Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей «Звук. Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей с общим недоразвитием речи

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной логопедической группе в детском саду

Баранова Екатерина Евгеньевна- учитель-логопед СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Описание материала : предлагаю конспект занятия по обучению грамоте для детей 6 лет с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим в детских садах общего развивающего и коррекционного вида. В ходе занятия дети вместе со сказочным героем- Буратино знакомятся с новыми звуками «б,бь», закрепляют понятия «согласный твёрдый- мягкий звук», работают с предложением.
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Научим Буратино. Звуки «б, бь», буква Б.»
Цель:
1. закрепление знаний детей о согласных звуках, упражнение в определении твёрдости-мягкости звуков.
2. знакомство со звуками «б,бь», буквой Б.
3. называние слов со звуками «б, бь»
4. развитие умения подбирать слова-антонимы
5. упражнение в определении количества слогов в слове
6. упражнение в употреблении существительных в Творительном падеже
7. развитие умения работать с деформированной фразой
8. развитие умения произносить скороговорку в разном тембре и темпе (громко, тихо, быстро, медленно)
Материалы и оборудование : Кукла Буратино, квадраты синего и зелёного цвета на каждого ребёнка, мяч, конверты, картинки, схемы слогов, мольберт, два стола, поднос, листья со словами.
Методы и приёмы: игровой -приход Буратино, словесные- Д\и «Кто внимательный», «Угости Буратино», «раздели слова на слоги», «Скажи наоборот», «Проговори скороговорку», «Составь предложение», практический- рисование буквы пальцем в воздухе.
Логика НОД:
1.Организационный момент .
-Логопед : Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня к нам придёт ещё один гость. Кто он, вы узнаете, отгадав загадку.
У отца есть мальчик странный
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это? (Буратино)
- Логопед: Правильно, ребята. (Появляется Буратино). Буратино хочет научится узнавать звуки и буквы, чтобы пойти в школу. Хотите помочь ему?
-Буратино, а ты знаешь какой первый звук в твоём имени? (нет) Ребята, а вы знаете? Давайте сегодня вместе с Буратино познакомимся с о звуками «б,бь», буквой Б.
2. Основная часть .
(Дети стоят полукругом около мольберта)
1)-Логопед: Ребята, посмотрите на мои губы, с что с ними происходит при произношении звука «б». (Губы смыкаются)
-Что происходит с воздухом? (Воздух встречает препятствие)
-Положите руку на горлышко, произнесите звук. Работает горлышко или не работает. (работает, значит звук –звонкий)
- Кто подскажет Буратино характеристику звука «б»? (Звук «б»- согласный, твёрдый, звонкий) (На мольберте прикрепляют условные значения -синий квадрат, колокольчик)
-Ребята, у звука «б» есть мягкий братец «бь». Кто расскажет характеристику звука «бь» (Звук «бь»- согласный, мягкий, звонкий) (На мольберте прикрепляют условные значения -зелёный квадрат, колокольчик)
2) - Логопед: Ребята, садитесь на стулья. Поможем Буратино различать звуки «б, бь». Поиграем в игру «Кто внимательный».
Если услышите в слове твёрдый звук «б», квадрат какого цвета поднимите? (синего), если услышите звук «бь»? (зелёного)
Бант, бинт, собака, обед, суббота, билет, кабина, шуба.
Молодцы.
3) Логопед: Ребята, давайте для Буратино придумаем слова со звуками «б, бь». Где находится звук «б» в твоём слове (в начале, середине, в конце)
4) Логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»- в кругу с мячом.
Игра «Наоборот».
Маленький- большой, медленно – быстро, длинный – короткий, злой-добрый, румяный- бледный, ласковый – грубый, чёрный- белый, ругать – хвалить, трусливый- храбрый.
5) Логопед: Следующая игра «Угости Буратино».
На столе выберите те картинки, в названии которых есть звуки «б» или «бь».
-Все подумали, угощайте Буратино, говоря фразу: «Я угощу Буратино…(чем?) абрикосом, бананом, блинами, хлебом…
Спасибо за угощение!
6) Логопед: Ребята, Буратино приготовил для вас задания в конверте, помогите ему определить, сколько в слове слогов. Какое правило, мы знаем? (в слове столько слогов, сколько гласных звуков)
Дети выходят, называют, что нарисовано на картинке, делят слова на слоги, проверяют хлопками, соотносят картинку со схемой слова.
Хлеб, клубок, клубника, рыба.
7) Логопед: Ребята, Буратино приготовил для вас скороговорки. Логопед делает вид, что Буратино шепчет на ухо скороговорку)
Белые бараны били в барабаны
-Повторите её громко, тихо, быстро, медленно.
Молодцы.
8) Логопед: Буратино принёс необычные листья со словами. Помогите составить из них предложения. (Ребёнок собирает по три листочка)
Белка, запасать, шишки
Грибы, расти, в лес
9)Знакомство с буквой, показ буквы, чтение стихотворения
Логопед: Буква Б с большим брюшком, ходит в кепке с козырьком
-давайте напишем букву пальцем в воздухе
Логопед показывает в зеркальном отражении.
3. Итог . Как вы думаете, чему сегодня научился Буратино? (ответы детей). Он говорит вам спасибо и дарит вам наклейки- золотые ключики за вашу работу на занятии. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Звуковая культура речи: звуки т, п., к

