Медовый яблочный спас года какого числа. Какие Cпасы отмечают в августе? Исторические сведения о празднике

Праздник Медовый Спас очень почитаем и любим с древних времен. О том, каковы традиции этого дня, вы можете узнать из нашей статьи.

Как и всегда, 14 августа 2016 года отмечается этот знаменательный праздник. В народе этот день называется медовым Спасом, а Православная Церковь отмечает в этот день праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста . С этой даты начинается Успенский Пост .

В давние времена этот день был важен тем, что начинали собирать первый в году мед и освящали его в церкви. Конечно же, полноценно сопоставить народный праздник с православным нельзя, но они не просто случайно отмечаются в один день, а наслоены друг на друга и неразрывно связаны.


Медовый спас: народные обычаи и традиции

Первую часть августа в народе называли Спасы, в честь Спасителя Иисуса Христа. Раньше это название люди связывали со словом «спасаться», обосновывая это тем, что выживали, питаясь медом, яблоками и хлебом.

У этого праздника есть еще и другие названия. К примеру, его называют Спасом на воде, поскольку в этот день освящают воду. На Руси чистили колодцы и совершали крестные ходы к водоемам. В освященной воде купались и мыли домашний скот. Так очищались от возможных болезней и сглазов. После этого дня уже не купались, и считалось, что лето закончилось. Примет и традиций на Медовый Спас у крестьян было очень много.

Пасечники собирали мед и уже позволяли его есть. Были даже поверья, что если не заломать в этот день соты, то соседние пчелы обязательно перетаскают мед. А соты обычно к этому дню как раз оказывались полностью заполненными. Также 14 августа был известен как Макавей. Само название связано с почитанием семи мучеников маккавеев, но народная этимология и понимание слова переосмыслили его со словом мак . Дело в том, что как раз к этому дню маки поспевали, и из них делали всевозможные вкусности и выпечку.

Происхождение честных древ Животворящего Креста.

По церковному уставу этот праздник относится к малым и имеет только день предпразднества. Самое первое слово в названии было не очень точно переведено на русский язык, поэтому нередко можно увидеть вместо него слово «изнесение». В этот день проходят особенные богослужения, идентичные тем, что проводятся на
Крестопоклонной Неделе.

В этот день почитается память семи мучеников маккавеев. Библия рассказывает следующее: Антиох Эпифан, правивший в давнее время, пытался приобщить еврейский народ к греческим верованиям в их языческих богов. Старец и законоучитель Елеазар, который придерживался Закона Моисея и учил этому своих учеников, был казнен. Он отказался поклоняться языческим богам.

Точно также не отреклись от Христовой веры и его ученики, семеро братьев и их мать. Тогда юношей, начиная со старшего, стали мучить на глазах матери и одного за одним казнили. Каждый из них мужественно выдержал все пытки и не поддался соблазну поклониться языческим богам, чтобы прекратить свои страдания.

Когда в живых остался младший из сыновей, Антиох в последний раз велел женщине повлиять на сына и заставить его отречься от Христа. Но она, несмотря ни на что, только укрепила его в вере, и он также принял мученическую смерть. Сама их мать после этого молилась над телами умерших детей и скончалась.

Успенский пост, что начинается 14 августа, на Медовый Спас, призван очистить души верующих. Вспомните в этот день о молитвах и благих делах.

Медовый Спас — один из трех ежегодных Спасов , который отмечался издавна. Чтите традиции и обычаи и не забывайте нажимать на кнопки и

07.08.2016 04:10

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Когда праздник Спас приходит, это означает, что понемногу приходит пора собирать урожай. Так когда какой Спас в 2016 году? По порядку сначала идет Медовый Спас, он же Маковей. Следующим Яблочный -Второй Спас, а за ним Ореховый, или, как принято называть в народе, - Хлебный Спас.

