Раздел iv. методическое обеспечение психологических исследований жизненных ситуаций. Психологическая автобиография

Жизнь каждого человека достойна романа. Ирвин Польстер


В качестве психотерапевта я слышал сотни жизненных историй и никогда не встречал жизни, которая бы не вызывала целого спектра эмоциональных реакций и чувства уникальности человеческой судьбы. Поэтому я решил написать эту небольшую статью для тех, кто хочет лучше понять как прошлое продолжает жить в настоящем.

Часто люди не могут отделаться от навязчивых размышлений о своем прошлом, пытаясь найти свершившемуся какое-то оправдание, придать жизненным событиям какой-то смысл. Один из методов конструктивно использовать данную энергию заключается в том, чтобы описать историю своей жизни, вспомнив главные события и выразив свое отношение к ним.

Многие их тех, кто написал свою биографию сообщали о сильных эмоциях и «озарениях», а также об облегчении в результате повторного проживания и осмысления болезненных периодов в их жизни. Существуют свидетельства того, что письменное выражение болезненных переживаний может стать способом преодоления жизненного кризиса, средством своего рода самоисцеления. Такой процесс переводит подавляющий и часто хаотичный опыт в связную осмысленную историю. Написанная история изменяет то, как человек относится к пережитому опыту. Американский психолог Джеймс Пеннебакер провел серию исследований ценности письменного изложения травматических событий. Результаты подтверждают улучшение как эмоционального состояния, так и физического здоровья в результате облечения болезненных переживаний в слова. Он обнаружил, что опыт описания эмоциональных кризисов нередко приводил к сокращению лечения.

При написании автобиографии существуют одно важное предостережение. Если вспоминание болезненных событий приводит вас в сильное смятение (повторно травматизирует), то стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, с которым вы сможете разделить болезненные переживания или близкому человеку, которому доверяете. Для многих людей крайне важен опыт разделения с другим человеком своих переживаний, внимательное слушание и поддержка со стороны участливого слушателя.

Целью написания автобиографии может быть желание понять влияние вашей семьи и детства на вашу текущую жизнь, стремление войти в контакт с внутренними силами, которые оказывают влияние на различные аспекты вашей жизни. Одна из задач написания автобиографии состоит в том, чтобы научиться принимать и понимать внутреннего ребенка. Мой психотерапевтический опыт говорит о том, что до тех пор пока человек не научится заботиться о ребенке, который продолжает жить в душе каждого из нас, взрослое «Я» будет ощущать пустоту, мучения, одиночество и неудовлетворенность.

Вы можете начать автобиографию с любого эпизода или периода. Здесь нет правил. Те, кто любят порядок, могут начать с самых ранних детских воспоминаний и последовательно продвигаться дальше. Можно начать с главного эмоционального события вашей жизни. Не стоит забывать о том, что фактически, наиболее важными факторами в вашем развитии может быть то, что не произошло: отсутствие любви, друзей, родители, которые не уделяли должного внимания вашим занятиям и достижениям, отсутствие свиданий, плана относительно будущей профессии, отсутствие кого-то, с кем бы можно было разделить личные переживания. Ниже приведен ряд потенциальных вопросов, которые могут быть отражены в вашей автобиографии.

Вопросы для написания автобиографии

1. История рождения . Было ли ваше рождение случайностью или решением, принятое после долгих раздумий? Были ли вы желанным ребенком? Совпал ли пол с ожиданиями родителей? Как протекала беременность и каким было ваше состояние здоровья, а также состояние вашей матери после рождения?
2. Семейная история . Какие события происходили в семье, когда вы были ребенком? Сколько у вас братьев или сестер и какова разница в возрасте между вами? Как семья преодолевала кризисы? Существуют ли какие-то семейный тайны?
3. Детские воспоминания и фантазии . Просто опишите несколько самых ранних событий, сохранившихся в вашей памяти. Создавали ли вы свой собственный воображаемый мир в тот или иной период детства?
4. Необычные детские идеи или неверные представления. Все мы имели в детстве странные идеи, например, касающиеся того, кто является нашими реальными родителями, как возникают дети, что такое смерть, почему родители ругались.
5. Ваше представление о себе в детстве . Как вы относились к себе, вашим способностям и недостаткам? С вашей точки зрения, как другие реагировали на вас (любили, доверяли, критиковали, соперничали...)? Были ли вы уверенны в себе или робким? Когда вы совершали ошибку, какой была ваша реакция: «Я ужасен», «Мне нужно усердней работать над собой» или...
6. Значимые другие из вашей родительской семьи и в последующей жизни. Взаимоотношения - это сущность нашей жизни, поэтому опишите характер отношений с каждым из значимых для вас людей, ранние воспоминания и ваши чувства тогда и теперь. Можете ли вы вспомнить, случаи, когда вы болезненно переживали разлуку с родителями или семьей? Можете ли вы войти в положение родителей и посмотреть на мир их глазами?
7. Опишите себя с различных точек зрения. Как другие воспринимали вас, например, лица противоположного пола, ваши учителя и начальники, ваши ровесники. Как вы думаете какой вы в действительности? А с идеальной точки зрения, каким бы вам хотелось быть?
8. В чем вы походите и чем отличаетесь от родителей и других членов семьи ? Внешностью и физическими качествами? Чертами характера? Установками и ценностями?
9. Семейные отношения . Как ваши родители относились друг к другу? Можете ли вы вспомнить периоды, когда были сильно привязаны к одному из родителей и ревновали к другому? Как со временем менялось ваше отношение к родителям, когда вы узнавали что-то новое о них и о себе? Как ваши родители относились к вам и вашим братьям/сестрам? Ладили ли вы с вашими братьями/сестрами? Какие у вас отношения с ваши супругом/партнером? Напоминают ли они чем-то отношения ваших родителей?
10. Как значимые другие видели ваше будущее ? Как это повлияло на вашу жизнь, на выбор будущей профессии?
11. Сексуальная история . Какие ранние воспоминания, связанные с сексуальностью, вы помните? Как вы узнали о сексуальности родителей? Какие установки по отношению к сексу, своему и противоположному полу были у вас в детстве и как они менялись? Как вы переживали изменения, вызванные сексуальным созреванием?
12. Дружба, любовь и социальная жизнь на протяжении вашей жизни, включая друзей детства, вашу компанию, первую любовь, занятия спортом, лучших друзей, коллег, любовников и т.д.
13. Опыт достижений . Опишите три самых замечательных события в вашей жизни, когда вы достигли высокого результата, превзошли других или вам просто улыбнулась удача.

