Новый турецкий танк. Турция построит первый собственный танк. Тактико-технические свойства танка "Алтай"

То, что на вооружении турецкой армии могут появиться танки собственного производства, анонсировалось еще с середины 2000-х годов. И лишь относительно недавно широкой публике были наконец представлены первые образцы боевой машины турецкой сборки, получившей имя Altay («Алтай»), названной так в честь командира кавалерийского корпуса времен войны за независимость Турции 1919-1923 годов генерала Фахреттина Алтая.Гремя огнем, сверкая блеском стали
Очередная презентация данного показателя турецкого «прорыва» в производстве бронетанковой техники состоялась в мае этого года на выставке IDEF-2015 в Стамбуле, где свои изделия традиционно демонстрируют предприятия местной оборонки.
Аналитики сразу заметили сходство машины с новыми танками южно-корейской армии K2 «Черная Пантера». Представители турецкой частной компании Otokar (производителя бронированных машин для армии Турции) не стали скрывать: в создании «своего» танка они широко использовали опыт, накопленный корейцами. По некоторым данным, технологии, использованные производителями из Южной Кореи, турками были заимствованы не менее чем на 60 процентов.Все бы ничего, но ведь и корейцы не особо ломали головы над своим детищем. Целый ряд разработок они точно также переняли у зарубежных «партнеров». В частности, основное вооружение К-2 – 120-мм танковая пушка – оказалась изготовленной по мотивам немецкого орудия Rh-120.Прототипом же автомата заряжания для корейского танка стал аналогичный аппарат, примененный на французском «Леклерке». Да и моторно-трансмиссионная установка у «корейца» оказалась европейского исполнения: и дизельный двигатель, и коробка передач были созданы в Германии.Когда нельзя, но очень хочется
В принципе, как говорят специалисты, ничего страшного в подобной кооперации в сфере производства вооружений нет. Тем более что заимствование ряда изделий в турецком танке стало не следствием подпольного копирования, а результатом вполне легальных соглашений, заключенных Otokar с южнокорейской компанией Hyundai Rotem.
К слову, и Otokar, и Hyundai – компании, специализирующиеся преимущественно на выпуске автомобильной техники. Hyundai считается четвертым производителем автомотибилей в мире, а турецкий автозавод славится своими автобусами Navigo и грузовичками Atlas.Однако как тогда расценивать анонсированное турецкой стороной желание полностью перейти на технику собственной разработки и производства? Ведь сегодня практически весь парк бронемашин Турции - это зарубежные закупки. В частности, на вооружении механизированных и танковых бригад и механизированных дивизий армии страны стоят немецкие «Леопарды» и американские М48 и M60. Именно поэтому «Алтай» должен был стать «прорывным национальным проектом» в области турецкого танкостроения.Должен был. Но не стал. Эксперты уже сегодня говорят о проблемах у будущей основы «танковой армады» Турции. В частности, так и не решен вопрос с двигателем для новой машины. Первоначально предполагалось «позаимствовать» его у того же «Леопарда», однако заложенных в нем 1,5 тысячи сил оказалось маловато для передвижения 60 тонн - именно такой вес в итоге оказался у «Алтая». Кроме того, не удалось решить вопрос с подходящим автоматом заряжания. В итоге турки предложили вполне экономный вариант: сложное устройство они заменили на… дополнительного члена экипажа.Пойдут машины в яростный поход
Эксперты не так давно сравнили тактико-технические характеристики основных боевых машин, состоящих на вооружении в армиях некоторых стран мира. Сравнение оказалось явно не в пользу турецкой новинки. По целому ряду показателей «Алтай» уступил не только своему прародителю - корейскому K2, но и «Леопарду», и даже российскому Т-90А - модификации далеко не самого нового Т-90 только с двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, обновленной броней, прицельным оборудованием и оптимизированным автоматом заряжания.
В частности, первый проигрыш можно заметить по калибру основного оружия - танковой пушки. Если у Т-90А она 125-миллиметровая, то немецкий, корейский и турецкий танки оснащены орудием лишь в 120-мм. В итоге прицельная дальность стрельбы российской пушки 2А46М составляет 5 тысяч метров (а при ведении огня некоторыми видами боеприпасов - до 10 км), тогда как гладкоствольная пушка «Алтая» MKEK120 (реплика немецкого Rh-120) способна вести прицельный огонь максимум на три км.
Не самые лучшие показатели у турецкой боевой машины и по запасу хода (он уступает Т-90 более чем на 200 км), по весу (превышение на 16 тонн), по системам защиты: на Т-90 применена как броневая сталь и многослойная композитная броня, так и динамическая защита (необходима для превентивного срабатывания снарядов с кумулятивной боевой частью). Кроме того, российский танк оснащен комплексом противодействия управляемым ракетам, принцип которого основан на подавлении средств их наведения.
Altay vs «Армата» - сравнивая несравнимое…
Если «Алтай» по целому спектру показателей не дотягивает даже до Т-90, то сравнивать его с новейшим российским основным боевым танком Т-14 на платформе «Армата» и вовсе не имеет смысла. Немецкая газета Die Welt не так давно опубликовала информацию, основанную на заключении Минобороны ФРГ.Военное ведомство страны бьет тревогу, требуя срочно искать замену Leopard 2 в связи с появлением Т-14. Причина - неспособность «Леопарда» пробивать защиту российской боевой машины. А журнал National Interest, опубликовавший сравнение Т-14 с американским «Абрамсом», вынес однозначное заключение: защитные технологии, примененные российскими танкостроителями, не применяются пока ни в одном танке мира.При этом западные аналитики обращают внимание на то, что российская техника производится, даже несмотря на кризис и санкции, то есть наш ОПК вполне самодостаточен. Это в корне отличается от ситуации с тем же «Алтаем», где турецкая компания Tumosan, получившая от правительства Турции подряд на изготовление двигателя для нового танка, тут же подключила аутсорсинг: привлекла австрийского разработчика AVL List, который должен не только помочь туркам создать новый мотор, но и интегрировать его непосредственно в боевую машину.Военный эксперт Виктор Мураховский убежден, что ничего из «затеи» с якобы собственным танком у Турции не выйдет. Во-первых, у этой страны нет традиций танкостроения. А кроме того, машины, репликой с которых стал «Алтай», практически не имеют опыта боевого применения, а корейская «Черная Пантера» и вовсе только-только встает на серийное производство.Как отмечает эксперт, целый ряд стран пытался производить собственную бронетанковую технику, однако в итоге был вынужден все же обратиться к проверенным «брендам». Как пример Виктор Мураховский называет индийский проект «Арджун», который не оправдал вложенных в его разработку средств, и в итоге правительство страны сделало выбор в пользу экспортного варианта Т-90С.

