Юлия Пастрана: женщина-орангутанг. На лицо ужасная, добрая внутри: жизнь и смерть бородатой Хулии, женщины-обезьяны из Мексики Столпотворение в «Эрмитаже»

Мексиканка Юлия Пастрана младенцем была найдена в 1834 году в лесах Сьерра-Мадре. Несмотря на нормальное телосложение, у нее было лицо, похожее на морду орангутанга, которую дополняла окладистая черная борода. Она имела колоссальный успех, выступая в цирке. И поговаривают, что ей было сделано 20 предложений руки и сердца. Умерла она в возрасте 26 лет при родах.

В середине 19 века известному американскому шоумену Тейлору Барнуму пришла в голову идея получать прибыль, показывая в цирках уродов. Первым экспонатом была рабыня-негритянка, которую он демонстрировал как 161-летнюю няню самого Джорджа Вашингтона. Затем последовали лилипуты, сиамские близнецы и прочие диковинные создания – ошибки природы. Стали образовываться также музеи «курьезных редкостей» (паноптикумы), в которых выставлялись феномены, за осмотр которых обыватели выкладывали немалые деньги. Предприимчивые дельцы покупали у родителей их уродливых детей, или же приглашали на работу взрослых «феноменов» в шоу «фриков».

Но, пожалуй, наибольшего успеха у публики добилась женщина-монстр из Мексики Юлия Пастрана. Ребенком ее обнаружили крестьяне в лесах одного из хребтов Кордильер, вдали от населенных мест. Было совершенно непонятно, как она туда попала. Но, когда девочка выросла, приемные родители продали ее содержателю паноптикума, который стал демонстрировать это чудо за деньги. Многие отмечали, что в облике девочки было что-то нечеловеческое, а лицом она напоминала орангутанга. Она поражала и приводила в ужас многих. Казалось, что девушка, по выражению очевидца, « легко может укусить себя за ухо».

Вот как ее описывал современник: «Руки ее красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у нее огромные, глаза черные, быстрые и в очертании длинные и узкие. Лоб низкий и сплющенный, нос широкий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде и бакенбардах черные, как смоль, и вообще, все лицо покрыто ими». Вот еще одно описание: «Щеки, подбородок ее покрыты густыми волосами. Усы довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами».

Впрочем, Юлия не была умственно отсталой и могла неплохо поддерживать разговоры на любые темы, знала два языка. Она быстро освоила цирковое искусство. Впрочем, ей не надо было сильно стараться, чтобы вызвать эмоции у зевак. Номер был прост. Пастрана обходила по барьеру цирковую арену несколько раз, обольстительно улыбаясь зрителям, заговаривая с ними и посылая воздушные поцелуи галерке. Впоследствии она выучила несколько песен и даже танцевала. Впрочем, ее пение пугало зрителей странными горловыми звуками.

Проведя успешные гастроли в Германии и Англии, в 1858 году Пастрана прибыла в Москву. В газете "Ведомости московской городской полиции" было опубликовано следующее объявление: «В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину».

Пожалуй, в России ее ждал самый грандиозный успех. В течение июля Пастрана дала восемь представлений. Хозяин цирка Шлезак чуть не плакал от досады, ведь его балаган не мог вместить всех желающих. Более 200 человек каждый раз возвращались домой, как говорится, несолоно хлебавши, из-за невозможности приобрести билет.

Юлия постоянно меняла свои костюмы - появлялась на эстраде то в тунике греческой богини, то в костюме американского матроса. Она танцевала испанские танцы, пела. Вся Москва обсуждала ее гастроли. Позже даже вышла в свет книга «Удивленная Москва в толках и анекдотах о знаменитой мисс Юлии Пастране».

Впрочем, некоторые гуманисты писали возмущенные статьи, так как считали, что «…жертва каприза природы сделалась игрушкою жадных корыстолюбцев». Автор одной из статей признавался, что смотрел на представление с тяжелым чувством и вопрошал читателя: «Зачем же водить эту женщину по толпе, как ученого зверя?» Впрочем, нездоровое любопытство брало верх над человеколюбием, и ажиотаж вокруг Пастраны продолжался.

