История формирования экономического и валютного союза. Европейский валютный союз: цели, преимущества и зачем нужен Образование экономического и валютного союза

История формирования и юридическое содержание экономического и валютного союза

История формирования экономического и валютного союза

Инициативы создать между странами Европы экономический и валютный союз высказывались еще до учреждения ЕС и его предшественников – Европейских сообществ . Так, в принятой по итогам проходившего в 1926 г. в Вене первого Панъевропейского конгресса (в составе представителей общественных движений разных европейских государств, выступавших за создание Соединенных Штатов Европы), была утверждена программа действий, которая в качестве экономической основы будущей интеграционной организации предложила образовать “европейский таможенный союз” и ввести “европейскую денежную единицу” <151>.

——————————–

<151> См.: Muet Y. Le debat europeen dans l’entre-deux-guerres. Paris: Economica, 1997. P. 61.

Подобные инициативы послужили идейной предпосылкой для первого официального проекта создания экономического и валютного союза в рамках Европейских сообществ, выдвинутого в 1968 г. Европейской комиссией <152>. Проект Комиссии получил поддержку со стороны всех государств – членов Европейских сообществ (напомним, что в то время их было всего шесть). По итогам встречи в верхах руководителей государств-членов в 1969 г. Совет ЕС учредил специальную группу экспертов высокого уровня по подготовке программы перехода к ЭВС. Руководителем группы был назначен премьер-министр Люксембурга П. Вернер, а подготовленный ею итоговый доклад вошел в историю под наименованием (неофициальным) “план Вернера”.

——————————–

<152> Главным инициатором проекта выступил французский политик Раймон Барр – в то время вице-председатель Комиссии, в дальнейшем (в 1970-е гг.) премьер-министр Франции. О содержании и обсуждении этого проекта (неофициально “план Барра”, который существовал в двух редакциях) см.: Olivi B. L’Europe difficile. Histoire politique de la Communaute europeenne. Paris: Gallimard, 1998. P. 176 – 184.

Положения плана Вернера получили закрепление в специальной резолюции, принятой в начале 1971 г., – Резолюции Совета и представителей правительств государств-членов от 22 марта 1971 г. о поэтапной реализации экономического и валютного союза в Сообществе <153>. Согласно Резолюции “экономический и валютный союз означает, что основные решения экономической политики будут приниматься на уровне Сообщества и что, следовательно, необходимые полномочия будут переданы с национального уровня на уровень Сообщества. Его конечным результатом может стать принятие единой денежной единицы, которая будет гарантировать необратимость предпринятых начинаний”. Воплотить в жизнь начинания, предусмотренные в Резолюции 1971 г., планировалось поэтапно в течение 1970-х гг., т.е. завершить процесс формирования ЭВС в 1980 г.

——————————–

<153> JO. C 28 du 27.03.1971. P. 1.

Резолюция 1971 г. являлась политическим документом и не накладывала юридических обязательств на государства-члены <154>. Мировой валютный кризис, начавшийся в 1971 г. (ввиду одностороннего отказа США от обмена доллара на золото), переросший затем в экономический кризис, не позволил реализовать планы формирования ЭВС к 1980 г. В рассматриваемое десятилетие, однако, были заложены некоторые правовые механизмы, которые уже в 1990-е гг. были использованы для введения евро.

——————————–

<154> Резолюция 1971 г. относится к актам “sui generis” (особого рода), т.е. программным и политическим документам ЕС, не имеющим юридически обязательной зоны.

В 1972 г. в целях ослабления взаимных колебаний национальных валют, что осложняло функционирование общего рынка ЕЭС, была создана Европейская валютная змея . Валютная змея представляла собой систему, в рамках которой изменения курсов денежных единиц государств-членов относительно друг друга ограничивались пределами плюс-минус 2,5% по отношению к среднему курсу. Последний, в свою очередь, привязывался к доллару США.

В случае возникновения на валютном рынке ситуации, угрожающей выходом за рамки установленных пределов, государства-члены предпринимали совместные валютные интервенции для удержания курса в заданных рамках. Для финансовой поддержки подобных действий на уровне ЕЭС в 1973 г. был образован специальный фонд – Европейский фонд валютного сотрудничества <155>.

——————————–

<155> Как и в случае ЭВС, Европейский фонд валютного сотрудничества – сложившийся перевод на русский язык (более правильно было бы Европейский фонд денежного сотрудничества). Фонд, ныне прекративший существование, был создан Регламентом Совета (ЕЭС) об учреждении Европейского фонда валютного сотрудничества от 3 апреля 1973 г. N 90/73 // JO. L 89 du 05.04.1973. P. 1.

