В мире средневековых животных. Для всех и обо всем Средневековые бестиарии: три основных типа

Кажется парадоксальным, что одним из источников современного жанра энциклопедии является жанр богословский, мифотворческий - в общем, средневековый во всех смыслах этого слова. Причиной этого, вероятно, является сама противоречивая природа бестиария, в котором удивительным образом переплелись античная догматика и средневековое метафорическое сознание.

Истоки: античность

Одним из отцов бестиария можно считать Аристотеля с его знаковым трудом “Historia animalium”, который не являлся бестиарием в полном смысле этого слова (данный жанр предполагает специфическую структуру, о которой речь пойдет ниже), но послужил источником сведений для средневековых авторов. Обширными сведениями как о реальных, так и о мифологических существах располагает “История” Геродота - к примеру, в ней мы видим одно из первых в истории упоминание грифона. В Александрии во 2 в. н. э. был составлен анонимный “Физиолог” (позднее это слово становится нарицательным и обозначает отдельный литературный жанр), содержащий подробное описание и реальных, и мифических животных.

До нас “Физиолог” дошел уже в средневековой, исправленной версии, в которую была добавлена “мораль”- урок, который мы можем вынести из наблюдения за данным существом. Стилистический анализ позволяет нам предполагать, что в первоначальной версии этих вставок не было. Так или иначе, “Физиолог” оказал значительное влияние на представление о мире фауны - текст был переведен на многие языки и считался авторитетным источником во многих культурах, в том числе в православном мире.

Вообще физиолог как жанр развивается параллельно с бестиарием. Принципиально важно не путать эти два понятия: физиолог является прямым предком современных энциклопедий, так как содержит исключительно научные (по крайней мере, на тот момент) факты и служит прежде всего просветительским целям.

Бестиарий же имеет гораздо более сложную и специфическую функцию. В статье мы постараемся проследить судьбу и бестиария, и физиолога, держа в голове это принципиальное различие.

Античную традицию нельзя считать в полном смысле идейной основой жанра бестиария, но именно она придала этому жанру законченность и особенный, во многом противоречивый характер, сочетающий в себе авторитетность и претензию на научность и творческую составляющую, связанную с метафорической природой содержания бестиария.

Отцы церкви и аллегория

Сам жанр бестиария как таковой зародился уже в средневековой Европе, причем из источника, казалось бы, далекого от научных изысканий античных ученых, - проповеди. Первые проповедники использовали аллегории, чтобы более наглядно донести до паствы свою мысль, и опирались они как на античные ученые труды (подавляющее число служителей церкви были грамотны, и многие знали и даже восхищались сочинениями великих язычников - свидетельства это можно найти даже в “Исповеди” Блаженного Августина), так и на Ветхий Завет, источник описания многих животных, как реальных, так и вымышленных. Средневековая культура учит нас тому, что из любой закономерности окружающей нас природы человек может вынести полезный для себя урок- иначе и быть не может, ведь все, что мы видим вокруг себя, создано Богом, и цель нашей жизни - внимать Его слову и повсюду находить следы Его воли.

Неграмотность подавляющей части населения Европы оказала огромное влияние на формирование не только средневековой культуры, но и средневекового сознания вообще. Среди доступных форм донесения информации были возможны только зрительные образы (поэтому мы встречаем в старых католических церквях так много изображений, иллюстрирующих Священное Писание: подобная форма позволяла любому прихожанину, не умевшему читать, быть знакомым с основными библейскими сюжетами и историями из жизни святых) или устные жанры.


Пеликан. Иллюстрация к манускрипту MS. Ashmole 1511 (XII-XIII вв.)

Очевидно, что богословие - не самая простая наука, поскольку оно занимается, в числе прочего, смыслом жизни, добром и злом и другими вопросами, однозначный ответ на которые принципиально невозможен. Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви. Именно эта необходимость породила невероятную популярность аллегорий - устойчивых иносказаний, значение которых каждый средневековый человек буквально впитывал с молоком матери. Любой крестьянин, видя изображение двух архангелов, точно знал, кто из них Гавриил, а кто Михаил (первый всегда изображается с лилией в руке, а второй - с мечом) и легко мог прочитать по фрескам на церковных стенах целую историю, из которой он непременно извлек бы для себя нравственный урок. То же и с устными проповедями: как мы с самого детства привыкли к тому, что лиса хитрая, а заяц трусливый, так и для средневекового сознания было очевидно, что единорог учит нас благочестию, а волк - осторожности. Поэтому бестиарий выполнял, с одной стороны, функцию справочника проповедника, а с другой стороны, был своеобразным авторитетным источником, исключающим разногласия между служителями церкви в данных вопросах.

В структуре бестиария отчетливо видна двойственная сущность происхождения этого жанра. Каждая статья состоит из двух частей: первая подробно описывает внешность, свойства и повадки животного, а вторая часть является своеобразным выводом, моралью, которую можно вынести из особенностей или поведения этого существа. Интересно, что речь идет не только о реальных свойствах, но и тех, которым современная наука не находит подтверждения. Например, в знаменитом “Физиологе” епископа Теобальда, одном из первых и самых авторитетных представителей жанра, говорится, что пантера во время охоты испускает из пасти аромат, привлекающий жертву. Такое представление о пантере нашло большой отклик и перекочевало во многие другие бестиарии, об этом свойстве упоминал даже Данте Алигьери в своем трактате “О народном красноречии”.

Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви.

Более того, речь не всегда идет о действительно существующих животных: наряду с реальными существами вроде льва, лисы, кита или ягненка, составители бестиариев могут рассматривать единорога, дракона или сирену, подробно описывая их внешность и повадки.

Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком. В любой статье можно узнать, что привлекает это существо, кого оно боится (или кто боится его) и как можно использовать его шерсть, слюну или чешую.

Для наглядности рассмотрим отрывок из “Физиолога” епископа Теобальда (перевод мой):

Наблюдения за слоном

Воистину велики слоны, что родятся в далекой Индии,

Размером сравнимы они с высокими горами,

И подобны плывущим ладьям, когда бродят в поиске пищи -

Этим они никогда не заняты в одиночку.

Слон живет триста лет, принося лишь однажды потомство.

Мать выносит дитя сроком ровно два года.

Когда же приходит время явить миру чудо рожденья,

Мать ищет воды поглубже и разрождается стоя,

Дитя же падает в воды, ибо твердь сулит ему гибель.

