Как вернуть интерес к жизни: советы психолога. Что плохого в школьных оценках

Почему

ваш ребёнок

потерял интерес к учёбе?

Уважаемые родители первоклассников! Вопрос об учебной мотивации школьников волнует многих из Вас. Ваше беспокойство понятно. Ведь от того, насколько ребёнок с самого начала своей учебной деятельности будет заинтересован в получении новых знаний, зависит его успешность и самореализация в будущей взрослой жизни. В сегодняшней статье мы поговорим о причинах, которые могут вызвать потерю интереса к учёбе.

Итак, причина первая – ребёнок привык только к игровой форме занятий. Первокласснику трудно освоить обязательный предмет, если его изучение не столь интересно, как ему бы хотелось. Многие школьники склонны получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены. В противном случае интерес к школе у таких учеников заметно угасает уже на начальном этапе обучения. Заканчивается это тем, что любознательный по природе своей и способный ребёнок надолго попадает в разряд троечников.

Причина вторая – индивидуальные особенности психики ребёнка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче. Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ , так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверенны в себе, несмотря на ярко выраженную способность образно представлять информацию об окружающей действительности. Таким образом, если учитель не принимает во внимание то, каким способом ученик перерабатывает информацию, последний может потерять интерес к учёбе.

Причина третья – индивидуальные особенности личности ребёнка. Нервная система каждого ученика по-разному реагирует на проблему решения задачи. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению. Они тянут руку и пытаются ответить на вопрос учителя, даже не дослушав его до конца. Даже если они отвечают неправильно, учителя хвалят их за то, что они принимают активное участие на уроке. Флегматики и меланхолики, скорее, не станут выкрикивать мгновенно пришедшее на ум решение задачи, они медленно, тихо и спокойно придут к верному ответу на вопрос. Но большинству учителей импонируют более активные ученики, которых они постоянно хвалят. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут всё сделать быстро, как холерик, и аккуратно, как хочется такому ребёнку. В результате возникающей соревновательности у детей со слабым типом нервной системы снижается самооценка.

Причина четвёртая – особенности воспитания ребёнка в семье. Если родители предъявляют жёсткие требования к поведению дошкольника (особенно до трёх лет), то в школе такой ученик воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждёт наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. А независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Причина пята я – ребёнка может не устраивать организация учебной среды, начиная от слишком большого (или малого) количества соучеников до художественных элементов оформления класса.
Мы рассказали об основных причинах, которые могут спровоцировать у первоклассника потерю интереса к учёбе. Но это далеко не полный перечень. У вашего ребёнка могут быть другие причины. Поэтому каждый конкретный случай должен быть изучен психологом и педагогом школы. Не оттягивайте свой визит к специалистам. Без их помощи вам не обойтись.

Понять и помочь

Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст - дескать, не привык, маленький; что-то - на воспитание; что-то - на нежелание. Так упускается очень важный момент - начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью... Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.

На трудности обучения письму и чтению мы обращаем особое внимание именно потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель – двойкой (прим. - у нас начинают ставить оценки только во втором классе) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится...» А раз никогда, то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - может еще больше испортить дело. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть ненамеренно...) укоряющим взглядом, интонацией, жестом. Тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругаю, но ведь не вертеться-то на уроке может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете - за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял, как решить пример. Смысл один - меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех...

Вы, наверное, уже поняли: вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при одинаковых причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен. Например, у детей с недостатками звуко-буквенного анализа будут при письме не только ошибки в виде замен отдельных букв, перестановок, слияния предлогов, но и плохо сформированный почерк, замедленное письмо. Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: дети будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит, плохо понимать смысл фразы и текста.
Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самому прочесть и понять условие задачи.

Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами - безусловно, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте. Очень часто весь комплекс школьных трудностей возникает словно бы и без особой причины, а просто потому, что ребенку не по силам темп и интенсивность работы класса. А в своем индивидуальном темпе ребенок прекрасно работает! Увы, у учителя на уроке далеко не всегда есть время помогать такому ребёнку и поддерживать его темп работы.

Что же могут родители, если все же появились школьные трудности?

Первое - не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе - вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться - взрослый, а виноват - ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто - ребенка...

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» - уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Что нужно еще учитывать при приготовлении домашних заданий? Ребенок только в редких случаях будет знать, что ему задано. Но за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, когда в классе шумно, а ребенок уже устал и не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне говорит, что им ничего не задали. Или он еще не умеет записать задание, не успевает - и стыдится в этом признаться.

Что можно сделать? Справьтесь о домашнем задании у школьного друга, расскажите ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!).

При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха.

Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. И не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» (одна мама с гордостью сказала нам: «Если нужно,
то работаем до одиннадцати, а иногда и позже») сделать все домашние задания.

Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается. Только, пожалуйста, не используйте в качестве награды деньги.

Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Об этом подробно рассказывается в специальной статье. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! (Прим. Не могу полностью согласиться с этим пунктом. Думается, что полчаса занятий ежедневно на каникулах не повредит ребёнку. Главное – чтобы занятия приносили радость или, по крайней мере, не огорчали. Нужно давать ребёнку несложные задания, с обязательным успехом в их выполнении. Помогать, но внушать, что он сам сделал. Как правило, на такие «успешные задания» во время учёбы времени не хватает.) Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») - они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И «еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.
Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

Умение проживать свои ошибки и жизненные потрясения, принимать их и учиться на опыте, а иногда и просто вставать и идти дальше - очень ценное качество для любого взрослого человека. И оно, как и все человеческие качества, растет из детства. Поэтому одна из самых важных родительских задач научить ребенка проживать свои потери, не застревая и не ломаясь в них.

Первое что важно объяснить ребенку на этом пути – ошибки и потери неизбежны. Это абсолютно нормально, когда не получается с первого раза. Это естественно - не уметь, не понимать и не справляться. Это бывает со всеми, в любом возрасте, потому что несовершенство и ранимость неизбежная особенность человеческой природы. Но хорошая новость в том, что наши «падения» - это бесценный материал для анализа и трамплин для личностного роста. Они нужны нам для того чтобы мы научились новому, попробовали другой путь, приняли неизбежное и перешли на новый уровень. Иногда наши ошибки - это какие то тайные сигналы и послания. Например, что надо постараться еще немного. Или пришло время оценить важность конечной цели и понять хочу ли я этого так сильно чтобы продолжать тратить так много своего времени и сил на нее. Иногда это повод заметить и принять тот факт что ресурсы мои ограничены и я много не могу. Иногда это про необходимость круто изменить свою жизнь.

