Последние советские тяжёлые истребители танков. Последние советские тяжёлые истребители танков Объект 268 вариант 5 пт 10 ссср

В игре грядут очередные перемены и теперь изменениям подвергнется ветка советских ПТ-САУ. В игру будет вводиться новый ТОП: Объект 268 4 вариант. Это новшество сдвигает все имеющиеся машины со своих позиций вниз. В частности, Объект 263, кстати, очень интересная машина, но со сложным и тернистым путём прокачки переезжает на 9 уровень, при этом сохраняет практически все боевые характеристики.

Её место занимает очередной «бумажный проект» Объект 268 4 вариант. Насколько будет равноценная такая замена, ведь введение новой ПТ-шки уже вызвало бурю обсуждений? Попробуем самостоятельно разобраться в играбельности этой машины.

Объект 268 вариант 4 тактико-технические характеристики

Начнём обзор с базовой комплектации. Итак, разработчики «наградили» новичка запасом прочности в 2 100 единиц , что считается неплохим показателем для 10-го уровня. Мощность двигателя составляет 1 000 л. с. при конструкционной массе техники в 50 тонн. Совокупность параметров даёт удельную мощность в 20 «лошадок» на тонну живого веса.

Благодаря этому, ПТ может разгоняться до 55 км/час . В принципе, это неплохой показатель, но у машины сильно хромает манёвренность. Гусеничная база вращается со скоростью 21 градус, соответственно играть нам предстоит на неповоротливом танке. Кроме этого, крейсерская скорость держится только по прямой: любой поворот, и новый Объект притормаживает, как сошедший с рельсов трамвай.

Удивили разработчики и с радиусом обзора, выделив для топовой ПТ всего 370 метров, хотя у большинства одноклассников, это значение варьируется в пределах 390-400 м . Коэффициент маскировки составляет 24.4%, поэтому через двойные кусты можно стрелять без риска быть обнаруженным.

Переходим к вооружению. Для нагиба рандома здесь имеется 152-миллиметровое орудие М-53с с разовым уроном в 750 единиц. Отметим, что показатели бронепробития достойны уважения: 293 мм для бронебойного снаряда. Зарядив голду, мы увеличиваем этот показатель до 360 мм, соответственно можем накидывать любым соперникам, не особо заморачиваясь выцеливанием уязвимых зон. Углы горизонтального наведения составляют 24 градуса (по 12 в каждую сторону), что обеспечивает комфортный радиус обстрела из неподвижного положения. Скорость сведения вполне приемлемая: круг сужается за 2 секунды.

Однако на этом бочка мёда заканчивается и остаётся огромный половник дёгтя. В частности, на Об. 268 4 установлено откровенно косое орудие с разбросом 0.45 на сто метров . Это прямо указывает, что любителям дистанционных перестрелок на этой ПТ ловить явно нечего: машина предназначена для боя на ближних и дальних дистанциях.

Второй неприятный, но вполне ожидаемый момент: слабые УВН . Ствол опускается всего на 5 градусов , однако, учитывая заднее расположение рубки этого следовало ожидать. И, наконец изюминка – время перезарядки составит 21.4 сек . В этом плане, советский топовый Объект близок к немецкому нагибатору Jagdpanzer E 100, который перезаряжается 20 секунд. Однако на «немце» установлено более точное орудие, способное наносить свыше 1 000 урона. Соответственно в плане ДПМ советский ТОП оказался не на высоте.

Венец эволюции ветки развития советских ПТ-САУ имеет немало белых пятен. Сложно предположить, как машина поведёт себя в рандоме, поэтому предварительные рекомендации по установке дополнительных модулей будут следующими:

  • Стабилизация – точность орудия явно нуждается в улучшении.
  • Досылатель – исправляем скорость перезарядки.
  • Просветлёнка или стереотруба – нужно что-то делать с куцым радиусом обзора.

Если обзор не играет лично для вас решающей роли, можно поэкспериментировать с установкой маскировочной сетки или улучшенной вентиляцией.

Численность экипажа здесь аналогична Объекту 263, поэтому можно без зазрения совести воспользоваться опытом предшественника и прокачать боевые навыки танкистов в такой последовательности: Не игнорировать боевые расходники, поэтому огнетушитель, ремкомплект и аптечка должны присутствовать в каждом бою.

В плане защищённости, топовая ПТ-САУ СССР выглядит неплохо. В отличие от предшественника, здесь появилась закрытая рубка, что сделает попадания артиллерии менее болезненными. В лобовой проекции корпуса мы имеем заявленные 250 миллиметров брони. При этом бронепластины расположены под рациональными углами, что повышает коэффициент бронирования ВЛД и передней части рубки до 290 мм в приведёнке. Кроме этого, нужно учитывать маску орудия, которая повышает защиту до 300 мм.