Когда же слон утомлен, он ищет высокое древо

И дремлет в его тени, в прохладе и в сонной неге.

Однако не может лечь - не гнутся его колени,

И вынужден век свой длинный стоя он коротать.

Когда же лукавый охотник, приметив заветное древо,

Подрежет его незаметно, ловушку слону готовя,

И тот, уснув по привычке, придавлен деревом будет,

Трубить станет, чтобы на помощь пришли его кровные братья,

И те, почуяв опасность, с собой приведут слоненка,

Что мал, но собратьев умнее, и справиться сможет с бедою.

Один он придумает способ, как дерево можно поднять,

И братья, его послушав, спасут несчастного брата.

А если удастся волос слоновий зажечь, то дымом

Прогонишь и змей, и гадов других ядовитых навечно.

С тех пор, как Адам был изгнан из сада Господнего Рая,

Ни Моисей, ни пророки греха его не искупили.

Лишь Иисус, пришедший в мир наш из всех последний,

Малый и плотью слабый, - таким Господь его создал -

Смог нам спасенье дать, и слово Его так велико,

Что, словно дивный запах, гонит прочь грех и тьму.

Конечно, для проповедника реальность или вымышленность животного не имеет большого значения - ему важна именно аллегория, но известно также, что на протяжение нескольких столетий бестиарии имели большой авторитет и за пределами церковной среды и считались достаточно надежными источниками. Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.

История и дальнейшее развитие жанра

Один из известнейших на сегодняшний бестиариев - так называемый Абердинский бестиарий, английский документ, датированный 12 веком.

Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком.

Этот бестиарий интересен прежде всего тем, что мы можем не просто изучать его текст, но и работать с иллюстрациями - манускрипт выложен в оцифрованной версии на сайте Абердинского университета.

В середине 13 века во Франции был написан “Бестиарий любви” неким Ришаром де Фуринвалем, являющийся весьма своеобразным литературным памятником: во-первых, статьи в нем объединены общей сюжетной канвой и логично вплетены в нее; во-вторых, аллегорическая часть каждой статьи отсылает нас не к христианской морали, а к отношениям между возлюбленными. Таким образом, "Бестиарий любви", хоть и является формально полноценным представителем жанра, на деле уходит от его основной функции.

Элементы жанра можно найти не только в европейской традиции. Широко известен древнекитайский трактат Шан Хай Цзинь, или "Каталог гор и морей". Это своеобразный географический справочник, описывающий территорию Китая и ее особенности, в том числе ее фауну. Здесь мы видим характерное для средневековых бестиариев сочетание реализма и фантастики: наравне с привычными нам животными мы встречаем девятихвостую лису, плачущую, как дитя, собаку с человеческим лицом и даже тигра с собачьей головой и лошадиным хвостом.

Своеобразный ренессанс бестиарий пережил в эпоху Великих Путешествий. Так, например, элементы жанра можно найти в записках Марко Поло.

Впрочем, очевидно, что основная функция бестиария умирает вместе со Средневековьем, поэтому большинство исследователей приходят к выводу, что последующие подражания и стилизации уже нельзя в полной мере считать представителями жанра.

Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.

В современной литературе всплеск интереса к мифологии (связанного, прежде всего, с популярностью жанра фэнтези) возродил также и интерес к бестиариям, особенно к их фантастической составляющей. Когда же на волне популярности Средиземья Толкиена начали появляться целые фентезийные миры со своей культурой, историей и географией, жанр бестиария получил свое очередное воплощение именно в рамках этих миров. Так появился “Бестиарий” Анджея Сапковского и книга “Волшебные твари и где их искать” Джоан Роулинг. В очередной раз сделаем оговорку, что данные произведения нельзя в полной мере считать бестиариями, поскольку основная функция бестиариев устарела. Если говорить точнее, эти произведения (по крайней мере, по своей форме) больше подходят под определение физиолога, хотя и его черты наследуют лишь частично (не будем забывать, что физиологи воспринимались как научная литература, а не как художественное чтиво).

Так или иначе, жанр бестиария, хоть и оказывается нежизнеспособным в современном мире, является интереснейшим литературным феноменом, открывающим перед нами еще одну из сторон удивительного, безграничного, таинственного мифа о Средневековье. ■

Александра Левина

Странные звери, мифологические и реальные, изображены и описаны
на страницах древних бестиариев.
Фото: Public Domain



Согласно легендам Средневековья, феникс восстал из пепла, опасные драконы сражались насмерть со слонами, а пеликан вырвал свою грудь, чтобы накормить птенцов кровью. По крайней мере, так это изложено в древних бестиариях. /epochtimes.ru/

Бестиарий или Bestarium vocabulum — книга о зверях. Богато декорированные картинки, блестящие золотом и серебром, иллюстрировали сборник зверей и птиц, редких и обыкновенных, мифологических, добрых и опасных. Эти иллюстрированные тома, популярные в XII веке в Северной Африке, на Ближнем Востоке и, особенно, в Европе, не только содержали наблюдения и описания мира животных, но и преподавали средневековым читателям уроки нравственности.

Леопард из «Рочестерского бестиария» XIII века. Фото: Public Domain

Согласно «Средневековому бестиарию» Дэвида Бадке, Средневековье было чрезвычайно религиозным периодом, и на христианском Западе считалось, что царство животных и природный мир создан богом, чтобы дать человечеству наставление. Люди чувствовали себя внутри природы, но отдельно от неё. «Животные имеют присущие им свойства не просто по случайности; Бог создал их с такими свойствами, чтобы они служили примером правильного поведения».

Определённые существа символизировали определённые идеалы: царь зверей лев олицетворял Иисуса, слон был образцом нравственного поведения и непорочности, поскольку считалось, что он спаривается только один раз — не для удовольствия, а чтобы произвести потомство.

«Физиоло́г»

«Физиоло́г» (что означает «историк природы» или «натуралист»), рукопись на греческом языке неизвестного автора, датируемая II-IV веками нашей эры, переведена на латинский примерно в 700 г., а затем на многие различные языки по всей Европе и Ближнему Востоку. Книга открыла жителям этих регионов странных и удивительных зверей и легендарных существ, значение этих животных, а также преподнесла нравственные уроки.