Цель . Закрепление произношение звука т в словах и фразовой речи;

Задачи:

Обучающие - учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к;

Развивающие - упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Воспитательные - воспитывать активность и внимательность на занятии, положительное эмоциональное отношение к животным, желание говорить правильно и красиво, умение слушать друг друга.

Методы и приёмы:

Наглядный

Словесный

Материал : игрушки медвежонок и щенок, кусочки ваты для каждого ребенка, мультимедийная презентация, варежка «язычок», большие и маленькие часы.

Предварительная работа

Подготовить демонстрационный материал.

Подвижная игра «Поезд»

Малоподвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Часы»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята посмотрите, посмотрите я нашла письмо. Послушайте сто тут пишут: «здравствуйте ребята. Приезжайте к нам в гости в? . Тяпа и Топа. » интересно, а кто это Тяпа и Топа. Поедем? А на чем мы можем поехать? Здорово, давайте на поезде. Посмотрите, кто это нас встречает? Правильно щенок и медвежонок, а зовут их Тяпа и Топа. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: У Медвежонок есть весенний ветерок. Давайте подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, ветер. А теперь давайте посмотрим, как ветерок сдувает пылинки, положите на ладошку вату и подуйте сначала тихим ветерком, а теперь сильным. Давайте мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок. Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ, а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены) .

"Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики". А мы с Топой посмотрим на ваши «заборчики». После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть. И Тяпа хочет посмотреть (предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть) .

И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «Т-Т-Т-Т» - Покажите, как стучал Язычок. Это новая песенка, которую пел Язычок, сначала он пел ее тихо. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать громче: “Т-Т-Т! ”

Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребенка) .

Физкультминутка: Дидактические упражнения «Большие – маленькие ноги, часы»

Воспитатель обращает внимание на медвежонка Топа и щенка Тяпа, поясняет, что медведь ходит топ - топ - топ, топ - топ - топ, а щенок бежит топ, топ, топ, топ, топ, топ, уточняет у детей, как ходит медведь, щенок.

Воспитатель обращает внимание, на большие и маленькие часы, демонстрирует и поясняет, что большие часы ходят так-так-так, так-так-так, а маленькие часики бегут тик-тик-тик, тик-тик-тик, уточняет у детей, как ходят большие и маленькие часы.

Воспитатель: Ребята а вы помните как зовут наших друзей. Давайте вместе повторим. Как мы с ними сегодня поиграли? Какую сказку мы сегодня рассказали Тяпе и Топу? Наш язычок выучил новую песенку? Какую?

Звучит гудок паровоза.

Ребята наш поезд отправляется, и нам надо с вами успеть на него. Давайте попрощаемся и поедем назад в группу.

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Ход занятия

«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)

„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.




Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».

Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:


Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.

Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).


Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с ».)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки ).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»

«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».

Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза).

«Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!»

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…»

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина «Листопад».

Нина Кочеткова

Тема: «Путешествие в страну звуков и букв

Цель : Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

Развивать у детей словесно – логическое мышление;

Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие;

Выделять звуки; устанавливать их место в слове;

Продолжать упражнять детей в определении

количество слогов в словах.

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.

Воспитывать уверенность, самостоятельность, активность.

Методические приёмы:

игровой- использование сюрпризных моментов.

наглядный - использование карточек, игрушек, интерактивное оборудование «Мимио», ноутбук, проектор, экран.

словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.

Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в группе – что это за цветок?

А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?

Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».

Это не простой цветок, а волшебный. В чем заключается волшебство?

Да, волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени.

В сказке Жене помогала волшебница, а сегодня ей поможем мы. И желания эти будут необычные. Волшебница превратила их в задания, которые помогут нам совершить интересные путешествия по стране «Звуков и букв» Подуем на цветок и скажем вместе: “Раз, два, три, волшебство, скорей приди!”

Вот мы оказались в волшебной стране.

Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила Женя:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Вспомните первое желание девочки.

(чтобы баранки были целые)

Чтобы исполнить желание девочки

попробуем составить «цепочку слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал: карточки с предметными картинками (Баранки- иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот –

Первое желание Жени исполнилось. Она вернулась домой с баранками.