Что помогает детям научиться пониманию всех этих вещей и способности не буксовать на своих провалах по мере взросления? Во-первых, родительская реакция на их провалы. Дети всегда ориентируются на мнение взрослых и долгое время оценивают себя глазами мама и папы. Поэтому самый лучший способ научить ребенка панически избегать неудач, и погружаться в пучину вины и стыда, если неудача все таки случилась – осуждать их и стыдить каждый раз когда что-то не получается. Во-вторых, очень важно как мы ошибаемся рядом с ними. Потому что дети, особенно маленькие, на инстинктивном уровне копируют ролевые и поведенческие модели родителей. Если родитель никогда не говорит про свои неудачи, не умеет просить поддержку, срывается на других и запивает горе алкоголем, у ребенка очень мало шансов научится другим способам проживания неудач. В- третьих, важно отношение к ошибкам в семье в принципе. Очень часто не умеющие продуктивно проживать свои провалы люди растут в семьях, где ошибаться было или негде (потому что родители очень опекали) или нельзя (потому что это осуждалось).

Поговорим подробнее о том что такого особенного должны дать, обеспечить и показать ребенку родители, для того чтобы сформировать ему хорошую стратегию переживания жизненных неудач.

Баланс свободы и опеки

Честно говоря, главный секрет любого продуктивного воспитания – хороший баланс свободы и поддержки. И тут нет универсальных советов, потому что этот баланс должен быть адекватно подобран для каждого конкретного ребенка в зависимости от его темперамента, особенностей и потребностей. Очень важно дать ребенку пространство – то самое, в котором возможно переделать все возможные ошибки и пережить свои первые потери в безопасных условиях. И при этом так же важно вовремя поддержать и утешить его.

Некоторые родители смещают этот баланс в сторону избытка поддержки. Например, я знаю массу случаев, когда погибшее домашнее животное прячут от ребенка и заменяют новым таким же разыгрывая спектакль «отвезли в больницу, там его подлечили, а ведет оно себя по-другому, потому что после болезни». Ребенок в таких ситуациях чувствует подвох, но понять что произошло, конечно, не может. Потерю он тоже чувствует, потому что животное ведет себя по-другому и приходится как то жить с тем, что прежним оно не будет. Но вместе с потерей чувствует и запрет на переживание.

Отличным примером тут так же может быть постоянные запреты всего, что по мнению родителей, для ребенка опасно – на горку не ходи - упадешь, с этим не дружи - он плохо себя ведет. Это не дает возможность ребенку попробовать и получить свой собственный опыт. И, конечно, потрясений он все равно не избежит, но при этом механизмов справляться с ними у него никаких не заготовлено.

Вторая крайность избыток свободы, когда потрясения есть и опыт есть, но нет рядом взрослого, который утешит и потом внятно объяснит, что собственно произошло. Это бывает по разным причинам - то ли взрослый не способен на поддержку, то ли считает, что ребенка над закалять. В результате такое воспитание приводит к тому, что ребенок не учится просить о поддержке и опираться на нее в переживании неудач.

Нравится статья?


Учите ребенка проживать свои потери и потрясения

Самый лучший способ пережить потерю – прожить ее. Отгоревать, проговорить, признать и прочувствовать. Что вот так бывает, не все в этой жизни зависит от меня. Есть очень трудные вещи, которые надо принять и отпустить. Поэтому очень важно чтобы рядом с ребенком в такие моменты был взрослый, который не отрицает его чувств, не оценивает и не пугается, но рядом, эмоционально устойчив и готов слушать.

Разрешите ребенку ошибаться

Это очень распространенная история с родителями – они часто совершенно забывают, как быть детьми. Им совершенно непонятно, как можно не понимать, не слушать и не видеть на несколько шагов вперед. Но ведь у ребенка нет вашего видения и вашего опыта, он смотрит на проблему с высоты своего роста. Поэтому не требуйте от него многого. Помните, что путь от первой неудачной попытки до совершенства очень долгий и ваш ребенок только делает первые шаги. И да, не требуйте от него идти слишком быстро, если хотите чтобы он усвоил каждый свой жизненный урок.

Давайте адекватную эмоциональную реакцию .

Поскольку ребенок часто смотрит на себя глазами родителя, он очень чувствителен к эмоциональной реакции, которую вы даете на ситуацию его провала. Если вы говорите или какими другими звуками или жестами транслируете ему «ничего страшного, ты с этим справишься и, если что, я помогу» ребенок это так и воспринимает. И это очень помогает ему быстро оправиться. А если транслируете «какой кошмар, это так ужасно, что сил никаких нет», ребенок так и остается с этим ощущением паники и ужаса. Иногда очень надолго. Я знаю целое поколение людей, которое выросло с мыслью что «двойка» по математике это самое страшное, что может случиться в жизни человека.

Очень важно чтобы ребенок в принципе понимал, что семья это его тыл и, что бы не случилось, вы всегда на его стороне. Это даст ему огромную поддержку и уверенность в собственных силах.

Обучение рефлексии .

Учите ребенка размышлять над своим поведением, над поведением других людей рядом с ним и над самими ситуациями, приведшими к падению в целом. Именно размышлять, а не оценивать, потому что оценочные суждения часто приводят к останавливающим и депрессивным чувствам – вине, стыду, ненависти к себе. Учите его видеть ситуацию в максимально широком диапазоне – с его стороны, со стороны оппонента и со стороны постороннего наблюдателя – это открывает новое видение проблем и подсказывает правильные решения.

Еще один хороший путь разобраться в ситуации – эксперименты. Например, ребенок, что-то опрокинул и разбил. Смоделируйте эту ситуацию с безопасными предметами, покажите ему со стороны, почему так получилось и что надо делать, чтобы в следующий раз не повторить эту ошибку. Попросите его проделать это самому несколько раз. Ситуации с участием людей можно рисовать или разыгрывать в виде сценок с куклами и небольшими игрушками. Это научит ребенка не только не мучить себя бесконечной виной и укором, но умению учится на своих ошибках.

Личный пример

Самое лучше и доступное что могут дать родители ребенку в данном случае - конкретные ролевые модели. Грубо говоря, рассказать и показать, как они проживают свои потери и ошибки. Не прятать слезы, за насильственной судорожной улыбкой, когда в доме беда, а спокойно рассказать что случилось, почему они расстроены и чем им можно помочь. Я часто говорю приходящий на консультации детям, что взрослые плачут от того, что им грустно и больно. И слезы очень хороший способ выпустить эту боль из сердца наружу, а не носить ее с собой и мучится. Поэтому можно спросить маму или папу чем их поддержать, но пугаться и просить их перестать не стоит.