Козы, кошки, кролики, коровы в «Абердинском бестиарии» XII века. Фото: Public Domain

В этой древней книге рассказывается о животных из Северной Африки, а также их воображаемых чертах и привычках. Каждому животному дана символическая и моральная интерпретация.

«Физиолог» считается одной из самых распространённых и копируемых книг после Библии. Действительно, на средневековую церковную литературу и искусство в значительной степени влиял символизм животных на протяжении тысячи лет.

Единорог (вверху) и медведь (внизу). Считалось, что медведица рожает бесформенное потомство, которое после этого формируется в медвежат благодаря тому, что она лижет их языком. «Бестиарий Эшмола», начало XIII века. Фото: Public Domain

Копии переводов

Многие поздние бестиарии сделаны на основе переводов «Физиолога», но в них добавлены дополнительные интерпретации, и эти более поздние рукописи не были исключительно религиозными, а представляли собой описание мира, каким он в то время представлялся.

Исландский бестиарий описывает местную фауну — меньше слонов и больше птиц и тюленей, чтобы передать людям этого региона относящееся к ним напутствие. Кит и мифическая сирена олицетворяли северную зону тундры. Предполагается, что переводчики, когда переводили обширные бестиарии, исключали определённых животных, поскольку никогда не видели и не слышали о странных тварях и были озадачены написанным в оригинале

Фантастические звери, символы добра и зла

Каждое животное, реальное или воображаемое, даёт урок через язык символизма. Животные представляют и добро, и зло. В бестиариях написано:

Лев — царь зверей. Львы заметают свои следы хвостом, спят с открытыми глазами и боятся белых петухов.

Слон, самое популярное животное в бестиариях, считался целомудренным существом, так как спаривался только один раз для воспроизведения потомства, что соответствует средневековому идеалу. Слон, как считалось, не имеет коленных суставов, он изображался с сидением для наездника или башенкой для воинов на спине.

Слон с башней на спине топчет крылатого зелёного дракона. Около XIII века. Фото: Public Domain

Мифический Гриффон с крыльями и головой орла и телом льва яростно атаковал и убивал лошадей.

Антилопы, или Antalops, с длинными рогами, когда запутывались в ветвях, кричали о помощи, становясь лёгкой добычей охотников.

Кит, или похожий на черепаху aspidochelone — огромный морской монстр со спиной, покрытой зеленью, поэтому его ошибочно принимали за остров в море. Он заманивал моряков, чтобы утопить их.

Aspidochelone заманивает незадачливых моряков. Датский Бестиарий, 1633 г. Фото: Public Domain

Кабан считался самым диким из всех животных, а дракон рассматривался как опасный, смертельный враг. Это было связано с антихристом, он «способен убивать охотников своими грозными клыками; кроме того, он олицетворял смертный грех похоти в полярной оппозиции к добродетели целомудрия. Кабан развратный и прожорливый сверх меры, питается трупами людей и маленьких детей». В то же время он олицетворял силу и храбрость, так как это мощный и бесстрашный зверь.

Драконы считались естественными врагами слонов, безжалостно убивающими их. По мнению древних, сила драконов находилась в хвостах, а не в зубах или дыхании. Они обвиваются вокруг жертвы и душат её. Считалось, что они боятся дерева Peridexion, которое может нанести ущерб своей тенью. Кроме того, драконы не могли терпеть рёв пантеры и сразу прятались.

Голуби прячутся в дереве Peridexion от опасных драконов. Оксфорд Бестиарий, 1220 г. Фото: Public Domain

Бестиарии остаются красивыми, старинными произведениями искусства и литературы, демонстрирующими убеждения и страхи жителей Средневековья, их взгляды на мир. Они также передают богатство и важность культурных мифов о диких животных и странных воображаемых зверях.

Ярко и весело окрашенные животные - явление вполне обычное в иллюминированных рукописях "мрачного" и "темного" Средневековья, как его до сих пор иногда обзывают клеветники.

20 миниатюр из манускриптов с изображением лошадей и других копытных созданий Божьих в сопровождении коротких цитат из перевода одного средневекового бестиария . Картинки не из бестариев, а из богослужебных книг: Часословов, Псалтири, Евангелия.


Выдержки из бестиария - из книги Теренса Уайта "Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире." Переведенный манускрипт - это латинский бестиарий, переписанный в XII веке. Сегодня она хранится в Кембриджской университетской библиотеке под шифром Ii.4.26: Cambridge University Library, MS Ii. 4. 26. Bestiary.

"Олень-самец .

Назван по своей привычке нюхать гадюку, имеющую или носящую рога, по аналогии с греческим «cerata»." "Олени восхищенно слушают музыку свирели."

"Заметим, что почти все сведения, которые приводит автор-составитель бестиария, не более чем его предположения, причем, похоже, он вряд ли толком понимает свои объяснения. Он устает от своей писанины" и часто делает ошибки. Здесь и далее - примечания Теренса Уайта.

3.


Мужчина на голубом в горох коне, дама - на красно-бордовом в розовый горох - всё как положено. "Маастрихтский Часослов". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.106r / Book of Hours, Use of Maastricht ("The Maastricht Hours"), Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.106r. The British Library. Language: Latin, French. Parchment. Dimensions: 95 x 70 mm (text space: 50 x 30 mm). Foliation: ff. 273.

"Лошади .

Называются так (equi) потому, что обучаются работать вчетвером или парой, «выравниваясь» (equabantur) по образу и соответствуя по шагу, соединяются вместе. Слово caballus происходит от названия полого следа копыта (a cavo pede), ибо при ходьбе оно оставляет в земле нечто вроде выемки, что не наблюдается у других животных.

4.


Голубой и розовый - оба в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.243r

Славятся своей скоростью. Радуются сражениям, побуждаются к бою звуками трубы.
Возбуждаясь военными звуками, устремляются на битву. Несчастны, когда их побеждают, и радуются, если выигрывают.

5.

Красный в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.80r

Настолько чувствуют своих врагов в сражении, что рвутся к противнику, чтобы укусить его. Более того, некоторые признают только одного хозяина, становятся ручными, если тому удается укротить их. Некоторые не позволяют другим сесть себе на спину."

6.


Волхвы все на конях в горошек. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.87v

"Существует распространенное поверье, что хорошо воспитанная лошадь отличается четырьмя качествами: внешний вид, красота, поведение и цвет.

