За что задержали серебренникова. Известный режиссер кирилл серебренников задержан по подозрению в крупном мошенничестве. Что за проект «Платформа» и при чем тут Серебренников

ВСЕ ФОТО

Басманный суд вынес решение по поводу меры пресечения для режиссера и руководителя театра "Гоголь-центр" Кирилла Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве на 68 млн рублей. Его отправили под домашний арест почти на два месяца - до 19 октября, сообщает РБК . Решение о помещении под домашний арест будет обжаловано.

Под домашним арестом Серебренникову судом запрещено общение с прессой, пользование интернетом и отправление почты - это стандартные ограничения. Суд отказался удовлетворить просьбу защиты режиссера о разрешении на посещение работы в театре в Москве и съемок фильма в Санкт-Петербурге. "Вопрос о разрешении Серебренникову покидать квартиру оставить на усмотрение следователя", - цитирует судью Елену Ленскую ТАСС. Также на фигуранта дела наденут электронный браслет.

Защита Серебренникова намерена обжаловать решение Басманного суда о помещении под домашний арест, сообщает РИА "Новости" . "В течение трех дней мы подадим жалобу", - сказал адвокат режиссера Дмитрий Харитонов.

Защита Серебренникова просила суд отпустить обвиняемого, предлагалось отпустить его под залог , равный тому ущербу, который, по данным следствия, он причинил (то есть почти 70 миллионов рублей). Издатель Ирина Прохорова заявила, что готова внести любую сумму, которую назначит суд.

Узнав решение суда, толпа, собравшаяся ранее у здания, начала кричать "Позор". Примерно два десятка людей запели "Перемен" Виктора Цоя, сообщает "Медиазона" (напомним, из-за домашнего ареста Серебренников не сможет продолжить съемки фильма "Лето" о легендарном рок-певце).

Перед началом заседания поддержать артиста пришло очень много людей, среди которых были режиссеры Борис Хлебников, Андрей Смирнов и Владимир Мирзоев, телеведущий Леонид Парфенов, основатель фонда "Династия" Дмитрий Зимин, писательница Людмила Улицкая, главред "Нового литературного обозрения" Ирина Прохорова, журналист и муж пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой Александр Будберг, Михаил Дворкович (брат вице-премьера правительства Аркадия Дворковича), журналист Сергей Пархоменко, публицист Виктор Шендерович, актеры Алиса Хазанова, Светлана Бондарчук, Юрий Колокольников и Александр Паль.

Во время рассмотрения вопроса о мере пресечения люди, стоя на улице, пытались поддержать Серебренникова. Они скандировали имя режиссера и аплодировали по несколько минут, как это обычно происходит в конце театральных представлений. ​В зале суда открыты окна, с улицы было очень хорошо слышно овации и свист.

Кроме того, убедить суд в честности обвиняемого пытались многие известные люди и коллеги режиссера. Поручителями по его делу выступили: вдова знаменитого писателя Наталья Солженицына, певец Филипп Киркоров, телеведущие Ксения Собчак, Николай Сванидзе, Андрей Малахов и Иван Ургант, режиссеры Александр Калягин, Алексей Мизгирев, Федор Бондарчук и Константин Райкин, актеры Евгений Миронов, Максим Виторган, Семен Слепаков и Чулпан Хаматова, писательница Людмила Улицкая, сценарист Авдотья Смирнова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Кириллу Серебренникову предъявлены обвинения в мошенничестве в крупном размере. После первого допроса Серебренникова в качестве обвиняемого его адвокат Дмитрий Харитонов рассказал журналистам, что подзащитный не признает свою вину и отрицает причастность к хищениям.

По версии следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа", на реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Для реализации проекта была создана АНО "Седьмая студия", к работе в которой он привлек Юрия Итина, Алексея Малобродского, Екатерину Воронову, Нину Масляеву и других лиц.

Предполагается, что они разрабатывали планы мероприятий, содержавшие заведомо завышенные сведения об их количестве и стоимости, а также изготавливали и представляли в Министерство культуры финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученная "Седьмой студией" субсидия израсходована в полном объеме.

"Также Серебренников поручал вышеуказанным лицам обеспечивать заключение "Седьмой студией" фиктивных договоров с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими обязательства, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных проектом "Платформа", - настаивают в СК.

Под видом оплаты этих договоров поступающие от Минкульта денежные средства федерального бюджета выводились на расчетные счета контрагентов (некоторые были так называемыми фирмами-однодневками), обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.

