Что значит быть православным человеком? Небольшое сочинение. Православие - это направление в христианстве. Религия

Православная церковь на протяжении всей своей истории была для верующих людей ориентиром, путеводителем среди житейских бурь. Удивительно, но проблемы, с которыми прибегали к своим духовным пастырям наши далекие предки, остаются актуальными и сегодня. Каковы эти проблемы? Как активизировать приходскую жизнь и как относиться к толерантности? Как помочь молодежи прийти к Богу и остановить процесс глобального разрушения нравственных основ нашего общества? Об этом мы беседуем с председателем издательского совета Русской Православной Церкви, митрополитом Калужским и Боровским Климентом .

Дорогой Владыка, расскажите, пожалуйста, каким путем Вы пришли к вере? Кто оказал наибольшее влияние на формирование Вашего религиозного мировоззрения?

Родился я в послевоенные годы в простой верующей семье. И хотя в стране уже 30 лет была советская власть, но все же в то время чувствовалось, что народ еще не забыл свои духовные корни. Много храмов было закрыто, почти не осталось монастырей, не хватало священнослужителей, не издавались духовные книги, но в простом народе вера сохранялась. Особенно в селах и небольших городах, где православные традиции были живы. В нашем доме перед иконой всегда горела лампада, мы постоянно молились все вместе. Храм, который находился в десяти минутах ходьбы от дома, был нашим вторым домом, а его прихожане — нашей большой семьей.

Напротив дома, где мы жили, была дача московского профессора, депутата Моссовета. Там постоянно жили две сестры — монахини Питирима и Михаила. Мы с братом, ныне архиепископом Димитрием, любили к ним ходить. У них в доме было много икон, перед которыми всегда горели лампады. Под иконами стоял столик, на нем лежали разные святыни. Из них больше всего нас привлекал камушек, сантиметров 15 шириной и 10 высотой, с изображением преподобного Серафима, молящегося на коленях. Мы любили прикладываться к этой святыне и слушать о том, как Преподобный молился.

Кроме того, у нас дома часто бывали священники и прихожане из нашего храма. Вспоминая те годы, я хотел бы подчеркнуть один момент. Когда к нам кто-либо заходил из прихожан, приезжал из Москвы или из Троице-Сергиевой Лавры, или из других мест, мы, дети, слышали, что взрослые беседовали только о вере, о духовной жизни, о том, как люди отстаивали свои храмы, не допуская их закрытия. И никогда мы не замечали, чтобы эти верующие вели пустые разговоры. Нам давали читать книги или тетради с переписанными духовными рассказами. Вся обстановка в семье, пронизанная верой и упованием на Бога, оказывала на нас весьма благотворное влияние.

Я помню, когда мне было лет шесть, у мамы случился инфаркт миокарда. Мы все очень переживали и постоянно заходили к ней с младшим братом узнать, как она себя чувствует. Однажды, зайдя в комнату, мы увидели, что она смотрит на икону Божией Матери и молится. Мы спросили ее: «Мама, о чем ты Божию Матерь просишь?» Она ответила: «Я прошу Ее, чтобы Она вас не оставила, если я умру». Потом она помолчала и сказала мне: «Гера, от Бога не отрекайся. Что бы тебе ни обещали, от Бога не отрекайся, сохрани в себе веру». Я увидел на ее глазах слезы. Мы с младшим братом пошли в соседнюю комнату и стали молиться, как могли. Мы просили Бога, чтобы мама выздоровела. Тогда она проболела около трех месяцев. Все это время нас поддерживали прихожане нашего храма, приезжали знакомые верующие из Москвы. Помогали нам все. Отец с утра до вечера был на работе, а нас было четверо детей. Старшему брату Николаю было 14 лет, а младшему, ныне архиепископу Димитрию — 3 года. Тогда старший брат объездил многие монастыри и везде просил, чтобы там молились за маму. Помню, тогда я с ним в первый раз поехал в Троице-Сергиеву Лавру. Это было летом, выехали мы рано утром, чтобы приехать к поздней Литургии. Я ехал с верой, что если там будут молиться, мама выздоровеет. Тогда я впервые в жизни увидел монахов. Почти у каждого из них я брал благословение и просил: «Помолитесь за маму и за меня, грешного». Вот так я и рос в вере.


Вы с такой любовью рассказываете о своей маме... Какие, если можно так выразиться, педагогические приемы использовали Ваши родители?

Пример жизни. Самое главное для ребенка — пример родителей, обстановка в семье, ее внутренний настрой. Ребенок старается повторять все, что делают родители. Если родители стремятся в храм, и ребенок будет с желанием туда идти. В семье соблюдается пост — нетрудно будет поститься и ребенку. Я помню, когда мне было лет девять, у мамы произошло обострение язвы желудка, а был Великий пост. Ей говорили, что надо употреблять молоко и прочую скоромную пищу, но она категорически отказалась нарушать пост, ела геркулесовую и рисовую кашу, сваренную на воде, с оливковым маслом, отказалась от всего соленого и острого. Пост прошел, и язва исчезла. Глядя на маму, мы навсегда запомнили важность соблюдения постов, поняли, что они — не формальность. Помню, Великим постом мама приготовит нам завтрак, мы поедим и — в школу, а она идет в храм на службу, вернется из храма, позавтракает и затем готовит нам обед. Любовь к храму у детей прививают не слова, а пример такой любви к богослужению родителей.

Современное российское общество стремится к Православию. Вопреки тому, что многовековая православная культура в нашей стране была почти вытравлена в советский период, люди всё больше обращаются к Богу. Насколько велика опасность того, что обращение к Православию для многих станет лишь поверхностным, модным увлечением?

Это не ожидаемая опасность — это так и есть. Если сравнить 60-е или даже 80-е годы прошлого века и настоящее время, то теперь в храм приходит другой контингент людей. Подавляющее число верующих в 60-е годы не знали, что такое телевидение. В 70-е — даже если знали, тогда оно не имело настолько пагубного влияния, как сейчас: были другие передачи, и люди не смотрели так много телевизор. А сейчас даже тот, кто регулярно ходит в храм, много времени проводит у телевизора, а молодежь — и за компьютером. И это не только среди мирян, но и среди духовенства. Телевизор оказывает большое воздействие на сознание человека, и чаще всего это влияние отрицательное. Отмечу, что, сидя у телеэкрана, пастырский опыт не приобретешь и путь христианской жизни не познаешь. Даже если смотреть православные передачи, через них можно только узнать, но не познать. Всё же, особенно духовное, познается через личный опыт. Зная, но не прилагая знания к своей собственной жизни, можно только рассуждать, вести умные разговоры на духовные темы, можно даже давать советы, но эти советы никому не помогут. Если сам человек не идет вслед Христа, он не сможет приблизиться к Нему и никого к Нему не приведет. Господь не сказал, что спасется тот, кто знает Его заповеди, но тот, кто их исполняет.