Сначала 90-х турецкое управление приняло решение оснастить свою армию танками последнего поколения. Был объявлен тендер на закупку нового основного танка. В нём приняли роль танкостроители из Германии, США и Украины, был проведён ряд сравнительных испытаний боевых машин на местности Турции.

Турецкий танк "Алтай" видео

Русские машины роли не воспринимали, так как одним из требований турецкой стороны было предоставление до начала испытаний полного комплекта конструкторской документации на участвующий в тендере танк. Разъяснялось это типо планами закупки лицензии на создание 1-го из забугорных танков. Управление Рф на этот шаг не пошло и от роли в тендере отказалось, как потом оказалось, это было верно. Ни один из участвующих в тендере танков Турция не купила и по лицензии не производила. Но документация осталась у турецких конструкторов.

Танк "Алтай" 1-ый комплектный PV1

Практически 10 лет спустя (!), в две тыщи четыре г., турецкие военные объявили, что они сделали вывод: разработка собственного собственного танка обойдется стране намного дешевле, чем лицензионное создание. В две тыщи 5 г. был объявлен тендер на создание нового, турецкого, танка, а в две тыщи семь г. был объявлен фаворит - турецкая компания Otokar.

В марте такого же года Секретариат оборонной индустрии Турции (SSM) подписал с компанией Otokar договор на четыреста млн долл. США на разработку проекта первого государственного турецкого основного танка «Алтай». Церемония подписания договора проходила в присутствии премьерминистра Эрдогана, президента компании Кос Holding Defence Industry and Other Automotive Group Кудрете Онена, представителей турецких компаний-субподрядчиков по главным фронтам: Aselsan, МКЕК, Roketsan, а также… министра государственной обороны Республики Корея. Эта страна в лице компании Hyundai-Rotem производит техно поддержку проекта.

