Возникновение земледелия. Эпоха неолита. Зарождение земледелия и скотоводства Кирпич. Новый каменный век. Палестина

Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».

Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.

Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.

А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.

Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.

Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).

Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!

Начало земледелия

Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока . Основной культурой при этом становятся злаковые.

Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»

Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.

При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.

Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.

21-03-2014, 06:24


На территории, занимаемой сегодня Россией, земледелие возникло позднее, чем в странах Древнего Востока и юга азиатского материка. Одна из главных причин этого - грандиозное оледенение, которое в четвертичный период охватило всю северную часть территории современной России, дошло до южных районов Украины, гор Тянь-Шаня и Памира.
Лишь по мере таяния ледников и отступления их на север здесь появилась растительность, а за нею и животный мир. Постепенно с юга русские равнины стали заселяться человеком, появились зачатки земледелия. Наиболее благоприятными условиями для развития земледелия отличалась южная часть центральных областей страны, где свободные от леса площади перемежались с лесными массивами, а почвы были довольно плодородны.
На территории Краснодарского края и Закавказья наиболее древние очаги земледелия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Территория от Днепра на востоке до Карпат на западе и до Балтийского моря на севере с конца третьего и во втором тысячелетии до новой эры была заселена нашими далекими предками славянскими земледельческими племенами антов и венед.
В средней полосе России (бассейн верхней Волги и Оки) переход от охотничье-рыболовецкого промысла к земледелию и скотоводству отражает так называемая дьяковская культура, названная по раскопкам древнего городища Дьяково под Москвой. Земледелием здесь древние россияне стали заниматься во второй половине 1 тысячелетия до новой эры - на грани эпохи бронзы и раннего железа.
В середине 1 тысячелетия до н. э. юг нашей страны населяли многочисленные племена скифов и сарматов. В основном они вели кочевой образ жизни, но имелись и оседлые племена, занимавшиеся земледелием. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э., земледельческие племена, населявшие низовья Днепра, Буга и Днестра, выращивали хлеба не только для себя, но и на продажу.
Византийский писатель Маврикий Стратег так писал о восточнославянских племенах, живших в лесостепных и лесных районах: «У них большое количество скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах), в особенности проса и пшеницы».
До середины 1 тысячелетия до н. э. (до освоения производства железа) обработка земли велась деревянными лопатами, роговыми или каменными мотыгами. Располагая такими примитивными орудиями, древние земледельцы не могли освобождать землю от леса. Поэтому обрабатывались лишь небольшие безлесные участки. Земледелие носило огородный характер с устройством гряд или клумб.
С появлением железных орудий - топора, мотыги, наконечников пахотных орудий - появилась возможность расчистить от леса значительные площади и распахать целинные земли (рис. 45). К этому времени земледельцы начали использовать животных в качестве тягловой силы.

Использование человеком животных, физически гораздо более сильных, чем он сам, позволило ему не только значительно увеличить силу своих мышц, но также дало возможность превращать грубые (не пригодные для человека) корма в полезную форму энергии. Освоение больших территорий стимулировало переход от огородного земледелия к полевому.
В это время земледелие стало играть значительную роль в жизни славян, оно отделилось от домашнего хозяйства. А поскольку земледелием преимущественно занимались мужчины, к ним перешло главенство в хозяйственной и общественной жизни. Так развитие земледелия определило смену матриархата патриархальной семьей - с главенством деда, отца или старшего брата.
Земледелие оставалось основным занятием всех славянских племен и на протяжении средних веков новой эры. Технология его основывалась на применении примитивных пахотных орудий, борон, железных серпов и деревянных цепов для обмолота хлеба. В земледелии господствовали зерновые культуры, тягловой силой в северных районах были лошади, а на юге быки.
Преобладало натуральное потребительское хозяйство. Часть продукции шла для обеспечения княжеских дворов с их дружинами и снабжения зарождавшихся городов. Продукцию продавали или обменивали на кустарные изделия горожан-ремесленников.

И рыболовство. Датировать время возникновения земледелия не приходится! С одной стороны, о самых начальных, самых примитивных формах выращивания съедобных растений мы не имеем никаких показаний. С другой стороны, в различных местах, в зависимости от местных условий, от наличия тех видов растений, которые могли быть культивированы, земледелие могло возникнуть раньше или позже. Совершенно искусственными представляются, поэтому, конструкции, по которым земледелие якобы возникло в одном месте земного шара и лишь оттуда распространилось по всему свету.