О ней стали даже рассказывать сплетни и было невозможно понять, где кончается правда и начинается ложь. Некто Аскоченский, известный сплетник Москвы того времени, вначале высмеивал ее представление, затем делал недвусмысленные намеки: «дикая певица, сделав обычный книксен, завыла какой-то испанский романс, говорю -- завыла, потому что в голосе ее есть ноты, сильно напоминающие вой шакала». Далее он сообщал о… сватовстве к ней, и как Пастрана "ловко отвечала искателям ее руки… "

Сплетники говорили даже о количестве воздыхателей – их было якобы 20, и называли имя одного - 53-летнего толстяка-англичанина Роджера Барка. Этот «жених» весил 240 килограммов и имел огромный живот! Но то ли он был Юлии не по нраву, то ли девушка была разборчивой невестой, но свадьба не состоялась.

Впрочем, у Пастраны все же имелся какой-то тайный возлюбленный, от которого в Германии она родила мальчика. Роды были очень тяжелыми, понадобилось кесарево сечение, и от потери крови Юлия умерла. Ее младенец также погиб и, как рассказывают врачи, был похож на мать (весь покрыт волосами).

Но тело Пастраны не оставили в покое даже после смерти. Содержатель паноптикума Гаснер забальзамировал ее и выставил в своем "музее" - под стеклянным колпаком. Ее тело демонстрировали в Пассаже Петербурга.

Как вспоминал актер Василий Далматов, «одета и причесана она была точно так же, как во времена своих выступлений. У ног ее лежала официальная бумага, удостоверявшая, что обмана тут никакого нет и экспонат подлинный. Большие черные глаза забальзамированной чудо-женщины глядели на посетителей паноптикума ласково, точно живые. И в них были грусть и укор...».

Она родилась в племени индейцев, была продана в цирк еще в детстве, прославилась на весь мир как самая уродливая женщина, много путешествовала, имела бешеный успех среди мужчин, умерла в возрасте 26 лет в холодной Москве и была погребена в родной Мексике спустя 153 года…

Своим примером женщина-обезьяна Хулия Пастрана доказала, что красивая внешность не главное. Большую часть жизни Хулию не считали представителем человеческой расы. Но при этом она была добра, сделала неплохую карьеру и заработала уйму денег. В целом ее жизнь полна тайн и загадок. Когда она стала выступать на Бродвее, реакция на нее была, как правило, очень жестокой: люди в зале, видимо, приходили в ужас от того, что она выглядела как монстр, но при этом грациозно танцевала и пела как ангел.

При взгляде на ее фотографию понимаешь, как же жестоко обошлась с этой девушкой судьба, не дав ей абсолютно ничего привлекательного и собрав все недостатки: крошечный рост (всего 140 см), грубые и абсолютно лишенные очарования черты лица, кривые зубы, а самое главное - ужасная волосатость по всему телу.

Чарльз Дарвин описал эту женщину так: «Испанская танцовщица Юлия Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у нее густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причем один ряд помещен в другой».

Следует заметить, что девочка родилась в индейском племени. То есть была индианкой по происхождению. Но о ее детстве и юности известно очень мало. Считается, что она до 1854 года работала горничной в одной зажиточной мексиканской семье. Затем ее увидел американец с фамилией Райтс. Он уговорил девушку поехать в Штаты и там зарабатывать большие деньги, участвуя в шоу уродов. Уже в Нью-Йорке уродливую женщину перекупил Теодор Пост, специализирующийся на подобных шоу.

По другой версии, Теодор Пост выкупил девочку еще в 10-летнем возрасте прямо у матери. Он научил ее петь, танцевать, а также говорить, читать и писать на трех языках. После этого девушка поехала в мировое турне под именем Бородатой Леди.

На своей уродливой внешности в те времена женщина смогла неплохо заработать. Посмотреть на живой экспонат приходили толпы людей. Вдобавок к своей экзотической внешности девушка была очень пластичной и неплохо танцевала.

Первое ее выступление состоялось в Нью-Йорке, в Готическом зале. Успех был оглушительный! Вскоре Хулия гастролировала по многим городам, собирая залы и богатея день ото дня. Согласно сохранившимся статьям в газетах тех лет, Хулия была настолько популярна, что ее внешность не отталкивала молодых людей, они вились вокруг девушки, стремясь если не добиться ее благосклонности, то хотя бы потанцевать с ней. По многочисленным воспоминаниям современников, Хулия была добросердечна, всегда весела, мила, неглупа.