Корма и борта имеют толщину бронелиста в 100 мм, поэтому показываться врагам под этим ракурсом крайне не рекомендуется. Добавим, что внешний вид у нового 268 Объекта довольно рикошетный, а комфортные УВН вполне позволяют танковать ромбом.

Как играть на Объект 268 вариант 4?

В отличие от предшественника, который перезаряжался 9 секунд и мог набивать порядка 3 500 урона в минуту, комфортно чувствуя себя в открытом противостоянии, Объект 268 4 Вариант представляется этакой засадной мышью. Учитывая долгий перезаряд и слабую манёвренность, ПТ не сможет в одиночку рвать фланг сметая всё на своём пути. Оптимальный вариант – это вторая линия обороны, откуда можно не торопясь накидывать урон по засвету команды.

В качестве альтернативы, можно применять командный раш. В этом случае, даём шот (желательно результативный) и уходим на долгое КД, тролля противников и прикрывая товарищей своей бронированной тушкой.

Не стоит забывать, что Объект наделён неплохой скоростью, поэтому можно прогуляться во вражеский тыл за артой или вернутся для защиты базы. Но здесь важно всегда учитывать, что при игре в соло-режиме, танк превращается в машину «одного выстрела» без права на ошибку. Поэтому не попав по СТ или светлячку, захватывающему базу, нужно приготовиться к тому, что противник плюнет на захват и решит пополнить копилку ещё одним фрагом.

Стоит ли качать Объект 268 вариант 4?

Предварительный анализ показывает, что Объект 268 4 Вариант не является полноценной заменой своему предшественнику. Однако в целом, машина вполне достойна того, чтобы появиться в ангаре игроков. Отметим, что приведённые характеристики не являются окончательными и гарантированно будут «допиливаться» разработчиками. Поэтому имеется неплохой шанс дождаться конструктивных улучшений и увидеть настоящую имбу.

Хороша ли альтернативная замена 263 Объекту: Объект 268 4 Вариант?

Объект 263 будет смещён на 9 уровень уступив место новой топовой ПТ 10-го уровня Объект 268 4 вариант. Такая перестановка отразится на всей ветке развития, вносимые изменения можно увидеть ниже. Экипаж нового Объекта состоит из 5 человек, полные тактико-технические характеристики перед вами. Важно понимать, что данные не окончательные и будут изменяться.

Объект 268 – это одна из предполагаемых модификаций тяжёлого танка Т-10. Работы в этом направлении проводились в 1952 году. Конструкторы планировали разместить орудие в кормовой части, для чего требовалась установка неподвижной рубки закрытого типа. Однако даже бумажный проект показал, что корпусу прототипа потребуется серьёзная переработка, поэтому работы были свёрнуты, ни одной боеспособной ПТ-САУ этого образца, реализованного в металле никогда не существовало.

Объект 268 вариант 4 видео

5-08-2016, 19:08

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сейчас мы поговорим о новой и очень интересной машине, первой советской ПТ-САУ десятого уровня с вращающейся башней – это Объект 268 Вариант 5 гайд.

Первое, о чем хочу сказать, данный агрегат построен на базе всем знакомого тяжелого танка Т-10, то есть имеет практически такой же корпус, но имеет абсолютно другую, вращающуюся на 360 градусов башню. Касательно того, как получить Объект 268 Вариант 5 WoT, точной информации пока нет, возможно, ее будут выдавать за бои на ГК, а может, за выполнение ЛБЗ, но даже точных сроков выхода этой машины пока нет.

ТТХ Объект 268 Вариант 5

Перед тем как мы начнем рассматривать параметры этой машины, вы должны понять, что эти цифры еще могут поменяться, ведь танк пока тестируется. Что же касается всех этих цифр, мы имеем средний среди ПТ-САУ на уровне запас прочности и не очень хороший обзор в 360 метров.

Если же посмотреть на Объект 268 Вариант 5 характеристики бронирования, то тут все относительно. Начнем с приятного, наша башня в лобовой проекции очень хорошо бронирована, а рациональные наклоны и скосы, вместе с довольно большой маской орудия, дает еще более приятные приведенные значения. Проблемой можно считать только предательский дальномер на крыше, в который нас пробить не составит труда.

Касательно лба корпуса, он такой же, как у Т-10, с тем же щучьим носом, но я бы назвал этот элемент танка уязвимым. Конечно, ПТ-САУ Объект 268 Вариант 5 World of Tanks сможет отражать выстрелы некоторых восьмых уровней, но вот девятки и десятки наш щучий нос пробить без проблем.

