Чинопоследование венчания. Венчание в православной церкви: правила, как происходит, как лучше подготовиться

Чин обряда венчания в том виде, как существует сейчас сложился еще в I веке нашей эры, то есть во времена зарождения христианства.

Но церковное бракосочетание совершалось тогда после литургии – важнейшего христианского богослужения, а в наши дни венчание принято проводить как самостоятельное действо.

Цель обряда – дать клятву верности перед Богом, скрепить свой союз Божиим благословением и получить благословение на рождение и воспитание будущих детей.

Первая часть таинства – обручение

Оно имеет своей целью внушить молодоженам всю важность таинства брака, вызвать в их сердцах трепет и благоговение перед этим событием.

Благословение

Изначально «новоневестные» находятся в притворе – пристройке перед входом в храм, которая обычно отделена от самого храма стеной с дверным проемом. Жених становится справа, невеста слева, оба поворачиваются лицом к алтарю.

Обручальные кольца заранее кладутся на престол в алтаре и находятся там во время литургии. Когда обряд венчания начинается, диакон, следующий за священником, на специальном подносе выносит их.

Священник, изображающий в этот момент Иисуса Христа, подходит к молодоженам (те, в свою очередь, приравниваются к первозданным прародителям Адаму и Еве, начинающим новую и святую жизнь в чистом супружестве), держа в руках две горящие свечи – символ чистоты и целомудрия .

Он трижды благословляет жениха и трижды – невесту, повторяя: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (молодые при этом каждый раз крестятся), передает им свечи (или же не передает, если кто-то из вступающих в брак венчается не в первый раз).

Завершается благословение крестовидным каждением, которое говорит о невидимом присутствии на таинстве благодати Святого Духа .

Обручение

После благословения священник ведет молодоженов в центр храма.

Взяв кольцо жениха , он повторяет трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», каждый раз совершая над головой жениха крестное знамение, а затем надевает ему обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кстати, мы на какой руке носят кольца представители различных конфессий.

Те же действия священник совершает и с кольцом невесты , трижды повторяя: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обмен кольцами

Молодожены три раза обмениваются своими кольцами, выражая этим согласие и единодушие и обещая отдать друг другу себя на всю жизнь. Менять кольца может и сам священник.
В ходе обряда он также несколько раз обращается ко Всевышнему с молитвой, прося Господа благословить молодых и утвердить обручение.

Как совершается обряд венчания

Заключение естественного брака, или свободного союза

Цель этого этапа – подтверждение женихом и невестой добровольного и нерушимого намерения вступить в супружество.

На аналое (так называется высокий прямоугольный столик с покатым верхом, который обычно стоит перед иконостасом посреди храма и применяется при богослужении) лежат Евангелие – символ присутствия Христа , крест – знак его любви, а также венцы. Перед аналоем заранее расстилается платок белого или розового цвета – символ чистоты и единства жизни в браке.

Жених и невеста с зажженными свечами в руках следуют за священником с кадильницей (подобно тому, как будут следовать всем заповедям Господним ), становятся на этот плат и перед служителем церкви и всеми пришедшими на церемонию подтверждают, что их решение вступить в законный брак является добровольным и нерушимым и что ранее никто из них не давал обещания какому-то третьему лицу вступить в брак с ним.

Чин венчания

Самый важный и ответственный момент всей венчальной церемонии.

Прочитав три молитвы, обращенные к Иисусу Христу и Триединому Господу, и попросив в них всех возможных житейских и духовных благ для молодых, батюшка берет венец , крестит им жениха, после чего тот должен поцеловать образ Христа, находящийся на передней части венца.

При этом священник говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем так же священник благословляет невесту , позволяя ей трижды приложиться к образу Пресвятой Богородицы на венце и произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После батюшка трижды читает тайную молитву , каждый раз благословляя молодоженов иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Венцы, предназначенные для молодых, символизируют венцы Царствия Божия – жизнь вечную, напоминают о терновом венке, надетом когда-то мучителями на голову Иисуса Христа, а также означают, что в браке муж и жена должны быть один для другого как царь и царица .

Прочтя фрагменты посланий Святых Апостолов и Евангелия, в которых союз новобрачных сравнивается с союзом Христа и церкви, священник призывает молодоженов и всех присутствующих вместе прочитать молитву «Отче наш».

В знак преданности Господу и покорности молодые должны преклонить головы под венцами.

Общая чаша, или чаша общения

Священник подносит молодоженам вино в одной чаше.

Красное вино символизирует подлинную любовь , в которую в предстоящей семейной жизни молодые должны превратить истинность своих чувств, сравниваемых с чистой пресной водой: как вино становится из года в год все лучше, так и любовь должна становится глубже и полнее.

А единая чаша – это символ общей судьбы молодых . Жених и невеста троекратно и попеременно пьют вино маленькими глотками.

Шествие вокруг аналоя

Священник соединяет правые руки молодых, покрывая их епитрахилью – длинной лентой, огибающей его шею и обоими концами спускающейся на грудь. Сверху он кладет свою руку, как бы от лица церкви передавая жену мужу .

Не разнимая рук, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя.

Затем батюшка говорит: «Восприими венцы их в Царствии Твоем» и, читая торжественную молитву «Возвеличися, женише, якоже Авраам», снимает венцы с головы невесты и жениха, а те должны целомудренно поцеловаться, засвидетельствовав святость и чистоту взаимной любви.

У царских ворот жених должен поцеловать икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери.

Новобрачные меняются местами и снова целуют икону и распятие, а священник вручает им две иконы, которые заранее передали ему родственники молодоженов: для жениха – образ Спасителя, для невесты – образ Пресвятой Богородицы.

Завершается венчание провозглашением многолетия новобрачным и поздравлениями гостей.

Сколько длится венчание в церкви

Весь обряд длится в общей сложности около 40–50 минут и совершается, как правило, после Божественной литургии – между 11.00 и 13.00.

