Сообщение на тему пищевые повадки животных. Животные и их еда - самые необычные способы пропитания. А о ком сейчас пойдёт речь

Многие люди держат дома домашних животных, давая им заботу и обеспечивая едой. Наши питомцы живут в спокойствии, ведь им не приходится искать пропитание. Но нельзя сказать то же самое про тех, кто существует в дикой природе, где нет заботливого хозяина. Сейчас вы сможете узнать, чем питаются животные.

Чем питаются животные

Рацион диких животных , которые проживают в природе, зависит от времени года. Звери, которые обитают в горах, едят траву в летние месяцы. В зимнюю пору им нужно спускаться в леса, чтобы перекусывать ветками, листьями или мхом.

Многие дикие животные впадают в спячку с наступлением холодов. Медведи употребляют ягоды, грибы, орехи или желуди.

Некоторые животные проводят часть жизни во сне , что спасает их, когда нет достаточного количества еды. Летучая мышь или сурок может проспать 8 месяцев. Белки не спят так долго, поэтому едят припасы, которые сделали в тёплые деньки. Например, ягоды, семена или орехи.

Заяц любит питаться свежей травкой . Зимой её нет, поэтому они начинают употреблять в пищу древесную кору, небольшие веточки или семена. Некоторые зайцы ловят полевых мышей, чтобы потом их съесть.

Волк и лиса питаются маленькими и слабыми животными. Лиса любит полакомиться грызунами, птичками и ягодами. Волк отдаёт предпочтение более крупным животным. Он с удовольствием пообедает оленем, кабаном или антилопой.


Чем питаются домашние животные

Животные, которые проживают вместе с человеком, всегда обеспечены едой и водой в нужных количествах. Им не приходится подстраиваться под определённое время года, чтобы сделать запасы, ведь человек решает за них подобные вопросы. Очень распространены сельскохозяйственные животные , такие как:

  • корова;
  • курица;
  • свинья;
  • овца;
  • коза.

Их выращивают для того, чтобы в будущем получить мясо, молоко, яйца или мех. Чаще всего они питаются сбалансированными кормами , которыми их кормят люди. Дома люди держат:

  • хомяков;
  • попугайчиков;
  • котов;
  • собак.

Попугаям дают кормовые смеси , которые содержат все необходимые полезные вещества. Подкармливают пернатых овощами и фруктами , чтобы организм получал необходимые витамины.

Кошкам покупают рыбу, мясо или уже готовые корма, которые можно приобрести в любом зоомагазине или супермаркете.


Собаку кормят мясом , иногда смешанным с кашей. Для этого животного можно также купить корм в зоомагазине.

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме:

«Как животные питаются»

Провела учитель начальных классов

Дубровина Наталья Валерьевна

2015 г.

Тема урока: Как животные питаются.

Цели:

Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления, способствовать умению работать в группе, паре.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативны е – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать растительноядных, всеядных животных и хищников

Уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

Уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане:

20 урок по разделу «Царства природы», 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Схемы классификации;

Карточки с заданием;

Учебник, рабочая тетрадь;

Опорные схемы;

Справочная литература (словари, энциклопедии, справочники).

1. Организационный момент

Урок необычный. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуйте их.

Готовы к уроку? Настроены работать в полную силу? Тогда начнём урок.

2. Определение общей темы цикла уроков «Животные – живые существа»

Закройте глаза и послушайте. (звучит запись «Звуки природы (зоопарк)») (Слайд 2)

Вы, наверное, догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке?

Да, мы с вами продолжим изучать мир животных.

3. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. На экране вопросы. Перед вами листочки, на которых вы отметите + или -

    Все животные дышат кислородом.

    У слона есть шерсть.

    Пауки – насекомые.

    Человек - млекопитающее.

    Насекомые дышат с помощью лёгких.

    Все животные размножаются.

    Все рыбы не заботятся о своём потомстве.

    Кит – большая рыба.

    Кальмар помог людям придумать реактивный двигатель.

    Жаба может дышать кожей.