Великий православный праздник и церковь, и верующие празднуют в честь Великого Спасителя — Иисуса Христа, отсюда и названия праздников. Символами трех великих праздников являются мед, яблоки и орехи, соответственно и названия Спасов. С приходом каждого из трех праздников можно было свободно употреблять и запасать мед, яблоки и орехи.

Маковый (Медовый) Спас в 2016 году

Именно Маковым Спасом и начинается череда праздников в августе. Его также называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Отмечается он 14 августа. Кстати, когда Медовый Спас в 2016 году, надо знать тем, кто обычно соблюдает пост. Именно 14 августа начинается Успенский пост. В этот день лучше отказаться от мясных и рыбных блюд, зато можно полакомиться выпечкой с маком, ведь этот Спас еще называют Маковеем.

Яблочный Спас-2016 (Яблоневый)

Когда в этом году Яблочный Спас, нужно знать всем верующим людям, так как с этого дня, по давним традициям, можно было есть яблоки и собирать щедрый урожай. Сейчас, правда, этого правила не так строго придерживаются, но все равно эти любимые всеми фрукты в Яблочный Спас в особом почете. Их освящают в церкви, готовят вкуснейшие блюда из яблок, чтобы пополнить организм здоровьем и привлечь удачу. Да и в любом случае приятно провести время за яблочным пирогом или шарлоткой в кругу семьи.

Второй Спас, он же Яблочный Спас, отмечают 19 августа. Не забывайте, что в день, когда Яблочный Спас в 2016 году, также отмечается большой праздник — Преображение Господне.

Ореховый (Хлебный) Спас 2016 года

Когда Ореховый Спас наступает, орехи уже обычно созревшие, а в наше время, когда климат стал жарче, орехи созревают еще раньше. Третий Спас церковь отмечает в конце лета, но точно так, как и предыдущий Спас, в эти дни есть еще один важный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию и верующие с особым вдохновением почитают святых.

Кстати, Третий Спас еще носит название Хлебный Спас. Поэтому, интересуясь, какого числа Хлебный Спас 2016 года, помните, что это 29 августа.

14 августа — Медовый Спас, Маковей

Само слово «Спас» связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Надо сказать, что каждый праздник Спаса в церковном календаре имеет другое, так сказать официальное название.

Медовый, самый Первый Спас, в церковных календарях носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Почему же праздники называют Спасами? Оказывается это слово имеет древние, еще языческие корни. Славяне еще задолго до прихода христианства почитали бога Спаса, которому молились за удачный сбор и сохранность урожая. После крещения Руси славянские традиции переплелись с православными, и праздники Спаса приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность спасти свою душу от злых сил, позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?

По преданиям, в православии этот праздник появился после того, как жители Константинополя в этот день из храма Святой Софии, в разгар страшной эпидемии, вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И свершилось чудо — болезнь, унесшая тысячи жизней, ушла из города.

Но на Медовый Спас освящают воду в реках, родниках, колодцах не только в память о константинопольском чуде. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода приобретает волшебную силу — смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после

14 августа в церквях и православных храмах освящают не только воду, но также и мед. Именно в это время соты в ульях заполнены медом до отказа, и самое время собирать урожай, а после освящения угощаться вволю. У славян мед был не только вкусным, сладким лакомством, из него еще готовили популярный хмельной напиток — медовуху. В народе ее использовали не только в качестве праздничного напитка, но и лечили хвори и недуги.

Существует еще одно название праздника 14 августа — Маковей. Те, кто часто посещает церковь, знают, что в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но к празднику урожая Маккавеи никакого отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой.

Маковейчик — волшебный букетик-оберег

На праздник Маковея раньше, в дохристианской Руси, люди создавали специальные букеты-обереги — маковейчики, которые защищали семью от бед на протяжении всего года. Не перестали собирать маковейчики и после прихода христианства. Правда, теперь их освящают в церкви. Перед праздником маковейчики продаются буквально на каждом шагу. Конечно, можно их купить, но лучше собрать волшебный букет своими руками. На Руси были убеждены: это должна сделать каждая женщина или девушка. Высушенный маковейчик лучше всего поставить на подоконник. А чтобы защитить свое жилище от колдовских чар, по дому разбросайте мак (хотя бы у порога и по углам в каждой комнате). И запомните: на Маковей женщинам прощаются все незамоленные грехи.

