Орудие ис 3. Тяжелые танки ссср в послевоенный период. Двигатель и трансмиссия

Разработка проекта нового тяжелого танка, значительно превосходившего серийно выпускавшийся ИС-2 по броневой защите, началась в соответствии с постановлением ГКО № 5583 от 8 апреля 1944 года и имела свою предысторию. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина, возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Выяснилось, что не все части башни и корпуса поражались одинаково: в большей степени страдали лобовые части, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Результатом этих исследований и стал проект нового танка.

Все проектные работы велись в условиях жесткого соревнования между двумя конструкторскими коллективами - Опытным заводом №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж.Я.Котиным и A.C.Ермолаевым, стремившимся подтвердить свое лидерство в разработке тяжелых танков, и конструкторским бюро Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н.Л.Духовым и М.Ф.Балжи, надеявшимся показать свою зрелость и самостоятельность.

Главной особенностью проекта, предложенного челябинским заводом, была оригинальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В.Крученых. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм против 100 мм на тяжелом танке ИС-2.

Ж.Я.Котин подготовил свой вариант, базировавшийся на разработках Опытного завода по объектам 244, 245 и 248, в котором сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса. Дело в том, что практически на всех танках того периода верхняя лобовая часть как сварных, так и литых корпусов представляла собой поверхность, поставленную перпендикулярно продольной плоскости или же под небольшим углом к вертикали. Такая форма была необходима, пока в передней части танка сидели два человека. С исключением из экипажа стрелка-радиста, когда впереди остался один водитель, к тому же посаженный по центру, появилась возможность срезать углы на лобовой плите. Так, на ИС-2 в литой лобовой детали возникли «скулы». При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Конструкторы Опытного завода Г. Н. Москвин и В.И.Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название «нос с горбинкой» (впрочем, больше прижилось название «щучий нос»).

Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей объяснялся, с одной стороны, достижениями сварщиков во главе с академиком Е.О.Патоном, с другой - возможностями литейного производства, которое было полностью загружено изготовлением литых башен для танков ИС-2.

1 - 122-мм пушка; 2 - рым башни; 3 - прибор наблюдения наводчика; 4 - пулемет ДШК; 5 - турель; 6 - наружный топливный бак; 7 - ведущее колесо; 8 - опорный каток; 9 - очиститель ведущего колеса; 10-поддерживающий каток; 11 - упор балансира; 12 - трак гусеницы; 13 - прибор наблюдения заряжающего; 14 - крышка башенного люка; 15 - прибор наблюдения командира; 16 - серьги для самовытас-кивания; 17 - антенный ввод; 18 - маска пушки; 19 - кронштейн крепления пушки по-походному; 20-запасные траки. На виде сверху пулемет ДШК условно не показан. Вся деталировка выполнена в масштабе М1:25

28 октября 1944 года первый образец нового танка ЧКЗ вышел из ворот завода и подвергся ходовым испытаниям на Бродокалмакском тракте. Во время пробега обнаружилась течь масла из коробки передач, и машину возвратили в цех. Только в ноябре этот танк был допущен на заводские 1000-км испытания, которые вновь закончились неудачей. Конструкторам и технологам ЧКЗ стало ясно, что часть планируемых изменений может значительно затруднить серийное производство и дальнейшую эксплуатацию танка. Поэтому приняли решение отказаться от двигателя В-11 мощностью 620 л.с., сильно перенапрягавшего трансмиссию, и не изменять существующую конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии танка ИС-2, ограничившись только улучшением броневой защиты.

25 ноября 1944 года ЧКЗ изготовил второй опытный образец, который военная приемка назвала «Образец А», а завод - «Кировец-1». Вскоре, в соответствии с приказом командующего БТ и МВ КА он получил официальное наименование «тяжелый танк ИС-3 (образец № 1)».

После завершения заводских испытаний танк отправили на НИИБТполигон для прохождения государственных испытаний, которыв проводились с 18 по 24 декабря. Тогда же его осмотрел заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров. Он обошел машину со всех сторон, поднялся наверх, влез внутрь танка, сел на сиденье механика-водителя и, выслушав подробный доклад ведущего инженера машины М.Ф.Балжи, сказал:

Вот такая машина нужна армии!

В это же время Опытный завод № 100 и ЦНИИ-48 представили в НКТП свой проект модернизации броневой защиты ИС-2. В связи с этим в московском филиале ЦНИИ-48 провели сравнительный анализ двух проектов и пришли к выводу, что наилучшим решением вопроса об усилении бронезащиты танка ИС-2 является создание такой конструкции, в которой будут максимально использованы преимущества обоих вариантов. В частности, новая броневая защита танка ИС могла включать носовую часть корпуса по типу, предложенному заводом № 100 и ЦНИИ-48 (двухскатный нос); днище корпуса - по варианту ЧКЗ (корытообразное); в поперечном сечении башни мог быть использован принцип, предложенный ЧКЗ (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях - башни завода № 100 и ЦНИИ-48 (сечение, приближающееся к эллипсу).

Ориентировочные расчеты показали, что при использовании зтих предложений можно было создать (в пределах массы танка, указанной Кировским заводом и заводом № 100) такую конструкцию броневой защиты, которая снизила бы вероятность пробивания корпуса при обстреле 88-мм снарядами до 34% против 39,5% у корпуса завода № 100 - ЦНИИ-48, и 44,1% у корпуса Кировского завода.

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А.Малышеву поступили два самостоятельных проекта, два варианта одного танка. Первый представляли директор ЧКЗ И.М.Зальцман и главный конструктор Н.Л.Духов, второй - директор и главный конструктор Опытного завода Ж.Я.Котин. Рассмотрев проекты и учтя рекомендации ЦНИИ-48, В.А.Малышев издал приказ № 729 от 16 декабря 1944 года, в котором определялся дальнейший ход работ по созданию танка. Машине уже официально присваивался индекс «Кировец-1» Был утвержден график работ и определен объем опытной партии - 10 штук. Причем 8 из них было необходимо собрать уже к 25 января 1945 года.

Так родилась новая модель танка прорыва - плод совместных усилий двух кировских конструкторских коллективов, разделить которые, в принципе, невозможно. До образования Опытного завода основной состав конструкторов работал в штате и на территории ЧКЗ и лишь позднее был частично переоформлен на Опытный завод. Однако и этот состав в большинстве своем находился и работал на основном заводе, продолжая выполнять проектные и производственные задачи на ЧКЗ.

В рабочем календаре директора ЧКЗ И.М.Зальцмана, там, где он помечал выполнение графика работ, новая машина шла под именем «Победа». Но как ни хотелось ему дать «своей» машине громкое имя, танк пошел в серию под уже привычным названием - ИС-3. Единственно, чего добился серийный завод, так это того, что объектовый номер танку был присвоен по Челябинскому Кировскому заводу - объект 703.

1 - люк запасного выхода; 2 - пробка отверстия для слива воды; 3 - крышка подмоторного люка; 4 - крышка лючка для слива топлива из левых баков; 5 - крышка люка под механизмом выключения главного фрикциона; 6 - пробки отверстий для слива масла из ПМП; 7 - пробка отверстия для слива масла из коробки передач; 8 - крышка лючка для слива масла из масляного бака и топлива из правых баков; 9-броневая коробка котла обогревателя; 10-пробка отверстия для отвода газов лампы обогревателя

К 12 февраля 1945 года на ЧКЗ завершили сборку двух корпусов танка ИС-3 (№ 2 и № 3), которые отправили на НИИБТ полигон для испытаний обстрелом. А первый ИС-3 20 февраля предъявили военной приемке и отправили в Москву. Его полигонные испытания проводились с 23 марта по 11 апреля в Кубинке. После испытаний танк представили Г.К.Жукову и А.М.Василевскому. Маршалы доложили о новой машине И.В.Сталину, который и подписал решение ГКО № 7950сс о принятии танка на вооружение Красной Армии и производстве его на Челябинском Кировском заводе. 21 мая начальник Технического управления ГБТУ Красной Армии А.И.Благонравов подписал приказ «Об утверждении технической документации на танк ИС-3». На 24 мая было собрано 29 танков ИС-3, из которых только 17 прошли заводские испытания.

