Новый советский танк. «Новый» украинский танк. Винегрет из уцелевших обломков советского ВПК. стальные с внутренней амортизацией

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

23:51 — REGNUM

Громкое заявление президента Украины об испытаниях нового украинского танка, сделанное им 13 августа в своем Фейсбуке, можно было бы вообще игнорировать. Мало ли громких заявлений доносится из параллельной реальности, в которую погрузилась целая страна?

Александр Горбаруков © ИА REGNUM

Однако игнорировать мы не будем. Попробуем разобрать, проанализировать и поискать самое интересное между строк и за кадром рекламного видеоролика.

Итак, что мы имеем? Видеоролик с испытаний украинского танка Т-72АМТ и ряд сообщений о его «новых» боевых возможностях, вооружении и различном оборудовании.

Начнем с названия. Оно говорящее, ибо мало-мальски сведущий человек сразу поймет, что «новый» украинский танк — модернизация старого доброго советского основного боевого танка Т-72, принятого на вооружение в 1973 году. Для Украины это несколько обидно, потому что Т-72 — это упрощенная вариация Т-64, созданного конструкторским бюро Харьковского завода. Напомню, Т-64 для своего времени был настолько революционной машиной, переполненной техническими новинками, что в СССР приняли решение разработать на его базе «танк войны», надежный, выносливый и максимально простой в полевом обслуживании.

Ну да ладно. В конце концов, Т-72 до сих пор воюет по всему миру, и все, кто имеет возможность его модернизировать, занимаются этим благодарным делом. Ведь не секрет, что нынешний рекордсмен по продажам на мировом танковом рынке, российский Т-90, тоже является глубокой модернизацией Т-72.

Поэтому нам надо разобрать, в чем заключается украинская версия такой модернизации.

Двигатель украинцы не тронули. Оставили старый советский дизель В-84−1 мощностью 840 л. с. Не будем гадать о причинах такого выбора. Предположим, что исходили из принципа «лучшее — враг хорошего».

Схема бронирования танка, судя по видеоролику, осталась такой же первозданной, как и двигатель. В украинских СМИ сообщалось, что защщищенность машины будет усилена за счет новой динамической защиты, но об этом ничего конкретного не рассказали.

Решетчатые экраны вокруг башни и в задней части бортовой проекции корпуса танка явно навеяны техническими решениями сирийских танкоремонтных бригад и высокотехнологичностью не поражают.

Об электронной начинке танка более-менее подробно рассказал директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, поэтому оттолкнемся от его данных.

Две радиостанции от турецкой компании Aselsan должны обеспечить надежную связь не только с соседними танками и командованием, но и с поддерживающей пехотой.

Навигационная система СН-3003 «Базальт». Производства украинской компании ГП «Оризон-Навигация». Ранее сообщалось, что данный прибор способен работать с навигационными системами GPS, GLONASS и EGNOS. Широкого распространения пока не получил, для его объективной оценки данных почти нет.

Ночной прицел 1К13, гордо упомянутый среди достоинств новой боевой машины — старый советский прицел 80-х годов ХХ века.

Загадочная фраза о том, что новый вид танка «предусматривает установление на танк приборов ночного видения с электронно-оптическими преобразователями третьего поколения», сперва заставила затрепетать, но потом вызвала усмешку. Дело в том, что оптические преобразователи третьего поколения производятся на сегодняшний день только в США и в России, но пока не на таком техническом уровне, чтобы можно было использовать их в бронетехнике. Так что предположим, что речь идет о том, чего хотелось бы в идеале, но нет в реальности.

И наконец главное, из-за чего произошел весь информационный сыр-бор. Украинский Т-72АМТ получил пушку, из которой можно вести огонь управляемой ракетой «Комбат» с тандемной боевой частью на расстояние до пяти тыс. метров.

И снова вспомним СССР. Такие огневые возможности были характерны для многих советских танков, даже для Т-64, не говоря о более поздних машинах типа Т-80.

