Канадские танки. Канадская армия делает ставку на танки. Война с бюрократией

April 6th, 2014

Стрелковое оружие.

Личным оружием самообороны военнослужащих канадской армии является 9-мм пистолет Browning . Масса пистолета - 1,1 кг. Длина - 196,9 мм. Начальная скорость пули - 350 м/с. Эффективная дальность стрельбы - 25 м, максимальная - 50 м. Емкость магазина - 13 патронов. Применяемые патроны - 9x19mm.

Основным личным оружием является 5,56-мм автоматическая винтовка Colt Canada C7A2 (канадский вариант американской винтовки M16A2). Масса винтовки со снаряженным магазином и оптическим прицелом - 4,89 кг. Длина - 1006 мм. Длина ствола - 508 мм. Эффективная дальность стрельбы - 550 м. Максимальная скорострельность одиночными выстрелами - 65 выстр./мин, практическая - 15 выстр./мин. Емкость магазина - 30 патронов. Применяемые патроны - 5.56x45mm.

Облегченным вариантом автоматической винтовки является карабин Colt Canada C8A3 . Масса карабина со снаряженным магазином и оптическим прицелом - 4,1 кг. Длина - 876 мм. Длина ствола - 406 мм. Эффективная дальность стрельбы - 300 м.

Снайперские винтовки Parker Hale C3A1 позволяют поражать цели на расстоянии до 800 м. Винтовка не имеет самозарядного механизма, оборудована скользящим затвором. Масса винтовки в снаряженном состоянии и оптическим прицелом - 8 кг. Длина - 1162-1213 мм. Длина ствола - 600 мм. Емкость магазина - 4 патрона. Применяемые патроны - 7.62x51mm.

Ручной пулемет C9A2 (созданный на базе бельгийского пулемета FN Minimi) является основным оружием поддержки пехоты. Пулемет оборудован оптическим прицелом, может вести огонь только очередями. Масса пулемета в снаряженном состоянии - 11,35 кг. Длина ствола - 502 мм. Эффективная дальность стрельбы - 600 м. Скорострельность обычная - 50 выстр./мин, максимальная - 100 выстр./мин. Подача патронов может осуществляться как с использованием ленты емкостью до 200 патронов, так и с помощью 30-зарядных магазинов. Применяемые патроны - 7.62x51mm.

7,62-мм единый пулемет C6 (канадский вариант бельгийского пулемета FN MAG) применяется как оружие поддержки пехоты на взводном уровне, а также устанавливается на различные виды техники. Масса тела пулемета - 11,6 кг. Длина ствола - 630 мм. Темп стрельбы обычный - 750 выстр./мин, максимальный - 1100 выстр./мин. Эффективная дальность стрельбы - 900 м. Питание - ленточное. Применяемые патроны - 7.62x51mm.

12,7-мм крупнокалиберный пулемет M2 Browning применяется как в пехотном варианте, так и установленным на технику. Масса тела пулемета - 38 кг. Скорострельность обычная - 40 выстр./мин. Темп стрельбы - 635 выстр./мин.

Бронетанковая техника.

На вооружении имеется 58 основных боевых танков, в том числе 40 Leopard 2A6M и 18 Leopard 2A4. На хранении находятся 61 Leopard 1C2, снятых с вооружения.

Танки Leopard 2 впервые появились в канадской армии в 2007 году, когда 20 танков модификации Leopard 2A6M были взяты в лизинг в Германии для использования в Афганистане. Впоследствии они были оставлены на вооружении, а взамен них Германии были возвращены купленные канадцами бывшие голландские танки Leopard 2A6. Для канадской армии в Нидерландах же закуплены танки Leopard 2A4, поставка которых осуществлялется с 2008 года. К концу 2013 года поставлено 42 танка из 80 заказанных. При этом 20 из них модернизированы до уровня Leopard 2A6M, 4 танка переоборудованы в бронированные ремонтно-эвакуационные машины Buffel.

Боевая масса - 57 т. Длина с орудием - 9,7 м, ширина - 3,7 м, высота - 2,9 м. Мощность двигателя 1500 л.с. Максимальная скорость - 68 км/ч. Вооружение - 120-мм гладкоствольное орудие длиной ствола 44 клб у Leopard 2A4 и 55 клб у Leopard 2A6. Кроме того танк вооружен двумя 7,62-мм пулеметами C6 – спаренным и турельным.

Бронеразведывательные подразделения укомплектованы 201 восьмиколесными боевыми бронированными машинами LAV-25 Coyote . Машина представляет собой модификацию боевой машины Piranha швейцарской фирмы MOWAG, производилась в Канаде по лицензии с 1996 по 1998 год. Всего канадской армии было поставлено 203 машины.

Боевая масса - 14,4 т. Длина - 6,4 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,69 м. Мощность двигателя - 275 л.с. Максимальная скорость - 120 км/ч. Вооружение - 25-мм автоматическая пушка M242 Bushmaster, два 7,62-мм пулемета C6 (спаренный с пушкой и на турели). Экипаж - 4 чел.

Гусеничные бронетранспортеры представлены 64 Bv-206, 235 M113, а также 33 командно-штабными машинами M577.

Бронетранспортеры M113 состоят на вооружении канадской армии с 1964 года. Тогда в течение двух лет было поставлено 300 бронетранспортеров версии M113A1, включая некоторое количество командно-штабных машин M577A1. Такое же количество было получено в ходе поставки второй партии в 1969-1971 годах. Третья партия, полученная в 1973-1975 годах насчитывала 445 единиц. Многократно модифицировались. Последняя модернизация проведена в 2002-2009 годах, когда 152 машины были модернизированы до уровня M113A3, а 147 - до варианта MTVL (Moble Tactical Vehicle Light) с удлиненным корпусом.

Масса - 12,3 т. Длина - 4,9 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,5 м. Мощность двигателя - 275 л.с. Максимальная скорость - 68 км/ч по шоссе и 5,8 км/ч на плаву. Вооружение - 12,7-мм пулемет M2 Browning или 7,62-мм пулемет C6. Экипаж - 2 чел., десант - 11 чел.

Гусеничные транспортеры Bv-206 предназначены в основном для использования силами быстрого реагирования при выполнении задач в северных районах страны, однако применялись и в боевых операциях в Афганистане. В 1983 было закуплено 78 единиц. Транспортер состоит из двух звеньев на гусеничном ходу - тягача и прицепа. Боевая масса - 6,3 т. Длина - 6,9 м, ширина - 1,85 м, высота - 2,4 м. Двигатель мощностью 177 л.с. Максимальная скорость - 50 км/ч. Вместимость - 17 чел., в том числе 2 чел. экипажа.

