Немецкая сау хетцер. Обзор немецкой ПТ4, "Hetzer". Перки для экипажа hetzer

Легкая САУ класса истребителей танков Hetzer была создана на базе танка Pz.Kpfw 38(t). Самоходка успешно прошла испытания в конце 1943 года и с началом массового производства стала поступать на вооружение немецкой армии. В конечном счете Hetzer стал наиболее массовой противотанковой САУ в Вермахте и по численности уступал только StuG III.

Описание

САУ Hetzer начала появляться на советско-германском фронте весной 1944 года. Боевые характеристики новой немецкой САУ были очень неплохи. Орудие калибра 75мм, установленное на этой самоходке, уверенно поражало средние и легкие советские танки с дистанции до 800м. Hetzer легко справлялся с самыми массовыми средними советскими танками "Т-34-85". В то же время малые габбариты и низкий силуэт был большим преимуществом Хетцера, ведь прицельный огонь с дальних дистанций по такой маленькой САУ был почти невозможен. САУ Hetzer не могла столь же успешно поражать тяжелые советские танки. Чтобы подбить "ИС-2" хетцерам приходилось открывать огонь на очень близкой и опасной дистанции. Бронирование в 60мм было для 1944 года довольно слабым даже несмотря на рациональные углы наклона, увеличивающие снарядостойкость. Однако верхний лобовой лист очень часто не пробивался орудиями советских "тридцатьчетверок". В то же время "ИС-2" без труда поражал Hetzer в лобовую проекцию практически на любых дистанциях эффективного боя. Большим недостатком САУ Hetzer было отсутствие достаточного количества смотровых приборов и в бою это серьёзно мешало экипажу обнаруживать противника. Ограниченный обзор был результатом экономии на производстве этих САУ и в итоге делал для командира управление боевой машиной в бою очень сложной задачей. Однако это в большей степени касалось встречного боя с танками противника. В случае оборонительных действий недостаток обзора не сильно мешал Хетцеру вести огонь с заранее занятой позиции, когда наступающий противник хорошо просматривался. Несмотря на ряд серьезных недостатков, в целом, Хетцер стал удачной и более дешевой заменой для САУ "StuG III". САУ Hetzer массово применялась на завершающих этапах войны как на восточном, так и на западном фронтах. Им довелось поучаствовать в последних крупных операциях немецкой армии во Второй Мировой Войне. Они вели бои с американскими войсками в Арденнском контрнаступлении и участвовали в контрударе по советским войскам на озере Балатон. Немецкая промышленность производила эту САУ с апреля 1944 года и до самого конца войны и смогла выпустить 2849 истребителей танков этого типа.

Jagdpanzer 38 «Hetzer»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.3 / 4.3 / 4.7 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

15,8 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

41 снарядов боезапас

6° / 10° УВН

5° / 11° УГН

2 000 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerjäger 38 (75 cm Pak 39 L/48) или Jagdpanzer 38 «Hetzer» (немц. гончая) - немецкая САУ класса истребитель танков. Была разработана в 1943 году чехословацкой фирмой BMM (на что указывает приставка (t) в названии, от немецкого tschechischen, означающее чешский), на основе лёгкого танка Pz.Kpfw. 38(t), для нужд вооруженных сил Третьего Рейха. Имела на вооружении 75-мм пушку PaK39 L/48, которая могла успешно бороться почти со всей бронетехникой союзных войск и СССР на ближних дистанциях, однако уступала советским танковым орудиям на дальних дистанциях по точности и бронепробитию. Jagdpanzer 38 обладал противоснарядной лобовой бронёй с углом наклона 60 градусов, но корма и борта корпуса имели слабую бронезащиту. Машина имела малые размеры и низкий профиль, что хорошо сказывалось на её маскировке на местности и могла вести огонь долгое время оставаясь незамеченной. Из-за маломощного двигателя и массы САУ почти в 16 тонн, ходовые качества были довольно низкие, особенно на пересеченной местности, но на хороших дорогах, а также в городских условиях, машина могла развивать максимальную скорость в 46,8 км/ч. Jagdpanzer 38 отличался простотой изготовления, надёжностью и неприхотливостью в обслуживании, но не обрел популярности в войсках Вермахта из-за низкого комфорта экипажа, тесноты внутри корпуса и неудачного расположения орудия, что усложняло скорость перезарядки в боевых условиях.

Jagdpanzer 38 выпускался с апреля 1944 по май 1945 года, за это время было выпущено 2827 экземпляров. Впервые САУ поступила на фронт в июле 1944 года, применялась на Восточном и Западном фронте до самого конца войны в частях Вермахта и войск СС. В 1946 году фирма BMM возобновила выпуск Jagdpanzer 38 для нужд собственной армии под наименованием ST-I/ST-III, выпуск её продолжался до начала 1950-х годов и за это время было построено еще 318 единиц. Вскоре, после окончания производства, ST-I/ST-III были сняты с вооружения чехословацкой армии как устаревшие. В 1947 году Швейцария заказала у ВММ 150 штук Jagdpanzer 38 с мелкими конструктивными модернизациями, которые получили наименование в швейцарской армии Panzerjäger G-13 и простояли на вооружении вплоть до 1970 года.

Популярное название «Hetzer», часто ассоциируемое с этой машиной, действительно употреблялось в немецких войсках, однако никогда не носило официальный характер.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей Jagdpanzer 38(t)

Jagdpanzer 38(t) имеет довольно слабую бронезащиту, однако ВЛД , хотя и имеет всего 60 мм брони, расположена под углом наклона в 60 градусов, что не только даёт увеличение приведенной брони ВЛД до 122-135 мм, но и увеличивает шанс рикошета вражеских снарядов. В ближнем бою, даже при таких углах наклона брони, противник может пробить ВЛД, на дальних дистанциях, где вражеские снаряды теряют часть бронепробития, пробить броню данной САУ практически невозможно. Причем стоит учесть, что если перёд машины будет чуть приподнят, то ВЛД приобретает еще больший угол наклона и наоборот, если перёд техники будет чуть наклонен вперед, например при наезде задней частью на бугор или стоя на склоне холма, то углы наклона ВЛД теряются и противникам будет гораздо проще пробить броню самоходки. Настоящей ахиллесовой пятой в лобовой броне Jagdpanzer 38(t) является НЛД , она имеет угол наклона 40 градусов и при этом всего 85 мм приведённой брони, туда все противники могут поражать машину без проблем, зачастую выбивая трансмиссию и обездвиживая игрока, а иногда и уничтожая САУ с одного выстрела. Что касается бортов и кормы Jagdpanzer 38(t), то там броня очень тонкая и поражается всеми противниками без исключения, даже крупнокалиберными пулемётами. Также на живучести самоходки негативно сказывается малое пространство внутри корпуса, из-за чего экипаж и боеукладка расположены очень компактно и снаряды противников, у которых хорошее заброневое действие, могут уничтожить Jagdpanzer 38(t) одним попаданием.

