Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста


Введение

Анализаторы человека

Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений

Заключение

Используемая литература


Введение


Актуальность данной работы заключается в том, что понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. Элементарные математические представления складываются у детей рано, т.к. речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т.д. уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый запас элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.

Цель работы: выявить роль различных анализаторов в развитии у дошкольников элементарных математических представлений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать анализаторы человека;

изучить средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников;

рассмотреть формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников;

разработать конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: А.В. Белошистой, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Щербаковой и др.


1. Анализаторы человека


Анализатор - подсистема центральной нервной системы <#"justify">Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

реализуют принцип наглядности;

адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.

способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

Объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это - комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам, использующим зрительную активность дошкольника, относятся:

наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

карточки и таблицы;

модели («числовая лесенка», календарь и др.);

логические блоки;

панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

оборудование для проведения дидактических игр;

приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.

К раздаточным материалам относятся:

мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

таблицы и модели;

счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.

Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант Ив каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный - один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1-2 комплекта каждого названия, а раздаточный - по 25 комплектов каждого названия на весь детский сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это г требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного - познания количественных, пространственных и временных отношений. Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:

пособия для обучения детей счету;

пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.

Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время промышленность начала выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике в детском саду. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.

Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место. В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;

занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое;

книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.


Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников


Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями второй категории (по определению А.П. Усовой), повышенной трудности, достаточно обобщенными, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей, или занятия по математике в детском саду (как они названы в последних программных документах), строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6-8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю. С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25-30 минут в подготовительной к школе группе. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких занятий. Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий. Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой. Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года. Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности. В летние месяцы (V квартал) занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т.д. Нарушение принципа системности и последовательности в работе по развитию математических представлений недопустимо. Н.К. Крупская говорила: «...математика - это цепь понятий: выпадает одно звенышко - и непонятно будет дальнейшее».

На основе программы формирования элементарных математических представлений с учетом особенностей детей и уровня их развития воспитатель определяет содержание каждого конкретного занятия, четко и лаконично формулирует его задачи, например: «Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами по длине и раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания длины, ориентируясь на образец; обозначать соотношения по длине словами самый длинный, самый короткий, длиннее, короче; закрепить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них; упражнять в счете в пределах б». На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

Программное содержание занятия обусловливает его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.

Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д. В физкультминутку рекомендуется включать 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:

) занятия в форме дидактических игр;

) занятия в форме дидактических упражнений;

) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами Опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения, с дидактическим материалом хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте - практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, высоту предметов и т. д.).

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной. В процессе проведения их воспитатель учитывает имеющийся у детей опыт, использует различные приемы активизации познавательной деятельности.

Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятся проверочные учетно-контрольные занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. На основе таких занятий успешнее проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, коррекционная со всей группой, подгруппой. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых - выявить сформнрованность знаний, умений и навыков. Занятия строятся на знакомом детям материале, но не дублируют содержания и привычных форм работы с детьми. Кроме проверочных упражнений, на них возможно использование специальных диагностических заданий и методик.

Комбинированные занятия по математике наиболее распространены в практике работы детских садов. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

Построение таких занятий может быть различным. Приведем пример занятия по математике для старших дошкольников:

Повторение пройденного с целью введения детей в новую тему (2-4 минуты).

Рассмотрение нового материала (15-18 минут).

Повторение ранее усвоенного материала (4-7 минут).

Первая часть. Сравнение длины и ширины предметов. Игра «Что изменилось?».

Вторая часть. Демонстрация приемов измерения длины и ширины предметов условной меркой при решении задачи на уравнивание размеров предметов.

Третья часть. Самостоятельное применение детьми приемов измерения в ходе выполнения практического задания.

Четвертая часть. Упражнения в сравнении и группировке геометрических фигур, в сравнении численностей множеств разных фигур.

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3-5 минут от начала занятия и заканчивать на 15-18 минуте). Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного. Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике и т. д., поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов. Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит:

в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;

в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Индивидуальная работа обеспечивает высокий уровень самостоятельности детей, формирование умений и навыков, контроль за усвоением;

в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.

На занятиях используются организационные средства активизации: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном; задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче.

Таким образом, к формам формирования у дошкольников математических способностей относятся занятия и дидактические игры, в которых воспитатель активизирует слуховой и зрительный анализаторы дошкольников. Использующийся на занятиях раздаточный материал активизирует зрительные и тактильные ощущения.

