Десантный катер. Отечественное оружие и военная техника Малые десантные катера

Десантные катера проекта 11770

Десантные катера проекта 11770 «Серна»
Основная информация
Класс корабля Десантный катер
Государство флага Россия
Принадлежность к ВМС ВМФ России
Верфь Судостроительный завод «Волга»
Число построенных кораблей серии 8
Число действующих кораблей серии 8
Параметры
Тоннаж (полный) 61 тонна (без груза),
99,7 (или 105) тонн (с грузом)
Длина наибольшая 25,8 м. (по ватерлинии - 23,65 м.)
Ширина наибольшая 5,8 м. (по ватерлинии - 5,7 м.)
Высота 9,6 м. (от ОП до мачты)
Осадка (без ГАС) без груза - 0,42 м (нос), 1,48 м (корма),
с грузом - 1,16 (нос), 1,52 (корма)
Технические данные
Силовая установка 2 дизеля М503А
Мощность 8000 л. с.
Скорость максимальная 30 узлов (27 узлов при 3 баллах),
8 узлов (при 5 баллах).
Дальность плавания 600 миль на 29 узлах (до 2 баллов)
Автономность плавания 1 сутки
Экипаж 5 человек
Вооружение

Десантный катера проекта 11770 (шифр «Серна») - российские десантные катера предназначенные для транспортировки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 т, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека), что превышает показатели других кораблей аналогичного класса.

История разработки

Десантный катер проекта 11770 был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород).

Конструкция

Особенностью десантного катера данного проекта является то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов. Еще одна особенность данного проекта десантных катеров - это их движитель. Вместо привычных винтов десантные катера проекта 11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водометным движителем - ВВД. В отличие от традиционного водометного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала. ДКА оснащен двумя дизелями марки М503А мощностью 4000 л. с. (2940 кВт) каждый при расходе топлива 165 г/л.с. час.

Корпус катера выполнен из алюминия. Высота борта у форштевня - 3,45 м, у миделя − 2,9 м. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов в пункты морского побережья на удаление до 600 миль, но при этом масса грузов не должна превышать 29 тонн.

Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов. Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.

Вооружение у катеров отсутствует.

Десантная вместимость

«ДКА-144» был построен в в 2007 году на ОАО «Судостроительный завод „Волга“», и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 г. десантный катер «ДКА-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер "Д-107" шифр "Серна". Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок.Десантный катер "Д-107" заложен на стапеле ОАО "Восточная верфь" г. Владивосток - 11 декабря 2008 года, спущен на воду - 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

Название Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
Д-67 (Нижний Новгород) №801 1.07.1993 21.06.1994 30.12.1994 Балтийский флот В строю.
Д-156 ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) №802 29.12.1999 Каспийская флотилия В строю.
Д-131 ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) №803 30.12.2002 Каспийская флотилия В строю.
Д-172 ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) №804 2005 Каспийская флотилия В строю.
Д-144 ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) №805 19.02.2008 Черноморский флот В строю.
Д-56 ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) №806 12.2008 Каспийская флотилия В строю.
Д-107 Восточная верфь №3001 11.12.2008 15.04.2010 4.06.2010 Тихоокеанский флот В строю.

На экспорт были поставлены 3 таких катера:

ОАЭ: две единицы;

Эстония: 1 единица Пр.11770 в 05.1995: патрульный катер БОХР Тиир 104 вст.1995. 1х2 14,5 мм. С 2011 гражданский.

Один катер проходит испытания на Севере. Еще два катера проходят заводские испытания на ОАО «Судостроительный завод «Волга». В первой половине 2013 г. катера будут переданы в состав Каспийской флотилии

Примечания

Ссылки

  • Десантный катер «Серна» на сайте ФПГ «Скоростной флот»
  • Три каатера проекта 11770 войдут в состав Каспийской флотилии в 2013 г.

Десантные операции на сегодняшний день являются одними из самых основных и часто используемых способов ведения боевых действий. В эпоху господства на поле боя авиации и ракет, овладение береговыми плацдармами должно осуществляться быстро и стремительно. Скорость во время проведения десантной операции становится ключом к успеху. Чем быстрее в зону высадки будут доставлены войска и военная техника, тем больше шансов не только закрепиться на плацдарме, но и развить успех. Российские моряки в этом плане имеют самое современное и самое подготовленное техническое оснащение. Сегодня огромную роль в проведении десантных операций играют специальные суда – десантные катера проекта 21820 типа «Дюгонь».

