За что дают кировец 1. Трудный путь к совершенству

24-06-2016, 01:35

Всем доброго времени суток, с вами сайт! Друзья, сейчас мы поговорим о машине, которая у многих будет ассоциироваться с уже знакомыми и привычными советскими танками – перед вами Кировец-1 гайд.

Итак, данная машина является премиумным тяжелым советским танком восьмого уровня, которого пока нет в игре, однако, есть шансы его появления в будущем и сейчас вашему вниманию представляется подробный Кировец-1 обзор, дабы иметь подробное представление о данном агрегате.

ТТХ Кировец-1


Как уже говорилось ранее, данный тяж очень сильно похож на своих собратьев, например, на ИС-3 или ИС-5. Таким образом, Кировец-1 характеристики бронирования являются действительно сильной стороной танка. Мы имеем очень твердую литую башню с отличными скосами.

Касательно корпуса, все тоже очень хорошо. В лобовой проекции самой крепкой частью является ВЛД, расположенный под очень хорошим углом. К тому же Кировец-1 танк лишен щучьего носа, что позволяет очень хорошо танковать лбом, доворачивая корпус. Борта тоже защищены очень хорошо, к тому же они оснащены экранами и при правильной постановке, можно получать массу непробитий и рикошетов. Остается только беречь НЛД, хотя и его не назовешь сильно уязвимым, так как тут угол наклона весьма неплох.

Кировец-1 ТТХ подвижности обрадуют вас не меньше, ведь для тяжелого танка у нас есть отличная максимальная скорость вперед и назад, а также неплохая маневренность. Правда, мощности двигателя заметно не хватает, а это значит, что с динамикой у нас не все так хорошо, как хотелось бы.
В остальном у нас есть стандартный для тяжей нашего уровня и нации запас прочности, а также типичный для танков СССР плохой обзор.

Орудие

В плане вооружения этот советский агрегат будет очень привычен, ведь тут стоит знакомая каждому пушка, практически такая, как на ИС-3. Кировец-1 орудие имеет стандартный альфастрайк, отличное бронепробитие, как для премиум танка, и неплохой ДПМ.

Теперь поговорим о точности и снова отлично знакомы параметры. Тяжелый танк Кировец-1 WoT нельзя назвать точным. Тут и огромный разброс, и долгое время сведения, и слабая стабилизация, так что подбирать оборудование и обучать экипаж, мы будет, опираясь на эти недостатки.

Кстати, углы вертикальной наводки у Кировец-1 World of Tanks – это еще один неприятный нюанс. Пяти градусов вниз очень часто будет нахватать и с этим придется смириться.

Преимущества и недостатки

Как и многие советские тяжи, данный аппарат имеет в своем арсенале довольно четко выделенных сильны и слабых сторон. Чтобы вам было легче ориентироваться в подобных нюансах, мы выделим основные преимущества и недостатки отдельно.

Плюсы:
Мощный разовый урон;
Хорошее бронепробитие;
Отличное круговое бронирование;
Неплохая максимальная скорость.

Минусы:
Плохая точность;
Низкая динамика;
Слабый обзор;
Не льготный уровень боев.

Оборудование для Кировец-1

Как уже говорилось ранее и глядя на сильные и слабые стороны данной машины, модули необходимо ставить исходя из того, что нам необходимо повысить урон в минуту, точность и обзор. Таким образом, на Кировец-1 оборудование ставится следующим образом:
, , .
Если же вы не боитесь жертвовать обзором и для вас более важным фактором является общее увеличение характеристик, можете заменить последний пункт на , глобальный буст лишним никогда не бывает.

Обучение экипажа

Одним из важнейших моментов в нашей игре является правильное обучение экипажа, ведь это еще один отличный способ усилить свой танк. На Кировец-1 перки вкачивается из тех же соображений, что и подвирается оборудование, так что общая картина выглядит так:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Кировец-1

Если у вас нет запаса по серебряным кредитам и данный прем вы планируете использовать преимущественно для фарма, оптимальным решением будет возить на Кировец-1 снаряжение в виде , и . Однако в тех случаях, когда об экономии речь не идет и делается ставка на выживаемость и комфорт, лучше взять , , , а последний вариант при желании заменить на .

Тактика игры на Кировец-1

Вот мы и подошли к важнейшему аспекту игры на каждом танке – его применению в бою. Вполне очевидно, что в наших руках настоящая машина прорыва, способная за счет своего мощного вооружения и крепкой броне продавливать направления, так что на Кировец-1 тактика заключается в позиционировании на первой линии, в самой гуще событий.

Такое правило наиболее подходит для боев, в которых мы находимся в топе или же с несколькими девятыми уровнями. Причиной тому снова становится наша броня, ведь при правильно позиционировании танк Кировец-1 World of Tanks способен сдерживать выстрелы даже девяток.

Касательно позиционирования все довольно просто. Первым вариантом будет стоять лбом к сопернику, слегка довернув корпус и тем самым увеличив коэффициент приведенной брони, но не забывайте скрывать НЛД и слегка пританцовывать, виляя влево и вправо. Кировец-1 танк WoT также силен в танковании бортом, выставляя этот элемент под хорошим углом из-за здания или другого препятствия, непробития и рикошеты по нам летят один за одним.

Если же говорить о боях внизу списка, где приходиться воевать с десятыми уровнями, наше бронирование уже не будет столь эффективным. В таких ситуациях стоит играть осторожнее, не стоит просто выезжать на соперника, старайтесь его обмануть, развести на выстрел и только после этого реализовывайте свою альфу.

Вообще, тяжелый танк Кировец-1 World of Tanks – это очень грозная машина, но на нем лучше играть именно от альфы, четко анализируя ситуацию и знать, когда можно выехать, а когда лучше подождать удачного момента и сберечь драгоценный запас прочности. И напоследок, всегда смотрите на мини-карту и берегитесь арты, огромный фугас в крышу никому не доставляет приятных эмоций.

Без сомнения, разработчики стараются всеми силами разнообразить игру, вводя новые единицы техники. Это должно разнообразить геймплей и развить интерес у игроков. Однако многие вводимые танчики являются многократно пережёванными модификациями боевых машин, которые уже присутствующих в дереве развития игровых наций.

Такая техника не является принципиально новой и от своих прототипов отличается только названием, в точности копируя большую часть технических характеристик. Цели таких инноваций непонятны, ведь по сути, никакой новой игровой концепции эти танки на своей броне не несут.

Однако не будем критиковать деятельность компании WG и познакомимся с очередной вводимой в игру машиной. Встречайте, «Кировец-1» — новый премиумный тяж, который появится у СССР. Машина заявлена на 8-ой уровень, однако порядок её появления в ангаре игроков (свободная продажа или награда за выдающиеся достижения) пока неизвестен.

Итак, «Кировец-1», гайд по которому мы начнём с традиционного обзора основных технических параметров. По внешнему виду, в данном танке легко признать очередную вариацию на тему , с небольшими отличиями. В частности, мы видим характерную для ИС-ов литую башню, но здесь отсутствует легендарный щучий нос. Однако пойдём по порядку.

Мы имеем весьма характерный для «восьмёрки» запас прочности в 1 550 единиц , поэтому новичок не будет выделяться на фоне одноклассников. Радиус обзора в базовой комплектации составляет 360 метров , что кстати, является посредственным показателем для тяжёлого танка.

Мощность двигателя составляет 520 «лошадок» при массе техники в 47 тонн. Соотношение этих значений даёт 10.9 л. с. на каждую 1 000 килограмм «живого» веса. Совокупность величин позволяет машине разгоняться до 42 км/час .

В целом, неплохая характеристика, но танк подводит откровенно слабая динамика. Поэтому «Кировец-1» WoT довольно тяжело разгоняется и теряет скорость на подъёмах и заболоченном грунте. При этом манёвренность смотрится неплохо: 26 град/сек , соответственно закрутить танк будет проблематично.

Переходим к вооружению. Тем, кто выкачивал ветку советских тяжей и отыграл немало боёв на ИС-3, привыкать к новому танку практически не придётся. Здесь установлено очень похожее орудие. В частности, показатель бронепробития бронебойным снарядом составляет 221 мм , что позволяет без проблем расправляться с большинством одноклассников и комфортно нагибать противников уровнем ниже. Здесь сделаем небольшую ремарку: танк не является «льготником» , поэтому будет попадать в бои к «десяткам». В таких ситуациях придётся пользоваться голдой, увеличивая показатели бронепробития до более приличных 270 мм .