Тяжелый танк ИС-3 (объект 703) имел весьма совершенные для своего времени формы корпуса и башни с большими толщинами броневых листов. Лобовые листы корпуса были установлены в форме «щучьего носа» с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Верхней части борта был придан обратный наклон, чтобы уместить широкий погон башни. Наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленной массы усилить бронезащиту. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделали откидным.

Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной люк.

Литая башня имела приплюснутую сферическую форму. В крыше башни находился большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке ставился смотровой прибор заряжающего - МК-4; в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой был смонтирован смотровой прибор командира ТПК-1.

Этот прибор предназначался для наблюдения за местностью, определения дальности до цели, целеуказания и корректировки артогня. Развитой командирской башенки танк не имел. Еще один прибор МК-4, для наводчика, устанавливался в верхней части башни, слева по ходу.

Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатыми приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась. Максимальная скорость поворота башни составляла 12 град./с.

122-мм танковая пушка Д-25Т обр.1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ были установлены в литой маске. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы (с использованием телескопического прицела ТШ-17) составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня - 15 000 м. Скорострельность 2-3 выстр./мин.

На крыше башни на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе: 18 - с осколочно-фугасными снарядами и 10 - с бронебойными. Следует отметить, что для облегчения ориентировки заряжающего все укладки, предназначенные для размещения бронебойных снарядов, окрашивались в черный цвет, а остальные - в серо-стальной.

Боекомплект для пулемета ДТ состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемета ДШК - из 5 лент по 50 патронов, каждая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемет, остальные размещались в боевом отделении.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин. был установлен на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса.

1 - крышка люка; 2 - стакан кронштейна; 3 - пружина; 4 - кронштейн; 5 - валик; 6 - профильный кулачок; 7 - фиксатор; 8 - откидная ручка поворота крышки; 9- ось крышки люка; 10 - направляющая втулка; 11 - кольцо стопора; 12 - рукоятка; 13 - резиновая лента; 14 - стопорный болт; 15 - скоба; 16 - откидные ручки

В топливную систему танка входили четыре внутренних бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя. Четыре наружных цилиндрических бака емкостью по 90 л каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса (защелки с тросовым управлением). Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Силовая передача - механическая. Главный фрикцион - многодисковый, сухой (сталь по асбобакелиту). Коробка передач (КП) - восьмискоростная, с демультипликатором. Планетарные механизмы поворота -двухступенчатые, располагались на концах главного вала КП. Блокировочные фрикционы ПМП - многодисковые, сухие (сталь по стали). Тормоза плавающие, ленточные (чугун по стали). Бортовые передачи - понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.

Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорными катками. Механизм натяжения гусениц- винтовой, кривошипный.

На каждом борту имелось по шесть сдвоенных опорных и три поддерживающих катка. Подвеска катков - индивидуальная, торсионная. Гусеница - мелко-звенчатая, цевочного зацепления. Номинальное число траков в каждой гусенице - 86, минимальное - 79. Соединение траков - открытым шарниром. Шаг трака- 160 мм, ширина - 650 мм. Трак представлял собой отливку или фасонную штамповку.

На танке устанавливались радиостанция 10-РК-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Как уже упоминалось выше, первая партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в конце мая 1945 года. В боевых действиях Великой Отечественной войны и войны с Японией они участия не принимали.

Первый показ зтих боевых машин мировой общественности состоялся только 7 сентября 1945 года в Берлине во время парада союзных войск в честь окончания Второй мировой войны.

Парад принимали Главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Г.К.Жуков, командующий 3-й американской армией генерал Джордж Паттон, английский генерал Робертсон и французский - Кениг. Кроме того, присутствовало большое количество высших чинов, как советских, так и союзных войск. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы, блеснула выправкой 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 «Генерал Чаффи» и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли танки и бронетранспортеры французской 1-й танковой дивизии. Англичане выставили на парад 24 танка «Комета» и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И наконец, в заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели шоковое впечатление на наших западных союзников.

Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в мае 1945 года какое-то время - вместе с ИС-2).

Всего было выпущено 2311 танков.

ИС-3 состоял на вооружении тяжелых танко-самоходных полков Советской Армии. Боевое крещение этих машин в составе Советской Армии имело место в 1956 году в Венгрии. При этом несколько танков было потеряно.

Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относился выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др.

В1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 т. Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ (программа УКН для одного танка стоила 260 000 рублей) танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.

В конце 1950-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. Целью модернизации были выведение его на уровень боевых машин того периода и максимально возможная унификация узлов и агрегатов с более современными танками. При этом в конструкцию танка вносились следующие изменения и дополнения: увеличена жесткость корпуса путем введения планок в кормовой лист и раскосов в днище; в днище под КП вырезано отверстие и закрыто крышкой, приваренной внакладку, для увеличения зазора между КП и днищем; пулемет ДШК заменен на модернизированный ДШКМ, а пулемет ДТ - на ДТМ; уплотнен вращающийся колпак командирского люка; установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя; вместо В-11-ИС-3 установлен двигатель В-54К-ИС максимальной мощностью 520 л.с. Воздухоочистители типа «Мультициклон» заменены на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и зжек-ционным удалением пыли из первой ступени. В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом; на корме предусмотрено крепление двух 200-литровых бочек с топливом; усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменены сальниковые уплотнения; в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения. На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска. На части танков была снята система командирского управления. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими; установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120.

Следует подчеркнуть, что модернизация в значительной степени повысила надежность танка. Однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение.

1 - торсионные валики; 2 - смотровой прибор командира танка; 3 - крышка командирского люка наблюдения; 4 - захваты; 5 - копиры устройства командирского управления башней; 6 - левая крышка люка башни; 7 - правая крышка люка башни; 8 - рукоятки; 9 - смотровой прибор заряжающего; 10- захват крепления турели зенитной установки

В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По-видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950-х годах обе машины несколько раз участвовали в военных парадах. Впоследствии до начала 1970-х годов одна машина находилась в Военнотехнической академии в Варшаве, а затем использовалась в качестве мишени на одном из полигонов. Второму ИС-3 повезло больше - его передали в Высшую офицерскую школу танковых войск имени С.Чарнецкого, в музее которой он хранится до сих пор. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии.

Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны). В 1960-е годы в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку тяжелых танков.

Египетская армия получила первые танки ИС-3 в середине 1950-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-ЗМ, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962-1967 годах.

5 июня 1967 года израильские войска перешли в наступление на Синайском полуострове - началась война, получившая название «шестидневной». Решающую роль в операциях на сухопутном фронте играли танковые и механизированные соединения, основу парка которых с израильской стороны составляли американские танки М48А2 с 90-мм пушками, английские «Центурион» Мк5 и Мк7, модернизированные в Израиле путем установки 105-мм пушки, а также модернизированные танки М4 «Шерман» с французскими 105-мм пушками. С египетской стороны им противостояли танки советского производства: Т-34-85, Т-54, Т-55 и ИС-3. Последние, в частности, имелись в составе 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан Юнис - Рафах. Еще 60 ИС-3 имела 125-я танковая бригада, позиции которой находились близ Эль-Кунтиллы.