Использованная литература:

1. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Прогресс. М. 1993.
2. Робин Хиггинс. Методы анализа клинических случаев. Когито-Центр. М. 2003.

Смотри также

Глава 8. <Психологическая автобиография> как методика психодиагностики жизненных ситуаций

§ 1. Общая характеристика методики

<Психологическая автобиография> принадлежит к числу ситуационных психодиагно-стических методик. Ситуационная психодиагностика, относящаяся к психоди-агностике адаптационных возможностей личности, направлена на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути (см. гл. 4) - одного из показателей функционирования адаптационного процесса. Мы полагаем, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных. Систему таких показателей следует выделять в соответствии с концепцией измеренной индивидуальности (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), согласно которой личность в процессе психодиагностического исследования предстает прежде всего как индивидуальность. При этом возникает особая форма описания личности - измеренная индивидуальность. Теория измеренной индивидуальности относится к теориям <среднего уровня > (theories of middle-range, термин введен P. Мертоном (R. Merton) в 1947 г. в ходе полемики с Т. Парсонсом (Т. Parsons)) - мостам между эмпирическим материалом и общей теорией.Теоретические модели представляют собой опосредованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности <вырастает> из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

<Психологическая автобиография> была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности.

Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое <Я>. Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р. Барке-ру (R. Barker), или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнуссону (D. Magnuason), или субъективных ситуаций, по Р. Стеббинсу (R. Stebbine), в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести <Психологическую автобиографию> к методикам событийно-биографического подхода (см. гл. 1, §3), тогда как пути создания методики, а также, соответственно, предлагаемые для анализа количественные параметры (1 - 4А) во многом созвучны традиционным приемам проведения исследования широко распространенного за рубежом событийного направления, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого (см. гл. 1, §4). Таким образом, <Психологическая автобиография> основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.

Как правило, сбор психологического анамнеза предшествует любому психодиагностическому исследованию. При этом он обычно носит характер свободной беседы либо полуструктурирован-ного интервью и позволяет ориентироваться в жизни испытуемого. В исследовательских целях биографический подход применяется довольно редко (например, в исследованиях Б.Г. Ананьева, Е.И. Головахи и А.А. Кроника, В. Зикмунда (W. Zikmund), Н.А. Логиновой, И. Руткай-Недецки (1. Ruttkay-Nedeck3)). Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза и в то же время позволяет обобщить результаты исследования значительного количества испытуемых и вывести групповые закономерности. Получаемые данные можно анализировать как в исследовательских целях, так и в качестве предваряющего дальнейшее обследование психологического анамнеза, облегчающего контакт с испытуемым.

Несмотря на внешнее сходство с другими Отлжчже <Психологхче-автобиографическими методиками, <Пси-ской>втов1огр<фи> хологическая автобиография>, описанная ДРУГ" в настоящем пособии, существенно отли-мтобиогр>ф1гавскжх чается от них, и прежде всего - выражен-*"^"T* ной проективностью вследствие акцента на неопределенности, неоднозначности несущих на себе отпечаток личности ответов испытуемых. Как отмечает Л.Ф. Бурлачук в монографии по психодиагностике, ответы-реакции испытуемых приобретают смысл не столько в связи с их объективным содержанием, сколько с личностным значением, которое придает ответу испытуемый. На первый план выступает личностное значение ответов - как содержательных характеристик называемых событий (тип и вид, частота встречаемости), так и их формальных особенностей (количество, <вес>, указываемая степень значимости, время свершения события), что позволяет отнести <Психологическую автобиографию> к экспрессивным проективным методикам. Сочетание событийно-биографического подхода и направления исследования событий, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого, позволило при разработке методики выделить показатели, отличающиеся от обычно анализируемых в результате применения автобиографических методик. Сходство заключается лишь в направленности на изучение особенностей жизненного пути с помощью событийного анализа. Так, в отличие от каузометрической методики Е.И. Го-Психоммряческие характеристики ловохи, А.А. Крокика (или ее компьютерного варианта ), наиболее известной в нашей стране среди автобиографических методик, количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования, параметры обработки и интерпретации данных; отсутствует причинно-целевой анализ событий. В <Психологическом автобиопроекте> П. Ржичана количество событий заранее не задается, как и в нашей методике, но в нем отсутствуют четкие критерии анализа.

