Рассказ описание на тему зима. Красивые описания природы. Описание весны - Май

На три долгих месяца природа укутывается в снежное покрывало, погружаясь в сладкий сон. Одни дни зимы характеризуются тишиной и морозом, а в другие дни вьюжит и завывает ветер. Основная характеристика зимнего сезона - устойчивая низкая атмосферная температура и снег в большинстве стран мира.

Описание природы

Зима наступает из-за наклона оси вращения планеты по отношению к плоскости эклиптики.

Зима всегда идет с северо-востока. Календарная зима наступает в Северном полушарии 1 декабря и заканчивается последним днем февраля. В Южном полушарии, наоборот, самыми холодными месяцами считаются июнь, июль и август. По астрономическому календарю она наступает в декабрьское солнцестояние, то есть с 22 на 23, а заканчивается в марте, тоже в день солнцестояния с 21 на 22. А по наблюдениям за сезонными изменениями, то есть фенологическими, она начинается с 27 ноября и длится до 17 марта. Метеорологи выделяют два периода, которые обязательно проходит каждая зима: холодный и мягкий.

Подсезоны и народный календарь

Понятие и описание природы зимой включает в себя три подсезона:

По народному календарю зима начинается с первых заморозков. Об окончании сезона свидетельствует капель.

Декабрь

В художественном описании природы зимы декабрь нередко называют «студенцом». Уже скованы льдом озера и речки, появилось белое покрывало снега, но еще встречаются оттепели. В большинстве регионов снег появляется уже в ноябре, но по-настоящему он ложится толстым слоем только в декабре. Прирост снега может достигать 30 см. Все длиннее становятся ночи, а дни - короче. А столбик на термометре неуклонно стремится преодолеть нулевую отметку.

Первое декабря по православному календарю - это день святых мучеников Платона и Романа. Их еще называют «зимоуказателями», то есть по погоде в этот день можно судить о том, какая будет середина и конец зимы. Считается, если вороны будут ходить по дороге 1 декабря, то предстоит оттепель. Если в доме появится хотя бы 1 комар, то скоро потеплеет. А если будет ветрено, то вся зима будет вьюжной. Луна в светящемся ореоле предзнаменует сильные морозы.

Пятого декабря, когда на Руси отмечают Прокопьев день, уже устанавливается санный путь. Проще говоря, с этого числа уже можно смело становится на сани. В этот день всегда проводились ярмарки, на которых самым ходовым товаром было именно это средство передвижения.

С 9 декабря считалось, что Юрий Холодный "стужу вдыхает". В русском описании природы зимой об этом дне говорили так: «Медведя уже невозможно разбудить, а волки все ближе подходят к человеческому жилью и ужасающее воют на Луну…»

По народному календарю с 12-х чисел начинается период метелей и вьюг, который продлится до самого Николина дня.

С третьей недели декабря уже начинается настоящая морозная зима, которая продлится до середины третьего месяца зимы. К его окончанию уже начинаются увеличиваться дни, но пока это не слишком заметно, ведь именно 22 декабря наступает день солнцестояния.

В день памяти пророка Аггея, 29 декабря, устанавливаются солнечные дни, но если мороз крепчает, то продержится он до крещенских.

Январь

Какое описание природы зимой может быть без Нового года, наступающего в январе, который в художественной литературе иногда называют «просинцем». В это время наступают солнечные дни и трескучий мороз щиплет щеки и нос.

Январь - самый зимний месяц, когда наступает настоящая русская зима. Небо чистое, а снег слепит глаза. Как правило, чем ярче солнце, тем сильнее мороз. Обычно, температура держится на уровне -10-15 градусов, без резких скачков. Несмотря на это, природа потихоньку пробуждается. Например, если принести с мороза веточку тополя, то через пару дней на ней появятся листочки.

Именно в январе отмечается множество праздничных дней. Так, с 7 по 19 число празднуются святки. А перед Рождеством начинается Сочельник. Естественно, что самый чистый и светлый праздничный день - это Рождество. В церквях и монастырях накануне начинаются пения во славу рождения Христа и длятся они всю ночь. Такая традиция называется всенощным бдением.

А с 13 на 14 января начинаются святочные гадания. Эта ночь всегда была популярна и не только среди девушек. Гадали на урожай, пытались понять, насколько долго продлится зима, когда начнется оттепель.

В этот период нет никаких особых изменений, все как бы засыпает, поэтому описание природы зимой не может быть развернутым. Однако народ веселится, продолжаются гулянья. С 19 января начинаются крещенские морозы. Чем ярче светит солнце в эти дни, тем крепче они бывают. В этот месяц уже можно спрогнозировать летнюю погоду. Если 21 января будет дуть ветер с юга, то он обещает ненастное лето. А если 23-го числа появится иней на стогах сена, то лето обещает быть дождливым и прохладным.

Если в Татьянин день (25 января) будет ясная и солнечная погода, то весна должна прийти рано, а если же появится снег, то летом будет много дождей.

Февраль

Впереди еще один месяц зимы - февраль, который не будет радовать солнечными днями. На его период приходится больше всего метелей и морозов. Тем не менее месяц еще называют «бокогрей», ведь на Сретение встречается зима с весной. Именно на первую декаду месяца приходятся леденящие ветра и метели. Если выдается ясный день, то он обязательно морозный и солнечный. Но по-настоящему солнце начнет согревать только с середины месяца. Появляются первые оттепели. По описанию природы зимой в лесу также можно судить о приближении весны. Появляются уже первые тальники, верба выпускает первые пушистые и мягкие почки. Снег становится твердым, сверху на нем появляется обледенелая корочка.