(Слайд 3)

Проверьте. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные.

4. Определение темы урока

Посмотрите на доску. Нам необходимо дополнить эту схему.

ПИТАЮТСЯ!

Так вот питание животных мы с вами сегодня будем изучать.

Откройте учебники на странице 102, прочитайте тему урока.

5.Определите цели урока:

Узнать что-то новое о питании животных,

Познакомиться с приспособлениями для питания животных;

Узнать, на какие группы можно разделить животных по способу питания.

6. Определите способы достижения цели:

Работа по учебнику, по тетради, в парах, группах, самостоятельно.

7. Самостоятельная работа по учебнику: чтение статьи на с.102 – 103.

На какие группы можно разделить животных по типу питания?

Кроме тех групп, которые перечислены в учебнике, есть ещё группа, которая называется падальщики.

Для того, чтобы подробнее узнать о каждой группе животных, предлагаю разделиться на группы.

8. Работа в группах: (Слайд 7)

Выбрать представителя;

Забрать у учителя опорные листы с заданием;

Поработать по учебнику, энциклопедии, по тетради;

Защитить работу своей группы.

9. Защита работ групп, обсуждение: (Слайды 8 – 12)

10. Физкультминутка (Слайд 13)

11. Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема: (Слайды 14 – 18)

А) К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

1. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы никогда не станем есть других животных!

2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения, особенно когда мы голодны. Аж зубы и когти чешутся.

3. Многие нас презирают, но мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

4.Всё, что пригодно для питания, все съедим, даже не задумаемся.

5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания (работа в парах).

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

Правильные ответы проецируются на экране.

12. Включение новых знаний в систему:

Где мы можем использовать полученные сегодня знания?

На контрольных;

В жизни (например, в лесу при встрече с незнакомым животным);

При составлении пищевых цепей.

13. Составление пищевых цепей:

Так как осталось время, предлагаю поиграть. Попробуйте составить пищевые цепи, используя знания, которые вы получили сегодня.

14. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

15. Домашнее задание: составление пищевых цепей с использованием наибольшего количества звеньев.

16. Элемент экологического воспитания:

Ребята, подумайте, что случится, если одно из звеньев пищевой цепи исчезнет? (Полностью разрушится вся цепь).

Как вы думаете, имеет ли человек право разрушать звенья пищевой цепи?

А мир животных нуждается в защите человека или нет?

На доске плакат «Мир животных», а у вас на столах ладошки из цветной бумаги.

Те ребята, которые считают, что мир животных нуждается в защите человека, прикрепите свои ладошки к плакату, а те, кто считает, что природа не нуждается в вашей защите, можете оставить эти ладошки на своих столах.

Посмотрите, все ребята нашего класса решили, что мир животных нуждается в защите человека. Это здорово!

17. Рефлексия:

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке и самостоятельно, и в парах, и в группах. Молодцы! А вам понравилось?

Тогда я попрошу вас продолжить предложения, которые вы видите на экране:

(Слайд 25)

    Мне понравилось…..

    Мне показалось интересным….

    Я узнал (узнала), что….

Спасибо за урок!



  • Познакомиться с разными способами питания животных.
  • Разделить животных по группам, относительно способов питания.
  • Определить место животного в цепи питания.
  • Воспитывать у учащихся любовь к животным. .

  • 1.На основе знаний о животных рассказать о пище, которой питаются животные.
  • 2. Разделить животных на группы по способам питания.
  • 3. Научиться составлять цепь питания.
  • 4. Воспитывать в детях любовь к животным.

Учеными США из университета Юты были представлены останки нового вида травоядного динозавра. По словам исследователей, они были удивлены, увидев, что череп животного великолепно сохранился. У этого вида динозавров было по

800 зубов , ученые назвали его "грипозаурус", от латинского "загнутый клюв ", так как форма строения черепа животного очень необычна, она загибается кверху. Исследователи утверждают, что новое открытие позволит пролить свет на то, какой была жизнь в этом регионе Америки за миллионы лет до того, как исчезли динозавры.