Нормативные данные. Получены для контингента соматически здоровых и соматически больных с различной нозологической спецификой, а также для двух профессиональных групп соматически здоровых лиц.

Всего обследовано 119 соматически здоровых испытуемых в возрасте от 23 до 60 лет. 27 из них обследовано в качестве контрольной группы при исследовании соматически больных. В изучении особенностей восприятия жизненного пути лицами, относящимися к различным профессиональным группам, участвовали 20 педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения ПТУ) от 23 до 55 лет, средний возраст 42 года. Преподаватели и 60 % мастеров имели высшее образование, 40 % мастеров - среднее техническое образование. В обследовании приняли участие также 26 инженерно-технических работников НИИ (инженеров и техников), сопоставимых с педагогами по полу, возрасту и образованию. Данные обследования 46 педагогов рассматривались в связи с эффективностью их профессиональной деятельности.

Среди соматически больных обследовано 110 больных с приобретенными пороками сердца преимущественно ревматической этиологии в возрасте от 22 до 60 лет (56 мужчин и 54 женщины). Среднее или среднее специальное образование имели 80 человек, высшее - 30. Распределение больных по диагнозам в целом соответствует обычному распределению в кардиохирургической клинике. Обследованы также 24 больных, перенесшие острый инфаркт миокарда, 29 больных хроническим пиелонефритом. Все больные обследованы во время стационарного лечения в клиниках.

Надежность. Ситуативная обусловленность ответов не позволяет говорить о надежности в ее классическом понимании. Главное достоинство методики как раз и состоит в предоставляемой ею возможности <улавливать> тончайшие нюансы в актуальном психическом состоянии испытуемого. Поэтому надежность методики можно понимать лишь как возможность выявлять те или иные особенности, т.е. как аспект валидности.

Валидиость. Сопоставление указанных выше подвергшихся обследованию групп испытуемых, а также их подгрупп показало, что методика характеризуется высокой текущей валидно-стью (достоверность различий по всем показателям, как правило, от р<0,05 до р<0,001) и может применяться как при обследовании соматически здоровых, так и соматически больных. Косвенно о конструктной валидности методики можно судить по данным исследования с помощью <Психологической автобиографии> групп педагогов, характеризующихся разным уровнем субъективного контроля, измеренным с помощью оп-росника уровня субъективного контроля УСК (см. гл. 7). Из-за ограниченности объема выборки испытуемых достоверность различий в данных не вычислялась, поэтому о полученных закономерностях можно судить пока лишь приблизительно. Тем не менее, данные свидетельствуют в пользу эффективности применения методики в практике психодиагностики. Достоверность различий между показателями методики, выявленными у наиболее типичных групп больных с приобретенными пороками сердца, также косвенно позволяет узнать о конструктной валидно-сти методики, т.к. <кластерные группы> выделялись на основе исследования той же выборки больных с помощью репертуарной ранговой решетки <Ролевые позиции - личностные качества>. Корреляционный анализ показателя эффективности профессиональной деятельности (как характеристики успешности адаптации), полученного с помощью экспертного оценивания, с показателями <Психологической автобиографии>, свидетельствует в пользу критериальной валидности методики.

§ 2. Техника проведения обследования

  1. При групповых обследованиях, когда отсутствует возможность уделить значительное внимание каждому испытуемому, методика применяется на начальных этапах обследования с целью сбора предваряющего исследование анамнеза жизненного пути. При индивидуальных обследованиях желательно предлагать методику на заключительных этапах. К этому моменту после довольно длительного общения с лицом, проводящим обследование, у испытуемых при положительном отношении к психодиагностической ситуации снижается эмоциональная напряженность, вызванная необычной для них деятельностью. При этом испытуемые проявляют большую откровенность.
  2. Предлагается перечислить самые важные, с точки зрения испытуемого, события прошедшей и будущей жизни для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни (подобный прием используется, например, в исследованиях Н.А. Логиновой, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, П. Ржичана, но с другими целями). Количество событий не ограничивается.
  3. Испытуемого просят дать количественную оценку каждому событию и указать его примерную дату.
  4. Данные вносятся в бланк обследования, включающий инструкцию испытуемому.
  5. Обработка данных осуществляется в соответствии со специальными таблицами. Таблица 1 служит для определения количества радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. С помощью таблицы II можно осуществить более детальный событийный анализ, выявляя суммарный <вес> радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. В таблицу III вносят данные о количестве событий, различающихся по силе воздействия. В таблицу IV заносят сведения о среднем времени антиципации и ретроспекции, характеризующих время осуществления событий. С помощью таблицы V можно осуществить содержательный анализ событий, внеся в нее <вес> событий с учетом их содержания. Определяется <вес> радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом по каждому виду, <вес> событий различных типов.

Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные - от -1 до -5. Отметьте на бланке примерные даты событий.

§ 3. Основвые параметры ивтерпретации данных

В соответствии с полученными количественными показателями мы можем охарактеризовать следующие параметры: продуктивность воспроизведения образов жизненного пути, оценку событий испытуемым (значимость доя него тех или иных жизненных событий, нх жедатедьиость-нежедатедьиость, степень их влияния, среднее время антиципации и ретроспекции), а также дать содержательную характеристику событий (тип и вид значимых событий, их частоту встречаемости (<оригинальность> - <популярность> и <силу> - <слабость>). Рассмотрим подробно каждый из параметров.