К слову, если ребенок плохо засыпает или неспокойно спит, ему под подушку кладут освященную маковую головку.

Народное поверье гласит: Первый Спас бабьи грехи замаливает. Наверное, ни для кого не секрет, что прожить жизнь без греха — непосильное задание, разве что святые могут с ним справиться, а вот простому человеку это неподвластно. Обстоятельства складываются так, что хоть и по мелочам, но грешат все. Данная же примета говорит о том, что если на женщине есть грех, за который она никак не может вымолить прощение, то в этот день такой грех ей простится обязательно. Для пущей уверенности в прощении грехов нужно было помочь вдовам и сиротам по хозяйству — «в Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось». Под щепкой имелись в виду дрова. Люди старались помочь и в заготовке дров, и по работе в огороде, в хлопотах по хозяйству. Ведь тот, кто поможет нуждающимся в этот день, получит благословение Господа.

В старину маковейчик делали из 17 трав.

Со временем число составляющих изменилось. Что обязательно должно быть в букетике?

Маковые головки

Веточки полыни

Калина — символ девичьей красоты, любви, нежности.

Подсолнух — символ солнца, тепла и благодарности.

Рута и ноготки (календула) — защита от всяческих болезней.

Яблочный Спас - один из самых любимых в народе православных церковных праздников. Какие приметы и народные поверья с ним связаны?

Верующие в России празднуют 19 августа один самых важных дней православного календаря - Яблочный спас. Это второй в ряду трех спасов, которые принято отмечать в августе. Помимо Яблочного существуют Медовый и Ореховый спасы, которые празднуют 14 и 26 августа соответственно. Данные названия праздников можно считать народными, в церковном календаре эти дни именуются по-другому: Происхождение честного и животворящего креста Господня (Медовый спас), Преображениее Господне (Яблочный спас) и память нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый спас).

Все три августовских спаса являются любимыми в народе праздниками. Разумеется, вокруг них существует множество примет и народных поверий.

Так, считается, что нельзя есть яблоки нового урожая до Яблочного спаса. Поэтому 19 августа верующие идут в церковь, чтобы освятить фрукты и позволить себе отведать сочные плоды. Кроме того, народные приметы говорят о том, что именно на Яблочный спас начинается приближение осени.

Традиции, поверья и народные приметы на Яблочный Спас 2016 года

1)Если в этот день съесть хотя бы кусочек освященного в церкви яблока, загадав заветное желание, оно обязательно сбудется.

2)Незамужняя девушка обязательно получит в будущем году предложение руки и сердца, если, откусив кусочек яблока на Яблочный спас, она будет думать о своем возлюбленном, приговаривая: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!".

3)О том, какая выдастся зима, можно узнать, понаблюдав за погодой 19 августа - если на Яблочный спас будет сухо и ясно, то такими будут и зимние месяцы. А если выпадут осадки, то зима будет снежной.

4)Не отгоняйте от себя мух на Яблочный спас, ведь согласно народным приметам, если на вашу руку в этот день дважды сядет муха, то в будущем году вас ждет удача.

5)На Яблочный спас нужно обязательно угостить яблоком нищего, чтобы заполучить хороший урожай в грядущем году.

6)До Яблочного спаса необходимо полностью убрать весь урожай зерновых, поскольку после 19 августа любой дождь станет губительным для урожая, оставленного в поле.

Вашим родным, друзьям, знакомым и коллегам будет приятно получить поздравление с Яблочным спасом. К счасть, современные технологии позволяют сделать это посредством СМС.