По первому числу месяца судят о том, когда начнется весна. Если погода ясная, то она будет ранней. Но если второго февраля будет вьюга, то не стоит ждать раннего потепления. Четвертое февраля называют еще Тимофеевым днем. На 14 февраля люди обязательно смотрели на небо ночью. Если на нем появлялись звездные россыпи, то не стоило ожидать скорого прихода весны.

К середине месяца появляется множество сосулек, солнце светит все ярче, но зима еще не отступает. Пятнадцатого числа празнуется сретение, то есть встреча двух сезонов. Если в этот в этот день выдалась теплая погода, то весна уже практически «стучится» в дверь, если стужа - то зима продлится еще некоторое время.

Семнадцатое февраля, как правило, характеризуется сильным похолоданием. Если на Власьев день (24-го числа) стоят морозы, то это значит, что зима не хочет отступать. В конце месяца отмечается Масленица. На протяжении всей недели пекут блины, сжигают соломенные чучела.

Русская живопись о зиме

Чаще всего зимние пейзажи встречаются именно у отечественных художников, так как этот сезон считается исконно русским. Некоторые живописцы считают зиму скучным и даже угнетающим временем года. В качестве примера можно привести картину И. И. Левитана «Зима в лесу». А другие художники, наоборот, представляют этот холодный сезон как период ожидания весны. К примеру, картины К. Ф. Юона «Волшебница-зима» или В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Так, у Юона запечатлена необыкновенная радость детей от игры на снегу.

Русская поэзия о зиме

Много описаний пейзажа природы зимой встречается у Пушкина. Очень похожие стихи можно найти и у других поэтов, например у Тютчева. Но каждый их писателей совершенно по-разному представляет красивое описание природы зимой. Некоторые авторы пишут, что именно в зимнем лесу можно встретить сказочных персонажей. Так, Некрасов писал о "морозе-воеводе". Естественно, его самое известное четверостишье было с «бытовой» подоплекой.

Заключение

Одни стихи русских поэтов о зиме всегда немного романтичные и веселые, а другие - немного грустные и даже грозные. А Есенин называл этот сезон величественным и спящим. Много поговорок у русского народа именно об этом времени года: “Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий”. Или: “Зимой тулуп всякому люб”.

Вариант 4

У каждого человека есть любимое время года, которое прекрасно по-своему. Для меня чудесные дни наступают зимой. И наверняка многие меня поддержат и это правильно. Как же не радоваться белому пушистому снегу, покрывающему грязный и серый асфальт, украшая все вокруг чудесной белизной. Да и воздух становится чище. Во дворах появляются огромные снежные сугробы.

День становится короче, а зимнее солнышко не торопится выходить из-за туч. Оно выходит лишь только на некоторое время и совсем не греет. Но как красиво искрится хрустящий снег! Неизгладимые впечатления оставляет первый снегопад. Дети с восторгом наблюдают, как падают снежинки и радуются долгожданному снегу. Ведь именно зимой можно кататься на горках, прогуляться по зимнему лесу на лыжах. А любители конькобежного спорта и отчаянные хоккеисты теперь смогут проводить свое свободное время на катке.

Особо прекрасны деревья, покрытые тяжелым снежным покровом. Когда идешь по парку, можно увидеть, как птички садятся на ветки, радостно извещая о матушке-зиме. Особенно огромное наслаждение чувствуешь в момент, когда за окном трещит сильный мороз или метет вьюга, заметая все вокруг. А ты сидишь в это время дома у камина, укутавшись в теплый плед, и пьешь ароматный чай, читая при этом интересную книгу или слушая любимую музыку. А рядом лежит пушистый кот, мурлыча что-то непонятное. Нет ничего приятнее этих моментов!

Особенно красиво зимой в деревне! Повсюду лежат огромные сугробы, а на окнах от крепкого мороза на окнах появляются причудливые узоры, изображавшие причудливые фигурки зверей и цветов. Они напоминают нам волшебную сказку.

Но самое главное, что именно зимой каждый из нас ждет наступления Нового года, который приносит радость и веселье в дом. Улицы и дома становятся праздничными, как бы извещая всех о сказочных торжествах. Ведь именно в новогоднюю ночь как взрослые, так и дети загадывают самое сокровенное свое желание, и надеются, что оно исполнится. Для школьников наступают продолжительные каникулы, на которых они могут отдохнуть в полную силу. Самым же приятным моментом для всех, особенно для детишек становится новогодняя елка, где каждый ребенок с нетерпением ждет появления Деда Мороза и Снегурочки, и конечно же подарка. И какие бы сюрпризы не преподносила нам зима, все равно она будет для нас самым запоминающимся временем года.

Сочинение 5

Зима – это удивительная пора, которая радует многих своей белизной. Все земля укутывается белой простыней. Деревья засыпают в ожидание весны. Многие писатели и художники описывали зимнюю красоту в своих произведениях. Очень восхищался зимней красотой сам Пушкин. Он посвятил этому времени множество стихотворений. Одно из них «Зимние утро».

Для половины людей зима это время восхищения и радости, а для другой половины зима это время грусти и раскаяния. Для городских жителей зима это прежде всего время труда и работы, а для сельского жителя наоборот время отдыха. Так как весь урожай убран и остается только ждать весны для начало новых посевов.

С давних пор народ любит играть в веселую игру снежки. Это активная зимняя игра, в которой нужно кидать друг в друга снегом. Она приносит не только азарт, но и способствует физическому развитию человека. Снежки существуют долго и просуществуют еще столько же. Это игра нашего детства сплотила нас и дала начало дружбе.