Определяется по количеству названных событий. Во многих событийных исследованиях учету количества событий уделяется особое внимание. Как в первоначальных работах, так и в последующих идея взаимосвязи количества событий недавнего прошлого и последующего физического или психического состояния оставалась центральной. При изучении жизненного пути в целом учет количества событий приобретает иное значение. Определенная проективность методики предполагает рядоположность интерпретации количества указываемых испытуемыми событий с интерпретацией количества ответов по тесту Роршаха, связывающей этот количественный параметр с психологическими характеристиками, выражающими продуктивность испытуемого. При этом учитывается богатство образов, легкость их актуализации, психическое состояние, а также условия обследования, социальные, культурные различия.

А. Значимость жизненных событий. Опреде-Оцавм тебытвй ляется по <весу>, которым наделяет испытуемый то или иное событие.

В ряде событийных исследований указывается на недостаточность учета только количества событий. Оценка событий позволяет определить значимость для личности данного события по сравнению с другими. Поэтому необходимо учитывать т.н. <вес> событий, характеризующего особенности восприятия испытуемым каждого события. Часто подчеркивается желательность выделения двух основных показателей - количества и <веса> событий. Дело в том, что в событийных исследованиях учет при анализе событий только общего их взятого в совокупности <веса> (например, в работах Т. Холмса и Р. Раз), означающего степень выраженности переживания, не дает информации о составляющих общего <веса>. Так, общий большой <вес> может быть как при одном большом событии, так и при множестве малых.

Б. Желательность - нежелательность событий. Во многих исследованиях утверждается о неспецифичности влияния событий на здоровье, т.е. их стрессогенности вне зависимости от желательности событий. В других работах речь идет о преимущественном влиянии негативных событий; предпринимаются попытки дифференциации событий на позитивные и негативные. Таким образом, вопрос еще не решек. Бели при анализе событий акцентировать внимание на степени их значимости, то, возможно, подобная дифференциация событий не становится особенно необходимой: если событие называется, ясно, что оно значимо. С другой стороны, однако, может возникнуть следующий вопрос: какие события более значимы - негативные (грустные, нежелательные) или позитивные (радостные, желательные)? Поэтому, вероятно, учет желательности - нежелательности все же целесообразен.

В. Степень влияния событий. Данный показатель конкретизирует предыдущие. X. Тарлов (Н. Thurlow) предложил классифицировать события на <значительные> и <незначительные> с точки зрения оценивающего их испытуемого. При обработке результатов, полученных в результате применения <Психологической автобиографии>, предлагается выделять по степени влияния на испытуемого события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов), умеренное (3 балла), малое (1-2 балла). Согласно данным психодиагностического исследования, проведенного автором, более достоверные различия между <Психологическими автобиографиями> обнаруживаются по более общим показателям (<значительная>, <умеренная>, <малая> степень влияния), чем по более дробным (<значительные радостные события>, <значительные радостные прошедшие события> н т.п.). Поэтому при использовании методики целесообразнее учитывать более общие параметры.

Для получения показателя среднего време-Средвее время ретрос-ни ретроспекции событий следует суммиро-пекцхя и лвтицммщи вать время, прошедшее после каждого указанного события, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Подобным же образом вычисляется среднее время антиципации (предвосхищения) событий: это суммарное время удаленности событий в будущее, деленное на общее количество событий будущего. При анализе этих показателей возможно использовать положения Е.И. Головахи, А.А. Кроника. С учетом специфики настоящей методики они будут выглядеть следующим образом:

  1. Чем больше удаленность событий в прошлое (среднее время ретроспекции), тем больше степень их реализованности.
  2. Чем больше удаленность событий в будущее (среднее время антиципации), тем больше степень их потенциальности.

А. Тип и вид значимых событий. Существует множество попыток классифицировать события по содержанию. В данной методике предлагается классификация X. Риза и М. Смайера (Н. Reese, М. Smyer) в модифицированном виде. Эта классификация предоставляет возможность проведения подробного содержательного анализа и побуждает исследователя к тщательному выяснению того, что стоит за каждым указываемым испытуемым событием, для которого определяются тип и вид.

Типы событий:

1. Биологический (например, травма, рождение ребенка).

П. Личносгно-психологический (например, выбор жизненного пути, события, связанные с использованием свободного времени).

III. Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).

IV. Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например, вступление в брак, продвижение по службе).

По виду события могут относиться к следующим жизненным сферам:

  1. Родительская семья.
  2. Брак.
  3. Дети.
  4. Место жительства.
  5. Здоровье.
  6. <Я>.
  7. Общество.
  8. Межличностные отношения.
  9. Материальное положение.
  10. Учеба, повышение квалификации.
  11. Работа.
  12. Природа.

Виды событий <дружба> и <социальные отношения> были объединены в <межличностные отношения>. События вида <столкновения с законом> не были характерны для обследованных автором групп испытуемых, и потому этот вид событий был исключен из таксономической решетки. Взамен <сметанных событий> был включен пункт <природа> с тем, чтобы как можно полнее были представлены различные сферы жизни. Включение вида <сметанное событие> в решетку вряд ли целесообразно: если мы считаем, что события можно отнести к двум видам одного типа, то условно относим к каждому из двух видов по <0,5 события>; к трем видам - к каждому из трех по <0,33 события>; к четырем - к каждому из четырех по <0,25 события>. Так же поступаем, если событие можно отнести к одному или нескольким видам разных типов. Например, возьмем событие <потеря любимой работы по состоянию здоровья>. <Код> события 1-5, II-II. В <клеточку> таксономической решетки 1-5 заносим число <0,5>, в <клеточку> П-II - также <0,5>. Вели событие кажется настолько смешанным, что может быть отнесено более чем к четырем <клеточкам> таксономической решетки, то имеет смысл <разбить> событие на несколько и каждое из образовавшихся событий характеризовать по типу и виду. Нередко отнесение события к смешанному происходит в результате беседы, когда уточняется, что имел в виду испытуемый, называя то или иное событие. При анализе содержания сметанных событий особенно важно учитывать вносимые в бланк ответов примечания, необходимые для более точного определения типа и вида.

