Организация по запрещению химического оружия. Оружие под запретом: химическое оружие. Помощь и защита от химического оружия

Специальная Конференция государств - участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия завершилась в Гааге в среду утверждением британского проекта о расширении мандата этой организации, который теперь должен дать ей право называть виновников инцидентов с применением химического оружия. По словам постпреда России при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александра Шульгина, против этого проекта проголосовали 24 страны, 82 голоса были поданы за, 26 делегаций воздержались, и еще четыре постпреда предпочли в момент голосования просто выйти из зала.

Страны ОЗХО явочным порядком по собственной инициативе присвоили себе часть исключительных прав Совета Безопасности ООН. Естественно, такой шаг не сможет остаться без ответа государств, выступавших против узурпации полномочий на международном уровне - России, КНР, Индии, Южной Африки, Ирана, Сирии и еще 18 государств, проголосовавших против британского проекта. Теперь они имеют все основания задуматься о смысле своего членства в этой организации, контрольный механизм которой оказался полностью скомпрометирован. Иными словами, самой системе нераспространения уже нанесен заметный урон.

Однако, даже если эти страны не будут предпринимать активных контрмер в ответ на действия Лондона и Вашингтона, решение ОЗХО создало первый в истории прецедент попытки дублирования функций СБ ООН сторонней организацией, даже не входящей в структуру ООН. Сам этот факт более опасен, чем все взятые вместе сфабрикованные инциденты с химическим оружием, которые фактически покрывает ОЗХО. Этот шаг ослабляет работу единственного в мире органа, который имеет законные и признанные всем международным сообществом полномочия решать вопросы войны, мира или введения международных санкций.

"Наши британские партнеры не стесняются открытым текстом говорить, что этот маневр в ОЗХО предпринят, чтобы преодолеть вето России в Совете Безопасности ООН", - отметил постпред РФ Александр Шульгин. Он назвал "полным бредом" попытки передать полномочия СБ ООН в ОЗХО. "Ничего в конвенции [по запрещению химоружия] нет, что бы позволяло ОЗХО заниматься такими функциями", - заявил он.

Сыграть в "Титаник"

Как будут развиваться события далее, и что ждет ОЗХО теперь? На эти вопросы ответил глава российской делегации на Конференция государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. "Ситуацию в ОЗХО можно сравнить с "Титаником", который получил пробоину и начал тонуть", - сказал он. По его словам, многим странам следует "одуматься и понять, что решения, которые они принимают, имеют серьезное значение для мирового порядка".

Также Каламанов сообщил о том, что в ноябре должна пройти обзорная сессия конференции государств-участниц Конвенции о запрещении химического оружия. "До этого момента сменится гендиректор организации, которому в соответствии с этим решением будет поручено подготовить алгоритм по реализации британского решения", - сказал замминистра.

Иными словами, в ближайшие месяцы с практической точки зрения в работе организации особенных изменений произойти не должно, а изменения мандата должны начать реализовываться только после ноябрьской конференции.

"Если посмотреть, в целом, наблюдается раскол в организации, как по электоральным группам, так и по будущему существованию этой организации. Речь идет о том, что Россия и многие страны, выступавшие против британского решения, играли в организации серьезную роль, начиная от финансирования и заканчивая экспертной поддержкой", - сказал он, дав понять, что эта ситуация может измениться.

Замминистра подчеркнул, что ОЗХО не сможет существовать без России, хотя и вопрос выхода РФ из организации пока рассматривается. "Россия вносит сейчас колоссальный вклад в деятельность организации. Сама организация без России невозможна, потому что и экспертиза, и масштабы нашей страны, ее возможности позволяют самой организации оставаться на плаву и на высоком экспертном уровне, - отметил Каламанов. - Российский взнос в ОЗХО немаленький, но мы платим не просто взнос. В рамках программы по уничтожению химического оружия мы еще и принимали делегацию ОЗХО и оплачивали пребывание в Российской Федерации всего состава ОЗХО из различных стран, это колоссальные расходы".

Отвечая на вопрос ТАСС о возможности выхода России из ОЗХО Каламанов ответил: "Так вопрос пока не рассматривается".

"Мы выработаем план действий на ближайшие несколько месяцев, поскольку работа по реализации решений сегодняшней сессии продлится несколько месяцев", - сказал он.