Танк "Алтай" 2-ой комплектный PV2

По плану управления, компания Otokar должна была вести все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, также отвечать за изготовка, тесты опытнейшего эталона, за предстоящее серийное создание и сопровождение. Эта компания уже более 40 5 лет занимается выпуском автомобилей, в том числе и для армии. В протяжении последних 20 5 лет Otokar также достаточно удачно работает в области лёгкой бронетехники, довольно вспомнить бронеавтомобиль Cobra. Машина как две капли воды похожа на французскую Рено VBL, но делается в Турции.

Воплощение технической поддержки турецкого проекта корейской компанией Hyundai-Rotem растолковали тем, что базисной основой при разработке «Алтая» стал южнокорейский танк последнего поколения Black Panther. Соглашение о совместной разработке с южнокорейской компанией Хэндэ Rotem заключала компания Otokar, как позднее сообщалось типо по итогам тендера, в каком также участвовала германская KMW - разработчик и производитель танков Leopard. Договором предусмотрена полная передача технологии на К-2 Black Panther.

Навязывается вопрос, почему турецкое управление начало работу по созданию собственного танка спустя более 10 лет после решения о перевооружении? Может быть корейские конструкторы делали свою «Чёрную пантеру» с внедрением всей технической документации, приобретенной Турцией в процессе тендера, после которого не был приобретён ни один из участвовавших в нём танков? Можно сказать, что турки дали документацию в Корею, для апробации, с учётом следующей помощи в «национальном» проекте. Что было по сути, мы, вероятнее всего, никогда не узнаем, но запрос полного комплекта технической документации на тендер проводился непопросту.

Вроде бы там ни было, управление компании Otokar особо подчеркивает, что основной танк «Алтай» является только турецким проектом. Для него было создано огромное количество новых систем, узлов и агрегатов, также новенькая конструкция «танка третьего поколения». Проект дозволит ослабить зависимость страны от наружных поставок военной техники, также обеспечит развитие новых технологий.

Заглавие «Алтай» (Altay) танк получил в честь генерала Фахреттина Алтая, командовавшего V кавалерийским корпусом, части которого во время турецкой войны за независимость в 1919-1923 гг. освободили город Измир от греческих войск (3-ий по численности населения город Турции и 2-ой по величине порт страны).

На первом шаге проекта было запланировано в течение 7 лет выстроить и испытать четыре опытнейших эталона. После окончания испытаний и доводки машины ожидается получение заказа на серийное создание первой партии в количестве двести 50 ед. В предстоящем их число планируется довести до тыщи, заменив ими устаревшие южноамериканские и германские машины.

В сентябре две тыщи 10 г. был завершен шаг концептуального проектирования «Алтая», хотя 3D модель машины была представлена общественности уже в августе. На Интернациональной выставке IDEF-2011 в г. Стамбуле в мае две тыщи одиннадцать г. компанией Otokar был представлен полноразмерный макет. После окончания работ по проектированию концепции новейшей машины, турецкие конструкторы приступили к шагу детализированного проектирования, который, как планировалось сначало, займет более 30 мес. Но к чести турецких инженеров, они совладали со собственной задачей намного ранее.

5 ноября две тыщи двенадцать г. на военной базе «Адапазары» (провинция Сакарья) турецкая компания Otokar провела церемонию презентации первых 2-ух опытнейших образцов основного танка «Алтай». На церемонии присутствовали премьерминистр страны Эрдоган и министр обороны Йылмаз. Один из, представленных опытнейших образцов, получивший обозначение MTR, предназначен для проведения ходовых испытаний, 2-ой, с обозначением FTR - для тесты характеристик огневой мощи машины.

Так как танк «Алтай» создаётся на базе корейского К-2 Black Panther, он унаследовал все технические новинки собственного корейского «папаши» кроме автомата заряжания. Решения, применяемые в южно-корейском К-2, в турецком танке «Алтай» составляют около шестьдесят процентов. По всей видимости, турецкая машина унаследует от корейского танка и высшую цена. По подготовительным оценкам на две тыщи двенадцать г. стоимость «Алтая» в серии составила более 5,5 млн USD.

Сборка танка "Алтай"

Сборка танка «Алтай» традиционная, с расположением моторнотрансмиссионного отделения (МТО) в кормовой части машины, отделения управления в носовой части и боевого отделения - в центре. Экипаж - четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Место механика-водителя размещено в отделении управления по центру на продольной оси машины, что существенно упрощает управление. Для посадки и посадки употребляется лючок, закрывающийся бронированной крышкой, которая при открывании двигается на право. В крышке лючка механика-водителя установлены три призменных устройства наблюдения.