Слава о Хулии дошла и до Европы, куда та отправилась с гастролями в конце пятидесятых годов. Гастроли не мешали личной жизни Хулии. Может показаться, что мужчины хотели добиться ее внимания, чтобы заполучить особу, которой нет у других мужчин и которой можно хвалиться перед друзьями. Хулии неоднократно делали предложения руки и сердца, но она отказывала всем претендентам. Причина - их недостаточно наполненные деньгами карманы. Девушка зарабатывала неплохо и не хотела, чтобы к ней «присасывались» альфонсы, готовые ради денег терпеть ее волосатое личико.

В результате мужем Хулии стал ее тогдашний антрепренер Теодор Лент. По его признанию, он не любил свою невесту, а лишь хотел, чтобы все заработанные ими деньги (а их было немало) не ушли на сторону, к кому-нибудь другому. Брак был заключен в 1857 году.

В 1859 году семейная пара приехала выступать в Россию. Вот как анонсировали ее выступление в рекламке, распространяемой на московских ярмарках: «А вот бразильская обезьяна Юлия Пастрана! Немец мудреный посадил в клетку и за деньги кажет, про нее историю расскажет! А его чудище в кринолиновой юбище!» Такая балаганная афишка-лубок была рассчитана на простую публику. Для господ посолиднее тон сообщений был иной: «В саду «Эрмитаж» большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором из­вестнейший феномен мисс Юлия Пастра­на будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром. Дети платят половину».

В Москве, как и везде в мире, Хулию ждал оглушительный успех. Федор Тютчев в письме жене возмущался падением нравов: надо же, богатые московские господа заплатили этой женщине-обезьяне 200 рублей просто за то, чтобы она с ними пообедала, а потом погуляла по парку под ручку. (Для понимания: в те годы билет на выставку передвижников стоил 30 копеек, а за 400 рублей Третьяков как раз купил первую картину для будущей галереи.)

Но слава и счастье длились недолго. В 1860 году в Москве Хулия Пастрана родила ребенка, такого же, как и она сама. Малышу повезло меньше, и он смог прожить всего лишь три неполных дня. Да и сама Хулия не перенесла сложных родов и умерла спустя пять дней. Ей было всего 26 лет.

Казалось бы, со смертью Хулии закончились ее шоу и мировые показы. Однако нашлись люди, которые сочли, что и после смерти Пастрана должна быть показана людям. Муж Хулии нашел в Москве профессора Суколова, который изготовил из Хулии и ее ребенка мумии. Забальзамированные тела поместили в стеклянный короб, и выставки продолжились. Правда, вскоре Суколов решил забрать мумию в анатомический музей, но муж Хулии воспротивился этому.

В 1862 году по предъявлении надлежащих документов о законном браке Лент выиграл суд. Но власти запретили ему участие в научных выставках: не дури голову, парень, все же понимают, что у тебя обычное коммерческое предприятие. Лент чуть позже женился снова, и опять на бородатой женщине, которую выдавал за сестру Хулии (хотя, судя по фото, это была обычная европейка). После чего стали они колесить по градам и весям - Лент, его нынешняя бородатая жена, тела прежней бородатой жены и их общего младенца, тоже бородатого.

Но, видно, здесь тот случай, когда жадность фраера сгубила. В 1880 году в Петербурге Лент попал в психиатрическую больницу, где вскоре умер. Имущество перешло второй жене. Та увезла мумии в Германию, пыталась выставлять, однако у нее бизнес не пошел. Чтобы не мучиться более, женщина просто продала экспонаты человеку, у которого арендовала зал.

На несколько десятилетий про мумии забыли, появились они вновь в 1921 году, в «Комнате ужасов» норвежского господина Лунда. Там они выставлялись вплоть до 1970 года, пока в Норвегии не начались волнения. В итоге летом 1976 года разъяренные молодчики ворвались на склад «Комнаты ужасов» и изуродовали мумию ребенка, а мумию Хулии украли. Где она была последующие десятилетия, неизвестно, но в 1990 году ее обнаружили в Осло, в Институте судебной медицины. Начались разговоры, что пора бы перестать выставлять женщину, как зверя, для всеобщего обозрения, а необходимо по-человечески похоронить ее.