Подвижность

Если стать на пологом склоне холма, то ВЛД теряет свой наклон, тем самым делая машину более уязвимой для снарядов противника

Самым главным недостатком Jagdpanzer 38(t) является его подвижность. Несмотря на то, что максимальная скорость у него 46 км/ч, набирает он её очень медленно, особенно на пересеченной местности. Набранная скорость теряется при манёврах во время движения, а также при преодолении препятствий: холмы, реки, деревья, заборы - всё это значительно снижает скорость машины, особенно в РБ и СБ . Набрав максимальную скорость на городских картах или на ровных дорогах, «Хетцер» может перемещаться по карте довольно быстро. Задняя скорость невысока - всего 6 км/ч, поэтому не стоит далеко отъезжать от укрытий, иначе, при внезапной угрозе, можно не успеть откатиться назад за укрытие. Манёвренность у САУ довольно неплохая, она может без усилий развернуться в нужную сторону, вот только при манёврах с места нужно включить вторую передачу, иначе машина будет разворачиваться очень медленно.

Вооружение

Основное орудие

Jagdpanzer 38(t) вооружен 75-мм орудием PaK39 L/48 с боезапасом 41 снаряд. Орудие PaK39 L/48 может без проблем справляться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Имеет довольно высокую точность, даже не смотря на то, что на дальних дистанциях разброс траектории полёта снаряда несколько увеличивается. Орудие обладает неплохими УВН , но низкими УГН , из-за чего, нередко, доворачивать до цели придется корпусом машины.

Для САУ доступно четыре типа снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Способен бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется как основной снаряд для данной САУ.
  • HI.Gr 38B - кумулятивный снаряд. Имеет неплохое заброневое действие, но меньшее бронепробитие, чем PzGr 39. Рекомендуется при стрельбе на особо дальние дистанции.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов, но при этом имеет самое низкое заброневое действие. Рекомендуется для использования против хорошо бронированных целей, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противника.
  • Sprgr. 34 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет самое низкое бронепробитие из всех представленных снарядов, но обладает высоким заброневым воздействием. Рекомендуется для использования по небронированным целям, таким как ЗСУ на базе грузовиков.

Пулемётное вооружение

Jagdpanzer 38(t) вооружен 7,92-мм пулемётом MG34 с боезапасом в 2000 патронов, установленным на крыше корпуса машины. Пулемёт способен бороться разве что с ЗСУ на базе грузовиков, против остальных противников он бесполезен. Характерной особенностью пулемёта является то, что углы горизонтальной наводки у него ограничены и он не может вести круговой обстрел.

Применение в бою

Наиболее уязвимую часть лобовой брони - НЛД, можно прятать за укрытиями или, например, заехав в воронку от бомбы

Как и большинство САУ, Jagdpanzer 38(t) абсолютно не подходит для захвата точек. Учитывая что орудие самоходки может стрелять только прямо, ей будет сложно вовремя отреагировать на внезапные появления противников с тыла или флангов, а низкая подвижность не даст добраться до точек захвата в первых рядах. Не место данной машине и в авангарде атак, т.к., опять-таки, из-за низкой подвижности Jagdpanzer 38(t) не просто держаться вместе с основными атакующими силами команды и вовремя реагировать на внезапные фланговые атаки. Наиболее подходящая роль для Jagdpanzer 38(t) - отстрел противников с дальних дистанций, с хорошо выбранных и безопасных позиций. Благодаря хорошему поражающему действию и неплохой точности орудия, роль снайпера как нельзя лучше подходит для этой машины.

Смещенное вправо орудие даёт возможность прятать левую часть корпуса за укрытие

Выбирая позицию для снайперской стрельбы, прежде всего нужно подумать о хорошем обзоре поля боя или подъездов к точкам захвата. Но не стоит забывать и о собственной безопасности! Необходимо выбрать такую позицию, которая максимально оградила бы игрока от фланговых атак и чтобы рядом было укрытие, за которое можно было бы откатиться для перезарядки или ремонта. Также стоит ограничить видимость собственной машины для противников, благо малые размеры и низкий силуэт в этом очень помогут особенно в РБ и СБ. Идеальной была бы такая позиция, при которой НЛД самоходки было бы укрыто от вражеского огня: позиция в воронке от бомбы или за склоном холма, при которой из-за укрытия вступает только орудие и небольшая часть ВЛД . Характерной особенностью Jagdpanzer 38(t) является смещенное вправо орудие, поэтому можно выбирать такие позиции, где левую часть САУ можно спрятать за укрытием, тем самым уберегая её от огня противника. С учётом низкой подвижности, смена позиции будет занимать довольно долгое время, поэтому лучше заранее выбрать хорошую позицию с которой можно вести огонь на протяжении всего боя. Передвижение по открытым участкам крайне опасно, т.к. при атаках противника низкая подвижность машины не даст ни отступить ни добраться до ближайшего укрытия. На городских картах же, где ведение снайперской стрельбы не всегда возможно, можно занимать хорошо защищенные места рядом с точками захвата и отстреливать появившихся на точке противников из тех мест, откуда они не будут ожидать вражеского огня.

Опасные противники

  • Тяжелый танк A22 Churchill Mk.VII . Опасность данного противника обусловлена в основном его хорошим лобовым бронированием. Лобовую броню корпуса можно пробить бронебойными снарядами только в пулемётное гнездо, расположенное справа; за исключением этого «Черчилль» в лобовую броню бронебойными снарядами пробить невозможно. Если противник стоит ромбом и пулемётное гнездо скрыто от прицела игрока, следует переключиться на подкалиберные снаряды, которые пробивают щеки башни, а также любой участок лобовой брони корпуса. В борт же «Черчилль» легко пробивается обычными бронебойными снарядами.
  • Тяжелый танк M4A3E2 Jumbo . Лобовую броню этого противника бронебойными снарядами можно пробить только в пулемётное гнездо, расположенное слева на корпусе, в другие места лобовой брони бронебойные снаряды не причинят «Джамбо» никакого урона. Для эффективной борьбы с этим противником лучше переключиться на подкалиберные снаряды и стрелять в левую часть маски орудия, выбивая наводчика, а затем выстрелами в правую часть маски орудия и пулемётное гнездо добить оставшихся членов экипажа «Шермана». В борта и корму «Джамбо» без труда поражается обычными бронебойными снарядами.
  • САУ Dicker Max . Очень опасен из-за своего 105-мм орудия, которое может с первого же попадания уничтожить Jagdpanzer 38(t). Сам же Dicker Max имеет слабое бронирование и с пробитием его брони никаких трудностей нет. Прежде всего стоит стрелять ему в правую часть рубки, где расположен наводчик и заряжающий. Второй выстрел должен быть в левую часть рубки, где расположен командир и стрелок-радист, при успешном поражении всех четырех вышеперечисленных членов экипажа противник будет уничтожен. Либо, если противник находится на близком расстоянии, можно выстрелить «Толстому Максу» в НЛД, тем самым выведя из строя трансмиссию, после чего заехать в борт и уничтожить противника.
  • САУ СУ-152 . Как и Dicker Max, СУ-152 особо опасно из-за своего орудия, но так же не обладает хорошей лобовой бронёй. Самое главное - не подставляться под огонь его 152-мм орудия! Для её уничтожения следует стрелять в правую часть корпуса, где расположены наводчик и механик-водитель, тем самым обездвиживая противника и не давая ему возможности вести огонь. После этого, если противник стоит близко, можно объехать его и добить в борт, если же противник расположен на расстоянии, лучше выстрелить в левую часть корпуса, где расположен боекомплект и командир, либо же повторить выстрел в правую часть корпуса, когда на место выведенных из строя наводчика и мехвода пересядут другие члены экипажа.
  • Тяжелый танк КВ-2 . Очень опасен из-за своего 152-мм орудия. Хоть КВ-2 и не способен пробить ВЛД Jagdpanzer 38(t), но попадание в НЛД или же просто рядом может привести к мгновенной смерти ввиду сильного фугасного эффекта 152-мм снарядов. При лобовом столкновении первый выстрел должен быть в нижнюю, округлую часть башни, тем самым выведя из строя наводчика и командира, а, если повезёт, то и весь экипаж башни. Второй выстрел необходимо делать в лоб корпуса, выведя из строя механика-водителя и стрелка-радиста. В борта корпуса и башни, КВ-2, поражается без проблем.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличное орудие
  • Хорошая лобовая броня
  • Низкий силуэт и малые размеры
  • Наличие мелкокалиберного пулемёта

