Бронированная разведывательно-дозорная машина. Бронированная разведывательно-дозорная машина Двигатель и трансмиссия


На видео ведущие канала “Review Machines” рассказали о БРДМ-2, приобретенной по цене 500 тысяч рублей, с консервации, протестируем состояние и попробуем испытать военную технику.

Сегодня немало компаний, которые наладили своеобразный бизнес – выкуп списанной военной техники с целью дальнейшей перепродажи. Машины приводят к более гражданскому виду – убирают броню, вырезают окна и двери, переделывают салон, иногда можно встретить версии, претендующие на лакшери.

Цены на такие машины кусаются, например, брдм-2 может стоить от миллиона рублей. Но есть и другой вариант – покупка техники напрямую в войсковых частях или же на официальных аукционах, минуя посредников. Цены могут быть гораздо доступнее, ту же брдм, практически новую, с консервации можно купить тысяч за 500, а иногда даже и дешевле! К слову сказать, из вездеходной техники за 500 тысяч сейчас можно купить если только квадроцикл, да и тот сильно б/у, если не китаец.

Идеей этого ролика послужило то, что было интересно, что же все таки из себя представляют военная техника прямо с консервации в родном ее виде, какие у нее технические характеристики. Нашли такую машину у ребят, которые поставили ее на ход и впервые начали на ней катать.

Машина практически новая, пробег менее 1000 км, год выпуска довольно бородатый – 1984, и почти все это время машина провела в консервации. Техника полностью в родном исполнении, демонтировано оружие и другое военное оборудование, все остальное в стоке, включая башню и броню.



Для начала, заглянем внутрь. Попасть туда можно через один из двух люков на крыше. Компоновка в машине следующая: экипаж четыре человека, спереди два места для механика-водителя и командира, в середине место стрелка наводчика, в задней части машины расположен двигатель. Безусловно, если раньше не приходилось иметь дело с машиной, количество приборов, лампочек, рычажков и крутилок вводит в ступор, но на самом деле управление довольно простое, если приходилось ездить хотя бы на уазе, то можно освоиться за считанные минуты.

Слева блок управления давлением колес – незаменимая вещь в любом серьезном вездеходе, все на кондовых вентилях, грубо, зато надежно. Под люками в полу есть доступ к раздатке и редукторам, тут же расположена вращающаяся турель с башней стрелка. В задней части место для еще одного члена экипажа, хотя с непривычки тут кажется довольно тесно, а также отсюда осуществляется доступ к двигателю. Как видите, доступ к основным узлам прямо изнутри, так что можно чиниться не покидая броню, а в некоторых случаях и вообще не останавливая движение.

Глянем в каком состоянии основные механизмы машины, рассмотрим технические характеристики. За броней спрятаны четыре доп. колеса, которые опускаются вниз с помощью гидравлики. Сделано, чтобы повысить геометрическую проходимость техники, в таком виде легко можно преодолевать валы, траншеи и прочие турбулентности рельефа. Каждое из доп. колес оборудовано собственным цепным приводом! Протектора тут правда особо не наблюдается, но в случае чего четыре ведущих колеса добавят к проходимости вездехода! Как видите, несмотря на годы простоя – все исправно работает. Также отлично функционирует система подкачки колес – давление сбрасывается, когда это нужно и соответственно нагнетается.

Сзади за специальной шторкой расположен водометный движитель, с помощью него машина развивает до 10 км/ч при движении по воде, тут даже есть рули, при помощи которых можно маневрировать в водоеме. Это волнорез, который отсекает волну, чтобы она не заливала открытые люки при спуске на воду! Ну и от внешнего мира можно полностью закрыться с помощью броневых щитков на лобовых стеклах. Отдельного внимания заслуживает мотор этого вездехода, к которому можно добраться в основном только изнутри через герметичные дверцы.

Газ-41, V-образный 8 цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 140 л.с., такие агрегаты ставились на легендарные чайки, с той лишь разницей, что в нашем случае мотор дефорсирован в угоду увеличения надежности, ресурса и крутящего момента.