Как было упомянуто, существует мнение, которое относит возникновение земледелия уже к палеолиту, а именно, к ориньяко-солютрейской эпохе. Совершенно достоверно, однако, датировать земледелие только неолитом, для одних районов - ранним, для других - развитым. Так, возникновение земледелия в Средней Азии датируют 5-м тысячелетием до н. э., южнее восточноевропейской равнины, в районе Трипольской культуры, тоже в Закавказье,- 3-м тысячелетием до н. э., в Прибалтике, в центральных районах Восточной Европы, в районе Урала и в Южной Сибири - 2 тысячелетием.

Уже давно было высказано мнение, что изобретательницей земледелия была женщина. Это вполне вероятно.

По всем видимостям, земледелие развилось непосредственно из собирательства, ставшего, как мы знаем, специальной отраслью женского труда. Мы видели уже, что развитому собирательству свойственны некоторый уход за естественно произрастающими съедобными растениями и забота об их умножении. Вполне вероятна, поэтому, догадка, что женщина изобрела земледелие, наблюдая условия роста и созревания диких растений. Это делает честь наблюдательности женщины, а наблюдательность - мать изобретения.

На первых порах земледелие имело, конечно, очень ограниченные масштабы. Это было возделывание одного или растений разных видов вблизи жилища на сравнительно малом земельном участке. Но уже в таком примитивном виде земледелие давало уже новый, стабильный и не сложно добываемый вид сытной пищи. Естественно, что данному способу добывания средств для существования было предназначено развиваться с большей интенсивностью, отодвигая собирательство, охоту и рыболовство на второй, а быть может и еще более дальний план.

Болотное земледелие

Но для своего развития земледелию требуются соответствующие земельные участки. В первобытную пору не было готового поля. Кроме сухих неплодородных пустынь, вся почва или покрыта была лесом, кустарником или степными зарослями, либо существовали затопляемые низины болотистого типа. Сильно заросшая земля нуждалась в очистке и подготовке, что вынуждало применение большого труда на фоне недостатка необходимых орудий. В то время, как болотистые участки покрытые илом являли собой вполне пригодные плодородные участки для засева. Вполне вероятно поэтому, что в некоторых местностях земледелие стало развиваться именно на таких болотистых местах. Недаром болото или ил фигурирует в фольклоре различных народов в качестве символа плодородия. Возможно, что именно с таким «болотным» или «мокрым» земледелием были иногда связаны неолитические свайные поселки.

Ирригация

Для своего дальнейшего развития болотное земледелие требует все же особой земледельческой техники. Представляя естественные условия для плодородного произрастания посева, заливаемая болотистая земля может быть слишком обильна влагой. В таком случае оказывается необходимым регулировать накопление и распределение влаги при помощи системы каналов. Эту земледельческую форму мы встречаем у некоторых народностей, точнее на юго-востоке Азии, где рис является основным растением, культивируемый данным способом.

Подсечно-огневая система

Гораздо более сложным и тяжелым путем развивалось земледелие на сухих, покрытых растительностью местах. Но, преодолев все трудности, это «сухое» земледелие оказалось гораздо более прогрессивным, чем «мокрое», дав, в конечном счете, основной источник пищи большинству человечества.

А трудности были очень велики. Открытые места непригодны для земледелия: посев здесь подвергался выветриванию. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого надо было освободить нужный участок от растительности. Лучше всего было подготовить такой участок в лесу, где он оставался бы естественно защищенным деревьями. Опыт поджигания сухой травы и леса, знакомый собирателям и охотникам, дал мысль поджигать лес и сеять на выжженных местах. Так, вероятно, и делалось первоначально. Но, с одной стороны, поджечь растущий лес не всегда легко, с другой стороны, огонь - опасная стихия, которая, разбушевавшись, уж не знает предела и становится угрозой для самого человека. Возникала задача выжечь в лесу такой участок, какой именно требовался, и там, где это было наиболее удобно. Эту задачу решило развитие техники. Своего рода революцию произвел здесь скромный топор. Каменный топор, в его хотя бы самом примитивном виде, дал возможность вырубить лес и кустарник, чтобы затем, когда срубленное высохнет, все это сжечь. При этом в какой-то момент было сделано еще одно важнейшее открытие: оставшаяся от пожога зола является удобрением!

Так возникает подсечно-огневая система, ставшая ведущей формой возделывания земли в первобытных обществах, имеющая распространение и посейчас у некоторых народностей и племен.

Существует наивное мнение, будто подсечно-огневое земледелие - легкое дело. В действительности оно требует ряда последовательных, хорошо согласованных, сложных операций. Прежде всего, вырубка леса каменным топором, хотя в этом, как показывали наблюдения над отсталыми земледельцами, и достигается замечательная сноровка, дается все-таки далеко не легко.