Б. Частота встречаемости событий различного содержания (<оригивальность> - <популярность> событий). Достаточная проективность методики привела к мысли о том, что при выявлении частоты встречаемости разных событий возможно оценивать их <оригинальность> и <популярность> аналогично определению таких показателей при анализе данных испытуемых, обследованных по тесту Роршаха. Так, следует считать оригинальным Ориг событие в том случае, если оно встречается не более 1-2 раз в 100 протоколах испытуемых; популярным Поп - не менее чем в 30 % протоколов. Однако толкование оригинальности - популярности в данном случае будет иным. Т.к. испытуемые отмечают лишь наиболее важные (значимые) для них события, то популярность определенных ответов (событий) будет означать, что они имеют наибольшую значимость для исследуемого контингента испытуемых. Оригинальность событий будет характеризовать в большей степени индивидуальные вариации ответов, по которым можно составить представление о своеобразии восприятия жизненного пути отдельными испытуемыми. На первый взгляд, логичнее всего предположить, что <оригинальность> события, в противоположность <популярности>, указывает на меньшую значимость события; однако это имеет смысл лишь при сопоставлении типа и вида индивидуальных ответов с групповыми.

Определение <оригинальности> - <популярности> событий конкретизирует данные анализа событий по типу и виду.

В реакциях на сильные ситуации отмечаются незначительные вариации, т.е. при этом большую роль играют ситуационные переменные, нежели личностные; реакции на <слабые> ситуации весьма разнообразны, что означает большую роль личностных переменных. Нами использовалась гипотеза В. Мишеля (W. Mishel). Вели в данной методике под реакцией на ситуацию понимать оценку, которую испытуемый дает называемому им событию, то, анализируя такие оценки, можно попытаться выяснить, в каких случаях личностно-ситуационного взаимодействия сама ситуация заставляет реагировать на нее определенным образом, а в каких случаях нам важно знать личностные особенности испытуемых.

Принимается только в том случае, если это событие указывают не менее 15 % испытуемых, т.к. небольшое количество ответов не позволяет сделать какие-либо определенные выводы. Событие обозначается как <сильное>, если оценка его различными испытуемыми одинакова, и как <слабое>, если оценки различаются. В случае <сильной> ситуации указывается ее <знак>, т.е. отмечается желательное (позитивное, радостное) ато событие (С И) или нежелательное (негативное, грустное) (С"И). В случае <слабой> ситуации отмечается, какие реакции (оценки) преобладают: (С^Л) - со знаком <+> или (С Л") - со знаком <->, или же указывается, что имеются в равной степени оценки с различным знаком (С^Л"). Ситуации СЛ" следует относить к <слабым> в первую очередь.

На заключительном этапе обследования возможно построение <линии жизни> с учетом выделенных показателей.

§ 4. Норматяпные <Псяхологические автобиография>

Применение психодиагностической методики в любой прикладной сфере предполагает наличие нормативных данных. Вместе с тем, естественно, что эти данные варьируют в зависимости от многих факторов.

Данные конкретного испытуемого могут выходить за пределы нормы в силу разных причин, в том числе связанных с конкретной ситуацией обследования. Кроме того, данная методика достаточно проективна, и количественные показатели могут иметь значение (особенно при индивидуальном обследовании) лишь как ориентир для интерпретации. Ниже перечислены основные характеристики показателей <Психологической автобиографии>, которые можно считать <нормативными>. Эти характеристики приводятся на основании данных обследования 27 соматически здоровых лиц различных профессий в сопоставлении с данными обследования соматически больных; 26 ИТР и 66 педагогов, а также двух групп педагогов, различающихся по адаптационным уровням (см. гл. 3).

