Сергей бондарчук и скобцева. Как росли дети знаменитой пары, и почему их сын Фёдор часто обижался на родителей? Кадр из фильма "Тихий Дон"

Своим рождением Ирина Константиновна обязана научному сотруднику Главного управления метеослужбы Константину Алексеевичу Скобцеву и его супруге - Юлии Николаевне, архивариусу. Произошло знаменательное событие в городе Тула.

Примечательно, что будущая гран-дама советского кинематографа после окончания средней школы поступила отнюдь не в театральный вуз, а на искусствоведческое отделение исторического факультета Московского университета. «Очевидно, гены во мне проявились», - рассказывала актриса, пояснив, что ее родословная связана со старинным родом купцов Корзинкиных - меценатов и собирателей древнерусской живописи. Вот и Ирина в студенчестве с удовольствием занималась изучением иконописи. Но не только. Параллельно вовлеклась в деятельность студенческого театра и выступала там настолько успешно, что сразу же после завершения учебы в МГУ решила овладеть актерским искусством профессионально и поступила в Школу-Студию МХАТ.

Мисс шарм



Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Сергея Юткевича «Отелло». Фото: Global Look Press

На последнем курсе знаменитый режиссер Сергей Юткевич предложил юной красавице-студентке роль Дездемоны в фильме «Отелло», которая и стала кинодебютом Скобцевой. Причем весьма заметным. На фестивале 1956 года в Канне картина получила приз за лучшую режиссуру. А исполнительница роли главной героини получила титул «мисс шарм Каннского кинофестиваля». Это был фурор. Впоследствии, правда, Ирина Константиновна сетовала на то, что при всем при этом фильм оказал ей «медвежью услугу»: «Все заговорили о моей красоте, упуская из вида тот факт, что я еще и актриса. Тем самым ограничивая мои творческие возможности. Вроде как обычных женщин я играть не смогу…».

Талисман Данелии


Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Георгия Данелии «Сережа».Фото: Global Look Press

И все же артистке удалось вырваться из рамок стереотипа и в дальнейшем примерять на себя даже комедийные роли - в фильмах «Неповторимая весна», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Совсем пропащий», «Зигзаг удачи» и других. Данелия вообще называл Скобцеву своим талисманом. Чему актриса была несказанно рада. «Обожаю комедии, - говорила она. - И очень рада, что, помимо ролей из классических произведений, мне довелось сыграть в фильмах, где не требовалось надевать корсет, дабы сыграть даму из минувших столетий».

Встреча с Бондарчуком

Фильму «Отелло» суждено было стать судьбоносным не только в творческой карьере актрисы, но и в личной жизни. Именно на съемках этой картины начался роман Ирины Скобцевой с кинопартнером Сергеем Бондарчуком - исполнителем роли главного героя. Сблизились артисты во время первой же поездки в экспедицию в Ялту - на почве обоюдного увлечения живописью. «Всю ночь проговорили, - вспоминала актриса. - Встали у окна вагона поезда вечером, а разошлись лишь под утро». Из этой же ночной беседы выяснилось, что Бондарчук, хотя нигде рисованию не учился, но рисовал постоянно - с натуры, все, что видел. Даже писал иконы.

В этой же летней киноэкспедиции Сергей Федорович, не имея возможности найти подарок ко дню рождения своей партнерши, вырезал для нее из куска березового ствола небольшую скульптуру - бюст Льва Николаевича Толстого. Это был его первый подарок будущей жене.

Однажды Ирина Константиновна сказала, что к их с Бондарчуком истории такие банальные понятия, как «роман» и «увлечение», не применимы. «Нас обоих пронзила шаровая молния. Это было озарение. Вспышка. Любовь с первого взгляда - на всю жизнь. Мы прожили в любви 35 лет, до последнего вздоха Сергея Федоровича. Это была судьба». Кадры венчания героев в «Отелло» снимали в Риге. Там, в стенах католической церкви, над артистами был произведен полноценный обряд. «Когда мы вышли из костела, - вспоминала актриса, - Бондарчук схватил меня за руку и сказал: «Все, Скобцева, теперь тебе от меня не отвертеться…» А потом, когда мы уже были мужем и женой, смеялся: «Сперва я задушил тебя, а потом женился».

Никогда не расставаться



Ирина Скобцева держит в руке фото с Сергеем Бондарчуком. Фото: Global Look Press

Замуж за Сергея Бондарчука - обладателя самых престижных кинематографических наград мира, названного позже «главным режиссером Советского Союза», - актриса вышла спустя три года, в 1959-м. До этого ее супруг был женат дважды, и в обоих семьях имел двоих детей. От брака с сотрудницей Ростовского Дома кино Евгенией Белоусовой - сына Алексея, родившегося в 1944 году (ныне математик). От брака с Инной Макаровой, заключенного актерами после совместных съемок в фильме «Молодая гвардия» и продлившегося семь лет, - дочь Наталью (1950 года рождения, получившую известность как актриса и режиссер).

Чтобы соединиться в семейный союз с новой избранницей, Бондарчуку пришлось преодолеть много преград. Фигурой он был заметной, статус имел высокий, разводы в советское время не поощрялись, а потому высшее кинематографическое и партийное руководство не могло пустить личную жизнь народного артиста страны на самотек. Его вызывали аж в ЦК КПСС, осуждали и стыдили, проводили нравоучительные беседы, чинили препятствия - запрещали вместе со Скобцевой выезжать в зарубежные поездки. «Даже в Канн с «Отелло» вместе нас не выпустили», - вспоминала Ирина Константиновна о годах испытаний их любви на прочность. И все же Бондарчуку удалось их преодолеть.

«Перед тем как отправиться в загс, - рассказывала она, - Сережа сказал мне о двух непременных условиях, которые он хотел бы, чтобы я в нашей семейной жизни соблюдала: первое - никогда не расставаться, а второе - периодически предоставлять ему возможность помолчать хотя бы дня три». Актриса приняла их безоговорочно и никогда не нарушала.

Ревность

Как известно, любовь зачастую идет рядом с ревностью, и хотя Скобцева, несмотря на свою ослепительную внешность, повода не давала, Бондарчук жену ревновал. Актриса приводила один пример, когда взволнованный супруг без предупреждения прибыл на съемки фильма «Поединок», где она снималась. Прямо на съемочную площадку прибежал - в момент любовной сцены с Юрием Пузыревым. «Вечером дома я имела хорошую нахлобучку - дескать, целовалась слишком уж натурально. На мое возражение: «Боник (я его так ласково звала), а ты сам как же целуешься в своих картинах?!», получила ответ: «Я это я, а ты это ты».

«Война и мир»

Еще одной «этапной» ролью Скобцевой стала Элен Курагина-Безухова в фильме-эпопее Бондарчука «Война и мир». Однако актриса играть эту холодную красавицу-аристократку не желала. «Не нравилась мне эта светская львица, неприятна была, и я долго сопротивлялась», - признавалась она. Однако совместная работа над фильмом вместе с мужем развеяла все сомнения. Из воспоминаний Ирины Константиновны: «Мне было невероятно интересно с Сергеем Федоровичем! Во время работы над сценарием он проигрывал все мужские роли, а я - женские. Мы постоянно говорили о романе, и для меня это было так значимо, так дорого, что не хотелось ничего другого. А на съемках реальный мир исчезал совершенно».