анализатор математический представление дошкольник

4. Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений


Занятие 1


развивать у детей мелкую моторику кистей рук;

развивать интеллектуальные способности детей;

развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели урока:

Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.

Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.

Материал к занятиям: Билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 10, спички, шнурки, крупа, карандаш на каждого ребенка. Длинный шнур, аудио записи, игрушки, ширма, магнитофон.

Игра «Театр». Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.

Предлагаю отправиться в театр зверей для этого надо купить билеты.

Много желающих! Выстраивается очередь в «кассу».

Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?

Раздаю детям цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.

А теперь назовите числа, по порядку начиная с «хвоста» очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках превратились в билеты и теперь можно идти в театр.

Идем в театр. Каждый сядет на место соответственно билету (на данном этапе активизируется зрительный, тактильный и слуховой анализаторы).

Хватит ли стульев на всех?

Как проверить?

Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляю стульчик. Дети рассаживаются на стульях.. Работа с планом.

Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала, словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому. Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.

Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу озеро.

Игра с крупой (рис, гречка)

Звуки падающей воды.

«Отберем белые камушки от темных».

Пальчиковая игра.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

И конечно в огород, зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.

Семена посеет ловко и идет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя, и глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

У каждого ребенка на столе по два шнурка и спички.

Назовите известные вам геометрические фигуры. Мы будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них

Составьте треугольник и квадрат маленького размера. Сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника?

Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?

Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько спичек понадобилось, чтобы составить одну сторону большого квадрата? А другую сторону? Почему все стороны квадрата составлены из одного и того же количества спичек?

Сделайте из шнурков круг и овал. Можно ли составить из спичек круг, овал? Почему? В чем сходство и отличие круга и овала?. Физкультминутка

Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.

Выполняем движения в соответствии со словами:

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,

2,3,4 разверните круг пошире.

Продолжаем движение по плану.

Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди лета появился снеговик. Что это? Такое может случиться?. Игра «Небылица»

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет.

Это было последнее испытание, вот и дом лисы.. Дошли до дома Лисы.

Появляется лиса.

Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?

Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?

Что самым интересным?

Дети возвращаются по короткой дороге обратно, со словами:

Шли по узенькой тропинке

Так как ходят балеринки.

Друг за друга мы держались.

Змейкой мы изображались.

Ух, устали, отдохнем

Да опять потом пойдем.

Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом (активизируется зрительный и тактильный анализаторы).

Анализ занятия

На данном занятии дошкольники формировали умение считать до десяти, ориентироваться в пространстве, память, логическое мышление. При этом, на различных этапах занятия активизировались тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. В течение всего занятия дети вели себя хорошо, активно принимали участие в предложенных игровых моментах. Занятие целиком было построено на активизации непроизвольного интереса, что позволило более качественно усвоить теоретический материал.


Занятие 2


Программное содержание:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Учить решать логические задачи, развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формировать ответы и вопросы; упражнять в различении цифр и цвета.

Оборудование:

Цветные квадратики - по 10 штук

Изображение снежной горки с проходами - на каждого ребенка

Карточка для математической диктовки

Чистые карточки - на каждого ребенка

Пенал с геометрическими фигурами

Изображение машин

Изображение елки

Изображение гирлянд

Ход занятия

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Сказки тихо говорит.

Мы любим, зимушка, тебя,

Твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток.

Ты превращаешь в сказку все,

Когда твой снег идет.

Вот и пришла зима. Наступил ее первый месяц. А как он называется?

Дети: Декабрь.

Да, первый месяц зимы - декабрь. Это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

В декабре месяце заканчивается старый год и наступает новый. Осыпает новый год

Землю чудесами.

Вот и сказки у ворот

Ждут все встречи с нами.

Ребята, начались чудеса. Посмотрите в окно, к нам идет сказочный гость, почтальон Печкин.

Звонок в дверь, входит Печкин. (активизируется слуховой и зрительный анализаторы)

Печкин: - Здравствуйте. У меня для вас телеграмма. Получите, пожалуйста, и распишитесь. А я пошел, мне надо разнести почту другим адресатам. До свидания.

До свидания. А от кого же эта телеграмма? Что в ней написано?

«Мчатся сани,

Мчатся быстро,

По полям и по лесам.

Разметая снег искристый

С ветром, вьюгой и снегами

Мчится Дед мороз седой.

