Легкая гаубица. Бог войны вермахта. Легкая полевая гаубица le.F.H.18

Эти орудия начали Вторую мировую войну, попав в объективы фотокамер во время штурма почтамта в Данциге . Они были основными в полевой артиллерии вермахта в годы Второй мировой войны, поставлялись союзникам Германии, а после войны разошлись по «горячим точкам» всего мира – некоторые образцы и сегодня можно увидеть в кадрах с Ближнего Востока и Африки. Воспроизведённая во множестве модификаций, 105-мм гаубица leFH 18 была современным эффективным орудием, простым в обслуживании, которое могло устанавливаться на различные лафеты и гусеничную технику. Попробуем разобраться в истории её создания и серийного выпуска.

История появления leFH 18

Для начала сразу нужно обговорить одну крайне распространённую ошибку, которую делают многие любители военной истории, которые считают, что число «18» в обозначении leFH 18 – это год принятия гаубицы на вооружение. Это не так. Индекс был присвоен для того, чтобы скрыть от западных наблюдателей за соблюдением версальских ограничений новый образец оружия – на самом деле, leFH 18 была принята на вооружение 27 июля 1935 года. Производство началось несколько раньше, в 1934 году.

Вверху гаубица FH 98/09 (http://www.landships.info), внизу гаубица leFH 16 (https://commons.wikimedia.org)

Толчком к созданию leFH 18 послужило желание командования рейхсвера модернизировать хорошо зарекомендовавшую себя в боях Первой мировой войны leFH 16 – 105-мм лёгкую полевую гаубицу образца 1916 года, очередное орудие из линейки гаубиц фирмы «Крупп».

В 1909 году на вооружение немецкой армии была принята 105-мм полевая гаубица 98/09 (Feldhaubitze 98/09), производившейся фирмой «Крупп», которая, в свою очередь, являлась модернизацией полевой гаубицы образца 1898 года (Feldhaubitze 98). Это орудие имело лафет коробчатого сечения с нераздвижными станинами, земляной сошник и щит, ствол был небольшой длины – 1,68 м. Кроме немецкой армии, эта гаубица поставлялась в союзные Турцию и Болгарию. К началу Первой мировой войны в немецкой армии было 1144 гаубицы FH 98/09, а к концу войны 1260. Однако дальность стрельбы этого орудия была невелика, всего чуть больше 6000 м. Войска требовали большей дальности, особо это стало актуально после начала боевых действий.

Использование лафета от 12 cm Haubitze 12, разработанного по заказу Швейцарии, и удлинение ствола до 20 калибров, повлекшее увеличение массы орудия на 275 кг, позволили повысить начальную скорость снаряда на 130–150 м/с и увеличить дальность стрельбы до 10 км. Это орудие получило обозначение leFH 17, всего было выпущено 294 таких гаубицы. Однако изменения были сделаны лишь к 1917 году и запоздали – фирма «Рейнметалл» разработала свой образец, оказавшийся более удачным.

leFH 18: вид спереди, максимальный угол возвышения ствола (ЦАМО)

В начале 1914 года «Рейнметалл» на основе FH 98/09 создал свою гаубицу, удовлетворявшую требованиям артиллерийской испытательной комиссии, летом 1916 года была подготовлена первая экспериментальная батарея, а в сентябре того же года производство орудия, получившего обозначение leFH 16, было развёрнуто на заводе «Рейнметалл». Орудие должно было полностью заменить устаревшую FH 98/09. К 1918 году на всех фронтах использовались 3004 гаубицы leFH 16.

Ввиду военного положения лафет leFH 16 был унифицирован с FH 98/09. При его создании старались использовать как можно больше деталей от лафета гаубицы фирмы «Крупп». Одинаковыми были также снаряды, зарядные гильзы и пороховые заряды. Ствол был длиннее, чем у FH 98/09 – его длина составляла 2,29 м, вес в боевом положении был меньше на 120 кг. Дальность стрельбы модернизированным снарядом FHGranate 98 («сигарообразным», C-Geschoss) достигала 9700 м.


Гаубица leFH 18 в боевом положении. Хорошо видны станины (ЦАМО)

По сути, leFH 16 не была новой конструкцией, это было скорее временное решение, которое служило для быстрого достижения результата доступными средствами и отлично себя зарекомендовало. До конца 20-х годов специалисты считали leFH 16 превосходным орудием с отличными баллистическими характеристиками, эффективным и достаточно манёвренным. Получить эти оценки удалось за счет ряда небольших изменений, которые воплотились в орудии, получившем обозначение 10,5 cm leFH 16 nA (neuer Art – нового образца). До принятия на вооружения leFH 18 именно она была стандартной гаубицей дивизионной артиллерии и широко применялась до 1945 года.

В 1933 году в Рейхсвере было всего 28 лёгких гаубиц leFH 16, в 1934 году – 496, в 1935 году – 568, в 1936 году – 728, а в 1937 году – уже 980. Базовая структура дивизионной артиллерии вермахта сформировалась с учётом производства leFH 16.

В июне 1927 года отдел испытаний управления вооружений сухопутной армии потребовал разработки новой лёгкой полевой гаубицы. Проекту была присвоена вторая степень очерёдности – «приоритетные работы/первоочередные работы». В 1928 году началась подготовка расчётов и проектов – сначала для ствола длиной 25 калибров, затем 28 калибров. В начале 30-х годов «Рейнметалл» начал производство leFH 18.


Гаубица LeFH 18M на деревянных колёсах. Орудие выпуска 1934 года

Почти все основные характеристики leFH 16 были значительно превзойдены:

  • длина ствола была увеличена на 6 калибров (63,1 см) – до 294,1 см;
  • начальная скорость снаряда увеличилась на 79 м/с – до 470 м/с;
  • максимальная дальность стрельбы увеличилась на 1400 м – до 10 675 м.

Наконец удалось выйти за предел требований военных необходимой дальности стрельбы – 10 км. Для этого вес снаряда был уменьшен почти на 1 кг при незначительно увеличенном весе взрывчатого вещества – до 1,845 кг. Ценой всех усовершенствований, которые были тщательно выверенными и продуманными, стало увеличение веса примерно 500 кг по сравнению с leFH 16 – вес leFH 18 в боевом положении составлял чуть больше 2000 кг.

Устройство leFH 18

Принципиально новым, отличным от leFH 16, был лафет с раздвижными станинами с клиновидным запиранием затвора и большими откидными сошниками, а также подвеска лафета. Боевая ось была снабжена рессорами, и в случае поломки в экстренной ситуации её можно было закрепить и использовать для медленного марша со скоростью не более 8 км/час.


Колеса leFH 18: слева литое из лёгкого сплава, справа деревянное с резиновой шиной

Благодаря трём точкам опоры, лафет с раздвижными станинами стал значительно более устойчив, что было немаловажно при увеличившийся начальной скорости снаряда. Существенно увеличился угол горизонтального обстрела – на 28° с каждой стороны, что стало большим преимуществом при стрельбе прямой наводкой.

В 1936 году были внедрены в производство более простые в производстве литые колеса из лёгкого сплава диаметром 130 см, с ободом шириной 10 см и стальными шарикоподшипниками. До этого использовались колёса с деревянными спицами и резиновыми шинами. Новые колёса были более крепкими и обеспечивали легкость хода. Вместо использовавшегося ранее тросового был введен более эффективный тормоз с внутренним расположением колодок и тормозными барабанами. При механической тяге из-за увеличения скорости и тягового усилия применялся дополнительный пневматический тормоз. Тем не менее, в войсках продолжали использоваться и деревянные колеса, в некоторых случаях могли устанавливаться деревянные колеса от leFH 16.