Кому и когда нельзя венчаться

Совершение обряда возможно только при соблюдении некоторых условий:

  • Проведение таинства венчания допускается лишь после регистрации брака в загсе . Однако если препятствующие этому обстоятельства церковь признает уважительными и серьезными, для людей, желающих вступить в брак, может быть сделано исключение.
  • В христианском венчальном обряде могут принимать участие только верующие крещеные православные христиане . В обратном случае человек не имеет права быть участником церковных таинств.

К прочим ограничениями относятся следующие обстоятельства:

  • значительная разница в возрасте (в этом случае прежде нужно получить специальное разрешение архиерея);
  • кровное родство вплоть до четвертой степени;
  • брак между сводными родственниками, между единокровными (то есть имеющими общего отца) и единоутробными (имеющими общую мать) братом и сестрой.
  • Согласно церковному календарю, венчание не проводится по вторникам, четвергам и субботам; в дни, предшествующие двунадесятым и великим праздникам, а также престольным храмовым дням; во время Святок и многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), а кроме того, 10, 11, 26 и 27 сентября.

Подготовка в венчанию

Чтобы таинство состоялось в соответствии со всеми канонами, а отдельные моменты не были для кого-то неожиданностью, к обряду стоит заранее подготовиться

  • Предварительное знакомство с духовенством храма и выбор «своего» священника. Лучше заранее задать ему все волнующие вас вопросы и уточнить важные детали.
  • Заблаговременная запись – за 2–3 недели до самого венчания. Со священником необходимо обговорить не только дату, но и конкретное время. Не забудьте включить этот пункт в .
  • Подготовка венчального наряда . К этому моменту следует подойти особенно ответственно, так как церковные каноны предъявляют определенные требования к цвету и покрою платья для венчания.
  • Покупка атрибутов , необходимых для проведения обряда. Сюда относятся иконы, венчальные свечи, полотенце, обручальные кольца, и др. Какие иконы нужны для венчания и лучше уточнить заранее и затем обсудить со священником.
  • Духовное приготовление . Решение венчаться в церкви должно быть взвешенным и осознанным. Жениху и невесте, собравшимся пойти к алтарю, стоит подготовиться морально. Во-первых, они должны понимать, что брак, освещенный в церкви, не может быть расторгнут самовольно, а нарушение обета верности – это безусловный грех.Во-вторых, накануне свадьбы молодым предстоит исповедаться и причаститься , заранее – за 3–4 дня – подготовившись к этим таинствам через говенье, то есть через подвиг поста, молитвы, покаяния и причащения. В некоторых случаях исповедоваться и причаститься молодым разрешается и в день свадьбы непосредственно перед венчанием.

Нужны венчающимся кольца (кольцо - знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа) и, если есть возможность, то красивая, нарочито для этого дня приготовленная, одежда. Но все-таки главное - это одежды духовные - их опрятность и красота. И жених и невеста должны приготовиться к бракосочетанию в Таинствах покаяния (исповедь) и Причащения, во всем помнить о Боге...

«Не забывать же Его - значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих» (прп. Амвросий Оптинский).

Церковный чин бракосочетания делится на две части: обручение и венчание.
Вчитайтесь, дорогие, внимательно в слова молитв. Специально для того, чтобы облегчить понимание, они изложены здесь на современном русском языке.

Последование обручения

Обручение начинается в храме, недалеко от входных дверей. Жених становится по правую сторону, невеста - по левую. Шаферы становятся по правую сторону от жениха, дружки - по левую от невесты. Священник благословляет жениха и невесту трижды и дает им горящие свечи, которые они держат до конца службы. Свечи символизируют горение их душ верой и любовью к Богу.

Священник говорит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.



Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О рабе Божием (имя) и рабе Божией (имя) ныне обручаемых друг другу и о спасении их Господу помолимся.

О том, чтобы им были посланы дети для продолжения рода и исполнены все их прошения во спасение, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог дал им совершенную и мирную любовь, и даровал им Свою помощь, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог сохранил их пребывать в единомыслии и твердой верности друг другу, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог сохранил их в непорочной жизни, Господу помолимся.
О том, чтобы Господь Бог наш даровал им честный брак и ложе неоскверненное, Господу помолимся.

О том, чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Священник: Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва: Боже вечный, собравший воедино находящихся в разделении и определивший нерасторжимый союз любви, благословивший Исаака и Ревекку и явивший их наследниками Твоего обетования. Ты Сам, Владыко, благослови и рабов Твоих сего (имя) и сию (имя), наставляя их на всякое благое дело. Потому что Ты милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.



Хор: Тебе, Господи.

Священник: Господи Боже наш, из язычников предобручивший Церковь, как чистую Деву; благослови и это обручение и соедини и сохрани этих Твоих рабов в мире и единомыслии. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

Человека любят не за что-нибудь, а наоборот, он может стать значительным, прекрасным человеком, потому что он любим. Во второй молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь, как чистую Деву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: кто эта Церковь? Церковь - мы с вами: и я, и ты, и все наши друзья; как же мы можем сказать, что Бог нас выбрал как чистую деву? Мы все грешные, у всех нас недостатки, мы все в значительной мере испорчены, - как же Бог мог на нас посмотреть и выбрать как деву чистую? Дело в том, что Бог на нас смотрит, видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то, чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает. И потому, что мы любимы, потому, что с нами случилось чудо: что кто-то в нас увидел не дурное, а прекрасное, не злое, а доброе, не уродливое, а чудесное - мы можем начать расти, расти из изумления перед этой любовью, расти из изумления перед тем, что этой любовью нам показана наша собственная красота, о которой мы не подозревали. Я говорю, конечно, не о той внешней, поверхностной красоте, которой мы все кичимся: чертами лица, умом, чуткостью, талантом - нет, о другой красоте.

И вот нам надо помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте - это его любить.

* * *

Потом священник берет кольцо жениха и, благословляя его кольцом, говорит:
Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
И повторяет благословение и слова трижды, возлагая потом кольцо на палец жениха.
Затем берет кольцо невесты и, благословляя ее, говорит:

Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
И повторяет это трижды, как и над женихом.

Потом главный шафер (восприемник) трижды обменивает кольца на руках жениха и невесты. Обмен кольцами символизирует добровольное заключение союза, в котором каждая сторона уступает некоторые свои права и берет на себя известные обязательства. Круглая форма кольца означает нерасторжимость брачного союза.

