Семья сергея бондарчука и ирины скобцевой. Ирина Скобцева: как за ней закрепилась слава разлучницы и почему любовь к Бондарчуку была запретной. Ирина Скобцева - биография личной жизни, дети

В этой актрисе удивительным образом сочетаются красота, женственность, ум и высокий интеллект. Ирину Скобцеву часто называли первой красавицей в советском кино, способной покорить сердца многочисленных поклонников.

В биографии актрисы Ирины Скобцевой свыше семидесяти сыгранных персонажей. Она играла главных героинь и второстепенных персонажей, они были разными по характеру и по мировоззрению. Они принадлежали к разным эпохам и слоям населения, но во всех этих образах осталась частичка ее большой души.

Детство и война

Родилась Ирина Скобцева 22 августа 1927 года в Туле. Творческих людей в семье не было. Папу звали Константином Алексеевичем и он занимал должность научного сотрудника в Главном управлении метеослужбы. Мама Юлия Николаевна была архивариусом и долгие годы отдала работе в архиве. До рождения дочери семья была обеспеченной, но затем ситуация изменилась. Девочку не с кем было оставлять дома, потому родителям приходилось сидеть с ней по очереди, что заметно сказывалось на зарплате. Много времени Ира проводила с бабушкой и тетей, в то время как родители усердно трудились, и пытались заработать на достойную жизнь.

Именно благодаря бабушке и тете Иришка очень рано научилась читать. Девочка росла одаренной и талантливой, живо интересовалась театром, музыкой, живописью. Она училась играть на пианино, ходила в кружок рисования и пения, и постоянно просила бабушку сводить ее в театр.

Ирине было всего 13, когда началась война, и девочке довелось узнать, что такое смерть, голод и лишения. Школьную программу она освоила самостоятельно. Ей казалось кощунством идти учиться на актрису и на фоне всеобщего горя выходить на сцену. Поэтому после получения школьного аттестата Ирина становится студенткой исторического факультета МГУ, по специальности искусствоведение. Мечта о сцене пока спрятана глубоко в душе.

Путь в творчество

В студенческие годы Скобцева не только грызет гранит науки, но и посещает институтский театральный кружок. Сразу это было просто увлечение, а потом этот новый мир настолько увлек девушку, что она стала играть во всех его постановках. Ирина не пропустила ни одного конкурса самодеятельности, блистая на сцене своими талантами.

После получения диплома об окончании МГУ, Скобцева понимает, что ее настоящее призвание – сцена и прилагает все усилия, чтобы стать студенткой Школы-студии им.Немировича-Данченко при МХАТе.

В 1955-м Ирина успешно закончила обучение в студии и устроилась на работу в Театр-студию киноактера.

В 1971 году уже прославленную актрису Ирину Скобцеву пригласили на работу во ВГИК, чтобы учить студентов актерскому мастерству. В 1977-м она заняла должность доцента кафедры.

Фильмы

Ирина Скобцева впервые засветилась в кинематографе еще в студенческие годы. С легкой руки режиссера С.Юткевича, Скобцевой доверили сыграть Дездемону в картине «Отелло». Претенденток на эту роль было несколько сотен, но выбор режиссера пал именно на юную Ирину. После этой роли на девушку обрушилась не только всесоюзная, но и всемирная слава. Фильм отправили на Каннский кинофестиваль, на котором Ирину наградили званием «Мисс шарм Каннского фестиваля».

Этот ошеломительный успех дал и свои результаты – Скобцеву начали активно снимать все режиссеры. В общей сложности она сыграла почти в семи десятках фильмов. У нее много главных ролей — в картинах«Иван Франко», «Сережа», «Обыкновенный человек», «Зигзаг удачи», «Человек в штатском» и прочих. Не отказывалась актриса перевоплощаться и в героинь второго плана – в фильмах «Война и мир», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Они сражались за Родину», «Овод» и многих других.

Новое тысячелетие принесло новые роли, несмотря на то, что актриса было уже в преклонном возрасте. Скобцева снимается в фильмах и сериалах, самыми интересными среди которых стали «Обитаемый остров», «Белая гвардия», «Золото», «Янтарные крылья», «Семейный ужин».

