Каким может быть состояние облачности. Определение и запись общего количества облаков. От чего зависит облачность

Влажность

Влажность воздуха - содержание в нем водяного пара. Ее характеристиками являются:

абсолютная влажность а - количество водяного пара (в г) в 1 м 3 воздуха;

насыщающий (насыщенный) пар А - количество пара (в г), необходимое для полного насыщения единицы объема (его упругость обозначается буквой Е);

относительная влажность R - отношение абсолютной влажности к насыщающему пару, выраженное в процентах (R=100% × а/А );

точка росы - температура, при которой воздух достиг бы состояния насыщения при данном влагосодержании и неизмененном давлении.

В экваториальной зоне и субтропиках абсолютная влажность у земли достигает 15 – 20 г/м 3 . В умеренных широтах летом - 5 – 7 г/м 3 , зимой (а также в Арктическом бассейне) она уменьшается до 1 г/м 3 и ниже. С высотой содержание водяного пара в воздухе быстро падает. Влажность оказывает влияние на изменение температуры воздуха, а также на процесс образования облаков, туманов, осадков.

Наряду с процессом испарения воды в атмосфере проис­ходит и обратный процесс - переход водяного пара при понижении температуры в жидкое или непосредственно в твердое состояние. Первый процесс называется конденсацией, второй - сублимацией .

Понижение температуры происходит адиабатически в поднимающемся влажном воздухе и приводит к конденсации или сублимации водяного пара, что и является главной причиной образования облаков. Причинами подъема воздуха в этом случае могут являться: 1) конвекция, 2) восходящее скольжение по наклонной фронтальной поверхности, 3) волнообразные движения, 4) турбулентность.

Кроме указанного, понижение температуры может произойти и вследствие радиационного выхолаживания (от излучения) верх­них слоев инверсий или верхней границы облаков.

Конденсация происходит только в том случае, если воздух насыщен водяным паром и в атмосфере имеются ядра конденсации. Ядрами конденсации являются мельчайшие твердые, жидкие и газообразные частицы, постоянно имеющиеся в атмосфере. Наиболее распространенными являются ядра, содержащие соединения хлора, серы, азота, углерода, натрия, кальция, причем наиболее часто встречающимися ядрами являются соединения натрия и хлора, обладающие гигроскопическими свойствами.

Ядра конденсации в атмосферу попадают главным образом из морей и океанов (около 80%) путем испарения и разбрызгивания их с водной поверхности. Кроме того, источниками ядер конденса­ции являются продукты горения, выветривания почв, вулканической деятельности и т. д.

В результате конденсации и сублимации в атмосфере образуются мельчайшие капельки воды (с радиусом около 50 мк) и кристаллики льда, имеющие вид шестигранной призмы. Скопление их в приземном слое воздуха дает дымку или туман, в вышележащих слоях облака. Слияние мелких облачных капель или нарастание ледяных кристаллов приводит к образованию различного рода осадков: дождя, снега.



Облака могут состоять только из капель, только из кристаллов и быть смешанными, т. е. состоять из капель и кристаллов. Водяные капли в облаках при отрицательных температурах находятся в переохлажденном состоянии. Капельножидкие облака в боль­шинстве случаев наблюдаются до температуры -12° С, чисто ледяные (кристаллические) - при температуре ниже -40° С, сме­шанные - от -12 до -40° С.

Облака характеризуются водностью. Водность - это количество воды в граммах, содержащееся в одном кубическом метре облака (г/м 3). Водность в капельножидких облаках колеблется от 0,01 до 4 г в кубическом метре облачной массы (в отдельных случаях на­блюдается и более 10 г/м 3). В ледяных облаках водность менее 0,02 г/м 3 , а в смешанных об­лаках до 0,2-0,3 г/м 3 . Не следует смешивать водность с влажностью.

Облака классифицируются:

По высоте нижней границы на 3 (иногда 4) яруса,

По происхождению (генетическая классификация) на 3 группы,

По внешнему виду (морфологическая классификация) делятся на несколько форм:

Выделяются основные формы:

Кучевые облака представляют собой белые, серые, темно-серые отдель­ные образования в виде куч различной формы.

Перистые - отдельные тонкие легкие облака белого цвета, прозрачные, волокнистой или нитевидной структуры имеют вид крючков, нитей, перьев или полос.

Слоистые облака - представляют собой однородный серый покров, различной прозрачности.

Перисто-кучевые облака, представляющие собой мелкие белые хлопья или маленькие шарики (барашки), напоминающие комочки снега,

Перисто-слоистые облака, имеющие вид белой пелены, затягивающей зачастую все небо, и придающие ему молочно-бе­лый оттенок.

Слоисто-кучевые облака серого цвета с темными полоса­ми - облачными валами.

Отмечаются также другие особенности внешнего вида (наличие волнистости, конкретные формы облака) и связь с осадками. Всего насчитывают 10 основных форм облаков и 70 их разновидностей.

Форма облаков определяется при их наблюдении в соответствие с принятой классификацией с помощью специально изданного Атласа облаков.

Облака, возникающие внутри воздушных масс, называются внутримассовыми , образующиеся на атмосферных фронтахфронтальными , возникающие над горами при перетекании воздушными потоками препятствий (гор) – орографическими .

Группы Процесс образования Ярус
Нижний (0 – 2000м). Облака вертикаль-ного развития. Средний (2000 – 6000 м). Верхний (выше 6000м).
Кучевообраз-ные Конвекция при наличии задерживающего слоя. Кучевые (плоские облака). Высококучевые: - хлопьевидные; - башенкообразные. Перисто-кучевые хлопьевид-ные
Вертикального развития: вторжение холодного воздуха под теплый. Кучево-дождевые. Мощные кучевые (верхняя граница – до тропопаузы).
Слоисто-образные Восходящее скольжение теплого воздуха вдоль пологих фронтальных разделов или по холодной подстилающей поверхности. Слоисто-дождевые. Разорвано- дождевые (слоистые или слоисто-кучевые) Высоко-слоистые: - тонкие. - плотные Перистые. Перисто-слоистые
Волнистые Надинверсионные: восхо-дящее скольжение теплого воздуха по слою инверсии со слабым наклоном. Слоисто-кучевые плотные Высоко-кучевые плотные Перисто-кучевые волнисто-образные
Подинверсионные: турбулентность, излучение, смешение в пограничном слое. Слоисто-кучевые просвечивающие. Слоистые Высоко-кучевые просвечивающие: - волнистые, - грядами, - чечевицеобразные


При указании высоты верхней и нижней границ облаков нужно иметь в виду, что они могут быть как достаточно четкие, так и чрезвычайно размытые. Особенно опасен переходный предоблачный слой, достигающий 200 м у под подинверсионными облаками.

В отдельную группу следует выделить искусственные перистые облака, возникающие за летящим самолетом в верхней тропосфере. Их называют конденсационными (иногда инверсионными) следами. Возникают они в результате сублимации водяного пара, содержащегося в выхлопных газах двигателя.

Облачность - комплекс облаков, проявляемых в определённом месте планеты (навеленный пункт или территория) в определённый момент или период времени.

Виды облачности

Тот или иной вид облачности соответствует определённым процессам, происходящим в атмосфере, а поэтому предвещает ту или иную погоду. Знание видов облаков с точки зрения судоводителя важно для предсказания погоды по местным признакам. В практических целях облака подразделяются на 10 основных форм, в свою очередь подразделяемых по высоте и вертикальной протяжённости на 4 вида:

Облака большого вертикального развития. К ним относятся:

Кучевые. Латинское название — Cumulus (на картах погоды обозначаются Cu) – отдельные толстые вертикально развитые облака. Верхняя часть облака – куполообразная, с протуберанцами, нижняя – практически горизонтальная. Средняя вертикальная протяжённость облака – 0.5 -2 км. Средняя высота нижнего основания от земной поверхности – 1.2 км.