Вверху leFH 18, буксируемая тягачом, на колесо из лёгкого сплава надета резиновая шина (http://www.warrelics.eu), внизу leFH 18 на конной тяге (http://historywarsweapons.com)

Применение механической тяги имело значительные преимущества перед конной: дальность суточного перехода в первом случае была в 6–10 раз больше, скорость передвижения составляла до 40 км/ч, выше была мобильность в ходе боя, не нужен был фураж для лошадей, требовалось меньше людей. При транспортировке орудие цеплялась напрямую без передка к лёгкому или среднему полугусеничному тягачу-транспортёру.

Щитовое прикрытие новой гаубицы больше не было прямоугольным, а приобрело сложную трапециевидную форму с неровным большим основанием вверху. Снизу к лафету прикреплялся откидной щиток, применявшийся на боевой позиции для защиты ног расчета от пуль и осколков. Новым был накатник ствола, расположенный сверху ствола, который с помощью сжатого воздуха после отката возвращал ствол в боевое положение. Устройство состояло из пневматического цилиндра, цилиндра сжатия и поршня со штоком.


Гаубица leFH 18M. Орудие, модернизировано из leFH 18, использовалось в армии Финляндии

Верхний станок в люльке лафета имел тормоз отката с кожухом и гидравлическим компенсатором, содержащим 6,2 л жидкости для тормоза отката. На верхнюю часть ствола был установлен накатник, наполненный 3 л сжатого воздуха и 5,4 л жидкости под давлением 55 атмосфер, который сразу после выстрела возвращал ствол в боевое положение. Направляющие полозья/рёбра люльки были удлинены назад – прежде всего, ради увеличения вертикального угла обстрела до 42°. При максимальной нагрузке на ствол во время выстрела направляющие периодически «вылетали».

Призматический клиновой затвор с кривошипом на казённой части ствола оснащался запирающим механизмом/предохранителем и выбрасывающим механизмом.


Гаубица leFH 18/40 (http://hobby-games.com.ua)

Наводчик располагался слева и осуществлял наводку по горизонту, наводка прицела по вертикали не была жестко связана со стволом: 2-й номер расчета осуществлял наводку по вертикали и отвечал за производство выстрела. Прицельное приспособление при таком способе наведения орудия имело бы сложную конструкцию, но было упрощёно путём внедрения индикаторного прицела с указателем дистанционных шкал прицела и орудийной стрелкой, что позволяло наводчику устанавливать вертикальную наводку независимо от ствола, а 2-му номеру расчёта нужно было только выравнивать стрелки на индикаторе, вращая маховик вертикальной наводки. Также имелась возможность быстрой наводки на подвижные цели, в том числе танки, что позволяло эффективно использовать leFH 18 с обученным расчётом на прямой наводке.

Ствол-моноблок выдерживал от 8000 до 10 000 выстрелов.

Модификации leFH 18 на колёсном лафете

По заказу правительства Нидерландов в 1939 году на заводе «Крупп» в Эссене был произведён экспортный вариант leFH 18, отличавшийся от немецкого стволом и небольшими конструктивными отличиями: при чуть меньшем весе орудия были увеличены вертикальные (+45°) и горизонтальные (60°) углы обстрела. Ствол был приспособлен для стрельбы снарядами, использовавшихся в армии Нидерландов. В 1940 году, после захвата Нидерландов, экспортные гаубицы в количестве около 80 штук стали трофеями вермахта и были приняты на вооружение армии Германии как leFH 18/39.


Гаубица leFH 18 на боевой позиции. Орудие камуфлировано (ЦАМО)

В 1941 году была предложена другая модернизация: на гаубицу стал устанавливаться сменный лейнер, что улучшило характеристики ствола и увеличило дальность стрельбы на 1700 м (до 12 325 м). Также стал устанавливаться дульный тормоз 60 см длиной, препятствовавший откату ствола. При выстреле поток газов попадал в две камеры дульного тормоза и рассеивался вбок и назад, что гасило значительную часть энергии отката, и таким образом уменьшался откат ствола. Начальная скорость снаряда при этом увеличилась на 70 м/с. Эта модификация стала обозначаться leFH 18М.

В марте 1942 года Гитлер лично потребовал совместить leFH 18 с лафетом от 7,5 см Pak 40. В тот же день «Рейнметалл-Борзиг» получила задачу проработать эту модификацию. Уже 15 октября она была готова для запуска в производство. После того, как в марте 1943 года первые 10 гаубиц были приняты вермахтом, в апреле 1943 года начался их массовый выпуск, а с 15 сентября того же года – и систематическая поставка в войска. Этот гибрид получил обозначение leFH 18/40.

К моменту сражения под Курском число leFH 18/40 достигло 418, а в совокупности выпуск этой модификации составил более половины всего производства лёгких полевых гаубиц за всё время.


Гаубица leFH 18 на боевой позиции, вид спереди (ЦАМО)

Модификация leFH 18/40 была одним из вынужденных решений, принятых под давлением условий военного времени. Ввиду большого количества имеющихся лафетов для 7,5 см Pak 40 производства «Рейнметалл-Борзиг» и большого спроса на leFH 18 инженеры и технологи производства в целях упрощения и унификации соединили верхний станок гаубицы со слегка модифицированным нижним станком от Pak 40. Такое изменение перераспределило роли номеров расчёта leFH 18/40: подъёмный механизм и спуск (у leFH 18 они были справа) переместился с правой стороны на левую, к наводчику орудия.

Орудие получило двойное подрессоривание боевой оси за счёт использования торсионов, которые при раздвигании станин автоматически разъединялись (приводя орудие в боевое положение). Была повышена эффективность дульного тормоза (за счет измененной конструкции) и улучшена проходимость за счет увеличения ширины обода колеса (вес leFH 18/40 больше чем Pak 40). Поскольку вес орудия в боевом положении снизился на 240 кг (в сравнении с leFH 18), устойчивость орудия также снизилась, несмотря на то, что высота линии огня уменьшилась. Угол горизонтального обстрела был увеличен до 60°. Тем не менее, станины лафета оказались слишком слабыми и гнулись при больших углах возвышения и максимальном заряде.


Гаубица leFH 18 на стрельбе прямой наводкой. НИЗАП, 20 августа 1942 года (ЦАМО)

Кроме того, фирмы «Рейнметалл», «Крупп» и «Шкода» до 1945 года разработали несколько усовершенствованных проектов и прототипов, которые в первую очередь были нацелены на увеличение максимальной дальности стрельбы и переход от прежнего колёсного лафета к лафету на вращающейся платформе.

Гаубица leFH 18/42 производства фирмы «Крупп» с длиной ствола 31 калибр по факту являлась улучшенной моделью гаубицы leFH 18M со стволом 28 калибров, за счёт чего дальность стрельбы увеличилась до 12 700 м.

Гаубица leFH 42 представляла собой улучшенный образец гаубицы leFH 18/40 с первоначальной максимальной дальностью стрельбы 13 000 м, но с меньшим на 170 кг весом (1630 кг), электроспуском и накатником под стволом в люльке, что позволяло уменьшить профиль орудия, и широким ободом колеса.


Слева рабочее место наводчика, справа надставка для прицела для стрельбы поверх щита (ЦАМО)

По-настоящему революционные проекты под обозначением leFH 43 фирм «Крупп» и «Шкода» использовали лафет с крестовидным основанием по типу 8,8 см Flak и 8,8 см Pak 43 для кругового обстрела, и после войны использовались во Франции и Швеции. Образец I фирмы «Крупп» с длиной ствола 28 калибров при начальной скорости снаряда в 720 м/с показал на полигонных испытаниях максимальную дальность стрельбы 15 000 м. Образец II фирмы «Крупп» имел длину ствола 35 калибров, что приближало ствол к стволу 100-мм пушки, и стрелял реактивными снарядами на дальность 16 500 м.