Может быть, уникальна ракета «Комбат»? Тоже нет. Наводится она по лазерному лучу, а это в современных условиях эффективно только в случае войны с государством, застрявшим на техническом уровне ХХ века. Системы противодействия лазерному наведению противотанковых ракет давно производятся и применяются как в России, так и в некоторых странах НАТО.

Так что же можно сказать в итоге обследования украинской новинки?

Украинский танк Т-72АМТ является великолепной иллюстрацией состояния предприятий военно-промышленного комплекса, доставшихся Украине в наследство от Советского Союза.

Міністерство оборони України

Большинство из них безвозвратно погибло или в полном составе переместилось в другие страны. Создать новый танковый двигатель Украина не может, а скорее всего, уже не может выпускать даже и старые дизели. Поэтому «новый» танк получил «старое» сердце. Не исключено, что это было сделано в расчете на «резерв» двигателей, которые можно будет снять с 235 танков Т-72, которые в 2016 году числились на Украине неисправными.

Бронекорпуса и танковые башни приходится использовать тоже старые. Значит, и эту часть советского технологического наследия Украина успешно потеряла на пути «в Европу».

Для начала давайте разберемся, что будет добавлено:

  • появление второй ветки тяжелых советских танков
  • разделение танка КВ, на КВ-1 (5 уровень) и КВ-2 (6 уровень)
  • вместо КВ-3 вводится новый танк Т-150 (6 уровень)
  • КВ-3 переводится на 7 уровень во вторую ветку
  • появление КВ-4 (8 уровень, вторая ветка)
  • ввод нового танка СТ-1 (9 уровень, вторая ветка)
  • ИС-4 переводят на 10 уровень и выносят во вторую ветку
  • ввод нового танка ИС-8 (9 уровень) вместо ИС-4.

Разделение танка КВ, на КВ-1 и КВ-2

Стоит сказать, что танк КВ-1 - это привычный нам КВ в стоковом виде, то есть с башней «КВ-1» на которую можно установить орудие 75 мм, а так же ходовая часть «КВ-1».

Что касается КВ-2 это топовый КВ с «шайтан трубой» (152 мм М-10) или же 107 мм ЗиС-6, как вам угодно. Но по сути это один и тот же танк с внешней стороны (корпус один), а что касается характеристик разные. Если вы захотите пройти к «буратине» С-51, то для начало вам нужно будет вкачать КВ-1 далее КВ-2, а за тем уже С-51.

Для наглядности вот КВ-1

А вот КВ-2:

И на этом с КВ завершим и переходим к следующему нашему «тяжу».

КВ-3 становится танком 7 уровня

Ну что тут сказать, КВ-3 должны хорошенько проапать, что бы он достойно выглядел на фоне ИС, да и к тому же он медленнее.

Новый танк Т-150

Танк Т-150 с бронёй толщиной 90 мм - единственное внешнее отличие от серийного КВ - наличие командирской башенки с перископом и тремя смотровыми приборами.

ТТХ танка Т-150

Год выпуска

Экипаж

Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м

6,850
3,360
3,010

Клиренс, мм

Масса, т

Среднее удельное
давление на грунт, кг/см 2

Двигатель

дизельный В-5

Мощность, л.с.

700 (515 кВт)

Макс. скорость, км/ч

Бронирование, мм

лоб корпуса 75-90 мм
башня 90 мм
борт 90 мм
корма 90 мм
крыша 30 мм
днище 30-40 мм

Вооружение

76-мм пушка Ф-34
3 х 7,62-мм пулемёта ДТ

Боезапас

111 снарядов
2646 патронов

Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м

35
30
2,5
1,2
1,6

Выпущено, шт.