С высокой вероятностью

Согласно опубликованному в Twitter британского постпредства при ОЗХО тексту документа, он содержит решение о разработке секретариатом организации механизмов идентификации тех, кто использовал химоружие в Сирии за счет выявления информации о происхождении примененных веществ, в том числе даже в случаях, когда следователи ООН и ОЗХО не подготовили соответствующий доклад о происшествии. Кроме того, секретариат должен будет предоставлять регулярные доклады по своим расследованиям Совету и генеральному секретарю ООН для ознакомления.

То есть, ОЗХО в принципе сможет называть виновных практически без доказательств, указав на любую страну, негосударственную структуру или группировку, и заявив, что "это сделала она". С высокой вероятностью....

Подлоги ОЗХО

Ситуацию радикально ухудшает тот факт, что западных экспертов ОЗХО российские коллеги неоднократно ловили на фактической фальсификации доказательств, собираемых в ходе расследований химических инцидентов в Сирии и других странах. В среду о конкретных задокументированных примерах такой деятельности подробно рассказали российские эксперты на продолжительном брифинге для журналистов в здании российской миссии при ОЗХО.

Провести этот брифинг в Нидерланды приехал начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-майор Игорь Кириллов. Главный тезис его брифинга: расследование инцидентов с химическим оружием в Эль-Латамне (24, 25, 30 марта 2017 года), Хан-Шейхуне (4 апреля 2017 года) и Саракибе (4 февраля 2018 года) проводилось с многочисленными нарушениями.

Несколько примеров. Воронка, призванная доказать применение химического оружия в Хан-Шейхуне, была получена путем подрыва обычного взрывного устройства, а затем спешно зацементирована до окончания расследования ОЗХО. Анализ доклада миссии ОЗХО показал, что характеристики воронки свидетельствуют, что она образовалась в результате подрыва размещенного на земле взрывного устройства небольшой мощности, а не сброшенной с самолета авиабомбы.

Говоря о расследовании инцидента в Эль-Латамне, он указал на ряд нарушений при сборе материалов для последующего анализа. "Следует отметить, что в очередной раз была нарушена процедура отбора биомедицинских проб, так же, как и в деле Скрипалей - мы все помним, что все средства массовой информации говорили, что миссия, которая приехала в Солсбери и которая отбирала пробы, делала это лично. Вот пункт доклада 19 (по Эль-Латамне - прим. ТАСС): забор проб крови проводился персоналом больницы под наблюдением медицинского экспертной группы с использованием оборудования ОЗХО", - сообщил генерал.

Кириллов также отметил, что в докладе ОЗХО по одному из инцидентов Эль-Латамне утверждается, что в присутствии представителей миссии у двух лиц, предоставленных "Белыми касками", были отобраны четыре биомедицинские пробы, анализ которых двумя назначенными лабораториями показал отсутствие биомаркеров зарина. "Вопреки очевидному, данный факт трактуется в поддержку версии о применении зарина", - добавил он.

"Обращает на себя внимание, что, несмотря на разные метео-, географические, баллистические и прочие условия, результаты анализа проб из Эль-Латамны и Хан-Шейхуна практически идентичны. Данное обстоятельство указывает на то, что "Белыми касками" использовалась некая стандартная смесь для внесения в пробы с целью их фальсификации", - сказал Кириллов.

При этом он подчеркнул, что неопровержимые доказательства, собираемые российскими военными при обнаружении химических лабораторий боевиков, где создаются отравляющие вещества, ОЗХО отвергаются как неубедительные.

Постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин также обратил внимание, что, как по заказу, миссии по расследованию инцидентов в Сирии собраны из представителей государств, наиболее агрессивно относящихся к Сирии и входящих в так называемую "Группу друзей Сирии", которая в реальности "дружит" только с противостоящими Дамаску отрядам боевиков.

В этой связи Россия не ждет чудес и не сомневается, что доклад ОЗХО по инциденту в сирийской Думе будет тенденциозным, сказал Шульгин.

"Мы ждем в скором появлении доклада ОЗХО об инциденте в Думе, пригороде Дамаска, и мы не сомневаемся, что он также будет тенденциозным, как и предыдущие доклады по инцидентам в Сирии. Мы хорошо знаем, что там произошло. Этот инцидент был использован США, Великобританией и Францией как предлог для ракетного удара по сирийским объектам. Мы уверены, что это была намеренная операция", - сказал он.

