Мониторы. Мониторы Речной монитор железняков

Монитор - (англ. «увещеватель») низкобортный бронированный артиллерийский корабль.

История монитора «Железняков»

Монитор «Железняков» был построен на киевской судоверфи «Ленинская кузня» в 1936 году. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки. Назван корабль был в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года Анатолия Железнякова.

В 1940 «Железняков» вошел в Дунайскую военную флотилию, которая патрулировала государственную границу вдоль берегов реки. Корабль оказался под артиллерийским огнем в первый же день Второй мировой войны и вступил в бой. Силы противника оказались превосходящими, и «Железняков» с несколькими другими мониторами оказался в тылу врага. Несмотря на то, что берега реки были заняты, а боеприпасы подходили к концу «Железнякову» удалось прорвать плотный заградительный огонь береговых батарей, и уйти в открытое море. Позже монитор защищал украинские города Николаев, Очаков, Керчь и Херсон.

К осени 1941 из шести мониторов Дунайской флотилии уцелел только один - «Железняков». Позже корабль вошел в состав Азовской военной флотилии и его отправили к побережью Азовского моря на оборону Таганрога и Темрюка. В 1943 «Железняков» вошел в Керченский пролив занятый немцами, командование решилось на отчаянный маневр - свернуть с фарватера, подойти вплотную к вражескому берегу, под самые батареи и пройти по минным полям. Монитору удалось прорваться и добраться до Поти.

40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

В 1965 году корпус и боевое вооружение «Железнякова» передали заводу. Монитор восстановили и поставили на пьедестал у Днепра, на Рыбальском острове, с тех пор «Железняков» стал кораблем-памятником.

В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею» по проекту СБ-12.

Корабль, переклассифицированный еще в ходе постройки в монитор, получил название «Ударный». При полном водоизмещении в 387 т он нес мощное вооружение: два 130-мм орудия в бронированных башнях, четыре 45-мм зенитки в двух спаренных установках (также в бронированных башнях) и четыре счетверенные установки 7,62-мм пулеметов. Силовая установка корабля состояла из четырех дизелей производства германской фирмы MAN, в 1938 году замененных на два 800-сильных дизеля производства Коломенского завода. Казалось бы, монитор получился достаточно мощным и удачным.

Однако после вступления корабля в строй в 1934 году вскрылись и недостатки. Прежде всего — слишком большие размеры корабля (длина 54 м), затруднявшие применение «Ударного» на притоках Днепра.

Орудия главного калибра не могли вести огонь на кормовых курсовых углах — а это было серьезным недостатком для речного корабля, который часто действовал в условиях, затруднявших маневрирование. К тому же броней были защищены лишь орудийные башни и боевая рубка. Имелся также тонкий (7 мм) бронированный пояс и палуба над снарядным погребом. В итоге «Ударный» оказался единственным кораблем проекта СБ-12, а уже в 1932 году началась разработка нового речного монитора, первоначально классифицируемого как канонерская лодка.

«АКТИВНЫЙ»

Проект, получивший обозначение СБ-30, весьма напоминал самые первые мониторы эпохи Гражданской войны в США: низкобортный корпус с единственной надстройкой — орудийной башней. Боевая рубка была установлена на крыше башни и вращалась вместе с ней. Такая компоновка обеспечивала орудиям главного калибра — двум 102-мм пушкам — круговой обстрел, но, с другой стороны, затрудняла командиру управление кораблем. Зенитное вооружение — четыре «сорокапятки» в двух башнях. В отличие от «Ударного», на новом мониторе, получившем название «Активный», отказались от установки системы управления огнем главного калибра.

Габариты «Активного» были меньше, чем у «Ударного»: длина 50,7 м, водоизмещение 314 тонн. Однако бронирование было усилено — толщина броневого пояса составляла 16 мм, а в районе снарядного погреба — 30 мм. На мониторе установили два 480-сильных дизеля. Корабль был заложен в Киеве в 1934 году, затем по секциям перевезли на Амур, где собрали и в 1935 году включили в состав Амурской флотилии.

ПРОЕКТ СБ-37

Дальнейшим развитием проекта СБ-30 был проект СБ-37. Главным отличием стало применение невращающейся боевой рубки; она была установлена на цилиндре диаметром 75 см, вокруг которого вращалась девятигранная артиллерийская башня. Таким образом при повороте башни рубка оставалась неподвижной, что облегчало командиру управление кораблем. Состав и размещение вооружения повторял принятое на мониторе «Активный»: две 102-мм пушки в главной башне и четыре 45-мм зенитки в носовой и кормовой башнях. Боекомплект составлял 500 снарядов главного калибра и 2000 — 45-мм. Система управления огнем, так же как и на «Активном», отсутствовала.

