Советские манекенщицы ходили без нижнего белья. Печальная история советской одри хепберн Известность за рубежом

Профессия манекенщицы в СССР была непрестижной и низкооплачиваемой, но уже тогда некоторые девушки добивались успеха на этом поприще.

Сейчас бы ее называли топ-моделью, а тогда она была одной из самых известных советских манекенщиц. Лека Миронова могла бы зарабатывать намного больше официальной зарплаты – 76 рублей, если бы согласилась на предложение принять участие в откровенной фотосессии и быть более благосклонной к одному из членов ЦК. Но девушка отказалась, за что ей пришлось поплатиться.


Лека Миронова
О профессии манекенщицы Лека (Леокадия) Миронова никогда не мечтала. В Дом моделей на Кузнецком мосту она зашла случайно, за компанию с подружкой. К ней подошел молодой человек и спросил: «А Вы не хотите быть моделью?». Этим человеком оказался Вячеслав Зайцев, и эта встреча стала для Леки решающей.


С Вячеславом Зайцевым Лека Миронова сотрудничала более 50 лет | Фото: marieclaire.ru
Требования к манекенщицам существенно отличались от современных. Лека Миронова вспоминает: «Многие были маленького роста. Я, например, по сравнению с нынешними моделями среднего роста. Были модели даже с 56-м размером одежды. Часто бывало: по подиуму идут две стройные девушки, а между ними – полная красивая дама. Разным был и возраст сотрудниц – от 17 до 70 лет. Потому что главная задача профессии в наше время была – показать, что любая женщина, любой весовой категории и любого возраста может выглядеть красоткой. Кстати, попасть в мир моды не считалось такой уж удачей – обычная работа».


Манекенщиц готовят к фотосъемке
Долгое время Лека Миронова была невыездной: ее отец был репрессирован и объявлен врагом народа, а мать имела дворянское происхождение. Но за границей модель знали и даже называли «советской Одри Хепберн» – внешнее сходство действительно было заметным.


Советская Одри Хепберн – так называли Леку Миронову за границей
Лека Миронова одна из первых открыто заявила о домогательствах высокопоставленных чиновников. Именно по этой причине ее профессиональная судьба была очень сложной. Однажды Леку привезли на съемки для журнала, но о деталях умолчали. Как оказалось, сниматься нужно было обнаженной – готовили что-то вроде «Плейбоя» для работников ЦК КПСС. Девушка ответила категорическим отказом. Ей предлагали оказывать эскорт-услуги, на что она тоже не согласилась. После этого ее полтора года никуда не приглашали на работу.


Миронова до сих пор не называет имен и фамилий, ссылаясь на то, что чиновники были слишком известными и влиятельными. Но других подробностей она не скрывает: «Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя девочку, давшую отставку, в шпионаже и связях с врагами СССР. Я и сама попала под этот прессинг, когда отказала одному большому человеку, а потом полтора года сидела без работы. Меня грозились посадить за тунеядство, выселить из Москвы и даже камнем пристукнуть. Но я не сломалась. И мне не стыдно ни за секунду своей жизни».


Лека Миронова и Антанас
Личная жизнь Мироновой тоже не сложилась – однажды она встретила человека, с которым отношения были невозможны, но так и не смогла его забыть. Литовец Антанас состоял в националистической организации, и за связь с русской ему угрожали расправой. Чтобы не подвергать его опасности, Лека сама решила уйти. После этого она так и не вышла замуж, детей у нее не было.




Лека Миронова и в зрелом возрасте работала моделью
Но даже в 70-летнем возрасте она продолжала следить за собой и неоднократно выходила на подиум – их сотрудничество с Вячеславом Зайцевым длилось более 50 лет.


Лека Миронова и после 70 выходит на подиум


Одна из самых известных советских манекенщиц
Представителям этой профессии тогда часто приходилось сталкиваться с трудностями.

Эта дама с редким именем Лека — культовая личность в мире советской моды. Она первая модель в СССР, которую называли русской Одри Хепберн, своей музой ее считал Вячеслав Зайцев и только ей доверял демонстрировать свои коллекции. Отметив в 2013 году 73-летие, Миронова до сих пор продолжает выходить на подиум.

— Лека, если провести аналогию с вашими западными коллегами, то они давно обеспечили себя на всю жизнь. Как живете сегодня вы с регалиями и заслугами? Дало ли вам что-то ваше звездное прошлое?

— Не знаю, что понимать под звездным прошлым... Мне повезло в одном: что меня заметил Слава Зайцев, и я была первой его моделью — как Гагарин был первым в космосе, так и я первая в мире моды Зайцева. В материальном плане... Живу в Москве в элитном районе Сокол. Дом хороший, квартира, правда, у меня небольшая, но мне больше и не нужно. Пенсию за свой 30-летний модельный стаж я получаю такую же, как моя соседка, которая никогда в жизни нигде не работала.

