Сложные предложения: бессоюзная и союзная сочинительная связь. Виды подчинительной связи в русском языке

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.

Задачи:

  1. Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
  2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе , мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1. Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор . Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.


Подписи к слайдам:

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложные предложения c разными видами связи

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК, И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь. Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И,

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА,

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК, И,

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»


Среди предложений 11 – 17 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер

этого предложения.
(11) Вся Россия по-русски говорит, а ты что за бестолочь такая? (12) Ну назови мне кого-нибудь в нашей семье, чтоб русского не знал? (13) Эх, бедный твой дед, который, семь лет прожив в России, по-русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!
(14) – Што ви гаваритэ! – подражая деду, удивлялся я на ломаном русском.
(15) – Да, да, не таращь, пожалуйста, глаза! (16) Два часа покойный говорил с Иваном, два часа слушал его Иван с разинутым ртом, а потом повернулся к народу и сказал, что подобной русской речи он в жизни своей не слышал. (17) Вот как оно было!

Укажите верную характеристику предложения: КРИК ДАЛЕКОЙИИВОЛГИ ЗВУЧАЛ ПОЧТИ РЯДОМ С ПРОХОРОМ; СЛЫШНО БЫЛО, КАК КРАДЕТСЯ ЛИСА СКВОЗЬ ЧАЩУ.

1.Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.
2.Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
3.Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
4. Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

Укажите предложение, в котором нет определительного придаточного:
1. Простодушие, с каким маленький рябоватый солдат признавался в бегстве, было особенно страшным.
2. Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.
3. Огромный дом, в которой родился Грей, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4. По встревоженному лицу Жени женщина угадала, что вошедшая в сад Ольга недовольна.

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.Напишите номер этого предложения.

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау* успешно сдалэкзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения – математическое иестественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёлс естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначалеэто его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью управление:

1) Высоко вверху, где смыкались тёмные мохнатые верхушки деревьев, мерцали редкие звёзды.
2) Оказывается, существует такая интересная награда, которую присуждают сами дети-радиослушатели.

Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью примыкание:
1) Врачи запретили знаменитому живописцу рисовать из-за губительного воздействия красок.
2) Молодая сухощавая женщина медленно идёт к дому с коромыслом на плече. И кажется, что вместе с ношей несёт она нелёгкую свою думу.

1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.

2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний.
3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3-4 примера со связью управление.
4. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.
5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний: Море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.
6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью управление на синонимичное со связью согласование: листья осени, сумка папы, платье из шёлка, песня Коли.

Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью?

  1. БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ
  2. э бля




  3. Например:

    например:


  4. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  5. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  6. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  7. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  8. зачем одно и то же?
  9. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  10. пи (д) рилы
  11. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  12. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.
  13. бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
    Учитель заболел, урока не будет.
    Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
    Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
    Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
    Главный признак сл подч. предл:
    - от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
    Например:
    Учитель заболел, поэтому урока не будет.
    в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
    например:
    учитель заболел, и урока не будет.
    теперь сравните все три варианта.
    учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
    учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.
  14. плюс 2 балла
  15. Ваще офигели!
  16. И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....

Это второй урок по теме "Сложные предложения с разными видами связи". На уроке углублялись представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, отрабатывалось умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и вся эта работа проводилась в сочетании с повторением к экзамену (ОГЭ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе

Дата проведения: 08.04.2017 г.

Учитель: Полькина И.А.

Тема: Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока: закрепление изученного материала, подготовка к ОГЭ.

Оборудование: раздаточный материал, тестовые задания.

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем углублять ваши представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, т.е. будем отрабатывать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и всю эту работу проводить в сочетании с повторением к экзамену.

Запись числа и темы урока. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

II. Повторение изученного.

А) Повторим орфографию.

Запишите в столбик словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. На какую орфограмму подобраны слова?

И..коренить зло, бе..пристрастный взгляд, бе..вкусица в одежде, ра..полагается по-разному, во..хождение на гору, ра..хвораться не на шутку, бе..жалостный поступок.

Правописание приставок на З/С. Правило: З пишется пред звонкими согласными, С – перед глухими). Какое это задание в ОГЭ? Как оно может формулироваться?

Б) Повторим лексику.

Определим ЛЗ слова Беспристрастный - не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый (Ожегов)

Подберём синонимы к слову. Беспристрастный - объективный, нелицеприятный (словарь синонимов).

Замените разговорное слово «расхвораться» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм - «Не на шутку», определите его значение (основательно, всерьез).

В) Замените словосочетание «безжалостный поступок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (поступок без жалости).

А теперь выполним задание 4 ОГЭ. Ответы запишите в тетрадь (самостоятельно, проверка).

Задание 4 ОГЭ

1. Из предложений 16-19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает , что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

2. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая , пошёл бы в огонь и в воду.

(29)Почти год держал он меня в отчуждении.

3. Из предложений 40-43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».

(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно . (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…

4. Из предложений 29-33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила…

5. Из предложений 28-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

– (28)А вот и жених пришёл ! (29)Здорово, юный жених!

(30)Ребята засмеялись.

Проверяем выполненные задания.

I II. Переходим к теме нашего урока.

Повторим теорию: Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи?

(Это предложения с такими видами связи: А) сочинительная и подчинительная;

Б) сочинительная и бессоюзная;

В) подчинительная и бессоюзная;

Г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.)

Запись под диктовку (предложения взяты из текста изложений ФИПИ) на доске, синтаксический разбор с объяснением.