Внешний вид. Круп мощный и крепкий, высота удобная для езды, бока длинные и узкие, бедра крупные и круглые, копыта сухие и прочные, грудь вперед. В целом животное представляет собой груду мускулов.

7.


Две из четырех - голубые в горошек. По клику-четрверка лошадей. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.182r

Красота. Голова маленькая и выступающая, кожа плотно прилегает к костям, уши короткие и подвижные, глаза большие, ноздри широкие, шея прямая, у мужской особи густой хвост имеет явный изгиб к копытам.

Поведение. По идее отважная духом, быстрая в беге и трепещущая в конечностях. Последнее указывает на проявления храбрости, она легко пускается в бег и без труда достигает нужной скорости.

8.

Обычная коричневая кобыла(?) в яблоках. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.53r

Соответственно, скорость лошади определяется по подергиваниям ушей, а дух - по сокращениям конечностей.

Для этих животных предпочтительны гнедой, золотистый, красноватый, каштановый, рыжеватый, бледно-желтый, серый, серебристый, белый, черный цвета. Затем, по порядку, смешанные цвета на черной или каштановой основе. Пегий или полосатый считаются наихудшими.

9.

Соколиная охота на голубом коне. Или лошади, но голубой конь - красивее звучит. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.159r

В свое время у древних лучшим цветом считали каштановый, поскольку он лучше соотносился с другими животными. Цвет известен также как «ореховый» (spadix), иначе говоря, темно-красный, от красителя (из финиковой пальмы, которую сирийцы называли Spadix). Серовато-голубой (glaucus) ассоциировался с цветом глаз человека с особым блеском.

"Прочтение рукописи в данном месте затруднено в силу того, что цвета редко описываются посредством других цветов, особенно в мертвом языке. Переписчик явно напутал и ошибся. Вскоре он начинает писать «contubitum» вместо «concubitum», иными словами, предлагает «aquarum», имея в виду «equorum». Однако общий смысл уловить можно."

10.

Голубой. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.43v

Бледно-желтый (gilvus) расценивали наиболее подходящим для белесой лошади. Пегий (guttatus) - белый с разбросанными черными пятнами. Серебристый (candidus) и белый (albus) отличаются друг от друга, поскольку белый тяготеет к некой бледности, в то время как серебристый - снежный и сияет чистым светом.

Седой (canus) называется так потому, что состоит из серебристого и черного. «Scutulatus» (пестрый или чалый?) от «щита», но перед нами игра слов scutulatus - scutum, поскольку между пурпурными частями вкраплены серебристые.

11.


Голубой конь в крапинку. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.63v

Пегий имеет пятна разных оттенков. У лошадей с белыми ногами они слабые, правда, те, у кого есть белые отметины (белая звездочка на лбу), отличаются свирепостью. Красноватый цвет (cervinus) присущ лошадям, именуемым на народной латыни garrons (буланые). Dosinus - лошади пепельно-коричневого цвета, ибо asino означает «пепельный». Последние произошли от простого племени, мы называем их «дикими лошадьми», соответственно, им не приходится мечтать о высшем ранге.

12.


Мавр. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.83v

Moor (арабская кобыла) темного цвета по аналогии с маврами. Mannus (галльская порода коренастых верховых лошадей) - низкорослые лошади, как правило «коричневые». Древние называли упряжных лошадей veredus, те использовались для перевозки (veherent) телеги, то есть тащили. Возможно, потому такие лошади часто использовались на публичных дорогах, где традиционно проходили телеги.

Встречаются три основные разновидности лошадей. Благородные используются в сражениях и для верховой езды. Демократические - для перевозки грузов. Третья разновидность - смесь различных племен (видов), по идее гибрид (bigener), наподобие мула."

13.


Голубой ослик. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r

"Осел и ишак .

Asinus et asellus получили свои названия, поскольку их седлали, латинское название вроде бы происходит от слов «сиденье» или «седло» (a sede). Возможно, имя, которое более подходит лошадям, им присвоили потому, что одомашнили раньше."

"Слово «осел» вошло в обиход лишь в XVII веке. Первоначально рифмовалось с «обезьяной»."

14.


Голубой ослик. Бегство в Египет Марии с младенцем и Иосифа. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.88v

"Поймать осла несложно. Поскольку животное медлительно и неразумно, оно сдается сразу же, как только люди окружают его.

Аркадские ослы называются так, потому что они большие. Высоких животных впервые приспособили для езды в Аркадии.

Ишак, хотя и меньше дикого осла, более полезен, охотнее выполняет работу, не пренебрегает ею."

15.


Христос на молодом ослике въезжает в Иерусалим. Здесь - на голубом осле . Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.90r

Комментарий: Все одомашненные ослы имеют африканские корни, поскольку попытки приручить куланов (азиатских ослов) не имели успеха. Ослы стали первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Уже около 4000 года до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских особей. Чуть позже их приручили в Месопотамии. Известно, что этруски использовали ослов из Малой Азии. В Грецию они попали около 1000 года до н. э., а севернее Альп появились благодаря римлянам. Осел превосходит лошадь выносливостью и способностью дольше обходиться без воды и пищи.

16.


Голубой козел. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.76r

"Козел .

Похотливое и ограниченное животное, стремящееся только к совокуплению. Его глаза широко
открыты и выпуклы, шерсть жесткая и лохматая, потому что он постоянно сексуально возбужден. Видимо, как отмечает Светоний, он получил свое имя от этой лохматости, свойственной жителям Гиркании."

"Кажется, филологи считают, что гирки - это монголы, обитающие в Гиркании. Но ссылка на Светония никак не связана с самим козлом."

"По своей сущности настолько горячи, что камень адамант , который не меняется ни под воздействием огня, ни железа, растворяется всего лишь от крови одного из этих существ."

"А д а м а н т (adamant, άδάμας) - старинное обозначение алмаза, бриллианта, у древних греков, а также металл, сталь. Символ твердости."

17.


Красный бык. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r

"Вол - 1 .

Кастрированный самец крупного рогатого скота (juventus). Используется как рабочее
животное и идет на мясо. Благодаря отсутствию половых желез волы не испытывают влечения к самкам, ведут себя намного спокойнее, и их поведение более контролируемо. У них, как и у прародителя тура, очень большие рога, ибо после кастрации у бычков усиливается рост рогов. Волы используются и использовались в первую очередь как тягловые животные, при распашке земли и в качестве источника энергии, помогая человеку."

"Вол - 2 .