Из последних картин немолодой актрисы хочется отметить «Тайну темной комнаты», снятую в жанре приключенческой мистики для детей. Ирина Скобцева сыграла в ней одного из главных персонажей.

Личная жизнь

Знакомство Ирины с будущим мужем состоялось во времена учебы в МГУ. Его звали Алексей Аджубеев, он учился на факультете журналистики, и имел диплом театрального вуза. Они поженились в 1945 году, жили счастливо четыре года. Но вдруг в 1949-м супруг решил развестись. Причиной послужил его роман с девушкой по имени Рада Хрущева, дочерью Никиты Хрущева.


Фото: Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук

Перемены в личной жизни Ирины наступили в 1955-м, когда на съемочной площадке картины «Отелло» ее познакомили с актером . Он был ее партнером по съемкам и у них сразу вспыхнул роман. Но на тот момент у Бондарчука была жена – актриса И. Макарова, и предложить руку и сердце Скобцевой Сергей не мог. Прошло четыре года, Бондарчук развелся и они смогли пожениться. Их брак длился 35 лет, пока не умер супруг – прославленный актер и режиссер Сергей Бондарчук.

Они не обращали внимания на все слухи и сплетни, которые так усиленно мусолились в прессе, им было хорошо вдвоем и они просто были счастливы. В 1962 году у них родилась дочка Елена, в 1967-м сын Федор. Сын продолжил дело знаменитых родителей, он тоже актер и успешный режиссер. В одном из интервью Скобцева рассказала о курьезах, которые бывали при жизни мужа. В доме часто раздавались звонки от продюсеров и режиссеров, которые звали к телефону Бондарчука, поэтому не зная, кого звать, Ирина всегда уточняла, какой из Бондарчуков им нужен – старший или младший.

Смерть любимого мужа и отца семья переживала с большим трудом. Но, как говорят, беда сама не ходит. В 2009 году из-за онкологии умерла дочь Елена. Скобцева отвечает на вопросы журналистов об этом несчастье, но делает это не очень охотно. Ее можно понять – нет ничего страшнее для матери, чем пережить собственного ребенка.

Ирина Скобцева счастливая бабушка трех внуков – , Варвары и Сергея Бондарчука, и трех правнучек – Юли, Маргариты и Веры.

Ирина Скобцева увлечена коллекционированием мемуаров о кинематографе, театрах и артистах.

Сегодняшний день актрисы

В 2016-м Ирина Скобцева травмировалась – упала у себя дома и сломала руку и бедро. Для того, чтобы восстановиться, ей пришлось перенести 2 операции, которые медики выполнили просто блестяще.

В начале 2017 года Скобцева стала инициатором проведения именного творческого вечера в родном театре. Среди гостей вечера были замечены и актриса Паулина Андреева. Приятной неожиданностью для Ирины стало присутствие на мероприятии внука – Константина Крюкова, и прославленных актеров , И.Золотовицкого. Все они выступили со сцены и сказали об Ирине много теплых слов.

В том же 2017-м Скобцева с сыном Федором стали основателями мемориального кабинета самого близкого им человека – Сергея Бондарчука. Он расположился в комплексе «Главкино». Все вещи, представленные в кабинете, принадлежали когда-то прославленному режиссеру – от стола и кресла до камеры, которой снимали его шедевр – «Войну и мир». Кроме этого на экспозиции можно ознакомиться с биографией режиссера, запечатленной в фото- и видеосъемках.

В августе 2017-го актриса Ирина Скобцева отметила свой почетный юбилей – девяностый день рождения.

Избранная фильмография

  • 1955 - Отелло
  • 1959 - Белые ночи
  • 1970 - Ватерлоо
  • 1974 - Выбор цели
  • 1980 - Овод
  • 1986 - Лицом к лицу
  • 2005 - Чёрный принц
  • 2007 - Артистка
  • 2012 - Синдром дракона

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева


Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра". Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме"».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья". - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши"».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей". А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».