Машет длинными руками.

Сыплет звезды над землей.

Готовьтесь к встрече.»

Ребята, раз к нам едут гости, мы должны украсить группу, приготовить угощение - пирог. А украсим наш праздничный пирог ягодами и орехами, которые вы получите в награду за правильное решение задач. Самой первой на елку вешаем гирлянду из бус.

«Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет,

Расставьте минусы и плюсы

Чтоб нужный получить ответ».

Предлагаю детям написать знаки плюс или минус в нужных кружочках. После того, как дети напишут знаки, предлагаю им прочитать примеры (Семь плюс два равняется девяти; десять минус пять равняется пяти; шесть плюс три равняется девяти).

Кто первым собрал гирлянду, тот получает по ягодке для украшения пирога. Гирлянду из бус сделали, теперь на нашу елку повесим разноцветные флажки. (Лист с нарисованной ниткой и цветные квадратики разных цветов)

Ой, какие красивые гирлянды вы составили, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы и ответы».

) Сколько всего флажков у тебя, Маша? А у тебя Арсений, а у тебя, Лиза?

) Какой по порядку синий флажок?

) Какого цвета шестой флажок?

) Какой по порядку флажок находится между красным и желтым?

) Какого цвета флажок левее (правее) коричневого?

Молодцы! Хорошо справились с заданием и все получили ягоды. Все вы катались с горки на санках, на лыжах или просто так. А многим ли доводилось прорыть в горке ходы-туннели, чтобы получился лабиринт? Нет? А хотели бы? Давайте же попробуем. Посмотрите на рисунок. Это и есть ваша снежная горка с лабиринтом. В нем сделаны ворота, которые открыты для прохода.

Возьмите красный фломастер и аккуратно, проходя через ворота, непрерывной линией соедините звездочку лабиринта и основание флажка.

Начали! Получилось? Хорошо. Отложите фломастеры. (Раздаю ягодки для пирога).

Физкультминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют задание по тексту стихотворения)

Сейчас я быстро покажу (2 раза) карточку, на которой что-то нарисовано, а вы внимательно смотрите на нее и все заполняете.

Потом я карточку забираю, а вы по памяти точно перерисовывайте увиденное в прямоугольник. Приготовились! Смотрите! (10секунд). Возьмите синий фломастер и нарисуйте все, что смогли запомнить. Закончили? Отложите фломастеры.

Правильно выполнившим дают ягоды.

А теперь давайте возвратимся к приятным Новогодним приготовлениям.

В предпраздничную суету включаются почтовые машине, перевозящие поздравительные открытки и письма, посылки с игрушками и сладостями. Одной машине срочно требуется ремонт. Вот она у всех вас на столе. Как выйти из положения? Подсказка на рисунке. Возьмите красный фломастер и нарисуйте недостающие детали машины.

Раздача ягод.

«На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады.»

Ребята, какой Новый год без елки? На рисунке слева от цветка нарисована елочка. Пожалуйста, возьмите зеленый фломастер и справа от цветка, начиная от звездочки, по клеточкам нарисуйте точно такую же елочку. Начали! Получилось? Отлично! Положите фломастер. А что же это за елочка без огоньков. Давайте зажжем. Закройте, пожалуйста, глаза и поставьте пальчик на лист с кружками, потом откройте глаза и посмотрите, на какую цифру ты попал - на такой, по счету, кружочек ты должен повесить фонарик.

Посмотрите, какая красивая наша елка:

«На елке гирлянда огнями сверкает,

Елка нарядная с нами играет.

Вверх по кружочкам,

От игрушки и игрушке,

Можно подняться

До самой макушки»

Ребята, фонарик с елки хочет с вами поиграть. Мы будем его передавать друг другу по кругу под музыку. С окончанием музыки у кого окажется фонарик, тот и будет отвечать на его вопрос. Вопросы:

Что интересного было на занятии?

Что тебе понравилось больше всего?

Какое занятие было самым трудным?

А самым легким?

Как ты считаешь, ты хорошо поработал(а)?

Почему ты так решил (а)?

За что бы ты себя похвалил (а)?

Большое спасибо вам, ребята.

Вы правильно отвечали, старательно и аккуратно работали. Спасибо, а теперь оставшиеся ягодки наклейте на пирог. Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания. И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам! Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг. И каждый день, как Новый год, вас в сказку добрую зовет.

