Бтр патрия. Бронированная модульная машина AMV Patria Vehicles. Восемь колес Страны тысячи озер

На основе перспективной отечественной унифицированной средней колесной платформы «Бумеранг» планируется создать бронетранспортер, боевую машину пехоты и спецмашины. В этой связи интересна разработанная в Финляндии универсальная бронированная модульная машина Patria AMV, послужившая базой для систем различного назначения.

Перед экономическим форумом летом этого года в Санкт-Петербурге президент Суоми Саули Ниинисте сообщил о возможном контракте на поставку Минобороны РФ 500 БМП Patria. Это заявление вскоре частично опровергли СМИ, сославшись на круги, близкие к российскому военному ведомству: мол, речь шла только об изучении финского детища. Тем не менее среди наших экспертов и людей, просто интересующихся боевой техникой, развернулась малопродуктивная дискуссия по поводу появившейся информации. Суждения и оценки, как водится в таких случаях, были полярно противоположными. Причем за рамками спора почему-то остались вопросы о ТТХ и возможностях БМП Patria. А ведь с этого следовало начинать.

Особенности конструкции

Разработка колесной бронированной машины (КБМ) нового поколения Patria AMV (AMV – Armored Modular Vehicle) началась в середине 90-х годов XX века. В основу проекта легли результаты исследований, проведенных научно-техническими подразделениями финской армии, а также опыт создания и эксплуатации (в том числе и в миротворческих силах ООН) бронетранс-портеров семейства Sisu ХА-180 с колесной формулой 6х6, выпуск которых осуществлялся с 1984 года.

Прорабатывалось несколько вариантов шасси – 6х6, 8х8 и 10х10. Однако по итогам испытаний инженеры фирмы Patria Vehicles и военные пришли к выводу, что лучшей машиной для замены ХА-180 является КБМ с колесной формулой 8х8. Такое шасси наиболее полно отвечало задаче повышения защищенности и размещению различного вооружения.

Компоновка машины соответствует стандартам НАТО. Корпус делится на четыре отделения: управления, моторно-трансмиссионное (МТО), боевое и десантное. Отделение управления расположено в носовой части корпуса у левого борта. МТО – справа от отделения управления. В варианте бронетранспортера позади водителя находится место командира, а за МТО и справа от командира – место наводчика, управляющего пулеметной установкой. Собственно места командира и наводчика образуют боевое отделение. Десантное – на восемь полностью экипированных пехотинцев – от середины до кормовой части машины.

Корпус КБМ сварен из катаных броневых листов Armox повышенной твердости. В стандартном исполнении он выдерживает попадания обычных натовских пуль калибра 7,62 миллиметра и соответствует второму классу защиты стандарта STANAG-4569. Для повышения ее уровня можно разместить на корпусе КБМ дополнительные броневые плиты. В любом случае, по словам разработчиков, Patria AMV в лобовой проекции не должен быть страшен обстрел 30-мм бронебойными подкалиберными снарядами. Для снижения воздействия кумулятивной струи при попадании гранат РПГ у машины есть подбой из композитных панелей.

В отличие от большинства аналогов Patria AMV не имеет несущего корпуса. Элементы ходовой части крепятся к раме. За счет этого конструкция нижней части корпуса значительно упрощена, кроме того, рама защищает карданную передачу от механических повреждений.

Силовая установка

На БТР установлен шестицилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения Scania DC12 мощностью 490 лошадиных сил (360 кВт) с турбонаддувом. Трансмиссия автоматическая семиступенчатая ZF 7HP9002 Ecomat немецкого производства. От автоматической коробки передач крутящий момент через передаточную коробку передается на центральную карданную передачу, а от нее – на все восемь колес. Привод колес постоянный с межосевыми дифференциалами между передними и задними парами осей. Две передние пары колес управляемые. Однако по желанию заказчика управляемыми могут быть сделаны все четыре пары колес, поскольку для унификации полуоси всех колес снабжены шарнирами равных угловых скоростей.

Колеса оснащены шинами размерностью 14.00R20, имеют централизованную систему подкачки и дисковые гидравлические тормоза. Подвеска колес независимая, на двух поперечных рычагах.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают КБМ массой 16 тонн (в варианте БТР) движение по шоссе с максимальной скоростью 100 километров в час. При увеличении массы до 27 тонн в зависимости от модификации динамические характеристики не ухудшаются, так как для установки в Patria может использоваться линейка силовых агрегатов мощностью от 335 до 536 лошадиных сил. Машины до 22 тонн – плавающие. Для движения на плаву в кормовой части КБМ устанавливаются два водометных движителя, позволяющие машине развивать скорость на воде до 10 километров в час.

Универсальная платформа

Главной привлекательной особенностью Patria AMV является модульность ее конструкции. Во-первых, по желанию заказчика на машине могут быть установлены различные двигатели и трансмиссии, системы охлаждения, обогрева, кондиционирования, коллективной защиты от ОМП, а также колеса различного размера и типа. Во-вторых, за счет различной комплектации базового шасси вооружением и специальным оборудованием удается получить технику различного назначения – БТР, БМП, БРЭМ, БММ, КШМ, САУ.

Таким образом, специальные машины на базе КБМ получают различный набор оружия. В варианте БТР Patria оснащается одним из трех выносных модулей с крупнокалиберными пулеметами, в том числе комплексом PML 127OWS на основе российского 12,7-мм пулемета НСВ-12,7 «Утес».

В варианте БМП набор еще более разнообразный. Напомним, что согласно определению, содержащемуся в приложении к Договору по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе (ДОВСЕ), машины с вооружением калибром до 20 миллиметров – БТР, а свыше – БМП. Причем вне зависимости от типа шасси и боевой массы. Одним из первых вариантов оснащения БМП стал комплекс в составе башни HITROLE производства итальянской фирмы Oto Melara с 25-мм пушкой Oerlikon КВА. Также испытывалась машина с башней американской компании Delco Defense сначала с 25-мм автоматическим орудием М242 Bushmaster, а затем с 30-мм Bushmaster II. На БМП для ВС Польши устанавливается двухместная башня HITFIST c 30/40-мм автоматической пушкой М44 АТК Gun Systems. Эта пушка может быстро переоборудоваться из системы, стреляющей боеприпасами калибра 30х173 миллиметра, в 40-мм пушку с новыми боеприпасами Super Forty.

Комплекс вооружения HITFIST оснащается цифровой СУО Galileo. В ее состав входят прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор и баллистический вычислитель. Прицельно-наблюдательный комплекс наводчика включает перископический прицел Kollsman с 12-кратным телевизионным дневным каналом, тепловизионным каналом с двумя сменными увеличениями и лазерным дальномерным каналом. Командир машины может вести огонь из основного и вспомогательного вооружения, наводя его на цель по установленному на рабочем месте монитору, дублирующему комбинированное изображение телевизионного и тепловизионного каналов прицельного комплекса наводчика. Башня HITFIST сварена из алюминиевой брони, к которой снаружи болтами крепятся стальные бронелисты.

Такой же 30/40-мм автоматической пушкой М44 оснащена БМП для армии ЮАР. Но в состав ее автоматизированной СУО введен панорамный комбинированный прицел командира.

БМП для финской армии предполагается оснастить дистанционно управляемым комплексом вооружения среднего калибра норвежской компании Kongsberg. В его состав входит автоматическая пушка калибра 25–30 миллиметров и СУО, обеспечивающая возможность реализации принципа Hunter Killer.

Помимо БТР и БМП, на шасси Patria AMV созданы минометные системы AMOS и NEMO. Первая система включает башню с установленными в ней спаренными 120-мм казнозарядными гладкоствольными минометами с автоматической системой заряжания. NEMO – облегченная версия системы AMOS – имеет только один ствол.

Кроме этих образцов, на шасси Patria AMV разработана машина огневой поддержки с 90-мм пушкой. На этом, собственно, краткий обзор систем вооружения, устанавливаемых на этой КБМ, можно завершить.

Мировое признание

Вернемся в ноябрь 2001-го, когда на испытания в финские ВС был передан первый опытный образец. Спустя два года к тестам подключились еще два. Однако апробации не успели толком начаться, а Министерство обороны Финляндии уже заказало 24 машины Patria AMV с минометными системами AMOS. Вслед за этим контрактом последовал заказ на 62 бронетранспортера, оснащенных дистанционно управляемыми боевыми модулями.

