Закрытый ящик 75 гдн чертеж. Индикатор выходной мощности

... или Построение сабвуфера своими руками .

Шаг Первый - Принятие решения .
Меня всегда привлекал качественный звук.
Предположив, что я в этом не одинок я кинулся в пучину интернета в поисках тематических сайтов и форумов, на которых можно получить ответы на интересующие меня вопросы. Это длилось кокое-то время, до тех пор, пока количество не перешло в качество. Пока, как казалось, совершенно внезапно я не осознал, что сделать самому автомобильный сабвуфер вполне реально и даже интересно.

Шаг Второй - Измерение параметров.

В один из летних дней была куплена динамическая головка 75ГДН-1-4.
Почему 75-ГДН. Тут надо сказать, что я с 1989 года являюсь фанатом колонок S-90(один из пары моих экземпляров, служащих мне верой правдой уже 18лет(!) можно видеть на фото ниже). И как бы сейчас не ругали все советское, все таки в ряд с известными достижениями инженеров 20века той страны, в которой я родился, я бы поставил и эти колонки. Мое мнение. Конечно, большую роль сыграло мнение уважаемых людей построивших сабы на динамике 75-ГДН и достигших высоких показателей на соревнованиях по автозвуку. Кстати о мнениях. В двух словах, в рунете имеет место две точки зрения. Первая - Народ! не занимайся ерундой, из дерьма конфетку не сделать, купите нормальную (импортную/дорогую) головку и получите улетный звук. Вторая, собственно даже не мнение, а приведенные факты, как кто-то где-то сделал саб на 75ГДН и у него получилось, причем очень даже не плохо. Я думаю, правы и те и другие. Кстати, отбросим пока категорию людей, которые просто покупают сабвуфер в магазине или на рынке, которых возможно, поставит в тупик вопрос, какой динамик стоит в их сабвуфере, не говоря уже о вопросе на какую частоту настроен фазоинвертор.
Короче, динамик был куплен, первый финансовый вклад был сделан и отступать было поздно.
Общеизвестно, что эти динамики грешат большим (мягко говоря) разбросом параметров. А выжать из него, естественно, хотелось максимум,
по-этому я принял решение самостоятельно измерить параметры Тиля-Смолла. Говорят, на импортных динамиках, в документации, конечно, эти параметры уже написаны, и даже приводится рекомендуемый объем и тип ящика. Это, бесспорно, им в плюс. Но я встречал статьи в интернете, о тестировании динамических головок, из которой я понял, что часто производители указывают неверные цифры. Так что, чтоб не выбросить деньги не ветер, все таки желательно эти параметры измерить.
Как это сделать написано много где, но мне понравился этот ресурс - . Кстати, если я что-то недоговорю здесь - там вы найдете недостающую информацию. Если будет время, может потом и напишу, как это делал я. Единственно, скажу, что бояться этой процедуры не нужно, все реально и достаточно просто. Все, чем обошелся я, это вольтметр, компьютер со звуковой картой, усилитель и программка - генератор звуковых сигналов, ссылка на нее в конце статьи.
Итак, данные моего экземпляра -
Fs=32Гц Qts=0.595
Fs – частота резонанса в открытом пространстве;
Qts – полная добротность динамика;
Зная эти параметры можно приступить к выбору типа сабвуфера.



Шаг Третий - Расчеты.
Как известно, типов акустического оформления, в основном, три -
1)Закрытый Ящик (ЗЯ )
2)Фазо Инвертор (ФИ )
3)БандПасс (БП )
Если Qts у вас меньше 0.8-1.0 (Fs/Qts=50), то рекомендуется выбирать ЗЯ.
Если Qts меньше 0.6 (Fs/Qts=85), то рекомендуется выбирать ФИ.
И если Fs/Qts=105, то нужно строить БП.
Мой динамик получился где-то посредине между ЗЯ и ФИ.
Изначально я нацелился строить ЗЯ - все таки не нужно заморачиваться с расчетами тоннеля, да и коробку сделать проще. Компьютерная программа выдала мне что-то около 200литров рекомендуемого объема ящика, для моего динамика. Впихнуть такую коробку в легковой автомобиль нереально, поэтому началась долгая борьба за объем и наилучшую форму АЧХ при этом. В итоге я остановился на сабвуфере фазоинверторного типа объемом 63 литра и ФИ 25Гц. Наверно с неделю у меня ушло на принятие этого решения, все сидел и разглядывал кривые АЧХ, при различных объемах корпуса и параметрах ФИ. Расчеты вел в двух программах: JBL SpeakerShop и WinISD beta.
Ящик запланировал литров на 65, в надежде что, сама головка и внутренний крепеж займут какое-то пространство, и у меня останется
как-раз 63 литра. Тщательно и ниединожды сбегав к машине с рулеткой набросал чертеж ящика.

