Найди предложение в котором имеются однородные подлежащие. Предложение с однородными подлежащими: правила, примеры

Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:

1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.

Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение)

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

В зале были мальчишки, девчонки и их родители.

(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)

Девочка воспитанна и прекрасно образованна.

(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)

Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.

(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)

Все дни мы проводили в лесу или на речке.

(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)

Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.

(ясный, жаркий, летний - однородные определения)

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.

(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.

(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

(Маша, Серёжа и Петя - однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали - однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)

§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова - это слова, обозначающие:

  • родовые и видовые понятия:

    В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

    (обобщающее слово - мебель);

  • слова: все , всё , всегда , повсюду , всюду , везде и др., передающие идею всеобщности:

    Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .

§3. Различение однородных и неоднородных определений

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?

  2. Равноправны ли однородные члены предложения?

  3. Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?

  4. Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?

  5. Ограничено ли количество однородных членов?

  6. Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?

  7. Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?

    • обобщающее слово
    • обращение
    • обстоятельство
  8. Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?

  9. Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?

    • однородные определения
    • неоднородные определения
  10. Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?

    • однородные определения
    • неоднородные определения

В разделе на вопрос объясните что такое однородные подлежащие, приведите пример, пожалуйста. заданный автором Ирина Осадчая лучший ответ это Это когда в предложении 2 подлежащих, либо через запятую, либо через союз и. например. Маша и Саша шли в парк. вот саша и маша -это однородные подлежащие.

Ответ от Европейский [гуру]
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. 3 первых существительных - однородные подлежащие.






Ответ от Алексей Бондаренко [новичек]
Вот пример: Завершают строительство глина и листья.


Ответ от Анастасия Труфанова [новичек]
Маша и Саша не однородные! Пример: Маша собирала грибы, ягоды, листья.
Однородные члены это когда имеются, 2 и более слов которые связаны с одним, они соидиняются союзом или запятыми. Я привела пример на однородных подлежащих



Ответ от Наталья Полугаева [новичек]
Например: я нарисовал ракету, самолёт и маму.


Ответ от MetalRocks [новичек]



Маша и Саша шли в лес;
Вы и собеседник правы;
Мама с дочкой готовят обед и т. д.


Ответ от Алексей мальцев [активный]
Маша и Саша шли в парк - очень даже правильный пример!
Ваши перечисления (Маша собирала грибы, ягоды, листья) это однородные ДОПОЛНЕНИЯ. Подлежащее здесь МАША и сказуемое СОБИРАЛА. Грибы, ягоды - это однородные дополнения, выраженные существительным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ относится к сказуемому, это самостоятельная часть речи. Однородные подлежащие относятся к ОДНОМУ сказуемому.

Предложениями с однородными членами называются такие предложения, в которых имеются два или более члена предложения, отвечающих на один и тот же вопрос, связанных между собой по типу сочинительной связи и относящихся к одному и тому же члену предложения.

В предложении с однородными членами может быть два или более подлежащих при одном сказуемом, два или более сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов предложения, зависимых от одного из членов предложения.

Предложения с однородными подлежащими

При однородных подлежащих сказуемое стоит во множественном числе. Если же однородные подлежащие сочетаются при помощи вопросительной частицы -гу, -ку, -ӈу, то сказуемое стоит в форме единственного числа.

Мунӈиду таткиттувун асаткар, бэеткэр умукэнду татчара. В нашей школе мальчики и девочки учатся вместе. Орон-ӈу, ӈинакин-ӈу иманнаду коӈнолодёрон? Олень ли, собака ли на снегу чернеет? Этыркэн, атыркан бидечэтын. Жили старик и старуха.

Предложения с однородными сказуемыми

Куӈакар таткитту таӈдявкил, дукудявкил, онёдёвкил, эвидевкил. Дети в школе читают, пишут, рисуют, играют. Нуӈарын алагумнил, агрономил, инженерил ора. Они стали учителями, агрономами, инженерами. Нуӈан таду хавалдяран-ӈу, дэрумкичэдерэн-ӈу? Он там работает или отдыхает?