Самое время попробовать завести машину! Самое интересное, что вездеход способен был самостоятельно передвигаться, сразу из консервации! Двигатель дымил, троил, пыхтел, но ехал!

Изрядно пришлось пошаманить с двигателем, настраивая его на нормальную работу, и проделано еще бесчисленное множество мелочей. Ну, а в итоге сейчас вездеход работает в штатном режиме в состоянии практически новой техники! Каковы же впечатления от покатушек на машине. Как видите, по весеннему полю она идет без малейших проблем, огромная масса продавливает снег до материка обеспечивая надежный зацеп. Полный привод на 8 колес, центральный контроль давления, блокировки – все это делает свое дело и как вездеход, брдм отменная машина, подвести может только большой вес. В сложных случаях делу помочь должна лебедка с приводом от двигателя и мощным 50-ти метровым тросом. Интересные ощущения испытываешь, когда едешь внутри брони. Изоляция от внешнего мира полная, совершенно отсутствует понимание, что происходит снаружи, в общем, машина идеальна для тех, кто хочет максимально отгородиться от внешних раздражителей. Правда водитель чувствует себя не комфортно, т.к. обзор – только через два лобовых маленьких окошка, ну и через несколько специальных визоров из триплекса по периметру, так что для частой езды по городу, в любом случае придется колхозить дополнительные окна. Да и настоятельно рекомендуется одевать защиту на голову, т.к. на бездорожье иногда прилично потряхивает, а внутри огромное количество железяк, о которые можно хорошенько приложиться, что собственно с нами и произошло.

Восемь дефорсированных котлов старого советского движка – это те еще пожиратели бензина. Только по паспорту расход на 100 км по шоссе заявлен около 40 литров, соответственно, сколько топлива уходит на бездорожье лучше не думать. Например, на совершенно лайтовые покатушки по полю сожгли литров 20, так что огромные баки в 280 литров как нельзя с ними запас хода составляет 750 км. Кстати неожиданно хорошо машина идет по трассе, развивая вполне комфортную крейсерскую скорость в 90 км/ч, а максималка составляет 100 км/ч. Кстати управление не сильно сложное после того, как к нему привыкнешь, гидроусилитель выручает. Правда нужно внимательно за ним следить, если вдруг он выйдет из строя – провернуть огромные колеса вручную нереально. Если когда-нибудь решитесь на покупку техники – будьте готовы просто к лютому эффекту айстоппера! Все будут проважать вас вглядом, приставать с вопросами, просить сфотографироваться, покатать детей, покататься самим, звонить в полицию, ну и всячески оказывать разнообразные знаки внимания.


БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)
ARMORED RECONNAISSANCE AND PATROL VEHICLE BRDM-2 (GAZ-41)

06.01.2016


3 января руководство Николаевского бронетанкового завода с помпой заявило о том, что к новогодним и рождественским праздникам предприятие дарит бойцам «АТО» 50 боевых разведывательно-дозорных машин.
Заказ украинского Минобороны был выполнен с опережением в месяц.
Техника не новая - она много лет простояла в хранилищах Минобороны, поэтому почти все механизмы вышли из строя. Сотрудники завода установили на машины новые двигатели, полностью переделали корпус, добавили кондиционеры и навигаторы.
Однако депутат Николаевского областного совета Олег Мудрак выяснил, что 35 БРДМ предназначены для продажи в ОАЭ. Об этом Мудрак написал на своей странице в Facebook.
«За 2 месяца никаких 50 БРДМ для ВСУ отремонтировано не было. Информированные люди говорили, о том, что: 1) 12 штук БРДМ-2 должны были передать ВСУ к 1 декабря, да так и не «разродились», поэтому, может быть, днями и, как обычно, с приличным отставанием и штрафными санкциями; 2) 35 штук БРДМ-2 ремонтируют для заказчика из ОАЭ - по всей видимости, посредник, который работает на неспокойных рынках ближнего Востока. Вот на эти БРДМки и ставятся навигаторы и кондиционеры, как Вы сами понимаете, наше МО такие «навороты» не заказывает. Плюс к этому резина «Мишелин», а не обычная «Россава», которая для ВСУ и устанавливается. 20 из 35 штук, назовем это так - «для арабов» - сделали, но никто и никуда их еще не отправил. Еще раз повторюсь - заказчик из ОАЭ, и вовсе не из ВСУ, которое, как мне кажется, скоро «мастерские» десятой дорогой станет обходить», - сообщает депутат Олег Мудрак.
ПолитНавигатор