Дальше – больше. В декабре 2002-го Министерство обороны Польши после официально объявленного, но фактически так и не проведенного тендера на поставку БТР для Войска Польского закупило у компании Patria 690 КБМ (позже заказ увеличили на 133 единицы): 313 – в варианте БМП с башней Oto Melara с 30-мм пушкой и 377 машин других модификаций (медицинской, командирской и т. д.). Окончание поставок планируется в 2013 году. В Польше Patria AMV получила название Rosomak. Будет не лишним добавить, что именно машины Речи Посполитой первыми побывали в бою. С 2007-го 35 БМП Rosomak находятся в Афганистане в составе польского контингента международных сил безопасности.

Контракт с Варшавой сразу выдвинул фирму Patria в ведущие производители КБМ массой до 30 тонн. Впрочем, коммерческий успех финского изделия – следствие не столько неплохих тактико-технических характеристик, сколько относительно невысокой цены. С самого начала польские эксперты на первое место выдвигали стоимость новой КБМ. Этот критерий повлиял на окончательный выбор на 60 процентов. На 15 он зависел от условий гарантии и на 25 от степени локализации производства.

Если и имелись какие-то претензии к качеству финских боевых машин, а их в основном выдвигали другие участники тендера – австрийцы и швейцарцы, то к началу поставок в 2004 году все они были неактуальны. Из существующих на сегодня КБМ финский бронетранспортер – наиболее удачный. По сути финны одними из первых уловили новую тенденцию в развитии машин такого класса да и бронетехники в целом – создание унифицированной колесной бронированной платформы. Все это быстро сказалось на экспортных заказах.

В 2006 году Словения объявила о закупке 135 Patria AMV, 12 из которых должны оснащаться минометной системой NEMO. В 2012-м после поставки 30 машин заказ был аннулирован из-за финансовых трудностей и ограничен уже отправленными КБМ. Судя по всему, словенцы получили только бронетранспортеры, обладающие дистанционно управляемым модулем Kongsberg Protector с 12,7-мм пулеметом Browning M2HB.

Хорватия заказала 84 машины в 2007 году и еще 42 – в декабре 2008-го. Поставки должны завершиться в 2012 году.

В мае 2007-го с южноафриканской компанией Denel Land Systems был заключен контракт на производство 264 КБМ с повышенным уровнем баллистической и противоминной защиты. Планируется выпуск Patria AMV в пяти вариантах: БТР, КШМ, самоходный миномет, машина огневой поддержки и самоходный ПТРК.

В январе 2008-го Patria объявила, что ОАЭ заинтересованы в поставках финских КБМ. Достоверно известно о 15 заказанных Patria AMV – с минометной системой NEMO или с башней БМП-3. У последних для обеспечения плавучести, в которой почему-то заинтересованы Эмираты, пришлось на 40 сантиметров удлинить корпус.

Контракт на приобретение 113 Patria AMV в августе 2010-го заключила Швеция. Интерес к финским машинам проявляла также Македония.

С 2008 года фирма Patria и американская компания Lockheed Martin работали над адаптацией финской КБМ к требованиям Корпуса морской пехоты США. Речь идет о выпуске примерно 600 машин для замены КБМ LAV. В 2012-м машина, получившая название Havoc, была допущена к тендеру, в котором участвуют образцы еще трех фирм.

В общей сложности в настоящее время можно говорить о контрактах на поставку 1324 финских КБМ различных вариантов, часть из которых покупатели уже получили. По числу заказанных и выпущенных машин Patria AMV – безусловный лидер среди бронетранспортеров 4-го поколения. Так, например, на февраль 2012 года изготовлено только 100 германо-голландских KБМ Boxer (из 272, предназначенных для бундесвера). Поставки первых машин для армии Нидерландов (заказано 200 единиц) должны начаться в этом году. По состоянию на июнь 2012-го ВС Франции получили 400 БМП VBCI из 630 единиц, которые должны получить войска Пятой республики. Кстати, ни на германо-голландскую, ни на французскую машины экспортных заказов нет.

Несколько лучше обстоит с этим делом у австрийской КБМ Pandur II. На 2012 год заказано 359 таких машин. В австрийской армии их насчитывается 68, в португальской – 260. В 2009-м в Чехию были отправлены первые 17 КБМ Pandur II из 107 заказанных, но затем процесс поставки замедлился в связи с финансовым кризисом. В 2006 году итальянская армия заказала 249 КБМ Freccia в нескольких модификациях, но к настоящему времени получила только 54 штуки.

С точки зрения количества составить конкуренцию Patria AMV может только турецкая КБМ Pars. Сухопутные войска Турции заказали 1000 таких машин, а морская пехота – 50. Поставки ожидаются в 2012–2016 годах. В июле 2011-го был подписан контракт на продажу 257 КБМ Pars вооруженным силам Малайзии.

К созданию колесной бронемашины 4-го поколения приступили и в Сингапуре. В 2006 году здесь приняли на вооружение КБМ Terrex. За шесть лет в войска поступили 135 единиц. К 2018-му армии Тайваня планируется передать 368 КБМ СМ-32. Их серийное производство началось в 2010 году. Ну и, наконец, с 2009-го Народно-освободительная армия Китая получает БМП ZBL-09. Впервые 18 машин этого типа были показаны на параде в честь 60-летия КНР. В настоящее время Пекин начал активно продвигать эту машину на экспорт под обозначением VN-1 в трех вариантах: бронетранспортер, БМП и САУ.

Качество и сроки

Если интерес к Patria AMV со стороны ряда восточноевропейских стран в значительной степени можно объяснить привлекательным соотношением «цена-качество», то Швецию и уж тем более Арабские Эмираты никак нельзя отнести к бедным странам, экономящим на закупке вооружений. Ну а интерес к финской машине американских военных – уже своеобразный знак качества, нравится это кому-то или нет.

Чем объясняется внимание к Patria AMV в России? Ответ, думается, очевиден – отечественный БТР-80 устарел безнадежно. Никакие косметические модернизации кардинально положения не изменят. Самое главное – ни БТР-80, ни БТР-82 в силу компоновки, заточенной при их создании на большую войну в Европе, нельзя использовать в качестве полноценной унифицированной колесной бронированной платформы.

Но с другой стороны, какой смысл закупать 500 иностранных машин, если потребности нашей армии существенно превышают данную цифру. Тем более что собственные предприятия будут простаивать. Значительно разумнее организовать лицензионное производство с достаточной степенью локализации, по вооружению уж в любом случае.

Другое дело – закупка нескольких образцов для ознакомления и испытаний. Однако судя по всему, применительно к Patria AMV речь об этом не шла. Во всяком случае никакой информации о таких испытаниях не было в отличие, например, от сообщений об апробациях в Российской армии двух бронетранспортеров Boxer. Причем говорилось, что по результатам испытаний может быть дана рекомендация по принятию машины на вооружение. В этом случае в России будет развернуто лицензионное производство германо-голландской машины. Впрочем, все это представляется маловероятным, особенно с учетом ее стоимости – три миллиона евро за штуку.

Возможных причин повышенного внимания наших военных к импортным бронетранспортерам 4-го поколения скорее всего две.

Первая – вполне разумное желание ознакомиться с лучшими образцами иностранной техники, по-видимому, больше соответствующими современным задачам.

Вторая – подстегнуть собственных разработчиков и в плане сроков, и в плане качества. Кстати, возможно, именно конкуренция существенно приблизила – с 2015 до 2013 года – сроки финальной сборки двух первых прототипов бронетранспортеров отечественной унифицированной платформы «Бумеранг».

Бронетранспортеры (БТР) заняли важную роль в военных операциях с Первой мировой войны до нынешнего времени. Ресурс Army-Technology.com перечислил некоторые из лучших бронетранспортеров, эксплуатируемых сегодня, основываясь на защите, огневой мощи, мобильности. Такие БТРы, как Patria AMV, Boxer и Piranha V, имеют усиленную защиту, что позволяет более безопасное десантирование пехоты в районе боевых действий.

Patria AMV


Patria AMV (Armoured Modular Vehicle бронированная модульная машина) представляет собой современное 8x8 бронированное транспортное средство производства Финляндии. Транспортное средство было введено на рынок в 2004 году, и на сегодняшний день около 1400 транспортных средств были заказаны вооруженными силами Финляндии, Хорватии, Польши, Словении, ЮАР, Швеции и ОАЭ.

