Священные реки индии. Ганг - «Энциклопедия Священная индийская река

ГАНГ, Ганга (на санскрите «ганга» - река), одна из крупнейших рек мира, протекает в Индии и Бангладеш. Длина от истока до вершины дельты 2200 км, площадь бассейна 980 тысяч км 2 . Образуется слиянием рек Бхагиратхи и Алакнанда, стекающих со склонов Гималаев (хребет Заскар). В верхнем течении Ганга в узких ущельях прорезает отроги Гималаев, после выхода из гор течёт в широкой долине по Индо-Гангской равнине. В нижнем течении имеет меандрирующее русло, окружённое широкой поймой. Вместе с реками Брахмапутра и Мегхна Ганга при впадении в Бенгальский залив Индийского океана образует сложно разветвлённую дельту (площадь, по разным источникам, 80-100 тысяч км 2), уступающую по размеру лишь дельте реки Амазонка. Основные притоки: Джамна, Сон (правые), Рамганга, Гомати, Гхагхра, Гандак (левые).

Современная дельта Ганга, Брахмапутры и Мегхны разделяется на три части. Первая (западная) имеет вершину в районе посёлка Фаракка (Индия) и состоит из магистрального рукава, являющегося продолжением Ганга в пределах дельты и имеющего то же название, и многочисленных, сложно переплетающихся небольших водотоков, отходящих от него в сторону океана. Вторая (северо-восточная) часть дельты начинается в районе города Бахадурабад-Гхат (Бангладеш), где Брахмапутра делится на крупный магистральный рукав Джамуна и левый отмирающий рукав Старая Брахмапутра. В эту же дельтовую русловую систему входит Средняя Мегхна - продолжение реки Мегхна в пределах дельты. Третья (юго-восточная) часть - это общая русловая система, образующаяся в результате сначала слияния у посёлка Гоалундо магистральных рукавов Ганга и Джамуна, дающего начало многоводному рукаву Падма длиной около 100 км, а затем впадения слева у города Чандпур Средней Мегхны. В итоге возникает один из самых крупных русловых водотоков в мире - расширяющаяся к заливу Нижняя Мегхна длиной около 150 км и шириной до 60 км. При впадении в Бенгальский залив этот рукав имеет крупнейший в мире устьевой бар длиной около 100 км и глубиной на гребне 10 м. Протяжённость водного пути от вершины дельты (населённый пункт Фаракка), включающего рукава Ганга, Падму и Нижнюю Мегхну, около 460 км. Длина береговой линии дельты около 500 км.

Основные источники питания Ганга - муссонные дожди, талые и ледниковые воды высокогорий. Среднегодовой расход воды в вершине дельтовой системы Ганга (Фаракка) 12,3 тысяч м 3 /с, объём стока 388 км 3 /год. Суммарный объём стока вод Ганга, Брахмапутры, Мегхны в Бенгальский залив свыше 1200 км 3 /год (уступает только стоку рек Амазонка и Конго). Сток взвешенных наносов Ганга около 500 миллионов т/год. Суммарный сток взвешенных и влекомых наносов Ганга, Брахмапутры и Мегхны - не менее 1200 миллионов т/год.

В водном режиме Ганга чётко выделяются две фазы. Первая - высокое муссонное половодье (влажный сезон) с июля по октябрь (свыше 80% годового стока); самый многоводный месяц - август (29% годового стока), среднемесячный расход воды 42,2 тысяч м 3 /с, максимальный - 70 тысяч м 3 /с. Вторая фаза - длительная низкая межень (сухой сезон) с ноября по июнь; самый маловодный месяц - апрель (менее 1% годового стока), среднемесячный расход воды 1700 м 3 /с, минимальный - 1200 м 3 /с. Во время муссонного половодья уровень воды может подниматься на 10-15 м, что часто вызывает наводнения, иногда катастрофические (например, в Бангладеш в 1962, 1973, 1974, 1987, 1988, 1998), особенно когда пики половодья на Ганге и Брахмапутре совпадают во времени. Большой ущерб населению и хозяйству дельты наносят тропические ураганы (апрель - май и октябрь - ноябрь), они сопровождаются сильным ветром и волнением, вызывают значительные нагонные подъёмы уровня воды (до 9,1 м в 1970) и наводнения. В 20 веке отмечено увеличение повторяемости сильных штормовых нагонов. В сухой сезон по небольшим рукавам дельты приливные колебания уровня распространяются на расстояние до 300 км, а осолонённые воды - на 100-150 км.

