Терроризм и закон: как разные страны борются с экстремистами. Россия в борьбе с терроризмом. Национальный антитеррористический комитет

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

В настоящий момент мировое сообщество поняло, что необходимо активизировать борьбу с международным терроризмом. В борьбе с ним нужно применять самые жесткие и решительные меры. Фактически терроризм объявил миру войну. Ясно одно: война с терроризмом не будет иметь фронтов и армий, но будет иметь долговременный и широкомасштабный характер. Как борются с терроризмом сегодня? Каковы причины его возникновения? На эти вопросы я попытаюсь ответить в этой главе.

Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые и правовые, внешние и внутренние. Основное большинство стран предпочитает бороться с терроризмом исключительно силовыми методами. Если учесть, что борьба с терроризмом продолжается в течение 30 лет, то можно сделать вывод об их малой эффективности. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Нужно помнить, что терроризм - это всегда реакция общества на определённые события.

Чисто правовыми методами решить эту проблему в обозримом будущем тоже не представляется возможным. Первой попыткой победить международный терроризм стало принятие в 1937 году Лигой Наций конвенции о предотвращении терроризма и наказании за террористические деяния. В 1977 году была принята региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Первым шагом в противостоянии именно современному терроризму стало принятие в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о международном терроризме, которая призвала страны воздерживаться от помощи терроризму и участию в террактах (но в ней не были отражены такие проявления терроризма, как взрывы, политические убийства, захват любых других транспортных средств, кроме самолетов). В нашей стране терроризм рассматривается как самостоятельное уголовно-наказуемое деяние. В Уголовном Кодексе РК представлены статьи, предусматривающие наказание за терроризм, захват заложника, организация незаконных вооруженных формирований и участие в них. На мой взгляд, наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом за эти преступления, крайне мягки. Необходимо установить максимально возможные сроки за подобные преступления. Но вряд ли этим они смогут "отпугнуть" потенциальных террористов.

Внутренними называются меры, направленные на предупреждение террактов. Как раз они являются наиболее эффективными. Терракт проще предупредить, чем затем бороться с его последствиями. Предугадать, где будет нанесен следующий удар практически невозможно. Поэтому получить своевременную информацию о готовящемся терракте спецслужбам достаточно тяжело.

Утечка информации у террористов происходит крайне редко, а с предателями они обходятся особенно жестоко.(Хотя некоторое время назад, в СМИ проходила информация о том, что спецслужбы США (а именно ФБР) знали о готовящихся 11 сентября террактах, но не смогли или не успели ничего предпринять, а может и не захотели).

Внешние меры по борьбе с терроризмом включают в себя, во-первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся с терроризмом.

Во-вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму (к таковым относят Сирию, Ливию, Иорданию, Ирак, Ливан, Кубу, Судан и Афганистан).

Наиболее эффективным является синтез правовых и силовых мер. В отношении террористических группировок необходимо применять жесткие силовые методы, вплоть до физического уничтожения террористов. Нельзя забывать и о важности регулирования правового законодательства. Параллельно должна вестись борьба с причинами возникновения.

Основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально-экономические, экономические и религиозные, духовные.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Также важными политическими причинами возникновения терроризма можно считать: недостаток мер принимаемых во всем мире по обеспечению безопасности населения (нередко производящиеся с вопиющими нарушениями законодательства), которые буквально провоцируют террористов; влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов (например, режим талибов в Афганистане); извечный конфликт Запада и Востока, в котором терроризм является наиболее эффективным и действенным способом ведения борьбы (прежде всего это относится к Востоку).

Если рассматривать социально-экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Человеку легче решиться на совершение террористического акта, если он свободен от чувства собственности. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Например в условиях современной жизни в России, массового закрытия промышленных предприятий, постоянного роста цен, инфляции и безработицы, терроризм становится подчас единственным способом заработать себе денег на достойное существование. Каждый идущий на терракт человек знает, что в случае смерти о его семье позаботятся.

Экономические. Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. Для примера возьмем финансирование чеченских боевиков. К ним в основном деньги поступают из Саудовской Аравии или ОАЭ. Там совершенно легально в магазинах и на рынках установлены урны для пожертвований, предназначенных борющимся за свободу чеченским "мусульманам". По телевидению регулярно демонстрируются видеозаписи, на которых боевики, переодетые в форму российских солдат, убивают и грабят мирных жителей. После этого идут призывы активнее сдавать пожертвования для того, чтобы боевики (они преподносятся как борьбы за свободу) смогли изгнать ненавистные российские войска. Ежегодно удается собрать приблизительно 40 миллионов долларов. Из них до Чечни доходит только 5-6 миллионов. Остальные оседают по дороге в различных организациях и фондах.