Анализ занятия

В старшем дошкольном возрасте основной формой проведения занятий является игровая. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия позволила не утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимали участие в дидактических играх, что способствовало охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствовало эффективному обучению и не дала возможности утомить детей во время проведения дидактических игр.


Занятие 3


Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.

Организация обстановки и детей: студия «Цветик-семицветик» оформляется как «Царство Математики»: всюду видны цифры, геометрические фигуры. У одной из стен стоит математический теремок с замком на двери, перед ним столик с геометрическими фигурами разного цвета и размера. У другой стены - раскрытая «Чудесная книга», страницы которой обшиты фланелью. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой - треугольник, а на третьей - круг. На ковре перед книгой хаотично разбросаны иллюстрации с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм, на обратной стороне которых наклеена фланель. На полках стоят цветные бумажные колпачки(по размеру детской головки) и цветные бумажные фонарики. У окна стоят столы, на которых разложены двухполосные карточки (по количеству детей): на верхней полоске изображено пять гномов, нижняя - чистая. Тут же стоят тарелочки с бумажными топориками. В стороне (незаметно для детей: шапочки пчел и медведя, два шнура - зеленый и красный, по пять квадратов и кругов одного цвета, но разного размера. На двери студии весит замок с треугольным отверстием, рядом в шкатулке несколько ключей различной геометрической формы и размера. В свободном шкафчике приемной воспитатель перед занятием прячет корону и мантию «Царицы математики».



Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки - Математики!

Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.

Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?

Проводится игра «Подбери ключ к замочку»

Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).

Входят в группу.

Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?

Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу «Чудесной книги», где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.

Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):

Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?

Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.

Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).

От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра «Разноцветные фонарики».

После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.

Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.

Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Шел треугольник из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Входит «треугольник» - переодетый ребенок группы.

Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.

Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.

Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.

Дети выполняют задание.

Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).

Проводится подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.

Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:

Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?

Дети делятся впечатлениями.

Анализ занятия

В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.


Занятие 4


Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

«На что похож?»

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

«Будь внимателен»

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

«Найди фигуру»

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

«Перепутались»

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

«Найди домик»

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

«Поиграем с фигурами»

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?


«Раскрась»

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Анализ занятия


В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.


Заключение


В заключении можно сказать, что анализаторы человека представляют собой систему, управляемую мозгом, основанную на различных сенсорных чувствах, к числу которых относится зрение, слух, тактильные ощущения, кожные ощущения и т.п.

Средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.

К формам формирования у дошкольников математических способностей относятся занятия и дидактические игры, в которых воспитатель активизирует слуховой и зрительный анализаторы дошкольников. Использующийся на занятиях раздаточный материал активизирует зрительные и тактильные ощущения.

В ходе выполнения работы было разработано несколько конспектов уроков, позволяющих формировать элементарные математические представления и их анализ. Дидактические игры, используемые на занятиях также можно проводить и в повседневной жизни. Требуется заметить, что основное обучение элементарным математическим представлениям осуществляется не на занятиях, а именно в повседневной жизни, во время прогулок, общения с родителями и сверстниками и т.п.


Используемая литература


1.Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Н.И. Касабуцкий. - М.: Просвещение, 2001. - 180 с.

2.Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Г. Кононова - М.: Просвещение, 2002. - 168 с.

.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З.А. Михайлова - М.: Просвещение, 2007. - 182 с.

.Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / С.Л. Новоселова - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.

.Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева - М.: Просвещение, 2007. - 197 с.

.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина - М.: Просвещение, 2002. - 196 с.

.Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева - М.: Просвещение, 2003. - 88 с.

.Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова - М.: Просвещение, 2003. - 98 с.

.Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова - М: Академия, 2005. - 272 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1.1 Из истории развития количественных представлений

2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин

3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

8.4 Ориентировка в пространстве

8.5 Ориентировка во времени

Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)

О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы

Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)

§ 1. Обучение и развитие детей

§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний

§ 3. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития детей

§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII-XIX вв. в начальной школе

§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе

§ 1. Развитие у детей представлении о множестве

§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста

§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве

§ 4. О развитии у детей деятельности счета

§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда

§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

§ 2. Программный материал для детей трех лет

§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет

§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы

§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни

§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни

§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни

§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений

§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни

§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни

§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет

§ 4. Формирование пространственных и временных представлении

§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни

§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни

§ 2. Программный материал для подготовительной группы

§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число

§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности

§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду

§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях

§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

История формирования элементарных математических представлений

Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии

Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Владение некоторыми общими принципами счета