Кадр из фильма «Война и мир». Фото: Global Look Press

Картина получила колоссальное мировое признание, была удостоена высших наград на многих международных кинофестивалях, среди которых почетное место заняла премия «Оскар» - за лучший фильм на иностранном языке. Это был первый советский приз от амери¬канской Киноакадемии. Скобцева блистала на красной дорожке в платье, по силуэту напоминающем русский сарафан, правда, от Кардена - из золотой парчи с набивными цветами. Ею восхищались все.
На премьерном показе фильма в Париже собрался весь бомонд. Ирина Константиновна как-то рассказала, что одна из представительниц высшего света - княгиня Мещерская, подошла к ней и поинтересовалась: «Вы тоже титулованная?». На что Скобцева робко ответила: «Нет, я артистка» - «Надо же, а внешность и манеры у вас аристократические».

Дети

Картина «Война и мир» стала вехой не только в творческой жизни Скобцевой и Бондарчука, но и в личной. Можно сказать, она «подарила» им двоих детей. По словам Ирины Константиновны, «Аленка по рождению - «нулевая серия» фильма, а Федюшка родился, когда папа завершал последнюю».



Ирина Скобцева с сыном Федором Бондарчуком. Фото: East News

Рождение каждого ребенка знаменовалось ценными подарками от мужа любимой супруге - оба раза ей было вручено по бриллиантовому кольцу. «Увы, эти кольца вместе с другими украшениями украли - прямо из нашей квартиры», - с сожалением констатировала Ирина Константиновна. Сохранились лишь золотые сережки с бриллиантами, которые в момент кражи были на ней. Они для актрисы знаковые. Это подарок, который она сделала сама себе, купив драгоценное украшение в солидном ювелирном магазине на свой первый достойный гонорар - за съемки в фильме «Зигзаг удачи».

Бондарчук и Скобцева были полностью погружены в съемочный процесс «Войны и мира», и на собственных детей времени родителям не хватало категорически. И все же опосредованно дети были к фильму причастны. Четырехлетняя Алена присутствовала на съемках сцены первого бала Наташи Ростовой. В преддверии композитор Вячеслав Овчинников вальсировал с ней в выстроенных на «Мосфильме» декорациях, а девочка была потрясена тем, что «папа с огромной трубой в руках катался туда-сюда на большом пылесосе». В то же время маленький Федя представлял себя в образе гвардейца русской армии. Вооружившись бельевой палкой и надев фуражку, он маршировал, громко восклицая: «Я солдат!». «То, что Федор выберет актерскую стезю, было очевидно с его детских лет», - рассказывала Ирина Константиновна, вспоминая, как сын исполнял свой коронный номер «Смерть собаки Гитлера».

Время утрат

Съемочный процесс грандиозной киноэпопеи «Война и мир» занял десять лет. Дикое перенапряжения Сергея Бондарчука сказалось на его здоровье. Прямо во время съемок у режиссера внезапно остановилось сердце, он пережил клиническую смерть. «Я тогда почувствовала, что умираю вместе с ним», - делилась своими ощущениями актриса.

Ушел из жизни Сергей Федорович гораздо позже, в 1994 году, но для супруги горе было безутешным. Федор говорил, что мать после смерти отца не могла прийти в себя очень долго. «Я имела все: любовь, счастье, семью, а теперь у меня - темнота, - призналась Ирина Константиновна в одном из интервью тех лет. - Алена как-то спросила: «Мама, почему у тебя нет друзей?». А потому что вся моя жизнь как тогда, так и сейчас, принадлежит служению ему - Бондарчуку».
Дети всеми силами помогали матери справиться с собой и хоть как-то восстановиться после утраты. Особенно Алена. Как рассказывали близкие, она буквально вытащила мать к жизни. А свою сохранить не смогла. В 2009 году 47-летняя Алена Бондарчук - актриса МХАТ имени Горького, киноактриса - умерла от рака.

Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым и дочерью Аленой Бондарчук. Фото: Global Look Press

Этот удар Судьбы Скобцева истолковала так: «Когда моя любимая семья была полностью в сборе, я была невероятно счастливой. Потом я потеряла Сережу, а он, наверное, не смог там без нашей дочери, вот и забрал ее к себе». Характеризуя дочку, актриса сказала: «Я думаю, что гены наши, энергия вместе с нами не исчезают, а передаются потомкам. Так вот, Алена получила самую лучшую энергию от женщин, которые были в ее роду - как по линии отца, так и по моей. О такой дочери можно только мечтать! Мне очень тяжело без нее, и если бы не ее ребенок, Костя, я наверняка не выжила бы».

Да, на этот раз опорой Ирине Константиновне стал не только Федор, но и Константин Крюков, сын Алены Сергеевны. «Чтобы мне не было совсем горько и одиноко, Костя стал жить со мной, - рассказала актриса. - Мы изо всех сил поддерживаем друг друга, как умеем». У бабушки и внука сложились абсолютно дружеские отношения. Они откровенно говорят на любые темы, делятся друг с другом новостями и переживаниями, обсуждают книги и фильмы.



Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым. Фото: Global Look Press

Поскольку Константин не только актер и кинопродюсер, но также профессиональный художник-ювелир, он часто одаривает своих родных украшениями из драгкамней и металлов, изготовленными по собственным эскизам. Однако с бабушкой возникают затруднения. Дело в том, что Ирина Скобцева не носит современные украшения. «По мнению бабушки, драгоценность должна иметь свою историю, - рассказал однажды Костя. - Поэтому изредка она надевает только старинные кольца, ожерелья». Так что приходится внуку придумывать другие подарки для любимой бабушки.

Секрет красоты


Ирина Скобцева. Фото: Global Look Press

Мэтр советской кинематографии Сергей Бондарчук прожил насыщенную жизнь. Талантливый актер, кинорежиссер, сценарист и педагог, он отмечен многими правительственными наградами и премиями. Каждая жена Сергея Бондарчука, а их в официальной биографии было трое, сыграла определенную роль в его судьбе. Именно о них пойдет речь в нашем повествовании.

Жена Сергея Бондарчука фото

Первая жена молодого Бондарчука

Евгения Белоусова – дочь прокурора, стала первой женой Сергея Бондарчука. Познакомились они в стенах театрального училища в Ростове-на-Дону. Там Женя училась вокалу, а Сергей Бондарчук актерскому мастерству. Молодым людям в ту пору не было и 20-ти лет. Юношеская влюбленность возникла быстро.

Вместе они были недолго, разлучила война. Да и после её окончания семья так и не была создана. Сергей Бондарчук уехал в Москву поступать во ВГИК, не зарегистрировав свои отношения с с гражданской женой. Евгения на тот момент была беременна.

В 1948 году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия». Там Сергей Бондарчук снимался со своей однокурсницей Инной Макаровой. Она к тому времени, была его законной женой. После фильма карьера Бондарчука пошла в гору, его стали узнавать на улицах, просить автограф.

На фото: Сергей Бондарчук с Инной Макаровой в фильме “Молодая гвардия”

Популярность своего гражданского мужа не давала покоя Евгении Белоусовой. У неё зародился план вернуть его в свою семью. Для этого она решила использовать своего малолетнего сына Алешу.

Приехав в Москву, первая жена Бондарчука привела сынишку в его дом и оставила там. Потом стала требовать, чтобы он официально признал своего сына. Сергей не отказывался. Чтобы записать его на свою фамилию ему пришлось даже фиктивно развестись с Макаровой.

Тем не менее, Белоусовой, ставшей законной женой Бондарчука, так и не удалось его вернуть. Сергей не ушел от Инны и продолжал жить с ней привычной жизнью. Пришлось Евгении дать мужу развод. Потом она сама вышла замуж за инженера вертолетного завода в Ростове, где работала в Доме культуры.