Производство leFH 18

В 1939 году в немецкой армии было 4862 гаубицы leFH 18. Количество принятых на вооружение leFH 18 на колёсном лафете с сентября 1939 по февраль 1945 гг. составляло 6933 единицы, максимальное количество было принято в 1940 и 1943 годах.

С марта 1943 по март 1945 гг. было принято 10 245 гаубиц leFH 18/40, из них 7807 – в 1944 году. Помимо колёсных лафетов, leFH 18 устанавливались на различные самоходные шасси, поэтому при подсчёте общего количества произведённых гаубиц надо учитывать и их.


Нижний станок гаубицы leFH 18 (ЦАМО)

Орудий модификации leFH 18/2, установленных на «Веспе» (Panzerhaubitze Wespe, Sd.Kfz. 124, Geschützwagen II für le.F.H.18/2 (Sf.) Wespe) было выпущено с февраля 1943 по май 1944 гг. 662 единицы. С марта 1943 по март 1945 гг. также было выпущено 1264 Sturmhaubitze 42 (StuH 42 , 105-мм самоходная гаубица образца 1942 года).

У «Рейнметалла» и «Круппа» не хватало собственных производственных мощностей для исполнения других контрактов, поэтому в 1942 году они передали всё производство leFH 18 шести фирмам в Пильсене, Альтоне (район Гамбурга), Эльблонге, Магдебурге, Дортмунде и Борзигвальде.

Всего у промышленности было принято 19 104 гаубиц leFH 18 в 24 различных версиях, при этом leFH 18 оставалась стандартным орудием вермахта до 1945 года.

Изучение трофейных leFH 18 в СССР

Первые образцы leFH 18 были захвачены Красной армией уже в начале войны, но до полноценного изучения на полигонах Главного артиллерийского управления (ГАУ) дело дошло только в 1942 году. Из сохранившихся архивных документов видно, что исследованию подвергались немодернизированные leFH 18 ранних выпусков на колесах из легкого сплава. Исследования проходили независимо друг от друга на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне (АНИОП) и на научно-испытательном зенитном артиллерийском полигоне ГАУ (НИЗАП).

В документах НИЗАП гаубица обозначается как «105-мм лёгкая полевая гаубица образца 1934 года» – т.е., именовали орудие по году начала производства, а не принятия на вооружение. В ходе исследований орудия разбирались до винтика и описывались. Итогом исследований стал отчёт по научно-исследовательской работе и краткое описание орудия. Наибольший интерес представляет отчёт по НИР: в нем отмечены детали конструкции, привлёкшие внимание советских артиллеристов, при этом часть технических решений была впоследствии применена в советских артсистемах.


Гаубица leFH 18, вид со стороны расчёта (ЦАМО)

В выводах по итогам изучения leFH 18 на НИЗАП указывается, что гаубица, определённая как дивизионная, может перевозиться как конной, так и механической тягой, при этом её проходимость и манёвренность оценены как удовлетворительные. Общая компоновка и конструкция системы также сочтены удовлетворительными и представляющими интерес. Устройство системы, разборка и сборка сочтены простыми, в производстве гаубица тоже должна была быть проста. Заменителей и остродефицитных металлов в системе не отмечено, применение сварки, клёпки и литья оценено как равномерное. Отмечено, что широко применяется штамповка.

Конструкция ствола вызвала интерес в части переднего захвата и крепления трубы в казённике, который отличался значительной простотой обработки. Ввиду значительной простоты обработки трубы и разборки ствола, в случае разгара, не требовалось лейнирование – отмечалось, что дешевле заменить трубу. Указывалось, что затвор в эксплуатации удобен, его разборка и сборка просты. Вызвали интерес конструкция боевой плитки и вставные втулки, которыми выполнялись сложные по конфигурации отверстия.

В конструкции люльки были отмечены её сварная цапфенная обойма, крепление на люльке переднего конца накатника и конструкция линейки указателя.

В противооткатных устройствах заслуживающим изучения названы компенсатор и водяное охлаждение тормоза отката. Отмечалось, что компенсатор очень прост по устройству и значительно проще, чем пружинные компенсаторы, применяющиеся в советской артиллерии. Кроме того, вызвали интерес уплотняющие устройства в местах герметичных соединений, конструкция пробок, расположение вентиля в накатнике.

Верхний станок орудия вызвал интерес своей простотой и лёгкостью, а прицел – конструкцией корзины панорамы и надставкой к ней, позволяющей производить наводку поверх щитового прикрытия.

Пристального внимания удостоился нижний станок – внимательно были изучены ходовая часть, автоматическое включение и выключение подрессоривания и приведение орудия к трём точкам опоры, закрепление станин по-боевому, соединение станин в походном положении, летние откидные сошники.

По итогам исследований на полигонах ГАУ были получены следующие тактико-технические характеристики орудия:

  • длина ствола – 28 калибров;
  • число нарезов – 32;
  • крутизна нарезки – 15°;
  • длина отката – 1150 мм;
  • длина системы в боевом положении – 5750 мм;
  • ширина системы в боевом положении – 4800 мм;
  • высота системы в боевом положении (угол наводки 0/40°) – 1800/2850 мм;
  • высота линии огня – 1180 мм;
  • клиренс – 390 мм;
  • ширина хода – 1560 мм;
  • вес системы в боевом положении – 1980 кг;
  • вес системы в походном положении (для конной тяги) – 3265 кг;
  • угол вертикального обстрела – от −5 до +40°;
  • угол горизонтального обстрела – 56°;
  • вес снаряда – 14,81 кг;
  • расчёт орудия – 6–7 человек;
  • скорострельность – 4–6 выстрелов в минуту.

Немаловажно, что на полигоны ГАУ leFH 18 попала всего с одним зарядом, и о том, что заряд переменный и от него зависит дальность стрельбы и начальная скорость снаряда, узнали лишь несколько позднее. Всего к орудию предусматривалось пять основных зарядов и один специальный. Для leFH 18 был разработан широкий спектр снарядов (более 20 типов): осколочно-фугасных, бронебойных, кумулятивных, агитационных, учебных и практических.

Заключение

Гаубица leFH 18 предназначалась для уничтожения и подавления живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, для подавления огневых точек и разрушения лёгких полевых укрытий, для действия по танкам или бронемашинам, для борьбы с артиллерией. Данная статья не претендует на полноту – она лишь рассказывает об истории появления и создания leFH 18. Количество модификаций и вариантов установки орудия на разные лафеты и самоходные шасси открывает огромные возможности для изучения. Это орудие оказалось очень удачным, технологичным в производстве и простым в обслуживании и ремонте и по праву может считаться одним из достижений немецкой оружейной мысли.

Источники и литература:

  1. Документы фонда ГАУ, ЦАМО
  2. Joachim Engelmann. Deutsche Leichte Feldhaubitzen 1935–1945. Arbeitspferde der Divisionsartillerie – Podzun Pallas Verlag, 1990
  3. Joachim Engelmann. German light field artillery 1935–1945 – Schiffer Publishing, 1995
  4. Справочник по германской артиллерии – М.: Воениздат, 1945
  5. Боеприпасы артиллерии бывшей германской армии. Справочник ГАУ ВС СССР – М.: Воениздат, 1946

Легкие гаубицы

Так же, как и среди дивизионных пушек, среди трофейных гаубиц были очень широко представлены гаубицы чешской фирмы «Шкода».

10 cm leFH 14(ц) - 100-мм гаубицы обр. 1914 г. Получены в результате аншлюса Австрии.

10 cm leFH 315(i) - те же гаубицы обр. 1914 г., захваченные в 1918 г. у Австро-Венгрии Италией, а в 1943-м ставшие германскими трофеями (порядка 150 единиц).