Каждый день, когда вы приходите с работы – расскажите ребенку простым и доступным языком, какие у вас были трудности и как вы с ними справлялись. Расскажите ему, как вы чувствуете, что вам нужна поддержка и как вы просите о ней. Расскажите, что вам помогает переживать трудные времена – любимая книга, посидеть и поплакать в тишине, объятия, разговор с близким человеком, любимая сладость, что угодно.


Локус контроля .

В психологии существует такое понятие, которое характеризует склонность личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним или только внешним факторам. Оно называется локус контроля. Грубо говоря, это базовое убеждение о том, что руководит моей жизнью – я или обстоятельства. Люди с внешним локусом контроля убеждены, что жизнь это большой поток, который несет их куда-то, и у них нет никакой возможности выбрать направление или как-то на это повлиять. Таким людям очень сложно справляться с потерями, потому что они не способны учится на своих ошибках и всю ответственность возлагают на других. Люди с внутренним локусом контроля убеждены, что все в их жизни зависит только от них. Поэтому их буквально раздавливают трудные ситуации, в которых они не могут ничего изменить. Истина, как обычно, где-то посредине, поэтому необходимо объяснить ребенку, что в этой жизни есть вещи, на которые он никак не может повлиять. Например, стихийные бедствия, болезни, смерть близких людей. С ними невозможно бороться, но можно принимать как неизбежное, искать поддержку и пробовать жить дальше опираясь на ресурсы.

Но есть вещи, которые мы правда можем изменить – отношения, жизненные выборы и тут важно правильно оценить свою ответственность и приложить максимум усилий.

И последнее, но, пожалуй, самое важное. Помните, что все, что вы говорите ребенку в моменты его потрясений, будет звучать в его голове в такие моменты еще долгие годы. Возможно, даже тогда когда вас уже с ним не будет. Поэтому перед тем, как начать говорить, успокаивать, поддерживать, ругать, критиковать и воспитывать, подумайте какое послание вы действительно хотите ему дать. Что именно такого важного должен говорить ваш голос у него в голове, что действительно поможет ему поверить в свои силы, пережить и выбраться. И потом говорите и будьте очень точны и аккуратны в формулировках.

Мария Мельник,

детский и семейный психолог,

гештальт терапевт,

г.Киев

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра DISQUS комментариев

«Ученье — свет» твердили нам из года в год учителя и родители. Но наша школа уже давно осталась где-то там, позади. Теперь мы твердим эти же слова своим детям. Вот только не все школьники согласны с данным утверждением. Одни дети учатся с интересом, принося домой пятерки, а другие ни в какую не хотят браться за учебники. Почему же ребенок теряет интерес к учебе, если сначала все было хорошо?

Первые несколько классов родители просиживают за домашним заданием вместе с малышом, и это нормально. Именно так, постепенно приучая маленького школьника к самостоятельности, удается приучить его и к самостоятельной учебе. Сначала приходится контролировать весь процесс полностью, помогая и наставляя, потом нужно понемногу оставлять ребенка одного и лишь проверять, что он сделал и все ли правильно. И так шаг за шагом до 4-5 класса. К этому времени ученики становятся уже достаточно самостоятельными и в постоянном контроле не нуждаются. Но если в дневнике начали появляться тройки и двойки, а также замечания от учителей — пора, как и раньше, брать все в свои руки. Это говорит о том, что у вашего школьника что-то пошло не так. И задача родителей в подобной ситуации не в обеспечении полного контроля над выполнением домашнего задания, а в выяснении причин происходящего и их устранении.
Ребенок может потерять интерес к учебе, если он что-то не понял, на следующем уроке это недопонимание стало еще больше и так дальше, по нарастающей, пока не дошло до полнейшего безразличия к учебе. Зачем учиться и пытаться сделать заданное на дом, если все равно ничего не получается? Если причина в непонимании предмета или темы, вы легко это увидите. Потребуется ваша помощь или занятия с репетитором. Нельзя сказать, что подтянуть ребенка по какому-то предмету легко. Особенно тяжело, если речь идет о подростках 12-14 лет, у которых часто наблюдается рассеянность и недостаточная внимательность. От вас потребуется много терпения и времени. И самое важное — не ругайте юного школьника за то, что он не понимает объясняемое вами. Не сравнивайте его ни с кем, не ориентируйте на отличников. Так вы лишь занизите самооценку ученика и усугубите проблему.

Другое дело, если причина не в предмете, а в личных проблемах школьника. Если он поссорился с другом, влюбился или лишился звания лидера в классе, переживания из-за происходящего выйдут на первое место, отстранив учебу на задний план. В этом случае придется как-то выяснить причину происходящего, узнать, что именно беспокоит юного школьника. После этого постарайтесь помочь ему найти самый правильный выход из сложившейся непростой ситуации, решить задачу. Не сможете сами — сходите к психологу. Порой взаимоотношения в классе обретают такие формы, что даже родителям подобные задачки не по силам, а что уж говорить о ребенке.

Третья причина — это общий настрой в классе или даже в школе. Если лидеры класса демонстрируют свое наплевательское отношение к учебе и тянут всех остальных учеников за собой, придется приложить немало усилий, чтобы переубедить ребенка не идти на поводу у таких людей. Проявить себя, не пойти за коллективом — это очень тяжело, и может даже случиться так, что вам придется сменить школу. При решении данной проблемы нужно быть особенно осторожными, поскольку настраивая ребенка на учебу, вы можете настроить против него весь класс. Увы, современные школьники — это просто нечто непонятное и порой страшное. Будьте осторожны, продумывайте тщательно каждый шаг.

Как видите, причин бывает много, и самое важное для вас — это правильно понять своего ребенка, найти его слабое место и сделать его сильнее. Ведь если правильно и точно поставлен диагноз, то полдела уже сделано.

Призывает не только российский педагог Дима Зицер - американский психолог Альфи Кон тоже считает, что оценки в школе мешают учиться: подрывают интерес к учебе и внушают страх перед неудачами. А зачем вам как родителю нужны школьные оценки ребенка?

Что же такого плохого в оценках? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала признать, что для человека думать о том, насколько хорошо он справляется , совсем не то же самое, что думать о том, что он делает.