В настоящее время остаются под стражей Малобродский и Масляева, которая признала свою вину, заключив соглашение о сотрудничестве со следствием. Итин находится под домашним арестом. Итин и Малобродский свою вину отрицают. Экс-продюсер "Седьмой студии" Воронова объявлена в розыск.

Режиссер Кирилл Серебренников задержан по делу "Седьмой студии" - его обвиняют в хищении 68 миллионов рублей, выделенных государством на поддержку театрального проекта "Платформа". 23 августа Басманный суд Москвы заключил режиссера с мировым именем под домашний арест до 19 августа.

В чем обвиняют?

Режиссер театра и кино, художественный руководитель театра "Гоголь-центр" Кирилл Серебренников был задержан сотрудниками Главного управления по расследованию особо важных дел СК России. Он подозревается в организации хищения не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011–2014 годах на проект "Платформа", сообщается на сайте Следственного комитета.

В сообщении ведомства уточняется, что действия Серебренникова подпадают под часть 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).

"Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения", - говорится в заявлении СКР.

Режиссеру грозит до десяти лет лишения свободы.

Где был задержан?

Кирилл Серебренников был задержан в Петербурге, где он работал над новым фильмом. Адвокат режиссера Дмитрий Харитонов рассказал, что и для него это задержание явилось "полной неожиданностью" - он также находился за пределами Москвы. При этом Серебренников тогда заявил, что не будет давать показаний до приезда своего защитника. В итоге потом режиссер был доставлен в столицу, где заявил, что готов сотрудничать со следствием, и попросил отпустить его.

Что решил суд?

23 августа столичный Басманный суд принял решение о мере пресечения для Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. При этом адвокаты просили судью отпустить обвиняемого под залог в 68 миллионов рублей, которые готова была заплатить общественница Ирина Прохорова.

За режиссера поручились десятки российских деятелей культуры. В частности, прямо на заседании Басманного суда было зачитано обращение Натальи Солженицыной - вдовы писателя Александра Солженицына. В обращении она подчеркнула, что Серебренников всегда отличался порядочностью и добросовестностью, которые вместе с личными качествами позволили достичь высоких результатов в работе. Вдова писателя поручилась, что Серебренников будет приходить на все необходимые следственные действия, а также заседания судов.

Также были перечислены другие поручители, в том числе режиссер Федор Бондарчук, телеведущий Андрей Малахов, писатель Людмила Улицкая, гендиректор Большого театра Владимир Урин, певец Филипп Киркоров.

Кто еще задержан?

По делу "Седьмой студии" уже были задержаны экс-главный бухгалтер организации Нина Масляева; генеральный директор Юрий Итин помещен под домашний арест. Спустя месяц, в июле, был арестован бывший генеральный продюсер "Седьмой студии" и бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский. Его сначала обвиняли в хищении средств (1,3 млн рублей) при подготовке спектакля "Сон в летнюю ночь", но затем Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье "Мошенничество" в отношении Малобродского, Итина и Масляевой - речь идет о хищении государственной поддержки в 2011–2014 годах.

А до этого были обыски у Серебренникова?

Да, 23 мая. Как часто это происходит в последнее время, обыски состоялись рано утром. Следователи пришли в "Гоголь-центр" и квартиру Кирилла Серебренникова в девять утра. Следователи забрали телефоны у находящихся в здании сотрудников "Гоголь-центра", труппу не выпускали наружу, попасть в театр также было невозможно. Об обысках в квартире одного из самых лучших и успешных театральных режиссеров сообщила активистка Ольга Романова на своей странице в фейсбуке. К квартире и театру моментально стянулись журналисты и артисты. Серебренников покинул квартиру около 15.00, когда его вывели люди в масках. Режиссер бегло заявил журналистам, что следователи обходятся с ним вежливо и деликатно.

Позже стало известно, что обыски проходили по уголовному делу, заведенному еще два года назад. Дело было возбуждено 19 мая 2015-го. В его материалах сказано, что в 2014-м Министерство культуры России выделило автономной некоммерческой организации (АНО) "Седьмая студия" субсидии на поддержку развития и популяризации современного искусства. Художественным руководителем "Седьмой студии" в этот период был Кирилл Серебренников. Речь идет о растрате около 200 миллионов бюджетных средств. Позже источник в СК сообщил "Интерфаксу", что Кирилл Серебренников проходит по делу в качестве свидетеля. Ранее о недобросовестном расходовании средств "Гоголь-центром" в прокуратуру сообщали депутаты Евгений Федоров и Михаил Дегтярев . Другие же СМИ сообщали, что поводом для проверок стал мат в спектаклях в "Гоголь-центре". Спустя несколько часов после допроса Кирилл Серебренников был отпущен с условием, что он приедет в СК по первому требованию следователей.