Колесные бронетранспортеры насчитывают 810 единиц, из них 635 LAV-III Kodiak (в том числе 33 RWS) и 175 Bison различных вариантов (включая 10 машин радиоэлектронной борьбы, 32 медицинские, 32 ремонтные и 64 эвакуационные).

Bison , также как и Coyote, является канадским вариантом Piranha. В 1989-1993 годах было произведено 199 машины, в т. ч. 18 командно-штабных, 16 самоходных минометов, 16 ремонтно-эвакуационных. Впоследствии часть боевых машины также была переделана во вспомогательные. Боевая масса около 13 т. Длина - 6,5 м, ширина - 2,6 м, высота - 2,6 м. Вооружение - 7,62-мм пулемет C6. Двигатель - дизельный, мощностью 275 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 100 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Экипаж - 2 чел., десант - 8 чел. (в варианте для перевозки пехотного отделения).

LAV-III Kodiak представляет собой модификацию машины Piranha III и пришел на замену Bison"у в качестве основного средства транспортировки и поддержки пехоты. Производство, также как и модификаций Pirana, по лицензии было развернуто в Канаде. С 1998 по 2007 год поставлена 651 машина, в том числе 71 в варианте пусковой установки противотанковых управляемых ракет, 39 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 47 мобильный пунктов управления огнем артиллерии.
Боевая масса - 17 т. Длина - 7 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,8 м. Мощность двигателя - 350 л.с. Максимальная скорость - 100 км/ч. Вооружение - 25-мм автоматическая пушка M242 Bushmaster, спаренный с ней 7,62-мм пулемет C6 и 5,56-мм пулемет C9A2. Экипаж - 3 чел., десант - 7 чел.

Для участия в конфликтах низкой интенсивности на вооружении имеются бронированные автомобили: RG-31 Nyala, Cougar, Buffalo.

Бронеавтомобили RG-31 Nyala поставлялись из ЮАР. Первые две машины были закуплены в 1999 году для использования в Косово, еще одна машина получена в 2003 году. Затем последовали два контракта, выполненные в 2006 году, на поставку 50 и 25 машин, которые использовались в Афганистане.
Боевая масса - 7,3 т. Колесная формула - 4х4. Длина - 6,4 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,6 м. Мощность двигателя - 275 л.с. Максимальная скорость- 100 км/ч. Вместимость 8 человек. Оборудована системой дистанционного управления оружием Protector/

Cougar и Buffalo закуплены в США по пять штук каждого типа в 2007 году также для использования в Афганистане. В 2009 году исполнен еще один контракт на 34 Cougar и 14 Biffalo.

Buffalo представляет собой бронеавтомобиль с противоминной защитой колесной формулой 6х6. Предназначен для передвижения групп разминирования и инженерной разведки. Боевая масса - 29 т. Длина - 8,7 м, ширина - 2,7 м, высота - 3,9 м. Двигатель дизельный мощностью 450 л.с. Максимальная скорость - 105 км/ч/. Вместимость до 6 чел.

Cougar предназначен для перевозки взрывоопасных предметов. Колесная формула 6х6. Боевая масса - 22 т. Длина - 7,1 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,6 м. Двигатель мощностью 330 л.с. Максимальная скорость - 89 км/ч. Вместимость - 8-10 чел., в том числе 2 чел. экипажа.

Полевая артиллерия.

Канадские варианты 105-мм американской буксируемой гаубицы M101 – 27 C2 и 98 C3 . Первоначально производились в Канаде по лицензии в 1954-1958 годах. Всего выпущено 231 орудие под обозначением C1, впоследствии модернизированные до уровня C2 и C3, в том числе за счет увеличения длины ствола до 33 клб. Масса орудия - 2,5 т. Максимальная дальность стрельбы - 18500 м. Скорострельность - обычная - 3 выстрела/мин, максимальная - 6 выстрелов/мин.

105-мм буксируемые гаубицы LG1 MK II французского производства приняты на вооружение в 1996-1997 годах. На вооружении состоит 28 орудий. Масса орудия - 1,5 т. Максимальная дальность стрельбы 19500 м. Максимальная скорострельность - 12 выстр./мин. Длина ствола - 30 клб.

155-мм буксируемые гаубицы M77 7. На вооружении имеется 37 единиц, поставленных из США двумя партиями: 12 орудий в 2005-2008 годах и 25 орудий в 2009-2011 годах. Масса орудия - 4,2 т. Максимальная дальность стрельбы - 30000 м. Скорострельность обычная - 2 выстрела/мин, максимальная - 4 выстрела/мин. Длина ствола - 33 клб.

На вооружении имеется 100 81-мм минометов , в том числе 24 самоходных на бронированных боевых машинах Bison. Масса миномета - 34,5 кг. Максимальная дальность стрельбы - 5650 м. Скорострельность обычная - 5 выстрелов/мин, максимальная - 15 выстрелов/мин.

Противотанковые средства.

Противотанковый ракетный комплекс TOW состоит на вооружении в самоходном варианте (на базе бронетранспортера LAV - 33 единицы) и в переносном варианте (35 комплексов TOW-2A/ITAS). Первые ракеты в количестве 149 единиц были поставлены в 1975-1976 годах, затем последовали 1728 ракет в 1979 году, 2160 - в 1987-1988 годах. В 2008-2010 годах получено 2400 ракет версии BGM-71F TOW-2B. Длина ракеты - 1168 мм, диаметр ракеты - 152 мм, масса ракеты - 22,6 кг, масса боевой части- 6,14 кг. Максимальная дальность стрельбы - 4200 м. Система управления - полуавтоматическая, по проводам.

Легкие противотанковые ракетные комплексы Eryx поставлены из Франции в 1994-1999 годах в количестве 425 пусковых установок. Длина ракеты - 905 мм, диаметр ракеты - 136 мм. Масса ракеты с пусковым контейнером - 13 кг, масса боевой части - 3,6 кг. Максимальная дальность стрельбы - 600 м. Система управления - полуавтоматическая, по проводам.

Кроме противотанковых управляемых ракет имеются 84-мм противотанковые гранатометы Carl Gustav модификаций M2 и M3. На вооружении состоит 1075 единиц. Масса гранатомета - 8,5 кг, длина -1100 мм. Эффективная дальность стрельбы по танкам - 150 м, по фортификационным сооружениям - 700 м.

Противовоздушные средства.

Основу системы противовоздушной обороны армии составляют 33 самоходных многоцелевых ракетных комплексов ADATS , способных действовать как по воздушным, так и по наземным целям. Всего было поставлено 36 комплексов, собранных из швейцарских комплектующих. Комплекс смонтирован на базе БТР M113. Имеет восемь готовых к запуску ракет. Длина ракеты - 2,05 м. Диаметр ракеты - 152 мм. Масса ракеты - 51 кг. Масса осколочно-фугасной боевой части - 12,5 кг. Дальность стрельбы - 10 км. Высота поражения воздушных целей - до 7 км. Система наведения - полуавтоматическая, по лазерному лучу.