Предложения с однородными дополнениями

Аминми сулакилва, дянтакилва, улукилвэ вавки. Мой отец убивает лисиц, росомах, белок. Би куӈакарвэ-да, сагдылва-да алагудяӈав.Я буду обучать и детей, и взрослых. Бу агиду диктэлвэ, дэгинӈэктэлвэ, няӈталва тэвлэдеӈкивун. Мы собирали в тайге ягоды, грибы, орехи.

Предложения с однородными определениями

Гудей, хэгды иечи бэюн урэ оёдун илитчачан. Красивый, с большими рогами дикий олень стоял на вершине сопки. Би бургумэмэвэ, хэгдывэ оронмо дявам. Я поймал очень жирного, большого оленя. Энинни городтук коӈномолво, хуламалва, багдамалва томколво эмэврэн. Мать привезла из города чёрные, красные, белые нитки.

Предложения с однородными обстоятельствами

Куӈакар, тыматнэ таткиттула ӈэнэденэл, тадук долболтоно таткиттук мучудянал, гулэвэвун илтэнивкил. Утром идя в школу, вечером возвращаясь из школы, дети проходят мимо нашего дома. Агиду, урэлду, бирал дяпкалдутын кэтэ эргэчир чукал биси. В тайге, на сопках и на берегах рек много такой травы. Нуӈан окин-да химат, аят дукудявки. Он всегда быстро, хорошо пишет.

Каждый из однородных членов предложения может иметь при себе пояснительные слова. Чаще всего пояснительные слова имеют при себе однородные сказуемые.

Тар хунат акинми тэтыгэлвэн тэттэн, акинми муринман эрирэн. Та девушка надела одежду брата, позвала коня брата. Нуӈартын орорвор инилвэтын гара, дюла ирэ. Они взяли вьюки оленей, вошли в дом. Тарил бэел мова иручал, сукэлди токточол, тогоду илачал. Те люди притащили дерево, разрубили топорами, сожгли на огне. Дялви бираӈмар даптудун бидечэл, бэюрвэ вадечал. Родственники жили в устье реки, убивали зверей.

Однородными называются одинаковые по значению члены предложения. Однородными могут быть как главные , так и второстепенные члены предложения.

Однородные подлежащие имеют при себе общее сказуемое. Однородные сказуемые относятся к одному подлежащему. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному слову.

Приведём примеры: Уже прилетели скворцы и грачи. – однородные подлежащие. Они поселились в парках и лесах. – однородные обстоятельства места. Однородные определения характеризуют предмет по одному признаку. Например: красные, синие, зелёные нары – однородные определения характеризуют предмет по цвету. Большие красные шары – определения однородными не являются, так как характеризуют предмет с разных сторон (размер и цвет).

Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной союзной или бессоюзной связью. Существуют следующие типы сочинительных союзов :

Соединительные: и, да в значении И, и…и, да…да, ни…ни;

Разделительные: или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли;

Противительные: а, но, да в значении НО, однако, зато.

Знаки препинания между однородными членами предложения ставятся в зависимости от типа связи между ними.

При бессоюзной связи запятая между однородными членами предложения ставится: В саду росли красные, белые, розовые гвоздики (однородные определения).

При союзной связи наличие или отсутствие знаков препинания зависит от типа и структуры союза.

Запятая ставится перед одиночными противительными союзами: День был теплый, но ветреный (однородные составные именные сказуемые).

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами запятая не ставится: Прилетели журавли и утки (однородные подлежащие). Купи хлеб или булку (однородные дополнения).

Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая между ними ставится. Сравним два примера: 1) В саду растут яблони, и груши, и малина, и крыжовник – запятая ставится между однородными подлежащими перед каждым союзом. 2) Купи или хлеб, или булку, или печенье. – перед первым союзом запятая не ставится, так как до него дополнения не было.

При парном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами. Например: В цирке выступали медведи и слоны, собаки и кошки.

Однородные члены предложения могут быть соединены двойными сопоставительными союзами : как…так и, не столько…сколько, если не…то, хотя и…но и др. Запятая в этом случае ставится только перед второй частью союза. Например: Дожди в Лондоне бывают если не каждый день, то через день. Здесь однородные обстоятельства времени связаны двойным союзом «если не…то», запятая ставится перед второй частью союза.

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1

проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2

интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3

– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чём­либо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «по­рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4

Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2­я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5

© ООО «Баласс», 2014
6

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то