Чем известен Кирилл Серебренников?

Театр имени Гоголя Кирилл Серебренников возглавил в августе 2012 года. Это назначение было сделано в рамках культурной политики Москвы, проводимой тогдашним главой Мосдепкультуры Сергеем Капковым . Кирилл за это время превратил "Гоголь-центр", возможно, в лучший театр страны, где каждый спектакль проходит с аншлагом. Серебренников - один из самых известных российских режиссеров последних 20 лет. В частности, помимо работы в театре, он снимал кино. Среди самых известных работ можно выделить "Изображая жертву", "Ученик", показанный на Каннском кинофестивале. Отметим, что летом 2017 года в столичной "Геликон-опере" должна состояться премьера оперы "Чаадский" в постановке Кирилла Серебренникова, а в Большом театре - балета "Нуреев" в постановке Серебренникова и Юрия Посохова. В августе Серебренников собирался снимать фильм про Виктора Цоя.

«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».

А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).

Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.

Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».

Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.

В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!

Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.

Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.

Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?

За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).

Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».

Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.

Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.

Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.

Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.

ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).

Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.

А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.

В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.

И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»

Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.

И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»

Решение о домашнем аресте режиссера принял Басманный суд столицы. Ему запрещено покидать квартиру, общаться с прессой, пользоваться интернетом, телефоном. Заседание длилось несколько часов.

Из изолятора временного содержания в Басманный суд столицы Кирилла Серебренникова доставили не в автозаке для перевозки подсудимых, а в обычном микроавтобусе. И без наручников. Известного режиссера задержали накануне на съемках фильма в Санкт-Петербурге. Этим утром с ним встретились представители общественной организации, которая следит за условиями содержания в московских СИЗО.

«Сегодня с утра немножко у него было такое, видно, что переживал, старался этого не показывать, но переживал все равно. Сказал, что уже начал сегодня первую страницу книги», - рассказал член Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы Иван Мельников.

В зале суда Серебренников выглядел внешне спокойным. С прессой не общался. Все время консультировался с адвокатом. На судебное заседание было аккредитовано около 100 журналистов. Телеоператоры зашли в зал всего на несколько минут. Суд шел за закрытыми дверями. Съемка возобновилась лишь во время оглашения вердикта.

Все время, пока продолжалось заседание, у стен Басманного суда находились многочисленные поклонники творчества режиссера Серебренникова - и театральные деятели, и актеры. Время от времени они скандировали: «Кирилл!» и подбадривали режиссера аплодисментами.

Безопасность обеспечивали сотрудники столичной полиции, которые призывали собравшихся не выходить на дорогу и не мешать проезду автомобилей. Позже в здании суда судебные приставы задержали одну из девушек, сообщается, за громкое исполнение песней.

Заседание продолжалось около четырех часов. Суд должен был избрать меру пресечения для известного режиссера. Адвокат настаивал на освобождении Серебренникова под залог в сумме 68 миллионов рублей. В качестве поручителей выступили более 30 известных деятелей культуры. В итоге судья согласилась со следователями, которые просили поместить Серебрянникова под домашний арест.

«Суд постановил: избрать в отношении Серебренникова Кирилла Семеновича меру пресечения в виде домашнего ареста по месту фактического проживания на один месяц 27 суток, то есть до 19 октября 2017 года», - зачитала судья.

Из здания суда Серебренникова доставили в его квартиру на Пречистенке в центре Москвы. Сотрудники ФСИН должны надеть на режиссера электронный браслет. Ему разрешено общаться только с близкими родственниками, адвокатами, следователями и судебными приставами. Под запретом почта и телефон. Покидать квартиру Серебренников сможет лишь с разрешения следователя. Защита режиссера заявила, что будет обжаловать приговор.

«Мы не согласны с решением. К сожалению, суд нас не услышал и удовлетворил ходатайство следователя, именно поэтому это решение мы обжалуем в апелляцию», - сообщил адвокат Дмитрий Харитонов.

«Я была готова внести посильный залог, чтобы все-таки великому режиссеру и гордости нашей страны было дозволено продолжать работу. Я считаю, что это было бы правильно», - сказала главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.

Кирилл Серебренников обвиняется в организации хищения 68 миллионов рублей, это часть суммы, которая в 2011 - 2014 годах была выделена из бюджета на реализацию проекта «Платформа». Программа создавалась для развития и популяризации современного искусства. Его вела «Седьмая студия» - независимая театральная компания Кирилла Серебренникова.