Старший сын Сергея Бондарчука Алексей не пошел по стопам своего отца. Он закончил факультет иностранных языков Ростовского университета, работал преподавателем и дважды женился. У него родился сын – внук знаменитого режиссера. Связь с отцом и своими сводными братом и сестрами Алексей не поддерживал. Он даже отказался от доли наследства после смерти Бондарчука.

Вторая жена знаменитого режиссера

Инна Макарова училась с Сергеем Бондарчуком на одном курсе во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова. Эти молодые студенты были в числе его любимых учеников. Режиссер пригласил их на съемку своей картины «Молодая гвардия».

С 1947 года Сергей Бондарчук с женой Макаровой стали жить вместе, а в 1950 году они расписались. В этом браке у них родилась дочь – Наталья, ставшая актрисой и снявшая несколько фильмов.


На фото: Сергей Бондарчук с женой Макаровой и дочкой Натальей

Инна Макарова, вторая жена Бондарчука, родилась в Сибири. Уже в школьном возрасте у неё проявились задатки будущей актрисы. Их всячески поддерживала её мать, которая в Новосибирском драматическом театре отвечала за литературную часть спектаклей.

Инна была подростком, когда началась война. Драматический кружок, в котором она состояла, направляли в госпитали для выступлений перед ранеными красноармейцами. Через пару лет в Алма-Ате ей удалось осуществить свою мечту стать актрисой. В военные годы там находился ВГИК. Молодую способную девушку взял на свой курс Сергей Герасимов.


На фото: Сергей Бондарчук и Инна Макарова

Люди старшего поколения помнят Инну Макарову по фильмам «Молодая гвардия», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Высота». Она успешно играла главные роли в спектаклях Театр-студии киноактера. В личной жизни тоже все складывалось гладко. С Сергеем Бондарчуком она прожила 12 лет до того момента, как он увлекся Ириной Скобцевой, ставшей его последней женой. Инна не простила измену мужа, и они с Бондарчуком развелись.


На фото: Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

После этого Макарова долгое время была одна, пока не нашла спутника жизни – известного профессора медицины Михаила Перельмана. Она прожила с ним 40 счастливых лет. За это время Инна продолжала сниматься. В 2015 году на экраны вышел киносказка «Тайна снежной королевы». В ней актриса сыграла последнюю роль в кино. Вместе с ней там снимались её внуки. Возраст искусству не помеха. Через год ей исполнилось 90 лет.

Ирина Скобцева – третья жена Сергея Бондарчука

Будущая народная актриса родилась в обычной семье, не связанной с миром театра и кино. Она закончила исторический факультет МГУ, где активно участвовала в самодеятельности и студенческих спектаклях. Это так увлекло её, что она, получив диплом искусствоведа, подала документы в школу-студию МХАТа и поступила.

Начало карьеры в кино для Скобцевой оказалось удачным. Она вытянула свой счастливый билет, сыграв роль Дездемоны в экранизированной трагедии Шекспира «Отелло». Картина эта получила признание на Канском кинофестивале, а Ирина была названа «Мисс шарм». Фото третьей жены Сергея Бондарчука представлено далее.


На фото: Сергей Бондарчук и его третья жена Скобцева

Такой успех принес результаты. Молодую красивую актрису буквально засыпали предложениями, от которых она не отказывалась. Фильмов с участием Скобцевой в различных ролях можно насчитать более 70. Многие годы она преподавала актерское мастерство во ВГИКе, благо образование позволяло.

Первым мужем Ирины был Алексей Аджубей, известный в будущем журналист и зять Никиты Хрущева. Поженились они ещё в студенческую пору, но этот брак продлился недолго. В 1957 году Скобцева вышла замуж второй раз. Избранником её стал Сергей Бондарчук, рядом с которым она была до самой его смерти.


На фото: Сергей Бондарчук с женой и детьми

В этом браке у них родились дети. Дочь назвали Алёной, а сына Федором. Алёна стала актрисой театра и кино. Она ушла их жизни в 47 лет, заболев раком. Сын успешно пошел по стопам своего знаменитого отца. Биография младшего Бондарчука хорошо известна. Сейчас он не только популярный актер, но также известный кинорежиссер, продюсер и шоумен.


Его мать заслуженно гордится своим сыном. У жены Бондарчука выросли внуки, у которых тоже есть дети. Таким образом, Скобцева стала прабабушкой. В августе сего года ей исполнилось 91 год. Последняя жена Сергея Бондарчука так и осталось его вдовой.

Они были самой красивой парой советского кино. Изящная, женственная, утонченная Скобцева и сильный, волевой, мужественный Бондарчук... История их любви началась во время съемок шекспировской трагедии «Отелло». На экране Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева блестяще воплотили бессмертные образы ревнивого мавра и венецианской красавицы. Нередко случается, что у актеров экранный сюжет переплетается с жизнью. Но в данном случае действительность оказалась гораздо счастливее одного из самых трагичных любовных сюжетов мировой культуры. Роман Бондарчука и Скобцевой положил начало крепким семейным отношениям. Сама Ирина сказала об этой ситуации не без юмора: «Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился».