Молитва: Господи Боже наш! Ты благоволил сопутствовать в Месопотамию слуге патриарха Авраама, посланного найти жену для Исаака, и который черпанием воды обнаружил Ревекку (Быт. 24). Ты, Владыко, благослови обручение рабов Твоих сего (имя) и сию (имя). Закрепи их обещание; утверди их Твоим святым союзом. Потому что Ты вначале создал мужской и женский пол и Тобою обручаются муж и жена в помощь друг другу и для продолжения рода человеческого. Ты Сам, Господи Боже наш, послал Твою истину наследию Твоему и Твои обетования рабам Твоим, отцам нашим, - Твоим избранникам из рода в род. Воззри на раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя), утверди их обручение в вере, единомыслии, истине и любви.

Ибо Ты Сам, Господи, благоволил, чтобы давался залог, закрепляющий обещание во всех делах. Через перстень дана власть Иосифу в Египте; перстнем прославился Даниил в стране Вавилонской; перстнем открылись правдивость Фамари; перстнем Отец наш Небесный явил милость сыну Своему, ибо Он сказал: Положите перстень на руку его и, заклавши тельца упитанного, будем есть и веселиться. Твоя десница, Господи, вооружила Моисея в Красном море; Твоим Словом истины небеса утверждены и земля основана, и десница рабов Твоих благословляется Твоим державным Словом и Твоей высокой мышцей. Посему и теперь, Владыка, благослови небесным благословением возложение этих перстней, и Ангел Господень да сопутствует им во все дни их жизни.

Потому что Ты благословляешь и освящаешь все и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

"Мужья", говоритъ апостолъ Павелъ, «любите своих женъ, как Христосъ возлюбил Церковь и придалъ Себя за нее... любящiй свою жену любитъ самого себя (Ефес. 5, 25-28). Жены, повинуйтесь своимъ мужьям, какъ Господу, потому что мужъ есть глава жены, какъ Христосъ глава Церкви, и Онъ же спаситель тела» (Ефес. 5, 22-33).

Последование венчания

После молитвы жених и невеста следуют за священником на середину храма и становятся оба на белый плат, положенный там заранее. Белый плат символизирует нравственную чистоту, которой должны быть проникнуты взаимоотношения между мужем и женой. Пока идут по направлению к месту бракосочетания, священник возглашает следующие стихи из 126-го псалма:

Блаженны все боящиеся Господа!

Хор многократно повторяет: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Ходящие в путях Его, Ты будешь вкушать от плодов труда рук твоих, Ты блажен и будет благо тебе, Жена твоя, как плодовитая лоза в стане твоего отечества, Сыновья твои, как вновь посаженные масличные деревья вокруг трапезы твоей, Так благословится человек, боящийся Господа, Благословит тебя Господь от Сиона, и ты увидишь благая Иерусалима во дни жизни твоей, И увидишь сыновей сынов твоих.

Священник спрашивает жениха: Имеешь ли ты (имя) свободное и доброе желание и твердое намерение взять себе в жену сию (имя), которую здесь перед собою видишь?
Жених: Имею, честный отче.

Священник жениху: Не обещался ли ты другой невесте?

Жених: Не обещался, честный отче.

Священник спрашивает невесту: Имеешь ли (имя) свободное и доброе желание и твердое намерение взять себе в мужья сего (имя), которого здесь перед собою видишь?
Невеста: Имею, честный отче.

Священник невесте: Не обещалась ли ты другому мужу?

Невеста: Не обещалась, честный отче.

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (3 раза).

Диакон: О рабах Божиих (имя) и (имя), ныне сочетающихся друг другу для брачного общения, и о спасении их, Господу помолимся.

О том, чтобы благословиться этому браку, как некогда в Кане Галилейской, Господу помолимся.

О том, чтобы подать им целомудрие и плод чрева на пользу, Господу помолимся.
О том, чтобы им было даровано родительское счастье и безупречная жизнь, Господу помолимся.

О том, чтобы было даровано им и нам все нужное для спасения, Господу помолимся. О том, чтобы избавиться им и нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Присно деву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Потому что Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва: Боже пречистый, Творец и Создатель всех творений! Ты ребро праотца Адама по Своему человеколюбию в жену преобразив и, благословив их, сказал: Плодитесь и размножайтесь и владейте землею. И так в сочетании двоих явил одно тело. Посему оставит человек своего отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть. И то, что Бог соединил, человек пусть не разлучает.

Ты благословил раба Твоего Авраама и, открыв ложесна Сарры, сделал его отцом множества народов. Ты Исаака дал Ревекке и благословил рожденного ею. Ты сочетал Иакова Рахили и от него произвел двенадцать патриархов. Ты соединил Иосифа с Асенефой и, как плод чрева, дал им Ефрема и Манассию. Ты принял Захарию и Елисавету и сделал рожденного ими Предтечей Своего явления. Ты из корня Иессея по плоти возрастил Приснодеву и от Нее воплотился и родился для спасения рода человеческого. Ты, по Твоему неизреченному дару и великой благости, пришел в Кану Галилейскую и благословил тамошний брак, чтобы явить, что Тебе угодно законное супружество и от него рождение детей.

Ты Сам, Владыка Пресвятый, прими моление нас, рабов Твоих, и приди сюда, как туда, Твоим невидимым присутствием. Благослови этот брак и пошли рабам Твоим (имя) и (имя) мирную жизнь, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство многолетнее, в детях утешение, венец неувядаемой славы и удостой их видеть детей своих детей. Ложе их сохрани от обольщения. И пошли им от небесной росы свыше и от плодородия земного, наполни их дома пшеницей, вином и елеем и всяким изобилием, чтобы они могли помогать и нуждающимся. Исполни также и душеспасительные прошения всех находящихся здесь.