В плане подвижности все очень достойно. Хорошая максимальная скорость, высокие показатели динамики в размере 15 лошадиных сил на тонну веса и только скорость поворота ходовой у Объект 268 Вариант 5 WoT слабая, но наличие башни сглаживает эту небольшую оплошность.

Орудие

Касательно вооружения, у нас на борту стоит такая же пушка, как у классического Объекта 268. Она обладает идентичным альфастрайком, точно таким же шикарным бронепробитием, но вот в большинстве остальных параметров уступает прокачиваемому собрату.

Первое, в чем мы несколько хуже, Объект 268 Вариант 5 орудие имеет меньшую скорострельность, за счет чего и урон в минуту оставляет желать лучшего, примерно 2300 единиц без оборудования, против 2727 у оригинальной топовой ПТ СССР.

В плане точности все тоже слабовато. Разброс у нас довольно большой, сводимся действительно долго, да и стабилизация в движении никакущая. Хотя, надо отдать должное, если стоять на месте и только вращать башней, ПТ-САУ Объект 268 Вариант 5 стабилизирована не так уж плохо. Что же касается углов вертикальной наводки, они у нас слабые, пушка опускается вниз всего на 5 градусов.

Преимущества и недостатки

Основные характеристики и параметры орудия рассмотрены, так что можно подвести первые итоги, выделив наиболее сильные и слабые стороны нашей машины. В очередной раз напомню, что у Объект 268 5 ТТХ пока не окончательны, и что-то может поменяться.
Плюсы:
Крепкая лобовая броня башни;
Отличные параметры бронепробития;
Мощный альфастрайк;
Хорошая мобильность и динамика;
Наличие вращающейся на 360 градусов башни.
Минусы:
Посредственное бронирование корпуса;
Невысокий для ПТ-10 ДПМ;
Плохой обзор;
Слабая точность и долго время сведения.
Некомфортные углы вертикальной наводки.

Оборудование для Объект 268 Вариант 5

В плане подбора дополнительных модулей в случае с этой машиной, все довольно очевидно. Мы должны постараться компенсировать наиболее ярко выраженные недостатки, связанные с уроном в минуту, точностью и обзором, но несколько альтернатив на выбор все же будет. Итак, на Объект 268 Вариант 5 оборудование ставим следующее:
1. – очень важный элемент, позволяющий увеличить отстающий ДПМ.
2. – при посредственной точности и длительном сведении этот вариант подходит как нельзя лучше.
3. – позволит повысить наносимый в минуту урон, улучшит сведения, даст прирост к обзору, отличный модуль.

Разумеется, третий пункт никак не позволит решить плачевную ситуацию с дальностью обзора и если для вас эта характеристика важна, можете поставить или . Что именно из этого выбрать каждый для себя решит сам, скажу лишь, что в первом случае можно будет в полной мере использовать свою подвижность, а с «рогами» советский танк Объект 268 Вариант 5 требует более пассивного стиля игры.

Обучение экипажа

Что касается выбора умений и последовательности их изучения, ничего инновационного делать не стоит. Мы преследуем те же цели, что и в случае с оборудованием, только добавляем сюда все самое необходимое. Кстати, экипаж в танке сидит не совсем стандартный, но бояться этого не стоит, на Объект 268 5 перки качаем в такой последовательности:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Объект 268 Вариант 5

Расходники на этот агрегат мы будем выбирать абсолютно стандартно. Для тех, у кого нет хорошего запаса серебряных кредитов и в минус уходить категорически нельзя, подойдет , и . Но если проблем с запасами игровой валюты нет, смело возите на Объект 268 Вариант 5 снаряжение в виде , , , а последний вариант при желании можете поменять на .

Тактика игры на Объект 268 Вариант 5

Как и всегда, чтобы играть хорошо, стабильно держать достойный средний урон, не уходить в минус и прочее, нужно уметь пользоваться преимуществами своего танка и стараться сглаживать недостатки в каждом бою.

Касательно того как играть, на Объект 268 Вариант 5 тактика ведения боя может быть несколько разнообразной. Разумеется, стоя в кустах на второй линии вы будете чувствовать себя более защищенно и реализовывать ДПМ в таких реалиях проще. Все что вам нужно: занять удачную позицию, откатываться за кус или более серьезно укрытие после выстрела, периодически переезжать и работать по чужому засвету.

Однако наличие вращающейся и хорошо бронированной башни, а также хорошей подвижности, дает возможность использовать Объект 268 Вариант 5 танк World of Tanks несколько иначе. Мы можем сближаться с врагом, становиться за спины союзных тяжей и играть как тяжелый танк.

В таком случае важно понимать, что нам желательно скрывать свой уязвимый корпус и танковать башней, не забывая про плохое склонение орудия. Играем от альфы, делаем выстрел и сразу прячемся на время перезарядки. При этом вы на своей ПТ-САУ Объект 268 5 WoT должны слегка пританцовывать, что противнику было сложнее попасть по дальномерам на крыше, а выбирая направления для атаки, позаботьтесь о том, чтобы артиллерия не могла вас достать.