Шаг Четвертый - Изготовление.
Как я уже сказал, частота ФИ планировалась 25Гц. Внешняя красота для сабвуферного корпуса, значение не первой важности, но... Но.
Когда я посмотрел на пластиковые трубы, купленные на рынке, я увидел, что есть способ их так обрезать, что останется небольшой фланец, который решит декоративные проблемы ФИ.




Да, пластиковые водопроводные трубы идеально подходят для конструкции фазоинвертора. И стоят не дорого, и выбор по диаметрам большой, и обрабатывается легко. Единственно, ближе к краю, труба имеет небольшое расширение, что вносит погрешность в расчеты фазоинвертора. Все привыкли, что ФИ обычно круглый или прямоугольный, а я в интернете встречал расчеты весьма хитрых сечений и форм. Честно признаюсь, поленился посчитать с математической точностью, прикинул на глаз. Если я хочу оставить выбранную частоту, то при увеличении диаметра ФИ, потребуется его удлинение. Мой ФИ изначально должен был быть 198мм. Решил сделать 215мм. Если я даже ошибся, все равно, думаю, не вышел за пределы 23-24Гц, что вполне для меня приемлемо. Короб решил делать из ДСП толщиной 16мм, исключительно из экономических соображений - у меня было несколько листов этого материала, стало быть, не надо ничего покупать. Да, да, готов к критике, стенка несколько тонковата для такого объема. Исключительно, чтобы не красть внутренний объем я решил крепить стенки ящика при помощи дюралевых уголков и болтов М5. Опять же уголки нашлись в гараже в необходимом количестве, что тоже приятно. За один подход нарезал все стенки, все таки электролобзик - вещь. Только в квартире им пользоваться оказалось не вполне экологично. Им же выпилил круглое отверстие под динамик, квадратное под контактную площадку и два отверстия под фазоинверторы. Вторым этапом были просверлены все необходимые отверстия для динамика и стяжки стенок. Последние были еще и рассверлены под болты с потайной головкой. Затем к внутренней стороне лицевой стенки на все ту же эпоксидку были посажены четыре гайки M6 для крепления динамика:




Фазоинверторные трубы, как и контактную площадку, я планировал инсталлировать в самом финале, уже поверх карпета, чтобы было красиво, ясно. Отверстия под ФИ получились у меня не очень аккуратно, трубы в них болтались едва, не проваливаясь вместе с фланцами, поэтому пришлось их подогнать, заполнив пустоту эпоксидкой с опилками. Сделал я это так. Смазал трубы солидолом (в багажнике валялся), обернул бумагой, вставил это все в отверстия в лицевой стенке и залил щели (фото выше). После затвердевания, благодаря солидолу, трубы легко были изъяты и отложены до финальной фазы строительства. Так у меня получились очень плотные и четкие посадочные места под ФИ. Чтобы уж закончить тему с этими трубами скажу, что после их обрезки по длине, края каждой из труб я подержал над газовой горелкой, избавляя себя от работы напильником. Получились очень аккуратные полукруглые торцы, и что с того, что их все равно не будет видно. Таким образом к этому моменту передо мной лежали стенки и уголки со всеми отверстиями и кучка болтов и гаек. Оставалось все это собрать, чтобы конструкция чудесным образом превратилась из набора плоскостей 2d в 3d и уже хоть как-то стала похожа на конечный продукт.
Короб собирал, прокладывая тонкий слой "жидких гвоздей" под уголками и в местах сопряжения стенок.