Недостатки:

  • Низкая подвижность
  • Плотное расположение экипажа и модулей
  • Очень слабая бортовая и кормовая броня
  • Расположение боеукладки сразу за бортовой бронёй
  • Тонкая крыша

Историческая справка

После того как в 1941 году немецкому командованию стало ясно что лёгкие танки Pz.Kpfw. 38(t) уже не соответствуют современным требованиям войны, они были сняты с производства. Однако, из-за острой нехватки бронетехники, терять уже налаженное производство танков на заводах фирмы BMM было неприемлемо для немцев, поэтому, уже начиная с 1942 года, на шасси Pz.Kpfw. 38(t) начались разработки различных САУ и ЗСУ .

Лёгкий танк Pz.Kpfw. 38(t) на базе которого был спроектирован Jagdpanzer 38(t)

Проект Jagdpanzer 38(t) был разработан фирмой BMM еще в августе-сентябре 1943 года, за основу был взят лёгкий танк Pz.Kpfw. 38(t), но проект не очень заинтересовал немцев. Лишь к концу года, когда союзные бомбардировщики стали наносить удары по военной промышленности Германии и производство САУ собственного производства значительно сократилось, командование Вермахта всерьёз рассмотрело проект предложенный BMM, заводы которой остались нетронуты бомбёжками. Так, в ноябре 1943 года, BMM получила заказ на доведение до ума штурмового орудия нового типа под требования немцев. 27 января 1944 года, еще до проведения полевых испытаний, проект был одобрен и получил наименование Panzerjäger fur 7.5 cm Pak 39 L/48, а с 11 сентября 1944 года Jagdpanzer 38(t). Это была первая бронетехника чехословацкого производства, броня которой соединялась не заклёпками, а сваркой, что значительно удешевляло её производство, а также было менее трудоёмким в отличие от клёпаной брони. В новинку для техники чехословацкого производства было и расположение места механика-водителя - в левой части корпуса (до этого, на всех чехословацких танках, место механика-водителя было расположено справа).

Компоновка истребителя танков была классической для немецких САУ - двигатель находился в задней части корпуса, трансмиссия и орудие в передней, отделение экипажа находилось в средине машины. В отличие от предыдущих разработок ВММ, Jagdpanzer 38(t) имел противоснарядную лобовую броню с наклоном в 60 градусов (ВЛД) и 40 градусов (НЛД), от которой рикошетило большинство снарядов, вплоть до снарядов 85-мм советских орудий. Бортовая и кормовая броня так же имели углы наклона, но там броня была противопульной, поэтому с бортов и кормы САУ была очень уязвима. Вооружалась машина 75-мм немецким орудием PaK39 L/48, которое могло эффективно бороться со всей бронетехникой СССР и союзников на ближних дистанциях, но на дальних дистанциях уступало орудиям советских танков Т-34-85 и ИС-2. Характерной особенностью Jagdpanzer 38(t) являлось то, что орудие размещалось не как у всех немецких САУ - на специальной платформе на днище танка, а крепилось на специальный каркас, который, в свою очередь, крепился к крыше техники изнутри. На ранних модификациях пулемёта не предусматривалось, но, по требованию немецкого командования, на последующих модификациях, на крышу корпуса устанавливался 7,92-мм пулемёт MG34. Подвижность самоходки была слабой, обуславливалось это тем, что Jagdpanzer 38(t) имел массу 15750 кг, при том что двигатель Praga АЕ обладал мощностью 160 л.с. при 2500 об/мин и мог разгоняться по ровным дорогам до 46,8 км/ч. При таком маломощном двигателе и приличной массе, передвижение по пересечённой местности и преодоление рельефа было для Jagdpanzer 38(t) весьма затруднительно.

Ранняя модификация Jagdpanzer 38(t) (на крыше корпуса нет пулемёта, который устанавливался на более поздних моделях)

Серийное производство Jagdpanzer 38(t) началось в апреле 1944 года, а первые единицы техники поступили на фронт уже в июле того же года. Боевое крещение САУ прошла в июле 1944 года в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов. Немецкие солдаты по достоинству оценили маскировочные способности машины - из-за низкого силуэта и компактности, замаскировать её на местности не составляло особых усилий; порадовала солдат Вермахта и надежность машины с её неприхотливостью и простотой обслуживания. Но популярность среди немецких солдат Jagdpanzer 38(t) не обрел, причиной этого явилось малое пространство внутри корпуса - экипаж был расположен внутри, буквально, как шпроты в банке, так же обстояли дела с боекомплектом и оборудованием внутри. Стремясь увеличить внутреннее пространство, инженеры BMM, решили сместить орудие в правую часть корпуса, что не только было крайне не удобным при перезарядке в боевых условиях, но и увеличивало нагрузку на правую часть ходовой части увеличивая её износ. Недостатком было и малое количество смотровых приборов - они были только у механика-водителя (2 перископа) и прицел у наводчика. Командиру, для обзора поля боя, приходилось открывать люк над своим местом и оценивать обстановку высунувшись из корпуса или пользуясь ручной стереотрубой. При обстреле машины люк приходилось закрывать и командир самоходки мог обозревать только казённую часть орудия, находящуюся прямо перед его местом.

Jagdpanzer 38(t) поступал на вооружение Вермахта и войск СС, в основном в батальоны истребителей танков, а позже и в противотанковые роты и импровизированные соединения из моряков и фольксштурма (народного ополчения). Применялся на Восточном и Западном фронте, участвовал в таких значимых сражениях как: бои за Восточную Пруссию, Арденнское наступление и бои около озера Балатон (операция «Пробуждение весны»). На фронте Jagdpanzer 38(t) использовался с июля 1944 года до капитуляции Третьего Рейха.

Медиа

    Jagdpanzer 38(t) в лесном массиве, лето 1944 года

    Jagdpanzer 38(t) выдвинулся на позицию

    Jagdpanzer 38(t) на улице немецкого города, 1945 год

    Солдат союзных войск позирует у брошенного немцами Jagdpanzer 38(t)

21-03-2017, 13:10

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сейчас мы поговорим об одном из самых устрашающих и в то же время веселых танков на четвертом уровне, любимой немецкой ПТ-САУ многих – это Jagdpanzer 38(t) Hetzer гайд .

