Теоретические аспекты формирования творческих качеств личности учащегося через декоративно-прикладное искусство. Качества творческой личности и творческие способности
Рада приветствовать вас, мои дорогие читатели!
Сегодня хотелось бы подробно рассмотреть тему творческого потенциала, заложенного в каждом человеке. Возможно, вы и не догадываетесь, но я уверяю вас, задатки творца заложены в каждом из вас.
Рассмотрим основные качества характера, свойственных творческим личностям.
1. Мечтать – значит максимально близко приблизиться к реальности
Оказывается, мечтать очень даже полезно!
Творческие люди много мечтают, превращая мысли в реальность. Вдохновение является необъяснимым явлением, которое посещает человека в самый неожиданный момент.
Мечтать необходимо для того, чтобы раскрыть внутренний потенциал, дать возможность идее прийти в вашу светлую голову. Оставаясь наедине с собой, идеи внезапно заполняют внутренность творца.
Помните одно, очень известное выражение: « Мысль материальна» … Всего два слова, а сколько силы в этой фразе!
Интересные и смелые мысли – это результат возникновения воображаемых образов в мозге человека. Мечты имеют свойство воплощаться в реальность, поэтому мечтать нужно всегда и везде.
Но мечтать желательно осторожно и позитивно, так как результаты воображения со временем приобретают материальный вид
Мечтая, мы даем рождение новым мыслям, поэтому, мечтайте на здоровье!
Вывод: Мечтательность рождает удивительные мысли и идеи!
2. Позиция наблюдателя – как способ получения информации извне
Откуда творческие люди черпают вдохновение?
Творцы получают информацию отовсюду, со всевозможных источников… Они словно губки, впитывают в себя все, что их окружает и что с ними происходит.
Вдохновляясь эмоциями людей, или, например, путешествуя,… при этом испытывая нежные чувства, великие люди создают новые шедевры. Каждая идея является заслугой информации, полученной из окружения.
Прекрасным способом фиксации информации является запись собственных наблюдений, переживаний и событий. Записывая информацию, ее в последующем можно воспроизвести в своей памяти.
У меня, например, письменный стол дома весь в бумажках-напоминалках… я постоянно что-то записываю, ежедневно и в любое время. Было даже так, что посещала меня интересная мысль, когда я отходила ко сну… уже в постели… и что вы думаете… я тут же вскакивала, чтобы записать ее, зафиксировать на бумаге, чтобы ни потерять, ни забыть! И дома у меня не только письменный стол в бумажках, а еще пол стола обеденного…
Вывод: Где бы вы ни были, БУДЬТЕ ТАМ! Развивайте вашу наблюдательность и фиксируйте ее в памяти
3. Преодоление трудностей – как способ собственной самореализации
Вы никогда не задумывались, для чего нужны нам трудности?
Преодолевая их, человек растет и развивается….. А тяжело ли идти в гору? Однозначно ДА! Но поднимаясь в гору и покоряя ее вершину, внутри нас начинает расти и развиваться огромная сила … Представим, что гора, это и есть трудности…
Вот и получается, что жизненные проблемы и сложные ситуации становятся источником вдохновения, при этом человек пытается заполнить внутреннюю пустоту новыми впечатлениями и творческими идеями.
Для продвижения, изменения или улучшения жизни, многие люди используют трудности как топливо для личностного роста и улучшения своего уровня жизни….
Переживания провоцируют массу эмоций, которые можно реализовать в творчестве. Духовное развитие и получение жизненного опыта — катализатор нового открытия себя, как творческой личности.
Творчество помогает справиться с внутренними переживаниями и начать жить заново. Поэтому, самая важная потребность любого человека, это конечно же самореализация
Вывод: Жизненные трудности часто зарождают зерно креативности и помогают в самореализации
4. Новые впечатления вдохновляют
Выход за рамки зоны собственного комфорта является источником вдохновения. Изучая многогранность внешнего мира, можно расширить границы вашего внутреннего сознания.
Получая опыт в различных сферах жизнедеятельности, вы становитесь успешным человеком.
Я часто говорю об этом на своих уроках… что, расширяя наше поле зрения в творчестве, мы получаем новые впечатление и положительную творческую энергию
Вывод: Любознательность и открытость ко всему новому является залогом успеха во всем!