— Многие западные дизайнеры говорили: «В СССР красивые модели, но они не выглядят, как американки, а ваша Лека — наша Одри Хепберн». У вас ведь много раз была возможность уехать на запад. Почему не воспользовались?

— О чем вы говорите. Я была невыездной. А Слава в первый раз смог выехать в Болгарию только при Борисе Ельцине. Тогда от каждой страны за границу приглашали лучших моделей, я была в их числе. Мне предлагали заключить контракт с фирмой, где час моей работы оценивался в $2 тысяч, а это был 1966 год. У нас я таких денег даже за год не получала. С такой ставкой я могла обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. На родине меня считали рабочей пятого разряда и платили 76 рублей в месяц. При этом, конечно, были и подработки небольшие. Например, если к нам приезжал ваш киевский дом моделей, я с ними работала и получала дополнительные деньги. Еще снималась для журнала мод на Кузнецком мосту.

А потом у меня ведь и неподходящая родословная была, чтобы уехать. Папа репрессирован и объявлен врагом народа, хотя его род служил во флоте, начиная с царствования Петра Первого! Мама была баронессой и могла выйти замуж только по государственному разрешению.

— И вы мечтали в такое сложное время стать моделью?

— Я выросла в красивой среде и с детства видела красивых людей. Но ничего красивого не видела в себе. Я восхищалась актрисами, а они всегда были ухоженными. Когда мы с родителями переехали в Питер из Средней Азии, мне было шесть лет, и я не знала что вообще существует профессия модели. Но у меня уже были какие-то задатки. Помню, у нас квартира была с огромным коридором, так я ставила стулья, а потом по всем соседям бегала и раздавала им билеты на мой показ. А сама переодевалась в мамины шляпки и туфли, в которых с трудом стояла, и ходила по коридору, как манекенщица. Но когда окончила школу, не знала, куда мне деваться. Хотя мой сосед говорил: «Иди в ГУМ, таких берут в манекенщицы». А у меня был шок: как это сама пойду предлагать себя в красавицы. Я была не так воспитана.

Изначально хотела поступить в архитектурный институт, но из-за плохого зрения не могла туда попасть. И тут моя подруга собралась к своей приятельнице в областной дом моделей, попросила меня сходить с ней за компанию. Я пришла, и там меня увидел Слава Зайцев и предложил стать его моделью. Это все было словно в сказке. Он вошел в комнату к художницам и говорит мне: «Будешь моей манекенщицей!». Спросил только, чем занимаюсь. Я засмущалась, говорю, мол, особо ничем. Он повел меня к директору и говорит: «Пришла девочка, такая прелесть, я хочу, чтобы она стала моей манекенщицей». Она тут же пригласила к себе в кабинет, меня оформили по трудовой книжке. И так 20 февраля 1962 года решилась моя судьба. Первый мой показ состоялся в этот же день в Космическом городке.

— Моделей всегда считали девушками легкого поведения без высокого интеллекта. Какие табу были у советских манекещиц?

— Нам строго-настрого запрещалось общаться с нашими заказчиком или дизайнерами, которые приезжали к нам показывать свои коллекции и брали советских манекенщиц в свои показы. Только на уровне «здрасьте-до свидания». А если проходили еще и съемки, как было у меня, разрешение получали через министерство. Над нами стояли, как мы говорили, «искусствоведы в штатском», которые следили за тем, чтобы мы ни с кем не общались. С нами беседовали сотрудники КГБ, не разрешали разговаривать с западными гостями и заставляли сдавать им подарки. Западные фирмы, например, не могли нам платить за работу деньги. У них была валюта, а это в Союзе — прямая дорога в тюрьму. В итоге нам просто дарили какую-то косметику. Но при этом, конечно, некоторые девушки умудрялись выходить замуж за иностранцев и уезжали за границу.

— Не секрет, что многим моделям часто делают, мягко говоря, нелестные предложения: через постель предлагают решить многие проблемы. Вам приходилось с таким сталкиваться?

— Я безмерно счастлива, что в этом болоте, который называется жизнь, смогла сохранить себя. Никогда не была продажной. Не гонялась за деньгами, и терпеть не могла отношений ради секса. Я не была послушной, и когда в конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего, сказала: «В моем роду шлюх не было и никогда не будет». Наше начальство открыто говорило: «Либо ты будешь с ними, либо с ними». А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась — 1,5 года сидела без работы. А потом меня еще долгие годы гнобили.