Впервые они увидели друг друга на вернисаже в Акаде­мии художеств, где проходила выставка очень известного тогда живописца, пятикратного лауреата Сталинской пре­мии Василия Ефанова. По словам Ирины Скобцевой, это была почти мистическая история. Однажды, отдыхая в Доме творчества художников, красавица Скобцева, тогда еще студентка Школы-студии МХАТа, согласилась позировать Ефанову для портрета. Неудивительно, что на выставке среди прочих картин художника было представлено и ее изображение. Ирину пригласили на вернисаж, куда в один из дней она и отправилась. «Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно раз­глядывал, – вспоминает актриса. – Я узнала Сергея Бон­дарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный ар­тист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал "модель" и подо­шел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязы­вающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...» Жизнь действительно рассу­дила иначе, распорядившись по-своему. Сергей Бондар­чук без памяти влюбился в ту, чей портрет так привлек его внимание. И случилось это совсем скоро, когда Судьба вновь свела их вместе – на этот раз на съемочной пло­щадке киностудии им. Горького. Ирина Скобцева училась на последнем курсе Школы-студии МХАТа, когда при­знанный мастер отечественного кино режиссер С. Ютке­вич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее принять участие в конкурсных ки­нопробах на роль Дездемоны. Это была одна из интерес­нейших и вместе с тем труднейших ролей классического репертуара. Поначалу режиссера привлек лишь внешний облик актрисы: женственная и обаятельная, красавица Скобцева как нельзя лучше соответствовала образу Дезде­моны. Однако не только красота дебютантки помогла ре­жиссеру выбрать именно ее среди многочисленных пре­тенденток на роль. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью и даже строгостью Скобцевой скрываются эмоциональность и умение тонко чувствовать. Позднее из­вестный кинорежиссер И. Таланкин скажет, что для Ири­ны Скобцевой характерно удивительное сочетание «кра­соты, женственности, ума и высокой образованности». На роль Отелло в картине был утвержден Сергей Бондарчук. В те годы он уже был очень известным, узнаваемым акте­ром, имел немало званий и наград. За свою дипломную работу – роль в картине «Молодая гвардия» (1948 г.) – Сергею Бондарчуку присудили Сталинскую премию. Этот актер всегда бил в десятку. В 1952 году он снялся в глав­ной роли в фильме «Тарас Шевченко» и получил премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На родине он так понравился Иосифу Сталину, что тот на­звал его «истинно народным артистом». Наутро после пра­вительственного просмотра фильма о великом поэте Ук­раины 32-летнему Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Фильм «Отелло» принес акте­ру и мировую известность, но, главное, он подарил ему настоящую любовь, самую большую любовь в его жизни. В то время как на съемочной площадке бушевали шекс­пировские страсти, у Ирины Скобцевой и Сергея Бондар­чука вспыхнул роман. Оказалось, что актеры готовы ре­шительно опровергнуть замысел великого Шекспира: в отношениях Отелло и Дездемоны явно обозначился счаст­ливый финал. Правда, и Сергей Бондарчук, и Ирина Скоб­цева не были в то время свободны, у каждого из них была семья. Бондарчук был женат (это был его второй брак) на актрисе Инне Макаровой, свадьба с которой состоялась во время съемок фильма «Молодая гвардия» (1948 г.), где Сергей Бондарчук сыграл роль партийного руководителя Валько, а Инна Макарова – Любку Шевцову. 21-летняя Макарова покорила сердце видавшего виды Бондарчука. Поначалу она даже называла своего 28-летнего супруга «взрослый дядечка». Вместе они прожили 10 лет. Их дочь Наталья Бондарчук стала впоследствии известной актри­сой и режиссером. Ирина Скобцева в те годы тоже была замужем – за студентом МГУ, красавцем Алексеем Аджу-беем. Тем самым, который впоследствии стал зятем Ники­ты Хрущева. Когда Бондарчук и Скобцева поняли, что их отношения серьезны, и решили пожениться, их браку вос­препятствовали все – начиная от коллег-актеров и закан­чивая политиками самого высокого ранга. «Прежде чем мы объединились в семью, прошли через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне, – вспоминает Ирина Скобцева. – Нас вызывали в ЦК КПСС – по моральному вопросу, не выпускали вдвоем на зарубежные премьеры. А успех у "Отелло" был огром­ный, нас приглашали с картиной по всему миру. Года три мотали нам нервы. Однажды, это был пятьдесят восьмой год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вече­ром мне сообщили, что я не еду. И Сергей Федорович прямо с аэродрома приехал ко мне, сказал, что больше никуда без меня не поедет». Ничто не могло повлиять на решение Бондарчука связать свою судьбу с Ириной Скобцевой. Однако, как вспоминает Ирина Константиновна, «началь­ство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет». Их свадьба состоялась в 1959 году. Но, перед тем как рас­писаться, жених поставил невесте два обязательных усло­вия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы дня три... С тех пор Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева 35 лет шли по жизни рука об руку.

Сразу после свадьбы Сергей Бондарчук переехал жить к Скобцевым – в семью со старомосковским укладом, где ыли бабушка, мама и папа. Приняли его радушно. Глава семьи, отец Ирины Скобцевой, был научным работником Главного управления метеослужбы, а мама всю жизнь про­работала в архивах. Как раз в то время Бондарчук задумал один из своих шедевров – картину «Судьба человека». «Над сценарием мы работали все вместе – моя мама печатала на машинке, папа клеил... После встречи с Сергеем Федо­ровичем вся моя жизнь была подчинена семье и нашей работе, других интересов у меня не было», – вспоминает Ирина Константиновна. Триумф фильма «Судьба челове­ка», где Сергей Бондарчук впервые выступил как режис­сер, принес ему не только звание лауреата Ленинской пре­мии, но и помог улучшить жилищные условия. Из двухкомнатной квартирки Сергей и Ирина вместе с родителями и бабушкой переехали в шикарную квартиру на улице Горького... Дети в семье появились сравнительно поздно. Сергей Бондарчук в то время как раз работал над главной картиной своей жизни – «Война и мир». Съемки эпопеи были грандиозными и длились почти три года. «Алена у нас была "нулевой" серией на картине "Война и мир", а Федя – "шестой", – рассказывает Ирина Скоб­цева. – Ну а карьера... Я только сейчас понимаю, что от многого тогда отказывалась. Начало ведь у меня действи­тельно было блестящим – заметные роли в фильмах "Отел­ло", "Неповторимая весна", "Поединок", "Обыкновенный человек"... Но по-другому поступить не могла, да и не хо­тела. Перед съемками "Войны и мира", помню, Сергей сказал мне: "Я буду снимать картину, а все остальное – твоя забота..." Но картина стала и моим делом: кроме того, что я и сама снималась в роли Элен, наш дом превратился в филиал съемочной площадки. Может быть, в личном плане я многое тогда упустила: никаких "светских" вече­ров, четыре года съемок, постоянные экспедиции, а там – неустроенность, иногда и есть-то приходилось на поднож­ке грузовика, но это была наша с ним жизнь». «Война и мир» стала их самой большой совместной удачей. В кар­тине Бондарчук выступил не только как режиссер, но и как актер – он сыграл Пьера Безухова. Ирина Скобцева исполнила одну из своих лучших ролей, воплотив образ холодной красавицы Элен Курагиной. Роли эти были тем более сложные, что на съемочной площадке им вновь при­шлось как бы «переспорить» не слишком веселый литера­турный сюжет. И все же это был их огромный, во всех смыслах общий успех. Успех не только режиссера и актри­сы. Успех двух любящих людей, единомышленников, вер­ных помощников друг другу...

Длительные съемки картины «Война и мир» породили множество слухов о звездных супругах. Пожалуй, самый громкий из них – о романе Сергея Бондарчука с молодой актрисой, сыгравшей роль Наташи Ростовой, 20-летней Людмилой Савельевой. Однако все эти домыслы развеяла сама Ирина Скобцева, сказав, что доверяет мужу и ника­ких измен с его стороны никогда бы не потерпела. У счаст­ливой и самой красивой пары советского кинематографа всегда было немало завистников и врагов. Причем слухи и домыслы, которые вокруг нее распространялись, касались как личной жизни, так и творчества. Особенно достава­лось Сергею Федоровичу. Говорили, например, что круп­ные работы удавались ему лишь потому, что он дружил с сильными мира сего. Даже сегодня Ирине Скобцевой при­ходится опровергать эти слухи: «Друзей у нас было немно­го, и уж совсем не из того мира! Например, с покойным министром обороны Гречко Сергей Федорович встречался только однажды, да и то потому, что маршал хотел, чтобы Бондарчук снял фильм "Битва за Кавказ". А он вместо этого снял "Они сражались за Родину". Так его затаскали по инстанциям. Сергей весь черный ходил. Но не жаловался и ни у кого не просил защиты. Разве только у Всевышне­го... Несмотря на все препоны, снял в картине "Война и мир" крестный ход – помните, как толпы людей идут к Иверской заступнице и пропускают вперед Кутузова? Пе­ред самым Бородино слышно, как молится армия. Его долго убеждали, чтобы он не снимал эту сцену, а он все равно снял, и она получилась одной из лучших в картине. И не­многим известно, что во время съемок киноэпопеи он чу­дом остался жив – в шестьдесят пятом году на несколько минут у него остановилось сердце. И почти то же самое повторилось спустя три года, во время съемок фильма "Ватерлоо"...»

Дважды Ирина Скобцева вытаскивала мужа, можно ска­зать, с того света, выхаживала, заботилась, оберегала... Бла­гополучие талантливому режиссеру создавали жена, семья.
У Сергея Бондарчука был крепкий тыл. И когда ему было плохо, об этом никто не догадывался. Если бы не жена, как знать, смог ли бы режиссер пережить величайшие взлеты и крутые падения, выпавшие на его долю... «Мама полностью "растворилась" в отце, посвятила ему жизнь, помогала в ра­боте. Моим воспитанием занималась бабушка», – рас­сказывает сын Ирины Константиновны и Сергея Федорови­ча, Федор Бондарчук, ставший известным клипмейкером, актером и режиссером. Семья всегда оберегала Сергея Бон­дарчука, особенно когда у него случались огромные переры­вы между картинами – по три-четыре года. Тяжелые време­на для мастера, который всегда говорил, что кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям.