Потому что Ты - Бог милости, щедрот и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва: Благословен Ты, Господи Боже наш, Священносовершитель таинственного и чистого брака и Законодатель плотского порядка, Хранитель нетления и благой Устроитель житейских дел. Ты, Владыко, в начале создав человека и поставив его царем над всей тварью, сказал: «Нехорошо быть человеку одному на земле, сотворим ему помощника, подобного ему». И тогда, взяв одно из ребер его, создал жену, которую увидев, Адам сказал: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она назовется жена, потому что от мужа своего взята. Поэтому оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут оба одна плоть. И то, что Бог сочетал, человек пусть не разлучает».

Ты и ныне, Владыко Господи Боже наш, пошли благодать Твою небесную на рабов Твоих сих (имя) и (имя), и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, а рабу твоему сему быть главою жены, чтобы они пожили по Твоей воле. Благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Авраама и Сарру; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Исаака и Ревекку; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Иакова и всех патриархов; благослови их, Господи Боже наш, как ты благословил Иосифа и Асенефу; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Моисея и Сепфору; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Иоакима и Анну; благослови их, Господи Боже наш, как Ты благословил Захарию и Елизавету. Сохрани их, Госпожи Боже наш, как Ты сохранил Ноя в ковчеге; сохрани их, Господи Боже наш, как Ты сохранил Иону во чреве кита; сохрани их, Господи Боже наш, как Ты сохранил трех отроков от огня, послав им небесную росу. И пусть придет на них та радость, которую получила блаженная Елена, когда обрела честный Крест.

Помяни их, Господи Боже наш, как Ты помянул Еноха, Сима, Илию; помяни их, Господи Боже наш, как Ты помянул Твоих сорок мучеников, послав им с неба венцы. Помяни, Боже, и воспитавших их родителей, потому что молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи Боже наш, друзей жениха и невесты, сошедшихся на эту радость. Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их. Пошли им плод чрева, добродетельных детей, единомыслие в духовных и телесных делах; возвысь их, как кедры Ливана, как лозу плодовитую. Пошли им изобилие плодов, чтобы они, имея во всем достаток, преуспевали во всяком добром и угодном Тебе деле. И да видят они детей своих сыновей, как новые масличные деревья вокруг трапезы; и чтобы они, угождая Тебе, Господи Боже наш, воссияли Тобою, как звезды на тверди небесной.

Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва: Боже Святый, из земли создавший человека, и от ребра его образовавший жену, и сочетавший ее ему в качестве помощницы. Потому что было угодно Твоему Величеству, чтобы человек не был одиноким на земле. Ты и ныне, Владыка, пошли Свою руку от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего (имя) и рабу Твою сию (имя), потому что от Тебя сочетается жена мужу. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть едину. Как плод чрева, дай им благочестивых детей.

Потому что Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Тут священник берет венец и, благословляя им жениха, говорит:

Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Жених целует венец. Потом священник берет второй венец и, благословляя им невесту, говорит:

Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Невеста также целует венец. Венцы символизируют высокое достоинство человека и брачного союза. Потом священник благословляет жениха и невесту трижды, говоря:
Господи Боже наш, славой и честью венчай их.

Диакон: Вонмем.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас 8-й: Ты положил на главах их венцы из драгоценных камней, они просили у Тебя жизни, и Ты дал ее им.

Хор повторяет прокимен.

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Ефесянам послание святого апостола Павла чтение.

Диакон: Вонмем.

Чтец: Братие, всегда за все благодарите Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть (Быт. 2, 24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 20-33).

Хор: Аллилуйя.

Священник: Премудрость, прости (т.е. стойте прямо), услышим святаго Евангелия. Мир всем.
Хор: И духови твоему.

Священник: От Иоанна святаго Евангелия чтение.



Диакон: Вонмем.

Священник: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также приглашен Иисус и ученики его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его (Ин. 2, 1-11).

Христос пришел на бедную свадьбу. Люди собрались в маленькой деревне, на хуторе каком-то, пришли, изголодавшись по радости - не по выпивке, конечно, а по дружбе, по свету, по теплу, по ласке - и начался бедный деревенский пир. Через самое короткое время, вероятно, то немногое, что было приготовлено, было съедено, и то вино, которое было припасено, было выпито. И тогда Божия Матерь обращает внимание Своего Божественного Сына на то, что вино уже выпито. Что Она этим хотела сказать? Неужели Она говорит Своему Сыну: сделай, мол, что-нибудь, чтобы они еще могли бы пить и пить, и напиться так, чтобы свалиться под скамьи, - неужели этого Она хотела? Нет, Она, конечно, видела, что их сердца так истосковались по радости, по счастью, по тому чувству, которое дает забыть все тяготы мира, все, что давит, гнетет; сердца еще полны желания пребыть в царстве этой любви жениха и невесты, созерцать небесное видение ласки. И Христос обращается к Ней с вопросом, который смущает многих: «Что Мне и Тебе, Жено?» В некоторых переводах и в некоторых толкованиях Отцов: «Что между Мной и Тобой? Почему именно Ты ко Мне обращаешься с этим вопросом? Неужели потому, что Я - Твой Сын и Ты думаешь, что у Тебя есть надо Мной какая-то власть? В таком случае наши отношения только земные, плотские, в таком случае Мой час, час небесных чудес, еще не пришел...» Матерь Божия Ему не отвечает в том смысле, что: как же так, разве Я не Твоя Мать? И не отвечает также: «Разве Я не знаю, что Ты - Сын Божий?» Она только обращается к окружающим и делает их как бы соучастниками Своей веры; Она говорит слугам: «Что бы Он вам ни сказал - сделайте...» Этим Она говорит действием, а не словами Своему Сыну: «Я знаю, кто Ты, Я знаю, что Ты - Мой Сын по плоти и что Ты - Бог, сошедший в мир для спасения мира, и Я потому к Тебе обращаюсь не как к Сыну, а как к Богу Своему, Творцу, Промыслителю, Тому, Который может любить землю до смерти...» И тогда совершается чудо, потому что пришло в мир Царство Божие верой одного человека. Какой же это нам урок о том, что и мы можем - каждый из нас - верой как бы открыть дверь приходу Христа и создать ситуацию, которая даст возможность Богу чудодейственно изменить обстановку, полную тоски, неудовлетворенности, и сделать из нее обстановку ликующей, торжествующей радости! Что дальше? - Все очень просто: да, слуги почерпали вино, да, они принесли его хозяину, распорядителю праздника; но с нами остается одно важное событие: то, что в этот момент вера одного человека сделала земную обстановку небесной. И еще другое: единственная заповедь, которую дала нам Матерь Божия: «Что бы Он вам ни сказал - сделайте...» Когда радости вашей начнет приходить конец, когда вы уже почувствуете, что вы друг другу дали все, что. вы только могли дать, что нового вы ничего не можете сказать, что вы можете только повторять: «Я тебя люблю», выразить это не можете по-новому, тогда прислушайтесь глубоко к тому, что Он вам скажет, - и что бы Он вам ни сказал, то сделайте; и тогда вода обычной жизни - серость жизни, бесцветность ее - вдруг просияет. Мы все видели иногда землю, покрытую росой. К восходу солнца это поле - серое, даже зелень, покрытая этими каплями воды, как бы тускнеет; и вдруг поднялось солнце, и все засверкало, засияло цветами радуги. Так и жизнь, которая потускнела, может превратиться в торжество, стать прекрасной потому только, что мы дали Богу место в ней, она может засиять, как это поле, всеми цветами радуги и красоты.