10 cm leFH 14/19(t), leFH 14/19(p), leFH 316(j) и leFH 14/19(g) - гаубицы обр. 1914/19 г. Взяты соответственно в Чехии (382 единицы), Польше (676, из них 72 в конце 1940 г. проданы Румынии), Югославии (около полусотни) и Греции. Вес орудия в боевом/ походном положении 1505/2025 кг, вес снаряда 14 кг. Длина ствола 24 калибра. Угол вертикальной наводки - от -7° до +48°, горизонтальной - 5°. Максимальная дальность стрельбы - 9970 м.

10 cm leFH 316(j) - 100-мм гаубица М 28, поставлявшаяся в очень ограниченном количестве (порядка

20 единиц) Югославии и захваченная вермахтом в апреле 1941 г. Отличалась универсальным лафетом с углом возвышения 80°, что позволяло применять орудие для зенитной стрельбы.

10 cm leFH 30(t) - усовершенствованный вариант «универсальной» гаубицы. Вес системы в боевом/походном положении 1766/3077 кг, вес снаряда 16 кг. Длина ствола 25 калибров. Угол вертикальной наводки - от -8° до +80°, горизонтальной - 8°. Максимальная дальность стрельбы - 16 000 м. Взято около 150 единиц, большинство из которых (127) поступило в войска СС.

Вермахт эксплуатировал некоторое количество французских 105-мм гаубиц двух образцов.

10.5 cm leFH 324(f) - гаубица обр. 1934 г. Разработка фирмы «Шнейдер». Вес орудия в боевом положении 1722 кг, вес снаряда 15,7 кг. Длина ствола 20 калибров. Угол вертикальной наводки - от -8° до +43°, горизонтальной - 45°. Максимальная дальность стрельбы - 10 700 м.

10.5 cm leFH 325(f) - гаубица обр. 1935 г. Разработка арсенала в Бурже. Вес орудия в боевом положении 1627 кг, вес снаряда 15,7 кг. Длина ствола 16,7 калибров. Угол вертикальной наводки - от -6° до +50°, горизонтальной - 58°. Максимальная дальность стрельбы -

10 300 м. На 1 марта 1944 г. в вермахте насчитывалось 50 гаубиц leFH 324(f) и 62 - leFH 325(f). Подавляющее большинство их использовалось в системе береговой обороны во Франции.

Менее распространенными были полевые гаубицы ещё нескольких западноевропейских образцов.

10.5 cm leFH 326(i) - 105-мм гаубица итальянской фирмы «Ансальдо». Отличалась довольно архаичной конструкцией и имела относительно низкие баллистические характеристики.

10.5 cm leFH 325(d) - 105-мм гаубица шведской фирмы «Бофорс». Поставлялась в Данию, где принята на вооружение под обозначением М 35.

12 cm leFH 373(h) - устаревшая 120-мм гаубица шведской фирмы «Бофорс». Поставлялась в Голландию, где вермахтом захвачено 40 единиц. Применялись в береговой артиллерии.

12 cm leFH 375(n) - 120-мм гаубица, поставлявшаяся фирмой «Рейнметалл» в 1908 г. в Норвегию. Захвачено 24 единицы, применявшиеся в береговой артиллерии.

Наконец, очень широко применялись трофейные советские гаубицы калибра 122 мм.

12.2 cm leFH 386(r) - гаубица обр. 1909/37 г.

12.2 cm leFH 388(r) - гаубица обр. 1910/30 г.

12.2 cm leFH 396(r) - гаубица М-30 обр. 1938 г.

О масштабах применения 122-мм гаубиц может свидетельствовать тот факт, что германская промышленность наладила выпуск снарядов к ним, а объем производства исчислялся сотнями тысяч в год (1943 г. - 424 тыс. снарядов, 1944 - 696,7 тыс., 1945 - 133 тыс.).

Из книги Техника и вооружение 1997 03 автора

Гаубицы в береговой обороне И в XIX, а тем более в XX веке мортиры и гаубицы в береговой обороне могли быть успешно применены лишь в исключительных случаях – на узких фарватерах, шхерах и т.д. При навесной стрельбе по кораблю, свободно маневрирующему в открытом море,

Из книги Техника и вооружение 2012 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Легкие штурмовые Семен Федосеев Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита».Принятие на снабжение Российской армии новых семейств автомобилей типа 4x4,6x6 и 8x8 – «Уральских» «Мотовозов» и КамАЗ-овских «Мустангов» – отнюдь не решило

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Самоходные варианты 105-мм легкой полевой гаубицы leFH 18 Танковые дивизии вермахта начали войну, располагая лишь артиллерией на мехтяге. Но кампания в Польше в сентябре 1939 г., а в особенности - наступление на Западе в мае-июне 1940 г. со всей очевидностью показали

Из книги Техника и вооружение 2013 12 автора

Тяжелые гаубицы Снова перечень начнем с изделий фирмы «Шкода».15 cm sFH 15(t) - 150-мм гаубица времен Первой мировой войны. Вермахту досталось 42 такие системы, применявшиеся в учебных частях.15 cm sFH 25(t) - 150-мм гаубица, выпускавшаяся с 1925 по 1933 гг. Вес в боевом положении 3740 кг, вес

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Гаубицы и мортиры 210-мм мортира Mrs 18 С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий - 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Трофейные гаубицы и мортиры Значительно большим, по сравнению с германскими системами, было разнообразие трофейных орудий большой мощности. Также, как и среди более легких орудий, среди тяжелых артсистем вермахта встречалось несколько образцов производства фирмы

Из книги Техника и вооружение 2014 04 автора

Из книги Боги войны [«Артиллеристы, Сталин дал приказ!»] автора Широкорад Александр Борисович

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Часть 2 Анатолий Сорокин Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1938 г.В ходе Советско-финской (Зимней) войны 1939–1940 гг. у РККА возникла надобность в боевой машине с мощным вооружением и бронированием для разрушения вражеских железобетонных

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Эндшпиль, «девятки» В истории как военной, так и гражданской техники нечасто встречаются случаи, когда появившаяся на свет в условиях серьезных ограничений конструкция-«гибрид» оказывается достаточно удачной. Чаще всего она заменяется

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

152-мм гаубицы М-10 м Д-1 Часть 4 Эндшпиль "девятки" Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1943 г.В отличие от других артиллерийских систем, которые в адаптированном виде устанавливались на серийных и опытных боевых машинах различных типов, гаубица Д-1 почти не

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

Глава 3 Дивизионные гаубицы В наследство от царской армии Красная Армия получила две 122-мм гаубицы – обр. 1909 г. и 1910 г. с почти одинаковыми тактико-техническими характеристиками. А вот конструкции обеих систем имели принципиальные отличия, начиная с клинового затвора у

Из книги Техника и вооружение 2016 01 автора

Легкие танки «2592» В 1931 году был построен 3,2-тонный прототип «кавалерийской боевой машины». По массе эта «боевая машина», согласно классификации того времени, находилась на границе между легкими и малыми танками (танкетками), но по назначению была ближе к легким.

Из книги автора

Легкие танки Малый танк сопровождения МС-1(Т-18)Первый советский танк, запущенный в массовое производство. Разработан в 1925 - 1926 годах в конструкторском бюро Орудийно-арсенального треста. Предназначался для непосредственного сопровождения пехоты (МС-1 - «малый

Журнал "Jane"s International Defence Review" опубликовал интересную статью Rupert Pengelley "The Hawkeye soft-recoil howitzer: US cannoneers follow "the Rock Island line"" ("Гаубица с пониженной отдачей Hawkeye: развитие «рок-айлендской линии» американской артиллерии"). Статья посвящена созданию американской компанией Mandus новой 105-мм легкой гаубицы Hawkeye, использующей длительно время отрабатываемую в Рок-Айлендском арсенале американской армии технологию так назывемой пониженной отдачи (по американской терминологии, "soft recoil" - "мягкая отдача") для систем полевой артилерии. В статье кратко характеризуются принципы технологии пониженной отдачи, и дается краткий очерк американских работ в данном направлении, включая создание гаубицы Hawkeye в качестве последней итерации подобных артсистем.
Мы предлагаем перевод данной любопытной статьи.