Разведка и наблюдение за противником – важнейшая составляющая военного искусства, позволяющая адекватно оценить силы неприятеля и планировать действия собственных войск. Особенно важна тактическая разведка, поскольку нельзя вести современный бой, не зная возможностей врага, его сильных и слабых сторон. Командиру необходимо знать, где находится артиллерия и бронетехника неприятеля, какова их численность, нужно определить расположение его зенитных и противотанковых средств.

Сегодня на вооружении подразделений российской армии стоит разведывательная машина БРДМ-2. Она имеет бензиновый двигатель и сравнительно невысокую защищенность, вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ . Ее главным достоинством является высокая проходимость. Серийный выпуск БРДМ-2 начался в 1963 году.

Машина принимала участие во множестве конфликтов, пережила немало модернизаций. Конструкция БРДМ-2 оказалась настолько удачной, что она и сегодня состоит на вооружении десятков армий мира , ее лицензионное производство продолжается в Польше. В войсках эту боевую машину ласково называют «Бардак». Тем не менее, в России серийное производство БРДМ-2 было закончено в 1989 году.

История создания

Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.

В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.

Устройство машины

Компоновка БРДМ-2 – классическая, в передней части находится отделение управления, в средней – боевое отделение, а в кормовой части машины – моторный отсек. Экипаж состоит из четырех человек: места командира и механика-водителя расположены в отделении управления, а стрелок и наблюдатель находятся в боевом отделении. Корпус состоит из броневых катанных листов, соединенных сваркой. Он герметичен, что позволяет машине преодолевать водные препятствия.

В центральной части корпуса установлена башня конической формы, вооруженная спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Под башней предусмотрено подвесное сидение для стрелка-пулеметчика. Огонь можно вести на 180° в горизонтальной плоскости, вертикальный угол обстрела составляет от -5° до +30°. Для стрельбы имеется перископический прицел ПП-61А и привод наведения. Из КПВТ можно вести огонь на дистанциях до 2 тыс. метров, а из ПКТ – до 1,5 тыс. КПВТ подходит для уничтожения легкобронированной техники противника, ПКТ используется для поражения живой силы неприятеля, его боекомплект – 2 тыс. патронов.

В задней части корпуса БРДМ-2 находится силовое отделение. От боевого отсека оно отделено броневой перегородкой. В нем размещаются: двигатель ГАЗ-41, коробка передач, фильтровентиляционная установка, генератор, аккумуляторная батарея, радиаторы, устройство для запуска двигателя в ручном режиме. Небольшой расход топлива позволяет машине преодолевать 750 км на одной заправке.

Для наблюдения окружающей обстановки командир располагает панорамой ТПКУ-2Б, на которую можно устанавливать прибор ночного видения. В распоряжении командира и механика-водителя есть несколько неподвижных перископических наблюдательных приборов.

БРДМ-2 оснащен бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами, его мощность составляет 140 л. с. Такие же двигатели ставили на правительственные автомобили «Чайка». Емкость баков с топливом — 280 литров. Трансмиссия – механическая, есть одна задняя и четыре передних скорости.

У разведывательной машины колесная ходовая часть, она аналогична БРДМ-1. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.

Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими.

В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, позволяющий машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль для маневрирования воде. Обратное вращение гребных винтов обеспечивает БРДМ-2 задний ход. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.

На передней части машины установлена лебедка, тяговое усилие на тросе составляет 4 тыс. кгс.

Модификации БРДМ-2

БРДМ-2 до сих пор находится на вооружении многих армий мира, хотя серийное производство машины было остановлено в 1989 году. Поэтому неудивительно, что модернизация БРДМ-2 проводилась неоднократно. К настоящему времени оборудование и агрегаты, установленные на машины 30-40 лет назад, устарели и морально, и физически.

