Развитие речи. лексическая тема "ранняя весна". Викторины для дошкольников «Весна Конкурсы викторины олимпиады на тему весна началка

Подготовили и провели:

Учитель-логопед Иванова С.А

Музыкальный руководитель Сула О.Ф.

2017 г .

Интеграция областей:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Цель: Обобщать представления детей о весне, поднять эмоциональный настрой детей.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать закреплять представления о времени года - весне, о сезонных изменениях в живой и неживой природе, в жизни людей;

2. Развивающие:
- развивать у детей интерес к окружающему; логическое мышление, память, внимание; творческие способности, воображения.

3.Воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, уважение к партнёрам и соперникам по викторине.

Дети сидят на стульях. Под музыку входит Весна и говорит:

Весна:
Вот и кончилась зима,
Я, Весна, к вам пришла.
Снег везде я растопила,
Все морозы проводила.
Рады вы мне или нет?
Дайте дети мне ответ.(Ответы детей)

Весна: Викторина - это не просто игра, а игра-соревнование, у нас в игре участвуют две команды. Давайте их поприветствуем:

- «»

- «»

Так же поприветствуем наше жюри.

Состав жури:

1)

2)

3)

Каждая команда за правильный ответ будет получать цветок. В конце игры мы сосчитаем цветы и определим победителя.

Разминка Д/игра «Времена года»

Весна: На столе разложены картинки, на которых изображены времена года (осень, зима, весна, лето). Задание для команды «», отобрать картинки, где изображена весна. Команде «» отобрать картинки, где изображена осень.

Весна: Задание первого тура «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы его продолжите, договорите.

  1. Сосульки под солнцем…..(тают).
  2. На деревьях почки….(набухают, лопаются).
  3. Весной птицы гнезда…(вьют, строят).
  4. Весной птицы птенцов…(выводят, выкармливают).
  1. Весной насекомые после зимы…(оживают).
  2. На проталинах первые цветы…(расцветают).
  3. Весной медведь от спячки….(просыпается, пробуждается).
  4. Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается).

Весна: Задание второго тура «Отгадай загадку!»: вам необходимо отгадать загадки о весне.

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? (капель)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)

Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Эстафета «Тучка»

Одна тучка серая, другая синяя. Делимся на две команды.

Кто больше отнесет капельки к тучки.

Весна: мы переходим к третьему туру : «Ответьте на вопрос». Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если команда ответить не сможет, ей помогают болельщики.

Вопросы:

  1. Назовите четыре времени года. (лето, осень, зима, весна )
  2. Назовите три весенних месяца. (март, апрель, май)

1) Что происходит весной со снегом и льдом ? (солнце растапливает снег и лед, бегут ручьи, тает лед на реках)

2) Какие изменения происходят весной в растительном мире ? (на деревьях набухают почки, распускаются листья, начинается цветение некоторых растений)

  1. Какие изменения происходят весной в жизни животных ? (появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы. Они вьют гнезда, высиживают птенцов; у животных рождаются детеныши)
  2. Какая работа у людей появляется весной ? (весной готовят землю под посевы и высаживают растения)

Стихи от команд

Музыкальная пауза «Веселый танец»

Весна: Задание четвертого тура «Что перепутал художник?»

Каждой команде раздается иллюстрация с изображением весенней картины, но в тих картинах есть ошибки. Командам надо найти ошибки и обозначить.

Весна: Вот и пришло время подводить итоги нашей игры. Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю спеть песню «Ай, да весна».

песня «Ай, да весна».

Весна : Порадовали вы меня,

Поиграю с вами я!

Будет музыка звучать ,

Будем с вами танцевать,

Музыка прекратит звучать-

В пары нужно быстро встать!

Проводится игра «Найди пару» (2 раза)

Подведение итогов.
Весна: Вот и закончилась викторина про весну.

Команды награждаются грамотами.

Викторина «Весна - красна»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги.

Возраст детей: 6-7 лет.

Направленность проекта:

Комплексная (сочетание разных видов деятельности – познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, коммуникативная, игровая).

Формы проведения: - беседы - игры (дидактические, подвижные) - наблюдения в природе - рассматривание картин и иллюстраций о весне - проведение викторины

Цель: расширить и систематизировать представления детей о весне.

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: - закрепить знания о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Коррекционно-развивающие задачи: - развивать умение сравнивать различные периоды весны. - развивать и обогащать словарный запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь. - развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умения сопереживать успехам и неудачам товарищей. - воспитывать экологическую культуру, трудолюбие. - воспитывать радостное и заботливое отношение детей к пробуждающейся природе

Материал: эмблемы команд, фишки для подсчета очков, картинки о весне, картинки цветов, птиц, деревьев.

