Сколько длится занятие по лфк. Лфк основы дозирования физической нагрузки. Физиотерапия и лечебная физкультура

Периоды лечебного применения физических упражнений.

Интенсивность физических упражнений в ЛФК.

Методика лечебной гимнастики.

1. В зависимости от заболевания должен учитываться характер упражнений, дозировка нагрузки, исходные положения. Исходные положения в ЛФК: лежа, сидя стоя, на четвереньках. Исходные положения зависят:

От двигательного режима

От функционального состояния больного

От заболевания.

Крайне важно в лечебной физической культуре соблюдение следующих дидактических принципов:

Оптимальный подбор физической нагрузки

Подбор упражнений по характеру

Соблюдение принципа – от простого к сложному.

В ЛФК применяются физические упражнения следующей интенсивности:

1. Упражнения малой интенсивности – для малых и средних групп мышц. Темп выполнения медленный и средний.

2. Упражнения умеренной интенсивности – для средних групп мышц. Темп выполнения средний и быстрый.

3. Упражнения средней интенсивности – для крупных мышц. Темп выполнения средний и малый.

4. Упражнения большой интенсивности – выполняются в среднем и быстром темпе, вовлекается большая группа мышц.

4. Упражнения с максимальной интенсивностью – в ЛФК применяются редко.

Различают три периода лечебного применения физических упражнений.

I период соответствует фазе мобилизации организмом физиологических механизмов борьбы с болезнью и фазе формирования временных компенсаторных механизмов. Основные задачи лечебного применения физических упражнений в этот период – стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, содействие формированию наиболее полноценных временных компенсаций, профилактика осложнений, привитие навыков самообслуживания.

II период соответствует фазе обратного развитияизменений, вызванных болезнью и формированию постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основные задачи ЛФК в этот период – содействие быстрейшей ликвидации морфологических и функциональных нарушений, а в некоторых случаях – формирование постоянных компенсаций (при ампутации конечности).

III период соответствует завершению периода выздоровления. Основные задачи ЛФК в этот период – ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений, восстановление адаптации к привычным бытовым и производственным мышечным нагрузкам, а при необходимости – закрепление сформированных постоянных компенсаций.

Под лечебными двигательными режимами в ЛФК понимают совокупность мероприятий, создающих наиболее благоприятные условия для лечения и реабилитации больных и повышающих устойчивость организма. Содержание лечебного режима определяется распорядком дня и объемом двигательной активности.



На стационарном этапе лечения выделяют следующие режимы:

1. Постельный, который делится на строгий постельный и облегченный постельный режим.

2. Палатный (полупостельный) режим.

3. свободный режим

На санаторном этапе в ЛФК используются следующие режимы:

1. Щадящий

2. Щадяще-тренирующий

3. Тренирующий

4. Интенсивно-тренирующий.

Постельный режим. Задача – преодоление психической подавленности, увеличение уверенности в выздоровлении. В этот период особое внимание акцентируется на дыхательных упражнениях и упражнениях для мелких групп мышц – для улучшения периферического кровообращения и профилактики пролежней. Длительность лечебной гимнастики 5-10 минут 2-3 раза в день. Занятия проводятся индивидуально, с малой амплитудой, пульс не должен повышаться.

Облегченный постельный режим – разрешено:

Активный прием пищи

Сидеть до 15 минут 2-3 раза в день

Лечебная гимнастика – от 10 до 20 минут для мелких и средних групп мышц, при этом увеличение частоты пуль не должно превышать 10%.

Соотношение ДУ к общеразвивающим - 1:1

Палатный (полупостельный) режим – больной находится в положении сидя с опущенными ногами до 50% всего времени, встает и ходит по палате, затем по отделению,

Занятия ЛФК только индивидуально до 10-25 минут, затем можно самостоятельно 10 минут. Упражнения с полной амплитудой, без задержки дыхания, повтор до 6-ти раз, соотношение ДУ к ОРУ 1:2, прирост пульса – до 20%.