Когда коробка была собрана, а болты стянуты и протянуты по кругу, внутренние швы и стенки были проклеены стеклотканью пропитанной эпоксидным клеем. Конечно это приходилось делать поэтапно - залив одну стенку эпоксидкой и проложив стеклоткань, приходилось ждать пока все затвердеет, и потом переходить к следующей плоскости. Впрочем, это пошло на пользу мозолям - 80 болтов затянутых вручную очень быстро проявили себя. Все щели с внешней стороны также заливал смесью эпоксидки и опилок.
Кстати, эпоксидка меня просто доконала, она имела неприятное свойство очень быстро заканчиваться. Не уступали ей, пожалуй, только "жидкие гвозди". Опять же про эпоксидку, могу дать совет. Обычно с эпоксидкой не прилагается емкость, в которой ее нужно разводить. Отличное решение было найдено само собой. Для замешивания эпоксидного клея, куда я добавлял опилки оставшиеся от разрезания листов ДСП, мне очень помогли пустые пивные банки со срезанным верхом. Не знаю, как так получалось, но недостатка в пустых пивных банках во время строительства корпуса я не испытывал. Следующим этапом я зашпаклевал корпус снаружи. Это было необходимо, поскольку отверстия под болты
почти везде были рассверлены чересчур от души. После чего я покрасил конструкцию подвернувшейся краской, поставив тем самым галочку в
графе "влагозащита".



Для чего и для кого я все это пишу. В основном для тех, кто еще только планирует построить свой первый саб. Или для тех, кто считает это слишком неинтересным или трудным занятием, с целью, конечно, убедить в обратном. Так вот когда пойдете покупать карпет, запаситесь бумагой и карандашом. Вероятно, я представлял для продавцов в магазине занятное зрелище. Ну, представьте, стоит мужик с выпученными глазами перед рулоном карпета. Не шевелится. Пять, десять, пятнадцать минут. А на самом деле в это время мой мозг лихорадочно
моделировал выкройку материала для корпуса сабвуфера. В итоге карпет был куплен. Серый, в тон с канализационными трубами, перевоплотившимися в фазоинверторы. Там же приобрел материал, названия которого теперь не могу вспомнить, что-то типа ватина, только толще раза в три, назовем его условно мегаватин. Им я планировал выстлать внутреннее пространство ящика. Говорят это виртуально увеличивает объем коробки, уж не знаю как происходит, не иначе колдунство. Карпет приклеивал на "жидкие гвозди". Выдавливал его на
поверхность и размазывал по всей плоскости резиновым шпателем.




Затем прикладывал карпет и сверху прикатывал пустой пивной бутылкой, стеклянной. Можно, наверно, и полной, в следующий раз попробую. Вставил фазоинверторы в отверстия и через отверстие предназначенное для динамика изнутри пролил сопряжения эпоксидкой, кое-где укладывая небольшие отрезки стеклоткани. Используя технологию приклеивания карпета, приклеил внутрь мегаватин. Получился очень уютный, утепленный скворечник, объемом в 64 литра.



Оставалось только установить контактную площадку и прикрутить динамик, что и было срочно сделано. Все!




Последняя строчка в ведомости расходов - декоративная решетка для динамика - осталась незаполнена. В силу ее дороговизны, решил приобрести ее после тестдрайва. На все про все у меня ушло около полутора месяцев. А что вы хотели, приходилось отлучаться на работу. Несу детище в машину. Килограммов 20-25. Предвкушая неизвестное скручиваю провода...

Шаг Пятый - Результат.
Первое же прослушивание во дворе жилого дома вызвало ожидание того, что на меня из окон полетят предметы жильцов не посещающих сайты посвященные автозвуку. Результат превзошел все мои ожидания. Что еще тут можно сказать, это просто бомба! Описывать звук бесполезное дело, по крайней мере я не способен наскрести в себе достаточно писательских качеств, чтоб сделать это. Все что можно сказать, я доволен.
На сегодня схема следующая: Голова JVC-807, тыл: JBL-936, саб:75-ГДН, усилитель LADA 100.4, два канала на тыл, два в мостовом режиме на саб. В планах избавиться от тыла, хоть и JBL-936 очень мне нравятся и установить на фронт компонентную акустику. В подиумы, которые, конечно я буду делать сам, и расскажу вам...