Какие проблемы современной церковной жизни сегодня наиболее актуальны?

Любая проблема начинается с человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но в своем сознании он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. Даже если он какое-то время ходит в храм, к таинствам он приступает механически, в нем нет живого обращения к Богу, нет искреннего покаяния. У Чехова, если я правильно помню, есть замечание о дереве, которое высохло, но качается вместе с другими. Вот и человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Рано или поздно он отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если он еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды. Этим равнодушным состоянием крещеных людей — нашей паствы — и определяются основные проблемы внутрицерковной жизни. А если такой человек уже в священном сане, то это усугубляет ситуацию и порождает проблемы современного пастырства.

Недавно один священник сказал: «Приходскую жизнь надо активизировать с учетом того, что люди наши на самом деле не готовы к приходской жизни, причем и миряне, и клирики. В сознании людей слишком много индивидуализма...» Как сделать так, чтобы миряне активнее проявляли себя в приходской жизни?

По существу, я согласен с этим суждением. Индивидуализм присутствует и у мирян, и у священников, это так. Причиной тому — те условия, в которых растет, формируется и живет человек. И священники здесь — не исключение. Индивидуализм закладывается у многих еще в семье. Сейчас утрачено традиционное понимание семьи как малой Церкви. В Церкви центром является Христос. В старину семья стремилась быть христоцентричной, и семейная жизнь воспринималась как подвиг ради блага ближнего — супруга, супруги, детей. А сейчас чаще всего семейная жизнь воспринимается как путь обретения удовольствия, включая и плотское. Нередко центром семьи является ребенок, для которого взрослые делают всё, что он желает. Так и вырастает человек, думающий только о себе.

У нас в стране нет народно-культурных центров, куда люди приходили бы для общения, объединялись по интересам. Жизнь современного человека ограничена работой или учебой и квартирой, где он уединяется у телевизора или компьютера. Даже у подростков, имеющих повышенную потребность в общении, оно почти полностью сместилось в виртуальное пространство. Они разучились общаться друг с другом без ICQ и форумов в интернете. Живое общение предполагает открытость, самоотдачу, напряжение душевных сил, — этого не могут заменить электронные средства коммуникации. Они не соединяют, а дают информацию и лишают людей живого общения. Интернет формирует много негативных качеств, в том числе и индивидуализм.

Поэтому современные люди замкнуты. Так же они ведут себя и в храме. После службы уходят, не задерживаясь. Порой, находясь в одном приходе, они совершенно чужие друг другу, да и за богослужением каждый молится о себе. Но ведь приход — это церковная община, в ней должна быть общность людей по вере и по жизни. Христос объединил всех верующих в Него в Свою Церковь, где каждому определено свое служение. Раньше во многих приходах, когда человек начинал постоянно посещать храм, с ним знакомились все прихожане, спрашивали имя, чтобы помолиться о нем, вписывали его имя в свои синодики. Своей молитвой и советом ему помогали войти в церковную жизнь и священник, и прихожане. На престольные праздники собирались со всех храмов. Понятно, что люди тогда были отзывчивее, и новых людей было немного. Но и теперь приход должна объединять общая молитва, совместные дела, деятельное служение, взаимопомощь внутри прихода. Особенное внимание надо обращать на семью, чтобы дети в ней росли заботливыми, внимательными к другим.

Каким образом за последнее время изменились, на Ваш взгляд, мировоззрение и образ жизни молодежи?

Индивидуализм, о котором мы только что говорили, особенно ярко проявляется у молодых, только имеет свою окраску. Молодежь хочет много иметь и сейчас же. Молодые люди не хотят ждать и во всем ищут легкий путь. И, что печально, они не научены трудиться. Перед их глазами мало примеров того, как нужно правильно жить, и окружение, в котором находится молодежь, не проникнуто христианским духом. Это не дает ей очнуться от духовной спячки.

Мы сейчас видим много молодых людей, которые заходят в храм, но это незначительная часть всей молодежи. Причем, тот, кто заходит, чаще всего посмотрит и уходит, у него нет внутреннего стремления узнать, почему его в детстве крестили или почему он называет себя православным, или что значит — быть православным? Он весь устремлен к земному, его влечет дружба с миром (ср.: Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4)), у него все мысли направлены на то, чтобы как-то устроиться в этой жизни. Очень многие молодые люди сегодня инфантильны, хотят жить только для себя и не готовы брать на себя ответственность не только за своих близких, но даже и за себя самих. Отсюда желание легкой наживы, нежелание трудиться и принимать ответственные решения. Наверное, поэтому среди молодых семей так много разводов. Супруги не хотят заглушить голос своего эго, как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях со своими детьми. Молодежь не хочет быть жертвенной, она не хочет отдавать, а желает только получать. Если раньше молодой человек во время учебы работал, то затем, чтобы помочь своим родителям или обеспечить себя необходимым во время учебы, а сейчас, в первую очередь, — для того, чтобы самому жить красиво, иметь шикарную машину. Он слышит, что его сверстник получает миллионы, или за футболиста такого-то клуба заплатили столько-то, и у него возникает желание иметь большие деньги. Не представляя, что такое труд, он хочет жить роскошно. Это одна сторона проблемы.

Другая причина заключается в том, что Церковь, то есть мы, верующие — священнослужители и миряне, мало делаем для того, чтобы молодые люди ощутили внутреннюю необходимость веры. Мы не протягиваем им руку помощи, не открываем им двери храма, чтобы они почувствовали, что храм — это и их духовный дом. Мы должны научиться видеть в них своих ближних. Пусть они младше нас, пусть они меньше нас знают о Христе, может быть, они не умеют правильно креститься и не знают, как вести себя в храме, — всё равно мы не должны их отвергать. Даже если перед нами тот, кто пал, стал пить, употреблять наркотики, мы не должны проходить мимо, а должны отнестись к такому человеку с любовью, ведь он — тоже сын нашего Отечества, а если крещеный — то и нашей Церкви, хотя и согрешивший. Нам необходимо понять нашу молодежь и помочь ей обрести веру. Пути разные — как каждый взрослый человек индивидуален, так и каждый молодой человек индивидуален, — и мы должны искать эффективные формы работы с молодежью.