Задачи ЛФК в этот период:

1. улучшение периферического кровообращения;

2. уличшение кровообращения в пораженном органе;

3. активация обмена веществ;

4. обучение рациональному дыханию;

5. предупреждение атрофии мышц и тугоподвижности в суставах;

6. формирование временных компенсаций;

7. тренировка вестибулярного аппарата, подготовка к вставанию

Свободный режим – цель – улучшение адаптации организма к возрастающим нагрузкам.

Задачи ЛФК – это задачи, решаемые при палатном режиме и дополнительно:

Укрепление мышц связочного аппарата;

Профилактика осложнений;

При свободном режиме больному разрешаются:

Прогулки на свежем воздухе 10 – 30 минут;

ЛФК – 20-30 минут групповым методом;

ФУ для всех групп мышц, постепенное усложнение упражнений;

Прирост пульса – до 30%.

Щадящий режим – назначается в условиях санаторного лечения больным с заболеваниями ССС, при недостаточности кровообращения I и II степени, при язвенной болезни в фазе стихающего обострения. Таким больным назначается дозированная ходьба по ровной местности 500 –1000 м, ближний туризм, элементы игр. Длительность занятий 30-60 минут, соотношение ДУ к ОРУ 1/3, 1/4 прирост пульса – до 40%.

Задачи ЛФК при щадящем режиме:

1. поднять эмоциональный тонус организма;

2. активизация обмена веществ;

3. улучшение кровообращения;

4. адаптация на более высоком уровне к бытовым нагрузкам;

Щадяще-тренирующий режим – назначается больным с менее выраженными органическими заболеваниями при отсутствии функциональных расстройств на санаторном этапе реабилитации. Задачи ЛФК такие же, как при щадящем режиме плюс расширение резервных возможностей организма пациента.

1. расширение арсенала средств ЛФК;

2. использование отягощений;

3. соотношение ДУ к ОРУ 1/4, 1/5;

4. увеличение прироста пульса до 50%.

Тренирующий режим – назначается больным с начальными формами органических заболеваний без функциональных нарушений и при достаточной физической подготовленности.

Цель – адаптировать больного к гигиеническим нормам двигательной активности, т.е. удовлетворить биологическую потребность в движении.

Литература:

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

2. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физкультуры. Под ред. С.Н.Попова. М., «Физическая культура и спорт», 1978.

Дорошко А.Г.

Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

1. Основные заболевания ССС.

2. Основные физиологические механизмы действия ФУ при заболеваниях ССС.

3. Средства, формы и методы ЛФК при ССС.

Заболевания ССС занимают одно из ведущих мест в клинике внутренних болезней. ССС – одна их важнейших систем, обуславливающих жизнедеятельность организма: его питание, обеспечение кислородом, распределение гормонов и других активных веществ. Поэтому заболевания ССС характеризуются развитием функциональных отклонений не только сос стороны аппарата кровообращения, но и различных систем, находящихся с ним в тесной взаимосвязи: ЦНС, ДС, пищеварительной, эндокринной. Заболевания ССС ведут к снижению функциональной деятельности всего организма, а нередко к преждевременной старости, инвалидности, смерти.

Факторы риска ССС заболеваний:

1. Неуправляемые – генетический фактор (наследственность)

2. Управляемые – артериальная гипертензия (повышенное АД), особенно диастолическое (нижнее) – выше 104 мм/рт.ст., гиперхолестериэмия (повышение холестерина в крови выше нормы ведет к атеросклерозу). Норма – 5,17 ммоль/л. Холестериновые бляшки ведут к изменениям стенок сосудов.

Ускоренному развитию атеросклероза способствует:

1. наследственность;

2. курение (спазмируются сосуды, разрушается витаминС);

3. чрезмерная умственная работа;

4. нарушение обмена микроэлементов (цинк, селен, железо) и витаминов (С, Д, Е) и увеличение меди.

5. избыточная масса тела;

6. нарушение усвоения углеводов;

7. нерациональное питание;

8. гиподинамия;

9. психоэмоциональный фактор;

10. профессиональный фактор (токи, поля, вибрация, шум, тяжелые металлы).

