В чем различие между дебатами, дискуссией, спором, полемикой, диспутом, прениями и перепалкой? Спор, дискуссия, полемика как формы делового общения

Существует два основных вида спора: дискуссия и полемика. Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого её решения.

Полемика же - это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

От других видов спора дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами, которые должны признаваться всеми её участниками.

Её цель - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия её участников по обсуждаемой проблеме.

Итог дискуссии должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. То есть результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.

Теперь отметим отличительные черты полемики.

Цель данного вида спора - утверждение своей позиции.

Кроме того, участвующие в полемике стороны вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики.

Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию. Среди них: наличие предмета спора, содержательная связность, недопустимость использования некорректных логических и психологических приёмов и т.д.

Помимо этого, существует ряд общих рекомендаций, выработанных эристикой. Их выполнение способствует повышению плодотворности спора. Эристика. Так называется искусство ведения спора. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

Она характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Рассмотрим эти понятия.

Доказательность - это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.

Убедительность - это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора приведённые понятия относительно независимы.

Возможны следующие комбинации доказательности и убедительности:

  • - доказательно и убедительно;
  • - доказательно, но не убедительно;
  • - не доказательно, но убедительно;
  • - и не доказательно, и не убедительно.

Логично, что идеальный вариант, к которому следует стремиться в любом споре, - доказательность и убедительность рассуждений одновременно. Поэтому следует придерживаться следующих рекомендаций, упомянутых выше:

  • 1) Лучше всего воспользоваться возможностью достичь согласия без спора, если такая возможность есть.
  • 2) Не спорить по мелочам.
  • 3) Т.к. почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета, то в случае совместимости этих позиций необходимость в споре отпадает.
  • 4) Спор должен быть предметным, предмет спора - ясным и неизменным на всём его протяжении.
  • 5) Спор возможен только при наличии определённой общности исходных позиций.
  • 6) Необходимо следовать определённым законам и правилам логики, этики и психологии.
  • 7) Спор не должен быть самоцелью, в нём недопустимы выпады личного характера.
  • 8) Следует использовать только корректные приёмы.
  • 9) Излагать свои мысли кратко, связно и красиво.

В жизни дискуссия и полемика зачастую сочетаются в рамках одного и того же коммуникативного процесса. Поэтому необходимо иметь представление о стратегии и тактике спора.

Стратегия спора - это общий план его ведения. По причине динамичности ситуации, складывающейся в споре, не существует единой и неизменной стратегии спора. Однако наметить для себя основные контуры возможно и полезно. Пропонент, то есть лицо, выдвигающее и отстаивающее некий тезис, должен обеспечить максимально возможную степень обоснованности. Поэтому следует позаботиться о «резерве», разделив аргументы на основные и резервные.

Оппоненту следует продумать слабые места тезиса и подобрать контраргументы или сосредоточить своё внимание на проблемных пунктах темы.

Спор, полемика занимают важное место в жизни общества и каж-дого человека, постоянно сопровождают его с детства до старости. В споре, в ходе обсуждения важных жизненных проблем его участни­ки стремятся убедить друг друга в правильности своих взглядов, за-щищают, отстаивают и доказывают истинность своих суждений, от-вергают те взгляды и суждения, которые они считают ложными.

В условиях демократии и гласности плюрализм мнений, различие позиций, взаимная критика - явления совершенно нормальные. Ведь каждый человек имеет свой жизненный опыт, мировоззренчес-кие установки, различный уровень культуры, образования и воспи-тания, особенности характера и психологии, нравственные ценности. Отсюда и разнообразные оценки социальных процессов и историчес-ких событий, свое видение мира. Однако, как показывает практика, многие в нашем обществе не умеют вести спор, не обладают культурой

полемики, не умеют вести аргументированный диалог, толерантно вести себя в споре. Спор в таких случаях превращается в перепалку, полемика переходит в личные оскорбления, грубость, в подавление оппонента, а дельные предложения вызывают взрыв негативных эмо­ций. В цивилизованном обществе в стремлении к истине каждый че­ловек должен иметь право на свободу мнений, его высказывание на взаимную конструктивную критику. Как тут не вспомнить слова Вольтера “Я ненавижу Ваше мнение, - писал он, - но я умру за то, чтобы Вы имели право его высказать”.