Ирина Константиновна Скобцева — легендарная актриса кино и театра, первая роковая красавица советского кино. В 1974 году получила звание Народной артистки РСФСР.

Детские годы

Ирина Скобцева появилась на свет в городе Туле 22 августа 1927 г. Ее родители - работники научной сферы. Местом работы отца на протяжении всей жизни оставалась метеорологическая станция. Если говорить о матери, то она была архивным работником, а потому зачастую возвращалась домой, когда была уже глубокая ночь.

С рождением Ирины положение семьи резко изменилось в худшую сторону: родители очень часто оставались дома, от финансового благополучия вскоре не осталось и следа. Тем не менее, семья не падала духом. При любой возможности девочку отправляли на попечение к бабушке и тете, в то время как родители интенсивно работали, чтобы вернуть себе прежнее финансовое состояние.

Именно бабушка и тётя посодействовали тому, что маленькая Ира освоила чтение и письмо задолго до того, как достигла школьного возраста. Еще в ранние годы девочка проявляла такие качества как одаренность и талантливость. Ее интересовали театр, музыка, живопись, она прикладывала усилия, чтобы освоить игру на пианино, была участницей кружков по рисованию и пению, а также упрашивала бабушку, чтобы та почаще водила ее на спектакли в театр. Бабушка всегда соглашалась, так как считала важным уделять внимание творческому развитию своей внучки.

В тот момент, когда Ира пошла в школу, ее тетя попала в автомобильную аварию, в которой погибла она и еще несколько пешеходов. После того, как девочку оповестили об этом, она замкнулась в себе и перестала посещать занятия в школе. По этой причине она на протяжении двух лет ходила в один и тот же класс.

Достаточно медленно Ира начала приходить в себя. Чтобы девочка полностью смогла вернуться к обычной жизни, учителя записали её в школьный театральный клуб, где стали сбываться ее заветные желания.

Юность и начало театральной карьеры

Поскольку Ирина Скобцева окончила среднюю школу с отличием, ей предложили продолжить получение образования в МГУ имени Ломоносова на историческом факультете по искусствоведческому направлению. Она воспользовалась этим заманчивым предложением, несмотря на то, что ее мечтой было поступить в Театральный институт.

Она приняла решение пойти по стопам родителей и стать работником в сфере науки. Впоследствии Ирина говорит о том, что благодаря этому направлению в ней еще сильнее начал развиваться творческий потенциал. В институте Скобцева активно принимала участие в самодеятельности - была участницей студенческого театра.

По прошествии двух лет Ирина Скобцева ушла из МГУ и начала обучаться в школе-студии МХАТ на курсе Карева. Там она стала появляться на сцене как второстепенный персонаж. На протяжении учебы в школе-студии Ирина успела поучаствовать в большом количестве постановок и обзавестись знакомствами со знаменитыми и авторитетными персонами мира телевидения, театра и кино.

Карьера в кино

В первый раз Ирине Скобцевой удалось попасть на большой экран, когда она осваивала последний курс школы МХАТа. Сотни кандидаток приходили на кастинг, но режиссеру Сергею Юткевичу понравился образ Ирины, и он выбрал ее. Она сыграла женскую роль Дездемоны в трагедии Шекспира «Отелло».

После этой роли к ней пришла всесоюзная и всемирная популярность. Позже артистке заслуженно присвоили звание «Мисс шарм Каннского фестиваля».

Прочувствовав вкус небывалого успеха, Ирина Константиновна украсила своим участием более 70 фильмов. Чаще всего ей давали характерные роли в известнейших кинокартинах.

Ей достались главные роли в картине-биографии «Иван Франко», комедиях «Зигзаг удачи», «Обыкновенный человек», детективе «Пятьдесят на пятьдесят», военной драме «Человек в штатском», мелодрамах «Призраки зелёной комнаты» и «Сережа», научной фантастике «Суд сумасшедших», драме «Единожды солгав…».

Также стоит сказать про ее роли на втором плане. Она сыграла в популярных фильмах: эпопее «Война и мир», романтической драме «Белые ночи», лирическом комедийном фильме «Я шагаю по Москве».