Смело можно сказать, что Т-150 прародитель КВ-3. Сразу после выпуска первой модели КВ (март 1940 года), Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором говорилось, что к 1 ноябрю нужно было создать более усиленный КВ с 90 мм броней и орудием 76мм Ф-32, но работы затянулись на 4 дня и 5 ноября был создан обновленный КВ (по документам т-150). Танк проходил полигонные испытания, в которых выявились недостатки, и, пожалуй, самый главный недостаток выявился после прохождения 199 км, это были неполадки с охлаждением масла в двигателе танка. Что касается внешнего вида, за счет того что броню, нашили во внутрь внешние габариты танка сохранились, а вот внутри стало потеснее. Танк отправили на доработку, спустя некоторое время после долгих ремонтов и исправлений, 11 октября танк был передан в распоряжение 123-й танковой бригады, действовавшей под Ленинградом. О его дальнейшей судьбе неизвестно.

Новый танк КВ-4

Много танков существовало под индексом «КВ».

У КВ-4 было насчитано около 20 проектов, которые отличались друг от друга. Какой проект выберет разработчик мы не знаем.

Танк начал разрабатываться в апреле 1941 года. Заказ был очень сложный: установка сразу двух пушек и никогда не применявшаяся на отечественных танках 125-130 мм броня приводили к необходимости усиления шасси и обуславливали резкое повышение массы танка. Над этим танком работали лучшие конструкторы. Танк планировалось сделать 100 тонным. Так например самый легкий проект КВ-4 удался конструктору Н.Духову - 82,5 тонн, а самый тяжелый создал Г. Крученых - 107 тонн. Планировалось установить основное орудие 107-мм, а вторичное находящиеся на башенке, которая устанавливается на основную, 45-мм.

Другие конструкторы предлагали создать танк со 107-мм орудием и установить 45-мм в носовой части корпуса.

Как пример рассмотрим один из нескольких проектов.

Проект танка инженера М.Креславского.

ТТХ танка КВ-4

Боевая масса, кг

Полная длина, м

Полная ширина, м

Полная высота, м

Колея, м

Клиренс, м

Длина опорной поверхности, м

Уд. давление, кг/см 2

Двигатель

М-40 (дизель)

Макс. мощность, л.с

Макс. скорость, км/ч

Запас хода, км

Экипаж, чел.

Броня

Корпуса, 125

Башни, 140

Верхний лобовой лист, 80

Нижний лобовой лист, 130

Корма, 130

Крыша, 50

Передний лист днища, 40

Задний лист днища, 40

Вооружение

107-мм ЗиС-6

45-мм 20-К

Пулеметы, шт 3

Ходовая часть

торсионная

Опорные катки

стальные с внутренней амортизацией

Рация

Поручено создать этот танк было Валентину Асикритовичу Ганину, известного больше как ракетчик, именно ему принадлежала идея подводного старта ракет. Что касается танка, то он должен был стать прорывом в советском танкостроении. Предполагалось, что весь экипаж (5 человек) должен был размещаться в башне, кроме мехвода. Так же планировалось, установить на танк на новую трансмиссию, которая значительно увеличивала ходовые характеристики танка.

ТТХ танка СТ-1

Бронирование

Верхний лобовой лист: 140 мм / 62 градуса.
Нижний лобовой лист: 160 мм / 30 градусов.
Борта подбашенной коробки: 140 мм / 30 градусов.
Подбашенный лист и днище: 30 мм.

Башня.

Маска орудия: 250-300 мм.
Лоб: 220-250 мм.
Борта: 160 мм / 30 градусов
Крыша башни: 30 мм.

Вооружение.

- Пушка калибра 100/122 мм.
- 2 пулемета ДТ.

Максимальная скорость

40-45 км/ч.

Двигатель

800 (850) л.с.

54-56 тонн

Новый танк ИС-8

T-10 (ИС-8) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Последний из серии тяжёлых танков ИС, также один из последних тяжёлых танков в мире.