Основная сфера применения и боевые возможности десантных катеров

С быстрой доставкой боевых подразделений и военной техники на плацдарм могут справиться далеко не все военные флоты в мире. Иметь мощные боевые корабли в составе флота – это еще не значит иметь возможность внезапно атаковать и захватить объекты на берегу. Основную черновую работу в этом плане выполняют десантные суда, и чем быстрее осуществляется доставка боевых подразделений на берег, тем успешнее будет проведена вся военная операция. Огромный боевой опыт в проведении подобных войсковых операций имеют российские военные моряки, использующие до настоящего времени десантные катера типа «Серна». Однако время не стоит на месте. Меняется тактика проведения десантных операций, меняется количественный и качественный состав десантируемых подразделений. На сегодняшний день назрела необходимость использовать для десантирования более вместительные и более скоростные суда.

Десантные суда проекта 11770 мобильны и обладают хорошими амфибийными характеристиками. Единственными требованиями, которым не отвечали десантные катера этого типа — малая вместительность и недостаточная скорость. Это и послужило толчком к созданию новых десантных судов, имеющих превосходные боевые характеристики. Проект 21820 типа «Дюгонь» стал следующим шагом на пути переоснащения военно-морских сил специальными средствами для проведения десантных операций.

Новый транспортно-десантный корабль должен быстро доставить на берег не только полноценное боевое подразделение морской пехоты со всем штатным набором легкого и тяжелого вооружения, но и бронированную технику. Способствовать успеху будет высокая скорость хода, большая дальность плавания (до 500 км) и наличие штатного вооружения на корабле. Данные характеристики делают такие корабли исключительно важными плавсредствами для действий современного флота.

Рождение десантных катеров проекта 21280

Новые корабли проекта 21820 представляют собой малые десантные суда, способные действовать на реках и на море в ближней морской зоне. Разработчиком проекта является ОАО «ЦБК по СПК им. Алексеева» — лидер среди отечественных компаний по разработке и проектированию специальных плавсредств и судов на воздушной подушке.

Для справки: ЦКБ им. Алексеева является единственным в мире действующим предприятием, которое способно создавать самые совершенные и современные суда на подводных крыльях. Настоящим прорывом в деятельности конструкторского бюро стало появление еще в далеких 60-х годах гигантского экраноплана «Каспийский монстр». По чертежам и проектам нижегородских конструкторов было построено более 8 тыс. судов на подводных крыльях самых разных классов и типов, как для гражданского флота, так и для военных нужд.

Новое судно разрабатывалось на основе проектной документации десантных катеров типа «Серна», которые до последнего времени не имели аналогов в мировом кораблестроении. Вобрав в себя все самое лучшее от предыдущего проекта, новый корабль должен был стать совершенной боевой единицей.

Особенностью конструкции является искусственно создаваемая на днище корабля воздушная каверна. Подобный гидродинамический принцип поддержания судна на плаву во время движения был известен и ранее, однако только на катерах «Дюгонь» получил практическую реализацию. Суда с воздушной каверной имеют большую грузоподъемность, сохраняя при этом небольшие размеры и высокую скорость передвижения.

Это техническое новшество позволяет добиться существенного увеличения скорости движения судна, одновременно с этим обеспечивая экономичный режим работы двигателей.

Проект 21820 предусматривает строительство десантного судна большего водоизмещения. Соответственно увеличена вместимость корабля и его грузоподъемность. К высоким скоростным характеристикам добавилась значительная дальность плавания и улучшенные мореходные качества. Новшеством в новых судах является их малозаметность и наличие мощного вооружения. Катера будут оснащены двумя тумбовыми установками с пулеметами крупного калибра (14,5 мм). ПВО катера представлено переносными зенитно-ракетными комплекса «Игла».

Теперь транспортно-десантный корабль может не только доставить десантируемое подразделение к берегу, но и обеспечить огневое прикрытие десанту от атаки на море и с воздуха. При необходимости тумбовые пулеметные установки могут обеспечить огневую поддержку десанту, действуя по береговым целям.

Местом строительства новых судов стал Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде.

Программа строительства катеров проекта 21280

Программа строительства судов проекта 21820, шифр в военно-морской классификации «Дюгонь», предполагает серийное строительство десантных катеров, оснащенных воздушной каверной. В западной классификации новые российские корабли получили шифр «Dyugon». Головной корабль был заложен в 2006 году на верфи ССЗ «Волга». Транспортно-десантный катер получил номер Д-105 и звучное название «Атаман Платов», данное кораблю в честь героя Отечественной войны 1812 года.

Для справки: Казачий атаман Войска Донского генерал Платов геройски проявил себя в Бородинском сражении. Казачьи войска под его командованием внесли весомую лепту в исход Бородинского сражения. Казаки Платова участвовали во всех значимых сражениях Отечественной войны, а так же стали первыми подразделениями русских войск, которые вошли в Париж после свержения Наполеона.

