Конспект занятия НОД для средней группы «Нужная и важная вода. Конспект занятия по экологии в средней группе. «Свойства воды. Опыты с водой

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей 4-5 го года. Тема: Волшебница-вода

Цель: учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
познакомить со свойствами воды (льется, не имеет формы, цвета, вкуса)
дать понятия, что вода бывает в трех состояниях (жидкость, лед, пар);
обогатить словарный запас прилагательными (прозрачная, соленая, сладкая, морская, речная, болотная)
закрепить знания детей о пользе, значении воды в жизни человека, животных, растений развивать внимание, память, речевую активность;
воспитывать усидчивость, прививать аккуратность при выполнении опытов.

Материал : вода, лед, стаканчики, камешки, салфетки, соль, сахар, формочки, жидкое мыло, трубочки.

Ход занятия.

1. Беседа.
Ребята, знаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? Для этого вам нужно отгадать загадки:
- течет –течет не вытечет, бежит-бежит не выбежит (река)
- пушистая вата плывет куда-то чем ближе, тем дождик ближе (облако)
- люди ждут меня, зовут, а приду гонят прочь. (дождик)
Как, вы, думаете, о чем мы будем говорить? (звучит шум воды из крана)
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (чего?) воды.

2. Словесная игра «Закончи предложение»
- Где можно встретить воду? (в реке, море, океане, в болоте)
В океане вода - океаническая.
В речке вода - речная.
В море вода - морская.
В болоте вода - болотная.
В море вода соленая, а в речке пресная, то есть не соленая.

3. Поговорим о пользе воды.
Зачем людям нужна вода? (ответы детей)
Животным нужна вода?
Где живут рыбы?
Для чего нужна растениям вода?

4. Я приглашаю вас в лабораторию чтобы узнать о воде и ее свойствах.
(Дети одевают фартуки, халаты и проходят за столы)
Опыт №1
Дети переливают воду из одного стакана в другой стакан.
Что делает вода? Почему?
Вывод: вода льется, потому что она жидкая. Значит вода - жидкость.

Опыт №2
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Сравнивают с запахом чеснока.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3
Вода чистая и ее можно попробовать на вкус. Какая вода на вкус? Вода без вкуса.
Вывод : вода не имеет вкуса.

Опыт №4
Если мы в стакан положим сахар (соль). Какая будет вода на вкус? Попробуйте.
Куда делась соль (сахар)? Соль (сахар) растворились в воде, поэтому вода соленая (сладкая).
Если мы положим в воду кислый лимон, какая на вкус будет вода?
А если горький перец?
Вывод: соль и сахар растворяются в воде, а чистая вода не имеет вкуса.

5. Подвижная игра «Капелька и тучка»
Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они все вместе
И потекли веселыми ручейками (взявшись за руки, образуют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой).
Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла –текла речка и попала
В большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали-плавали в океане, а потом вспомнили что тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло, стали капельки легкими (присевшие капельки поднимаются, а затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к тетушке тучке.


Опыт №5
Посмотрите, какая вода по цвету? Сейчас мы с Вами докажем, что вода прозрачна. Возьмите камешек, положите в воду. Видно камешек? Возьмите кисточку с краской и опустите в воду. Какого цвета стала вода? Камешек видно?
Вывод : чистая вода прозрачная.

Сюрпризный момент – появление подарка от Снежной королевы.

Опыт №6
- Что это? (лед) Какой лед? (твердый, холодный)
Дети берут лед в руки.
- Что происходит со льдом? Во что он превращается? Какая стала салфетка?
Вывод: вода на холоде превращается в лед, а лед в тепле превращается в воду.
Опыт №7
- У меня в чашке очень горячая вода. Я ее накрыла блюдцем. Сейчас посмотрим во что превратился пар.
Дети рассматривают капли воды на блюдце.
Вывод : горячая вода превратилась в пар, а потом опять в воду.

Опыт №8
- Мы с Вами любим пускать мыльные пузыри. Сейчас мы их сделаем. В воду нужно добавить мыло и размешать, подуть в трубочку. Получились мыльные пузыри. Когда пойдем на улицу, возьмем их с собой.
Вывод: в воде растворяется даже мыло.