Тяжелые танки советского производства (как, впрочем, и все остальные) могли стать серьезной угрозой для израильтян. Однако этого не произошло, хотя несколько М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя ИС-3 проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались малый темп огня, ограниченный боекомплект и безнадежно устаревшая система управления огнем (для сравнения - на М48А2 стоял оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор наведения). Плохо приспособленными для работы в жарком климате были и двигатели ИС-3. Но, самое главное, - боевая подготовка египетских танкистов была намного ниже, чем израильских. Сказывался низкий общеобразовательный уровень основной массы личного состава, затруднявший освоение боевой техники. Невысоким был и морально-боевой дух солдат, не проявивших необходимой стойкости и упорства.

Последнее обстоятельство хорошо иллюстрирует уникальный сточки зрения танкового боя, но типичный для «шестидневной» войны эпизод. Один ИС-ЗМ был подбит в районе Рафаха ручной гранатой, случайно влетевшей в… открытый башенный люк. Египетские танкисты шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстрее покинуть танк в случае его поражения.

Солдаты 125-й танковой бригады, отступая, просто бросили свои танки, в том числе и ИС-ЗМ, которые достались израильтянам в совершенно исправном состоянии. В итоге египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-ЗМ. К 1973 году она располагала лишь одним танковым полком этих боевых машин. Данных о его участии в боевых действиях нет.

Армия обороны Израиля использовала захваченные ИС-ЗМ до начала 1970-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно у последних заимствовали и крышу моторно-трансмиссионного отделения. К арабо-израильской войне 1973 года большинство ИС-ЗМ было установлено в качестве неподвижных огневых точек, вкопанных в землю вдоль Суэцкого канала. В ходе боевых действий никакой существенной роли они не сыграли и вновь попали в руки египтян.

Этим исчерпывается единственный полноценный эпизод боевого применения в судьбе тяжелого танка ИС-3.

По своим тактико-техническим характеристикам ИС-3, безусловно, превосходил своего предшественника - танк ИС-2. Весьма лестную оценку «ИС-третий» находил и за рубежом. По мнению западногерманского эксперта доктора Фон Зенгера унд Эттерлина, «рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств».

Все это так, но перечисленные конструктивные недостатки отрицательно сказывались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.

В идео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Танк ИС-3М являлся усовершенствованным танком ИС-3, на котором были проведены мероприятия по устранению конструктивных недостатков, выявленных в период эксплуатации. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 10 июня 1949 г. на ЧКЗ были разработаны мероприятия по улучшению конструкции танка, проверенные на заводских испытаниях двух танков, и подготовлены для войсковых испытаний 10 танков. Начало работ, сроки и исполнители проведения мероприятий по устранению конструктивных недостатков на всех ранее выпущенных танках ИС-3 были определены Постановлением СМ СССР от 12 декабря 1950 г. Этим же постановлением к разработке мероприятий привлекалось конструкторское бюро ЛКЗ. Устранение конструктивных недостатков было проведено в 1952-1953 гг. на ЛКЗ и ЧКЗ. Всего было усовершенствовано 1068 танков, из них 751 танка на ЛКЗ и 314 - на ЧКЗ. Танк был снят с вооружения МО РФ Указом Президента РФ от 26 сентября 1997 г.

Основными мероприятиями по улучшению конструкции танка являлись: увеличение жесткости корпуса, установка дизеля В-54К-ПС мощностью 382 кВт (520 л.с.) вместо дизеля В-11-ИС3, более совершенного воздухоочистителя, радиостанции Р-113 и зенитной установки с пулеметом ДШКМ. На танке дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя ТВН-2, подогреватель НИКС-1 для обеспечения пуска двигателя при низких температурах, смотровой прибор командира ТПК-1 и система командирского целеуказания.

Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, спаренным с пушкой 7,б2-мм пулеметом ДТМ и 12,7-мм пулеметом ДШКМ для зенитной установки. При стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-17, при стрельбе из пулемета ДШКМ -коллиматорный прицел К10-Т Углы вертикальной наводки пушки находились в пределах от -3 до +20°. Максимальная скорость вращения башни при работе электромоторного привода составляла 9 град./с. Стрельба из пушки велась выстрелами с бронебойно-трассируюшими остроголовыми и тупоголовыми снарядами и осколочно-фугасными снарядами раздельно-гильзового заряжания. Дальность прямого выстрела бронебойно-трассирующим снарядом при высоте цели 2 м составляла 1000 м. Максимальная дальность стрельбы с помощью прицела ТШ-17 составляла 5000 м, с помощью бокового уровня -15 000 м. Боевая скорострельность из пушки не превышала 3 выстр./мин. В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке, 945 патронов к пулемету ДТМ и 200 патронов к пулемету ДШКМ. Кроме того, в танке укладывались два 7,б2-мм автомата АК-47 с 600 патронами, 20 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами.

Броневой корпус танка - сварной, башня - литая с вварной крышей. Двухскатная конструкция верхней носовой части корпуса была изготовлена из катаных броневых листов толщиной 120 мм, наклоненных под углом 55° от вертикали и имевших угол полворота 43°. Максимальная толщина брони лобовой части башни - 220 мм. Для тушения пожара в танке использовался ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2, находившийся в боевом отделении. Для постановки аэрозольных (дымовых) завес на верхнем кормовом листе корпуса крепились две дымовые шашки БДШ-5 с дистанционным управлением.

Основу силовой установки танка составлял дизель В-54К-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.). Для подготовки двигателя к пуску в зимнее время использовался подогреватель с низконапорной испарительной камерой сгорания (НИКС-1). Основным способом пуска двигателя являлся пуск с помощью электростартера СТ-700, дополнительным - пуск сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. В состав топливной системы двигателя входили четыре внутренних и четыре наружных топливных бака общей емкостью 770 л. Запас хода по шоссе составлял 300 км. Для увеличения запаса хода до 450 км была предусмотрена установка на верхнем кормовом листе корпуса двух бочек с топливом емкостью по 200 л. В системе воздухоочистки использовались два комбинированных воздухоочистителя ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли из бункера первой ступени. Трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование танка по сравнению с применяемыми на танке ИС-3 значительных изменений не претерпели, за исключением установки стартера СТ-700. Танк оснащался радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120.

Для использования танка ИС-3М в качестве командирской машины на ней устанавливались дополнительно радиостанция Р-112 и автономный энергоагрегат АБ-1-П/30 мощностью 1 кВт. Радиостанции Р-112 размещалась на правой стороне башни за счет изъятия укладки на семь снарядов к пушке. Десятиметровая полутелескопическая антенна для радиостанции Р-112 укладывалась в специальный кожух, изготовленный из трубы и кренившийся снаружи на правом борту. Энергоагрегат устанавливался справа от сиденья механика-водителя вместо боеукладки на 7 снарядных гильз.

Технические характеристики танка ИС-3М
Боевая масса - 49 т;
экипаж - 4 чел.;
оружие: пушка - 122 мм, пулемет - 12,7 мм, пулемет - 7, 62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.е.);
максимальная скорость - 40 км/ч.


