Возникновение христианства. Принятие христианства Европой и Русское Православие


1. Из всех народов Европы, Россия приняла христианство (988 г.) в самых благоприятных условиях. К тому времени, церковные споры, несогласицы и становление Церкви кончились. Семь Вселенских Соборов (I-VII, 321-787 гг.) окончательно определили и утвердили все учение Православия. Уже существовала установившиеся Православная церковная культура, были монастыри и монахи, было много писаний святых отцов и т.д. и т.п. Кроме того, русские получили письменность на своем языке, и богатую византийскую культуру. Греческое духовенство безкорыстно учило и опекало Русскую Церковь, пока она не получила свою самостоятельность и своего русского патриарха Иова (1589 г.).
2. В Европе происходило все по-другому. У других европейских народов небыло такого драматического события как «Крещение Руси». Их крещение происходило в меньших масштабах, и в более скудных условиях. На пол тысячелетия раньше, после падения и раскола Римской Империи (476 г.), когда европейские народы еще не появились (оформились), когда происходили набеги диких варваров которые все перед собой уничтожали, когда другие народы бежали от них и создавалось переселение народов, в это неустойчивое время, отдельные монахи-миссионеры, вдали от всех, часто почти в одиночестве, постепенно, среди диких язычников, совершали подвиг христианской проповеди и крещения.
3. После падения Римской империи на ее месте образовались небольшие государства и племена на разных степенях развития. Многие из них проявляли агрессию против своих соседей, другие были мирные. С востока появлялись дикие племена варваров, которые все на своем пути сметали и уничтожали. От них бежали мирные племена, что привело к переселению народов. Все это приводило в смятение весь европейский континент. Принятие христианства часто было номинальное.
4. Казалось бы, что настал конец западно-европейской цивилизации, и что ее исторический цикл кончился. Но, благодаря христианской проповеди, произошло постепенное, медленное возрождение Европы на христианских началах. Подвигом отдельных героев, монахов-миссионеров, европейские народы и государства постепенно принимали христианство. Смятения, агрессия, вОйны и переселения тормозились, народы успокаивались и наступал мир. Зарождалась новая христианская Европа и Западная цивилизация. Так-как это происходило до 1054 г., то тогда в Христовой Церкви еще не было разделения между западной и восточной частями Церкви, т.е. не было Римо-католической и Православной Церквей.
5. Когда общество было в хаосе, монастыри стали единственными точками (центрами) мира и спокойствия. Там занимались сохранением культуры и оказыванием помощи нуждающимся и больным. Таким образом, на Западе, зародились многие школы, больницы и т.п.
6. Миссионерская работа еще усложнялась проповедью еретиков арианов. Эта вредная ересь распространилась, даже в Риме. Позже их проповедь пришлось исправлять.
7. Бог представлялся миссионерами как грозный судья, который требовал известного поведения, для того чтобы заслужить жизнь после смерти. Принятие христианства европейскими народами часто было неполное и новопросвещенные иногда возвращались обратно в язычество. Проповедь, богослужение и Священное писание часто были на латинском, для них непонятном языке. Иногда язычники прогоняли или даже убивали миссионеров. Бывало, что принимали крещение под угрозой смерти. Во всяком случае, новая вера оказалась миной замедленного действия, так как у многих оставалось чувство антагонизма. Эта мина постепенно срабатывала. Сперва появилась Реформация, потом безбожие, атеизм, секуляризм, а в наше время все нарастающая христофобия.
8. По сравнению с русским Православием, западное христианство содержит много языческого.

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на I Московском международном форуме «Религия и мир» (Москва, 13 декабря 2013)

Сегодня мы говорим о том, как взаимодействуют религиозные традиции на нашем Европейском континенте, в нашей стране и в нашем городе. Я думаю, что было бы правильно сейчас обратиться к той ситуации, в которой мы оказались после событий, происходивших в нашей стране в последние 25 лет, и сравнить ситуацию, сложившуюся у нас, с той ситуацией, которая складывается в странах Европейского Союза. Это необходимо сделать, потому что фактически мы имеем дело с конфликтом очень разноплановых ценностных систем.

Говоря об опыте нашей страны, следует отметить, что последние 25 лет были отмечены совершенно беспрецедентным возрождением религиозной жизни. Причем это возрождение коснулось всех религиозных традиций, всех тех, кто здесь присутствует – это и православные христиане, и христиане других конфессий, это и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Представители всех традиционных вероисповеданий Российской Федерации могут засвидетельствовать, что религиозное возрождение коснулось самым прямым образом каждую из представляемых ими конфессий. Так, для Русской Православной Церкви, которая является Церковью многонациональной и объединяет православных верующих не только России, но также других сопредельных государств, эти годы стали временем совершенно беспрецедентного воссоздания своих структур. Достаточно сказать, что мы открывали по тысяче храмов в год или по три храма в день. Я думаю, что в истории мирового христианства вообще не было подобных прецедентов.