Но зато когда уж работа была – все кипело вокруг Бон­дарчука. Съемки занимали все его помыслы, все его время, которого на семью и детей почти не оставалось. «Сказать "мало уделял нам внимания" – значит ничего не сказать. Он почти не уделял нам внимания, – вспоминает об отце Федор Бондарчук. – Но влияние на нас все-таки оказал гро­маднейшее. И в большей степени это касается искусства. Кстати, в последние годы его жизни я общался с ним доста­точно плотно именно как с советчиком и другом. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас».

В жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой было немало трудностей, невзгод. Одним из таких тяжелых для их семьи периодов стала вторая половина 80-х. Ведь Бон­дарчук и Скобцева символизировали собой советское кино, а с приходом перестройки, когда все рушилось и отверга­лось, ничто советское не приветствовалось. На первый в перестроечный период кинематографический съезд Сер­гея Бондарчука не избрали даже делегатом. Молодые ре­жиссеры, в общем-то «имевшие зуб» на все советское кино, решили отыграться на Бондарчуке. Единственным, кто вышел на трибуну V съезда кинематографистов в 1986 году и защитил Сергея Федоровича, обратившись к залу: «Что вы делаете?! Это же предательство!», – был Никита Ми­халков. И все же Бондарчука удалось, нет, не сломать, но как-то отодвинуть на второй план, и, что еще страшнее, лишить возможности работать. В те годы Бондарчук почти перестал снимать...

И когда, в начале 90-х годов, у режиссера появилась возможность снять на итальянские деньги «Тихий Дон», он готов был плакать от счастья. Тем более, что экранизи­ровать роман Шолохова было его заветной мечтой. И ни он и никто другой еще не знали, что этот фильм станет прощальной работой Сергея Бондарчука и что свое послед­нее детище ему увидеть уже не придется. Почти крими­нальная история с исчезновением отснятой ленты «Тихого Дона» оставалась очень долго невыясненной. Позднее ста­ло ясно, что «за кадром» была организована и проведена крупная денежная махинация. Итальянские продюсеры оказались аферистами высочайшего класса, не имевшими никакого отношения к кинематографу. Они обманули ре­жиссера, скрывшись вместе с черновым смонтированным вариантом фильма – «Тихий Дон» был практически го­тов. Картина за долги была арестована одним из банков Италии, сам видеоматериал хранился в Риме на киносту­дии, а вот звуковую запись продюсер увез и спрятал в Лон­доне. Что касается прав режиссера на картину, то в кон­тракте о них не было ни слова. Для неопытного в таких вопросах Сергея Бондарчука это стало полной неожидан­ностью. Телефонные переговоры и десятки писем ни к чему не привели. Эта история, полная отчаяния и боли, сократила последние годы жизни мастера. В октябре 1994-го сердце режиссера остановилось: он не смог пережить слу­чившегося.

Распутать юридический и финансовый клубок в исто­рии с «Тихим Доном» не удавалось долгие годы ни госу­дарственным, ни частным структурам. И вот, спустя 13 лет, долговой конфликт был наконец решен. Последняя кар­тина Сергея Бондарчука вновь на Родине. Когда материал привезли в монтажную мастерскую, все вздохнули с об­легчением: пленка хорошо сохранилась. Единственное, что не удалось вернуть, – звуковой материал. Его, как и му­зыку к картине, придется писать заново. Главная задача – восстановить «Тихий Дон» именно таким, каким его хотел видеть Сергей Бондарчук. Ориентиры – черновой монтаж самого режиссера, его записи и, конечно, воспоминания Ирины Скобцевой, которая вместе со своими детьми сде­лала все, чтобы картина, снятая ее мужем, вернулась в Россию. «Бондарчук считал, что "Тихий Дон" – это фильм о любви, не о любви мужчины к женщине, хотя и это тоже есть, а о любви к Родине, о любви к Отечеству, о любви семейной, о любви братской».

Существует мнение, что жить с гением очень трудно. Но Ирина Скобцева, которая всегда с неизменным тактом ис­полняла партию жены своего мужа, выдающегося мастера экрана, говорит по этому поводу так: «Некоторые люди уве­рены, что они гении, и начинают играть свою гениальность. Бондарчук жил в собственном лице, в поисках гармонии, и настолько мало ему было отпущено времени, чтобы снять "Войну и мир", "Ватерлоо" и 10-серийный фильм "Тихий Дон", что вся жизненная шелуха от него отлетала. Он был увлечен, делал свое дело: процесс съемок, работа были для него важнее всего. Ведь он и играл, и ставил, а это очень сложно. Он никогда не изображал из себя гения. В жизни был простым и в то же время сложным человеком. Он был очень добрым, милым и ранимым...»

В годы, когда складывались их судьбы, было не приня­то особо подчеркивать статус супругов, заострять на этом внимание. Ирина Константиновна присоединила к своей фамилии фамилию супруга, в мировом масштабе куда бо­лее знаменитого, чем она сама, но и не потеряла собствен­ную. Когда Бондарчука не стало, многие злопыхатели были уверены, что карьера Скобцевой закончилась. Но жизнь все расставила по своим местам. Ирина Скобцева продол­жает сниматься в кино, она – желанный гость на творче­ских встречах и вечерах. Сегодня, когда Сергея Федорови­ча уже нет рядом, она по-прежнему живет тем, что было дорого ее мужу, что составляло его творчество и жизнь. Вместе с Сергеем Бондарчуком Скобцева вела большую педагогическую деятельность, а после смерти своего суп­руга многое сделала для восстановления руководимого Бондарчуком художественного объединения «Время» на «Мосфильме». «...Я по-прежнему служу Сергею Федоро­вичу: продолжаю его дело, пытаюсь решить проблему с выпуском "Тихого Дона"», – говорит Ирина Константи­новна. На Международном кинофоруме «Золотой Витязь» Ирина Скобцева обычно вручает медаль имени Сергея Бондарчука за достижения в области киноискусства.

Когда-то в далеком прошлом их соединил киноэкран – первую московскую красавицу и кубанского парня со жгу­чими «казацкими» глазами. Они впервые сыграли вместе на одной съемочной площадке. Сыграли виртуозно, блес­тяще – быть может, потому, что за придуманной любовью шекспировских героев скрывалось их настоящее чувство.

В дальнейшем, на протяжении всей совместной жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, столь яркую со­вместимость именно этого мужчины и этой женщины, парность их актерских лиц и совпадение судеб кино ис­пользовало не раз и не два. Кинематограф может гордить­ся замечательными совместными работами Бондарчука и Скобцевой – и в фильмах, поставленных самим Сергеем Федоровичем («Война и мир», 1965–1967 гг.; «Они сража­лись за Родину», 1975 г.; «Степь», 1977 г.; «Борис Году­нов», 1986 г.) и в картинах других режиссеров («Сережа», «Молчание доктора Ивенса», 1973 г.; «Выбор цели», 1974 г.; «Такие высокие горы», 1974 г.; «Бархатный сезон», 1978 г.; «Отец Сергий», 1978 г.; «Овод», 1980 г.) и других. Эти кар­тины памятны многим до сих пор. Но для нас Бондарчук и Скобцева – это не только два символа советского кине­матографа, но и два верных спутника жизни, которых со­единили любовь, семья и творчество... Эти роли Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука абсолютно органичны и неразделимы.