производство СССР
Первый серийный ИС-3
ИС-3 обр. 1945 года
Классификация тяжёлый танк прорыва
Боевая масса, т 46,5
Компоновка классическая
Экипаж, чел. 4
История
Год(ы) производства 1945-1946
Год(ы) эксплуатации 1945-1993
Количество выпущенных, шт 2311
Использовался
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 9850
Ширина корпуса, мм 3150
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 465
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 82°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 56+30°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60° +
30 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0-60°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 110
Маска орудия, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Крыша башни, мм 20 / 82…90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм нарезная Д-25T
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28
Прицелы телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень
Пулемёт(ы) 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый
дизельный жидкостного охлаждения В-2ИС
Мощность двигателя, л.с. 520
то же, кВт. 328
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересеченной местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 185
Удельная мощность, л.с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 650
Удельное давление на грунт, кг/см 2 0,87
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,4

ИС-3 - советский тяжёлый танк . Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин » - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. в честь советского государственного, политического и военного деятеля, главы Советского правительства Иосифа Виссарионовича Сталина. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Эта боевая машина была разработана совместно конструкторскими бюро опытного завода №100 и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) во второй половине 1944 - начале 1945 года под руководством Ж. Я. Котина, который одновременно возглавлял оба этих коллектива. В апреле 1945 года началось его серийное производство на ЧКЗ, первые танки покинули сборочные цеха в следующем месяце. Поскольку ни в Великой Отечественной, ни во Второй Мировой войне ИС-3 в боях не участвовал, он считается своеобразным «водоразделом» между военным и послевоенным периодами советского танкостроения и его часто называют первым послевоенным советским танком.

Стимулом для создания ИС-3 стало стремление обеспечить надёжную защиту тяжёлых танков ИС от наиболее мощных немецких противотанковых средств - 88-мм и 128-мм пушек с зенитной баллистикой. Конструкторские коллективы опытного завода №100 и ЧКЗ интенсивно работали над этим вопросом сразу ещё с начала 1944 года. Каждый из них имел свои наработки с оригинальными техническими решениями - литой башней куполообразной формы и корабельной («щучьей») формой лобовой оконечности танка. Решением народного комиссариата танковой промышленности было решено воплотить их все в одной машине, которая получила обозначение «Объект 703» и собственное название «Кировец-1». После успешных испытаний её запустили в серийное производство и первая партия выпущенных танков представляла СССР на Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Как наиболее современный танк ИС-3 почти сразу же после войны был направлен на программу устранения конструктивных недостатков (УКН), целью которой стало доведение характеристик надёжности машины до уровня, соответствующего требованиям мирного времени, которые были гораздо строже аналогичных правил военных лет. Поэтому являются неправомерными утверждения о том, что ИС-3 был гораздо менее надёжен, чем ИС-2 . Тем более что по своей сути ИС-3 представлял собой «начинку» ИС-2, установленную в новый броневой корпус. Тем не менее серийное производство ИС-3 было недолгим и окончилось в 1946 году после выпуска 2311 машин. Причиной послужил случай на тестовых стрельбах, когда снаряд попал точно в сварной шов «щучьего носа» и от возникших механических напряжений все сварные швы танка лопнули. Усиление сварных швов верхней лобовой детали было немедленно введено в программу УКН, но сам ИС-3 сразу же был выведен из категории перспективных образцов боевой техники. Он был заменён в производстве небольшой серией тяжёлых танков ИС-4 с традиционной формой лобовой оконечности, которые тоже далеко не полностью устраивали руководство страны. В итоге к «щучьему носу» вернулись в конструкции тяжёлого танка ИС-10 (Т-10) после существенной доработки его снарядостойкости.

Единственным боевым применением советских ИС-3 стало подавление венгерского восстания 1956 года, несколько танков было потеряно. В конце 1950-ых годов ИС-3 прошли модернизацию до уровня ИС-3М с заменой двигателей, прицельного и коммуникационного оборудования. Внешне от исходного варианта ИС-3М заметно отличались установкой ящиков для вещей экипажа, части запасного инвентаря и принадлежностей на надгусеничных полках и длинного противогрязевого щитка для верхней ветви гусеницы. Обе модификации массово поставлялись в Корейскую Народно-Демократическую Республику и Арабскую Республику Египет. Египетские ИС-3 приняли участие в арабо-израильских войнах, некоторое их количество было захвачено израильскими войсками и поставлено на их службу. Они использовались и как боевые, и как вспомогательные машины, а также в качестве несамоходных бронированных огневых точек. Единичные ИС-3 имелись в вооружённых силах Польши и Чехословакии. До настоящего времени сохранилось достаточно большое количество ИС-3 и ИС-3М в качестве музейных экспонатов и танков-памятников в различных странах.

Источники информации

Литература

  • М. Б. Барятинский ИС-3. Последний танк Второй мировой . - Москва: Коллекция; Эксмо; Яуза, 2010. - 96 с. - (Война и мы. Танковая коллекция). - 2500 экз.
  • И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев Танки ИС // Танкомастер (спецвыпуск)
  • М. Н. Свирин Танковая мощь СССР . - Москва: Эксмо и др., 2008. -

Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.

Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

46,0 - 46,5 т

Размеры:
длина

6900 мм

ширина

3150 мм

высота

2450 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1x122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ

Боекомплект

28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм

Бронирование:
лоб корпуса

120 мм

лоб башни

250 мм

Тип двигателя

В-11-ИСЗ

Максимальная мощность 520 л.с.
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода

340 км

Из истории создания

Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.

Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, "обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков "Тигр" и "Пантера" со всех дистанций". Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 ("Кировец-1"). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ "Шершень" и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

В итогах отчета по испытаниям было сказано:
"Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км - не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете" .

При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный "щучий" нос.

На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.

Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении "по-походному" и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.

Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.

Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.

30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал "добро" на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 ("Объект 703") № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.
К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.

Приказ о создании нового танка под индексом ИС-3 был получен руководителями челябинских заводов 16 декабря 1944 года. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин. Танки изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились

Задачи ставила война

Единожды раскрученный маховик создания новых танков в конструкторских бюро (далее – КБ), созданных при советских заводах тяжёлого машиностроения, к концу Второй мировой войны набрал бешеные обороты. Конструкторы, работавшие на Урале, в Сибири и Поволжье, значительно опередили как своих коллег, работавших на предприятиях стран-противников, так и инженеров стран-союзников. Из цехов Челябинского Кировского завода (далее – ЧКЗ) только выезжали первые серийные танки ИС-2, а КБ ЧКЗ и КБ опытного предприятия №100, также размещавшегося в Челябинске, постановлением №5583 Государственного Комитета Обороны от 8 апреля 1944 года обязали разработать новый тяжёлый танк ИС-3. В начале 1944 года анализ боевых повреждений танков ИС-2 показал, что литые лобовые листы их корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушек немецких «тигров» с дистанции 1000–1200 метров, а 75-мм снарядами «пантер» – с дистанции 900–1000 метров. Таким образом, требовалось существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не пробивались немецкими снарядами.

КБ ЧКЗ, возглавляемое конструкторами Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи, принялось за работу. Их «конкуренты» из КБ опытного завода №100, где созданием нового танка руководили ведущие инженеры Г.Н. Москвин и В.И. Таротько, тоже не сидели сложа руки.