В своем распоряжении данная самоходка имеет массу достойных преимуществ, но устрашающей она стала, прежде всего, благодаря вооружению. Однако не будем забегать вперед, ведь чтобы достойны играть на Hetzer World of Tanks и получать удовольствие, важно знать все параметры машины.

ТТХ Jagdpanzer 38(t) Hetzer

Начинать знакомство с машиной мы будем с того, что в нашем распоряжении имеется очень скромный запас прочности, а также очень плохая базовая дальность обзора в 260 метров, которую невозможно довести до максимума даже установкой стереотрубы.

С защищенностью дела обстоят куда интереснее, ведь у Jagdpanzer 38(t) Hetzer характеристики бронирования весьма неплохие. Разумеется, самой толстой проекцией машины является лобовая. Если брать во внимание ВЛД, благодаря отличным рациональным наклонам бронеплиты приведенка тут равна примерно 120 миллиметрам, еще есть крепкая маска орудия и далеко не каждый одноклассник может это пробить, но с техникой 5-6 уровня шутки плохи.

При этом НЛД у ПТ-САУ Hetzer WoT защищена значительно хуже, толщина этой детали не превышает 78 миллиметров. Во всем остальном, то есть в бортах, корме и крыше наша немка картонная, в эти области пробивают даже пулеметчики, а фугасы зачастую входит с полным уроном, особенно нужно бояться артиллерию.

В плане ходовых характеристик у Hetzer World of Tanks все относительно. Назвать машину медленной нельзя, однако, максималка у нее не так высока, как могло бы быть, динамика слегка слабовата, что особенно остро чувствуется даже при незначительном подъеме в горку, но к маневренности претензий нет, вертится на месте эта самоходка очень резво.

Орудие

Вот мы и подошли к самому важно, в чем кроется вся интрига и сила этой немецкой самоходной противотанковой установки – вооружению, и надо сразу сказать, что на выбор нам предлагают две пушки.

Для начала рассмотрим альтернативное Hetzer орудие , которое имеет солидный по меркам четвертого уровня альфастрайк и достаточно хорошую скорострельность, благодаря чему вы сможете наносить около 1700 единиц урона в минуту.

С этой пушкой Hetzer танк также может похвастаться приятным пробитием, с которым можно уверенно себя чувствовать в боях 4-5 уровня. Однако для того чтобы пробивать крепкую технику шестого уровня этого недостаточно, так что возить с собой голду не помешает.

Точность у этого орудия хорошая, ведь Jagdpanzer 38(t) Hetzer WoT получает комфортный разброс, очень быстрое сведение и только стабилизация получается плохой, но первые два критерия позволяют не замечать последний недостаток.

Последнее, о чем вы должны знать – углы вертикальной и горизонтальной наводки. Во-первых, вниз этот ствол гнется на 8 градусов, что уже хорошо. Во-вторых, УГН у Hetzer World of Tanks странные, суммарный сектор поворота пушки составляет 20 градусов, но вправо она «ходит» на 15, а влево на 5 градусов.

Теперь поговорим о другом орудии, с которым предпочитают ездить большинство игроков, так как оно веселое и устрашающее одновременно. Как вы уже поняли, это гаубица, с которой немецкий танк Hetzer может одним выстрелом выбить из противника 410 очков прочности.

Проблема заключается лишь в слабом бронепробитии, которым обладают фугасы, именно поэтому мы являемся грозой слабо бронированной техники. Впрочем, попадание фугасом даже в тяжелый танк позволяет наносить гарантированный урон, но зачастую невысокий. Да, кстати, есть у ПТ-САУ Hetzer WoT голдовые кумулятивы, но стреляя ими, важно не попадать в экраны, иначе это пуста трата серебра.

С точки зрения точности, эта пушка, как и ожидается, имеет гораздо менее приятный круг разброса и по-прежнему плохую стабилизацию, но превосходная скорость сведения снова позволяет не замечать этих минусов.

Кроме того, есть еще один маленький нюанс – с фугасницей отрицательный угол вертикальной наводки составляет 7 градусов, что на 1 градус меньше, чем в случае обычной пушки.

Преимущества и недостатки

Все самое важно уже было сказано и пришло время подведения итогов, то есть сейчас мы выделим главные сильные и слабые стороны Hetzer World of Tanks . Но прошу заметить, что продолжаться гайд будем с учетом укомплектации танка фугасницей, ведь именно она делает эту самоходку особенной.
Плюсы:
Достойная лобовая броня;
Высокий коэффициент маскировки;
Хорошая маневренность и максималка;
Мощный разовый урон;
Очень быстрое сведение;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Отвратительная дальность обзора;
Посредственная динамика;
Длительная перезарядка;
Маленький боекомплект;
Картонные борта, корма и крыша;
Некомфортные углы горизонтальной наводки.

Оборудование для Jagdpanzer 38(t) Hetzer

Для того чтобы повысить свою результативной в бою, сделать нанесение урона и весь игровой процесс более комфортным, необходимо правильно укомплектовать машину дополнительными модулями. Стоит сказать, что танк Hetzer оборудование можно ставить в двух вариациях:
1. – данный вариант является обязательным и неизменным, ведь он дает возможность стрелять чаще, соответственно, наносить больше урона.
2. – единственный модуль, который сделает наш обзор хоть сколько-то конкурентоспособным и даст шанс засветить врага первым.
3. – отлично сочетается со вторым пунктом и дает нам больше выживаемости за счет увеличения маскировки.

Насколько вы понимаете, только что нами был рассмотрен вариант комплектации, больше подходящей для засадной тактики, при которой ПТ-САУ Hetzer World of Tanks будет стоять в кустах на второй линии и вести огонь с безопасной дистанции. Однако есть более активный набор, так сказать, штурмовой, в котором первый пункт остается неизменны, а два остальных выглядят так:
1. – даст буст таких важных параметров, как скорость сведения, перезарядки, а также небольшую прибавку к обзору.
2. – конечно, прибавка к обзору будет не столь существенной, но с предыдущим модулем мы получим возможность не сильно отставать от одноклассников.

Обучение экипажа

Все вы прекрасно понимаете насколько важно правильно подобрать умения для членов экипажа. Этот нюанс не только хорошо отражается на геймплее, но также может дополнить уже полученные от установленного оборудования плюсы и сделать даже больше. Таким образом, для Jagdpanzer 38(t) Hetzer перки лучше качать в такой последовательности:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Hetzer

Расходнику отыгрывает не менее важную роль в бою, ведь от них, в прямом смысле, может зависеть ваша жизнь во время сражения. Если у вас нет больших запасов серебра, можно ездить с набором из , , . Но все же гораздо безопаснее и комфортнее возить на ПТ-САУ Hetzer снаряжение в виде , , , где последний вариант при желании может быть заменен на .

Тактика игры на Jagdpanzer 38(t) Hetzer

В наших руках оказалась сильная, но все-таки непредсказуемая и довольно ситуативная самоходно противотанковая установка. Сейчас речь идет о том, что для Hetzer тактика ведения боя может отличаться в зависимости от того, в какой бой мы попали.