Воды Ганга с древних времён широко используются для орошения земель и водоснабжения населения. В Индии действуют несколько крупных оросительных систем. В 1975 году на Ганге в районе посёлка Фаракка для обводнения самой западной части дельты построен гидротехнический комплекс, включающий низконапорную плотину и канал. В пределах Бангладеш с 1970-х годов ведутся крупномасштабные работы по защите земель и населённых пунктов от наводнений (строятся защитные дамбы, дренажные сооружения, укрытия для людей). Гидроэнергетический потенциал Ганга очень велик (до 160 миллионов кВт в год), но его использование незначительно. Судоходен от подножия Гималаев до устья на протяжении 1450 км. На Ганге - крупные города Канпур, Аллахабад, Варанаси, Патна (Индия), в западной части дельты - крупные морские порты Калькутта (Индия), Кхулна (Бангладеш).

Воды Ганга сильно загрязнены промышленными и канализационными стоками, попадающими в реку в многочисленных городах и населённых пунктах, расположенных на берегах реки (например, ежедневные неочищенные стоки канализации города Аллахабад 100 миллионов л). Источником загрязнения речных вод служат также возвратные воды орошения, содержащие остатки удобрений. Воды Ганга - основная причина заболеваний гепатитом, дизентерией, тифом, холерой у 400 миллионов жителей бассейна реки. С древних времён Ганг считается в индуизме священной рекой, объектом религиозного поклонения. Несмотря на угрозу заболеваний, многие жители совершают в нём омовения.

Мангровые леса в дельте, на прибрежной низменности Сундарбан, включены в список Всемирного наследия (резерваты Сундарбан-Форест в Индии и Сундарбан в Бангладеш).

Лит.: Milliman J. D., Rutkowski Ch., Meybeck М. River discharge to the sea: а global river index. , 1995; Allison М. А. Geologic framework and environmental status of the Ganges-Brahmaputra delta // Journal of Coastal Research. 1998. Vol. 14. №3.

Индия является страной, которая не только бережет ресурсы, которым её наделила природа, но и преклоняется перед ними, поскольку они несут ей процветание. Таким даром природы являются реки, которые в стране считаются священными. Ведь они испокон веков кормят миллионы людей, обеспечивая им пропитание. Неудивительно поэтому, что люди считают реки манифестацией божественной женской силы (Шакти).

Две самые священные реки северной Индии - Ганга и Ямуна - почитаются как богини. В самом деле, Ганга считается самой священной из всех великих индийских рек. Она берет свое начало высоко в Гималаях и течет через всю страну. Её воды всегда холодные, потому что её питают ледники. Верующие приезжают к её берегам издалека, чтобы набрать её воды (гангаджал), которую считают, почти что божественной. Гангаджал, взятая в Хардваре в местечке Хар ки Паури, вечно остается свежей. В мифологии Ганга предстает как красивая женщина с лотосом в руке, спускающаяся потоком с волос бога Шивы. Говорят, что омовение в её водах освободжает человека от всех грехов. Другая священная река Ямуна впадает в Гангу в Праяге (Аллахабаде), где к ней присоединяется и мифическая река Сарасвати, образуя сангам, или слияние трех великих рек.

Могучая Брахмапутра протекает на северо-востоке Индии. Она берет свое начало в районе Мансаровара в Гималаях и затем прокладывает себе путь через густые леса северо-восточных штатов Индии, особенно Ассама. Брахмапутра, может, и не считается такой священной, как Ганга, но она является более красивой. Несмотря на свое по-мужскому звучащее имя, Брахмапутра имеет женское начало. Она на 450 километров длиннее Ганги. Самой уникальной характеристикой этой великой реки является то, что даже на высоте 3000 метров над уровнем моря по ней идет навигация. Как и Гангу, её тоже питают ледники и дождевая вода, и она остается полноводной в течение всего года.