Разработка танка началась в 1948 году, когда Главным Бронетанковым Управлением был дан приказать, спроектировать танк который в будущем заменит танки, стоящие на вооружении ИС-1, ИС-2. Опыт конструирования ИС-4, ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Главным конструктором являлся Ж. Я. Котин. В апреле 1949 года было выпущено 10 тестовых танков, которые проходили полевые испытания. В ходе испытаний у танка выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Было принято решение, что танк не готов к серийному производству и доработка велась до декабря 1952 года. За это время танк изменил множество названия: ИС-9, ИС-10. После смерти Иосифа Сталина в марте 1953 года было принято решение переименовать в танк Т-10, давний родственник Т-90А. 15 декабря 1953 года танк стал на вооружение СССР. В последующие года танк множество модернизировался вплоть до 1966 года.

ТТХ танка Т-10 (ИС-8)

Боевая масса,т

Экипаж, чел

Длина с пушкой вперед (по корпусу),м

10,56 (7,25)

Ширина,м

Высота,м

Скорость макс., км/ч

Тип двигателя

карбюраторный дизель

Орудие

122-мм

пулеметы

14,5-мм

Толщина брони, макс., мм

В заключение хочу сказать, что ждут нас очень хорошие танки, я сам большой поклонник советского танкостроения, и я уверен эти танки мне понравятся. Как они вам? Жду ваших комментариев и до скорой встречи!

Тяжёлый танк ИС-2 («Иосиф Сталин второй») имел наиболее мощное вооружение и бронирование среди всех советских танков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. По вооружению он превосходил любой вид танков Второй мировой войны, за исключением советского же КВ-2. ИС-2 стал одним из символов Победы.

История создания

Перед началом Великой Отечественной войны Красная армия имела качественное преимущество в материальной части бронетанковых войск над вермахтом. На вооружении у неё были мощные средние танки Т-34 и тяжёлые танки «Клим Ворошилов» КВ-1 и КВ-2, аналогов которых у немцев в то время не было.
Германские военные специалисты начали усиливать броню и вооружение танков T-III и T-IV. В августе 1942 года на Восточном фронте появился немецкий тяжёлый танк T-VI «Тигр». Своим 88-мм орудием он пробивал броню любого советского танка. Летом 1943 года немцы начали использовать новый средний танк T-V «Пантера», который по вооружению и бронированию превосходил советский Т-34.
Советским войскам, в свою очередь, потребовались новые, более мощные и совершенные танки. Одним из путей такого усиления стало дальнейшее совершенствование основного боевого танка Т-34. С декабря 1943 года на него стали устанавливать 85-мм орудие, аналогичное по своим характеристикам немецкой 88-мм пушке.
Промежуточными ступенями на пути создания ИС-2 стали тяжёлые танки КВ-85 и ИС-1, ограниченными сериями выпускавшиеся в 1943 году. Испытания показали недостаточность устанавливавшейся на них 85-мм пушки для успешной борьбы с новыми немецкими танками, и тогда же было принято решение вооружать ИС 122-мм орудием. Так в декабре 1943 года появился на свет ИС-2.

Достоинства и недостатки

122-мм пушка оказалась достаточным средством для того, чтобы успешно вести борьбу на разных дистанциях не только с «Тиграми» и «Пантерами», но и с появившейся у немцев с августа 1944 года модификацией «Тигра» «Королевский тигр» с усиленным бронированием. Хотя в ИС-2 не удалось совместить мощь вооружения и бронирования с высокой скоростью передвижения, и танк получился тяжёлым, всё-таки его проходимость была качественно выше, чем у немецких тяжёлых танков. Для сравнения: при массе в 46 тонн ИС-2 был существенно легче не только «Королевского тигра» (70 тонн), но и обычного «Тигра» (57 тонн), и примерно равен «Пантере» (45 тонн).
Высокими достоинствами и надёжностью отличалась и ходовая часть ИС-2. Генерал вермахта Ф. Меллентин, подробно проанализировавший действия бронетанковых войск во время Второй мировой, отмечал, что вообще «русские конструкторы танков хорошо знали своё дело. Они сосредоточили всё внимание на главном: мощи танковой пушки, броневой защите и проходимости. Во время войны их система подвески была намного лучше, чем в немецких танках и в танках западных держав».
Главным недостатком ИС-2 была низкая скорострельность 122-мм пушки (максимум 3 выстрела в минуту) из-за её раздельного заряжания. Боекомплект танка также был незначителен: 28 снарядов. Уступал ИС-2 средним танкам в маневренности: максимальная скорость 40 км/ч при 50 км/ч у «Пантер» и 55 км/ч у Т-34-85. По этим причинам ИС-2 не были ударной силой при прорыве вражеской обороны, а использовались главным образом для отражения фланговых контратак противника.