Когда речь идет о сражении против 3-4 уровней, этот танк способен нести смерть всему живому, ведь тут Hetzer World of Tanks способна унести практически любого противника в ангар с одного выстрела, при условии удачного попадания или слабой бронированности цели.

В таких условиях вы вольны делать что хотите, можете даже стать штурмовиком и отправляться на передовую, где обзор и точность не так важны. Но стоит помнить, что броня у ПТ-САУ Hetzer есть только во лбу, то есть пускать кого-либо в борт нельзя и НЛД обязательно нужно скрывать.

Вы также можете играть от второй линии, нанося урон по союзному засвету и находясь в безопасности, как уже говорилось ранее. Такая тактика подходит в любом бою, особенно ее стоит придерживаться, когда немецкий танк Jagdpanzer 38(t) Hetzer находится внизу списка.

Подобные ситуации требуют от вас осторожности, старайтесь как можно меньше попадать в засвет, не сближаться с высокоуровневой техникой, а для результативного нанесения урона сводитесь до конца. Hetzer танк WoT действительно может приносить массу удовольствия от игры своему владельцу, особенно когда стреляете вы по незащищенным целям или удается выцеливать уязвимые участки в бронировании оппонента. Помните, все в ваших руках, так что удачи на полях сражений!

После разработки целого ряда импровизированных и не всегда удачных легких истребителей танков немецким конструкторам в 1943 году удалось разработать весьма удачную машину, которая сочетала в себе низкий силуэт и небольшой вес, достаточно сильное бронирование и эффективное вооружение. Новый истребитель танков, получивший имя Hetzer (нем. егерь), был создан компанией «Хеншель». Машина была разработана на базе легкого чешского танка ТNНР, известного как Pz.Kpfw.38(t) или «Прага».

Боевая практика диктовала немцам необходимость разработки единой противотанковой машины вместо накопившихся различных САУ с бесконечным числом модификаций. Разнообразие парка самоходок все чаще выходило немцам боком: возникала путаница в тактическом применении разнообразных машин, которая усугублялась постоянными трудностями со снабжением запчастями и обучением танкистов. Назревала необходимость унифицировать имеющиеся САУ.


Первым такую идею в марте 1943 года выдвинул Гейнц Гудериан. После этого была запущена к реализации программа Panzerjager. Новый истребитель танков должен был стать максимально простым в производстве, дешевым, подвижным, эффективным и пригодным для массового выпуска. В это время танкостроение Германии хронически не справлялось с выпуском бронетехники для нужд вермахта. Именно поэтому, для того чтобы не снижать темпов производства немецких танков, было решено производить САУ на базе легкого чешского танка PzKpfw 38(t). За эталон технологичности был принят средний танк «Пантера». За те же человеко-часы, которые были необходимы для сборки 1 «Пантеры», необходимо было собрать 3 новых машины, обладавших сравнимой огневой мощью.

Смелая идея о создании достаточно мощной ПТ-САУ на базе танка Pzkpfw 38 (t) не вызывала у разработчиков особого энтузиазма. Возможно, данная идея и дальше бы оставалась пылиться на полках, если б в дело не вмешалась авиация союзников. 26 ноября союзная авиация сбросила на Берлин 1 424 тонны бомб. Данный авианалет серьезно повредил цеха фирмы Alket, которая занималась производством штурмовых орудий. Вместе с этим авианлет стряхнул пыль с проекта новой САУ, а немецкое командование занялось поиском альтернативных производственных мощностей, способных восполнить пошатнувшийся выпуск StuG III. 6 декабря 1943 ОКН доложило Гитлеру о том, что чешское предприятие ВММ не сможет выпускать 24-тонный StuG, но в состоянии осилить выпуск легкого истребителя танков.

Новая САУ создавалась с потрясающей скоростью. Уже 17 декабря 1943 года Гитлеру были продемонстрированы чертежи, которые он одобрил. На фоне расцветшей гигантомании в немецком танкостроении, фюрер с большей охотой предпочел бы более тяжелую машину, но выбора у него не было.

24 января 1944 года был изготовлен деревянный макет САУ, а 26 января он был продемонстрирован Отделу Вооружений Сухопутных Войск. Проект военным понравился, и уже к марту 3 машины должны были быть произведены в металле для проведения войсковых испытаний. 28 января 1944 года Гитлер указал на важность скорейшего запуска в серию САУ Hetzer, как самой важной машины для вермахта в 1944 году.

Hetzer был готов к выпуску менее чем через четыре месяца. Ряд предсерийных испытаний машины был просто проигнорирован, так как с одной стороны создателей сильно поджимало время, с другой база самоходки – танк Pzkpfw 38 (t) уже был отлично знаком военным. К 18 января 1944 года было определено, что уже к марту 1945 года производство САУ должно достигнуть 1000 штук в месяц. По немецким меркам это были очень внушительные цифры, за выпуск Хетцеров должны были отвечать 2 предприятия: BMM и Skoda.

Описание конструкции

Новый истребитель танков имел низкий корпус с рациональными наклонами лобовых и верхних бортовых бронелистов. Машина получила 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров. Орудие было прикрыто литой бронемаской известной как «свиное рыло». На крыше корпуса был расположен 7,92-мм пулемет, имеющий щитовое прикрытие. Двигатель размещался в задней части машины, ведущие колеса и трансмиссия находились в передней части. Ходовая часть состояла из 4 катков. Часть машин была изготовлена в виде самоходных огнеметов, в этом случае огнемет устанавливался вместо орудия. Всего с 1944 года до конца войны было изготовлено примерно 2 600 САУ Hetzer, которые применялись в истребительно-противотанковых дивизионах моторизованных и пехотных дивизий вермахта.

В САУ было реализовано много принципиально новых технических и конструктивных решений, хотя проектировщики и пытались добиться максимальной унификации с легким истребителем танков Marder III и танком «Прага». Корпус из бронелистов достаточно большой толщины был изготовлен при помощи сварки, а не болтов. Такая технология применялась в Чехословакии впервые.

Сварной корпус Хетцера, кроме крыши моторного и боевого отделений, был герметичным и монолитным. После освоения сварочных работ, трудоемкость его изготовления в сравнении с клепаным методом сократилась практически в 2 раза. Носовая часть самоходки состояла из 2-х бронелистов толщиной 60 мм., которые были установлены под большими углами наклона – 40 градусов нижний и 60 градусов верхний. Борта Хетцера имели бронирование 20 мм. и также устанавливались под достаточно большими углами наклона, хорошо защищая экипаж от крупных осколков, пуль противотанковых ружей и малокалиберной артиллерии (до 45-мм).

Новой были и компоновка Hetzerа, впервые механик-водитель был расположен слева от продольной оси (до войны в Чехословакии была принята правосторонняя посадка в танке). Сзади водителя, слева от орудия находились наводчик и заряжающий, место командира установки находилось справа за ограждением пушки.