Или бык, буйвол, бизон (bos, ох). Греки называют его boaen, на латыни triones, ибо они ступают по земле ногами, как одноименные звезды .

Дружелюбность к своим товарищам необычайна, ибо каждый из них нуждается в обществе другого, с которым приучен тащить плуг, прикрепленный к ярму. Так что, если второй случайно отсутствует, дружеское расположение подтверждается постоянным мычанием."

" Большая и Малая Медведицы называют Упряжкой, поскольку эти созвездия напоминают повозку или тележку (Карлова колесница) с запряженными в нее быками."

18.

Желтый баран. Жертвоприношение Авраама. Евангелие. Около 1455 года / Gospels, Walters Ms. W.543, f. 4r, c. 1455, The Walters Art Museum. God commands Abraham to offer his son Isaac as a sacrifice. (Genesis 22:5 and 22:8).

"…Овен, запутавшийся в чаще рогами своими". [Книга Бытие 22:13] Желтый овен в сцене жертвоприношения Авраама и Исаак в одеждах того же цвета. Хотя, цвет передан, очевидно, золотой, но все-равно - ярко-желтый баран - это красиво.

"Овен .

Возможно, его название (aries) - сокращение (аферезой) от Ареса, бога войны. Вот почему мужские особи в стае иногда зовутся латинским именем mares (Марс). Выскажем и другое предположение. Животное первоначально приносилось в жертву на алтаре (aries) aris (с алтарем)."

19.


Единорог. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.84v

"Единорог .

Фантастическое животное, которое греки называли носорогом.

Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда»."

"Единорог - небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по
следующей схеме.

Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать."

20.


Гибридный коне-что-то в горох с копытами только на передних ногах. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.229r

Естественно, далеко не все лошади и прочие животные в манускриптах весело-цветные, большая часть - нормальные. Хотя, вряд ли кто-то считал каких больше, каких меньше.

Цитаты - из книги :
Теренс Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире / Перевод с англ. С. Федорова. - Москва, Центрполиграф, 2013.


Средневековые бестиарии - сборники зоологических статей, в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целям - были чрезвычайно популярными произведениями. В них рассказывались истории не только о существующих представителях флоры и фауну, но и о фантастических существах. Большинство таких бестиариев были опубликованы в XII и XIII веках, но интересны они и сегодня.

1. Якул


В VII веке Исидор Севильский приступил к амбициозному проекту. Он решил собрать все знания человечества. Результатом его работы стала энциклопедия "Этимологии". Один из её разделов был посвящен животным, как известным, так и существующим только по слухам. Так, он написал о животном, о котором упоминал римский поэт Лукан, - об африканской летающей змее якул. По словам Лукана, когда якул охотится, он поджидает добычу в кроне дереве. После того, как змея замечала подходящую жертву, то она стрелой бросалась на нее с ветвей. Также якул был упомянут в Абердинском бестиарии.

2. Каладриус


История о белоснежной птице каладриус есть во многих бестиариях. Чем-то эта птица была похожа на гуся с лебединой шеей. Каладриус обладал невероятными целебными свойствами. Помет этой птицы, как утверждалось, был в состоянии вылечить слепоту при нанесении непосредственно на глаза человека. Плиний Старший утверждал, что эта птица (которую он называл иктерус) была особенно хороша при лечении людей, страдающих от желтухи. Мифическая птица также была способна предсказать, выздоровеет ли больной. Когда каладриус приземлялся на постель тяжело больного человека и отводил от него взгляд, это значило, что человек умрет. Если птица смотрела прямо в лицо человека, то она якобы "вытягивала" из него болезнь, после чего улетала, а пациент излечивался.

3. Бонакон

Бонакон был описан еще Плинием и являлся одним из основных существ в средневековых бестиариях. Изображенный как имеющий голову быка на теле лошади бонакон также отличался рогами, которые были загнуты назад. У этого существа был очень необычный метод самозащиты. Когда бонакону угрожали, то он метал во врага навоз, который мало того, что ужасно пах, так еще и сжигал все, к чему прикасался. На сегодняшний день было высказано предположение о том, что бонакон на самом деле являлся крупным копытным, таким как зубр, и возможно, что вся эта история появилась после того, как животного испугали до такой степени, что она потеряло контроль над своим кишечником.

4. Дипса


Лукан говорит, что дипса была одним из 17 различных видов змей, которые были созданы, когда Персей отрубил голову Медузы. Кровь капала из отрубленной головы Медузы, которую Персей забрал с собой, тем самым распространяя змей по всему миру. Дипса появилась в пустынях Ливии. Эта змея имела невероятно мощный яд, а жертвы ее укуса постепенно сходили с ума от боли, поскольку их плоть медленно сгорала. Эти змеи были прокляты бесконечной жаждой. Лукан утверждал, что когда его друг путешествовал в Ливии, то он наткнулся на могилу с изображением дипсы. Ее клыки были погружены в ногу человека, а группа женщин лила на него воду в попытке остановить агонию. Надпись на могиле утверждала, что человек был укушен при попытке украсть яйца змеи.

5. Амфисбена


Амфисбена - ядовитая змея с головой на каждом конце, что позволяет ей легко перемещаться в любом направлении. Позже ей также пририсовали крылья, ноги и рога. Кожа этой змеи, по слухам, является сильнодействующим лекарством от различных болезней, но греческий фольклор утверждал, что если беременная женщина переступала через живую амфисбену, то у нее практически гарантированно случался выкидыш. Римская мифология утверждала, что если амфисбену поймать и обернуть вокруг трости, то она будет защищать обладателя трости от нападений любых существ. Исидор Севильский утверждал, что у этой змеи глаза светятся в темноте, как фонари, а также писал, что это была единственная змея, которая могла охотиться на холоде.

6. Леокрота


Это индийское существо, похожее на лошадь, является чистым воплощением кошмара. Полуолень-полулев с головой лошади обладал одной ужасающей особенностью: пастью от уха до уха. При этом пасть леокроты была заполнена не зубами, а сплошной зазубренной костяной пластинкой. Это животное якобы умело имитировать человеческую речь и кричало по ночам, чтобы заманить ничего не подозревающих жертв. Плиний утверждал, что леокрота была потомком эфиопских львов и гиен. Она была рожден с силой льва и лукавством гиены и охотилась в лесистых районах вокруг деревень на людей, полагаясь на их любопытство.