Религиозные . В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама). Берет свое начало ваххабизм в 18 веке в Саудовской Аравии. Основателем является Ибн Абдаль Вахаб. Именно он определил главных врагов настоящих мусульман - это иудеи и христиане. С ними следует вести войну - джихад. Все, кто не следуют шариату, заслуживают смерти. Также есть ещё одна интересная мысль: ислам моложе христианства на 8 веков. Значит, у мусульман сейчас идет приблизительно 13 век. Если провести параллель с Европой, то в 13 веке там царили инквизиция, а по сути это та же борьба с неверными. Коран отрицает насилие. Заповедь "не убий" есть и в исламе. В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами.

Духовные. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей. Например, в некоторых странах Востока детей воспитывают под лозунгами терроризма, с детства воспитывают у человека, а значит и общества, преклонение перед физической, а не духовной силой.

В современном значении понятие "терроризм" появилось во времена Великой Французской Революции и означало политику устрашения, проводившуюся революционной властью против своих врагов.

  • · Терроризм - это политическое насилие, направленное на достижение политических целей.
  • · Терроризм - это намеренное, систематическое направленное убийство невинных людей для достижения определенных политических целей.
  • · Терроризм представляет собой антипод гуманизму, для него характерна жестокость, нередко прикрытая фальшивыми лозунгами о справедливости.
  • · Терроризм - насильственный метод используемый неправительственными, малочисленными, законспирированными группами или организациями, осуществляемый с помощью действий, направленных на наиболее значительные или уязвимые объекты с целью вызвать политические изменения.
  • · Терроризм - это целенаправленная деятельность организационно-террористических формирований, направленная на изменения социально - экономической формации. разрушение государственной идеологии, изменение формы государственного правления и государственно-политического режима, разрушение территориальной целостности, нарушение функционирования государства, осуществляемая криминальными либо террористическими методами.

Из данных определений видно, что основной целью террористов является вызов политических изменений. И это действительно так. Примером может служить деятельность террористических группировок ИРА, ЭТА, и незаконных вооруженных бандформирований в Чеченской республике.

С конца 60-х годов терроризм приобрел поистине угрожающие масштабы. За период с 1970 по 1985 годы в Европе совершено около 3000 террактов, в Латинской Америке - 1573, на Ближнем Востоке - 1330, в Северной Америке - 448. За период с 1986 года по настоящее время рост количества террактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 процентов. Вместе с тем, что количество террактов постоянно увеличивается, они становятся все более и более жестокими, все чаще их объектом становятся люди. Так: в 70-х годах 80% террактов были направлены против собственности и только 20% -против людей; в 80-х годах соответственно 50% и 50% , а в 90-х - уже 30% на 70%.

Террористические акции стали тщательнее готовиться, резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, различные террористические группировки тесно сотрудничают между собой, координируют свои действия. В итоге 90% террактов достигают своих целей.

По вопросу определения понятия "терроризм" существует две точки зрения:

  • 1) предлагается считать террористов обычными уголовниками, а их действия рассматривать как уголовные преступления. Аргументация - террористы совершают убийства, похищения, угоны самолетов, то есть действия, которые рассматриваются как преступления внутренним и международным правом.
  • 2) предлагается рассматривать терроризм, как военные действия, как разновидность войны.

Истина, похоже, гдето посередине. Очевидно, что террорзм в чем то аналогичен уголовному преступлению, имеет определенное сходство с военными действиями, но обладает специфическими чертами.

Теракт на борту российского самолета () привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства - кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

Найти и уничтожить

После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение. В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты - чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли "окольцевать" все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин. Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить - во всяком случае, так передал слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов. Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

"Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента" - об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам , по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах. Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких. Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" появился в России в 1998 году. Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

Новый закон "О противодействии терроризму" появился после одного из крупнейших российских терактов - захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек. Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным "борцом" на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму" разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной Концепцией противодействия терроризму , а в 2012 году в свет вышел указ "О порядке установления уровней террористической опасности…", вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" . Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов "при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества". Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей.

Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году - после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие "террористический акт". Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15-20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

Тогда же появился и небезызвестный "Закон о блогерах" . Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс. руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет.

О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится: "В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика "уничтожения" подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово", - говорит Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" .

Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом. Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд - проводимый по ускоренной схеме - признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой. Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс. египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

Франция: строгость не сработала

Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней. Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает. Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в "сговоре с террористическими целями" при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор. С 1986 года - закон "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм - французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено.

Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция занимает первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня. Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали).

Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие "преступного сообщества, связанного с терроризмом", а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства. Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года. Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях. Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ.

Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года "О борьбе с терроризмом". Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.

Великобритания и Германия: превентивные меры

Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное - даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз. Применялись они главным образом к ирландскому терроризму. Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов. Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года. Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г. в США - после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. "О финансировании борьбы с терроризмом". Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога. Действие закона, который многие считали "ужасом для прав человека", тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме - от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов. Эти данные могут храниться до 15 лет. Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел.

Израиль: богатый опыт

Израиль представлял собой объект для террористических атак уже с момента основания. Сообщения о терактах оттуда воспринимаются скорее как правило, а не исключение, а доказательством эффективности антитеррористической политики является само существование Израиля. В 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ "О предотвращении терроризма". В 70-х годах XX века в стране появились специальные антитеррористические подразделения: одно - в составе полиции, второе - в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье - в составе спецназа ВМС страны. В 1985 г. была создана еще и школа антитеррористической борьбы, централизовавшей подготовку специалистов по противодействию террористической деятельности. Действия спецслужб по предотвращению терактов, как правило, характеризуются жесткими контрударами и предупреждающими операциями на фоне практически полного отсутствия ограничений в полномочиях. Законодательно терроризм в Израиле стараются уничтожить на начальных этапах его формирования: так, поддержкой террористов считается выражение одобрения насильственным действиям и демонстрация солидарности с террористами в любой форме. Бороться с терроризмом пытаются и через контроль за оружием: тем, кто хочет вынести нож за пределы дома и двора, придется объясняться с сотрудниками полиции, причем неудачное объяснение может закончиться 5-летним тюремным сроком. Наказание последует и за попытку посеять панику среди населения.

США: нулевая толерантность

Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов. Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете - в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников.

Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные. Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года - но ненадолго. Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2019 года. За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

Когда в стране ЧП

В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок - более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, - например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах - действуют по сей день. Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, - на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия. Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер.

Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ. В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов.

Едва ли стоит исключать и наращивания роли силовых ведомств. В пользу такого варианта развития событий говорят и последние заявления французского президента об увеличении численности полиции, и бельгийские попытки справиться с радикализмом, и заявления европейских политиков о необходимости создания в ЕС армии. В целом стоит ожидать ужесточения законодательства по образцу США и приближения к тоталитарному варианту действий спецслужб, что многим видится логичным при нынешнем уровне террористической опасности.

Введение.................................................................................................... 3

Глава 1. Виды и цели терроризма............................................................ 5

Глава 2. Терроризм в России.................................................................... 9

Глава 3. Методы борьбы с терроризмом............................................... 14

Заключение............................................................................................... 19

Список использованной литературы...................................................... 21

Введение

Тема, которую я разработала в этой работе, сегодня очень актуальна. В XX веке терроризм начал активно развиваться и выходить на международную арену. Конечно, раньше были отдельные проявления терроризма, но в ограниченном количестве. Сейчас же терроризм переживает бурный расцвет, особенно у нас в стране. Одной из особенностей современного политического терроризма является его активное воздействие на внешнюю политику государств. Известно, что и в прошлом экстремистские и террористические акции нередко использовались в качестве поводов и предлогов для провоцирования международных конфликтов.

Террористические организации обычно используют уголовные приемы и расходуют награбленные средства на личные цели и нужды того или иного главаря. Сначала террористы действуют не ради самих денег, а для финансирования своей деятельности, однако существует тенденция постепенного привыкания к деньгам и очень часто терроризм превращается из средства для добывания денег для организации и заявления о ней, в средство для личного обогащения.

Сейчас терроризм является неотъемлемой частью политики любого государства земного шара. Политика и политики без терроризма обходиться не могут. Ведь что такое терроризм? К нему можно отнести и шантаж (любого вида, начиная от личного и кончая ядерным), к которому очень часто прибегают в таких демократических странах, как Америка или Великобритания. К терроризму нужно отнести и заказные убийства видных политических деятелей. Разве их не было? Можно вспомнить хотя бы убийство американского президента Джона Кеннеди..