Для посадки и выхода экипажа было предусмотрено 2 люка. При этом левый предназначался для посадки/высадки заряжающего, наводчика и механика-водителя, а правый предназначался для командира. Для того чтобы удешевить конструкцию серийные САУ первоначально оснащались очень малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто ставили лишь один) имел для обзора дороги водитель САУ, наводчик мог следить за местностью только при помощи перископического прицела «Sfl. Zfla», обладающего малым полем зрения. Заряжающий мог следить за местностью только при помощи прицела оборонительного пулемета, который имел возможность поворота вокруг вертикальной оси.

Командир САУ, открыв люк, мог использовать для наблюдения выносной перископ или стереотрубу. В том случае, если люки машины были закрыты, экипаж не мог осматривать окрестности с правого борта и кормы, наблюдение за ними было возможно лишь при помощи пулеметного прицела.

75-мм противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров монтировалась в узкую амбразуру лобового листа корпуса чуть правее продольной оси САУ. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (11 градусов вправо и 5 градусов влево). Это было обусловлено большим казенником орудия при малых размерах боевого отделения, а также несимметричностью установки орудия. Настолько крупное орудие вписать в столь скромное боевое отделение удалось впервые в чехословацкого и немецкого танкостроения. Этого удалось добиться за счет использования специальной карданной рамки, которая использовалась вместо традиционного орудийного станка.

Hetzer оснащался двигателем Praga АЕ, который являлся дальнейшим развитием шведского двигателя Scania-Vabis 1664, который производился в Чехословакии по лицензии. Двигатель состоял из 6 цилиндров, был неприхотлив и обладал хорошими эксплуатационными характеристиками. Данная модификация двигателя имела 2-й карбюратор, с помощью которого обороты удалось поднять с 2100 до 2500, а мощность с 130 до 160 л.с. (позднее его удалось форсировать до 176 л.с.). На шоссе и хорошем грунте истребитель танков мог развить скорость до 40 км/ч. Емкость двух топливных баков составляла 320 литров, этих запасов топлива хватало на преодоление 185-195 км.

Первоначально шасси САУ содержало в себе элементы танка PzKpfw 38(t) с применением усиленных рессор, но с началом серийного производства диаметр опорных катков подняли с 775 до 810-мм. Для увеличения маневренности колея истребителя танков была увеличена с 2140 мм. до 2630 мм.

Боевое применение

В Германии слишком поздно поняли, что для борьбы с танками союзников им необходимы не «всесокрушающие» капризные и дорогие в производстве монстры, а небольшие и надежные ПТ-САУ. Истребитель танков Hetzer стал в своем роде шедевром немецкого танкостроения. Малозаметная, а что самое главное, дешевая в производстве машина, успела нанести ощутимый урон бронетанковым частям Красной Армии и союзников.

Первые Хетцеры начали поступать в боевые части в июле 1944 года. Машины распределялись по батальонам истребителей танков. По штату каждый батальон должен был состоят из 45 ПТ-САУ. Батальон состоял из 3 рот по 14 машин, еще 3 САУ находились в расположении штаба батальона. Помимо отдельно создаваемых батальонов, Hetzerы поступали на вооружение противотанковых дивизионов пехотных дивизий и подразделений войск СС. С начала 1945 года в Германии начали формировать даже отдельные противотанковые роты, вооруженные данными самоходками. Отдельные взводы Хетцеров входили в состав различных импровизированных соединений, которые создавались из фольксштурма и моряков. Часто Хетцеры заменяли собой недостающие «Тигры» в отдельных батальонах тяжелых танков.

ПТ-САУ Hetzer активно использовались во время боев за Восточную Пруссию и в Померании и Силезии, также они применялись немцами во время Арденского наступления. Благодаря рациональным углам наклона брони, очень низкому силуэту, который был заимствован у советских САУ, этот маленький истребитель танков отлично выполнял свою роль, действуя из засад и после атаки быстро меняя позицию. При этом его орудие уступало пушкам советских танков ИС-2 и Т-34-85, что исключало дуэли с ними на дальних дистанциях. Hetzer был идеальной самоходкой, но только в ближнем бою, нападая из засады.

При этом сами танкисты отмечали ряд серьезных недостатков машины. Бывший командир Хетцера Армин Зонс, вовсе не считает Hetzer выдающимся истребителем танков прошедшей войны. По его словам, главным достоинством САУ было то, что с ее появлением пехотные подразделения вермахта стали чувствовать себя более уверенно. Хорошее орудие и всю конструкцию самоходки портило его расположение. Орудие имело самые минимальные углы горизонтальной наводки (16 градусов) среди всех немецких самоходок. Это было одним из главных недостатков машины. Смещение орудия вправо привело к неудачному размещению экипажа. Командир САУ сидел особняком, что также негативно сказывалось на взаимодействии экипажа во время боя. Помимо всего прочего обзор поля боя у командира был весьма ограниченным, а дым выстрелов пушки, расположенной прямо перед ним, еще более ухудшал обзор.

5 градусов для наведения орудия влево явно не хватало и механик-водитель часто вынужден был поворачивать ПТ-САУ подставляя врагу слабо защищенный 20-мм борт. Бортовая броня Хетцера была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. При этом любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов, который находился на стенке напротив заряжающего ниже пушки.

Не смотря на недостатки, Хетцер активно использовался на всех фронтах Второй мировой войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях войск СС и вермахта находилось 915 ПТ-САУ Hetzer, из них на Восточном фронте 726, на Западном фронте 101. Также на базе Хетцера было произведено 30 САУ с 150-мм пехотным орудием sIG.33, 20 огнеметных танков и 170 БРЭМ.

Тактико-технические характеристики Hetzer:
Масса: 16 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,38 м., ширина 2,63 м., высота 2,17 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 8 до 60 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 39 L/48, 7,92-мм пулемет MG-34 или MG-42
Боекомплект: 41 снаряд, 1200 патронов.
Двигатель: 6-цилиндровый карбюратолрный двигатель жидкостного охлаждения Praga АЕ, мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 40 км/час
Запас хода: 180 км.

К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают поставленным перед ними задачам. Это объяснялось появлением у противников Германии новых танков, лучше бронированных и вооруженных. В свою очередь, «мардеры», также имевшие достаточно мощное вооружение, были защищены броней лишь номинально. Требовалась новая, хорошо бронированная компактная самоходная установка - истребитель танков.

В то же время наступил кризис и в выпуске штурмовой артиллерии. В ноябре 1943 года англо-американская авиация подвергла мощной и весьма успешной бомбардировке берлинский завод фирмы Alkett. В результате авиаудара были серьезно повреждены цеха и оборудование крупнейшего изготовителя основного противотанкового средства - штурмовых орудий. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой срыва. Чтобы не допустить этого, к их выпуску в декабре 1943года подключилась фирма Krupp. Поскольку последняя являлась генподрядчиком по изготовлению средних танков Pz.IV, то неудивительно, что, приступая к производству штурмовых орудий, крупповцы сделали ставку на «четверки». Благодаря использованию рубки от StuG III, обе САУ были унифицированы почти на 20%. Но новое штурмовое орудие StuG IV, во-первых, оказалось довольно дорогим, а во-вторых - для их производства использовались шасси танков Pz.IV, которых Вермахту тоже не хватало. Необходимо было иное решение, например, привлекать к выпуску штурмовых орудий другие предприятия. Специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) обратили свой взор на пражский завод ВММ (до оккупации - CKD). На завод поступило указание начать производство штурмового орудия StuG 40. Но эта 23-тонная боевая машина была ему явно «не по зубам». Вот тогда-то и вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в августе - сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа - StuG nА- «штурмовом орудии нового образца». Тогда оно особого интереса у военных не вызвало, теперь же на завод поступил срочный заказ - закончить проект в весьма сжатые сроки.