В дополнение к ним имеются переносные зенитные ракетные комплексы Starburst , закупленные в 1992 году в Великобритании в количестве 100 штук. Эффективная дальность стрельбы - от 300 м до 7 км. Диаметр ракеты - 76 мм. Масса ракеты - 11,1 кг. Масса боевой части - 2,74 кг. Система наведения - полуавтоматическая, по лазерному лучу.

Использованные материалы.
The Military Balance 2013.
Материалы Стокгольмского международного института проблем мира.
Сайт канадской армии

По опыту первых случаев боевого применения новейших британских танков стало ясно, что подобная техника имеет большой потенциал и потому представляет интерес для всех армий. Прямым следствием понимания этого стало появление большого количества разнообразных проектов разной степени реалистичности. Не остались в стороне от актуальных тенденций и канадские инженеры. Определенную известность получил проект тяжелого танка под названием Kupchak Landship.

Предпосылки к появлению нового проекта были простыми и понятными. Канада принимала участие в Первой мировой войне, однако не могла похвастать техническим развитием армии. По-видимому, авторы новых проектов считали, что их предложения позволят в самом ближайшем будущем перевооружить войска и тем самым повысить их боеспособность, упростив разгром противника. Одним из наиболее удачных и перспективных способов решения подобных задач на тот момент считали создание новых боевых бронированных машин с высокими техническими и боевыми характеристиками.


Очередной проект бронированной техники с артиллерийским вооружением был предложен инженером Стефеном Купчеком в 1918 году. Ранее этот специалист успел принять участие в разработке нескольких других проектов перспективной военной техники, в том числе бронированных машин, и потому имел определенное представление о способах их развития. Вероятно, именно по этой причине его новый танк должен был походить на предыдущие разработки, но в то же время заметным образом отличаться от них.

Оригинальный проект боевой машины получил достаточно простое название Kupchak Landship – «Сухопутный корабль Купчека». В дальнейшем, в случае успешного завершения разработки и последующего принятия на вооружение, машина могла бы получить то или иное официальное армейское обозначение. Тем не менее, этого не произошло, и любопытная разработка сохранила исходное имя.

С учетом имеющегося конструкторского опыта и доступных сведений об эксплуатации бронетехники С. Купчек предложил использовать общий облик танка, основанный на уже известных технических и компоновочных решениях. Кроме того, некоторые узлы и агрегаты с теми или иными изменениями могли заимствоваться у существующей техники невоенного назначения. Подобный подход к формированию технического облика позволял получить требуемые характеристики и возможности, но при этом в некоторой мере упростить конструкцию.

Одновременно с этим предложенный проект подразумевал некоторую универсальность с точки зрения применения тех или иных систем. Конструктор не указывал на конкретные типы основных узлов и агрегатов, что в будущем позволяло переработать существующий проект в соответствии с пожеланиями и нуждами заказчика. Таким образом, армия могла получить бронетехнику с желаемым двигателем или орудием требуемого калибра. В то же время, переработка существующего проекта под нужды заказчика могла занять некоторое время.

Проектом Kupchak Landship предлагалось использование сравнительно крупного коробчатого броневого корпуса. По-видимому, этот агрегат должен был собираться из катаных листов на каркасе с соединением деталей при помощи заклепок или болтов. Параметры предлагавшейся защиты неизвестны. Можно предположить, что точная толщина бронирования нового танка должна была определяться в соответствии с пожеланиями заказчика. При этом она должна была обеспечивать защиту от стрелкового и осколков артиллерийских снарядов. При дальнейшем увеличении толщины брони можно было рассчитывать и на защиту от артиллерийских снарядов.

Броневой корпус конструкции С. Купчека отличался достаточной простотой форм, однако соответствовал предъявляемым требованиям. Лобовая часть предложенного корпуса должна была иметь выгнутую в плане форму. Предусматривалось использование сравнительно широкого центрального цилиндрического участка, плавно переходившего в скошенные прямоугольные скулы. За таким лбом должны были находиться вертикальные прямоугольные борта, форма и размеры которых не менялись по всей длине корпуса. От атак сзади танк защищался вертикальным прямоугольным бронелистом.

Корпус предлагалось оснащать простой горизонтальной крышей со скошенными гранями передней части. В ее центре предусматривался проем для установки рубки-башенки. Последняя должна была представлять собой невысокое цилиндрическое устройство с большим количеством смотровых щелей по периметру. С помощью последних экипаж должен был следить за обстановкой и искать цели.

Днище корпуса должно было состоять из пары основных элементов. Более крупный лист располагался горизонтально и соединялся с бортами. В его центре предусматривался большой продольный проем для установки выгнутой детали, выступающей вниз. За счет такой конструкции днища С. Купчек планировал получить достаточный объем для монтажа всех необходимых агрегатов силовой установки и трансмиссии.

Сохранившиеся чертежи показывают, что конструктор предлагал разделить внутренние объемы бронекорпуса на несколько отсеков. Между отдельными объемами могли размещаться броневые перегородки-переборки. Передняя часть корпуса отдавалась под боевое отделение с орудийной установкой и местами для хранения боекомплекта. Сразу за ним предусматривалось отделение управления. В следующем отсеке, в его передней части, предлагалось разместить двигатель. Прочие объемы кормового отсека отдавались под баки, стеллажи для имущества, трансмиссию и т.д. Следует отметить, что некоторые особенности сохранившихся изображений могут вызывать определенные вопросы.

На внешней поверхности корпуса предлагалось крепить надгусеничные полки оригинальной конструкции. Непосредственно над ходовой частью С. Купчек поместил горизонтальные детали большой длины и сравнительно малой ширины, на которых спереди и сзади крепились полукруглые крылья. При этом передние крылья имели расширяющуюся переднюю часть, необходимую для соединения с изогнутым лбом корпуса. На уровне днища лобовой части корпуса имелись широкие щитки, соединявшиеся с крылом. Аналогичные детали иного размера были установлены в корме.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть должны были строиться с широким применением узлов и агрегатов американских тракторов марки Holt. Тип двигателя, однако, не уточнялся, и мог определяться заказчиком. Бензиновый мотор с требуемыми параметрами конструктор предложил монтировать в центральной части корпуса. Позади него следовало устанавливать механическую трансмиссию, выдающую крутящий момент на кормовые ведущие колеса. Какие именно двигатель и трансмиссия следовало использовать на «Сухопутном корабле Купчека» – неизвестно. Можно предположить, что высокая масса конструкции привела бы к необходимости применения достаточно мощного двигателя, выдающего не менее 150-200 л.с.