Что такое спор, какова его сущность, как соотносятся между собой понятия “спор”, “диспут”, “дискуссия”, “полемика”? Спор - это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон ар-гументировано отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы других сторон.

Спор рассматривается как словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. Ее решение в процессе обсуж-дения и приводит к достижению истины, либо каждая из противо­борствующих сторон не изменит своего мнения. Существуют разные виды спора. Спор включает в себя в качестве разновидности диспут, дискуссию, полемику и выступает по отношению к ним как родовое понятие. Диспут (лат. disputatio) - публичное устное обсуждение (ученый спор) какой-либо спорной проблемы с привлечением широ­кого круга специалистов и заинтересованных лиц, на котором заслу-шиваются доклады по данной проблеме и, как правило, выступления оппонентов. Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему.

Под дискуссией (лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) обычно понимают публичное обсуждение каких-либо про­блем, спорных вопросов. Дискуссия является важнейшей формой интеллектуального общения, используемой в политике, правоведе­нии, социологии и - преимущественно - при решении социально значимых проблем с целью выяснения истины. Дискуссия является эффективным способом убеждения, так как ее участники сами при­ходят к тому или иному выводу. Одной из форм обмена мыслями является полемика. Полемика - (греч. polemicos - воинственный, враждебный) - спор на собрании, диспуте, в печати и т.д. по како-

му-либо вопросу, при обсуждении какой-либо проблемы. Полеми­ка - это не просто спор, а такой, при котором наличны конфрон­тация, противостояние, противоборство сторон, идей. Если участ-ники дискуссии, диспута, сопоставляя различные точки зрения, ста-раются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная - не достижение согла-сия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Полемика - это прежде всего борьба, борьба идейная, ми­ровоззренческая, нравственная. В дискуссии оппоненты согласны в главном, основном, в полемике расходятся в самом важном. Одна-ко следует учитывать то, что подлинная полемика ведется не просто ради победы, как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты пытаются решить социально значимые вопросы. Поле-мика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, склады-вается общественное мнение.

Понятия дискуссия и полемика различаются, но их не следует про­тивопоставлять; при определенных условиях они могут переходить друг в друга. Полемика тоже может привести к взаимопониманию, сближению мнений и даже согласию оппонентов.

Довольно часто понятия диспут, дискуссия, полемика употребля-ются как синонимы к слову спор. Все эти понятия выступают как формы интеллектуального общения и представляют собой сопостав­ление, столкновение различных точек зрения. Существенным отличи-ем между спором, дискуссией, диспутом и полемикой является то, что каждое из этих понятий несет специфическую нравственную и логи­ко-психологическую нагрузку.

Спор и прение есть синонимами хотя вкусовые акценты немного разные.

Так как прение слово устаревшее пришедшее из славянского языка и используется в таком например контексте как "судебное прение".

Вообще прением переводилось греческое слово άντιλογία которое означало "(возражение, рассуждение, спор).

Вообще в этом греческом слове заложена суть того что есть спор вообще.

анти- противопоставление. Логос- и слово и мысль и понятие.

Поэтому спор есть столкновение(противостояние) мнений или позиций.

Все остальное есть частными случаями спора отличающимися по форме и по желанному результату этого столкновения.

Сначала самое простое. Перепалка. Слово перепалка по отношению к спору используется в переносном значении. Перепалка=Перестрелка. Поэтому перепалка есть спор обладающий акцидентами перестрелки.

Такими как агрессивность,кратковременность, отсутствие всяких правил.

Перепалка вообще ближе к ссоре чем к спору. (Есть некорректным видом спора)

Дискуссия vs Полемика.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) есть частным видом спора, который предполагает корректное его ведение и главной целью видит нахождение компромисса между сторонами.

Полемика же (πολέμος - война) предполагает так-же корректное ведение спора (хотя тут рамки корректного намного шире) но главной целью видит самоутверждение своего тезиса + опровержение тезиса противника. Приход к промежуточному варианту между двумя тезисами есть необходим для удачной дискуссии и неприемлем для полемики.