Прототип 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, установленный на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light, и выкаченный фирмой Mandus 1 сентября 2011 года (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Гаубица с пониженной отдачей Hawkeye: развитие «рок-айлендской линии» американской артиллерии

Rupert Pengelley

В октябре 2011 года на ежегодной выставке Ассоциации армии США (Association of the US Army - AUSA) общественности должна быть впервые продемонстрирована система Mandus Hawkeye - современное возрождение технологии гаубицы с пониженной отдачей, испытанной и одобренной армией США в семидесятые годы, но так и не пошедшей в производство.

Пониженная отдача («мягкая отдача» - ‘soft recoil’) используется для уменьшения силы отдачи гаубицы, придавая встречное ускорение откатывающимся частям орудия непосредственно перед самым воспламенением заряда. Тем самым сила отдачи уменьшается на 50 процентов. Это, в свою очередь, сокращает нагрузку на лафет через цапфы, позволяя значительно уменьшить вес орудийной платформы по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом ствола.

При начале цикла пониженной отдачи, откатывающиеся части орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. Когда спущена ручка спуска (производства выстрела), стопор рекуператора высвобождается, и масса откатывающихся частей, включая ствол, начинает двигаться вперед. Датчик контролирует движение и скорость этой массы, и как только последняя достигает определенной скорости, производит воспламенение заряда.

Произведенная выстрелом сила отдачи должна сперва остановить, а затем двинуть в обратном направлении массу откатных устройств и ствола. Таким образом, энергия отдачи сокращается на 70 процентов. Остаток энергии используется, чтобы вернуть ствол и откатные устройства в исходное положение для следующего цикла выстрела.

Французские инженереы экспериментировали с пониженной отдачей (также именуемой техникой "fire-out-of-battery" - FOOB) еще в начале ХХ века. Однако первым эксплуатационным образцом концепции FOOB в США cтала модифицированная буксируемая гаубица М101, испытанная в 1957 году, которая была развита в прошедшем испытания в 1965 году полностью новом орудии FOOB, и в создании и успешной отработке в 1971-1978 годах 105-мм пушки с пониженной отдачей М204 (весившей 1814 кг, или 4000 фунтов).

Тем временем армия США приняла на вооружение 105-мм гаубицу М102 весом 1470 кг с обычной системой отката, использовавшуюся в войне во Вьетнаме наряду с заслуженной 2220-кг гаубицей М101А1.

Обнако облегченная по конструкции М102 (с отношением силы отдачи к весу 0,64, по сравнению с 0,39 у ее предшественницы) оказалась не слишком успешной в эксплуатации, и с конца 1989 года она наряду с М101 были постепенно заменены более совершенной М119А1. Эта 1936-кг гаубица (с отношением силы отдачи к весу 0,66) является американской лицензионной версией испытанной британской 105-мм легкой пушки BAE Systems L118, приспособленной для стрельбы стандартными американскими боеприпасами М1.

Параллельно велась разработка образца с пониженной отдачей в калибре 155 мм, воплощенного в программе системы Large-Calibre Soft-Recoil (LCSR), начатой в 1975-1976 годах. При этом обнаружились проблемы с задержкой воспламенения заряда. Однако два десятилетия спустя данный проект был трансформирован в модифицированную 155-мм/39 гаубицу с пониженной отдачей Viper, разработанную Lewis Tool and Machine Company совместно с Рок-Айлендским арсеналом (Rock Island Arsenal - RIA) в качестве неофициального предложения на совместный конкурс армии США и корпуса морской пехоты на 155-мм легкую гаубицу Joint Lightweight (JLW155).

Программа JLW155 была организована в начале девяностых годов с целью замены американской 155-мм буксируемой гаубицы М198. Однако Viper, начавшая испытания в единственном опытном образце в 1995-1996 годах, не была допущена к участию в JLW155 ввиду ее явной технологической неотработанности. Вместо этого в конкурсе в 1997 году победил другой британский проект - легкая гаубица BAE Systems/Vickers Ultra-lightweight Field Howitzer (UFH), которая в настоящее время служит в армии США и корпусе морской пехоты как М777А2 (отношение силы отдачи к весу 1,39).

Поиск замены

Однако на конкурс армии США на перспективное буксируемое орудие Future Direct-Support Weapon System (FDSWS) были начаты другие официальные американские проекты 155-мм орудий с пониженной отдачей, включая гаубицу Advanced Technology Light Artillery System (ATLAS) совместной разработки арсеналов Пикатинни и Рок-Айленда и Исследовательской лаборатории армии (Picatinny Arsenal/Army Research Laboratory/RIA) в вариантах 155-мм/33 Test Bed One (TB1) и 155-мм/26 (ТВ2). Программа FDSWS была начата в 1997 году для создания 155-мм артсистемы для возможной замены 105-мм М119А1. Но тема была закрыта в 1999 году ввиду начала разработки визионерской, но злополучной программы Future Combat Systems (FCS). В последней центр внимания армии США переключился с буксируемых на самоходные системы, создаваемые на базе общего гусеничного шасси FCS. Ответственным за артиллерийский компонент FCS была избрана United Defense (ныне BAE Systems) с проектом Non Line-Of-Sight Cannon (NLOS-C), первоначально основанном на 155-мм/39 качающейся части гаубицы М777. NLOS-C была в итоге аннулирована в 2009 году вместе со всей прочей программой FCS, и американская армия тем временем была вынуждена заказывать дополнительные количества буксируемых М119 и М777.

Со своим новым проектом 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, компания Mandus до сих пор избегала продвижения на американский рынок 105-мм орудий, предпочитая вместо этого позиционировать свой проект в нише самоходных минометов калибра 120 мм, ныне завоевавших прочное место на мировом рынке артсистем поля боя. Тпичными образцами последних являются International Golden Group Agrab, GDLS Stryker Mortar Carrier и KADDB VM3.

Как гаубица, Hawkeye предлагает лучшие возможности по максимальной и минимальной дальности стрельбы, чем любая из этих систем, в нынешнем виде объединяя возможность стрельбы с закрытых позиций на дальность до 11,5 км со способностью ведения огня прямой наводкой по близкорасположенным целям (минимальная дальность стрельбы ограничивается только дистанцией взведения взрывателя снаряда). Она также предлагает лучшую скорость реакции благодаря более высокой скорости снаряда. Снаряды содержат меньшее количество взрывчатого вещества, чем 120-мм мины, однако это может быть компенсировано за счет методики стрельбы multiple-round simultaneous impact (MRSI) и использования новых типов 105-мм тонкостенных осколочных снарядов нового поколения. По сравнению с обычными гаубицами, Hawkeye имеет меньшее время цикла выстрела с потенциально более высокой скорострельностью.

Компания Mandus, находящаяся в Рок-Айленде (штат Иллинойс), тесно связана с государственным Рок-Айлендским арсеналом, но финансирует Hawkeye как собственную частную разработку. Части орудия изготавливаются RIA в соответствии с соглашением о частно-государственном партнерстве, по которому оба предприятия осуществляют совместный маркетинг готового продукта, а Mandus получает доступ к наработкам RIA по пониженной отдаче.

Большое количество проблем связано с безопасностью работы систем с пониженной отдачей. Типично, предполагается, что инициация заряда должна точно управляться, с производством выстрела при строго предписанной скорости движения ствола. Соответствующий датчик скорости должен быть очень точным и надежным, и система воспламенения заряда должна быть также очень точна (интервал более 40 мсек между реакцией датчика и воспламенением заряда может привести к недопустимому рассеянию по дальности). Если по любой причине заряд не инициируется (происходит осечка), система отката должна быть способна остановить движение ствола и откатных устройств вперед без схода орудия с огневой позиции. Если произошел затяжной выстрел, и снаряд был выстрелен, когда ствол находился в полностью «выкаченном» положении, система отката должна быть способна справиться с полной отдачей.