Поздравления на Яблочный Спас 2016

Сегодня яблок наливных

С утра насобираю

И в праздник летний яблочный

Вам счастья пожелаю!

Желаю щедрый урожай,

И яркий солнца свет

Пусть согревает вас всегда,

Ваш дом не знает бед!

Солнце встало! Во дворе

Детки веселятся. Чудо!

Мы сегодня на заре

Праздновать спас будем!

Яблочками всех мы угостим,

Счастья всем вокруг желаем!

Да еще здоровья пожелать хотим!

Ореховый Спас - это народно-церковный праздник, который отмечается в конце лета и посвящен встрече осени. В этом празднике сплелось множество традиций, которые переходят из поколения в поколение.

Дата празднования Орехового Спаса постоянная — 29 августа. Они не меняется из года в год, потому что в этот же день отмечается христианский праздник Спас Нерукотворный . Эти два празднества не обходятся друг без друга, и потому они являются симбиозом народной мудрости и христианской религии. Это последний из трех Спасов, завершающий череду праздников, посвященных прощанию с летом. Медовый Спас , Яблочный и Ореховый — это три самых лучших дня в августе для освящения плодов природы.

История праздника Третий Спас

Ореховый, Третий, Хлебный или Последний Спас празднуется одновременно с Перенесением Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Городом Едессой во времена жизни Христа правил Авгарь, который был тяжело болен. До Сирии дошли слухи о Спасителе, и Авгарь уверовал в него. Он послал помощника, чтобы тот нашел Иисуса и нарисовал его картину. После проповеди он сам подошел к художнику и протянул ему письмо, в котором была благодарность за веру и обещание прислать ученика для исцеления. Далее Иисус попросил принести полотенце и воду. Он умылся и оставил изображение своего лика. После того, как правитель получил исцеление, ученик Христа окрестил всех жителей города, а тот самый нерукотворный образ Христа Авгарь украсил и поставил на ворота города.

В настоящее время неизвестно нахождение Нерукотворного Образа, поскольку его утратили еще в начале предыдущего тысячелетия. В 944 году он был перенесен в Константинополь, после чего дальнейшая его судьба покрыта тайной. Этот образ стал прообразом одноименной иконы, которая очень почитается в православии. В честь перенесения реликвии праздник был назван Спасом на холсте. Этот образ спасал множество жизней и использовался русскими полководцами в боях против заклятых врагов святой русской земли.

Традиции и приметы Орехового Спаса 2016 года

Практически по всей стране 29 августа люди будут отмечать праздник Спаса на холсте. В этот день существует множество примет и традиций, придуманных людьми и пришедших к нам из Библии:

  • Читаются молитвы перед иконой «Спас Нерукотворный»: «Живые помощи» , «Отче наш», «Символ веры» и многие другие. Женщины молятся о семье, о счастье и о здоровье своих детей.
  • Люди ходят в храм на богослужение, посвященное празднику перенесения реликвии.
  • Торгаши любили продавать картины в этот день. На Руси 29 августа люди обменивались иконами.
  • Собираются и заготавливаются лесные орехи, поэтому Спас прозвали Ореховым. Пекли хлеб и пироги, освящали колодцы и природные источники.
  • Сеяли озимые культуры.
  • Птицы на Ореховый Спас начинали перелеты на юг.
  • Люди провожают лето.
  • Если рано утром увидеть журавлей, летящих на юг, то это к большой удаче и к хорошему будущему урожаю.
  • Каждая традиция и каждая примета живут много веков, поэтому нет смысла им не доверять. Церковнослужители говорят, что этот день очень важен для каждого уважающего себя православного христианина, поскольку данный праздник доказывает и показывает нам, насколько вера спасает в лечении недугов и в исцелении души. Человек, который только слышал о Христе, избавился от страданий и спас себе жизнь крепкой верой. Это говорит нам о том, что каждый из нас может спастись, искренне поверив в силу Спасителя.