Не менее подробный анализ был проведен и по делу Скрипаля, экспертиза ОЗХО по которому явно подгонялась под заданный результат - любыми целями подтвердить использование некоего боевого нервно-паралитического вещества, от поражения которым два человека были полностью вылечены за месяц. Российские эксперты с иронией отметили, что даже в документе официального запроса к ОЗХО правительство Терезы Мэй запросило не независимую экспертизу, а обратилась к организации с просьбой "подтвердить результаты расследования, проведенного в Великобритании".

Странное голосование

Западные государства оказывали давление на членов ОЗХО в ходе принятия решения об изменении ее мандата и наделении обвинительными функциями. Российской стороне известно и о случаях шантажа, заявил в среду на брифинге постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин.

"Сессия проходила в совершенно напряженном режиме. Наши западные партнеры играли явно не по правилам, оказывали беспрецедентное давление на другие страны. Дипломаты вот этой группы поддержки Великобритании буквально табунами ходили по министерствам иностранных дел различных государств, прессинговали, давили, нам даже известны случаи открытого шантажа наших ближайших союзников", - заявил Шульгин.

"В зале заседаний оказалось много делегаций островных государств, которые буквально наводнили этот зал. Острова Кука, Соломоновы Острова, Фиджи, Сент-Китс и Невис и все они с трогательным единодушием стали активно продвигать британские и американские тезисы. Злые языки поговаривают, что их западные спонсоры проплатили расходы этим делегациям, фактически организовав турпоездку в Гаагу, чтобы они обеспечили нужные результаты, - отметил Шульгин. - В то время как с нами в едином строю выступили Китай, Индия, Южная Африка, если вы сложите население этих стран вместе с Россией, будет ясно, какая часть человечества выступила против вредных планов западного лагеря".

Химический театр абсурда

В итоге дипломатическая партия была разыграна западными странами на своем поле и по собственным правилам, менявшимся по ходу игры. Чего стоит хотя бы трехчасовая перепалка в самом начале двухдневной сессии, в ходе которой российские дипломаты в течение трех часов не могли добиться от техсекретариата организации точных цифр, сколько делегаций прибыли на сессию (в конечном счете получилось 143) и сколько из них лишены права голоса за неуплату членских взносов (получилось 32). При этом Великобритания и США возражали против попыток прояснить число "избирателей", предлагая сначала проголосовать и утвердить повестку дня встречи, а уже потом разбираться, сколько людей голосовали, и кто из них имел право это делать.

В целом, ощущение театра абсурда было на этой сессии очень сильным не только у экспертов и журналистов, но и у самих участников конференции.

Не менее абсурдным является и принятое ОЗХО решение, которое вопреки заявленной цели не усилит контроль над отравляющими веществами, а значительно ослабит его.

Химическое оружие в современных военных доктринах вообще не рассматривается как действенное средство ведения войны XXI века. Это объясняется его крайне неизбирательным действием и повышенным рискам гибели именно гражданских лиц, не имеющих, в отличие от участников боевых действий, средств защиты и необходимой подготовки для выживания в условиях химической атаки. Эти же характеристики делают химическое оружие крайне опасным в руках террористических группировок, а значит, представляющим для них особый интерес.

Абсурд ситуации заключается в том, что британская "реформа ОЗХО" отталкивает от Конвенции по запрещению химического оружия именно государственных игроков, которые сами по себе были бы заинтересованы как раз в полном уничтожении химического оружия, чтобы оно не угрожало их собственным гражданам. Инициатива Лондона никак не повысит эффективность организации в борьбе с возможным применением отравляющих веществ террористическими структурами, чей интерес к химическому оружию очевиден.

Террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России), ни холодно, ни жарко от того, назовет ли ОЗХО ее виновной в условном инциденте с применением химоружия. Более того, эта структура и сама охотно берет на себя ответственность за любые нападения, включая те, к которым она со всей очевидностью не имеет никакого отношения.

В заключении остается только сказать, что единственной страной в мире, которая продолжает сохранять задекларированные запасы химического оружия, являются США, которые пока заявляют о намерении уничтожить его к 2023 году, однако сроки регулярно откладываются. Вашингтон объясняет это нехваткой денег на эту программу.

Денис Дубровин

Официальные языки:

английский, французский, русский, китайский, испанский, арабский

Руководители Генеральный директор

Ахмет Узюмджю

Основание

Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года.

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

См. также

Ссылки

  • Сайт ОЗХО (англ.)
  • Вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
  • пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - это международный орган, который несет в себе задачи по контролю выполнения конвенции ООН по запрещению .