* * *

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Молитва: Господи Боже наш, Тебе угодно было, по Твоему спасительному промыслу, посещением Каны Галилейской явить честность брака. Ты и ныне, Владыка, сохрани в мире и единомыслии рабов Твоих (имя) и (имя), которых благоволил сочетать друг другу. Яви честным их брак, сохрани их ложе неоскверненным. Благоволи, чтобы они пожили безупречно. И удостой их дожить до маститой старости, исполняя Твои заповеди от чистого сердца.

Ибо Ты - Бог наш, Бог, Которому свойственно миловать и спасать, и Тебе славу возносим, с Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатью.

Хор: Господи, помилуй.

Далее читаются остальные прошения просительной ектении.

Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца, и глаголати.

Хор поет: «Отче наш...».

Священник: Яко Твое есть Царство...

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваши Господеви преклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Потом священник читает следующую молитву над чашей с вином, разбавленным водой:
Боже, сотворивший все Твоей крепостью, утвердивший вселенную и украсивший венец всего, созданного Тобою! Благослови духовным благословением и чашу сию общую, которую подаешь сочетающимся для брачного общения. Ибо благословенно Твое имя и прославлено Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Новобрачные по очереди трижды, пьют из чаши, выражая этим готовность делить общую чашу жизни с ее радостями, горестями и трудностями.

Потом священник соединяет правые руки новобрачных, берет в руки крест и обводит их трижды вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг - символ вечности, обхождение вокруг Евангелия напоминает новобрачным, что брачную жизнь надо строить на христианских принципах, данных в Евангелии.

Хор: Ликуй, Исайя: Дева приняла во чреве и родила Сына Эммануила, Бога и Человека, Его имя - Восток. Величая Его, мы Деву ублажаем.

Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших. Слава Тебе, Христе Боже, похвала апостолов, мучеников радость, которых проповедь - Троица Единосущная.

Потом священник берет венец с головы мужа и говорит:
Возвеличься, жених, как Авраам, и будь благословен, как Исаак, и размножься, как Иаков, живя в мире и праведности, исполняя заповеди Бога.

Подобным образом берет венец с головы жены и говорит:
И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, и радуйся, как Ревекка, и размножься, как Рахиль, радуясь о своем муже, соблюдая пределы закона, потому что так угодно Богу.
Молитва: Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и благословивший тамошний брак! Благослови и рабов Твоих, которые Твоим промыслом сочетались для брачного общения. Благослови их, когда они приходят или уходят. Наполни благами их жизнь. Прими их венцы в Твое Царство, сохраняя их непорочными, безупречными и свободными от козней (вражьих) во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Диакон: Главы ваши Господу преклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Молитва: Отец, Сын и Святой Дух, Святая и Единосущная Троица, едино Божество и Царство, да благословит вас и да подаст вам долголетие, благочестивых детей, успех в жизни и в вере; да насытит вас земными благами и да удостоит вас также получить и обещанные блага, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.
Хор: Аминь.

Здесь произносятся завершительные слова богослужения и возглашается многолетие.
Во время бракосочетания будущим супругам нужно постараться уделить более внимания молитве, а не торжественности.

«Благословен Бог наш...»

Трисвятое по «Отче наш...»

Мирная ектения

Две молитвы на обручение

Обручение кольцами

Три молитвы (две покаянного характера)

Возложение венцов

Тайносовершительные слова Венчания

Чтение Прокимна, Апостола, Евангелия

Сугубая ектения

Просительная ектения

Молитва: «Отче наш...»

Снятие венцов

Две молитвы

3. Идейный смысл молитвословий
чина венчания второбрачных

При обручении второбрачные, по обычаю, воспринимают возжженные свечи, так как в Требнике прямого запрещения на это нет. И обручение далее совершается как и в первом браке. После того, как кольца надеты на вступающих во второй брак, священник читает молитвы чина венчания. В первой из них священник просит Бога призвать второбрачных к покаянию, простить им все согрешения, вольные и невольные, соединить друг друга любовью, даровать им обращение мытаря, слезы блудницы, исповедание разбойника, чтобы они могли в своей жизни соблюдать в единомыслии заповеди Божии и сподобились Царствия Небесного. Во второй молитве священник вновь просит Господа Иисуса Христа очистить беззакония брачущихся, ибо они не смогли понести «тяготы плотского разжения».

Венцы на второбрачных в современном чине возлагаются в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудрие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указывается. В остальном последование о второбрачных не отличается от того, которое совершается над вступающими в первый брак.

4. Совершение чина браковенчания второбрачных
в Русской Церкви

В XV веке относительно Таинства Венчания второбрачных находим свидетельство только в одном богослужебном памятнике. По этому списку после обычного начала читаются тропари: дневной, «Спаси, Господи, люди Твоя», храма, «слава» святого, и «ныне» - Богородичен. За ними следуют молитвы: «Господи Боже иже Авраама друга Себе назвав» и «Господи Боже наш, един Благ и Человеколюбец...», Апостол к Ефесянам (5, 25-33). Евангелие от Матфея: «Во время оно приступиша ко Иисусу фарисеи, искушающе его и глаголюще Ему: Аще достоит человеку пустить жену по всякой вине...», ектения сугубая и отпуст. (Служебник рукописный Софийской библиотеки. № 839, л. 132-134).