Patria AMV несет три члена экипажа и до 10 пехотинцев. Корпус защищает экипаж от самодельных взрывных устройств (IEDs) и кумулятивных зарядов типа «ударное ядро» (EFP). Передняя проекция корпуса предлагает баллистическую защиту от 30-мм снарядов (APFSDS-Т) . Транспортное средство может также выдерживать взрывы безоболочных мин до 10 кг.

Бронетранспортер (БТР) версии Patria AMV оснащен модулем PML 127 OWS с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Автомобиль имеет максимальную скорость свыше 100 км/ч и запас хода 800 км.

Patria получила заказы на 1400 бронированных модульных машин из семи стран

Boxer APC

Версия БТР Boxer является одним из лучших в мире бронетранспортеров, произведенных ARTEC, это совместное предприятие между Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall.

В первую очередь БТР Boxer поставляется немецкой армии. Он может перевозить 11 человек, включая трех членов экипажа и восемь пехотинцев.
Корпус машины интегрирован разнесенными и наклонными броневыми листами для защиты от мин, самодельных взрывных устройств и баллистических угроз. Он защищает экипаж от противотанковых и противопехотных мин, от осколков бомб и артиллерийских снарядов, а также предлагает всеракурсную баллистическую защиту от до 14,5 мм при угле встречи до 30 градусов.

FLW 200 станция с дистанционным управлением имеет 12,7 крупнокалиберный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. Транспортное средство также интегрировано для применения с IDZ (пехотинец будущего) технологией, разрабатываемой в немецкой армии. Бронетранспортер Boxer имеет максимальную скорость 103 км/ч и запас хода до 1050 км.


Boxer APC является одним из лучших бронетранспортеров в мире.

Piranha V

это новейшая модель в семействе Piranha - многоцелевая колесная бронированная машина производства компании MOWAG (теперь известной как General Dynamics European Land Systems-Mowag). Бронетранспортер Piranha V вмещает 13 человек в хорошо защищенном бронированном корпусе, защищающем от воздействия мин, самодельных взрывных устройств и EFP угроз. Автомобиль может быть оснащен системой активной защиты и дополнительным бронированием, предлагая различные уровни защиты с более чем 95% всеракурсного охвата.

БТР может быть вооружен различными модульными системами, начиная от дистанционно управляемых легких модулей со стрелковым вооружением, тяжелых систем с пушечным вооружением, таких 30-мм турель LANCE. БТР объединяет дизельный двигатель MTU и системами эффективного вождения (FEDS), которые обеспечивают ему максимальную скорость 100 км/ч и дальность в 550 км.


Piranha V - это пятое поколение многоцелевой колесной бронированной машины в семействе Piranha от General Dynamics European Land Systems-Mowag.

Pandur II 8x8

Pandur II 8x8 БТР является улучшенной версией Pandur 6х6. Это колесный бронетранспортер, произведенный General Dynamics European Land Systems-Steyr. Транспортное средство в настоящее время находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил.

БТР Pandur II предлагает место для 14 военнослужащих, включая экипаж и может иметь модульное бронирование для защиты от баллистических угроз, мин, самодельных взрывных устройств и ручных гранатометов (RPGs).

Башня SP30 на Pandur II вооружена пушкой Маузер 30 мм МК 30-2, в то время как транспортные средства, используемые чешской армией, оснащены модулем, оснащенным 30-мм Mk44 Bushmaster II. Дополнительное вооружение включает в себя 7,62-мм пулемет и 76-мм дымовые гранатометы. Автомобиль имеет максимальную скорость 105 км/ч и запас хода 700 км.


Pandur II 8x8 БТР находится на вооружении чешской армии и португальских вооруженных сил

ARMA 8x8 APC

ARMA 8x8 модульный колесный бронеавтомобиль, был торжественно показан в Турции компанией Otokar Otomotiv Savunma Sanayi на ярмарке Международной оборонной промышленности (IDF) 2013. База АРМА служит модульной платформой для различных конфигурациях для выполнения различных миссий.

Внутренняя планировка в БТР АРМА предназначена для размещения водителя, командира и десяти военнослужащих. Бронированный корпус обеспечивает высокую степень защиты от кинетической энергии (KE) сердечников, мин, RPGs, EFPs и самодельных взрывных устройств.

Версия БТР ARMA оснащен дистанционным модулем с 7.62-мм/12.7-мм пулеметами или башней с открытым куполом с 20-мм пушкой или башней с дистанционным управлением Mizrak-30 (30-мм пушка+7,62-мм пулемет, противотанковые управляемые ракеты L-UMTAS большого радиуса действия. Эти ракеты имеют лазерное наведение). Шестицилиндровый дизельный двигатель обеспечивает максимальную скорость 105 км/ч и способен переместить автомобиль на дальность в 700 км.


ARMA 8x8 от Otokar представляет собой новое поколение колесных БТР, предлагающий мобильность, модульность и защиту

AV8 8x8 APC

AV8 бронетранспортер производится компанией Deftech в сотрудничестве с FNSS и был показан в 2012 году. Автомобиль был разработан для вооруженных сил Малайзии на основе FNSS Pars 8x8 APC. БТР, которые находятся в эксплуатации у турецкой армии.

Транспортное средство имеет возможность вмещать 13 военнослужащих и оснащен композитом из алюминия и стальной брони. Он также имеет дополнительные доспехи, шарнирно соединяемые с лобовой проекцией, а также обе стороны корпуса.

AV8 автомобиль оснащен двухместной башней Denel LTC30 с 30-мм GI-30 пушкой и FN Herstal MAG 58M коаксиальный (спаренный) 7,62-мм пулеметом.
Он питается от дизельного двигателя Deutz с турбонаддувом и может достигать максимальной скорости 100 км/ч и имеет запас хода 700 км.


AV8 APC может достичь максимальной скорости 100 км / ч

Terrex 8x8 APC

Terrex 8x8 БТР производится компанией ST Kinetics и состоит на вооружении Вооруженных сил Сингапура. Транспортное средство предлагает большую мобильность и повышенную живучесть для 13 военнослужащих. Он имеет встроенную систему центрального подкачки шин, которая позволяет автоматически менять давление в шинах для различных территорий во время движения.

БТР оснащен активными и пассивными слоями брони и может также быть защищен от самодельных взрывных устройств и мин. Он содержит систему дистанционного управления twin-weapon, которая включает в себя 40-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет, или два 0,5"" (12,7-мм) крупнокалиберных пулемета.

Автомобиль работает на шестицилиндровом четырехтактном турбодизельном двигателе Caterpillar C-9, который генерирует 450 л.с. Его мощности позволяет машине набраться необходимой силы, чтобы достичь максимальной скорости 105 км /ч и пройти до 600 км.


Тerrex 8x8 БТР может перевозить 13 военнослужащих

БТР-4 8x8

БТР-4 - 8x8 бронетранспортер производства Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. Морозова (Украина). Транспортные средства находятся на вооружении армии Ирака и Украины и предназначены для переброски мотострелковых подразделений и обеспечения огневой поддержки в боевых действиях.

БТР-4 был представлен в 2006 году, производство начато в 2008 году. Он может нести три члена экипажа и семь десантников и может выстоять против автоматических малокалиберных пушек. Он может работать в любых климатических условиях днем и ночью.

БТР оснащен 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, а также имеет 30-мм гранатомет и ПТРК. Он работает на дизельном двигателе 3ТД, мощностью в 500 лошадиных сил, позволяющим достичь максимальную скорость 110 км/ч с запасом хода 690 км.


Производство БТР-4 было начато в 2008 году.

БТР-82А

БТР-82А - улучшенная версия семейства машин БТР-80, является 8x8 бронетранспортером, производимых Военно-промышленной компанией России для использования армиями России и Казахстана.

Производство БТР-82A было начато в сентябре 2013 года. Первые машины, как ожидается, будет поставлены российской армии в 2015 году. Транспортное средство может нести три члена экипажа и семь бойцов и предлагает более современную защиту по сравнению с БТР-80. Дополнительные слоты бронирования БТР-82A помогают защитить экипаж от мин и самодельных взрывных устройств. Особенности автомобилей - усиленный пол с несколькими слоями бронирования. Он оснащен 30-мм пушкой 2А72 двойного питания 7,62-мм ПКМТ. Он питается от турбодизельного КАМАЗ 740 мощностью 300 л.с. и имеет максимальную скорость по шоссе 100 км/ч и запас хода в 600 км.


БТР-82А оснащен 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКМТ.

Stryker ICV

Основной бронетранспортер (ICV), производится General Dynamics Land Systems для американской армии. ICV введен в эксплуатацию в 2002 году и выпускается в восьми вариантах. Он может перевозить двух членов экипажа и девять бойцов.

