Что делать с венчанием. Таинство венчания в православной церкви

Венчание – это таинство, происходящее по строгим каноном, требующее от пары взвешенного решения и осознания, что нужно для этого обряда. Хочу рассказать о важных аспектах, которые стоит учесть молодоженам при организации обряда.

  • Нательные крестики
  • Кольца
  • Венчальные свечи
  • Венчальные иконы
  • Рушник
  • Платки
  • Кагор
  • Свидетельство о браке
  • Платье и обувь

На каждый из этих атрибутов нужно уделить особое внимание, поэтому расскажу о каждом из них подробно.

Нательные крестики важным правилом венчания является то, что невеста и жених должны быть крещенными, иначе священник не будет проводить ритуал.

Кольца – по древним традициям кольцо жениха было золотым, олицетворяющим солнце, у невесты же кольцо было серебряным, как символ тепла и света в доме. В современном мире такая традиция уже не является обязательной и вы можете использовать как одинаковые, так и разные кольца, всё зависит от ваших личных предпочтений.

Венчальные свечи – во время всей церемонии у пары в руках должны находиться венчальные свечи. На протяжении всего обряда они должны гореть и не гаснуть, олицетворяя тем самым свет и тепло для вашей семьи. Поэтому нужно обратить внимание на толстые и крупные свечи, ведь в среднем продолжительность обряда занимает 30 минут, а то и больше. Для удобства существуют также и подставки под свечи, чтобы воск не капал вам на руки, создавая дискомфорт.

Венчальные иконы – нужно заранее купить две иконы и освятить у батюшки. Обычно пару венчают образами Спасителя и Девы Марии. После церемонии иконы остаются у молодожён.

Рушник – в самом начале церемонии молодые должны встать на рушник, который символизирует белое небо. Хочу предупредить, что он не должен быть с узорами и прочими украшениями.

Платки – если вы решите не использовать подставки для свеч, то вам понадобятся маленькие платочки, чтобы не обжечь руки горячим воском во время обряда. Также платки понадобятся свидетелям, чтобы держать венцы во время церемонии.

Кагор – церковное вино, также являющиеся неотъемлемой частью процесса. Во время обряда жених и невеста поочередно выпивают его из чаши.

Свидетельство о браке – церкви важны гражданские законы, поэтому перед проведением церемонии нужно предоставить свидетельство о заключении брака. Исключение может составить, если церемония бракосочетания заявлена на следующий день после обряда.

Платье и обувь – здесь нет категоричных правил, невеста может быть на венчании в светском платье, но оно должно соответствовать определенным нормам, например, глубокое декольте стоит прикрыть накидкой или выбрать более скромный наряд. Обувь также может быть выбрана по своему вкусу, но хочу напомнить, что обряд происходит стоя и достаточно продолжительное время, поэтому нужно выбрать не только красивую, но и максимально удобную обувь.

Правила венчания

  1. Жених должен достигнуть возраста 18 лет, а невеста 16;
  2. Молодожены должны быть православными христианинами;
  3. Должно быть получено родительское благословение (это не является обязательным для людей достигших совершеннолетия);
  4. Венчание происходит после государственной регистрации брака;
  5. Пара должна также подготовиться духовно, совершить причастие, блюсти пост и исповедаться.

Свидетели

Одним из важных решений при подготовке венчания будет выбор свидетелей. Здесь нет слишком категоричных правил, но всё же есть вещи, на которые стоит обратить внимание:

  • Естественно, свидетели, как и все, кто будет находиться в момент венчания в церкви, должны быть крещеными и иметь на себе нательные крестики
  • Важной особенностью, на которой мне хочется заострить внимание, является то, что, становясь свидетелями, люди между собой обретают некую духовную связь, которая приравнивается к семейным узам. Поэтому пары, которые в дальнейшем хотят заключить брак, нежелательны в качестве свидетелей, так как во время обряда они свяжут себя духовными нитями, близкими к родственным узам.

В каких случаях нельзя проводить венчание

  1. Процедура недопустима среди кровных родственников (до 4 колена);
  2. Второе, третье и четвертое венчание не одобряется церковью, но разрешение на церемонию можно получить, доказав, что оба супруга не состоят в браке с другими людьми или являются вдовцами;
  3. Недопустимо для людей другой веры или атеистов;
  4. Если молодые еще не расписаны.