Главными конструкторами Hawkeye на Mandus являются Кен Уайнс (Ken Wynes) и Джером Натан (Jerome Nathan), ветераны программ создания систем с пониженной отдачей на RIA. Когда Jane’s попросил разъяснить разницу между Hawkeye и подобными ранними проектами, Кен Уайнс сказал, что М204 и LCSR были «подлинными» системами с пониженной отдачей, тогда как Hawkeye, подобно Viper, который использовал FOOB, чтобы уменьшить отдачу - нет. Hawkeye уменьшает отдачу на две трети с использованием циклов FOOB, а остальная часть поглощается обычными откатными устройствами.

Во избежание сбоев воспламенения заряда или затяжных выстрелов введен предохранительный механизм, который поглощает остаточную отдачу обычным способом. Поэтому система не нуждается в магнеторхеологических жидкостях или комплексных компьютерных технологиях контроля отдачи, которые использовались в ТВ2, настаивает Кен Уайнс.

Меры безопасности

Отработанные в Viper меры безопасности были эффективно внедрены в проекте Hawkeye, как и последующие разработки конца девяностых годов для ATLAS TB1. Джером Натан утверждает, что технологии, развитые с того времени, представляют «еще один уровень безопасности». Одно из этих достижений связано с упрощением производства, поскольку конструкция Hawkeye имеет меньше частей, нуждающихся в изготовлении и обслуживании (200 чертежей, по сравнению с 1100 для аналогичных частей М119А1).

По опыту Уайнса, проблемы задержки воспламенения представляли большую угрозу для 155-мм систем FOOB, чем для 105-мм: 105-мм системы «показывают лучшую сходимость результатов, и мы используем обычную ударную систему инициации заряда», а не лазерную систему инициации.

Установка LCSR использовалась для исследования эффектов задержек инициации заряда на точность стрельбы, и, вопреки ранним заявлениям, Уайнс утверждает об отсутствии фактических проблем с рассеянием, даже с такими большими средними задержками инициаиции, как 100 мсек. Рассеяние Hawkeye при стрельбе поэтому ожидается «таким же, как у любой другой 105-мм гаубицы» - то есть 0,2 процента по дальности и углу места.

Когда Jane’s общался с командой разработчиков Mandus в середине августа, проектные работы были уже закончены, и изготовление частей орудия шло полным ходом. Была начата сборка, и прототип гаубицы должен был быть готов в третью неделю августа с началом огневых испытаний в первые дни сентября.

Планировалось установить Hawkeye на платформу автомобиля Renault Sherpa 4x4, создав тем самым легкую высокоподвижную огневую систему, предназначенную для действий на поле боя. Готовое изделие должно быть продемонстрировано на выставке AUSA в Вашингтоне в октябре.

Оценочный вес Hawkeye, включая качающуюся часть, приводы, колесный лафет и буксировочное устройство, составляет 998 кг. Mandus также разрабатывает облегченный вариант для авиационного применения на «ганшипах», без лафета и с цапфами переднего расположения, что позволит размещать его на бортовой установке. Длина любого варианта составляет 3,3 м и ширина 0,96 м, а высота при буксировке за транспортным средством - 0,99 м.

Опытный образец

Прототип Hawkeye должен иметь стандартный 105-мм ствол М102 (качающаяся часть М137А1 с длиной ствола 26,6 калибра), хотя, согласно Mandus, длина ствола может быть изменена по желанию заказчика. Оценочная дальность стрельбы опытного образца стандартными снарядами М67 с зарядом №7 составляет 11,5 км, а активно-реактивными снарядами М927 с тем же зарядом - 16,7 км.

Для управления огнем Hawkeye может быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обеими. Прототип оснащен артиллерийской системой позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающей лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS, используемой также на пушках L118 британской армии. В дополнение к используемому в LINAPS простому индикатору стрельбы с закрытых позиций, Hawkeye должна иметь телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой, с компьютеризированной прицельной маркой, налагаемой баллистическим вычислителем.

Для отработки концепции, открытие затвора и заряжание Hawkeye должны осуществляться полностью вручную, но разработчики рассматривают также возможность полностью автоматизированного «цифрового» варианта, с автоматическими приводами и заряжанием. Стоит отметить, что приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию гаубицы на ее установке - вплоть до способности вести огонь в движении. Уайнс отмечает: «это - модульная система, так что Вы можете сделать все, что Вы хотите: автоматическое заряжание, автоматическая подача, огонь прямой наводкой, стрельба в движении, и так далее». Если на рынке будет запрос, Mandus также имеет планы разработать Hawkeye в калибре 155 мм.

В то время как могут быть еще беспокойства по поводу отработанности системы пониженной отдачи, Mandus стремится использовать новейшие технологии для внедрения в Hawkeye. Характеристики системы в нынешней конфигурации должны быть способными обеспечить превосходство по отношению к конкурирующим самоходным минометам.

Mandus верит в потенциал возможности развития системы, и выгоды от системы пониженной отдачи в Hawkeye могут быть более полно осознаны при ее использовании в орудиях более высокой баллистики - например, легкой пушки L118 с длиной ствола 37 калибров и дальностью стрельбы 17,2 км, или даже 105-мм/57 гаубицы Denel LEO, имеющей дальность стрельбы активно-реактивными снарядами более 30 км.

Завершение изготовления прототипа 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light на фирме Mandus. Самоходная установка имеет полный боевой вес 10,9 тонны. Используется 105-мм качающаяся часть М137А1 c длиной ствола 26,6 калибра (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Изображение 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye в варианте для установки на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Изображение варианта 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye для установки на самолеты-"ганшипы" АС-130 (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Американская 105-мм буксируемая гаубица с пониженной отдачей М204 разработки семидесятых годов. Система успешно прошла испытания и была формально принята на вооружение американской армии, но в серийное производство так и не поступила. Было изготовлено лишь шесть орудий (с) Армия США/Jane"s International Defence Review

Опытный образец американской 155-мм/33 буксируемой гаубицы с пониженной отдачей ATLAS TB1. Cнимок 1998 года (с) Rupert Pengelley/Jane"s International Defence Review

Hawkeye представляет собой легкую, модульную, высокопроизводительную гаубицу калибра 105 мм, предназначенную для установки на различные типы боевых машин. Благодаря использованию новейших технологий, она устанавливает новый стандарт для легкой артиллерии в таких областях как огневая мощь, тактическая мобильность, стратегическая развертываемость, управление и командование.

Компания Mandus, находящаяся в Рок-Айленде (штат Иллинойс), тесно связана с государственным Рок-Айлендским арсеналом (RIA), создала Hawkeye в качестве частной инициативы. Части орудия изготавливаются RIA в соответствии с соглашением о частно-государственном партнерстве, по которому оба предприятия осуществляют совместный маркетинг готового продукта, а Mandus получает доступ к наработкам RIA по пониженной отдаче.

Технология пониженной отдачи (soft recoil) используется для уменьшения силы отдачи гаубицы, придавая встречное ускорение откатывающимся частям орудия непосредственно перед самым воспламенением заряда. При этом сила отдачи уменьшается на 50 процентов, что сокращает нагрузку на несущую конструкцию, снижает вес орудия по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом, а также снижает требования к транспортирующей орудие платформе.

При начале цикла отдачи откатывающиеся части такого орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. В момент выстрела стопор рекуператора высвобождается, и масса откатывающихся частей вместе со стволом начинает перемещаться вперед. Воспламенение заряда производится по сигналу датчика, который следит за скоростью подвижных частей. Произведенная во время выстрела энергия расходуется на то, чтобы сначала затормозить движение, а затем вернуть откатные части в исходное положение, подготовив пушку к новому выстрелу. При этом общее усилие отдачи снижается в два раза.

