Ракета «Сармат»: характеристики космического вооружения России. Что с грифом секретности

«Сармат» поразит цели по всему земному шару: Военные раскрыли возможности новейшей ракеты

У российской межконтинентальной ракеты РС-28 «Сармат», для перехвата которой требуется , нет и в ближайшее время не появится аналогов.

Об этом заявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев. По его словам, до 2025 года на вооружение в РВСН должны поступить более 40 «Сарматов», которые заменят существующий арсенал Р-36М. Первые

Как отметил Каракаев, ракета сможет поражать цели на любых расстояниях по всему земному шару и преодолевать любые рубежи ПРО. О новейшей российской разработке - в материале RT.

Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал журналистам о некоторых возможностях межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-28 «Сармат».

«Она придёт на смену существующей ракете „Воевода”. Массо-габаритные характеристики „Сармата” позволят размещать её в существующих шахтных пусковых установках при минимальных доработках инфраструктуры позиционных районов», - отметил Каракаев.

По его словам, испытания ракеты «Сармат», которая будет превосходить свою предшественницу по многим показателям, стартовали в декабре 2017 года. До 2025 года в РВСН должны поступить более 40 РС-28, которые заменят Р-36М.

«Ракетный комплекс „Сармат” не имеет и в ближайшей перспективе не будет иметь аналогов в мировом боевом ракетостроении», - добавил командующий РВСН.

Дальность и мощь

«Сармат» - это тяжёлая ракета пятого поколения, нацеленная на преодоление любой системы ПРО. По словам экспертов, внешне РС-28 будет напоминать свою предшественницу. Косвенно об этом свидетельствуют одинаковая масса (свыше 200 т) и жидкостный двигатель.

Однако по боевой эффективности «Сармат» значительно превосходит «Воеводу». Как сообщил 1 марта 2018 года президент России Владимир Путин, дальность новейшей ракеты, а также количество и мощность боевых блоков больше, чем у Р-36М.

«У „Воеводы” дальность - 11 тыс. км, у новой системы ограничений по дальности практически нет. Как видно из видеоматериалов, он способен атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс. „Сармат” - это очень грозное оружие, в силу его характеристик никакие, даже перспективные системы ПРО ему не помеха», - заявил Путин.

Из видеоролика, который продемонстрировал президент в ходе послания Федеральному собранию, следует, что РС-28 может преодолеть как минимум 20 тыс. км.

Силовая установка позволяет «Сармату» стартовать в полтора раза быстрее, чем «Воевода». Продолжительность разгонного участка РС-28 сопоставима с твердотопливными МБР лёгкого класса РС-12М2 «Тополь-М» и PC-24 «Ярс». Короткий разгонный участок обеспечивает более раннее разведение боевых блоков, что затрудняет обнаружение ракеты средствами ПРО.

Полезная нагрузка «Сармата» - 3 т. На ракете установлены самые современные средства противодействия радиолокационным станциям. Как полагают военные, даже перспективные технические средства вероятного противника не смогут отличить ложные боеголовки от настоящих.

Широкий спектр боеприпасов

В своём выступлении Путин подчеркнул, что «Сармат» будет «оснащён широким спектром ядерных боеприпасов, «в том числе гиперзвуковых, и самыми современными системами преодоления ПРО».

Главный научный сотрудник Военной академии РВСН Василий Лага пояснил журналистам, что головная часть РС-28 может быть оснащена примерно 20 типами боевых блоков различного класса мощности (малой, средней, повышенной, большой).

Кроме того, конструкция «Сармата» предусматривает размещение трёх планирующих крылатых блоков - визитной карточки ракетного комплекса «Авангард». Эти боеприпасы осуществляют полёт в плотных слоях атмосферы, находящихся в нескольких десятках километров от поверхности Земли.

«Блок совершает полёт на гиперзвуковой скорости (около 20 Махов, - RT) на межконтинентальную дальность. Маневрируя по курсу и высоте, он способен обходить зоны обнаружения и поражения всех современных и перспективных средств противоракетной обороны», - отмечается в заявлении Минобороны по итогам послания президента.

Различные виды манёвра крылатого блока снижают фактически до нуля вероятность того, что противник определит траекторию его полёта.