– тяжёлые массы облаков большого вертикального развития в виде башен и гор. Верхняя часть представляет собой волокнистую структуру, часто имеющую выбросы в стороны в виде наковальни. Средняя вертикальная протяжённость – 2-3 км. Средняя высота нижнего основания – 1 км. Часто дают ливневые осадки, сопровождающиеся грозами.

Облака нижнего яруса. К ним относятся:

– низкие, аморфные, слоистые, почти однородные дождевые облака тёмно-серого цвета. Нижнее основание – 1-1.5 км. Средняя вертикальная протяжённость облака – 2 км. Из таких облаков выпадают обложные осадки.


– однородная светло-серая туманообразная пелена сплошных низких облаков. Часто образуются из приподнявшегося тумана или переходят в туман. Высота нижнего основания – 0.4 — 0.6 км. Средняя вертикальная протяжённость – 0.7км.


— Низкий облачный покров, состоящий из отдельных гряд, волн, пластин или хлопьев, разделённых просветами или полупрозрачными участками (просвечивающие) или без ясно видимых просветов, волокнистая структура таких облаков яснее видна у горизонта.

Облака среднего яруса. К ним относятся:

– волокнистая вуаль серого или голубоватого цвета. Нижнее основание находится на высоте 3 – 5 км. Вертикальная протяжённость — 04 — 0.8 км).


– слои или пятна, состоящие из сильно сплющенных округлых масс. Нижнее основание находится на высоте 2 – 5 км. Средняя вертикальная протяжённость облака – 0.5 км.

Облака верхнего яруса. Все они – белого цвета, днём почти не дают тени. К ним относятся:

Перисто-слоистые Cirrostratus (Cs) — тонкая белёсая полупрозрачная вуаль, постепенно затягивающая всё небо. Не заслоняют внешних контуров Солнца и Луны, приводя к появлению гало вокруг них. Нижняя граница облака находится на высоте около 7 км.

Облака представляют собой видимую совокупность взвешенных капель воды или кристаллов льда па некоторой высоте над земной поверхностью. Наблюдения над облачностью включают определение количества облаков. их формы и высоты нижней границы над уровнем станции.

Количество облаков оценивается по десятибалльной шкале, при этом различают три состояния неба: ясное (0... 2 балла), и пасмурное (3... 7 баллов) н пасмурное (8... 10 баллов).

При всем разнообразии внешнего вида выделяют 10 основных форм облаков. которые в зависимости от высоты разделяют на ярусы. В верхнем ярусе (выше б км) располагаются три формы облаков: перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые. Более плотные на вид высоко-кучевые и высоко-слоистые облака, основания которых находятся на высоте 2... б км, относятся к среднему ярусу, а слоисто-кучевые.,слоистые и слоисто-дождевые - к нижнему ярусу. В нижнем ярусе (ниже 2 км) располагаются также основания кучевых ее кучево-дождевых облаков. Эта облака занимает по вертикали несколько ярусов и составляют отдельную группу облаков вертикального развития.

Обычно производится двойная оценка облачности: вначале определяется общая облачность и принимаются в расчет все облака- видимые ха небесном своде, затем - нижняя облачность, где учитываются только облака нижнего яруса (слоистые, слоисто-кучевые. слоисто-дождевые) и облака вертикального развития.

Определяющую роль в формировании облачности играет циркуляция. В результате циклонической деятельности и переноса воздушных масс с Атлантики облачность в Ленинграде значительна в течение всего года и особенно в осенне-зимний период. Частое прохождение циклонов в это время, а вместе с ними и фронтов, вызывает, как правило, значительное увеличение нижней облачности, снижение высоты нижней границы облаков и частое выпадение осадков. В ноябре ее декабре количество облачности наибольшее в году и составляет в среднем многолетнем 8,6 баллов по общей и 7,8... 7,9 баллов по нижней облачности (табл. 60). Начиная с января облачность (общая и нижняя) постепенно уменьшается, достигая наименьших значений в мае-июне. Но даме в эта время небо в среднем более чем наполовину закрыто облаками разных форм (6.1... 6,2 балла по общей облачности). Доля облаков нижнего яруса в обшей облачности велика в течении всего года и имеет четко выраженный годовой ход (табл. 61). В теплое полугодие она уменьшается, а зимой, когда особенно велика повторяемость облаков слоистых форм, доля нижней облачности возрастает.

Суточный ход обшей и нижней облачности зимой выражен довольно слабо. Более отчетлив ох в теплый период года. В это время отмечается два максимума: основной-в послеполуденные часы, обусловленный развитием конвективных облаков, и менее выраженный - в ранние утренние часы, когда под влиянием радиационного охлаждения образуются облака слоистых форм (см. табл. 45 приложения).

В Ленинграде преобладает в течение всего года пасмурная погода. Повторяемость ее по общей облачности составляет в холодный период 75... 85 %, а в теплый -50... 60% (см. табл. 46 приложения). По нижней облачности пасмурное состояние небе наблюдается также достаточно часто (70... 75 %) и только к лету уменьшается до 30%.

Об устойчивости пасмурной погоды позволяет судить число пасмурных дней, в течение которых преобладает облачность 8... 10 баллов. В Ленинграде за год таких дней отмечается 171 по общей и 109-по нижней облачности (см. табл. 47 приложения). В зависимости от характера атмосферной циркуляции число пасмурных дней изменяется в очень широких пределах.

Так, в 1942 г. по нижней облачности их было почти в два раза меньше, а в 1962 г. в полтора раза больше среднего значения.

Больше всего пасмурных дней в ноябре и декабре (22-по обшей облачности и 19-по нижней). В теплый период число их резко уменьшается до 2... 4 за месяц, хо в отдельные годы даже по нижней облачности в летние месяцы бывает до 10 пасмурных дней (июнь 1953 г., август 1964 г.).

Ясная погода осенью и зимой в Ленинграде-явление Редкое. Обычно устанавливается она при вторжении воздушных масс с Арктики и за месяц бывает только 1... 2 ясных дня. Лишь весной и летом повторяемость ясного неба увеличивается до 30 % по общей облачности.

Значительно чаще (50% случаев) такое состояние неба наблюдается по нижней облачности, а ясных дней летом может быть в среднем до девяти в месяц. В апреле 1939 г. их было даже 23.

Для теплого периода также характерно полуясное состояние неба (20... 25%) как по обшей облачности, так и по нижней за счет наличия днем конвективных облаков.

О степени изменчивости числа ясных и пасмурных дней, а также повторяемости ясного и пасмурного состояния неба можно судить по средним квадратическим отклонениям, которые приведены в табл. 46, 47 приложения.

Облака различных форм оказывают не одинаковое влияние на приход солнечной радиации, продолжительность солнечного сияния и соответственно на температуру воздуха и почвы.

Для Ленинграда в осенне-зимний период характерно сплошное покрытие неба облаками нижнего яруса слоисто-кучевых и слоисто-дождевых форм (см. табл. 48 приложения). Высоте их нижнего основания находится обычно на уровне 600... 700 м и около 400 м над поверхностью земли соответственно (см. табл. 49 приложения). Под ними на высотах около 300 м могут располагаться клочья разорванных облаков. Зимой часты и самые низкие (высотой 200... 300 м) слоистые облака, повторяемость которых в это время наибольшая в году 8... 13%.

В теплый период нередко формируются облака кучевых форм с высотой основания 500... 700 м. Наряду со слоисто-кучевыми облаками характерными становятся кучевые и кучево-дождевые, а наличие больших просветов в облаках этих форм позволяет видеть облака среднего и верхнего ярусов. В результате чего повторяемость высоко-кучевых и перистых облаков летом более чем в два раза превышает повторяемость их в зимние месяцы и достигает 40... 43%.