Еще одним зимним развлечением являются санки. Все мы в детстве любили скатываться на санках с большой крутой горки. Это игра вырабатывает смелость. Также многие при слове зима представляют себе снеговиков. После того как выпадет первый снег мы все собирались во дворе, чтобы слепить снеговиков. И обязательно лепили все вместе одного огромного снеговика, который стоял по среди двора. Этот снеговик стоял всю зиму и напоминал о хорошем и веселом дне, который провели вместе.

Также стоить отметить, что зима не приходит одна, а с ней приходят холода. Зимой в России без теплой одежды и обуви не куда. Русская зима это идеальные условия для зимних видов спорта. Можно тепло одеться и пойти кататься на лыжах или коньках. В мороз можно весело провести время. Мороз не в пользу только птицам. Птицам очень трудно найти теплое укромное место, чтобы переждать морозы. Также им трудно найти пищу и вытащить ее из сугробов. Еще труднее найти воду, так как она замерзла. Единственный шанс попить птицам воды зимой это на речках найти проруби оставленные рыбаками. Но не все птицы страдают от зимы. Многие птицы улетают на юг в теплые края.

Еще зимой новый год, который ждут все дети и не перестают верить в новогоднее чудо. Зима приносит нам и радость и грусть. Нужно вести активный образ жизни и не болеть, так как витаминов зимой и так мало.

Попов Н. В.Радости учителя. Фенологические наблюдения // Донской временник. Год 2011-й. С. 60-65. URL: http://www..aspx?art_id=715

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ .

Литературные наброски

Описание природы по временам года

Описание весны - март

Шёл март 1969 года. Когда наступили по-весеннему погожие дни, я нетерпеливо зашагал по ещё вязкой дороге в загородную рощу.

Роща встретила меня мелодичным журчанием ручья, стремительно мчавшегося к затерявшемуся в гущине кустарников и деревьев оврагу. Мутный поток, врезавшись в загрязнённые завалы снега, обнажил его нижние чистые пласты, и в этой белоснежной оторочке стал выглядеть удивительно нарядным.

В глубине рощи открытая поляна полна радостной весенней сутолоки. Куда не глянь - всюду на талом снегу в лучах яркого солнца ритмично поблёскивают серебристые ручейки. Их такое множество, что кажется, будто сама земная твердь двинулась навстречу. Празднично отсвечивает зеркальная гладь щедро разбросанных по поляне лужиц. Кое-где над талым снегом победоносно возвышаются крохотные островки оттаявшей чёрной земли.

А вокруг тёмной стеной стоит молчаливый лес. И в этом мрачном обрамлении весёлая поляна засверкала ещё ярче.

Ещё больше описаний марта смотри по тегу #Март

Описание весны - Апрель

В первой половине апреля одним из первых среди деревьев зацветает кизил. Весь усыпанный букетиками золотисто-жёлтых цветков, он, как ночной костёр, горит на фоне тёмного, ещё оголённого сада. Если в эту пору весны из окна бегущего поезда вы увидите ярко-жёлтое деревце в промелькнувшем саду, знайте - это цветёт кизил. Гораздо скромнее наряд цветущих чуть позже бересты и вяза. Их тонкие ветки с пучочками красноватых пыльников мало обращают на себя внимание прохожих. И только сотни кружащихся вокруг веток пчёл сигнализируют о разгаре цветения. Вскоре зацветает ясенелистный клен. Разбросав далеко в стороны ветви и веточки, он густо развесил на них зелёную бахрому из длинных предлинных тычинок с коричневыми пыльниками. Неказист и этот наряд, но пчёлы так и льнут к нему. И далеко не каждая красавица садов привлекает к себе столько крылатых поклонников, сколько старый клён. Идешь мимо гудящего дерева и радуешься - весна!

Ещё больше описаний апреля смотри по тегу #Апрель

Описание весны - Май

Пришёл май. И спокойные акварельные краски апреля сменились сочными, кричащими мазками разгара весны, Это самое горячее время года для фенолога, в особенности в жаркие, сухие вёсны, когда деревья, кустарники, травы как бы сбиваются с векового ритма весеннего карнавала и начинают беспорядочно и торопливо облекаться в дорогие праздничные одежды.

Ещё неистово пылает на бульварах золотистая смородина, ещё стоит неумолчный гул пчёл над ликующими вишнями и только-только начинает раскрывать бутоны ароматная черёмуха, как ухе высоко в небо взметнулось белое пламя на нетерпеливых грушах. Огонь тотчас же перекинулся на соседние яблони и они мгновенно вспыхнули бледно-розовым заревом.

Налетевший суховей ещё сильнее раздул пожар весны и на землю словно хлынул цветочный ливень. Конский каштан, грубо оттолкнув в сторону красавицу сирень, заносчиво выступил вперед с ярко пылающими среди тёмной листвы праздничными факелами. Ошеломлённая неслыханной дерзостью, сирень сумела только через два дня восстановить свой пошатнувшийся престиж, выбросив на зависть соседей тысячи роскошных белых, кремовых, лиловых, фиолетовых букетов.

Ещё больше описаний мая смотри по тегу #Май

Описание лета - Июнь

В начале июня наступает так называемоe «раннее лето» - самая напряжённая, но и самая радостная, похожая на шумный праздник пора года, когда забота о подрастающем потомстве властно овладевает всей живой природой.