Место заряжающего размещено в боевом отделении в башне, слева от пушки. Над ним имеется лючок для посадки и посадки, также для загрузки боеприпасов. Бронированная крышка лючка раскрывается вспять.

Рабочее место командира размещено в боевом отделении, справа от пушки. Рабочее место наводчика также находится справа от пушки, только незначительно впереди и ниже командира танка, как это есть на Т-55, Leopard один и 2. Командир и наводчик производят посадку и посадку через один лючок по очереди. Бронированная крышка лючка раскрывается вспять.

Как сообщается, разработчиками на «Алтай» устанавливается более мощная, по сопоставлению корейским танком К-2 Black Panther защита корпуса и башни. Башня разрабатывалась турецкими инженерами и отличается от башни корейского танка, так как в состав комплекса вооружения не заходит автомат заряжания и в ней располагаются три члена экипажа, а не два, как в «Чёрной пантере».

Корпус «Алтая» длиннее, и в ходовой части употребляется по семь опорных катков на борт, другими словами на один больше, чем на К-2. Борта корпуса меньше чем наполовину прикрыты противокумулятивным экраном, оставляя неприкрытым, в том числе и опорными катками, достаточно значительную проекцию борта. На корме корпуса размещена широкая бронированная решётка для выхода воздуха остывания мотора. Это, позволяет понизить термический фон танка.

На представленных 2-ух опытнейших образчиках подвеска ходовой части - гидропневматическая. Вобщем, как сообщается, окончательное решение, касающееся системы подвески и ряда других систем, до сего времени ещё не принято. Всё будет зависеть от того, как эти системы поведут себя во время испытаний. Башня танка сварная с развитым заманом в кормовой части, в каком хранится часть боекомплекта к пушке, также располагаются элементы системы кондиционирования воздуха и вспомогательная силовая установка. Снаружи на башне оборудованы ящики для хранения ЗИП и личных вещей экипажа, как это изготовлено на французских танках «Леклерк».

Вооружение танка "Алтай"

Высочайшие характеристики обеспечиваются внедрением в качестве основного орудия 120-мм гладкоствольной германской пушки Rheinmetall Rh 120L/55 с длиной ствола 50 5 калибров. Пушка вооружена системой контроля извива ствола, термозащитным кожухом и эжекционной системой удаления газов. Боекомплект укладывается в кормовом замане башни, оборудованном вышибными панелями на крыше. Состав боекомплекта, по всей видимости, будет стандартным - оперённые бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном, кумулятивноосколочные и, может быть, осколочные шрапнельные. Всего в танке будет транспортироваться 50 семь выстрелов, что показывает на то, что большая часть боекомплекта с огнеопасными сгорающими гильзами унитарных 120-мм выстрелов будут располагаться вкупе с экипажем в корпусе машины.

Разработкой танковой пушки местного производства МКЕК 100 20 и боеприпасов к ней занимается муниципальная компания Makine ve Kimya Endustrisi Kurumu (MKE), являющаяся главным разработчиком и производителем орудия и боеприпасов в Турции. В качестве дополнительного орудия установлен 7,62-мм спаренный с пушкой пулемёт (установлен слева от пушки на рабочем месте заряжающего) и 12,7-мм пулемёт, который будет размещаться на дистанционно-управляемом модуле на крыше башни сзади люков командира и заряжающего на продольной оси башни. Управление им осуществляется дистанционно с места командира танка.

В танке «Алтай» употребляется современная модульная автоматическая система управления огнём (СУО) Volkan-lll либо National Cannon, сначало разработанная для военно-морских платформ TAKS.

Наводчик и командир танка располагают комбинированными (дневно-ночными) прицельно-наблюдательными комплексами (ПНК) со стабилизированной в 2-ух плоскостях линией визирования. Оба комплекса в своём составе имеют оптические, тепловизионные и лазерные дальномерные каналы. Командирский ПНК панорамический, он имеет возможность, независящего от положения башни, наблюдения на триста шестьдесят градусов. Благодаря этому, реализована концепция «hunter - killer» (охотник - убийца). Все системы и подсистемы СУО в текущее время разрабатываются компанией Aselsan, которая имеет партнёрские дела с турецкой компанией STM, занимающейся разработкой программного обеспечения для автоматических систем боевого управления.