На основе существующих тракторных агрегатов С. Купчек разработал новую ходовую часть. Он предложил использовать крупные ведущие и направляющие колеса, лежащие прямо на грунте. Одновременно с этим в проекте не применялась традиционная для того времени конструкция с большим числом мелких опорных катков, сблокированных при помощи продольных балок. Теперь на борту корпуса предлагалось монтировать продольный силовой элемент с креплениями для пружинной подвески всего трех катков. Сами катки при этом могли иметь малый диаметр. Характерной особенностью проекта Kupchak Landship стала гусеница малой ширины. Ширина траков не превышала и без того не слишком большой поперечный габарит надгусеничной полки.

Основным оружием перспективного танка должна была стать длинноствольная нарезная пушка. Конструктор предусматривал использование системы калибром от 75 до 100 мм. Орудие следовало монтировать на тумбовой установке в носовом отсеке корпуса. За счет имеющейся амбразуры лобового листа, прикрытой подвижной маской, можно было осуществлять наводку пушки в пределах некоторых секторов. Для переноса огня на большие горизонтальные углы мог понадобиться разворот всей машины.

В правой части боевого отделения С. Купчек предлагал разместить объем для хранения боекомплекта. Количество возимых боеприпасов должно было зависеть, в первую очередь, от калибра главного орудия. С учетом «совместимых» калибров можно предположить, что экипажу пришлось бы иметь дело с унитарными выстрелами.

В качестве дополнительного вооружения для борьбы с пехотой противника предлагалось использовать пару пулеметов винтовочного калибра. Это оружие следовало крепить на бортовых установках корпуса. Таким образом, экипаж одновременно мог бы обстреливать цели в передней полусфере из пушки и вести пулеметный огонь в боковых направлениях. Среди прочего, такие возможности могли бы пригодиться при зачистке вражеских окопов.

В экипаж перспективного танка могло входить от 6 до 8 человек. Точный состав экипажа зависел от типа основного орудия, количества дополнительных пулеметов и других факторов. Несколько артиллеристов, обслуживающих основную пушку, должны были находиться в переднем отсеке. Места для водителя и его помощника с постом управления находились в среднем объеме. Стрелки должны были располагаться вблизи пулеметных установок. Наличие верхней надстройки, обеспечивающей хороший обзор окружающей местности, позволяло дополнить экипаж наблюдателем.

Доступ внутрь бронекорпуса обеспечивался единственной дверью на левом борту отделения управления. Помимо верхней башенки-надстройки для наблюдения можно было использовать орудийную и пулеметные установки, а также несколько люков по периметру корпуса. При этом возникают вопросы о наблюдении за дорогой с места водителя. Есть основания полагать, что этому члену экипажа нужно было использовать пару перископов, выведенных на борта корпуса.

По расчетам, перспективный танк Kupchak Landship должен был иметь длину около 7 м без учета орудия. Ширина могла достигать 3 м, высота – порядка 3,5 м. При таких габаритах бронемашина могла отличаться клиренсом около 500 мм. Боевая масса определялась на уровне 30 т, что позволяло относить проект к категории тяжелых танков. В зависимости от тех или иных переработок проекта, в первую очередь связанных с выбором комплектующих, габариты и масса могли изменяться. Так же отсутствовали точные сведения о подвижности, которая должна была напрямую зависеть от типа и мощности двигателя.

Известно, что документация по перспективному тяжелому танку в самом конце 1918 года – едва ли не после окончания боев в Европе – была представлена британскому военному ведомству. Великобритания, в отличие от Канады, выглядела более перспективным заказчиком, поскольку располагала достаточным промышленным потенциалом. Канадская промышленность могла не справиться с предложенным проектом. Кроме того, британские военные уже запустили программу разработки и производства перспективных танков, и проект Kupchak Landship мог получить шанс на реализацию.

Вместе с чертежами и описанием С. Купчек отправил военным просьбу о содействии в деле строительства опытного образца. Вероятно, он полагал, что наличие полноценной опытной машины позволит наглядно показать все положительные особенности подобной техники, и затем приведет к появлению заказа на серийное производство.

Тем не менее, потенциальный заказчик не заинтересовался любопытным предложением. Точные причины такого решения неизвестны, но, располагая современными знаниями и опытом, можно сделать несколько предположений, в той или иной мере претендующих на истинность.

Одним из главных факторов, приведших к отказу, могло стать наличие более удачных альтернатив. К концу 1918 года британская промышленность уже научилась разрабатывать и строить танки разных типов, соответствующих современным требованиям. Была найдена оптимальная архитектура бронетехники, получившая дальнейшее развитие. В таких условиях производство совершенно нового танка, основанного на иных идеях и решениях, выглядело не самым разумным начинанием.

Также на судьбе проекта Kupchak Landship могло негативно сказаться окончание Первой мировой войны. До самого конца конфликта военные Великобритании, Канады и других стран проявляли большой интерес к перспективной боевой технике, однако завершение боев и последующее подписание мирного договора привело к известным последствиям. Финансирование армий уменьшилось, а кроме того, сократилась потребность в новых боевых машинах. Многие проекты разного рода, ранее представлявшие определенный интерес, были закрыты.

Нельзя не отметить, что проект С. Купчека также имел ряд серьезных технических проблем, вполне способных помешать его успешной реализации. Некоторые из недостатков были прямо связаны с предложенным подходом к проектированию и выбранной архитектурой конструкции. Как следствие, их нельзя было бы устранить без самой серьезной переделки проекта. Получившаяся боевая машина, в свою очередь, имела бы лишь ограниченное сходство с изначально предлагавшимся танком.

Прежде всего, следует подвергнуть критике не самую удачную конструкцию корпуса. Проект решал основные задачи, но при этом оставлял достаточно много пустого места, прикрытого достаточно тяжелой броней. Как следствие, конструкция получалась перетяжеленной. Использованная компоновка не смогла бы себя оправдать. Переднее боевое отделение с тумбовой установкой ограничивало углы наведения и по общей эффективности серьезно уступало уже известным орудийным башням. Среднее расположение отделения управления, в свою очередь, серьезно затрудняло работу водителя.

При использовании подходящего двигателя танк Kupchak Landship мог иметь достаточную удельную мощность, но потенциально высокая подвижность исключалась из-за неудачной конструкции ходовой части. Пара колес большого диаметра и три опорных катка с пружинной подвеской на каждом борту вряд ли могли бы иметь прочность, соответствующую массе всей конструкции. Кроме того, такая ходовая часть не смогла бы обеспечить приемлемую мягкость хода. Малая ширина гусеницы привела бы к сокращению удельного давления на грунт с понятными последствиями для проходимости.

Таким образом, в предложенном виде проект тяжелого «сухопутного корабля» за авторством Стефена Купчека имел массу проблем, в том числе принципиально неразрешимых. Уже на стадии анализа технического предложения стало ясно, что необычный проект не имеет никаких реальных перспектив. Конструктору-энтузиасту отказали в поддержке, и оригинальный тяжелый танк остался на бумаге. Одна из первых канадских попыток создания собственного танка не привела к реальным результатам.