5. Неудача – как отличная мотивация для преодоления препятствий
Помните, что говорят уверенные в себе и успешные люди? — « После падения всегда наступает подъем!» Откуда они это знают? Да потому что сами «примеряли» на себе все прелести неудач!
Творческие люди часто сталкиваются с поражением и непризнанием их, как творцов… И это зачастую становится сильным стимулом для достижения больших высот.
Но после черной полосы неудач, обязательно наступает белая, безоблачная полоса. Не опуская руки, продолжая двигаться вперед, можно достичь грандиозных вершин.
Кстати, многие известные художники, актеры и композиторы терпели фиаско, но вставали …. И шли снова к своей мечте, к своей цели, твердо веря в успех!
Сильного духом человека неудача делает только сильнее
Вывод: Неудача рождает новые, гениальные творческие решения
6. Любопытные споры помогают найти правильное решение
А любите ли вы спорить?
А знаете ли вы, что решение многих проблем приходит в споре? Исследуя жизнь, задавая вопросы и получая логические ответы, можно прийти к правильным умозаключениям.
Черпая информационный ресурс с множества источников, вы заполняете собственный мир полезной информацией, которая может пригодиться вам в жизни.
Вывод: В спорах и в обсуждениях приходит истина
7. Каждый человек является источником вдохновения
Наблюдая за людьми, их поведением и черпая их энергию, творческие личности способны получить уникальные идеи, которые можно реализовать различными способами: как на холсте, так и листе бумаги.
Познавая человека, изучая его и взаимодействуя с ним, творец раскрывает сущность человеческой природы.
Любопытство и особая наблюдательность человеческой природы подарила нам огромное количество литературных и художественных произведений… Как все гениальное, одновременно и просто и одновременно сложно…
Вывод: Лучшие творческие идеи приходят к нам путем изучения человеческой сущности… другими словами, изучение и познание психологии человека
8. Одиночество – как выражение свободы
Лучшие произведения художников и писателей – это результат их уединения, некоторого отречения от реальности. От внутреннего равновесия, соединения разума, души и тела зависит творческий потенциал человека.
Например, я провожу в уединении большую часть своего времени…в моей мастерской, я настраиваюсь на волну сотворения в глубоком одиночестве… только холст, моя идея и музыка… Жанр музыки в основном подбираю под сюжет будущей работы. Для спокойного пейзажа, например, слушаю джаз и блюз, а когда пишу картину контрастную, импульсивную, тут уже музыка ритмичная, быстрая ….
А бывает, что когда я слушаю любимый стиль музыки (хард-рок 70-х годов) то как будто бы впадаю в особое состояние, благодаря которому рождаются новые работы, не похожие на другие… экспериментальные, и весьма удачные.
Поэтому, могу с уверенностью сказать, что музыка на прямую воздействует и на сюжет и на характер вашей картины… ой, отошла от темы, возвращаюсь,.. и подтверждаю, что только в глубоком одиночестве можно созерцать и порождать великие идеи
Вывод: Созерцайте, находясь наедине с собой
9. Отсутствие рамок и ограничений
Вдохновение приходит в самый неожиданный момент, предугадать время и дату посещения этого просто невозможно. Лучшими часами, для получения информации извне считается ранее утро и поздний вечер.
Творческие личности не терпят ограничений и четкого выполнения поставленных задач. Скорее всего, Творчество терпит поражение, заключенное в неволе.
Вывод: Дайте свободу вашему вдохновению
10. Следуя своим желаниям, успех приходит неожиданно
В стремлении к успеху, творцы получают прекрасную мотивацию, которая и стимулирует их к действиям. Талант раскрывается посредством решения сложных задач и преодоления трудностей. Цель всегда оправдывает средства, поэтому и желания становятся реальностью.
Вывод: Желание закрепленное мотивацией, обречено на успех
11. Погружение в мир творчества
Создавая шедевры творчества, авторы многих произведений погружаются в особое состояние собственного сознания, в котором теряется ход времени. Концентрируясь и погружаясь в любимое занятие, творец отрекается от реальности, пребывая в состоянии эйфории.
Да да,…. Это как раз то, о чем я писала выше.. Помните… одиночество, холст и нужная музыка…. И весь мир в моих глазах на время перестает существовать!!!
Вывод: Растворитесь и прочувствуйте воссоединение с творческим миром
12. Красота в окружении творца
А любите ли вы разные красивые вещицы?