В конце концов гроб с останками Хулии был передан мексиканскому послу в Дании во время церемонии в университетской больнице Осло и затем отправлен в Мексику. После римско-католической мессы в церкви города Лейва «женщину-обезьяну» похоронили на местном кладбище под звуки национальной музыки. Умершая в 1860 году Хулия Пастрана была похоронена лишь 12 февраля 2013 года (спустя 153 года). Пусть сама она не была красавицей, но ее последняя обитель была очень красивой: Хулию положили в белоснежный гроб, украшенный нежными белыми розами и лилиями.

Родилась Юлия Пастрана (Julia Pastrana) предположительно в 1834 году в Мексике (Sinaloa, Mexico), в семье коренных жителей. Несчастная девочка получила врожденное заболевание гипертрихоз, а попросту – избыточные рост волос. Так, тело Юлии было сплошь покрыто жесткими черными волосами. Кроме того, уши, нос и зубы ее были непомерно большими, что делало ее внешность очень схожей с обезьяньей. Известно, что позднее интерес к Пастране проявлял сам Чарльз Дарвин (Charles Darwin), который довольно подробно описывал ее внешность в своих трудах.

Вообще, история детства Юлии остается загадкой, известно лишь, что в какой-то момент в начале 1830-х одна индейская девушка попала в плен к враждебному племени, а когда ее нашли, с ней вместе была маленькая девочка. Девушка утверждала, что ребенка она нашла в лесу. Позднее малышку крестили как Юлию Пастрану, она выросла и работала служанкой в доме губернатора штата. Местные относились к волосатости девушки привычно, а чужих она встречала не так часто.



В какой-то момент она повстречалась с неким американцем, который был поражен не столько необычной внешностью девушки, сколько возможностью заработка, которую эта внешность могла принести. Он убедил Юлию отправиться с ним в Штаты, и так и началась работа Пастраны на всевозможных шоу и выставках. Позднее она перебралась в Англию (England).

Кстати, она была прекрасной танцовщицей, несмотря на свой малый рост, а ее оригинальная внешность привлекала огромное количество поклонников. Впрочем, остается только гадать, были ли это по-настоящему влюбленные мужчины или охотники за наживой, ведь из внешности Юлии удавалось извлекать неплохие деньги. Один из таких воздыхателей – Теодор Лент (Theodore Lent) – и стал в итоге мужем Пастраны.

Девушка выучилась английской и испанской грамоте, она писала и читала на обоих языках, а, кроме того отлично шила и готовила.

В середине XIX века Бородатую женщину можно было увидеть на европейских шоу, а позднее Пастрана прибыла в Россию. Шел 1860 год, и именно в Москве Юлия родила своего ребенка. Увы, малыш, так же, как и мать, покрытый волосами, прожил всего несколько дней, а сама Пастрана так и не смогла пережить осложненные роды. Она скончалась спустя 5 дней. Кстати, по другой информации, умерла Юлия Пастрана вовсе не в Москве, но в Германии (Germany).

Смерть Юлии, которая была гвоздем гастрольной программы, никак не вписывалась в планы ее мужа Тео Лента. Так, он все же нашел выход и не прервал своего тура. Связавшись с московским университетским профессором Суколовым (Professor Sukolov), он нашел возможность мумифицировать тело Юлии и ее малыша. После этого Лент поместил их в специальный стеклянный шкаф и продолжил показывать Бородатую женщину.

Позднее он женился вновь, причем тоже на женщине с симптомами гипертрихоза. Он назвал ее Зенора Пастрана (Zenora Pastrana) и тоже делал с ней шоу. Лент прожил до 1884-го, а позднее оказалось, что обе мумии – Юлии и ребенка - пропали.

Лучшие дня

Позднее мумии появились в Норвегии (Norway), в частной коллекции. До 1970-х мумии выставлялись, однако в какой-то момент общественные протесты не дали возможности выставлять их. В 1976-м тело малыша было изуродовано вандалами. Тело Юлии Пастраны, так и не захороненное находилось в Норвегии еще много лет, хранилось оно в Институте судебной медицины в Осло (Oslo). Лишь в 2012 году Норвегия согласилась передать его Мексике.

В феврале 2013 года мумия Пастраны была доставлена в город Синалоа де Лейва (Sinaloa de Leyva), неподалеку от места, где она родилась. Так, спустя более чем 150 лет после смерти, останки несчастной Юлии Пастраны, наконец-то, упокоились в земле.

