Морской царь: "Образ властелина морей" из древних былин. Морской царь: "Образ властелина морей" из древних былин Описание морского царства

Морской царь или царь Поддонный - это знаменитый персонаж былин древней Руси, является отрицательным героем, повелителем морей, водной стихии, владелец огромных сокровищ и несметных богатств. В сказках у него есть жена Водяница и множество прекрасных дочерей. Морского царя можно встретить в таких былинах, как "Садко", "Сказка о Василисе Премудрой" и других произведениях не только русских, но и норвежских, финских, эстонских, греческих, киргисзских и старофранцузских. Морской царь - это самый непредсказуемый и интересный герой сказок, поскольку с одной стороны он считается злодеем, а с другой - ничего агрессивного и зловещего он не делает ни богатырям, ни жителям Руси.

Не стоит путать Морского царя с Водяным. Последний - это хитрый пьяница и задира с большим пузом, зеленой бородой и непривлекательной внешностью, окутанный тиной. Он пугает людей, топит купающихся, разоряет плотины и разгоняет рыб. Царь же - это благородный старец-богач, который повелевает стихией, владеет всем живым и не живым в морском мире.

Характеристика и описание персонажа

(Картина К.А. Васильева "Садко и владыка морской", 1974 )

Морской царь живет в синем море, на дне и является его повелителем. У него огромные богатства, шикарный дворец, сделанный из хрусталя, серебра и золота. Также имеет венец из морского папоротника, а разъезжает по своим владениям на раковине, запряженной морскими псами. В одной руке царь держит весло (что означает укрощение волн морских), а в другой - острогу (знак их возбуждения). Это уже говорит о том, что персонаж является героем непостоянным и противоречивым, что и выражается в его поведении и поступках: то он наделяет богатством Садко и Ивана-царевича, то требует взамен поселиться и служить у него в море.

Поддонный царь любит веселье и танцы. Когда у него праздник, то море бушует и тонут корабли. Нельзя сказать, что он специально топит лодки и губит людей, это и отличает его от других злодеев. Поэтому с полной уверенностью назвать Морского царя отрицательным нельзя: он не грабит, не убивает ради наживы, не разбойничает и не нападает.

Образ Морского царя в былинах и сказках

(Танцы и пляски в подводном царстве, зачиненные Садко, рисунок В. Перцова, 1970 )

Изначально в былинах о Садко и сказке о Василисе Прекрасной Морской царь предстает положительным героем: дарит богатства, предоставляет все желаемое, но потом просит что-то в замен. Сам же купец и царевич воспринимают эти дары, как обыденность и данность, не подозревая никакого подвоха. Так образ Поддонного царя можно сравнить с самой стихией: люди берут от природы все, воспринимая это, как должное, и не понимают, что рано или поздно может прийти час расплаты.

Также действия царя можно расценить следующим образом: за все в этом мире нужно платить, ничего не дается просто так. Так и в былине - за богатство нужно расплатиться жизнью, отплатить службой или женщиной.

Своими действиями и поступками Морской царь напоминает: будьте разумны, чтите силы природы, своих родных и близких, не забываете помогать друг друг, не давайте опрометчивых обещаний, а также учит смекалке, находчивости и смелости.

Увидел однажды ворон Кутх на морском песке спящего краба. Подошёл к нему, стал будить:

Эй, краб, проснись! Покатай меня!

Краб отвечает:

Не мешай мне спать! А Кутх не отходит:

Довольно спать! Вставай! Краб приподнял голову, расправил клешни и сказал:

Ладно уж, садись! Покатаю тебя!

Взобрался Кутх на краба и поехал на нём по дну морскому. А краб как помчится - Кутх чуть не свалился с него, закричал:

Остановись, а то упаду! Краб остановился, Кутх слез с него и пошёл по морскому дну. А кругом огромные водоросли извиваются и великое множество морских рыб вертится.

Шёл, шёл Кутх и подошёл к селению нерпичьего народа. Подбежали к нему нерпёныши на коротеньких ножках-ластах, спрашивают:

Кто ты? Откуда идёшь?

Я Кутх, который может жить на земле, в воздухе и под водой!- отвечает Кутх.- Отведите меня вон в тот большой дом!

Отвели его детёныши в дом старейшины. Дом большой, светлый, стены из тонкого льда. Посредине подвешен светильник, по бокам нары. В углу на ледяном кресле сидит усатый хозяин - передние ласты похожи на короткие руки, задние - на короткие ноги.