Европейская валютная змея, участие в которой государств-членов было добровольным, не позволила в полной мере достичь поставленной перед ней цели – стабилизировать взаимные курсы валют внутри ЕЭС. Некоторые государства-члены вскоре вынуждены были исключить свои денежные единицы из валютной змеи (ее покинули британский фунт стерлингов, итальянская лира и французский франк) <156>.

——————————–

<156> См.: Germanangue M. La Construction d’une Europe. Paris: Hatier, 1993. P. 42.

В 1979 г. на смену валютной змее пришла Европейская валютная система <157>. Вместо привязки средних курсов денежной единицы государств-членов к доллару США Европейская валютная система привязала их к общей “корзине” валют, т.е. к средней стоимости денежных единиц государств-членов, вместе взятых (стоимость “корзины” определялась по сложной формуле, учитывающей различные масштабы экономики государств-членов; соответственно, доля немецкой марки в корзине была выше доли голландского гульдена и т.д.).

——————————–

<157> Политическое решение (резолюция) о создании Европейской валютной системы было принято Европейским советом 5 декабря 1978 г. Правовой основой для ее функционирования стал Регламент Совета (ЕЭС) о Европейской валютной системе от 18 декабря 1978 г. N 3181/78 // JO. L 379 du 30.12.1978. P. 1. Практическое функционирование Европейской валютной системы началось в 1979 г. Аналогично ЭВС более корректным переводом названия системы являлась бы “Европейская денежная система” (англ. European Monetary System; франц. Systeme Monetaire Europeen).

Новая корзина валют получила официальное наименование ЭКЮ. Это наименование является аббревиатурой от английских слов “Европейская валютная единица” (англ. ECU – European Currency Unit), одновременно совпадающей с названием средневековой французской монеты (ecu). Несмотря на то что в дальнейшем ЭКЮ стала использоваться как расчетная единица (в ЭКЮ, в частности, составлялся бюджет ЕС), подлинными деньгами она не являлась. У ЭКЮ отсутствовал единый эмиссионный центр, стоимость ЭКЮ являлась производной от стоимости денежных единиц государств-членов, и не существовало никаких денежных знаков (банкнот или монет) ЭКЮ.

Главное назначение ЭКЮ в рамках Европейской валютной системы, как уже отмечалось, состояло в том, что именно к этой общей корзине валют отныне привязывался курс национальных денежных единиц государств-членов с обязательством поддерживать его в установленных пределах. Этот механизм получил название “Механизм валютных курсов – МВК” (англ. Exchange-Rate Mechanism; франц. Mecanisme de Change/Mecanisme de Taux de Change). Механизм валютных курсов стал вторым компонентом Европейской валютной системы (Европейская валютная система = ЭКЮ + МВК).

Создание Европейской валютной системы внесло определенный вклад в стабилизацию валютных рынков в ЕЭС, но, опять же, далеко не в полной мере. Начиная уже с 1979 г. валюты разных государств-членов подвергались периодической девальвации или ревальвации (повышению в валютном курсе). Сама корзина ЭКЮ неоднократно пересматривалась. Кроме того, поскольку участие в Механизме валютных курсов, как и ранее в Европейской валютной змее, было добровольным, некоторые государства-члены в отдельные периоды выводили свои денежные единицы из этого механизма (в частности, Италия и Великобритания). Швеция, вступившая в ЕС в 1985 г., вовсе не участвовала в нем.

Несмотря на свои слабости, Европейская валютная система в конце XX в. послужила предпосылкой для новых усилий по построению полноценного экономического и валютного союза в рамках ЕС, а ее центральный компонент ЭКЮ стал основой для введения подлинно единой валюты евро.

Как и в 1960-е гг., инициатором разработки нового плана формирования ЭВС стала Европейская комиссия. Получив поддержку государств-членов, из их представителей был сформирован специальный комитет, который возглавил Председатель Комиссии, французский политик Жак Делор. Подготовленный им новый план создания ЭВС, на сей раз успешный, вошел в историю как “план Делора” 1989 г.

Положения плана Делора были одобрены руководителями государств-членов в рамках Европейского совета 8 – 9 декабря 1989 г. Исходя из этого Европейским советом было принято политическое решение приступить к формированию ЭВС с 1 июля 1990 г.

В качестве юридически обязательных норм первичного права положения о создании и будущем функционировании ЭВС были закреплены в 1992 г. при подписании Маастрихтского договора (Договора о Европейском союзе) <158>. Соответствующие статьи были включены в 1992 г. в текст Римского договора о ЕЭС, переименованного в 1992 г. в Договор об учреждении Европейского сообщества (ныне Договор о функционировании Европейского союза). К ним относятся прежде всего вышеупомянутый раздел “Экономическая и денежная политика” (ныне раздел VIII части третьей ДФЕС). 1992 г. также датируются большинство протоколов, посвященных ЭВС (Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка и др.).