С утра до вечера не умолкает в степи, рощах и садах птичий хор. В нём участвуют тысячи разноголосых певцов, на все лады свистящих, щебечущих, чирикающих, каркающих, визжащих и пищащих. Воздух звенит от громких и тихих, радостных и тоскливых, мелодичных и резких звуков. Птицы поют стоя, сидя и на лету, во время отдыха и в самую горячую пору своего рабочего дня. Птичий мир охвачен таким радостным возбуждением, что песни сами вырываются на волю.

Вон ласточка с раннего утра до позднего вечера неутомимо рассекает воздух в погоне за мошками для ненасытных детишек. Уж тут, казалось бы, не до песенок. И всё же ласточка, штурмуя небо, щебечет что-то весёлое и беззаботное.

Вспомните, как на лету визжат от восторга чёрные стрижи. Да что говорить! Достаточно послушать в это время на стенном раздолье звонкие, полные счастья трели жаворонков, чтобы почувствовать восторженный трепет степи, oxвативший её от края до края.

Птичьему хору аккомпанируют, как умеют, полевые сверчки, кузнечики, шмели, пчёлы, комары и комарики, мухи и мушки и прочая стрекочущая и жужжащая бесчисленная рать насекомых.

А по ночам от зари до зари в рощах гремят страстные серенады соловьёв и, как безобразное эхо, им откликаются сотни лягушек на реке. Расположившись рядками вдоль кромки воды, они ревниво стараются перекричать друг друга.

Но этот пир природы не был бы пиром, если бы в нём не приняли самое горячее участие растения. Они приложили все усилия к тому, чтобы, как можно наряднее украсить землю. Тысячами разбежались по полям, и лугам и превратились в изумрудные ковры с причудливыми узорами из ярких венчиков всех красок палитры.

Воздух напоён ароматом стенных трав. Высоко в синем небе плывут белоснежные корабли-облака. Степь пирует.

Ещё больше описаний июня смотри по тегу #Июнь

Описание лета - Июль, Август

Быстро проходит ликующее раннее лето, и к концу июня степь начинает выгорать. Наступают самые страшные для трав месяцы - июль, август. Знойное солнце без огня и дыма почти сплошь испепелило степную растительность. От степи повеяло безжизненной полупустыней. Не видно ни одного ободряющего зелёного пятнышка.

Но у выжженной степи ещё сохранились кое-где утолки, полные необыкновенной красочности. Вон на обрыве, ступенчато спускающемся к речной долине, белеют какие-то загадочные пятна. Но трудно догадаться, что это такое. Ближе, ближе, и перед вами открывается чудесная бледно-розовая поляна, сплошь заросшая невысокими кустиками юринеи (наголоватка). Широко раскинувшись на уступе склона, она плавно ниспадает к долине. Неумолчный пчелиный гул стоит над тысячами бледно-розовых кустиков.

Поляна невелика, но так разительно и красиво выступает она на фоне потускневшего разнотравья, что поглощает всё ваше внимание и оттого кажется огромной и особенно прекрасной. Впечатление такое, будто стоишь посредине роскошной горной полянки.

Ещё больше описаний лета смотри по тегу #Лето

Описание осени - Октябрь

Пришёл октябрь, а с ним и золотая осень, та осень, что просится на полотно художника, левитановская - ласковая, задумчиво грустная, непередаваемо прекрасная.

Осень не любит кричащих красок бурной весны, ослепляющего дерзкого солнца, яростно рокочущей грозы. Осень вся в неуловимых тонах - мягких, нежных, чарующих. Она с тихой печалью прислушивается к шороху опадающих листьев, тишине уходящего на покой леса, прощальные крики журавлей в высоком небе.

Много красочности придают осенним пейзажам кустарники. Различные по внешнему виду, осенней окраске и по яркости, они пестрою толпой заполняют подлески и лесные опушки. Нежный румянец смородины и алые плети дикого винограда, оранжево красный боярышник и багряная свидина, пламенеющая скумпия и кроваво-красный барбарис, искусно вплетаясь в композиции картин осени, обогащают их неповторимой игрою красок на своих листьях.

На лесной опушке стоит стройный ясень в прекрасном плаще из бесчисленного множества неуловимых золотисто-зеленоватых полутонов, излучающих потоки спокойного света. Позолоченные ажурные листья то резко чеканятся на тёмной коре ствола и ветвей, то, повиснув в неподвижной воздухе, кажутся полупрозрачными, какими-то огненно-сказочными.

Высокая свидина, вся охваченная осенним пожаром, придвинувшись вплотную к ясеню, создала ни с чем не сравнимую игру красок - золота и багрянца. По другую сторону лесного красавца невысокий кизильник искусно украсил свои листья розовыми, красными и оранжевыми тонами и полутонами и разбросал их причудливыми узорами на тонких ветках.

Эта лесная картинка в натуре так хороша, что, любуясь ею, в душе испытываешь ощущение чудесной музыки. Только в эти незабываемые дни года можно наблюдать в природе такое необычайное богатство и гармонию красок, такую богатую тональность, такую тонкую красоту, пронизывающую всю природу, что не побывать в эту пору в лесу или роще - значит потерять нечто весьма ценное и родное.

Ещё больше описаний осени смотри по тегу #Осень

Красивое, сказочное описание природы зимой

Ни одна пора года не может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной нарядной зимой: ни яркая, жизнерадостная, ликующая весна, ни лето, неторопливое и пыльное, ни чарующая осень в прощальных уборах.