Соперничество челябинских «танкоградов»

Ситуация, сложившаяся в челябинском танкостроении в первой половине 40-х годов, заслуживает отдельного освещения. Решение развернуть танковое производство на базе Челябинского тракторного завода (далее – ЧТЗ) приняли ещё до начала Великой Отечественной войны. 19 июня 1940 года постановлением Центрального Комитета партии и правительства СССР руководство ЧТЗ обязали развернуть производство «танков типа КВ» конструкции Ленинградского Кировского завода (далее – ЛКЗ). На предприятии создали специальный танковый отдел, в который, помимо местных инженеров, вошли и специалисты, командированные из Ленинграда. В августе в Челябинск прибыл опытный экземпляр танка КВ и его чертежи, во второй половине 1940 года завод произвёл все комплектующие машины, а 31 декабря был собран первый опытный экземпляр. Тогда же началось строительство корпуса танкосборочного цеха.

Летом 1941 года началась война, и вскоре в Челябинск потянулись эшелоны эвакуируемых предприятий. 12 сентября ГКО принял решение о вывозе сюда харьковского дизель-моторного завода №75, а 6 октября 1941 года в Челябинск пошли вагоны со станками и специалистами ЛКЗ. В этот же день приказом наркома танковой промышленности СССР «ЧТЗ имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске». Его директором назначили бывшего руководителя эвакуированного ЛКЗ И.М. Зальцмана, а главным конструктором – бывшего главного конструктора ЛКЗ Ж.Я. Котина.

Кроме указанных предприятий, в Челябинск эвакуировали оборудование и специалистов харьковского станкостроительного завода им. Молотова, московского станкостроительного завода «Красный пролетарий», завода шлифовальных станков и цеха завода «Динамо». Позже, в 1942 году, сюда прибыла и часть оборудования Сталинградского тракторного завода им. Дзержинского (полностью завод эвакуировать не смогли, так как во время эвакуации на территорию цехов уже ворвались немецкие танки), а также Воронежский завод резино-паронитовых изделий.

Эти ресурсы, свезённые практически со всего СССР, позволили создать в Челябинске огромную производственную базу, получившую негласное название «Танкоград». Вместе со станками и рабочими сюда прибыли конструкторские умы, создавшие лучший танковый двигатель Второй мировой войны – дизель В-2, которым оснащались все тяжёлые танки, средние танки и САУ, выпускавшиеся в СССР. Кроме того, в Челябинск почти в полном составе переправили ленинградскую команду инженеров, сконструировавших КВ-1 – лучший тяжёлый танк начального этапа войны.

Ж.Я. Котин – в 1941–43 годах главный инженер ЧКЗ, в 1943–49 годах – директор и главный конструктор Опытного танкомоторного завода (позднее – завод №100 Наркомата танковой промышленности)

Новый главный конструктор ЧКЗ Ж.Я. Котин, любивший независимость в работе, используя все свои связи в наркомате, в марте 1942 года инициировал создание на базе опытного производства ЧТЗ Опытного завода №100, который возглавил он сам, и куда перешла часть инженеров с основного предприятия (при этом многие из конструкторов продолжали работать в помещениях ЧКЗ). В результате были искусственно созданы два конкурирующих между собой конструкторских коллектива, соперничество которых не позволяло обоим КБ спокойно почивать на лаврах.

Трудный путь к совершенству

Весной 1944 года они параллельно включились в работу над одним и тем же заданием. На заводе №100 решили не слишком отходить от конструкции танка ИС-2 (своей предыдущей разработки), изменив лишь верхнюю лобовую деталь новой машины. Теперь она формировалась не из одного, а из двух броневых листов толщиной 110 мм, сваренных вместе по центру, сильно наклонённых к вертикальной плоскости и повёрнутых в плане под большим углом. Сверху они накрывались крышей, наклонённой к горизонту под углом 7°. Такая конструкция верхней лобовой бронедетали у инженеров завода получила название «нос с горбинкой», но в результате прижилось другое название – «щучий нос». Конструкция заставляла рикошетить снаряды противника, поскольку, помимо угла по вертикали к траектории снаряда, бронированный лист находился и под углом по горизонтали.

Конструкторы завода №100 отказались от использования крупных литых деталей в корпусе танка, что объяснялось как достижениями в разработке новых методов электросварки в эвакуированном на Урал киевском институте Патона, так и загруженностью литейного производства ЧКЗ, производившего башни для серийных танков ИС-2. Кроме того, катанные бронелисты обладали лучшей бронестойкостью в сравнении с литыми бронедеталями.

В проекте Кировского завода главной особенностью стала башня оригинальной приплюснутой сферической формы, разработанная конструктором Г.В. Крученых. В ней разместили ту же 122-мм пушку Д-25, что устанавливалась и на ИС-2. Толщина бронирования башни по периметру достигала 110 мм в верхней её части и 200 мм – в нижней. Рациональные углы наклона стенок башни (до 60°) значительно увеличивали вероятность рикошета. Кроме того, днище нового танка имело оригинальную корытообразную форму, что позволяло немного уменьшить высоту бортовой брони снизу (в наименее поражаемой части), тем самым снизив массу машины.

В обоих прототипах инженеры отказались от курсового пулемёта и места стрелка-радиста, а высвободившееся пространство и вес использовали для улучшения бронирования машины и повышения комфортности в отделении управления.

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А. Малышеву поступили два самостоятельных проекта (два варианта одного танка). Первый представляли директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор КБ ЧКЗ Н.Л. Духов, второй – директор и главный конструктор Опытного завода №100 Ж.Я. Котин.

Первоначально на заводские испытания 28 октября 1944 года поступил прототип от Опытного завода №100. Его пробег по Бродокалмакскому тракту выявил несколько крупных недоработок в ходовой части, и танк вернули на завод для «доводки». Повторный 1000-километровый марш в ноябре показал, что выявленные ранее проблемные места в конструкции двигателя и трансмиссии разработчиками устранены не были.


Н.Л. Духов – в 1943–48 годах главный инженер ЧКЗ, разработчик прототипа «Кировец-1»

Второй прототип получил заводское обозначение «Кировец-1», хотя директор ЧКЗ И.М. Зальцман планировал назвать детище своего предприятия громким именем «Победа». Однако армейцы были далеки от столь высоких материй, поэтому испытуемую бронемашину в документах указывали просто и незатейливо – «Образец А». Её испытания проходили с 18 по 24 декабря 1944 года, и в целом результаты устроили военных приёмщиков, хотя те и рекомендовали конструкторам доработать новый танк.

Но доработка машины вылилась в её полную переделку, так как параллельно с испытанием челябинских прототипов проводился анализ их проектов в Институте металлургии и брони (ЦНИИ-48), который после эвакуации работал в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Специалисты ЦНИИ-48 предложили взять лучшие инженерные решения, применённые в каждом из проектов, и реализовать их в одной машине. Из проекта завода №100 предлагалось позаимствовать конструкцию верхней лобовой бронедетали – «щучий нос», а из проекта ЧКЗ – сферическую в поперечном разрезе башню, которую в продольной проекции предлагалось вытянуть, придав ей форму эллипса. Кроме того, на новый танк «перекочевала» корытообразная форма днища. У танка новой конструкции теоретическая пробиваемость корпуса 88-мм снарядами снижалась до 34% против 39,5% у корпуса производства завода № 100 и 44,1% – у корпуса производства ЧКЗ.