P.S. - Затраты.
75-ГДН 700р
Стеклоткань 2м - 100р
Труба пластиковая 2шт - 60р
Болты и гайки 80шт - 92р
Контактная площадка - 65р
Кулинарная лопатка (для нанесения эпоксидки) -
ЭС 100г 40р х 3 = 120р
ЭС 150г 49р х 2 = 98р
ЭС 280г 72р х 3 = 216р
"Жидкие гвозди" - 52р х 2 = 104р
"Жидкие гвозди" - 70р х 4 = 280р
Карпет - 220р
Ткань - 180р
Комплект проводов - 400р
Клеммы для усилителя - 46р
Дюралевые уголки, ДСП и краска - уже были в наличии
Итого 2689р.
Допускаю, что я мог забыть законспектировать пару набегов в ларек за очередной эпоксидкой и "жидкими гвоздями", и даже если сюда внести пиво, выпитое во время конструирования, все равно, думаю, я не вышел за пределы 3т.р. Но главное, конечно, не деньги. Главное это полученное удовольствие от того, что ты что-то сделал собственными руками, и это что-то еще и отлично звучит!
Про пиво наврал...

P.P.S - Полезные ссылки.
Сабвуфер на 75ГДН-1-4
Бандпас на 75ГДН
JBL SpeakerShop
WinISD beta , программа расчета сабвуферов
Marchand Function Generator , генератор звуковых сигналов для звуковой карты
, тоже генератор звуковых сигналов, сам написал под это дело. См. раздел сайта Программы
75 ГДН - клуб , рекомендую посетить, если планируете строить саб на 75гдн

P.P.P.S . Многие спрашивают про размеры ФИ.
Вот они: длина 215мм, диаметр 55

Как я делал полочку под акустику -

С развитием компьютерной техники многоканальный звук приобретает все большую популярность. Главным звеном звуковых систем 5. 1 и 7.1, по-моему, является сабвуфер. Но качественный и недорогой "саб" найти сложно. Хочу предложить вам для самостоятельного изготовления свою конструкцию сабвуфера.

Акустическая система относится к классу полосовых резонаторов. Корпус Банд Пасс 6-го порядка класса А, собран из ДСП толщиной 18 мм, внутри каркас из деревянных брусков 20х20 мм. Трубы фазоинверторов внешним диаметром - 75 и 110 мм, изготовлены из куска сантехнической трубы. Длина труб 250 и 190 мм. Внутри корпус оклеен двухслойным ватином. Объём камер примерно 41 и 13,5 литра. Сверху сабвуфер оклеен дермантином.

Динамик отечественный, хорошо зарекомендовавший себя 75ГДН 3-4, 1989 года выпуска. Друг "подогнал" с порваным подвесом, практически по всей его длине. После проклейки динамик был слегка доработан. Удалил старый пылезащитный колпак, поскольку при большой мощности он выдавал очень неприятный и громкий щелчок. Из плотного картона был вырезан новый, и склеен в виде конуса, такого же диаметра, и заклеен на его место клеем БФ. Динамик работает отлично.

Усилитель для сабвуфера выполнен на TDA 7294 по стандартной схеме с небольшими доработками (печатка). Одной из основных особенностей этой микросхемы является применение полевых транзисторов в предварительных и выходных каскадах усиления. К ее достоинствам относятся большая выходная мощность до 100 Вт на нагрузке 4 Ом и много других, этого вполне достаточно для данной конструкции.

Для сателлитов усилители выполнены на двух TDA 1558 (TDA 1555), можно и другие более качественные, просто они были у меня в наличии. Акустическое оформление сателлитов может быть простейшим, в данный момент использую от домашнего кинотеатра фирмы LG, но в дальнейшем планирую изготовить их самостоятельно .

Микросхемы установлены на общем ребристом теплоотводе, общей площадью 1200 см. Вся конструкция усилителя с блоком питания размещена на задней стенке корпуса сабвуфера.

Схема усилителя для "саба"







Ввиду того, что конструкция и монтаж усилителя просты, чертеж печатной платы и некоторые нюансы в разводке проводов и оформлении не привожу, обо всём этом много написано в Интернете. Хочется сказать что, сабвуфер предназначен для компьютера, но с некоторыми доработками может работать как самостоятельная многоканальная акустическая система.