Спрашивает он:

Зачем пришёл, Кутыхэй?

Посмотреть, как живёт твой нерпичий народ,- отвечает Кутх.

Раньше мы лучше жили,- говорит старейшина.- Теперь верхние жители сетями да неводами всю рыбу выловили. Нам есть нечего. Да и нас добывают - едва успеваем вырастать.

Угостили женщины-нерпы Кутха самой лучшей едой - свежей рыбой, разными рачками и морскими водорослями.

Сытно я поел,- говорит Кутх.- А о ваших нерпичьих бедах я расскажу людям. Пусть они поберегут рыбу и для вас.

Постелили женщины-нерпы Кутху постель из морских водорослей, и он заснул... А утром проснулся в селении моржового народа.

Теперь перед Кутхом сидел в ледяном кресле огромный старый морж с длинными белыми клыками. Морж смотрел на Кутха добрыми глазами.

Моржовое жилище было таким же светлым, как и нерпичье, но гораздо больше. По бокам на нарах лежали клыкастые моржи - родственники старого моржа.

Уважаемый Кутыхэй,- сказал морж,- я уже знаю, зачем ты прибыл в наше подводное царство. Нам не очень нужна рыба. На морском дне живут мелкие рачки и моллюски, которых мы едим. Но плохо моржовому народу от огненных стрел, которыми осыпают нас охотники. Мы с давних пор кормим людей мясом и жиром. Хотелось бы, чтобы нас добывали понемногу, столько, сколько нужно для еды и одежды.

Кутх сказал:

Расскажу людям о вашей великой заботе..

Накормили Кутха моржихи, спать уложили, а наутро очутился Кутх в селении китового народа.

В огромном доме из прозрачного льда на каменной плите лежал старейшина - синий кит. По бокам на нарах из плит отдыхали другие киты. Старый кит сказал:

Уважаемый Кутыхэй, мне известно, зачем ты путешествуешь в нашем подводном царстве. И я скажу тебе, как мы жили и как живём теперь. В давние времена нас было великое множество. Жили мы во всех морях и океанах. Люди добывали нас ручными гарпунами и копьями на жир и мясо. Из китовых костей строили жилища и изготовляли разные домашние вещи. Охотники добывали столько китов, что наше племя не уменьшалось. Но жадность обуяла людей, и они нарушили соглашение с миром животных. Теперь синих китов осталось совсем мало. Если люди не поймут нашей и своей беды, то моря и океаны останутся без рыбы и зверя. Скажи об этом жителям суши.

Я непременно передам твою просьбу охотникам и рыболовам,- обещал Кутх.

Женщины-киты угостили Кутха морскими моллюсками, уложили в постель из морских водорослей, и он заснул крепким сном.

Когда же Кутх проснулся, то оказался на маленьком острове посреди бескрайнего моря. Осмотрелся он вокруг - земли нигде не видно. «Если я полечу по небу,- подумал Кутх,- то мои крылья скоро устанут, и я не доберусь до берега».

Кутх подошёл к воде и крикнул:

Эй, жители моря - нерпы, лахтаки, моржи, киты! Помогите мне перебраться с острова на землю!

Тут со всех сторон к острову стали подплывать жители моря и выстроились на морской глади. Ближе к берегу - нерпы, за ними - лахтаки, за лахтаками - моржи, за моржами - киты, за китами - снова моржи, лахтаки, нерпы. До самого горизонта выстроился большой живой мост, и по этому мосту Кутх перебрался на землю.

Спасибо вам!- крикнул Кутх.- Я никогда не забуду вашей доброты!

Вот так закончилось морское путешествие Кутха.

Морской царь

Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника , то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки .

По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо , упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице , иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой , и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ., водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король ) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр., в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Морской царь" в других словарях:

    Встречается в былинах о Садке и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника (Рыбников, I, 368), то Поддонного царя (там же, III, 242), то М. или заморского царя (там же, I, 371, 377). Всюду он изображается царем, причем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Это статья об анимационном персонаже, см. также Тритон (мифология). Царь Тритон (англ. King Triton) вымышленный персонаж, впервые появившийся в диснеевском полнометражном мультфильме «Русалочка». В оригинале его озвучил Кеннет Марс, а в русском… … Википедия

    - «Царь» (с 1912) Estonia (с 1921) Pułaski” (с 1930) Empire Penryn (с 1946) ЦАРЪ Пароход Ц … Википедия

    Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Царь (значения). «Царь» (с 1912) Estonia (с 1921) Pułaski” (с 1930) Empire Penryn (с 1946) ЦАРЪ … Википедия

    Пётр I Алексеевич Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) … Википедия

    АН602 «Царь бомба» АН602 Тип: термоядерная бомба Стран … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морской змей. Морской змей термин, которым в криптозоологии обозначают существо, упоминающееся в мифах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Обычно наблюдатели приписывают… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морской змей (значения). Морской змей существо, упоминающееся в мифах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Обыч … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Морской фло … Википедия

Книги

  • Морской царь и Василиса Премудрая , . Красочно иллюстрированная русская народная сказка "Морской царь и Василиса Премудрая" . Из сборника А. Н. Афанасьева. Для чтения взрослыми детям…

Я думой тяжкою извелся,
Печалью горькой изошел,
С судьбою больше не боролся -
С разбега прыгнул и ушел
На дно чернеющей реки,
Оставив только над собою
По волнам бегать пузырьки,
Прощание шептать прибою.
Но лишь сомкнулась надо мной
Вода потоком не одним,
Как я увидел под собой
Свет, исходивший из глубин.
И потрясенный - я такого
Никак не мог здесь ожидать, -
К нему направился, но снова
Не смог отчета себе дать,
Как мог дышать я под водою
И звуки слышать глубины.
Но тут возникла предо мною
В мерцании земной луны,
Окутавшись густой волною,
Скрывавшей бледные лучи,
Красы необъяснимой дева -
О, то морская королева!
Ее я сразу же узнал:
Не мало в детстве я читал
Об этой дивной красоте,
Царящей на глубоком дне.
Она мне мило улыбнулась,
Легонько поманив рукой;
И я, покорно повинуясь,
Поплыл к ней словно сам не свой.
Меня тянула ее кожа
Сиянием морской волны,
На суше так блестеть не может
Никто. И вот глаза мои
Ничто сравнить с ней не могли.
Как локоны ее струятся,
Переливаясь в темноте,
Морские звезды в них таятся,
Блестят и гаснут. Но не те,
Что небо ночью освещают -
Они б украсить не смогли
Ей волосы, они не знают
Морской подводной глубины.
Ее улыбка перламутром
Меня тянула и звала,
И по воде по этой мутной
Она мне фонарем была.
И я смотрел, завороженный,
Ей прямо в грустные глаза,
Ее молчаньем пораженный
Не выдержал и сам сказал:
«О, что за чудное виденье!
Игра больного воображенья!
Прости, что в царство я твое
Посмел вступить без разрешенья!»
Она меня лишь оглядела,
Печальным голосом пропела:
«Как оказался здесь, несчастный?
Чьей волей злобной побежден
И брошен в царстве ты моем
Сегодня - в день такой ненастный?»
Ее печали поразившись,
Я попытался объяснить,
Что в этом некого винить:
«Ничьей я воле не подвержен,
Свободен был и выбор мой,
И жизнью горькою повержен,
Отдался я волне морской».
«И землю с небом ты оставил?
Как странно. Выбор твой печален.
Пойдем, я покажу».
И повела меня в глубины
Владений царственных своих.
То, что увидел я средь них,
На суше никогда б не встретил,
И только здесь я их заметил:
Как волны от луны дрожат
И свет искристый отражают,
Как раковины в них лежат
И жемчуг жадно охраняют,
А тот и дразнит, и манит
Своим молочно-белым блеском;
Как скат на камешке лежит
И подражает тихим всплескам;
Как рыбки мелкие трусливо
Хвостами быстренько трясут,
Как водоросли неприхотливо
В теченье волн себя ведут.
И это самое теченье
Мне дух как будто захватило,
И, видя яркое свеченье,
Восторг свой был сдержать не в силах.
И я царевне так сказал:
«Такой красы, как в твоем царстве,
Я никогда и не видал.
Позволь мне навсегда остаться».
«Красы? - ответила она. -
И где же ты ее увидел?»
«Кораллы, рифы - все, что видел,
Прекрасней нет этого дна!»
Она мне горько рассмеялась.
«Наверное, тебе досталось
Немало горя на земле,
Коль ты прекрасным называешь
Морское дно. И мне тебе
Ответить есть что. Понимаешь,
С тобою рада б поменяться
И царство бросить я свое,
И очень громко бы смеяться,
Увидев все, что там твое
Ты на земле своей оставил.
О, эти рифы и кораллы -
Я б их на солнце променяла!
На теплый луч,
На птичий звон,
На небо туч,
На тихий стон,
На шум листвы
Под свежим ветром,
На шелк травы
Палящим летом,
На дождь и снег.
О, человек!
Ну разве может твое горе
Искупленным не быть землей?
Нет, не прекрасно это море!
Покоя нету под водой.
И нету счастия в пучине,
Во мгле без света и тепла
Томиться вечно я должна.
А ты, о чем всегда мечтала,
На эту муку променял;
И жизнь твоя навек провала…
Скажи, за что ты умирал?»
Но я ответить ей не смог;
Все вспоминал, как там, в тумане,
Однажды под дождем промок
И грелся у огня. В обмане
Я жил тогда, не замечая,
Ни жизни, ни ее чудес,
Как солнце грело забывая,
Как пел когда-то летний лес.
И мне осталось лишь с печалью
Жалеть о том, чего не знал,
Хранить мне вечное молчанье
И помнить, что я потерял.