  1. Должно быть указано достаточное количество жизненных событий. В целом, чем больше событий называет испытуемый, тем выше его общая продуктивность, характеризующая, как правило, богатство психологического времени, т.е. богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптированность. Особенно важный признак - наличие ответов о будущих событиях (особенно грустных), грустных событий прошлого и грустных событий в целом. Чем меньше таких ответов, тем больше беспокойство за будущее, вытеснение беспокоящих событий и психотравмирующих событий прошлого. Независимо от соматического здоровья для ответов характерно преобладание прошедших событий над будущими, что согласуется и с данными другах исследователей (например, А. Вреденхил (Н. Vreu^denhil) и соавт. сообщают о том, что при назывании жизненных событий наиболее неуверенно называются будущие события). Это закономерность, которую не изменяет соматическое заболевание. Она отражает большую роль прошлого опыта и естественную для человека опору на радостные события. Однако нетрудно заметить, что здоровые чаще всего указывают несколько событий будущего, от которых <зависит все остальное> (первый вариант), т.е. небольшое количество событий в данном случае обусловлено своеобразным <обобщением> будущей жизни. Вторым вариантом является стремление <спланировать всю жизнь до конца>. Вместе с тем, чрезмерно высокая продуктивность, проявляющаяся в большом количестве называемых событий, может означать стремление преодолеть беспокойство, <разложив ID полочкам> свою жизнь.
  2. Достаточно большой <вес> значимых событий. Чем больше <вес> жизненных событий, тем выше значимость тех или иных событий (желательных или нежелательных, <значительных> и <малозначительных>, прошедших и будущих, а также событий, принадлежащих к различным типам и видам). Этот показатель тесно связан с предыдущим и уточняет его и, возможно, является более <строгим>. Наибольшее значение имеет суммарный <вес> событий.
  3. Степень влияния событий. Рассмотрение особенностей степени влияния указываемого события осуществляет дальнейшую конкретизацию закономерностей, выявленных ранее. Обычно, независимо от наличия заболевания, предпочтение отдается более высоким оценкам событий. Называются главные события жизни и ясно, что они оказывают значительное влияние. Достоверные различия между здоровыми и соматически больными указывают лишь на различия в количестве называемых событий и, следовательно, в их <весе>.
  4. Ретроспекция и антиципация событий. Наиболее важный диагностический показатель - удаленность называемых событий в прошлое. Чем она меньше, тем больше человек открыт опыту настоящего. Соматически здоровые лица склонны называть в числе основных событий происшедшие недавно (это согласуется с имеющимися в литературе данными, например, Н.А. Логиновой). <Нормативна> определенная <психологическая молодость> испытуемых. Чем больше потенцн-альность и меньше реализованность событий, тем больше <психологически молод> человек.
    При сопоставлении степени удаленности событий в прошлое и будущее оказалось, что вне зависимости от наличия заболевания существует склонность называть более отдаленные прошедшие события и более близкие будущие. Это связано со значимостью прошлого опыта и сложностью предсказания будущего.
  5. Тип и ввд событий. На первом месте у соматически здоровых - изменения социальной среды и личноствые изменения, охватывающие очень широкий спектр различных событий и, вероятно, наиболее непосредственно характеризующие особенности социальной адаптации (табл. 12). На втором месте - изменения так называемого <биологического> типа, в основном за счет событий, касающихся детей. Наименее значимы изменения физической среды.
    Если рассматривать ввды событий, то следует указать, что на первом месте по значимости - события, связанные с учебой, повышением квалификации, на втором - события, связанные с детьми (вне зависимости от наличия заболевания, события, связанные с рождением и воспитанием детей, высоко значимы), на третьем месте - работа и события в родительской семье. Наименее значимы события, касающиеся здоровья, а также общественных изменений. Такие данные получены без учета профессионального состава испытуемых. При рассмотрении же отдельных профессиональных групп данные о событиях различного типа согласуются с описанными выше данными, тогда как распределение событий по виду несколько иное (см. гл. 9): наиболее значимы события, связанные с детьми, на втором месте у педагогов - события в родительской семье, учеба и работа, у инженерно-технических работников - те же события и события, относящиеся к браку. ,
  6. Частота встречаемости событий. Нормативные данные, характеризующие частоту встречаемости событий различного содержания (<оригинальность> - <популярность>, <силу> - <слабость> событий) для соматически здоровых в настоящем пособии не приводятся, во-первых, по причине относительно небольших размеров выборки испытуемых, во-вторых, <оригинальность> - <популярность> в данных, полученных с помощью <Психологической автобиографии>, не являются признаком <нормы> или <патологии>, а лишь степени значимости тех или иных событий. Ясно, что для различных категорий испытуемых эти данные будут существенно различаться.

Пример 1. Испытуемый 3., 24 года, студент последнего курса мединститута. Обследован 12.12.1988. Соматически здоров. С готовностью откликается на предложение заполнить бланк методики. К обследованию относится положительно. Заполняя бланк, комментирует записываемые события, радуясь возможности побеседовать о себе и своей жизни.

Результаты обследования показывают, что испытуемый 3. назвал 19 событий, больше, чем в <норме>. Характерна очень высокая продуктивность воспроизведения образов своей жизни, легкость их актуализации, разнообразие и нестандартность ответов. Это касается как прошедших, так и будущих событий.

Называется больше радостных событий, но отмечены и грустные, что указывает на открытость испытуемого, адекватность его психологических защит. Количество прошедших событий несколько преобладает над количеством будущих, что соответствует <норме>. Большое количество событий может указывать на некоторую тревогу испытуемого. <Психологическая автобиография> 3. относится ко второму типу <нормативных> ответов, когда налицо стремление <разложить по полочкам> всю свою жизнь. По ответам 3. можно судить о том, что это человек, которому свойственны размышления о жизни, разносторонний, рефлексирующий, обладающий чувством юмора и не чуждый житейских радостей. <Вес> указанных событий согласуется с данными об их количестве: <вес> событий (радостных, грустных, прошедших, будущих и событий в целом) выше, чем в<норме>, что указывает на высокую насыщенность значимых переживаний. Больше и значимость событий, оказавших различное влияние, т.е. испытуемый хорошо дифференцирует события по степени их влияния. Среднее время антиципации сходно с <нормативным>, а среднее время ретроспекции несколько меньше, т.е. меньше реализованность событий, что указывает на несколько меньшую значимость прошлого опыта по сравнению с будущим.

По типу событий первое место с большим отрывом занимают события личностно-психологического типа, следовательно, высока сосредоточенность на себе, своем внутреннем мире (даже чрезмерна). На втором месте события, связанные с изменениями социальной среды. Конкретизация содержания событий по их виду подтверждает, что испытуемый много внимания уделяет своему <Я> (наиболее высокая значимость событий, относящихся к сфере <Я>), на втором месте (с большим отрывом) - события, связанные с работой, затем - события, связанные с учебой. Указаны также события, относящиеся к сферам <межличностные отношения> и <брак>. Таким образом, эти жизненные сферы имеют для 3. наибольшее значение.