Порядок этого чина соответствует требованию древних правил отлучать второбрачных от причащения на определенное время и не возлагать на них венцы (Евхологион Гоара, с. 401). Отсутствие в чине возложения венцов и причащения Преждеосвященными святыми Дарами говорит о согласии порядка венчания второбрачных с требованием этих правил.

В XVI веке чин Венчания двоеженца состоял, согласно с практикой греческой Церкви, из обычного начала (возгласа священника, чтения Трисвятого по «Отче наш»), тропаря дня и одной молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав». Были и другие варианты, иногда читали молитвы от скверны, иногда в конце чина произносилась великая ектения, иногда читали еще одну молитву, находящуюся на первом месте: «Господи Боже наш, сподоби нас спасительным Твоим смотрением...». Еще один памятник после молитвы «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав» указывает прокимен: «Славою и честию венчал еси нас», нынешний апостол и Евангелие от Матфея (19, 3-12), сугубую ектению
и отпуст (особый). В постановлениях Стоглавого собора изложено именно это последование венчания второбрачных. Разница только в отпусте (Стоглав, глава 20, с. 112-114).

Согласно Уставу Стоглавого собора, при венчании вдовца и девицы совершался чин первого брака («все по ряду венчание»).

При этом священник в молитвах и на ектениях первым называет имя первобрачного в этой паре, а потом второбрачного. По окончании всего глаголет молитву о двоеженце (Стоглав, гл. 19, с. 111).

К числу особенностей рассматриваемых чинов венчания второбрачных нужно отнести обычай возлагать венец не на голову, а на правое плечо, а также обычай пить из общей чаши всем присутствующим в храме.

Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только «по нужде» и совершался по чину второбрачных.

В конце каждого чина венчания совершалась заздравная лития с надписью: «Сице молвити князю младому».

Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29).

Схема чина венчания супругов, в летех мнозех сущих

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря

Благословение жениха и невесты возжженными свечами

Псалом 127 и шествие из притвора на середину храма

Поучительное слово

Вопросы к жениху и невесте

Возглас: «Благословенно Царство...»

Мирная ектения с возгласом иерея

Три молитвы о сочетающихся браком

Возложение венцов

Тайносовершительные слова: «Господи Боже наш...»

Прокимен, Апостол, Евангелие

Сугубая краткая ектения

Просительная ектения, возглас

Пение молитвы «Отче наш...»

Возглас священника

Благословение и преподание общей чаши

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Снятие венцов

Две молитвы

Глава VI


Богослужение Таинства Елеосвящения

Символика Таинства

Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же - и виновники и физического нездоровья человека.

Если Церковь - это Тело Христово, а каждый христианин - Его живая клетка, включенная в единую систему благодатного жизнеобеспечения, то грехи - это преграда на пути тока благодати Божией из церковного организма в душу и жизнь человека. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, недоступные личному покаянию христиан.

Священники молятся над болящим по его просьбе, и завершением этой молитвы является помазание его «елеем во имя Господне» (Иак. 5, 14). Болеющий человек нуждается в помощи, и священник просит Небесного Отца во время помазания: «Исцели и раба Твоего... от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего» (молитва при помазании елеем). Свою молитву иереи укрепляют надеждой на молитвы Богоматери и святых. Молитвы Церкви земной и небесной преклоняют милость Божию к болеющему члену Церкви, и Бог дарует ему победу над болезнью.

Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к благодатной Лозе - Господу Иисусу Христу, чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его способным жить по заповедям Божиим.

Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти. Цель и содержание Таинства Елеосвящения не только здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение его «праведности и миру и радости во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Участник Таинства получает от Бога помощь для изменения понимания и принятия страданий и болезни. Живительные соки Лозы - это дар страданий Христовых, претворенных Им в победу. И если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь: да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе - единственное исцеление.

В этом мире всегда есть место страданиям, горю, испытаниям (Иак. 5, 14-5). Но Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И в этом глубокий смысл победы, ибо осмысленным стало самострадание. Оно стало подвигом, преображением. Страданию дано стать знаком, свидетельством той победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится путем к Вечной Жизни.

В Таинстве Елеосвящения Церковь указывает человеку путь к обращению, к претворению его болезни и страдания в условия для встречи со Христом и для участия в Его победе над грехом и страданием. Понятно отсюда, что такая победа нужна не только умирающему человеку, но живущему в этом мире и соприкасающемуся с телесными и душевными страданиями.

Таким образом, символика Таинства Елеосвящения препровождает болящего к благодатному преобразованию души, укрепляет его к усвоению жертвы Христовой, чтобы человек среди скорбей и одиночества стал свидетелем о Христе, испытал, по словам священника Павла Флоренского, тягу «к новой, высшей реальности», ощутил в себе прорастание семян иного бытия, ибо «семенем новой жизни стала смерть Христова».

Человек, испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Господу. Ему открывается истинный смысл апостольского учения: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни» (Рим. 14, 7-8).

И наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. В Таинстве совершается благословение всего подвига, совершаемого человеком на земле, и пути, пройденного им в вере и смирении. Человек очищается от грехов, ему приоткрывается смысл смерти и замысел Божий о его тленном теле».

В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих (А. С. Хомяков).

2. История формирования
чина Елеосвящения

По свидетельству Священного Писания, Таинство Елеосвящения
имеет Богоучрежденный характер. Евангелист Марк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13).

В послании апостола Иакова указывается порядок совершения этого
Таинства и условия участия в нем. «Болен ли кто из вас, пусть призовет
пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его
Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном
христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь:
«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8). По этой заповеди действием Духа Святого апостолы совершали Таинство святого елея.

Молитва веры и помазание елеем во имя Господне составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека.

В первые века чинопоследование Таинства было несложным и включало в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и при помазании им болящего человека.