Разовый урон составляет 390 единиц , время заряжания орудия – 13 секунд . В совокупности мы получаем средний ДПМ в 1 800 единиц , что является неплохим показателем, учитывая, что речь идёт о прем технике. На этом положительные стороны вооружения заканчиваются, поэтому переходим к грустным моментам.

Первое, что смущает – это весьма скромный боезапас в 30 снарядов , поэтому любители пострелять во всё, что движется рискуют оказаться к концу боя без снарядов.

Второе – большой разброс орудия, что делает неэффективными дистанционные перестрелки.

Третье: углы вертикального наведения, позволяющие опускать ствол всего на 5 градусов. Впрочем, эти особенности характерны для большинства советских тяжей.

Частично нивелировать имеющиеся недостатки поможет правильный выбор дополнительных модулей. Учитывая боевые характеристики, на танк «Кировец-1» можно рекомендовать установку следующего оборудования:

  1. Досылатель – повышаем урон в минуту, но не забываем экономить боекомплект.
  2. Стабилизация – исправляем точность и делаем комфортной стрельбу в движении.
  3. Вентиляция – получаем комплексный прирост характеристик.

Устанавливать просветлённую оптику или маскировочную сеть на тяжёлый танк не имеет смысла: машины предназначены для ближнего боя, поэтому им не нужно скрываться в кустах или подсвечивать команде. Можно попробовать поставить противоосколочный подбой, чтобы минимизировать ущерб, наносимый артиллерией. В любом случае, слоты заполняются на усмотрение игроков, поэтому выбор оборудования напрямую зависит от стиля игры.

Повышая характеристики экипажа можно также улучшить боевую эффективность машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек, поэтому командиру приходится выполнять обязанности радиста. С учётом этих особенностей, навыки лучше всего прокачивать в такой последовательности:

Не стоит игнорировать боевое снаряжение, которое может помочь сохранить прочность и выпутаться из сложных ситуаций. Поэтому обязательно загружаем предлагаемые игрой аптечки, огнетушители и ремкомплекты.

В плане защищённости, новый прем выглядит привлекательно. Наиболее крепкой частью является лобовая проекция башни, где имеется 175 миллиметров «честной» брони. Кроме этого, лоб практически полностью закрывает маска орудия, присутствуют рациональные углы наклона бронелистов. Приятную картину дополняет отсутствие явно выступающих лючков, соответственно танковать башней машина будет просто отлично.

В лобовой проекции корпуса мы имеем 120 миллиметров. Несмотря на то, что «Кировец-1» не имеет характерного «щучьего носа», танк не выглядит уязвимым и обделённым. ВЛД имеет отличный угол наклона, что увеличивает значение бронирования в приведёнке.

Соответственно доворачивая корпус и выставляя лобовую часть под углом можно отлично танковать урон, не опасаясь прямого вхождения снаряда. Борта защищает 100-миллиметровая броня, дополненная небольшим экраном. В принципе, этого хватает, чтобы при постановке машины правильным ромбом превращаться в небольшую, но неуязвимую крепость.

Тактика поведения в бою определяется техническими возможностями и боевыми характеристиками машины. Новый прем имеет неплохую скорость, мощное вооружение и крепкую броню. Соответственно это машина первой линии атаки, которая должна выдавливать соперника с выбранного направления, принимая лобовой проекцией башни и корпуса рикошеты и непробития.

Использовать танк для дистанционных перестрелок будет нерентабельным: откровенно косое орудие и скудный боезапас не дадут нафармить серебра, поэтому возвращаться в ангар придётся с пустыми карманами.

Вполне естественно, что приоритетное значение для тяжёлого танка имеют городские карты. Здесь можно прятать уязвимый НЛД за естественными препятствиями и троллить одноклассников и противников 9-го уровня подставляя под удар отлично защищённые элементы машины.

Учитывая характеристики, танк неплохо себя чувствует в позиционных перестрелках и открытом противостоянии. Постоянно доворачивая корпус и пританцовывая, можно не получая урона постепенно разбирать своего оппонента, максимально реализовывая потенциал орудия.

Разумеется, что на открытых картах такая тактика не подходит. Здесь нужно постоянно двигаться, стараясь не подставляться под удары артиллерии.

В схватках с «десятками», столь откровенное поведение в бою не подойдёт. Тяжело вооружённые противники броню будут пробивать гарантированно, поэтому надеяться на рациональные углы склонения бронелистов не стоит.

В таких ситуациях, нужно пытаться «разводить» врага на выстрел, частично высовываясь из-за угла и заставляя сделать нерезультативный выстрел. После этого, можно смело выезжать, давая шот (только при полном сведении).

Важно понимать, что в высокоуровневых боях «Кировец-1» не может сражаться в одиночку, поэтому он превращается в танк огневой поддержки и действует только, прикрываясь спинами сокомандников.

Итоги по Кировец-1

Итак, по результатам предварительного анализа мы получаем некоторые представления о возможностях машины.

Положительные:

  • Бронепробитие.
  • Разовый урон.
  • Скорость.
  • Бронирование.

Отрицательные:

  • Точность.
  • Динамика.
  • Обзор.
  • Отсутствие льготных боёв.

Как получить «Кировец-1» пока неизвестно, и вообще, целесообразность такого приобретения вызывает массу вопросов. По сути, разработчики предлагают очередного представителя семейства ИС-овых, но преподнесённого под другим соусом. Разумеется, танк обещает быть неплохим фармером, но однообразие вводимых новинок начинает приедаться.

Кировец-1 видео

Приказ о создании нового танка под индексом ИС-3 был получен руководителями челябинских заводов 16 декабря 1944 года. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин. Танки изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились

Задачи ставила война

Единожды раскрученный маховик создания новых танков в конструкторских бюро (далее – КБ), созданных при советских заводах тяжёлого машиностроения, к концу Второй мировой войны набрал бешеные обороты. Конструкторы, работавшие на Урале, в Сибири и Поволжье, значительно опередили как своих коллег, работавших на предприятиях стран-противников, так и инженеров стран-союзников. Из цехов Челябинского Кировского завода (далее – ЧКЗ) только выезжали первые серийные танки ИС-2, а КБ ЧКЗ и КБ опытного предприятия №100, также размещавшегося в Челябинске, постановлением №5583 Государственного Комитета Обороны от 8 апреля 1944 года обязали разработать новый тяжёлый танк ИС-3. В начале 1944 года анализ боевых повреждений танков ИС-2 показал, что литые лобовые листы их корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушек немецких «тигров» с дистанции 1000–1200 метров, а 75-мм снарядами «пантер» – с дистанции 900–1000 метров. Таким образом, требовалось существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не пробивались немецкими снарядами.

КБ ЧКЗ, возглавляемое конструкторами Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи, принялось за работу. Их «конкуренты» из КБ опытного завода №100, где созданием нового танка руководили ведущие инженеры Г.Н. Москвин и В.И. Таротько, тоже не сидели сложа руки.

Соперничество челябинских «танкоградов»

Ситуация, сложившаяся в челябинском танкостроении в первой половине 40-х годов, заслуживает отдельного освещения. Решение развернуть танковое производство на базе Челябинского тракторного завода (далее – ЧТЗ) приняли ещё до начала Великой Отечественной войны. 19 июня 1940 года постановлением Центрального Комитета партии и правительства СССР руководство ЧТЗ обязали развернуть производство «танков типа КВ» конструкции Ленинградского Кировского завода (далее – ЛКЗ). На предприятии создали специальный танковый отдел, в который, помимо местных инженеров, вошли и специалисты, командированные из Ленинграда. В августе в Челябинск прибыл опытный экземпляр танка КВ и его чертежи, во второй половине 1940 года завод произвёл все комплектующие машины, а 31 декабря был собран первый опытный экземпляр. Тогда же началось строительство корпуса танкосборочного цеха.

Летом 1941 года началась война, и вскоре в Челябинск потянулись эшелоны эвакуируемых предприятий. 12 сентября ГКО принял решение о вывозе сюда харьковского дизель-моторного завода №75, а 6 октября 1941 года в Челябинск пошли вагоны со станками и специалистами ЛКЗ. В этот же день приказом наркома танковой промышленности СССР «ЧТЗ имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске». Его директором назначили бывшего руководителя эвакуированного ЛКЗ И.М. Зальцмана, а главным конструктором – бывшего главного конструктора ЛКЗ Ж.Я. Котина.

Кроме указанных предприятий, в Челябинск эвакуировали оборудование и специалистов харьковского станкостроительного завода им. Молотова, московского станкостроительного завода «Красный пролетарий», завода шлифовальных станков и цеха завода «Динамо». Позже, в 1942 году, сюда прибыла и часть оборудования Сталинградского тракторного завода им. Дзержинского (полностью завод эвакуировать не смогли, так как во время эвакуации на территорию цехов уже ворвались немецкие танки), а также Воронежский завод резино-паронитовых изделий.