Повторяемость отдельных форм облаков изменяется не только в течение года, но и в течение суток. Особенно значительны изменения в теплый период для кучевых и кучево-дождевых облаков. Наибольшего развития они достигают, как правило, в дневные часы и повторяемость их в это время максимальная за сутки. Вечером облака кучевых форм рассеиваются, и в ночные и утренние часы охи наблюдаются редко. Повторяемость преобладающих форм облаков от срока к сроку в холодный период меняется незначительно.

6.2. Видимость

Дальность видимости реальных объектов-это то расстояние, на котором видимый контраст между объектом и фоном становятся равным пороговому контрасту человеческого глаза; она зависит от характеристик объекта и фона, освещенности прозрачности атмосферы. Метеорологическая дальность видимости является одной из характеристик прозрачности атмосферы, она связана с другими оптическими характеристиками.

Метеорологической дальностью видимости (МДВ) Sm называется то наибольшее расстояние, с которого в светлое время суток можно различить невооруженным глазок на фоне неба у горизонта (пли на фоне воздушной дымки) абсолютно черный объект достаточно больших угловых размеров (более 15 угловым минут), в ночное время - наибольшее расстояние, па котором аналогичный объект можно было бы обнаружить при повышении освещенности до уровня дневной. Именно эту величину, выраженную в километрах или метрах, определяют ив метеостанциях либо визуально, либо с помощью специальных приборов.

При отсутствии метеорологических явлений, ухудшающих видимость, МДВ составляет не менее 10 км. Дымка, туман, метель, осадки и другие метеорологические явления уменьшают метеорологическую дальность видимости. Так, в тумане она менее одного километра, в сильных снегопадам - сотни метров, при метелях может быть меньше 100 м.

Снижение МДВ отрицательно впаяет на работу всех видов транспорта, затрудняет морскую и речную навигацию, осложняет роботы в порту. Для взлета и посадки самолетов МДВ не должна быть ниже установленных предельных значений (минимумов).

Опасна пониженная МДВ для автомобильного транспорта: при видимости менее одного километра аварий автотранспорта бывает в средней в два с половиной раза больше, чем в дни с хорошей видимостью. Кроме того, при ухудшении видимости существенно снижается скорость автомобилей.

Понижение видимости сказывается также на условиях работы промышленных предприятий и строек, особенно имеющих сеть подъездных путей.

Плохая видимость ограничивает возможность обзора города и окрестностей для туристов.

МДВ в Ленинграде имеет хорошо выраженный годовой ход. Наиболее прозрачна атмосфера с мая по август: в этот период повторяемость хорошей видимости (10 км и более) составляет около 90 %, а доля наблюдений с видимостью менее 4 км не превышает одного процента (рис. 37). Эта связано с уменьшением в теплый сезон повторяемости явлений, ухудшающих видимость, а также с более интенсивной, чем в холодный период, турбулентностью, способствующей переносу различных примесей в более высокие слои воздуха.

Наихудшая видимость в городе отмечается зимой (декабрь-февраль), когда лишь около половины наблюдений приходится на хорошую видимость, а повторяемость видимости менее 4 км возрастает до 11 %. В этот сезон велика повторяемость атмосферных явлений, ухудшающих видимость - дымок и осадков, нередки случаи инверсионного распределения температуры. способствующего накоплению различных примесей о приземном слое.

Переходные сезоны занимают промежуточное положение, что хорошо иллюстрируется графиком (рис.37). Весной и осенью особенно возрастает по сравнению с летом повторяемость более низкой градации видимости (4... 10 км), что связано с увеличением числа случаев с дымкой в городе.

Ухудшение видимости до значений менее 4 км в зависимости от атмосферных явлений показано в табл. 62. В январе наиболее часто такое ухудшение видимости происходит за счет дымки, летом - в осадках, а весной и осенью в осадках, дымке и тумане. Ухудшение видимости в указанных пределах вследствие наличия других явлений встречается гораздо реже.

Зимой наблюдается четкий суточный ход МДВ. Хорошая видимость (Sm , 10 км и более) имеет наибольшую повторяемость вечером и ночью, наименьшую - днем. Аналогичен ход видимости менее четырех километров. Дальность видимости 4... 10 км имеет обратный суточный ход с максимумом в дневные часы. Это можно объяснить повышением в дневные часы концентрации замутняющих воздух частиц, выбрасываемых в атмосферу промышленными и энергетическими предприятиями, городским транспортом. В переходные сезоны суточный ход выражен слабее. Повышенная повторяемость ухудшений видимости (менее 10 км) сдвигается на утренние часы. Летом суточный ход МДВ почта не прослеживается.

Сравнение данных наблюдений в крупных городах и в сельской местности показывает, что в городах прозрачность атмосферы снижена. Это вызвано большим количеством выбросов продуктов загрязнения на их территории, пылью, поднимаемой городским транспортом.

6.3. Туман и дымка

Туман - совокупность взвешенных в воздухе капель воды или кристаллов льда, ухудшающих видимость до значений менее 1 км.

Туман в городе относится к числу опасных атмосферных явлений. Ухудшение видимости при туманах в значительной степени затрудняет нормальную работу всех видов транспорта. Кроме того, близкая к 100% относительная влажность воздуха в туманах способствует усилению коррозии металлов и металлоконструкций и старению лакокрасочных покрытий. В каплях воды, образующих туман, растворяются вредные примеси, выбрасываемые промышленными предприятиями. Осаждаясь затем на стенах зданий и сооружений, они сильно загрязняют их и сокращают срок службы. Из-за большой влажности и насыщенности вредными примесями городские туманы представляют определенную опасность для здоровья людей.

Туманы в Ленинграде определяются особенностями атмосферной циркуляции Северо-Запада Европейской территории Союза, в первую очередь, развитием циклонической деятельности в течение всего года, но особенно в холодный период. При перемещении относительно теплого и влажного морского воздуха с Атлантики на более холодную подстилающую поверхность суши и его охлаждении образуются адвективные туманы. Кроме того, возможно возникновение в Ленинграде радиационных туманов местного происхождения, связанных с охлаждением слоя воздуха от земной поверхности в ночные часы при ясной погоде. Другие виды туманов, как правило, являются частными случаями этих двух основных.

В Ленинграде отмечается в среднем за год 29 дней с туманами (табл. 63). В отдельные годы в зависимости от особенностей атмосферной циркуляции число дней с туманом может значительно отличаться от среднего многолетнего. За период с 1938 по 1976 г. наибольшее числа дней с туманом за год было равно 53 (1939 г.), а наименьшее-10 (1973 г.). Изменчивость числа дней с туманом в отдельные месяцы представлена средним квадратическим отклонением, значения которого лежат в пределах от 0,68 дней в июле до 2,8 дней в марте. Наиболее благоприятные условия для развития туманов в Ленинграде создаются в холодный период (с октября по март), совпадающий с периодом усиления циклонической деятельности,

на который приходится 72 %о годового числа дней с туманом. В это время за месяц отмечается в среднем 3... 4 дня с туманом. Как правило, преобладают туманы адвективные, благодаря интенсивному и частоту выносу теплого влажного воздуха западными и того-западными потоками на холодную поверхность суши. Число дней за холодный период с адвективными туманами, по данным Г. И. Осиповой , составляет около 60 % их общего числа в этот период.

Гораздо реже туманы в Ленинграде образуются в теплое полугодие. Число дней с ними за месяц изменяется от 0,5 в июне, июле до 3 в сентябре, а в 60... 70 %о лет в ионе, июле туманы совсем не наблюдаются (табл. 64). Нo в то же время бывают годы, когда в августе наблюдается до 5... 6 дней с туманом.