График <линии жизни> 3. наглядно демонстрирует, что в восприятии жизни 3. чередуются <слады> и <подъемы>, что подтверждает адекватность восприятия образов жизненного пути. Наиболее насыщены событиями ближайшие прошлое и будущее, следовательно, они наиболее значимы для 3., что соответствует нормативным даттньтм. Отношение к будущему, возможно, слишком оптимистично, т.к. график заканчивается наиболее высоким плато. Возможно, здесь имеет место психологическая защита от будущих проблем и неопределенности. Последовавшая за обследованием беседа с 3. позволила подтвердить это предположение.

Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные -от-1 до-5. Отметьте на бланке примерные даты событий.

Пример II. Больная П., 51 год, штукатур. Инвалид П группы с 1985 г., в момент обследования не работала. Поступила в клинику 30.06.1989 г. Диагноз - митральный порок с преобладанием стеноза IV стадии, недостаточность трикуспидального клапана. Порок с 1985 г., ХНК ПА. Рекомендована операция протезирования митрального клапана. Обследована 4.07.1989 г. К обследованию отношение положительное, задание выполняет охотно, однако замечает: <Какие события и вообще жизнь, если все четыре года только по больницам>. Долго рассказывает о своей болезни, лечебных процедурах. После перенесенного <на ногах> гриппа четыре года назад заболела, с тех пор <только на уколах и держалась>. Решительно настроена на операцию: <Я на все согласна - что будет, то и будет>.

Результаты обследования показывают, что испытуемая П. выделяет в своей прошедшей жизни два периода: 1) отдаленный период радостных событий, связанный с семейной жизнью; 2) недавний период преимущественно грустных событий, связанный с ухудшением состояния здоровья, влияющий на негативное восприятие жизни в целом. Будущее определяется слабо; тесная связь его со вторым периодом прошлого обусловлена сильным беспокойством за свою жизнь. По количеству преобладают прошедшие события над будущими, радостные над грустными, что свойственно всем испытуемым независимо от наличия заболевания. Соответственно характеризуются события и по <весу>. По сравнению с <нормой> (здоровые) обращает на себя внимание отсутствие указаний на грустные события будущего (защитная реакция вследствие боязни предстоящей операции); радостные события менее удалены в будущее (меньшая потенциальность событий). Тенденция к высоким оценкам радостных событий и низким - грустных также характерна для больных с приобретенными пороками сердца, как и профиль <Психологической автобиографии> по типу и виду: первое место занимают события <биологического> типа; преобладающий вид событий - изменения в состоянии здоровья, на втором месте - события вида <дети>, на третьем и четвертом - <родительская семья> и <брак>. Представлены <популярные> события, подтверждающие типичность протокола, а также <ориТинальные>, характеризующие своеобразие восприятия жизненного пути испытуемой П. Присутствуют как <сильные>, так и <слабые> ситуации.

Резюме

<Психологическая автобиография> является новой методикой исследования восприятия жизненного пути личности и может рассматриваться как экспрессивная проективная методика диагностики переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни.

Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести <Психологическую автобиографию> к методикам событийно-биографического подхода, тогда как пути создания методики, а также ряд предлагаемых для анализа количественных параметров во многом созвучны широко распространенному за рубежом событийному направлению, ориентированному на анализ событий недавнего прошлого.