— В одном из своих интервью вы говорили о моделях, у которых в советское время были незаконнорожденные дети от генсеков и политических чиновников. Дела давно минувших лет, может быть, назовете имена?

— Я знала двух девочек, которые пострадали от Лаврентия Берии. Это были еще совсем школьницы, класса восьмого. Но они никак не могли этому сопротивляться. Их ловили на улице. А выглядело это так: если Берия ехал в машине и из окна видел девочку, которая ему нравилась, он показывал пальцем, и ее ему привозили. Просто останавливалась машина, девочек выкрадывали и отвозили по определенному адресу. Одна из этих мучениц стала моделью, работала у нас в московском доме моделей. А у другой было двое детей от Берии (она не была манекенщицей, но тоже работала у нас). Берия их потом либо замуж выдавал, либо дарил им квартиры и оставлял на содержании. Как говорится, позорил, но давал средства к существованию.

— Расскажите, как вас свела судьба с ныне покойным Михаилом Ворониным?

— Меня с ним познакомила его правая рука Лиля Попрыга. Я получила сертификат от его модного дома на конкурсе в подмосковных сезонах. Когда я ему стала показывать свой альбом, он нахмурился и говорит: «Не могу понять, вы начали работать в 1962 году? Так значит, вы почти моя ровесница?». Я говорю: «Да». После этого он попросил свою помощницу принести свои медали из Книги рекордов Гиннеса. «Я не понимаю, почему в России вас нет в этой книге. Если бы вы были у нас в Киеве, я бы непременно представил вас на награду, а пока этого никто не сделал, отдаю вам свои».

— Вы участвовали в показах неподражаемой Коко Шанель в 1967 году на фестивале мод. Какое она произвела на вас впечатление? Говорят, что с моделями она был очень груба и педантична.

— Меня она видела в наших показах. Но с самой Коко нам нельзя было общаться тем более, если ты не принимаешь участия в дефиле. За день до показа Шанель мы демонстрировали наши коллекции, гримерка у нас была та же, где переодевались модели Шанель. Так вот я просто по ошибке зашла к ним, но когда открыла дверь, онемела. В нашей стране еще не было капронок, а на их моделях они были надеты, причем на голое тело. Но это было не телосложение, а 100% анорексия. Личики дивные. Но фигура... Это ощущение «Освенцима». Спереди и сзади — стиральная доска, вместо груди — спущенные шарики, а ягодицы, как у больной коровы. Меня даже затошнило от такого ужаса. У них руки были... Как вам сказать, мне сейчас 73, так их руки в 20 лет по сравнению с моими просто две косточки, которые проглядывались через кожу.

— Ну вы тоже не отличались полнотой...

— Я была тонкой, но никогда не была худой. Дизайнер мадам Карвен называла меня Венерой Милосской. Хотя мне ее модели были велики. Я сначала недоумевала: почему она так ко мне обращается. Но после того, как увидела манекенщиц Шанель, поняла. Ведь у меня по сравнению с ними было нормальное женское тело. Самый большой мой вес —54 кг, а самый маленький —45 кг. Но обычно при росте1,75 сммой вес варьировался в пределах 52—54 кг. У меня была грудь формирующегося подростка. Помню, когда Карвен набирала для своей коллекции моделей из Прибалтики, все время им говорила: «Девочки, не кушать». А мне: «Лека, идем обедать». И это не удивительно. В день у меня было по три показа, между нами репетиции и съемки. Домой я приезжала только поесть, принять душ и переодеться. От усталости засыпала в метро и часто приезжала в депо.

— Как же вы питались?

— Ни в одном вопросе я не похожа на среднестатистического человека. В том числе и в питании. Например, по утрам я не ем и терпеть не могу режимы. Встать утром для меня — трагедия. Я всю жизнь любила жирное, мучное и сладкое. И все это в большом количестве и на ночь. Мама пекла пироги в газовой плите. На тесто выкладывался слой картошки, слой деревенского сала, лука и фрикаделек. Все это было толщиной5 см. И когда я заявлялась домой иногда в полночь, иногда в час ночи после показов, мама резала этот пирог на четыре части. Я брала себе этот ломоть и запивала его сливками. А еще делали ватрушки, вареники, хачапури...

— Интересно, а советских моделей учили ходить, держаться на подиумах, ухаживать за собой?

— Такого вообще не было. Это появилось, когда открылись ворота, и манекенщицы перестали быть штатными единицами. У нас не было дурацких кастингов. Я бы сейчас на них не стала ходить. А ухаживать за собой... Всю жизнь, кроме детского крема ленинградской фирмы, я ничем не пользовалась. И даже сейчас. Из косметики у меня была тушь, опять же ленинградская, и польские тени от «Ванды». На подиумах нас тоже никто не красил — как сами накрасимся, так и будет. И прически сами делали. Я до сих пор сама себя стригу.