Эти ресурсы, свезённые практически со всего СССР, позволили создать в Челябинске огромную производственную базу, получившую негласное название «Танкоград». Вместе со станками и рабочими сюда прибыли конструкторские умы, создавшие лучший танковый двигатель Второй мировой войны – дизель В-2, которым оснащались все тяжёлые танки, средние танки и САУ, выпускавшиеся в СССР. Кроме того, в Челябинск почти в полном составе переправили ленинградскую команду инженеров, сконструировавших КВ-1 – лучший тяжёлый танк начального этапа войны.

Ж.Я. Котин – в 1941–43 годах главный инженер ЧКЗ, в 1943–49 годах – директор и главный конструктор Опытного танкомоторного завода (позднее – завод №100 Наркомата танковой промышленности)

Новый главный конструктор ЧКЗ Ж.Я. Котин, любивший независимость в работе, используя все свои связи в наркомате, в марте 1942 года инициировал создание на базе опытного производства ЧТЗ Опытного завода №100, который возглавил он сам, и куда перешла часть инженеров с основного предприятия (при этом многие из конструкторов продолжали работать в помещениях ЧКЗ). В результате были искусственно созданы два конкурирующих между собой конструкторских коллектива, соперничество которых не позволяло обоим КБ спокойно почивать на лаврах.

Трудный путь к совершенству

Весной 1944 года они параллельно включились в работу над одним и тем же заданием. На заводе №100 решили не слишком отходить от конструкции танка ИС-2 (своей предыдущей разработки), изменив лишь верхнюю лобовую деталь новой машины. Теперь она формировалась не из одного, а из двух броневых листов толщиной 110 мм, сваренных вместе по центру, сильно наклонённых к вертикальной плоскости и повёрнутых в плане под большим углом. Сверху они накрывались крышей, наклонённой к горизонту под углом 7°. Такая конструкция верхней лобовой бронедетали у инженеров завода получила название «нос с горбинкой», но в результате прижилось другое название – «щучий нос». Конструкция заставляла рикошетить снаряды противника, поскольку, помимо угла по вертикали к траектории снаряда, бронированный лист находился и под углом по горизонтали.

Конструкторы завода №100 отказались от использования крупных литых деталей в корпусе танка, что объяснялось как достижениями в разработке новых методов электросварки в эвакуированном на Урал киевском институте Патона, так и загруженностью литейного производства ЧКЗ, производившего башни для серийных танков ИС-2. Кроме того, катанные бронелисты обладали лучшей бронестойкостью в сравнении с литыми бронедеталями.

В проекте Кировского завода главной особенностью стала башня оригинальной приплюснутой сферической формы, разработанная конструктором Г.В. Крученых. В ней разместили ту же 122-мм пушку Д-25, что устанавливалась и на ИС-2. Толщина бронирования башни по периметру достигала 110 мм в верхней её части и 200 мм – в нижней. Рациональные углы наклона стенок башни (до 60°) значительно увеличивали вероятность рикошета. Кроме того, днище нового танка имело оригинальную корытообразную форму, что позволяло немного уменьшить высоту бортовой брони снизу (в наименее поражаемой части), тем самым снизив массу машины.

В обоих прототипах инженеры отказались от курсового пулемёта и места стрелка-радиста, а высвободившееся пространство и вес использовали для улучшения бронирования машины и повышения комфортности в отделении управления.

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А. Малышеву поступили два самостоятельных проекта (два варианта одного танка). Первый представляли директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор КБ ЧКЗ Н.Л. Духов, второй – директор и главный конструктор Опытного завода №100 Ж.Я. Котин.

Первоначально на заводские испытания 28 октября 1944 года поступил прототип от Опытного завода №100. Его пробег по Бродокалмакскому тракту выявил несколько крупных недоработок в ходовой части, и танк вернули на завод для «доводки». Повторный 1000-километровый марш в ноябре показал, что выявленные ранее проблемные места в конструкции двигателя и трансмиссии разработчиками устранены не были.


Н.Л. Духов – в 1943–48 годах главный инженер ЧКЗ, разработчик прототипа «Кировец-1»

Второй прототип получил заводское обозначение «Кировец-1», хотя директор ЧКЗ И.М. Зальцман планировал назвать детище своего предприятия громким именем «Победа». Однако армейцы были далеки от столь высоких материй, поэтому испытуемую бронемашину в документах указывали просто и незатейливо – «Образец А». Её испытания проходили с 18 по 24 декабря 1944 года, и в целом результаты устроили военных приёмщиков, хотя те и рекомендовали конструкторам доработать новый танк.

Но доработка машины вылилась в её полную переделку, так как параллельно с испытанием челябинских прототипов проводился анализ их проектов в Институте металлургии и брони (ЦНИИ-48), который после эвакуации работал в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Специалисты ЦНИИ-48 предложили взять лучшие инженерные решения, применённые в каждом из проектов, и реализовать их в одной машине. Из проекта завода №100 предлагалось позаимствовать конструкцию верхней лобовой бронедетали – «щучий нос», а из проекта ЧКЗ – сферическую в поперечном разрезе башню, которую в продольной проекции предлагалось вытянуть, придав ей форму эллипса. Кроме того, на новый танк «перекочевала» корытообразная форма днища. У танка новой конструкции теоретическая пробиваемость корпуса 88-мм снарядами снижалась до 34% против 39,5% у корпуса производства завода № 100 и 44,1% – у корпуса производства ЧКЗ.


Конструкция корпуса танка ИС-3. 1,7 – верхние наклонные листы, 2 – бонки для крепления запасных траков, 3 – бонка для крепления прибора ночного видения, 4 – бонки для крепления фар и сигнала, 5 – защелка, 6 – буксирный крюк, 8 – левое переднее крыло, 9 – нижний наклонный лист, 10 – нижний вертикальный лист, 11– кронштейн кривошипа направляющего колеса, 12 – цапфа, 13 – упор, 14 – кольцо, 15 – блок подвески, 16 – верхний наклонный лист, 17 – крыло, 18 – кронштейн крепления наружных топливных баков, 19 – защитная планка

Приказ №729 о создании нового танка был получен руководителями обоих заводов 16 декабря 1944 года. ЧКЗ обязывали произвести сразу опытную партию нового танка в количестве десяти машин. Название «Победа» за машиной не закрепили, но утешением для Зальцмана могло служить то, что индекс разработки танку присвоили по нумерации ЧКЗ – 703-й (у опытного завода №100 индексы машин начинались на 200), так что формально в конкурсе на конструирование нового танка победил коллектив ЧКЗ. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин.

Вскоре новый танк получил «боевой» индекс ИС-3. Несмотря на то, что его конструкция во многом была сходной с танком ИС-2, новые машины изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились.

ИС-3: технические характеристики

ИС-3 имел классическую компоновку. Его ходовая часть не претерпела особых изменений по сравнению с ИС-2 – на борт приходилось по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, а также по три поддерживающих катка. При этом использовался цевочный принцип зацепления гусеницы. Заднее расположение двигателя и трансмиссии предопределяло привод на заднюю пару ведущих колёс, которые снабжались съёмными венцами на 14 зубьев каждый. Направляющие ленивцы, полностью идентичные и взаимозаменяемые с опорными катками, располагались спереди. Траки достигали в ширину 650 мм, и каждая гусеница набиралась из 79–86 траков цевочного зацепления длиной 160 мм.


Конструкция подвески танка ИС-3. 1 – блок подвески; 2, 10 – гусеницы; 3 – торсионные валы; 4 – кривошип; 5 – натяжной механизм; 6 – упор; 7 – фланец; 8 – балансир; 9 – поддерживающий каток; 11 – опорный каток; 12 – ведущее колесо

Корпус, как и планировалось, спереди был снабжён «щучьим носом» и имел корытообразное строение днища. Сдвигавшийся в сторону пятиугольный люк механика-водителя монтировался в крыше отделения управления, накрывавшей сверху «щучий нос». В люке монтировался триплекс, который снимался в случае, если механик-водитель покидал танк. За спиной у механика-водителя в днище монтировался ещё один запасной эвакуационный люк.

Верхней части бортов, имевшей толщину 90 мм, был придан обратный наклон, что уменьшало вероятность их пробития и позволяло вместить широкий погон башни. Кормовой лист корпуса сделали откидным для упрощения доступа к двигателю и агрегатам трансмиссии.