Плоскодонный корпус на всем протяжении имел прямые вертикальные борта и туннельную корму, заканчивающуюся транцем. Корпус поперечными переборками делился на 13 главных отсеков, из которых девятый — отделение главных и вспомогательных механизмов — имел две продольные переборки. В его бортовых помещениях размещались главные дизеля 4-СД-19/32, а в среднем — два дизель-генератора и другие вспомогательные механизмы. Суммарная мощность главных дизелей составляла 560 л. с, что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода всего 8,3 уз (15,3 км/ч), что, впрочем, считалось вполне достаточным для речного монитора. Нормальный запас топлива (соляра) составлял 6,6 т, но максимально монитор мог принят значительно больше — 22 т, что обеспечивало солидную дальность плавания — 3700 миль (6850 км).

Навигационное оборудование мониторов проекта СБ-37 было крайне примитивным и включало два магнитных компаса и ручной лот (устройство для измерения глубины). Отсутствовал даже лаг (корабельный «спидометр»), но для тихоходного речного корабля он, по сути, и не был нужен. На корабле имелась стационарная радиостанция, а также переносная, предназначенная для корректировочного поста, при необходимости разворачиваемого на берегу.

МОНИТОРЫ В БОЮ

В 1936-1937 годах на заводе «Ленинская кузница» в Киеве построили шесть мониторов проекта СБ-37. Всем им присвоили имена героев Гражданской войны.

Все корабли первоначально вошли в состав Днепровской военной флотилии. В сентябре 1939 года они участвовали в походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, действуя на реках Припять и Пина. Когда в июне 1940 года Румыния в ответ на советский ультиматум согласилась передать Бессарабию и Северную Буковину, часть границы СССР и Румынии стала проходить по реке Дунай. В Измаиле началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее задачи входили поддержка приречных флангов сухопутных войск и десантов, высадка тактических десантов, обеспечение противоминной обороны Дуная, переправа и перевозка войск, а также ведение борьбы с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов — «Ударный», а также четыре типа «Железняков» («Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»). Два других монитора — «Левачев» и «Флягин» — вошли в состав сформированной в июне 1940 года Пинской военной флотилии. Днепровская же флотилия была расформирована.

ВОЙНА

Мониторы Дунайской флотилии в июне 1941 года в числе первых вступили в бой с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить… 19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда.

Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. Лишь «Ростовцев» после войны был поднят, восстановлен и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Монитор «Ударный» 19 сентября 1941 года у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков. Этот и другие бои показали один из главных недостатков советских речных мониторов: слабость зенитного вооружения. 45-мм полуавтоматические пушки и 7,62-мм пулеметы уже не могли эффективно бороться с современными бомбардировщиками противника. Единственный уцелевший монитор — «Железняков» — получил усиленное зенитное вооружение (на нем дополнительно установили две 37-мм автоматические пушки и три 12,7-мм пулемета).

СУДЬБА «ЖЕЛЕЗНЯКОВА»

В первый же день вражеского вторжения монитор, патрулировавший воды Дуная, попал под артобстрел. В 04:15 22 июня корабль открыл огонь по вражескому берегу. В том бою, продолжавшемся почти весь день, монитором была подавлена артиллерийская батарея противника и сбит вражеский самолет. 9 июля «Железняков» прорвался в Измаил, 19-го — в устье Дуная, прибыв 20 июля в Одессу. В августе он принимал участие в обороне Николаева, Херсона, Очакова, а 25 августа прибыл в Крым.

25 октября 1941 года «Железняков» совершил переход в Камыш-Бурунскую бухту (под Керчью), а 21 ноября был включен в состав Азовской военной флотилии.

В октябре-ноябре 1941 года монитор принимал участие в обороне Керчи, в июле 1942 года оборонял Ростов-на-Дону и Азов, а в августе — устья Кубани и Темрюка.