Основные заболевания ССС:

1. Ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты

2. Артериальная гипертензия (30%)

3. Воспалительные заболевания (миокардиты, ревматизм)

4. Функциональные поражения(нарушения частоты и ритма сердечных сокращений, аритмии, брадикардия (желудочки сердца сокращаются в своем, очень редком темпе, а предсердия в своем – очень частом).

Ишемическая болезнь сердца – это острое или хроническое поражение сердечной мышцы, вызванное уменьшением доставки крови в миокард в результате атеросклеротического процесса в сосудах. Это психосоматическое заболевание (не только тела, но и души).

Клинические симптомы:

1. Болевой синдром (в виде приступов, в виде тянущей боли в левой половине грудной клетки, боль под руку, под лопатку).

2. Посинение губ, конечностей, одышка.

3. Астенический синдром (слабость, нарушение сна, быстрое утомление).

При ИБС всегда развивается та или иная степень недостаточности кровообращения, т.к. ишемия приводит к снижению сократительной способности миокарда.

Три степени недостаточности кровообращения:

1 степень – субъективные симптомы недостаточности проявляются при значительных физических нагрузках (одышка, тахикардия). В покое нарушений гемодинамики нет.

2 степень – делится на

- недостаточность А – степени – наличие субъективной недостаточности уже на незначительные физические нагрузки. Характерно увеличение размеров сердца и недостаточность по большому и малому кругу кровообращения, которая приводит к застойным явлениям крови в легких или в печени и к нарушениям работы других органов. Появляются отеки на ногах.

- недостаточность В – степени – нарушение гемодинамики и в покое, и в движении. Появляется цианоз (синева), непроходящие отеки, дистрофия внутренних органов.

3 степень недостаточности – истощение, дистрофические поражения всех внутренних органов.

Лечебная физкультура (ЛФК) - это лечебно-профилактический метод, помогающий восстановиться организму и предупредить развитие множества заболеваний. ЛФК используется совместно с другими методиками терапии для получения максимально возможных положительных результатов.

Вся физическая нагрузка подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от заболевания и общего состояния пациента. Она позволяют восстановить не только функциональность органов и систем, но и психическое и эмоциональное состояние.

Движение является биологическим стимулятором и раздражителем, который способствует росту, развитию и восстановлению. Физические упражнения воздействуют на реактивность на различные факторы, изменяя общую и местную реакцию. Исследования показали, что гипокинезия (недостаточная физическая активность) снижает сопротивляемость организма и является фактором риска развития многих заболеваний. Поэтому вынужденная гипокинезия, которая развивается по причине патологического состояния, создает неблагоприятные условия для пациента.

Конечно, покой в период болезни необходим, но если он длительный, то снижение всех функций организма становится стойким, что усугубляет общее состояние, замедляет процессы выздоровления и способствуют развитию осложнений. Поэтому упражнения лечебной физкультуры жизненно необходимы.

Действие ЛФК

Активизирует физиологические функции;

Помогает адаптироваться тканям и органам к новому состоянию;

Стимулирует процессы восстановления;

Восстанавливает водно-солевой баланс;

Нормализует обмен веществ;

Восстанавливает психоэмоциональное состояние;

Предотвращает дальнейшее разрушение и развитие заболевания;

Формирует новые навыки и закрепляет их;

Уменьшает неблагоприятное воздействие факторов внешнего мира и т.п.

Если тщательно подобрать вид физических упражнений, то можно вызвать локализованное воздействие, которое изменяет состояние только там, где это действительно необходимо.

Противопоказания

Лечение физическими упражнениями имеет ряд противопоказаний, как и другие методы терапии:

Тяжелое общее состояние;

Интенсивные болевые ощущения;

Опасность развития кровотечения;

Высокая температура;

Резкое повышение давления;

Онкологические заболевания

Если есть возможность назначить занятия лечебной физкультурой на раннем этапе, то можно добиться максимальных результатов.