Своей актерской игрой она завоевывала сердца зрителей в драмах «Они сражались за Родину» и «Овод», музыкальной сказке «Мэри Поппинс, до свидания!», совместной российско-итало-британской экранизации «Тихий Дон», социальной комедии «Тридцать три».

Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

Пожилая артистка не оставила актерскую деятельность и в нынешнем тысячелетии: она снималась в фильмах и сериалах, из которых стоит выделить приключенческую драму «Золото», антиутопию «Обитаемый остров», психологическую и историческую драмы - «Янтарные крылья», «Белая гвардия», а также мелодраму «Семейный ужин».

Стоит упомянуть и о последней кинокартине, в съемках которой актриса принимала участие в возрасте 88 лет. Речь идет о детской приключенческой мистике под названием «Тайна тёмной комнаты». Ирина Скобцева сыграла в этом фильме главную взрослую роль.

Существуют легкоузнаваемые актеры, их распознаешь с первой минуты появления на экране. Скобцева относится к совершенно другой категории. Она всегда выглядит и преподносит себя по-разному, внося новые черты и штрихи в образ, у нее нет особых постоянных примет.

Зачастую режиссеры говорят о том, что Ирина обладает невероятным талантом, который помогает ей одинаково хорошо сыграть как главную, так и второстепенную роль.

Все экранные работы Ирины Скобцевой имеют одну отличительную черту: внешний облик героини у нее всегда получается ярким и емким, не остается без внимания пластический рисунок образа. Здесь как раз и находит свое проявление ее искусствоведческая подготовка и оригинальность таланта.

Но, возможно, важная роль досталась и тому обстоятельству, что начало творческой карьеры актрисы проходило под кураторством С. Юткевича, который был народным артистом СССР и режиссером, наделяющим живописное решение фильма исключительным значением.

О личной жизни

Когда Ирина Константиновна училась в МГУ, ее очаровал Алексей Аджубеев, обучавшийся на факультете журналистики. На тот момент он уже обладал театральным образованием. Они поженились в 1945 году, их брак продлился четыре года. По инициативе Аджубеева в 1949 году пара развелась, поскольку он повстречал Раду Хрущёву.

В тот момент, когда снималась трагедия «Отелло», у Скобцевой завязался роман с Сергеем Бондарчуком. Он тоже играл в этом фильме. Все усложняло то обстоятельство, что у Бондарчука была жена - актриса Инна Макарова. Спустя четыре года влюбленные официально зарегистрировали свои отношения и прожили в браке 35 лет, вплоть до того, как знаменитый актер и режиссер умер.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра“. Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме“».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья“. - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши“».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей“. А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора

ИРИНА Византийская императрица Исаврийской династии, правившая в 797- 802 гг. Жена с 17 дек 769 г. Льва IV Хазара. Род ок. 752 г. Умер 9 авг. 803 г.Местом рождения Ирины были Афины. За необыкновенную красоту император Константин V выбрал ее в жены своему сыну Льву. После смерти свекра и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 100 великих режиссёров автора Мусский Игорь Анатольевич

СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ БОНДАРЧУК (1920–1994) Русский советский режиссёр и актёр. Фильмы: «Судьба человека» (1959), «Война и мир» (1966–1967), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986) и др. Сергей Фёдорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Сергей Бондарчук - Андрей Тарковский Творчество Сергея Бондарчука и Андрея Тарковского - две вершины в истории советского кинематографа. Разные до противоположности в своей авторской индивидуальности и в своем видении мира, они в чем-то между тем были очень схожи

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК Сергей Федорович Бондарчук родился в сентябре 1920 г. в селе Белозерка Херсонской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Таганрог, где отец Бондарчука работал на кожевенном заводе. (Позже он активно участвовал в коллективизации, был

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Эйрена, Ирена, Ирина (греч.) - «мир» - богиня, олицетворение мира. Первоначально Э. наряду с Эвномией и Дике считали одной из трех гор, родившихся от союза Зевса и Фемиды и ведавших сменой времен года. Э. изображали в виде молодой женщины с рогом изобилия, с оливковой74 ветвью