Как я уже сказала, терроризм широко используется в политике любого государства. Но есть более или менее «безобидные» его проявления. Сейчас главная задача общественных организаций, Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы наиболее опасные виды терроризма прекратили своё существование.

Цель работы – изучение терроризма, и его проявлений.

Задачи:- рассмотреть виды и цели терроризма;

Методы борьбы с терроризмом.

Объектом исследования является терроризм

Предметом исследования - основные признаки и элементы терроризма

Структура:

Контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы

Глава 1. Виды и цели терроризма

Как я уже говорила, терроризм многообразен и может принимать различные формы. Это могут быть:

· убийства государственных и общественных деятелей или представителей власти, совершенные в связи с осуществлением ими своих функций;

· захват заложников, некоторые формы бандитизма;

· преступные акты, ведущие к бессмысленной гибели людей, нарушающие дипломатическую деятельность государств, нормальный ход международных контактов и встреч, транспортные связи между государствами;

· государственный терроризм, который во многих случаях перерастает в акты агрессии;

· засылка вооруженных групп (в том числе наемников), которые применяют вооруженную силу против другого государства.

Все террористические акции производятся с целью получить максимально возможный международный отклик, широко освещаемый средствами массовой информации или с целью получения крупных денежных сумм. Это могут быть: угоны самолетов с международных линий, похищение иностранных дипломатов и военных, захват посольств, покушения на лиц, имеющих всемирную известность, взрывы самолетов и т.д.

Рассмотрим первый пункт - убийство государственных и общественных деятелей и представителей власти. Такие убийства могут делаться с различными целями. Например, политик, стоящий у власти, перед выборами может заказать убийство другого политика, находящегося в оппозиции, но популярного в народных массах. Или, если вспомнить недавнее убийство Владислава Листьева, можно сделать вывод, что кому-то понадобилось дестабилизировать общественную ситуацию в стране и, к примеру, доказать некомпетентность расследующих органов. Хотя эти выводы относительны. Кто знает, может эти самые правоохранительные органы Листьева и убили. Убивать политических лидеров могут и мафиозные структуры. За примерами тоже не надо далеко ходить. В Москве и Санкт-Петербурге, очень часто убивают депутатов. Часто из-за того, что они не хотят добиваться (или давать) каких-либо льгот этим самым мафиозным группам.

Убийства государственных должностных лиц также часто производятся с целью помешать двум сторонам договориться о прекращении войны и начать урегулирование конфликта. Примером такого убийства может служить случившееся покушение на командующего Объединенной группировкой российских войск в Чечне генерала А. Романова. В результате этого террористического акта, все надежды на мир в Чеченской республики развеялись. Можно сказать, что все договоренности и переговоры «вылетели в трубу».

На захвате заложников мне хотелось бы остановится особо. Захватывать заложником могут как отдельные лица, так и представители каких-либо оппозиционных движений. Как я уже упоминала, цели тоже могут быть разные: начиная от вымогательства крупных денежных сумм, и, заканчивая политическим шантажом, что наглядно продемонстрировано событиями в Буденновске.

Одним из наиболее распространенных видов захвата заложников является захват с целью получения денег в обмен на жизни захваченных людей. Эти деньги преступники могут требовать у родственников захваченных (если те достаточно богаты) или, в противном случае, у государства. Кроме денег, бандиты, как правило, требуют какое-либо средство передвижения для того, чтобы скрыться на нем; автомобиль, вертолет и тому подобное, в зависимости от местных физико-географических характеристик. За примерами далеко ходить не стоит. Захват заложников три раза подряд осуществлялся в аэропорту «Минеральные Воды», причем в двух случаях, части преступников удалось скрыться, увезя с собой деньги.

Не менее распространен захват заложников с политическими целями, когда группировка, которая произвела этот захват, выдвигает политические требования стране, где был произведен захват. Здесь в качестве примера можно вспомнить сравнительно недавние события в Буденновске.

Кроме захвата заложников, также широко распространен подрыв взрывных устройств и бомб в местах, где можно причинить наибольший материальный человеческий ущерб. Бомбы чаще всего взрывают по политическим соображением. Большинство террористических организаций используют подрыв бомб, как один из способов добиться своих, зачастую непомерных политических требований. Для примера можно взять Северную Ирландию, Ольстер, где целых 25 лет гремели взрывы, уносящие человеческие жизни. Эти террористические акции совершают представители экстремистского левого крыла «Ирландской республиканской армии» (ИРА). Они выдвигают различные политические требования, в том числе требуют отсоединения Северной Ирландии от Великобритании.