В остальном все как обычно. Следите за мини-картой, анализируйте ситуацию в бою и старайтесь не оставаться в одиночестве, все-таки маневренность у нашей машины слабая, да и башня вращается довольно медленно.

В годы Второй мировой войны тяжёлые самоходные установки играли важную роль на полях сражений. Неудивительно, что после её окончания разработка тяжёлых САУ, одной из основных задач которых являлась борьба с вражеской бронетанковой техникой, продолжилась конструкторами разных стран. Тем удивительнее факт, что до стадии изготовления в металле дошли лишь единичные проекты, а в серию не пошла ни одна из этих грозных машин. И Советский Союз, в котором была создана тяжёлая САУ Объект 268 , не стал в этом плане исключением.

Предельный вес

Как и в случае с тяжёлыми танками, предполагалось, что перспективные советские тяжёлые САУ будут очень хорошо защищёнными машинами, обладающими длинными орудиями калибра 152 мм. Первые требования на подобные установки датированы ещё 1945 годом, хотя реальные работы начались годом позже. Проектировались они на базе танков Объект 260 (ИС-7) и Объект 701 (ИС-4).

Для самоходной установки на базе ИС-4, имевшей обозначение Объект 715, предполагалось использовать 152-мм пушку М31 разработки завода №172, одинаковую по баллистике со 152-мм пушкой большой мощности БР-2. Это же орудие планировалось использовать и для проекта самоходной установки Кировского завода в Ленинграде. Как именно она называлась - до конца не ясно. Одни источники указывают индекс Объект 261, другие называют её Объект 263.

Позже КБ завода №172 разработало ещё более мощное орудие, получившее обозначение М48. В целом, оно повторяло по конструкции М31 и имело похожий дульный тормоз, но начальная скорость его снаряда была доведена до 1000 м/с. Для такого мощного орудия разрушение любого вражеского танка или ДОТа не являлось большой проблемой. Ту же пушку предполагалось разместить и в полуоткрытой самоходной установке Объект 262.

Главным препятствием на пути всех этих планов оказалось затягивание работ по ИС-7 и проблемы с освоением серийного производства ИС-4. Последняя активность по обеим самоходным установкам датирована 1947 годом, после чего работы заморозили «до лучших времён». Которые так и не наступили.

18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. Закономерно, что вслед за ИС-4 и ИС-7 приказали долго жить и разработки самоходных установок на их базе.

Согласно тому же постановлению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу опытного завода №100 (г. Челябинск) было дано задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тонн. Работы, получившие чертёжный шифр 730, привели к созданию тяжёлого танка ИС-5 . Эскизный проект нового тяжёлого танка был представлен в апреле 1949 года, а уже 14 сентября на ЧКЗ закончили сборку первого опытного образца.

Вполне логично было на той же базе разрабатывать и самоходную установку, но с этим конструкторы не торопились. Еще живо было воспоминание о том, чем закончились работы по самоходам на базе ИС-7 и ИС-4. Отмашку дали только в тот момент, когда стало ясно, что 730-й объект получился вполне удачным, и принятие его на вооружение не за горами.

САУ Объект 116 (СУ-152П) на испытаниях. Установленная на нём 152-мм пушка М53 использовалась ОКТБ Кировского завода как база для орудия новой САУ

В литературе, посвящённой Т-10 и машинам на его базе, начало работ по штурмовой самоходной установке обычно датируют 2 июля 1952 года. На самом деле хронология событий несколько иная. Дело в том, что самоходную установку обычно делают под вполне определённую артиллерийскую систему. А той пушки, что в итоге «прописалась» на машине, известной как Объект 268, не было даже в проекте ещё 1,5 года после начала работ. Но работы над этим орудием начались гораздо раньше.

С этой точки зрения история новой тяжёлой САУ началась ещё в 1946 году, когда параллельно с М31 и М48 КБ завода №172 начало разработку 152-мм пушки М53. Это орудие с начальной скоростью снаряда 760 м/с разрабатывалось для самоходной установки Объект 116, известной как СУ-152П. И орудие, и саму установку построили в 1948 году. Испытания показали недостаточную кучность системы, и проект закрыли. Ныне СУ-152П можно увидеть в экспозиции парка «Патриот». Так вот, именно эта артиллерийская система в несколько изменённом виде и предполагалась в качестве вооружения перспективной самоходной установки.