Планируемые результаты:

Дети:

Выделяют наиболее характерные весенние изменения в природе;

Знают название первых весенних цветов;

Рассматривают сюжетные картинки;

Используют все части речи, активизируют словарный запас;

Проявляют бережное отношение к природе.

Участвуют в обсуждениях, наблюдениях.

Ход занятия: - Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса значит, к нам пришла...
(Весна).

О чем эта загадка? Совершенно верно. И сегодня мы с вами будем говорить о весне.

Только у нас сегодня будет викторина. Вы будете выполнять задания и за правильный ответ получать фишку, команда, у которой будет больше фишек, станет победителем.

В викторине будут участвовать две команды.

1. Первый конкурс. «Кто быстрее ответит? »

Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы полными ответами. Вопросы задаются по очереди каждой команде.

1. Сколько весенних месяцев? 3

2. Какой месяц идет после марта? апрель

3 . Какой цветок первым появляется из земли? подснежник

4. Как называется место, где растаял снег, и показалась земля? проталина

5. Порхают птички или лисички? птички

6. Журчат ручьи или грачи? ручьи

7 . Набухают почки или листочки? почки

8. Какая птица прилетает первой? грачи

2. «Четвертый лишний». Нужно объяснить какое слово лишнее, и объяснить, почему вы так считаете

2. Грач, ворона, голубь, воробей.

3. Георгин, ирис, тюльпан, незабудка.

4. Береза, дуб, елка, рябина.

5. Василек, нарцисс, гвоздика, маргаритка.

6. Клен, сосна, липа, осина.

7. Утро, апрель, вечер, день.

8. Синица, ласточка, скворец, кукушка.

3. Переходим к следующему заданию «Закончи предложения»

1. Утром люди завтракают, а вечером… ужинают.

2. Днем на улице светло, а ночью… темно.

3. Небо голубое, а трава…зеленая.

4. Зимой небо пасмурное, весной… ясное.

5. Зимой воздух холодный, а весной…теплый.

6.Зимой медведи спят в берлоге, а весной… просыпаются.

7.Зимой день короткий, а весной …длинный. 8.Зимой мы для птиц делаем кормушки, а весной… скворечники.

4. «Загадки» Ребята, а вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас мы это проверим.

1.Он соло пел среди ветвей. Певца назвали… (соловей)

2.У дупла листок пришпилен, а живет там дядя… (филин)

3.Прячьтесь, куры! В небе ясном чёрной тенью кружит… (ястреб)

4.Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

5.Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица… (грач)

6. Плотник острым долотом строит дом с одним окном… (дятел) 7.Кто приносит на хвосте много разных новостей?
Всем расскажет все до срока белобокая...(сорока)

8.Сильная, большая птица даже кошки не боится!..
Очень важная персона – чёрно-серая...(ворона)

5. Подвижная игра "Зимующие и перелетные"

Сейчас мы с вами поиграем. Становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу - вы летаете и машете крыльями. Если назову зимующих птиц - приседайте.

(грач , ворона, скворец, утка, голубь, гусь, воробей, ласточка, журавль, синица, лебедь )

6. Конкурс «Вставь пропущенное слово»

1. Весной ярко светит (солнце)

2. На пригорках тает (снег)

3. Бегут шумные весенние (ручьи)

4. Просыпается медведь в (берлоге)

5. Заяц сидит под (деревом)

6. Снег тает и превращается в (лужи)

7. На деревьях распускаются (почки)

8. Зазвенела весенняя (капель) 7.«Собери цветок» Ребята, сильный ветер сорвал с наших цветов некоторые лепестки, давайте подберем лепестки к серединкам. Команда будет собирать цветок, в котором лепестки с картинками в два слога, а- цветок, в котором лепестки с картинками в три слога.(Дети выполняют задание и получают фишки)

Вот мы и собрали наши цветы, но посмотрите, чего у цветов не хватает? Без чего не бывает цветов?

1-ый ребенок: Цветов не бывает без листьев

2-ой ребенок - Цветов не бывает без стеблей.

3-ий ребенок - Цветов не бывает без корней.

(дети прикрепляют стебли, листья и корни, получают фишки)

8.Ребята сейчас будет последний конкурс. Вам надо будет перечислить признаки весны. Выходим по одному члену команды и выбираем карточки.

1. День стал длиннее, а ночь короче.

2. Солнце свети ярче и греет лучше.

3. Тает снег, бегут ручьи.

4. Появились проталины.

5. Перелетные птицы возвращаются в теплые края.

6. Первыми прилетели грачи и начали вить гнезда.

7. Появились первые цветы.

8. Проснулись насекомые.

Итог занятия. (Подсчет фишек у команд). Раздача призов. Поздравления.

8. Рефлексия.

Дорогие ребята, вы сегодня отлично играли, были дружными, находчивыми, справились со всеми заданиями.

- В завершении хочется сказать: берегите нашу планету, заботьтесь о ней, и она подарит нам красоту, наполнит жизнь радостью.