Опыт показывает, что при доработке БРДМ-2 способен эффективно выполнять и разведывательные функции, и быть платформой для установки различного вооружения. Используют БРДМ-2 и в мирных целях, из этой машины получается отличный гражданский автомобиль для преодоления бездорожья.

В 90-е годы в России появилось сразу несколько модификация БРДМ-2:

Эту модификацию разработали на Арзамасском машиностроительном заводе. Из конструкции убрали дополнительные колеса, вместо бензинового двигателя установили дизельный турбодизель Д-245.9, была также заменена башня. Именно этот вариант позже приняли на вооружение российской армии.

Компания «Муромтепловоз» предлагала своим заказчикам БРДМ-2 с различными видами башен с большим углом возвышения и разнообразным дополнительным вооружением (например, автоматический гранатомет или пушка). На машинах устанавливались более мощные двигатели и современные системы навигации и связи. Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.

Множество модификаций машины было изготовлено в Украине. После распада СССР в этой стране осталось значительное количество БРДМ-2:

БРДМ-2ЛД. Вариант модернизации машины с демонтажом дополнительных колес и новым дизельным двигателем СМД-21-08. Модель выпускалась на Николаевском ремонтно-механическом заводе.

БРДМ-2ДИ «Хазар». Еще одна модификация, разработанная николаевцами. Дополнительные колеса заменены боковыми дверями, установлен новый дизельный двигатель IVECO и современные системы вооружения.

Модификация машины, разработанная винницким 45-м экспериментальным заводом. В ней бензиновый двигатель заменен на дизель ISUZU.

БРДМ-2МБ1. Это белорусская модификация машины. Сняты дополнительные колеса и водометы, и вместо них сделаны десантные люки. На машину установлен мощный дизель, современные системы связи и наблюдения, а также боевой модуль «Адунок».

МБТС «Кайман». Еще одна модернизация БРДМ-2, проведенная в Беларуси. В передней части машины установлены бронестекла, дополнительные колеса демонтированы. Днище машины получило V-образную форму, бензиновый двигатель был заменен на современный дизель.

BRDM-2M-96ik Szakal. Модификация, созданная в 2003 году в Польше. На машину установлен мощный дизельный двигатель, новая радиостанция, кондиционер, противокумулятивные экраны. КПВТ заменили пулеметом WKM-B.

Это далеко не полный список модификаций БРДМ-2, созданных в различные годы в разных странах. Основными направлениями модернизации являлись: замена двигателя на более мощный, демонтаж дополнительных колес, усложнявших конструкцию и утяжелявших машину, установка современных систем связи и наблюдения. Нередко при модернизации заменяли основное вооружение машины.

За годы эксплуатации на базе БРДМ-2 был создан не менеее двух десятков разновидностей спецмашин. БРДМ-2 оказался прекрасной базой для установки различных противотанковых комплексов, на нее устанавливались практически все ПТРК, созданные в СССР.

Боевое применение

БРДМ-2 многие годы использовалась советской армией, эту машину поставляли всем странам-участницам Варшавского договора и активно экспортировали за его пределы. Так что послужной список у БРДМ-2 весьма солидный.

Машина принимала участие во вторжении войск стран ВД в Чехословакию.

БРДМ-2 стала героем одного из крупнейших сражений войны Судного дня. 6 октября 1973 года армия Египта форсировала Суэцкий канал и была встречена израильской бронетанковой дивизией. С помощью ПТРК «Малютка », установленных на БРДМ-2, были уничтожены более 150 танков М48 и М60. Не менее успешно применялись БРДМ-2 с ПТРК против израильских танков и в Сирии.

Очень широко БРДМ-2 применялись в Африке. Благодаря своей простоте, надежности и дешевизне эти машины очень полюбились военнослужащим африканских государств. Особенно много БРДМ-2 было в Анголе, правда, кубинские бойцы, использовавшие их, отмечали, что советская машина уступает по защите и боевой мощи южноафриканским бронеавтомобилям.