Маханади в восточном штате Орисса представляет собой линию жизни для его жителей. Она протекает через самые богатые минералами места Индии и через Восточные Гхаты. Во многих точках её течение перегораживают плотины. Во время муссонов эта река достигает огромных размеров и несет огромное количество воды.

Самой величественной и красивой рекой Индии, без сомнения, является Нармада. Она также имеет самые чарующие женственные характеристики. Её протяженность составляет 1247 километров. Её синие глубокие воды протекают из Мадхья-Прадеша в Гуджерат. Нармаде поклоняются так же, как и Ганге. Говорят, что Сарасвати делает Курукшетру священной, Ганга делает священными Хардвар и Каши (Варанаси), а Нармада делает священным все, чего она касается.

Еще одной важной рекой является Годавари, протекающая с плато Махараштры в штат Андхра-Прадеш. Она берет свое начало в горных грядах Сахьядри и действительно разделяет страну на юг и север. Эта река дает воду тысячам деревень и орошает гектары рисовых полей Андхра-Прадеша. Тем не менее Годавари в пантеоне индийских рек не имеет того статуса, который ей положен. Эта древняя река покрывает расстояние 1450 километров, пересекая Восточные Гхаты, чтобы достичь Бенгальского залива. Её бассейн является одним из крупнейших в Индии.

Кавери является последней в числе великих индийских рек. Её часто называют Гангой юга. В южной Индии ей поклоняются как живой богине. В честь её называют детей. Её имя дается целым районам, улицам и даже деловым предприятиям. Кавери стоит во главе всех других индийских рек, включая Гангу, в том смысле, что она представляет живую культуру. Эта река течет через самые плодородные земли юга, она орошает поля и благословляет людей, живущих на её берегах. Истоки Кавери находятся в Талакавери в южном округе Канара штата Карнатака. Частично она проходит и через штат Тамилнаду, принося повсюду процветание.

Перепечатано из журнала «Индия- Перспективы» за апрель 2001 года

Говорят, кто не был в Агре и не видел Тадж-Махал, тот не был в Индии, мое мнение с этим расходится. Я бы сказал, кто не был в Варанаси, тот не видел настоящей Индии. Трудно увидеть Варанаси по картинкам, его надо прочувствовать эту грязь и хаос, пронюхать эту вонь аммиака, который выедает глаза вперемешку с благовоньем, и жаркий, очень влажный воздух, увидеть ритуалы, цвета и краски, толпы паломников той настоящей Индии.


Ганага — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганг, в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

Паломники стекаются сюда не только со всей Индии, едут со всего мира, особенно к её истокам и городам Харидвар, Аллахабад и Варанаси (самое колоритное место, для нас любопытных).

Вдоль городской набережной взгляду открываются ряды каменных ступеней (Гхаты). Гхаты - каменные ступени, служащие для ритуального омовения индуистов и как места кремации, раскинувшиеся вдоль берега на несколько километров. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они и отдыхают.

Священный Варанаси как магнит притягивает к себе индусов.

Спустившись к реке, глаза и нос выедал резкий запах аммиака, влажность настолько повышена, что уже минут через 30 можно было выжимать одежду.

На берегу полно цирюльников, которые делают свою работу, но о модельной стрижке можно даже не думать, сбривают опасной бритвой под ноль, оставляя только маленький чуб на затылке.

Жизнь и смерть в Варанси — неотделимы друг от друга. Место, где сжигают усопших — расположено ниже по течению от священных набережных.

Много маленьких детей

Поразило, как маленькие детки сидят голыми попками в этой грязи.

Этот малыш спит, прям на каменной набережной, весь в мухах.

Народ кишит, идти по набережной вдоль реки нужно очень аккуратно, смотря внимательно под ноги, чтобы не вступить, во

что-нибудь.

В конце дня, специальный человек запускает помпу и большим напором воды смывает собравшуюся за день грязь со ступеней набережной в реку.

По уступам зданий бегают дикие обезьяны (вверху фотографии)

Местный рынок, который находится вдоль улицы.