М ОРСКОЙ ЦАРЬ - владыка над всеми морями, над всеми обитателями моря и морскими стихиями. Столь же древен, как и само Море. Разъезжает по морям в раковине, запряженной морскими псами или морскими конями. На голове у него венец из морского папоротника, в одной руке он держит весло, которым укрощает при необходимости волны, Морские стихии, в другой - острогу или трезубец, которым он возбуждает стихии, вызывает бури, сражается со своими противниками и карает ему непослушных. Чертоги его находятся в морской пучине, во глубине океана.

В недосягаемой от смертных стороне,

Между высокими кремнистыми горами,

Помост из аспида и чистого лазуря,

Палаты из одной изсечены горы;

Там трон усыпанный жемчугами янтарь,

На нем сидит волнам седым подобный Царь.

В заливы, в океан десницу простирает,

Сапфирным скипетром водам повелевает.

М. В. Ломоносов

Служит ему бесчисленное морское воинство. Когда царь Морской гневается или когда он веселится, - а он любит повеселиться и п: причине однообразия подводной жизни старается затащить к себе человека, способного его развлечь, - на море поднимается страшная буря, гибнут корабли и люди.

Женой Морского царя является Белорыбица. Есть у них и дети, но только все дочери. Выдать бы их замуж, да женихов-то где взять? Вот и старается Морской царь во всех сказках затащить какого-либо юношу к себе в подводное царство.

В русской мифологии, бог моря, властелин подводного царства. Безуспешно сватался к Диве , дочери бога ночного неба Дыя. В образе Трехголового Змея сражался с Перуном и был побежден им. Превратил в змею Пленку, которая отказалась выйти за него замуж. После этого женился на Белорыбице, «всем рыбам царице». Жил в большом дворце на дне моря, имел в подчинении огромное морское воинство, разъезжал по морю на золотой колеснице. Восседал на троне, окруженный стражей - «раками-крабами с огромными клешнями». В его ближайшей свите были «рыба-сом со большим усом, и налим-толстогуб - губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом - что жбан ». В гневе и радости поднимал волны и топил корабли.

Требовал дани с кораблей Садко. Так восхитился игрой Садко на гуслях, что отдал за него свою дочь Чернаву. В его царстве на дне была пещера, ведущая под землю, откуда в конце времен должен был выйти Великий Черный Змей. Мирно уживался с другим царством на дне морском, владычицей которого была Волыня, супруга бога солнца Ра. Когда Ра обратился в реку, Волыня и ее царство опустились на дно моря. Согласно некоторым гипотезам, этот мотив народных преданий мог быть связан с памятью о материках, ушедших под воду, - Атлантидой в Атлантическом, Арктидой в Северном Ледовитом, Лемурией в Тихом, Паци-фидой в Тихом океанах. Царь Морской почитался мореходами также под именами Черноморца, Царя Поддонного. Царь Морской играет также значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он тоже хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь Царя Морского, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Былинного и сказочного Царя Морского следует отличать от водяного духа, который занимал видное место в демонологических верованиях простонародья. Эти водяные , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного Царя Морского, который живет в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то