Применялась БРДМ-2 и в ходе всех иракских конфликтов. Машина активно использовалась советскими войсками в Афганистане и зарекомендовала себя довольно неплохо.

Российские федеральные войска активно использовали БРДМ-2 в ходе первой и второй чеченской кампании . Применялась она и сепаратистами. Машина показала себя плохо приспособленной к боевым действиям в городских условиях. Недостаточным оказались уровень ее защищенности и огневая мощь.

Россия использовала БРДМ-2 во время войны с Грузией в 2008 году. Сейчас машина применяется обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) – результат модификации БРДМ-1. Серийное производство длилось в период с 1963 по 1989 год на Арзамасском машиностроительном заводе. Также на правах лицензии машина производилась в ЧССР, ПНР и СФРЮ. Броня машины обеспечивает невысокий уровень безопасности, но защищает ее от осколков и пуль стрелкового оружия. Основным преимуществом БРДМ-2 является высочайшая проходимость. Кроме полноприводного шасси, давление в шинах которого можно регулировать, имеются дополнительные выдвижные колеса, располагающиеся в середине корпуса и дающие возможность переезжать через значительные траншеи и рвы.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания и производства

Разработка БРДМ-2 выполнена в конструкторском бюро ГАЗа. На вооружение она принята весной 1962 года. Серийно начала производиться в 1963 году, сначала на этом заводе, а спустя два года, и на Арзамасском машиностроительном.

4. Конструкция

Компоновка машины следующая – в корме располагается моторное отделение, в лобовой части – отделение управления, а в средней – боевое. В экипаж входят стрелок, командир, наблюдатель и механик-водитель.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 5750
  • Ширина корпуса, мм: 2350
  • Высота, мм: 2395
  • База, мм: 3100
  • Колея, мм: 1840 спереди; 1790 сзади
  • Клиренс, мм: 330.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная
  • Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
  • Борт корпуса, мм/град.: 7
  • Корма корпуса, мм/град.: 7
  • Днище, мм: 2..3
  • Крыша корпуса, мм: 7
  • Лоб башни, мм/град.: 10
  • Борт башни, мм/град.: 7
  • Корма башни, мм/град.: 7
  • Крыша башни, мм: 7.

5.3 Вооружение

  • Углы ВН, град.: -5..+30
  • Углы ГН, град.: 360
  • Дальность стрельбы, км: 1,5 (ПКТ); 1..2 (КПВТ)
  • Прицелы: ПП-61АМ
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 14,5-мм КПВТ.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: ГАЗ-41
  • Мощность двигателя, л. с.: 140
  • Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
  • Запас хода по шоссе, км: до 750
  • Удельная мощность, л. с./т: 20,0
  • Колёсная формула: 4×4 (8×8)
  • Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5..2,7
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,4
  • Преодолеваемый ров, м: 1,22.

5.5 Остальные параметры

  • Классификация: бронеавтомобиль/боевая разведывательная машина
  • Боевая масса, т: 7,0
  • Экипаж, чел.: 4.

