", Фокино, 13.04.2014 (фрагмент фото Pim с forums . airbase . ru ) - самый свежий снимок, который удалось найти. Даже из-за дерева хорошо видно главное - гюйс (корабль - в составе ВМФ) и свежевыкрашенный борт 754-го

Сегодня все сознательные граждане выбирают президента России. По этому поводу мы добавим немного патриотизма и расскажем о настоящем защитнике отечества - 156-метровом эсминце «Беспокойный» с уникальными противокорабельными ракетами, не имеющими аналогов в мире.

Вот он, настоящий защитник отечества - 156-метровый эсминец «Беспокойный». Имеет на вооружении 8 уникальных (не имеющих аналогов в мире) противокорабельных ракет типа «Москит», две пусковые установки зенитных ракет «Штиль», 130мм двухорудийный артиллерийский комплекс дальнобойностью более 20 км и кучу всего еще. Также эсминец может нести на борту палубный вертолет Ка-27.

Эсминец Балтийского Флота «Беспокойный» - это корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника.



«Беспокойный» спущен на воду 9 июня 1990 года, а 29 февраля 1992 на корабле был поднят гюйс - носовой флаг корабля.

Технические данные:

  • Мощность: 100 000 л.с.
  • Скорость: 34 км/час - экономичная, 60 км/час - полная.
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Водоизмещение: 8000 тонн.

Конечно, скорость кораблей измеряется в узлах, но в км/ч будет более понятно.

АК-130 - корабельная пушка калибра 130 мм. Дальность стрельбы до 23 км:

При помощи пятнадцати главных непроницаемых переборок корпус корабля разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. (Кликабельно, 1680 х 1050 px):

Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов АК-130 позволяет без участия команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов. Эсминцы проектов 956 стали первыми кораблями подобного класса, оснащёнными этими установками.

Противокорабельное вооружение эскадренных миноносцев проекта 956 представлено комплексом «Москит-М». Дальность полёта ракет - 170 км, вероятность попадания равна 0.94-0.99. Корабельная система управления позволяет выполнить залп из 8-ми ракет всего за 30 секунд.

В дуэльной ситуации «кто кого» после израсходования с обеих сторон противокорабельных ракет и при отсутствии авиационного прикрытия эскадренный миноносец проекта 956 «становится хозяином положения в борьбе с любым надводным кораблём мира».

Главная энергетическая установка кораблей проекта 956 состоит из 2 агрегатов общей мощностью 100 000 л. с., один из которых расположен в носовом машинном отделении, а другой - в кормовом.

В боевом режиме корабли способны находиться в море при 6-балльном волнении, а высота волны принята конструкторами в 12 метров.

Экипаж корабля - 296 человек в мирное время и 358 - в военное. И вот здесь кроется главная головная боль военных моряков. Матросы-срочники, как и солдаты сухопутных войск, служат год. Раньше период службы на флоте равнялся трем годам, потом двум. Все офицеры как один утверждают, что года категорически мало, чтобы подготовить специалиста на столь технически сложном объекте, как военный корабль. Даже если матрос попался сверходаренный, он успевает только-только освоить свою воинскую специальность и тут же уходит в запас. Выход военные видят один - увеличивать число контрактников.

За 12 лет службы корабль принял на своем борту множество президентов, министров и адмиралов: об этом свидетельствует книга почетных гостей, находящаяся в уютной офицерской кают-компании. Среди прочих там есть и автограф принца Филиппа, герцога Эдинбургского, мужа королевы Великобритании. А рядом, среди регалий и сувениров, невозмутимо дремлет корабельный кот Тема.

Эсминец «Беспокойный» и Андреевский флаг:

На днях Министерство обороны организовало пресс-тур на один из кораблей Балтийского флота. Надо заметить, что подобные поездки для журналистов и блогеров в воинские части проводятся достаточно регулярно, но возможность побывать на боевом корабле – большая редкость. Хотя бы по той простой причине, что вокруг Москвы с морями как-то негусто. Поэтому я без лишних раздумий отправился в Калининград.

Эскадренный миноносец «Беспокойный» базируется в гавани города Балтийска – самого западного города России. До 1946 года город носил название Пиллау, а военно-моская база использовалась немецким подводным флотом. В настоящее время база ВМФ Балтийск является главной базой Балтийского флота.

«Беспокойный» – эсминец третьего поколения, проекта 956. Первый из кораблей этой серии, «Современный», вступил в строй в 1981 г., последний был спущен на воду в 1992 году. Всего было заложено 22 корабля, в настоящее время в составе ВМФ России осталось 9, из которых 4 находятся в резерве или на ремонте. «Беспокойный» был построен в 1992 г., в последний раз выходил в море три года назад, а сейчас находится в резерве, ожидая планового ремонта и модернизации.