Представьте, например, двух родителей, дети которых обмолвились, что сегодня в школе они писали сочинение. Один спросит ребенка, как он его написал и что сказала по поводу его сочинения учительница. Другой поинтересуется, о чем было сочинение и как он его писал: почему выбрал эту тему, изменилось ли его отношение к предмету в процессе написания, как он решил, о чем написать в первом абзаце.

Или представьте: школьница приходит домой и радостно объявляет, что у нее сегодня был отличный день, потому что она получила пятерку, а ее подружка только четверку. Очевидно, что приоритеты этой девочки весьма отличны от приоритетов другой школьницы, которая, вернувшись домой, увлеченно рассказывает родителям, что сегодня был отличный день, потому что она, наконец, поняла, как делить числа в столбик, а еще у них был очень интересный урок про Индию, или потому что они сегодня всем классом решали ужасно сложную задачку.

Для первой девочки учеба - средство (с помощью которого она может получать отметки, доказывать, что она лучше других, или просто демонстрировать свои успехи). Для второй же знания и умения - вполне самодостаточные цели.

Представьте себе школу, где детям постоянно твердят про то, как важна Успеваемость, Результаты, Отметки, Успех. Ребенок, усвоивший подобный урок, едва ли сможет, забыв обо всем на свете, сочинять стихи, пытаться собрать настоящий телескоп или искать ответ на вопрос, почему же на Балканах постоянно идут войны. Он, скорее, настолько озабочен своими оценками, что ему будет совершенно безразлично само содержание занятий, за которые их выставляют.

Давайте разберемся, что же конкретно плохого в том, чтобы внушить школьникам, что важнее то, насколько хорошо они учатся , а не то, что они изучают . Все новые и новые исследования аргументированно доказывают, что такая расстановка приоритетов:

  1. подрывает у детей интерес к учебе;
  2. внушает страх перед неудачей;
  3. провоцирует избегать трудностей;
  4. заставляет хуже учиться.

Дети теряют интерес к учебе

Когда детям постоянно говорят, чтобы они следили за собственной успеваемостью, первым от этого, скорее всего, пострадает их отношение к учебе. Они начинают расценивать сами задачи: рассказы по литературе, опыты по физике, задачки по математике, как нечто, за что нужно получать оценки, а не как то, в чем им должно быть интересно разбираться.

Если для нас важно, чтобы наши дети продолжали учиться всю свою жизнь, тот факт, что стимуляция успеваемости в школе может навсегда отбить у ребенка вкус к самой идее учебы, должен вызывать у нас обоснованное беспокойство.

Никто не может быть всегда прав и никто не может эффективно учиться, не совершая ошибки и не наталкиваясь на преграды. Стало быть, чрезвычайно важно культивировать у детей здоровое отношение и психологическую устойчивость к неудачам. Как правило, все это свойственно тем ученикам, для которых главное - это знания: ошибаясь, они разбираются, в чем была ошибка и как ее исправить. Они, как правило, сохраняют позитивный и оптимистичный настрой.

Чего не скажешь о детях, которые озабочены, главным образом, тем, насколько хорошо они справляются. Пока они учатся успешно, у них на первый взгляд все нормально, но стоит им только столкнуться с трудностями, такие дети могут начать думать, что они ни на что не годны, и вести себя так, будто они не в силах с этим ничего поделать.

Подумайте о тех школьниках, которые начинают рыдать, стоит им получить вместо привычной пятерки пять с минусом. Утешать ребенка, что "пять с минусом - это все равно очень хорошая отметка" или что он "в следующий раз наверняка напишет лучше", - значит, не просто не понимать сути проблемы, но и усугублять ее, вновь подкрепляя в нем мысль, что важен один только успех.

Если цель ученика - добиться успеха, а не расширить рамки собственного мышления или открыть для себя что-то новое, для него будет совершенно логичным браться только за самые легкие задачи. Ведь, в конце концов, так у него будет максимум шансов добиться успеха, ну или, хотя бы, меньше всего шансов потерпеть неудачу.

Те, кого приучают думать о собственной успеваемости, не склонны браться за непривычное для них задание и проверять, на что они способны. Исследования показывают, что при достаточном акценте на результатах даже самые уверенные в своих силах ученики начинают сознательно выбирать задачи попроще.

Дети не ленятся, а, скорее, действуют рационально: адаптируются к условиям, где важны результаты, а не новые знания. Они как бы говорят нам: "Эй, вы же сами мне сказали, что смысл школы - это учиться на пятерки и приносить домой бумажки о том, какой я молодец. Ну так я же не глупый: чем проще задача, тем скорее вы получите, что хотели. Так что не вините меня, что я выбираю самые простые задания и, в итоге, ничему не учусь".

Верх иронии в том, что родители, учителя и школьные реформаторы в голос жалуются на то, что современные дети вечно идут по пути наименьшего сопротивления, и при этом сами же упирают на то, как важны успеваемость и оценки, что предсказуемо приводит именно к тому самому результату.


Качество обучения страдает

Некоторые дети учатся для того, чтобы получать определенные навыки, узнавать что-то новое о мире, понимать, что они делают. Открывая книгу, они думают о том, что они из нее узнают, а не о том, насколько хорошо и быстро они ее читают.

Парадокс в том, что те ученики, которые перестают думать об успехе, быстрее адаптируются к учебе и будут хорошо учиться. Они глубже обрабатывают информацию, возвращаются к тем вопросам, которые не поняли с первого раза, проводят параллели между тем, что делают сейчас, и тем, чему научились до этого, и более изобретательно осмысляют встречающиеся им идеи.

Одна из характеристик подлинного знания - это возможность переноса компетенции, то есть способность взять что-то, что ты узнал, и применить в новых условиях и на новых задачах. В 1985 году двое исследователей провели эксперимент с группой восьмиклассников, которые как раз должны были начать изучение нового учебного раздела по естествознанию.

Ученые дали им опросник, разработанный с целью определить, что детей больше интересует: понять материал или успешно сдать его на "пятерку". Через неделю, когда дети прошли новый материал, их проверили на предмет переноса компетенции. Те, кто ориентировался на "пятерки", попросту не дотягивали по этому критерию до одноклассников, которые больше ориентировались на знания.