Основной особенностью, визуально отличавшей танк от всех предыдущих моделей, стала полусферическая башня. По странному стечению обстоятельств она была лишена командирской башенки, хотя к тому времени такими башенками снабжались все танки, изготавливаемые в СССР. Приборы наблюдения за полем боя устанавливались на створках, вырезанных в большом башенном люке танка. На правой створке устанавливался смотровой прибор заряжающего (МК-4), на левой – смотровой прибор командира (ТПК-1). Еще один прибор МК-4 (для наводчика) устанавливался в верхней части башни, слева по ходу. Башня поворачивалась при помощи электропривода, а максимальная скорость поворота составляла 12 град/сек.

В боевом отделении размещались три члена экипажа – командир танка, наводчик и заряжающий. Основное вооружение танка осталось таким же, как и на ИС-2 – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года. Полуавтоматический горизонтальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа обеспечивал скорострельность на уровне всего 2–3 выстрелов в минуту. Боекомплект по-прежнему состоял из 28 выстрелов, 10 из которых были бронебойными, а 18 – осколочно-фугасного действия. Благодаря телескопическому прицелу ТШ-17 прицельная дальность стрельбы танка прямой наводкой составляла 5000 м, а ведение гаубичного огня с использованием панорамы Герца – 15000 м. На крыше башни на специальной турели устанавливался зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, боекомплект которого составлял 300 патронов – 6 лент по 50 патронов в каждой. Монтируемый вместе с орудием в орудийной маске, 7,62-мм курсовой пулемёт ДТ обеспечивался боекомплектом в 945 патронов – 15 магазинов по 63 патрона в каждом.


Боевое отделение танка ИС-ЗМ:

1 – аппарат ТПУ А-1 командира, 2 – блок настройки антенны, 3 – электрораспределительный щиток башни, 4 – танковый перископ командира ТПК-1, 5 – аппарат ТПУ А-2 наводчика, 6 – электродвигатель механизма поворота башни, 7 – прицел ТШ-17, 8 – внутренний стопор пушки «по-походному», 9 – аппарат ТПУ А-3 заряжающего, 10 – прибор наблюдения заряжающего МК-4, 11 – спаренный с пушкой пулемет ДТМ, 12 – лотковая снарядная укладка, 13 – сидение заряжающего, 14 – пушка Д-25Т, 15 – сидение командира, 16 – стопор башни, 17 – маховичок ручного привода механизма поворота башни, 18 – контроллер, 19 – блок питания радиостанции и ТПУ, 20 – приемопередатчик Р-113, 21 – разгрузочная тяга

В моторно-трансмиссионном кормовом отделении размещалась 12-цилиндровая 4-тактная дизельная силовая установка В-11-ИС-3, обладавшая мощностью 520 л.с. при 2200 об/мин. Трансмиссия танка состояла из главного многодискового фрикциона сухого трения и 8-скоростного КПП с демультипликатором и двухступенчатыми планетарными механизмами поворота. Танк оснащался плавающими ленточными (чугун по стали) тормозами, а бортовые передачи имели понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом.

Внутри танка располагались четыре бака общей ёмкостью 450 литров – по два с каждого борта. Кроме того, машина снабжалась четырьмя наружными цилиндрическими баками ёмкостью по 90 литров каждый, которые крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и сообщались с внутренними. На случай возгорания баки снабжались механическим приспособлением для сброса – защелками с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Танки ИС-3 снабжались радиостанциями 10-РК-26 и танковыми переговорными устройствами ТПУ-4бис-Ф.

20 февраля 1945 года эталонный образец ИС-3 №2 отправился для участия в государственных испытаниях на полигон Научного исследовательского испытательного института бронетанковой техники в Кубинке. Испытания проводились в период с 23 марта по 12 апреля 1945 года и в целом завершились успешно. К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

В воинские подразделения новые машины стали поступать довольно поздно, поэтому ни в боевых действиях против Третьего Рейха, ни в боях с Японией они не участвовали из-за отсутствия подготовленных экипажей.


Второй опытный образец танка ИС-3 на испытаниях на полигоне НИБТ в Кубинке, март 1945 года

Первый официальный «показ» ИС-3 состоялся 7 сентября 1945 года во время военного парада в Берлине, проведённого союзниками в честь окончания Второй мировой войны. По Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Иностранные наблюдатели были потрясены наличием у «советов» настолько передовой и мощной бронетехники. Во многом последующая истерия европейских и заокеанских СМИ, всерьёз опасавшихся советских танков на берегах Ла-Манша, была вызвана этой демонстрацией силы, проведённой СССР в ответ на американские атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки . В Советском Союзе танк ИС-3 впервые показали публике на параде 1 мая 1946 года в Москве.


Парад Победы союзных войск в Берлине, посвященный окончанию Второй мировой войны, 7 сентября 1945 года

Однако новые танки имели целый ряд недочётов, которые пришлось исправлять в авральном порядке в первые послевоенные годы. Особенно уязвимым был двигатель, мощности которого не совсем хватало для машины массой 46,5 тонны, а также трансмиссия. Кроме того, нарекания вызывал малый боекомплект танка, раздельное заряжание орудия и, как следствие, его низкая скорострельность. С учётом ещё и низкой скорости, танк военных не устраивал, поэтому летом 1946 года его производство было остановлено. Всего было произведено 2310 единиц ИС-3 при средней стоимости 267 000 рублей за единицу.

Танки ИС-3 прошли несколько модернизаций. В 1948 году конструкторы усилили крепление двигателя, изменили крепление КПП и конструкцию главного фрикциона, вместо радиостанции 10-РК установили радиостанцию 10-РТ, а ручной маслоподкачивающий насос заменили электрическим. Стоимость работ по модернизации одного танка в среднем составила от 190 до 260 тыс. рублей, но надёжность ИС 3 так и не была доведена до уровня, необходимого заказчику.

В начале 50-х годов над конструкцией ИС-3 снова провели работы по её усовершенствованию – жёсткость корпуса увеличили путём добавления рёбер жёсткости на кормовой лист и раскосов в днище. Главные изменения коснулись двигателя, который заменили на модернизированный вариант В-54К-ИС мощностью 520 л.с., снабжённый воздухоочистителем ВТИ-2 с двойной степенью очистки воздуха и эжекционным способом удаления пыли. Для более глубокой посадки КПП в днище под ней вырезали технологическое отверстие, которое снаружи внахлёст заварили латкой – таким образом, получилась ниша, позволившая улучшить крепление коробки. Произошли некоторые изменения и в вооружении танка – пулемёты ДШК и ДТ были заменены на модернизированные модели ДШКМ и ДТМ.

Четыре 90-литровых навесных бака заменили на два 200-литровых, механик-водитель получил новый прибор ночного видения ТВН-2, было изменено уплотнение вращающегося колпака командирского люка. В систему электрооборудования ввели двухпроводную цепь дежурного освещения, а на корме смонтировали штепсельную розетку внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменили электрическими, на машины были установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Модифицированные танки получили обозначение «ИС-3М».

В Красной Армии (с 1946 года – Советской Армии) ИС-3 использовались, прежде всего, для комплектования подразделений тяжёлых танков Группы войск в Германии и странах Восточной Европы.

Боевое крещение

Первыми боевыми действиями, в которых приняли участия танки ИС-3, оказались венгерские события осени 1956 года. На территории Венгрии располагался советский воинский контингент, использовавшийся для поддержания связи с войсками, находившимися на территории Австрии. В 1955 году войска из Австрии вывели, но в мае того же года Венгрия присоединилась к блоку стран Организации Варшавского договора, поэтому советский контингент остался на её территории уже в качестве союзных войск, получивших название «Особый корпус». В его состав входили 2-я и 17-я гвардейские механизированные дивизии, 195-я истребительная и 172-я бомбардировочная авиадивизии, а также вспомогательные части. В пределах венгерской столицы Будапешта советских войск не было.

По штату 1954 года в состав механизированной дивизии, помимо трёх механизированных полков, входили танковый полк и тяжелый танкосамоходный полк. Количество тяжёлых танков в составе каждой такой дивизии должно было достигать 46 единиц. В середине 50-х годов наиболее распространёнными тяжёлыми танками в Вооружённых силах Советского Союза (далее – ВС СССР) оставались ИС-2 и ИС-3.

23 октября 1956 года в Будапеште прошла 200-тысячная манифестация, изначально носившая мирный характер. Венгры требовали сменить непопулярных руководителей страны, проводивших социально-экономическую политику, навязанную Москвой.