В том же месяце «Железняков» совершил прорыв из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, контролировавшийся немцами. Монитор свернул с фарватера, скрытно подошел к вражескому берегу и под огнем артиллерии противника прошел по минным полям. Несмотря на полученные повреждения, «Железняков» 3 сентября 1942 года прибыл в Поти. 14 октября его включили в состав Черноморского флота. 26 февраля 1943-го монитор формально вернули в состав воссозданной Азовской флотилии — в то время «Железняков» находился на ремонте, завершенном лишь в августе 1943 года. 13 апреля следующего года его передали в состав Дунайской флотилии. 30 августа того же года монитор прибыл в Измаил. Впоследствии он воевал в Румынии, Болгарии, Югославии.

За годы войны «Железняков» прошел 40 тыс. км. В марте 1958 года его вывели из боевого состава для использования в качестве плавучего склада, а два года спустя передали Дунайскому пароходству как плавучий причал. Вооружение монитора было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, зенитная броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

проекта СБ-37 . Принимал участие в Великой Отечественной войне . В 1967 году установлен как памятник на Рыбальском острове в Киеве .

Боевая служба

Монитор «Железняков» - головной корабль проекта СБ-37. Все шесть мониторов этого проекта были названы в честь моряков - героев Гражданской войны . «Железняков» получил имя А. Г. Железнякова - знаменитого «матроса Железняка».

До середины июля 1941 года «Железняков» и другие корабли Дунайской военной флотилии, взаимодействуя с сухопутными силами, удерживали государственную границу, не позволяя противнику форсировать Дунай.

С сентября 1944 года монитор вновь на Дунае. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии.

За время войны «Железняков» прошел свыше сорока тысяч километров, отразил 127 воздушных атак, уничтожил 13 артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов.

Командиры корабля

  • капитан-лейтенант Маринушкин А. С. (1938-1942)
  • капитан-лейтенант Харченко А. Е. (1943-1944)
  • старший лейтенант Коган М. Я. (1945)

Корабль-памятник

После окончания Великой Отечественной войны «Железняков» некоторое время оставался в строю. Затем монитор был выведен из состава флота, его вооружение было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле, корпус использовался как плавучая пристань. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Напишите отзыв о статье "Железняков (монитор)"

Литература

  • Игорь Всеволожский, «Неуловимый монитор»
  • «Неуловимый монитор», Морская коллекция журнала «Моделист-Конструктор», № 3/1985
  • Г. Гусев, «Неуловимый монитор», журнал «Костёр», № 10-1982
  • Г. Резниченко, «Второе рождение», журнал «Моделист-Конструктор», № 5/1968
  • Н. Бадеев, «Принимаю бой», издательство «Детская литература», 1973

Отрывок, характеризующий Железняков (монитор)

Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.

А. Харченко. Проливом «Тысяча смертей»

А. ХАРЧЕНКО,
капитан 1 ранга, командир монитора «Железняков» в годы войны

Летом 1942 года советские войска вели ожесточенные бои с гитлеровскими полчищами на Кубани. В ходе этих боев героический подвиг совершил экипаж монитора «Железняков». Он провел свой корабль проливом, который тогда называли «Тысяча смертей», и вышел победителем. Ныне «Железняков» находится на вечной стоянке на Днепре, вблизи ордена Ленина завода «Ленинская кузница», на котором он был построен около сорока лет тому назад.

Экипаж монитора «Железняков» состоял из 72 человек. У тех из них, кто еще жив, никогда не изгладятся в памяти события героического прошлого, особенно бои на реке Кубани и прорыв в Азовское и Черное моря после того, как противник завладел городом Темрюком. «Железняков» оказался отрезанным от своих баз. Командование флота предложило взорвать корабль. Но его экипаж сумел избежать этой крайней меры, сохранить «Железнякова» и пробиться к своим.

Я вспоминаю заключительный эпизод этого прорыва. Корабль с огромными трудностями вышел, как нам казалось, в спасительное Азовское море. Это было 20 августа 1942 года.

Вечерело, когда мы подошли к мысу Пекли, что рядом с проливом.

В ожидании темноты стали на якорь вблизи затопленной землечерпалки.

В искусстве маскировки экипаж «Железнякова» достиг настоящего совершенства.

Чтобы не дать себя обнаружить, экипаж монитора подготовил для своего корабля вдоль берега несколько замаскированных стоянок. Ночью лопатами рыли в береге гнезда по длине судна для дневных скрытых огневых позиций. На палубе устанавливали целый сквер из деревьев и кустарника, причем следили, чтобы по «густоте насаждений» он не отличался от прибрежных зарослей. Палубу засыпали свежей травой. Таких, стоянок было много - основных и запасных.