Поэтому нередко вырубается только мелкий лес, а большие деревья остаются стоять, пока, после пожара, не высохнут и не упадут сами. Когда весь срубленный лес высохнет, он сжигается. Затем участок расчищается от недогоревших частей дерева и разравнивается, причем равномерно разбрасывается зола. Существенную операцию составляет, далее, разрыхление почвы. Затем следует сев, приуроченный как раз к наступлению дождливого времени. Засеянный участок требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы охранить от вытаптывания дикими зверями. Отчаянными врагами посевов являются в особенности крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов в несколько минут, как ураган, уничтожает засеянный участок. Необходимо и дальнейшее наблюдение за полем, в частности полка. Когда посеянное созревает, усиливается необходимость охраны участка от зверей, появляющихся теперь, чтобы пожирать молодые ростки. Давними врагами засеянного поля являются и птицы. Охрану посевов от мелких зверей и птиц обычно несут дети, криком и шумом отгоняющие непрошенных гостей. Но весьма древним изобретением является и наше огородное чучело. По крайней мере, оно широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых земледельцев. Наконец, наступает сбор урожая. Ряд видов культивируемых растений даст возможность собирать урожай не сразу, а в течение известного времени, по мере надобности. Для других видов создаются разные способы хранения урожая.

Как было сказано, подсечно-огневая система неизбежно сопряжена с истощением почвы и необходимостью смены обрабатываемых участков. Но с размножением человечества свободной земли становится меньше. С другой стороны, эта система ведет постепенно к гибели лесов. Все это в особенности сказывается в малолесистых районах. При таких условиях приходится все чаще возвращаться к одному и тому же участку, дающему, однако, все меньший урожай. Некоторым выходом из этого положения является так называемая плодопеременная система, или севооборот, т. е. засевание одного участка последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли изобретена эта система уже в первобытную эпоху, но она существует у ряда весьма отсталых племен. Так, туземцы Меланезии сеют последовательно ямс, таро и сахарный тростник, а затем на некоторое время оставляют участок под паром.

Мотыжное земледелие

Помимо топора, с помощью которого вырубается лес, одним из простейших орудий примитивного земледелия является та же простая копательная палка, имеющая заостренный и обожженный конец, которая участвует уже в собирательстве.

Иногда эта палка имеет плоское окончание. Отсюда свое происхождение ведет лопата или заступ. Иногда на копательную палку для тяжести надевается просверленный камень. Более совершенным и более широко распространенным орудием является мотыга. Поэтому ранняя форма земледелия обычно именуется мотыжной. В самом элементарном своем виде мотыга представляет собой обыкновенный сук или побег дерева с коротким отростком. Встречаются самые различные разновидности мотыги. Развиваясь, она становится составной, имея вместо естественного отростка прикрепленное к палке особое «лезвие», деревянное, каменное, костяное, из раковины. Орудием разрыхления земли служила на севере Восточной Европы суковатка - часть ствола ели с подрубленными и заостренными сучьями.

Таковы несложные орудия примитивного земледелия. Поэтому основную роль играет в нем человеческий труд, его организация и его разделение. По распространенному мнению, мотыжное земледелие составляет дело исключительно женщины. Это не правильно. Во-первых, это сложное и длительное дело требует коллективного организованного труда большой, хорошо сплоченной человеческой группы и, следовательно, возможно только при более или менее развитом родовом строе. Для подготовки участка у современных мотыжных земледельцев обычно соединяется несколько родственных групп. В ряде производственных процедур всем, и мужчинам с женщинами, и старикам и детям, находится дело по их силам и способностям. Вырубка леса производится мужчинами, но женщины часто вырубают кустарники. Расчищают вырубленный участок мужчины и женщины совместно, огораживают его мужчины. Разравнивание и взрыхление палкой или мотыгой составляет обычно дело женщины, в котором активное участие принимают и дети.

Нередко земля растирается просто руками и так тщательно, как этого не могла бы сделать ни одна машина. Сеют совместно мужчины и женщины: мужчина идет впереди и делает палкой ямки, женщина следует за ним и, доставая из плетеной сумки зерна, засовывает их в землю и заравнивает ее руками. Наконец, дальнейшие операции - уход за посевом и сбор урожая - составляют обычно дело исключительно женщин. Таким образом, в развитом мотыжном земледелии участвуют оба пола, причем преобладающая доля постоянного труда падает все же на плечи женщины. Можно, однако, предполагать, что в самом примитивном своем виде мотыжное земледелие действительно было делом исключительно женщины, тогда как мужчина оставил за собой область охоты. Но с развитием этой формы земледелия и ее усложнением в данную область производительной деятельности стал входить и мужчина.