Для теплого периода, в отличие от холодного, наиболее характерными являются радиационные туманы. На них приходится около 65 %о дней с туманами за теплый период, и образуются они обычно в устойчивых воздушных массах при тихой погоде или слабом ветре. Как правило, летние радиационные туманы в Ленинграде возникают ночью или перед восходом солнца, днем такой туман быстро рассеивается.

Самое большое число дней с туманом за месяц, равное 11, наблюдалось в сентябре 1938 г. Однако даже в любой месяц холодного периода, когда туманы отмечаются наиболее часто, омы бывают не каждый год. В декабре, например, они не наблюдаются примерно один раз в 10 лет, а в феврале - один раз в 7 лет.

Средняя суммарная продолжительность туманов в Ленин-граде за год составляет 107 ч. В холодный период туманы не только более часты, чем в теплый, но и более длительны. Суммарная продолжительность их, равная 80 ч, в три раза больше, чем в теплое полугодие. В годовом ходе наибольшую продолжи-тельность туманы имеют в декабре (18 ч), а наименьшая (0,7ч) отмечается в нюне (табл. 65).

Продолжительность туманов в день с туманом, характеризующая их устойчивость, в холодный период также несколько больше, чем в теплый (табл. 65), а в среднем за год она составляет 3,7 ч.

Непрерывная продолжительность туманов (средняя и наибольшая) в различные месяцы приведена в табл. 66.

Суточный ход продолжительности туманов во все месяцы года выражен довольно четко: продолжительности туманов второй половины ночи и первой половины дня больше продолжи-тельности туманов остальной часта суток. В холодное полугодие туманы чаще всего (35 ч) отмечаются с 6 до 12ч (табл. 67), а в теплое- после полуночи и наибольшего развитии достигают в предрассветные часы. Наибольшая продолжительность их (14 ч) приходится на ночные часы.

Существенное влияние на образование и особенно на сохранение тумана в Ленинграде оказывает отсутствие ветра. Усиление ветра приводит к рассеянию тумана или переходу его в низкие облака.

В большинстве случаев образование адвективных туманов в Ленинграде, как в холодное, так и в теплое полугодие, вызвана поступлением воздушных масс с западным потоком. Менее вероятно возникновение тумана при северном и северо-восточном ветре.

Повторяемость туманов и их продолжительность обладают большой изменчивостью в пространстве. Помимо погодных условий на ох образование оказывает влияние такие характер подстилающей поверхности, рельеф, близость водоема. даже в пределах Ленинграда в разных его районах число дней с туманом не одинаково. Если в центральной части города число дней с п--ханом за год составляет 29, то на ст. Невская, расположенной вблизи Невской губы, их число увеличивается до 39. В пересеченной возвышенной местности пригородов Карельского перешейка, особенно благоприятной для образования туманов число дней с туманом в 2... 2,5 разе больше, чем в городе.

Дымка в Ленинграде наблюдается значительно чаще, чем туман. Она отмечается в среднем за год каждый второй день (табл. 68) и может быть не только продолжением тумана при его рассеянии, но и возникать как самостоятельное атмосферное явление. Горизонтальная видимость при дымке в зависимости от ее интенсивности составляет от 1 до 10 км. Условия для образования дымки такие же. как и для туман,. поэтому чаше всего она возникает в холодное полугодие (62 % общего числа дней с дымкой). Ежемесячно в это время может быть 17... 21 день с дамкой, что превышает число дней с туманом в пять раз. Меньше всего дней с дымкой в мае-июле, когда число дней с ними не превышает 7... 9. В Ленинграде дней с дымкой отмечается больше, чем в прибрежной полосе (Лисий Нос, Ломоносов), и почти столько же, сколько в возвышенных пригородных районах, удаленных от залива (Воейково, Пушкин и др.) (табл. б8).

Продолжительность дымки в Ленинграде довольно большая. Ее суммарная длительность за год составляет 1897 ч (табл. 69) и в зависимости от времени года значительно меняется. В холодный период продолжительность дымки в 2,4 раза больше, чем в теплый, и составляет 1334 ч. Больше всего часов с дымкой в ноябре (261 ч), а меньше всего-в мае-июле (52... 65ч).

6.4. Гололедно-изморозевые отложения.

Частые туманы и выпадение жидких осадков в холодный период года способствуют появлению отложений льда на деталях сооружений, телевизионных и радиомачтах, на ветвях и стволах деревьев и т. д.

Отложения льда различаются по своей структуре и внешнему виду, но практически выделяют такие виды обледенения, как гололед, изморозь, отложение мокрого снега и сложное отложение. Каждое из них при любой интенсивности существенно осложняет работу многих отраслей городского хозяйства (энергосистем и линий связи, садово-паркового хозяйства, авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта), а при значительных размерах относится к числу опасных атмосферных явлений.

Исследование синоптических условий образования обледенений на Северо-Западе Европейской территории СССР, в том числе и в Ленинграде , показало, что гололед и сложное отложение имеют в основном фронтальное происхождение и наиболее часто связаны с теплыми фронтами. Образование гололеда возможно и в однородной воздушной массе, но случается это редко и процесс обледенения здесь протекает обычно медленно. В отличие от гололеда изморозь является, как правило, внутримассовым образованием, которое возникает чаще всего в антициклонах.

Наблюдения над обледенением ведутся в Ленинграде визуально с 1936 г. Кроме них, с 1953 г. проводятся наблюдения за гололедно-изморозевыми отложениями на проводе гололедного станка. Помимо определения вида обледенений эти наблюдения включают измерение размера и массы отложений, а также определение стадий роста, устойчивого состояния и разрушения отложений от момента их появления на гололедном станке до полного исчезновения.

Обледенение проводов в Ленинграде происходит в период с октября по апрель. Даты образования и разрушения обледенения для различных видов указаны в табл. 70.

За сезон в городе бывает в среднем 31 день с обледенением всех видов (см. табл. 50 приложения). Однако в сезон 1959-60 г. число дней с отложениями почти в два раза превысило среднее многолетнее значение и было наибольшим (57) за весь период инструментальных наблюдений (1963-1977 гг.). Были и такие сезоны, когда гололедно-изморозевые явления отмечались сравнительно редко, по ]б... 17 днем за сезон (1964-65, 1969-70, 1970-71 гг.).

Чаще всего обледенение проводов происходит в декабре-феврале с максимумом а январе (10,4 дня). В эти месяцы обледенение бывает почти ежегодно.

Из всех видов обледенения в Ленинграде наиболее часто отмечается кристаллическая изморозь. В среднем за сезон с кристаллической изморозью бывает 18 дней, но в сезон 1955-56 г. число дней с изморозью достигло 41. Значительно реже, чем кристаллическая изморозь, наблюдается гололед. На него приходится всего восемь дней за сезон и лишь в сезоне 1971-72 г. отмечено 15 дней с гололедом. Остальные виды обледенения встречаются сравнительно редко.

Обычно обледенение проводов в Ленинграде продолжается менее суток и лишь в 5 °/о случаев длительность обледенения превышает двое суток (табл. 71). Дольше других отложений (в среднем 37 ч) на проводах удерживается сложное отложение (табл. 72). Длительность гололеда обычно составляет 9 ч,но в декабре 1960 r. гололед наблюдался непрерывно в течение 56 ч. Процесс нарастания гололеда в Ленинграде длится в сред-нем около 4 ч. Самая большая непрерывная продолжительность сложного отложения (161 ч) отмечена в январе 1960 г., а кристаллической изморози - в январе 1968 г. (326 ч) .