К формальным показателям <Психологической автобиографии> относятся продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего, значимость для личности данного события по сравнению с другими, желательность, степень влияния события, время антиципации или ретроспекции.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  2. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев, 1979.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности: Понятийный аппарат и методы исследования. Дис. в форме науч. докл. ... д-ра психол. н. Киев, 1989.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Международные конгрессы по тесту Роршаха и проективным техникам // Вопр. психол. 1991.№4.
  7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике // Вопр. психол. 1994. № 5.
  8. Головажа Е.И., Кроник ЛА. Психологическое время личности. Киев, 1984. ^/Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. &. 1987. № 4.
  9. Коржова Е.Ю. Особенности восприятия жизненного пути личности (на материале приобретенных пороков сердца) // Пси-хол. наука: Проблемы и перспективы: Тез. Всесоюз. конф. Ч. П. Киев, 1990.
  10. Коржова Е.Ю. Методика <Психологическая автобиография> в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев, 1994.
  11. Логинова HJL Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психол. 1985. № 1.
  12. Ржичан П. Возможности биодромальной диагностики лично* сти // Психодиагностика в соц. странах: Психодиагностический бюллетень. 1983. Т. 1. Вып. 8.
  13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  14. Amiel-Lebigre F. Ь. йуипетеп ^, un facteur ou un marquer de risque? // Acta paychlatr. Belg. 1985. V. 86.
  15. Barker R.G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, 1968.
  16. Birley J.L.T., Connolly J. Life events and physical illness // Modern Trends in Psychosomatic Medicine. London etc. 1976. V. 3.
  17. Burlachuk L.F., Korzhova E.Yu. Projective approach to personality study in soviet psychology: A summary of research // Rorschachiana XIX. Yearbook of the International Rorschach Society. Guttingen, 1994.
  18. Byrne D.G., Rosenman R.H. The type A behavioral pattern as a precursor to stressful life-evente; A confluence of coronary risks // Brit. J. Mod. Psychol. 1986. V. 59.
  19. Chiriboga DJL Life event weighting systems: A comparative analysis // J. Psychosom. Res. 1977. V. 21.
  20. Dressler D.M., Donovan Z.M.. Geller RA. Life stress and emotional crisis: the idiosyncratic interpretation of life events // Compr. Psychiat. 1976. V. 17.
  21. Endler N.S., Okada M. A multidimensional measure of trait anxiety: The S-R Inventory of General Trait Anxiousness // J. Consult. Clin. Psychol. 1975. V. 43.
  22. Endler N., Magnusson D. Interactional Psychology and Personality. New York, 1976.
  23. Fergusson L.W. Personality Measurement. New York etc., 1952.
  24. Flannery R.B. Major life events and daily hassles in predicting health status: Methodological inquiry // J. Clin. Psychol. 1986.V. 42.
  25. Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale // J. Psychosom. Res. 1967. V. II.
  26. Jensen J. Pain in non-psychotic psychiatric patients: Life events, sympthomathology and personality traits //Acta Psychiatr. Scand. 1988. V. 78.
  27. Lerner R.M. The history of philosophy and the philosophy of history: A view of the issues // Developmental Psychology:Historical and Philosophical Perspectives. New Jersey, London, 1983.
  28. Lerner R.M., Tub man J.G. Conceptual issues in studying continuity and discontinuity in personality development across life // J. Pers. 1989. V. 57. № 2.
  29. Magnusson D. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. ж. 1983. №2.
  30. Mischel W. Introduction to Personality, 3rd ed. New York etc., 1984.
  31. Payhel E.S. Methodological aspects of life events research // J. Psychosom. Res. 1983. V. 27.
  32. Plapp J.M., Rey J.M., Stewart G.M etc. Ratings of psychosocial stressors in adolescents using DSM-III axis IV criteria // J. Amer. Acad. Child Adol. Psychiat. 1987. V. 26.
  33. Pugh W.M., Erikson J" Rubin R.T. etc. Cluster analysis of life changes. II. Method and replication in many subpopulations // Arch. Gen. Psychiat. 1971. V. 25.
  34. Rahe R.H. Subjects, resent life changes and their nearfuture illness susceptibility // Adv. PSychosom. Med. Basel, 1972. V. 8.
  35. Rahe R.H., Romo M., Bennett L., Siltanen P. Recent life changes, myocardial infarction and abrupt coronary death // Arch. Int. Med. 1974. V. 133.
  36. Reese R.H., Smyer MA. The dimensionalization of life events // Life-span Developmental Psychology: Nonnormative Life Events. New York, 1983.
  37. Roff M. Some problems in life history research // Life History Research in Psychopathology. Minneapolis, 1970.
  38. Ruttkay-Nedecka 1., Zihmund V. Psychobiograficka rozbor zivotopisu. Bratislava, 1957.
  39. Stebbins ДА. A theory of the definition of the situation // The Psychology of Social Situations. Oxford: Pergamon, 1981.

Психологическая автобиография - собирательное наименование большой груп­пы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положе­ние, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой-устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуе­мому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки ко­торого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирая точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в про­шлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональ­ной оценкой.

Еще один известный прием - управляемая фантазия. Он может осуществ­ляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый об­раз в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше,

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржовой, предложен­ную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Пре­дусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предлагаемые методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе матери­ала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов,:

то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автоби­ографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Ав­тором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитыва­ются следующие особенности, восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики - продуктивность воспроизведения образов прошлого и бу­дущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; жела­тельность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики - тип и вид значимых событий; их «оригинальностъ-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобла­дающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человечес­кого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент - отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент - отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент- отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Много мерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельности и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

    официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

    практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

    автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных , состоянии здоровья , моральных и индивидуально-психологических качествах , военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего . Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств . В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер его общения с окружающими , общественную активность , интересы и склонности , военно-профессиональную направленность . Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.

Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета , которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества молодого человека, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности.

Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы .

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице.

Используя хронологическую таблицу, проводят динамический анализ различных форм активности личности, развитие ее интересов и склонностей.

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательного зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии. Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

    определение факторов развития данного испытуемого (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

    определение индивидуальных фаз жизненного пути ;

    анализ структуры факторов в каждой фазе ;

    выявление связей между фазами индивидуального развития.

Психологическая автобиография – собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т.

П.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой – устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности . Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого.

Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (т. е. смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность» (частота встречаемости); их «сила-слабость» (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для кон-тингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

Еще по теме 20.5. Психологическая автобиография:

  1. Глава III. АВТОБИОГРАФИЯ КАК ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ КАК АВТОБИОГРАФИЯ
  2. С.Шумов, А.Андреев,. М.С.Грушевский. История Украинского народа. Автобиография, 2002
  3. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования Множественность представлений о психологической причинности
  4. Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
  5. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
  6. 58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

Психологическая автобиография собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой – устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование должна быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. К примеру, ʼʼвживаниеʼʼ в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или ʼʼускорение времениʼʼ путем неоднократного последовательного представления себя всœе старше и старше.

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 ᴦ. для выявления самовосприятия жизненного пути личности . Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (т. е. смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их ʼʼоригинальность-популярностьʼʼ (частота встречаемости); их ʼʼсила-слабостьʼʼ (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути воспринимается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телœесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для кон-тингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то