Тем не менее, это полноценный боевой корабль со своим экипажем, борт которого украшают три большие звезды. Это не обозначение потопленных кораблей противника, как многие ошибочно считают, а награды главкома ВМФ.

Подробнее о самом корабле: длина его 156,5 метра (полтора футбольных поля), ширина - 17 метров. Автономность плавания - 30 суток без заходов в порты и дозаправок, запасов провизии тоже хватает ровно на месяц. Максимальная скорость - 33,4 узла (около 62 км/ч). Но главным достоинством корабля является его вооружение: две зенитно-ракетные установки «Ураган», способные поражать воздушные цели на высотах до 15 км, две спаренные скорострельные пушки калибра 130 мм, выпускающие 6 тонн металла в минуту, четыре автоматические шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М (очевидцы, наблюдашие эти орудия за «работой», утверждают, что их выстрелы режут металл, как масло).

Противокорабельное вооружение включает в себя две счетверенные пусковые ракетные установки комплекса «Москит» дальностью действия до 170 км. Эти «умные» крылатые ракеты способны поражать надводные цели с вероятностью 94–99% даже в случае применения активных радиопомех. Противолодочное вооружение включает в себя два спаренных торпедных аппарата, два реактивных бомбомета и рельсовую установку для постановки минных заграждений. По оценкам специалистов, в случае прямой дуэли эсминец проекта 956 остается хозяином положения в борьбе с любым надводным кораблем мира, превосходя даже новейшие американские боевые корабли следующего, четвертого поколения.

Экипаж корабля – 296 человек в мирное время и 358 – в военное, из этого числа 25 офицеров и 48 мичманов, остальные матросы. И вот здесь кроется главная головная боль военных моряков. Матросы-срочники, как и солдаты сухопутных войск, служат год. Раньше период службы на флоте равнялся трем годам, потом двум. Все офицеры как один утверждают, что года категорически мало, чтобы подготовить специалиста на столь технически сложном объекте, как военный корабль. Даже если матрос попался сверходаренный, он успевает только-только освоить свою воинскую специальность и тут же уходит в запас. Выход военные видят один – увеличивать число контрактников.

Например, на соседнем сторожевом корабле, «Ярославе Мудром», пришвартованном рядом с «Беспокойным» и регулярно выходящем в морские походы, уже сейчас служат исключительно матросы-контрактники. Безусловно, это самое правильное решение. Командир эсминца надеется, что после ремонта и модернизации «Беспокойный» тоже будет полностью укомплектован профессионалами. За двадцать лет службы корабля он принял на своем борту множество президентов, министров и адмиралов: об этом свидетельствует книга почетных гостей, находящаяся в уютной офицерской кают-компании. Среди прочих там есть и автограф принца Филиппа, герцога Эдинбургского, мужа королевы Великобритании. А рядом, среди регалий и сувениров, невозмутимо дремлет корабельный кот Тёма.

Пятнадцатый корабль, построенный по проекту 956 "Сарыч" - эсминец "Беспокойный". В НАТО он известен под кодовым названием Sovremenny Class Destroyer. Заложен был в апреле 1987 года, а спущен на воду в июне 1990-го. В составе флота находится с февраля 1992 года.

Начало службы

С начала строительства предполагалось, что будущий эсминец "Беспокойный" станет служить в составе 192-й бригады кораблей на Тихом океане, но позже поступила директива главнокомандующего военно-морским флотом о передаче этого корабля Балтийскому флоту, и в 1992 году именно это и произошло. Однако начало службы не стало для миноносца безоблачным.

В августе в сауне корабля произошло возгорание, погиб человек. Помимо этого, выгорели высокочастотные блоки радиолокационной станции "Фрегат", полностью были уничтожены огнём несколько жилых и служебных помещений. И даже тут происшествия не окончились. На следующий день покончил с собой один из матросов.

Полный вперёд!

Эсминец "Беспокойный", таким образом оправдав своё имя, встал на ремонт, после проведения которого в августе 1992 года был передан на Балтийский флот в 128-ю бригаду (12-я дивизия ракетных кораблей). Тут служба выправилась, и в 1994 году завоевал приз Главнокомандующего ВМФ. Десять дней подряд именно эсминец "Беспокойный" сопровождал визит королевы Великобритании в Санкт-Петербург, за что его наградили почётной грамотой от президента РФ.

Несмотря на рецидив невезения, когда на миноносце взорвался патрон в стволе автомата при выстреле, служба продолжалась успешно. В 1995-м прошли учения "Балтопс-1995", где хорошо показал себя эсминец "Беспокойный", Балтийского флота надежда и опора. Потом из Дании он ушёл в совместное плавание с американским "Тейлором" и датским "Хвидбьёрнером" по проливу Каттегат. Далее была работа с немецкой подводной лодкой, удачные артиллерийские стрельбы. По итогам 1995 года эсминец БФ "Беспокойный" был признан в соединении лучшим кораблём.