Появление подобного оружия также свидетельствует о рывке в отечественном материаловедении. Корпус блока изготовлен из композитов, которые выдерживают аэродинамический нагрев в несколько тысяч градусов. По словам Путина, в момент полёта температура на поверхности «Сармата» достигает 1600–2000 °C.

В Минобороны убеждены, что переход РВСН на РС-28 не приведёт к серьёзным финансовым затратам. Во-первых, под «Сармат» не будут создавать новую инфраструктуру. Во-вторых, период эксплуатации МБР в два с половиной раза превышает гарантийный срок «Воеводы».

РС-28 позволит значительно укрепить мощь РВСН, считает Василий Лага. По его мнению, в «Сармате» воплощены те уникальные характеристики, к которым всегда стремилась отечественная научная мысль.

«В этом комплексе воплотились новые технологические решения. Он не имеет ограничений по дальности, точности и многим другим параметрам. Этот комплекс может поражать цели на любых расстояниях по всему земному шару», - заключил эксперт.

Алексей Заквасин

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-28 / ОКР "Сармат" / 15П228, ракета 15А28 - SS-X-30 SARMAT

Перспективная тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г. ) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г. ). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН МБР . Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ), а так же возможно при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза ). Главный конструктор темы "Сармат" - М.Г.Агафонов (2016 г., первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им.Макеева, ист. - Конструктор. №4 / 2016 г. ). По состоянию на октябрь 2016 г. главный конструктор ОКР "Сармат" - Ю.А.Каверин (). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (). Государственный контракт на выполнение ОКР "Сармат" подписан между ГРЦ им.Макеева и Министерством обороны России в июне 2011 г. (). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г.

Проектирование . Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г. (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру ). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты () - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (). Согласно сообщению 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило , что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось". 31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" ().

Комплекс с МБР "Сармат" вероятно имеет индекс 15П228 (). Наименование "SS-X-30" - условное. Источник индекса 15А28 - например .


Гипотетическое изображение раннего варианта проекта МБР разработки ГРЦ им.Макеева,
который мог лечь в основу ОКР "Сармат", опубликовано в 2005 г. ().


Разработка двигателей для ракеты ведется НПО "Энергомаш" (). На конкурентных началах для производства жидкостной двигательной установки 1-й ступени ракеты Министерство обороны России выбрало предприятие ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь). В январе 2013 г. выдано техническое задание на освоение перспективной двигательной установки "изделия 99" и начаты работы по подготовке серийного производства. По планам 2013 г. до конца 2014 г. должно быть проведено первое огневое испытание двигательной установки. В 2014 г. выполнена отгрузка заказчику четырех макетов "изделия 99" (источник 1 ). В 2014-2015 г.г. работы по освоению серийного производства продолжались, но, по состоянию на март 2016 г., отмечалось, что освоение производства ЖРД "изделие 99" для МБР отстает от намеченных сроков в связи с новизной продукции (источник 2 ).

К 2007 г. НПО машиностроения и ГРЦ им В.Макеева завершена совместная НИР "Аргументация" в которой предложено создание МБР наземного базирования с сочетанием технологий создания отечественных жидкостных МБР и БРПЛ.
Масса забрасываемая - 4350 кг
Дальность действия - 10000 км
Результаты НИР показали, что создание такого рода ракеты возможно в течение 7-8 лет. Предполагалось так же использование ЖРД от ракеты , двигателя ступени разведения боевых блоков БРПЛ . Снижение стоимости разработки предполагалось за счет широкой унификации узлов ракеты с другими серийными ракетами. Предположительная стоимость разработки - 8.5 млрд. руб.

Пусковая установка - стартовое сооружение 15П728 - вероятно, предполагается использование ШПУ аналогичных ШПУ ракет Р-36М / . Например, согласно источнику, ШПУ комплекса 15П718 на площадке 106/109 полигона Байконур по состоянию на 2009 г. планируется техническое перевооружение, заказчик - НПО машиностроения (ист. - Площадки 106 и 109... ).

Испытания ракеты на площадке "Юбилейная" полигона Плесецк проводятся с использованием опытной шахтной пусковой установки.


Хранение, транспортировка и пуск ракеты предполагаются из ТПК разработки и производства ОАО "Авангард". В 2011 году ОАО «Авангард» приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК «Сармат» ().