— Не все сейчас помнят скандальную историю с французским актером и певцом Ивом Монтаном, когда тот приехал в Союз и обсмеял женское нижнее белье, которое не отличалось сексуальностью. Эта ситуация как-то повлияла на то, что моделей стали лучше одевать на показы?

— Когда мы устраивали у нас коллекции, я начальникам, от которых все это зависело, так и сказала: «Знаете, господа хорошие, мы и сами знаем, что нам можно, а чего нельзя. Вспомните, что после того случая с Монтаном, вы сказали, что он не друг советского народа, а враг. Если это же белье будет надето на советских манекенщицах, вы окажетесь собственными врагами. Не примите меры и не обеспечите нас достойным бельем, история повторится, и вам будет еще хуже». И это подействовало. Нам привезли 200-ю секцию белья из ГУМа, которую носили только министерские и циковские сотрудницы.

Сама я обычно на показах под одежду не надевала верхнюю часть, а трусики брала в детском мире — в цветочек или беленькие. Благо размер позволял, переставляла только резинку, чтобы они были по бедрам. А что было делать? За границу я не ездила, за деньги никому не продавалась, чтобы меня кто-то раздевал и одевал. Сама выкручивалась из положения.

Современные модели давно не придерживаются общепринятых стандартов 90-60-90. Импонируют ли вам модели сегодняшней эпохи?

— Сейчас качество моделей перешло в количество. Появилось много красивых девушек, с хорошими фигурами. Но дизайнеры обезличивают и превращают их в штамповки. Лица покрываются безжизненной маской. Они — как бабочки-однодневки. Не связаны ни с прошлым, ни с будущим. Я считаю, что когда по подиуму ходят 14-летние девочки во взрослых вещах, это похоже на педофилию. Модель, которая еще ничего в жизни не познала, не может передать и донести что-то… Они носят одежду на вешалках, как манекены. Женщина должна украшать одежду, а если она пуста внутри, она не может хорошо выглядеть даже в самой роскошной одежде.

— Если посмотреть на биографии красивых женщин в истории, то у большинства из них было все, кроме личного счастья. Почему у вас сейчас нет семьи и детей?

— У меня был муж, работал режиссером на телевидении. Учился на одном курсе в ГИТИСе с Михаилом Казаковым. Но когда умер мой отец, я решила посвятить жизнь маме. Она у меня тоже сильно болела, и мне было ни до чего и ни до кого. Муж, естественно, не хотел, чтобы я так много времени ей уделяла. И я сделала свой выбор: собрала вещи и уехала жить к маме.

У меня была большая любовь, которая достойна пера писателя. Как-то на фестивале мод я увидела юношу удивительной красоты. Он был литовец и звали его Антанис. В его внешности было что-то между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным. Он работал фотографом на показах мод и всегда меня фотографировал. Разумеется, мы не были с ним знакомы. Но я его заметила в зале и даже, когда шла по подиуму, если встречала глазами, останавливалась и позировала. За кулисами мы не могли общаться, потому что категорически запрещали. Потом фестиваль прошел, но мальчик запал мне в сердце... Меня пробовали с кем-то знакомить, но никто мне был не нужен.

А потом так вышло, что в 1970 году мы поехали в командировку в Вильнюс и там снова встретились и познакомились. Но я его сразу не признала. Я подумала: как же он похож на того шведа (я была уверна, что он швед), который меня фотографировал, а он думал: как она похожа на модель француженку (он не сомневался, что я — иностранка). Через время он приехал ко мне в Москву, я стала ему показывать фотографии, он посмотрел на меня странным взглядом, утром уехал, а вечером прилетел с фотографиями: «Так это была ты?» Мне было на тот момент 27, а ему 19.

Потом он ушел в армию, а когда вернулся, у нас разгорелся фантастический роман, который длился два года. Причем такой силы притяжения к друг другу, что секс был не нужен. Он выглядел как приложение ко всему остальному. Это чувство превратилось в какую-то болезнь. Его мама с сестрой потом мне рассказывали, что он не любил, когда к нему кто-то прикасался, даже если они, его близкие хотели его обнять, он на них шипел, как дикая кошка, а со мной превращался в маленького котенка.

Расстались мы из-за того, что в то время в Литве был жуткий нацизм. Мы попали в эту волну. Из литовского дома моделей мне потом рассказали, что его чуть не зарезали из-за меня. Ему в лицо говорили: «Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим». Так что в любом случае не дали бы нам жизни. Вот так сломались две судьбы.