Дебаты\Диспут

Дебаты есть спор с использованием корректных аргументов на публику.

Дискуссия предполагает важность оппонента.

Полемика предполагает противника как средство утверждения себя.

Для дебатов же противоположная сторона важна постольку поскольку она то-же влияет на "зал". И главным есть борьба за это влияние.

(Но вообще ближе всего к полемике)

Диспут есть дебатами в академической среде.

Это есть способ ведения спора в средневековых университетах.

Отличием от дебатов чаще всего есть:

1) Арбитр(публика) которая должна рассудить кто победил есть более образована чем сами диспутанты. + Публика эта может быть всего 1 человеком. Что для дебатов не характерно.

3) Определенный человек группа выдвигал тезис который оппоненты должны были опровергнуть. Бремя доказательства обязательно лежит на том кто выдвигал тезис.

4) Чаще всего защищающий тезис есть один а опровергающих его может быть несколько.

Вообще тут постоянно говорилось про корректность и не корректность.

Это тема сложная. Так как что корректно в полемике не корректно в дискуссии.

Тут разбираться это не будет. Отсылаю вас к книжке Поварнина "Искусство спора".

Спор - это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

В «Словаре русского литературного языка» зафиксированы все значения и оттенки слова спор:

  • 1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Разногласия, ссора, препирательство. Противоречия, несогласие.
  • 2. Взаимное притязание на владение, обладание, чем либо, разрешаемое судом.
  • 3. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество.

Согласно «Словарю синонимов русского языка», глагол «спорить» имеет самое широкое значение, означая всякое выступление против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Синонимами слова «спорить» выступают:

  • · «дискуссировать» - публично обсуждать спорный вопрос;
  • · «диспутировать» - участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу;
  • · «дебатировать» - устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу;
  • · «полемизировать» - участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.

Публичный спор, как метод выяснения истины, получил значительное практическое и теоретическое развитие еще в древнем мире. Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:

  • 1) диалектику - искусство спорить в целях выяснения истины;
  • 2) эристику - искусство любой ценой остаться правым в споре;
  • 3) софистику - стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

В Древней Греции шли горячие споры между диалектиками, софистами и эристиками о цели и назначении спора.

Дискуссия - это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому, или иному выводу. Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия - весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.

Павлов И.П. считал дискуссию одним из наиболее плодотворных средств в развитии науки. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом, полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит боевой, решительный характер.

Слово «диспут» происходит от латинского «disputo» - рассуждаю. В тех случаях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, общественных, религиозных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем.

Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора - одержать победу над противником, во что бы то ни стало, используя все возможные средства.

Однако следует заметить, что и в диспуте, и в дискуссии, и в полемике возникает и разворачивается спор, хотя и с разной степенью активности и конфронтации. Спор выступает как бы характеристикой процесса обсуждения проблемы или вопроса двумя противоборствующими сторонами. Заметим также, что слова «спор» и «дискуссия» часто используются как слова-синонимы.

Практика показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. Для ведения дискуссии необходимо иметь хотя бы две точки зрения, два подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы.

Если говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного обсуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

Андреев В.И. в своей книге: «Конфликтология» выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора:

  • 1. Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других собеседников, участников спора.
  • - Ты не должен возражать против моего курения.
  • - Почему?
  • - Я же не возражаю против того, что ты не куришь.
  • 2. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация. Следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу. Вдруг Малышу пришла в голову мысль, которая его встревожила.
  • - Послушай, мама, - сказал он, - а когда Боссе вырастет большой и умрет, мне нужно будет жениться на его жене?
  • - Скажи, почему ты так думаешь?
  • - Ведь когда Боссе вырос, я получил его старый велосипед и его старые лыжи…

И коньки, на которых он катался, когда был таким, как я… Я донашиваю его старые пижамы, его ботинки и все остальное…

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

  • 3. Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы. Самый простой пример софизма: все преступники - это люди, Петров - человек, следовательно, Петров - преступник.
  • 4. Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим. Суть данного спора заключается в оперировании авторитетами и должностными положениями: врач сказал - в морг, значит - в морг.

В одном из выступлений Маяковский для усиления своей позиции сослался на высказывание Ленина.