В этом году мы вспоминали Миланский эдикт императора Константина, изданный в 313 году. Может быть, и тогда возрождение церковной жизни происходило с подобной скоростью, но, к сожалению, по тем временам мы не имеем статистики, а по нашим временам статистика имеется. И она говорит о совершенно беспрецедентном масштабе возрождения религиозной жизни. Например, на момент празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в русской Православной Церкви было 20 монастырей, а сейчас у нас их 805, и почти на каждом заседании Священного Синода мы принимаем решения об открытии новых монашеских обителей. А что такое монастырь? Это ведь не только стены, здания, но и люди, причем не те, кто просто пришел в храм на воскресную службу, а потом продолжает жить своей жизнью, − это люди, которые отказываются от семьи, от естественных для человека условий труда и отдыха и принимают на себя подвиг жертвенного служения. И все эти 800 с лишком монастырей наполнены сегодня монахами и монахинями − людьми, которые отреклись от мира для того, чтобы служить Богу.

Задумаемся об этом феномене и о том, что все это происходит в эпоху, которую на Западе называют постхристианской, потому что многие в западных странах уверены, что время расцвета христианства, да и вообще религии, далеко позади, что религия – феномен прошлого и современное человечество должно двигаться в сторону все большего и большего ухода от религиозных ценностей. Это, к сожалению, и происходит в целом ряде стран Европейского Союза.

Если 25 лет назад Советский Союз был атеистическим государством, а Европа напоминала нам о религиозных ценностях, даже прилагала усилия для того, чтобы защитить эти ценности, и мы не раз и не два обращались к нашим европейским партнерам по межрелигиозному и межхристианскому диалогу для того, чтобы защитить право наших людей исповедовать свою религию, то сегодня эти два мира как бы поменялись ролями. Ныне в нашем обществе наблюдается расцвет религиозных традиций, реальная, а не декларируемая свобода вероисповедания, а в европейском обществе все чаще и чаще мы наблюдаем случаи гонений на религию, дискриминацию по религиозному признаку и намеренное стремление вывести религиозные традиции из общественного пространства.

Одной из иллюстраций этого процесса является стремление целого ряда западных политиков изгнать религиозные символы из общественного пространства. На днях в Норвегии одна из ведущих телевизионных новостей была отстранена от своих обязанностей из-за того, что во время эфира у нее на шее висела цепочка с крестиком. Демонстрация главного христианского символа, по мнению руководства телеканала, могла стать источником раздора и преступлений. Давайте вдумаемся в эту логику: крестик на шее может стать источником раздора и преступлений. Я вспоминаю советские времена, когда у нас в школе учителя срывали крестики с учеников, если замечали, что за воротничком рубашки видна цепочка. А сейчас мы наблюдаем подобные явления в Европейском Союзе, который на весь мир декларирует демократические ценности, свободу вероисповедания и гордо ставит себя в пример другим странам, регионам, цивилизациям.

В настоящее время в Европейском Союзе политик не имеет права мотивировать свои поступки религиозными соображениями. Когда мэр французского города Арканг Ж.М. Коло по религиозным соображениям отказался регистрировать однополый союз, ему выставили претензии и сейчас этому человеку грозит тюремное заключение и штраф за дискриминацию. При этом солидарность с ним выразили 20 тысяч французских градоначальников и их заместителей, входящих в организацию «Защита детства». Но к их голосу никто прислушиваться не будет, как никто не прислушивается к голосу людей, которые вышли на многотысячные демонстрации после того, как во Франции был принят закон о признании однополых союзов в качестве одной из разновидностей брака. В общей сложности более миллиона человек приняло участие в этих демонстрациях, их разгоняли дубинками и слезоточивым газом, и руководство Франции проигнорировало эти протесты, которые говорят о том, что политика французского государства так же, как и многих других европейских государств, идет в разрез с общественным мнением − мнением большинства − и является, по сути дела, насильственным навязыванием людям идеологических установок, которые нарушают традиционный жизненный уклад.