Я, например, обожаю разные статуэтки, красивые художественно оформленные мебели, таинственные и завораживающие картины… это конечно, мой вкус, у каждого он может быть разный
Вообще, чувство вкуса присуще каждой творческой личности.
Окружая себя красивыми вещами, творцы создают особенную атмосферу, в которой им комфортно пребывать.
Вот и получается ВЫВОД : красота порождает красоту!
И в конце этой статьи подведу общий итог. Нестандартные решения, неординарность поступков, воля фантазии и любовь к процессу создания – являются залогом успеха творческой самореализации.
Правильный эмоциональный настрой и спокойствие – обязательные спутники творческого человека. Концентрируясь и полностью погружаясь в работу можно создать настоящее произведение искусства.
Раскрыть творческий потенциал и добиться успеха очень просто, для этого необходимо просто настойчиво идти к своей цели… стать творческим упрямцем
Дорогие мои, мечтайте, спорьте, впитывайте, следуйте своим желаниям, проявляйте любопытство и расширяйте кругозор в искусстве и творчестве… и будьте гениальными творцами своей жизни! Успехов вам в любых творческих начинаниях!
Друзья, поддержите статью Лайком, также делитесь ею с друзьями в соц. сетях с левой стороны
Видео-рассказ: Как рисовать пейзаж в индивидуальном стиле
Чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутинеинтернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению влюбой момент.
Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, яотвечаю быстрона все вопросы
Творчество не есть редкостная привилегия незаурядных личностей. Большинство людей создает что-то новое в их повседневной жизни. Каждый человек создает свои собственные идеи и пускает их в общественный обиход. В свою очередь он черпает идеи из своей социальной среды, обновляет и обогащает свои взгляды, навыки, знания и культуру новыми элементами.
Различия между людьми в этом отношении носят лишь количественный характер, они определяют большую или меньшую социально-значимую ценность того, что создает тот или иной человек.
Творческая способность — это особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения новых операций в поле явлений. Это определение предполагает существование двух «полей» — поля сознания , и поля явлений , то есть того физического окружения, из которого человек получает информацию. Все люди творят, во всяком случае в детстве. Но у многих эта функция довольно скоро атрофируется; у некоторых она не только сохраняется, но и развивается, составляет цель и смысл всей их жизни.
Наука есть средство создания новых знаний. Поэтому при решении научных проблем реализация творческих возможностей человека требует владения необходимыми знаниями. Научное творчество доступно только профессионалам, специалистам, которые с помощью воображения создают образы и понятия, обладающие универсальной ценностью.
Всю науку условно можно подразделить на «первичную» и «вторичную» . К первой относится сфера получения фундаментальных знаний. Ко второй — сфера освоения и практического (прикладного) использования фундаментальных знаний. Обе сферы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.
Для геофизики непонимание академическим и министерским начальством принципиальной важности этого взаимодействия оказалось далеко не безобидным. Геофизическая наука была искусственно разделена по ведомственному признаку на фундаментальную (академические НИИ) и прикладную (отраслевые НИИ Мингео и Миннефтепрома). Это разделение стало одной из причин современного кризиса отечественной геофизики.
При анализе творческой активности важно различать такие понятия, как «творчество» и «продуктивность» . Продуктивный ученый может, не обладая высоким творческим потенциалом, быть отличным систематизатором, оформляющим и развивающим в определенную систему идеи и гипотезы, предложенные другими специалистами (это сфера «вторичной» науки). Ученый, обладающий большими творческими возможностями, может быть малопродуктивным по количеству созданных им научных трудов. Но можно указать немало ученых, одновременно сочетавших высокий творческий потенциал с высокой продуктивностью (Эйлер, Гаусс, Гельмгольц, Менделеев, Н.И.Вавилов, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Н.В.Тимофеев—Ресовский, В.П.Эфроимсон, А.А.Любищев).
Чем больше вы делаете того, что делаете,
тем больше вы получаете того, что у вас есть.
Творческое начало есть практически в каждом человеке. Однако в деятельности одних людей творческий характер проявляется в большей степени, а у других — в меньшей.
Творческое мышление требует, чтобы вы постоянно копали вглубь себя и генерировали идеи, которые будут больше, лучше, новее, быстрее, дешевле, и которые вы сможете использовать для улучшения своей жизни. Творческие люди обладают, по крайней мере, семью особыми личностными качествами. Когда вы практикуете одно или несколько из этих качеств, вы становитесь более креативным.