Перед применением лечебной физкультуры важно правильно диагностировать заболевание.

Средства ЛФК

Средства ЛФК - это комплекс физических упражнений.

Классификация физических нагрузок:

Идеомоторные;

Гимнастические.

Идеомоторные упражнения - это вид занятий, которые выполняются мысленно. Они показаны при парезах и параличах.

Гимнастические развивают силу, выносливость, равновесие, восстанавливают координацию, подвижность в суставах и другое

Разновидности гимнастических упражнений:

Статические и динамические;

Активные и пассивные;

Растяжение и расслабление;

Для рук и ног, шеи, спины, пресса и т.п.;

По характеру различают дыхательные, подготовительные, корригирующие, на равновесие и т.п.

Статические направлены на напряжение мускулатуры и заключаются в удержании гантелей в неподвижном состоянии, удержании своего веса на тренажерах, на полу и т.п. Они развивают силу, выносливость, укрепляют мышцы и предупреждают развитие атрофии мышечной ткани.

Упражнения на растягивание снимают утомление при перенапряжении мышц и их повышенном тонусе. Так же действуют расслабляющие упражнения.

Пассивные упражнения - это упражнения, которые выполняются инструктором, а пациент не испытывает мышечного напряжения. Эти занятия показаны при парезах и параличах. Они направлены на восстановление двигательной активности и сочетаются с идеомоторными упражнениями.

Дыхательные упражнения благоприятно влияют на все ткани, органы и системы, нормализуют процесс дыхания, способствуют укреплению дыхательных мышц, предупреждают развитие застойных явлений.

Корригирующие упражнения воздействуют на позвоночник и исправляют осанку. Плавание, ходьба, бег, катание на лыжах, коньках или велосипеде, спортивные игры и т.п. - все это виды и методы ЛФК.

Формы ЛФК

Самостоятельные занятия - это наиболее распространенная форма, при которой комплексу упражнений Вас обучает инструктор или врач лфк. Их необходимо выполнять регулярно каждый день в одно и то же время до 3-х раз в день.

Лечебная ходьба подразумевает дозированную нагрузку на бронхо-легочную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную систему. Регулируется скорость движения, расстояние, длительность процедуры и число остановок.

Терренкур - это вид лечебной ходьбы, заключающийся в восхождении в горную местность. Нагрузка зависит от рельефа, типа подъема, его длительности и продолжительности маршрута.

Спортивные игры - групповые занятия, которые проводятся всегда под наблюдением тренера, инструктора, широко распространены в центрах реабилитации.

Утренняя гигиеническая гимнастика - это комплекс упражнений в утренние часы, направленный на укрепление сердца, сосудов и дыхательной системы, нормализацию обмена веществ и тонизирование организма. Длительность занятия составляет не больше 20 минут.

Лечебная гимнастика - это совокупность упражнений, которые несут общеукрепляющее действие на тело. Они должны решать конкретные задачи в соответствии со степенью тяжести заболевания. Длительность занятий варьируется от 10 минут до 45.

Методы лечебной гимнастики:

Индивидуальные занятия. Они показаны пациентам в послеоперационном периоде при ограниченном двигательном режиме;

Групповые. Группа состоит из пациентов с идентичным заболеванием;

Консультативные и самостоятельные. Выполнение специальных упражнений, которым Вас обучают, в домашних условиях.

Все занятия подразделяются на определенные части:

Вводная. По сути, это разминка, которая подготавливает Ваши мышцы, органы и системы к дальнейшим упражнениям. Также она тонизирует Ваш организм;

Основная. Это главный этап занятий, занимающий 80% от всего времени. Он направлен восстановление утраченных функций, улучшение общего состояния и формирование компенсаторных реакций;

Заключительная. Важный период, который позволяет быстро восстановиться после нагрузки и расслабиться.