Спустя 152 года после того, как скончалась бородатая женщина Юлия Пастрана, ее мумифицированные останки будут переданы на родину, в Мексику, где их, наконец-то, ждет захоронение. Современники называли Юлию "женщиной-обезьяной" из-за того, что все ее тело было покрыто густыми волосами, а на лице, которое напоминало морду гориллы, росла борода. На протяжении почти двух десятилетий ее возили по Европе и Америке и выставляли на публику как диковинное животное, а толпы людей в просвещенных столицах валом валили, чтобы увидеть редкое "чудовище".

Лишь в XX веке стало понятно, что ее уродство было вызвано болезнью, но в XIX столетии находчивые хозяева-импрессарио перекупали Юлию друг у друга, чтобы выставлять напоказ за деньги, следуя моде на демонстрацию всевозможных уродств. Ею заинтересовался сам Чарльз Дарвин, а сторонники теории эволюции считали, что она является "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. И все же удивительное жизнеописание этой женщины-урода говорит о том, что чудовищами на самом деле были все действующие лица этой истории, кроме нее самой. Впрочем, называть окружавших ее людей монстрами было бы все-таки преувеличением: таковы были нравы того времени, да и в XX столетии люди продолжали выставлять напоказ останки Юлии и ее умершего в младенчестве сына, собирая с публики деньги за билеты.

Лишь в августе 2012 года было принято решение о том, что университет Осло, в котором мумия хранилась на протяжении 15 лет под предлогом необходимости ее научного изучения, должен передать ее мексиканским властям для предания земле. После запроса от журналиста мексиканской газеты Reforma, Департамент образования и науки Норвегии выяснил, что останки Пастраны так и не были исследованы, и попросил университет оценить степень необходимости их изучения. Департамент постановил, что если никакие научные работы проводить не надо, мумию женщины необходимо захоронить. 4 июня Национальный комитет Норвегии по анализу исследований человеческих останков опубликовал заявление, в котором призвал власти предать земле Юлию Пастрану. Авторы ссылались на общие этические принципы уважения к человеку, а также предположили, что воспитанная в католической традиции Юлия должна быть похоронена по христианскому обряду.

В заявлении подтверждаются основные факты биографии женщины и диагноз болезней, вызвавших ее уродство. Причиной ее необычной, жутковатой внешности был гипертрихоз - заболевание, сопровождающееся ростом волос по всему телу, в том числе, на лице, а также гиперплазия (избыточный рост тканей). Следствием этой болезни стало то, что уши, нос и челюсти Юлии были очень крупными, а зубы - иррегулярными: врожденное уродство сделало ее похожей, скорее, на обезьяну, чем на человека. Рост ее составлял около 150 сантиметров, что, в принципе, является нормой для человека, и у нее было совершенно нормальное телосложение. Ученые из Осло подтвердили, что она родилась в 1834 году в семье мексиканских индейцев, однако документальные свидетельства о ее жизни появляются лишь в 1854 году - в этот момент она была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Нью Йорке.

По словам врача и историка медицины из Университета Кардиффа Яна Боденсона, написавшего книгу о Пастране, 20-летнюю Юлию открыл миру американец М. Рейтс (M. Rates). Девушка работала прислугой в доме губернатора мексиканского штата Синалоа. Увидев ее, Рейтс понял, что на ней можно неплохо заработать. В Нью-Йорке, куда он привез ее, Юлия привлекла внимание не только зевак, но также журналистов и ученых, которые проводили научные исследования, пытаясь объяснить причины ее необычной внешности. Профессор Александр Мотт (Alexander Mott) назвал ее "самым удивительным из существующих созданий", а доктор С. Брaйнерд (S. Brainerd) даже заявил, что она являет собой отдельный новый вид. Пока ученые спорили, девушку - с нехитрой целью наживы - перекупали друг у друга "импрессарио", которых, по всей видимости, можно смело назвать "хозяевами".

Несмотря на уродство, Юлия отличалась грациозностью, кроме того, она пела и танцевала. Есть свидетельства того, что на одном из военных балов она танцевала с офицерами. Многие также отмечали, что у нее приятный мелодичный голос. Помимо своего родного языка, она владела английским и испанским, ей нравилось путешествовать, готовить и шить. Во время ее "турне" по Европе власти Германии запретили выставлять ее, и после этого она играла в театре, закрыв лицо маской, до тех пор пока обман не раскрылся. О Юлии писали, что она хорошо воспитана, дружелюбна, обладает тягой к знаниям и вполне охотно разрешает ученым проводить над ней исследования. Тем не менее, все это время продолжались дебаты относительно того, каким животным она являлась.