Степень опасности обледенения характеризуется не только частотой повторения гололедно-изморозевых отложений и дли-тельностью их воздействия, но и величиной отложения, под которой понимаются размеры отложения по диаметру (большому в малому) и масса. С увеличением размеров и массы отложений льда растет нагрузка на различного рода сооружения, а при проектировании воздушных линий электропередачи и связи, как известно, гололедная нагрузка является основной и занижение ее приводят к частым авариям на линиях. В Ленинграде, по данным наблюдений на гололедном станке, размеры п масса гололедно-изморозевых отложений обычно небольшие. Во всех случаях в центральной части города диаметр гололеда не превышал 9 мм с учетом диаметра провода, кристаллической изморози - 49 мм, . сложного отложения - 19 мм. Максимальная масса, отнесенная к метру провода с диаметром 5 мм, составляет всего 91 г (см. табл. 51 приложения). Практически важным является знание вероятностных значений гололеднsх нагрузок (возможных один раз в заданное число лет). В Ленинграде на гололедном станке один раз в 10 лет нагрузка от гололедно-изморозевых отложений не превышает 60 г/м (табл. 73), что соответствует району I гололедности согласно работе .


Фактически образование гололеда и изморози на реальных объектах и на проводах действующих линий электропередачи и связи не полностью соответствует условиям обледенения на гололедном станке. Эти различия определютсяпрежде всего высотой расположения объема п проводов, а также рядом тех-ппчесгагх особенностей (конфигурацией и размером объема,
структурой его поверхности, для воздушных линий-диаметром провода, напряжением электрического тока и r. п.). По мере увеличения высоты в нижнем слое атмосферы образование гололеда и изморози, как правило, протекает гораздо интенсивнее, чем на уровне гололедового станка, а размеры и масса отложений с высотой растут. Поскольку в Ленинграде непосредственные измерения величины гололедно-изморозевых отложений на высотах отсутствуют, гололедная нагрузка в этих случаях оценивается различными расчетными методами.

Так, с использованием данных наблюдений по гололедному станку были получены максимальные вероятностные значения гололедных нагрузок на провода действующих воздушных линий электропередачи (табл. 73). Расчет выполнен для провода, который наиболее часто применяется при строительстве линий (диаметр 10 мм на высоте 10 м). Из табл. 73 видно, что в климатических условиях Ленинграда один раз в 10 лет максимальная гололедная нагрузка на такой провод составляет 210 г/м, и превышает значение максимальной нагрузки той же вероятности на гололедном станке более чем в три раза.

Для высотных сооружений и конструкций (выше 100 м) максимальные и вероятностные значения гололедных нагрузок были рассчитаны на основании данных наблюдений за облаками нижнего яруса и температурно-ветровыми условиями на стандартных аэрологических уровнях (80) (табл. 74). В отличие от облачности переохлажденные жидкие осадки играют весьма незначительную роль ля образования гололеда и изморози в нижней слое атмосферы на высоте 100... 600 м и в расчет не принимались. Из приведенных в табл. 74 данных следует, что в Ленинграде на высоте 100 м нагрузка от гололедно-изморозевых отложений, возможная один раз в 10 лет, достигает 1,5 кг/м, а на высоте 300 и 500 м превосходит это значение в два и в три раза соответственно. Такое распределение гололедных нагрузок по высотам вызвано тем, что с высотой увеличивается скорость ветра и продолжительность существования облаков нижнего яруса и в связи с этим растет количество наносимых на предмет переохлажденных капель.

В практике строительного проектирования, однако, для расчета гололедных нагрузок используется особый климатический параметр - толщина стенки гололеда . Толщина стенка гололеда выражается в милиметрах и относится к отложению льда цилиндрической формы при его наибольшей плотности (0,9 г/см 3). Районирование территории СССР по гололедности в действующих нормативных документах выполнено также для толщины стенка гололеда, но приведенной к высоте 10 м и
к диаметру провода 10 мм, при повторяемости такт отложений один раз в 5 и 10 лет. Согласно этой карте, Ленинград относится к слабогололедному району I, в котором с указанной вероятностью могут быть гололеднo-изморозевые отложения, соответствующие толщине стенки гололеда 5 мм. для перехода к другим диаметрам провода, высотам и к другой повторяемости вводятся соответствующие коэффициенты.

6.5. Гроза и град

Гроза - атмосферное явление, при котором между отдельными облаками или между облаком и землей возникают многократные электрические разряды (молния), сопровождающиеся громом. Молнии могут вызвать пожар, нанести различного рода повреждения линиям электропередача и связи, но особенно они опасны для авиации. Грозы часто сопровождаются такими не менее опасными для народного хозяйства явлениями погоды, как шквалистый ветер я интенсивные ливневые осадки, а в отдельных случаях град.

Грозовая деятельность определяется процессами атмосферной циркуляции и в значительной мере местными физико-географическими условиями: рельефом местности, близостью водоема. Она характеризуется числом дней с грозой близкой и отдаленной и продолжительностью гроз.

Возникновение грозы связано с развитием мощных кучево-дождевых облаков, с сильной неустойчивостью стратификации воздуха при высоком влагосодержании. Различают грозы, которые образуются на поверхности раздела между двумя воздушными массами (фронтальные) и в однородной воздушной массе (внутримассоовые или конвективные). Для Ленинграда характерно преобладание фронтальных гроз, в большинстве случаев возникающих их на холодных фронтах, и только в 35 % случаев (Пулково) возможно образование конвективных гроз, чаще всего летом. Несмотря на фронтальное происхождение гроз летний прогрев имеет существенное дополнительное значение. Чаще всего грозы возникают в послеполуденные часы: в период от 12 до 18 ч на них приходится 50 % всех дней. Наименее вероятны грозы в период от 24 до 6 ч.

Представление о числе дней с грозой в Ленинграде дает табл. 75. 3а год в центральной части города насчитывается 18 дней с грозой, в то время, как на ст. Невская, расположен-ной в черте города, но ближе к Финскому Заливу, число Дней уменьшается до 13, так же как в Кронштадте и Ломоносове. Такая особенность объясняется влиянием летнего морского бриза, приносящего днем относительно прохладный воздух и препятствующего образованию мощных кучевых облаков в непосредственной близости от залива. Даже сравнительно небольшое повышение местности и удаленность от водоема приводят к увеличению числа дней с грозой в окрестностях города до 20 (Воейково, Пушкин) .

Число дней с грозой - величина очень изменчивая и во времени. В 62 %о случаев число дней с грозой за отдельный год отклоняется от средней многолетней на ±5 дней, в 33 %о - на ±6... 10 дней и в 5 % - на ±11... 15 дней. В некоторые годы количество грозовых дней почти вдвое превышает среднее многолетнее значение, но бывают и такие годы, когда грозы в Ленинграде отмечаются крайне редко. Так, в 1937 г. наблюдалось 32 дня с грозой, а в 1955 г. их было всего лишь девять.

Наиболее интенсивно грозовая деятельность развивается с мая по сентябрь. Особенно часты грозы в июле, число дней с ними достигает шести. Редко, один раз в 20 лет, грозы возможны в декабре, но ни разу они не отмечались в январе и феврале.

Ежегодно грозы наблюдаются только в июле, а в 1937 г. число дней с ними в этом месяце составило 14 и было наибольшим за весь период наблюдений. В центральной части города и в августе грозы бывают ежегодно, но в районах, расположенных на побережье залива, вероятность возникновения гроз составляет в это время 98 %о (табл. 76) .

С апреля по сентябрь число дней с грозой в Ленинграде изменяется от 0,4 в апреле до 5,8 в июле, а средние квадратические отклонения при этом имеют значения 0,8 и 2,8 дней соответственно (табл. 75).