Корпус из закаленной стали обеспечивает основную защиту. Автомобиль также имеет слот-ячейки и может быть оснащен различными комплектами для повышения живучести корпуса. Он оснащен дистанционным модулем с пулеметом 50 калибра или гранатометом МК 19 + дымовыми гранатометами для защиты от прямого огня. Работает при помощи дизельного двигателя Caterpillar JP-8 мощностью 350 л.с., автомобиль может развить максимальную скорость 96,5 км/ч и имеет максимальный запас хода в 530 км.


Страйкер ICV поступил на вооружении армии США в 2002 году


БРОНЕТРАНСПОРТЕР AMV XC-360P

PATRIA/ROSOMAHA (ФИНЛЯНДИЯ/ПОЛЬША)

APC AMV XC-360P PATRIA/ROSOMAHA (FINLAND-POLAND)

20.07.2013
PATRIA AMV XC-360P — ФИНСКИЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БУДЕТ ЭКСПОРТИРОВАТЬ ПОЛЬША


Польша и Финляндия подписали соглашение о лицензионном производстве бронетранспортеров Patria AMV XC-360P финского производства, сообщает Jane’s.
На вооружении Польши эти машины стоят под обозначением Rosomak. По условиям соглашения, Польша сможет самостоятельно выпускать бронетранспортеры и поставлять их на экспорт без каких-либо ограничений по конечному пользователю.
С польской стороны соглашение о лицензионном производстве и экспорте бронетранспортеров Rosomak подписала компания Wojskowe Zaklady Mechniczne (WZM), а с финской? Patria Land Systems.
До сих пор польское предприятие могло выпускать бронетранспортеры Patria AMV XC-360P только для своих вооруженных сил.
В настоящее время Польша ведет переговоры о поставке Rosomak Алжиру и Индии, однако на какой стадии они находятся, пока неизвестно.
По условиям нового соглашения, Польша получила право производить и экспортировать финские бронетранспортеры до 2023 года. Кроме того, до 2052 года польское предприятие сможет заниматься техническим обслуживанием машин Rosomak.
Компания Patria должна будет передать WZM технологии, использованные в бронемашинах XC-360P. Речь, в частности, идет о шасси, тормозной системе и системе управления. Соглашение о лицензионном производстве Rosomak для министерства обороны Польши было подписано в 2003 году.
Производством машин помимо WZM занимались Bumar и HSW. К настоящему времени вооруженные силы Польши получили 570 бронетранспортеров Rosomak. Еще 117 таких машин должны быть поставлены военным до конца 2013 года, пишет Lenta.ru.
Согласно действующим планам польского военного ведомства, до 2022 года будут закуплены еще 307 бронетранспортеров. Бронетранспортеры Patria XC-360P выпускаются с колесной формулой 8×8.
Машины массой около 25 тонн способны развивать скорость до ста километров в час по шоссе и до десяти километров в час на плаву. Они оборудованы двигателями мощностью 540 лошадиных сил.

05.08.2013
Чиновники министерства обороны Хорватии серьезно рассматривают возможность перепродажи 40-50 финский БТР Patria AMV, предназначенных для хорватской армии, которые собираются согласно лицензии. Таким образом, рассчитывается получить более 300 млн долл., которые могут быть использованы для оснащение Хорватский ВМС патрульными катерами т.д.

25.10.2013
Министерство обороны Польши заключило с компанией Wojskowe Zaklady Mechaniczne Siemianowice контракт на поставку дополнительной партии из 307 бронетранспортеров Rosomak, сообщает Defense News. Сумма сделки составила 1,65 миллиарда злотых (545,3 миллиона долларов). По условиям соглашения, поставка новых машин должна начать в 2014 году и завершиться в 2019-м.

01.07.2014


Вооруженные силы Польши заказали 34 колесные (8х8) бронированные машины инженерной разведки Rosomak-WRT национального производства, сообщает сегодня janes.com. Контракт на сумму 233 млн злотых (77 млн долл США) подписан с компанией WZM Siemianowice Slaskie. Будет построен улучшенный образец для проведения испытаний и 33 серийные машины.
Машина создана в 2011 году на основе Patria AMV с учетом польских требований и оснащена краном грузоподъемностью 1 т, комплексом диагностического оборудования и технического обслуживания, двумя генераторами, палаткой и портативными источниками света, что позволяет вести ремонтные работы ночью. Экипаж состоит из 4-5 человек: командира, водителя, двух механиков, а также медика в случае необходимости. Военный Паритет

13.01.2015


Министерство национальной обороны Польши выдало финской компании Patria дополнительный заказ на поставку 200 комплектов колесных (8х8) бронетранспортеров Rosomak для лицензионной сборки на заводе польской компании Rosomak SA, сообщает сегодня DefenceBlog. Поставки будут произведены в 2015-19 годах. Общая стоимость заказа составляет около 90 млн евро и станет дополнением в портфеле заказов Patria, но не требует увеличения персонала завода в Хямеелинне.
Сборка колесных бронетранспортеров KTO Rosomak (KTO — Ko?owy Transporter Opancerzony) производится на Военном механическом заводе в Семяновице-Слацкие WZM S.A. (Wojskowe Zak?ady Mechaniczne Sp??ka Akcyjna w Siemianowicach ?l?skich). Бронетранспортер является лицензионным вариантом AMV (Armored Modular Vehicle) разработки компании Patria.
Военный Паритет

07.07.2015


В течение ближайших трех лет Словакия планирует получить 30 польских бронетранспортеров Rosomak по контракту стоимостью около 32 млн доллров, сказала 3 июля премьер-министр Польши Эва Копач (Ewa Kopacz). Контракт заключен во время визита в Польшу премьер-министра Словакии Роберта Фицо (Robert Fico). Об этом пишет Army Recognition 5 июля.
Премьер-министр Польши Эва Копач оценила сделку как успех польской оборонной промышленности, добавив: «Мы хотим продвигать «Росомаки» не только в Европе, но и в другие страны мира».
Она отметила, что контракт обеспечит занятость 3500 человек, работающих на заводе Siemianowice Slaskie, где производятся «Росомаки».
На оборонной выставке IDET 2015, которая состоялась в мае 2015 года, Польша представила новый бронетранспортер ‘Scipio’ (на фото), разработанный совместной со Словакией на базе колесного (8х8) бронетранспортера «Росомак». Башня вооружена 30-мм пушкой: российской 2А42 или американской Мк 44 Bushmaster II производства Orbital АТК. Вспомогательное вооружение: 7,62-мм пулеметы ПКТ или FN Minimi.
На выставке IDET 2015 ‘Scipio’ также был вооружен двумя противотанковыми ракетами «Конкурс», установленных на левой стороне башни.
Военный Паритет

29.01.2016


Объединенные Арабские Эмираты заказали партию колесных многоцелевых бронемашин Patria AMV 8×8 финского производства, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на armyrecognition.com.
Компания Patria демонстрировала машину на выставке IDEX 2011 в Абу-Даби (ОАЭ). «Это великолепное решение для расширения сотрудничества нашей компании с вооруженными силами Эмиратов. Армия этой страны очень довольна эксплуатацией первых партий бронемашин, поставленных нашей компанией, и мы с нетерпением ждем начала поставок новой техники», говорит президент бизнес-направления компании Patria Land Мика Кари (Mika Kari). Компания имеет контракты на поставку 1400 машин Patria AMV, которые получили отличные отзывы от эксплуатантов, применявших эти бронемашины в операциях в Афганистане и Чаде.
Эта модель БТР оснащена башней от боевой машины пехоты БМП-3 российского производства. Серийное производство ведется с 2004 года, БМ имеет высокий уровень противоминной защиты (может выдержать взрыв мины мощностью 10 кг тротила) и модульную броневую защиту, лобовая броня корпуса выдерживает попадание 30 мм бронебойных снарядов.
Военный Паритет



12.04.2016


Министерство обороны Польши закупит 96 самоходных 120 мм минометов Rak, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на janes.com (7 апреля).
Сумма контракта составит 1,2-1,4 млрд злотых (320-375 млн долл США). Подписание сделки с компанией Huta Stalowa Wola (HSW) намечено до конца апреля.
Этими машинами на базе БТР Rosomak (польский вариант финской Patria AMV) будут оснащены восемь минометных рот (по два взвода), из 96 машин будут 64 боевые и 32 командно-штабные. Окончание поставок намечено в 2020 году.
Сообщается, что в ближайшем будущем вооруженные силы Польши примут решение о сертификации 155 мм САУ HSW Krab на гусеничном шасси. Поставка первых двух машин ожидается в конце апреля.
Военный Паритет