6. Модификации

  • БРДМ-2М(А) – модернизация БРДМ-2, произведенная на Арзамасском машиностроительном заводе. Машина приобрела меньшую массу за счет замены колесных бортовых механизмов повышения проходимости на трапециевидные двери от БТР-70. Произошла унификация подвески с БТР-80. Бензиновый двигатель был заменен на турбодизельный Д-245.9 с мощностью 136 л.с. Установлена башня БПУ-1, оснащенная пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм и углом обстрела, увеличенным до +60. Также модификацию оснастили радиостанциями Р-173 либо Р-163
  • БРДМ-2ЛД — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Николаеве в 1999 году. Установлен дизель СМД-21-08. Эксплуатировалась в Косово
  • БРДМ-2ДИ «Хазар» — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Николаеве в 2005 году. Установлены тепловизор, дизель FPT IVECO Tector, оснащенный предпусковым подогревателем и новый комплекс вооружения
  • БРДМ-2ДП — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Киеве. Уменьшена масса за счет снятия колесных бортовых механизмов повышения проходимости и башни. Установлено устройство для преодоления окопов и траншей, дизель и боковая дверь для десантников. Произошли изменения в составе вооружения (появились два бортовых пулемета СГМБ калибра 7,62 мм, и носовой пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм). Существует способность дополнить эту модификацию съёмными противокумулятивными сетками
  • БРДМ-2Т – модернизированная БРДМ-2, произведенная в Украине, в Киеве в 2013 году. Сняты дополнительные колеса. Произведена установка радиостанции Р-173, задних и передних габаритных фонарей БТР-70, колёс с бескамерными шинами, боковых люков десанта, аналогичные люкам БТР-70 и дизеля Д245.30Е2 мощностью 155 л.с. Заменен пулемет КПВТ на НСВТ, калибра 12,7 мм. Существует способность дополнить эту модификацию другими боевыми модулями
  • БРДМ-2МБ1 – модернизированная БРДМ-2, произведенная в Белоруссии. Сняты дополнительные колеса и водометные движители. Произведена установка радиостанции Р-173, системы видеонаблюдения, боковых люков десанта, боевого модуля «Адунок», дизеля Д245.30Е2 мощностью 155 л.с. и пулемёта НСВТ, калибра 12,7-мм. Увеличено количество экипажа до семи человек.
  • ZKDM «Зубастик» — модернизация, произведенная в Азербайджане в 2013 году. Произведена установка боковых люков десанта, пулемета, калибра 7,62 мм, башней (с 30-мм автоматическим гранатометом АГС-30 калибра 30 мм, четырьмя дымовыми гранатометами 81-мм и двухствольной пушкой ГШ-23 23-мм), дизеля Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. и усовершенствованной противоминной защиты. Сняты дополнительные колеса и водометные движители
  • БРДМ-КЗ – модернизация, произведенная в Казахстане в 2013-2014 гг. Произведена установка дизеля Iveco. Расширена колея благодаря мостам от БТР-80
  • BRDM-2M-96i – модернизация, произведенная в Польше в 1997 году. Произведена установка новых тормозов и 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040
  • BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, произведенная в Польше в 2003 году. Произведена установка кондиционера, 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040SRC, противокумулятивных решётчатых экранов и радиостанции RRC-9500. Пулемет калибра 14,5 мм заменен WKM-B калибра 12,7 мм
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B» — модернизированная BRDM-2M-96i. Произведена установка новой трансмиссии, 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 и дополнительного оборудования.
  • Курјак – модернизация, произведенная в Сербии
  • LOT-B – модернизация, произведенная в Чехии
  • LOT-V – командирский вариант LOT-B.

7. Машины на базе БРДМ-2

  • 9П19 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Глаз»
  • 9П122 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 9К11М «Малютка-М»
  • 9П124 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 2К8М «Фаланга-М»
  • 9П133 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 9К11П «Малютка-П»
  • 9П137 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 2К8П «Фаланга-П»
  • 9П148 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 9К113 «Конкурс»
  • БРДМ-2РХБ — машина химической разведки, имеющая приборы войсковой радиационной и химической разведки
  • БРДМ-2У — КШМ
  • 9А31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
  • ЗС-72Б — звуковещательная станция с мощностью среднего уровня
  • ЗС-82 — звуковещательная станция с мощностью среднего уровня
  • Алеся-1 — аварийно-транспортная машина производства Белоруссии
  • АТМ-1 — аварийно-транспортная машина с универсальным функционалом
  • ТМ-1П — транспортная плавающая машина производства России
  • БИ-1 — инкассаторская бронированная машина производства России
  • УДДС-БРДМ — учебно-действующий стенд.

8. Боевое применение

  • Операция «Дунай»
  • Война Судного дня. Одно из самых крупнейших сражений, где принимали участие БРДМ-2, имело место осенью 1973 года. Причиной его стало форсирование египетской армией (в ее вооружении и находились машины) Суэцкого канала. Ее атаковали свыше 160 танков, но в итоге они оказались разгромлены. Впоследствии та же участь постигла израильскую технику при наступлении в Сирию
  • Афганская война (1979-1989)
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии – по независимым оценкам ВС РФ утратили три БРДМ-2.