Здесь же хочется упомянуть, что наличие беременности не является преградой для венчания, церковь наоборот выступает за то, что ребёнок должен родиться у семьи, которая освящена Господом.

Как выбрать дату

Выбор даты венчания может стать для пары целой проблемой, ведь существуют даты, когда это делать запрещено:

  1. Православные посты (как однодневные, так и многодневные);
  2. Пасха;
  3. Церковные праздники;
  4. Сплошные седмицы;
  5. Двунадесятые переходящие и не переходящие праздники.

Гости на церемонии

На обряде венчания могут присутствовать все, кто изъявит такое желание, но и к гостям есть ряд требований

  • Все гости должны иметь на себе нательные крестики
  • Женщины не должны быть в брюках, одежда светлая и скромная.
  • Головы у женщин должны быть прикрыты платками
  • Мужчины в праздничных костюмах, если они черного цвета, должна быть надета светлая рубашка

Подготовка к венчанию уже живущим в браке

Как мной уже было сказано выше, венчание происходит только после государственной регистрации брака, отсюда и следует, что не имеет значения происходит ли обряд на следующий день после росписи в ЗАГСе или после 20 лет совместной жизни.

Но в ситуации, если вы уже женаты давно, для венчания надо предусмотреть возможные проблемы:

  • Если вовремя не было получено благословение родителей, священник может дать отказ
  • Возможна ситуация, когда в близком окружении не окажется неженатых людей, которые могли бы быть свидетелями
  • К слову, человек не должен состоять в браке больше повторно, это также может привести к отказу церкви проводить церемонию (но хочу отметить, что в современном мире церковь стала более лояльна в этих вопросах)

Планируя венчание, настоятельно рекомендую учесть описанные ранее советы и правила, тогда это волнующие событие пройдёт спокойно и принесёт лишь хорошие эмоции. Но главное помните, ведь это не просто праздничный ритуал, это большая ответственность!

Среди таинств православной церкви особое место занимает обряд венчания. Соединяясь в брачный союз, мужчина и женщина дают друг другу клятву верности во Христе. В этот момент Бог скрепляет молодую семью как единое целое, благословляет на совместный путь, рождение и воспитание детей по законам православия.

– важный и ответственный шаг для верующих православных людей. Пройти через таинство просто ради моды или красочных воспоминаний об эффектной церемонии нельзя. Обряд проводится для воцерковленных, то есть крещеных по правилам православия людей, осознающих всю важность создания семьи во Христе.

На сакральном уровне муж и жена становятся единым целым. Батюшка читает , призывает Бога, просит у него милости для вновь созданной семьи стать Его частью.

В православии есть понятие: семья – Малая церковь. Муж, глава семьи – прообраз священника, самого Христа. Жена – Церковь, обрученная Спасителю.

Зачем нужно для семьи: мнение церкви


Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:

  • взаимную поддержку в бытовых тяготах;
  • совместное духовное развитие;
  • воспитание друг друга;
  • радость взаимной любви, благословленной Богом.

Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.

Значение по Писанию

Для счастливой семейной жизни мало плотской взаимной любви друг к другу. Особая связь между мужем и женой, объединение двух душ появляется после обряда венчания:

  • пара получает духовную защиту церкви, семейный союз становится ее частичкой;
  • православная семья – это особая иерархия Малой церкви, где жена подчиняется мужу, а муж – Богу;
  • во время проведения обряда в помощь молодой паре призывается Святая Троица, у нее просят благословение новому православному браку;
  • дети, родившиеся в венчанном браке, получают особое благословение уже при рождении;
  • считается, что если венчанная пара живет, соблюдая христианские законы, сам Бог берет ее на руки и бережно проносит через всю жизнь.


Подобно как в Большой церкви молятся Богу, так и в Малой церкви, которой становится венчанная семья, должно постоянно звучать слово Божье. Истинными христианскими ценностями в семье становятся послушание, кротость, терпение друг к другу, смирение.