01.07.2016


Как сообщают польские СМИ, 25 июня 2016 года в Гданьске на транспортное судно «ро-ро» Bahri Jeddah (принадлежащее саудовской судоходной компании Bahri) были погружены для доставки в Объединенные Арабские Эмираты 40 бронетранспортеров Patria AMV с колесной формулой 8х8, собранных польским предприятием Rosomak SA в качестве подрядчика финской группы Patria. Судно, вышедшее из Гданьска в ночь на 26 июня, должно прибыть в ОАЭ ориентировочно 18 июля.
28 января 2016 года группа Patria сообщила о подписании со штаб-квартирой вооруженных сил ОАЭ контракта на поставку партии бронетранспортеров Patria AMV с колесной формулой 8х8. Все условия контракта (стоимость, количество законтрактованных машин, их конкретная модификация, и т.д.) не оглашались. Непосредственное изготовление машин для ОАЭ по данному контракту должно было осуществляться совместно с польским предприятием Rosomak SA (бывший завод WZM), производящим для польских вооруженных сил машины AMV по лицензии под брендом Rosomak.
Из польских источников тогда же стало известно, что заключенный Patria контракт предусматривает поставку ОАЭ 40 БТР AMV в конфигурации c усиленной броневой и противоминной защитой и без амфибийных качеств, и что Rosomak SA еще 6 ноября 2015 года получило контракт со стороны Patria стоимостью около 170 млн злотых (41 млн долл) на производство 40 бронекорпусов машин AMV и общую сборку этих БТР для последующей поставки в ОАЭ. Планируемое вооружение указанных 40 машин должно включать неназываемый дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом, но будет монтироваться уже в ОАЭ силами эмиратской стороны.
Все 40 машин для ОАЭ были собраны заводом Rosomak SA с начала января по начало июня 2016 года. Это первый крупный экспортный заказ для Rosomak SA.
Также сообщалось, что в опционе к данному контракту находятся 50 БТР в уже в удлиненном варианте AMV 8x8L, которые должны быть оснащены в ОАЭ неназываемым «вооружением крупного калибра» (то есть, скорее всего, боевым отделением от БМП-3). На польском заводе оценивают общий возможный объем поставок AMV в ОАЭ до 600 машин.
http://bmpd.livejournal.com



25.08.2016


Министерство обороны Австралии выбрало двух финалистов тендера в рамках проекта «Лэнд-400» «Фаза.2», предусматривающего закупку 225 боевых разведывательных машин MCRC (Mounted Combat Reconnaissance Capability) для замены 250 ББМ ASLAV.
Как говорится в пресс-релизе австралийского оборонного ведомства, с двумя компаниями, «БАе системз Острэлиа» (BAE Systems Australia) и «Рейнметалл» (Rheinmetall), подписаны контракты для проведения следующего этапа оценки в рамках конкурса. Ранее МО Австралии также подписало контракты с обеими компаниями, предусматривающие вовлечение австралийской промышленности в проект.
Следующий этап программы «Лэнд-400» «Фаза.2» предусматривает процесс оценки, который будет включать один год тестирования представленных на конкурс боевых машин.
Как уже сообщал ЦАМТО, запрос о предложениях на поставку в рамках проекта «Лэнд-400» «Фаза.2» 225 боевых разведывательных машин для замены 250 ББМ ASLAV, которые должны быть сняты с вооружения в 2021 году, был опубликован 19 февраля 2015 года. Предложения были представлены к 3 сентября 2015 года. После опубликования короткого списка претендентов МО Австралии заявило, что не будет в дальнейшем публиковать данные о ходе реализации «Фазы.2».
Выступающая в качестве основного подрядчика компания «БАе системз» совместно с финской «Патриа» предлагают боевую разведывательную машину AMV35, которая представляет собой модульную бронированную машину AMV с башней E35 разработки «БАе системз Хагглундз» (BAE Systems-Hagglunds). «Рейнметалл» для этой программы представила свой бронетранспортер «Боксер» с колесной формулой 8х8.
Проект «Лэнд-400» предусматривает приобретение бронемашин из числа имеющихся на рынке и требующих дополнительных доработок исключительно с целью интеграции требуемого заказчиком оборудования. Правительство Австралии ранее подчеркнуло, что требование поставки имеющейся на рынке техники не устраняет требования «Сборка и поддержка в Австралии» (ASA) или «Изготовление и поддержка в Австралии» (MSA).
ЦАМТО

БРОНЕТРАНСПОРТЕР GTK BOXER (ГЕРМАНИЯ)


01.11.2016


Польская компания Rosomak прорабатывает концепцию колесной ББМ со 120 мм пушкой, сообщает «Военный Паритет».
Демонстратор машины представлен на выставке MSPO Defence Insustry Exhibition и создан на шасси БМП серии Rosomak. На машине установлена башня Cockerill XC-8 со 120 мм гладкоствольной пушкой, из которой возможна стрельба стандартными снарядами НАТО.
Башня оснащена современной модульной системой управления огнем, что позволяет машине работать в качестве «охотника-убийцы» танков (hunter-killer). Возможно оснащение управляемыми противотанковыми ракетами. Длина ствола 50 калибров, диапазон отклонения оси ствола по высоте -10/+20 градусов.
Военный Паритет

04.11.2016


Инспекция по закупкам вооружений министерства обороны Польши намерена вести переговоры об оснащении колесных ББМ Rosomak программируемыми боеприпасами ATK Mk44S калибра 30 мм, сообщает «Военный Паритет».
Снаряд размерами 30×173 мм с трассером предназначен для поражения живой силы, легкой бронетехники, вертолетов и беспилотников на расстоянии до 3500 м. На высоте 1000 м обычный снаряд взрывается с точностью 5 м, с программируемым взрывателем точность подрыва составляет примерно 0,8 м от цели.
Сообщается, что минобороны Польши намерено приобрести 28980 боеприпасов данного типа. Переговоры могут начаться 16 ноября.
Военный Паритет

09.01.2017


В декабрьском номере за 2016 год корпоративного журнала финской группы Patria были обнародованы подробности предлагаемого Patria проекта модернизации своих колесных бронетранспортеров серии ХА-180 с колесной формулой 6х6. Вариант модернизации, о котором впервые было сообщено в мае 2016 года, получил обозначение ХА-220, и предлагается все эксплуатантам БТР серии ХА-180.
Согласно информации Patria, основой модернизации БТР по варианту ХА-220 является замена используемого на машинах серии ХА-180 дизельного двигателя Valmet 611/612 мощностью 236-271 л.с. на двигатель серии Cummins ISLe в 8,9 литров и мощностью до 400 л.с. Также модернизируется подвеска с установкой регулируемых амортизаторов, электрическая система, рулевое управление, светотехника, устанавливаются камеры обзора и новый генератор.
Осуществляется усиление противоминой защиты машины, в том числе с установкой противоударных кресел от БТР Patria AMV.
Пока что сведения о заказах на модернизацию БТР серии ХА-180 по варианту ХА-220 отсутствуют.
Напомним, что БТР серии ХА-180 (Pasi) с колесной формулой 6х6 был изначально разработан для финской армии финской компанией Sisu Auto и серийно производился на предприятии в Хяменлинна с 1984 года. С 1999 года велся выпуск более тяжелых БТР серии ХА-200. Всего по 2004 год было изготовлено до 1200 машин серии ХА, экспортировавшихся также в Швецию, Норвегию, Нидерланды и Ирландию (а в последнее десятилетие из наличия финской и голландской армий приобретенных также Эстонией).
В 1997 году при формировании государственной группы Patria ей от компании Sisu Auto был передан завод по производству БТР в Хяменлинна, вместе со всеми правами на машины серии ХА.
http://bmpd.livejournal.com

31.01.2017


На предстоящей выставке вооружений IDEX 2017 в Абу-Даби (19-23 февраля) финская оборонная промышленная группа Patria представит новую версию колесной (8х8) БТР AMV 28A.
Машина имеет удлиненный корпус и более мощную броневую защиту, дистанционно управляемую башню Kongsberg MCT-30 с 30 мм пушкой Вushmaster Mk44, на крыше башни модуль Protector M153 OWS с 12,7 мм пулеметом М2НВ (нижнее фото) и ПТРК Javelin.
Кроме того, «Патриа» представит новый контейнерный миномет NEMO калибра 120 мм.
Военный паритет



