Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слабослышащий ребенок

Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается - сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами.

Мир за барьером

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме. Через зрение, осязание и обоняние он познает формы и свойства предметов, но только через речь ребенок узнает о намерениях окружающих его людей, способах и оттенках человеческого взаимодействия. Общаясь, он через слова воспринимает эмоциональные оценки, которые люди не могут передавать иным способом. Вот почему ребенок, у которого звуковой канал передачи информации «выключен», представляет этот мир не таким, как его сверстники.

Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Для формирования речи природой отведены короткие сроки: до четырех месяцев ребенок гулит, с пяти-шести месяцев активно развивается лепет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь уже можно считать сформированной. Чтобы подхватить первый лепет и успеть поставить связную речь, в юное сознание должна течь рекой оперативная информация. Тогда ребенок научится соотносить слова «привет», «здравствуй» - и улыбку в ответ, слово «горячо» - и жжение на языке, слово «дай!» - и протянутую руку.

Если ребенок не слышит всех звуков, и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых простых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Страна глухих

Какой же выход из положения находили слабослышащие? Все видели людей, которых общество называет глухонемыми. Они общаются с помощью жестовой речи. Это не «калька» с русского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации. Но если по-русски мы спрашиваем «как тебя зовут?», то на язык жестов это будет переведено - «имя», «как?» Обыкновенный, словесный язык для таких людей - как иностранный, знать который вовсе не обязательно.

Кроме жестовой речи, есть еще дактилология - быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы алфавита. Это уже полноценный русский язык. Следовательно, ребенок, которого научили так «говорить», будет опираться на нашу речевую базу, а значит, легче найдет «общий язык» с обычными детьми.

Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами - лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов – сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.

Педагогические технологии сегодня достигли уровня, позволяющего овладевать нормальной человеческой речью детям с любой степенью снижения слуха.

Чтобы научить ребенка чему бы то ни было, нужно ему создать условия для собственной мотивации, подтолкнуть к развитию в нужном направлении. Тогда он проявит интерес к познанию, что-тосопоставит в уже имеющихся понятиях, что-то поймет и запомнит. Как же помочь такому ребенку научиться разговаривать?

Если ребенок не слышит речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится понятной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками.

Методики восстановления слуха

Восстановление способности слышать достигается слухопротезированием. В России слабослышащим детям государство выдает слуховые аппараты, но, к сожалению, в большинстве случаев их возможности оставляют желать лучшего. Такой аппарат усиливает все звуки без разбора, и получается эффект мегафона - мир только оглушит ребенка, который будет стараться избавиться от этого мешающего ему приспособления.

Слуховой аппарат должен максимально учитывать индивидуальные особенности потери слуха, усиливая только определенные частоты. Правильно подобранный и настроенный, он даст ребенку возможность четко расслышать и чужую речь, и свою собственную. Обязательно нужно, чтобы ребенок слышал не только контуры слов, но и как можно больше разбирал их структуру. Искаженное восприятие приведет к неправильному произношению.

Современные слуховые аппараты, созданные по последнему слову техники, настраиваются с помощью компьютера. Однако просто купить слуховой аппарат «в коробочке» и принести его ребенку – не решение проблемы. Результативность его использования зависит и от того, насколько он точно настроен. К сожалению, довольно часто даже очень хороший слуховой аппарат, установленный неквалифицированными специалистами, оказывается пустой тратой времени и денег. Аппарат раздражает, а помощи от него никакой, ребенок не может к нему привыкнуть и постоянно снимает. Солидные фирмы заботятся о том, чтобы не допускать таких ситуаций, поэтому в стоимость аппарата включаются его подбор, настройка (возможно, процесс настройки займет несколько недель) и послепродажное обслуживание.

Обучение слабослышащего ребенка

Следующий этап – обучение ребенка со сниженным слухом. Результат сильно зависит от его индивидуальных способностей, от того, нет ли у него дополнительных отклонений в развитии. К сожалению, очень много детей, «трудных» не столько по объективным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться индивидуально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребенку подходящий слуховой аппарат, как рано начнется коррекционная помощь, сколько будет «поймано» уходящего бесценного времени. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников.

Но здесь родителей часто подстерегает заблуждение: заниматься с ребенком – не значит оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками. Ребенок, который проходил воспитание в специальном детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой, в среде нормально слышащих детей, не может самостоятельно выбрать себе партнера по играм. Он зачастую сначала идет к взрослому и просит того ввести его в игру других детей. Если же у ребенка совсем нет опыта общения со слышащими детьми, он выбирает из группы не того мальчика или девочку, которые ему больше понравятся, а «своего», то есть ребенка со слуховым аппаратом.

В коллективе «своих» ребенок может иметь высокий авторитет, который сразу теряет, приходя в коллектив слышащих детей. Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него бойцовских качеств, но, как правило, такой ребенок неуверенно стоит в сторонке и ждет, когда сможет поиграть со «своими».

Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. Это, конечно, хорошо, так как сплоченность и солидарность много значат. Но «свой» коллектив не только помогает, но и мешает. Например, мешает ребенку получить навыки общения со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся.

Социальная изоляция от слышащего мира отражается на речи ребенка, она становится более примитивной и ориентированной на клише. Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 - 8 слышащих детей приходится 4 - 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.