ТПК ракеты РС-28 "Сармат" на полигоне Плесецк перед бросковым пуском, который состоялся вероятно 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Пластиковая мембрана ТПК ракеты РС-28 "Сармат" в шахтной пусковой установке. Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Разработчиком стартового сооружения 15П728 комплекса 15П228 ГРЦ им.Макеева является КБ специального машиностроения (КБСМ), которым 27.01.2014 г. заключено дополнительное соглашение №4 к контракту №1-212060 от 24.09.2012 г. с ОАО «ГРЦ Макеева» (заказчик) на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию в соответствии с ТЗ комплекса П228, сооружения П728, комплекта СТО ТК, комплекта машин для обслуживания систем БСК. Срок выполнения обязательств: 01.02.2014 - 30.09.2018. Ориентировочная цена: 1,282 млрд. руб.().

Разработка оборудования для ракетного комплекса ведется так же ОАО "ЦКБ ТМ" по договору №3906 от 01.03.2013 г. ().



Перегрузка ТПК ракеты РС-28 "Сармат" с ЖД-платформы на транспортную машину на полигоне Плесецк перед бросковым пуском, который состоялся вероятно 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Перевозка ТПК с ракетой РС-28 "Сармат" на транспортной машине к месту испытаний. Полигон Плесецк, вероятно 27.12.2017 г. Следом за транспортной машиной идет транспортно-загрузочный агрегат (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Транспортно-загрузочный агрегат ракеты 15Т526 разработан КБ "Мотор" ЦЭНКИ совместно с КАМАЗ и с использованием шасси "Платформа-А". Агрегат впервые показан в августе 2017 г. ()..

Транспортно-загрузочный агрегат 15Т526 ().

Установка ТПК с ракетой РС-28 "Сармат" в шахтную пусковую установку с помощью транспортно-загрузочного агрегата 15Т526. Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Система управления и наведение - система управления инерциальная. Как минимум узлы измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гороскопа (ВТГ) разрабатываются НПЦ автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НЦП автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. ().

В качестве соисиполнителя по ОКР "Сармат" в 2011 г. привлекался производитель измерительных приборов ОАО "НИИ "Гермес" (г.Златоуст, ).

Для обеспечения телеметрических измерений по теме «Сармат» отделом 121 ГРЦ им.Макеева разработана модернизированная бортовая телеметрическая система «Барракуда-М». Система является продуктом глубокой модернизации системы телеметрических измерений (СТИ) «Барракуда», имеет расширенный состав в соответствии с рядом новых специфических задач измерений. В составе МБРТС «Барракуда-М» имеются 18 приборов различного назначения, в том числе радиопередающие устройства собственной разработки. Для программирования и конфигурирования устройств данной системы под конкретную программу измерений
в отделе 121 разработана специальная программа «Паутина». Помимо прочих уникальных возможностей, которыми обладает МБРТС «Барракуда-М», здесь реализована
возможность структурно-алгоритмического преобразования телеметрической информации (САП ТМИ) с целью повышения помехоустойчивости передачи информации. Важным направлением в отделе является развитие производственной базы для комплектации макетов и изделий темы «Сармат». Требуется ежегодно изготавливать
сотни приборов МБРТС «Барракуда-М». Для выполнения этой задачи в отделе 121 при содействии лаборатории 124 разработана технологическая документации по изготовлению всей номенклатуры приборов. Закуплено современное оборудование, позволившее создать технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции. Организованы и аттестованы шесть производственных участков: входного контроля и упаковки, механический, электромонтажный, электропроверок и макетирования, сборки и проверки герметичности корпусов приборов, изготовления и нанесения клеев и лаков на микроэлектронные сборки (ист. - Фомин В. ).

Конструкция ракеты - составная многоступенчатая продольная схема (по мотивам первого официального изображения МБР, октябрь 2016 г.):
- ПАД с поддоном
- 1 ступень
- 2 ступень
- приборный отсек и ступень разведения боевых блоков
- головная часть

Считается, что ЖРД обоих ступеней "утоплены" в бак с горючим, топливные баки - несущие с совмещенными разделительными днищами.

Разделение ступеней производится посредством пирошпангоутов ().