С данной реальным воплощением данной технологии связано большое количество проблем. Инициация заряда должна точно управляться, чтобы выстрел начинался при строго определенной скорости движения ствола. Соответствующий датчик скорости должен быть очень точным и надежным. Большой точности необходимо добииться и от системы воспламенения заряда - интервал более 40 милисекунд от сигнала датчика до воспламенения заряда может привести к недопустимому рассеянию по дальности. Если происходит осечка, система отката должна быть способна остановить движение ствола и откатных устройств вперед без схода орудия с огневой позиции. Есть и другие проблемы, которые выдвигают повышенные требования к надежности системы.

Во Франции подобную технологию разрабатывали в начале двадцатого века. Тогда ее называли «fire-out-of-battery» - FOOB. Однако впервые полностью пригодную к эксплуатации гаубицу M101, работающую по описанной технологии, создали в США. Ее испытания прошли в 1957 году. Позже, в 1965 году была испытана гаубица, а в 1978 году полностью отработана 105 мм пушка с пониженной отдачей М204. Однако широкого распространения они не получили.

Параллельно с 1975 г велась разработка образца системы крупного калибра 155 мм с пониженной отдачей (Large-Calibre Soft-Recoil - LCSR). При ее испытаниях обнаружились проблемы с задержкой воспламенения заряда. В девяностые годы данный проект перерос в Viper - 155/39 гаубицу с пониженной отдачей, которая была предложена на объединенный тендер JLW155 армии и корпуса морской пехоты США, которые собирались заказать 155-мм легкую гаубицу. Однако Viper, опытный образец которой приступил к испытаниям в 1995 г., не была допущена к участию в тендере на JLW155, так как была еще не отработанной. Вместо нее на вооружение была принята М777А2.

Со своим новым проектом 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, компания Mandus до сих пор избегала продвижения на американский рынок 105-мм орудий, предпочитая вместо этого позиционировать свой проект в нише самоходных минометов калибра 120 мм, популярность который на рынке артиллерийских систем последнее время растет.

И только в 2011 году на выставке AUSA (США) Hawkeye была представлена как легкая гаубица на шасси легкого грузовика. Гаубица Hawkeye по сравнению с другими обеспечивает больший диапазон максимальной и минимальной дальности стрельбы, объединяя возможность стрельбы с закрытых позиций на дальность до 11,5 км и способность вести огонь прямой наводкой по близкорасположенным целям (минимальная дальность стрельбы ограничивается только дистанцией взведения взрывателя снаряда). Она также предлагает наименьшее время готовности к первому выстрелу и более высокую скорость снаряда. По сравнению с обычными гаубицами Hawkeye имеет меньшее время цикла выстрела с потенциально более высокой скорострельностью.

Hawkeye является не «чистой» системой с пониженной отдачей. В ней такая система только уменьшает отдачу на две трети, а оставшаяся энергия поглощается обычными откатными устройствами.

Для предотвращения сбоев при воспламенении заряда или затяжных выстрелов имеется предохранительный механизм, который поглощает остаточную отдачу обычным способом. Поэтому Hawkeye не нуждается в сложных системах контроля отдачи.

Для управления огнем Hawkeye может быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обоими вариантами. На опытном образце установлена система позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающая в себя лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS. Аналогичная система используется на пушках L118, принятых на вооружение британской армии.

В опытном образце открытие затвора и заряжание осуществляются полностью вручную, но разработчики рассматривают также возможность полностью автоматизированного заряжания. Приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию гаубицы. В перспективе возможно обеспечение возможности вести огонь в движении.

В случае большого спроса на рынке на данную систему, производитель планирует разработать ее вариант с калибром 155 мм.

Для решения определенных боевых задач и эксплуатации в некоторых условиях артиллерийские орудия должны отличаться не только высокими огневыми характеристиками, но и удобством транспортировки. Облегченные орудия большого калибра представляют большой интерес для различных армий, что приводит к появлению соответствующих новых проектов. Не так давно на международном рынке легких буксируемых гаубиц появилось новое предложение – орудие AH4 китайского производства.

Новый проект перспективного артиллерийского вооружения, имеющего ряд характерных черт, был создан конструкторам корпорации NORINCO – ведущего китайского разработчика и производителя вооружений и техники. Целью работ было создание новой буксируемой системы калибра 155 мм с уменьшенными габаритами и массой, способными значительно облегчить транспортировку орудия по различным дорогам и по пересеченной местности. По имеющимся данным, проект AH4 изначально создавался с учетом вывода на международный рынок. Таким образом, орудие нового типа является исключительно экспортным образцом и не предназначается для поставок китайским вооруженным силам.

О существовании проекта AH4 стало известно в 2012 году. В середине 2014 года, когда был опубликован первый фотоснимок перспективного орудия. На фотографии гаубица была запечатлена в транспортном положении на специальном трейлере. В ноябре того же года корпорация NORINCO приняла участие в одной из китайских военно-технических выставок, представив ряд уже известных и новых разработок. Среди прочих образцов оружия и техники на этой выставке впервые публично показали полноценный образец перспективного орудия. В дальнейшем изделие AH4 неоднократно демонстрировалось на различных выставках и салонах, однако до недавнего времени перспективы разработки не уточнялись.

Гаубица AH4 на выставке Airshow China 2014.

В середине июля 2016 года компания-разработчик рассказала о получении требуемых результатов. Согласно официальному сообщению NORINCO, к лету 2016 года были завершены все проектные работы, а также проведены все необходимые испытания. Кроме того, были подготовлены производственные линии, необходимые для выпуска серийных орудий. Сборка серийного вооружения могла начаться в любой момент, сразу после получения соответствующего заказа. При этом, однако, на момент публикации подобных новостей сведения о заказах на гаубицы AH4 отсутствовали.

С точки зрения общей концепции китайское орудие NORINCO AH4 нередко именуют аналогом американской буксируемой гаубицы BAE M777 , уже находящейся в серийном производстве и состоящей на вооружении нескольких стран. В то же время, несмотря на сходство идей, лежащих в основе двух проектов, образцы имеют массу заметных отличий. Два орудия различаются как по своей конструкции, так и с точки зрения примененных материалов. Подобная ситуация вполне понятна и объяснима: конструкторы двух разных компаний имели схожие цели, но достигали их разными способами.

Быстрая переброска орудия на требуемую огневую позицию должна осуществляться при помощи лафета с колесным ходом. С целью облегчения транспортировки гаубицы в сложных условиях была разработана облегченная конструкция лафета, способная обеспечить требуемую устойчивость во время стрельбы. Одновременно с этим лафет имеет минимально возможные размеры, но обеспечивает решение всех поставленных задач.

Основой лафета орудия AH4 является опорная платформа сравнительно большого размера, к которой крепятся все остальные агрегаты, в том числе станины и колесный ход и устройства крепления качающейся артиллерийской части. В передней части платформы предусматриваются шарнирные крепления для двух качающихся балансиров колесного хода. При переходе из транспортного положения в боевое и наоборот балансиры с колесами могут перемещаться вверх или вниз, опуская платформу на грунт или поднимая ее. При движении гидропневматическая система, отвечающая за перемещение балансиров, выполняет функции амортизатора, обеспечивающего мягкий ход.

Первое опубликованное изображение орудия.

На бортах платформы, непосредственно за колесами, имеются выступающие агрегаты, являющиеся основой передних станин. Станины состоят из двух частей: одна является элементом платформы, тогда как вторая устанавливается на ней шарнирно. В боевом положении подвижная часть станины поворачивается вперед и вбок. При переводе в походное положение это устройство разворачивается назад и закрепляется у борта платформы. Для распределения веса орудия на грунт используются сравнительно небольшие плоские опоры без сошников.