    29 августа не входит в список 12 главных православных праздников , но значение этого дня все равно огромно. Это радостный день, так как Успенский пост к этому времени уже заканчивается. Можно отдохнуть, повеселиться и расслабиться, прочитав молитвы перед сном и с утра, а также сходив в церковь на богослужение. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    22.08.2016 04:04

    7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

В этом году исполняется 950 лет от учреждения Андреем Боголюбским Спасовых христианских празднеств. Какие будут спасы в августе 2016 года и когда именно? По датам и по соотнесению: 14 августа - Празднества Всемилостивого Спасителя, т. е. Медовый (или Мокрый) Спас; 19 августа - Празднества Преображение Господня, т. е. Яблочный Спас и 29 августа - Празднества перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, т. е. Ореховый Спас, известный для южных областей как Маковый. Все спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) известны своим особым ритуалом, набором угощений на праздничном столе, собственными историями и легендами. Церковные праздники были соотнесены с циклами по сбору по видам урожая.

Так на Первый спас, в Константинополе проносили Честное Древо Креста по городу. Люди верили, что такой ритуал - лучшее средство от любых недугов. Кроме этого, в эти дни христианские священники освящали источники. Откуда и «мокрое» название Спаса. Считалось полезным купание в освящённых водах, особенно в дни освящения. С этим всем было сопоставлено освящение продуктов и изделий из них, сопровождавшееся обильными дарами церкви. Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы. С маком тоже были собственные представления. Церковным уставом рекомендовалось выпекать маковники по определённой процедуре, заканчивающейся освящением как выпечки, так и собранных головок мака. Считалось, что освящённый и добавленный в продукты мак служит замечательным чертогоном.

По Церковному Уставу плоды винограда и яблок до их освящения не рекомендовалось употреблять в пищу на праздник . Со дня Медового Спаса начинается Успенский пост, продолжающийся до Орехового (Макового) Спаса, с рекомендациями соблюдения ограничений в употреблении животной пищи. Всего лишь месяц отделяет Успенский пост от предыдущего - . Потом следует двухдневный в сентябре и за этим в конце ноября начинается Рождественский Пост, продолжающийся до Рождества Христова.

Надо отдать должное, что церковные запреты и посты не только приобщали к более частому общению со служителями церкви и соответственно дополнительным подношениям, но содержали и полезные диетологические каноны.

Медовый спас

С древнейших времён люди радовались получению даров от Природы-Матери. Богатый и правильно сохранённый, собранный урожай спасал людей от голода и болезней до получения следующих подарков Природы. К этому приурочивались праздники по сбору разных видов урожая, которые сопровождались особыми ритуалами, жертвоприношениями и славлениями Матери Природы и Богов, которые, по мнению людей, способствовали удаче, плодородию и урожайности. Известны праздники по окончанию сезона по сбору мёда у народов Саяно-Алтайского региона, Поволжья, Северо-Запада, Центральных и Южных областей России.

Важность пчёл и мёда для разных народов России доказаны археологическими раскопками, отнесёнными к XII-I тысячелетиям до н.э. в Европейской части России. Есть и рисунки на берегах реки Енисей, датируемые II тысячелетием до н. э. В этом году 14 августа христиане России будут праздновать 950-летие учреждения Андреем Боголюбским Медового Спаса, который занял место проводимых в Ведической Руси дней урожая. Праздники по сбору мёда, например, проводились со славлением Спаса-Даждьбога. Который, например, послал дождь на землю и спас от засухи и неурожая. В эти дни не забывались славления Велеса, Лады и Макоши, отвечающих у славян за труд, плодородие и удачу.