Эти споры получили новое развитие в Лондоне, куда ее привез новый владелец по имени Теодор Лент (Theodor Lent). В книге "Викторианское чудо: Юлия Пастрана, бородатая и волосатая женщина", ее авторы Дж. Браун (J. Browne) и С. Мессенджер (S. Messenger) утверждают, что девушка приехала в британскую столицу вскоре после публикации скандальной работы Чарлза Дарвина "Происхождение видов" и в связи с этим некоторые сторонники теории эволюции называли ее "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. Сам Дарвин тоже обратил на нее внимание, она даже упоминается в его работе "Изменение животных и растений в домашнем состоянии" (1868) как "испанская танцовщица, у которой росла густая борода, как у мужчины".

"Замечательные из женихов Юлии Пастраны", рисунок XIX века
(Нажмите, чтобы увеличить)

Считается, что руки бородатой барышни добивались десятки поклонников, сама она утверждала, что отвергла предложения руки и сердца по меньшей мере 20 претендентов. Возможно, именно для того, чтобы снять вопрос о браке и сохранить источник дохода, ее менеджер Лент женился на ней в 1857 году. Однако, судя по всему, у Лента были и другие помыслы - через два года выяснилось, что Юлия беременна.

Перед этим она успела посетить с "гастролями" Россию, где Юлия произвела фурор. В книге "Тайны XX века" писатель Геннадий Черненко приводит слова знаменитого русского актера Василия Далматова: "Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня". Писатель также приводит сообщение газеты "Ведомости московской городской полиции": "В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину".

Черненко также цитирует статью петербургской газеты "Северная пчела", в которой утверждалось: женщина является жертвой каприза природы, ставшей игрушкой в руках жадных корыстолюбцев. Газета также сообщала, что даже изображения ее служат источником дохода: "Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо". В саду "Эрмитаж" московская публика, точно так же, как перед этим американская и европейская, толкалась и давилась, чтобы увидеть выставленную напоказ "женщину-обезьяну". Юлия Пастрана приобрела в России такую известность, что о ней даже упомянул Лев Толстой в рассказе "Поликушка".

Впрочем, вскоре ее злосчастная карьера оборвалась трагическим образом, причем именно в России. В марте 1860 года она родила ребенка, который унаследовал ее волосатость и неправильное строение лица. Она скончалась от послеродовых осложнений через пять дней после родов, ее сын умер спустя несколько часов после рождения. Однако ее муж решил, что смерть несчастной женщины не является достойным поводом для того, чтобы перестать на ней зарабатывать. Теодор Лент передал трупы жены и сына профессору Московского университета Суколову, который забальзамировал их доселе неизвестным способом: в отличие от египетских мумий, останки сохранили цвет и форму и в целом выглядели вполне натурально.

Лент продолжил "гастролировать", на этот раз выставляя мумии. К этому чудовищному турне присоединилась женщина, очень похожая на Юлию, которой он дал имя Зенора. Видимо, она страдала теми же болезнями. В 1880 году они поселились в Петербурге и открыли музей восковых фигур. В конце жизни Лент сошел с ума - он закончил свои дни в психиатрической лечебнице. Но мрачная история Юлии не прекратилась и с его смертью. Мумиями Пастраны и ее сына завладела Зенора, передавшая их в Германию, где их выставляли на множестве ярмарок. Затем они попали в Вену и на протяжении нескольких десятилетий переходили из рук в руки, пока в 1990 году не обнаружилось, что они находятся на хранении в Институте судебной медицины в Осло. Коллегия Университета Осло еще в 1994 году рекомендовала предать земле останки Пастраны, взяв образцы ДНК для дальнейших исследований. Потребовалось почти 20 лет для того, что этот призыв был наконец-то услышан.

Хулия Пастрана (1834-1860) - мексиканка. Родилась на западе Мексики в глухой горной деревушке. От рождения страдала гипертрихозом. Это повышенная волосатость тех участков тела, для которых не свойственен волосяной покров. У Хулии всё тело, а также лицо были покрыты жёсткими чёрными волосами. Волосы не росли лишь на ладонях рук и подошвах ног. Нос, уши и зубы имели непропорционально большую величину. Всё это давало сходство с крупной обезьяной. В добавление к этому мексиканка имела рост всего 140 см, и за ней прочно закрепилось прозвище женщина-обезьяна.