17 декабря 1943 года военных ознакомили с проектной документацией новой боевой машины. В основу ее конструкции были положены агрегаты как серийного танка Pz.38(t), так и опытного образца разведывательного танка TNHnA. В качестве вооружения предполагалось использовать безоткатное орудие, однако из-за его неготовности на машину установили противотанковую 75-мм пушку Pak 39. К 24 января 1944года был изготовлен полноразмерный деревянный макет САУ, и вскоре Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно длинное название «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Pak 39 на шасси Pz.38(t)». Что касается танковых войск, то там самоходке присвоили более краткое наименование Leichte Panzerjager 38(t) - легкий истребитель танков на шасси Pz.38(t). Эта чехарда названий завершилась в ноябре 1944 года присвоением новой самоходке наименования Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) и кода Sd.Kfz.138/2. Наконец, 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название Hetzer («хетцер»). Чаще всего в литературе это название переводится как «охотник», что в целом не противоречит истине, но если быть более точным, то «хетцер» - это егерь, псарь, поскольку «хетце» - это травля, то есть псовая охота. Первый прототип новой самоходки был изготовлен в марте 1944 года. По своей компоновке она представляла безбашенную машину с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным, с большими углами наклона броневых листов. Так, верхний лобовой лист корпуса, имевший толщину 60 мм, был наклонен под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40°. Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15°. Такой же толщины кормовой лист - под углом 40°. В отличие от всех предшествующих боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ «Хетцер» находилось слева от продольной оси машины. За ним размещались наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая выполнялась съемной и крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, имелись два люка, закрывавшихся двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначался для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй - командира.

По-видимому, с целью удешевления «Хетцер» был не слишком хорошо оснащен приборами наблюдения. В распоряжении механика-водителя имелись две смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог обозревать местность в перископический прицел Sfl.Zfla., заряжающий - через перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90° к оси корпуса (в положении «9 часов») был жестко закреплен перископический прибор наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Он был установлен в откидной крышке надмоторного люка в положении «6 часов», то есть позволял вести наблюдение в корму. Командир мог пользоваться стереотрубой, но только при открытом люке. При закрытых люках машина была почти «слепа» по правому борту.

Как уже упоминалось выше, в качестве основного вооружения на «Хетцере» применялась 75-мм противотанковая пушка Pak 39/2 с длиной ствола 48 калибров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при достаточно массивном казеннике пушки, а также несимметричная установка ее в боевом отделении привели к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо). Вертикальная наводка был возможна в пределах от -6° до +12°.

Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Это стало возможным благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

1 -75-мм пушка; 2-пулемет MG 42; 3-прибор наблюдения наводчика; 4-фальшборт; 5-ящик ЗИП; 6-направляющее колесо; 7 - опорный каток; 8-ведущее колесо; 9-амбразура прицела; 10-люк доступа к двигателю; 11-люк командира; 12-люк наводчика; 13-перископический прицел пушки; 14-прибор наблюдения механика-водителя; 15 - светомаскировочная фара; 16-кормовой прибор наблюдения командира; 17-глушитель; 18-антенный ввод

Такую рамку для орудия Pak 39/Pak 40 спроектировал в 1942 - 1943 годах инженер К.Штольберг, но некоторое время она не вызывала доверия у военных. Однако, после изучения захваченных летом - осенью 1943 года советских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в рамках, немецкое командование поверило в работоспособность подобной конструкции. Немцы применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV и Panzer IV/70, а позднее и на «Ягдпантере». Рамку вместе с орудием Pak 39/2 и подвижной бронировкой позаимствовали для «Хетцера» у САУ Jagdpanzer IV. По конструкции и баллистике Рак 39/2 была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Бронебойный снаряд, покидавший ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30°. Подкалиберный снаряд при начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции пробивал броню толщиной 97 мм.

Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась сильно перегруженной (пустая САУ имела дифферент на нос, приводивший к проседанию передней части до 8 - 10 см относительно кормы), конструкторы попытались облегчить ее. Для этого, в частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних опорных катков.

Пушки Pak 39/2 оснащались дульным тормозом. Однако на САУ Jagdpanzer IV в боевых частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое было весьма существенным. Серийные САУ «Хетцер» покидали цеха без дульного тормоза пушки - его попросту свинчивали, но уже в заводских условиях.

Оборонительный пулемет MG 42 размещался на крыше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел заряжающий.

Боекомплект пушки состоял из 40 - 41 выстрела, пулемета - из 1200 патронов.

В силовом отделении «Хетцера» устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga АЕ мощностью 160 л.с. при 2600 об/мин. Использование этого мотора повлекло за собой изменения в системе выхлопа. В отличие от двигателя Praga ЕРА, который устанавливался на танках Pz.38(t), на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх через крышу силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке. Радиатор емкостью 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Допускалось также использование спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два бензобака емкостью 220 л (левый) и 100 л (правый). В процессе работы двигателя топливо из правого бака перетекало в левый. Подача топлива осуществлялась с помощью электрического насоса Solex Autopulse. Двигатель оснащался двумя карбюраторами Solex 46 FNVP. Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga-Wilson - планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Следует отметить, что во время испытаний трофейного «Хетцера» в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч.

Ходовая часть, конструктивно аналогичная таковой у Pz.38(t), применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков диаметром 810 мм, заимствованных у танка TNHnA. Опорные катки были сблокированы попарно в две балансирные тележки, подвешенные на усиленных полуэллиптических листовых рессорах (толщина листов была увеличена с 7 до 9 мм). Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось впереди. Направляющее колесо вместе с механизмом натяжения гусеницы располагалось сзади. С каждого борта имелось по одному обрезиненному одинарному поддерживающему катку. В каждой гусенице насчитывалось 96 - 98 траков. Ширина гусеницы - 293 мм. Колея «Хетцера», по сравнению станком Pz.38(t), была увеличена с 2140 мм до 2630 мм. Боевая масса САУ составляла 16 т.