Под государственным терроризмом понимаются акты агрессии, направленные на свержение существующего политического строя в той или иной стране с помощью военной силы. В 1974 году ООН определила, что «засылка вооруженных банд, групп, иррегулярных сил наемников, которые применяют вооруженную силу против государства», считается актом агрессии. Специальный комитет ООН по разработке международной конвенции, запрещающей вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, подготовил для 36-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН доклад, в котором был сделан вывод о том, что наёмничество представляет собой угрозу международному миру, как опасное проявление терроризма.

Государственным терроризмом также, на мой взгляд, можно назвать шантаж с помощью ядерного, бактериологического или иного вида оружия массового поражения, которым не обладает сторона, которой угрожают, а также вторжение на территорию другого государства. В качестве примера государственного терроризма можно привести агрессию Ирака, направленную на небольшую сравнительно страну - Кувейт. Но акт этой агрессия был пресечен крупными державами, такими как США, Франция и другие по вполне понятным причинам: маленький Кувейт был крупным поставщиком нефти, как в Европу, так и за океан.

Я перечислила наиболее, на мой взгляд, важные виды терроризма. Ниже я рассмотрю их в подробностях, с приведением наглядных примеров и фактов.

Глава 2. Терроризм в России

На сегодняшний день проблема терроризма в нашей стране очень актуальна. В большинстве стран мира терроризм развивался постепенно. В нашей же стране произошла некоторая аномалия. В период советской власти существовал только государственный терроризм - агрессии СССР, запугивание населения и другое. После начала перестройки произошел всплеск частного терроризма, который был раньше «заперт» железной рукой соответствующих органов. Начиная с 1985 года очень бурно начал развиваться рэкет - вымогательство, и теперь это является обыденным явлением. Раньше в стране богатыми людьми были только члены правящего класса - номенклатуры. После перестройки появились миллионеры, не являющиеся членами номенклатуры, но имеющие деньги и власть. Многие из них раньше входили в правящий класс Советского Союза, но потом открыли частные предприятия и, используя свои старые связи, начали частную предпринимательскую деятельность.

Итак, в стране появилось много богатых людей, частных фирм. Следовательно, возникла конкуренция. А если конкуренция происходит между большими фирмами, владеющими большими капиталами, то неизбежно появляется терроризм.

Муса Нажмудинович, что представляет собой современный терроризм?

В мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Согласно данным российских ученых и зарубежных исследовательских центров ежегодный совокупный бюджет террора составляет от 5 до 20 млрд. долларов. Терроризм стал международной индустрией с огромными информационными, финансовыми, технологическими и другими возможностями. В условиях глобализации происходит эскалация технологий терроризма.

Складывается парадоксальная ситуация. Гибель от терактов невинных людей происходит на глазах суперсовременных армий, и классические воинские схемы не срабатывают. Прежние системы коллективной безопасности оказываются неадекватными вызовам времени и требуют радикального пересмотра.

Противостоять терроризму можно только консолидированными действиями при активной позиции гражданских институтов общества.

Как вам видятся основные направления борьбы с террором?

Терроризм - мировое зло, поэтому победить его можно только при условии согласованных действий всех стран. Об этом очень много говорится, но кроме громких заявлений нужны конкретные дела. Глубоко убежден, что в первую очередь необходимо создать международный центр, который объединит пока, к сожалению, разобщенные усилия профессионалов и экспертов. Это первое.

Второе. Недавние трагические события показали, что необходимы более эффективные меры по своевременному, упреждающему выявлению готовящихся бандитских акций и немедленная нейтрализация всех их исполнителей и участников.

И третье, пожалуй, самое сложное. Нужно создавать экономические условия для вовлечения значительного числа людей, прежде всего молодежи, в общественно полезный труд. То есть исключить всякую социальную базу для рекрутирования безработных в террористы.

Еще раз подчеркну: конечно же, с этим злом должны бороться высококвалифицированные, профессионально подготовленные, опытные сотрудники соответствующих служб. Но, на мой взгляд, с терроризмом бороться должны не только они, но и все граждане, кому дороги наша страна и собственная жизнь. Всем хорошо известно, что у террористов нет ни национальности, ни веры, нет ничего святого. Поэтому выявлять террористов, их преступные замыслы спецслужбам должны помогать граждане России и всего мирового сообщества.

Вы сказали, что необходим международный антитеррористический центр. Будет ли он создан?

Президент Путин не раз говорил об этом. Я уверен, что такой центр будет организован в ближайшем будущем. Сегодня над этим активно работают государство, специалисты.