Россия — одна из самых читающих стран в мире. Но какие произведения читают наши сограждане — это отдельный вопрос. Как сделать так, чтобы бульварная литература не вытеснила классику и духовное чтение?

Я бы сказал так: бульварная литература почти уже вытеснила классику, а что касается духовной литературы, то читать ее народ не научен. Люди старшего поколения, когда были детьми, ее не читали, так как в те годы была другая идеология, и духовная литература была под запретом. А современная молодежь, в большинстве своем, вообще не приучена к серьезному чтению, тем более к чтению книг духовного содержания. О ментальности молодежи мы говорили. Чтобы читать книгу, надо ее любить, надо ее понимать, надо привыкнуть держать ее в руках. Любовь к чтению развивается в семье и школе. Если в семье ребенок видит своих родителей, братьев, сестер за чтением, то и ребенок будет желать читать книги, а если в семье не принято читать серьезную литературу, и родные сидят днями и вечерами у телевизора или компьютера, то отношение у ребенка к книгам будет таким же.

Кроме того, большое значение имеет школа, там ребенок должен полюбить книгу, научиться ее читать. Я имею в виду не скорость чтения: определенное количество слов произносить в минуту, а, читая, понимать ее смысл. В школьной программе должно быть уделено достаточно времени изучению как великих отечественных писателей, так и произведений мировой литературы, раскрывающих основы духовно-нравственной жизни общества.

Современная культура зачастую носит разрушительный характер. На Ваш взгляд, какие меры должны быть предприняты государством для того, чтобы остановить процесс глобального разрушения нравственных основ общества?

Необходимо воспитание молодого поколения в соответствии с нашей культурной и духовной традицией, чтобы молодой человек осознавал себя принадлежащим к великой русской культуре и был ее носителем, чтобы он мог различать добро и зло и находил в себе силы отказаться от зла. В современной культуре всё перемешано: зло остается безнаказанным, порок оправдывается, грех популяризируется в СМИ, преподносится привлекательным, у человека возникает желание его совершить. Привнесенная к нам система западных ценностей, где утрачена христианская основа, духовно деформирует личность человека. Школа отказалась от воспитания, а только дает знания, причем программы построены так, будто России нужны только брокеры, менеджеры и бизнесмены. А если в детское сознание не закладывается правильное понимание жизни, то трудно в будущем ожидать что-либо хорошее от такого человека.

Государство должно заботиться о будущем России, и чиновники должны понимать, что самый ценный, «золотой», запас страны — это наши дети. Какими они вырастут, такой и будет страна. А поэтому надо укреплять семью, необходимо сделать школу нравственно ориентированной, чтобы в ней сочеталось и образование, и воспитание. И, самое главное, государство должно защитить свой народ от насилия и безнравственности на телевидении. Сколько это можно терпеть? Целыми днями на телеэкране — убийства и пошлые сцены, и дети всё это видят. Получается, им это навязывается. А ведь они всё, что видят, воспринимают как норму жизни. Отсюда, когда дети подрастают, и возникают все проблемы.

Каково Ваше отношение к повсеместно насаждаемой толерантности — в культуре, политике, церковной жизни? Какие традиции стоит возродить русскому народу?

К самому слову «толерантность» я отношусь с осторожностью. Смысл, который вкладывается в него сегодня, находится вне христианской этики. Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», «Любите врагов ваших», а теперь принято говорить, что надо терпеть. Для терпения совсем не обязательна любовь, терпеть ближнего можно, и презирая его, а врага — и ненавидя. Получается подмена. И не только: порой в призыве к толерантности навязывается терпимость к пороку, признание его равнозначным добродетели или естественным человеческим отношениям. А с этим никак нельзя согласиться верующему человеку.
Нашему народу надо возрождать христианскую любовь. Русскому характеру были присущи великодушное перенесение всех жизненных обстоятельств, происходящее из полного доверия и любви к Богу, и сострадание, в котором выражается любовь к ближним. Имея такую любовь, русские люди преодолевали все трудности и невзгоды в созидании великой и могучей державы. Возьмите, например, освоение Сибири. Вот где было явлено истинное русское качество любви. Люди шли в неведомые земли, оказывая друг другу помощь и проявляя заботу о чужих. Отсюда и сформировался особенный сибирский характер — спокойный, радушный, основательный, надежный.

Насколько православные СМИ сейчас в состоянии противостоять своей деятельностью засилью порока и безнравственности в современном обществе?

Порок и безнравственность на телевидении, в других СМИ, в интернете имеют большую поддержку: не только финансовую, но и политическую. Противостоять этому одной только Церкви невозможно, государство должно защитить население от негативного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Думаю, раз у нас всё поставлено на коммерческую основу, то для программ телевидения, радиовещания, печатных СМИ, которые направлены на поддержку семейных и культурных ценностей, на воспитание и образование подрастающего поколения, на укрепление нравственности в обществе и противодействие злу, должны быть материальные субвенции со стороны государ-ства. Вместе с тем и мы, православные, должны участвовать в развитии и расширении влияния наших церковных СМИ на общественное сознание. И нам пора бы иметь свое телевидение.

Какими должны быть современные православные юноши и девушки, чтобы создать здоровую, крепкую семью? И какие качества стоит в себе воспитывать супругам, чтобы сохранить брак и воспитать своих детей в вере и благочестии?

Какими должны быть? Верующими. Не подходить к браку безответственно, не смотреть на супружество, как на средство получения удовольствий, то есть необходимо отвергнуть всякий индивидуализм и эгоизм, не искать в супружестве наслаждения. Необходимо иметь любовь к чадорождению и важно, чтобы у супругов было чадолюбие. Вообще, чадолюбие — это великая добродетель. Оно делает семью крепче, в то время как поиск удовольствий в супружеских отношениях разрушает любовь. У супругов должны быть христианские отношения и христианская любовь, которая долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, чужда какого-либо своекорыстия. Они должны научиться обуздывать свою волю и свои желания, а также уметь поддержать друг друга в ежедневных трудах.

Супругам с самого начала совместной жизни надо воспитывать в себе уважительное отношение друг к другу, не допускать ничего, что считается непристойным, даже когда они остаются наедине, готовиться во всем подавать пример детям. Ибо потом очень трудно будет изменить свои привычки, а дети всё подмечают и копируют: каким тоном взрослые друг с другом разговаривают, как относятся к домашней «рутине», с каким настроем молятся и т. п. — я об этом уже говорил.

Среди современных православных молодых людей сейчас стоит большая проблема — найти спутника (спутницу) жизни, с целью создания семьи. Что бы Вы могли посоветовать молодым людям, которые ищут свою «второю половинку» и не могут её найти?