В задней части платформы имеются еще два неподвижных основания станин. В связи с некоторыми особенностями компоновки лафета эти устройства располагаются под углом к грунту, с подъемом задней части. Основания станин имеют шарниры для монтажа качающихся устройств. Качающиеся агрегаты задних станин выполнены в виде крупных коробчатых деталей, оснащенных широкими сошниками. При опускании станин на грунт сошники обеспечивают упор в грунт. Кроме того, при переводе в боевое положение в контакт должны входить гидравлические амортизаторы, частично гасящие импульс отдачи.

На опорной платформе лафета имеется ось для монтажа опоры артиллерийской части. За выполнение горизонтальной наводки отвечает U-образное устройство с креплениями для цапф на боковых стойках. Конструкция опоры и ее приводов позволяет вести огонь в горизонтальном секторе шириной 22,5°. Также обеспечивается изменение углов возвышения в пределах от -3° до +72° . Управление наводкой осуществляется при помощи механизмов с гидравлическими приводами. Контроль за подобными процессами осуществляется с пульта на рабочем месте наводчика.

Качающаяся артиллерийская часть гаубицы AH4 состоит из собственно орудия и набора устройств для его монтажа на лафете. Интересной особенностью компоновки качающейся части является смещение цапф максимально назад, на уровень казенника орудия. Это позволяет в определенной мере упростить вертикальное наведение, а также облегчить конструкцию лафета. Соединение орудия с лафетом осуществляется при помощи нескольких поперечных деталей-обойм и продольных балок. Последние контактируют с механизмами наводки и опорами.

Лафет отличается упрощенной и облегченной конструкцией.

Главным элементом перспективной гаубицы является нарезной ствол калибра 155 мм длиной 39 калибров (6045 мм). Ствол оснащается развитым многокамерным дульным тормозом и скрепляется с затворной группой. Предусмотрено использование гидропневматических противооткатных устройств. Казенная часть орудия находится между продольными балками качающейся части, что определяет специфическую эргономику процесса заряжания.

Слева от орудия на качающейся установке помещается прицельное оборудование, позволяющее атаковать цели как прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых позиций. Прицел помещается непосредственно над пультом наводчика, при помощи которого осуществляется контроль за работой приводов наведения.

Утверждается, что перспективная буксируемая гаубицы NORINCO AH4 способна использовать всю существующую номенклатуру 155-мм артиллерийских снарядов китайского и зарубежного производства. В частности, обеспечена полная совместимость с выстрелами, соответствующими стандартам НАТО . Таким образом, эксплуатант орудий может применять любые доступные снаряды соответствующего калибра. Тип боеприпаса, соответственно, следует выбирать с учетом поставленных боевых задач.

Вместе с «традиционными» осколочно-фугасными и иными снарядами орудие способно использовать боеприпасы новых типов. В течение последних лет китайская оборонная промышленность разработала и предложила заказчикам несколько новых изделий с различными особенностями. Вместе с орудием заказчик может приобрести корректируемые снаряды с наведением по сигналам спутниковой навигации или снаряд GP6 с наведением на цель, подсвечиваемую лазером. В последнем случае, как утверждается, орудие способно с дистанции до 25 км поразить стационарную или движущуюся цель с вероятностью до 90%.

Орудие на огневой позиции.

Облегченная буксируемая гаубица AH4 имеет боевую массу на уровне 4,5 т , что позволяет транспортировать ее при помощи различных тягачей. Кроме того, имеется возможность перевозки орудия военно-транспортной авиацией. В частности, некоторые из существующих вертолетов китайской или зарубежной постройки могут переносить гаубицу на внешней подвеске. Согласно опубликованным данным, после прибытия на указанную позицию расчету из семи человек требуется не более 3 минут для развертывания гаубицы. Перевод в походное положение для убытия с позиции занимает около 2 минут . Ввиду отсутствия собственных укладок на лафете перевозка боекомплекта возлагается на транспортную технику, в первую очередь, на артиллерийский тягач.

Характерной особенностью нового орудия является нетрадиционная конструкция лафета, упрощающая развертывание на огневой позиции и сокращающая массу гаубицы при сохранении прочих характеристик. В боевом положении орудие опирается на сравнительно крупную основную платформу, а дополнительная стабилизация обеспечивается двумя боковыми опорами и задними станинами, оснащенными амортизаторами и сошниками. Несколько точек опоры, в том числе зарывающихся в грунт, амортизаторов и дульного тормоза позволяет обеспечить приемлемую стабильность положения гаубицы во время стрельбы.

Отсутствие автоматики заряжания и сравнительно большая масса 155-мм раздельных выстрелов накладывает определенные ограничения на скорострельность, однако этот параметр все же отвечает современным требованиям. Натренированный расчет может в течение небольшого времени показывать темп стрельбы до 5 выстрелов в минуту. При длительном ведении огня скорострельность падает до 2 выстрелов в минуту.

При стрельбе стандартными снарядами различного назначения максимальная дальность выстрела достигает 25 км . При этом могут использоваться как обычные «болванки», так и управляемые снаряды. Также китайскими специалистами не так давно были созданы несколько новых снарядов активно-реактивного типа. Наличие донного газогенератора оптимизирует аэродинамику снаряда, что позволяет получить дальность стрельбы до 30 км. По некоторым данным, последние китайские активно-реактивные снаряды показывают еще более высокие характеристики. Их дальность стрельбы достигает 40 км, хотя точность попадания на таких дистанциях может ухудшаться.

Гаубица в положении для стрельбы прямой наводкой.

Новейшая китайская легкая гаубица NORINCO AH4 считается прямым аналогом американского орудия M777. Более того, некоторые особенности конструкции двух образцов позволяют предполагать, что китайские оружейники, как минимум, учли зарубежный опыт. Так, использованы схожие средства распределения веса и отдачи на грунт, а также применена аналогичная система установки тела орудия. Известно, что компания BAE Systems при создании своего орудия активно использовала алюминий и титан, позволившие резко сократить массу конструкции. Вероятно, китайские конструкторы тоже использовали более легкие материалы и сплавы, что позволило получить соответствующие результаты. Тем не менее, по массе AH4 уступает M777: американское орудие весит 4,2 т против 4,5 т китайского.

С точки зрения заявленных боевых качеств перспективное орудие китайской разработки не уступает основному зарубежному конкуренту. Согласно известным данным о возможностях AH4, гаубица способна отправить обычный снаряд на 24 км, активно-реактивный – на 30 км, а изделия последних моделей могут лететь на 40 км. Схожие характеристики показывает и M777. При этом должны присутствовать заметные отличия.

Согласно последним сообщениям компании-разработчика, проект AH4 прошел стадию разработки и испытаний. Легкая буксируемая гаубица уже подтвердила свои возможности и теперь готова к началу серийного производства. Проект изначально разрабатывался с целью вывода на международный рынок, из-за чего Народно-освободительная армия Китая до сих пор не проявила свой интерес к ней и вряд ли сделает это в будущем. Что касается потенциальных заказчиков в лице зарубежных армий, то сведения на их счет пока отсутствуют. В ходе прошлых выставок военные третьих стран проявляли интерес к новому оружию, однако, насколько известно, никто пока не пожелал подписать твердый контракт на поставку артиллерии.

Для решения разных боевых задач современным армиям нужны вооружения с различными специфическими особенностями. В частности, в последние годы явно проявилась тенденция к повышению потенциала гаубиц крупного калибра с минимально возможным весом. Ответом на такой вызов должна стать новейшая китайская буксируемая система NORINCO AH4. Несколько месяцев назад компания-разработчик этого орудия завершила все требуемые работы, и теперь принимает заказы на поставку серийного оружия. Тем не менее, насколько известно, пока перспективная легкая гаубица не стала предметом какого-либо контракта.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то