Остановившись вблизи затопленной землечерпалки, мы чувствовали себя в относительной безопасности. Но вскоре задул сильный порывистый ветер. Пошли первые накатистые волны. Они стали бить в носовую часть, якорные цепи лопнули. «Самый полный вперед» не помог, корабль начало прибивать к берегу. Огромная волна, подняв судно, поставила его правым бортом к песчаной отмели. Казалось - это конец.

К исходу третьих суток нечеловеческого труда под бомбежкой авиации противника экипажу удалось снять монитор с мели. Он потерял ход более чем на 60 процентов и теперь едва мог обогнать пешехода. А на берегу Керченского пролива - фашистские батареи, в воде множество мин.

Мое решение и мнение всего экипажа были едины: нужно испытать судьбу до конца. Связавшись по радио с командованием флотилии и флота, я получил разрешение идти на прорыв, В помощь нам выслали два быстроходных катера МО. Они должны были прикрыть нас дымовой завесой от вражеского артиллерийского огня.

Около 23 часов 29 августа «Железняков» входил в Керченский пролив. С берега, занятого фашистами, скользнул луч прожектора. Через минуту вспыхнули еще два. Они скрестились на мониторе. Загремели первые залпы.. . Наши катера выбросили дымовые шашки и на полном ходу ушли из пролива. Поступили они правильно: своей гибелью не могли нам помочь. За ними потянулись лучи прожектора. Но вот шашки перестали дымить, прожекторы снова поймали нас. И тут началось такое, что, как говорится, ни в сказке рассказать, ни пером описать. Сплошные смерчи от разрывов снарядов засыпали корабль то песком, то илом с водой. А ответить у нас нечем. Что может быть обиднее?..

Когда подошли ближе, с нашего, таманского берега блеснули вспышки. Береговая артиллерия стала бить по батареям противника. Это была обещанная нам поддержка. Огонь противника немного ослаб, прицельность его уменьшилась.

А до выхода из пролива при нашей скорости оставалось еще не менее двух часов!

Принимаю решение: право на борт, ближе к противнику, держать курс вдоль берега, по минным полям, где суда не ходят - эту полосу противник не простреливал.

Теперь смерчи от разрывов больше не накрывают корабль. Рулевой, стиснув зубы, смотрит на звезду, указанную ему как ориентир - компас вышел из строя.

Так прошли страшные два часа. И, наконец, перед нами Черное море. Последний поворот влево, и мы, кажется, спасены. Но корабль закрывает своим корпусом светящийся буй. Это замечает враг. Шквал огня снова рушится на «Железнякова».

Выручило нас то, что поблизости оказался корпус затопленного морского судна. Скрывшись за него, мы сманеврировали и легли на свой курс. Огонь береговых батарей, как мы и предполагали, сосредоточился на этих обломках...

Итак, мы в Черном море! Корабль получил два тяжелых, но излечимых повреждения. «Железняков» жив и еще повоюет!

Мониторы (от англ. «Monitor» - контролирующий) бронированные артиллерийские низкобортные корабли с малой осадкой, предназначенные для обстрела береговых объектов и войск противника, уничтожения его кораблей в прибрежных районах и на реках. Мониторы подразделялись на морские и речные.

Название этого класса кораблей происходит от названия первого корабля такого типа, построенного в США в 1862 году, - «Монитор». Первые отечественные мониторы появились в 1864-1869 гг. Они имели водоизмещение 1400-1900 т и вооружались одной или 2 вращающимися артиллерийскими башнями. В СССР строительство речных мониторов осуществлялось в 30-е годы. Речные мониторы имели водоизмещение 240-1900 т, скорость 9-14 узлов (17-26 км/ч); вооружение: 2-8 орудий калибра 102-152 мм, 2-4 орудия калибра 65-88 мм, зенитные автоматы калибра 20-40 мм, пулеметы.

В советском ВМФ в войне участвовало 22 речных монитора. Они решали задачи обороны речных рубежей, огневой поддержки войск, охраны своих и нарушения вражеских речных коммуникаций.

В советское время были изданы сотни книг и сняты десятки документальных и художественных фильмов, посвященных обороне Севастополя и Одессы, но, увы, грандиозные сражения на юге Украины остались вне поля зрения наших историков, писателей и кинорежиссеров.