7. Гидра


Утверждалось, что гидры жили вдоль реки Нил, где рыскали вдоль воды в поисках крокодилов. Когда это существо обнаруживало спящего крокодила, то оно заползало ему в рот. Далее оно прогрызало путь через внутренности рептилии и съедало ее внутренние органы, в конце прогрызая путь наружу из живота крокодила. Исидор писал о гидрах еще в седьмом веке. Изображения гидр различаются: некоторые бестиарии описывают их как птиц, в то время как другие показывают гидр в виде змеи.

8. Мускалет


Мускалет впервые был описан в бестиарии, написанным загадочной фигурой по имени Пьер де Бове. Он утверждал, что только переводил тексты, но никто не смог определить, что же за более ранние работы он переводил. Среди животных в его бестиарии есть мускалет - странное существо, обитающее на деревьях. Пьер де Бове описал его как имеющее тело маленького зайца, нос крота, уши ласки, а хвост и лапы белки.

Мускалет покрыт жесткой щетиной свиньи и имеет зубы кабана. Животное умеет прыгать с дерева на дерево и излучает столько тепла, что листья, которых оно касается, засыхают. Маленькое существо роет норы под деревьями, где убивает все, что найдет под деревом.

9. Моноцерос


Моноцерос является причудливой разновидностью единорога, который встречался во всех бестиариях от древних времен до средневековья. У него было тело лошади и знакомый длинного рога обычного единорога, но у этого зверя также были ноги слона и хвост оленя. Плиний наделил это существо хвостом кабана и головой оленя. Рог моноцероса, как утверждалось, имел все высоко востребованные свойства, которые приписывали рогу единорога. Моноцерос обладал не столь положительным нравом, как единорог: он убивал любого человека, которого встречал на своем пути. Также эта разновидность единорога издавала оглушительный, вызывающий ледяной ужас рев.

10. Саламандра


Саламандры очень даже реальны, но саламандры в средневековых бестиариях были существами, которые не только могли жить в огне, но и сами выдыхали огонь. Святой Августин впервые написал, что саламандры являются воплощением сопротивления души адскому пламени, утверждая, что власть саламандры над огнем была доказательством того, что нечто мирское может столкнуться с огнем ада и не будет уничтожено.

В то время как ранние саламандры древней Персии были символами божественности, саламандры средневекового мира были не только огнеопасными, но и ядовитыми. Саламандра, которая упала в колодец, могла отравить и убить целую деревню.

Многим уже известны забавные картинки из серии «Страдающее Средневековье». А , знают не многие.

На протяжении долгого периода история не рассматривала сюжеты, связанные с животными. Все интересные истории про животных, казались историкам пустыми и не нужными. Освещать животным целые исследования считалось бессмыслицей. Но это мнение – устарело. Ученые заметили, что животное, рассмотренное в определенном контексте, помогает анализировать разные области истории: социальной, юридической, символической, религиозной и другими. Основную роль в понимание образа животного в истории сыграли медиевисты. Стоит отметить, что документы, с которыми работают медиевисты. В этих источниках ученные постоянно встречают упоминание о животных. Животных можно увидеть в изображениях, народном творчестве, ругательствах. Так же животных являются убранством церквей.

Основными источниками о животных являются бестиарии. Бестиарий – сборник статей о животных, в которых подробно описываются всевозможные существа реальные и не существующие на самом деле. Можно отнести к особому средневековому жанру литературы. Бестиарий можно поделить на две части. В первой части описывалась физиология животного. В этой части описывали строение животного, его повадки. Вторая часть – теологическая. Здесь рассматривается значение животного в христианском мире. Но обе части описания животных тесно переплетены друг с другом. Особенно популярны были бестиарии в XII-XIII веках, появились разнообразные бестиарии, набор живых существ отличался у каждого автора.

В бестиариях появляется идея зверя не только как природного, но и как культурного феномена. Животные используются, как символы. Изображения животных можно читать, как текст. В бестиариях идет объяснение животного. Такое объяснение нельзя найти, например, в храмах. Там есть только изображение без текста. Средневековые люди постоянно искали язык Бога. Бог не имеет языка, но как он общается с людьми. Он общается с помощью символов. Языком вещей, таким образом, звери – вещи, с помощью которых разговаривает Бог. В языке Бога всегда присутствует антитеза: добро и зло, праведник и грешник. То же самое средневековые люди замечали у животных. Каждое животное могло рассматриваться со стороны добра и со стороны зла.

В своей работе я хочу понять, какую роль занимали животные в средневековом обществе. Как люди понимали животных? Какое место им отводилось в мире? Что хотели сказать средневековые люди, изображая разнообразные существа в украшениях храмов, домов, своих гербах.

Средневековый бестиарий дает возможность, понять, как наши предки думали об окружающем мире. Средневековый человек всегда искал связь между видимым и скрытым. Главным образом это относится к тому, что находится в этом мире и тем, что находится в потустороннем. Так животные в средневековье являются нечто иным, не тем, чем пытаются казаться, таким образом, в бестиариях сталкивается две реальности: одна видимая. А другая символическая. Так в Средневековье часто занимались семиотикой, то есть объединением разных частей в одно целое. Так часто средневековые люди изображали дьявола, используя различные части тела разных животных. Что бы объяснить такие изображения, безусловно, нужно понять символический смысл каждого. То есть средневековые творцы отклонялись от привычного, это отклонение помогал показать столкновение противоположностей. Всегда две части разного объединенные в целое несут различный символ.

Так, например, одно из самых популярных животных в Средневековье - это лев. Львы встречаются повсюду, в изображениях, скульптурах, ткацких узорах. Особенно популярны львы в церковном убранстве. Так же его можно увидеть в декоре книг. Лев - самая частая фигура в средневековой геральдике. На 15 % гербов можно найти изображение этого хищника. Даже многие наследные правители помещали льва на свои гербы, исключение из правил является император и король Франции. Все признаю льва царем зверей. Авторы бестиариев приписывают ему доблестные качества война.

Многие видели во льве образ Христа. Это доказывалось из-за физиологии и повадок этого животного.

1. Львы любят охотиться на возвышенностях. Если он замечает преследование, то заметает свои следы хвостом, его невозможно найти. То же можно сказать о Христе. Дьявол пытался его искушать, но тот не поддался.