Туалет, непонятно почему разная высота кабинок, прекрасно и гармонично вписывается в общий вид торговых прилавков.

Выпечка смотрится красиво и аппетитно, но уличный фастфуд есть не рискнул.

Уличное кафе.

Ремонт обуви

Прилавок с браслетами

На фоне остальных магазинов и прилавков этот бросается в глаза.

Тарелочка из листьев какого-то растения.

Полицейский попросил меня подождать, не фотографировать, принял вертикальное положение и разрешил сфотать.

На рассвете сотни, нет тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах.

Вдоль набережной много храмов.

Люди в одеждах и без входят в реку и совершают омовение. Одни бормочут мантры, зачерпывают воду в ладони и поливают свою голову. Другие, зажав нос, окунаются в воду. Третьи, присев на корточки, пьют священную воду из реки. Каждый думает только о своем ритуале, не замечая никого вокруг.

Зубную щетку им заменяют специальные палочки для чистки зубов.

Тут же на берегу можно и купить зубную палочку.

Индианка продает ритуальные свечи, которые зажигают и пускают по течению священной реки, читая молитвы.

Некоторые заходят полностью, некоторые по пояс, а кто и по щиколотки.

Молятся, купаются, стирают, стригут, сжигают мертвых, чистят зубы, моют посуду, а кто и просто после очередной процедуры - "задний туалет" подмывается — чего только не делают на берегу и в реке Ганг! И это все в одном месте и одновременно и все уверены, что никакой заразы не подцепят, а наоборот, от всех болячек исцелит священная Ганга.

Некоторые паломники надеются на подаяния туристов, те которые самые колоритные, в большинстве случаев, если увидели, отворачиваются от камер, показывая, что надо дать для начала денег. Некоторые, увидев камеру, наоборот останавливаются, позируют, прося глазами хоть что-то, рады даже копейкам.

Спустившись ниже вдоль реки, я наткнулся на прачечную.

Стирка проходит следующим образом: намоченное и натертое мылом белье, размахнувшись со всей силы, ударяется несколько раз по каменной плите. После этого уже чистое, постиранное белье прополаскивают в священных водах реки Ганг и вывешивают для сушки.

Там же чуть выше, купали коров.

Вот здесь народа становилось меньше, но вероятность вступить в каку увеличивалась.

Приготовились к приему пищи.

Лодочники предлагают экскурсию по реке на лодке за небольшое вознаграждение, в пределах 100 рупии (примерно 2 доллара США).

Люди в Индии дружелюбные и приветливые, но это не мешает быть им очень и очень ленивыми.

В Индии я был два раза с промежутком в два месяца и с удовольствием попутешествовал бы еще разок - другой. Остались только положительные эмоции.

Индия имеет богатейшую историю и культуру. Эту огромную страну населяет множество народов. Часть из них исповедует буддизм, сикхизм, ислам, джайнизм, христианство и другие религии. Но большинство населения отдаёт предпочтение индуизму. Это 900 млн. человек или 80,5% жителей полуострова Индостан. Именно для этих людей река Ганг, текущая по Индо-Гангской равнине на юго-восток, считается священной.

Могучий водный поток ассоциируется с богиней Ганга. Представляется она в виде небесной реки, которая когда-то очень давно опустилась на землю и, обретя материальные формы, потекла по северу Индии. Индуисты со всех концов полуострова осуществляют паломничества к священным водам. На их берегах кремируют мёртвых, а пепел рассеивают над речной гладью. Считается, что таким образом умершим отпускаются все грехи. Ныне живущие совершают омовения в священных водах, и в их душах наступает просветление. Всё это очень романтично, волнующе и притягивает своей экзотикой неискушённых европейцев и американцев.

Река Ганг

Длина реки равна 2620 км , что соответствует 34 месту в мире среди всех рек. Бассейн занимает площадь, равную 1 млн. 80 тыс. кв. км и охватывает территории двух стран: Индии и Бангладеш. Своё начало священные воды берут на западе Гималаев. Там, на устремленной в небо вершине Ганготри, лежит огромная ледниковая шапка. Её длина составляет не менее 30 км, а высота над уровнем моря равна 7755 метров.