Давайте поможем Жене, чтобы исполнилось второе желание. А какое было желание?

(разбитая вазочка сделалась целой).

Нужно вспомнить, чем буквы отличаются от звуков?.

(Буквы мы видим, пишем, читаем, а звуки мы слышим и произносим).

Ребята, на какие две группы делятся все звуки?.

(Гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

(Звуки, которые тянутся и поются, когда мы их произносим, воздух проходит свободно, не мешают ни губки, ни зубки, ни язычок, называются гласными.

Каким цветом обозначаем гласные звуки?. (Красным).

Какие звуки называются согласными?

(Согласные звуки не поются, не тянутся. Когда мы их произносим, мешают губки зубки и язычок).

Согласные какими бывают (Звонкими и глухими, твердыми и мягкими).

Каким цветом обозначаем твердые согласные? (Синим)

Мягкие согласные? (Зеленым).

Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая.

Каким было третье желание Жени?

Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте поможем осуществить ее желание. Кого можно встретить на Северном полюсе

(каких животных)

Д/И «Верни гласный звук» (с мячом)

Я кидаю мяч а вы называете гласный звук и вернёте мяч мне)

а к, ма к, го л, ды м, ду ш, но с, шу м, ро т, па р, са м, со м….)

А какое четвертое желание было у девочки?

Правильно, ей стало холодно, и она захотела вернуться назад.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Чтобы девочка вернулась назад

Женя вернётся,когда поможете медведям собрать любимые игрушки на звук М,МЬ.

(Дети собирают игрушки в названии которых есть звук (М (МЬ) и определяют позицию звука в слове)

Игрушки со звуком (М) в начале слова, кладут на верхнюю полочку,

В середине слова – на среднюю полочку,

В конце слова – на нижнюю полочку.

Вот и помогли медведю собрать его любимые игрушки. Давайте мы с ним попрощаемся и продолжим наше путешествие. Дружно пойдем по тропинке.

Физминутка.

Спал цветок волшебным сном

Спал он крепко, а потом показался лепесток,

а за ним его дружок,

вот и третий не проспал

и четвёртый не отстал,

вот и пятый лепесток

и раскрылся наш цветок

А какое следующее желание было у девочки?

Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира.

Пятое задание. Д/И «Собери бусы». Они перепутались. Надо глазами проследить по ниточке и собрать слова из бусинок. (Показывает карточки с «бусами»)

С О К Д У Ш М А Л

6. В сказке у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Что она захотела?

Назовем игрушки ласково и разделим их на слоги: Ведро, Лопата, Кукла, Совок, Коляска, Скакалка, Лейка, Дудка.

Мы справились с заданием.

Какое было последнее желание девочки?

Чтобы Мальчик Витя выздоровел.

Ребята, мы с вами попали в необычную полянку.

(На ковре лежат вырезанные из бумаги «облака».)

Посмотрите, сколько «облаков на полянке».

Кто скажет, «облака» какие? Что можем сказать о них? (воздушные, голубые, легкие, кучерявые).

Физминутка.

Каждый из детей встает на облачко, и под музыку В. Шаинского» «летят на облаках»)

(На интерактивной доске появляются картинки леса, речки, детского сада.)

Что мы видим внизу? (Лес, речку).

Значит,где мы летим? (Мы летим над лесом, над речкой.)

А сейчас где пролетаем? (Мы пролетаем над нашим садиком.)

Значит, возвращаемся в сад.

6. Чтение слогов и составление из слогов слова.

Ребята, возьмите свои «облака» и прочитайте,что в них написано. (Дети читают слоги и прикрепляют их на фланелеграфе).

РА СА ДА ПА ЛА

А сейчас нужно из этих слогов составить слова. (Дети составляют из слогов слова)

Что же Жене помогло? Давайте это слово расшифруем.

Д О О Р Т Б А

Молодцы! Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное?

Как бы вы поступили? А еще на какие добрые поступки можно потратить лепесток?

А теперь нам пора возвращаться.

Скажем: “Раз, два, три, вокруг себя повернись, в группе снова окажись”. Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего?

Вы сегодня все были такие молодцы! Все старались. Вы очень меня порадовали! Всем спасибо за внимание!

9. Итог занятия.

Ребята, понравилось наше путешествие?. А какие задания вам понравились больше всего?

Какие задания вам показались трудными?.




Публикации по теме:

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе» Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей.

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа) Старшая группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию.

Конспект интегрированного занятия. Развитие звуковой культуры речи «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях» Конспект интегрированного занятия. Развитие звуковой культуры речи: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях» Подготовила:.

Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные») Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то