На изготовление ушло около недели. Конструкция, я считаю, удалась - звук превзошел все ожидания. Ложкой дёгтя оказалось небольшое бубнение на частое 200 Гц (моё субъективное мнение), но это легко исправляется снижением частоты среза примерно до 150 - 180 Гц.

Внешний вид того, что получилось

P.S. Сделанный собственными руками сабвуфер, деньги и время, потраченные на его изготовление с лихвой окупится хорошим звучанием, которое в ином случае обошлось бы вам в 250 - 450$. В заключение пожелаю успеха читателям, которые решатся повторить данную конструкцию.

Владимир Никулкин

Сабвуфер - это низкочастотный громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в диапазон частот работающих совместно с ним широкополосных акустических систем.

Поводом для написания статьи послужило достаточно малое кол-во подробных статей в интернете по готовым конструкциям. Вот и решил я внести свой посильный вклад. Большинство статей почему-то касалось автомобильных сабов - просто удивительно, как много у нас людей готовых отдать пол багажника для того чтобы ехать с грохотом и ритмично прыгать:). К тому же, шум на скорости всё равно не даст наслаждения от звука. Моё мнение - в машину надо купить просто хорошую акустику, этого как правило хватает. А вот дома можно и музыку послушать в спокойной обстакановке и фильм посмотреть с объемным звуком. Статья задумывалась как краткий конспект теории с отражением её на практике, поэтому теорию я попытался законспектировать из других статей - не придумывать же её самому.

Что меня подвигло на ваяние такого сооружения? К этому привела целая череда событий. Грядет поколение DVD, все вокруг озаботились покупкой проигрывателей и дисков (благо они стали стоить 4-6$). Уже трудно было оставаться в стороне, да и моя давняя мечта перевести с видеокамеры семейный архив на цифру не давала покоя. Я засел за интернет, штудируя статьи по DVD, начиная от аппаратуры, до создания собственный дисков, благо оцифровывать и обрабатывать видео я уже умел. Было решено подождать до лета, когда писалки DVD немного подешевеют и прикупить всю эту новомодную технику. Для начала было решено собирать всё самому, дабы обойтись наименьшими затратами. Первое что я купил, был DVD проигрыватель, который покупался из расчета тестирования моей DVD фильмотеки на бытовом проигрывателе. Причём, до лета я не дотерпел:) Выбирал я его из расчета цены и возможностей, а также из того, что ресивера у меня нет и возможно не будет в ближайшее время, поэтому в нем должен был быть декодер и выход на 6 каналов сразу. В итоге был куплен BBK-919PS (тогда был ещё с Panasonic приводом). Пара колонок S-30 у меня стояли подключенные к компьютеру через самодельный компьютерный усилок, вот их я и задействовал на фронты. На тылы ничего не было, и я купил за символическую плату 15АС-315 (небольшие пластмассовые колонки, но звучат они очень ничаво в среднем и высоком диаппазоне) и усилок Вега-120. Центральный канал я решил подключить к телевизору, благо его можно отдельно регулировать с пульта, да и звук там достаточный для воспроизведения голоса. А если у вас телевизор 29" - вообще можно обойтись без центральной колонки, ибо там, так правило, звук очень достойный. Далее, ясное дело, я стал тестировать все каналы в фильмах, поскольку усилок у меня был только стерео. И тут выяснилось, что в других каналах куча звука, которого нет во фронтальных колонках:), а в сабе есть звуки, которых нет вообще ни в одном из каналов. Почитав в интернете про рекомендации лучших саба-каводов, а также рекомендации знакомых, имеющих в пользовании дом. кинотеатры, я ясное дело загорелся. И тут друг меня надоумил собрать это дело самому, подсунул пару статей по 75ГДН и порекомендовал заехать на рынок, посмотреть динамик. После долгих мучений и размышлений на рынке был куплен 75ГДН-1-4 за 23$, как дешевый и наиболее описанный в интернете, хотя я и смотрел разные, в том числе и JBL от 80$ до 250$ :). Надо сказать, первое, что я сделал еще до покупки - проштудировал цены. Самой доступной ценой для покупки оказалась Sven-Audio, но всё равно дороговато а качество звука сомнительное. Так вот, самый простой саб получался 180$, а нормальный саб обойдется примерно 300-350$. Все расходы на производство саба были запротоколированы, так что стоимость конструкции у меня подсчитана:) , но обо всем по порядку...