  • - Неправда, Ленин этого не говорил! - воскликнула одна из слушательниц.
  • - Этого он ВАМ не говорил!
  • 5. Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах в позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение. Схема такого спора выглядит примерно так: может быть, я неправ, но ведь он-то негодяй и халтурщик, значит, мои доводы куда лучше.
  • 6. Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а для того чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные цели.

Кабинет врача. Входит больной со свертком.

  • - Доктор, помогите мне. Я вас очень прошу. Я уже не могу в этом ходить.
  • - Что?
  • - Посмотрите, я уже три года это ношу.
  • - Ну?
  • - Сшейте мне костюм.
  • - Что-что?
  • - Сколько скажете, столько и будет…
  • - Я хирург. Я даже не психиатр, я хирург!
  • - Я понимаю. Я с раннего утра вас ищу. Он мне записал адрес таким почерком, чтоб у него руки и ноги отсохли. Вы посмотрите на это «р». А это «м»?
  • - Это поликлиника.
  • - Я понимаю.
  • - Я врач.
  • - Очень хорошо. …Материал у меня с собой. Сейчас покажу, очень оригинальный цвет.
  • - Я хирург! Тут все больные!
  • - Я вас понимаю. Я много времени не отниму. Однобортный, с обшитыми пуговицами, с жилетом. Троечку такую.
  • - …Вон отсюда!
  • - Хорошо. Я подожду, доктор. Брюки двадцать четыре. Наискось.
  • - Закройте дверь. Я сейчас милицию позову.
  • - Обязательно. Доктор, только карманы врезные.
  • - Уйдите, меня ждут больные. У меня обход!
  • - Да, да. Обход, рентген, я не дурак. Я с утра вас искал… Он так записал адрес… Посмотрите на это «р», это все, что угодно, только не «р». Я два часа ждал приема. …Подкладка своя. Вам только раскроить и прострочить, это пустяк.
  • - …Я никогда не шил костюмы!
  • - А мне на улице стыдно показаться.
  • - …Я всю жизнь лечил больных. Травмы, переломы… (всхлипывая). Стойте прямо. Не наклоняйтесь. Брюки двадцать четыре? …Согните руку… Двадцать пятого придете на примерку. Только запишитесь на прием. Без этих штук! …Скажете, что у вас грыжа, правосторонняя…

Михаил Жванецкий

7. Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических целей, которые скрыты от собеседников.

Животные обсуждают своего хозяина. Собака говорит: «Он меня кормит, дает мне кров, заботится обо мне - должно быть, он Бог».

Кошка говорит: «Он меня кормит, дает мне кров, заботится обо мне - должно быть, я Бог».

Цели ведения спора могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

  • · обсудить все возможные варианты решения проблемы;
  • · выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
  • · привлечь к проблеме внимание заинтересованных и компетентных лиц;
  • · опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
  • · привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
  • · оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

  • · расколоть участников спора на две непримиримые группы;
  • · завести решение проблемы в тупик;
  • · опорочить идею и ее авторов;
  • · превратить дискуссию в схоластический спор;
  • · повести спор по ложному пути, используя заведомо ложную информацию;
  • · разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

Естественно, что существует гораздо большее количество и конструктивных, и деструктивных целей. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.

Обязательным качеством современного делового человека является умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т.е. владеть полемическим мастерством, искусством спора.

Характеристика понятия «спор»

Давайте разберемся, что же такое спор, какова его сущность, с какими видами спора нам приходится иметь дело. Обратимся к «Словарю современного русского литературного языка». В нем зафиксированы все значения и оттенки значений слова спор :

  • 1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п., полемика. Разг. Разногласия, ссора, препирательство. Перен. Противоречие, несогласие.
  • 2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.
  • 3. Перен. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество.

Обратите внимание - общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет.

В нашей книге под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают толковые словари русского литературного языка и словари синонимов. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.

Например, дискуссией (лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология (т.е. происхождение) данного термина. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются:

  • ? прийти к единому мнению;
  • ? найти общее решение;
  • ? установить истину.

Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Слово дебаты французского происхождения (debat - спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты - прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения - обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то