Сегодня в Европе господствует нравственный релятивизм, то есть представление о том, что каждый человек или сообщество может устанавливать для себя собственную шкалу нравственных ценностей, которая необязательно должна соотноситься с общечеловеческими ценностями. В этом контексте сегодня происходит целенаправленный демонтаж семейных ценностей, основанных на христианской традиции. Казалось бы, что может быть очевиднее семейных ценностей, ведь все религиозные традиции − например, тех, которые присутствуют в этом зале, − единодушно свидетельствуют, что брачный союз между мужчиной и женщиной имеет Богом установленную природу и что благословение Божие выражается в том, что у семейной пары должно быть столько детей, сколько благословит Бог, а не столько, сколько они сами запланируют.

На Западе сейчас господствует совершенно другая установка: браком может быть объявлен любой союз людей любого пола и в любом количестве. При этом любому такому союзу дается право усыновлять детей, то есть, по сути, передавать следующим поколениям свои идеологические установки. Это демонтаж ценностной системы, причем мы говорим не о религиозной ценностной системе или о ценностной системе какой-то конкретной религии, но о той системе ценностей, которая была универсальна для всего человечества и позволяла народам земного шара плодиться и размножаться по заповеди Господней.

Сегодня эта нравственная система, которая основана на представлении о семье как богоустановленном союзе мужчины и женщины, созданном по любви и для рождения детей, подвергается сознательному демонтажу. Происходит это под влиянием секулярной идеологии, основанной на нравственном релятивизме, и настаивает на том, что абсолютных моральных ценностей вообще не существует, что все они относительны и если тот или иной человек своим поведением не нарушает права других людей, то он может вести тот образ жизни, который пожелает, и проповедовать ценности, которые считает нужными для устроения своей жизни и жизни окружающих людей.

Эта идеология сознательно внедряется в систему образования. Недавно министр образования Франции заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма − семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены словами «друзья» и «дети», так как «мальчик» и «девочка» – это роли, которые на себя берут люди в юном или детском возрасте, а при желании они могут эти роли поменять.

Также указывается, что родители − это не мама и папа, которых Господь дал ребенку, а просто два человека, которые могут быть одного пола, и совершенно необязательно они должны называться мамой и папой – их могут именовать «родитель №1» и «родитель №2» или еще как-либо иначе. И все это будет называться семьей, будет приравнено к традиционному браку, а права этих сожительств будут законодательно закреплены в качестве брачных союзов.

Демонтаж ценностной системы, который сегодня происходит в Европейском Союзе, конечно, не может нас не беспокоить, поскольку хотя наша страна, слава Богу, не состоит членом Европейского Союза, она безусловно, является частью европейского культурного и цивилизационного пространства. И мы должны понимать, что ценностные установки, которые сегодня навязываются в Европе и которые один из выступавших здесь сегодня назвал сатанинскими, конечно, проникают и будут проникать к нам, причем любое сближение с Европой будет непременно связано с навязыванием нам данных норм и установок. Это уже происходит в тех соседних странах, которые получают приглашения к различного рода ассоциациям с Евросоюзом, − при этом им ставят условием принятие законов о легализации однополых союзов и тому подобные вещи.

Сегодня нашу страну критикуют за то, что у нас якобы отсутствует демократия. Некоторые господа из Германии даже объявили о том, что они будут бойкотировать нашу сочинскую Олимпиаду, потому что, оказывается, сексуальные меньшинства у нас дискриминируются: якобы принятый в России закон о недопустимости пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних нарушает права этих меньшинств. Лучше бы данные господа заявили протест против массового истребления христиан на Ближнем Востоке − что-то не слышно голосов этих европейских политиков в защиту христиан, которых похищают, которых уничтожают, которым отрезают головы. Когда монахинь похищают так называемые сирийские оппозиционеры, вся эта публика помалкивает − им это неинтересно. А вот когда в России вводится закон, якобы дискриминирующий сексуальные меньшинства − не потому что им запрещено существовать, не потому что их реально лишают прав, а потому что им запрещается пропагандировать свои взгляды среди несовершеннолетних, − это сразу вызывает негодование и протест. Думаю, очень хорошо, что такие люди не будут присутствовать на наших спортивных мероприятиях, − пусть они живут в гетто, которое сами для себя пытаются создать. Жалко те миллионы людей, которые оказываются заложниками сатанинской и антихристовой политики.

Уверен, что людей, которые сознают гибельность и самоубийственность этой политики, сегодня в Европе очень много. И они, конечно, смотрят с надеждой на Россию. Может быть, неслучайно вчера в послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент говорил о консерватизме, цитируя замечательного русского религиозного философа Николая Бердяева, который говорил, что консерватизм препятствует не движению вверх и вперед, а движению назад и вниз. Сегодня наша страна, по сути дела, оказалась защитницей консервативных ценностей, здорового консерватизма в самом положительном смысле этого слова. Он абсолютно необходим на фоне нравственного беспредела, который мы наблюдаем в современном европейском обществе.