Не надо создавать себе идеалы и, особенно, выбирать по внешним признакам. Всё внешнее изменчиво, надо стремиться обращать внимание на качества души, да и самому к себе быть требовательным в этом отношении.

Ваше Высокопреосвященство, с каким напутственным словом Вы обратились бы к читательницам «Славянки» — современным православным девушкам и женщинам, невестам, женам и матерям, хранительницам семейного очага?

Дорогие мои, те, кто постоянно читает этот журнал, и кому, может быть, он впервые попал в руки! Научитесь любить Бога и быть Ему во всем верными, как святые жены- мироносицы, которые, ничего не боясь, шли вслед Христа, как наши матери и бабушки, которые пережили страшные гонения ХХ века, но веру сохранили. Обретите дар молитвы, и пусть ваша молитва зажигает в сердцах ваших детей и внуков, ваших родных и близких любовь к Богу и желание жить по Евангелию. Пусть ваши слова и поступки всегда свидетельствуют о вере. Пусть семья каждой из вас будет домашней Церковью, где христианская любовь и мир пребывают в сердцах всех ее членов. Будьте чадолюбивы и воспринимайте рождение детей как благословение Божие. Помните, Господь дал нам жизнь, чтобы мы научились сами и научили других делать добро.

«Я обязан благовествовать Евангелие, ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите евангельскую истину из меня, евангельскую правду, евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!..» — так говорил о себе архимандрит Иустин (Попович), ныне — преподобный Иустин Челийский, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 2010 году.

Он пришёл в этот мир и ушёл из него в один день — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его так и назвали — Благое; благовестие Бога стало его дыханием, смыслом всей его жизни.

Когда умерла его мать, он, глядя на «бесконечно умилительную благость и доброту» её лица, пережил, по его собственным словам, некое «физическое ощущение бессмертия». Впоследствии этот опыт будет просвечивать во всём его творчестве: он пишет о бессмертии человека так, что ты не просто вспоминаешь о своей бескрайности и бесконечности, но и явственно начинаешь чувствовать её.

Ещё в тринадцать лет, во время учёбы в Белградской Свято-Саввской семинарии, где его учителем был святитель Николай (Велимирович), Благое положил за правило каждый день прочитывать по три главы из Нового Завета. Правило это он соблюдал до конца жизни. Позже, будучи уже преподавателем семинарии, он видел главной своей целью научить воспитанников прежде всего жить по Евангелию, научить их претворять евангельские истины в свою природу.

Отец Иустин всегда много заботился о молодых людях, у которых возникали серьёзные духовные вопросы. И в нём самом на протяжении всей жизни проявлялась какая-то постоянная внутренняя молодость и удивительная живость духа. До последнего вздоха он был исполнен восторга перед всяким новым открытием и Божиим чудом: в цветке, в глазах, в человеке и в мире. Получивший прекрасное образование (помимо Белградской семинарии он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, в Оксфорде, в Афинском университете) и обладавший редким философским чутьём, он плакал над трагизмом человеческого бытия без Бога и признавался: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..»

Бескомпромиссность отца Иустина во всём, что касалось Православной Церкви и Евангелия, часто вызывала недовольство как высших церковных кругов, так и коммунистических властей. Он нередко вынужден был скрываться, несколько раз сидел в тюрьме, а с 1948 года и до конца своих дней жил практически в заключении в маленьком женском монастыре Челие. Там он много времени посвящал писательской, переводческой и издательской деятельности, оставив после себя более тридцати томов сочинений.

«Самое драгоценное, чему он нас научил, — это любить Христа», — писал об отце Иустине один из его семинарских студентов. Этому же — любить Бога, гореть Богом, жить Богом без остатка — учат и все его многочисленные творения, фрагменты из которых «Отрок» предлагает читателю.

Человек!.. Все творения немеют перед этим самым необычным чудом во всех мирах. Бог как бы собрал чудеса из всех Своих миров, слил их воедино, и получился человек. Ощущать — разве это не чудо? Мыслить — разве это не чудо? Желать — разве это не чудо? Не ищи чуда вне себя, ибо ты сам величайшее чудо. Существовать — разве не есть это нечто само по себе бесконечно удивляющее и непонятное? У всякого создания, имеющего силы думать о человеке, начинает кружиться голова. Со всех сторон человек окружён бесконечностями…

Не есть ли жизнь человека на земле паломничество по безднам? Ведь всякий серьёзный вопрос, который человек задаёт себе или мир — человеку, уводит его мысль в бездну. Вопрос истины разве не есть бездонная проблема? В поисках истины, пробиваясь к её святилищу, мысль человека всегда пробирается через страшные пропасти. А проблема справедливости, а проблема добра, а проблема зла — всё сплошь пропасти и горные ущелья, паломничества, мучительные и тяжёлые, разве нет? Ненасытная же мысль человека, гонимая неким врождённым инстинктом, страстно бросается из проблемы в проблему и никак не может насытиться. И так вечно, до тех пор, пока её не подчинит себе двуединая проблема — проблема Бога и человека, по своей сути, всепроблема, от решения которой зависит судьба человека во всех мирах.

Нет ничего более страшного для человека, чем быть непосредственно с самим собой; и ничего нет неприятнее для человека, чем быть непосредственно с людьми; и ничего нет печальнее для человека, чем быть непосредственно с миром. Только когда человек примет Господа Христа как посредника между собой и людьми, между собой и миром, между собой и самим собой, тогда его печаль претворяется в радость, отчаяние в восхищение и смерть в бессмертие; тогда горькая тайна мира претворяется в сладкую тайну Божию. Поэтому в душе человека создаётся молитвенное отношение не только к Богу, но и к многострадальной твари. Поэтому Христов человек должен быть воодушевлённый молитвенник.

Молитва — самое первое дело христианина, ибо она ставит человека в правильное, единственно правильное отношение к Господу Иисусу Христу и к миру. К любому человеческому существу, к любому Божиему творению надо приступать прежде всего с молитвой, чтобы молитва Господу опосредствовала наше приступание к каждому существу, к святой тайне каждой души, к каждой богоподобной личности, ибо только посредством призываемого в молитве Господа Иисуса Христа можно правильно и безгрешно встретить, узнать и полюбить творение Божие, каждое богоподобное и христоподобное существо.

Молитва — дистиллятор мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ.

Молитва — это некий вид сгорания и самосожжения: принесение себя в жертву всесожжения: и не желаешь ничего своего, и молишься, чтобы всё, что есть в тебе немолитвенного, исчезло и угасло. Молитва — это единственный путь существенного самопознания (самоотрицания); вне молитвы всякое познание поверхностно, подобно проказе на коже.