Дозировка это суммарная величина ФН, которую больной получает как при выполнении одного упр, так и всего занятия, а также и всей двиг. деятель-ти в течение дня . Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возможностям б-го. Выделяют 3 степени нагрузки : 1.Большая(А ) без ограничения выбора ср-в ЛФК. 2.Средняя(Б) исключающая бег, прыжки и др. сложные упр. 3.Малая(В ) допускает применение ГУ в сочетании с ДУ. Изменить величину ФН можно методприемами :1.Выбором ИП лежа, сидя (облегчают нагрузку), стоя (увеличивают). 2.V мышечных групп, участвующих в упр. 3.Амплитудой движения. 4.Числом повторений.5.Темпом выполнения. 6.Ритмом движений. 7.Степенью сложности упр. 8.Точностью выполнения. 9.Степенью силового напряжения м-ц при выполнении упр. 10.Чередованием мышечных групп, участвующих в упр-ях. 11.Кол-вом ОРУ и ДУ. 12.Паузами отдыха между упр и упр на расслабление. 13Использование предметов и снарядов. 14.Эмоц-тью. 15.Продолжит-тью. 16.МП занятий. Определение РС. В клинической практике используются субмак-ные нагрузки 75-85% мак-но переносимых нагрузок. Мак-ную нагрузку и соответствующую ей ЧСС можно определить на велоэргометре. По формуле 220-число лет обследуемого, для б-ных 190-число лет (+-5-10 у\м) Разница между ЧСС мак-ной нагрузке и ЧСС в покое составляет РС. РС=ЧСС макс–ЧСС в покое. Тренировочная нагрузка в 75% от максим-ной рассчитывается ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Эти формулы до 20 лет не работают.

56.Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах. Особенности структуры и содержание занятий.

На ежегодном медосмотре в зависимости от физразвития и физподготовленности уч-ся делятся на медгруппы(подготовительная, основная, ЛФК, СМГ).Уч-ся СМГ в школе с учетом тяжести и характера заболевания подразделяются на подгруппы А и Б А относятся уч-ся с обратимымизаболеваниями и ослабленные после перенесенных заболеваний. Для них ФН постепенно возрастает по интенсивности и двигательному режиму при ЧСС 120\130 уд\мин вначале четверти, в дальнейшем 130\140 в младших классах и 140\150 в старших. К Б относятся уч-ся с необратимыми заболеваниями,для них занятия показаны при ЧСС 120\130 уд\мин в течение года. В ВУЗах выделяют подгруппы А - с заболеваниями ССС, ДС; Б - ЖКТ, мочевыделительной системы; В - миопия, ОДА, неврозы. В группе 8-12 человек. Занятия 2 р в нед. Учитель и медработник заполняют индивидуальную карту на уч-ся, в к-рой отражаются результаты медосмотров- диагноз, индивидуальный комплекс упр, рекомендации. Уч процесс делится на 2 периода: 1)Подготовительный . Задачи: 1)Адаптация организма уч-ся к ФН. 2) Овладение навыками правильного дыхания. 3) Формирование навыков правильной осанки. 4) Научить уч-ся быстро находить и правильно считать пульс. 5)Обучить элементарным правилам самоконтроля. 2) Основной. Задачи: 1)Освоение основных ДУ и ДН. 2) Увеличение общей тренированности организма уч-ся. 3) Основой тренировочного процесса явл упр на выносливость. Структура урока: 1.Вводная ч (3-5 мин)-цели,задачи; 2.Подготовительная ч(10-25 мин) сост из ОРУ, проводимых в медленном и среднем темпе. 3. Основная ч(15-18 мин) пик нагрузки.4.Заключительная ч (3мин) медленная ходьба, малоподвижные игры, упр на осанку, ДУ на расслабление.



Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.

Формы контроля : 1.врачебный (медосмотр, распределение в группы, степень наруш ф-ции, контроль нагрузки). 2. педагогический – следить за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью их соответствия. Осущ-ся наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления путем определения моторной плотности урока, пульсовой кривой урока. Основной признак утомления – снижение работоспособности. Внешние проявления: гиперемия лица, потливость, нарушение координации, одышка. 3. самоконтроль (дети должны уметь оценить свое состяние). Эффективность уроков по ФВ при разл з-ниях и травмах оценивается по динамике физ состояния уч-ся (физразвития – длина и масса тела; функц-го состояния – пробы с физнагрузками, с задержкой дыхания, спирографические; физподготовленности – доступные тесты). - соответственно возрастным нормам должна увеличиваться длина и масса тела; - самый надежный критерий эффективности – улучшение качества реакции на физнагрузку, что проявляется ум-нием времени на восстановление. - время задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) должно увеличиваться.