Конвенция гласит о том, что странам нельзя производить, накапливать и применять химоружие. Конвенция была подписана в 1993 году, а в 1997 году вступила в силу. Конвенция стала прорывом в области контроля за химическим оружием.

О наличии арсеналов объявили:

  • США,
  • Албания,
  • Россия,
  • Ливия,
  • Индия,
  • Италия,
  • Франция,
  • Англия.

В рамках конвенции обладатели такого вида оружия обещали полностью его утилизировать в короткие сроки. Из-за экономических проблем, утилизация химоружия стоит дорого, процесс растянулся на десятилетия.

Химическое оружие в России

Наша страна задекларировала 40 тысяч тонн отправляющих веществ. Их утилизация началась в 2002 году. Процесс завершился в 2015 году.

Страны, которые входят в ОЗХО

ОЗХО входят 189 стран, которые подписали и ратифицировали конвенцию о запрещении химоружия. Страны, которые не вошли в соглашения:

  • Ангола
  • Израиль
  • КНДР
  • Египет
  • Южный Судан

Популярные отправляющие вещества

К химическому оружию относится оружие, в основе которого содержаться такие отравлящие вещества как:

  • зарин
  • зоман
  • кожно-нарывные вещества (иприт,люизит)
  • нервнопаралитические вещества.

Структура ОЗХО

  • Конференция государств-участников. Главный орган организации, в рамках которого минимум раз в год проходит заседания.
  • Исполнительный совет. Это исполнительный орган, который занимает организацией исполнение решений принятых на конференции.
  • Технический секретариат. Контролирующий орган, который систематизирует полученные данные о химоружие и мерах в его отношении. Так же отдел отвечает за подготовку инспекций на химические объекты государств участников.
  • Штаб квартира ОЗХО находится в Голландии, в городе Гаага
  • Организация в 2013 году получила Нобелевскую премию мира

Итоги

ОЗХО - нужная, полезная организация, закрывающая важный вопрос мировой безопасности.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Химическое оружие относится к разряду оружия массового поражения (ОМП). Его действие основывается на токсичных свойствах отравляющих веществ (ОВ) и средствах применения, которыми могут быть ракеты, артиллерийские снаряды, бомбы, выливные авиационные приборы и т.д. Стоит отметить, что различные яды и токсины на протяжении тысячелетий оставались «точечным» оружием. Средством массового поражения их помогли сделать промышленные технологии, появившиеся в XX веке.

То, что определенные вещества и предметы их горения могут представлять смертельную опасность, знали еще древние. Учеными выдвинуто предположение, что первыми применили химическое оружие против своих врагов древние персы. Саймон Джеймс, британский археолог из университета города Лестера, обнаружил, что персидские войска использовали ядовитые газы во время осады города Дура на востоке Сирии еще в III веке до нашей эры. Город занимали римские войска. Теория Саймона Джеймса была основана на изучении останков 20 римских воинов, которые были найдены у основания городской стены.

Согласно теории археолога, для захвата Дура персы использовали подкопы под стены. При этом римляне для нападения на осаждавших рыли собственные тоннели. В тот момент, когда римские солдаты заходили в тоннель, персы просто поджигали битум и кристаллы серы, результатом было образование густого ядовитого дыма. Уже через несколько секунд римские солдаты теряли сознание, а через несколько минут умирали. Результаты проведенных в Дуре археологических раскопок говорят нам о том, что персы были не менее искусны в осаде крепостей, чем римляне, и применяли даже самые жесткие приемы, отмечает доктор Джеймс.

Однако настоящим «звездным часом» для химического оружия стала Первая мировая война. 22 апреля 1915 года немецкие войска впервые в XX веке применили для уничтожения солдат противника химическое оружие . Всего за 8 минут они выпустили на противостоящие им англо-французские войска 5730 баллонов, которые содержали 180 тонн хлора. Зеленоватое по цвету облако бесшумно накрыло позиции противника.

В результате этой химической атаки прямо на месте погибло около 5 тысяч человек, еще 10 тысяч человек получили серьезные повреждения глаз, легких и других внутренних органов. Данная химическая атака навсегда вошла в историю войн, как «черный день у Ипра». За годы Первой мировой войны немецкие войска более 50 раз использовали отравляющие газы, французы - 20 раз, англичане - 150 раз .