Очень хотелось бы надеяться на то, что религиозные конфессии Российской Федерации и религиозные конфессии нашего города будут и далее объединять свои усилия для защиты традиционных ценностей, на которых на протяжении веков строилась жизнь всего человечества и нашего народа.

Мы должны помнить слова, с которыми Господь обратился к израильскому народу: «Два пути предложил я тебе − благословение и проклятье, путь жизни и путь смерти, избери жизнь, чтоб жил ты и потомство твое» (см. Втор. 30. 19). Нравственные ориентиры, которые проповедуются традиционными религиями, направлены как раз на то, чтобы люди избирали жизнь, чтобы жили они и их потомство. А те ориентиры, которые сегодня предлагает нам западная секулярная цивилизация, ведут самым прямым и непосредственным образом к постепенному вымиранию европейских народов. Разве демографический кризис, который охватил страны Западной Европы, не является прямым следствием идеологии, направленной на разрушение семьи, которая в течении нескольких десятилетий внедрялась в сознание людей? Это ее прямое следствие, следовательно, эта идеология является самоубийственной не в переносном, а в прямом смысле для европейского населения.

Вчера Президент сказал о том, что впервые за последнюю четверть века в нашей стране переломилась демографическая тенденция, что рождений зафиксировано больше, чем смертей. Я думаю, что это очень радостная новость. Во многом новая ситуация, в которой мы сейчас оказались, является следствием государственной политики по защите семьи и пропаганде семейных ценностей, но это также и следствие консолидированной позиции традиционных религий Российской Федерации.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы жили в процветающем государстве, в процветающем городе, чтобы население их увеличивалось и нравственные ценности всегда занимали важное место в жизни нашего общества.

Все языческие культы, деятельность хри-стианских миссионеров в германских землях заметно активизиро-валась. Установлено, что между V и X вв. большинство населения Европы приняло христианство. Чаще всего обращение какого-либо варварского народа в христианство начиналось с крещения короля, примеру которого следовала его дружина, а затем и всё племя. Ино-гда христианство насаждалось очень жестокими методами. Так, Карл Великий, воюя с германским племенем саксов, после одного из сражений на р. Везер приказал казнить 4,5 тыс. язычников. Од-нако сам обряд крещения ещё не делал германцев христианами в полном смысле этого слова, поскольку гораздо сложнее было хри-стианизировать сознание .

Огромную роль как в распространении христианства в Европе, так и в развитии европейской культуры в целом сыграли монастыри.

Организатором монастырского движения на Западе стал св. Бе-недикт Нурсийский . На территории Италии он создал множество монастырей, наиболее известным из которых стал монастырь Монтекассино близ Неаполя. Для этого монастыря Бенедикт разра-ботал устав. Кроме молитвы (семь раз днём и один раз ночью), мо-нахи, следующие уставу св. Бенедикта, должны были заниматься сельским хозяйством, изучать Священное Писание, переписывать книги, воспитывать детей, вести миссионерскую деятельность. Бла-годаря такому уставу именно бенедиктинские монастыри стали на-стоящими очагами культуры средневекового общества .

Папа Григорий I (590-604 гг.) обеспечил широкое распространение бенедик-тинского устава среди монастырей Западной Европы. Однако в VII- IX вв. в Европе происходит упадок монастырского движения: ока-завшись под властью королей или князей, монастыри стали центра-ми не столько духовно-религиозной и культурной жизни , сколько политической; уставы соблюдались плохо, монашество теряло ав-торитет среди христиан Запада.

Возрождение монашества начнёт-ся лишь в X в., после того как в 910 г. монастырь Клюни в Бургундии создал Клюнийскую конгрегацию (сообщество) монастырей, высту-павших за строгое соблюдение устава св. Бенедикта, аскетизм и ис-тинное благочестие. Материал с сайта

Особую роль в становлении и распространении христианства в Западной Европе сыграло папство. Франкский король Пипин Короткий в 754 г. со-вершил поход против германского племени лангобардов, которые угрожали Риму и делали само пребывание папы в Вечном городе не-безопасным. После победы над лангобардами Пипин подарил за-воёванные в ходе этого похода территории римской церкви. Таким образом появилась Папская область — государство , в котором па-пы обладали не только духовной, но и светской властью. С этого времени начались притязания пап на светскую власть в Западной Европе.

Претензии римских пап на верховную роль во всей христиан-ской церкви не могли быть приняты патриархами — главами восточных христианских церквей, расположенных на территории Ви-зантии. Давно существовавшие противоречия между западными и восточными церквями по отдельным вопросам христианской дог-матики и вопросам проведения богослужения в этих условиях рез-ко обострились.