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

ИРИНА ДЕНЕЖКИНА Денежкина Ирина Викторовна родилась 31 октября 1981 года в Свердловске в семье юрисконсульта Средне-Уральского книжного издательства. Окончила факультет журналистики Уральского университета (2003).Дебютировала в Интернете, под псевдонимом «Сестра Нигера»

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ИРИНА РОДНЯНСКАЯ Роднянская Ирина Бенционовна родилась 21 февраля 1935 года в Харькове в семье врача и преподавательницы музыки. Окончила Московский библиотечный институт (1956). Работала в городской библиотеке Новокузнецка (1956–1958), в ИНИОНе (1971–1976). С 1987 года в журнале

Из книги автора

Ирина Роднина (Родилась в 1949 г.)Советская фигуристка. Чемпионка XIзимних Олимпийских игр в Саппоро (Япония), 1972 год. Чемпионка XIIзимних Олимпийских игр в Инсбруке (Австрия), 1976 год. Чемпионка XIIIзимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде (США), 1980 годДаже трудно поверить, что Ирине

Из книги автора

ГРЕКОВА ИРИНА Ирина Грекова (р. 1907) (настоящее имя и фамилия Елена Сергеевна Венцель). Русский писатель, доктор технических наук. Автор сборника повестей и рассказов «Под фонарем», отдельных повестей «На испытаниях», «Маленький Гарусов», «Хозяйка гостиницы», «Кафедра»,


На сцене он ее задушил, а в жизни поставил условие никогда не расставаться. Им вдвоем пришлось пройти через испытания, сплетни, агрессию и даже внушения со стороны партийного руководства страны. Семья Сергея Бондарчука строилась непросто. Но в ней была любовь.

Первые встречи


Впервые они повстречались на троллейбусной остановке. В тесной толчее общественного транспорта Ирина Скобцева оказалась в окружении нависших над ней больших рук Сергея Бондарчука, только слышала над ухом его тяжелое дыхание. Она едва дождалась остановки и рванула к дому что есть силы.


Во второй раз она увидела его в 1953 году на выставке, где среди прочих картин висел и ее портрет. Художник Василий Ефанов передал ей пригласительный билет, а войдя в зал, Ирина увидела Сергея Бондарчука, который стоял и пристально вглядывался в ее глаза. Он любовался то ли самим портретом, то ли мастерством художника, который писал этот портрет. Ирина, смущенная, покинула выставку. Ей было очень неловко привлекать к себе внимание.

А потом ее, выпускницу школы-студии МХАТ утвердили на роль Дездемоны в фильме «Отелло». Ее партнером стал Сергей Бондарчук. Именно на съемках они поняли, что между ними что-то происходит. Но у него была семья, где подрастала дочь.

Венчание или игра?


Сергей Бондарчук (Отелло) и Ирина Скобцева (Дездемона) в фильме "Отелло". / Фото: www.mtdata.ru

Когда съемки фильма были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу. И вот они стоят в католическом соборе, звучит орган, выходит ксендз, начинается обряд. И кажется, что все по-настоящему. После того, как сцена была снята, Бондарчук категорично заявил своей Дездемоне, что теперь-то она точно от него не отвертится. Она и не собиралась.

Нынешний ксендз Домского собора в Риге, где снималось венчание Дездемоны и Отелло, говорит о том, что во время съемок фильма, когда об этом просят, они проводят не полный обряд. Но для Бога обряд проходит. И так случается, что брак, заключенный в кино, заключается на небесах.
Кажется, с ними произошло именно это. Их брак был заключен на небесах, и судьба их - одна на двоих - предопределена.

Разлучница


Он вернулся после съемок загадочный, глаза его сверкали, а всем коллегам он показывал свои бесчисленные рисунки, на которых была изображена красивая девушка с длинными волосами. Но он не отвечал на вопросы о ней, просто говорил: «Нет, не могу».