Первые бронетранспортёры, которые были произведены в Советском Союзе, прекрасно зарекомендовали себя в армии. Так как лёгкие бронированные машины обладали высокими скоростными характеристиками и могли укрыть свой экипаж от стрелкового оружия, они стали незаменимыми помощниками для разведывательно-диверсионных групп.

Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров.

История создания БРДМ-2

В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

  • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
  • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
  • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

  • Существенно увеличилась огневая мощь;
  • Ходовые качества также улучшились;
  • Появилась более надёжная защита экипажа;
  • Появилась боевая башня.

Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

Общее описание БРДМ-2

При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:

  • В передней части корпуса машины находилось отделение управления;
  • В средней части корпуса поместили боевое отделение;
  • Силовое отделение располагалось в задней части корпуса.

Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.

Форма БРДМ-2 была обтекаемая, хотя данную схему несколько нарушали карданные передачи и ведущие мосты, которые находились под днищем боевой машины. Сварная башня, которая появилась на БРДМ-2, была унифицирована с башней БТР-60ПБ и имела на вооружении крупнокалиберный пулемёт.

Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином.

Вооружение и оборудование БРДМ-2

Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:

  • 14,5мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ, который имел боекомплект на 500 патронов;
  • Стандартный танковый пулемёт Калашникова ПКТ, калибра 7,62 мм, боезапас которого составлял 2 000 патронов.

Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.

Для командира машины и механика-водителя в передней части корпуса были оборудованы рабочие места, причём командир находился возле правого борта. Для обзорности имелось два больших окна, которые в случае необходимости могли закрываться специальными бронезаслонками.

Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства.

Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками.

Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2

ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км.

Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.

Ходовая часть БРДМ-2 практически не отличалась от ходовой БРДМ предыдущей модели. Единственным значительным отличием стало использование телескопических гидроамортизаторов вместо рычажно-поршневых, которые применялись в ходовой БРДМ. Ходовая часть новой боевой машины состояла из следующих элементов:

  • Передний и задний мосты;
  • 4 основных колеса;
  • 4 дополнительных колеса, которые опускаются для преодоления траншей шириной до 1,2 метров;
  • Подвеска с амортизаторами.

Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать.

Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость.

Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:

  • Винт, имеющий 4 лопасти, засасывал воду;
  • Далее вода попадала в приёмный патрубок;
  • После чего с силой выбрасывалась через отверстие, которое находилось в корме.

Управление машины на плаву осуществлялось за счёт водных рулей, которые работали одновременно с основным рулевым механизмом. Если необходимо было начать движение назад (во время плавания), то винт вращался в обратном направлении. Максимальная скорость движения по воде составляла 10 км/ч.

В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди.

Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2

В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:

  • Радиостанция Р-123, которая имела дальность устойчивой связи на расстоянии около 20 км. Эффективность работы с этой станцией обеспечивали функции беспоискового вхождения в эфир и бесподстроечное ведение сеансов радиосвязи;
  • Навигационная станция ТНА-2, которая имела датчики пути и курса;
  • Пульт управления;
  • Преобразователь и указатель курса.

Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:

  • Ренгенометром ДП-3Б;
  • Прибором химразведки ВПХР;
  • Нагнетателем давления;
  • Системой пожаротушения;
  • Обогревателем;
  • Водооткачивающей помпой и спасательными жилетами.

Экипаж боевой машины был застрахован от множества непредвиденных ситуаций, хотя достаточно слабая броня БРДМ-2 не позволяла ему вступать в открытый бой с бронетехникой более тяжёлого класса.

Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтах

БРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны.

В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:

  • В химических войсках;
  • В войсках связи;
  • Во внутренних войсках МВД;
  • Погранвойсках КГБ.

Кроме этого, боевые машины данного типа использовались в морской пехоте МВФ.

Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб.

Различные модификации БРДМ-2

В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему.

Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.

Кроме дизельной модификации, на базе БРДМ-2 было создано множество боевых машин различного предназначения, которые были запущены в мелкосерийное производство. Они оснащались зенитным и противотанковым вооружением.

В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами.

БРДМ «Водник»

В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта.

Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то