© Все права защищены.

Ирина Скобцева – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Известна как по ролям в фильмах по классическим романам и пьесам, например в картинах «Отелло», «Война и мир», « », так и по образам в оригинальных произведениях советского и российского кинематографа.

Ирина Скобцева родилась в Туле в совершенно нетворческой семье. Отец Константин Алексеевич был научным сотрудником Главного управления метеослужбы. Мать Юлия Николаевна занимала должность архивариуса.

В подростковом возрасте Ира познала все тяготы войны, поэтому программу старших классов проходила практически самостоятельно. Конечно, в такое тяжелое время она не могла задумываться о карьере актрисы, поэтому, получив аттестат зрелости, решила пойти по стезе науки и поступила в Московский государственный университет на исторический факультет, где специализировалась на искусствоведении.

Уже будучи студенткой, Ирина Скобцева открывает для себя мир театра, играет во всех студенческих спектаклях, участвует в конкурсах самодеятельности. Этот новый мир настолько захватил девушку, что сразу после окончания МГУ она поступает в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, в которой училась до 1955 года.


После окончания театральной школы играла в Театре-студии киноактера. Начиная с 1971 года стала преподавать во ВГИКе актерское мастерство. Через 6 лет стала доцентом кафедры.

В 1965 году Скобцевой было присуждено звание Заслуженной артистки РСФСР, в 1974 году она стала Народной артисткой, а в 1997 году получила орден Дружбы.

Фильмы

Дебют на большом экране произошел, когда Ирина Скобцева училась на последнем курсе школы МХАТа. Режиссер Сергей Юткевич отобрал ее среди нескольких сотен кандидаток на главную женскую роль Дездемоны в экранизации шекспировской трагедии «Отелло». Эта роль принесла ей не только всесоюзную, но и всемирную известность. На Каннском кинофестивале актриса удостоилась звания «Мисс шарм Каннского фестиваля».


После такого невероятного успеха Ирина Скобцева сыграла более чем в 70 кинокартинах. В основном это были характерные роли в очень популярных фильмах. Она снималась в главных ролях в биографической картине об украинском писателе « », комедии «Обыкновенный человек», мелодраме «Сережа», научной фантастике «Суд сумасшедших», комедии «Зигзаг удачи», детективе «Пятьдесят на пятьдесят», военной драме «Человек в штатском», драме «Единожды солгав…», мелодраме «Призраки зеленой комнаты».

Также она исполняла второстепенные роли в таких знаменитых кинокартинах, как эпопея «Война и мир», где сыграла роль Элен Безуховой, романтическая драма «Белые ночи», лирическая комедия «Я шагаю по Москве», социальная комедия «Тридцать три», военная драма «Они сражались за Родину», драма «Овод», музыкальная сказка «Мэри Поппинс, до свидания!», совместная российско-итало-британская экранизация «Тихий Дон».

С 1971 года Ирина Скобцева начала передавать актерские знания. Артистка стала педагогом в мастерской во ВГИКе, а с 1979 года получила должность доцента.


Ирина Скобцева в фильме "Они сражались за Родину"

В новом тысячелетии уже немолодая актриса не стала почивать на лаврах. Она участвовала во многих кинофильмах и телесериалах, наиболее известные из которых - антиутопия «Обитаемый остров», историческая драма «Белая гвардия», приключенческая драма «Золото», психологическая драма «Янтарные крылья» и мелодрама «Семейный ужин».

Последним фильмом, в котором на сегодняшний день снялась 88-летняя актриса, стала детская приключенческая мистика «Тайна темной комнаты», в которой у Ирины Скобцевой одна из центральных взрослых ролей.

Личная жизнь

Еще обучаясь в МГУ, Ирина Скобцева познакомилась со студентом факультета журналистики Алексеем Аджубеевым, который до этого вуза уже получил театральное образование. В 1945 году они расписались и прожили вместе 4 года. В 1949 году Аджубеев подал на развод, так как познакомился с Радой Хрущевой, дочерью будущего генерального секретаря.


В 1955 году на съемках трагедии «Отелло» у Ирины возникает роман с ее партнером по фильму Сергеем Бондарчуком. Отношения осложнял тот факт, что Бондарчук был женат на актрисе . Только через 4 года Ирина и Сергей смогли стать мужем и женой и прожили вместе 35 лет, вплоть до смерти знаменитого актера и режиссера.

Не мешали браку ни слухи о личной жизни актеров, которые распускали пресса и недоброжелатели, ни домыслы о том, что Сергей Бондарчук по национальности еврей, а брак Ирины и Сергея и дальнейшее развитие кинокарьер актеров – семитский заговор.


В этом браке у них родились двое детей - дочь Алена и сын Федор, который родился на пять лет позже сестры. пошел по стопам отца и стал знаменитым актером и кинорежиссером. Ирина Скобцева гордится сыном. Актриса призналась журналистам, что пока Сергей был жив, в их доме часто возникала комическая ситуация, когда по телефону звонили продюсеры и режиссеры и спрашивали Бондарчука, а Ирине приходилось уточнять, старшего или младшего.

Но смерть мужа не единственная трагедия в семейной жизни Ирины Скобцевой. Дочь Алена, театральная и киноактриса, ушла из жизни от рака в 2009 году. Ирина Скобцева не отказывается говорить о смерти дочери. Актриса открыто заявляет, что справиться с таким горем невозможно, и не скрывает от прессы собственных чувств.


У Ирины Скобцевой есть внуки - , Варвара и , а также правнучки Юлия, Маргарита и Вера.

Ирина Константиновна собирает мемуары и другую литературу о кино, театре, актерах и актерской профессии.

Ирина Скобцева сейчас

В 2016 году актриса получила травму руки и бедра. Ирина Скобцева упала в темноте в собственном доме. Врачи провели две операции, чтобы помочь актрисе.

В январе 2017 года актриса провела именной творческий вечер в МХТ имени . Вечер посетил и сын Скобцевой Федор Бондарчук, который пришел на мероприятие в сопровождении актрисы . Кроме сына актрисы гостями вечера стали внук Ирины Скобцевой Константин Крюков, а также , и другие. Актеры выходили на сцену и делились воспоминаниями о героине вечера.


В марте 2017 года Ирина Скобцева и Федор Бондарчук открыли мемориальный кабинет Сергея Бондарчука в кинотелевизионном комплексе «Главкино». Главной темой памятной экспозиции стала знаменитая картина Сергея Бондарчука «Война и мир». В мемориальном кабинете установлены настоящие стол и кресло режиссера, лежат камеры, использовавшиеся для съемок «Войны и мира», кроме того, партнеры проекта предоставили фото- и видеохронику, посвященные работе и биографии режиссера.

В 2017 году Ирина Скобцева и поклонники актрисы отметят юбилей – 22 августа 2017 года артистке исполняется 90 лет.

Избранная фильмография

  • 1955 - Отелло
  • 1955 - Иван Франко
  • 1957 - Обыкновенный человек
  • 1968 - Война и мир
  • 1968 - Зигзаг удачи
  • 1975 – Они сражались за Родину
  • 1983 – Мэри Поппинс, до свидания!
  • 1992 – Тихий Дон
  • 2005 – Черный принц
  • 2006 – Семейный ужин
  • 2009 – Обитаемый остров
  • 2012 – Белая гвардия
  • 2012 – Золото
  • 2012 – Синдром дракона
  • 2014 – Тайна темной комнаты

Чтобы женить на себе великого режиссёра, Ирина пыталась повеситься

Чтобы женить на себе великого режиссера, Ирина пыталась повеситься

85-летняя Инна МАКАРОВА сегодня подводит итоги большого жизненного пути. Впервые народная артистка СССР говорит о том, о чем не решалась сказать долгие годы. В том, что клан БОНДАРЧУКОВ раскололся на две части, она винит Ирину СКОБЦЕВУ - вторую жену режиссера.