——————————–

<158> Сам термин “экономический и валютный союз” появился в учредительных документах ЕС несколько ранее, 1 января 1987 г. (согласно поправкам Единого европейского акта 1986 г.). Договор о ЕЭС в редакции Единого европейского акта, однако предусматривал лишь в осторожных формулировках дальнейшее сближение экономической и денежной политики государств-членов с использованием опыта Европейской валютной системы, но без обязательств по введению единой валюты.

В соответствии с планом Делора создание Экономического и валютного союза осуществлялось в три этапа (ст. 116 Договора об учреждении Европейского сообщества, ныне отменена).

Первый, предварительный этап (1 июля 1990 г. – 1993 г.) был связан с окончательным введением в действие свободы передвижения капиталов и связанной с ней свободы передвижения платежей, причем не только внутри Европейского союза (между государствами – членами ЕС), но и в отношениях с остальными миром, что является необходимым условием для обеспечения международной конвертируемости евро.

Первый этап создания ЭВС, таким образом, совпал с завершающим этапом формирования единого экономического пространства (внутреннего рынка ЕС), для которого свобода передвижения капиталов выступает последней – четвертой свободой (наряду со свободами передвижения товаров, лиц и услуг).

Второй, промежуточный этап (1994 г. – 1998 г.) имел своей главной целью создать экономические предпосылки для перехода государств-членов на единую валюту путем сближения и улучшения их основных экономических показателей. С этой целью в учредительных документах ЕС были зафиксированы четыре “критерия сближения”, которые требуют от государств-членов, переходящих на евро, сближения уровня инфляции и долгосрочных процентных ставок на банковском рынке, отсутствия чрезмерного бюджетного дефицита и поддержания стабильности курса национальной денежной единицы до их перехода на евро.

Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах неизбежно должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной политики.

В 1969 году на Встрече на высшем уровне в Гааге политические лидеры Сообщества выступили с новой инициативой по экономическому и валютному союзу. К 1970 г. был представлен окончательный план постепенного развития, включавший в себя 3 стадии. Однако попытка создать экономический и валютный союз потерпела неудачу. Вместо этого, было предпринято множество одноразовых мер по улучшению и расширению диапазон инструментариев, пригодных для ведения валютной политики и координирования экономической политики.

Введение Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979 г. задало новый размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель состояла в том, чтобы создать зону валютной стабильности в Европе, свободный насколько возможно от сильных колебаний курса валют. EMS стремится достигать стабильности внутренней цены и внешнего обменного курса посредством системы установленных, но гибких ставок при регулировании, которые опираются на многообразие мер и механизмов кредитного вмешательства.

Корни происхождения единой европейской валюты следует искать в Договорах Европейского Союза. Все Договора подготавливались и подписывались членами Совета, состоящего из Глав Государств Правительств стран-членов Союза, а затем ратифицировались каждой страной соответствии с национальными законодательными процедурами. Римский Договор (1958 год) поставил своей целью создание общего европейского рынка для повышения экономического процветания, а также содействия установлению "еще более тесного союза между народами Европы". Единый Европейский Акт (1986) и Договор о создании Европейского Союза развил это направление, введя Экономический валютный союз (ЭВС) заложив фундамент для единой валюты. В декабре 1995 года в Мадриде Европейский Совет принял название "евро". 1 июня 1998 года - дата создания Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Банк находится во Франкфурте-на-Майне. В его задачи входят поддержание стабильности цен и проведение единой валютной политики во всей зоне евро. Именно ЕЦБ отвечает за развитие и введение евро. С этой целью он осуществляет свою собственную деятельность, а также работает с национальными центральными банками. ЕЦБ и национальные центральные банки зоны евро известны под объединяющим названием "Евросистема". Третий этап создания ЭВС начался 1 января 1999 года, когда были установлены неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро.(см. приложение 2) Страны-члены евро начали осуществление общей валютной политики; евро был введен в качестве законной валюты, а 11 стали составляющими.

Одним из основных рисков для евро как новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными интересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Выгоды от использования евро сопоставимы с убытками от потери важнейших экономических рычагов, в частности независимой денежно-кредитной политики и возможности изменения валютного курса. Утрата финансовой самостоятельности и отсутствие возможности девальвации валюты и манипуляции процентными ставками могут создать немало проблем. В принципе валютный союз может успешно функционировать только тогда, когда экономическая ситуация во всех странах зоны евро длительное время будет стабильной.

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в ЕС входят 15 государств - Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

За пределами ЭВС остаются ряд западноевропейских государств-членов Евросоюза: Великобритания, Дания и Швеция, которые с момента создания ЭВС, предпочли не участвовать в нем, а также Греция, хотя и желающая вступить, но пока не удовлетворяющая некоторым критериям конвергенции.