Ответ: 800 зубов.

Скажите, а зачем нужны зубы?


ОТВЕТ:

1. Зубы помогают убить жертву .(хищники)

2.Зубы помогают удержать добычу.

3.Чтобы пережёвывать пищу.

4.Чтобы ввести яд (змеи).

5. Красиво улыбаться (человек)




Зубы бывают.

  • Резцы
  • Клыки
  • Коренные зубы.
  • Молочные зубы

Постоянные зубы

  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы

Это интересно…

  • Щенок рождается беззубым: первые резцы, а затем и клыки появляются в возрасте 3-4 недель, сначала в верхней, а затем в нижней челюсти. В возрасте 2-4 месяца вырастают молочные резцы. По мере того как увеличиваются межчелюстные кости и кости нижней челюсти, между молочными резцами появляется просвет. Молочные резцы меняются с двухмесячного возраста. Молочные клыки сменяются постоянными в возрасте 4,5-6 месяцев. У 6-7 месячных щенков нередко видны одновременно молочные и постоянные клыки. Таким образом, у восьмимесячного щенка уже имеются все постоянные зубы.

характерная зубная формула собаки:

42 зуба:

12 резцов, 4 клыка, 2 ложнокоренных и

24 коренных.



Начертите в тетради таблицу.


По разнообразию кормов, которые поедает медведь, его можно причислить к всеядным животным, хотя по строению зубов это типичный хищник. Животный корм в жизни медведя имеет второстепенное значение. В основном же он питается растительными продуктами, охотно ест различные лесные ягоды: чернику, бруснику, клюкву, малину.

Проверим вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 китовые вши


Что получают все живые организмы с пищей?

Ответ: Питательные, органические вещества.

Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом.



Проверим ещё раз вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 человек

2 китовые вши


Собери в тетради схему пищеварения

Усвоение питательных

веществ организмом

Пища

Удаление непереварившихся

остатков


Пища

Усвоение питательных

веществ организмом

Удаление непереварившихся

остатков





  • 1. Какие группы животных по способу питания вы знаете?
  • 2. Есть ли животные которым нужна ваша забота, охрана.
  • 3.Что необходимо животным для жизни?
  • 4. Чем связаны животные и растения в природе?

  • § 17.
  • Стр. 88 выполни задание в тетради.

На западе Франции, в Бретани, как-то случилось ЧП: за один сезон местные улитки объели краску со свежеокрашенных стен. Причем, некоторые заползали на высоту до четырех метров. Исследования показали, что в краске содержался мел, а улиткам, как известно, нужен кальций, чтобы строить свои раковины. От меловой краски пришлой отказаться.

10 место: Попугаев и собак нельзя кормить авокадо. Это растение относится к семейству лавровых, а среди представителей этого семейства много ядовитых растений. Почему авокадо безопасен для человека - не ясно. Попугаям нельзя даже класть косточку авокадо для того, чтобы они точили об нее клюв.

9 место: Овцы, как известно, питаются травой. Однако на островке Норт-Роналдсей (Оркнейские острова) в Шотландии овцы с середины XIX века приучены кормиться морскими водорослями, выброшенными прибоем на берег. Владельцы скудных на острове лугов и пастбищ не хотели «тратить» на овец траву, требующуюся для лошадей.

8 место: На Балеарских островах испанские зоологи нашли ящерку, которая думает, что она пчела: она питается нектаром приморского растения критмум и опыляет его цветки.

7 место: Некоторым змеям для жизни достаточно поесть несколько раз в год.

6 место: Пиявке достаточно хорошо насосаться крови один раз, чего будет достаточно для жизни на протяжении 9 месяцев!

5 место: Если летучая мышь больна и не может вылететь на охоту, ее соседи подкармливают. Недавно стало известно, что некоторые летучие мыши в полете кушают не только насекомых, но и мелких птиц. Осенью летучие мыши постоянно едят, запасая жир на зиму, а в октябре или ноябре устраиваются спать.

4 место: Ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами и яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.