Боевое использование

Тот же Меллентин признавался, что ИС-2 «причинили много неприятностей нашим “тиграм”». Боевое крещение ИС-2 состоялось в апреле 1944 года при отражении немецкого контрнаступления под Тернополем. Летопись боёв с использованием ИС-2 полна эпизодов, когда эти танки наносили крупный урон превосходящим бронетанковым силам противника, неся при этом значительно меньшие потери. Появление у немцев «Королевских тигров» в боях на Сандомирском плацдарме в августе 1944 года не внесло существенных изменений в расстановку сил. Известен случай, когда гвардейский тяжёлый танковый полк, отражая немецкий контрудар, уничтожил шесть «Королевских тигров», потеряв лишь три своих ИС.
Важную огневую поддержку ИС-2 оказывали советским войскам во время уличных боёв за Будапешт и Берлин. Правда, в городе тяжёлые танки оказывались весьма уязвимыми для «фаустпатронов» противника.
В 1943-1945 гг. советская военная промышленность выпустила, по разным данным, от 3385 до 3750 танков ИС-2. Для сравнения: военная промышленность Германии подконтрольной рейху Европы произвела всего 1355 «Тигров» и 487 «Королевских тигров».

Послевоенная судьба

Танки семейства ИС продолжали совершенствоваться. Ещё до конца войны был запущен в серийное производство новый танк ИС-3. Он не успел принять участие в боях в Европе, но, по некоторым данным, несколько единиц этого танка участвовали в японской кампании в августе 1945 года. ИС-3 отличался более рациональной формой башни и лобовой части. Впоследствии много таких машин было поставлено в Египет, где они в 1967 году были все уничтожены американскими М48, так как к тому времени изрядно устарели морально.
Дальнейшим развитием серии стал ИС-4, ограниченно выпускавшийся в СССР в 1947-1949 гг. Его производство было прекращено из-за выявленных дефектов ходовой части. Последним танком семейства стал ИС-7, но работы над ним не пошли дальше нескольких опытных экземпляров. Советская армия пошла по пути других армий мира – создание одного основного боевого танка вместо нескольких типов. Таким образом, ИС-2 оказался не только самым удачным тяжёлым танком Второй мировой, но и последним удачным танком такого типа, принявшим участие в боях.
Что касается самого ИС-2, то он ещё долго стоял на вооружении Советской армии. В 1957 году он прошёл существенную модернизацию, заключавшуюся в замене двигателя и многих элементов ходовой части и конструкции. ИС-2 поставлялся в Северную Корею и Китай, где принял участие в Корейской войне 1950-1953 гг. Есть неподтверждённые данные о том, что несколько этих танков были перепоставлены Китаем в Северный Вьетнам, где они принимали участие в отражении американской агрессии в конце 1960-х гг. Ещё несколько танков были поставлены на Кубу для отражения ожидавшегося американского вторжения.
В Советском Союзе танки ИС-2, несмотря на то, что уступали по характеристикам новым основным боевым танкам любого вероятного противника, также нашли применение. На границе с Китаем многие из них были переоборудованы в неподвижные броневые огневые точки. Бывали ИС-2 задействованы и в военных маневрах вплоть до 1980-х годов. Часть танков, как и массовых танков периода войны Т-34-85, долго находилась в стратегическом резерве. Только в 1995 году ИС-2 были окончательно сняты с вооружения Российской армии и порезаны на металл, за исключением нескольких музейных и мемориальных экземпляров.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то