Изменить величину физнагрузки можно следующими методическими приемами: выбором и.п., объемом мыш групп, участвующих в упр, чередование мышечных групп, амплитудой движений, числом повторений, числом повторений, темпом, ритмом, точностью выполнять заданное упр, степенью сложности упр, использованием статич ДУ + упр на расслабление, паузами отдыха, степенью силового напряжения м-ц, использованием предметов и снарядов, эмоциональностью занятий, моторной плотностью его и его продолжительностью. Моторная плотность урока - %-ное отношение времени, затраченного на выполнение ФУ или всей двигательной активности по отношению к общей продолжительности занятия. Для ее определения проводят хронометраж по секундомеру, записывают и суммируют отрезки времени, затраченного одним или 2-мя учениками на двигательную активность во время урока. Например: сумма отрезков 30 мин, значит МП=(30*100)/45=66,6% (оптимал считается 70%). Величина среднего пульса – сумма измерений в теч урока и делим на кол-во измерений. В начальном периоде используются упр малой интенсивности, повышающие ЧСС на 20-30% от исходного. В дальнейшем вкл-ют нагрузки средней интенсивности, повыш-щие ЧСС на 45%. При достаточной адаптации к физнагрузкам – упр с большой интенсивностью – ЧСС до 80%.

  • Индивидуальный подход к больному в соответствии с его двигательными возможностями и состоянием.
  • Сознательность – осмысленное отношение больного к предлагаемым физическим упражнениям, непосредственное активное участие самого больного в процессе выполнения физических упражнений и контроля правильности их выполнения, что достигается умелым объяснением методиста.
  • Наглядность – показ физических упражнений в сочетании с объяснением.
  • Систематичность – регулярность занятий с постепенным и последовательным повышением нагрузки: от простых упражнений к более сложным, от известного к неизвестному (на каждом занятии включать одно сложное новое упражнение или 2 простых).
  • Принцип закрепления навыков – заниматься физическими упражнениями постоянно, чтобы не утратить достигнутые результаты.
  • Цикличность чередование упражнений с отдыхом.

Формы лечебной физической культуры

  • Гигиеническая (утренняя) гимнастика подготавливает организм к дневной активности после сна, который снижает активность нервных процессов и мышечное напряжение. Во время сна становятся реже пульс и дыхание, снижается активность нервных процессов, замедляется перистальтика кишечника, затормаживаются процессы пищеварения, снижается обмен веществ. Гигиеническая гимнастика предназначена для активизации всех этих процессов. Занятия проводятся до завтрака при отсутствии противопоказаний (определяет врач) в проветренном помещении в легкой, не стесняющей движений одежде, в течение 15-20 минут, желательно под аккомпанемент музыки.
    Комплекс гимнастики состоит из 10-15 упражнений из различных исходных положений для всех мышечных групп, включая упражнения на координацию, гибкость, расслабление, корригирующие осанку, самомассаж. Нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья, возрасту, полу, физическому развитию. Для мужчин рекомендуют включать силовые упражнения: с гантелями, эспандерами, с умеренным статическам напряжением; для женщин – упражнения на развитие гибкости, укрепление мышц брюшного пресса, тазового дна; пожилым следует избегать силовых упражнений, широко использовать дыхательные упражнения и на расслабление мышц, самомассаж головы и шеи для улучшения кровоснабжения сосудов головного мозга, детям необходимо включать упражнения для коррекции осанки, на развитие гибкости, координацию движений и равновесие.
  • Лечебная гимнастика – основная форма, включающая и самостоятельные занятия больными (дробная нагрузка), в которой применяются преимущественно гимнастические упражнения с лечебно-профилактической целью.
  • Прогулки (пешеходные, на лыжах, велосипедах, лодках).
  • Ближний туризм – походы на 1-3 дня снижают напряжение нервной системы, улучшают вегетативные функции.
  • Оздоровительный бег (трусцой) , во время которого задействована вся скелетная мускулатура и нервная система испытывает значительное напряжение.