Главные элементы комплекса вооружения основного танка «Алтай» разрабатываются и выполняются корейской компанией Хэндэ Rotem, также турецкими Организацией машиностроительной и хим индустрии (МКЕ) и Roketsan.

Тактико-технические свойства танка "Алтай"

Боевая масса, т........................60,0
Экипаж, чел........................4

Годы разработки две тыщи семь - 2012
Годы эксплуатации........................с две тыщи пятнадцать (план)

Габаритные размеры
Длина корпуса, мм........................7735
Длина с пушкой вперёд, мм........................10 307
Ширина корпуса, мм........................3972
Высота, мм........................2640

Бронирование
Тип брони........................комбинированная противоснарядная

Вооружение
Калибр и марка пушки........................120-мм MKEK120 гладкоствольная
Длина ствола, калибров........................55
Боекомплект пушки........................57
Пулемёты........................1 х 7,62-мм, один х 12,7-мм

Подвижность
Мощность мотора, л. с.........................1500
Скорость по шоссе, км/ч........................70
Припас хода по шоссе, км........................500
Преодолеваемая стена, м........................1,0
Преодолеваемый ров, м........................2,8
Преодолеваемый брод, м........................1,2 (4,1 с ОПВТ)

Фото танка "Алтай"

Весь XX век Турция закупала танки за рубежом: в СССР (Т-26 в 1935 году), во Франции (Renault FT-17 и R35) в Великобритании (Vickers Garden Loyd и Garden Loyd M1931, Vickers 6ton Mk E и 13 Vickers Mk VIb), в фашистской Германии (PzKpfw III и IVG), в ФРГ (Leopard I и II), в Израиле (М60Т Sabra) и в США (M60). Со временем турецкое машиностроение сумело даже освоить азы модернизации танков – так были доведены до удовлетворительного состояния Леопарды и М60. К началу XXI века в турецком истеблишменте пришли к выводу о необходимости создания собственного танка, тем более что плюсов от такого шага немало. Во-первых, собственный танк оказывается дешевле, чем организация лицензионного производства предлагаемых Leopard, Leclerc, Т-84-120 «Ятаган» и другой подобной техники. Во-вторых, самостоятельная политика Турции могла закономерно вызвать неудовольствие части стран НАТО, поставляющих бронетехнику и комплектующие с последующим эмбарго. Что и случилось после подавления неудачной попытки свержения власти в Турции. В-третьих, страна, претендующая на ведущие роли в регионе, должна обладать собственными компетенциями в области разработки оборонной техники. И, наконец, в-четвертых, будущий танк может вполне стать доходным экспортным товаром, ведь Турция давно и успешно торгует .

В соответствии с западной модой будущий ОБТ назвали в честь героя Турции генерала Фахреттина Алтая, который освободил третий по численности город Измир от греческих войск в 1919-1923 годах. В августе 2010 года общественности была представлена 3D модель будущей машины, а на IDEF-2011 в Стамбуле красовался полноразмерный макет танка. Инженеры турецко-корейской команды работали в форсированном режиме, и уже 5 ноября 2012 года на военной базе Адапазары показали два опытных Altay в металле. Образец MTR был для ходовых испытаний, а на образце FTR исследовали огневую мощь танка. Фактически турецкая машина представляет собой глубоко модернизированный (и упрощенный) корейский К2 – до 60% технологий были напрямую позаимствованы у «Чёрной пантеры». В том числе и стоимость, превышающую 5,5 млн. долларов.

Как и корейцы, ничего принципиального нового турецкие инженеры не придумали: компоновка классическая, с моторно-трансмиссионным отделением в корме, управлением в носовой части и боевым отделением по центру. Подвеска предполагается гидропневматическая, которая позволит танку демонстративно на показах переваливаться на гусеницах, как умеет его коллега К2. Механик-водитель сидит ровно по центру и ведет наблюдение через три призменных прибора в сдвигающемся люке. От автомата заряжания, реализованного в К2, решено было отказаться, поэтому в башне Altay пришлось искать место для заряжающего, которого разместили слева от пушки. Справа от орудия впереди командира посадили наводчика – два этих члена экипажа делят один люк, открывающийся назад. Башня танка, пожалуй, одна из немногих полностью самостоятельных разработок турецких инженеров, отличающаяся от корейского прообраза более серьезным бронированием. Конструкция её сварная, с развитым заманом в кормовой части, в котором расположили часть боекомплекта (с вышибными панелями), кондиционер и вспомогательную силовую установку.