Выпал снег, и за окном неожиданно возник такой сказочно-чудесный мир, столько пленительной красоты, поэзии открылось в приглядевшихся уличных бульварах, скверах и парках, что невозможно было усидеть в комнате. Непреодолимо потянуло воочию воспринять и необъятный молочно-белый купол неба, и мириады сыплющихся с выси игривых снежинок, и вновь ожившие деревья и кустарники, и всю преображённую природу.

У зимы нет другой кисти, кроме белой. Но присмотритесь, с каким неподражаемым искусством она владеет этой кистью. Зима не просто заметает осеннюю слякоть или безобразные следы прорвавшейся оттепели. Нет, она, мастерски используя игру светотеней, всюду создает живописные уголки зимнего пейзажа, всему придаёт необычный, художественный облик.

В зимнем, нарядном одеянии не узнать ни дряхлого корявого абрикоса, ни покосившейся обветшалой изгороди, ни безобразной кучи мусора. На месте безликого куста сирени возникло вдруг такое чудесное творение искусницы-зимы, что в восхищении перед ним невольно замедляешь шаги. И право же, не сразу скажешь, когда сирень прелестнее - в мае или сейчас, зимою. Ещё вчера тоскливо мокнувшие под дождем бульвары сегодня по прихоти зимы стали праздничным украшением.

Но у кудесницы зимы, кроме волшебных снежинок, припасено для покорения человеческих сердец ещё одно непобедимое оружие - драгоценные жемчужины инея.

Миллиарды иголочек инея превратили скромные скверы в сказочные лучезарные чертоги, внезапно возникшие на перекрёстках улиц. В мрачно черневших доселе оголённых лесах деревья, набросив хрупкие жемчужные одежды, стоят, словно невесты в подвенечных уборах. Непоседливый ветер, налетев на них, замер от восторга на месте.

В воздухе ничто не шелохнётся. Тишина и безмолвие. Царство сказочной снегурочки.

Бегут дни февраля. И вот уже снова март на пороге. И снова перед глазами проходят десятки раз виденные нами раньше сезонные картины природы. Скучно? Но природа не штампует свои творения по извечному образцу. Одна весна никогда не бывает копией другой, так же, как и остальные времена года. В этом красота природы и секрет её чарующей силы.

Очарование картин природы подобно очарованию бессмертных творений искусства: сколько бы мы ими не восхищались, сколько бы ни упивались их мелодиями, они не теряют своей вдохновляющей силы.

Красота природы развивает в нас благородное чувство прекрасного, пробуждает творческое воображение, без которого человек является бездушной машиной.

Ещё больше описаний зимы смотри по тегу #Зима

Охрана природы и школьное краеведение

Остаётся немного сказать об охране природы. Верный страж природы - бескорыстная любовь к ней. Уход школьников за пришкольным садом, занятия цветоводством, опытническая работа на пришкольных участках, на станциях юннатов - всего этого недостаточно для воспитания у школьников любовного, бережного отношения к природе, родной степи, лесу. Во всех подобных занятиях скрывается некое корыстолюбивое начало. Школьник с любовь ухаживает за «своим» деревцом и тут же ломает «чужое». Школьница восторгается богатством форм и красок у разводимых ею гладиолусов и пионов и не замечает чудесных полянок в природе.

В борьбе за сохранение родной природы школьное краеведение может оказаться одной из действенных мер. У учителя, сблизившегося с природой, бескорыстное, бережное отношение к ней, непритворное, без тени какой-либо сентиментальности, проявление радостных эмоций, вызываемых красками многоликой природы, родными пейзажами, будет невольно проскальзывать и передаваться школьникам на экскурсиях, в походах и при других подобных случаях. Так будут крепнуть ряды верных защитников природы.

Заканчивая своё повествование, замечу, что я ещё не дряхлый, всем недовольный ворчун. В меру своих сил продолжаю вести фенологические наблюдения, не прерываю научной связи с феноцентром (Ленинград), стараюсь следить за методической литературой, даю отзывы на присылаемые изредка работы, пишу. Словом, я ещё не забрался на теплую печку.

Школьная фенология

Много времени и сил я вложил также в школьную фенологию. Фенологические наблюдения дают меньше пищи творческим поискам учителя, чем новаторская работа с наглядными пособиями, но и они немало могут внести животворного элемента в работу учителя.

В 1918 году в связи со сбором гербария я начал вести отрывочные фенологические наблюдения над растениями и некоторыми животными. Раздобыв кое-какую литературу по фенологии, я упорядочил свои наблюдения и довольно успешно продолжал их.

Весною 1922 года ученики 5-6 классов железнодорожной школы были вовлечены мною в фенологические наблюдения. Я смастерил простенькие приборы - тенемер и угломер, при помощи которых школьники вели наблюдения за видимым движением солнца. Через год появились наши первые стенные таблицы с красочным изображением наблюдаемых фенообъектов, весеннего хода солнца и температуры. Никаких методических указаний по школьной фенологии в литературе того времени не было и, понятно, моё начинание имело промахи и неудачи. И всё же это была интересная, влекущая работа. Фенологические наблюдения нередко ставили передо мной вопросы, для разрешения которых надо было зорко и вдумчиво присматриваться к явлениям природы, рыться в книгах, и тогда открывались маленькие тайны природы.