До появления изображения МБР "Сармат" от разработчика существовало предположение, что блок разведения боевых блоков и компоновка головной части ракеты будут выполнены по классической для ГРЦ им.Макеева схеме - боевыми блоками назад по полету. После появления изображения ракеты стало ясно, что на обтекатели находятся двигатели увода обтекателя, который при схеме компоновки "блоками назад" уводить в сторону смысла нет.


В 2013 г. ОАО "Авангард" (г.Сафроново) в рамках ОКР «Сармат» будет начата СЧ ОКР по разработке материала для изготовления эластичной оболочки мембраны переходника. Ориентировочная стоимость СЧ ОКР - 8,0 млн. руб. ().

Двигатели :
- 1 ступень (вариант) - согласно Годовому отчету «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» за 2012 г. НПО занимается адаптацией двигателя 15Д285 для использования на первой ступени МБР, создаваемой по ОКР "Сармат". Так как двигательная установка 15Д285 (РД-274) включает в свой состав четыре ЖРД 15Д286 (РД-273), то есть предположеие, что в новой двигательной установке с учетом массового класса ракеты будут использованы два ЖРД 15Д286 с общей тягой у Земли 234,4 тонны. Так же есть вероятность того, что данная двигательная установка будет использоваться на второй ступени ракеты.

Описание ЖРД 15Д285 из статьи по МБР :
В состав ДУ 15Д285 (РД-274) блока первой ступени 15С171 ракеты входят четыре автономных однокамерных ЖРД 15Д286 (РД-273), имеющие турбонасосную систему подачи топлива, выполненные по замкнутой схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа и шарнирно закрепленные на раме хвостового отсека первой ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты. Разработчик двигателя - КБЭМ (Главный конструктор В.П.Радовский). Предложение модернизировать двигатели для Р-36М2, обеспечив форсирование тяги и повышенную стойкость к ПФЯВ, поступило в КБ "Энергомаш" в 1980 году. Техническое предложение по разработке двигателя РД-263Ф вышло в декабре 1980 года. В марте 1982 года выпущен эскизный проект на разработку модернизированного двигателя первой ступени РД-274 (4 двигательных блока РД-273). Предполагалось повысить давление газов в камере сгорания до 230 атм, повысить частоту вращения ТНА до 22500 об/мин. В результате доработок тяга одного двигателя возросла до 144 тс, удельный импульс тяги у поверхности Земли увеличился до 296 кгс·с/кг. Доводочные испытания были завершены в мае 1985 года. Серийное производство двигателей было развернуто на ПО "Южмаш".


- 1-я ступень (вариант) - двигательная установка ПДУ-99 () / "изделие 99" включающая в свой состав ЖРД РД-276 (вероятно, два). Серийное производство ЖРД осваивается ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь) в 2013-2016 г.г. (источники 3 и 4). По состоянию на март 2015 г. проектирование ЖРД завершено. Ведется сборка первого прототипа изделия. Планируются испытания и в августе 2015 г. предполагается отгрузка первый комплекта ЖРД производителю ракеты (источник 5). 9 июня 2015 г. на огневом стенде прошло первое отладочное огневое испытание прототипа ЖРД "изделие 99" (источник 6).
Тяга ЖРД РД-276 у земли - 170 тонн


- 2-я ступень - ЖРД разработки КБХА - вероятно, для новой МБР будут модернизированы ранее разработанные ЖРД КБХА (источник - Годовой отчет КБХА за 2011 г. ).

Ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД разработки КБХМ им.Исаева.

Энергосредства пуска. В интересах создания ракеты 15А28 (ОКР "Сармат") в 2015 г. ведутся работы по разработке энергосредств пуска 15Д423 - вероятно, твердотопливных генераторов или двигателей (). 21 ноября 2014 г. Красноярский машиностроительный завод разместил заявку на изготовление и поставку опытных образцов изделия 15Д423 и его макетов на сумму 550,8 млн рублей. Заявка размещена для поставки изделий единственным поставщиком - ФЦДТ "Союз", г.Дзержинский (). В 2015 г. нанесение покрытия на детялах "Корпус" 15Д423 выполняет Пермский завод "Машиностроитель", г.Пермь ().