Первые серийные самоходки Jagdpanzer 38 выехали из ворот завода ВММ в апреле 1944 года. Первоначальный заказ на 1944 год составил 1000 боевых машин этого типа. Однако быстро стало ясно, что производственных мощностей завода ВММ для его выполнения не хватит. Поэтому в июле 1944года к выпуску САУ подключились заводы Skoda в Пльзене. Соответственно возросли и «аппетиты» военных: уже в сентябре они хотели получить 400 «хетцеров» - 300 от ВММ и 100 от Skoda! Дальнейшие планы прироста производства поражают как своим размахом, так и нереальностью. Так, в декабре 1944 года Вермахт хотел получить 700 «хетцеров» (400 + 300), а в марте 1945-го - 1000, по 500 машин от каждого завода-изготовителя! В действительности же производственные успехи чехословацких предприятий были значительно скромнее. В апреле 1944 года были изготовлены 20 «хетцеров», в мае - 50, в июне - 100, в июле - 110 (10 из них на заводе Skoda). До февраля 1945 года оба завода передали Вермахту только 2000 самоходок. Своего пика производство достигло в январе 1945года, когда были изготовлены 434 «хетцера» (289 + 145). В марте и апреле оба предприятия усиленно бомбились американской авиацией, и темп выпуска боевых машин начал спадать. В апреле удалось изготовить только 117 машин. Всего же за год производства заводские цеха покинули 2827 самоходных установок «Хетцер». Боевое крещение «хетцеры» получили в составе 731-го и 743-го противотанковых батальонов резерва главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung) в июле 1944 года. Каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и три самоходки в штабе батальона. В августе 1944года роты «хетцеров» начали поступать на вооружение пехотных, егерских и ополченческих дивизий Вермахта и войск СС. В каждой роте насчитывалось 14 машин. Кроме того, до конца войны были сформированы еще несколько противотанковых батальонов резерва главного командования. «Хетцеры» активно использовался на всех фронтах вплоть до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 - на Восточном и 101 - на Западном фронте.

На экспорт «хетцеры» поставлялись только в Венгрию. В декабре 1944 - январе 1945года 75 машин этого типа поступили на вооружение подразделений самоходной артиллерии 1-й венгерской танковой дивизии. Они принимали участие в боях в районе Будапешта.

На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков Flammpanzer 38, 30 САУ Hetzer-Bison со 150-мм пехотным орудием sIG 33 и 181 БРЭМ Bergepanzer 38. Помимо этих машин «Хетцер» послужил базой для изготовления прототипов или проектирования целого ряда опытных образцов разведывательных танков, штурмовых гаубиц и противотанковых САУ. Наиболее любопытным из них можно считать истребитель танков Hetzer Starr («Хетцер-штарр»), Немецкое слово «штарр» переводится как «жесткий» или «неподвижно закрепленный». У этого варианта ствол 75-мм пушки был жестко связан с лобовым листом корпуса, а противооткатные устройства отсутствовали. Для обеспечения горизонтального и вертикального наведения орудие размещалось в шаровой установке. Первый прототип был изготовлен в мае 1944 года, еще три машины - в сентябре. Все они были отправлены на фирму Alkett для дальнейших испытаний. Зимой 1944/45 года завод ВММ изготовил опытную партию из десяти машин «Хетцер-штарр». Причем часть из них оснащалась дизельным двигателем Tatra 103 мощностью 220 л.с., с которым скорость машины несколько возросла.

Рассказ о «Хетцере» будет не полным без упоминания о послевоенной судьбе этой боевой машины. 27 ноября 1945 года штаб танковых войск чехословацкой армии принял решение об использовании для нужд национальной обороны бывших немецких боевых машин - истребителей танков «Хетцер», получивших новый индекс ST-I, и «Мардер», переименованных в ST-II. Кроме того, для обучения личного состава танковых войск на вооружение послевоенной чехословацкой армии был принят невооруженный вариант «Хетцера», названный ST-II. На территории Чехословакии было обнаружено более 300 «хетцеров», пригодных к восстановлению и достройке.

В феврале 1946 года фирма CKD получила заказ на изготовление или капитальный ремонт 50 САУ ST-I и 50 учебных машин ST-III. Заказ был выполнен в течение 1946- 1947 годов. При этом у машины ST-III сохранили неизменными ходовую часть и силовую установку, корпус же подвергся некоторым модификациям. На его крыше установили прямоугольную рубку, место орудия заняла башенка инструктора, а напротив места механика-водителя в броне был прорезан прямоугольный смотровой люк.

В феврале 1947 года последовал заказ еще на 20 ST-I, размещенный на фирме Skoda, а в конце 1949 года - еще на 30 машин. В итоге армия получила 100 новых самоходок ST-I и 50 учебных машин ST-III. Всего же с учетом оставшихся от Вермахта и отремонтированных машин в чехословацкой армии по состоянию на 1 января 1949 года имелось 246 САУ и три БРЭМ Bergepanzer 38.

Все эти боевые машины поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, которые должны были стать основой для формирования моторизованных дивизий. Впрочем, в 1948 году они были преобразованы в 351-й и 352-й полки самоходной артиллерии. В этих частях истребители танков ST-I и штурмовые орудия StuG III (чехословацкое обозначение ShPTK 40/75) эксплуатировались до начала 1950-х годов. В дальнейшем, по мере поступления в Чехословацкую народную армию боевой техники советского производства, немецкие машины переводились в резерв, а затем списывались.

В феврале 1949 года фирма CKD приступила к разработке огнеметного танка на шасси ST-I. Всего планировалось вооружить огнеметами 75 боевых машин. У опытного образца штатная 75-мм пушка была демонтирована, а ее амбразура заглушена броневым листом. На крыше корпуса разместили вращающуюся цилиндрическую башню, в которой в двух раздельных шаровых установках находились немецкий огнемет Flammenwerfer 41 и советский пулемет ДТ. Прототип, получивший обозначение РМ-1, изготовили к февралю 1951 года. Однако его испытания оказались не слишком обнадеживающими - дальность огнеметания была явно недостаточной, всего 60 метров. Пражская фабрика Konstrukta занялась модернизацией огнемета. В конце мая 1953 года танк, оснащенный новым огнеметом с дальностью стрельбы до 140 м, поступил на испытания. Впрочем, вскоре военные сообщили, что больше не заинтересованы в боевой машине подобного типа.

После окончания Второй мировой войны интерес к истребителю танков ST-I проявила Швейцария, на вооружении армии которой уже состояли танки чехословацкого производства. 15 августа 1946 года Швейцария заказала восемь машин этого типа, присвоив им обозначение G-13. Фирма Skoda быстро изготовила требуемые машины, используя задел, оставшийся от немцев. Однако последовавший в ноябре 1946 года еще один заказ на 100 машин оказался на грани срыва, так как не было в наличии орудий Pak 39/2. Тем не менее выход вскоре был найден: в корпус САУ было предложено устанавливать пушки StuK 40, которые в годы войны выпускались заводом Skoda. После некоторой конструктивной доработки это орудие удалось разместить в боевом отделении самоходки. Кроме того, по требованию заказчика вместо бензинового мотора Praga АЕ, начиная с 65-й машины, стали устанавливать дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л.с. Для улучшения обзора командирский люк в G-13 был перенесен с правого борта на левый (командир и заряжающий поменялись местами) и был дооборудован поворотным перископом. А вместо оборонительного пулемета на корме САУ была установлена зенитная турель. Все машины оснащались радиостанциями швейцарского производства.

САУ настолько понравилась швейцарцам, что в 1947 году они заказали еще 50 единиц G-13. Последние 20 машин были переданы заказчику только 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков состояли до 1968 года.

В приобретении ST-I был заинтересован и Израиль. Министерство обороны Чехословакии готовило передачу 65 самоходок и 6000 75-мм выстрелов. Однако продавец и покупатель не сошлись в цене и сделка не состоялась.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то