Конструкция корпуса танка ИС-3. 1,7 – верхние наклонные листы, 2 – бонки для крепления запасных траков, 3 – бонка для крепления прибора ночного видения, 4 – бонки для крепления фар и сигнала, 5 – защелка, 6 – буксирный крюк, 8 – левое переднее крыло, 9 – нижний наклонный лист, 10 – нижний вертикальный лист, 11– кронштейн кривошипа направляющего колеса, 12 – цапфа, 13 – упор, 14 – кольцо, 15 – блок подвески, 16 – верхний наклонный лист, 17 – крыло, 18 – кронштейн крепления наружных топливных баков, 19 – защитная планка

Приказ №729 о создании нового танка был получен руководителями обоих заводов 16 декабря 1944 года. ЧКЗ обязывали произвести сразу опытную партию нового танка в количестве десяти машин. Название «Победа» за машиной не закрепили, но утешением для Зальцмана могло служить то, что индекс разработки танку присвоили по нумерации ЧКЗ – 703-й (у опытного завода №100 индексы машин начинались на 200), так что формально в конкурсе на конструирование нового танка победил коллектив ЧКЗ. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин.

Вскоре новый танк получил «боевой» индекс ИС-3. Несмотря на то, что его конструкция во многом была сходной с танком ИС-2, новые машины изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились.

ИС-3: технические характеристики

ИС-3 имел классическую компоновку. Его ходовая часть не претерпела особых изменений по сравнению с ИС-2 – на борт приходилось по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, а также по три поддерживающих катка. При этом использовался цевочный принцип зацепления гусеницы. Заднее расположение двигателя и трансмиссии предопределяло привод на заднюю пару ведущих колёс, которые снабжались съёмными венцами на 14 зубьев каждый. Направляющие ленивцы, полностью идентичные и взаимозаменяемые с опорными катками, располагались спереди. Траки достигали в ширину 650 мм, и каждая гусеница набиралась из 79–86 траков цевочного зацепления длиной 160 мм.


Конструкция подвески танка ИС-3. 1 – блок подвески; 2, 10 – гусеницы; 3 – торсионные валы; 4 – кривошип; 5 – натяжной механизм; 6 – упор; 7 – фланец; 8 – балансир; 9 – поддерживающий каток; 11 – опорный каток; 12 – ведущее колесо

Корпус, как и планировалось, спереди был снабжён «щучьим носом» и имел корытообразное строение днища. Сдвигавшийся в сторону пятиугольный люк механика-водителя монтировался в крыше отделения управления, накрывавшей сверху «щучий нос». В люке монтировался триплекс, который снимался в случае, если механик-водитель покидал танк. За спиной у механика-водителя в днище монтировался ещё один запасной эвакуационный люк.

Верхней части бортов, имевшей толщину 90 мм, был придан обратный наклон, что уменьшало вероятность их пробития и позволяло вместить широкий погон башни. Кормовой лист корпуса сделали откидным для упрощения доступа к двигателю и агрегатам трансмиссии.

Основной особенностью, визуально отличавшей танк от всех предыдущих моделей, стала полусферическая башня. По странному стечению обстоятельств она была лишена командирской башенки, хотя к тому времени такими башенками снабжались все танки, изготавливаемые в СССР. Приборы наблюдения за полем боя устанавливались на створках, вырезанных в большом башенном люке танка. На правой створке устанавливался смотровой прибор заряжающего (МК-4), на левой – смотровой прибор командира (ТПК-1). Еще один прибор МК-4 (для наводчика) устанавливался в верхней части башни, слева по ходу. Башня поворачивалась при помощи электропривода, а максимальная скорость поворота составляла 12 град/сек.

В боевом отделении размещались три члена экипажа – командир танка, наводчик и заряжающий. Основное вооружение танка осталось таким же, как и на ИС-2 – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года. Полуавтоматический горизонтальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа обеспечивал скорострельность на уровне всего 2–3 выстрелов в минуту. Боекомплект по-прежнему состоял из 28 выстрелов, 10 из которых были бронебойными, а 18 – осколочно-фугасного действия. Благодаря телескопическому прицелу ТШ-17 прицельная дальность стрельбы танка прямой наводкой составляла 5000 м, а ведение гаубичного огня с использованием панорамы Герца – 15000 м. На крыше башни на специальной турели устанавливался зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, боекомплект которого составлял 300 патронов – 6 лент по 50 патронов в каждой. Монтируемый вместе с орудием в орудийной маске, 7,62-мм курсовой пулемёт ДТ обеспечивался боекомплектом в 945 патронов – 15 магазинов по 63 патрона в каждом.


Боевое отделение танка ИС-ЗМ:

1 – аппарат ТПУ А-1 командира, 2 – блок настройки антенны, 3 – электрораспределительный щиток башни, 4 – танковый перископ командира ТПК-1, 5 – аппарат ТПУ А-2 наводчика, 6 – электродвигатель механизма поворота башни, 7 – прицел ТШ-17, 8 – внутренний стопор пушки «по-походному», 9 – аппарат ТПУ А-3 заряжающего, 10 – прибор наблюдения заряжающего МК-4, 11 – спаренный с пушкой пулемет ДТМ, 12 – лотковая снарядная укладка, 13 – сидение заряжающего, 14 – пушка Д-25Т, 15 – сидение командира, 16 – стопор башни, 17 – маховичок ручного привода механизма поворота башни, 18 – контроллер, 19 – блок питания радиостанции и ТПУ, 20 – приемопередатчик Р-113, 21 – разгрузочная тяга

В моторно-трансмиссионном кормовом отделении размещалась 12-цилиндровая 4-тактная дизельная силовая установка В-11-ИС-3, обладавшая мощностью 520 л.с. при 2200 об/мин. Трансмиссия танка состояла из главного многодискового фрикциона сухого трения и 8-скоростного КПП с демультипликатором и двухступенчатыми планетарными механизмами поворота. Танк оснащался плавающими ленточными (чугун по стали) тормозами, а бортовые передачи имели понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.

Внутри танка располагались четыре бака общей ёмкостью 450 литров – по два с каждого борта. Кроме того, машина снабжалась четырьмя наружными цилиндрическими баками ёмкостью по 90 литров каждый, которые крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и сообщались с внутренними. На случай возгорания баки снабжались механическим приспособлением для сброса – защелками с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Танки ИС-3 снабжались радиостанциями 10-РК-26 и танковыми переговорными устройствами ТПУ-4бис-Ф.

20 февраля 1945 года эталонный образец ИС-3 №2 отправился для участия в государственных испытаниях на полигон Научного исследовательского испытательного института бронетанковой техники в Кубинке. Испытания проводились в период с 23 марта по 12 апреля 1945 года и в целом завершились успешно. К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

В воинские подразделения новые машины стали поступать довольно поздно, поэтому ни в боевых действиях против Третьего Рейха, ни в боях с Японией они не участвовали из-за отсутствия подготовленных экипажей.


Второй опытный образец танка ИС-3 на испытаниях на полигоне НИБТ в Кубинке, март 1945 года

Первый официальный «показ» ИС-3 состоялся 7 сентября 1945 года во время военного парада в Берлине, проведённого союзниками в честь окончания Второй мировой войны. По Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Иностранные наблюдатели были потрясены наличием у «советов» настолько передовой и мощной бронетехники. Во многом последующая истерия европейских и заокеанских СМИ, всерьёз опасавшихся советских танков на берегах Ла-Манша, была вызвана этой демонстрацией силы, проведённой СССР в ответ на американские атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки . В Советском Союзе танк ИС-3 впервые показали публике на параде 1 мая 1946 года в Москве.