ТТХ ракеты :
Длина:
- ракеты с поддоном ПАД - ок.32 м
Диаметр корпуса - 3 м

Масса:
- не менее 100.000 кг
- 120-160 тонн (до 01.03.2018 г. был такой ошибочный прогноз)
- 200 тонн (01.03.2018 г.)
Масса забрасываемая:
- 4300 кг ()
- до 5000 кг (ист. - Есин В., лента.ру )
- до 10000 кг (зам.министра обороны Ю.Борисов)

Дальность действия:
- порядка 10000-11000 км
- более 11000 км (01.03.2018 г.)
КВО - 150-200 м (оценочное)

Типы БЧ :
- не менее 8-10 РГЧ ИН с совершенным комплексом средств преодоления ПРО;

Несколько маневрирующих боевых блоков (заявление заместителя министра обороны Юрия Борисова 31.05.2014 г., ).

Вероятно использование в качестве носителя от 1-3 до 5-6 боевых блоков типа объект (наш прогноз + ).

Вспомогательное оборудование :
Разработка железнодорожного транспортно-перегрузочного оборудования ведется ОАО "Центральное Конструкторское Бюро Транспортного Машиностроения" (ЦКБ ТМ, г.Тверь) по договору №№3906 от 01.03.2013 г. В рамках договора в 2014 г. планировалось изготовление макета 820М, короба для транспортировки ракетных блоков изделия 15А28 и других работ ( , ).

Статус : Россия
- 2010 г. - проект в разработке, состояние неизвестно.

2012 г. 03 сентября - в СМИ появилось заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева о том, что новая тяжелая МБР 100-тонного класса будет создана к 2018 г.

2014 г. 25 декабря - заявлено, что размещение ракетных комплексов "Сармат" планируется в Ужуре (Красноярский край) и в Домбаровском (Оренбургская область) вместо ракет .


Первый бросковый пуск МБР РС-28 "Сармат". Полигон Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. Четвертый снимок - монтаж кадров видео, который позволяет оценить размеры ракеты "в полный рост" - с поддоном ПАД. На последнем снимке видно, что включились маршевые двигатели ракеты (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru http://www.arms-expo.ru , 2011 г.
Фомин В. Десять лет в телеметрии. // Конструктор. №4 / 2016 г.
Dancomm. Сайт

Что Министерство обороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начали активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) "Сармат".

РС-28 "Сармат" - российский перспективный ракетный комплекс наземного шахтного базирования с тяжелой жидкостной МБР, способной нести ядерные заряды. Разрабатывается с 2000-х годов специалистами АО "Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева" (Миасс, Челябинская обл.) в качестве замены комплекса Р-36М2 "Воевода", стоящего на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) с 1988 года.

Назван в честь кочевых племен сарматов, которые в VI-IV вв. до н. э. населяли территории современных России, Украины и Казахстана.

История проекта

После распада СССР разработчик и производитель тяжелых жидкостных МБР семейства Р-36 - расположенные в Днепропетровске (ныне - Днепр) КБ "Южное" (ОКБ-586) и завод "Южмаш" - оказались на Украине, ставшей независимым государством.

Единственный оставшийся в России разработчик межконтинентальных баллистических ракет РВСН - Московский институт теплотехники - специализировался на твердотопливных МБР. Поэтому создание новой тяжелой жидкостной ракеты было поручено находящемуся в Миассе "ГРЦ Макеева" (ранее - КБ Машиностроения, СКБ-385), который до того занимался баллистическими ракетами подводных лодок.

Государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы "Сармат" был заключен Минобороны и "ГРЦ Макеева" 21 июля 2011 года. В день 54-й годовщины РВСН, 17 декабря 2013 года, о создании комплекса впервые официально сообщил журналистам командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев. Генеральным конструктором проекта является Владимир Дегтярь, главным конструктором - Юрий Каверин. 19 октября 2012 года информагентство "Интерфакс" сообщило со ссылкой на неназванный источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), что Минобороны в целом одобрило эскизный проект ракеты.