К июню 1941 г. государственную границу СССР с Румынией прикрывали соединения Одесского военного округа (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) и пограничные войска Молдавского пограничного округа (начальник генерал-майор Н.Н. Никольский). С ними взаимодействовала Дунайская военная флотилия под командованием контр-адмирала Н.О. Абрамова.

Монитор «Железняков» был построен на киевской судоверфи «Ленинская кузница» в 1936 году (заложен 25 ноября 1934 года, через год спущен на воду, вступил в строй 27 октября1936 года и вошел в состав Днепровской флотилии). Назван в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года. В 1940 «Железняков» вошел в Дунайскую военную флотилию и в первый же день Второй мировой войны вступил в бой - поддерживал огнем действия войск вдоль Дуная.

Согласно мобилизационному плану Одесский военный округ с началом войны часть сил должен был выделить для формирования полевого управления 9-й ар-вши, в которую входили все соединения, за исключением 9-го особого корпуса, дислоцировавшегося в Крыму, и 7-го корпуса, находящегося в резерве Главного командования. Армия развертывалась по рекам Прут и Дунай в полосе 480 км от Липкан до Черного моря..

Войскам округа противостояли 11-я немецкая, 3-я и 4-я румынские армии, входившие в состав группы армий «Юг». По плану «Барбаросса» этой группировке надлежало обороняться вдоль Прута, обеспечивая южный фланг основных сил группы армий, наносивших главный удар на киевском направлении, где находились войска Юго-Западного фронта.

14 июня в связи с нарастанием угрозы нападения Одесский военный округ получил указание о выделении управления 9-й армии (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) с выводом его в Тирасполь. Утром 20 июня управление (начальник штаба генерал-майор М.В. Захаров) было поднято по тревоге и под видом командно-штабных учений к исходу дня развернуло командный пункт в заранее оборудованном на случай войны районе, установив связь с соединениями, включенными в состав армии.

В ночь на 22 июня начальник штаба получил от командующего округом, который оставался пока в Одессе, сообщение о том, что из Москвы ожидается телеграмма особой важности. Генерал М.В. Захаров вызвал к телеграфным аппаратам командиров стрелковых и кавалерийского корпусов и с разрешения командующего приказал занять частями прикрытия свои районы обороны. Как записано в журнале боевых действий 9-й армии, «в 24.00 21.06.1941 г. части армии, прикрывающие границу, телеграфным распоряжением приведены в боевую готовность по тревоге. Дан приказ занять районы по плану прикрытия».

Директиву наркома обороны о приведении войск в готовность к отражению агрессии Одесский военный округ получил уже после объявления боевой тревоги; Командующий армией и член Военного Совета корпусной комиссар А.Ф. Колобяков прибыли на командный пункт в девять часов 22 июня.

К четырем часам 22 июня части 176-й, 95-й, 25-й и 51-й стрелковых дивизий, а также 9-й кавалерийской первого эшелона 35-го, 14-го стрелковых и 2-го кавалерийского корпусов заняли подготовленную в инженерном отношении оборону вдоль Прута. В среднем на каждую дивизию приходилось около 100 км участка границы. Так как соединения заняли оборону в полосе 50—60 км, между ними остались промежутки. Особенно большим был разрыв между 176-й и 95-й стрелковыми дивизиями — более 70 км. Промежутки прикрывались только силами пограничников.

22 июня противник «ударно-поисковыми группами», состоящими из румынских соединений, попытался захватить мосты и плацдармы и создать видимость общего наступления. Используя промежутки в обороне советских войск, его подразделения сумели захватить небольшие плацдармы у Бранешт, Скулян, Унген, Вален. Однако уже к исходу дня контратакой выделенных подразделений плацдармы были ликвидированы. Только в районе Скулян отбросить врага за Прут не удалось. Для его ликвидации командующий силами 30-й горно-стрелковой дивизии (командир генерал-майор С.Г. Галактионов) предпринял контратаку, но успеха не добился. На других направлениях неоднократные попытки румынских войск захватить в июне переправы и плацдармы были отражены.

На рассвете 25 июня с наших бронекатеров и катеров-тральщиков высадилась рота пограничников на полуостров Сату-Ноу. Десант был поддержан огнем мониторов «Ударный» и «Мартынов». Румынский гарнизон сдался без боя. В плен было взято 70 солдат, а остальные разбежались по плавням. По показаниям пленных, гарнизон составляли две армейские роты, один взвод пограничников, один взвод жандармов с пулеметами и двумя замаскированными орудиями. Наши трофеи составили два орудия и десять пулеметов.