Учения 1996-1997

Прошлогодние успехи сделали эсминец флагманским кораблём на учениях "Балтопс-96". В составе корабельной ударной группы эсминец "Беспокойный", фото которого здесь представлено, совершил походный сбор, учения проходили по поддержке десантной группы, затем ПВО, где было поражено семь мишеней-ракет. По итогам ему достался приз Главнокомандующего ВМФ за артподготовку.

В следующем году учения начались в июне, где эсминец "Беспокойный" (фото с этих учений тоже интересны) работал с польской подводной лодкой, участвовал в тридцати главных эпизодах на учениях. По зенитной и артиллерийской подготовке занял первое место ВМФ по итогам года. Этим же летом эксадренный миноносец побывал в Киле, Плимуте, Зебрюгге, Ден-Хелдере, прошёл три тысячи морских миль. А после похода стал на двухмесячный ремонт (завод "Янтарь").

Учения 1999-2001

В мае 1999 года миноносец побывал в Стокгольме, где сначала отработал спасательные учения вкупе со шведами, затем открыл экскурсионный сезон, в течение которого на корабле побывало почти три тысячи человек во главе с министром обороны Бьёрном фон Сюдовом. Агрессия НАТО в Югославии помешала выполнить дальнейшие планы, поэтому Германию, Данию и Польшу "Беспокойный" в этот раз не посетил.

В октябре на его борту побывал президент Беларуси, когда корабль участвовал в выполнении ракетных стрельб. В 2001 году снова проходили учения "Балтопс", где "Беспокойный", эсминец 1990 года рождения, в который раз завоевал первое место, лучше всех поразив воздушные мишени. Нужно отметить, что в ВМФ корабль третий по возрасту, старше только авианосец и эсминец "Настойчивый".

Старость

Весна 2004 года преподнесла любящему свой корабль экипажу первый звоночек: когда эсминец вышел в море, он внезапно потерял ход, и пришлось возвращать его на буксире. В этот раз команда сама восстановила техническую готовность корабля, после чего были выходы в море вплоть до 2009 года (тут сведения разнятся, есть информация, что последний раз был в 2007-м).

Эсминец всякий раз проводил артиллерийские стрельбы и всегда с хорошими результатами. Тем не менее решение было принято, и эсминец "Беспокойный" списан по приказу комдива. Главные двигатели с него переданы "Настойчивому", поскольку ему как флагману предстояли учения и поход по странам Европы.

Слухи

В прессе 2012 и 2013 годов достаточно много публиковалось разного рода непроверенной информации, говорилось даже о начавшихся работах по восстановлению корабля - от электромеханики и штурманского оборудования до ракетно-артиллерийского вооружения и средств связи, с надеждой, что к 2015 году встанет в строй эсминец "Беспокойный", модернизация которого будет закончена.

Однако в настоящее время миноносец служит стационарным учебным судном, где готовятся кадры для более удачливых и более современных кораблей Балтийского флота. И даже командир группы радиоэлектроники с "Беспокойного" повышает квалификацию на других - ходовых - кораблях, куда бывает откомандирован, а у себя дома он руководит подготовкой личного состава корабельных служб всего Балтийского флота.

Конвертация

Вот так выглядит сегодня эсминец "Беспокойный": 620 - бортовой его номер. Стоит он в доке Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" и подлежит конвертации. Что это такое? Это преобразование. Корпус его будет загерметизирован, чтобы была возможность обходиться на плаву без многочисленного постоянного экипажа.

Эсминец "Беспокойный 620" (фото представлены в статье), лишённый валов и винтов, законсервированный и покрашенный, ещё некоторое время будет находиться в доке. Что будет далее? Есть предположение, что он станет музейным экспонатом.

Судьба

Виды на будущее весьма туманны. Уже очень давно не выходит в море эсминец "Беспокойный 620". Фото выше демонстрирует занесённый снегом пирс и канат, который, казалось бы, навсегда пришвартовал миноносец к земле.

Тем не менее экипаж, хоть и сокращённый, на нём всё-таки работает, по утрам поднимается флаг и гюйс. Здесь всегда прибрано, а краска обновлена. Значит, эсминец является кораблём технического резерва, и если вдруг понадобится, он сможет вернуться в строй.

Балтийск

Эсминец "Беспокойный" не совсем на покое, это бы противоречило его имени. Его посещают журналисты и даже блогеры. Побывать на боевом корабле - это огромное счастье, которое выпадает гражданским людям не так часто. Очередной тур, организованный Министерством обороны, был направлен как раз на эсминец "Беспокойный", а отчёт о поездке с огромным интересом прочитали многие тысячи людей.