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://landships.info/
https://thearmoredpatrol.com/
http://ftr-wot.blogspot.fr/

Официальное обозначение: “Ram”
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1941-1943 гг., построено 1949 единиц.

Предисловие

Неожиданная, но вполне закономерная, потеря большей части танков Королевского Танкового Корпуса Великобритании в срочном порядке заставила искать пути для восполнения потерь. Собственных производственных мощностей было явно недостаточно и к работе начали подключать ресурсы находящиеся в заморских владениях. В промышленном отношении самым развитым из доминионов была Канада. К 1940 году на её территории уже действовали сборочные цеха фирмы Monreal Lokomotive Work, которая, являясь дочерним предприятием концерна American Locomotive Company, должна была заниматься сборкой американских танков.

Вообще планы были огромными. После совещания представителей военных ведомств США и Великобритании был намечен выпуск 1000 средних танков ежемесячно с началом поставок готовой продукции не позднее мая 1942 года. Несколько ранее британское правительство решило использовать канадские предприятия для собственных нужд и переименовало Monreal Lokomotive Work в Canadian Tank Arsenal. В итоге канадская военная промышленность начала поставлять и . Но этого было мало.

Незадолго до переориентации производства MLW получила полный пакет документации для выпуска средних танков М3, имевший британское обозначение “Lee”. В текущем виде “американец” далеко не полностью устраивал Королевский Танковый Корпус и в экспортном варианте под обозначением “Grant” он получил новую башню и частично измененное внутреннее оборудование. Канадские инженеры решили пойти дальше и радикально доработать конструкцию М3 под британские стандарты, превратив его в более полноценный танк крейсерского типа. Танк получил название “Ram” , что дословно переводится с английского как “баран”. Сам факт привлечения к работе канадских специалистов уже говорил о многом – фактически это было признание не только мощности предприятий, но и опыта конструкторских коллективов.

История создания танка “Ram”, 1938-1945 гг.

Объём и направление доработок определили сразу. Размещение 76,2-мм пушки в бортовом спонсоне и огромная высота американского танка явно не входили в число достоинств М3. Отсюда следовало, что корпус и башня были нужны абсолютно новые.

Сравнительно с ранними вариантами М3 имевшими клепаный или сварной корпус канадского танка подвергся радикальным изменениям. Прежде всего, он отличался цельнолитой верхней секцией немного уменьшенной по высоте. В передней части установку орудия в бортовом спонсоне полностью ликвидировали, а её место занял прямоугольный люк со смотровой щелью откидывающийся вверх. Таким образом, место водителя и органы управления танком размещались теперь справа. С левой стороны, где находилось место радиста, установили небольшую цилиндрическую башенку с одним 7,62-мм пулеметом Colt-Browning M1914, заимствованную от танка М3. С рациональной точки зрения такое конструктивное решение труднообъяснимо, поскольку углы вращения башенки были весьма ограниченными. Тут явно прослеживается аналогия с крейсерским танком , но зачем этот анахронизм надо было использовать на канадском танке остаётся не совсем понятным. Не исключено, что свою роль сыграл “корпоративный дух” с британскими танкостроителями. Также спереди монтировались элементы трансмиссии. Важной особенностью танка “Ram” была усиленная до 87 мм лобовая броня.

Боевое отделение, занимавшее среднюю часть корпуса, сохранило компоновку от М3. В бортах выпуклой формы, с сильно развитыми нишами нависавшими над гусеницами, оставили эвакуационные люки. Внутри корпуса размещался боекомплект из 92 выстрелов и часть оборудования, а на крыше была установлена башня увеличенных размеров. В её наклонном лобовом бронелисте был выполнен прямоугольный вырез под установку 2-х фунтового орудия (Ordnance QF 2 pounder, метрический калибр 40 мм) с боезапасом 171 выстрел. Рядом, с левой стороны, находился башенный 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1914. Также была предусмотрена возможность установки зенитного пулемета Colt-Browning M1919A1 на крыше башни. Борта, как и задняя стенка башни, были практически вертикальными и ближе к кормовой части в них установили по одному смотровому прибору. На крыше находился круглый командирский люк и вывод под антенну радиостанции. Экипаж танка теперь состоял из 5 человек: командир, водитель, заряжающий, артиллерист и радист-пулеметчик.

В задней части корпуса располагался 9-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R-975 максимальной мощностью 400 л.с., система охлаждения, топливные и масляные баки. Ходовая часть почти без изменений перешла от танка М3 образца 1940 года. Применительно на каждый борт имелось по три тележки с пружинной амортизацией. Конструктивно тележка состояла из следующих компонентов: два обрезиненных опорных катка подвешивались на маятнике с помощью напряженных горизонтальных спирально-винтовых пружин, защищенных бронекожухом. На верхней части тележки монтировался ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы. тележка в сборе крепилась к нижнему бортовому бронелисту корпуса при помощи болтов. Гусеница собиралась из стальных траков с резиновыми вставками, имевшими ширину 406 мм.

Первый прототип танка “Ram” сошел со сборочного конвейера уже 30 июня 1941 года. Танк сразу же был отправлен в тренировочный центр в Кингстоне, где прошел усиленные испытания. Некоторую заинтересованность в танках “Ram” выразили и американцы. В том же году велись переговоры о поставке одного танка для испытаний и 18 июля “пилотный” образец был отправлен на Абердинский танковый полигон. Повторные испытания в США также прошли без особых проблем, и в октябре 1941 года “Ram” снова вернулся в Канаду.

Как и следовало ожидать канадский вариант, по некоторым параметрам, оказался лучше американского М3, так что в скором времени был оформлен первый контракт CDLV 283 на производство 50 танков модификации Mk.I. Согласно плану производства крейсерских танков, утвержденного 28 июля 1941 года, график выпуска “Ram” Mk.I был следующим: июль – 2 дополнительных прототипа, август – 3 первых серийных танка, сентябрь – 7, октябрь – 17, ноябрь – 22 и декабрь – 48. Таким образом за вторую половину 1941 года предполагалось построить 99 танков, однако в скором времени заказ скорректирован в сторону уменьшения.

Поставка серийной продукции состоялась в апреле-августе 1942 года, но в виде полноценных танков “Ram” первого варианта прожили недолго. Несмотря на некогда мощное бронирование танк морально устаревал. Спустя полгода после его появления вермахт уже успел обзавестись значительным количеством танков Pz.IV модификаций Ausf.F2 и Ausf.G вооруженных 75-мм длинноствольной пушкой. Вдобавок, американцы смогли наладить поточное производство танков М4 “Sherman” и необходимость в аналогичной машине, к тому же оснащенной более слабым орудием, оказалась излишней.