Что вы думаете об использовании потенциала Совета Безопасности ООН для мобилизации международного сообщества на борьбу с терроризмом и необходимости эффективной системы информационного обмена о его угрозах?

Разумеется, Совет Безопасности ООН делает немало, но если мы создадим централизованный международный центр антитеррора, в который будут входить высококвалифицированные специалисты, уверен, будем работать более эффективно, будут быстро отлаживаться обмен информацией и взаимодействие.

Можно ли было избежать жертв в Беслане?

Трудно судить об этом, сидя в Москве. Это наше общее горе. Совершено чудовищное преступление против детей. В подобных случаях главную роль в принятии решений по освобождению заложников должны играть только профессионалы, обученные действовать в нестандартных ситуациях. Среди них должны быть не только снайперы, взрывники, саперы, но и психологи, переговорщики, врачи и так далее, люди, которые знают, кто такие террористы.

Есть ли позитивный опыт борьбы с терроризмом?

Вне всяких сомнений. Спецслужбы работают на очень высоком уровне, но подчас их работа незаметна. Естественно, первым делом бросаются в глаза совершенные теракты, а между тем, спецслужбы ведут огромную профилактическую работу и добиваются значительных успехов.

Конечно, есть случаи, когда в этих подразделениях работают не очень подготовленные люди. Об этом мы говорили на заседании комиссии по Северному Кавказу, членом которой я являюсь.

Чей иностранный опыт можно использовать в борьбе с терроризмом?

Можно перечислить много стран, которые успешно ведут борьбу с терроризмом. В первую очередь это опыт Америки, Израиля, Германии. Но и они работают не без промахов. Вспомните 11 сентября или ситуацию в Израиле.

Борьба с терроризмом - не межгосударственное и не межнациональное противоборство, а глобальная гражданская война человечества за дальнейшую модель своего развития, борьба ценностей и мотивов. Устранить враждебный мотив - значит создать всем равные возможности нормальной жизни без различий по национальному, религиозному, социальному и любому другому признаку, дать всем одинаковую защиту их законных интересов. Разрушать мотив - значит дискредитировать враждебные идеи влиянием на умы и сердца людей, предъявлять лучшую альтернативу. Это задача не армии и спецслужб, а власти и гражданского общества. Что вы думаете об этом?

Во многом согласен с вами. Наши враги используют террористические методы как оружие разобщения наших народов, вбивают клин между нациями, религиями, преследуя враждебные цели. Они бьют по безоружным людям, когда их не ждут. У них коварные планы. Террористы сеют панику, чтобы люди пребывали в состоянии страха и растерянности.

От террористов не стоит ждать ничего хорошего, не стоит надеяться на то, что они осознают весь ужас творимого ими и прекратят сеять зло и вражду. Мы можем надеяться только на самих себя. Необходимо проводить профилактические мероприятия, работать с нашим обществом, и в первую очередь с самой уязвимой его частью - молодежью. Как правило, бандиты ищут самые слабые звенья. Мы должны работать не покладая рук.

Недавно телевидение показало сюжет о том, что в Страсбурге начался судебный процесс с участием чеченцев. Как вы к нему относитесь?

Это еще одно свидетельство, что наша страна демократическая, и мы должны относиться к этому нормально. То, что граждане смогли подать иск на некоторые неправомерные действия соответствующих служб, еще раз подчеркивает победу российского законодательства. Мы можем с уверенностью констатировать, что наше государство демократическое, и приведенный пример - лишнее тому доказательство.

Вы представляете в Совете Федерации Госсовет Чечни. Что, на ваш взгляд, надо сделать для эффективной созидательной работы в республике?

Чтобы эффективнее работали органы правопорядка и спецслужбы в Чеченской Республике, в них должны быть компетентные, честные, высококвалифицированные, решительные и смелые, уважаемые и почитаемые люди, которые всегда смогут сплотить и повести за собой личный состав для выполнения поставленных задач.

Их необходимо полностью обеспечить, в том числе и материально, создать базу для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы и на действия террористов, И самое главное - спросить у сотрудников спецслужб, что им нужно, чтобы эффективнее бороться с терроризмом. Это очень важно.

В Совете Федерации работает комиссия во главе с его председателем Сергеем Мироновым, которая вырабатывает неотложные меры по борьбе с терроризмом и готовит законодательные предложения по обеспечению безопасности граждан и укреплению национальной безопасности РФ.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то