Эскизный проект модифицированной для установки в тяжёлую САУ 152-мм пушки М53, 1952 год

Работы по новой машине, исходно не имевшей никаких обозначений, первоначально возглавил П. П. Исаков. Разработкой завода занимался коллектив Особого конструкторско-технологического бюро (ОКТБ) Ленинградского Кировского завода. Машину проектировали сразу в трёх вариантах, два из которых заметно отличались от того Объекта 268, который сейчас довольно широко известен. О том, что проектирование началось ещё до июля 1952 года, красноречиво говорят даты, стоящие в эскизных проектах 2-го и 3-го вариантов – 25 апреля 1952 года. Уже к тому моменту были известны основные параметры машины. Одним из главных требований к САУ являлось ограничение по весу: её боевая масса не должна была превышать 50 тонн.


САУ на базе Объекта 730, вариант №2. К слову, первый тяжёлый самоход с кормовым размещением боевого отделения прорабатывался Н. Ф. Шашмуриным ещё в 1944 году

Вариант №2 проектируемой тяжёлой САУ предусматривал кормовое размещение боевого отделения. За счёт этого длину корпуса удалось сократить до 6675 мм. Всю носовую часть машины занимало моторно-трансмиссионное отделение, так что механику-водителю там места не нашлось. Его посадили в боевое отделение, где он размещался справа по ходу движения. При такой компоновке обзор у механика-водителя оказался неважным.

Подобные неудобства компенсировались сравнительно небольшим вылетом орудия за габариты машины – 2300 мм. Толщина лба рубки составляла от 150 до 180 мм, борта 90 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину всего 75 мм, но при этом угол его наклона составлял 75 градусов. Одним словом, машина имела вполне достойную защиту. Экипаж машины состоял из четырёх человек. Для облегчения работы заряжающего снаряды находились в специальном барабане позади орудия.


Проект №3, предусматривавший установку орудия во вращающейся башне, апрель 1952 года

Не менее оригинально выглядел и третий вариант самоходной установки. По большому счёту, это была даже не самоходная установка, а танк, у которого из-за более мощного и тяжёлого орудия пришлось уменьшить толщину брони.

Впрочем, разница между Объектом 730 и проектируемой СУ-152 (так эта машина обозначена в документации) достаточно существенна. Башню для САУ конструкторы разработали с нуля, причём для нормальной установки в ней 152-мм орудия диаметр погона пришлось увеличить с 2100 до 2300 мм. Максимальная толщина брони башни достигала 200 мм. В башне располагался и боекомплект, размер которого остался тем же – 30 выстрелов. Основную боеукладку предполагалось разместить в кормовой нише, что немного облегчало работу заряжающего.

Из-за новой башни пришлось менять и корпус, длина которого, по сравнению с 730-м, выросла на 150 мм. Толщина верхних бортовых листов снижалась до 90 мм, а нижних – до 50 мм, делалось это для сохранения боевой массы в пределах 50 тонн. С той же целью была снижена и толщина верхнего лобового листа и листов кормы, до 60 и 40 мм соответственно. Спаренного пулемёта на самоходе не предусматривалась, но наверху должна была устанавливаться зенитная установка крупнокалиберного пулемёта КПВ.

Таким образом, к лету 1952 года проектирование самоходной установки на базе «Объекта 730» не началось, а уже приобрело вполне оформившиеся очертания. Распоряжение Совета министров СССР от 2 июля 1952 года скорее «узаконило» работы по машине, а также внесло ряд поправок в уже шедшие проектные работы. Примерно в это же время самоходная установка получила чертёжный индекс 268, а сама тема стала именоваться Объектом 268.

В литературе указывается, что всего по теме Объекта 268 было разработано 5 вариантов машины. Это одновременно и так, и не так. Дело в том, что два варианта, упомянутые выше, разрабатывались ещё до получения финальных тактико-технических требований. И они даже не носили шифра 268.

Поэтому фактически речь идёт о трёх вариантах машины, два из которых представляли собой эволюцию разработанных ранее эскизных проектов. Оба эти варианта в переработанном виде были готовы в декабре 1952 года. При этом артиллерийская система, которую предполагалось устанавливать в эти машины, всё ещё продолжала проектироваться.

Согласно предварительным расчётам, начальная скорость её снаряда должна была составить 740 м/с. За основу бралась самоходная пушка М53, которая переделывалась с использованием отдельных узлов 122-мм танковой пушки М62-Т. Согласно расчётам, общая масса такой системы, не имевшей официального обозначения, составляла 5100 кг.


Вариант №4 отличался усиленной бронезащитой и более просторным боевым отделением, где находилось уже 5 членов экипажа

Переработанный проект второго варианта самоходной установки, получивший порядковый номер 4, ОКТБ Кировского завода подготовил к 18 декабря 1952 года. На сей раз машина уже имела шифр 268, а в качестве её главного конструктора фигурировал Ж. Я. Котин. Внешне 4-й вариант был сильно похож на 2-й, но на самом деле различия оказались существенными.