В благоприятных условиях климата, в особенности, конечно, в тропиках, вновь расчищенный участок дает богатый урожай нескольких сезонов подряд. Затем, однако, земля истощается и при столь примитивной ее обработке дать больше не может. К тому же,- это особое значение имеет в более теплом климате,- если успешно растет посеянное, то еще более буйно растут сорняки. Борьба с сорняками - тяжелое дело, и современные отсталые земледельческие племена предпочитают расчистить новый участок, чем очищать от сорняков старый. Так, подсечно-огневая система необходимо оказывается связанной с частой сменой обрабатываемого поля и периодической подготовкой нового участка. Покинутый участок более или менее быстро зарастает, и, в зависимости от местных условий, к нему вновь возвращаются через меньшее или большее число лет. На севере Европы для этого требовалось 40-60 лет, в тропических странах, конечно, гораздо меньше.

Земледелие возникало не только в лесных районах, как это описано выше, но и в степных, например, в степной полосе Восточной Европы. И в этих географических условиях перед первобытным земледельцем стояли не меньшие трудности освоения обрабатываемой земли, в частности тягчайшая задача уничтожения покрывавшего землю мощного слоя вековой дернины. К сожалению, вопрос о возникновении земледелия в степных областях остается, можно сказать, совершенно неисследованным. Земледелие в степных районах не требовало тех передвижек, которые были связаны с подсечно-огневой системой, однако для восстановления плодородия почвы через несколько лет ее использования и здесь обрабатываемое поле оставлялось хотя бы на небольшой срок незасеянным, пока не начиналось вновь произрастание трав. И здесь, по-видимому, в технику обработки земли в той или иной форме входило применение огня. Эта система земледелия именуется залежной, или переложной. Надо еще заметить, что степное земледелие, в особенности в условиях сурового климата и малоплодородной почвы, могло быть в хозяйстве местного первобытного населения лишь второстепенной отраслью производительной деятельности, наряду с сохранявшими основное значение охотой и рыболовством.

Мотыжное земледелие стало основной отраслью производительной деятельности развитого первобытного общества. Оно было массово распространено и сейчас удерживается у некоторых отсталых племен и народностей. Мотыжное земледелие было распространено по всей доколумбовой Америке, по всей Африке между 18° северной и 22° южной широты, по всей Океании, Индонезии и по всему Индокитаю, в значительной части Индии, в части Китая и в ряде других местностей Азии. Широко была распространена эта форма обработки земли и по всей Европе в историческом прошлом. В отдельных местностях и у отдельных народов, например у ирокезов в Северной Америке, мотыжное земледелие с культурой маиса достигало очень больших масштабов и высокого технического уровня. Прекрасно обработанные, тщательно содержимые поля маиса ирокезов приводили в изумление европейских колонистов Америки.

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

Зарождение земледелия

Люди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.

Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалеку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зерна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.

Древнейшие орудия земледелия

Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.

Появление скотоводства

Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.

Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.

Скотоводы. Древнее наскальное изображение

Возникновение ремесла

Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить из одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жилье. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.

Древняя глиняная посуда

Примерно в это время люди научились изготавливать глиняную посуду. В ней можно было хранить продукты, готовить пищу. Так возникло гончарное дело. Люди научились также из волокон льна и шерсти домашних животных прясть нити, из которых ткали материю для изготовления одежды. Эта одежда получалась красивее и удобнее той, что делалась из шкур животных. Так появилось ткачество.

Переход к оседлости способствовал появлению у людей новых изобретений и совершенствованию орудий труда. У них начало развиваться ремесло, то есть изготовление различных изделий.

Начало обработки металлов

Около 7 тысяч лет назад люди научились обрабатывать металлы, первым из которых была медь. В Передней Азии, где были богатейшие залежи меди, люди порой находили руду прямо под ногами. Иногда она попадала в огонь, начинала плавиться и застывала причудливыми слитками. Люди подметили это, стали заливать расплавленную медь в специальные формы, отливая наконечники стрел, топоры, ножи и многое другое.

С помощью медных орудий труда стало легче обрабатывать дерево и кость. Но медь встречается редко, и поэтому изделия из нее были доступны далеко не всем. Почти одновременно с медью люди научились обрабатывать золото и серебро. Но эти металлы встречались еще реже, чем медь, и шли лишь на изготовление украшений.

Металлическая иголка и каменная форма для ее отливки

Подведем итоги

Освоив земледелие и скотоводство, человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал меньше зависеть от природы. Более быстрыми темпами пошел процесс совершенствования орудий труда, что привело к появлению нового занятия – ремесла.

10 тысяч лет назад Появление первых земледельческих поселений.

7 тысяч лет назад Начало обработки металлов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.

2. Где и когда возникло земледелие? Как называется древнейший способ земледелия?

3. Какое значение имел переход людей к земледелию и скотоводству?

4. Что такое ремесло? Расскажите о том, как оно появилось. Назовите два-три вида древнейших ремесел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Религия - это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то