25.02.2017


В 2016 году Patria реализовала контракт на поставку вооруженным силам ОАЭ партии из 40 бронетранспортеров AMV с колесной формулой 8х8 c усиленной броневой и противоминной защитой и без амфибийных качеств, которые планировалось к оснащению в ОАЭ дистанционно управляемым боевым модулем с 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. Машины были изготовлены совместно с польским предприятием Rosomak SA (бывший завод WZM), производящим для польских вооруженных сил машины AMV по лицензии под брендом Rosomak.
Тогда же сообщалось, что в опционе к данному контракту находились 50 БТР в уже в удлиненном варианте AMV 8x8L, которые должны быть оснащены в ОАЭ неназываемым «вооружением крупного калибра» (то есть, скорее всего, боевым отделением от БМП-3). Однако сведения о реализации данного опциона отсутствуют, как и о заключении новых контрактов на закупку ОАЭ машин Patria AMV.
На выставке IDEX-2017 группа Patria представила новый вариант своего БТР под обозначением AMV28A, очевидно «нацеленный» на требования ОАЭ. Машина AMV28A также имеет удлиненный корпус, и, несмотря на усиленную бронезащиту, обладает плавучестью за счет использования навесных бортовых поплавков.
http://bmpd.livejournal.com


IDEX 2017 — 13-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ВЫСТАВКА ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

13.03.2017


Как сообщил 10 марта 2017 года польский телеканал TVN 24, во время посещения президентом Польши Анджеем Дудой 9 марта предприятия Rosomak SA в Семяновице-Слёнске, в числе прочего впервые был продемонстрирован (правда только ограниченному кругу лиц) опытный образец бронетранспортера Rosomak в варианте с колесной формулой 6х6.
Завод Rosomak SA (до 2014 года — бронетанкоремонтный завод WZM, входит в состав государственного оборонного объединения Polska Grupa Zbrojeniowa) с 2004 года ведет по лицензии финской группы Patria производство бронетранспортеров Patria AMV с колесной формулой 8х8 для польской армии под брендом Rosomak. О планах разработки заводом в инициативном порядке варианта AMV (Rosomak) с колесной формулой 6х6 было сообщено в 2016 году.
Продемонстрированный прототип трехосного варианта Rosomak оснащен башней с, предположительно, макетным вооружением в виде некоего шестиствольного пулемета и четырех пусковых установок ПТУР. Польские источники полагают, что трехосный вариант Rosomak разработан в порядке предложения предприятия на конкурс Войска Польского по программе Kleszcz, предполагающей приобретение после 2018 года примерно 200 бронированных разведывательных машин на замену БРДМ-2. Следует отметить, что до настоящего времени польские военные, однако, не проявляли никакого интереса к трехосному варианту Rosomak в данном тендере, ориентируясь на более легкую и дешевую бронированную машину с колесной формулой 4х4, разрабатываемую заводом AMZ Kutno. Поэтому перспективы Rosomak в варианте 6х6 пока что совершенно неясны.
Сама финская Patria также в свое время разработала и продвигала на рынке вариант БТР AMV с колесной формулой 6х6, однако так и не получила на него ни одного заказа. Продемонстрированный Rosomak SA вариант этой машины 6х6 по корпусу и ходовой части полностью соответствует раннему финскому трехосному прототипу.
http://bmpd.livejournal.com

17.06.2017


В мае финская оборонная компания Patria успешно завершила водные испытания плавающего БТР нового поколения AMV28A (8х8), сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на armyrecognition.com (16 июня).
Машина массой 28 т выполнила испытания без проблем, как и ожидалось. Цифра 28 в индексе БТР указывает на массу, в начале этого года БТР был представлена на выставке IDEX 2017.
На испытаниях участвовали два прототипа — один с доведенной до 28 т массой и второй с модулем дистанционно управляемого вооружения Kongsberg PROTECTOR MCT-30 с пушкой Bushmaster Mk44 калибра 30 мм. Испытания велись в районе озера Ханко (Hanko) на юге страны в довольно сильный ветер (скорость ветра 10-13 м/с, временами порывы достигали 17 м/с).
БТР имеет высокий уровень баллистической и минной защиты, машина будет применяться для ведения наземных и морских десантных операций. Экипаж три человека (водитель, командир и наводчик), десант — 8 солдат.
Военный Паритет

20.11.2017


Финская группа Patria 17 ноября 2017 года сообщила, что министерства обороны Словакии и Финляндии заключили соглашение о реализации совместной программы разработки и поставки для словацкой армии новых бронетранспортеров с колесной формулой 8х8 на основе платформы Patria AMVXP.
Помимо группы Patria, которая будет поставлять платформу бронетранспортера AMVXP, в программе примут участие также словацкие компании Konstrukta Defence a.s. (в качестве генерального подрядчика и интегратора машин для словацкой армии) и EVPU a.s. (разработчик и поставщик боевого модуля). В ближайшее время партнерами должне быть изготовлен прототип бронетранспортера на базе Patria AMVXP для словацкой армии, который должен пройти интенсивную программу испытаний в Словакии и (зимних) в Финляндии. В случае успешного проведения испытаний армия Словакии планирует приобрести 81 серийную машину с поставкой в 2018-2024 годах.
В пресс-релизе Patria сообщается, что новый вариант БТР AMVXP для Словакии должен быть плавающим и должен оснащаться новым вариантом необитаемого боевого модуля Turra разработки EVPU (Нова Дубница). Модуль в базовом исполнении Turra 30 оснащается 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и двумя пусковыми установками ПТУР (стандартно «Конкурс»/»Фагот»), хотя заявляется и возможность применения 30-мм пушки ATK Bushmaster II и ПТРК Rafael Spike-LR.
https://bmpd.livejournal.com



16.08.2018


Армия ОАЭ тестирует финский БТР Patria AMV (Armored Modular Vehicle, 8х8), оснащенного боевым модулем от российской БМП-3, сообщает www.armyrecognition.com 15 августа.
Испытания ведутся в боевой обстановке в Йемене. По словам эмиратского источника, сочетание шасси финского производства и российской вооруженной башни «очень эффективно». В состав вооружения входит 100 мм пушка и спаренная с ней 30 мм автоматическая пушка. Первый БТР с российской башней был представлен на выставке IDEX в феврале 2007 года. В феврале 2016 года финская компания Patria Group объявила о выдаче Эмиратам экспортной лицензии на неназванное количество Patria AMV. БТР этого типа активно используются в Афганистане, Чаде, в операции Саудовской Аравии в Йемене. В декабре 2017 года появилась информация об использовании этих БТР в наступательной операции против хуситов на западном побережье Йемена. В то время БТР были оснащены дистанционно управляемым боевым модулем с пулеметом калибра 12,7 мм, бока машины имели экраны для защиты от кумулятивных гранат РПГ.
Военный паритет




04.12.2018


Финская компания Patria представила более подробную информацию о необитаемой БРМ на базе шасси Patria AMV 8×8. Машина может выполнять функции разведки, инженерной поддержки и боевой машины.
Испытания показали, что «Патрия» является пионером в разработке беспилотных автомобилей. Полностью оцифрованная PATRIA AMV привлекла большое внимание на выставке European Land Robot Trial (ELROB) в Бельгии в сентябре 2018 года. Сообщается, что испытания роботизированной машины проходили в реалистичных условиях применения и получили положительные отзывы.
Отмечается, что машина может обратно реконфигурироваться в обычный БТР с экипажем и десантом. Созданная для этой машины система беспилотного управления может легко интегрироваться в военные машины других типов, произведенных компанией, которых в мире эксплуатируется более 1600 единиц.
Управление машиной выполняется с использованием лазерных, оптических и радиолокационных датчиков, применяется инерциальная и спутниковая навигация.
Военный паритет