Что такое молитва к Богу? — Выражение нашей любви к Богу, то есть боголюбие, первая заповедь. Что такое наша молитва к святым? — Выражение нашей любви, язык нашей любви к ним, наше смирение перед ними, наша вера в них и наша надежда. Другими словами, вторая заповедь, то есть человеколюбие: любовь к обоженному человеку, о-Бого-ображенному, сочетавшемуся со Христом и преображённому во Христе. Это отверзает дверь и всем прочим святым добродетелям и таинствам.

Омолитвить себя, омолитвить весь ум, всю душу, всё сердце, всю волю — пусть это будет нашим каждодневным подвигом.

Святая литургия — это всегда лествица, мост на небо. Каждый день ты на Небе. Всё, что в ней, — мгновенно возносит тебя в оный мир и поставляет среди Ангелов и святых. Каждая молитва — разве не лествица души на небо? Какое может быть уныние, когда есть святая литургия!

Каждое мгновение моей жизни — Божие. Зачем же тогда бояться кого бы то ни было и чего бы то ни было, кроме Бога?

Ты можешь открыть в человеке человека только когда разберёшься в том, что он считает добром, и что — злом, и всё это измеришь мерою Христовою.

Человека можно оценить по его главной заботе. Если найдёшь в человеке его главную заботу, то отыщешь саму изюминку его существа. Человек обычно весь живёт в своей главной заботе. Все его ценности и недостатки в его главной заботе и около неё. Здесь его рай и его ад.

Человеческому естеству на земле, в каждое мгновение, небо необходимее, нежели вся земля и всё, что на ней, ибо человек на девяносто девять процентов с неба и лишь на один процент от земли. Поэтому мы должны в каждую минуту взбираться к небу, ползти к небу, бежать к небу, лететь к небу. Этому нас до мельчайших подробностей учит Святое Евангелие досточудного Господа Иисуса Христа и каждое святое житие каждого святого, прославленного Спасителем нашим.

Всякий святой — это не что иное, как возвращённый рай. Что такое рай? Это осуществлённое Евангелие, прожитое Евангелие. Более того, рай — это пережитый человеком Господь Христос во всей полноте Его богочеловеческой Личности.

Претворяя в жизнь евангельские добродетели, человек преодолевает всё, что в нём смертно, и чем больше он живёт по-евангельски, тем сильнее выжимает из себя смерть и смертность и возрастает в бессмертие и жизнь вечную. Ощущать Господа Христа в себе есть то же, что и ощущать себя бессмертным. Ведь ощущение бессмертия происходит из ощущения Бога, потому что Бог есть источник бессмертия и вечной жизни. Ощущать Бога в себе постоянно, во всякой мысли, во всяком ощущении, во всяком поступке — это и есть бессмертие.

Освящение человеческой природы прогрессирует в соответствии с верой; чем святее становится человек, тем более сильным и живым становится его чувство собственного бессмертия.

Основная обязанность христианина — в мире времени и пространства жить Христовым бессмертием и вечностью. Призвание христианина — не допускать грехам и страстям быть действенными силами в его мыслях, ощущениях, желаниях и делах. Вытесняя из себя все грехи, человек вытесняет все смерти, ведь всякий грех — малая смерть.

Если ты прожил день и не победил ни одного своего греха, знай: ты стал более смертным. Если же ты победишь один, два, три своих греха, смотри, ты помолодел молодостью, которая не старится, помолодел бессмертием и вечностью.

По сути, Церковь не что иное, как божественная мастерская, в которой непрестанно омолаживаются, освежаются и укрепляются человеческое ощущение и сознание личного бессмертия и бесконечности. Разве молитва не делает душу бесконечной, связывая её с Богом? Не будем себя обманывать: всякая молитва понемногу побеждает в нас смерть, и всякая евангельская добродетель, а все вкупе они созидают победу над смертью и обеспечивают жизнь вечную.

В Церкви прошлое всегда современно; настоящее в Церкви — это настоящее всегда живым прошлым, ибо Богочеловек Христос вчера и днесь Той же, и во веки (Евр. 13, 8), непрестанно в Своём богочеловеческом теле живёт одной и той же истиною, одним и тем же светом, тем же добром, той же жизнью и всё прошедшее всегда делает настоящим. Отсюда живому православному ощущению и сознанию все члены Церкви, начиная от святых апостолов вплоть до вчера почивших, всегда современны, так как всегда живы во Христе. И сейчас всякому настоящему православному человеку современны все святые апостолы, и мученики, и святые отцы. Более того, для него они реальнее, чем многие из его современников по телу.

Это ощущение всеединства веры, жизни и сознания составляет сущность православной церковности.

Православие — не что иное, как досточудная Личность Богочеловека Христа, проложенная через все века, проложенная как Церковь. Быть православным — значит постоянно иметь Богочеловека в душе, Им жить, Им мыслить, Им чувствовать, Им совершать поступки. Другими словами, быть православным — значит быть христоносцем и духоносцем. Человек достигает этого, если в Теле Христовом — Церкви — всецелое своё существо исполнит Богочеловеком Христом без всякого остатка. Поэтому православный человек постоянно распят молитвами между небом и землёй, подобно радуге, связующей вершину неба с бездной земли. И тогда как телом он молитвенно ходит по скорбному земному муравейнику, душой пребывает горе`, где Христос сидит одесную Бога.

Что есть человек? Мешок кровавой грязи, и в нём закваска всех бесконечностей. Возводя себя на высоту, человек исчезает в божественной беспредельности; низводя в пучину, тонет в демоническом беспределе. Человек? Маленький бог в грязи, иногда — демон в роскошном убранстве. Нет более естественного принципа: будьте совершенны, как Бог! Ибо нет никакой более страшной реальности, чем влюблённость человека в зло и его бездны.

Какая радость быть человеком. Она познаётся, как только человек почувствует другого человека Христом, ибо всегда ощутит его как собрата, причём как вечного собрата, собрата с богоподобным естеством. Каждый человек — это твой вечный брат, твой бессмертный собрат. Следи за тем, как ты с ним поступаешь! Рассмотри, что мыслишь о нём! Исследуй, что о нём говоришь! Вникни в то, что ты ему желаешь! Ибо и в вечности тебе придётся с ним жить. Потому пусть всё у нас будет бессмертно и вечно: и наша любовь к человеку, и наше добро, и наша истина, и наша правда.