Использовать свои танки в боях канадцы так и не решились. Собственно, их главной задачей с первого дня появления стало обучение танковых экипажей. Из 50 собранных танков только 10 остались в Канаде, а остальные были отправлены в Великобританию и попали в танковые школы. Отзывы о “Ram” Mk.I были, в целом, положительными. Эти машины обладали небольшим количеством дефектов, но когда подсчитали стоимость каждого танка (а она составила, в зависимости от комплектации от 50.000 до 100.000$), то решили, что производство Mk.I является слишком дорогим удовольствием. И всё же, выпуск танков “Ram” был продолжен, но уже в модифицированном виде. В рамках трехстороннего соглашения на предприятиях Monreal Lokomotive Work предстояло собрать 1350 танков “Ram” Mk.II.

От первого варианта Mk.II отличались измененным вооружением – вместо явно устаревшей 40-мм пушки танк получил более мощное орудие калибра 57-мм (Mk.II Ordnance QF 6 pounder). Боекомплект правда уменьшили до 92 выстрелов. Также была демонтирована передняя пулеметная башня, вместо которой применили обычную шаровую установку установленную в удлиненной рубке, что также стало характерной особенностью “Ram” Mk.II. Танки собранные по последнему контракту получили корпуса без бортовых люков и 57-мм пушки Mk.III Ordnance QF 6 pounder с удлиненным стволом.

Вторая и последняя модификация “Ram” была выпущена в количестве 1898 (по другим данным – 1094) танков. Поставки серийной продукции были полностью завершены 11 августа 1943 года. Наиболее интересным моментом является тот факт, что из этого числа только 277 танков остались в Канаде, а 1671 танк отправили в Великобританию. По данным Департамента боеприпасов и обеспечения (Department of Munitions and Supply) всего было построено 1949 танков “Ram” всех модификаций, что на один больше, чем указано в армейских списках.

В боевых действиях ни одному танку “Ram” принять участия не удалось. Даже после появления модификации Mk.II канадская машина явно уступала немецкими средним танкам типа Pz.Kpfw.IV, так что её боевая ценность была бы невысокой. Основной задачей канадских “баранов” стало обучение танковых экипажей по обе стороны океана. В этом качестве танки использовались чуть более года, причем по меньшей мере один “Ram” был доработан для обучения водителей. С этой машины была снята башня, но вырез не “зашивался” как в случае с БТР, а накрывался просторной трехместной кабиной.

Тем не менее, большинство “Ram” в течении 1943-1944 гг. было переделано в различные вспомогательные машины. Остальные “Ram’, формально ещё остававшиеся “крейсерскими” продолжали свою службу в качестве учебных – окончательные вывод канадских танков из эксплуатации начался в июле 1945 года.

Вариабельность конструкции Модификации танка “Ram”, 1942-1945 гг.

В силу объективных причин танкам “Ram” не пришлось “понюхать пороху”, но зато они послужили хорошей основой для различного рода гусеничных бронемашин, без которых не могли обойтись ни танковые войска, ни пехота.

“Ram Kangaroo” – вообще название “кенгуру” присваивалось всем бронированным вспомогательным машинам, базой для которых послужили как американские танки М3 так и, соответственно, канадские “Ram”. Не трудно догадаться, что переделка танка в БТР (он же БРЭМ и артиллерийский тягач) сводилась к следующим действиям. Башня с вооружением полностью демонтировалась, вырез в корпусе закрывался круглой бронеплитой в которой, со смещением вправо, выполнялся более вырез меньшего диаметра под установку пулеметной башенки. После демонтажа внутреннего оборудования и сокращения экипажа до водителя и командира внутри боевого отделения можно было разместить 11 солдат.

Процесс переделки танков в БТР начался в конце 1943 года, когда боевая ценность любой из модификации “Ram” ставилась под большое сомнение. Впрочем, танки стали прибывать на склады ещё раньше – в июле.

Именно в таком виде первые “Ram” прибыли в Европу после высадки союзников в июне 1944 года. Сколько именно канадских БРЭМ было доставлено во Францию сейчас сказать проблематично, но вполне вероятно, что их было не менее 100 штук. В конце 1944 года большинство из канадских “кенгуру” стали отводить в тыл, но некоторые машины продолжали служить вплоть до капитуляции Германии.

“Ram” ARV – бронированная ремонтная машина (armored recovery vehicle). Модификация ARV представляла собой тот же серийный танк оснащенный дополнительным внешним оборудованием. Так, бывшие танки Mk.I получили лебедочный механизм установленный на крыше моторного отделения, а танках Mk.II, кроме этого, настоящую башню заменили на макет.

“Ram” ARVE – более глубокая модернизация, приведшая к созданию бронированной инженерной машины (Armoured Recovery Vehicle, Engineers). В качестве основы послужил танк модификации Mk.II, на котором вместо демонтированной башни была установлена бронированная рубка с макетом орудия и размещено дополнительное инженерное оборудование и компоненты ремонтных комплектов.

“Ram” BARV – специализированная “пляжная” модификация БРЭМ (Beach Armored Recovery Vehicle), отличавшаяся от ARV наличием высокой и длинной бронированной рубки вместо башни. Доработки проводились на танке с серийным номером СТ40322 по аналогии с американским “Sherman” BARV. Готовились эти машины для предстоящей высадки в Нормандии, однако впоследствии от канадского варианта отказались.

Ram Gun Tower – бронированный тягач для буксировки 17-фунтового (76,2-мм) противотанкового орудия Ordnance QF 17 pounder. Как правило, это были обычные танки “Ram” Mk.II с демонтированными башнями и буксировочным крюком. В этом качестве использовалось несколько десятков бывших танков “Ram”.

Сравнительно массовой модификацией стал бронированный командно-наблюдательный пункт C/OP (Ram Tank Command/Observation Post, но иногда можно встретить и другие обозначения, например Ram OP/Command ). В зарубежных изданиях указывается, что в период с конца 1943 до января 1944 года в общей сложности было переделано 84 танка «Ram» Mk.II. С танков снималась 57-мм пушка и заменялась её муляжом, а на освободившемся месте монтировалось дополнительное радиооборудование. Часть машин C/OP была передана в состав 15-й и 23-й полевых полков 4-й танковой дивизии. Как можно догадаться, использовались эти машины офицерами передового наблюдения (Forward Observation Officers), при этом экипаж увеличивался до 6 человек.