Головной корабль спустили на воду в 2009 году, после чего десантный корабль вошел в состав Каспийской военной флотилии. Следом за головным судном в 2012 году на стапелях Ярославского судостроительного завода и на Восточной верфи во Владивостоке были заложены первые серийные судна. Контракт, которые подписало Министерство обороны РФ в 2011 году, предусматривал вести основное строительство 3-х десантных катеров новой серии проекта 21820 с шифром «Дюгонь», на Ярославском судостроительном заводе. Два первых десантных катера проекта 21820 «Денис Давыдов» и «Иван Карцов» вошли в 2014 году в состав действующего флота. Первый получил прописку на Балтике. Второй корабль серии был передан на оснащение морской пехоты Тихоокеанского флота.

Всем катерам было решено давать имена героев Отечественной войны 1812 года. Последние суда получили звучные названия в честь двух членов героического морского экипажа, принимавшего участие в сухопутных сражениях 1812 года.

Следующими судами подобного класса стали десантные корабли с воздушной каверной «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» так же строились в Ярославле и уже вошли в строй. Оба корабля пополнили ряды технических плавсредств подразделений морской пехоты Балтийского флота и на сегодняшний день являются самыми совершенными малыми транспортно-десантными судами в отечественном флоте. В последующих катерах были учтены все современные концепции ведения десантных операций на море, включая активные действия флота против береговых объектов.

Конструктивные особенности десантных катеров проекта 21820

Корабли этого проекта имеют водоизмещение 280 тонн, что в 4 раза больше, чем у десантных катеров типа «Серна». Соответственно катера имеют и большие размеры. Длина корпуса от носа до кормового среза составляет 45 метра, в 2 раза больше чем у кораблей проекта 11770. Осадка корабля составляет 1,9 метра, что идентично катерам типа «Серна».

Транспортно-десантный катер «Дюгонь» способен преодолевать штормовое море при высоте волн не более 3,5 м. Корпус корабля в носовой части имеет подъемно-опускной механизм – аппарель для погрузки и выгрузки личного состава десанта и транспорта. Вместимость грузового отсека составляет 3 бронированных транспортных средства типа БТР или БМП-3. Грузоподъемность катера составляет 140 тонн, что делает судно пригодным для транспортировки двух танков.

Движение корабля обеспечивается двумя мощными дизельными двигателями М507А-2Д, способными развивать суммарную мощность в 18000 л.с. Главной особенностью двигательной установки является технологическая способность дизелей работать в экономичном режиме. Дальность плавания корабля в полном боевом снаряжении и при полной загрузке составляет 500 миль. Катер способен развить на спокойной воде максимальную скорость до 35 узлов. Главным движителем на судне является водометный двигатель, спрятанный в главном корпусе. Особенностью движителя, установленного на катерах типа «Дюгонь», является то, что они могут свободно передвигаться по мелководью и в акваториях с большой засоренностью водной поверхности.

Система управления боевым судном представлена морским информационным центром МИВК 5П-08ПБ. На катерах этого проекта установлено современное навигационное оборудование и мощные средства радиосвязи. Корабль оснащен простым и надежным рулевым управлением автомобильного типа. Экипаж корабля составляет 6 человек. В зависимости от пожеланий заказчика конструкция десантного корабля может быть оснащена различными видами вооружения.

Свою высокую эффективность в бою головной корабль проекта 21820 подтвердил в ходе учений «Центр -2011».На Каспийском море в условиях штормового моря были проведены десантные мероприятия с участием катера «Атаман Платов». Катер обеспечил доставку и высадку подразделений морской пехоты на берег в полной боевой выкладке с участием бронированной техники.

На сегодняшний день принято считать корабли проекта 21820 максимально адаптированными к выполнению боевых задач современного флота. Принято решение продолжить постройку новых кораблей этого класса, которыми планируется оснастить в будущем все подразделения морской пехоты на Балтике, на Черном море и на Тихом океане. В процессе строительства в проект могут быть внесены некоторые технические изменения и новшества, увеличивающие автономность плавания и улучшающие условия транспортировки боевых подразделений.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер – Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.


Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».


Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра., осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».


Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.


Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Источники информации:
-http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2011/1121/19587666/detail.shtml
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-630.html
-http://ru.wikipedia.org

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» October 26th, 2012


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО - Dyugon) - это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер - Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта - один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». П.

Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, - скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», так же разработанный в ЦБК по судам на подводных крыльях. «Дюгонь» намного совершеннее «Серны». У него низкая заметность, большое водоизмещение позволило в разы увеличить грузоподъемность и десантовместимость, скорость, дальность плавания, мореходность, при габаритной осадке такой же, как у Серны, оснащен эффективным вооружением огневой поддержки десанта.

Современные концепции ведения боевых действий на море предусматривают активные действия военных флотов против береговых объектов, поэтому появление «Дюгонь» в составе ВМФ РФ - это повышение его боевых возможностей. На Дальнем Востоке строится второй такой корабль.





Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов»

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита - бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют - «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.


В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая - 45 метров, ширина наибольшая - 8,5 метра., осадка - 1,9 метра. Максимальная скорость хода - 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма - 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность - 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.



Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Двигатели - 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.

ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами калибра 14.5 мм.

Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Первым катером на газовой каверне был пограничный катер проекта 14081 «Сайгак».

Принцип движения судна на газовой каверне отличается от движения судна на воздушной подушке, хотя и в том и в другом случае под днище судна подаётся воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление и улучшает скоростные ка­чества судна.

Если у судов на воздушной подушке вся масса поддерживается над опорной поверхностью силами избыточного давления постоянно нагнетаемого воздуха и носит статический характер, то у судов с воздушной каверной масса на ходу поддерживает­ся динамической реакцией воды, действующей на днище. А вследствие повышения давления воздуха под днищем катера при его движении, вблизи опорной поверхности при определённой геометрии днища образовывается и удерживается воздушный пу­зырь (каверна), который играет роль воздушной смазки.

Все, кажется, очень просто, но для того чтобы воплотить эту идею в промышлен­ный образец сотрудникам ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова понадобилось много лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

А промышленный образец в виде катера проекта 14081 прошёл опытную эксп­луатацию, по результатам которой все убедились в несомненных преимуществах кате­ра с воздушной каверной. В дальнейших разработках ЦКБ «Редан» воздушная кавер­на применялась очень широко. Правда, после опытной эксплуатации катера проекта 14081 отказались от воздушного компрессора, так как выхлопных газов главного двигателя было вполне достаточно, чтобы сформировать и удерживать под днищем каверну. С тех пор все катера разработки ЦКБ «Редан» именовались катерами на газовой каверне.


Десантные катера проекта 1176 «Акула» (по кодификации НАТО - Ondatra Class) строились для Советского ВМФ и Российского ВМФ в период с 1971 по 2009 год на четырех судостроительных заводах, в том числе на судостроительном заводе в Варне, Болгария.
Десантные катера проекта 1176 «Акула» использовались как самостоятельно, так и для выгрузки десанта и техники с больших десантных кораблей проекта 1174. Большой десантный корабль проекта 1174 может принять на борт до шести катеров.
Десантные катера проекта 1176 имеют открытый трюм и носовую аппарель. Корпус катера изготовлен из стали, надстройка из алюминиево-магниевых панелей с противопульным и противоосколочным бронированием ходовой рубки.


Высокая маневренность обеспечивается двумя гребными винтами в раздельно-управляемых поворотных насадках. Это позволяет успешно выполнять десантно-транспортные операции у морского побережья, осуществлять выгрузку на необорудованный берег.
Катера проекта 1176 приспособлены для перевозки гружёной колесной и гусеничной техники, самостоятельно выходящей на берег по носовой аппарели, может буксировать другие плавсредства или использоваться для паромных переправ. Размеры открытого грузового трюма составляют: длина - 12,5 м, ширина - 3,6 м, высота борта в трюме - 2,2 м.

В период с 1971 по 2009 год различным заказчикам было передано около 40 судов данного типа, при этом в период до 1995 года для Советского и Российского флота на Азовском ССЗ (с 1993 года - ОАО «Азовская судоверфь», г. Азов) было построено 25 кораблей данного типа. Кроме того, как минимум 3 судна были построены в период с 1995 по 2009 год на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск), одно судно было построено в 2007 году на ОАО «Восточная верфь» (г. Владивосток).
По состоянию на 2016 год в составе 100-й бригады десантных кораблей Тихоокеанского флота, дислоцированной в Фокино, остаётся три катера, которые активно используются во время учений при высадке на полигоны.


Основные технические характеристики десантных катеров проекта 1176:
Водоизмещение, т: стандартное – 90, полное - 107,3;
Длина, м: 24,0;
Ширина, м: 6,0;
Осадка, м: 1,5;
Двигатели: 2 дизельных двигателя 3Д12 или 3Д12А (Д-448) или 3Д6С2 (Д-163, Д-184, Д-365) или 3Д6С2-081 (Д-57);
Мощность, л. с.: 2 x 300 или 2 x 300 (3Д6С2, 3Д6С2-081);
Движитель: 2 x ВФШ в насадке;
Наибольшая скорость хода, уз.: 11,5;
Дальность плавания, миль: 330, с дизелями 3Д6С2, 3Д6С2-081 – 1400 (при скорости хода 10 уз.);
Автономность плавания, суток: 2;
Экипаж, чел.: 6;
Навигационное вооружение: навигационная РЛС «Миус» или «Дон» или «Лиман-18М1» (Д-57)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то