База, где стоит на приколе эсминец, находится в Калининграде, а ещё вернее - в Балтийске, это самый западный город нашей страны. До 1946 года он назывался Пиллау, и здесь располагалась германская военно-морская база, где был сосредоточен практически весь германский подводный флот. Сейчас это база ВМФ России, которая является главной на Балтике.

Что увидели блогеры

Эсминец третьего поколения - "Беспокойный" - встретил гостей радушно. Им была предложена экскурсия, где они узнали, что первый корабль этой серии - "Современный" - спущен на воду в 1981 году, а последний - в 1992-м. Было заложено двадцать два корабля, сейчас осталось только девять, из них четыре на ремонте или в резерве, как "Беспокойный".

Последний выход в море был совершен около трёх лет назад, сейчас - резерв и ожидание или планового ремонта, или модернизации. Несмотря на то что корабль сейчас в резерве, он не перестал быть полноценной боевой единицей, у которой есть немногочисленная, но команда. На борту "Беспокойного", словно боевые победы, сияют три огромные звезды. Это обозначает не потопленные корабли противника, а полученные от главнокомандующего награды.

Технические подробности

Длина корабля - 156,5 метра, это вполовину больше длины футбольного поля, а ширина "Беспокойного" - 17 метров. Тридцать суток эсминец может ходить по морям автономно - не заходя в порты за едой, водой и горючим. Развивает максимальную скорость около шестидесяти двух километров в час (33,4 узла).

Есть мнение, что единственной, но большой ошибкой наших корабелов ещё на стадии проектирования судна стал выбор установки котла и турбины. говорят, была бы лучше. Однако и в этом положении "Беспокойный" в разы лучше и мощнее всех мировых аналогов. При отсутствии прикрытия авиацией эскадренный миноносец этого проекта после израсходования всех противокорабельных ракет будет хозяином положения против любого надводного корабля, любой страны и любого поколения.

Вооружение

Особенно впечатляет вооружение эсминца: два "Урагана" (зенитные которые могут поражать цели в воздухе на высоте до пятнадцати километров; две пары скорострельных пушек (калибр 130 миллиметров), которые "выплёвывают" шесть тонн металла в одну минуту; шестиствольные автоматические тридцатимиллиметровые артиллерийские установки в количестве четырёх штук (АК-630М)... Очевидцы утверждают, что последние своими выстрелами разрезают металл, словно масло.

Но есть ещё и противокорабельное вооружение. Это две четвёрки пусковых ракетных установок "Москит" (сто семьдесят километров - дальность действия). Умнейшие крылатые ракеты на 99 % точно поражают все надводные цели, даже если активно включены радиопомехи. От угрозы из-под воды есть своя защита на эсминце. Это две пары торпедных аппаратов, два бомбомёта с реактивными снарядами, рельсовая минная установка для заграждения. Специалисты уверены, что любую прямую дуэль с боевым кораблём противника эсминец "Беспокойный" выиграет, включая даже боевые корабли американцев - новейшие, четвёртого поколения.

Кто здесь

В мирное время экипаж эсминца ограничен - всего 296 человек, а в военное эта цифра увеличивается до 358, среди них 25 офицеров и 48 мичманов. Остальная команда - матросы, ежедневная головная боль. Не потому, что они чем-нибудь плохи. Просто матросы по большей части служат срочную службу, то есть год, точно так же, как и солдаты в сухопутных войсках. В советское время на флоте служили даже не два, а все три года. И это было правильно.

Год пролетает очень быстро, и специалистов готовят очень быстро. Современные корабли, тем более военные, сложные технически. Даже очень одарённые юноши едва успевают освоить то, что положено, как приходит демобилизация. Воинская специальность едва приобретена. Нужны матросы на контрактной основе. Как, например, на пришвартованном рядом сторожевом "Ярославе Мудром", который регулярно выходит в море.

Мечты

Если всё-таки, несмотря на пессимистические прогнозы, "Беспокойный" пойдёт на модернизацию, то проблема эта исчезнет, поскольку экипаж укомплектуется профессиональными кадрами. Всё-таки корабль-то какой замечательный, сколько министров, президентов перебывало у него на борту, даже королева Англии и принц оставили свои автографы в книге почётных гостей.

Уютная офицерская кают-компания хранит множество сувениров и всевозможных регалий, доставшихся доблестной команде эсминца "Беспокойный". Этот корабль вполне можно назвать легендарным: столько событий случилось в его жизни, есть о чём вспомнить, да и рассказать есть что. И в ряду памятных знаков, словно душа успокоившегося "Беспокойного", дремлет невозмутимый корабельный кот, которого зовут Тёмой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то