На следующее утро бронекатера и катера-тральщики переправили через Килийское гирло Дуная 23-й стрелковый полк 25-й стрелковой дивизии. С нашего берега десант поддерживал огнем 99-й артиллерийский полк 25-й стрелковой дивизии.

Десантники стремительно атаковали румын и уже в 8 ч 28 мин городок Старая Килия был взят. Румыны потерпели полный разгром. 700 человек сдалось в плен, до 200 человек было убито, остальные в панике разбежались, и их с бреющего полета обстреливали самолеты 96-й эскадрильи. Десантники захватили восемь орудий, до тридцати пулеметов, около тысячи винтовок, много боеприпасов и снаряжения.

— Наши потери составили пять человек убитыми, семь ранеными. Три бронекатера имели незначительные повреждения.

Утром 27 июня румынские войска начали форсирование реки Прут в районе села Джуржулешт. Однако в 10 ч 52 мин из-за излучины реки появился Ренийский отряд кораблей в составе мониторов «Ростовцев», «Железняков» и «Жемчужин» и четырех бронекатеров.

Еще в конце июля командование Южного фронта, находившееся в Воскресенске, вызвало к себе большую часть кораблей Дунайской флотилии. Корабли флотилии перешли из Одессы в Николаев и далее поднялись вверх по Южному Бугу до Воскресенска. Вверх по реке Ингул был отправлен отряд бронекатеров флотилии.

11 августа частям германской 11-й армии удалось прорваться к Николаеву, наступая с севера в междуречье Южного Буга и Ингула. Поэтому кораблям Дунайской флотилии было приказано уходить, с рек Южный Буг и Ингул к Николаеву. Части 9-й армии не обороняли Николаев, а стали отходить на восток, в городе остались только моряки.

12 и 13 августа корабли Дунайской флотилии обстреливали германские части, подходившие к Николаеву, а в ночь на 14 августа ушли в Херсон. Большая часть личного состава Николаевской военно-морской базы была погружена на суда Черноморского флота и убыла в Севастополь. 15 августа немцы овладели Николаевым.

13 августа начались бои за Очаков, когда части немецкой 50-й пехотной дивизии, захватив Аннекрок, пытались с ходу взять город, но были отбиты советскими войсками. В течение последующих четырех суток на подступах к Очакову шли ожесточенные бои. Наши войска поддерживали огнем канонерская лодка «Красная Армения», а также мониторы «Ударный» и «Железняков».

Тем не менее 21 августа немецкие войска овладели Очаковом. Остатки очаковского гарнизона переправились на острова Первомайский и Березань, а также на Кинбурнскую косу, в Прогной и Покровский.

19 августа командование Черноморского флота по согласованию с командованием Южного фронта «для централизации обороны участка от побережья между Днепровско-Бугским лиманом и Каркинитским заливом создало Тендровский боевой участок в границах: на севере — Кинбурнская коса, южный берег Днепровского лимана; на востоке — Алешки, Б. Копани, Каланчак и Хорлы; на юге — Джарылгачская коса и Тендровская коса. В состав Тендровского боевого участка были включены два стрелковых батальона, 108-й подвижный артиллерийский дивизион, Тендровская маневренная база, учебное судно "Комендор"»

Вход в Днепро-Бугский лиман прикрывали две мощные 203/50-мм четырехорудийные батареи. Батарея № 15 находилась на правом берегу лимана у Очакова. Она участвовала в обороне города, но действовала безграмотно. Донесение немцев от 14 августа: «...батарея обстреляла шесть танков противника в районе села Новоселки». Как уже говорилось, стрельба из тяжелых орудий по танкам на дальность свыше 2 км была крайне неэффективной. Вместо этого можно было разместить замаскированных корректировщиков, которые бы обеспечивали стрельбу по ближним тылам противника на дальности до 20 км фугасными снарядами и до 18 км шрапнелью. Естественно, стрельба должна была вестись по площадным целям — скоплениям живой силы и техники, штабам, обозам, полевым госпиталям, а не по отдельным танкам».

По официальным данным, батарея № 15 была взорвана при подходе немцев, но фактически повреждения ее были не велики.

Другая же батарея, № 22, представляла собой твердый орешек для немцев. Она была расположена на искусственном островке, возведенном еще при «царизме». Тогда его называли Николаевским островком, и на нем был возведен мощнейший форт из камня и бетона.