Энергии Инны Макаровой можно позавидовать. На днях она была в Суздале, сегодня готовится к поездке в Тулу на фестиваль юбилейных фильмов... В уютной квартире на Украинском бульваре гостеприимная хозяйка откровенно рассказала о многих памятных событиях своей долгой жизни.

Мой первый мужчина - Сергей Бондарчук , - признается Инна Владимировна. - Девушки по институту мне завидовали: такой парень за мной ухаживал. Правда, я знала, что он был женат на однокурснице по театральному училищу в Ростове-на-Дону. Звали ее Евгенией. Но Сергей считал себя свободным, так как во время ссоры Женя порвала брачное свидетельство. Вдруг к нам в институт пришла от Жени телеграмма: «У тебя родился сын». Поскольку тогда у нас еще не было отношений, я посоветовала отправить телеграмму с поздравлениями.

- Как ухаживал Бондарчук?

Сергей провожал меня домой из института. Путь был долгим: я снимала угол рядом с заводом «Серп и молот». Первое, что делал при виде меня Сергей, - доставал черный карандаш. Дело в том, что для роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия» мне выщипали брови. Сергею это не нравилось, и он при встрече немедленно их подрисовывал. На прощание целовал меня в щечку, смотрел, как вхожу в подъезд, и шел домой.- В то время интимная жизнь чаще начиналась с первой брачной ночи. У вас тоже? - Нет. Сережа ждал, когда мне исполнится 19. Мы были у кого-то в гостях, и на ночь нас поместили в одну комнату, а кровать только одна. Но Сергей меня не тронул. А когда поехали в Краснодон на съемки «Молодой гвардии», все и случилось. Сережа после этого письмо моей маме написал, просил моей руки. Мама не обрадовалась. Считала, что рискую испортить свой творческий путь. Свадьбы не было: просто расписались.- Вы поженились в 1948-м, а в 1955 году развелись... - Да. У Жени и Сергея родился сын Алеша, а в то время был такой закон, что только рожденные в браке дети могли носить фамилию отца. Мы развелись, и я поехала с Сережей в Ростов, чтобы он оформил брак с Женей и снова развелся. После того как на Алешу оформили документы, Бондарчук тут же с Женей развелся и снова на мне женился.

- Алешу еще видели?

Первый раз Женя его привезла в Москву, когда ему было два годика. Оставила его в театре. Потом Алеша приехал в Москву в 19 лет. Пришел к отцу посоветоваться: куда ему поступать учиться, а Скобцева (вторая жена режиссера. - Н. М. ) его не приняла. Алешка пришел ко мне. Я выписала ему пропуск на студию «Мосфильм», где был отец. Сережа сначала сына не признал, подумал, что журналист, хотел его выгнать. Когда разговорились, Бондарчук денег стал предлагать на гостиницу, а Лешка оскорбился.Лешу тогда я провожала на самолет. С тех пор его не видела. Будучи в Ростове, пыталась разыскать. Узнала, что он окончил французское отделение филологического факультета университета, женат, есть сын. Рассказали, что он исчезает, где-то бродит, потом возвращается.- А мать его видели? - В 90-е годы Женя написала мне письмо. Она преподавала в Ростове музыку, испытывала проблемы с глазами и просила о помощи. Я ей ответила, что договорилась с больницей. Слышала, Женя сейчас в Москве, бедст-вует.

Измены

- Почему ваш брак с Бондарчуком через десять лет распался?

Я уехала на съемки в Болгарию, а Ирина Скобцева с Сергеем - в Ялту работать над «Отелло». Там она хвост распушила: устраивала застолья, доставала хорошее вино, приглашала всех и демонстрировала свои якобы очень личные отношения с Бондарчуком. Чтобы пошли слухи. После съемок «Отелло» ко мне пришел актер Андрей Попов и рассказал об этом романе. Я кричала, что это неправда. Андрей тогда посоветовал: «Поезжай к нему, он так ждет». Сережа действительно мне писал письма, звонил. Я не поехала, сказала только: «Андрюша, через полмесяца он приедет, и все будет в порядке». Так и было, жили еще два года спокойно. Но пошли анонимки. Мать Скобцевой была машинисткой: писала и мне, и ему. Я анонимки рвала и выбрасывала. Но один раз не выдержала. Написано было, что у меня кто-то был во время съемок «Высоты». При Сергее позвонила в съемочную группу: «Эмма, был такой-то человек в группе? Нет? Хорошо». Мать Скобцевой сотнями писала анонимки.


Кстати, после фильма «Высота» меня пригласили в Карловы Вары на фестиваль. Перед отъездом вызвали в ЦК КПСС. Спросили: «Как ваша жизнь?» Говорю: «Объявила Сергею, что жить с ним не буду». Они покачали головами: «Инна Владимировна, примите его обратно, мы хорошо знаем эту семью». Этого я не понимала. Знала, что Скобцева собиралась замуж за Аджубея , но, видимо, были такие же анонимки и его родным. Аджубей в итоге женился на дочери Хрущева .

- Вы первой сказали Бондарчуку, что расстаетесь? - Сергей уезжал на полгода на съемки картины «Судьба человека». Говорю: «Дай мне ключи, не хочу, чтобы она сюда врывалась». Сергей ведь тогда пошел не к ней, а к нашим друзьям - Кларе Румяновой и Анатолию Чемодурову . Писал у них сценарий. Туда пришла Скобцева: «Ничего. Бывает. Люди расходятся, а сценарий мама напечатает». А для Сережи было важно к определенному числу сдать сценарий. И он, как бык на веревочке, к ней пошел. А потом Олег Стриженов рассказал, как она вешалась. Это правда, потому что знаю, она в больнице была, голова у нее дергалась. И он после этого женился. Так все омерзительно было. Дочь наша Наташа была еще маленькая. В первый класс он ее, правда, отвел. Но мы не учли, что к ней станут учителя приставать с расспросами: «Где папа? Где мама?»

Зависть

- Инна Владимировна, кто подал на развод?

Я сказала: «Все сам делай». Он, конечно, ничего не сделал, все Скобцева. Мы с Сережей не выясняли отношений. Было не до этого: разрушилась жизнь, а мы любили друг друга. Но я понимала, что его измены будут снова и снова. Бондарчук долго мучился от чувства вины передо мной и нашей дочерью Натальей.- Имущество вы делили через суд?

Без судов не обошлось. Помимо двухкомнатной квартиры, мы получили земельный участок, где я на свои средства построила домик. Сергей сказал: «Давай я дарственную подпишу на дачу?» Возмутилась: «Я построила, а ты мне ее подаришь?» Чтобы этот вопрос больше не возникал, подала в суд и переписала дачу на себя. Сейчас внук Ваня дом перестраивает.- Алименты тоже через суд отстаивали? - Я собиралась на встречу со зрителями - как раз вышла «Женитьба Бальзаминова». Нарядилась. Тут получаю повестку. Прихожу, народу уйма. Всем хочется посмотреть: Бондарчук с Макаровой разводятся! Сережа спросил: «Как дела?» Я: «Твоими молитвами. Можно было и без меня все сделать. Что ж, пусть будет суд!» Дело упиралось в алименты. Адвокат все пытал меня: «Сколько вам надо? 1000 или 2000?» - «Не знаю. Сколько положено, столько и присудите». Не выдержала и ушла из зала суда. В результате получала на Наташеньку 1200 рублей в месяц старыми.