Первое качество тех, кто мыслит творчески, это их активное любопытство. Они стремятся узнать что-то новое и постоянно задают вопросы: «Как?», «Почему?» и т.д. В этом они похожи на детей. Затем они спрашивают: «А почему бы и нет?», «Почему я не могу сделать это?»
2. Мышление с нуля
Вторая характеристика творческих людей заключается в том, что они практикуют «мышление с нуля». Философия такого подхода означает спрашивать себя: «Если бы я сейчас не делал то, что делаю, и знал то, что знаю сейчас, начал бы я этим заниматься?»
И если ответ будет отрицательным, они прекращают делать то, что делают, и начинают заниматься чем-то другим. Просто удивительно, сколько много людей настойчиво продолжают заниматься тем, к чему не испытывают ни малейшей склонности.
3. Способность к изменениям
Творческие люди отличаются той ценностью, что они готовы к изменениям. Они признают, что в нашем мире нежелание или неспособность к изменениям приводит печальным результатам. И если вы предпочитаете нести ответственность за свою жизнь, нужно не только быть готовым к неизбежным переменам, но и организовывать их самому.
Согласно одному исследованию, 70% решений, какие мы принимаем, оказываются неверными в долгосрочной перспективе. Это значит, что вы должны быть готовы изменить свое мнение и большую часть времени пробовать что-то еще.
4. Признайте, когда вы не правы
Четвертая творческая составляющая — это готовность признать свою неправоту. Огромное количество ментальной и эмоциональной энергии людей тратится для защиты от признания того, что они приняли неправильное решение. Действительно открытые творческие люди всегда должны быть гибкими и готовыми изменить свое мнение и признать, когда они не правы.
5. Непрерывное обучение
Высоко творческие люди обладают свободой признать, что они чего-то не знают. Никто не может знать хоть что-то обо всем, и весьма вероятно, что в отношении некоторых предметов ошибаются практически все.
Независимо от того, с какой проблемой вы столкнулись, наверняка кто-то и когда-то с ней уже справился и это решение сегодня используется. Проще и эффективнее всего справиться с проблемой можно найдя уже готовое успешное решение и скопировать его. Обучение в том и заключается, чтобы перенимать опыт других людей и применять его на практике.
6. Целенаправленность
Деятельность творческих людей сосредоточена на их целях, в достижении которых они могут реализоваться. Они живут продуктивно и точно зная, чего хотят; прекрасно представляют, как их цель будет выглядеть, как если бы это было реальностью уже сегодня. И чем больше они визуализируют и представляют свою цель как реальность, тем более креативными они становятся и тем быстрее движутся к ее достижению.
7. Контролируйте свое Эго
И наконец, седьмой особенностью высоко творческих людей является то, что их Эго менее причастно к принятию решений. Они больше озабочены тем, что правильно, а не тем, кто прав, и готовы принимать идеи из любого источника для решения своих вопросов.
Творческое мышление порождает новые идеи
Самой важной частью творческой индивидуальности является . И чем больше идей вы генерируете, тем лучше будет их качество. Чем больше идей у вас есть, тем больше шансов, что у вас окажется нужная идея в нужное время.
Но еще Томас Эдисон сказал: «Гений — это один процент вдохновения и 99 процентов труда». Истинный признак креативной личности это способность придумать идею, а затем применить ее на практике. Каждый раз, когда вы генерируете новую идею, составляете план по ее реализации, а затем выполняете его, вы развиваете в себе творческие способности. И чем сильнее вы их разовьете, тем большего вы добьетесь в каждой сфере своей жизни.
Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.
К ним можно отнести:
Продуктивное самосознание;
Интеллектуальная творческая инициатива;
Жажда познания и преобразования;
Чувствительность к проблеме, новизне;
Потребность в нестандартном решении задач;
Критичность ума;
Самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем.
Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.
Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т.д.) - одна из центральных проблем. Ее разработка важна для правильной трактовки коренных вопросов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю.
Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуждениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от др. форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой социальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами. Честолюбие (стремление к достижению лидерства в общественной жизни, науке, культуре, карьеризм и т.д.), напр., может служить могучим двигателем поведения, характеризующим самую сердцевину личности. И тем не менее оно -внешний мотив, поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства достижения целей, внеположных, напр., для идущего собственными путями процесса развития научной мысли. Известно, что внешнее одобрение, выражающееся в разнообразных видах признания и почестей, является важным стимулом для многих творческих людей. Непризнание научных заслуг со стороны коллег и научных организаций приносит ученому большие огорчения. Ученым, попадающим в подобную ситуацию, Г. Селье рекомендует относиться к ней философски: «Пусть лучше люди спрашивают, почему он не получил высоких званий и должностей, чем почему он получил их». Своеобразной разновидностью честолюбия является любовь к женщине как внешний мотив творчества, Некоторые выдающиеся люди считали это чувство сильным стимулятором творчества. Напр., А.С. Пушкин писал: «Сладостное внимание женщин - почти единственная цель наших усилий». Эту точку зрения разделял И.И. Мечников. Неудовлетворенность своим положением также служит важным мотивом творчества (Н.Г. Чернышевский). Как неудовлетворенность своим положением, так и стремление к самовыражению могут быть стимулами творческой деятельности одного и того же человека. Отчетливо эту мысль высказал A.M. Горький: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительной бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог. Значительное место среди мотивов творческой деятельности занимает также нравствен но-психологическая сторона этой деятельности: сознание социальной важности и нужности проводимых исследований, чувство долга и ответственности за характер и использование результатов научного труда, сознание тесной связи своей деятельности с работой научного коллектива и др. Особенное значение в нравственной мотивации научной и любой др. творческой деятельности имеет чувство нравственного долга творческих личностей перед своим народом и человечеством. Творцы должны постоянно помнить о гуманной направленности своей деятельности и отказываться от работ, возможные трагические последствия которых заранее известны. Об этом не раз говорили многие крупнейшие ученые и представители искусства XX в. - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С.Лихачев и др. Одним из внешних мотивов является социальная фацилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности творческой личности вследствие воображаемого или реального присутствия др. человека или группы людей (без непосредственного вмешательства их в деятельность), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Одним из мощных стимулов творчества можно считать скуку. По мнению Г. Селье, творческие люди интенсивно ищут «духовные отдушины». И если они уже приобрели вкус к серьезным умственным упражнениям, все другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. К самым непривлекательным стимулам творчества следует отнести зависть и стремление приобрести большие материальные блага, высокие должности и громкие звания. Среди творческих работников встречается зависть двух видов. Первый - «белая зависть», при которой признание чужого успеха оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Именно такую зависть А.С. Пушкин считал «сестрой соревнования». «Черная зависть» подталкивает индивида к свершению враждебных действий по отношению к объекту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструктивное влияние на самую личность завидующего.
К внутренним мотивам творчества относятся интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при неудаче, чувство юмора и иронии - вот примеры интеллектуальных чувств. Академик В.А. Энгельгагдт полагал, что врожденной инстинктивной силой творчества является стремление уменьшить степень неведения об окружающем нас мире. Он считал этот инстинкт родственным инстинкту утоления жажды. Именно поэтому справедливо утверждать, что не ученый отдал жизнь служению науке, а наука служила удовлетворению его потребности в творчестве. То же можно сказать и о поэте, и о поэзии, и вообще о любой творческой личности и ее творениях. О том, что потребность в творчестве, в создании нового и оригинального находится в почти инстинктивной потребности человека, говорит опыт многих талантливых людей. Напр., И.С. Тургенев, по словам его биографа, брался за перо под влиянием внутренней потребности, не зависящей от его воли. Л.Н. Толстой говорил о том, что он писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. Сходные высказывания можно найти у Гете, Байрона, Пушкина и многих выдающихся ученых. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению - необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Жажда знания, или инстинкт познания, является основным отличием от животных. И этот инстинкт в высшей степени развит у творческих личностей (Л. С. Соболев). Труд ученого является источником большого наслаждения. По словам академика Н.