К 22 августа на батарее № 22 оставалось всего 24 снаряда. По острову немцы ежедневно выпускали десятки снарядов калибра до 15 см включительно, но они не наносили особых повреждений мощным стенам и перекрытиям форта.

Забегая вперед, скажу, что батарея № 22 до 23 сентября обстреливала Очаков. И лишь 23 сентября наши моряки покинули этот геройский остров. Любопытно, что если об обороне островов Осмуссар, Сухо и др., защитники которых нанесли куда меньший ущерб врагу, после 1945 г. десятки историков и писателей выпустили сотни статей и книг, то гарнизон Первомайского был напрочь забыт.

Монитор наносил большие потери немецким войскам. Командующий гитлеровской армией потребовал уничтожить корабль силами авиации.

Попробуй-ка найди его! Он маскируется то под небольшой зеленый островок, то под мысок. Воздушный разведчик обнаружил зеленый мысок, который на карте не значился. Прилетели «юнкерсы», сбросили уйму бомб. А мысок-то оказался настоящим.

Воздушным разведчикам приказали летать ниже, чтобы лучше разглядеть неуловимый корабль. Один из летчиков снизился над островком, но был атакован из всех орудий и пулеметов, и пилот так и не успел сообщить по радио о том, что островок был монитором.

Но им все-таки удалось нащупали «Железнякова». Бомбежка продолжалась несколько часов. Монитор «Железняков» был поврежден близкими разрывами бомб. Противник объявил монитор потопленным. А он был лишь ранен: снаряды повредили дальномер, артиллерийскую башню, руль.

С 22 по 24 сентября пикирующие бомбардировщики Ю-87 в районе Тендры потопили эсминец «Фрунзе», канонерскую лодку «Красная Армения», морские буксиры «Тайфун» и «ОП-8», баржи Дунайской флотилии с боезапасами, топливом и с вещевым имуществом, а также большое количество мелких судов.

25 сентября по приказу командования Черноморского флота остатки кораблей Дунайской флотилии были отведены от Тендры и отправлены в Севастополь. По пути случился любопытный казус. «Не дошел до Севастополя буксирный пароход «Аккерман», вышедший 25 сентября. На буксире вышла из строя машина, и его сильным норд-остовым ветром придрейфовало к турецкому берегу вблизи г. Синоп. Корабль был интернирован турками» (Хроника боевых действий Дунайской флотилии... С. 41.)

Летом 1942 года «Железняков» — им командовал капитан-лейтенант Алексей Харченко — сражался на Кубани. В августе он попал в тяжелое положение: враг отрезал путь в Азовокое море. Принято было решение, спасать корабль. Путь был один — через узкую мелкую речку Пересыпь, каждый метр которой простреливался артиллерией противника. И «Железняков» пошел… Рвавшиеся вблизи монитора снаряды сыпали на палубу много песка. Все-равно монитор прорвался в Азовское море. Когда проходили Керченский пролив, немецкие войска выпустили по кораблю более трехсот снарядов.

Тяжело раненный, усталый от непрестанной борьбы со штормами, «Железняков» добрался до Поти. Стоявшие в порту корабли приветствовали его длинными гудками.

Монитор находился в ремонте до августа 1943 года. 26 февраля 1943 года вновь переведен в состав Азовской флотилии, а 13 апреля 1944 года - в состав Дунайской флотилии и 30 августа 1944 года прибыл в Измаил. 1 декабря 1955 года вновь вошел в состав Черноморского флота.

11 марта 1958 года выведен из боевого состава, разоружен и превращен в плавучий склад. 10 сентября 1960 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Дунайскому пароходству для использования в качестве плавпричала. В 1965 году было принято решение о восстановлении монитора, и в 1967 году он был приведен из Измаильского порта в Киев на Рыбачий остров и восстановлен на заводе «Ленинская кузница». 10 июля 1967 года «Железняков» был установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.

40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое.

«Железняков» стал на покой в Киеве на бетонный постамент, олицетворяя воинское мужество и героизм моряков несших службу на этом мониторе.

А со стапеля «Ленинской кузницы» был спущен на воду новый «Железняков» — большой океанский траулер, построенный по последнему слову техники. Эстафета боевого корабля перешла к мирному труженику морских просторов.

Интересные факты:

максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час

без дозаправки он мог пройти 6000 километров

на судне могло одновременно находиться около 70 человек.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то