В конце мая по этому делу уже были арестованы бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, а также бухгалтер Нина Масляева. По данным источника в правоохранительных органах, якобы она заявила, что Серебренников давал указания вносить ложные данные в финансовые документы. Еще один фигурант этого дела - продюсер Екатерина Воронова - в федеральном розыске.

В эти минуты в Москве художественный руководитель "Гоголь-центра" отвечает на вопросы следователей. Знаменитого режиссёра подозревают в организации хищения почти 68 миллионов рублей. Официальное обвинение пока не предъявлено, но в Следственном комитете Серебренников сейчас в новой роли. Из свидетеля он превратился в основного подозреваемого. Сюжетный поворот произошёл накануне, когда на съёмочную площадку в Петербурге явились следователи. Но ещё в мае на квартире у режиссера и в театре прошли обыски.

Худрука московского "Гоголь-центра" задержали в петербургском "Голицын-холле". По данным "Известий", именно здесь Кирилл Серебренников в последние дни работал над новым фильмом о первом альбоме группы "Кино" и появлении на советском музыкальном небосклоне звезды по имени Виктор Цой. Рабочее название фильма – "Лето". О том, что оно кончится так скоро, ни Серебренников, ни его адвокат не подозревали.

"Никто никогда не думал ни о каком задержании, мы приходили сюда по первому звонку, когда были следственные действия", - сообщил адвокат Дмитрий Харитонов. Эти слова десяткам журналистов адвокат знаменитого режиссера сказал у дверей Следственного комитета в Москве, куда Серебренникова этапировали этой ночью. Из слов представителей СК понятно: худрук известного театра, возглавлявший параллельно еще несколько художественных проектов, больше не свидетель по делу о хищении денег из госбюджета.

По словам представителя СК РФ Светланы Петренко, режиссер задержан по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта "Платформа". Ему будет предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Проект "Платформа" - это экспериментальные спектакли, концерты, лекции, визуальные перформансы, созданные в рамках "Седьмой студии", некоммерческой организации, начинавшейся как экспериментальный режиссерско-актёрский курс Кирилла Сереберенникова. Спектакли очень смелые, порой за гранью скандала. Еще одно необычное менеджерское решение: "Седьмая студия" была зарегистрирована прямо в московской квартире Серебернникова. Именно туда в конце мая этого года пришли с обыском, но режиссер тогда фактически отделался лёгким испугом – никаких обвинений ему не предъявили, лишь изъяли загранпаспорт.

По версии следствия, с 2011-го по 2014-й "Седьмая студия" получила из госбюджета 200 миллионов рублей. Последний транш – 68 миллионов был выделен три года назад как раз на проект "Платформа". И вот в том, что деньги пошли именно на его осуществление, у следователей есть большие сомнения. Например, на самый крупный проект "Платформы" – "Медиафестиваль" был заключен контракт с некой фирмой "Инфостиль". Больше миллиона на "техническое обеспечение" было переведено на её счета. После этого фирма исчезла, деньги тоже. Подобная схема, говорят эксперты, давно и хорошо известна.

"Создаются фирмы-однодневки, прокладки, на которые денежные средства списываются. Проходит какое-то время, создаются поддельные документы о том, что произведены некие работы, которых на самом деле не было. А деньги уже получены мошенниками", - сообщил бывший оперуполномоченный по особо важным делам, адвокат МКА Евгений Черноусов.

О существовании подобных схем на одном из допросов рассказала Нина Масляева, бывший главный бухгалтер "Седьмой студии". Она с мая находится под арестом в СИЗО, и её показания недавно огласили в суде, где рассматривался вопрос о продлении срока содержания под стражей. Видимо, после этого следователи решили изменить и процессуальный статус Серебренникова. Депутат Госдумы Евгений Фёдоров, написавший запрос о проверке "Седьмой студии" еще 2 года назад, уверен, что в этом деле нет никакой политики. И перед законом все должны быть равны, невзирая на звания, награды и популярность.

"А то, что у нас несколько губернаторов посадили за коррупцию, это тоже политика? Просто государство пытается навести порядок в финансах. Если ты получил деньги от государства, ты за них отвечаешь. Есть понятие «сценарист», "режиссёр». А есть понятие «директор». Серебренников взял функцию «директора», финансового обеспечения проекта, это значит, что он брал деньги", - считает депутат ГД РФ Евгений Федоров.

На вопрос о том, в каком статусе Кирилл Серебренников на этот раз выйдет из здания Следственного комитета, ответ даст сегодняшний день. Единственное, в чем уверены соавторы фильма о Викторе Цое, – их проект будет завершен, вне зависимости от того, закроется ли за ушедшим со съемочной площадки под конвоем режиссером дверь изолятора.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то