Методы организации занятий

  • Индивидуальный (с тяжелыми больными).
  • Групповой (по принципу единого характера заболевания или травмы и уровню функционального состояния организма).
  • Самостоятельный.

Каждое занятие включает три раздела: вводный, основной и заключительный. Вводный раздел (разминка) состоит из нескольких общеразвивающих упражнений, последовательно охватывающих все мышцы, занимает 10-20% общего времени. Основной раздел занимает 60-80% всего времени, состоит из специальных упражнений применительно к данному заболеванию, которые обязательно чередуют с общеразвивающими упражнениями. Заключительный раздел занимает 10-20% общего времени. Нагрузку постепенно снижают с целью нормализации повышенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (медленная ходьба в сочетании с углубленным дыханием).

Режимы движений устанавливает лечащий врач строго индивидуально.

Для стационаров

Режим I

  • Строгий постельный режим назначают тяжелым больным – легкий массаж, пассивные упражнения для конечностей с неполной и полной амплитудой движений 2-3 раза в день по 5-10 минут и каждый час глубокое статическое дыхание.
  • Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии пациента. Разрешают активный прием пищи и активный туалет, самостоятельные повороты на бок, переход в положение сидя в постели 2-6 раз в день по 5-40 минут, элементарные упражнения для конечностей с дыхательными упражнениями.

Режим II

  • Полупостельный (палатный) – пребывание в палате вне постели сидя 50% времени, передвижение по этажу, медленная ходьба (со скоростью 60 шагов в минуту) на расстояние 100-150 м. Лечебная гимнастика выполняется по индивидуальным показаниям: в исходном положении лежа, сидя, стоя, можно с предметами массой до 0,5 кг. Постепенно включают упражнения для мышц туловища. Продолжительность занятий – 20-25 минут.

Режим III

  • Свободный – прогулки в пределах больницы, на расстояние до 1 км со скоростью с отдыхом через каждые 200 м со скоростью 60-80 шагов в 1 минуту. Занятия проводят в зале ЛФК в течение 25-30 минут. Используют предметы массой до 1 кг, игры.

Частота пульса у взрослых не должна превышать у взрослых 108 и у детей – 120 ударов в 1 минуту.

Для поликлиник, санаториев и на курортах

  • Щадящий (для истощенных, переутомленных и выздоравливающих ) – аналогичен свободному режиму. Также разрешают дозированную ходьбу по ровной местности на расстояние 1,5-3 км в медленном и среднем темпе, отдыхая через каждые 10-20 минут, плавание с использование поддерживающих средств в течение 10-20 минут.
  • Щадяще-тренирующий – физическую нагрузку усложняют, выполняют упражнения в течение 30-45 минут, с предметами (массой до 3 кг), на снарядах. Назначается дозированная ходьба по ровной местности в среднем и быстром темпе в течение часа на расстояние до 4 км, терренкур с подъемом 5-10 градусов на расстояние 2-3 км в течение 1 часа с отдыхом через каждые 10-15 минут, плавание в течение 10-30 минут. Используют катание на лодках с греблей, волейбол, бадминтон, теннис.
  • Тренирующий режим назначают лицам без выраженных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, то есть практически здоровым людям. Физическая нагрузка большая, назначают дозированную ходьбу и бег. Спортивные игры проводят по общим правилам. Допустимо учащение пульса до 120-150 ударов в 1 минуту (у пожилых до 120-130 ударов в 1 минуту), повышение систолического артериального давления до 150 мм рт. ст., снижение минимального – до 55 мм рт. ст.

Лечебная физкультура показана почти при всех заболеваниях.