Данная статья перемещена со старой версии сайта (acust.narod.ru) с небольшими изменениями от администратора. Дата написания статьи - 2004 год.

Начнем с того, что сабвуфер представляет собой низкочастотную колонку для воспроизведения звука в полосе примерно от 25Гц до 150 Гц т.е. для передачи басов и глубины звука. Я расскажу как сделал свой сабвуфер на 75ГДН-1 .

Не все сабвуферы звучат одинаково хорошо. Их необходимо правильно рассчитывать, для этого необходимо знать основные параметры динамика, но лучше знать их все (их можно самостоятельно замерить или искать в справочнике).

Но несомненно если замеришь их сам то получишь более точные параметры, потому как одинаковых динамиков не бывает и доверяться справочникам полностью нельзя (там описываются общие параметры, а у каждого динамика есть свои отклонения).

К примеру вот параметры моего динамика 75ГДН-1-4 (30гд-2):

Эффективный рабочий диапазон частот Гц 31,5...1000
Уровень характеристической чувствительности, не менее дБ 86
Неравномерность АЧХ дБ 10
Номинальное среднее звуковое давление Па 1.26
Полный коэффициент гармонических искажений при подведении мощности, соответствующей номинальному звуковому давлению, на частотах ниже 1000 % Гц
Номинальное электрическое сопротивление Ом 4
Предельная шумовая (паспортная) мощность Вт 50
Предельная долговременная мощность Вт 65
Предельная кратковременная мощность Вт 100
Частота основного резонанса Гц 30±3
Полная добротность 0,45±0,25
Эквивалентный обьем м 3 0,1
Габаритные размеры мм d250x120,3
Масса гр 4750

Зная свои параметры мы с лёгкостью заносим их в программу JBL SpeakerShop (программа для расчёта размера корпуса сабвуфера, а также для расчёта размеров фазоинвертора). Вы можете найти её на этом сайте.

Заносим параметры в программу и получаем необходимые для нас данные: размер ящика (в литрах или в кубических дециметрах), по формуле считаем подходящую форму сабвуфера (он может быть в форме куба, или прямоугольным но объём сохраняется тот же). Формула для расчёта объёма: A * B * C = V (дм3) или (литров). Объём мы знаем, теперь находим размеры ящика, где: A - длинна (cм), B - ширина (cм), C - высота (cм). Перемножаем эти величины и получаем объём.

Далее нам необходимо выбрать частоту резонанса на которой будет работать наш сабвуфер. Она выбираеться по максимальному уровню т.е. меняя объём ящика и задавая значения резонансной частоты мы выбираем нужную нам частоту резонанса т.е. частоту на которой у нас высокий уровень сигнала (это можно увидеть по графику в самой программе). Примерно, она колеблется в пределах резонанстной частоты самого динамика.

Порядок изготовления сабвуфера

Для изготовления сабвуфера на 75ГДН-1 в первую очередь я выбрал динамик (всё начинается с него). Желательно для этого использовать импортные динамики с полипропиленовым дефузором, но за неимением такого я взял обычный советский НЧ динамик 75ГДН-1 от акустической системы Radiotechnika S90. Замерил параметры, внёс в программу и высчитал размер ящика и подходящую частоту резонанса. Выбрал удобную форму ящика в виде куба. А после расчитал размеры фазоинвертора под эту резонансную частоту (фазоинвертор необходим для более эффективного поднятия басов на частоте резонанса).

Объём получился - 30 литров.
- Частота резонанса - 61 Гц.
- размер фазоинвертора: D = 11 мм. L = 19 мм. , где D - диаметр и L - длинна трубы

Ящик собирается из фанеры толщиной 20мм. (можно толще), внутри ставятся бруски 50х50мм (для жёсткости корпуса). Крепление производится при помощи шурупов или саморезов и клея ПВА. После того как соберём ящик нужно его покрыть изнутри лаком (это придаст дополнительную плотность и герметичность корпуса).