Н, Семенова, истинного ученого его труд привлекает сам по себе - вне зависимости от вознаграждения. Если бы такому ученому за его исследования ничего не платили, он стал бы работать над ними в свободное время и готов был бы приплачивать за это, потому что наслаждение, получаемое им от занятий наукой, несравненно больше, чем любые культурные развлечения. Тот, кому научный труд не доставляет наслаждения, кто не хочет дать по способностям, тот не ученый, это не его призвание, какие бы степени и звания ему ни были присвоены. Материальная обеспеченность приходит к настоящему ученому сама собой, как результат его верной привязанности к науке (Н.Н. Семенов, 1973). Любознательность, любовь к истине ученого в большой мере обусловлены общим уровнем развития науки, его собственным жизненным опытом, общественным интересом к той или иной проблеме, над которой работает ученый. Самое главное, без чего даже высокие профессиональные качества не приводят к успеху, - это способность радоваться и удивляться каждой малой удаче, каждой разгаданной загадке и относиться к науке с тем благоговением, о котором говорил А. Эйнштейн: «Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». Со времен Платона чувство удивления («таинственности») считается мощным мотивом всех познавательных процессов. Стремление к таинственному, необычному, жажда чуда заложены в человеке так же, как И стремление к прекрасному. А. Эйнштейн по этому поводу говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности". Ярко выраженное ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве. Занимаясь творчеством, люди часто испытывают эстетическое удовлетворение, к-рое, как правило, повышает их творческую энергию, стимулирует поиск истины. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разнообразия явлений, восторг перед открывающейся красотой познанных закономерностей, ощущение силы человеческого разума, сознание растущей власти, которую человек благодаря науке приобретает над природой и обществом, порождают гамму чувств и сильнейших человеческих переживаний, глубоко входящих в процесс творческих исканий ученых: удовлетворения, восхищения, восторга, удивления (с которого, как говорил Аристотель, начинается всякое познание). Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвяэанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. Чтобы полнее использовать эстетические мотивы научного творчества, их роль в активизации науки, важно научиться сознательно воздействовать на них, способствовать их беспрепятственному и социально полезному развитию. Огромную и во многом незаменимую роль может сыграть укрепление и развитие связей ученых с миром искусства и литературы. Известный математик ГГ.С. Александров отмечал, что на его развитие как ученого огромное влияние в молодые годы оказала музыка. Именно в те моменты, когда он, возвращаясь с концерта, испытывал какое-то особенно хорошее состояние, к нему приходили ценные мысли. Известны подобные высказывания А. Эйнштейна, отмечавшего исключительную роль художественной литературы в стимулировании новых научных идей.
Оба вида мотивации так тесно связаны друг с другом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мотивации проявляется в самом факте существования н развития природной склонности человека к творчеству, в потребности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате противоречия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние атрибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко именно их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности многих ученых.
К средствам повышения Т.м. в творческом коллективе относится не только использование материальных и моральных поощрений и повышений в статусе. Важное значение, имеют также создание условий для самоактуализации творческих возможностей научного работника, раскрытие перед ним перспектив. Среди факторов большого мотивационного значения следует выделить и приобретающие важную роль в современных условиях побуждения ученого, связанные с внедрением результатов научных исследований (в особенности фундаментальных) в практику, и т.д.
Обобщая сказанное можно выделить две группы мотивов творчества :
· внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);
· внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).
Данная статья предлагается как одна из тем для обсуждения на очередной скайп-конференции КЛЮЧИ ИСТИНЫ, которая состоится 21 июня 2013 года в 18.00 по московскому времени:
Качества творческой личности
Одна из сторон педагогической деятельности состоит в том, чтобы научить ученика не только «учиться», но и на этапе обучения преодолевать самого себя, свою лень, свою инертность. Для этого необходимо воспитывать в нем собственно Человека высоконравственного, просвещенногои творческую личность так, чтобы она была готова сама принимать решения и уметь их отстаивать не только перед самим собой, но и перед обществом, особенно при сопротивлении общества или всей системы, которые всегда более инертны, чем творческая личность. С воспитания Человечности и надо всегда начинать, чтобы провести человека через эволюционные джунгли за более короткий срок. Н.В.Левашов считал, что нужно воспитывать человека гармоничного, всестороннего, тогда процесс просветления будет идти более интенсивно.Не случайно наши предки называли свои наивысшие достижения — ТВОРЕНИЯМИ . Творить может только ТВОРЕЦ — ЧЕЛОВЕК , МАКСИМАЛЬНО РЕАЛИЗОВАВШИЙ СЕБЯ через ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ и РЕАЛИЗОВАВШИЙ СЕБЯ В ДЕЙСТВИИ …
По умолчанию уже предполагается, что Человек потенциально - это творец .
Но какими качествами должен обладать творческий человек?