Вся мудрость христианина заключается в следующем: держаться непрестанно за Господа Иисуса Христа, держаться молитвой, держаться постом, держаться милостыней, держаться любовью, держаться кротостью, держаться смирением, держаться Святым Причащением, держаться святой исповедью, — всем этим держаться за Него, неизменного, ничем и никем не заменимого Бога и Господа — каждым Святым Таинством и каждым святым богоугодным делом. И что тогда? — Тогда над всеми смертями, над всеми мучениями ты всегда восторжествуешь радостью: радостью веры, радостью спасения…

Радость — быть человеком! Потому что Бог стал Бого-человеком. Этим открыты и даны человеку все божественные силы, и совершенства, и бесконечности. Следовательно, нет отчаяния для человека с тех пор, как Бог стал человеком, ибо из всякой горести и отчаяния — Божественный выход, и взлёт, и восхождение в Царство Божественной вечной Жизни, вечной Истины, вечной Любви, вечной Радости.

Для соблюдения этических и моральных норм в обществе, а также для урегулирования отношений между отдельным человеком и государством или высшей формой духовности (Космический разум, Бог) были созданы мировые религии. С течением времени внутри каждой большой религии происходили расколы. В результате такого раскола образовалось православие.

Православие и христианство

Многие совершают ошибку, считая всех христиан православными. Христианство и православие - это не одно и то же. Как различать эти два понятия? В чем их суть? Сейчас попробуем разобраться.

Христианство - это которая зародилась в I в. до н. э. в ожидании прихода Спасителя. На ее становление повлияли философские учения того времени, иудаизм (на смену многобожию пришел один Бог) и бесконечные военно-политические стычки.

Православие - это лишь одна из ветвей христианства, зародившаяся в 1-ом тыс. н.э. в восточной Римской империи и получившая свой официальный статус после раскола общехристианской церкви в 1054 году.

История христианства и православия

История православия (ортодоксии) началась уже в I веке н.э. Это было так называемое апостольское вероучение. После распятия Иисуса Христа верные ему апостолы стали проповедовать учения в массы, привлекая в свои ряды новых верующих.

Во II-III веках ортодоксия занималась активным противоборством гностицизму и арианству. Первые отвергали писания Ветхого завета и по-своему интерпретировали Новый завет. Вторые, под предводительством пресвитера Ария, не признавали единосущность Сына Божьего (Иисуса), считая его посредником между Богом и людьми.

Снять противоречия между быстро развивающимися еретическими учениями и христианством помогли семь Вселенских Соборов, созванных при поддержке византийских императоров с 325 по 879 год. Установленные Соборами аксиомы относительно природы Христа и Богородицы, а также утверждение Символа Веры помогли оформиться новому течению в мощнейшую христианскую религию.

Не только еретические концепции способствовали развитию православия. на Западную и Восточную оказал влияние на формирование новых направлений в христианстве. Разные политические и социальные взгляды двух империй дали трещину в единой общехристианской церкви. Постепенно она стала распадаться на Римско-католическую и Восточно-католическую (позже православную). Окончательный раскол между православием и католицизмом произошел в 1054 году, когда и Папа Римский произвели взаимное отлучение друг друга от церкви (анафему). Завершилось разделение общехристианской церкви в 1204, вместе с падением Константинополя.

Русская земля приняла христианство в 988 году. Официально еще не было разделения на Римскую и но в силу политических и экономических интересов князя Владимира на территории Руси было распространено византийское направление - православие.

Суть и основы православия

Основа любой религии - вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно.

Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению.

Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти.

Все православные относятся к единой церкви. Крещение - обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха.

Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении. Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.

Православие и католицизм (основные различия)

Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм - ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие - в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:

Православие

Католицизм

Отношения с властью

Православная церковь, на протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании.

Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной.

Дева Мария

Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая.

Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха).

Святой Дух

Дух Святой идет от Отца через Сына

Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца

Отношение к греховной душе после смерти

Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную.

Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души.

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание - часть Священного Предания

Равноценны.

Крещение

Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием.

Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет.

6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями.

4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем.

Единоверцы

Все братья.

Каждый человек - уникален.

Отношение к обрядам и таинствам

Совершает Господь через священнослужителей.

Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой.

В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.

Отношение православия к другим религиям

Православие - это направление, которое, выделившись из общего христианства как самостоятельная религия, не признает другие учения, считая их ложными (еретическими). Истинно верным вероисповеданием может быть только одно единственное.

Православие - это направление в религии, которое не теряет популярность, а даже наоборот, приобретает. И тем не менее в современном мире спокойно сосуществует в соседстве с другими религиями: исламом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом, синтоизмом и другими.

Православие и современность

Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры.

Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека.

Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.

«и уже не я живу, но живет во мне Христос » [Гал.2:20].

Кто такой православный христианин — очень важный вопрос, и к размышлению над ним надо возвращаться достаточно часто. И мы к нему тоже ещё не раз будем возвращаться.

Краткий ответ всегда будет: «тот, кто живёт по-православному ». Только понимание «по-православному » будет меняться.

«сие надлежит делать, и того не оставлять » [см. Лк.11:42]. Православная жизнь сочетает две стороны:

  • жизнь и дела по Евангелию и
  • сознательное исповедание веры.

Православие не устанавливает каких-то жёстких законов, которые бы позволили точно и однозначно определить, как себя вести и кто является православным. Жизнь бесконечно разнообразна, а человеку дана свобода и воля выбирать, как ему поступить правильно. Уникальная личность позволяет человеку осуществить правильный выбор уникальным личным способом, и этот способ правильного поведения будет у разных людей разным, соответствующим его неповторимой личности.

Более того, и это важно: Православие требует от человека научиться самому делать правильный выбор и правильно себя вести. Именно это умение делает человека православным.

Человеку свойственно ошибаться, даже святым, лишь Господь наш Иисус единственный был безгрешным. И что же, ошибся — и перестал быть православным? - Нет! Человек может покаяться, очиститься, вернуться к православной жизни.

Есть определённые ограничения на исповедание веры, за которые нельзя выйти и остаться православным. Эти ограничения определены Вселенскими и Поместными Соборами и приняты полнотой Православной Церкви. Эти решения так и назывались — «оросы» — «пределы», «границы». Так, мы исповедуем Единого Бога Троицу и Иисуса Христа, Сына Божия, истинного Человека и истинного Бога. Но внутри этих ограничений каждый христианин может иметь своё мнение и менять его по мере духовного роста.

«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные » .

Если мнение не верно или сомнительно, Церковь через святоотеческое наследие, священноначалие, более духовно опытных своих членов поправит и вразумит, но с большой любовью — где нет любви к человеку, там нет Христа.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы »

Осуждать можно (и нужно) некоторые поступки человека, но не человека — образ Божий.