31 мая 2014 года замминистра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что тяжелая ракета - "уникальное оружие", которого нет в США. От уточнил, что "по своей грузоподъемности она способна нести такие средства преодоления противоракетной обороны и иметь такой запас по энергетике, что может летать через Северный и Южный полюс". По словам замминистра, ракета будет оснащаться "маневрирующими боевыми частями". Позднее, 21 февраля 2015 года, он рассказал, что ракета будет создаваться в нескольким комплектациях, а вес забрасываемой головной части составит 10 т.

24 марта 2016 года заместитель главного конструктора АО "НПО Энергомаш" имени академика В. П. Глушко" (Химки, Московская область) Петр Левочкин сообщил журналистам, что его предприятие является разработчиком двигателя МБР "Сармат". За основу при разработке принят двигатель от ракеты "Воевода". Производиться новые двигатели будут на ПАО "Протон-ПМ" в Перми.

Прототип МБР "Сармат" был готов осенью 2015 года, сроки бросковых испытаний на космодроме Плесецк (Архангельская область) неоднократно сдвигались из-за неготовности шахтной пусковой установки. 27 декабря 2017 года газета "Московский комсомолец" сообщила о первом успешном бросковом испытании прототипа ракеты.

Головное предприятие по выпуску опытных образцов МБР "Сармат" - АО "Красноярский машиностроительный завод" (в состав холдинга "ГРЦ Макеева").

В 2013 году Каракаев заявлял, что новый ракетный комплекс должен поступить в РВСН в 2018-2020 годах. В мае 2016 года источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе рассказал, что "Сармат" будет принят на вооружение в конце 2018 года, новая МБР заменит ракету "Воевода" в 62-й Ужурской ракетной дивизии (Красноярский край, Омское ракетное объединение РВСН) и Домбаровском позиционном районе (в ведении 13-й ракетной дивизии, входящей в Оренбургское ракетное объединение).

До принятия "Сармата" на вооружение предприятия российского ОПК проводят мероприятия по продлению сроков эксплуатации ракеты "Воевода" (по данным открытых источников, на вооружении РВСН находятся 46 таких ракет).

1 марта 2018 года Путин в послании к Федеральному собранию, рассказал, что при весе 200 т МБР "Сармат" имеет короткий активный участок полета, что затрудняет ее перехват средствами противоракетной обороны (ПРО). По словам Путина, дальность новой ракеты, количество и мощность боевых блоков больше, чем у "Воеводы". Президент сообщил, что "Сармат" будет оснащен широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности (в том числе гиперзвуковых) и самыми современными системами преодоления ПРО.

Президент также отметил, что новый ракетный комплекс "способен атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс". Ракеты, летящие по так называемой "частично орбитальной" траектории, уже имелись у РВСН СССР. С 1962 года ОКБ-1 Сергея Королева вело проектирование "Глобальной ракеты" ГР-1, дальность которой должна была составить 40 тыс. км. В начале 1960-х годов ОКБ-586 (КБ "Южное") Михаила Янгеля разработало на базе тяжелой ракеты Р-36 "систему частично-орбитального бомбометания". Комплекс, получивший название Р-36орб (8К69, "Обрыв"), был принят на вооружение в 1968 году. Оснащенный Р-36орб ракетный полк (18 шахтных пусковых установок) нес боевое дежурство на Байконуре. В 1979 году был подписан советско-американский договор ОСВ-2, запретивший частично-орбитальные ракеты и к 1983 году. Р-36орб сняли с вооружения. Однако сам ОСВ-2 так и не вступил в силу, из-за чего создание орбитальных ракет никак не ограничивалось

Российская Федерация в 2011 году запустила амбициозную программу перевооружения вооруженных сил, которая должна завершиться к 2020 году. Особое внимание в ней было уделено модернизации войск стратегического назначения (РВСН), того самого пресловутого ядерного щита, что является залогом пребывания России в клубе наиболее влиятельных государств мира. Неизвестно насколько реалистичными являются показатели этой программы, учитывая нынешнее печальное положение российской экономики.

Военные заявляют, что к 2020 году арсенал ракетного оружия стратегического назначения будет обновлен на 98%. Замена старых и проверенных стратегических межконтинентальных ракет, разработанных и изготовленных еще в СССР, вызывает ожесточенные споры как в экспертной среде, так и среди рядовых граждан, интересующихся этим вопросом. Будет ли замена равноценной? Не ослабнет ли отечественное оружие возмездия? Особенно логичными кажутся эти вопросы, учитывая активные работы над системой ПРО, которые ведутся в США.