От зорких глаз школьников ничего не ускользало ни ранней весной, ни в зимнюю пору. Так, 12 декабря они подметили плавающих подо льдом лягушек, а 28 декабря прыгающую во дворе жабу. Это было интересной новостью не только для школьников, но, скажу откровенно, и для меня. И вот в классе появилась наша первая стенная таблица с апрельскими фенонаблюдениями. Чего только на ней не было показано! Под графиком хода солнца и погоды, вычерченным мной, в порядке наступления явлений были изображены: начало линьки у коровы, лошади, собаки, кошки, пролёт птиц, прилёт ласточек, появление ящериц, лягушек, бабочек, зацветание трав и деревьев и другие. Рисунки выполнялись учениками и наклеивались на старую исписанную бумагу, с трудом добытую нами в конторе железнодорожной станции. Таблица далеко не блистала внешностью, но по содержанию была интересна и полезна в учебном отношении. Мы ею гордились.

Вскоре, установив связь с научно-исследовательским институтом Центрального Бюро краеведения (ЦБК), я начал отсылать ему сводки своих фенонаблюдений. Сознание того, что твои наблюдения используются в исследовательской работе ЦБК и ты тем самым участвуешь в них, стимулировало эти занятия.

ЦБК со своей стороны поддерживало мои начинания в школе, снабжая текущей литературой по фенологии.

Когда в 1937 году в Москве было созвано первое Всероссийское совещание фенологов, ЦБК пригласило меня. Совещание было весьма немногочисленно, и я был единственным представителем школ.

Начав с бесхитростных наблюдений за ходом сезонных явлений природы, я стал постепенно превращаться из простого наблюдателя в любознательного краеведа-фенолога. В своё время, работая в Новочеркасском музее, я рассылал от имени музея фенологические анкеты по всему Азово-Черноморскому краю, многократно выступал на областных и городских конференциях учителей с докладами о постановке и значении школьных фенологических наблюдений, печатался в областных и местной газетах. Мои доклады по фенологии на Всесоюзном географическом съезде в Москве (1955 г.) и на всесоюзном съезде фенологов в Ленинграде (1957 г.) получили положительные отклик в центральной печати.

Из своей многолетней практики по школьной фенологии мне хорошо запомнилась весна 1952 года, которую я встретил в далёкой, затерявшейся в верхнедонских степях станице Мешковской. В этой станице я с больной женой, нуждавшейся в целебном степном воздухе, прожил около года. Устроившись учителем в десятилетке, я в целях организации фенологических наблюдений принялся разведывать о местных возможностях для этих занятий. По словам школьников и местных жителей, в окрестностях станицы местами сохранились ещё нетронутые плугом остатки целинных степей, а балки заросли кустарниками, деревьями и травами.

Здешние степи по видовому составу растений отличались от известных мне степей Нижнего Дона. Для фенолога всё это было чрезвычайно заманчиво, и я с нетерпением ожидал прихода весны.

Как всегда, к фенологическим наблюдениям были привлечены школьники 6-10 классов, причем живущие как в самой станице, так и в окрестных хуторах, то есть за 5-10 километров от неё, что значительно расширяло площадь наших фенонаблюдений.

Рано весной в школе на видном месте повесили большую стенную таблицу с изображением пока ещё оголённого «фенологического дерева», на которой по ходу весны отмечались сезонные явления. Рядом с таблицей была помещена небольшая доска с тремя полочками, на которых стояли флакончики с водой для демонстрации живых растений.

И вот на таблице появились изображения первых вестников весны: скворцов, диких уток, гусей, а через несколько дней, к моему изумлению, и дрофа (?!). В степях Нижнего Дона от этой птицы-великана давным-давно и следа не осталось. Так наша таблица постепенно превращалась в красочное «фенологическое дерево», а живые цветущие растения с этикетками заполнили все полочки. Таблица и демонстрируемые растения привлекали к себе всеобщее внимание. За весну перед учащимися и учителями около 130 видов растений. Из них был составлен небольшой справочный гербарий.

Но это лишь одна сторона дела, так сказать, служебная. Другая заключалась в личных переживаниях учителя-фенолога. Нельзя забыть того эстетического наслаждения, которое я испытал при виде прелестных пролесок, в великом множестве голубевших под еще спящими деревьями в байрачном лесу. Я был один, и ничего не мешало мне воспринимать тонкую красоту природы. Подобных радостных встреч было у меня не так мало.

Свой опыт в Мешковской школе я описал в журнале «Естествознание в школе» (1956, № 2). В том же году рисунок моего Мешковского «фенологического дерева» был помещён в Большой Советской Энциклопедии (Т. 44. С. 602).

Фенология

(Пенсионер)

После выхода на пенсию я всецело занялся фенологией. На основе своих многолетних (1934-1950) наблюдений составил календарь природы Новочеркасска (Календарь природы представляет список сезонных явлений природы, расположенных в хронологическом порядке с указанием средних многолетних дат их наступления в данном пункте. Н. П.) и его окрестностей.

Я подверг математической обработке свои феноматериалы с целью выяснения их практической пригодности в местном хозяйстве. Попытался подыскать среди цветущих растений сигнализаторы лучших сроков проведения различных сельскохозяйственных работ. Это была исследовательская, кропотливая работа. Вооружившись пособием «Вариационная статистика» Поморского, я засел за утомительные вычисления. Так как результаты анализов оказались в общем ободряющими, я попытался не только подыскать среди цветущих растений сельскохозяйственные сигнализаторы, но и прогнозировать время их цветения, что значительно повыпало практическое значение предлагаемого приёма. Сотни проделанных мною анализов подтвердили правильность теоретических выводов. Оставалось теорию применить на практике. Но это было делом уже колхозных агрономов.