Общая продолжительность гроз в Ленинграде составляет в среднем 22 ч за год. Наиболее длительными обычно бывают летние грозы. Наибольшая суммарная за месяц продолжительность гроз, равная 8,4 ч, приходится на июль. Наиболее кратковременные являются весенние и осенние грозы.

Отдельная гроза в Ленинграде длится непрерывно в среднем около 1 ч (табл. 77). Летом увеличивается до 10... 13% повторяемость гроз длительностью более 2 ч (табл. 78), а самые длительные отдельные грозы - более 5 ч - отмечены в июне 1960 и 1973 гг. Летом в течение суток самые продолжительные грозы (от 2 до 5 ч) наблюдаются днем (табл. 79).

Климатические параметры гроз по данным статистических визуальных наблюдений в точке (на метеостанциях радиусом обзора примерно 20 км) дают несколько заниженные характеристики грозовой деятельности по сравнению со значительными по площади районами. Принято, что летом число дней с грозой в пункте наблюдения примерно в два-три раза меньше, чем на территории радиусом 100 км, и примерно в три-четыре раза меньше, чем на территории радиусом 200 км.

Наиболее полную информацию о грозах на площадях радиусом 200 км дают инструментальные наблюдения радиолокационных станций. Радиолокационные наблюдения позволяют заблаговременно за один-два часа до подхода грозы к станции выявить очаги грозовой деятельности, а также проследить за их перемещением и эволюцией. Причем надежность радиолокационной информации достаточно велика.

Например, 7 июня 1979 г. в 17 ч 50 мин радиолокатор МРЛ-2 Информационного центра погоды зафиксировал на расстоянии 135 км к северо-западу от Ленинграда грозовой очаг, связанный с тропосферным фронтом. Дальнейшие наблюдения показала, что этот грозовой очаг перемещается со скоростью около 80 км/ч в направлении к Ленинграду. В городе начало грозы было отпечено визуально через полтора часа. Наличие радиолокационных данных позволило заблаговременно предупредить об этом опасном явлении заинтересованные организации (авиацию, электросеть и др.).

Град выпадает в теплое время года из мощных облаков конвекции при большой неустойчивости атмосферы. Он представляет собой осадки в виде частичек плотного льда различных размеров. Наблюдается град только при грозах, обычно во время. ливней. В среднем из 10... 15 гроз одна сопровождается выпадением града.

Нередко град причиняет большой ущерб садово-парковому хозяйству и сельскому хозяйству пригородной зоны, повреждая посевы, плодовые и парковые деревья, огородные культуры.

В Ленинграде выпадение града - явление редкое, кратковременное и носит местный локальный характер. Размер градин в основном небольшой. Случаев с выпадением особо опасного града диаметром 20 мм и более по наблюдениям метеостанций в самом городе не отмечено.

Образование градовых облаков в Ленинграде, как и гроз, связано чаще с прохождением фронтов, в основном холодных,и реже с прогревом воздушной массы от подстилающей поверхности.

За год наблюдается в среднем 1,6 дня с градом, а в отдельные годы возможно увеличение до 6 дней (1957 г.). Наиболее часто в Ленинграде град выпадает в июне и сентябре (табл. 80). Наибольшее число дней с градом (четыре дня) отмечено в мае 1975 г. н июне 1957 г.


В суточном ходе выпадение града происходит преимущественно в послеполуденные часы с максимумом повторяемости от 12 до 14 ч.

Период выпадения града составляет в большинстве случаев от нескольких минут до четверти часа (табл. 81). Выпавшие градины обычно быстро тают. Лишь в отдельных редких случаям продолжительность выпадения града может достигать 20 мин и более, при этом в пригородах и окрестностях она больше, чем в самом городе: так, в Ленинграде 27 июня 1965 г. град выпадал в течение 24 мин, в Воейково 15 сентября 1963 г.- 36 мин с перерывами, а в Белогорке 18 сентября 1966 г.- 1 ч с перерывами.

2 вариант 1. У подножия горы АД составляет 760 мм рт.ст. Каким будет давление на высоте 800 м: а) 840 мм рт. ст.; б) 760 мм рт. ст.; в) 700 мм рт. ст.;

г) 680 мм рт. ст. 2. Средние месячные температуры высчитываются: а) по сумме среднесуточных температур; б) делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце; в) от разницы сумы температур предыдущего и последующего месяцев. 3. Установите соответствие: давление показатели а) 760 мм рт. ст.; 1) ниже нормы; б) 732 мм рт. ст.; 2) нормальное; в) 832 мм рт. ст. 3) выше нормы. 4. Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности является: а) удаленность от Солнца; б) шарообразность Земли; в) мощный слой атмосферы. 5. Суточная амплитуда – это: а) общее количество показателей температуры в течение суток; б) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в течение суток; в) ход температур в течение суток. 6. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление: а) гигрометра; б) барометра; в) линейки; г) термометра. 7. Солнце бывает в зените на экваторе: а) 22 декабря; б) 23 сентября; в) 23 октября; г) 1 сентября. 8. Слой атмосферы, где происходят все погодные явления: а) стратосфера; б) тропосфера; в) озоновый; г) мезосфера. 9. Слой атмосферы, не пропускающий ультрафиолетовые лучи: а) тропосфера; б) озоновый; в) стратосфера; г) мезосфера. 10. В какое время летом при ясной погоде наблюдается наименьшая температура воздуха: а) в полночь; б) перед восходом Солнца; в) после захода Солнца. 11. Высчитайте АД горы Эльбрус. (Высоту вершин найдите на карте, АД у подножия горы возьмите условно за 760 мм рт. ст.) 12. На высоте 3 км температура воздуха = - 15 ‘C, чему равна температура воздуха у поверхности Земли: а) + 5’C; б) +3’C; в) 0’C; г) -4’C.

1 вариант Установите соответствие: давление показатели а) 749 мм рт.ст.;

1) ниже нормы;

б) 760 мм рт.ст.; 2) нормальное;

в) 860 мм рт.ст.; 3) выше нормы.

Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха

называется:

а) давлением; б) движением воздуха; в) амплитудой; г) конденсацией.

3. Причиной неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли

является:

а) удаленность от солнца; б) шарообразность;

в) разная мощность слоя атмосферы;

4. Атмосферное давление зависит от:

а) силы ветра; б) направления ветра; в) разницы температуры воздуха;

г) особенностей рельефа.

Солнце бывает в зените на экваторе:

Озоновый слой расположен в:

а) тропосфере; б) стратосфере; в) мезосфере; г) экзосфере; д) термосфере.

Заполните пропуск: воздушной оболочкой земли является - _________________

8. Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:

а) на полюсах; б) в умеренных широтах; в) на экваторе.

Расположите этапы нагрева в правильной последовательности:

а) нагрев воздуха; б) солнечные лучи; в) нагрев земной поверхности.

В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура

воздуха: а) в полдень; б) до полудня; в) после полудня.

10. Заполните пропуск: при подъёме в горы атмосферное давление…, на каждые

10,5 м на ….мм рт.ст.

Высчитайте атмосферное давление г. Народная. (Высоту вершин найдите на

карте, АД у подножия гор возьмите условно за 760 мм рт.ст.)

В течение суток были зафиксированы следующие данные:

max t=+2’C, min t=-8’C; Определите амплитуду и среднесуточную температуру.

2 вариант

1. У подножия горы АД составляет 760 мм рт.ст. Каким будет давление на высоте 800 м:

а) 840 мм рт. ст.; б) 760 мм рт. ст.; в) 700 мм рт. ст.; г) 680 мм рт. ст.

2. Средние месячные температуры высчитываются:

а) по сумме среднесуточных температур;

б) делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце;

в) от разницы сумы температур предыдущего и последующего месяцев.