Но обновление – это объективно необходимый процесс: часть (и немалая) ракет была изготовлена еще во времена СССР и уже выработала свой ресурс. Кроме того, некоторые из советских ракет на сегодняшний день являются морально устаревшими, их следует заменить на современные. Нельзя сказать, что пока ничего не сделано: в последние годы на боевое дежурство заступили десятки новых баллистических ракет, на 2019 год соотношение новых и старых баллистических межконтинентальных ракет составляет 2/5. Президент Путин заявил, что в 2019 году российские РВСН должны получить 50 новейших баллистических ракет.

Не решен вопрос относительно замены самого мощного оружия холодной войны – тяжелой ракеты Р-36М2 (SS-18), которую на Западе за ее характеристики называют «Сатаной», а также баллистической ракеты УР-100H (ее называют «Стилетом»).

Модернизация РВСН и ее особенности

Не утихают дискуссии относительно будущего российской ядерной триады в целом, а также перспектив развития РВСН. Если смысл увеличивать группировку ракет шахтного базирования? Ведь расположение ракетных шахт давно известно вероятному противнику, а точность современного оружия (и ядерного, и обычного) весьма высока. Может лучше расположить ядерные заряды на мобильных носителях? Или разместить их на ракетах морского базирования?

Истина в этом есть: расположение шахтных установок давно известно, но ведь поразить ракету в шахте не так уж и просто. Нынешние ракеты могут стартовать даже после ядерного взрыва, который происходит у самой горловины шахты. Сделать же большое количество современных подводных лодок, которые несут ядерные ракеты – это дело довольно сложное и дорогое.

Вторым спором относительно будущего российского ядерного щита является выбор между жидкотопливными и твердотопливными ракетами: и те и другие имеют как преимущества, так и недостатки. Советские межконтинентальные ракеты были по большей части жидкотопливными, но это было не от хорошей жизни. В СССР просто не было технологий созданий твердотопливных ракет достаточной мощности.

Жидкотопливные ракеты обладают большей удельной мощностью, но они более сложны. Кроме того, компоненты топлива этих ракет являются предельно токсичными (гептил более ядовит, чем синильная кислота) и очень агрессивными. Американцы уже давно отказались от жидкотопливных ракет.

Твердотопливная ракета является, по сути, топливной шашкой, но сделать ее довольно сложно. При этом масса, забрасываемая такой ракетой обычно меньше, чем у жидкотопливной.

В настоящее время постепенно заканчивается срок службы старых межконтинентальных ракет, которые могли нести сразу несколько боевых частей (Р-36М – 10, а УР-100H – 6). Это были жидкотопливные ракеты, которые сегодня заменяют твердотопливные «Тополь » (1 заряд) и «Ярс » (3 заряда). Эти ракеты являются более простыми в изготовлении и обслуживании.

Согласно договору СВН-3, Россия имеет право на 800 развернутых и неразвернутых носителей ядерного оружия и на 1500 ядерных зарядов. Достижимы ли эти показатели с новой техникой? На старых межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) на начало нынешнего года было размещено 760 ядерных заряда.

Особенно остро стоит вопрос относительно замены ракет Р-36М «Воевода», каждая из которых могла нести к цели десять боеголовок. Ее планируют заменить новой тяжелой жидкотопливной ракетой «Сармат», которая должна появиться к 2019 году (специалисты считают реальный срок появления «Сармата» — 2020 год). «Южный машиностроительный завод» (Днепропетровск, Украина) отказался от гарантийного обслуживания Р-36М. Так что вопрос относительно этих ракет действительно повис в воздухе, и требует незамедлительного решения.

Ракета «Сармат»

Работы над этой ракетой начались еще в конце прошлого десятилетия. Данных об этом изделии очень мало, характеристики пока неизвестны: во-первых, все работы засекречены, а во-вторых, они еще продолжаются.

Ракета «Сармат», которая должна заменить «Воеводу», также является жидкотопливной ракетой шахтного базирования. Разработки ведутся в ГРЦ Макеева – в одном из признанных ракетных российских центров, который специализируется на создании жидкотопливных ракет. Техническое задание на «Сармат» было утверждено в конце 2011 года. В середине 2019 года появилась информация, что летные испытания ракеты начнутся в начале 2019 года.