В своей нижней части ледник тает. С него бегут многочисленные ручьи. Они объединяются вначале в речушки, а затем в реки. Одна из таких рек, носящая название Бхагиратхи , начинает свой путь на высоте 3892 метра над уровнем моря. В 20 км от истока реки располагается селение Ганготри. Примечательно оно храмом богини Ганги. Это резиденция святого существа. Именно здесь находится её начало, дающее жизнь великой индийской реке Ганг.

Бхагиратхи проходит расстояние 700 км и сливается с рекой Алакнандой. Происходит это возле города Девапраяг. Две реки объединяются в одну, и именно с этого места водный поток люди начинают называть "Гангом". Район принадлежит Нижним Гималаям и находится на высоте 642 метра над уровнем моря.

Река Ганг на карте

Священная река минует череду холмов, болотистые равнины и выходит на оперативный простор. Это Индо-Гангская равнина. На ней бурное горное течение становится спокойным и величественным и меняет южное направление на юго-восточное. Это, так называемое, верхнее течение. Его длина составляет порядка 900 км.

В среднем течении по берегам реки высятся многонаселённые города. Можно назвать Канпур с населением 3 млн. человек, Аллахабад с населением 1,3 млн. человек, а также Патну с населением 2 млн. жителей. Возле Аллахабада река Ганг принимает в себя свой главный приток Джамну. Её длина составляет 1376 км. После этого ширина священного потока заметно увеличивается и становится равной 1 км.

После города Бхагалпур в реку впадает ещё один многоводный приток, носящий название "Коши". После этого священный поток разливается почти до 2 километров и поворачивает южнее в сторону Бенгальского залива. Рельеф в этих местах представляет собой идеальную равнину, и речной поток начинает распадаться на рукава, каждый из которых имеет своё название. Вправо уходит Бхагиратхи возле индийского города Сахебганджа. После этого священный поток получает название "Падма".

Ниже от неё отделяется ещё один рукав, получивший название "Джаланги", а Падма втекает на территорию Бангладеш. Она неуклонно движется в сторону Индийского океана и распадается на множество мелких рукавов. Недалеко от города Раджбари, расположенного на западе Бангладеш, река принимает в себя реку Джамуна, которая является основным рукавом второй священной индийской реки Брахмапутры . Перед самым впадением в Бенгальский залив священный водный поток разбавляет ещё одна крупная река Мегхна. Вся эта огромная речная масса и впадает в солёные воды одного из великих океанов планеты.

Лодки на реке Ганг

Река Ганг образует самую крупную в мире дельту . Она представляет собой единое образование трёх рек: Ганга, Брахмапутры и Мегхны. Её площадь равняется 59 тыс. кв. км, а протяжённость вдоль Бенгальского залива составляет 322 км. В длину дельта занимает расстояние, равное 348 км, так как берёт своё начало возле города Раджбари. На этой территории, богатой плодородной почвой, проживает без малого 145 миллионов человек.

Уровень воды в бассейне священного потока регулируется муссонами. С июня по сентябрь выпадает 84% годовых осадков. Следовательно, речной сток зависит от сезонов года. Это создаёт много проблем для жителей региона и имеет прямую связь с сельским хозяйством, так как засухи чередуются с наводнениями. В частности, в Бангладеш во время сухого сезона люди испытывают недостаток в пресной воде, а в период дождей страдают от паводков.

В настоящее время судоходство на священной реке развито очень слабо . Объясняется это большим отбором воды на сельскохозяйственные нужды. Поэтому люди в основном плавают на плоскодонных лодках, а грузы перевозят по железной дороге. Речных же судов в среднем и нижнем течении очень мало. Выше Аллахабада их вообще нет. Индия в последние десятилетия не делает ставку на судоходство. Что касается Бангладеш, то здесь речной грузовой транспорт используется более активно.

Речной дельфин, обитающий в реке Ганг

Великая священная река Ганг считается одной из самых загрязнённых в мире. В неё сбрасывают свои стоки промышленные предприятия, не очень-то заботясь об их чистоте. Нужно также учитывать и плотность населения. Бытовые отходы и человеческие нечистоты нещадно загрязняют русло. Поэтому не то что питьё, а даже купание в реке может привести к инфекционным заболеваниям.