ИС-3, подбитый на улице Будапешта (район кинотеатра «Корвин»). В результате взрыва боезапаса с танка сорвало башню. Октябрь 1956 года

Под прикрытием манифестаций, которые носили ярко выраженный прокоммунистический характер, выступили группы, цели которых были радикально антисоветскими. Начались столкновения с силами охраны правопорядка, в центре города линчевали людей, обвинённых в принадлежности к венгерским органам госбезопасности, появились антиправительственные лозунги. Вечером вспыхнуло вооружённое восстание.

В тот же день в 23:00 начальник Генерального штаба ВС СССР маршал Советского Союза В.Д. Соколовский по телефону ВЧ отдал приказ командиру Особого корпуса генералу П.Н. Лащенко о введении подчинённых ему войск в Будапешт для ликвидации «контрреволюционного мятежа» (план «Компас»). Ночью советские подразделения вошли в город.

В столице Венгрии начались тяжёлые бои, в результате которых восставшим удалось удержать только несколько центральных районов города. Танки и бронетранспортёры, введённые на улицы, были уязвимы для гранат и бутылок с зажигательной смесью, которыми пользовались восставшие, а также противотанковой артиллерии, бившей по ним в упор из подвалов жилых домов. В результате потери советской бронетехники оказались значительными.


Два танка ИС-3, подбитые в районе кинотеатра «Корвин». На заднем плане – ИС-3 с сорванной башней, 30 октября 1956 года

31 октября в связи с требованием правительства Имре Надя вывести советские войска из Будапешта все подразделения ВС СССР оставили город и закрепились в 15–20 км от него. Вокруг Будапешта восставшие начали возводить оборонительный рубеж, на котором оборудовались позиции для противотанковых и зенитных орудий, а также капониры для танков, число которых достигало 100 единиц. В ответ советское командование разработало операцию «Вихрь», в результате которой механизированные дивизии особого корпуса и другие подразделения должны были освободить Будапешт от восставших. Операция началась 4 ноября 1956 года в 6:00. К 7:30 подразделения 2-й гвардейской механизированной дивизии захватили мосты через Дунай, парламент, здания ЦК партии, министерств внутренних и иностранных дел, госсовета и вокзала Нюгати. 87-й тяжелый танкосамоходный полк подполковника Н.Т. Никовского, на вооружении которого были и танки ИС-3, захватил арсенал в районе Фот, а также разоружил венгерский танковый полк.


Советские танки, принимавшие участие в венгерских событиях 1956 года. Впереди ИС-3, за ним Т-34/85, и на заднем плане – плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков

5 ноября части 33-й гвардейской механизированной дивизии генерала Г.И. Обатурова после мощного артиллерийского налета, осуществлённого 170-ю орудиями и минометами, штурмом взяли последний укрепленный опорный пункт повстанцев в кинотеатре «Корвин». Зачистка города продолжалась до 6 ноября включительно, а 7 ноября было сформировано новое венгерское правительство.

По официальным данным, за время боёв ВС СССР потеряли 26 танков, из них один ИС-3, три Т-55 и 22 Т-34–85. Стала известной фотография одного уничтоженного танка ИС 3 с сорванной взрывом башней – у него сдетонировал боекомплект. Рядом с ним на фото можно увидеть и второй подбитый ИС-3 с восставшими венграми возле него. По-видимому, второй танк был отбит обратно во время ноябрьского штурма, восстановлен и потому в список безвозвратно потерянной техники не вошёл.

Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР. После модернизации, проводившейся вплоть до 1960 года, танки ИС-3М эксплуатировались в войсках до конца 70-х годов, после чего отправлялись на хранение или же, по окончании срока эксплуатации – на списание. При списании машины шли на переплавку или могли использоваться на танковых полигонах в качестве мишеней. Часть ИС-3 использовалась в укрепрайонах на советско-китайской границе в качестве неподвижных огневых точек. Полностью они были сняты с вооружения уже российской армии в 1993 году вместе с другими тяжёлыми танками ИС-2 и Т-10.

Страны Варшавского договора ИС-3 не производили, и на вооружение их армий он не поступал. Два ИС-3 были переданы для ознакомления танковым подразделениям Войска Польского, однако дальнейшие поставки не осуществлялись, а имевшиеся танки принимали участие только в парадах. Впоследствии одна из этих машин использовалась как учебная, пока не была утилизирована, а вторая оказалась в Высшей офицерской школе танковых войск имени С. Чарнецкого, где до сих пор экспонируется в музее при этом учебном заведении.

Один ИС-3 был передан вооружённым силам Чехословакии. После окончания войны в Корее часть танков ИС-3 была передана правительству КНДР, из которых были сформированы два полка этих машин.

Боевая «карьера» ИС-3 на Ближнем Востоке

В конце 50-х годов танки ИС-3 начали поставляться Республике Египет, и уже 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Всего до 1967 года Египет получил около сотни танков этой модели.
Во время Шестидневной войны, начавшейся 5 июня 1967 года, египетские ИС-3 вместе с другой поставленной СССР бронетехникой приняли на себя основной удар бронетанковых сил Израиля.

Танки ИС-3 находились на вооружении 7-й пехотной дивизии армии Египта, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис–Рафах. Ещё 60 танков ИС-3 состояли на вооружении 125-й танковой бригады, которая занимала боевые позиции близ Эль-Кунтиллы. ИС-3 были очень медленными и неповоротливыми для современного танкового боя, отличались низким темпом огня, а их двигатели быстро перегревались в условиях Синайской пустыни. Кроме того, ИС-3 не могли вести огонь с хода, так как их башенные орудия не были снабжены стабилизаторами. И все же основными факторами, приведшими к разгрому египетских танковых подразделений, оказались не недостатки техники, а низкий морально-боевой дух египетских танкистов и их плохая подготовка.

Ни базуки израильских десантников, ни другое противотанковое вооружение, ни «Ишерманы» (израильская модификация американских танков М-50 «Шерман», вооружённые 105-мм французскими орудиями CN-105-F1), не пробивали лобовую броню ИС-3. Только «Магах-3» (модернизированные американские М-48А2 «Паттон-III», также вооружённые 105-мм танковыми пушками) с трудом могли поразить эти танки на приемлемых боевых дистанциях, поэтому все израильские машины этой модификации использовались на Синайском полуострове против египетской армии.

С танками ИС-3 израильтянам пришлось столкнуться уже в первый день войны в ходе штурма Рафахского укреплённого района. Здесь египетская армия создала мощный оборонительный рубеж с траншеями, рвами, минными полями, противотанковыми и противопехотными заграждениями. Оборону на рубеже занимала 7-я пехотная дивизия, в состав которой входил один батальон танков ИС-ЗМ. На Рафах наступала моторизованная бригада израильских парашютистов при поддержке танкового батальона «Магах-3» под командованием полковника Ури Барома.

Первой успеха добилась рота лейтенанта Эйн-Гиля, сражавшаяся на южном участке Рафахского укрепрайона. С шестью египетскими ИС-3 на встречных курсах завязали бой четыре «Магах-3», а ещё пять израильских танков вышли к египтянам в тыл. Ведя огонь сзади с дистанции 1000 метров, израильтяне подбили два ИС-3М, а потом ещё три, когда остававшиеся танки пытались сменить позицию.


Египетский танк ИС-3 после боя с ротой лейтенанта Эйн-Гиля на южном участке Рафахского укрепрайона

Четыре «Магах-3» другой роты батальона, которой командовал капитан Дани, столкнулись с пятью контратаковавшими их ИС-ЗМ. Израильтян выручила быстрота их танков и скорострельность башенных орудий. В течение нескольких минут все пять ИС-ЗМ были подожжены, но новые подошедшие ИС-3 завязали бой на дальней дистанции, на которой советские танки с их мощным лобовым бронированием и 122-мм пушками обладали преимуществом. В результате боя от всей израильской роты осталось только четыре танка.

В бою под Рафахом произошел боевой эпизод, который упоминается практически во всех источниках, посвящённых боевому применению ИС-3 за рубежом. Израильтянам удалось уничтожить один тяжёлый танк, забросив гранату внутрь боевого отделения через открытый люк. Многие зарубежные источники утверждают, что египетские танкисты панически боялись не успеть покинуть танк в случае, если он будет подбит, и сгореть заживо, а потому держали люки своих танков открытыми. На самом деле, при атаке израильских десантников механик-водитель египетского ИС-3М открыл люк, чтобы лучше сориентироваться на местности. С расстояния в 40 метров один из израильских парашютистов умудрился попасть в открытый люк из гранатомёта, и граната взорвалась в боевом отделении. Два танкиста погибли на месте, ещё двое, объятые пламенем, успели покинуть танк.