Сейчас его уже нет на этом свете, мне сказали, что он погиб в аварии, но так и не женился. Как-то смотрела программу к юбилею фильма «Юноны и Авось», и там задали вопрос: «Могла ли Юнона так долго ждать своего любимого?». А я больше 40 лет к себе никого не подпускала. И никто другой мне был не нужен.

А детей... Я очень хотела взять ребенка из детского дома, но время ушло, нет здоровья. Мне сейчас хочется скинуть весь груз накопленной жизни, уснуть, чтобы немного отдохнуть, а потом проснуться лет через 10 и увидеть, что в нашей стране изменилось...
Автор: Миличенко Ирина

«Советская Одри Хепберн» — именно так называли иностранные СМИ манекенщицу Леку Миронову. Несмотря на то, что Миронову практически не выпускали за границу, ее лицо знали даже за океаном. Модель приглашали на работу в США. Но кто-то из чиновников сказал, что у Леки больное сердце, поэтому перелет может оказаться для нее смертельным. И подобные препоны Мироновой чинили постоянно.

Балерина, архитектор, модель

На самом деле Леокадия (Лека) Миронова никогда не мечтала о карьере манекенщицы. Тем более, что в советские годы эта профессия вовсе не была престижной. Обычная работа с обычной зарплатой, как и все остальные. Сначала она хотела стать балериной, потом архитектором. Не вышло: в первом случае — подвели больные ноги, во втором – слабое зрение. Казалось, это тупик.

Но однажды на пару с подругой Миронова приехала на швейную фабрику, где тогда трудился известный теперь модельер Вячеслав Зайцев. Он сразу заметил высокую и эффектную девушку и пригласил ее на работу. Так Лека Миронова стала первой моделью Вячеслава Зайцева.

Популярнее Збарской

Именно благодаря Зайцеву Миронова оказалась в списке самых известных манекенщиц Советского Союза. Это произошло на Всесоюзном съезде молодых модельеров, где Лека демонстрировала наряды, созданные Вячеславом Михайловичем. Постеры с фотографиями Мироновой тогда появились во всех магазинах, ателье и других общественных местах страны. Лека Миронова была гораздо популярнее небезызвестной Регины Збарской. Кстати, последнюю очень раздражало, когда поклонники путали Миронову с ней.

О том, что Збарская в те годы явно проигрывала Мироновой, говорит и тот факт, что американские журналисты, посетившие СССР, выбрали для своего документального фильма под названием «Три звезды Советского Союза» наряду с балериной Майей Плисецкой и легкоатлетом Валерием Брумелем именно Леку Миронову. Вскоре картину увидели за океаном. Из США пришло приглашение на имя Леокадии. Но кто-то из чиновников ответил, что у модели больное сердце, поэтому перелеты ей противопоказаны. Об этом разговоре Миронова узнала только через много лет. Так советские начальники мстили девушке за ее несговорчивость.

Месть за несговорчивость

По словам самой Леокадии Мироновой, партийные боссы не единожды намекали ей на интимную близость, но всякий раз манекенщица отвечала категорическим отказом. А однажды ее привезли на фотосессию, которая, как оказалась, была организована для журнала, предназначенного для высокопоставленных членов ЦК. Сниматься нужно было обнаженной. Узнав об этом уже на месте, Миронова, устроив в студии погром, просто сбежала.

С этого момента Лека находилась под постоянным наблюдением сотрудников КГБ. Где бы ни появлялась манекенщица, за ней повсюду следовали люди в штатском. Девушку не выпускали на показы за границу и запугивали даже ее родственников. Мать Мироновой неоднократно вызывали на беседы в соответствующие органы, а как-то раз даже чуть не закрыли в психиатрической больнице. Женщину спасла находчивость дочери. Когда в квартиру явились санитары, в гости к Мироновым приехал родственник, который жил в Болгарии. Лека представила его медикам, как иностранца. Те не стали вдаваться в детали и ретировались.

После ухода

В конце концов Лека устала бороться. Она подала заявление об уходе, при этом указав, что на этот шаг ее просто вынудили. Мироновой советовали переписать бумагу, но она наотрез отказалась это делать. Последствия такой принципиальности оказались плачевными: манекенщицу перестали показывать по телевидению, не приглашали на показы и съемки. С большим трудом ей удалось устроиться в Дом моделей в подмосковных Химках, где Миронова отработала больше 20-ти лет. За все эти годы она ни разу не обнародовала имена своих обидчиков из ЦК, мотивируя это тем, что их дети и внуки еще живы.

Сегодня Леке Мироновой уже за 70, но она продолжает дружить с Вячеславом Зайцевым и даже иногда выходит на подиум. Она по-прежнему хороша собой и прямо держит спину. «Советская Одри Хепберн» советует всем поступать, как она, а именно никогда не сдаваться.