Большинство известных с древнейших времён народных праздников переиначивались в церковно-христианские, поскольку основной двигающей причиной этого было создание института податей церковной десятины и объяснение зависимости церковных крестьян от церкви и монастырей, которые были, по сути дела, крепостниками, где владельцем был не светский хозяин, а христианская церковь. Ведь по пониманию внуков божьих, коими считали себя, например, восточные славяне, они по природе своей не могли быть ни рабами божьими, ни рабами светских хозяев. А Бог у славян был Отцом, наследство дающим и дарами одаривающим. Неудивительно, что с очень древних времён известны блюда, напитки и лекарства, приготовляемые с использованием мёда.

Мёд применялся при консервировании многих продуктов, тогда как сейчас по рецептуре мы используем сахар. Особо ценным составляющим мёд был при приготовлении лекарств, да и сам являлся лекарством, например, при простудных заболеваниях. Мёд, который сам являлся спасом от многих болезней и припасом, как один из важнейших продуктов, был сам обоготворён нашими предками. Может поэтому древнеславянский напиток сурья, который считался напитком богов, известный даже в Индии, изготавливался на основе мёда.

На Палестине - родине библейского Иисуса Христа, известен финиковый мёд, который тоже обладает многими лечебными и кулинарными качествами. Но тот продукт только по аналогии называется мёдом, и, скорее всего, его нужно отнести к фруктовым сиропам, а не к плодам труда уважаемых северными народами пчёл. Может быть, христианам более близко понятие финикового спаса?

Яблочный и Ореховый (маковый) Спасы

Как ни странно, просматривая многие труды, начиная от Святого Писания, не удалось наткнуться на обожествление на Палестине таких плодов, как яблоко. Что-то похожее на яблоко, и то может быть из-за некачественного перевода на русский, это - эшта. Вроде это звучит как сахарное яблоко, но ни видом, ни мякотью, ни вкусом, не напоминает известные нам плоды. Есть некое вкусовое сравнение с яблочно-дынно-клубничным йогуртом. По виду этот фрукт чем-то походит на кедровую шишку. Само фруктовое дерево, даже отдалённо не напоминает яблоню. Например, из эшты не принято делать сок, как это делается из яблока. Эшта растёт практически круглогодично, с неким пиком в октябре-ноябре, что никак не сопоставляется с 19 августа, когда российские христиане справляют яблочный спас.

Известно, что античные греки узнали об яблоках быстрее римлян, поскольку в Северном Причерноморье были греческие колонии, куда римляне попали гораздо позже. В настоящее время адаптированная к италийскому климату яблоня насчитывает десятки сортов. Может, христианам стоило справлять эштовый спас? Или кто-то что-то неправильно перевёл? Аналогию можно приводить и с Ореховым Спасом, который справляется российскими христианами 29 августа. Для южан это называется маковым спасом. Преобладающее количество жителей Ближнего Востока, в том числе и Палестины, две тысячи лет назад, скорее всего, даже не догадывались, что орехи, которые даёт Природа-Мать на территории от Калининграда и Крыма до Камчатки и Владивостока, имеют много видов и форм. Неудивительно, что аналогичных праздников нет в преобладающем количестве христианских стран, например, Африки и Южной Америки. Это ведь сельскохозяйственные праздники, привязанные к конкретным странам мира и к укладам жизни народов, населяющих эти страны.

Интересно, что даже с близкой христианской церковью Армении есть не сопоставимые с каноническими понятия в церковных ритуалах. Такие понятия и слова как спас, спасение, припас и спаситель и родственные им слова всегда имели важное духовное и практическое наполнение в жизни славянских народов, населяющих Русь. В России, вплоть до победы Октябрьской революции, у многих народов существовало двоеверие. Одни, когда это было принято, ходили в церковь, но с удовольствием праздновали Ивана Купалу и Коляду, а при необходимости вспоминали Чура, Домового и Лешего. До сих пор в памяти народа Масленица. Другие, например, как тюркоязычные народы, отбивали намаз, но не забывали Отца небесного Тэнгри-хана и матушку Умай. Даже большевики в трудную минуту не гнушались пользоваться услугами шамана, бабки-знахарки или ведающей матери. А народная память - она ведь на генном уровне зарыта глубоко в подсознании, но часто нам даёт ответы на интересующие вопросы.