6 июня танковая группировка генерала Ариэля Шарона вышла к Нахле, где обнаружила множество брошенных танков 125-й египетской танковой бригады, среди которых было более тридцати практически новых ИС-ЗМ с почти нулевым пробегом на спидометрах. Всего за шесть дней боевых действий израильтяне подбили и захватили в виде трофеев 820 танков противника, из которых 73 составляли тяжёлые танки ИС-3М. На часть захваченных ИС-3М израильтяне установили двигатели В-54 с подбитых или трофейных танков Т-54А, меняя одновременно с двигателем и крышки моторно-трансмиссионных отделений. Советские тяжёлые танки находились на вооружении ЦАХАЛа до начала 70-х годов, часто принимая участие в военных парадах.


Египетский танк ИС-3М, захваченный израильтянами, на параде в Иерусалиме, 1968 год

Два танка ИС-3 использовались израильтянами в ходе Войны на истощение 1969–70 годов в качестве неподвижных огневых точек в укрепленном пункте «Темпо» («Окраль») на так называемой «Линии Бар-Лева», находившемся в десяти километрах к югу от Порт-Саида. На танках была демонтирована трансмиссия и силовая установка, а высвободившееся пространство использовалось для размещения дополнительных снарядов и зарядов. Еще две такие огневые точки установили в укрепленном пункте «Будапешт», созданном на берегу Средиземного моря в двенадцати километрах к востоку от Порт-Саида. Интересно, что во время Войны Судного дня 1973 года эти машины были отбиты у израильтян прежними хозяевами. К этому времени у египтян ещё оставался полк танков ИС-3М, но подробности его участия в боевых действиях автору неизвестны.

В начале 80-х годов египетская армия официально сняла с вооружения ИС-3 и ИС-3М – танки были отправлены на переплавку или проданы в различные музеи бронетанковых войск.

С постамента – в бой

Летопись боевого применения ИС-3 пополнилась новыми страницами уже в наше время. Летом 2014 года военные формирования самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, оборонявшие города Славянск и Константиновка от подразделений Вооружённых сил Украины (далее – ВСУ) и добровольческих батальонов, мобилизовали танк, установленный в Константиновке в качестве памятника. Силовая установка ИС-3 была отремонтирована, и машина покинула постамент своим ходом. Так как к его 122-мм орудию Д-25Т подходят выстрелы для 122-мм гаубицы Д-30, проблем с боезапасом не возникло.

По данным ДНР, ИС-3 использовался для ведения огня по блокпостам ВСУ, в результате чего несколько военнослужащих ВСУ было убито и ранено. Танк успешно избежал ответного огня и был оставлен ополченцами целым и невредимым, когда они отступали из Славянска и Константиновки в Донецк. Сейчас этот танк экспонируется в киевском Музее вооружённых сил Украины.

Н а территории Большого Санкт-Петербурга находятся почти полторы сотни садоводств, которые появились там, когда занимаемые ими земли были за городской чертой. При этом все больше людей остаются в ближних садоводствах не только на лето: они оформляют землю в собственность, строят и регистрируют как жилье крепкие дома, подводят газ, водопровод, улучшают электросеть – и живут в городе, но в своем доме, на своей земле. Статус садоводства их уже не смущает – получить «прописку» можно и здесь. Процедура не слишком легкая, но тех, кто страстно желает это сделать, такие трудности не останавливают.

Первое в стране

Одно из таких садоводств известно практически всему городу – это «Кировец-1». Оно находится в 10 минутах ходьбы от станции метро «Про­спект Ветеранов», в квартале между проспектом Народного Ополчения, улицей Лени Голикова, парком Александрино и задворками Городс­кого онкологического центра. Когда-то это садоводство было куда больше по площади – образованное летом 1949 года и ставшее первым садоводством Советского Союза, оно было призвано накормить работников Кировского завода свежими овощами.

По мере роста города садоводство стало уменьшаться, от него отрезали кусок за куском. Оставшиеся 245 участков «Кировца» пока не трогают, но слухи вокруг них (мол, снесут поселок вскоре) циркулируют постоянно, особенно когда на проспекте Народного Ополчения начали строить три жилые высотки, тень от которых ложится на несколько улиц садоводства.

– И если бы только тень! – говорит председатель правления «Кировца» Наталья Садкова. – Сейчас на стройке хотя бы краны убрали, а ведь они раньше разворачивались над домами. В одном доме крышу пробило диском от болгарки, вылетевшим с верхнего этажа строящейся высотки. А уж про строительный мусор мы и не говорим, несчастные жители тех участков, которые ближе всего к стройке, были просто завалены им.

При этом в самом «Кировце» в последние три года активно развернулось строительство. Коттедж за коттеджем, дом за домом появляются на садовых участках. А как же слухи о сносе? Неужели люди так отчаянно тратят деньги на недвижимость, которую, если что, в кармане не унесешь, на балкон до времени не положишь? Тратят здесь средства и на приведение в порядок дорог, и на уличное освещение, и на электрические счетчики, и на газификацию – все делается на свои деньги, никакой манны с неба не сыплется. Что за люди такие тут живут?

Надоело бояться

Оказывается, здесь республика, которую организовали собственники участков, желающие в своем поселке жить так, как они считают нужным (в рамках закона, конечно). На сцену вышли довольно молодые, энергичные люди, которые знают, чего хотят. И у них было главное: умение договариваться друг с другом, чтобы жить в одном поселке и развивать его. Кроме того, здесь собрались представители разных профессий – и стоматолог, и специалист по оптоволокну, и строитель дорог, и художник, и многие другие, чьи навыки могут быть востребованы при обустройстве совместной жизни. Они и строят себе новые дома, надеясь, что здравый смысл победит и «Кировец» останется островком индивидуалов посреди городской много­квартирной застройки. Им надоело бояться, что им не дадут жить, они хотят жить здесь и сейчас.

– Самый неухоженный дом в садоводстве – это правление, потому что денег и сил на все сразу не хватает, сначала приводятся в порядок более важные объекты, – рассказывает Наталья Садкова. – Конечно, есть дома, которые принадлежат людям, не желающим ничего в жизни менять, они привыкли жить так. Что с них возьмешь, кроме взносов? Но таких участков мало. Теперь у нас сформировался костяк поселка из продвинутых владельцев, это люди, которые хотят жить по-человечески, на земле, но в городе. И они имеют на это право. Именно с ними мы смогли провести газификацию, в которой нам отказали местные власти. Ну что же, скинулись, засучили рукава – теперь у нас есть газ. Вот занялись дорогами, водоотведением, ведь земля здесь наша, ни клочка не принадлежит Кировскому району, на территории которого мы разместились, у нас полная, стопроцентная приватизация.

С администрацией района отношения, увы, не складываются почти двадцать лет, причем не играет роли, кто конкретно возглавляет садоводство, а кто – район. Впрочем, почти все садоводства в городской черте недовольны администрациями своих районов. Возможно, этим «боданиям» положит конец новый федеральный закон о садоводствах, принятый буквально на днях, во всяком случае многие взаимоотношения будут регламентированы.

Досье

На территории 172 муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области расположены свыше трех тысяч садоводств, насчитывающих около 700 тысяч участков, общее число садоводов – около 2,5 миллиона. В черте Санкт-Петербурга находится 142 садоводства.

Тем временем

С 2015 года экспансия на земли садоводств, находящихся в черте Санкт-Петербурга, приостановлена. Владельцам участков было гарантировано, что больше отнимать землю у них не будут, но и переводить товарищества в статус малоэтажных жилых комплексов, как хотели садоводы, тоже не планируется. По словам директора государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрия Бакея, ситуация сохранится в нынешнем виде до начала разработки нового Генплана развития города.



Судьба тяжёлого танка ИС-3 далеко не проста и неоднозначна. Хотя его и называли «танком Победы» - именно ему выпала честь пройти поверженным Берлином в совместном военном параде участников антигитлеровской коалиции - однако на поля сражений Великой Отечественной войны он определённо опоздал. Более того, предполагалось, что после войны ИС-3 станет основой мощи советских танковых войск, но из-за по-военному сжатых сроков разработки он оказался недоработанным, ненадёжным в повседневной эксплуатации и, подвергаясь в 1940 - 1950 гг. постоянным модернизациям, проводил больше времени на ремонтных заводах и базах хранения, чем в боевых частях.

Тяжелый танк ИС-3

Тем не менее, не подлежит сомнению тот факт, что своими конструктивными решениями и оригинальными рациональными формами танк ИС-3 оказал большое влияние на всё послевоенное мировое танкостроение.