- Почему Бондарчук ни разу не снял вас в своей картине?

Скобцева бы истерику закатила! В 1985 году я получила звание народной артистки СССР, так Сережа только через полгода меня поздравил. Его как раз начали громить. Эмиль Лотяну на студии «Мосфильм» выступил против Сергея. Было собрание, и я сказала Лотяну: «Ты что, с ума сошел?» Вижу, Сергей идет и говорит: «Народная артистка, народная артистка...» А дома ему голову «чесали». И он пришел на поклон, чтобы Скобцевой тоже дали народную СССР. Секретарша министра мне потом рассказала. Такой крик стоял: «За что давать ей народную? Где эти роли?»

- От кого вы узнали, что получили звание народной? - У Клары Лучко , когда говорила мне об этом, глаза горели ненавистью. Она была очень завистливая. Ненавидела меня за то, что муж-красавец и у меня жизнь успешно складывается. Клара получила народную СССР раньше меня. Помог ей в этом муж - Дмитрий Мамлеев (первый зам председателя Комитета по печати СССР. - Н. М. ). Ее объявили уже, что награждают, а меня - нет. И Мордюкова говорит: «Инна, что происходит? Ну какая же она народная СССР?» Я не знала, что сказать. И через два дня объявили меня.

Встретила как-то Клару на приеме. «Инна, видишь, хромаю. Что делать?» А у нее картина в Ленинграде. «Клара, как ты можешь? Немедленно в больницу!» Она послушалась, и тут приходит телеграмма из Ленинграда: вызывают на съемки. А у нее жажда славы. Говорю: «Клара, не надо, не езжай». Но она написала заявление, что претензий к врачам не имеет. В итоге тромб в ноге оторвался и дошел до сердца. Думаю, у Клары была плохая наследственность: ее мать была революционеркой, убивала и на этой почве сошла с ума. Дочь Клары Ксюша рассказывала, как родная бабка щенка убила и ей подложила.

Воздыхатели

- После Бондарчука вы 12 лет не выходили замуж.

За мною ухаживали интересные мужчины, но мне никто не был нужен. Бегал хозяйственник из Министерства иностранных дел. Когда строила дачу, мы с ним встретились, поскольку поселок этого министерства был рядом. Был влюблен один режиссер. Он на десять лет моложе был, а мне этого не хотелось, я привыкла, чтобы меня опекали. Однажды на официальном приеме рядом сидел Иван Козловский . Комплименты бросал, звал куда-то. Я домой уехала. Звонок: «Поедемте вместе». Говорю: «Нет». И тогда он запел романс. Зажав ладонью трубку, шепотом стала подзывать маму: «Скорее, скорее, Козловский поет!» Когда он смолк, я сказала: «Простите!» - и повесила трубку.

Сережа Бондарчук ко мне приходил и когда уже жил со Скобцевой. Как-то во время съемок «Войны и мира» сказал дочери: «Была бы ты постарше, я бы тебя на Наташу Ростову попробовал». Жаль, конечно, но Скобцева все равно бы не позволила, она мою Наташу не жаловала. После развода Сергей приходил, говорил: «Инна, что мне делать? Бросить ее? Она внизу сидит в машине с ребенком». - «Ну, что ты! Боже упаси!» - только и отвечала.

- Получается, он ее не любил?

Впервые об этом рассказываю. Все последующие годы, когда Сергей приходил ко мне, часто спрашивал: «Ты как?» Он будто хотел убедиться, что мне без него хорошо. Сам он счастливым не выглядел. Однажды поинтересовалась: «Сережа, ты ее хоть любишь?» Он помолчал и ответил: «По-моему, нет». Меня эти слова поразили. Мне показалось, что он Скобцевой боялся. Все время жаловался. Как-то спросила: «Сережа, правда, что отец у нее профессор?» - «Какой он профессор? У холодильника околачивается, пьет». Мать ее люто ненавидел. Не знаю, как они там жили, но Сергей Герасимов однажды сказал: «Как он там неуместен!»- А Наташа бывала у них? - Ирина все тянула с приглашением Наташи. И вот она пришла. Сережа поставил какую-то пластинку. Скобцева говорит: «Сделай тише, дети спят!» Сережа на полную включил. Хотел тем самым сказать: «Заткнись, тут дочь пришла».

Муж-пульмонолог

- Чем покорил вас Михаил Перельман?

Как врач, он спас меня. Я приехала из Сирии с камнем в почках, который не выходил. И он поставил меня на ноги. Миша был женат, его жена - патологоанатом, фронтовичка. Он приехал из Ярославля, снял у нее комнату. Женился не по любви, поэтому она все понимала. Я ее никогда не видела. У Миши в том браке было двое детей-двойняшек. Не бросает, помогает.

- Ваш муж рассказывал о болезни Бондарчука?

Миша видел анализы Сергея. Рак желудка. Срочно надо было операцию делать, а он на съемки в Италию поехал. Деньги зарабатывал. Когда Сергей лежал в ЦКБ, Миша мне позвонил: «Инна, Бондарчук стоит в коридоре. Не знаю, как он нашел силы добраться сюда из палаты. Позвать?» Что я могла ему сказать? «Не надо, не зови». Не хотела, чтобы Миша услышал разговор, да и помочь Сергею ничем не могла. Через неделю он умер.- Почему вас не было на похоронах? - Не хотела спектакля. Одна пришла на Новодевичье кладбище. Место низкое, нехорошее. Скобцева говорит: «Там мне местечко найдется». Придуряется. Там же их дочь Алену похоронили. О себе знаю, что с Мордюковой буду рядом. Как-то ей сказала: «Мы с тобой недалеко друг от друга будем».

Вор и наркоман

- Дети Сергея Бондарчука, Наташа и Федор, общаются друг с другом?

Нет. Наташин сын Иван Бурляев поругался с Федором из-за музыки к фильму «9 рота». Это безобразие: дядя украл музыку. Ваня в суд идти хотел. Я потребовала, чтобы сор из избы не выносили. Это точно его музыка, потому что я ее слышала. И вдруг в титрах нет фамилии Бурляева, а стоит имя другого композитора. Я Федору не звонила: жирно будет. Музыку Иван больше для него не пишет. Никто из нашей семьи с Федором не общается. Федька сидит на наркотиках, а это ужас. Врачи мне говорили, когда зашел разговор о нем.

- Федор задумал снимать эпопею «Сталинградская битва». Достойная альтернатива «Войне и миру»? - Как можно Федьке доверить «Сталинградскую битву»?! Что он знает об этом? Он видел эти эшелоны, которые уходили на войну? И как с его понятиями о чести и достоинстве можно доверять ему такую картину?! Как актер он хорош, у него есть свое, особенное, что не сыграешь. Но как режиссер - не очень.

Прикинь!

* За роль Любки Шевцовой в «Молодой гвардии» Инне Макаровой дали Сталинскую премию.- Выписали 100 000 рублей на семь человек. Режиссеру Герасимову, оператору Раппопорту и пяти актерам. Первое, что мы сделали с Лялей Шагаловой , купили мутоновые шубы. Померить в магазине не дали, и шуба оказалась мне до пят. Зато тепло было, - смеется Инна Владимировна.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то