Не исключено, что, нацелившись на успеваемость, можно добиться лучших оценок, по крайней мере, на первое время. Не исключено, что ученик, читающий, отрабатывающий или запоминающий ровно то, что может попасться в тесте, и получающий, таким образом, лишь поверхностное представление о материале время от времени сможет набрать по этому самому тесту больше баллов. Но доказывает ли это, что установка на успеваемость "работает"? Или же это, наоборот, демонстрирует, как мало, на самом деле, говорят нам оценки и результаты тестов, и лишь подчеркивает, насколько неправы те, кто повсеместно учит наших детей придавать слишком большое значение успеваемости?

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень полезная статья. Очень часто слышу от сына, что он боится отвечать у доски. Что делать?

08.09.2018 11:19:08, suroedova

Комментировать статью "Что плохого в школьных оценках"

Что плохого в школьных оценках. Что же такого плохого в оценках? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала признать, что для человека думать о том, насколько хорошо он справляется, совсем не то же самое, что...

Обсуждение

почему слабо, надо подумать. Я своим говорила то же самое - чужие оценки тебя не касаются. думай о своих знаниях, будет приятнее и полезнее.

Спросите, а Ваш ребенок как бы отнесся, если бы за его успехами кто-то пристально следил и делал свои, возможно ошибочные выводы? Мб того "блатного" ребенка воспитывают-учат дома без передышки, отсюда и успех?
Плохо не то, что кому-то оценки завышают, а то, что дети, похоже, ополчились против одного, а это признак нездоровых отношений в классе.

Забить на оценки?. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Старший учился в школе где создание трудностей было политикой школы. При этом никаких курсов не предлагалось, кому не нравится постоянный...

Обсуждение

Нашему гуманитарному классу учитель математики призналась, что они на 2 недели отстают от программы, тяжело усваивают материал, программа рассчитана 1 урок 1 тема, следующий урок другая тема, нашим нужно больше уроков для усвоение темы. Вообще это неправильно, на мой взгляд, мало времени выделяется на усвоение материала.
Учитель по словам ребёнка очень хорошая, все разжёвывает, очень доступно объясняет.

Сегодня пришла рассылка от кл.рук: "Уважаемые родители! 24 октября в 19.00 состоится родительское собрание. Прошу всех родителей серьезно подойти к вопросу о посещении собрания. Главный вопрос -успеваемость ваших детей за прошедшее время. Прошло полтора месяца и только у двух учащихся нет текущих оценок "2". Давайте решать проблему вместе."
Ну что, послушаю, хотя заранее представляю, что там скажут.

Оценки в школе - в принципе вещь очень субъективная. А вот три ошибки волнуют, и очень даже. Не вижу ничего плохого в том, чтоб ребенок подходил к учителю и задавал эти вопросы. Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику...

Обсуждение

Существуют определённые нормы выставления оценок за разные виды работ. У нас в школе у каждого учителя эти нормы под рукой, и ученик или родитель могут подойти со своей работой и выяснить ситуацию, так как виды ошибок разные. Кроме того, тетради периодически ещё и администрация проверяет. Поэтому очень сложно завысить или занизить отметки за письменные работы. Во всяком случае, в младших классах у нас так. А вот с 8 классом у вас там точно что-то не так, если это был один и тот же тест, и девочка говорит правду. В разных тестах от количества вопросов и их видов оценка может варьироваться, здесь смотрят на процент правильно выполненных заданий. За исправления могут снизить оценку, если их много, значит ученик недостаточно хорошо знает предмет. Надо вам сходить в школу и поговорить с этими учителями, пусть скажут вам требования к оцениванию работ. Бывают и такие, к сожалению, которые ставят оценки как попало

24.03.2018 04:18:50, Наталия Б.

Я бы посоветовала ребенку подходить к учителю и интересоваться по поводу выставления оценки. Адекватный учитель всегда комментирует оценки, сама учитель русского языка. А родителям изучить Положение о системе оценки качества (должно быть размещено на сайте, если нет, поинтересоваться у администрации), в нем должны быть четко определены критерии оценивания всех видов работ по предметам и промежуточная аттестация (выставление четвертных оценок). Прежде, чем сетовать на несправедливость, разберитесь, потому что за 3 ошибки оценки могут быть действительно разные: есть грубые и негрубые ошибки, однотипные, речевые, грамматические и т.д. Оценка может быть и привязана к количеству слов (например в сочинении). Согласитесь, есть разница: допустить 3 ошибки в 50 словах или в 250. 3 орфографические ошибки - это три. А за 3 ошибки пять быть не может никак, даже 2 исправления считается как ошибка.Четыре может быть, если из трех две однотипные ошибки или негрубые. Уверены, что ребенок правду говорит? Если да, то смело обращайтесь к администрации, потому что ни учитель, ни администрация не исполняют своих прямых обязанностей. Зам.директора регулярно проверяет тетради как рабочие, так и контрольные, в частности на объективность выставления оценок.

21.03.2018 18:42:59, Татьяна198

Ребенок перестал учиться. Прошу помощи, потому что уже не знаю как поступать. Ребенок учится в 3 классе. До сих пор учился не напрягаясь Поплакал, но ничего не изменилось. Разговоры и рассуждения не помогают. Я не могу докопаться до причины, не понимаю, что...

Обсуждение

Начальная школа, считаю, самая важная ступень, именно от нее зависит, как ребенок будет учиться дальше, привьют ли ему любовь и интерес к образованию. Конечно, если с 1 класса ему не нравилось и было скучно, вряд ли он в 5 будет учиться с удовольствием. У меня сын учится по системе начальная школа 21 века, очень грамотно построен процесс обучения, задания. И с учителем повезло, ттт.

Создать для него ситуацию крайней необходимости, только и всего. Человек не хочет снимать руку с конфорки. Ставим нагрев на единичку. Сначала она становится чуть теплой. потом еще теплее, постепенно становится горячей. Хотел бы я посмотреть на того, кто так и не снимет руку из упрямства. Не бывает такого. А если в данном случае это так - бегом к психиатру.
На что не поднимается рука? Кто сказал, что поднятая рука должна обязательно причинять боль?
Начните с ласки. На ласку поднимется рука? Станет "тепло". Потом постепенно и очень-очень медленно делайте "горячее". И делайте это последовательно и решительно, чтобы никаких сомнений в том, что будет горячо не возникало.
Никакого осуждения при этом, только сочувствие. Так устроен Мир. "Хлеб свой в поте лица своего" - это проклятие, между прочим. Так в идеале не должно быть! Но ничего с этим не сделаешь.
Если станет горячее, чем Вы считаете допустимым, то есть "рука опустится", тогда дайте волю чувствам и ревите. Но это уже последний аргумент, надеюсь, до этого не дойдет.
И отдавайте себе отчет в том, что в паршивом настроении родители и с опущенными руками опаснее, чем в хорошем настроении с поднятыми.