К 1943 г. руководству фашисткой Германии удалось обеспечить перевооружение Вермахта. Особенно наглядно это проявилось на примере танковых и противотанковых формирований. Появились новые «тигры», «пантеры», «фердинанды», а противотанковая артиллерия вместо 37-мм и 45-мм орудий, с которыми она вступила в войну против СССР, получила орудия калибра 75 мм и 88 мм. В их боекомплекте, кроме обычных калиберных бронебойных снарядов, уже имелись подкалиберные и кумулятивные. В результате бронепробиваемость немецких противотанковых средств существенно возросла, впервые с начала войны превзойдя уровень бронезащиты тяжёлых танков, состоявших на вооружении нашей армии.
К тому же изменилась и тактика немецких подразделений, особенно принципы построения тактической обороны. Так, если ещё в 1942 г. оборона подразделений образовывалась системой опорных пунктов, эшелонированных в глубину всего на 3 - 4 км, то теперь она стала сплошной, а глубина только главной её полосы составила 10 - 15 км.

Печальным следствием этих нововведений стали значительные потери, понесённые советскими бронетанковыми войсками в 1944 г. Требовались разработка и принятие на вооружение РККА нового мощного танка прорыва.

Такой машиной стал тяжёлый танк ИС-1 («Иосиф Сталин») с 85-мм орудием, принятый на вооружение Постановлением № 4043 Государственного Комитета Обороны от 4 сентября 1943 г., а также ИС-2 с 122-мм орудием, принятый на вооружение Постановлением ГКО №4479 от 31 октября 1943 г.
Танки серии ИС срочно запустили в производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Потребность в них была так велика, что очередным Постановлением от 27 декабря 1943 г. ГКО обязывал Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) довести производство танков ИС-2 и самоходок на его базе до 300 единиц в месяц.


Трофейный советский тяжелый танк ИС-3 на военном параде в Иерусалиме. 1968 год.

Однако поспешность в проектировании и доводке, а также лихорадочная скорость, с которой они ставились на серийное производство, негативно сказались на качестве выпускаемых машин. В ходе эксплуатации ИС-2 выявились существенные конструктивные просчёты. Особенно ненадёжной оказалась трансмиссия - коробка передач, главный фрикцион. Только 40 % выпущенных машин выдерживали сдаточные испытания с первого предъявления, остальные военная приёмка заворачивала на доработку. В духе того времени приказом по НКТП № 235 от 15 апреля 1944 г. даже указывалось, что если качество выпускаемой на ЧКЗ продукции не улучшится, то должностные лица завода будут привлечены к строгой ответственности.
Чтобы выправить ситуацию и повысить качество изготавливаемых ИС-2, руководство наркомата пошло на экстраординарные меры - с декабря 1943 г. каждый пятидесятый выпущенный танк должен был ис-пытываться сдаточным пробегом на 300 км, а одна машина из месячной программы подвергаться гарантийному пробегу в 1000 км.

8 апреля 1944 г. вышло следующее Постановление ГКО №5583 «Об изготовлении опытного образца нового тяжёлого танка на Кировском заводе», посвященное вопросам улучшения и модернизации ИС-2.
Кроме низкого качества изготовления танков, это постановление было вызвано также необходимостью принятия мер по усилению их броневой защиты. В начале 1944 г. анализ боевых повреждений этих машин показал, что литые лобовые листы корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушки «тигров» с дистанции 1000 - 1200 м, а 75-мм снарядами «пантер» - с дистанции 900 - 1000 м. Поэтому Главное бронетанковое управление (ГБТУ) потребовало существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не поражались ни с каких дистанций.


Можно сказать, что выход этого Постановления ГКО и есть отправная точка в истории танка, впоследствии названного ИС-3 («объект 703»), являющегося, по сути, результатом глубокой модернизации ИС-2.
18 апреля НКТП представил перечень мероприятий по улучшению качества танков ИС, который включал более двадцати пунктов, основными из которых являлись:

1.
а) Для усиления броневой защиты танка заменить существующую литую конструкцию носа танка катаной сварной, обеспечив непробиваемость его в рабочем положении (танка) бронебойными и под-калиберными снарядами из пушек танков «Пантера» и «Тигр» со всех дистанций.
б) Изменить конструкцию и увеличить толщину передней части башни, сделав её равнопрочной с носовой частью.
2. Обеспечить уплотнение кормового листа.
3. Изменить боеукладку.
4. Установить крупнокалиберный пулемёт для стрельбы по зенитным целям.
5. Установить подшипники качения цапф пушки.
6. Убрать топливные баки из отделения управления.
7. Усилить главный фрикцион».
В соответствии с этим документом, совместным приказом наркома танковой промышленности и командующего бронетанковыми войсками за № 333с/083с от 19 мая 1944 г. руководство ЧКЗ обязывалось провести работы по внесению в конструкцию танка ИС-2 необходимых улучшений, к 25 июня собрать два опытных образца модернизированного танка и две улучшенные самоходки ИСУ-152 на его базе с внесением в агрегаты этих машин всех предусмотренных изменений. Ведущим инженером проекта модернизированного ИС-2 был назначен М.Балжи.

Тяжёлый танк ИС-2 со спрямлённым лобовым листом корпуса, установленным под углом 60°, что существенно повышало бронестойкость танка

В работе по усилению защиты танка конструкторы ЧКЗ опирались на рекомендации ЦНИИ-48, занимавшегося тогда вопросами броне-защиты, принятые с учётом требований военных, с одной стороны, и технологических возможностей заводов - с другой. Предложенный ЦНИИ-48 вариант усиления носовой части корпуса реализовали сравнительно просто, заменив литую деталь на такую же, но из катаной брони толщиной 90 мм, поставив её с наклоном 60°.. Однако башня радикальному усилению бронезащиты - без резкого увеличения её массы - не поддавалась. Она была изначально спроектирована и уравновешена для установки 85-мм пушки, а в ней требовалось разместить гораздо более тяжёлую - 122-мм. Пришлось башню проектировать заново.


Танки ИС-3 на параде союзников

Соответственно основными мероприятиями, осуществлёнными в процессе усиления бронезащиты модернизированного ИС-2, стали:

Замена литой конструкции носа танка на спрямлённую сварную из катаных листов толщиной 90 - 100 мм;
- утолщение передней части подбашенной коробки до 130 мм;
- изменение конструкции и увеличение толщины брони передней части башни для обеспечения её равной прочности с передней частью корпуса.
Модернизированный танк оснастили двигателем В-11 мощностью 625 л.с, соответственно перепроектировав системы выхлопа, охлаждения, смазки; изменили конструкцию главного фрикциона. Для снижения пожароопастности топливные баки перенесли из отделения управления в моторно-трансмиссионное. Всего в общей сложности в конструкцию модернизированного ИС-2, по срав-
нению с серийной машиной, внесли тринадцать существенных изменений.

Работы по проектированию и сборке модернизированного ИС-2 шли медленно. Срок поставки опытных образцов - 25 июня 1944 г. - был сорван. Главной причиной стало то, что основное внимание руководство ЧКЗ уделяло постройке опытного образца собственного тяжёлого танка - «объекта 701», технический проект которого был представлен в ГБТУ в марте того же года. Впоследствии именно этот объект получил индекс ИС-4.
Во второй половине августа чертежи модернизированного ИС-2 направили, наконец, в ГБТУ. Получив положительное заключение, 2 сентября начали сборку первой машины. 28 октября её предъявили военной приёмке и отправили на заводской полигон. Там она совершила первый испытательный пробег, прерванный поломкой - потекло масло из коробки передач. После ремонта начались 1000-километровые заводские ходовые испытания,
которые из-за аварии 18 ноября также пришлось прервать.
Было понятно, что доводка машины может занять много времени. Дело в том, что конструкторы ЧКЗ внесли в её конструкцию немало существенных изменений, не успев провести тщательную отработку и испытания новых узлов, а также анализ их взаимодействия. При-
шлось отказаться от изменении в силовой установке, ходовой части, трансмиссии. Тем более, что военных вполне устраивали подвижность и манёвренность танка с двигателем 520 л.с.
Следующий опытный экземпляр танка ИС-2 был сдан Челябинским заводом 25 ноября 1944 г. В документах военной приёмки он получил обозначение «Образец А», а на заводе - «Кировец 1». В ходе дальнейших испытаний приказом Командующего БТ и MB KA танк получил наименование «тяжёлый танк ИС-3 (образец №1)».

Тяжёлый танк «объект 701» конструкторского бюро Челябинского Кировского завода, позднее получивший индекс ИС-4. 1944 г.