2. Львы спят с открытыми глазами. Так же Господь, был убит в человеческом обличие, но его божественная сущность бодрствовала.

3. Львицы рождают детенышей мертвыми, и они остаются мертвыми в течение трех дней, пока не придет отец - лев и не оживит их своим дыханием. Точно так же поступил Бог, воскрешая Иисуса Христа на третий день.

4. Так же по отношению к людям львы очень терпеливы, они никогда не нападут первыми. Только ранение может разгневать это животное. То есть лев - это благородное животное.

5. Так же лев никогда не переедает. Они принимают пищу и воду в разные дни. А так же если они чувствуют, что много съели. То осторожно лапами достают мясо из пасти.

Все эти особенности позволяли средневековым людям считать льва воплощением Христа.

Название животного трактуется, как производное от греческого слова leon, что переводится как «король». То есть даже в его название сосредоточена власть и сила.

Как и в любом животном средневековые люди видят во льве и негативные стороны. Он жестокий, жаждет крови, он часто испытывает гнев. Он не использует свои силу во благо. То есть иногда борьба человека со львом рассматривается, как бой с Сатаной. Это можно проследить в таких сюжетах про Давида или Самсона. Часто в изображениях дьявола используется одна черта льва - это гнев. Гнев на средневековых творениях изображают в виде лежащей 8. Такое же положение губ изображают на полотнах со львами или дьявола.

Но чаще всего образ льва ассоциируется с добром. Таким образом, нужно было найти противопоставление царю зверей. То есть сделать плохого льва, который хочет занять место хорошего. Таким львом стал леопард. Он внешне очень похож на льва, только не имеет гривы, и у него пятнистая окраска. Он свергнутый царь зверей. Его пятна - это главный показатель его греховности. Каждое пятно - фигура греха. Так в средневековом искусстве, часто дьявол изображается рябым, это отсылка к греховному леопарду.

Если продолжать рассматривать семейство кошачьих, то еще одним добрым животным является пантера. В Средневековом мире пантера и леопард тождественно не равны. В средневековой культуре это разные животные. Пантера черного цвета, на ней нет пятен. У этого зверя нет врагов, кроме дракона. Пантера вкусно пахнет, этот запах отпугивает дракона и тот бежит от запаха пантеры. Это один из главных символов добра, потому что дракон всегда рассматривался средневековыми людьми, как дьявол.

Дракон для Средневекового человека, это абсолютно реальное животное. Это самый большой среди всех змей и других животных. В бестиариях можно встретить различные описания драконов. С одной стороны - это просто большой змей. С другой стороны, его описывали, как большую летающую ящерицу. Главная особенность дракона - это то, что он подстерегает. Он ждет свою добычу, а потом ее убивает. То же самое делает и дьявол он подстерегает человека на пути к Богу. Если рассматривать этого животного с точки зрения литературы, то многие рыцари изображающиеся с щитом, на котором был изображен дракон - были язычниками.

Интересно отметить то, что в бестиариях всегда отмечено много не существующих существ: русалки, единороги, мантикоры и другие. Для современного человека, очевидно, что это мифологические существа, но средневековые люди не осмысливали критически многие данные, они использовали древних авторов, как проверенные и достоверные источники. Многая информация, которая попала в бестиарии, являлась преданиями разных людей. Так, например, охотники говорили. Что медведица рождает бесформенные глыбы. У авторов не было оснований не верить им. Ведь сам он никогда не встречался с медведем.

Так одной из особенностей средневековья является вера в то, что море полностью повторяет сушу. Что в мире все параллельно. На суше есть собака, в море есть ее аналог - акула. Нельзя поспорить с тем, что на суше есть конь, а в воде обитают морские коньки. Значит, если все животные имеют своих двойников, то можно в море найти и двойников людей. Так, в 1554 году было опубликован рисунок рыбы-епископа, ранее это существо принималось за чудовище. Некоторые ученые подозревают, что этими животными были моржи. Но самое главное в этой теории о двойниках, является то, что мифологические существа - являлись нормой для средневекового человека. Так русалки или водяные - это просто водные мужчины и женщины.

Но не только устные рассказы и теории, так же огромное место занимают мифологические сюжеты. Так, жители Нила, напуганные бедуином на коне, приняли его за невиданное существо, которое назвали кентавром. Это было отмечено в пергаментах. Этот сюжет уже давно забылся, но авторы бестиариев относились к ним серьезно и описывали в своих трудах.

Так же большое значение имела древняя религия, когда люди поклонялись различным богам. Так многие из этих богов имели черты человека и животного. Из этих ранее религиозных верований тоже появлялись необычные существа. Например, крылатого персидского быка впоследствии описывали, как грифона.

Еще одна причина появления невиданных животных это - этимология. Ученые того периода были увлечены переводом, транскрипцией и интерпретациями. Библия же была написана на нескольких языках и постоянно переводилась. Но часто случалось, что один язык не мог предоставить аналогов какого-либо слова. Из этого возникали языковые проблемы. Например, василиск появился только из-за появившейся буквы с в слове базилик. Эти изменения неизбежны, так как бестиарии переводились и переписывались в течение долгих лет.

Бестиарии имели огромное значение для Средневекового человека. Ведь в любом своем действие он видел разговор с Богом. Так, например, в Средневековый период прекратилась охота на кабана. Теперь люди хотели поймать тихого оленя вместо буйного кабана.

Кабан, животное, которое восхваляли античные охотники и считали честью завалить на охоте кабана, в Средневековый период потерял свою привлекательность. В бестиариях это животное собрало в себе шесть смертных грехов: жестокость, гнев, гордыня, похоть, чревоугодие, зависть и праздность. Так же об аде напоминает и внешний вид животного: черная шерсть, вздыбленная ключица, неприятный запах, ужасающий рев, торчащие острые клыки.

Противопоставляется кабану - олень. Олень - это животное Христа. Олень становится чистым целомудренным животным, поэтому занимает место королевской добычи. Хотя в Античное время олень занимал место трусливого зверя, на которого не стоит тратить время.

Таким образом, Средневековая культура перевернула ритуал охоты совершенно в новом направлении.

Церковь никогда не приветствовала охоту, но полностью искоренить ее была не в силах. Но с помощью трактовки животных и символов церковь смогла направить охоту в более миролюбивое русло. Она сделала охоту менее опасной. Опасная охота на кабана или медведя была неверным путем, христианин не должен был по нему идти. Он должен был выбрать оленя. Таким образом, символизация животных помогала регулировать этот аспект.