- На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.

Итог занятия.
- Мы с Вами ребята проводили… Что? (опыты)
- Мы узнали, что вода это… (жидкость), она не имеет вкуса, цвета и запаха. Она прозрачная.
- Мы вспомнили, кому нужна вода? Вода нужна всем людям, животным и растениям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад «Медвежонок»

671561 Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Латвийская19.

Согласовано

Старший воспитатель

Казанцева Н.В.______

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Воспитатель средней группы «Голубичка»

Герасимович Кристина Игоревна

Таксимо 2015

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи:

Образовательная

Исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.

Развивающая

Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.

Воспитательная

Воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.

Направления: Познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое.

Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета, солнышки и тучки из цветного картона (на магнитах) .

Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком, кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды

Ход занятия:

I Организационный момент.

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

II Целеполагание и мотивация.

Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .

Итак, представьте, что вы учёные.

Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.

Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.

Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.

Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.

Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)

А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.

У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .

Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)

Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .

Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.

Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

А теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .

А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)

Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

V Обобщение и систематизация знаний.

Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .

VI Рефлексия.

У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети выходят к доске) .

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.

Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.

Дети стоят в кругу.

Доброе утро, я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)

Ход экспериментальной деятельности.

Детям загадывается загадка о воде:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут её -…(вода)

Где в природе можно встретить воду?

(в реке, озере, ручейке…)

А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.

Может кто-нибудь знает, как она называется?

А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?

(вода, моря и океаны)

Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: - вода, которую можно пить, называется пресной.

А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)

А как будет называться вода в море? (морская)

А в озере? (озёрная)

В реке? (речная)

В роднике? (родниковая)

А в болоте? (болотная)

Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)

А ещё кому нужна? Для чего?

Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)

Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.

(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)

Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:

1. Внимательно меня слушать.

2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.

3. Ничего не трогать на столе без разрешения.

4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.

(дети занимают места в «лаборатории»)

1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.

Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)

Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".

2. Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.

(выкладываем картинку-символ на доску).

3. Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

(выкладываем картинку-символ на доску).

4. У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

(выкладываем картинку-символ на доску).

В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)

Физминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Ну, вот закончилась игра

Нам на занятие пора!

(проходят к стульчикам, садятся)

В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?

(роса, лед, туман…)

Давайте ещё поиграем с водичкой.

Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.

(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти

подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)

В: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла!

Ко мне капелька пришла,

Только в садик я вошла.

Плачет бедная, грустит,

А потом и говорит:

Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!

И сказала я в ответ:

Нет, таких детей здесь нет!

Мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

И с подарком я осталась!

Но сначала вы ответить мне должны,

Что же будет без воды?

(ответы детей)

В: Ни умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»

Давайте повторим все вместе.

(повторяют)

Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.

(смотрят мультфильм)

В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)

Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.

Давайте попробуем.

(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)

В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?

(называют свойства воды)

Рефлексия:

Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно - то тучке.

Тема занятия: Вода помощница

Программное содержание: Продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. Побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. Формировать понятия: родничок, ручеек, река, море. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать природу, желание сохранить ее красоту.

Материал: кукла Незнайка, сундучок с загадками. Магнитная доска и атрибуты к дидактическим играм: «Подбери ключик!», «Вода - это хорошо или плохо?», «Вода - наша помощница!».

Ход занятия

Раздается стук в дверь, но никто не заходит. Воспитатель интересуется у детей:

— Кто бы это мог быть? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель открывает дверь, входит Незнайка и вносит волшебный сундучок.

Дети, нам передали волшебный сундучок. Как же нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Подбери ключик!»

Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.

Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.

Оно весь мир обогревает!

И усталости не знает.

Улыбается в оконце,

И зовут его все... (солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно мне без звезд одной,

А зовут меня... (луной)

По небесам плывет мешок

И солнце закрывает.

А бывает - иногда

Что из мешка течет вода.

Спрячемся получше!

От дырявой... (тучи)

Кто из вас помнит, из какой сказки эти герои? («Сказка о том, как умный мальчик Луну с Солнцем помирил!»)

Как смог мальчик помирить Солнце и Луну? (ответы детей обсуждаются)

Ребята, если идет дождь, это хорошо или плохо?