БРОНЕТРАНСПОРТЕР AMV XC-360P PATRIA/ROSOMAHA


Бронированная модульная машина AMV разработана фирмой Patria Vehicles в сотрудничестве с финскими силами обороны, использован опыт, полученный при проектировании, разработке и производстве бронетранспортеров для перевозки личного состава серии ХА с колесной формулой 6х6. Они находятся в производстве с 1984 г., всего в настоящее время выпущено около 1000 машин.
С момента принятия на вооружение серия ХА была расширена для выполнения значительно более широкого диапазона боевых задач. В настоящее время потребителю нужны машины не только более мобильные, но и лучше защищенные, с увеличенной полезной нагрузкой и более низкими затратами на весь жизненный цикл. Это привело к разработке бронированной модульной машины. Для снижения затрат на жизненный цикл в машине AMV по возможности используются проверенные и отработанные компоненты.
20 декабря 2002 г. Тендерная комиссия польского Минобороны решила, что Patria, будет поставщиком колесных бронированных машин для польской армии. Договор на поставку в течение 2004-2013 годов 690 машин был подписан 15 апреля 2003 года.
Сухопутные войска польского контингента, который входит в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане в настоящее время эксплуатирует более 100 машин Rosomak (в том числе 5 мадицинских эвакуационных машин). Бронетранспортеры были оборудованы дополнительной навесной композитной броней. В начале 2008 года польский Rosomak в Афганистане (версия с модернизированной броней) подвергся нападению талибов-повстанцев. По машине были выпущены два РПГ-7, но ей удалось открыть ответный огонь и вернуться на базу без внешней помощи. В июне 2008 года Rosomak был атакован талибами и было попадание в лобовую броню из РПГ. Броня не была пробита.
С октября 2010 года взвод, состоящий из машин Svarun (словенский вариант AMV), был отправлен в Афганистан для поддержки словенского контингента.
На первом финском прототипе AMV P2 была установлена башня GDLS CTC LAV с 30 мм пушкой ATK Bushmaster. На машинах собираемых в Польше устанавливается двухместная башней итальянской фирмы Oto Melara Hitfist 30P и пушкой ATK MK 44 калибром 30 мм. Другим вариантом боевого модуля является DENEL LCT30 и Rafael RCWS. В апреле 2005 года Чехия приняла решение о закупке партии до 234 бронетранспортеров. Ожидаемая стоимость контракта составляет около 861 млн. долл. Все поставки должны завершиться в 4-5 лет. Patria совместно с «Рейнметалл лэнд системз», предлагает вариант AMV с 2-местным боевым модулем E-49. Новые бронетранспортеры должны будут заменить OT-64, которые находятся на вооружении чешской армии более 40 лет.Поступление первых серийных AMV в строй финской армии намечено на 2006 год. Министерством обороны было заказано 24 машины в варианте самоходного миномета AMOS (Advanced Mortar System).

МОДИФИКАЦИИ БТР:
AMV Patria
Rosomaha (AMV выпускаемая в Польше по лицензии Patria)
AMV XC-360P
AMV-AMOS

ВАРИАНТЫ МАШТН НА БАЗЕ БТР:
313 боевых машин с башнями Hitfist - 30, вооруженными 30-мм пушкой
125 боевых машин с 12,7 мм крупнокалиберным пулеметом
78 командирских машин
34 машин технической поддержки
22 инженерные машины
5 инженерные разведывательные машины
41 медицинская эвакуационная машина
17 химических разведывательных машин
23 артиллерийских машин
32 разведывательные машины (6х6)

ПОСТАВКИ БТР:
Польша — является единственным пользователем Rosomak и, как первый клиент Patria AMV, польская компания WZM SA имеет право продавать Rosomak на экспорт на некоторые рынки. В 2006 г. Rosomak прошла испытания Малайзии, и производитель надеется что контракт на Rosomak последует в этой стране за контрактом на танк PT-91M. Всего для польской армии должно быть поставлено 895 машин. Завершение поставок планируется до 2018 года.
Остальные варианты AMV:
Хорватия — 126 единиц в настоящее время введены в эксплуатацию, 84 заказаны в 2007 году и еще 42 — в декабре 2008 года, первые 4 машины поставлены в декабре 2008 года. Из-за сокращения военного бюджета заказ был несколько изменен в апреле 2010 года, но общее количество 126 единиц не изменилась. Все машины должны быть доставлены к концу 2012 года.
Финляндия — 62 стандартных бронетранспортера, оснащенных боевыми модулями Kongsberg с дистанционным управлением и 24 самоходных миномета, оснащенных минометной башней AMOS.
Словения - По заказу поставляется 135 боевых машин, из которых 12 будут оснащены минометами NEMO. Из-за сокращения военного бюджета новый контракт на уменьшенное количество находится в процессе переговоров. Словенское обозначение машины SKOV (Srednje kolesno oklepno vozilo - средняя колесная бронированная машина) 8×8 Svarun.
Южная Африка — 264 единиц. Обозначение — Badger (Барсук). Будет пять вариантов: стандартный бронетранспортер, штабная машина, машина огневой поддержки, миномет и истребитель танков.
Швеция — заказала 113 машин. Сначала было объявлено о данном заказе но Шведский суд обязал провести новый тендер. 13 августа 2010 года новый тендер закончился с тем же результатом, что и оригинальный, и количество было заказано.
Объединенные Арабские Эмираты — армия заказала первую партию из 15 машин. Некоторые из них будут оснащены башнями Patria Nemo, а другие - башнями от БМП-3, в связи с чем машина дорабатывается, в том числе, несколько удлинен корпус.
Всего заказов на 1572 машины.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг 24000
Калибр основного орудия, мм 12.7
Количество ведущих колес, шт. 8
Количество колес, шт. 8
Мощность двигателя, л.с. 490
Длина, мм 7300
Ширина, мм 2900
Высота, мм 2300
Мощность двигателя, л.с. 335
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 110
Запас хода по шоссе, км 800
Экипаж 3
Десант 8

ВООРУЖЕНИЕ:

Калибр основного орудия, мм 12.7
Калибр дополнительного орудия, мм 12.7
Установка GDLS CTC LAV 30 мм

В 2012 году на оружейном салоне Eurosatory-2012, российские вооруженные силы были готовы рассмотреть вопрос о закупке финской бронемашины Patria AMV, но только после ее всесторонних испытаний — однако не срослось.


Вот он — современный финский БТР Patria AMV (Armoured Modular Vehicle) 8x8. До этого слово "изба" в области бронетехники у меня ассоциировалось исключительно с нашей БМП-3. Кто рядом с ней стоял — тот меня поймёт. Теперь у нашей "избы" нашёлся колёсный финский "побратим" высотой 2,31 метра.
Подробно расписывать историю появления этой машины и её устройство не буду, ибо "всё украдено до нас" :)

От себя отмечу, что был всерьёз удивлён скоростью разработки AMV/принятия машины на вооружение и коммерческим успехом финской "бронеизбы" за пределами Суоми.

Если постараться одним словом выразить сущность машины, то наверное, это будет слово "респектабельность".

В AMV респектабельно всё. Модная модульная концепция с ассортиментом вооружения от 7,62-мм пулемёта до спаренного 120-мм гранатомёта, не кислые размеры, шведское дизельное двигло, скорость до 100 км/ч по шоссе, колёсная формула 8x8, управление машиной игровым джойстиком, ксеноновые фары, мониторы (выводящие в десантный отсек обстановку с наружных видеокамер), способность плавать, заявленная возможность противостоять 30-мм подкалиберным снарядам и подрыву на 10 кг TNT.

Сиденья складываются к бортам, чтобы можно было возить раненых на носилках или боеприпасы в ящиках.

Промо-ролик тоже респектабелен как никогда.

В конфигурации БТР AMV предусматривается несколько альтернативных систем вооружения.

Самой тяжелой системой, принятой для установки в AMV пока что является AMOS, продвинутая минометная система, которая состоит из двух установленных в башню, заряжающихся автоматически с казенной части 120 мм гладкоствольных миномета.

AMOS была разработана для того, чтобы создать более быструю, а также более мобильную минометную систему, чем они традиционно бывают и, следовательно, преодолеть недостатки низких скоростей и высоких траекторий минометных мин, что ведет к большому риску обнаружения радарами противника и,следовательно, к уязвимости от контрудара. Этот риск был значительно снижен с помощью AMOS, которая может применять тактику «стрельнул и убежал» в течение 30 секунд после развертывания и уехать через менее, чем 10 секунд после стрельбы. Будучи развернутой, AMOS может выстреливать четыре снаряда за менее чем восемь секунд и может продолжать стрельбу со скорострельностью 26 выстрелов в минуту. Ее система управления огнем может также установить траектории последовательно выпущенных снарядов таким образом, чтобы нанести одновременный удар до 14 снарядами по цели на расстоянии 10 и более километров.