3 место: Пингвины не пьют пресную воду — они умеют «опреснять» соленую. В их теле есть специальные железы, которые выделяют соль из воды, которая выводится через особые желобки на клюве.

2 место: Заяц разборчив в выборе пищи. Всякий знает, что зайцы любят морковку, капусту и репу. Но особое пристрастие зайцы питают к петрушке.

1 место: Грифы иногда наедаются до такой степени, что не могут взлететь. В этом случае им приходится ждать, пока их масса не уменьшится естественным путем.

Для поддержания жизнедеятельности всем животным нужна пища. Пища обеспечивает их энергией, необходимой для роста, заживления ран и передвижения.

А передвигаются животные для того, чтобы вести поиск пищи и партнеров и спасаться от врагов.

СПОСОБЫ КОРМЕЖКИ

Почти у всех животных есть специальные приспособления, позволяющие им кормиться растениями или другими животными, а всеядным видам - и растительной и животной пищей. Рацион животного не зависит от его размеров: и шмель, и слон, например, питаются растительным кормом. Упомянутые приспособления связаны с тем, как животное ведет поиск пищи и извлекает из нее энергию. У живущих на деревьях австралийского сумчатого опоссума и мадагаскарского айе-айе в процессе эволюции сильно удлинился один из пальцев передних лап - им животные извлекают из-под коры личинок насекомых. В родстве эти животные не состоят, однако сходный способ кормежки определил возникновение у них одинаковых приспособлений. Замечательные приспособления для добывания корма есть и у муравьедов. Своих жертв - муравьев и термитов - они отыскивают с помощью острого нюха. Взломав мощными когтями твердые, как камень, стенки термитника, животные извлекают из него насекомых длинным, узким и липким языком. Особые пищевые приспособления имеются и у растительноядных организмов. Переваривание грубой растительной пищи - дело нелегкое, поэтому у многих животных желудок состоит из нескольких камер, где происходит повторное переваривание пищи до ее полного расщепления. Чтобы облегчить себе поиск пищи, интересное приспособление изобрели пчелы. Обнаружив богатый источник пищи (пыльцы и нектара), они возвращаются в улей и исполняют замысловатый танец, сообщая таким образом другим пчелам о том, где растут кормовые растения.

ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ

Пищевая цепь - это передача энергии в природном сообществе от одних организмов другим, которые ими питаются (растения - растительноядные животные - хищники). Пищевая цепь может состоять из множества звеньев, но общая схема та же. Если в пищевой цепи отсутствует любое из трех главных звеньев, животных в сообществе будет меньше: при отсутствии хищников растительноядные животные быстро съедят все растения, растения не смогут размножаться, а значит, пищи животным будет не хватать.

Летучие мыши «засекают» своих жертв, испуская высокочастотные звуки. Звук отражается от летящего насекомого и эхом возвращается в уши летучей мыши. Такой способ обнаружения жертв называется эхолокацией.

Комнатные мухи сначала разжижают твердую пищу слюной, а затем слизывают и всасывают жидкую массу с помощью нижней губы. Ноги мух покрыты волосками, на которых они могут переносить опасные микробы и заражать ими пищевые продукты.

Львицы незаметно подкрадываются к жертве, окружая ее со всех сторон. Затем они молниеносно атакуют ее и умерщвляют, вонзая в шею огромные клыки.

Длинная шея дает жирафу огромные преимущества перед другими африканскими животными - никто больше не способен ощипывать листву и побеги с верхушек деревьев.

Так выглядит пищевая цепь, типичная для африканских саванн. Плодородная почва и обилие солнечного света обеспечивают буйный рост растений. Газели и другие растительноядные животные поедают траву, листву и ветви, извлекая из них энергию. Газелями, в свою очередь, питаются львы и другие хищники. Трупы животных разлагаются насекомыми и другими организмами. Образующиеся при этом питательные вещества удобряют почву и усваиваются растениями. Так происходит круговорот веществ в природе.

Насекомые обогащают почву питательными веществами, обеспечивающими рост новых растений.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то