Проводится дидактическая игра «Вода - это хорошо или плохо?»

Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.

Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти: трава, цветы, деревья. Дождик - это хорошо.

Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик - это плохо.

Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика - это плохо.

Если долго не идет дождик, или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя, или если его мало - это плохо. И т.д.

Воспитатель предлагает детям поговорить о воде.

Зачем вода нужна человеку и всему живому на земле? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель берет на руки Незнайку и о чем-то с ним говорит. Затем предлагает детям:

Ребята, хотите узнать, какая история произошла с нашим другом Незнайкой? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательнее.

Живет наш друг Незнайка в своем городе, поживает.

Как называется этот город? (Цветочный)

А называется он так потому, что в Цветочном городе было очень много... (цветов). Цветы в этом городе были очень нежные и капризные.

Как вы понимаете эти слова нежные и капризные? (ответы детей обсуждаются)

Цветы хотели, чтобы за ними всегда ухаживали, поливали их, зря не рвали. В Цветочном городе за цветами ухаживали все малыши и малышки по очереди. Дошла очередь и до Незнайки

Как вы думаете, как ухаживал за цветами Незнайка и почему? (ответы детей обсуждаются)

Незнайка решил, чтобы каждый день не поливать цветы, прокопать от ручейка канавку к цветам.

Как вы думаете, что после этого произошло с цветами? (ответы детей обсуждаются)

Вода из ручейка потекла к цветам, затопила все цветы. Цветы стали погибать. Вода начала затоплять Цветочный город. И случилась бы большая беда. Но вода любила малышей и малышек из Цветочного города. За их трудолюбие, за доброту за заботу. Ведь вода была для них помощницей.

Как вы думаете, почему малыши и малышки считали воду своей помощницей? В чем она им помогала?

Проводится дидактическая игра «Вода - наша помощница!»

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.

Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.

Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.

Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.

Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.

Вода не побежала по канавке, которую выкопал Незнайка, она спряталась в земле. А через некоторое время в другом месте вдруг появился фонтанчик воды. Такие фонтанчики называют родничками. Наш ручеек пробился сквозь землю и побежал совершенно в другую сторону. Незнайка опять начал от ручейка копать канавку. А ручеек опять спрятался в землю. Пробежал под землей немного и опять пробился сквозь землю, но уже совсем в другом месте. Тут Незнайка и спрашивает ручеек: «Почему ты от меня убегаешь?» А ручеек отвечает: «От беды тебя и твоих друзей спасаю!»

Воспитатель обращается к детям:

Кто из вас может объяснить Незнайке, от какой беды ручеек спасает Незнайку и его друзей? (ответ детей по желанию)

Узнал обо всем Незнайка, и ему стало стыдно. Ведь Незнайка малыш хороший, только учиться ленится.

Воспитатель предлагает детям и Незнайке проследить путь маленького ручейка.

Маленький фонтанчик, который пробивается сквозь землю, называется родничок. Родничок течет и встречает на своем пути другие роднички. Эти роднички текут вместе и образуют уже ручеек. Ручейки тоже собираются и текут по земле вместе и образуют уже речку. На земле есть горы, а есть впадины или ямы. Вот в одну из таких больших впадин собираются реки и образуют море.

Незнайка предлагает детям отгадать загадки:

В голубой рубашке

Журчит цветок в овражке. (родничок)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ручеек)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море. (река)

Кругом вода,

А с питьем беда. (море)

Кто из вас знает, почему мы не пьем морскую воду? (ответы детей обсуждаются)

В конце занятия проводится подвижная игра «Мы ручейки»: сначала дети разбегаются врассыпную по всей группе - роднички; собираются в пары - ручейки; собираются группами - реки; собираются все вместе в большой круг - море.

Конспект занятия в средней группе.

Образовательная область – познание.

Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

Раздел программы «Радуга» Познаю мир.

Тема: «Волшебница Вода».

Программное содержание :1. Расширить знания о воде, дать знания о свойствах воды.

2. Развивать любознательность, стремление участвовать в с экспериментах с водой.

3. Познакомить со схемами свойств воды.

5. Учить делать выводы, умозаключения на основе использования схем.

6.Развивать наблюдательность.

7. Воспитывать интерес к неживой природе.