Ольга Качалка
Сценарий экологической викторины «Что мы знаем о весне?» Старшая группа

Викторина : «Что мы знаем о весне

Цель : обобщить представления детей о весне .

Программное содержание :

1. Образовательные задачи : систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе (неживая природа : день становится длиннее, ночь короче, тает снег; живая природа : прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются дикие звери, меняют зимнюю шубку на летнюю).

2. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

3. Речевые задачи : продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно.

4. Развивающая задача : развивать внимание, умение слушать и слышать.

Подготовка к занятию :

1. Подготовка воспитателя : подобрала и оформила конспект, подготовила наглядность, провела предварительную работу.

2. Предварительная работа : выучить стихи о весне , провести неподготовленную беседу о грачах, о первоцветах (подснежниках) с рассматриванием иллюстраций; наблюдение на прогулке за погодными изменениями.

3. Оборудование и материалы : эмблемы для каждой команды (Солнышки и Капельки) ; магнитная доска; пособие к игре «Раскрась живое» и «Раскрась неживое» ; иллюстрации к игре «Путаница» .

Организация детей : детей делят на две команды.

Длительность : 25 минут.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Воспитатель : «Ребята, сегодня утром мне пришло письмо от Веснянки , в которой она предлагает нам провести викторину . Она уже подготовила нам очень интересные задания, которые нам с вами предстоит разгадать. Вы готовы? Ну, тогда начнём».

II часть. Основная.

Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Солнышки» , а вторая – «Капельки» . (Вывешиваю на доску эмблемы команд.)

1 конкурс. «Загадки от Веснянки » .

Объясняю : сначала я буду загадывать загадку одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает по одному солнышку или по одной капельке. Если одна команда ответа не знает , а другая знает , то вопрос переходит к другой команде. Готовы? Итак, загадка первая.

I пара загадок. О природных явлениях.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло :

Скользко, весело, светло. (Лёд.)

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал . (Снег.)

(Белая морковка зимой растёт. Сосулька.)

II пара загадок. О птицах.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец.)

(Верещунья, белобока, а зовут её… сорока)

III пара загадок. О цветах.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

IV пара загадок. О животных.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

2 конкурс. «Что мы знаем о весне

Вопросы первой команде :

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья.)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков.)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть.)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны ? (Он проснулся.)

Вопросы второй команде :

1. Что происходит со снегом весной ? (Он тает.)

2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного.)

3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, они сразу расцвели.)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег.)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны ? (Поменял белую шубку на серую.)

3 конкурс. «Что сначала, что потом» .

Это конкурс о развитии птиц из яиц. Каждой команде дается по три картинки : на первой изображено яйцо, на второй – цыплёнок, на третьей – курица.

Дети должны разложить картинки в правильной последовательности.

4 конкурс. «Узнай по объявлению» .

Ребята, пока вы справлялись в предыдущим конкурсом, Веснянка прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а именно, не может понять. Поможем веснянке ?

Объявления первой команде :

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха.)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка.)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)

Объявления второй команде :

1. Прошу разбудить меня весной . Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5 конкурс. «Путаница» .

Ребята, Веснянка хотела вам показать , какие красивые в этом году подснежники. Она нарисовала вам их, но совсем запуталась. (Раздаю листочки с изображением цветов.) Что она неправильно сделала? Нарисуйте схематично, как должно быть (или разложить, если есть части цветка в разрезе) .

6 конкурс. «Живое – неживое»

Предлагаю детям одной команды раскрасить на рисунке только живое, а другой команде – только неживое.

III часть. Заключительная.

Подвожу итог викторины , подсчитываю «солнышки» и «капельки» .

Команда, которая выигрывает, получает картинки с изображением подснежников, а проигравшая команда - раскраски от Веснянки .

«Весна идёт» Художник С.Виноградов

Составитель викторины: Ирис Ревю

Весна-Красна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. О Весне-Красне поют песни, слагают стихи, придумывают викторины. Викторину «Весна-Красна» начинаем с календарной песне о весне.

Студёную зиму провожаем,
Красную Весну встречаем,
Покидает зима нас на саночках,
Приплывает весна в челночочке,
С теплом, с солнцем,
С ливнями, с цветами,
С хороводами, с журавлями,
С ржаными снопочками,
С золотыми колосочками.

1. Перечислите весенние месяцы. А как они назывались в старину?

  • Март – солнечник, протальник, ветронос, капельник.
  • Апрель – березень, снегогон, водолей.
  • Май — травник, цветень, розоцвет, майник.

2. Назовите десять признаков весны:

  1. Первые проталины
  2. Почерневший снег
  3. Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы
  4. Увеличение светового дня
  5. Повышение температуры окружающей среды
  6. Журчание ручьёв
  7. Оживление деятельности зимующих птиц
  8. Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры
  9. Появление первой весенней птицы – трясогузски-ледоломки
  10. Необычно голубой цвет неба

3. К какому стилю относится это произведение?