Парад Победы союзных войск в Берлине, посвященный окончанию Второй мировой войны, 7 сентября 1945 года

Однако новые танки имели целый ряд недочётов, которые пришлось исправлять в авральном порядке в первые послевоенные годы. Особенно уязвимым был двигатель, мощности которого не совсем хватало для машины массой 46,5 тонны, а также трансмиссия. Кроме того, нарекания вызывал малый боекомплект танка, раздельное заряжание орудия и, как следствие, его низкая скорострельность. С учётом ещё и низкой скорости, танк военных не устраивал, поэтому летом 1946 года его производство было остановлено. Всего было произведено 2310 единиц ИС-3 при средней стоимости 267 000 рублей за единицу.

Танки ИС-3 прошли несколько модернизаций. В 1948 году конструкторы усилили крепление двигателя, изменили крепление КПП и конструкцию главного фрикциона, вместо радиостанции 10-РК установили радиостанцию 10-РТ, а ручной маслоподкачивающий насос заменили электрическим. Стоимость работ по модернизации одного танка в среднем составила от 190 до 260 тыс. рублей, но надёжность ИС 3 так и не была доведена до уровня, необходимого заказчику.

В начале 50-х годов над конструкцией ИС-3 снова провели работы по её усовершенствованию – жёсткость корпуса увеличили путём добавления рёбер жёсткости на кормовой лист и раскосов в днище. Главные изменения коснулись двигателя, который заменили на модернизированный вариант В-54К-ИС мощностью 520 л.с., снабжённый воздухоочистителем ВТИ-2 с двойной степенью очистки воздуха и эжекционным способом удаления пыли. Для более глубокой посадки КПП в днище под ней вырезали технологическое отверстие, которое снаружи внахлёст заварили латкой – таким образом, получилась ниша, позволившая улучшить крепление коробки. Произошли некоторые изменения и в вооружении танка – пулемёты ДШК и ДТ были заменены на модернизированные модели ДШКМ и ДТМ.

Четыре 90-литровых навесных бака заменили на два 200-литровых, механик-водитель получил новый прибор ночного видения ТВН-2, было изменено уплотнение вращающегося колпака командирского люка. В систему электрооборудования ввели двухпроводную цепь дежурного освещения, а на корме смонтировали штепсельную розетку внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменили электрическими, на машины были установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Модифицированные танки получили обозначение «ИС-3М».

В Красной Армии (с 1946 года – Советской Армии) ИС-3 использовались, прежде всего, для комплектования подразделений тяжёлых танков Группы войск в Германии и странах Восточной Европы.

Боевое крещение

Первыми боевыми действиями, в которых приняли участия танки ИС-3, оказались венгерские события осени 1956 года. На территории Венгрии располагался советский воинский контингент, использовавшийся для поддержания связи с войсками, находившимися на территории Австрии. В 1955 году войска из Австрии вывели, но в мае того же года Венгрия присоединилась к блоку стран Организации Варшавского договора, поэтому советский контингент остался на её территории уже в качестве союзных войск, получивших название «Особый корпус». В его состав входили 2-я и 17-я гвардейские механизированные дивизии, 195-я истребительная и 172-я бомбардировочная авиадивизии, а также вспомогательные части. В пределах венгерской столицы Будапешта советских войск не было.

По штату 1954 года в состав механизированной дивизии, помимо трёх механизированных полков, входили танковый полк и тяжелый танкосамоходный полк. Количество тяжёлых танков в составе каждой такой дивизии должно было достигать 46 единиц. В середине 50-х годов наиболее распространёнными тяжёлыми танками в Вооружённых силах Советского Союза (далее – ВС СССР) оставались ИС-2 и ИС-3.

23 октября 1956 года в Будапеште прошла 200-тысячная манифестация, изначально носившая мирный характер. Венгры требовали сменить непопулярных руководителей страны, проводивших социально-экономическую политику, навязанную Москвой.


ИС-3, подбитый на улице Будапешта (район кинотеатра «Корвин»). В результате взрыва боезапаса с танка сорвало башню. Октябрь 1956 года

Под прикрытием манифестаций, которые носили ярко выраженный прокоммунистический характер, выступили группы, цели которых были радикально антисоветскими. Начались столкновения с силами охраны правопорядка, в центре города линчевали людей, обвинённых в принадлежности к венгерским органам госбезопасности, появились антиправительственные лозунги. Вечером вспыхнуло вооружённое восстание.

В тот же день в 23:00 начальник Генерального штаба ВС СССР маршал Советского Союза В.Д. Соколовский по телефону ВЧ отдал приказ командиру Особого корпуса генералу П.Н. Лащенко о введении подчинённых ему войск в Будапешт для ликвидации «контрреволюционного мятежа» (план «Компас»). Ночью советские подразделения вошли в город.

В столице Венгрии начались тяжёлые бои, в результате которых восставшим удалось удержать только несколько центральных районов города. Танки и бронетранспортёры, введённые на улицы, были уязвимы для гранат и бутылок с зажигательной смесью, которыми пользовались восставшие, а также противотанковой артиллерии, бившей по ним в упор из подвалов жилых домов. В результате потери советской бронетехники оказались значительными.


Два танка ИС-3, подбитые в районе кинотеатра «Корвин». На заднем плане – ИС-3 с сорванной башней, 30 октября 1956 года

31 октября в связи с требованием правительства Имре Надя вывести советские войска из Будапешта все подразделения ВС СССР оставили город и закрепились в 15–20 км от него. Вокруг Будапешта восставшие начали возводить оборонительный рубеж, на котором оборудовались позиции для противотанковых и зенитных орудий, а также капониры для танков, число которых достигало 100 единиц. В ответ советское командование разработало операцию «Вихрь», в результате которой механизированные дивизии особого корпуса и другие подразделения должны были освободить Будапешт от восставших. Операция началась 4 ноября 1956 года в 6:00. К 7:30 подразделения 2-й гвардейской механизированной дивизии захватили мосты через Дунай, парламент, здания ЦК партии, министерств внутренних и иностранных дел, госсовета и вокзала Нюгати. 87-й тяжелый танкосамоходный полк подполковника Н.Т. Никовского, на вооружении которого были и танки ИС-3, захватил арсенал в районе Фот, а также разоружил венгерский танковый полк.


Советские танки, принимавшие участие в венгерских событиях 1956 года. Впереди ИС-3, за ним Т-34/85, и на заднем плане – плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков

5 ноября части 33-й гвардейской механизированной дивизии генерала Г.И. Обатурова после мощного артиллерийского налета, осуществлённого 170-ю орудиями и минометами, штурмом взяли последний укрепленный опорный пункт повстанцев в кинотеатре «Корвин». Зачистка города продолжалась до 6 ноября включительно, а 7 ноября было сформировано новое венгерское правительство.

По официальным данным, за время боёв ВС СССР потеряли 26 танков, из них один ИС-3, три Т-55 и 22 Т-34–85. Стала известной фотография одного уничтоженного танка ИС 3 с сорванной взрывом башней – у него сдетонировал боекомплект. Рядом с ним на фото можно увидеть и второй подбитый ИС-3 с восставшими венграми возле него. По-видимому, второй танк был отбит обратно во время ноябрьского штурма, восстановлен и потому в список безвозвратно потерянной техники не вошёл.

Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР. После модернизации, проводившейся вплоть до 1960 года, танки ИС-3М эксплуатировались в войсках до конца 70-х годов, после чего отправлялись на хранение или же, по окончании срока эксплуатации – на списание. При списании машины шли на переплавку или могли использоваться на танковых полигонах в качестве мишеней. Часть ИС-3 использовалась в укрепрайонах на советско-китайской границе в качестве неподвижных огневых точек. Полностью они были сняты с вооружения уже российской армии в 1993 году вместе с другими тяжёлыми танками ИС-2 и Т-10.