3. Установите соответствие:

давление показатели

а) 760 мм рт. ст.; 1) ниже нормы;

б) 732 мм рт. ст.; 2) нормальное;

в) 832 мм рт. ст. 3) выше нормы.

4. Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности

является: а) удаленность от Солнца; б) шарообразность Земли;

в) мощный слой атмосферы.

5. Суточная амплитуда – это:

а) общее количество показателей температуры в течение суток;

б) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в

течение суток;

в) ход температур в течение суток.

6. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление:

а) гигрометра; б) барометра; в) линейки; г) термометра.

7. Солнце бывает в зените на экваторе:

2) что можно изобразить на плане местности?
а пришкольный участок
б океан
в Крымский полуостров
г материк
3) какие из перечисленных объектов обозначаются на плане местности линейными знаками?
а реки,озёра
б границы, пути сообщения
в населённые пункты, вершины гор
г полезные ископаемые, леса
4) в каких пределах измеряется географическая широта?
а 0-180"
б 0-90"
в 0-360"
г 90-180"

В конце мая в Норильске очень часто наблюдается низкая облачность. Вернее, обычно она там целый месяц стоит, и лишь изредка наблюдается ее повышение.
Попробуй-ка принять решение на вылет при таком вот прогнозе, что никаких гарантий не дает, «фифти-фифти»... а, приняв решение, попробуй еще зайти и сесть.

Вот в такой момент повышения облачного покрова удалось нам прорваться в Норильск из Краснодара-Уфы. Давали нижний край 80 метров; зашел я и сел в автоматическом режиме, то есть, только последние 15 секунд перед касанием крутил руками после отключения автопилота. Спина сухая. Увидел в облачных разрывах землю где-то на высоте метров 70, полоса прямо перед носом. После пробега я сообщил диспетчеру старта, как положено, высоту нижнего края: «80 метров». Это на всякий случай: вдруг у заходившего следом за мной борта минимум капитана 80х1000, так чтоб его диспетчер не угнал на запасной, дал сесть тоже.
Сцепление давали 0,3 – предельно допустимое, но ветерок дул строго по полосе; я попытался по бабаевской методике протянуть машину вдоль «пупка», подведя чуть пониже и огибая перегиб полосы, но не унюхал, чуть перелетел его, и машина ощутимо коснулась, с перегрузкой 1,2. Нет, не всегда, далеко не всегда удаются мне бабаевские посадки.
Торможение на пробеге было вполне нормальное, и я успокоил встревоженного руководителя полетов, зашедшего в АДП узнать от экипажа о состоянии полосы. У него тележка, замеряющая сцепление, дала в двух местах меньше допустимого: 0,28, и парень интересовался, соврала или нет, – ему ж за этот коэффициент отвечать, случись, не дай бог, если кто-то выкатится с полосы.
Ну, соврала, соврала, успокойся. Не закрываться же по этой, случайно проскочившей цифре. Тут надо успеть побольше бортов принять, пока нижний край облачности приемлемый. Да еще пока какой-нибудь сильно честный летчик не ляпнет в эфир, что, мол, низкая облачность стала уж очень низкая. Тогда придется закрыться. Вернее – дать в метеоинформацию данные о нижнем крае, что он хуже минимума аэродрома; и пусть капитаны решают сами.
Север есть Север. В Заполярье молодых допускают летать лишь тогда, когда капитан уже наберется опыта принятия стандартных решений и укрепит нервы для принятия решений нестандартных.
Через час облачность понизилась до 30 метров. Кто знает Алыкель, тот не удивится. Место высокое, и обычная для Севера в это время низкая (80-100м) облачность, с лохматым нижним краем, часто касается земли на этом пупке. Поэтому, если в циркуляре услышишь «слоистая 120 метров», то следует заведомо ожидать в течение получаса колебания: от «пять баллов разорванно-слоистая 80» до «туман 200, вертикальная видимость 30» – то есть, до земли. А через двадцать минут опять: «10 баллов слоистая 80», потом «7 баллов 120»; а там снова, через каждые пять минут: «разорванно-слоистая 80»; «дымка 1100»; «туман 700»; «туман 200, вертикальная 30»... Клубящаяся, разлохмаченная нижняя кромка протаскиваетсятся над взлетно-посадочной полосой, цепляя ее по два-три раза за час, и тут же уносится, а через полчаса снова понижается, и снова свистопляска цифр в эфире. Норильск верен своей нелестной репутации.
И мы, летающие на Север по несколько раз в месяц, десятилетиями, постоянно и чаще чем куда-либо, – не дергаемся, не нервничаем, а ждем судьбы; правда, постаравшись перед рейсом всякими правдами и неправдами заначить в баках тонны полторы керосину – на полет в зоне ожидания.

Подписали задание на Красноярск и сидели в самолете, ожидая загрузку. Нам хорошо было видно, как перед торцом полосы, на высоте 30-40 метров, вываливается из хмурой ваты серых облаков то пузатый Ил-86, то юркий «туполенок», то наш красавец Ту-154. Аэропорт спокойно работал. Как ты докажешь, на какой высоте капитан установил визуальный контакт с земными ориентирами. После пробега он докладывает нижний край: положенные «70 метров». Ну, сел же, значит, и правда, видел землю.
На глазах появилась дымочка; узкая полоска света между кромкой облаков и горизонтом размылась, потускнела, посерела – и вот уже видно только вблизи, как будто запотели стекла, и вот уже туманчик... туман идет стеной!
Через пять минут туман стеной уже унесло, узкая полоска света прояснялась на глазах, и над торцом нижний край приподнялся метров до тридцати. По радиостанции слышно было, что на кругу два борта, заходят один за другим. Диспетчер давал борту, висящему на глиссаде, удаление: 2000, 1000, 500 – никого не видно... а ведь у него на удалении 500 высота должна быть 30...
Вдруг над торцом образовалось какое-то уплотнение, тень, мелькнули вроде колеса – и вновь скрылись в туманной кромке: борт ушел на второй круг. Не выдержали нервы. По радио слышно было номер борта: 85600 с хвостиком – «эмка»; а «эмки» только у москвичей...
За ним заходил другой борт; снова: удаление 2000, 1000, 500... тишина, секунды, – и вывалился прямо над торцом, чуть с перелетом, по продолженной глиссаде, сел, молодец. Доложил посадку и дал нижний край... 60 метров! Это в Норильске-то, где минимум 70х900! Талона не жалко, что ли... эх, ошибся в запарке. Ну, тут уж, когда прибежит капитан на вышку, диспетчера решат, что с ним делать.
Ага, опомнился, дал поправку: «Конечно же, семьдесят! Семьдесят нижний край!» Все облегченно вздохнули: ясное дело – напряжение, сложная посадка, тут любой ошибется... в конце-то пробега уже. А раз сел – победителей не судят. Ну, а москвича тут же угнали на запасной. «Не умешь кой-где ушам шевелить – не фиг лезти» – как говорят у нас в Сибири.
Норильские диспетчера хорошо разбираются, кто «умет ушам шевелить», а кто нет. Красноярским капитанам доверяют, их пофамильно знают. Да и москвичей тоже, кто туда давно летает.