Для начала, длину корпуса увеличили до 6900 мм, то есть почти до длины Объекта 730. Одновременно длина выноса ствола орудия за габариты корпуса уменьшилась на 150 мм. От скошенного кормового листа рубки конструкторы отказались, что положительно сказалось на внутреннем объёме боевого отделения. Такие изменения были крайне необходимы, поскольку, согласно новому техническому заданию, экипаж машины был увеличен до 5 человек.

Новым членом экипажа стал второй заряжающий, располагавшийся позади командира. Сам командир получил новую командирскую башенку с дальномером, а впереди него появилась пулемётная установка с «кривым» стволом. Немного переделали и место механика-водителя, которое получило новые смотровые приборы. Система с «барабаном» осталась на месте, при этом авторы эскизного проекта подчёркивали, что за счёт большого внутреннего объёма возможна установка и более мощного вооружения. Параллельно с увеличением объёма боевого отделения повысилась бронезащита. Толщину нижнего лобового листа корпуса подняли до 160 мм. Толщина лба рубки осталась 180 мм, но при этом скосы толщиной 160 мм выполнялись под большим углом. При всём этом масса машины осталась в пределах 50 тонн.

10 декабря 1952 года был закончен переработанный вариант 3-го варианта САУ, получивший 5-й порядковый номер. Длину его корпуса сократили до уровня 730-го объекта (6925 мм), при этом были переделаны верхние бортовые листы, ставшие гнутыми. Немного изменился и лоб корпуса, но толщина этих деталей осталась неизменной. Сохранение длины корпуса в пределах базового танка было обусловлено установкой двигателя В-12–6, который, к слову, в итоге появился и на тяжёлом танке Т-10М. На него же позже «перекочевал» и увеличенный башенный погон.

Переделкам подверглась и башня, рассчитанная на 4 человек. Командир здесь также получил новую командирскую башенку, а вот кривоствольный пулемёт инженеры ОКТБ Кировского завода отдали заряжающему. К слову, оба переработанных проекта унаследовали и установку зенитного пулемёта КПВ.


Вариант №5 отличался от предшествующего варианта №3 рядом переделок и увеличением экипажа до 5 человек

Оба этих варианта, впрочем, дальше эскизных проработок не пошли. В январе 1953 года проекты были представлены на суд научно-технического комитета Главного бронетанкового управления (ГБТУ) и Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения (МТиТМ). Изучив их, члены НТК пришли к выводу, что эти проекты предусматривают необходимость серьёзной переделки корпуса Объекта 730 и потому не подходят.

Комиссия утвердила к дальнейшей работе совсем другой, куда более «спокойный» проект, требовавший минимальных переделок базового шасси. Из числа серьёзных изменений в нём требовалась лишь установка чуть более компактного двигателя В-12–6, который, кстати, предусматривался и в варианте №5.

Переработанная версия проекта была представлена в июне 1953 года. Также комиссии была представлена деревянная модель в масштабе 1:10. А 25 августа по теме Объекта 268 было дано заключение за подписью генерал-полковника А. И. Радзиевского.

В ряде источников указывается, что на этом этапе конструкторские работы застопорились, но это не так. Безусловно, на работы по самоходу несколько повлияло принятие 28 ноября 1953 года на вооружение Объекта 730, ставшего впоследствии танком Т-10. Тем не менее, работы по машине продолжились. Ведущим инженером Объекта 268 стал Н. М. Чистяков, до того трудившийся в Нижнем Тагиле на должности начальника сектора нового проектирования. Там при нём начиналась работа по среднему танку Объект 140, но по ряду причин конструктор покинул Нижний Тагил и перебрался в Ленинград. Общее руководство легло на Н. В. Курина, ветерана Кировского завода и автора ряда самоходных установок.


Эскизный проект финальной версии Объекта 268, июнь 1954 года

Была, впрочем, ещё одна причина, тормозившая работу по Объекту 268, которую некоторые исследователи не учитывают. Дело в том, что орудие, которое предполагалось ставить на самоходную установку, всё ещё находилось на стадии проектирования. Между тем, коллектив завода №172 не сидел сложа руки. Вслед за 122-мм пушкой М62, предлагавшейся для установки в перспективные танки Объект 752 и Объект 777, пермские оружейники в начале 1954 года наконец добрались и до калибра 152 мм.