Первые опытные образцы Altay на военной базе Адапазары. 5 ноября 2012 года. Источник: andrei-bt.livejournal.com

Пушку взяли у собратьев по НАТО немцев – это Rheinmetall Rh 120L/55 со всеми «примочками»: контроль изгиба ствола, термозащитный кожух и эжекционная система. Планируют снарядить Altay 57 унитарными выстрелами – кумулятивно-осколочными, подкалиберными оперенными и осколочно-шрапнельными. Зависимость от немецкой промышленности не совсем устраивает турецкое военное командование, и уже несколько лет компания Makin eve Kimya Endustrisi Kurumu работает над пушкой MKEK 120. Пулеметное вооружение традиционное – 7,62-мм спарен с пушкой, а 12,7-мм на башенном дистанционно-управляемом модуле. Систему управления огнем Volkan III или National Canon разработки фирмы Aselsan взяли у военно-морского флота (платформа TASK), она включает в себя прицельно-наблюдательный комплекс для командира и наводчика с двумя стабилизированными каналами – дневным и ночным. И, конечно, джентльменский набор современного танка - лазерный дальномер и тепловизор. У командира, как и положено, самый впечатляющий обзор в 360 0 с возможностью наблюдения вне зависимости от положения башни. Танк умеет регистрировать лазерное облучение, защищаться от ОМП, ставить дымовые помехи (семь дымовых гранатометов в корме башни) и самостоятельно тушить возгорания. На бронирование турки денег не пожалели – применяется композитная броня, возможно, будет динамическая защита, а также бортовые экраны с недешевыми керамическими пластинами. Курирует заработку бронезащиты турецкая фирма Roketsan. На данный момент остается открытым вопрос об оснащении Altay комплексов активной защиты.

Сложности у турецкой оборонной промышленности начинаются при упоминании о силовой установке танка – собственной разработки у инженеров нет. Предполагалось установить немецкий турбодизель MTU Friedrichshafen мощностью 1500 л.с., но ФРГ уже в 2016 году обозначила, что, после подавления революции в Турции, с поставками могут быть проблемы. И трансмиссия у танка также импортная – немецкая Renk. Австрийский вариант силовой установки от AVL List GmbH и её лицензионное производство на территории Турции также приказали долго жить после санкций Евросоюза. Курировала совместную австрийско-турецкую разработку компания Tumosan, которая с 1975 года специализируется на производстве тракторных 3- и 4-цилиндровых дизелей мощностью не более 115 л. с. Были попытки переговоров с японцами, но Mitsubishi Heavy Industries отказалась принимать участие в проектировании турецкого танкового двигателя. В итоге контракт на разработку силовой установки и трансмиссии в феврале 2018 году отдали турецко-катарской ВМС. Компания близка ко двору Эрдогана, так как находится под контролем Эдхема Санджака, близкого друга правителя Турции. Мотор планируют создать мощностью 1800 л. с. с минимальным привлечением импортных комплектующих. Это должно придать 60-тонной машине приемлемую динамику в пределах максимальных 70 км/ч. Именно вопрос силовой установки и трансмиссии является главным, из-за чего с таким опозданием к середине 2018 года Altay встаёт на стапеля предприятий BMC. Очевидно, оснащать машины будут силовыми установками, поставленными в Турцию до введения санкций Евросоюза. Примечательно, что правительство Турции отказало компании-разработчику Otokar в контракте на производство Altay. Это, пожалуй, впервые в танкостроения, когда одна компания ведет разработку машины, а совсем другая занимается производством. Видимо, Otokar совсем в плохих отношениях с турецким руководством. ВМС планируют собрать в первой очереди 250 машин, а общее количество танков в армии Турции к середине 2020-х должно составить не более 1000.

Altay AHT (Asimetrik Harp Tanki - танк асимметричной войны) на IDEF-2017.

Турецкий танк "Алтай" / Фото: pro-kg.com

То, что на вооружении турецкой армии могут появиться танки собственного производства, анонсировалось еще с середины 2000-х годов. И лишь относительно недавно широкой публике были наконец представлены первые образцы боевой машины турецкой сборки, получившей имя Altay («Алтай»), названной так в честь командира кавалерийского корпуса времен войны за независимость Турции 1919-1923 годов генерала Фахреттина Алтая.