В Средневековье отношение к животным было двойственным. С одной стороны животное должно резко отличатся от человека. Человек создан по образу и подобию Бога, а животное - существо несовершенное, нечистое. Именно поэтому животные так часто появляются в средневековых изображениях или писаниях. Это попытки показать разницу. Между животным и человеком не может быть ничего общего. Именно поэтому в средневековье запрещалась, переодевается в животное или подражать поведению животного. Так же нельзя было чествовать животных. Люди не должны были иметь с животными отношений, начиная с привязанности к отдельному животному, например лошади или собаке, заканчивая злодеяниями, как колдовство и скотоложство.

Но с другой стороны, некоторые средневековые авторы говорят о родстве всех живых существ. Они задавались вопросом о том, что Иисус Христос пришел спасти всех живых существ, все ли животные входят в определение «все» и входят ли вообще. Одни из доказательств того, что животные тоже получили спасение - это рождение Иисуса Христа в хлеву, рядом с животными. В конце XIII века так же обсуждались вопросы о будущей жизни животных: о попадание животных на небеса. Так же обсуждались и земная жизнь животных: должны ли животные поститься, и можно ли заставлять их работать в воскресенье. Но главным вопрос: можно ли животное считать морально ответственным за свои поступки существом.

Интерес к моральной ответственности животных можно ярко проиллюстрировать, рассмотрев судебные процессы над животными. Эти процессы известны с середины XIII века, известно, что они проводились примерно три столетия.

В 1386 году в Фалезе в Нормандии была проведена казнь свиньи. Она была одета в человеческую одежду. Сначала животное привязали к лошади и проволокли по улицам. На ямочной улице был установлен эшафот и построена виселица. Свинья была изуродована, ей отрезали пол морды и мясо с ляжек, а потом повешена за задние ноги. Из-за ран животное быстро скончалось. В конце труп свиньи еще раз проволокли по улицам. Останки животного были сожжены. Чуть позже это событие было увековечено на на панно в церкви.

Осуждена свинья была на такую смерть из-за того, что была виновна в смерти младенца. Она частично съела его лицо и ноги. Именно такие телесные повреждения были нанесены и ей. Интересно отметить, что не хозяин свиньи, не родители, оставившие ребенка, не были наказаны. Считалось, что для хозяина наказанием является потеря свиньи, а, следовательно, дохода. Родители же наказаны потерей ребенка.

Это не единичный случай, когда животное казнили. Это была распространённая практика. Животное, которое совершило преступление, сначала заключали под стражу, чуть позже проводили слушание и объявляли приговор, потом происходило его исполнение. У животного даже был адвакат, но его функция была скорее формальной, потому что он не стремился никаким образом оправдать животное.

Так же можно сделать заключение, что во время содержания под стражей животных могли пытать. Например, в 1457 году зафиксирована, что под пытками свинья призналась в том, что убила ребенка и частично его съела накормив своей жертвой своих шестерых поросят.

Процессы и наказания проводились не только над домашними животными, и не всегда в единичном порядке. Так лесные мыши, слизни или майские жуки могли быть наказаны. Этими наказаниями обычно занималась церковь. Так часто разных животных или насекомых отлучали, подвергали анафеме за то, что они наносят вред посевам. Так в 1516 году в районе Вильнокса саранче предлагалось мирно покинуть виноградник в течение шести дней, иначе саранчу бы отлучили от церкви. Такие угрозы звучали в адрес многих видов: слизней, гусениц.

Эти коллективные дела оставили на много информации в архивах, возможно, это произошло из-за того, что ими занималась церковь.

Таким образом, можно выявить типологию процессов над животными, их можно поделить на три типа.

1. Индивидуальные дела, возбуждающие против домашних животных, одной особи. Обычно это было убийство или ранение человека. Это дело относится к уголовному преступлению. Этими делами никогда не занимается церковь. Это дело светской власти. Обычно провинившаяся особь проходила через все стадии процесса, но если ей удавалось бежать, то ее заменяли другой. Единственным исключением было то, что приговор не исполнялся.

2.Коллективные дела против крупных или мелких животных. Это могут быть волки или кабаны, а так же мелкие крысы или даже насекомые. Они обвинялись либо в том, что угрожают безопасности людей, или в том, что уничтожают урожай. Этими делами занималась церковь, обычно она проклинала, предавала анафеме или отлучению от церкви весь вид. Этот процесс объяснялся тем, что Бог проклял змея, который стал орудием Дьявола.

3.Это преступления связанные со скотоложством. Об этом типе мало, что известно, потому что после приговора документы, связанные с этим делом сжигались вместе с преступниками. Преступников человека и животное живыми помещали в один мешок и заживо сжигали.

Чаще всего к судам привлекались свиньи. Это можно объяснить по–разному. Во-первых, свиньи были самым популярным домашним животным. Во-вторых, эти животные обладали более свободным перемещение, чем другие. В городах, они исполняли роль мусорщиков, поэтому их можно было увидеть везде. Именно поэтому, им было достаточно просто причинить ущерб и стать причиной несчастных случаев. В-третьих, это родство с человеком. Для средневекового человека – свинья это самое близкое животное. Они считали, что это животное больше других похоже анатомически на человека. А если свинья похожа на человека анатомически, скорее всего она похожа на него и душевно.

Все эти процессы служила в средневековье, как назидание. Это некий ритуал, который демонстрирует справедливое правосудие. Это демонстрация того, что даже животные не могут уйти от закона. Так же это действие показывает весь инквизиционный процесс.

В Средневековье люди во всем искали смысл. Язык вещей – язык смыслом считался языком с Богом. Бестиарии давали трактовку каждому животному, объясняли его смысл. С одной стороны, это помогало церкви регулировать социальные действия, например охоту. С другой стороны, светская власть могла использовать животных, как устрашение и демонстрацию своей справедливости. Нельзя не рассмотреть важность церковных изображений, где разные части животного описывают дьявола.

Нельзя забывать о том, что с другой стороны животное всегда ставилось ниже человека, ведь оно не было создано по подобию божьему. Поэтому любое поклонение принималось, как отклонение от веры.

Список литературы

1. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.С-Пб.: Alexandria, 2012. 163с.

2. Уайт Т. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. М.:Центрополиграф, 2013 183с.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то