Чарльз Дарвин описал эту женщину так: "Испанская танцовщица Юлия Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у неё густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причём один ряд помещён в другой".

Дарвин ещё не знал, а в наше время такой дефект во рту называется гиперплазией дёсен. При нём наблюдается не только дефект зубов, но также значительное утолщение дёсен и губ. Это даёт большое сходство с обезьяной.

Следует заметить, что девочка родилась в индейском племени. То есть была индианкой по происхождению. Но о её детстве и юности известно очень мало. Считается, что она до 1854 года работала горничной в одной зажиточной мексиканской семье. Затем её увидел американец с фамилией Райтс. Он уговорил девушку поехать в Штаты и там зарабатывать большие деньги, участвуя в шоу уродов. Уже в Нью-Йорке уродливую женщину перекупил Теодор Пост, специализирующийся на подобных шоу.

По другой версии Теодор Пост выкупил девочку ещё в 10-летнем возрасте прямо у матери. Он научил её петь, танцевать, а также говорить, читать и писать на 3-х языках. После этого девушка поехала в мировое турне под именем Бородатой леди.

Заработки Хулии Пастраны были чрезвычайно высокими. Поэтому Пост задался целью выдать свою подопечную замуж за богатого господина. Но затем по каким-то причинам Теодор решил сам жениться на ней. Свадьба состоялась в 1857 году. А в 1859 году семейная пара приехала выступать в Россию.

Однако вскоре обнаружилось, что женщина беременна. В 1860 году она родила в Москве мальчика. Его тело, как и тело матери, было полностью покрыто волосами. Младенец прожил всего 3 дня и скончался. Сама же Хулия заболела родильной горячкой и умерла через 2 дня после смерти своего сына.

Теодор Пост, по всей вероятности, был чрезвычайно практичным человеком, так как решил зарабатывать на жене и ребёнке даже после их смерти. Он нашёл в Москве специалистов по мумификации и мумифицировал усопших. Мумии были помещены в специальный шкаф, и убитый горем муж и отец начал демонстрировать их всем желающим за деньги.

Заработав на этом приличную сумму, предприимчивый американец продал мумии в музей курьёзов, который странствовал по всему миру. В 1880 году Теодор Пост попал в психиатрическую клинику, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Демонстрация мумии Хулии Пастраны

Что же касается мумий, то они переходили из рук в руки, пока не осели в Норвегии. Их в 1920 году приобрёл некий Лунд. В своём доме он организовал комнату ужасов, в которой показывал гостям разнообразных уродов, сотворённых природой.

В 1943 году фашистский режим постановил мумии у Лунда изъять и выставлять их на всеобщее обозрение, а вырученные деньги переводит на государственные нужны. Затем режим поменялся, но иссохшие тела Хулии и её ребёнка продолжали демонстрировать зрителям.

В середине 70-х годов их поместили в закрытое хранилище. Здесь их изрядно подпортили мыши. Мумию ребёнка они вообще съели, а мумия матери пропала в 1979 году. Но полиция её нашла и передала судебным медикам в Осло. Те запечатали мумию в ящик и хранили её в таком состоянии вплоть до 2012 года.

В апреле месяце указанного года останки бедной женщины передали мексиканским властям, и умершая на чужбине Хулия Пастрана наконец-то вернулась на родину.

Изображение Хулии Пастраны и белый гроб, в котором похоронили её останки

В мексиканском штате Синалоа состоялись торжественные похороны. С прощальной речью выступил сам губернатор штата. Он сказал, что несчастная женщина столкнулась с агрессией, жестокостью, человеческой чёрствостью и равнодушием, но, в конце концов, справедливость восторжествовала.

Останки несчастной покоились в белом гробу, а вокруг лежала целая гора венков, сплетённых из белых роз. На похороны собралась огромная толпа народа. В большинстве это были земляки усопшей. Все они пришли, чтобы выразить своё почтение женщине, на уродстве которой недобросовестные личности зарабатывали деньги.

По поводу похорон одна из самых крупных мексиканских газет написала: "Во вторник наконец-то нашла покой самая уродливая женщина планеты. Её останки предали родной земле через 153 года после кончины. Справедливый акт свершился по воле Бога и по воле честных людей".

Егор Ласкутников

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то