Сила благодати Господа так велика, что, получив Его благословение во время обряда венчания, потом пара часто с большим рвением посвящает чаяния свои христианской жизни, даже если раньше молодые редко посещали храм. Таково руководство Иисуса Христа, который стал хозяином православного дома.

Важно! Один из главных обетов венчанной пары – клятва верности друг другу до конца жизни.

Что дает и значит для супругов?

Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.


Венчание дает особое благословение небес паре:

  • на жизнь по заветам Иисуса Христа;
  • на благополучную семейную жизнь в духовном единстве;
  • на рождение детей.

Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят , чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.

Духовная подготовка

Перед свершением обряда молодым необходимо пройти специальную подготовку:

  • соблюдать пост;
  • посетить исповедь;
  • причаститься;
  • читать молитвы, обращаясь к Богу с просьбой даровать видение своих грехов, простить их, научить, как искупить;
  • обязательно нужно простить всех своих врагов, недоброжелателей, молиться за них с христианским смирением;
  • молиться за всех людей, которых вольно или невольно обидели в жизни, просить у Бога прощения, возможности искупить вину.


Перед венчанием по возможности рекомендуется раздать все долги, совершить пожертвования на богоугодные дела. Венчание – церковное Таинство, молодые должны постараться подойти к нему с чистой совестью, успокоенным сердцем.

Что обязательно знать паре?

Дополнительно нужно знать некоторые тонкости проведения обряда венчания, подготовки к нему:

  1. Перед самим венчанием молодой паре следует поститься не менее трех дней (можно больше). В эти дни нужно не только ограничить себя в еде, но и посвятить больше времени молитве. Также следует полностью воздержаться от плоских утех;
  2. Жениху разрешено присутствовать на венчании в обычном классическом костюме, а вот к платью невесты требований гораздо больше. Оно должно быть скромным, не допускается оголение спины, декольте, плеч. Современная свадебная мода предлагает платья самых разных цветов, но венчальное платье должно быть скромное, желательно в оттенках белого;
  3. По православной традиции невесте не надевают вуаль или , закрывающую лицо. Это символизирует ее открытость перед Богом и будущим мужем.


День венчания нужно предварительно согласовать с батюшкой. Существует ряд ограничений для проведения обряда. Например, не венчают в дни поста, на многие церковные праздники – Рождество, Пасху, Крещение, Вознесение.

Есть и особенно удачные дни для проведения таинства, например, на Красную горку или в день Казанской иконы Богоматери. Батюшка подскажет наилучший именно для конкретной пары день для свершения обряда венчания.

Полезное видео

Венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом. О том, что даёт венчание для семьи и каков его смысл, в видео:

Заключение

Если молодые любят друг друга, считают себя православными христианами, венчание необходимо. Брак, скрепленный церковью, приобретает особое благословение, защиту Бога. Он дарует силы к праведной семейной жизни по законам православия. Венчание становится не просто красивой традицией, а выходом молодой пары на новый уровень взаимоотношений с Богом.

Тема статьи: венчание в православной церкви – правила. И мне хотелось бы рассказать Вам о венчания не просто, как о красивом обряде, а как о таинстве, которое может необъяснимым и неведомым для «человеков» образом повлиять на всю Вашу жизнь. И не только на Вашу, но и на жизнь Ваших детей.

Моя бабушка говорила мне, что люди венчаются не для себя даже, а для своих детей. Ведь в таинстве венчания пара благословляется на рождение и воспитание детей.

В статье я расскажу Вам о таинстве венчания в православной церкви доступным языком. И обязательно отвечу на все-все вопросы, которые возникают при подготовке к венчанию. Также в статье Вы найдете видео с ответами священника на все волнующие Вас вопросы о венчании.

Обратите внимание на слово «таинство». Именно это слово призвано подсказать, что не стоит венчаться, если Вы делаете это не осознанно, а по настоянию родителей или из-за того, что это модно или так принято. Венчание — это одно из семи таинств православной церкви, наряду с крещением, причащением, священством.