После того как корпус будет готов и высохнет начинаем делать отверстия под динамик и под фазоинвертор исходя из диаметра динамика и фазоинвертора при помощи электролобзика. При установке динамика вместе стыка его с корпусом необходимо покрыть герметиком (для герметизации) и закрепить на болты или саморезы, а фазоинвертор изнутри в месте стыка желательно проклеить клеем ПВА смешаного с опилками. Внутренность саба необходимо покрыть демпфирующим слоем ваты или паралона (для бархатистости звучания) только уверяю вас, ни стоит заполнять его полностью. Потом корпус нужно отшлифовать и подравнять углы. Поверхность готового сабвуфера осталось только покрыть декаративным материалом, например это может быть войлок.

В итоге мы получаем готовый сабвуфер остается добавить усилитель со встроенным сабвуверным каналом.

Может показаться странным, но динамик в основном характеризуют три параметра, предложенный Тиллем и Смоллом :

Fs - это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется - динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик - массы подвижной системы и жесткости подвески.
Qts - отношение передаточной функции динамика на частоте Fs к передаточной функции на частотах, где амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) динамика горизонтальна, т.е. на частотах выше Fs. Другими словами, Qts -характеризует эффективность динамика на резонансной частоте.
Vas - объем воздуха, который обладает гибкостью (величина обратная упругости) такой же, как и подвижная система динамика.

При размещении динамика в закрытом ящике (ЗЯ) гибкость воздуха внутри ящика добавляется к гибкости подвижной системы динамика и его резонансная частота изменяется. Существует следующая закономерность, при помещении динамика в ящик объемом Vas его резонансная частота Fs и добротность Qts возрастают в 1,4 раза.Измерить эти параметры при первый взгляде на конструкцию довольно геморойно, но проделав это один раз - все сомнения пропадают - всё оказывается достаточно просто.

Для начала надо подготовиться:

ЗЯ я сразу отмёл - зачем мне колонка с низким КПД? Динамик и так не самый мощный - номинал 50Вт, максимальная 75Вт. К тому же внутри колонки нехилое давление создается, что требует особой герметичности. И параметр Fs/Qts не подходит для моего динамика. Правда, ЗЯ это и самый маленький ящик из всех - что может оказаться иногда важным.
ФИ я не захотел делать по трем причинам:1) надо супер ровную дырку делать и потом чем-то её закрывать, иначе мой ребенок сразу приговорит динамик 2) надо ставить фильтр для обрезания частот свыше 200Гц, иначе 75ГДН дальше звучит совсем не cool. 3) нормальный спад на низах получался при диких размерах ящика 120-150л(еще один шкаф в квартире), меня бы жена выперла вместе с этим сабвуфером:) НО! Fs/Qts=74, т.е. динамик наиболее подходит для ФИ, а низы классные дает при этом, только вот РАЗМЕР 8(. Тут надо учесть, что для одиночных бандпассов подходят практически те же динамики, что и для фазоинверторов.
Бандпасс мне подошел и понравился больше всего. Фильтр делать не надо - сам корпус фильтрует. Динамик внутри спрятан - не проткнешь. И расчеты в программах показали наилучшие результаты при уместном размере...

Расчет и проектирование ящика.

Расчеты показали у Бандпасса относительно неплохие размеры и неплохой спад на низах, однако всё равно спад сильно зависел от объема и пришлось идти на компромисс, немного уменьшив ящик до 65л. Расчеты я провел сразу в трех программах, дабы проверить верность того, что я соорудил. Результаты практически сошлись. Я использовал WinISD 0.44 , WinISD Pro Aplha и JBL SpeakerShop или BassBox (найдите 10 отличий называется). Понравилась мне больше всего первая прога, вторая была жутко глючной (на то она и Alpha), но в некоторых отношениях полезной, третья - просто подтвердила мои расчеты (у неё очень неудобный интерфейс - плохо менять параметры на лету, подбирая значения для размера камер и фазоинверторов, а после каждой загрузки нужно в метрическую систему переключаться). Итак чего получилось - смотрим графики (взять файлы проектов можно будет далее).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то