1 (Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2 [ надо непременно самому испытать ее] : 3 [ надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4 [ надо почувствовать] , 5 (как луч этой доброты овладевает сердцем , словом и делами всей жизни).

Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится ; это теплота , от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

О чем записанные предложения? (о доброте)

IV. Проверка домашнего задания

Зачитайте сочинение 15.3 по тексту про белку (Текст №3 ФИПИ)

Что такое доброта?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это.

На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз... Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кто-то нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед.

Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя по отношению к животным безобразно. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Так хочется ответить словами Льва Толстого «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». Бездушие по отношению к слабым и беззащитным животным, если его оставлять безнаказанным, незамеченным, непременно приведёт к тому, что такая агрессия будет проявляться и к людям. И наоборот: человек, относящийся с душой к животным, и к людям будут относиться с добротой.

Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните - быть добрым человеком значит быть настоящим человеком.

V . Закрепление

Записываем следующие предложения и разбираем их (предложения взяты из текста изложений ФИПИ):

[Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение], и [ вы заметите] , (как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова). (СП с сочинит. и подчинит. связью).

[После прочтения серьёзных произведений вы будете соображать быстрее] , [ваш ум станет острее] , и [ вы поймёте] , (что читать полезно и выгодно) .

(СП с сочинит., подчинит. и бессоюзной связью).

А сейчас в качестве проверки знаний выполним экзаменационные задания

Задание 14 ОГЭ (работа в парах)

1. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

2. Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(12)Сергеева - артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, - улыбнулся парень. - (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

3. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! - предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.

4. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

5. Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

– (18)Кому отправлял?

(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться - так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

VI. Обобщение

Какие виды союзной связи в сложных предложениях вы знаете?

Если нет союза, что это за связь?

Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных предложениях?

Домашнее задание. К ОГЭ – повторить всё о синонимах, выполнить подборку заданий на карточках, а также доделать варианты 2 и 3; по учебнику: параграф 37, упр.211

Самоанализ урока

Тема урока «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях». Это второй урок по данной теме.

Цель : углубить представления учащихся о структуре сложных предложений с различными видами связи.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; вся эта работа проводится в сочетании с повторением к экзамену.

Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

Воспитательные: воспитывать добрые чувства по отношению к животным.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: использование раздаточного материала.

Этапы урока следующие: повторение изученного (подготовка к ОГЭ), изучение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление и проверка знаний.

Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.

Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.

Широко распространенным средством контроля знаний сегодня является тестирование. После повторения материала в качестве закрепления учащимся предлагается тест. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте. Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.

Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.


Тема

Цель

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Тип урока

Форма урока : урок -презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

ІІ.Опрос.

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть - главная, другая - придаточная).

и

По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и

К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ. Устная коллективная работа.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город - это синтез нескольких культур(ПП).

І V . Презентация проектов

Задачи:

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

V .Практическая работа. Работа в группах.

Сочинительная и бессоюзная:

Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

запасе.

V І. Работа по тексту стихотворения

О чем стихотворение?

V ІІ. Разминка у доски.

К записанным предложениям подобрать соответствующую схему .

3. Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

V І ІІ. Проблемное задание - 1 группа

Сходство: Различие: 1 пример - СПП с несколькими придаточными. 2 пример - СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

2 группа

Родина и природа один корень; для многих из нас домом , где ты родился и вырос детство , с рощей околицей .

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь - бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть - сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая - определительная, с домом каким? Вторая - с речкой какой?- тоже определительная.

1

1 часть - по своему строению - простое предложение;

2 часть - по своему строению - СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2

1 часть - ССП с противительным союзом «но»;

2 часть - СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

3

1 часть - СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть - простое предложение.

4

1 часть - простое предложение,

2 часть - СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ. Тестирование.

5

ХІІ.Обобщение.

ХІ V .Домашнее задание :

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту - две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

1 часть по своему строению - СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть - простые предложения.

2.

[ = - ]; [ = ], (что =)

рядом могут оказаться

[=-], и (хотя =-), но[=].

И, (хотя …), .

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение - односоставное.

  • ечи.

учителя:

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

Тема : Сложные предложения с разными видами связи.

Цель : организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные : формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие : развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;

воспитательные : воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока : урок –презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

ІІ.Опрос. Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

«Сложные предложения с разными видами связи»

«Знаки препинания в сложном предложении»

«Роль сложного предложения с разными видами связи»

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

- Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

- Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

- Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

О чем стихотворение?

Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,

(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)

второго предложения - первая группа.

(Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И: 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.

VІІ. Разминка у доски.

К записанным предложениям подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (когда…), : .

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. ; однако , (что…) : .

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

ІХ.Лингвистический эксперимент - 2 группа

Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом , где ты родился и вырос , с речкой, на берегах которой прошло твоё детство , с рощей , посаженной вместе с друзьями за околицей .

, (что..) ; [ …(где…), ..(..которой…), … ].

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.

Х.Работа в группах по карточкам

Практическая работа с комментированием.

1 . [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

[ - = ], и [ - = ], (как - =).

Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2 . [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

[ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].

Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

3 . (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

(Когда - =), [ = - ]; [ - = ].

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

4 . [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

[ - = ], и (чем - =), [тем = - ].

Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. 3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь: ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 5 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла (1) что (2) если гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4

ХІІ.Обобщение.

ХІІІ.Подведение итогов урока.

ХІV.Домашнее задание :

1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;

2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение».

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], (что =)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

И, (хотя …), .

    . Практическая работа.

Выполняем упр. 538.

Задание. Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]

осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

    Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то