Таким образом, есть некоторые признаки православного человека. Но жизнь — не геометрия. Почти все эти признаки не необходимы и все эти признаки не достаточны.

Снова вспомним, что надо быть как дети. Ребёнок узнаёт всё постепенно, знает о своём незнании но не впадает от этого в уныние, и всю жизнь учится быть человеком. Так и мы должны.

Сразу всего не узнаешь, но важно стремиться стать и быть православным и стараться вести себя по-православному. Вера — осуществление ожидаемого .

И так. Первый обязательный признак православного — крещение. Любому православному стоит почаще вспоминать чин крещения:

  • Вспоминать вопросы и повторять свои ответы: «Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его? », «Отреклся ли еси сатаны? », «Сочетаваешися ли Христу? », «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему? », — «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу »; «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней ». Святитель Игнатий Брянчанинов советовал каждый раз выходя из дома троекратно исповедовать с крестным знамением: «Отрецаюся тебя, сатано, и всея гордыни твоея, и всех дел твоих, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына, и Святого Духа ».
  • Знать Символ Веры.

Другие признаки православного человека. Все эти признаки не обязательны (но желательны) и не достаточны.

Православный человек:

  • Считает себя православным. Это почти обязательный признак, если не обязательный.
  • Посещает службы в храме достаточно регулярно. Вообще-то, каждую неделю. Как некоторый посильный минимум по нашей немощи — хотя бы раз в месяц.
  • Верит в рай, ад, ангелов, дьявола, загробную жизнь, религиозные чудеса [и воскресение мертвых (из Символа)].
  • Участвует в Таинствах, регулярно исповедуется и причащается. По опросам, несколько раз в год причащаются только 20% из тех, кто относит себя к православным. Преподобный Серафим Саровский советовал причащаться не реже 16 раз в году.
  • Постится.
  • Выполняет утреннее и вечернее правило. Молится в течение дня. Или хотя бы ежедневно молится. Всякое дело следует начать молитвой. На эти случаи есть в молитвослове особые псалмы и молитвы.
  • Читал Новый Завет.
  • Читал Псалтирь.
  • Читал Катехизис.
  • Читал Ветхий Завет.
  • Знает некоторый «православный минимум».

При оценке числа православных в опросах обычно используют какую-то подборку из этих признаков. Если использовать их все, число православных будет меньше величины статистической погрешности. Т.е., таких православных у нас ничтожно мало.

В православный минимум входит:

  • Знать наизусть; «Отче наш », Символ Веры, «Достойно есть… », «Богородице Дево, радуйся… »;
  • Знать наизусть или очень близко к тексту: Десять Заповедей Божиих [Исх 20, 1—17]; Заповеди блаженства [Мф 5, 3—11]; утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.
  • Знать псалмы 31й, 50й, 90й.
  • Помнить число и значение основных таинств. Их семь: Крещение, Евхаристия, или причащение, Миропомазание, Священство, или рукоположение, Покаяние, Брак, Елеосвящение, или соборование.
  • Знать, как вести себя в Храме.
  • Помнить, что к исповеди и причастию надо готовиться.
  • Знать важнейшие праздники и о них.
  • Знать о постах и понимать их смысл.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

Православная Церковь не является каким-то чисто земным учреждением, т. е. обычным сообществом людей, которые можно разогнать, или социальным институтом, который может самоупраздниться.

Православная Церковь Богочеловечна, она основана Богочеловеком Христом который обетовал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16.18). То есть реальность Церкви Христовой не ограничена временем, она не связана какими-то временными рамками, не определена сроками и датами, не зависит от отношения к не отдельных людей или целых народов, государств или обществ, даже если речь идет об абсолютном большинстве человечества…

Две тысячи лет назад Спаситель сказал Своей будущей Церкви: «Вы- соль земли, если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна (Мф 5, 13). И вот уже на протяжении двадцати столетий Православная Церковь хранит мир от духовного разложения. Совершенный мир нуждается в «осолении», в благодатном преображении, способном удержать его от окончательной духовной гибели и вечной смерти.

Сделать это может только Бог через Свою Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23).

Православная Церковь - духовная лечебница, а по слову Евангелия, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Она как духовный организм имеет в своей основе богозданную природу - Тело Христа. И поэтому Церковь совершенная. А критические отзывы - это либо непонимание церковных традиций, либо просто незнание.

Православная Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем, объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна - у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая Литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, св. мученик Евстафий Апсильский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду православия и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.

Вне зависимости от внешних факторов Церковь, хранимая Господом, всегда оставалась неизменной Его служительницей и хранительницей Священного Предания. Меняются эпохи, исчезают государства, меняются нравы, но Церковь нерушима, она не зависит от того, какое количество стран и государств к ней присоединяется. Церковь вселенская, она не может быть вписана в рамки культуры той или иной эпохи, Церковь определяет культуру. Она не может быть вписана в рамки одной страны или народа.

Православная Церковь - это духовный организм. Утеряв духовность, она останется только организмом со всеми его земными потребностями. Вот это можно наблюдать в Церквах в западном мире. Они богаты, у них есть все, служители у них обеспечены, но нет духа Христова.

Задача Православной Церкви - содействовать спасению людей, приводить людей ко Христу, чтобы принять Святое Крещение, чтобы человек стал жить обновленной жизнью во Христе.

Цель же служения Церкви - нравственное и духовное оздоровление общества. Спасение людей. Открыв людям путь в Небесное Царство, Иисус Христос оставил на земле Свою Церковь, чтобы в ней люди могли приобщаться вечной жизни. Церковь Христова, несущая человечеству свет истины на протяжении двух тысяч лет, в наши дни по-прежнему является кораблем спасения для всякой страждущей души. И поэтому верность Евангельским принципам и мужественное состояние в вере, соединенное проповедью Православия, должны стать прочным основанием для противостояния лукавому духу времени, сеющему губительные семена неверия и порока. Православная Церковь всегда предлагает человеку путь жизни, т. Е. средства и силы измениться к лучшему.

В духовном плане наша Церковь богатая, и своим лучшим богатством она побеждает соблазны мира, сильные в материальном плане. Она объединяет в единое целое ныне живущих в ее ограде людей – Церковь земную, а также Церковь Небесную – всех праведников. Главою Церкви является Христос Спаситель.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО.