С момента проектирования М53, модифицированную версию которой предполагалось ставить на Объект 268, прошло 7 лет, а развитие артиллерии в эти годы не стояло на месте. В результате на свет появился проект 152-мм орудия, получившего обозначение М64. Начальная скорость его снаряда была почти такой же, как и у М53 (750 м/с), но длина ствола заметно уменьшилась. С учётом того, что боевое отделение Объекта 268 находилось примерно там же, где и боевое отделение Т-10, это было очень важно. Для сравнения, модифицированная М53 имела общую длину по горизонтали от оси вращения башни до кончика дульного тормоза 5845 мм, а М64 - 4203 мм. С новым орудием вылет ствола составил всего 2185 мм.


Такой машину изготовили в металле. Весна-лето 1957 года

Официально технический проект М64 был рассмотрен Главным артиллерийским управлением (ГАУ) в августе 1954 года. На деле же информацию по новому орудию коллектив ОКТБ Кировского завода получил раньше. Уже упоминавшийся тезис о том, что проектные работы по Объекту 268 к осени 1953 года застопорились, звучит немного странно на фоне того, что чертёжная документация по машине датирована 20-ми числами июня 1954 года.

На чертежах (всего проектная документация содержала 37 листов) изображена машина, которая максимально похожа на тот Объект 268, который впоследствии был построен в металле. Концептуально машина здорово напоминала немецкую самоходную установку Jagdtiger, максимально унифицированную с тяжёлым танком Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.

Принципиальная разница между двумя машинами была в том, что советским инженерам удалось не только вписаться в габариты корпуса Т-10, но и сохранить такую же боевую массу. А по высоте Объект 268 оказался даже чуть ниже Т-10. От предыдущих проектов машина унаследовала командирскую башенку с дальномером. Как и в случае с предшественниками, толщину корпуса с бортов и кормы пришлось снижать, а вот толщина бортов рубки выросла до 100 мм. Вполне внушительной оказалась и защиты рубки со лба – 187 мм. За счёт того что рубка была расширена до общей ширины корпуса, она оказалась вполне просторной.

Между прошлым и будущим

Финальная смета по Объекту 268 была закончена в марте 1955 года. Тогда же были утверждены и сроки изготовления опытных образцов. Согласно планам, первый образец Объекта 268 ожидалось получить в I квартале 1956 года, ещё два экземпляра должны были быть изготовлены в IV квартале. Увы, как раз в этот период начались работы над тяжёлыми танками нового поколения, Чистяков возглавил работы над тяжёлым танком Объект 278, и это прямым образом отразилось на сроках готовности САУ.

Что же касается завода №172, то создание опытного образца 152-мм орудия М64 он закончил в декабре 1955 года. А в феврале 1956 года, после программы заводских испытаний, орудие с серийным номером 4 отправилось в Ленинград, на Кировский завод.


Спереди машина выглядела очень внушительно. Удивительно, но по высоте она оказалась ниже ИСУ-152

Затягивание работ привело к тому, что первый опытный образец Объекта 268 был закончен только к осени 1956 года. В целом машина соответствовала проектной документации, хотя некоторые изменения всё же имели место. К примеру, от выпуклой крыши рубки было решено отказаться. Вместо неё самоходная установка получила крышу более простой в изготовлении конструкции. Не оказалось у машины пулемёта с «кривым» стволом, на его месте у опытной машины была заглушка. Более простой стала и форма кормового листа рубки, который решили не делать гнутым. Эта деталь была выполнена съёмной, поскольку через неё производился монтаж и демонтаж орудия.

Экипаж машины остался тем же и насчитывал 5 человек. Благодаря удачной компоновке внутри машины было совсем не тесно, работать в ней мог даже очень высокий человек. И это при том, что боекомплект крупнокалиберного орудия составил 35 выстрелов. Удобство работы экипажа было обусловлено в том числе и конструктивными особенностями орудия. Во-первых, М64 имела эжектор, благодаря чему удалось свести к минимуму попадание в боевое отделение пороховых газов. Во-вторых, орудие получило механизм заряжания, что заметно облегчило работу заряжающих.


Объект 268, вид с правого борта

Заводские испытания опытного образца Объекта 268 начались осенью 1956 года, а закончились весной 1957 года. В целом машина продемонстрировала характеристики, близкие к расчётным. По ходовым качествам Объект 268 почти совпал с Т-10, в том числе и по максимальной скорости.

Вскоре после испытаний самоходная установка отправилась на НИИБТ Полигон в Кубинку. Испытания стрельбой показали, что завод №172 не напрасно затянул разработку орудия. М64 по кучности огня явно превосходила МЛ-20С, которая устанавливалась на ИСУ-152. Новое орудие оказалось лучшим и по начальной скорости снаряда, и по дальности стрельбы, и по скорострельности.

Увы, но всё это уже не играло никакой роли. От постройки ещё двух опытных образцов Объекта 268 было решено отказаться, а первый прототип машины отправился в музей при НИИБТ Полигоне. Ныне это экземпляр находится в экспозиции парка «Патриот». Недавно силами музейных сотрудников удалось привести САУ в ходовое состояние.