Владение навыками отвлеченного счета

Владение навыками счета на наглядном материале

Обследование навыков соотнесения количества предметов

Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)

Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений

Владение геометрическими представлениями

Владение представлениями о величине

Владение пространственными представлениями

Владение представлениями о времени

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

Экскурсии и наблюдения

Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием

Игры с пальчиками

Игры с песком

Игры с бытовыми предметами-орудиями

Вариант игрового занятия

Игры с водой

Театрализованные игры

Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

Сюжетно-дидактические игры

Игры с зайчиками

Cодержание игры-занятия

Зайчики и солнышко

В гостях у ежика

Прогулка за грибами

Cодержание игры-занятия

Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке

Людмила Маслова
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени ; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов .

Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС :

1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.

2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми .

3. Формирование не только математических представлений , но и базовых математических понятий .

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей .

6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста .

7. Усвоение детьми математической терминологии .

8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников .

9. Овладение приемами учебной деятельности детьми.

9. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.

Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников .

Наглядные методы ФЭМП-это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

Словесные методы ФЭМП-это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Публикации по теме:

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Дидактическое пано "Морское дно" Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы исследования. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха Формирование элементарных математических представлений в конечном счете есть лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние.

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр». Изучение темы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр" является актуальной на.

Введение

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

В данной работе мы рассмотрим особенности усвоения дошкольниками начальных математических представлений, ознакомимся с методикой обучения, которая обеспечивает успешное развитие способностей и мышления детей.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

В этой работе рассматриваются различные проблемные ситуации и раскрываются различные методики руководства поисковой деятельностью детей, индивидуальная работа с детьми, отстающими в усвоении математических представлений, и детьми, опережающими своих сверстников.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером;2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов.

Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:

Достаточное количество предметов, используемых на занятии;

Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);

Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

Динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

Художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

В книге Е.В.Сербиной приведены «педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе:

Ж.Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребенка свой срок и свой час достижения.

Максимум внимания уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).

Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравиться.

Принудительное обучение бесполезно.

Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Лучше слышат того, кто тише говорит»

Программа обучения дошкольников во всех возрастных группах содержит следующие разделы: количества, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. В данной работе будут рассмотрены эти разделы для каждой возрастной группы, в том числе для разновозрастной группы, для детей с отклонениями и опережениями в усвоении программного материала.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей 4-5 лет в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Научная новизна состоит в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.

Цель работы : выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований.

Задачи исследования:

1.Изучить историю развития вопроса.

Объект – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет – формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования - выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1. Изучить историю развития вопроса.

2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.

3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до эксперимента и после.

4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.

  • Сатлыкова Альфия Ниловна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В статье раскрыты теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста посредством занимательного материала, дидактических игр, задач и развлечений.

  • Домашние задания в курсе «история» как средство воспитательной работы
  • Влияние борьбы самбо на подготовку сотрудников ГПС МЧС России
  • Психолого-педагогический взгляд на проблему формирования здорового образа жизни студентов
  • Физическая культура, как компонент реабилитации молодых людей, страдающих алкогольной зависимостью

Первые годы жизни ребенка - это период в наибольшей степени интенсивного развития. Время дошкольного детства недолгое в сравнении всей жизни человека, но очень содержательно постижением всего нового. Окружающая жизнь обрушивает на маленького человека огромное количество информации. Ошибаясь, он находит ответ на многие вопросы, постигает логичность: чтобы мяч катился дальше его необходимо сильнее ударить; в узкое отверстие не пройдет объемистый предмет, и многое другое.

Обучению дошкольников первоосновам математики отводиться первостепенное место. Это послужило источником для целого ряда причин: обилие информации, которое получает ребенок, начало школьного обучения с шестилетнего возраста, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процедуру обучения более насыщенной.

Для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.

Многие знаменитые психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева, считают, что формирование у ребенка математического представления должно основываться на предметно-чувственной деятельности, в результате которой легко осилить весь объем знаний, осмысленно постигнуть навыки счета и измерения, обрести прочную, элементарную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ).

Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени.

Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей.

В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников.

Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников.

Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В основе методики математического обучения лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации (Е.И. Щербакова ).

Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы - заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях.

Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно - игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников.

Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию.

Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

Мы считаем, что определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.
  4. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то