В гостях у сайт одна из самых известных советских топ-моделей, любимая манекенщица Славы Зайцева Лека Миронова. Профессиональную судьбу Леки Мироновой легкой не назовешь. Лека Миронова одна из первых открыто заговорила о домогательствах красавиц со стороны власть предержащих.

- Вы единственная в мире топ-модель с пятидесятилетним стажем и любимая модель Славы Зайцева. Какой была советская мода? Как работала эта сфера? Что такое мода вообще? И что она значит для вас?

Каждая женщина хочет хорошо выглядеть. Дом моделей, конечно, тогда был государственный. И наша организация должна была одеть всех женщин. Но и тогда и сейчас, если женщина 54 размера, ей не надо смотреть на меня, а видеть женщин своего размера. Женщина выбирает сама для себя.

На любой показ моделей - такой цветник разнообразный - приходят самые разные женщины, и все женщины - меленькие, тоненькие, полненькие - хотят красиво одеваться. Наш общесоюзный Дом моделей работал, главным образом, для обеспечения работой фабрик. Но с наших моделей делали выкройки и для обычных людей.

- Вот вы прошли по подиуму в красивом платье. И тут же можно было получить выкройку этого платья?

Да, продавали их всем желающим. Пришла женщина, посмотрела, решила, что вот это ей подходит. Она записывает номер модели, идет вниз, покупает выкройку и шьет себе такое платье сама или идет заказывает у портнихи, в ателье.

- Как работал Дом моделей? Часто у вас были показы?

У нас было три сеанса каждый день, кроме субботы-воскресенья. были цеховые и выставочные. Я была выставочная, участвовала в этих показах. Цеховые приходили к девяти и целый рабочий день сидели. Им делали примерки. У нас был цех легкой одежды, цех верхней одежды и экспериментальный цех. Экспериментальный - это самый хороший, особенно ценный тогда, потому что выбор действительно был невелик.

Это сейчас мы уже начинаем цыкать, если нет сыра "Пармезан" или еще какой-то мелочи. А тогда не было вообще ничего, можно было только постараться как-то достать. Нужно было изощриться, чтобы где-то найти нужный кусочек ткани. Одежду-то купить нормальную вообще было нельзя. Мы на сеансе показывали только образцы, эти модели были под номерами, на них уже была выкройка, которую можно было сразу купить.

У нас сеансы были в час, три и пять, потом перенесли на два, четыре и шесть часов. Сеанс - час, потом перерыв, еще у нас бывали примерки. Иногда нас загружали в автобус и везли куда-нибудь на показ, если какая-нибудь организация заказывала показ моделей.

- Это - как сейчас на корпоратив пригласить?

Да, не только Дому моделей деньги платили, но и каждой манекенщице за каждый показ. Если это было в Москве, то платили три рубля, а если за пределами Москвы, то пять рублей. Без этого получала зарплату 76 рублей, всего на 16 рублей больше, чем уборщица.

А выйти на подиум показать - это спектакль. Надо 10 раз переодеться на каждом сеансе. Это по 30 раз в день вы переодеваетесь и выходите на подиум. Да еще в перерывах вы мерите какие-то другие модели.

Современных моделей доводят до истощения

- Вас как-то учили искусству подиума?

Нет, тогда не было никакой школы. Это сейчас занимаются с манекенщицами и делают из красивых девочек что-то такое умопомрачительное. Они все красивые, но все разные, а их под одну гребенку причешут, вместо глаз как будто стекляшки вставят... Как сейчас манекенщицы ходят по подиуму, тогда это нам только в страшном сне могло присниться. Никто бы не поверил, что такое может стать модным.

Мы выступали как артисты, у каждого была своя роль, и все должно сочетаться. Музыка стимулирует, под нее легко идти. Допустим, верхняя одежда - более серьезная музыка идет, потом костюмы - тоже серьезная, но другая.

Какие-то нарядные вещи, вечерние, свадебные - более легкая, воздушная. Музыка идет в тему, и конечно, человек должен идти в ритме музыки, тогда получается авторская работа модельера. Манекенщица - тоже творческий человек. Когда все это совпадает - получается гармония.

- Раньше манекенщицы были более женственные, помягче формами. Сейчас они такие тощие, что, видимо, больны, у них гормональные процессы в организме нарушены. Это совсем не то, к чему нужно стремиться женщине.

Я боюсь, что меня кто-нибудь может просто побить, потому что я борюсь с этим. И сейчас манекенщицы идут по подиуму как на эшафот. Они все какие-то безжизненные, какие-то синтетические куклы, при всем при том, что они все очень красивые от природы.