То, что наше государство светское, не означает, что оно атеистически богоборческое. Церковь и государство служат народу по-своему. Государство призвано заботиться о социальной и политической стабильности в обществе, об обеспечении внутренней и внешней безопасности страны. Православная Церковь же в свою очередь должна помогать народу духовно сформироваться, чтобы нравственные нормы стали основополагающими в жизни каждого человека.

Православная Церковь не преследует каких-либо своекорыстных целей, не стремится добиться для Православия статуса государственной религии. Просто Церковь не может существовать сама по себе, отдельно от людей. А люди страдают от социальных проблем - нищеты, алкоголизма, наркомании, преступности и т.д. Поэтому она видит проблему современного общества и предлагает их решение, основываясь на духовных законах бытия. Если мы сможем, как можно большее число жителей Абхазии научить жить по заповедям, то мы будем помогать государству. Если заповеди «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «возлюби ближнего твоего» и другие будут определять жизнь нашего общества, у государства не будет многих проблем. Православная Церковь не нуждается ни в чьем покровительстве. Она нуждается в законах, которые дали бы ей возможность нормально осуществлять свою миссию, возрождать нравственное здоровье общества. Таких законах, которые обеспечивали бы право граждан жить в соответствии со своей духовной традицией, от которой они насильственно были оторваны в годы богоборчества.

Церковь должна быть отделена от государства, но должны быть уважительные отношения между государством и Церковью, характеризующиеся невмешательством Церкви в политическую жизни и невмешательством государства во внутреннюю жизнь Церкви. Но у нас есть общие задачи, которые мы должны решать вместе. И к таким общим задачам относятся нравственное здоровье нашего общества, мир и согласие в обществе, решение многих социальных вопросов. Православная Церковь осуществляет свою миссию в обществе, которое не просто не знает Бога, а духовно искалечено. Атеизм, особенно его воинствующая форма, под прессом которого находился народ в течение многих десятилетий, произвел глубокие антидуховные изменения. Многие даже приняв Святое Крещение в наши дни остались духовно мертвыми людьми. Называя себя христианами, они ничего не знают о Христе, а се их отношение к жизни пронизано материализмом.

Как мы знаем и как учат Отцы Церкви, начиная от Святого Мученика Игнат Антиохийского, и, кончая Симеоном, архиепископом Солунским, и Николаем Кавасилой, Церковь имеет свое бытие и проявляется как Тело Христово главным образом Божественной Евхаристии. Как отмечает Святой Николай Кавасила, между Церковью и Божественной Евхаристией не существует «соотношения сходства», а существу «тождество вещей». Следовательно, «если кто-то увидел Церковь Христову, то он увидел не что иное, как тело Христово». Совершив Божественную литургию, мы явили времени и пространстве саму Церковь Христову и, причастившись от единого Хлеб* единой Чаши, соединились друг с другом в общении Святого Духа.

Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей Чаше. Как говорил божественный Апостол, скажем, что скорбь или теснота, или гонение и голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. 8, 35), или любая другая сила или коварный план сатаны не смогут преодолеть наше единство в Теле Христовом. Тени и тучи, время от времени возникающие в отношениях между православными братьями, имеют лишь временный характер, и «быстро проходят, как говорил наш святой предшественник Иоанн Златоуст. Отцы Церкви говорят о человеке с интонацией глубокого изумления. И человек как наивысшее из творений Божьих представляет одну из самых значительных загадок для самого себя.

Так или иначе, долг тех, кто принял на себя ответственность и служение руководителей Церквей, - находить решение всех возникающих вопросов в духе мира и любви для того, чтобы сохранить единство нашей Православной Церкви и многострадального абхазского православного народа.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Быть православным для любого человека, независимо от того, молодой он пожилой, означает жить по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют. Не стесняться свидетельствовать о добре и говорить о Боге, не надо бояться быть православным. Быть православным сегодня - это духовное мужество.

Быть православным - это значит жить по православному, поступить так, как учит Евангелие. Человек, искренне ставший православным, стремится, чтобы заповедь Господни - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и в разумением твоим; возлюби ближнего твоего, как самого себя, не убей, не укради, сотвори прелюбодеяния, чти отца и матерь твою, поступай с другими так, как хочешь, чтобы с гобой поступали, - были нормой его жизни. А поэтому искренне верующий человек, независимо от места, которое он занимает, должен выполнять возложенные него обязанности с христианской ответственностью.

Что же мешает нам жить по правде Божей? Наше горделивее сердце. «Из серда исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства и хуления...» - говорил Христос.(Мф. 15.19).

Зло обитает вокруг нас, оно внутри нас, в нашем наполненном грехами сердце. Грех в нас - это наша гордость, наша зависть, эгоизм. Грехи человека велики, но нет греха побеждающего милосердие Божие. Человек получает прощение грехов не за свои заслуг и, а по милости Человеколюбивого Бога, всегда готового прощать.

Быть Православным для любого человека, независимо от того, молодой он или пожилой, означает жизнь по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют.

Каждый грядущий в мир человек имеет в нем свое предназначение. В чем же состоит предназначение человека-сознания Божия, не считают для себя необходимым изменить свою жизнь и следовать за Христом, исполнять Его заповеди. Это основная, коренная причина всех современных проблем, как личных, так и общественных и государственных. Если верующий человек живет по Евангелию, он на всяком месте нужен Церкви и Родине.

ПРИВИЛЕГИИ.

Любая привилегированность, элитарность чужда Христу. Когда два апостола попросили Спасителя о привилегии сидеть на почетном месте, Он ответил, что дарует Своим последователям не привилегии, а свободу от служения греху и возможность наследовать Небесное Отечество.

РАЗДЕЛЕНИЯ.

Современный мир страдает от всевозможных разделений, начиная от лич индивидуализма, разобщенности в семье и заканчивая враждой между народами и противостояниям мировых систем. Причина этому в том, что люди отдалились от Boi верующих во Христа не должно быть разделений и всех их порождений – соперничества, зависти, злорадства и т.п. Всех православных должны объединять любовь во Христе и деятельное проявление любви к ближним, и это будет исполнением о нас воли Спасителя молившего Бога Отца: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в тебе, так и он будут в Нас едино».(Ин. 17.21).

Раскол - это плод гордыни, ожесточенность сердца; когда человек ставит свои интересы и личные убеждение выше тех незыблемых основ, на которых стоит бытие Церкви как вместилища благодати. К тому же в расколе проявляется не только индивидуальный грех, но более страшный грех вовлечения в греховное состояние других - целой части общества, хотя и незначительной. Конечно это терзает тело Церковное, приносит страдания и тем, кто подвержены греху, и тем, кто находятся рядом, лишает общество гражданского согласия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то