Гремя огнем, сверкая блеском стали

Фото: bik.gov.tr

Очередная презентация данного показателя турецкого «прорыва» в производстве бронетанковой техники состоялась в мае этого года на выставке IDEF-2015 в Стамбуле, где свои изделия традиционно демонстрируют предприятия местной оборонки.

Аналитики сразу заметили сходство машины с новыми танками южно-корейской армии K2 «Черная Пантера». Представители турецкой частной компании Otokar (производителя бронированных машин для армии Турции) не стали скрывать: в создании «своего» танка они широко использовали опыт, накопленный корейцами. По некоторым данным, технологии, использованные производителями из Южной Кореи, турками были заимствованы не менее чем на 60 процентов.

Все бы ничего, но ведь и корейцы не особо ломали головы над своим детищем. Целый ряд разработок они точно также переняли у зарубежных «партнеров». В частности, основное вооружение К-2 - 120-мм танковая пушка – оказалась изготовленной по мотивам немецкого орудия Rh-120.

Прототипом же автомата заряжания для корейского танка стал аналогичный аппарат, примененный на французском «Леклерке». Да и моторно-трансмиссионная установка у «корейца» оказалась европейского исполнения: и дизельный двигатель, и коробка передач были созданы в Германии.

Когда нельзя, но очень хочется

Фото: otokar

В принципе, как говорят специалисты, ничего страшного в подобной кооперации в сфере производства вооружений нет. Тем более что заимствование ряда изделий в турецком танке стало не следствием подпольного копирования, а результатом вполне легальных соглашений, заключенных Otokar с южнокорейской компанией Hyundai Rotem.

К слову, и Otokar, и Hyundai – компании, специализирующиеся преимущественно на выпуске автомобильной техники. Hyundai считается четвертым производителем автомотибилей в мире, а турецкий автозавод славится своими автобусами Navigo и грузовичками Atlas.

Однако как тогда расценивать анонсированное турецкой стороной желание полностью перейти на технику собственной разработки и производства? Ведь сегодня практически весь парк бронемашин Турции - это зарубежные закупки. В частности, на вооружении механизированных и танковых бригад и механизированных дивизий армии страны стоят немецкие «Леопарды» и американские М48 и M60. Именно поэтому «Алтай» должен был стать «прорывным национальным проектом» в области турецкого танкостроения.

Должен был. Но не стал. Эксперты уже сегодня говорят о проблемах у будущей основы «танковой армады» Турции. В частности, так и не решен вопрос с двигателем для новой машины. Первоначально предполагалось «позаимствовать» его у того же «Леопарда», однако заложенных в нем 1,5 тысячи сил оказалось маловато для передвижения 60 тонн - именно такой вес в итоге оказался у «Алтая». Кроме того, не удалось решить вопрос с подходящим автоматом заряжания. В итоге турки предложили вполне экономный вариант: сложное устройство они заменили на… дополнительного члена экипажа.

Пойдут машины в яростный поход

Фото: bik.gov.tr

Эксперты не так давно сравнили тактико-технические характеристики основных боевых машин, состоящих на вооружении в армиях некоторых стран мира. Сравнение оказалось явно не в пользу турецкой новинки. По целому ряду показателей «Алтай» уступил не только своему прародителю - корейскому K2, но и «Леопарду», и даже российскому Т-90А - модификации далеко не самого нового Т-90 только с двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, обновленной броней, прицельным оборудованием и оптимизированным автоматом заряжания.

В частности, первый проигрыш можно заметить по калибру основного оружия - танковой пушки. Если у Т-90А она 125-миллиметровая, то немецкий, корейский и турецкий танки оснащены орудием лишь в 120-мм. В итоге прицельная дальность стрельбы российской пушки 2А46М составляет 5 тысяч метров (а при ведении огня некоторыми видами боеприпасов - до 10 км), тогда как гладкоствольная пушка «Алтая» MKEK120 (реплика немецкого Rh-120) способна вести прицельный огонь максимум на три км.

Не самые лучшие показатели у турецкой боевой машины и по запасу хода (он уступает Т-90 более чем на 200 км), по весу (превышение на 16 тонн), по системам защиты: на Т-90 применена как броневая сталь и многослойная композитная броня, так и динамическая защита (необходима для превентивного срабатывания снарядов с кумулятивной боевой частью). Кроме того, российский танк оснащен комплексом противодействия управляемым ракетам, принцип которого основан на подавлении средств их наведения.