Им хотелось быть вместе, они чувствовали тягу друг к другу. А в жизни, в жизни шла невероятная борьба за то, чтобы он не думал уходить от своей жены, Инны Макаровой. Его вызывали к самому высокому руководству, на него давили, угрожали.


Ирину Скобцеву и Сергея Бондарчука не выпускали вместе на заграничные премьеры «Отелло». Его стыдили. Когда в очередной раз Ирине сказали, что она остается дома, Сергей Федорович прямо из аэропорта приехал к ней. Руководителю поездки заявил, что без Иры Скобцевой он никуда не едет.


За ней закрепилась слава разлучницы, безжалостной и бессердечной. Она просто любила. Удивительно, но Ирина Скобцева старалась никак не комментировать возникающие вокруг нее разговоры. Она была счастлива тем, что любимый теперь рядом с ней.

Всегда рядом


Им удалось узаконить свои отношения только через четыре года. Сергей Федорович поставил ей всего два условия: никогда не расставаться и давать ему иногда два-три дня для абсолютного молчания. Но разве это условие? Это действительно радость, быть рядом с тем, кого любишь, делать все, чтобы ему было комфортно.


Поначалу они жили в родительском доме Ирины. Бабушка Иры прочитывала с утра газеты, а потом входила к ним в комнату с достоинством королевы, передавала газеты Бондарчуку со словами: «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что Вам стоит прочесть!» Это было трогательно, служило символом полного принятия его в семью. А мама Ирины Константиновны с готовностью перепечатывала рукописи зятя, когда в этом была необходимость.

Потом им дали квартиру, куда они переехали все вместе, с родителями Ирины, сдав их двушку государству.

Режиссер и его актриса


Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой в фильме "Война и мир", 1967 год. / Фото: www.fakty.ua

Во время съемок «Войны и мира» у них родились дочь Алена и сын Федор. Они так и называли их в шутку, «дети «Войны и мира». Аленушка появилась на свет на нулевой серии, то есть во время утверждения ролей, а Федор осчастливил родителей уже на шестой серии.


С того момента, как две человеческие судьбы слились в одну, Ирина Скобцева-Бондарчук стала для своего гениального супруга любимой женой, другом, соратником, помощником, его глазами, голосом, руками. Он снимал кино, а она занималась всем остальным.


Она неустанно помогала ему в поимках наиболее удачных сцен, когда он начал сам снимать фильмы. А когда он приглашал ее для совместной работы, она играла не просто в полную силу, а даже сверх своих возможностей. Она точно знала: стоит ей где-то не доиграть, допустить хоть одну ошибку, и сразу скажут, что Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а свою жену, которая явно не дотягивает до своих ролей.


Когда они стали вместе преподавать во ВГИКе, она всегда смягчала его недовольство своими студентами, мягко напоминая ему, что они еще совсем дети, что со временем у них все получится. А между занятиями, этюдами, репетициями Ирина Константиновна подкармливала учеников пирогами, давала девочкам уроки этикета и учила хорошим манерам. Не зря ведь на Каннском кинофестивале ей присвоили титул «Мисс Шарм».

«Я служу ему до сих пор…»


После пятого Съезда кинематографистов Сергея Бондарчука вывели из правления, да еще и старательно попытались очернить его имя. Какое-то время он оставался невостребованным, находя отдушину в живописи, рисуя все, что попадается на глаза. Потом последовала история с исчезновением уже практически готовой новой версии «Тихого Дона», снятого совместно с итальянцами. Все это очень подкосило здоровье режиссера. А когда поставили диагноз, было уже слишком поздно. Рак легких разъел его изнутри.


Он скончался 20 октября 1994 года, успев за два часа до смерти исповедоваться и причаститься. Он ушел, а она осталась, чтобы и дальше служить своему гениальному супругу. Ирина Скобцева до сих пор верно хранит память о своем муже, заботясь только о том, чтобы его имя не было забыто, чтобы тот вклад, который он внес в развитие кинематографа, был оценен по достоинству.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева прожили вместе 35 лет, стараясь как можно меньше времени проводить в разлуке. Точно так же не могли обходиться друг без друга.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то