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности - Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия - четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства - путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей - Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом - синедрионом - и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни - распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» - воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история - возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий - апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус - Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия - скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт - возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес - греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники - христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь - придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Свежайший обзор христианства в Западной Европе.

Христианство

Во всех 15 странах Западной Европы большинство называют себя христианами. ~91% были крещены.

В среднем 22% христиан ходят на церковные мероприятия один раз в месяц или чаще, но количество сильно варьирует в зависимости от страны.

Подавляющее большинство христиан составляют «захожане» и «непрактикующие» христиане. Они считают себя христианами, но посещают церкви редко или не посещают. Больше всего захожан в Финляндии (68%) и Великобритании (55%). Очевидно, сказывается существование национальных церквей. Трудно одновременно официально состоять в церкви и не считать себя христианином.

Больше всего прихожан в Италии (40%), Португалии (35%), Ирландии (34%) и Австрии (28%). Если исторически католические Италия, Португалия и Ирландия не удивляют, то результат Австрии понять сложнее.

Стоит отметить, что эти цифры получены на основании ответов людей о своей жизни. Но в других исследованиях было показано, что люди склонны завышать свою явку на церковные службы. Поэтому эти цифры могут быть немного завышенными.

Примечание. Практикующими христианами были записаны те, кто говорил, что посещает церковь не реже раза в месяц. Непрактикующими христианами были записаны те, кто говорил, что ходит в церковь реже. Другая религия / не определился - это, в основном, мусульмане. Опросы населения в Западной Европе могут не полностью отражать численность религиозных меньшинств, таких как мусульмане. Поэтому значения, представленные на графиках, могут отличаться от ранее опубликованных демографических оценок. Значения были округлены, поэтому при суммировании может получиться чуть больше или чуть меньше 100%.

Вера в Бога

58% говорят, что верят в бога.

Чтобы детальнее представить картину религиозности, социологи ввели уточняющие вопросы. Наиболее интересно, что в Западной Европе 15% респондентов говорят, что верят в бога с абсолютной уверенностью. Для сравнения аналогично отвечают 40% в Центральной и Восточной Европе, 63% в США, 89% в Африке. Самые «уверенные» европейцы живут в Португалии (44%).

Примерно 30% христиан в Швеции, Бельгии, Дании и Финляндии говорят, что они не верят в бога .

11% опрошенных говорят, что молятся ежедневно. 40% не молятся совсем. Больше всего обходящихся без молитв в Швеции и Дании - 62%. Для сравнения о ежедневных молениях сообщают 27% в Восточной Европе, 55% в США, 67% в Латинской Америке, 77% в Африке.

Ещё интереснее, исследователи попытались выделить очень религиозную часть населения. Для этого они собрали европейцев, которые утверждали минимум три из четырёх индикаторов религиозности: абсолютная вера в бога, ежедневная молитва, регулярное посещение служб и признание важности религии в жизни. В итоге 13% европейцев можно считать очень религиозными . Ещё 29% средне религиозны. И 58% слабо религиозны.

Примечание. Индекс сочетает четыре отдельных типа измерения религиозности: самостоятельная оценка своей религиозности, важность посещения церкви, важность молитвы и важность веры в бога в жизни. Респондентам была назначена оценка от 1 до −1 по каждому из четырёх измерений. 1 давалась тогда, когда люди демонстрировали высокий уровень религиозности, оценка 0 - когда они демонстрировали средний уровень религиозности, и оценка −1 по каждому типу измерения, когда они демонстрировали низкий уровень религиозности. Затем баллы суммировались. 2 или выше коррелировала с «высокой» религионостью; оценки -2 или ниже коррелировала с низкой религиозностью, а оценки от −1 до 1 - с умеренной.

Социологи также спросили у религиозных европейцев, верят ли они в то, что бог является вселюбящим, всесильным и всезнающим. Только 14% верят в такого бога . Кроме того, 27% европейцев считают, что бог будет судить всех людей. Только в Португалии такого взгляда придерживается большинство (53%). Даже среди практикующих христиан вера в бога-судью в Западной Европе не общепринята, только 60% из них разделяют это убеждение.

Около 40% западных европейцев утверждают, что бог редко или часто общается с ними. 46% или не верят в существование бога, или не имеют такого опыта. Больше всех с богом общаются опять же португальцы, а меньше всех датчане.