Родители здоровых детей сначала не знали, как относиться к таким экспериментам, но потом поняли, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми.

Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объеме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом потому, что они не чувствуют себя одинокими.

Все же ребенка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно. Учителям на «особенного» ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, - естественно, за счет других учеников. А почему они должны страдать? Дети жестоки - не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, - выставят «белой вороной».

Поэтому так важно помочь ребенку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок. Получать знания и навыки - дело хорошее, но нельзя упускать главного.

Нельзя допустить развития у ребенка интернатского комплекса - «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки, ребенок должен научиться обходиться без нее, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должны дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат. Если и выделяться из толпы, то разве что яркостью натуры!


Выбрать детский садик для ребенка, даже при сегодняшнем многообразии, очень не просто. И все же эти трудности ничто, по с равнению с теми, какие приходится преодолевать родителям, чьи дети официальной статистикой причислены к категории « с отклонениями».

В этой статье мы публикуем список детских садов, специализирующихся на развитии глухих и слабослышащих детей в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге.

Москва

Государственное образовательное учреждение детский сад 154 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
127474, г. Москва, ул. Дубнинская, д.33
тел. (495 ) 480-15-66
дир. Федорова Ольга Валентиновна

Государственное образовательное учреждение детский сад 232 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
117036, г. Москва, пр-т 60-летия Октября, д.16, корп. 6
тел. (495 ) 126-64-00
дир. Антоненко Любовь Федоровна

Государственное образовательное учреждение детский сад 283 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
105484, г. Москва, ул. 13-ая Парковая, д.30
тел. (495 ) 468-54-28
дир. Мурзанова Альбина Ивановна

Государственное образовательное учреждение детский сад 549 для детей с нарушением слуха
117393, г. Москва, ул. Пилюгина, д.14-Б
тел. (495 ) 936-30-23
дир. Михайлова Галина Юрьевна

Государственное образовательное учреждение детский сад 669 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
119571, г. Москва, Ленинский пр-т, д.156, корп.2
тел. (495 ) 445-30-45
дир. Щеглова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад 1635 1 и 2 вида для детей с нарушением слуха (для глухих и слабослышащих)
119571, г. Москва, Ленинский пр-т, д.156, корп.1
тел. (495 ) 433-31-33, 434-11-20
дир. Плахова Татьяна Витальевна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 101 1 и 2 вида (дошкольное отделение) — для глухих и слабослышащих
182592, г. Москва, ул. Маршала Катукова, д.14, корп.2
тел. (495 ) 750-43-52
дир. Муравьева Галина Владимировна

Государственное образовательное учреждение детский сад УВК 1851 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
119311, г. Москва, ул. Крупской, д.12-б
тел. (495 ) 131-85-90, 930-03-02
дир. Немтырева Лидия Александровна

Государственное образовательное учреждение детский сад 1860 компенсирующего вида для детей с гарушением слуха
107076, г. Москва, ул. Олений вал, д.22
тел. (495 ) 964-45-65
дир. Махмудова Светлана Леонидовна

Санкт-Петербург

Государственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад « Кудесница» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников
197022, г.С.-Петербург, 1-ая Березовая аллея, д.5
тел. (812 ) 234-42-88, тел/факс 234-54-06
дир. Воробьева Татьяна Викторовна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детский сад 8
195298, г. С.-Петербург, ул. Ленская, д.16, корп.А
тел/факс (812 ) 521-00-36
дир. Шевченко Любовь Васильевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 27 « Надежда»
196191, г. С.-Петербург, ул. Варшавская, д.47, к.3
тел/факс (812 ) 374-09-42
дир. Столярова Надежда Владимировна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 37
194214, г. С.-Петербург, ул. М.Тореза, д.104, корп.2
тел/факс (812 ) 553-87-09
дир. Шарапова Галина Николаевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 60
193079, г. С.-Петербург, ул. Новоселов, д.25
тел/факс (812 ) 446-18-56
дир. Гусева Лариса Сергеевна

Ясли-сад 67
192071, г. С.-Петербург, ул. Будапештская, 40/3

елена юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха

Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ :

2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей , а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог) . Он включает в себя :

Создание предметно-развивающей среды;

Материально-техническое оснащение;

Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития .

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления :

I. Обучение , воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций .

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового ) в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития . Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения , возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации :

Глухие без речи (ранооглохшие) ;

Глухие, сохранившие речь (позднооглохшие) ;

Слабослышащие

Кохлеарные импланты

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы» , под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей

2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

3. Программа «Общение» , под редакцией Э. И. Леонгард

Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей . В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей .

Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха , времени его нарушения ,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими . Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста . Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить, ему необходимо развивать :

1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов

2. Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)

3. Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова

4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение) . Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры . Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали .

Ребёнок с нормальным слухом , до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.

Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание . Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому с самого начала нужно у малыша развивать :

У ребенка с нарушенным слухом , который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом , процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение , сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться .

Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра .

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза» );

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка;

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;

15. Используйте при обучении случайные ситуации ;

16. Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;

17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;

20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха , оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению . Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции , структуру нарушения , время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабослышащих или поздно-оглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы , отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок кор-рекционно-воспитательной работы в дошкольных группах. Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа - детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррек-ционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразви-вающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей - в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей - в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррек-ционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы - индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-де-фектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психо л ого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то