Страны Варшавского договора ИС-3 не производили, и на вооружение их армий он не поступал. Два ИС-3 были переданы для ознакомления танковым подразделениям Войска Польского, однако дальнейшие поставки не осуществлялись, а имевшиеся танки принимали участие только в парадах. Впоследствии одна из этих машин использовалась как учебная, пока не была утилизирована, а вторая оказалась в Высшей офицерской школе танковых войск имени С. Чарнецкого, где до сих пор экспонируется в музее при этом учебном заведении.

Один ИС-3 был передан вооружённым силам Чехословакии. После окончания войны в Корее часть танков ИС-3 была передана правительству КНДР, из которых были сформированы два полка этих машин.

Боевая «карьера» ИС-3 на Ближнем Востоке

В конце 50-х годов танки ИС-3 начали поставляться Республике Египет, и уже 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Всего до 1967 года Египет получил около сотни танков этой модели.
Во время Шестидневной войны, начавшейся 5 июня 1967 года, египетские ИС-3 вместе с другой поставленной СССР бронетехникой приняли на себя основной удар бронетанковых сил Израиля.

Танки ИС-3 находились на вооружении 7-й пехотной дивизии армии Египта, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис–Рафах. Ещё 60 танков ИС-3 состояли на вооружении 125-й танковой бригады, которая занимала боевые позиции близ Эль-Кунтиллы. ИС-3 были очень медленными и неповоротливыми для современного танкового боя, отличались низким темпом огня, а их двигатели быстро перегревались в условиях Синайской пустыни. Кроме того, ИС-3 не могли вести огонь с хода, так как их башенные орудия не были снабжены стабилизаторами. И все же основными факторами, приведшими к разгрому египетских танковых подразделений, оказались не недостатки техники, а низкий морально-боевой дух египетских танкистов и их плохая подготовка.

Ни базуки израильских десантников, ни другое противотанковое вооружение, ни «Ишерманы» (израильская модификация американских танков М-50 «Шерман», вооружённые 105-мм французскими орудиями CN-105-F1), не пробивали лобовую броню ИС-3. Только «Магах-3» (модернизированные американские М-48А2 «Паттон-III», также вооружённые 105-мм танковыми пушками) с трудом могли поразить эти танки на приемлемых боевых дистанциях, поэтому все израильские машины этой модификации использовались на Синайском полуострове против египетской армии.

С танками ИС-3 израильтянам пришлось столкнуться уже в первый день войны в ходе штурма Рафахского укреплённого района. Здесь египетская армия создала мощный оборонительный рубеж с траншеями, рвами, минными полями, противотанковыми и противопехотными заграждениями. Оборону на рубеже занимала 7-я пехотная дивизия, в состав которой входил один батальон танков ИС-ЗМ. На Рафах наступала моторизованная бригада израильских парашютистов при поддержке танкового батальона «Магах-3» под командованием полковника Ури Барома.

Первой успеха добилась рота лейтенанта Эйн-Гиля, сражавшаяся на южном участке Рафахского укрепрайона. С шестью египетскими ИС-3 на встречных курсах завязали бой четыре «Магах-3», а ещё пять израильских танков вышли к египтянам в тыл. Ведя огонь сзади с дистанции 1000 метров, израильтяне подбили два ИС-3М, а потом ещё три, когда остававшиеся танки пытались сменить позицию.


Египетский танк ИС-3 после боя с ротой лейтенанта Эйн-Гиля на южном участке Рафахского укрепрайона

Четыре «Магах-3» другой роты батальона, которой командовал капитан Дани, столкнулись с пятью контратаковавшими их ИС-ЗМ. Израильтян выручила быстрота их танков и скорострельность башенных орудий. В течение нескольких минут все пять ИС-ЗМ были подожжены, но новые подошедшие ИС-3 завязали бой на дальней дистанции, на которой советские танки с их мощным лобовым бронированием и 122-мм пушками обладали преимуществом. В результате боя от всей израильской роты осталось только четыре танка.

В бою под Рафахом произошел боевой эпизод, который упоминается практически во всех источниках, посвящённых боевому применению ИС-3 за рубежом. Израильтянам удалось уничтожить один тяжёлый танк, забросив гранату внутрь боевого отделения через открытый люк. Многие зарубежные источники утверждают, что египетские танкисты панически боялись не успеть покинуть танк в случае, если он будет подбит, и сгореть заживо, а потому держали люки своих танков открытыми. На самом деле, при атаке израильских десантников механик-водитель египетского ИС-3М открыл люк, чтобы лучше сориентироваться на местности. С расстояния в 40 метров один из израильских парашютистов умудрился попасть в открытый люк из гранатомёта, и граната взорвалась в боевом отделении. Два танкиста погибли на месте, ещё двое, объятые пламенем, успели покинуть танк.

6 июня танковая группировка генерала Ариэля Шарона вышла к Нахле, где обнаружила множество брошенных танков 125-й египетской танковой бригады, среди которых было более тридцати практически новых ИС-ЗМ с почти нулевым пробегом на спидометрах. Всего за шесть дней боевых действий израильтяне подбили и захватили в виде трофеев 820 танков противника, из которых 73 составляли тяжёлые танки ИС-3М. На часть захваченных ИС-3М израильтяне установили двигатели В-54 с подбитых или трофейных танков Т-54А, меняя одновременно с двигателем и крышки моторно-трансмиссионных отделений. Советские тяжёлые танки находились на вооружении ЦАХАЛа до начала 70-х годов, часто принимая участие в военных парадах.


Египетский танк ИС-3М, захваченный израильтянами, на параде в Иерусалиме, 1968 год

Два танка ИС-3 использовались израильтянами в ходе Войны на истощение 1969–70 годов в качестве неподвижных огневых точек в укрепленном пункте «Темпо» («Окраль») на так называемой «Линии Бар-Лева», находившемся в десяти километрах к югу от Порт-Саида. На танках была демонтирована трансмиссия и силовая установка, а высвободившееся пространство использовалось для размещения дополнительных снарядов и зарядов. Еще две такие огневые точки установили в укрепленном пункте «Будапешт», созданном на берегу Средиземного моря в двенадцати километрах к востоку от Порт-Саида. Интересно, что во время Войны Судного дня 1973 года эти машины были отбиты у израильтян прежними хозяевами. К этому времени у египтян ещё оставался полк танков ИС-3М, но подробности его участия в боевых действиях автору неизвестны.

В начале 80-х годов египетская армия официально сняла с вооружения ИС-3 и ИС-3М – танки были отправлены на переплавку или проданы в различные музеи бронетанковых войск.

С постамента – в бой

Летопись боевого применения ИС-3 пополнилась новыми страницами уже в наше время. Летом 2014 года военные формирования самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, оборонявшие города Славянск и Константиновка от подразделений Вооружённых сил Украины (далее – ВСУ) и добровольческих батальонов, мобилизовали танк, установленный в Константиновке в качестве памятника. Силовая установка ИС-3 была отремонтирована, и машина покинула постамент своим ходом. Так как к его 122-мм орудию Д-25Т подходят выстрелы для 122-мм гаубицы Д-30, проблем с боезапасом не возникло.

По данным ДНР, ИС-3 использовался для ведения огня по блокпостам ВСУ, в результате чего несколько военнослужащих ВСУ было убито и ранено. Танк успешно избежал ответного огня и был оставлен ополченцами целым и невредимым, когда они отступали из Славянска и Константиновки в Донецк. Сейчас этот танк экспонируется в киевском Музее вооружённых сил Украины.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то