В Российской империи постройка заводов, которые могли выпускать химическое оружие, началась только в августе 1915 года. Однако в Советском Союзе этому виду вооружений уделялось гораздо большее внимание. В результате к 1990 году наша страна обладала крупнейшими в мире запасами ОВ (более 39 тысяч тонн). Большая часть этих боевых отравляющих веществ была представлена ипритом, люизитом, смесью иприта и люизита, зоманом, зарином и VX.

В 1993 году Российская Федерация подписала, а в 1997 году и ратифицировала КХО - Конвенцию о запрещении химического оружия . С тех пор в России идет процесс планомерного уничтожения накопленных за долгие годы ОВ. Сроки полного уничтожения запасов российского химического оружия неоднократно переносились. По оценкам экспертов, оно может быть полностью уничтожено не раньше 2017-2019 годов.

Запрет

Химическое оружие пытались запретить несколько раз. Первый раз это произошло еще в 1899 году. В статье 23 Гаагской конвенции 1899 года говорилось о запрете использования боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника. Однако наличие данного запрета никак не повлияло на использование химического оружия в годы Первой мировой войны.

Второй раз химическое оружие было запрещено Женевским протоколом 1925 года. Но и Женевская конвенция от 1925 года не смогла приостановить использование химического оружия.

Так, в 1938 году Япония неоднократно использовала иприт и другие отравляющие вещества во время войны в Китае. В результате использования японскими войсками химического оружия погибло не менее 50 тысяч человек. В последующем химическое оружие неоднократно использовалось в 1980-е годы во время ирано-иракской войны, причем использовали его обе стороны конфликта.

Наконец третьим документом, запрещающим использование химического оружия, стала Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 1993 года . Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. Именно она стала первой по-настоящему успешной.

Уже к июлю 2010 года на планете было уничтожено 60% всех запасов имеющегося химического оружия.
По состоянию на январь 2012 года данную конвенцию подписали 188 стран мира.

Впрочем, и наличие данной конвенции не положило конец использованию химического оружия. В 2013 году во время гражданской войны, которая развернулась в Сирии, было зафиксировано несколько случаев применения отравляющих веществ. Под давлением ООН сирийское руководство вынуждено было принять конвенцию от 1997 года. Уничтожением имеющихся запасов сирийского химического оружия (примерно 1300 тонн) занялись Россия и США.

Использовалось химическое оружие (ХО) и террористами. Самым известным терактом с применением ХО является газовая атака в токийском метро, которая произошла в 1995 году. Организатором теракта стала японская секта «Аум Синрикё», которая использовала в своих целях зарин. В результате данной террористической атаки погибли 12 человек, пострадало более 5 тысяч человек.

Химическое оружие

Стоит отметить, что различные отравляющие вещества долгое время не рассматривались военными всерьез в качестве одного из средств ведения боевых действий. Ситуация изменилась лишь после того, как их стало возможно изготавливать и хранить в достаточных для войны целях.

Также можно отметить тот факт, что химическое оружие - это единственное оружие массового поражения, которое попытались запретить еще до начала его использования. Однако, как и в случае с другими видами ОМП, это мало кого остановило. Как результат - химическая атака, проведенная немцами 22 апреля 1915 года в районе города Ипр и бурное развитие разнообразных отравляющих веществ в XX веке. Именно атака под Ипром практически ознаменовала день рождения химического оружия.

Наиболее массово химическое оружие использовалось в годы Первой мировой войны. Всего до конца войны было выпущено около 180 тысяч тонн разнообразных ОВ. А общие потери от использования сторонами конфликта химического оружия оцениваются в 1,3 миллиона человек, из которых порядка 100 тысяч человек погибли .

Использование разнообразных ОВ в годы Первой мировой войны стало первым зафиксированным нарушением гаагской декларации 1899 и 1907 годов. При этом США отказались поддержать гаагскую конференцию 1899 года. В то время как Германия, Франция, Россия, Италия, Япония согласились с декларацией 1899 года, а в 1907 году к ним присоединилась Великобритания.

Итогом этих деклараций стало то, что стороны договорились не использовать нервно-паралитических и удушающих газов в военных целях. При этом уже 27 октября 1914 года Германия применила боеприпасы, которые были снаряжены шрапнелью, смешанной с раздражающим порошком. Немцы при этом ссылались на точную формулировку декларации (запрещалось использование боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника), мотивируя свои действия тем, что данное применение не было единственной целью данного обстрела. Это же относится и к случаям использования несмертельного слезоточивого газа, который использовался Францией и Германией во второй половине 1914 года.