Предсказуемо, сильная религиозность положительно коррелирует с возрастом . Больше всего очень религиозных людей среди тех, кто старше 55 лет. Это указывает на продолжение секуляризации со временем. Кроме того, очень религиозных больше среди женщин, чем среди мужчин, что ещё требует хорошо сформулированного объяснения.

Страны с наибольшими долями очень религиозного населения - Португалия (37%), Италия (27%), Ирландия (24%), Испания (21%).

Случаи Португалии, Италии и Испании требуют объяснения с позиций моделей секуляризации. Почему первые две значительно религиозны, а Испания нет. Испания менее религиозна, но имеет большую долю очень религиозного населения. Португалия представляет особый интерес. С одной стороны, сильная религиозность может быть следствием того, что структура общества в стране не была существенно преобразована, и это сохранило влияние старых институтов, включая церковь и религию. С другой стороны, следует вспомнить, что Португалия совсем недавно отказалась от стремления идти по «своему особому пути», который был сопряжён насаждением «своего» культурного паттерна. Возможно, паттерн продолжает самоподдерживаться после отмены особого пути. Оба объяснения не обязательно противоречат друг другу. Аналогичное можно сказать об Испании, но есть различие. Церковь в Испании вступила в конфликт с обществом, в силу чего её авторитет оказался подорванным. В Португалии этого не случилось. Кроме того, Испания явно не столь гомогенна в этническом отношении, как Португалия. По Италии, к сожалению, нет данных о региональных различиях.

Заслуживает внимания Ирландия, которая совсем недавно на референдуме отменила запрет на аборты, защищавшийся Католической церковью. С одной стороны, учитывая общую религиозность страны, долю очень религиозных и низкий процент нерелигиозных (см. ниже), не удивительно, что только сейчас. С другой стороны, очевидно, что существующая религиозность, которая снизилась к сегодняшнему дню, больше не может остановить движение к секуляризации законодательства.

Непрактикующие

Большинство непрактикующих христиан не верят в бога «как он представлен в Библии». Но они склонны верить в высшую или нематериальную силу . В 11 из 15 стран - это ответ большинства. Кроме того, они наряду с практикующими склонны верить в загробную жизнь и существование души отдельно от тела. В данном отношении они отличаются от нерелигиозных, которые в большинстве не разделяют эти верования.

Во всех странах Западной Европы меньшинство непрактикующих полагает, что государство должно поддерживать религиозные ценности. Наибольший показатель - Норвегия (49%). Однако такие взгляды поддерживают и существенные доли нерелигиозных, по 20% в Португалии и Швейцарии.

Существенно, большие доли нерелигиозных в таких странах как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания отвечают, что церкви осуществляют значимую благотворительную работу. Следует ли после этого удивляться существованию в этих странах национальных церквей и терпимости к ним большинства населения.

Непрактикующие больше, чем нерелигиозные, склонны считать, что религиозные организации играют положительную роль в обществе.

Самоопределение нерелигиозных европейцев в пятнадцати исследованных странах: атеисты, агностики и без какой-либо идентификации.

Нерелигиозные

В среднем 24% населения в Западной Европе не имеют религиозной принадлежности. Однако пропорция нерелигиозных резидентов сильно варьируется в разных странах. Больше всего нерелигиозных в Нидерландах (48%), Норвегии (43%), Швеции (42%) и Бельгии (38%). Предсказуемо, меньше всего людей без религии в наиболее религиозных странах - Португалии, Италии, Ирландии - по 15%. В среднем 60% нерелигиозных утверждают, что их воспитывали как христиан. Однако этот уровень сильно колеблется от страны к стране. Больше всего нерелигиозных, оставивших христианство, в Португалии и Испании (~75 и 85% соответственно). Это указывает на недавнее начало секуляризации в Португалии и Испании.

Большой интерес представляет обзор причин отказа от религии родителей, которые называют нерелигиозные люди. Самая популярная причина - отсутствие явной причины. Респонденты говорят, что они постепенно отдалились от религии. Далее по убыванию популярности следуют такие причины как: несогласие с церковными положениями по социальным вопросам, невозможность поверить в религиозные догмы, скандалы вокруг церкви и религиозных лидеров. Наименее распространённые причины - духовная неудовлетворённость, неспособность религии помочь в трудную минуту и брак с человеком других убеждений. По контрасту, бывшие нерелигиозные, которые стали христианами, как правило, ссылаются на некое судьбоносное для них событие, из-за которого они обратились к религии.

Важно подчеркнуть, что нерелигиозные не обязательно являются атеистами. Некоторые из них верят в существование бога, включая тех, кто «абсолютно уверены» в его существовании. От 15% до 40% из них верят в существование некой высшей силы. И примерно четверть нерелигиозных в Испании заявляют, что воспитывают своих детей как христиан.