По словам финнов, на конец 2011-го года ими было выпущено около 1300 единиц AMV в разных версиях как для собственной армии, так и для Хорватии, Польши, Словении, Швеции, ЮАР, ОАЭ и даже США. Тем самым AMV стал самым удачным экспортируемым образцом в истории финской оборонной промышленности. Одно время при Сердюкове, наравне со слухами о возможных закупках для России итальянских Centauro, поговаривали и о возможном приобретении AMV. Но, как известно, дальше сплетен дело не пошло...

Если отбросить лишние подробности, то наша страна - законодатель мод в создании гусеничной бронетехники, а вероятный противник преуспел в создании колесной. Не то чтобы наши бронетранспортеры, а особенно БТР-82АМ, сильно отстают от прямых конкурентов (читай - легких транспортеров), скорее за рубежом больше разнообразие колесной техники.

Современную модификацию нашего «бэтээра» отличают маневренность, плавучесть и мощное вооружение. Но его подвижность следствие относительно легкого бронирования, а у стран НАТО есть целый класс боевых машин с мощной броней, вплоть до колесных танков. Теперь перекос устранен - в сегменте хорошо защищенных транспортеров появился сильный игрок из России.

Восемь колес Страны тысячи озер

Строго говоря, «у них» бронетранспортеры лишь представители колесных семейств. Рынок вооружений наводнен подобной техникой: американскими Stryker, канадскими LAV, швейцарскими Piranha, французскими VBCI, немецко-голландскими Boxer, австрийскими Pandur, турецкими Pars. Мы же возьмем для примера продвинутое и самое популярное в сегменте скандинавское изделие Patria AMV. Аббревиатура означает armored modular vehicle - бронированная модульная машина. То есть многоцелевое изделие с массой модификаций, в которых, в зависимости от назначения, используют разное вооружение, бронирование и даже колесную формулу. Достаточно свежая разработка горячих финских парней с 2001 по 2003 год прошла путь от прототипов до приемочных испытаний и в 2004-м началось ее серийное производство. Существует три основные модификации Patria. Базовую платформу используют для создания бронетранспортеров, колесных БМП, медицинских и ремонтно-эвакуационных машин, самоходных противотанковых комплексов и минометов. Платформа с высокой крышей - основа для боевых разведывательных машин, больших амбулаторий и передвижных мастерских.

Назначение платформы для тяжелого вооружения ясно из названия. Ее используют в качестве основы для создания самоходных пушек или двуствольных 120-мм минометов.

В 2013–2014 годах финны основательно модернизировали свою модульную машину. Новое поколение получило название Patria AMV XP. Две последние буквы означают увеличенную нагрузку, производительность и защиту.

На сегодняшний день около двух тысяч Patria стоят на вооружении восьми стран, и еще несколько государств планируют ее приобрести в ближайшем будущем. Ходят даже слухи, что в 2012 году высшее руководство Финляндии сообщило о возможной закупке Patria вооруженными силами нашей страны. Хм! К тому моменту у нас уже был свой «рояль в кустах» - в 2013 году специалистам уже показали отечественный Бумеранг. А спустя два года его по телевидению увидела вся страна на юбилейном параде Победы. Вы знаете, сам бегал любоваться новой техникой на репетиции того парада. И когда на генеральном прогоне в первых числах мая машины прошли по Тверской без маскировочных чехлов, Бумеранг произвел на меня едва ли не большее впечатление, чем Армата и Курганец.

ЯМЗ сильнее Cкании

На базе Бумеранга тогда показали только бронетранспортер с пулеметом. Но высота машины и характерные габариты буквально кричали - не модификация, а принципиальная новинка!

То, что за рубежом называется AMV, у нас получило аббревиатуру УБП - универсальная боевая платформа. Сути это не меняет, Бумеранг - отечественный модульный колесник. Машину вскоре обещают принять на вооружение, а сейчас она на стадии опытных образцов, испытаний, тестовой эксплуатации в войсках. Возможно, еще что-то в конструкции поменяют, но можно смело утверждать - Бумеранг будет востребован нашей армией и у него хорошие экспортные перспективы.

Те первые боевые машины вышли на парад со 510-сильными барнаульскими дизелями УТД-32. Уже тогда по энерговооруженности они не уступали финским Patria. А сейчас для Бумерангов разработан новый турбодизель ЯМЗ-780. Посмотрите таблицу технических характеристик - отечественная рядная шестерка мощностью 750 л.с. заткнет за пояс обе модификации Scania. Но не только энерговооруженностью силен Бумеранг. Из той же таблицы видно, что отечественная новинка ни по одной позиции не проигрывает Patria.

Бумеранг изделие засекреченное, на фото вы можете увидеть лишь три варианта боевых машин на его платформе - с дистанционно управляемым пулеметом, с автономным модулем вооружения Бумеранг-БМ и с обитаемой башней. Но, уверяю, гамма модификаций не хуже, чем у вероятного противника, предусмотрена.

А что с защитой? На уровне! Есть современная многослойная броня, противостоящая снарядам мелкого калибра, защита днища от воздействия взрывных устройств, противоминные кресла с ремнями безопасности и необходимым пространством над головой. Это пассивные средства защиты. В качестве активного применяется КАЗ Афганит, способный в автоматическом режиме обнаруживать и сбивать на подлете противотанковые ракеты, снаряды и реактивные гранаты.

Бумеранг оснащен современной электронной системой управления огнем, бортовой информационно-управляющей системой, комплексом оптико-электронного подавления, цифровыми средствами связи и т. д. Для работы бортовых систем при выключенном двигателе предусмотрена вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт.

А еще у Бумеранга радиус разворота в два раза меньше, чем у Patria и других европейских модульных колесников. В нашей машине используется комбинированный способ: поворот управляемых колес плюс разная скорость вращения колес противоположных бортов.

Ну а по части вооружения можно не волноваться. Здесь нам догонять не приходится. Напротив! ОАЭ, например, заказали себе удлиненные плавающие Patria c боевым модулем от отечественной БМП-3. Понравилась, видно, арабам спарка из двух российских пушек. Да что Эмираты, сами финны всерьез рассматривали возможность комплектации Patria AMV в модификации БТР крупнокалиберными пулеметами Утес... еще советского производства!

Что касается эволюции автоматических скорострельных пушек, которыми комплектуют модификации Patria, то шло неуклонное наращивание калибров. Сначала 25, потом 30, а теперь и 35 миллиметров. Очевидно, противостоять хваленым Оэрликонам и Бушмастерам будет не только отличная 30-миллиметровая пушка 2А42, что установлена в модуле вооружений Бумеранга, так сказать на всеобщее обозрение. Есть у нас домашняя заготовка для перспективной зарубежной бронетехники - установка АУ-22М Байкал с 57-мм скорострельной пушкой. Но, т-с-с-с! Этот дистанционно-управляемый модуль, применительно к Бумерангу, пока не принято афишировать.

Характеристики бронетранспортеров России и Финляндии

Модель

УБП Бумеранг

Размеры: длина / ширина / высота по корпусу

8450 / 3000 / 2250 мм

7900 (8300) / 2830 / 2300 мм

Дорожный просвет

регулируемый 100–450 мм

регулируемый

Число мест: экипаж + десант

3+8–10

2-3+8-10

Масса

22 000–25000 кг

16000–27000 кг

Максимальная скорость

100 км/ч

100 км/ч

на плаву

10 км/ч

10 км/ч

Запас хода по шоссе

800 км

600–850 км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

дизельный с турбонаддувом

дизельный с турбонаддувом

Модель

ЯМЗ-780

Scania Di12 (Dc12)

Конфигурация / число клапанов

Р6 / 24

Р6 / 24

Рабочий объем

12,4 л

11,7 л

Мощность

540 кВт / 750 л.с.

405 кВт / 543 л.с. (360 кВт / 480 л.с.)

ПОДВЕСКА

гидропневматическая с изменяемым клиренсом или независимая торсионная

независимая гидропневматическая с изменяемым клиренсом

БРОНИРОВАНИЕ

противоснарядная многослойная броня с керамикой + комплекс активной защиты

стальная базовая броня + комбинированная с защитой от 30-мм подкалиберных снарядов.

ВООРУЖЕНИЕ

пушка 2А42 / 30 + пулемет ПКТ / 7,62 + ПТРК Корнет Д - 4 пусковые установки (Бумеранг К-17)

пушка Мк-44 Bushmaster II / 30 + пулемет UKM /7,62, возможна установка ПТР (Patria AMV БМП)

тип/калибр

или пулемет Корд / 12,7 мм (Бумеранг К-16)

или пулемет Browning / 12,7 мм (Patria AMV БТР)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то