Например, Г. Селье считает, что бесчисленные умственные и физические качества присущие ученому как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям:
1. Энтузиазм и настойчивость , т.е. интерес, рвение, страсть направленные на реализацию замысла и способность к длительному и упорному преследованию поставленной цели. Они включают в себя такие качества, как преданность цели, устойчивость к неудачам и однообразию, устойчивость к успеху, мужество, здоровье и энергию.
2. Оригинальность - способность по-новому взглянуть на вещи. А для этого необходимо воспитывать такие качества, как независимость мышления, непредубежденность - готовность пересмотреть предубеждения перед лицом опровергающих их свидетельств, воображение, интуиция и одаренность.
3. Интеллект - способность к пониманию. Он предполагает развитие таких качеств, как логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию.
4. Этика - система приемов, управляющих нашим поведением. Она включает честность перед самим собой.
5. Контакт с природой - установление тесной связи с явлением Природы, на которое направлено наше исследование. Для этого важны такие качества как наблюдательность, технические навыки и изобретательность.
Следует сюда добавить - умение работать руками самому. Еще оценка результатов наблюдения - способность отбрасывать все формы ослепляющей нас предвзятости.
6. Контакт с людьми : понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группу, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.
Есть и другая точка зрения, которуюможно представить как подход к технологии воспитания творческой личности с учётом шести качеств, изложенных в Жизненной Стратегии Творческой Личности.
1. Без цели не может быть результата, успеха . Следовательно, нужна Высшая (В. Вернадский) или Достойная цель (Г. Альтшуллер), общественно-полезная, на достижение которой стоит потратить творческую жизнь. Для этого человек должен быть не только образованным, но и высоко духовным в нравственном понимании слова.
2. Но как, например, ученику или любому человеку выбрать Высшую или Достойную цель жизни, если у него еще нет опыта жизни или необходимых знаний?
Не любая цель годится на эту роль, следовательно, нужны определенные критерии, подход, т.е. нужна технология выбора цели .
Отсюда и множество возможных путей достижения цели, при реализации которых человек способен раскрыть себя как творческая личность. Вот примерная схема (рис. 1):
Схема развития цели
3. Выбрав цель, необходимо знать, что было сделано в этом направлении предшественниками, знать что нужно для её достижения теперь. Нужна программа по достижению цели, много программ, в зависимости от сложности цели, т.е. нужен комплекс рабочих программ по достижению цели и регулярный контроль за выполнением этих планов и их корректировка по необходимости.
4. Для выполнения намеченных планов нужна высокая работоспособность . Поэтому уже со школы необходимо учить учеников работать систематически, уметь ставить перед собой смелые цели и стремиться достичь их, преодолевая трудности.
5. На пути к достижению цели возникает много проблем, противоречий, для разрешения которых нужна методика, инструмент, технология решения возникающих проблем, т.е., нужна научная методология решения творческих задач.
Н.В. Левашов - это его концепция мироустройства и эволюции материи - новое мировоззрение. Уже сама концепция эволюции материи предопределяет направление её развития, а значит и методологию для решения конкретных задач для Человечества.
6. Нестандартно решенная задача или задача с неожиданным результатом уже состоявшейся личностью, как правило, неоднозначно воспринимается коллегами, наконец, самим обществом, например, потому, что результат может влиять на мировоззрение общества, противоречить устоявшимся парадигмам, за которые коллеги получали учёные степени. В этот период непризнания важно устоять, выдержать удар системы. Поэтому со школы необходимо воспитывать силу духа и воли, учить отстаивать свои идеи, преодолевать неудачи и «держать удар », понимая значимость решаемой проблемы. Тогда будет результат.
7. Чтобы неудачи в учебе (самопознании) не отбили желание ученика учиться, нужен позитивный текущий результат, поддерживающий интерес ученика , организованный дидактическими приемами учителя . Чтобы уже во взрослой жизни бывший ученик мог держать удар со стороны общества, системы, не превращая отстаивание своих идей в борьбу с «ветряными мельницами», на каждом этапе достижения цели нужен результат , внедрение, т.е. нужен успех, организованный им самим.
Нельзя останавливаться на достижении первой цели - ее нужно или внедрять, или идти дальше по отмеченным выше путям, вплоть до смены цели жизни. Спектр целей достаточно широк. Застой - это творческая смерть.