Приди к нам, весна,
С радостью!
С великой
Милостью!
С рожью зернистою.
С пшеничкой золотистою,
С птицей голосистою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Ответ: стихотворное произведение такого рода называется «закличка»

4. Признаки какого весеннего месяца перечислены ниже?

1) Раннее сокодвижение у берёзы, прилёт грачей, жаворонков, скворцов, появление мать-и мачехи, подснежников, звон капели.
Ответ : март

2) Активное сокодвижения у берёзы, цветение тюльпанов, вербы, ольхи, лютика, орешника, прилёт чибисов, журавлей, начальная деятельность пчёл
Ответ: апрель

3) Развернувшийся лист берёзы, первая весенняя гроза, цветение: вишни, ивы, земляники, крыжовника, рябины, сливы, яблони, завязь орехов
Ответ: май

5. У каких животных появляется потомство в апреле?
Ответ: у лося, косули, землеройки, кабана, крота, ежа, зайца, сурка

6. Какие первоцветы радуют глаз в мае?
Ответ: медуница, трёхцветная фиалка, ландыш, золотая калужница, жёлтый гусиный лук, сиреневая хохлатка.

7. Какие из майских перелётных птиц образуют пару на всю жизнь, а какие лишь на период выведения птенцов?
Ответ: пару на всю жизнь образуютлебеди, перелётные гуси, журавли.

Птицы, образующие пару лишь для выведения птенцов – глухари, тетерева, утки.

8. В честь кого назван месяц март?
Ответ: в честь римского бога Марса

9. Какие весенние праздники вы знаете?
Ответ: 8 Марта, Масленица, День Космонавтики, Пасха, Праздник Весны и Труда (1 Мая), День Победы

10. Назовите русские народные сказки о весне?
Ответ: ,

11. Какие музыкальные произведения о весне знакомы вам?
Ответ: Концерт № 1 из цикла «Времена года» Антонио Вивальди

В конце викторины приводим красивое стихотворение о весне

Опять весна, воды разлив,
И нет в помине зимней стужи.
Я вновь пускаю корабли
По ручейкам и вешним лужам.
Георгий Алексеевич Скребицкий

Козлова Елена Ивановна

учитель начальных классов МАОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

с. Кваркено Оренбургской области, Кваркенского района.


  • формировать у детей умение выразительно читать произведения;
  • побуждать заучивать наизусть понравившиеся произведения;
  • развивать интерес к участию в конкурсе чтецов.

К нам весна…

Быстрыми шагами,

И сугробы…

Под ее ногами,

Чёрные проталины

На полях…

Верно, очень тёплые

(И. Токмакова)


(примчалась)

Ласточка…

Из-за бела моря,

«Как … ни злися,

(февраль)

Как ты,… , ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё… пахнет».

(А. Майков ).


Травка зеленеет,

… блестит,

Ласточка с весною

В сени… летит.

С нею солнце …

И весна…

Прощебечь с дороги,

Нам… скорей.

(А. Плещеев.)

(Солнышко)


«Место, где стаял снег, и открылась земля».

«Небольшой водный поток».

«Падение с крыш, с дерева тающего снега каплями».

«Место жития и кладки яиц у птиц».

(Проталины)


НДОКНПСЕЖИ 6 3 2 7 1 8 9 5 10 4

ШОКНЕРИ 4 1 7 5 3 2 6

ЬАТМ-И-АМХЕЧА 4 2 3 1 –И- 2 1 5 4 3 1

ЕРПЕСИКЛЕ 2 3 1 4 7 9 8 5 6

РАГЧ 2 3 1 4

РЕКСВОЦ 5 6 2 1 3 4 7


Подснежники

Мать – и – мачеха

Перелески







Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это, значит, верно,

Что весна пришла.

Это, значит, верно

Что зиме конец.

Самый, самый первый

Прилетел скворец…


Засвистел в скворечне:

Ну, теперь я здешний.

Но весне не верьте,

Слышен ветра свист.

Ветер, ветер , ветер

По дорогам вертит

Прошлогодний лист.


Всё апрелю шутки!

Сельский детский сад

Утром с кинул шубки-

В полдень снегопад!

Но не так уж скверно

Обстоят дела,

Если верба, верба

Верба зацвела.

А. Барто «Апрель»


http://forum.anastasia.ru/files/_1135397894.jpg - ручей

http://admin.izum.ua/Data/GeneralImg/Event - подснежник

http://www.std-jarex.ru/upload/arrsh635_3.jpg - гнездо

http://s39.radikal.ru/i086/1007/87/480650d9983a.jpg - весна

http://skazles.ru/zagadki/img/0002.jpg - скворечник

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то