ИС-3 имел целый ряд отличий от предыдущей машины. Его корпус полностью сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Днище - корытообразной формы, а борта - составные из сваренных вместе нижней и верхней вертикальных частей. Верхний носовой лист толщиной 120 мм и нижний толщиной 90 мм располагались под углом 60° к вертикали. Кормовая часть изготавливалась из листов толщиной 40 - 60 мм, а крыша корпуса - из 20-мм. Подбор толщин и рациональных углов наклона броневых листов делали корпус практически неуязвимым для всех калибров противотанковой артиллерии противника и его танковых пушек.
Главная особенность проекта - приплюснутая башня, разработанная конструктором Г.Кручёных, - совершенно оригинальное техническое решение в мировом танкостроении. Рациональная внутренняя компоновка новой башни, выполненной в виде шарового сегмента, позволяла без значительного повышения масса увеличить толщину брони. Она отливалась единой деталью. Кроме того, большие углы наклона стенок заставляли противотанковые снаряды рикошетировать.

Видео: советский тяжелый танк ИС-3

Толщина борта её передней части достигала 170 мм, а в некоторых местах доходила до 360 мм. Крыша башни состояла из двух 30-мм листов: передний был сделан съёмным для обеспечения монтажа пушки, задний имел посадочный люк.
К недостаткам конструкции башни можно отнести отсутствие командирской башенки, из-за этого командир располагал только одним перископическим смотровым прибором в поворотной крышке специального люка.
На вооружении ИС-3 осталась 122-мм танковая пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм ДТ. От кормового башенного пулемёта, стоявшего прежде на танке, отказались. Весь боекомплект укладывался в башне и корпусе танка.

В ИС-2 трансмиссия не справлялась с передачей возросшей мощности и нередко выходила из строя. Поэтому её конструкция подверглась изменениям для повышения надёжности работы - увеличили число дисков главного фрикциона, усилили крепление коробки передач к корпусу, изменили соединения планетарных механизмов поворота с коробкой передач и бортовыми редукторами.
16 декабря 1944 г. танк был официально передан на государственные испытания, которые прошли с 18 по 24 декабря на полигоне НИИБТ. В отчёте по их результатам отмечалось, что обстрел корпуса новой машины выявил существенно более высокую бронестойкость по сравнению с корпусом ИС-2, а модернизированный образец рекомендуется для принятия на вооружение.

Тест-драйв танка ИС-3 Зенкевичем

Получив информацию об испытаниях «Кировца», главный конструктор Опытного завода Ж.Котин незамедлительно подготовил собственный вариант танка, базировавшийся на разработках своего завода и ЦНИИ-48 по «объектам 244, 245, 248», и представил в декабре 1944 г. в Наркомат танковой промышленности свой совместный проект по модернизации броневой защиты ИС-2, основываясь на оригинальной форме носовой части корпуса.
Дело в том, что конструкторы Опытного завода Г.Москвин и В.Таротько, отвечавшие за разработку броневой защиты, спроектировали верхнюю лобовую часть машины из двух сильно наклонённых и скошенных к бортам броневых листов. Сверху они накрывались треугольной крышей, наклонённой под небольшим углом. Такой трёхскатный вытянутый вперед клин получил у конструкторов название «нос с горбинкой», или «щучий нос». Нужно отметить, что в обоих проектах технология изготовления корпусов предусматривала полностью автоматическую сварку.
Теперь в НКТП имелось два самостоятельных проекта танка ИС.
Один вариант представили директор ЧКЗ И.Зальцман и главный конструктор Н.Духов, другой - Ж.Котин. Московский филиал ЦНИИ-48 провёл сравнительный анализ. В его отчёте отмечалось, что оба проекта имеют свои преимущества, но наиболее оптимальным решением в улучшении бронезащиты танка ИС-2 будет создание такой конструкции, в которой в максимальной степени использовались бы достоинства и того и другого.


Опытный танк "Кировец-1"

Для этого необходимо:
- носовую часть корпуса выполнить по типу «щучий нос», предложенному Опытным заводом №100;
- днище корпуса принять по конструкции Кировского завода - «корытообразным»;
- башню разработать таким образом, чтобы в её поперечном сечении был использован принцип Кировского завода (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях - принцип башни Опытного завода №100 (сечение, близкое к эллипсу).
Руководство НКТП приняло решение, согласно которому новый танк должен был стать синтезом обеих моделей. Проект такого тяжёлого танка на базе ИС-2 поручили разработать Кировскому заводу. 16 декабря 1944 г. вышел приказ НКТП №729, который определил ход дальнейшей работы по созданию нового танка. Индекс «Кировец-1» теперь присвоили ему официально.
По этому приказу восемь таких машин требовалось собрать уже к 25 января 1945 г., ещё два корпуса и две башни предназначались для испытаний обстрелом.


Тактико-технические характеристики танка "Кировец - 1"

Появился «коллективный» вариант танка - плод конструкторского труда двух коллективов танкостроителей. До образования Опытного завода №100 основной состав его конструкторов работал в штате ЧКЗ и только позднее был постепенно переведён на Опытный завод.
И.В.Сталин всегда внимательно следил за состоянием дел в танковой промышленности, поэтому нарком В.Малышев обратился с письмом к Верховному Главнокомандующему. Он приводил обоснование разработки нового тяжёлого танка и описывал его преимущества перед ИС-2, утверждая, что «предложения советских конструкторов дают возможность создать тяжёлый танк в массе ИС-2 и, в то же время, повысить его бронестойкость в два с лишним раза против существующего танка ИС-2. Корпус нового тяжёлого танка не будет пробиваться наиболее мощной танковой и противотанковой артиллерией противника при стрельбе с самых близких дистанций в лоб танка и башни и в борта при курсовых углах маневрирования танка к противнику до 60 градусов». Ознакомившись с письмом, И.В.Сталин дал своё согласие.
Однако сроки, оговоренные в приказе №729, были сорваны. Только к 12 февраля ЧКЗ удалось завершить сборку двух бронекорпусов (№2 и №3), которые отправили в Кубинку
для испытаний обстрелом. А первый полностью готовый и принятый военной приёмкой ИС-3 (образец №2), получивший заводское обозначение «объект 703», ушёл с завода на полигон 20 февраля.
Испытания проводились в НИИТБ с 23 марта по 11 апреля. По их результатам комиссия составила отчет и акт, в котором рекомендовала ИС-3 (образец №2) для постановки на производство на Челябинском Кировском заводе. В проекте Постановления ГКО предусматривалось:

1. Принятие на вооружение Красной Армии нового тяжёлого танка Кировского завода «Маршал Сталин».
2. Присвоение новому танку имени «Маршал Сталин».
3. Начало серийного производства танков «Маршал Сталин» предлагается начать в апреле месяце выпуском 25 штук, в мае - 100 штук и в июне - 250 штук, то есть полностью перейти на выпуск танков «Маршал Сталин» вместо танков ИС. Серийное производство танков «Маршал Сталин» будет осуществляться по 500 штук в месяц».
29 марта 1945 г. вышло подписанное И.В.Сталиным Постановление ГКО №7950 «О модернизации тяжёлого танка ИС-2»:
«1. Принять предложение НКТП т. Малышева и зам. командующего БТ и MB KA т. Коробкова о принятии на вооружение КА танка ИС-3 конструкции Кировского завода НКТП.
2. Обязать НКТП (т. Малышева) и директора Кировского завода (т. Зальцмана) устранить недостатки, отмеченные в отчёте по испыта-
нию танка ИС-3 до организации его серийного производства».
Об изменении названия танка на «Маршал Сталин» в Постановлении не упоминалось, так что можно предполагать, что вождю новое название не понравилось.


ИС-3 на одной из берлинских улиц. Лето 1945 года

Приказ «Об утверждении технической документации на танк ИС-3» начальник ТУ ГБТУ А.Благонравов подписал 21 мая, уже после капитуляции Германии.
До конца 1945 г. выпустили 1705 танков ИС-3, причём параллельно с ними продолжалось производство и танков ИС-2. Серийное производство ИС-3 закончилось в конце июля 1946 г. Всего за этот период было построено 2305 единиц.
В 1945 г. Н.Духову за заслуги в создании тяжёлого танка ИС-3 присвоили внеочередное звание инженер-генерал-майора, он был награждён орденом Суворова, а вскоре получил и звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина. В 1946 г. Н.Духов, М.Балжи, инженеры ГКручёных (ответственный за внутреннюю компоновку танка ИС-3), В.Таротько и Г.Москвин (разработчики схемы бронирования) за проектирование ИС-3 также удостоились государственных наград.

_______________________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" 3.10

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то