- Считается, что в советское время были не очень красивые платья...

Конечно, был дефицит на все, на хорошую одежду особенно. Но модели были прекрасные. Наши модельеры старались и творили, доставали какие-то кусочки ткани, для того чтобы делать модели.

- А куда потом отправляли платья с ваших показов?

Отправляли в какой-то специальный магазин для начальства. Были всякие министерские, обкомовские, горкомовские и другие спецраспределители. Там могли покупать только эти важные люди.

"Плейбой" для ЦК

- А вам ничего не доставалось? Вы ничего не покупали из этого?

Шутить изволите. Нам ничего не доставалось. Да и куда было ходить в красивой одежде в наше советское время?

У нас была отдельная коллекция для иностранных делегаций. Там было много всего разного, зависело от того, кому показывали. Меня пригласили на парад лучших манекенщиц мира в 1966-м году со ставкой 2 тысячи долларов в час. Я за всю жизнь столько тогда не заработала. Но меня не пустили - родословная подкачала. Девочки почти все ездили за границу. Я не ездила, потому что дворянского происхождения.

А потом я со Славой Зайцевым познакомилась, меня пригласили, и мы уже долго вместе работаем и дружим. Между мной и Славой - гармония. И он, когда меня увидел, сразу сказал: Будешь моей манекенщицей. Все. И вот 55 лет будет в следующем году, как мы дружим.

- Вы ушли из манекенщиц, потому что кто-то из высоких чиновников очень вами заинтересовался?

Я действительно попала в очень неприятную историю, которая мне грозила очень большими неприятностями. Началось с того, что пришла съемочная группа к дирекции, они сказали: Нам нужна вот эта девушка для проведения съемок. Директор меня вызывает, снимает с сеансов, и я еду на съемки. Приезжаем в очень хорошо обставленную квартиру, к матери одного известнейшего человека, и они мне говорят: У нас съемки для ЦК. Платить будем очень хорошо. Я поинтересовалась, что и как?

Оказалось, они делают для работников ЦК КПСС что-то типа "Плейбоя". Они в этом интерьере полуобнаженную или обнаженную женщину хотели снять. Я сказала, что в такие игры не играю. - А нам пришел на вас заказ из ЦК. Я говорю: мало ли у кого какие фантазии. Это исключено. - Нет, раздевайтесь. Но я умею концентрировать свое внимание. Я тогда где-то взяла, что было под рукой - какую-то электронику дорогую - и говорю: Если вы сейчас же меня не отпустите, я устрою здесь погром, вот эту штуку брошу в окно и буду кричать.

Мне говорят: Вот такая-то артистка уже снималась, такая-то и такая-то... Я говорю: Ну и флаг им в руки. Я не полиция нравов. Им нравится - ради Бога. Я этого не хочу, мне этого не надо.

После этого мне стали звонить и угрожать, где-то подстерегать, преследовать. А потом, когда я ушла, меня полтора года вообще никуда не брали на работу. А когда девочки ездили за границу, за ними следили, как они себя ведут, чтобы они не пошли куда-нибудь. Но сами наши дипсотрудники старались влезть к ним, чтобы девочки их обслуживали. Девочки в ужасе были, жаловались, скандалили, все такое прочее. Кошмар. Это им нужно, так пусть идут на панель и берут. Нет же, им надо было своих.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Леокадия Миронова - одна из самых первых советских манекенщиц и муза Вячеслава Зайцева. Сейчас имя бывшей звезды советского подиума практически никому неизвестно. Из этой статьи можно узнать факты из биографии Леокадии Мироновой.

Ранние годы

Леокадия Миронова родилась 11 июля 1940 года в городе Фрунзе (в настоящее время Бишкек), появившись на свет от внебрачного романа своей матери - Артемиды Устиновны Мироновой с военным, в то время, когда она была замужем за важным советским чиновником, имя которого Леокадия не раскрывает по сей день. Когда Леке было два года, муж ее матери начал подозревать, что дочь родилась не от него, так как она не была на него похожа. Будущая звезда до сих пор вспоминает страшный эпизод из жизни, когда отчим поставил ее мать на табуретку к стене и начал стрелять вокруг нее, приказывая назвать имя настоящего отца Леки. По счастливому случаю, в этот момент мимо их дома проходил военный патруль - солдаты поспешили на звуки выстрелов и спасли женщину и ребенка от обезумевшего ревнивца.

После войны настоящий отец Леокадии нашел свою возлюбленную Артемиду и женился на ней. В 1946 году семья переехала в Ленинград. Весной 1948 года Леку приняли в Вагановское училище, так как она была очень гибким ребенком, однако, за лето она сильно выросла, и от учебы пришлось отказаться - она больше не вписывалась в набор того года. В статье представлено фото Леокадии Мироновой.