Altay vs «Армата» - сравнивая несравнимое…

Фото: Минобороны РФ

Если «Алтай» по целому спектру показателей не дотягивает даже до Т-90, то сравнивать его с новейшим российским основным боевым танком Т-14 на платформе «Армата» и вовсе не имеет смысла. Немецкая газета Die Welt не так давно опубликовала информацию, основанную на заключении Минобороны ФРГ.

Военное ведомство страны бьет тревогу, требуя срочно искать замену Leopard 2 в связи с появлением Т-14. Причина - неспособность «Леопарда» пробивать защиту российской боевой машины. А журнал National Interest, опубликовавший сравнение Т-14 с американским «Абрамсом», вынес однозначное заключение: защитные технологии, примененные российскими танкостроителями, не применяются пока ни в одном танке мира.

При этом западные аналитики обращают внимание на то, что российская техника производится, даже несмотря на кризис и санкции, то есть наш ОПК вполне самодостаточен. Это в корне отличается от ситуации с тем же «Алтаем», где турецкая компания Tumosan, получившая от правительства Турции подряд на изготовление двигателя для нового танка, тут же подключила аутсорсинг: привлекла австрийского разработчика AVL List, который должен не только помочь туркам создать новый мотор, но и интегрировать его непосредственно в боевую машину.

Военный эксперт Виктор Мураховский убежден, что ничего из «затеи» с якобы собственным танком у Турции не выйдет. Во-первых, у этой страны нет традиций танкостроения. А кроме того, машины, репликой с которых стал «Алтай», практически не имеют опыта боевого применения, а корейская «Черная Пантера» и вовсе только-только встает на серийное производство.

Как отмечает эксперт, целый ряд стран пытался производить собственную бронетанковую технику, однако в итоге был вынужден все же обратиться к проверенным «брендам». Как пример Виктор Мураховский называет индийский проект «Арджун», который не оправдал вложенных в его разработку средств, и в итоге правительство страны сделало выбор в пользу экспортного варианта Т-90С.

МОСКВА, ЗВЕЗДА
21

Для выполнения прототипирования государством выделено более $ 500 млн. Следуя стадиям проекта, два опытных образца должны быть выпущены в 2016 году; боевые испытания начнутся в 2016 году, а первая партия из 250 единиц танков Altay будет запущена в массовое производство в 2017 году. Некоторые страны уже проявили внимание к мобильности и огневой мощи танка Altay. Ожидаемая стоимость одного турецкого танка составит 5,5 млн. долларов США.

Проект "национальный танк Аltay" реализуется согласно соглашению, подписанному в марте 2007 года между Министерством обороны Турции и турецкой компанией Otokar (подразделение консорциума Коч). Поскольку Турция до сих пор не имеет опыта в создании собственных боевых танков, компания Otokar (в свою очередь) заключила контракт с южнокорейской компанией Hyundai Rotem о совместной разработке прототипа нового танка. Контракт был подписан по итогам тендера, в котором также участвовала немецкая компания KMW.

Первый образец танка Аltay был представлен общественности 11 мая 2016 года на выставке вооружений IDEF-2016, которая проходила в Стамбуле. При создании новой боевой машины широко использовался опыт, накопленный корейцами при создании собственного танка K2 "Черная Пантера". По данным турецкой стороны, при проектировании танка Altay будет заимствовано не менее 60% высоких технологий, использованных в K2. В будущем танк Altay будет должен заменить используемые сегодня в Турции сильно устаревшие немецкие танки Leopard 1A, Leopard 2A, а также и американские танки M48 и M60.

В рамках проекта Южная Корея передает ноу-хау, в том числе систему "ASELSAN" для управления, командования и связи. Также турецкая сторона получит систему стабилизации огня из пушки и пулемета. Южнокорейская фирмы Rotem (подразделение Hyundai) предоставит некоторых важные подсистемы, но главное - это гладкоствольная 120 мм пушка 55 калибра и модульная система тотального бронирования танка Roketsan. На первых танках проекта установят дизельные двигатели мощностью 1500 л.с., а затем более мощные сдвоенные двигатели общей мощностью 1800 л.с.



Некоторые характеристики танка Аltay: экипаж 4 бойца, масса 60 тонн, максим. скорость 70 км/час., сдвоенные дизели разной мощности, броня из композита Rokestan, гладкоствольная пушка 120мм, 12.7 мм тяжелый пулемет, 7.62 спаренный пулемет, гарантированный проход через реки на глубине 4.5 метра.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то