Не обошли стороной и огнеметную модификацию. Машин такого типа канадская армия до Второй Мировой войны не получала вообще, поэтому не удивительно, что на базе «Ram» Mk.II решили создать огнеметный танк. Первый опытный образец, как это ни странно, ранее уже был переделан в «Kangaroo», но в 1944 году его ещё раз модифицировали. Верхняя пулеметная башенка оставалась без изменений, но в шаровой установке корпуса монтировался огнемет Ronson «Wasp II» (такой же, как на транспортерах Universal Carrier). Танк получил название «Ram Badger» (в некоторых источниках “Ram Wasp” ) и в целом удовлетворял требованиям военных. Сведения о количестве построенных машин отсутствуют. Не исключено, дело ограничилось только опытными образцами. Также приводятся данные о том, что в скором времени появилось более рациональное решение – огнемет был перемещен в башню, соответственно, орудие при этом демонтировалось.

Ещё одной “командной” модификацией стал “Ram” GPO – это были специализированные танки предназначенные для артиллерийских наблюдателей (Gun Position Officer), во многом соответствовавшие варианту ОР, но оснащенные дополнительным оборудованием. В частности, на GPO устанавливалась система связи типа Tannoy.

Кроме того, танки “Ram” послужили базой для нескольких экспериментальных машин, причем не только вспомогательных. Как и в США после появления известий о новых немецких танках канадские инженеры приступили к разработке противотанковой самоходной установки. В общем-то не удивительно, что для этого был выбран танк “Ram”, а если быть более точным – его шасси. В качестве образца для подражания послужил широко известный американский “истребитель танков” М10. Для самоходки был сделан новый корпус, который был практически аналогичен М10 с незначительными изменениями. Башня также была новой, открытой сверху, с рациональными углами наклона вертикальных бронелистов. Вооружение САУ состояло из одной 3-дюймовой (76,2-мм) противотанковой пушки. В целом, был получен практически полный аналог М10, производство которого можно было без проблем развернуть на канадских предприятиях, но с 1943 года серийно уже выпускалась американская самоходка и необходимости в её канадской версии не ощущалось.

Также была предпринята попытка превратить “Ram” в зенитную самоходную установку. В данном случае доработки были менее радикальные, хотя внешний облик машины сильно изменился. Танковая надстройка корпуса полностью срезалась до уровня гусениц и заменялась более низкой, полностью закрывавшей только моторное отделение. На месте башни, на тумбовой установке, размещалось 3,7-дюймовое зенитное орудие. От пуль и осколков зенитчиков защищал пятигранный щит с передними скошенными панелями. Насколько можно судить ходовые испытания прошли успешно, а вот на огневых зенитный вариант “Ram” выглядел не столь хорошо. В результате проект был закрыт, тем более, что к тому времени те же американцы взялись за сборку ЗСУ аналогичного типа.

Помимо этого шасси танка “Ram” послужило основой для создания самоходной установки “Sexton” . На этот раз заказчик в лице британского правительства был кровно заинтересован в приобретении САУ оснащенной отечественным орудием, а не американским. Как следствие, вместо 105-мм гаубицы М2А1 была установлена британская 25-фунтовая гаубица (калибр 87,6-мм) в новой неподвижной рубке. Первые 125 самоходок (включая один прототип) строились как-раз на базе танка “Ram” и получили название “Sexton”I. Все остальные серийные САУ оснащались ходовой частью от танка “Grizzly” (адаптированная канадская версия М4А1). Для подвозки боеприпасов к огневым позициям самоходок дополнительно разработали транспортер под названием “Wallaby” , представлявший собой ещё одну вариацию танка “Ram” с демонтированной башней.

Ещё одной модификацией, также не ставшей серийно, стал мостоукладчик. Для доработок был выбран танк “Ram” Mk.II, который оборудовали мостом (крепился в передней части корпуса на уровне верхней ветви гусеницы) и тросовым механизмом спуска.

В середине войны история развития танка “Ram” получила весьма неожиданное продолжение. В марте 1943 года была генштаб канадской армии посчитал, что танковым частям необходимо иметь более легкий крейсерский танк, чем аналог . По всей видимости, чтобы не сбивать темп производства, было решено разработать облегченную версию того же “Ram”.

Новый танк, получивший название “Sheep” (“Овца”) , отличался меньше толщиной бронелистов и модифицированным корпусом. В общем-то, определенный смысл в появлении такого танка был, но фактически облегченный “Sheep” занимал бы промежуточное положение между “Ram” и американским М5 “Stewart”. Немного поразмыслив был сделан вывод, что тратить средства на постройку даже одного прототипа будет неразумно, в виду наличия аналогичных боевых машин, и этот проект был закрыт всего через несколько месяцев. Успели построить только полноразмерный деревянный макет, который был установлен на шасси грузового автомобиля Ford 15-cwt.

В 1941 году канадской промышленностью, осваивавшей выпуск американских танков М4 "Шерман" , был создан собственный вариант этой машины - танк "Рэм". Шасси и компоновка этого танка были выполнены, как на М4. На первой модификации "Рэм" слева от места водителя устанавливалась пулеметная башенка, а в бортах корпуса были предусмотрены входные люки. На второй модификации - носовой пулемет установлен в шаровой установке в лобовом листе корпуса, а боковые люки упразднены. Танк поступил на войсковые испытания, но каких-либо преимуществ по сравнению с М4 не продемонстрировал. Вооружение его - 57-мм пушка, было признано недостаточным. Шасси было использовано для создания многочисленных специальных машин, которые широко использовались во время второй мировой войны: командирский танк "Рэм", зенитная самоходная установка "Скинк" со счетверенной системой 20-мм пушек "Полстен", бронетранспортер "Рэм Кенгуру" и т.д.

До начала Второй мировой войны считалось, что канадская промышленность не сможет самостоятельно развернуть танковое производство, и не ожидалось, что война приведет к появлению новой отрасли в стране. К началу войны канадские танковые части были оснащены британской техникой. Однако военные успехи Германии при вторжении в Польшу, а вскоре во Францию и Фландрию потребовали расширения производства машин для Британии. Весной 1940 г. "Канадиэн Пасифик" получила британский и вслед за ним канадский заказы на "Валентайн", последние предназначались для Канадской танковой бригады. Поражение Франции, опасность германского вторжения на Британские острова привели к наращиванию производства бронемашин и другого военного снаряжения в Канаде, а формирование двух канадских бронетанковых дивизий летом 1940 г. увеличило суммарный заказ до 1000 крейсерских машин. Серьезная нехватка танков в Великобритании не оставляла надежды на то, что их производство можно наладить вне Объединенного Королевства. В то же время американское танкостроение, хотя и расширялось, не могло удовлетворить потребности Канады.