Казалось, с чего бы это восхищаться «нарушениями» минимума мне, профессионалу, который как никто другой должен... и пр.
Да глупости все это. Экипажи в полной мере реализуют свое мастерство, свои резервы, проскальзывая в захлопывающееся окно строгого северного аэродрома. Здесь такая работа – норма. И то еще: ветер по полосе в Алыкеле – редкость; да и видимость под облаками нынче более десяти километров – роскошь... И чего б тут дергаться: сиди, сильно не крути штурвал, держи стрелки в центре и жди; полоса все равно откроется. Система работает отлично, диспетчер квалифицированно следит по посадочному локатору, изредка подсказывает, и ему еще от входа в глиссаду видно, кто как ее держит, кто как «ушам шевелит». Директорные стрелки выведут тебя точно на полосу... только надо уметь их держать в центре. Ну, сядешь для гарантии чуть с перелетом, так полоса-то 3700... более чем достаточно, со встречным ветром-то.
Все дело в нервах. Тот самый удар в лицо, когда торец распахнется прямо перед глазами... некоторые ждут его с волнением у грудях, не дожидаются, а страх нарушить тот условный минимум, ту цифру, которую выдумали и установили для среднего летчика в уютном кабинете на Ленинградском проспекте – этот страх накладывается на страх удара в лицо... И человек, дрогнув, не выдерживает тяжести бесконечных секунд, когда земли вроде и не видно, и вроде уже что-то там шевелится под носом машины... а-а! – взлетный! уходим! Переламывает траекторию и уходит... успев в последний момент увидеть прямо под носом огни торца и кляня себя за слабое очко... Но – все, брат, здесь тебе не там.
А ведь зашел-то как по ниточке!
Ничего, Север тебя проверит на прочность, а если бог укрепит твой дух – то в Заполярье и мастерство отполируешь. Или уходи. Казни себя, если способен.
По мне, так труднее заходить при плохой видимости, когда в поле зрения сначала вплывает лишь пятно размытых огней, а за ним, кроме зеленых огней торца в клубящемся черном колодце полосы, больше ничего и не видно, – вот где трудность: определить, параллельно ли осевой линии ты идешь, когда той линии не видать. Ты должен верить, что шел строго параллельно ей, по крайней мере, с момента, когда это пятно огней увидел краем зрения. В этом – твое мастерство, а в сознании мастерства куется твое мужество северного летчика.
И вот, зацепившись глазом за торец, но все равно продолжая пилотировать по стрелкам, которым должен безусловно верить, я говорю экипажу:
– Садимся, ребята!
Мы сядем, и красиво сядем, в этой круговерти. Потому что у нас далеко позади – и тот страх, и та внутренняя борьба, и та тренировка себя на полярного ездового пса, что реализуется сейчас незаметными со стороны миллиметровыми движениями штурвала. Все это – далеко в прошлом. Сейчас я способен осмыслить явление, которое молодому кажется бесконечными секундами страдания... и – взлетный режим! Что ж, брат, каждый из нас, Капитанов, должен сам пройти этот путь по тропе мужества, долгий и нелегкий.

Пассажиру, едва успевшему заметить, что в туманном окне на секунду посветлело и... катимся? – вот ему-то, ревнителю законов, невозможно понять, что нарушения... нет. Просто он смотрел в сторону, а я – вперед. И по множеству признаков, которые недоступны пониманию нетренированного человека, профессионал принял и реализовал решение. Неплохо получилось, не правда ли?
А пенсию в старости мне назначат, в общем-то, такую же, как и пассажиру.

Мне довелось быть свидетелем последствий ошибки экипажа, не сумевшего выполнить посадку в подобных условиях и своими руками загнавшего себя в угол, где за непрофессионализм его наказала сама Смерть.
Мы шли двумя бортами друг за другом в открывшийся после циклона Норильск. И после Туруханска нам неожиданно дали команду на посадку в Игарке: Норильск закрылся, там вроде бы выкатился на посадке Ан-12.
Пришлось садиться в Игарке. Сразу за нами на перрон зарулил только что вырвавшийся из Алыкеля Як-40, и капитан в АДП рассказал, что при заходе на посадку пропал Ан-12, ищут, упал где-то в районе аэродрома.
Часа через два нам разрешили перелететь в Алыкель, предупредив, что где-то там, в районе полосы, под низкой облачностью, лежит большой самолет, повнимательнее.
Что переживает экипаж, заходящий на посадку над еще теплыми телами своих небесных братьев, я описывать не буду. Погода была на пределе, но нам удалось проскользнуть сквозь открывшееся окно. На посадке все были собраны, ожидая всяких сюрпризов от посадочной системы, радиолучи которой, возможно, отражаются от упавшего вблизи самолета; но, вывалившись из облаков над торцом открывшейся во всю длину бетонки, мы его не увидели.
К этому времени разбитую машину уже нашли; все тела с найденного самолета были собраны, навалом погружены в грузовик спасателей, и он стоял в дальнем углу перрона. Кто-то из моих ребят сходил туда со знакомым работником службы безопасности, посмотрел. Я такого уже насмотрелся раньше и не пошел с ними: берег нервы.

Второй пилот из этого экипажа остался в живых. По его бессвязному рассказу и по косвенным признакам, в основном, и была потом восстановлена картина катастрофы. «Черные ящики» оказались неисправными, записей параметров полета и переговоров экипажа не сохранилось.
Они заходили на родной аэродром при сложных, но привычных метеорологических условиях. Северных ребят низкой облачностью не испугать... Уж как они выдерживали параметры полета, где у них были те стрелки, этого никто не узнает. Но траектория захода тяжелого четырехмоторного грузового самолета получилась таким зигзагом, что, вывалившись из низких облаков, они увидели полосу в стороне.
В такой ситуации надо уходить на второй круг, потому что положение самолета – непосадочное. Но тот, кто пилотировал самолет, принял решение сесть во что бы то ни стало и стал энергично доворачивать на полосу. Может быть, в этот момент низкая облачность снова закрыла торец, а может, подошел предел безопасной изворотливости машины, – во всяком случае, стало ясно, что никак не попасть на полосу, а если попасть – то по диагонали, и неизбежно выкатывание.
Скорость тем временем падала; экипаж, все внимание которого было сконцентрировано на визуальном маневре доворота на полосу, потерял контроль над стрелками, и самолет вышел на режим сваливания. В процессе разворота до капитана дошло, что сейчас упадут, и был дан взлетный режим... Поздно: самолет свалился на левое крыло на малой высоте, по диагонали, на полосу, с таким креном, что чиркнул законцовкой крыла по бетону. Но двигатели набрали мощность, машина, ударившись колесами о бетон, отскочила, и в четыре руки было реализовано желание пилотов уйти в небо. Этот взлет был, уж точно, последним. Самолет на остатках скорости задрал нос, ушел в облака, потерял скорость еще раз, свалился, теперь уже на правое крыло, и упал в ложбину в полукилометре справа от полосы. Он и сейчас там лежит – как памятник человеческому непрофессионализму и самоуверенности братьев моих небесных...
Я и тогда, и теперь не могу понять: как можно так безрассудно и самоуверенно, так небрежно и бесконтрольно пилотировать в условиях минимума погоды?
Спросить бы у оставшегося в живых второго пилота... да он калека. Смерть его пощадила, судьба изувечила. Только ли судьба?
Да и... язык не повернется спросить. Есть вещи, о которых летчик летчика никогда не спросит.

В последнее время в СМИ очень уж муссируется тема полетов в условиях грозовой деятельности, и обсасываются связанные с нею катастрофы. А ведь мы грозы обходим всего три, ну, четыре месяца в году, а летаем в условиях Севера как минимум, восемь месяцев. Да, страшнее грозы ничего нет. Но чуть, может, «на вот столько», менее опасно чем в грозу – летать в условиях обледенения, заходить на посадку при низкой облачности, в сильный боковой ветер, при низком коэффициенте сцепления, в тумане, в горах.
Такова летная работа. И если кое-кто ничтоже сумняшеся предлагает при появлении по курсу грозы – немедленно возвращаться, то давайте уж вернемся, если в нашем полете будут присутствовать и другие опасные метеорологические явления.

А лучше – забетонировать самолеты на стоянках намертво.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то