Общими противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

  • общее тяжелое состояние больного;
  • опасность возникновения кровотечения;
  • нестерпимая боль при выполнении физических упражнений;
  • лихорадочные и острые воспалительные заболевания;
  • злокачественные опухоли.

Назначает ЛФК лечащий врач, врач-специалист по ЛФК выбирает методику, определяет характер занятий, дозировку и контролирует исполнение физических упражнений. Процедуры проводят инструкторы ЛФК, руководствуясь рекомендациями врача относительно характера заболевания.

Величина физической нагрузки должна соответствовать состоянию больного и его физическим возможностям. Общая интенсивность физической тренировки зависит от индивидуальной толерантности больного к физической нагрузке.

В подборе и применении общеукрепляющих и специальных упражнений направленного действия учитывают клинические проявления заболевания или травмы и методический принцип – от здорового органа к больному. Оптимальное сочетание общего и частного (местного) используется в ЛФК при любой патологии, но особенно важно учитывать это в ортопедии, травматологии и неврологии. Общая нагрузка должна распределяться равномерно и последовательно на все мышцы для предупреждения утомления и улучшения кровообращения. Регулируют нагрузку, руководствуясь физиологической кривой – частотой пульса на протяжении занятия, что регистрируется графически. Дозирование зависит от числа и расположения вовлекаемых в упражнения мышц, формы движения, амплитуды, силы, ритма, темпа движений, продолжительности занятий и сложности упражнений. Для каждого пациента определяют :

  • плотность занятий (время фактического выполнения упражнений, выраженное в процентах к общему времени занятий) у стационарных больных не должна быть выше 50 % (в первые дни занятий составляет 20-25 %), в остальных случаях допустима плотность до 80-90%;
  • П) исходные положения (лежа, сидя, стоя) . ИП лежа на спине, на животе, на боку обеспечивает устойчивое равновесие, максимальное расслабление скелетной мускулатуры, облегчает выполнение упражнений, назначают больным, находящимся на постельном режиме, при заболеваниях позвоночника. ИП сидя исключает значительные статические напряжения мышц нижних конечностей, создает свободу движений конечностей, шеи и туловища, назначают слабым больным и при заболеваниях нижних конечностей. ИП стоя характеризуется высоким расположением центра тяжести и малой площадью опоры. Равновесие поддерживается при непосредственном участии разных отделов нервной системы благодаря сокращению многих мышц тела. Наиболее устойчивым является положение стоя с широкой расстановкой ног;
  • число мышечных групп , участвующих в упражнении, подбор упражнений для них, соотношение дыхательных упражнений к общеукрепляющим и специальным, направленным на восстановление нарушенных функций (1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5). Начинать следует с упражнений для небольших мышечных групп. При выполнении сложных упражнений нагрузка увеличивается. Чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Для развития силы мышц (парез и гипотрофия) применяют изометрические упражнения с большим напряжением и динамические упражнения, которые проводят медленно, но при большом сопротивлении;
  • число повторений каждого упражнения , темп (медленный, средний, быстрый) и амплитуду движений в суставах;
  • продолжительность занятия . Общая продолжительность индивидуального занятия – 5-20 минут, группового – 15-40 минут;
  • самостоятельные занятия – выполнение специальных упражнений на протяжении дня;
  • использование игровых упражнений, музыки – для создания положительных эмоций, предметов и снарядов с целью изменения нагрузки. Так, упражнения с гимнастической палкой снижают напряжение мышц больной руки и увеличивают нагрузку для мышц здоровой руки.

В норме во время занятий ощущается возможность усиления интенсивности нагрузки, нет неприятных ощущений или болей за грудиной, учащения обычного темпа дыхания, нарушения координации, бледности, нарушения ритма сердца . Сразу после занятий ощущается «мышечная радость», самочувствие должно быть хорошим. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 минут. В перерыве между нагрузками может быть легкая усталость, но не более 2 часов, нет нарушений сна и аппетита, локальное утомление сохраняется не более 12 часов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то