Мы все слышали выражение: «Браки заключаются на небесах». Но нам некогда задуматься о том, какая в этих словах сокрыта тайна и важное сообщение дня нас.
Мы все хотим жить долго и счастливо со своими любимыми, но пренебрегаем такой простой и доступной возможностью получить освящение своего союза. Для этого нужно всего лишь серьёзно, осознанно и вдумчиво подготовиться к венчанию.

Что нужно сделать перед венчанием?

Итак, как же правильно подготовиться к венчанию? Паре обязательно нужно до венчания причаститься. Сделать это можно накануне или в сам день венчания на утренней литургии (утренней службе). Венчание обычно совершается сразу после литургии.

Ко причастию нужно подготовиться: 3 дня поститься, прочитать специальные молитвы — Последование ко Святому Причащению, исповедаться. Вот и ответ на вопрос, нужно ли поститься перед венчанием? Если молодые будут причащаться в день венчания, то пост перед венчанием (точнее, перед причастием), нужен.

Что нужно для венчания в церкви?

Нужно до венчания заранее купить:

  • Иконы Спасителя и Божией Матери (иконы должны быть освященные, поэтому лучше их покупать не в магазине, а в Храме),
  • Венчальные свечи (красивые венчальные свечи можно также купить в Храме).
  • 2 полотенца (рушника), одно для постилания под ноги жениха и невесты, а другое — для оборачивания рук жениха и невесты,
  • Обручальные кольца.

Кто может быть свидетелем на венчании?

Раньше свидетелей на венчании называли поручителями и воспреемниками. Они должны были наставлять молодых. Поэтому в свидетели брали, как правило, опытных, семейных людей. Сейчас чаще в свидетели берут своих друзей. Венчание без свидетелей, по желанию молодых, также возможно.

В какие дни можно венчаться?

Основные правила, которые необходимо соблюсти, такие. Нельзя венчаться в дни всех 4-х постов, а также в среду, пятницу и субботу. Также есть еще несколько дней в году, когда не совершается венчание.

После окончания венчания раздается колокольный звон в честь рождения новой семьи и гости поздравляют молодых.

Венчание в церкви – правила. ВИДЕО Ответы на вопросы протоиерея Павла

Узнайте ответы на все еще оставшиеся вопросы, чтобы оставить позади переживания, связанные с подготовкой к венчанию, из этого короткого видео. На вопросы отвечает протоиерей Павел.

Какие кольца нужны для венчания в церкви?

Раньше было принято покупать кольца для венчания - золотое для жениха и серебряное для невесты. Золотое кольцо жениха символизировало блеск Солнца, а серебряное жены - свет Луны, сияющей отраженным светом.

Теперь часто покупают оба кольца — золотые. Кольца также могут быть украшены драгоценными камнями.

Как правильно выбрать наряд для невесты?

Какое должно быть платье для венчания в церкви? Платье нужно выбирать светлое, не облегающее и длиной не выше колена. Плечи, руки, декольте не должны быть оголены. Если платье с открытыми плечами, используйте накидку.

Голова должна быть покрыта. Можно использовать фату, платок или накидку с капюшоном. В руках у невесты на венчании не букетик цветов, а венчальная свеча.

Не стоит делать слишком яркий макияж. Обувь лучше выбрать не на очень высоком каблуке, потому что церемония венчания может длится около часа.

У молодых и у свидетелей должны быть нательные крестики.

Сообщите о правилах одежды на венчании своим гостям. Женщины и девушки должны быть в платьях с прикрытыми коленями и плечами. А также с покрытой головой.

Как праздновать венчание? Поздравление с венчанием. Что дарят на венчание?

Таинство венчания проходит радостно и торжественно. Принято после окончания таинства праздник продолжить за столом. Но так как отмечается духовный праздник, пир должен быть скромен и тих. С этой точки зрения лучше разнести во времени день свадьбы и день венчания.

В поздравлении с венчанием обычно желают спасения для души, поздравляют с Божьим благословением, желают жить долго и счастливо, заботиться друг о друге, любить и беречь. Желают мира и душевного равновесия. Подарки тоже лучше дарить духовные, например, иконки или духовные книги.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты?