На протяжении всей своей продолжительной работы над вопросами сельскохозяйственных феносигнализаторов я держал деловую связь с феносектором Географического общества (Ленинград). На эту тему я неоднократно делал доклады на совещаниях специалистов по борьбе с вредителями сельского хозяйства в Ростове, на Всесоюзном съезде фенологов в Ленинграде (1957). В журнале «Защита растений» была опубликована моя статья «Феносигнализаторы в защите растений» (Москва, 1960). Ростиздат в 1961 году выпустил мою небольшую работу «Сигналы природы».

Как ярый популяризатор фенологических наблюдений среди широких кругов населения, я за свою многолетнюю деятельность на этом поприще, в особенности после выхода на пенсию, сделал множество докладов, сообщений, лекций, бесед, для которых свежий руками изготовил не менее сотни стенных таблиц и столько же более мелких.

Этот кипучий период моей фенологической деятельности всегда вызывает в душе отрадные воспоминания.

За долгие годы общения с природой и, в особенности, за последние 15-20 лет, когда я с конца марта и до конца октября почти ежедневно бывал в степи или роще, я настолько сжился с природой, что чувствовал себя среди растений, как среди близких друзей.

Идёшь, бывало, по июньской цветущей степи и радостно приветствуешь в душе старых друзей. Нагнёшься к коренной жительнице былого степного приволья - полевой землянике и «спросишь глазами», как ей живется в это лето. Постоишь в таком же молчаливом разговоре около могучего красавца железняка и зашагаешь к другим зелёным знакомцам. Необыкновенно радостны всегда бывали встречи после долгой зимы с весенними первоцветами - золотистым гусиным луком, нежными букетиками крохотной (1-2 см высоты!) крупки и другими питомцами ранней весны.

К тому времени мне перевалило уже за семьдесят, а я по-прежнему, как трёхлетний мальчик, любовался каждым степным цветочком. Это было не старческое сюсюканье, не приторная сентиментальность, а какое-то одухотворяющее слияние с природой. Нечто подобное, только несравнимо глубже и тоньше, испытывают, вероятно, большие художники слова и кисти, такие как Тургенев, Паустовский. Престарелый Сарьян не так давно сказал: «Я никогда не перестаю удивляться природе. И этот восторг перед солнцем и весною, перед цветущим абрикосом и величием гор-исполинов я пытаюсь изобразить на холсте» (Известия. 1966. 27 мая).

Шли годы. В 1963 году мне стукнуло 80 лет. Стали наседать стариковские болезни. Я уже не в силах был в тёплое время года уходить, как в прежние годы, за 8-12 километров в степь или сидеть не вставая за письменным столом по десять часов. Но меня по-прежнему неудержимо влекла к себе природа. И пришлось довольствоваться близкими прогулками за город.

Степь манит к себе своими бескрайними просторами, загадочно синеющими далями с древними курганами на горизонте, необъятным куполом неба, звенящими в выси песнями ликующих жаворонков, живыми многокрасочными коврами под ногами. Всё это вызывает в душе высокие эстетические переживания, усиливает работу фантазии. Правда, теперь, когда целина почти сплошь распахана, степные эмоции несколько ослабели, но донские просторы и дали остались столь же необъятными и влекущими. Чтобы ничто не отвлекало меня от наблюдений, я всегда брожу по степи в одиночку, причем не по накатанным безжизненным дорогам, а по заросшим непролазной гущиной трав и кустарников тропинкам, нетронутым плугом степным склонам, каменистым обрывам, безлюдным балкам, то есть по местам, где прячутся от людей степные растения и животные.

За долгие годы занятий фенологией у меня выработалась привычка и навыки присматриваться к красоте oкружающей природы, будь то широко открытый пейзаж или скромная фиалка, притаившаяся под кустарником. Эта привычка сказывается и в условиях города. Я не могу пройти мимо зеркальных лужиц, разбросанных на панели налетевшей летней тучкой, чтобы не заглянуть на миг в бездонную чудесную синеву опрокинутого неба. В апреле не могу не полюбоваться мимоходом золотыми шапочками одуванчиков, вспыхнувшими под приютившей их подворотней.

Когда пошатнувшееся здоровье не позволило мне вдосталь бродить по степи, я поплотнее придвинулся к письменному столу.

Начиная с 1934 года, краткие сводки моих фенологических наблюдений помещались в Новочеркасской газете «Знамя коммуны». В первые годы это были сухие информационные сообщения. Затем я начал придавать им описательный характер, а с конца пятидесятых годов - повествовательный с некоторой претензией на художественность.

Радостно было когда-то бродить по степи в поисках неведомых тебе растений, творить новые приборы и таблицы, работать над животрепещущими вопросами феносигнализации. Это развивало творческую мысль и облагораживало жизнь. И вот теперь моя притихшая было по старости лет творческая фантазия вновь нашла себе применение в литературной работе.

И начались радостные муки творчества. Чтобы набросать для газеты или журнала зарисовку из жизни природы, я нередко часами просиживал за письменным столом. Заметки регулярно печатались в новочеркасской и ростовской газетах. Сознание того, что мои заметки открывают глаза обывателей на прекрасное в примелькавшейся окружающей природе и тем самым призывают их к её охране, придавало значимость этим занятиям. На их материалах я написал две небольшие книжки: «Заметки фенолога» (1958) и «Степные этюды» (1966), выпущенные Ростиздатом.

Конечно, все мы любим лето. Море, пляж, шикарный загар и минимум одежды. Но другие сезоны тоже имеют свою изюминку и привлекательность. Пушкин, например, любил осень. время года для прогулок по аллеям, усыпанным опавшей листвой. А дождливые вечера приятно коротать за чашечкой горячего кофе. Засыпающая природа зимой будоражила душу не одного поэта. Но сегодня мы отбросим в сторону все краски и будем любоваться чистым белым листом. Зима.