Мы уже отметили различия в религиозности американских и европейских христиан. Как не странно, аналогичные различия существуют между нерелигиозными. Американские нерелигиозные более религиозны. В частности они чаще молятся, больше верят в бога и больше заинтересованы в религии.

Положительное и отрицательное отношение к религии

В Западной Европе взгляды на роль религии совсем не однозначны. 62% европейцев считают, что религиозные организации помогают нуждающимся. Аналогичное их число уверено, что религии сближают людей. В отношении нормативной роли религии уверенности меньше. 50% считают, что религии способствуют поддержанию и укреплению моральных норм. Меньше всего в этом уверены британцы (39%), а больше других португальцы и финны (67% и 64% соответственно).

Отрицательные оценки религии менее распространены, но разделяются существенными частями населения. 48% европейцев считают, что религии слишком озабоченны предписанием норм . Особенно этим недовольны в Бельгии (69%), Финляндии (61%) и Португалии (74%). Присутствие Португалии в данном перечне несколько неожиданно, учитывая сказанное о ней выше и, вероятно, свидетельствует о росте недовольство в отношении Католической церкви в этой стране. 45% европейцев считают, что церкви слишком озабочены деньгами и властью. Эта оценка распространена в больше мере в Бельгии и Португалии. Наконец, 39% европейцев считают, что церкви слишком вовлечены в политику. Больше всего этим недовольны в Норвегии (53%). Как обычно, пожилые европейцы разделяют более положительные оценки религии, чем молодые. Единственное исключение составляют Нидерланды, в которых прослеживается противоположная зависимость.

«Горячие проблемы» и религия

Отдельные «горячие проблемы» не являются горячими для Западной Европы. Так однополый брак поддерживает большинство населения… большинство нерелигиозных и даже большинство христиан. Поддержка однополых семей высока даже среди очень религиозных христиан, 41% из них в среднем одобряют в какой-то мере узаконивание таких браков. Более того, в некоторых странах солидное большинство очень религиозных христиан придерживаются таких воззрений, 69% в Дании, 60% в Нидерландах.

Сходных представлений европейцы придерживаются в отношении свободного доступа к аборту. 81% населения соглашается, что женщины должны иметь доступ к аборту. Эта точка зрения большинства и религиозных, и нерелигиозных. Почти половина (47%) очень религиозных христиан разделяют данное убеждение. И в ряде стран их согласие ещё выше, 76% в Швеции, 73% в Дании.

Особо стоит обратить внимание, что такие представления прямо противоположны официальной позиции Католической церкви, которую она неустанно отстаивает. То же справедливо для некоторых протестантских церквей в Европе. Однако часть прихожан этих церквей явно отклоняют их учение, не порывая в то же время с ними. Подобное положение дел свидетельствует о том, что церкви, по крайней мере, в некоторых вопросах не в состоянии склонить умы своей паствы к желаемым убеждениям .

Трайбализм

Распространено представление о христианстве как о религии, которая несёт в себе позитивные ценности; или даже как о религии, благодаря которой такие ценности вообще существуют и лежат в основе европейской цивилизации. В свою очередь сами предполагаемые позитивные ценности понимаются как те, которые способствуют общественной гармонии, добродетельному поведению и высокой личной морали. Однако в последние десятилетия получил распространение и другой взгляд, согласно которому христианство представляет собой защитный культурный барьер от представителей других культур, которых считают нежелательными. Конечно, распространение данного взгляда связано с миграционными потоками. Социологи приложили значительные усилия, чтобы определить, как религиозная принадлежность затрагивает отношение к мигрантам и национализму. Результаты, по-видимому, приходят в противоречие с несколькими стереотипами.

Большинство населения Западной Европы положительно относится к мусульманам и иудеям. Европейцы согласны жить с ними в одном районе. 43% считают существующие миграционные нормы оптимальными. Некоторые высказываются даже за увеличение числа мигрантов (11%). Ни в одной из 15 стран люди, придерживающиеся негативного отношения к мусульманам или иудеям, не составляют большинства . Стоит подчеркнуть, что данные результаты были собраны в разгар миграционного кризиса.

Христиане в среднем более негативно относятся к религиозным меньшинствам, чем нерелигиозные европейцы. И это отношение существенно не отличается у практикующих и не практикующих христиан. Но религия не является единственным фактором. Правая политическая идеология, низкий уровень образования и низкий опыт межкультурного общения так же связаны с повышенным негативным отношением к мусульманам. Кроме того, католики в среднем более негативно относятся к мусульманам, чем протестанты. Мы уже отметили, что больше всего практикующих христиан в Италии. В этой стране наиболее негативное отношение к мусульманам. Не удивительно поэтому, что две партии, выступающие за сокращение миграции, сформировали коалиционное правительство в Италии.