Если Вы уже женаты, неважно сколько лет, и пришли к обоюдному решению обвенчаться, поздравляю Вас. Это очень полезно, и для Вас, и для Ваших детей. Наш духовный отец говорит, что венчание даже больше важно для детей. потому что при венчании родители благословляются на рождение и воспитание детей.

Для Вас самих венчание тоже очень ценно, потому что теперь Вы будете жить не в блуде, а в законном браке, заключенном на небесах. И теперь сам Бог благословит Ваш союз.

Для венчания Вам понадобятся все атрибуты, описанные выше в этой статье — иконы Спасителя и Божией Матери, 2 свечи, полотенца (рушники), кольца. Кольца могут быть те же, что Вы носите сейчас. Нужно заранее договориться с батюшкой о дате и времени. Подготовиться ко причастию (3 дня поститься, вычитать последование ко Святому Причащению, исповедаться). Причаститься можно в день венчания или раньше. Можно пригласить на венчание свидетелей. Но можно венчаться и без них.

Когда венчание не совершается?

Таинство венчания не может быть совершено:

  • Если жених или невеста о не крещенные и не собираются креститься перед венчанием,
  • Если жених или невеста объявляют, что они атеисты,
  • Если выясняется, что жениха или невесту вынудили прийти на венчание родители или кто-то еще,
  • Если жених или невеста уже трижды были обвенчаны (допускается венчаться только 3 раза, причем для того, чтобы расторгнуть венчание должна быть веская причина, например, измена одного из супругов),
  • Если жених и невеста состоит в браке с другим (другой), в гражданском или церковном. Прежде нужно расторгнуть брак гражданский и получить разрешение архиерея на расторжение церковного брака.
  • Если жених и невеста состоят в кровном родстве.

Еще часто спрашивают, можно ли венчаться тем, кто состоит в гражданском браке, не зарегистрированном в ЗАГСе. В общем церковь не очень приветствует гражданские браки, но все же признает их. Тем более, что законы брака по церковным канонам и по гражданскому законодательству отличаются. Однако в некоторых церквях просят предоставить Свидетельство о браке.

Я очень надеюсь, что в этой статье «Венчание в православной церкви – правила» Вы нашли ответы на свои вопросы. Если всё же вопросы у Вас остались, задавайте их в комментариях. Если я не буду знать точного ответа, ч спрошу у своего духовного отца.

Желаю всем радоваться жизни, даже дождю и хлебу, любить и быть любимыми!

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Уже на протяжении многих лет все большую силу и популярность приобретает обряд венчания. Некоторые из молодоженов отдает дань моде, другие подходят к этому таинству с полной ответственностью, делая этот шаг вполне осознанно, огни верят в духовную силу и понимают значение обряда. Бог дает молодым свое благословение на узы между супругами, рождение детей и воспитание их в христианстве.

Современная молодежь знает о таинстве бракосочетания по книгам и видео, которые сегодня можно посмотреть в интернете. На Руси этот обряд выполняли еще в древние времена. На свадьбе это действие было самым главным, и без венчания в церкви брак между женщиной и мужчиной не признавался. В те времена считалось, что только перед богом молодые люди могли стать супругами. Впервые о таинстве венчания человек узнал из книги «Бытие», посвященной женитьбе Исаака на Ревекке. Как проходил их обряд венчания сегодня можно узнать из видео.

Информация пришла к нам также из писаний Святых Отцов и сохранившимся документам, в которых оговаривались правила обряда. Проследить все изменения православной церкви, происходящие на протяжении веков, практически невозможно. Но выделить основные моменты историкам удалось.

  • На головы молодых возлагались брачные венцы. Впервые стали это делать на Востоке в IV веке. Сначала для этих целей использовали живые цветы. Позже венцы стали делать из металла. По внешнему виду они напоминали корону.
  • В западной части Византийской империи во время обряда венчания применяли брачные покрова.

Венцы и покрова означали святую веру в господа Бога. Предполагают, что до VII века бракосочетание между супругами проходило с благословенными кольцами и священной молитвой, похожей на современное песнопение. Обряд православного венчания церковь не разделяла до IX века. Между супругами заключался гражданский брак, после чего она участвовала в процессе богослужения в церкви. Таким чином они приобщались к Таинству Святых Христовых, что и означало символ брака. Молодожены брали на себя полную ответственность за семью, руководствуясь государственными законами того времени.