Активизация словаря : сосуд, лаборатория, схема, свойства воды (бесцветная, прозрачная, твердая)

Пассивный словарь : Пруд, родник, исследователи, окрашивается, твердое и жидкое состояние воды.

Материалы к занятию : накидка, атрибут тучки на голову, атрибуты капельки с загадками для всех детей, голубое ведерко, стакан с молоком, стакан с водой, две ложечки, стаканы для всех детей,графин с водой, краски и кисточки, разные сосуды, ячейка со льдом, аудиозапись, альбом «Вода», детские рисунки, схемы, леденцы-угощение.

Предварительная работа: замораживание воды, серия занятий и игр с водой, взаимодействие с родителями.

Ход занятия.

Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».

Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.

Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!

Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие исследователи. А сейчас закройте глазки. (Надеваю на голову атрибут тучки).

Открывайте глазки.

Я Волшебница Вода

Я на свете всех важней

Я волшебней всех на свете

Я на свете всех нужней.

Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведерко, а в нем капельки с загадками. Хотите получить капельку и превратиться в них? Тогда разгадайте загадки.

Загадки.

Растет она вниз головой

Не летом растет, а зимой,

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она, потечет. (Сосулька)

2.Рыбам зиму жить легко, крыша – чистое стекло. (Лед).

3.Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (Снег).

4.Много воды, плавать можно, а пить нельзя, где такая вода? (В море).

5. Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)

Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все отгадки связаны с водой. Получайте капельки. (Надеваем на голову).

Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, пищу готовить, мыться, купаться,…. и т.д.)

А в детском саду мы с вами ребята любим водой умываться…..

Давайте, поиграем. Физкультурная минутка

Надо, надо нам помыться!

Где тут чистая водица?

Кран откроем:- ш-ш-ш!

Руки моем:-с-с-с!

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем!

Ребята, как вы думаете, вода – живая ? Вода, это неживой природе . В воде обитает много живых организмов:

Кто живет в воде? Рыбы, растения, животные…

А у воды есть цвет? -Посмотрите и сравните. Это вода, а это молоко.

Где видно ложечку? Вывод: вода бесцветная, прозрачная .

А может вода стать цветной?

Если мы в нее добавим краску? Давайте попробуем. Подойдите к столам. Возьмите кисточку. Наберите краску и опустите в воду, аккуратно размешайте еекисточкой.

-Что вы увидели? (Вода окрасилась, приняла цвет краски) А чтобы вы не забыли об этом, я покажу вам схему, с бесцветной и окрашенной водой . (Показ схемы).

Еще одно с войство воды, она не имеет формы , куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит? Вода принимает форму тех сосу дов , в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется . Посмотрите, какой схемой обозначается это свойство воды. (Показ схемы)

Вода еще имеет свойство приобретать твердое состояние, то есть замерзать и превращаться в лед, а если лед нагреть то он растает и превратится в жидкость. Посмотрите на эти льдинки.Помните, мы вчера вынесли водичку на балкон, и что с ней произошло? (Замерзла, превратилась в лед). Пусть теперь постоит в тепле, посмотрим, что будет со льдом. Вот эта схема обозначает охлаждение и таяние воды. (Показ схемы).

Алина выучила стихотворение про снег и хочет нам его прочитать.(Чтение стихотворения )

А вы можете показать. Как путешествует вода?

Давайте поиграем в игру « Тучка и капельки».

Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю.Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,.веселыми ручейками (аудиозапись) (дети беруться за руки по двое, образуя ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку).Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

Ребята, а теперь садитесь на коврик, а я вам покажу, где может прятаться вода. (Показ слайдов о воде).

Алиночка с мамой сделали альбом о воде..А детки тоже приготовили сюрприз для воды, они с родителями нарисовали рисунки.

Хорошо мы сегодня с вами поиграли, позанимались, много нового узнали.

- Какая может быть вода????? ? Согласовываю ответы со схемами ?

Вода небходима для жизни всего живого, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.

В следующий раз я вам расскажу о других свойствах воды. А сейчас я угощу вас вкусными льдинками. Посмотрите сюда. Что это? Льдинки превратились в карамельки! Я ведь настоящая волшебница.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то