В 1950 году семье пришлось уехать из Ленинграда в деревню Опухлики Псковской области, так как ее отца предупредили о возможном аресте по чьему-то несправедливому навету. Но его все равно нашли и арестовали, а десятилетняя Лека стала изгоем среди местных детей - один раз сверстники поймали ее и жестоко исцарапали лицо "дочери врага народа". К счастью, раны оказались не опасными, и благополучно зажили.

После окончания школы, когда отец уже был реабилитирован, Леокадия Миронова решила поступать на архитектора. Однако, так как семья жила в условиях нищеты, во время подготовки к экзаменам Лека много занималась черчением при плохом освещении, в результате чего ее зрение очень сильно ухудшилось и о профессии архитектора пришлось забыть.

Знакомство с Вячеславом Зайцевым

Так как из-за проблем со зрением Леокадия была вынуждена пропустить один год, никуда не поступая, она решила немного заработать, позируя для учебных работ художников в Театрально-техническом художественном училище. В 1962 году Леокадия Миронова поехала в Молодежный дом моделей, чтобы поддержать свою подругу, студентку этого училища, собиравшуюся стать манекенщицей. Именно там девушку заметил начинающий модельер Вячеслав Зайцев и моментально угадал в ней свою музу. Он же и посоветовал официальное сокращение имени Леокадии Мироновой - Лека, под которым она впоследствии прославилась.

Дебютный показ Леокадии состоялся в Звездном городке на день Красной Армии, спустя всего два дня после знакомства с Зайцевым. Впервые оказавшись на подиуме, девушка проявила себя как настоящая профессионалка, после чего между ней и Вячеславом началось многолетнее сотрудничество, переросшее в большую дружбу.

Модельная карьера

Первым большим успехом Леки Мироновой стало участие в команде манекенщиц Вячеслава Зайцева на Всесоюзном съезде молодых модельеров, который проходил в Латвии. После этого следовало множество успешных показов, после чего ее имя стало фигурировать в тройке самых знаменитых манекенщиц СССР, вместе с и Еленой Метелкиной. Однако дальше Советского Союза славе Леокадии пойти было не дано: в 1968 году ее выбрали представительницей СССР на Всемирном параде топ-моделей, но манекенщицу просто не выпустили за границу.

Политические трудности

В 1970 году за Леокадией Мироновой начал ухаживать высокопоставленный чиновник, имя которого, как и имя первого мужа своей матери, Лека до сих пор держит в секрете. Случай совершенно нередкий для того времени - многие манекенщицы выходили замуж за чиновников, получали право выезда за границу, и прекрасно устраивали свою дальнейшую жизнь. Но Лека не хотела таких отношений, из-за чего у нее начались проблемы. Чиновник пригрозил, что, если она не ответит ему взаимностью, он будет вынужден написать жалобу, после которой ее нога больше никогда не ступит на подиум. Леокадия не ответила и уволилась самостоятельно. Ее модельная карьера завершилась на долгие годы.

Настоящее время

Будучи вынужденной завершить карьеру манекенщицы, Леокадия Миронова работала швеей на дому, не рискуя устраиваться в ателье, так как боялась привлечь к себе внимание. Этим она жила, обеспечивая себя и свою мать на протяжении почти тридцати лет. Тем не менее, она все время поддерживала связь с Вячеславом Зайцевым, который с пониманием и большим уважением отнесся к выбору Леки. В начале 2000-х он вновь уговорил свою бывшую манекенщицу, разменявшую шестой десяток, но не утратившую природной красоты и стати, принять участие в одном из его показов и выйти на подиум в качестве почетной гостьи. Леокадия согласилась. Несмотря на свои 78 лет, она и по сей день иногда принимает участие в показах Вячеслава Михайловича.

Личная жизнь

Леокадия Миронова за свою жизнь один раз была замужем, пробыв в браке со своим бывшим одноклассником всего год. Молодым супругам было по 20 лет, и они расстались из-за того, что новоиспеченный муж отказался жить со своей тещей. Для Леки это был вопрос принципиальный - ее отец недавно скончался вследствие болезни, которая развилась в ссылке, и она ни за что не оставила бы свою мать в одиночестве.

Любовь всей своей жизни Леокадия Миронова встретила в Латвии, когда была на съезде модельеров СССР. Антанас - так звали молодого человека, оказался связан с нацистским движением, но собирался порвать с ним ради возлюбленной. Леокадия не позволила ему этого, опасаясь, что нацисты могут жестоко расправиться с ним. С тех пор советская звезда подиума так и не смогла никого полюбить, всю жизнь храня в сердце любовь к Антанасу.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то