Тогда приняли решение создать Танковый арсенал в Канаде под руководством фирмы "Монреаль Локомотив Воркс" с помощью ее материнской фирмы - "Америкэн Локомотив". Затем решили, что основой машин канадского производства будут американские, пока еще опытные М3, что привело к экономии времени. К осени 1940 г. стало ясно, что многие технические решения, внедренные в М3 американской артиллерийско-технической службой не удовлетворят британских и канадских пользователей - в частности высокий силуэт, размещение основного вооружения в спонсоне, недостаточная броневая защита и отсутствие радиостанции в башне. После долгих обсуждений межведомственный Танковый комитет решил в январе 1941 г. продолжить разработку канадской машины с использованием узлов и агрегатов М3, но с корпусом и башней, соответствующими канадским требованиям, и с основным вооружением британского образца. Эта машина стала известна под названием "Рэм" (семейное прозвище генерала Ворсингтона, командовавшего канадскими бронетанковыми войсками). Ответственность за разработку возложили на "Монреаль Локомотив Воркс" при руководстве со стороны канадского Управления снаряжения и снабжения, с консультациями с Британской танковой миссией в Америке и министерством государственной обороны.

Ходовой прототип построили в июне 1941 г., а доводка продолжалась в течение года. Получение броневых плит в Канаде, их термическая обработка, формовка и машинная обработка вызывали большие трудности, которые облегчались поставкой башен и литых верхних частей корпуса американской фирмой "Дженерал Стил Кастингс". Планировалось использовать установку с 6-фунтовой (57-мм) пушкой британского образца, но не успели, поэтому маску и механизм наведения разработали в Канаде. Пока осваивалась в производстве орудийная установка с 6-фунтовой пушкой, первые пятьдесят машин вооружили 2-фунтовой (40-мм) пушкой и назвали "Рэм" Мк I. Серийные танки с 6-фунтовым орудием получили обозначение "Рэм" Мк II, их полномасштабное производство началось в январе 1942 г. Летом 1941 г. опытную модель "Рэм" передали Армии США, испытав на Абердинском полигоне с британским экипажем и под наблюдением офицера американской артиллерийско-технической службы. Американский Т6 (прототип среднего М4) имел некоторые черты, подобные "Рэм", особенно примечательными были форма корпуса и люки-лазы в бортах. Однако большинство совпадений были практически случайными. При создании Т6, как и "Рэм", старались устранить недостатки, присущие среднему танку М3.

"Рэм" не применялись в боевых условиях, большинство из них использовалось только в качестве учебных в Канаде или Великобритании. Многие танки впоследствии переделали в специальные машины - прежде всего, в БТР типа "Кенгуру", - описанные ниже. "Рэм Кенгуру" снабдили батальоны БТР 79-й бронетанковой дивизии в ходе кампании в Северо-Западной Европе. Они стали первыми гусеничными БТР типа "Кенгуру", использовавшимися в большом количестве британскими войсками. Эти машины оставались на вооружении в течение ряда лет и после войны. Пока не появились специально разработанные БТР.

Шасси "Рэм" повторяло по конструкции американские с подвеской с вертикальными спиральными пружинами. Нижняя часть корпуса собиралась из бронелистов клепкой, а верхняя, как и башня, - отливалась из броневой стали. Двигатель, как и на М3 - "Континенталь" R-975. "Рэм" Мк II имел гироскопический стабилизатор основного вооружения и герметизированный погон башни. Привод поворота башни - гидравлический. Гусеницы были канадской разработки, известной под маркой СDP, и в целом превосходили стальные и обрезиненные, выпускавшиеся для средних танков серии М4, были проще и дешевле в производстве, обеспечивали лучшее сцепление.

Некоторые усовершенствования и модификации вводились в "Рэм" и по ходу их производства. Так появился вентилятор для охлаждения масла в трансмиссии, устранили бортовые люки-лазы и пулеметную башенку, лючки для стрельбы из личного оружия в башне, добавили эвакуационный люк в днище и модифицировали двигатель под бензин с октановым числом 80. Общий выпуск "Рэм" II составил 1094 машины.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5790 мм

ширина

2870 мм

высота

2670 мм

Экипаж

5 человек

Вооружение

1 х 57 -мм пушка 2x7, 62-мм пулемета

Боекомплект

70 снарядов 4250 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Форд", тип GАА-V8

Максимальная мощность

500 л.с.

Максимальная скорость

40 км/час

Запас хода

160 км

Танк "Рэм". Модификации

  • БТР "Рэм Кенгуру" . Башня с вооружением и часть оборудования снимались, что позволяло размещать до 11 пехотинцев. На каждом борту корпуса крепились поручни и ступени.
  • Бронированный артиллерийский тягач "Рэм". Для буксировки 76-мм ПТП. Расчет и боекомплект перевозились в машине. Аналогичен "Кенгуру".
  • Транспортер боеприпасов "Рэм". Машину, известную как "Уоллоби" ("кенгуренок"), переделали из танка подобно "Кенгуру", но приспособили под боеукладку для 87,6-мм выстрелов для САУ "Секстон".
  • "Рэм" ОР/командирский , переделанный из "Рэм" II. Машина оснащалась муляжом пушки, дополнительной радиостанцией, антеннами и катушками для прокладки телефонного кабеля. В 1943 г. выпущено 83 машины.
  • "Рэм" GРО . Подобен "Рэм" ОР, но с оборудованием, включавшем громкоговоритель "Тэнной" для старших офицеров батарей в полках самоходных орудий.
  • БРЭМ "Рэм" АRV Мк I. "Рэм" Мк I, переделанный в БРЭМ с лебедкой.
  • БРЭМ "Рэм" АRV Мк II . "Рэм" Мк II с муляжом башни с орудием, передней (съемной) и задней стрелами, сошником. Основные характеристики близки БРЭМ "Шерман" АКV Мк II.
  • Инженерная машина "Рэм" АVRЕ ("бронемашина Королевского инженерного корпуса"). Две машины переделали в 1943 г. В качестве стандартной машины АVRЕ выбрали переделанный "Черчилль", а "Рэм" оставили в резерве.
  • ЗСУ "Рэм" QР . В конце 1942 г. предприняли попытку создать самоходное шасси для 94-мм зенитной пушки. Испытали различные варианты установки, включая экранированную щитами. После испытания проект остановили.
  • Самоходный огнемет "Рэм" . Небольшое количество БТР "Кенгуру" переделали в Канаде под огнеметное оборудование "Уосп" II. Известен также как "Бэджер" ("Барсук").
  • "Рэм" с 75-мм пушкой . Испытывалась одна машина с американским 75-мм орудием М3. Проект остановили.
  • Самоходный прожектор "Рэм Сечлайт" . Войсковая переделка 1945 года с установкой на "Рэм Кенгуру" 1016-мм прожектора и с электрогенератором для освещения ВПП и т.п. во фронтовой зоне для ночных операций.

Источники:

  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Chris Ellis, Peter Chamberlain - AFV No. 13 - Ram and Sexton;
  • R. P. Hunnicutt. Sherman. A history of the American Medium Tank;
  • Roberts, Paul - The Ram - Developments and Variants.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то