Самые холодные месяца

Далеко не все регионы планеты могут похвастаться настоящей зимой, лютой, с характером. В некоторых странах вообще не представляют, что такое белый пушистый снег. Для того чтобы понять, что такое настоящая красота зимней природы, возьмите чистый альбомный лист и всмотритесь в него. В природа рисует исключительно белым.

Декабрь

Сложно сказать, что зима начинается по расписанию. Первый снег может стать настоящим сюрпризом еще в ноябре. А порой его не дождешься и к Новому году.

Первый месяц называют - Студенец. Без него нельзя дать полное описание зимней природы, ее волшебного преображения. В это время мир окутывает настоящий мороз. Воздух становится студеным.

Реки, озера покрываются льдом. А затихает. Уже не так слышны пения птиц, да и редкий зверь решится на зимнюю прогулку.

День теряет свои минуты, а ночь прибавляет. В домах становится уютно и тепло. В это время люди готовятся к яркому празднику. На окнах появляются гирлянды, а в глазах загораются огоньки предвкушения

Январь

Настоящее волшебство зимы можно наблюдать с наступлением второго месяца. Январь получил свое название в честь двуликого римского бога времени и ворот - Януса.

Нельзя ограничить одним словом описание зимней природы в это время. В самые лучшие дни тучи отступают, выпуская на небо солнце. Оно открывает нам настоящие чудеса. Окружающий мир наполняется светом, отраженным частичками льда.

В январе в солнечные дни мороз усиливается, ветер успокаивается. Природа словно замирает.

В это время деревья, травы и кустарники набираются сил, отдыхают и готовятся к предстоящему пробуждению. Если взять веточку и поставить ее в воду в теплом доме, то через время она оживет. На ней появятся почки, а за ними молодая листва.

В январе день начинает постепенно увеличиваться. Длинные ночи отступают.

Февраль

Третий месяц зимы в Северном полушарии называют Бокогрей. Это самый короткий имеет 28 дней в обычном году и 29 в Солнце в это время поднимается над горизонтом все выше и его тепло постепенно усиливается. Но природа зимой все еще очень обманчива. Воздух остается холодным.

Приближение весны чувствуется с каждым днем все сильнее. В феврале очень часто чередуются оттепели и заморозки. Это истинная борьба двух сезонов. Ветер усиливается, меняет направление, а вместе с ним меняется настроение природы. Она то плачет растаявшими снегами, то застывает, намереваясь сохранить все в холодной нерушимости.

Зима в искусстве

Для настоящего писателя русская зима - это воплощение сказки. В своих произведениях об этом времени года они часто упоминают необычных персонажей: братья-месяцы, мороз-воевода. Даже ветер предстает перед нами, как живое существо.

«В ледяной карете мчится зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится в сонные дома.»

Но многие видят рассказ о зимней природе иначе, более прозаично, но в то же время весело. Они представляют жизнь в этот период озорной и игривой:

«Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд...»

Главное для многих поэтов заключается в таком завораживающем событии, как снегопад. Каждый испытывал это невероятное чувство, когда земля становилась совершенно белой. Все вокруг преображалось. Исчезала серость, мрак. Казалось, что вот она жизнь.

В зиме есть все. Она может быть опасной, шальной: мороз, вьюги, метель. Но в ней столько же радости, торжественности.

Не только мастера слова берутся описывать времена года. Никто так тонко не чувствует все краски и оттенки этого времени, как художники. Чаще всего явления природы зимой на холстах выглядят безмятежно. Все вокруг находится в спокойствии и надежде. Первый снег выступает символом того, что все наладиться.

Русские художники воспринимают зиму своей родной стихией. Они часто показывают, что наш человек привык к лютым морозам. Его не пугает снег, метель или стужа.

С приходом холодов все иначе

Описание зимней природы стоит начинать с изменений времени суток. День уменьшается, ночь становится длиннее. Солнце находится ниже над горизонтом и поэтому его тепло не столь заметно.

Растения засыпают. Осенью они подготовились к этому периоду, сбросив листву. Движение соков в коре останавливается. Во время морозов снег становится настоящим спасением для них. Покрывая землю, ветви, стволы плотным одеялом, он защищает и оберегает все живое. Ведь некоторые растения уходят под снег зелеными. Это копытень, земляника.

Но есть растения, которые продолжают свой рост в холодные месяцы года. Для того чтобы порадовать нас своими красками Например, подснежники.

Что происходит с животными? Конечно, на вашего домашнего питомца зима повлияет самую малость. А вот дикие животные готовятся к этому периоду заблаговременно.

Покидают свои дома и отправляются в теплые края. Те, что остаются зимовать утепляются.

Насекомые забираются глубже под землю, некоторые засыпают в укромных теплых уголках. Но погружаются в сон не только такие крошечные создания. Где-то в кустарниках, под опавшей листвой спят ежи и змеи. Огромный бурый медведь забирается в свою берлогу, чтобы проснуться уже весной. Ни в коем случае нельзя беспокоить спящего зверя. Он будет очень агрессивен и опасен.

Зайцы, белки, лисы - все они меняют «летнюю одежду» на теплую шерсть. Даже их окрас становится другим. Зайцы, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды для выживания, становятся белыми.

Всем нам приходится меняться с наступлением холодов. Мы сами выглядим, как явления природы зимой: в огромных шубах, теплых шапках и шарфах.

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то