Здесь следует учитывать и тот факт, что не всех умерших сжигают. У бедных людей нет денег на большое количество дров, поэтому тела просто бросают в воду. Каждый год - это миллионы трупов, что ещё больше усугубляет проблему загрязнения речных вод. Но, несмотря ни на что, в воде водится много видов рыб. Река также является вотчиной пресноводных дельфинов, которые проигрывают по интеллекту морским, но всё равно относятся к одним из самых умных видов животных. Будем надеяться, что человеческий интеллект окажется выше дельфиньего, и люди, в конце концов, найдут возможность очистить священные воды от нечистот, и сделают священный поток пригодным для жизни.

Станислав Лопатин

У каждой нации есть свой, индивидуальный и искренне почитаемый символ, религиозный оберег или даже само воплощение высшей силы. У индусов такой верховной и божественной мощью, которую можно потрогать, является река Ганг. Если путешественник, попавший в пряные земли Индии, назовет благословенный водоем по имени, которое известно нам с уроков географии и истории - Ганг, индусы с раздражением поправят его: «Не Ганг, а Ганга». Потому как они называют реку на женский лад, отождествляя ее исключительно с женским началом божественной сущности бога Вишну.

Почитаемая как земное воплощение вселенской силы река Ганг собирает на своих берегах миллионы людей. Они стремятся к священным водам с непреодолимым желанием смыть с себя все грехи, очиститься разумом и телом. Индусы верят, что река Ганг обладает целительными свойствами и является своего рода пастырем, отпускающим грехи. Когда христианин желает покаяться, он идет в церковь. Когда у индуса плохо на душе, и он желает избавиться от гнета грехов, он окунается в Гангу. Именно благодаря Индии на весь мир стало знаменито выражение «смыть свои грехи». Вода реки считается священной, то же самое можно сказать о городах, расположенных на берегах Ганги. К ним относятся Аллахабад, Ришикеш, Варанаси, Хардвар и многие другие.

Реки Индии - это огромное количество водоемов, протекающих как в горах Гималаев, так и вьющихся по просторам долин и низин. Однако ни одна из них не является столь почитаемой и священной для индусов, как Ганга. Существует огромное количество легенд, связанных с появлением этого водного рукава. Одна из них гласит следующее. В небесном раю протекала восхитительная река, воды которой обладали целебными и излечивающими свойствами. Каким-то образом, прознав об этом, один индийский царь Багират стал молить (одна из ипостасей бога Вишну) о том, чтобы тот даровал кусочек великолепного водоема и своим детям - индусам. Просьбы человека были услышаны, и с тех пор жители страны радуются священным водам, которые подарила им река Ганг.

Вторая легенда звучит совершенно по-другому. Ее мне рассказывают брахманы у храма Вайшно Деви в Гималаях. Немногим известно, что у жены Шивы - Сати (Деви) - имелось несколько ипостасей, одной из которых являлось женское начало, символ матери - богиня Мата Рани. Именно с ее именем и связано возникновение реки.

Когда-то давным-давно в высоких горах Гималаях жил пастырь, всю свою жизнь посвятивший служению Мата Рани. В той же деревне жил злобный Бхейрон, не веривший ни в какую могущественную силу, кроме своей. Он мечтал искоренить веру в богиню и заставить всех людей верить только в себя. Бхейрон стремился найти Мата Рани и убить ее. Для того чтобы дать мужчине шанс одуматься, богиня скрылась в пещере Гималаев, по дороге к которой она ударила посохом по горной насыпи. Земля раскололась, и из нее недр полилась кристально-чистая вода, которая положила начало возникновению реки Ганг.

Считается, что священные воды не только смывают все грехи, но и служат путем к новому миру для усопших - они являются проводником в рай. Поэтому неудивительно, что огромному количеству умерших индусов, стремящихся попасть туда, дает приют река Ганг. Трупы усопших сжигаются на специальных погребальных кострах. После сожжения прах собирается в урну, и родственники, устроившись в лодке, развеивают его над священными водами реки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то