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Собственно, помощь в контроле и разжевывании школьной программы.

Обсуждение

Та же беда??

20.11.2018 14:25:38, Елена"

Сын едва выскребал тройки в обычном режиме. Контрольные - 4,5. Я устала бороться. Сказала: "Твоё дело, сын. Если что непонятно, я помогу, только попроси. Ты уже взрослый. Моя задача тебя накормить-напоить, постирать-погладить, одеть-обуть и, прости уж, проследить, чтобы ты приходил домой до 22 часов. Остальное всё в твоих руках." Не сидела, не долбила ему мозг.
Двойки с тройками ловит, но реже намного. В экстремальных ситуациях мобилизуется, получает "отлично". Так и живём.
Зато я не психую и он с пониманием несёт бремя ответственности, которое я сложила на его плечи.

11.03.2017 19:42:21, Саоли

Ребенку, которого мягко заставляют учиться, гораздо легче, чем тому, кто пытается заставить себя сам. А интерес к предмету не приходит на низком уровне понимания, просто исключено. Глухой не может полюбить музыку, слепой живопись.

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Оценки отличные, а знаний нет. Ситуация в школе. Молодая учительница по физике, только после института, первый год. Никакого места на займут. Это повод жаловаться на учителя, что плохо преподается материал? Разве школьный курс предполагает подготовку к олимпиадам?

Обсуждение

Знакомая ситуация. Только сделать с молодым специалистом ничего нельзя по закону. Он учится на наших детях 3 года. По идее,эти 3 года его должен контролировать более опытный педагог-наставник. Но на деле этого нет.

В отношении начинающих учителей имею положительный опыт. У старшей дочери была молоденькая выпускница (или даже студентка старших курсов) по физике, то ли в 7-м, то ли в 8-м классе. преподавала хорошо, как-то справлялась и с детьми, и с программой. Дочери нравилось у нее заниматься, она сумела заинтересовать своим предметом.

Лишения за плохие отметки. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби.

Обсуждение

Лишать занятий я не могу - ребёнок профессионально занимается иллюстрацией, посещает серьёзные и дорогие курсы + художка, потихоньку этим подрабатывает уже. Но периодически на основную учёбу забивает и успеваемость падает. Лишаю не самих занятий, а рисования для души в свободное время, отбираю графический планшет и обычный) Получается, что школа - допы - уроки и ещё раз уроки, другого не позволено. Обычно через неделю-две ребёнок за разум берётся, оценки исправляет и какое-то время всё снова хорошо. Такие провалы раз в 3 - 4 месяца у нас бывают от усталости общей и лени врождённой)
Не знаю, будет ли это срабатывать лет в 14 - 15, но надеюсь, что к этому возрасту ответственности прибавится.

Да, мы лишали тренировок. У детей наших очень насыщенный график - 2 вида спорта, каждый день расписан. Но сразу расставили приоритеты: главное - учеба, с чем, собственно, дети были согласно. Поэтому как только в начала прошлого или позапрошлого года отметки начинали "сползать", предупреждали сначала, давали срок исправить отметки. Если не помогало - отстраняли от тренировок, пока отметки не будут исправлены. Но наши дети очень заинтересованы в тренировках, поэтому такой вариант действовал, так что реально по данной причине было пропущено не более 2-3 тренировок.Думаю, это может быть вариантом воздействия, но не для всех детей-родителей.

Плохая атмосфера в классе (я с этим не согласна, обычная подростковая жесткость) Уходит пара ее любимых учителей, с которыми она добилась успеха в предмете. несмотря на свои особенности. Параллели разбивают на сильных и слабых.

Обсуждение

Зачем Вам переводить девочку в другую школу, если планируете техникум после девятого. В этом возрасте дети жестоки,и заклюют новенькую-дислексика за два дня. Сидите в этой, попробуйте взять репетитора для подготовки домашних заданий. Если денег мало - ищите пенсионера или студентку.
Не вижу в Вашей ситуации смысла менять шило на мыло.

20.05.2014 11:00:29, ОТ МЕНЯ

девочка дислексик и дисграфик наверное? тогда надо тянуть до нормы имхо в нормальной школе - смотреть по склонностям, может быть в историко-филологический класс? имхо ничего хорошего в дворой школе не выйдет:(

Училась в неплохой гимназии с 5 и до середины 8 класса - там была хорошая, уважительная атмосфера, друзья, приличные отношения с большинством учителей. С 5 по 7 класс училась стабильно с несколькими годовыми тройками. В восьмом классе (не в последнюю очередь...

Обсуждение

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым, особенно необщительным, ЛЮБАЯ новая школа - будет плоха изначально.. помню, что САМА захотела перейти в другую школу, по-ближе к дому (когда мы переехали) и поэтому училась там, не смотря на то, что мне ужасно там не понравилось, но через пол-года "втянулась", а на следующий год у нас появилась замечательная "классная" и я теперь эти годы вспоминаю как лучшие за все школьные годы..

Пусть посидит дома несколько месяцев. (типа, болеет). А потом попробуйте пробиться назад в гимназию.

22.01.2014 09:28:04, masha__usa

Раздел: Школа (завышение оценки в школе). Если завышают оценки? Дочк закончила 3 класс, все замечательно - все 5. Математика колебалась 4/5, но вытянули. Проблем в том, что на 5 она знает, пожалуй, только русский, английский, наверное, на 4, а математика так вообще чистый...

Обсуждение

Математикой можно заниматься на бытовом уровне. Отправить дочку в магазин с определенной суммой денег и списком необходимого, условие усложнить несколькими пакетами молока,творога и столько-то грамм сыра... и на оставшиеся деньги разрешить купить сладкое;-)
Мой так уже года два бегает(10 лет) ..но у нас проблема не с математикой, а с приучением к домашнему труду)))

Упрямство легко переубеждается путем применения навыков на практике. Умеешь -получаешь награду, не умеешь -занимаемся. Что тут упрямиться? Достаточно поручить практическую задачку на вычисление и деть сам увидит свои пробелы.

Есть еще младший ребенок - полная противоположность,но уже начинает " учится " у брата. Рекомендую вам почитать книгу Феллана Томаса "Ну почему мне все запрещают". У меня ребенок с легкими проявлениями аутизма (сын). Для него типично отсутствие авторитетов.