Планируется, что ракеты встанут на дежурство в боевых частях, расположенных в Красноярском крае и Оренбургской области.

Для снижения стоимости одной ракеты разработчики предложили максимально использовать в конструкции уже проверенные узлы и элементы от серийных ракет.

Проблемой может быть то, что ГРЦ Макеева хоть и имеет опыт разработки жидкотопливных ракет, но раньше это были ракеты для подводных крейсеров, имеющие намного меньший стартовый вес.

Стартовая масса новой ракеты «Сармат» должна быть около 100 тонн, забрасываемый ею вес будет достигать пяти тонн (пишут о 4350 кг). Дальность ракеты, скорее всего, будет превышать 11 тысяч километров. Так, по крайней мере, заявляли представители министерства обороны. С этими характеристиками в общих чертах соглашаются и западные эксперты.

Также руководство ракетных войск стратегического назначения уже заявило, что «Сармат» не будет уступать по своей эффективности знаменитой «Сатане». Даже больше: новая, более совершенная система наведения боевых блоков должна сделать эту ракету еще смертоноснее, чем ее предшественница.

Если судить по тем обрывкам информации, которая есть сегодня, можно сказать следующее. Скорее всего, новая ракета «Сармат» будет иметь две ступени и ступень разведения боевых блоков, каждый из блоков будет наводиться индивидуально. Двигатели обеих ступеней новой ракеты будут утоплены в баки с горючим. Разделение ступеней «Сармата» будет проводиться с помощью пирошпангоутов. Размещение боеголовок в головной части ракеты, скорее всего, будет выполнено по способу, который является классическим для ГРЦ Макеева: назад к направлению полета. Ступень разведения боевых блоков, вероятно, также будет жидкотопливной.

Гиперзвуковые блоки, что будут использоваться на новой ракете, скорее всего, будут идентичные установленным на ракетах «Ярс», «Тополь» и «Булава». Это поможет новой ракете преодолевать современные ПРО. Речь идет и об элементах ПРО космического базирования, которые в настоящий момент запрещены международными договорами, но вполне могут появиться в ближайшем будущем.

Есть информация, что на «Сармате» планируют установить жидкотопливный двигатель от ракеты БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева», а ступень разведения боевых блоков от ракеты БРПЛ Р-39УТТХ («Барк»). Правда, существует и другая информация: для двигателя первой ступени будут использованы элементы силовой установки «Воеводы». Правда, они изготавливались в Днепропетровске, кто их будет делать сегодня — неизвестно.

Для размещения и запуска ракет будут использованы шахтные установки, которые ранее использовали для старых тяжелых жидкотопливных ракет РС-20 и РС-18. Но при этом военные уже заявили, что старые ракетные шахты будут серьезно модернизированы. В первую очередь модернизация затронет защиту шахтной установки от поражения ядерными и обычными видами вооружения. Речь идет о так называемых пассивных средствах противоракетной обороны, которые помогут в несколько раз повысить защищенность ракетных шахт.

Здесь можно вспомнить о возобновлении работ по комплексу активной защиты (КАЗ) «Мозырь», который разрабатывался в начале 80-х годов прошлого века. Его действие заключалось в выстреливании с большой скоростью целого облака металлических стрел или шариков навстречу летящему объекту (той же боеголовке). Уж не связаны эти работы с разработкой нового ракетного комплекса «Сармат»? Полностью работы по «Мозырю» были остановлены только в конце 90-х годов, при этом эта установка уже умела сбивать макеты боевых блоков.

В ГРЦ Макеева заявили, что их ракета сможет стартовать даже после ядерного удара и нанести точный удар за несколько тысяч километров, на другом конце света.

Вероятно, что система управления и наведения новой ракеты будет инерционного типа, гироскоп для измерения угловой скорости в 2012 году разрабатывался в НПЦ автоматики и приборостроения.

Больше информации по новой ракете мы должны получить уже в ближайшие годы, сейчас остается только гадать. Правда, не слишком понятно, как можно разместить все боевые заряды с «Воеводы» на ракете, которая имеет массу в два раза меньше.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то