Всего за 4 года конфликта химическое оружие успело существенно усовершенствоваться. Стали использоваться смеси хлора с хлорпикрином или с фосгеном. В дальнейшем в ход пустили синильную кислоту, дифенилхлорарсин, треххлористый мышьяк. Британцами были изобретены газометы, которые могли стрелять минами, снаряженными ядовитой начинкой.

Немцы использовали синтезированное еще в 1822 году первое кожно-нарывное ОВ, распылив его 12 июля 1917 года в районе все того же злосчастного Ипра. Отравляющее вещество было использовано против англо-французских войск. По названию реки оно было названо «ипритом», а британцы называли его также «горчичным газом» из-за его специфического запаха. Русские войска во время осуществления знаменитого Брусиловского прорыва в июне 1916 года подавляли артиллерийские батареи противника снарядами, снаряженными фосгеном и хлорпикрином.

В период между двумя мировыми войнами все ведущие державы мира осуществляли активные разработки в области создания химического оружия. Так американцы получили собрата иприта по способу поражения, новое отравляющее вещество назвали люизит. В нацистской Германии во время поисков инсектицида было создано первое фосфорорганическое отравляющее вещество, получившее название табун. Не остановились работы в этом направлении и после Второй мировой войны, когда на свет появилось одно из самых смертоносных веществ на планете - VX (Ви-экс).

Как действую смертоносные отравляющие вещества

Нервно-паралитические (VX, зоман, зарин, табун)
Нервно-паралитические ОВ нарушают работу нервной системы человека. У отравившегося появляются судороги, которые переходят в паралич. Признаками отравления являются: миоз (сужение зрачков), ухудшение зрения, тяжесть в груди, затруднение дыхания, появление головной боли. При поражении через кожу признаки отравления могут появиться у человека лишь через 24 часа.

Кожно-нарывные (люизит, иприт)
Поражают кожу человека (приводят к образованию язв), дыхательные пути, легкие, глаза. Если ОВ попадают в человеческий организм с едой и водой, то страдают внутренние органы, главным образом пищеварительная система. Признаки отправления: покраснение кожи, появление мелких пузырей. Проявляются уже через несколько часов.

Удушающие (хлор, фосген и дифосген)
Данные ОВ поражают легочную ткань, вызывая у человека токсичный отек легких. Скрытый период может длиться до 12 часов. Признаками отравления являются: сладковатый привкус во рту, головокружение, слабость, кашель. В случае отравления хлором: покраснение, жжение и отек век, а также слизистой оболочки ротовой полости и верхних дыхательных путей.

Общеядовитые (синильная кислота, хлорциан)
Данные ОВ, попадая в организм человека, нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Являются одними из самых быстродействующих отравляющих веществ. Признаки отравления: жжение и металлический привкус во рту, покалывание в области глаз, онемение кончика языка, царапанье в горле, слабость, головокружение.

Организационные выводы

Уже в годы Первой мировой войны были достаточно четко сформулированы основные минусы, которые были присущи химическому оружию:

— во-первых, такое оружие являлось очень метеозависимым. Для проведения атаки приходилось ждать наступления подходящих условий. Малейшее изменение направления ветра и вот уже отравляющие вещества летят в сторону или даже на самих атакующих (реальные прецеденты). В то же время синильная кислота очень быстро разлагается при повышенной влажности и под прямыми солнечными лучами.

— во-вторых, химическое оружие оказалось неэффективным против рассредоточенных на местности войск.

— в-третьих, по итогам проведенного анализа понесенные от химического оружия потери не превышали аналогичных потерь от обыкновенного огня артиллерии.

Значительно снизило спрос на ХО и постоянное развитие средств коллективной и индивидуальной защиты . Современные противогазы, в отличие от своих далеких предшественников начала прошлого века, способны эффективно сдерживать большинство ОВ. Добавив сюда специализированную защитную одежду, современные средства дегазации и антидоты, становится понятной невысокая популярность химического оружия для ведения полномасштабных боевых действий.

Отдельной и очень серьезной проблемой стало само производство и длительное хранение разнообразных химических боеприпасов, а также процесс их последующей утилизации . Аварии, которые происходили на участках этой технологической цепочки, иногда приводили к значительным человеческим жертвам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1993 году в Женеве ведущие страны мира решились на подписание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то