В первоначальный период истории чина Елеосвящения право «призывать» пресвитеров для совершения Таинства предоставлялось болящему. Он призывал их к себе в дом. Обычай сакраментального врачевания больных в частных домах, возникший в апостольский век, удержался в следующие века существования Церкви. Так было до VI века. Клирикам вменялось в обязанность «посещать всех, нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех, «находящихся в болезненном угнетении духа». Узнав от диакона о таких людях, епископ или пресвитер шел к больному, молился о нем Богу и помазывал его освященным в Таинстве елеем.

Начиная с VI века предпочтение для совершения Таинства Елеосвящения стали отдавать храмам. Причиной, повлиявшей на перемену места совершения Таинства, стала его тесная связь с Литургией, всегда совершавшейся в храме. Строительство больниц при храмах тоже оказало свое влияние на внедрение практики совершения Таинства святого елея при храмах, ибо в больницах оно и совершалось над больными.

С XIII века обычай строить церковные больницы при храмах исчезает. Вследствие этого практика совершения Таинства Елеосвящения тоже меняется. Сам чин Елеосвящения освобождается от соединявшихся с ним служб суточного круга: вечерни, утрени и от Литургии. Например, в рукописи XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне говорится: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидою и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея».

На приходах в это время Таинство Елеосвящения совершалось только в храмах. В «Новой скрижали» говорится об одном так: «Больные, которые могли подниматься и ходить, с помощью других были приводимы в храм, а кто не мог этого, тех привозили, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством действия, сообщаемого этим Таинством. Иногда они пребывали там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания освященным елеем. Бывали и примеры, когда и здоровые для получения духовного благословения или для утоления некоторого недуга приступали к этому духовному врачевству, и священники, снисходя к их просьбам, помазывали их священным елеем, читая над ними ту же молитву, как и над больными».

XIV век профессор А. А. Дмитриевский называет веком, когда начался новый период в истории чина Елеосвящения. Для него характерно обособление частей последования от храмового богослужения. Вечерня при этом совсем опускается, связь с утреней остается, обретая новый смысл: песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения, образуя его первую часть. Этому способствовал, как говорилось, вновь возникший обычай совершать Таинство святого Елея в частных домах».

В чине Таинства Елеосвящения отображена практика Восточной Церкви, которая стремилась помочь больному в излечении от болезней телесных и душевных и способствовала воссоединению чад своих с благодатной жизнью Царства Божия. Для этого и «призывались», по апостолу, пресвитеры Церкви.

Благословен еси Господи Боже наш, иже тайнаго и чистаго брака священнодействителю, и телеснаго законоположителю, нетления хранителю, житейских благий строителю. Сам и ныне, Владыко, в начале создавый человека и положивый его яко царя твари, и рекий: не добро быти человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему; и взем едино от ребр его, создал еси жену, юже видев Адам, рече: сия ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея; сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину; и яже Бог сопряже, человек да не разлучает. Сам и ныне, Владыко Господи Боже наш, низпосли благодать Твою Небесную на рабы Твоя сия, имярек и имярек; и даждь рабе сей во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему сему быти во главу жены, яко да поживут по воли Твоей. Благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Исаака и Ревекку; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иакова, и вся патриархи; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иосифа и Асенефу; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Моисея и Сепфору; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иоакима и Анну; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Захарию и Елисавет. Сохрани я, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчезе; сохрани я, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Иону во чреве китове; сохрани я, Господи Боже наш, якоже сохранил еси святыя три отроки от огня, низпославый им росу с небесе; и да приидет на ня радость оная, юже имяше блаженная Елена, егда обрете Честный Крест. Помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси Еноха, Сима, Илию; помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси святыя Твоя четыредесять мученики, низпославый им с небесе венцы; помяни, Боже, и воспитавшия их родители; зане молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи Боже наш, рабы Твоя уневестившияся, сшедшияся в радость сию. Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего, имярек, и рабу Твою, имярек, и благослови я. Даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес; возвыси я яко кедры ливанския, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое самодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое и Тебе благоугодное; и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждения масличная окрест трапезы их; и благоугодивше пред Тобою, возсияют яко светила на небеси, в Тебе, Господе нашем. С Тобою же слава, держава, честь и поклонение, безначальному Твоему Отцу, и животворящему Твоему Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Пользовательского поиска

Чем отличается первый чин венчания от второго?