Таким образом, можно констатировать, что христианство так или иначе связано с трайбализмом, то есть с противопоставлением «свой - чужой» . Однако оно не получает дополнительного распространения как объединяющий фактор против мигрантов. Если существуют западные европейцы, решившие стать христианами, чтобы тем самым отгородиться от приезжих, статистически такие неофиты не обнаружимы.

Хотя неприязнь к мигрантам нигде не доминирует, в ряде стран существенные доли населения недовольны их присутствием, что говорит о конфликте в обществах стран Западной Европы.

Резюме

Полученные Pew результаты позволяют оценить религиозность европейцев и проверить несколько умозрительных идей о ней. Религиозность и секулярность распространены в Западной Европе очень неравномерно в зависимости от страны . Очевидно, секуляризация затрагивает страны по-разному и в каждой стране протекает по-своему. Из-за неравномерной религиозности говорить о Западной Европе или Европе вообще, как о религиозной или секулярной не имеет смысла .

Приведённые данные показывают, что популярное и назойливое клише «Европе отказалась от христианства» не соответствует действительности. Вряд ли тут могли быть сомнения, так как само клише явно является пропагандистским мифом. И генезис мифа так же очевиден. Он берет своё начало в попытках нащупать культурную границу «они и мы». В XIX веке в периоды обострения отношения (войны с Наполеоном, Революции 1840-ых, Крымская Война…) это было «православие vs западное христианство». В советский период религиозная идеология не могла быть задействована, и разделение проводилось по линии «советский vs буржуазный». Парадоксально, что в современных условиях граница проходит по «у нас традиционное христианство - у них отказ от христианства». Однако, как можно видеть, объявляют себя христианами в Западной Европе и России примерно равные доли населения, а посещаемость церквей в разы выше именно ближе к Атлантике. Таким образом, если относиться к мифу серьёзно (а смысла в этом нет), больше оснований утверждать, что Россия отказалась от христианства, а не Европа. Впрочем, в мифах всегда важнее, какую потребность удовлетворяет миф, а не то, насколько он верен .

Тем не менее, Западная Европа остаётся наименее религиозным регионом в мире. В то же время простое и интуитивно притягательное разделение на «религиозных» и «нерелигиозных» явно устарело и не отражает фактическое положение дел. Религиозность следует описывать не как состояние, которое может быть либо включено, либо выключено, а как континуум . Он включает очень религиозных христиан, прихожан, непрактикующих христиан, людей без религии, но с религиозными верованиями, нерелигиозных и атеистов, разделяющих некоторые религиозные идеи.

Благодаря усилиям Pew мы можем отметить, что происходит с религиозностью христиан, которые перестают участвовать в организованной религии, то есть становятся непрактикующими. Когда прихожанин перестаёт посещать религиозные собрания, но продолжает ассоциировать себя с христианством, церкви значительно теряют возможность формировать его религиозные убеждения. Представления непрактикующих христиан дрейфуют от тех, которые составляют учения церквей. Непрактикующие не склонны верить в бога Библии, представлять страшный суд и загробную жизнь в целом. Бог в их воззрениях утрачивает христианские атрибуты и может трансформироваться в некую слабо осознаваемую «высшую силу». Религиозность стала настолько расплывчатой, что её проблематично измерить. Социологи отмечают, что количество религиозных людей существенно меняется в зависимости от того, как формулировать вопрос о вероисповедании. Если у респондентов спрашивать, являются ли они религиозными и только при положительном ответе уточнять, какова их религия, то религиозных оказывается меньше, чем в том случаи, если в вопрос включить несколько религий на выбор. Иными словами, религиозный человек может сразу не вспомнить, что он религиозный, если ему не напомнить, что он ассоциирует себя с католицизмом или протестантизмом .

Пожалуй, наиболее существенным в религиозности Западной Европы является эволюция христианства как такового. Христианство всё больше утрачивает эсхатологические черты и становится всё ближе к идеологии . В Западной Европе спрос на избавление от грехов и спасение в загробной жизни значительно снизился. Христианство даже большинством христиан воспринимается как национальное наследие, культурная традиция и благотворительность. В этой связи попытки религиозных организаций защититься от секуляризации, указывая на традиции, могут дать неожиданный эффект. Они могут мотивировать последователей считать христианство данью традиции, а не исповеданием.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то