Обсуждение

Рекомендую вам почитать книгу Феллана Томаса "Ну почему мне все запрещают". Одним днем эту ситуацию не исправить. Необходимо четкое твердое последовательное поведение родителей, без лишних эмоций и разговоров. Автор этому как раз и учит. Сама сейчас использую эту мето.дику на старшем сыне, ему 7 лет, тоже порой наглеет, ведет себя с родителями на равных. Стали вести себя с ним более твердо по методике автора, помогает! Надо только родителям себя вести так в системе.
Удачи вам

14.02.2016 17:46:09, katyas

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. сын пошел в 1-ый класс в этом году. учительница говорит что работать на уроке не хочет, ленится, если читать- то нехотя, если...

Обсуждение

Попробуйте сесть рядом с сыном и разложить по полочкам: эту неделю ты должен сделать в школе то-то и то-то... (прям пишите на бумаге), за это будет то-то и то-то... (как внизу =СветА™=
пишет), возможно это кажется и непедагогично, но на примере моего ребенка сработало. В прошлом году сын интересовался различными детскими журналами, наклейками, мы только на этом и выехали. Я 1 класс сейчас вспоминаю с ужасом (сейчас сын во втором), было тоже самое, что и у вас. В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал только пару раз, да и то только весной. Учительница на него не давила, то есть он просто сидел и смотрел в окно, говорила мне, что он еще не дозрел. Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не было ни одной недели без замечаний - ушел с урока раньше, ничего не делает, не записывает и т.д., я вообще в шоке была от всего этого, т.к. ребенок шел в школу очень подготовленным, и проблем по моему мнению вообще никаких не должно было быть. Побежали по психологам. Вердикт - к школе не готов (у него откровенно говоря и зубы то первые выпали только этим летом в возрасте 8 лет), для него учитель не авторитет, он не понимает команд взрослых как указ для обязательного исполнения, типа ждите, само рассосется. Сейчас 2 класс - небо и земля. Учится очень легко, не напрягаясь. Работает в классе тоже пока неактивно, улетает (но это еще его особенности невр. и псих. развития). В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это есть причины, он тоже мир особенно видит (как и сын у К.), например, на елке грушу может нарисовать:))). Так что ищите ходы к своему сыну, можете еще к психологу для успокоения сходить.

Совершенно не волнуют оценки.Иногда ощущение, что мог бы избежать "2", но как будто Я не могу сказать что это однозначно плохо. Мой такой же. Мы перешли в новую школу и он там Школьные оценки за год. На днях отвозила личное дело в следующую школу и посмотрела...

Обсуждение

ИМХО, в ребенка непонятые психологические проблемы.
Вт это "типа гордый" сидит где-то глубоко, есть непонятая вами уязвленность (я видела подобное). ИМХО, беседовать. Может, кто из психологов подскажет, где искать проблему, но психологи чаще со своими установками идут, а не от реалий, к сожалению.

Я не могу сказать что это однозначно плохо. Мой такой же. Мы перешли в новую школу и он там был звездой по английскому.... Я по логике думала что ему нравится быть первым... Так сказал что ТЕРПЕТЬ этого не может... вернулся в старую школу. Учит все, знания есть, по есстесственным предметам много чем интересуется, но оценки средние.
Мне кажется просто такие дети у нас. И возможно это не плохо потому как учатся не ради оценок.

Ребенок (10 лет, 4 класс) совсем не хочет учиться, абсолютно не заинтересован в оценках (что 2, что 5 - может вообще забыть, что поставили). В школе любит только перемены (общается с одноклассниками с удовольствием), экскурсии(интересно!­).

Обсуждение

А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО?
Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе "нравится-не нравится жуй моя красавица"?
Про других людей из того же?
Это я к чему, мотивация это прекрасно, это позволяет делать с удовольствием. Но дисциплина важнее, что должно быть сделано делать все равно приходится. А кто не умеет сам себя мотивировать сам виноват, значит будет делать без удовольствия. Но все равно будет. Делать. Все что надо. В срок.
Имхо у ребенка просто не сформировано представление о дисциплине и исполнении своего долга как о неотъемлемой части жизни от которой никто никуда не делся и избежать не удастся.

скажи ему что дашь ему его любимую вещь если он сделает все что ты скажешь

28.11.2015 13:14:47, иван самарин

Как найти и устранить причину?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Моя дочь (сегодня ей исполнилось 9 лет), начиная с третьего класса стала заметно хуже учиться. Первую четверть мы надеялись, что это такое тяжелое вхождение в учебу после летних каникул, но и...

Обсуждение

Не хочет учиться - и не надо. Только почаще напоминайте, что без хороших оценок (именно оценок!) она не сможет поступить в хороший вуз, и скорее всего, не сможет получить хорошую работу.
Кстати, я всю школу была отличницей, меня это не напрягало нисколько. Училась я достаточно легко, без зубрёжки (иногда зубрила док-ва теорем по геометрии и тригонометрии, чтобы рассказать их у доски и получить необходимую пятёрку, чтобы выровнять средний балл. Кстати, этим спасала весь класс, ведь домашку по этим теоремам задавали всем, но проверку у доски спрашивали по желанию, а если желающих не было, то спрашивали кого угодно;). Успела параллельно музыкалку закончить. И золотая медаль только что и помогла поступить в вуз на льготной основе. Ну, и родителям приятно сделала. Вот и всё. Больше счастья или карьерных успехов всё это мне не принесло. Потому что как говорили во все времена: "для женщины главное - удачно выйти замуж" :D

02.11.2016 19:20:03, Вероника_С

Просто у вас ребенок был видимо очень хорошо подготовлен к школе, поэтому первые классы прошли легко.
Я в детстве сама с этим столкнулась, все предметы казались ну очень простыми, домашние задания делала на перемене, оценки исключительно положительные получала. А во втором классе начался неизвестный мне до этого иностранный язык, и сразу по 6 уроков в неделю. Вот тут и начались проблемы. Хорошо, что через полгода мне взяли репетитора, и проблемы решились. мама тоже переживала, что "скачусь", но сама помочь не могла, т.к. учила другой язык.
У меня сын, пошел в школу в 6,5. К этому времени до 20 считал и читал по слогам. Первый класс нам дался тяжело. Второй легче. Сейчас еще легче стало, т.к. он "научился учиться", привык к большой нагрузке помимо школы (у нас 10 доп.занятий в неделю сейчас выходит). И хоть пятерки у него только по рисованию, труду, чтению, но троек не было и нет. А главное прогресс я вижу. И рада этому. Рада, что он наконец-то выучил таблицу умножения - хотелось, конечно, чтобы он это в прошлом году сделала, но я же помню, что я ее тоже в 8 лет выучила... Рада, что ребенок в 8 лет зачитал - хотя надежды у меня на это было мало, ну не читал он ни в какую, а потом опять же вспомнила, что сама именно в этом возрасте читать начала.
Ну и т.п.Пять вечеров ушло.
Зато пишет как самолет. Без ошибок, быстро. И на уроках проще написать, чтоб отстали. Теперь еще на переменках домашку делает:))

Раздел: -- посиделки (почему ребенок ленится на тренировке). лениться на тренировках? Девочки прошу совета- как вы мотивируете детей на занятие спортом:отдала своего красавца (5 лет) на фигурное катание, уже ходили раз 7. Все дети (почти все) тренера слушают, повторяют...