Из истории праздников

До христианских праздников, практически в эти же даты, существовали свои праздники, связанные со сбором урожая (День Снопа-Велеса, День Крышня, Спас Коляды и Овсеня, Успение Майи Златогорки, День Майи Златогорки, День огненного волха, Таусень, Овсень малый, Торжество Майи, День Митры, солнцеворот). Череда сентябрьских праздников называлась осенинами. К каждому празднику был свой ритуал и свой набор блюд, угощений и напитков.

Эти праздники вычислялись по ходу солнца, луны и звёзд и сопоставимы с этими датами в используемом в настоящее время календарём.

В наше время в России на период с 10 по 31 августа попадает множество светских праздников: День физкультурника, строителя, ВВС, археолога, трейдера, Воздушного Флота России, пчеловода, День Государственного флага РФ, шахтера, российского кино, спецназа, Международный день блогера. Интересно, что при идеологической борьбе на разных временных этапах существовала не только замена праздников, но даже были чем-то напоминающие ритуалы. Сопоставление просматривается, хотя оба ритуала были в разные времена года.

Из кухни божьих правнуков

Надо отметить, что сладкие блюда на Руси подавались, как и сейчас, в самом конце трапез. Сейчас мы это называем - на десерт. По древним источникам мёд - важнейшее составляющее кваса, каравая, кутьи, многих видов киселей, сыта, узвара и сурьи, в которые добавлялись разные травы, что переводило яства как в категорию средств профилактики болезней, так и лекарственных препаратов. Так, например, орех на меду с чесночным соком, с добавками репейника и других компонентов - было одним из средств для увеличения мужской силы, а также как средством для роста волос и омоложения кожи. Важнейшим составляющим для создания креплёных напитков, наливок, медовух, по крепости которые, как правило, не превышали 2-7 градусов. Наиболее известно из них пиво. Бывало, что сурью (или сурицу) доводили до 20-ти градусов крепости.

Не менее интересный перечень блюд с использованием яблок, который далеко не ограничивался только мочёными яблоками, яблочными напитками и вареньями. В сочетании с другими плодами, ягодами, фруктами и травами получались удивительные по вкусу начинки для выпечки. Немаловажное значение в меню имел орех. Список блюд начинался с натурального ореха и его смешивания с мёдом. Орех как белковый заменитель ценился не менее бобовых культур. Не стоит забывать, что наши пращуры в основном были вегетарианцами (спорная гипотеза), поскольку считалось, что мясо старит и укорачивает жизнь. Даже Богам не было животных жертвоприношений, поскольку большинство животных было тотемными. Например, корова как и в Индии считалась священным животным и в пищу не употреблялась. Мясо в разумных пределах дозволялось в употребление воинам, считалось что при чрезмерном употреблении мяса можно переродиться в зверя.

На основе яблок известны культовые и лекарственные рецепты напитков и яств, используемых для лечения, ворожбы и гаданий. Не умаляя значения злаковых, например, на свадьбу молодожёнам обязательно дарился бочонок мёда и жбан орех, с которыми они должны были справиться в медовый месяц. Наверное, не стоит объяснять название послесвадебного медового месяца. Неудивительно, что большинство рецептов осталось неизменными за более чем тысячелетие. Разве что сами рецепты несколько изменились из-за появления новых видов продуктов питания и даже ухудшились, при использовании заменителей и отказе от лечебных травяных и природных добавок.

Надо отметить, что основные праздники проходили на осенины и особенно на осеннее солнцестояние, поскольку на тот момент все припасы, как правило, были сделаны. Большинство первоочередных сельхозработ было проведено, и праздничный стол отличался изобилием. Промежуточные праздники были больше связаны с необходимостью промежуточных поборов от властителей, жрецов, церковнослужителей и прочего перечня лиц, кормившихся трудами крестьян.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то