Ответ: Древняя Церковь рассматривала второбрачие как нравственное не-совершенство, уступку чувственности и нарушение обета, данного преж-нему супругу. По этой причине она не одобряла заключения повторных браков. Второбрачные не допускались в клир, ибо, согласно предписанию апостола Павла, пресвитер должен быть «непорочен, муж одной жены» (Тит. 1, 6).
Церковь отказывалась принимать всякое участие в совершении по-вторных браков и запрещала священнику «пиршествовать» на браке двоеженца (Книга правил... Неокесарийский собор, правило 7). Тем бо-лее, по словам преподобного Феодора Студита (IX в.), непозволительно было священнику венчать повторный брак. Однако вдовцам и вдовицам не возбранялось вступать в гражданский брак при условии, чтобы он был не тайным, а заключался при свидетелях.
Гражданский порядок заключения браков святой Никифор Испо-ведник, Патриарх Константинопольский (IX в.), излагает в 135 правиле: «Если вдовец хочет жениться на вдове, то он должен устроить брачную трапезу, созвать на пир десять соседей и в их присутствии объявить: «Знайте, господа и братья, что я беру эту женщину за супругу». Но этот брак не получает благословения по церковному чинопоследованию, и оба супруга подвергаются епитимии за второбрачие.
Второй и третий браки рассматривались в Древней Церкви как врачевство против блуда. От вступающих в них требовался покаянный подвиг очищения совести. Двоеженцы отлучались от Причастия Святых Христовых Таин на год или два. Вступающим в третий брак назначалась епитимия от 3 до 5 лет (Св. Василий Великий, правила 4, 50). Ис-ключения из этих правил делались только для лиц, расторгнувших брак по вине другого супруга.
Но так как и второй брак все-таки был разрешен апостолом, если и он был заключен «в Господе» (1 Кор. 7, 39), то Церковь, хотя и остав-ляла второбрачных без своего благословения, однако не могла не приз-нать в их союзе характера Таинства с той мерой благодати, какая при-суща каждому христианину и его браку в силу Таинств Крещения и Миропомазания. Без сомнения, общецерковная мысль выражена в сле-дующих словах блаженного Августина: «Вступающий не в первый брак не совершил греха, а только утратил некоторую меру Таинства, необхо-димую для приобретения добродетельной жизни, для получения печати церковного рукоположения». Умаление Таинства во втором браке ус-матривалось, конечно, в том, что он уже не представлял собою «полного образа» духовного союза Христа с Церковью — Единого с единою, а уподобляется этому союзу только по своей нерасторжимости, в чем бла-женный Августин и полагал «существо Таинства Брака».
Строгое соблюдение правила, не допускавшего никакого церковного торжества при совершении вторых браков, сделалось невозможным после издания новеллы Льва Философа (893 г.), постановившей церковное благословение необходимым условием законности всякого брака. Сначала
вошло в обычай благословлять второбрачных без венчания, то есть без возложения на их головы венцов — символа девственной чистоты и тор-жества над чувственностью. В этом узком смысле и следует понимать все церковные правила XI—XII веков, запрещавшие венчать второбрачных. Впоследствии это различие в обряде церковного благословения первых и вторых браков повсюду исчезло на Востоке. Святой Симеон Солунский (XIV в.) указывал лишь на одну особенность в церковном последовании о второбрачных — им не преподавалось Причащение Святых Даров, а только общая чаша.
Рассматривая первый брак, по выражению святителя Григория Бо-гослова, как «закон», а второй как «снисхождение» к человеческой немо-щи, Церковь позже внесла некоторые различия в чинопоследавания для первого и второго брака. Последние венчались по более короткому чину. Обычный чин венчания второбрачных был выработан к XVI веку.
Последование второбрачных совершается менее торжественно, чем полный чин венчания, и исполнено чувством покаяния. Этот чин соверша-ется сразу же на середине храма перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие.

2. Схема чина венчания второбрачных

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря
«Благословен Бог наш...»
Трисвятое по «Отче наш...»
Мирная ектения
Две молитвы на обручение
Обручение кольцами
Три молитвы (две покаянного характера)
Возложение венцов
Тайносовершительные слова Венчания
Чтение Прокимна, Апостола, Евангелия
Сугубая ектения
Молитва
Просительная ектения
Молитва: «Отче наш...»
Благословение и преподание общей чаши
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей
Снятие венцов
Две молитвы
Отпуст

3. Идейный смысл молитвословий чина венчания второбрачных

При обручении второбрачные, по обычаю, воспринимают возжжен-ные свечи, так как в Требнике прямого запрещения на это нет. И обручение далее совершается как и в первом браке. После того, как кольца надеты на вступающих во второй брак, священник читает молитвы чина венчания. В первой из них священник просит Бога призвать втор-обрачных к покаянию, простить им все согрешения, вольные и невольные, соединить друг друга любовью, даровать им обращение мытаря, слезы блудницы, исповедание разбойника, чтобы они могли в своей жизни со-блюдать в единомыслии заповеди Божии и сподобились Царствия Не-бесного. Во второй молитве священник вновь просит Господа Иисуса Христа очистить беззакония брачущихся, ибо они не смогли понести «тяготы плотского разжения».
Венцы на второбрачных в современном чине возлагаются в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудоие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указывается. В остальном последование о второбрачных не отличается от того, которое совершается над вступающими в первый брак.

4. Совершение чина браковенчания второбрачных в Русской Церкви
В XV веке относительно Таинства Венчания второбрачных находим свидетельство только в одном богослужебном памятнике. По этому спи-ску после обычного начала читаются тропари: дневной, «Спаси, Господи, люди Твоя», храма, «слава» святого, и «ныне» — Богородичен. За ними следуют молитвы: «Господи Боже иже Авраама друга Себе назвав» и «Господи Боже наш, един Благ и Человеколюбец...», Апостол к Ефеся-нам (5, 25—33). Евангелие от Матфея: «Во время оно приступиша ко Иисусу фарисеи, искушающе его и глаголюще Ему: Аще достоит человеку пустить жену по всякой вине...», ектения сугубая и отпуст. (Служебник рукописный Софийской библиотеки. N 839, л.132—134).
Порядок этого чина соответствует требованию древних правил от-лучать второбрачных от причащения на определенное время и не возла-гать на них венцы (Евхологион Гоара, с.401). Отсутствие в чине возло-жения венцов и причащения Преждеосвященными святыми Дарами го-ворит о согласии порядка венчания второбрачных с требованием этих правил.
В XVI веке чин Венчания двоеженца состоял, согласно с практикой греческой Церкви, из обычного начала (возгласа священника, чтения Трисвятого по «Отче наш»), тропаря дня и одной молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав». Были и другие варианты, иногда читали молитвы от скверны, иногда в конце чина произносилась великая ектения, иногда читали еще одну молитву, находящуюся на первом месте: «Господи Боже наш, сподоби нас спасительным Твоим смотрением...» Еще один памятник после молитвы «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав» указывает прокимен «Славою и честию венчал еси нас», нынешний апостол и Евангелие от Матфея (19, 3—12), сугубую ектению и отпуст (особый). В постановлениях Стоглавого собора изложено именно это последование венчания второбрачных. Разница только в отпусте (Стоглав, глава 20, с. 112—114).
Согласно Уставу Стоглавого собора, при венчании вдовца и девицы совершался чин первого брака («все поряду венчание»).
При этом священник в молитвах и на ектениях первым называет имя первобрачного в этой паре, а потом второбрачного. По окончании всего глаголет молитву о двоеженце (Стоглав, гл.19, с.111).
К числу особенностей рассматриваемых чинов венчания втор-обрачных нужно отнести обычай возлагать венец не на голову, а на пра-вое плечо, а также обычай пить из общей чаши всем присутствующим в храме.
Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только «по нужде» и совершался по чину второбрачных. Благослови вас Господь!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то