Обсуждение

Возьмите пару индивидуальных подкаток. Дорого конечно, но зато сразу ноги поставят и тренер ребенка запомнит.

У меня тоже мальчик 7 лет, занимается фигурным катание 4-й год. То как ведет себя на тренровке Ваш мальчик, абсолютно нормально для мальчика его возраста. Не надо его сравнивать с ровесницами девочками. как говорит наша хореограф разница между мальчиками и девочками примерно 2 года, и только к 10 годам мальчики девочек догоняют, а потом и перегоняют. И я с ней совершенно согласна. Только сейчас в 7 лет мой сын (да и остальные мальчишки) стал нормально работать на тренировке. А девочки уже в 5 лет работали, а не играли на тренировках.

4 нет подготовки к поступлению во что-то престижное
По своему (давнему) опыту я бы отдала на первые классы в обычную, потом с углублением по специализациям (языки, математика, спорт), потом при каком -то вузе для упрощения поступления
Сама училась в 3х школах. Последняя- при ВУЗе. Гораздо проще было поступать.
А главное- из обычной школы нас 8 человек перешло в специальную. Так вот некоторые были троечниками- подтянулись очень сильно. Общалась с предыдущими одноклассниками- там как было модно составлять оппозицию учителю, так и осталось- модно сбегать, сидеть на задних партах, развлекаться на тех самых задних партах, действовал закон джунглей.
У нас - "один за всех и все за одного", все дружно тянулись понять (!!) математику с физикой, если кто-то не сделал домашнее задание- списывать было НЕ принято, просили объяснить!
При переходе я боялась потерять старых друзей- из старой школы, такая компашка у нас классная была.. не потеряла, до сих пор дружим)))
А в более сильную школу ИМХО-отдавать НАДО!
Это то же самое, что "какая разница для резюме- работала я в ИП Пупкин и Ко или в корпорации с международным именем"
Кроме знаний самих по себе, школа- это уже начало карьеры.
По большому счету можно и дальше ведь не париться и работать не в лучших местах с лучшими условиями и соцпакетом (в разрезе школы- ковры, бассейны, ремонт, нормальная еда, новые парты), а просто где и как придется, чтоб на жизнь просто хватало.
Почему бы и нет.
Вопрос приоритетов.

ИМХО ничем не плоха! В прошлом году отдала дочь в обычную "дворовую" школу, несмотря на немодность такого решения (сами из спецшкол с университетами:). Итого имею кучу плюсов: ходим до школы 5 минут зелеными дворами; хорошая училка; нормальные дети, с которыми в песочницах еще играли вместе - без понтов, обычные смышленые дети; никаких поборов; и главное, что было полной неожиданностью - в классе 15 человек! ребенок заболел первый раз за год в апреле. И все это потому, что все окружающие ломанулись в престижные аглицкие и частные школы. Единственный минус - еда так себе и туалеты не в евроремонте, но это не так страшно. Конечно, после 4 класса мы оттуда уйдем, и английский будем учить на стороне, но началка вполне хорошая. Живем не в спальном районе, ЮЗАО.

05.04.2007 16:10:54, NatashaV

А мой ребенок учится во 2 классе, и учительница новая. Пожалейте ребенка. Причины проблем с успеваемостью очевидны: маразматическая программа + маразматическая школа Она повторяла незнаю кому один и тот же вопрос: Ну почему моя дочка такая неусидчивая?

Обсуждение

Вы не имеете права ругать ребенка за то, что он не успевает по учебе. Только Вы могли его подготовить к школе, водить на подготовку, нанять учителя, самой с ним заниматься. Задолго дл школы Он не мог сам пойти в магазин и купить себе книги. Вы даже не знали о его уровне образования толком. Вы им не занимались. Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. Попросите учителя помочь Вам и хотя бы найти того, кто занимался бы с ним. Если же он по природе таков - он не виноват. Помогайте сыну. И не вините его и учителей.

05.10.2018 07:36:14, Виктория Голубовская

Что-то случилось с нашими маленькими школьниками – дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках – Боже мой! – нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным – это и вовсе отдельная печальная история! “Весна… – вздыхаем мы – витаминов мало, организм растёт, перестраивается – гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает – откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?” Это точно, песня про первый класс, который “вроде института”, перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном.
Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть – и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному “авитаминозу” подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает “пороха в пороховницах” добраться до летних . И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе.
И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее – годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии.

Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит “напролом”, оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей.

Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и – что тоже немаловажно! – желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: “если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней”. Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором.

Совет первый: “Я – воздушный шарик”. Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи – легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: “школа – это только ЧАСТЬ жизни!” Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование – безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала “ножку маленькой, душу большой”, а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни – мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается – напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается – раздражается и унывает ребёнок, мама досадует – а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе (в себе!) лёгкость и юмор – это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем.

Совет второй: “Мы с тобой из одного футбольного клуба!” А раз мы – одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент – мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы “болеем” за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих “занудных” правил (но ведь в них есть смысл – простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого.

Совет третий: “Постоим на голове!” Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: “от этой картинки не жди ничего хорошего”. Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску.

Совет четвёртый: “Отдохнём!” А лучший отдых, как известно – это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка – это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки – на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку – радость от помощи маме плюс перерыв.

Совет пятый: “Человек – существо творящее”. Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения – не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание – милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы – это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные “конфетки” дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить – значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён – то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь – закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то – отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям.

И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: “Ночь, улица, фонарь, аптека”. В нашем случае: “прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины”. Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного “воина” тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах.

Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной “депрессией”. Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то