Появись Объект 268 пятью годами раньше, шансы пойти в серию у него были бы очень высокими. Машина получилась удачной, вполне удобной для работы экипажа и хорошо защищённой. Но к 1957 году произошёл целый ряд событий, которые в совокупности сделали запуск в серию подобных САУ бессмысленным.

Для начала, с 1955 года началась разработка тяжёлых танков нового поколения (Объекты 277, 278, 279 и 770), имевших значительно более высокий уровень броневой защиты. Против них даже пушки М64 было уже недостаточно. В ГБТУ прекрасно отдавали себе отчёт, что конструкторы бронетанковой техники за рубежом тоже не сидят на месте. Получалось, что перспективная самоходная установка вооружена артиллерийской системой, которая уже устарела.

Кроме того, как раз в середине 50-х годов началась программа по модернизации ИСУ-152, которая значительно продлевала срок эксплуатации этих машин. В отличие от Объекта 268, который только предстояло запустить в производство, эти самоходки были уже здесь и сейчас. Да, МЛ-20 по всем параметрам уступала М64, но не столь существенно.

Наконец, производство Т-10 шло крайне медленными темпами. Загружать Кировский завод и ЧТЗ ещё и самоходными установками означало дополнительно сузить и без того не широкий ручеек Т-10, поступавших в войска. К тому же заводу №172 для производства новой САУ требовалось осваивать новую пушку.

Была и ещё одна причина, во многом совпадающая с тем, почему англичане примерно в это же время поставили крест на своих тяжёлых самоходных установках FV215 и FV4005 . Дело в том, что в 1956 году начались работы по проектам противотанковых управляемых ракетных комплексов. 8 мая 1957 года Совет министров СССР санкционировал работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами.

Многие тут же вспомнят «плохого Хрущева», но давайте посмотрим правде в глаза. Пусковая установка для противотанковой ракеты гораздо компактнее, чем пушка. Запуск ракеты куда проще, а главное, ею можно управлять в полёте. В результате при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок эффективнее. Неудивительно, что Объект 268 стал последней советской тяжёлой штурмовой САУ с пушечным вооружением.


Эскизный проект ракетного истребителя танков Объект 282Т, 1958 год

На этом работы над самоходными установками на базе Т-10 работы не прекратились. Во всё том же 1957 году ОКТБ Кировского завода начало разработку машины, получившей обозначение Объект 282. Часто его называют танком, но фактически это был тяжёлый истребитель танков. Создавался он с расчётом на вооружение 170-мм противотанковыми ракетами «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, вооружение поменяли. В финальной конфигурации машина, получившая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться либо 152-мм противотанковыми ракетами ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), либо 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).


Объект 282Т на испытаниях, 1959 год

Вышедшая на испытания в 1959 году машина разительно отличалась от предшествующих самоходных установок. Несмотря на такой внушительный боезапас и экипаж в 2–3 человека, танк стал несколько короче Т-10. А главное, его высота составила всего 2100 мм. Лобовая часть танка была переделана. Кроме того, конструкторы перенесли вперёд и топливные баки, отделив от них экипаж 30-мм перегородкой. Машина получила форсированный двигатель В-12–7 мощностью 1000 л.с. Её максимальная скорость выросла до 55 км/ч.

Одним словом, получилась неординарная машина, которую в конце концов погубило вооружение. Испытания показали, что установленная на Объекте 282Т система управления «Тополь» работает недостаточно надёжно, что и привело к сворачиванию проекта.


Таким должен был стать переработанный проект, носивший обозначение Объект 282К. До изготовления его в металле дело не дошло

В том же 1959 году ОКТБ Кировского завода разработало проект усовершенствованной машины, получившей обозначение Объект 282К. Её боевая масса возрастала до 46,5 тонн, а общая высота снижалась до 1900 мм. По задумке, машина оснащалась двумя пусковыми установками ТРС-132 (по 20 ракет для каждой), размещавшимися в бортах. В кормовой части находилась 152-мм пусковая установка ПУРС-2 с боезапасом 9 ракет. Система управлением огнём полностью заимствовалась у Объекта 282Т. В виду неудачи с испытаниями Объекта 282Т работы по Объекту 282 не вышли из проектной фазы.

На этом история проектирования самоходных установок на базе Т-10 завершилась.

Источники и литература:

  • Архив Сергея Нетребенко
  • Фотоархив Евгения Иванова
  • Отечественные Бронированные Машины ХХ век Том 3: 1946–1965, А. Г. Солянкин, И. Г. Желтов, К. Н. Кудряшов, Цейхгауз, 2010 г.
  • Фотоальбом “История КБМ”, 1967 год
  • Архив автора
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то