В конце X, начале XI веков в православном бракосочетании в церкви появился первый обычай, согласно которому жених и невеста получали свечи. На их головы стали возлагать венцы и произносились сопутствующие слова – «Христос венчает». Далее священник читал молитву, а по ее завершении соединял руки молодых, произнося слова – «Христос, приветствует».

На протяжении следующих лет процесс обряда венчания видоизменялся. Уже начиная с XIII века, он сопровождался словами: «Венчается раб Божий». Спустя 2 столетия появились новые традиции: читалась определенная молитва, а венцы в церкви, а не в доме.

Современный обряд венчания в церкви

Государственная власть разрешает проводить обряд венчания. Он может проводиться сразу после регистрации брака или в любой другой день. По церковным обычаям не все могут это сделать.

  • Православие не дает согласие на процедуру некрещенным людям, женихам младше 18 и невестам, которым не исполнилось 16 лет.
  • Если жених или невеста исповедует другую веру, необходимо получить разрешение на венчание. При этом муж или жена должна дать письменное обязательство воспитывать детей по православным законам.
  • Церковь не одобряет браки, заключенные между кровными родственниками (родство до третьего поколения включительно). Разрешение главы епархии понадобится и в том случае, если обвенчаться желают духовные родственники. Это могут быть крестные родители детей одной семейной пары.
  • Проводить церемонию можно не более трех раз. Но и во второй раз при венчании возникают определенные трудности.

Венчание проходит только на основании свидетельства о регистрации брака. Существуют определенные дни, в которые можно проводить обряд. Во время проведения многодневных постов и церковных праздников брак не заключается. Некоторые семьи венчаются после рождения своего первенца. Другие хотят проверить свои чувства и откладывают этот процесс на несколько лет.

Порядок церковного бракосочетания

Как только принято решение о проведении обряда венчания, следует обговорить со священником день бракосочетания. Венчание можно снимать на видео и делать фотографии. Со священником также следует обсудить, где во время церемонии может находиться фотограф и что можно снимать. Подготовка к венчанию должна быть проведена заранее. При этом следует учитывать некоторые моменты.


Очень важно к церковному бракосочетанию подготовиться морально: причаститься и исповедаться. Перед венчанием 3 дня следует поститься. В день соединения семейных уз перед Богом не рекомендуется курить, принимать спиртные напитки.

Правила поведения в храме

Венчающие и их гости должны придерживаться определенных правил:

  • Женщины должны быть в головном уборе. Одежда жениха, невесты и гостей должна прикрывать плечи и ноги. Женщинам не рекомендуется заходить в церковь в брюках.
  • Недопустим яркий макияж, он должен быть приближенным к натуральному виду.
  • Войти в храм желательно заранее, минут за 15 до начала церемонии.
  • Мобильные телефоны следует отключить.
  • Во время венчания передвигаться по храму не разрешается.
  • По левую сторону зала располагаются женщины, справа – мужчины.
  • К иконостасу не положено стоять спиной.
  • Для крещения используют правую руку.

Венчание длится в пределах часа. Не все гости могут выдержать столь длительную процедуру. Поэтому им лучше остаться вне храма или у его входа. Правила должны соблюдаться неукоснительно всеми людьми, присутствующими на бракосочетании в православном храме.

Процедура развенчания

К сожалению, не все семейные пары в состоянии сохранить брак и им приходится его разорвать. Церковь негативно относится к разводам и процесса развенчания, как такого для нее не существует. Но в некоторых случаях православная церковь может дать разрешение на повторное венчание. Это относится к вдовам и вдовцам. Причинами для расторжения церковного брака также могут быть:

  • Измена одного из супругов;
  • Невозможность зачать ребенка;
  • Принудительное заключение брака;
  • Угроза для жизни детей и супруги;
  • Душевные заболевания;
  • Избавление от ребенка без согласия на это действие мужа;
  • Различные виды тяжелых заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД и др.

Дается разрешение только тому супругу, кто невиновен в распаде семьи. Но прежде чем вступить в повторный брак, необходимо покаяться и исповедаться.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то