Фактическое разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет в себе серьезные экономические и политические проблемы. Статус аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках. Положение аутсайдеров обладает и рядом ценных преимуществ. Они сохранят возможность самостоятельного проведения кредитно-денежной и валютной политики. Одним из главных преимуществ аутсайдеров будет свобода установления валютного курса, свобода проведения кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок, что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны евро.

Период с 1999 по 2001 гг. показал, что вопреки первоначальным прогнозам руководства ЕС курс евро по отношению к важнейшим мировым валютам постоянно падал, экономика стран ЭВС в первой половине года не давала оснований для прогнозирования стабильного роста, европейские финансовые рынки находились в весьма неустойчивом состоянии. В результате доллар США полностью сохранил роль бесспорного лидера в международных финансах. Расчеты руководства ЕС на то, что после введения евро тенденция снижения доли доллара в мировой торговле, расчетах и резервах значительно укрепится, в целом не оправдались. Курс евро по отношению к доллару на протяжении всего периода неизменно снижался и к декабрю 2000 года достиг паритета с долларом, потеряв в итоге до 16 % своей первоначальной стоимости к доллару и 23 % - по отношению к иене. С другой стороны, к достижениям евро можно отнести снижение уровня инфляции и стабильность цен внутри ЭВС, создание интегрированного европейского рынка капитала, выход евро на первое место на международных рынках облигаций. Таким образом, евро завершил год, потеряв значительную часть своей "внешней" стоимости, но относительно успешно работая на "внутреннюю" европейскую экономику. Анализ экономических аспектов перехода на единую валюту показал, что его эффективность не столь велика, как прогнозировали официальные источники.

Появление Евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной политике страны. В связи с этим возникло две полярные точки зрения на то, повлияет ли евро на российскую экономику. Согласно одной из них Россия еще слишком далека от мировой экономики, чтобы Евро мог что-либо изменить в ее внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление Евро не требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой Европейской валюте средство вывода России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с "освоением" Евро, выступают за целенаправленное "внедрение" новой валюты в российскую экономику.

На глобальном уровне введение Евро должно упростить жизнь бизнесменам, ведущим дела с Европой, так как введение единой валюты сделает ненужным закупку разных валют и снимет риск падения той или иной валюты по отношению к рублю. С другой стороны, существует связанный с этим один принципиальный риск для российской экономики в целом.

Как показал опыт первых месяцев 1999 года, объем платежей в Евро, осуществляемых через российские банки, пока сравнительно невелик. При этом проблемы, порождаемые введением Евро, затронули российские банки в гораздо меньшей степени, чем банки "зоны Евро". Свою роль в этом сыграли предварительные меры, осуществленные ЕС, совместно ЕС и Правительством РФ, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Банком России. 30 декабря 1998 г. Банк России выпустил инструктивное письмо, адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались необходимые рекомендации по работе с Евро.

Тем самым был завершен процесс правовой формализации отношения России к Евро и положено начало формированию российской нормативной базы, регулирующей операции с новой валютой.

Итак, экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа - свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.


01 10.2016

Новая денежная единица - евро была введена 04.01.1999 г. В этот день состоялась его премьера. Впервые он был использован как платежное средство. С этого дня начал функционировать Европейский валютный союз (ЕВС). Но для населения 12 стран, входящих в этот союз (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция), это не повлекло за собой никаких изменений в повседневной жизни. Евро был просто бухгалтерской величиной. С новой валютой приходилось знакомиться только при просмотре в изданиях курсов акций или проверке расчетов по акциям, сданных на хранение банку. День 4 января 1999 г. не стал особенным еще и потому, что при введении евро сохранился курс всех существующих валют.
Однако 31 декабря 2001г. состоялось окончательное прощание с национальными валютами 12 стран Европы. Со временем евро должен стать единственным платежным средством в 12 странах еврозоны и им можно будет расплачиваться в магазинах. Старые банкноты - марки, лиры, франки, песо и другие - не станут недействительными, их можно будет в любое время обменять на евро в банках своей страны.
Как видим, идея единой Европы возникает через деньги. Еще в 1950 г. французский финансист Жак Рюэф сформулировал цель европейского единства и наметил пути его достижения. В 1950 г. Европа, создав Европейский платежный союз, за 50 лет сделала первый шаг к евро.
Различные европейские инициативы и организации по созданию единого валютного пространства оформились в До-270
говор о Европейском союзе, который главы государств и правительств стран-участниц (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция) подписали 10 декабря 1992 г. в голландском городе Маастрихте. Европейское сообщество превратилось в Европейский союз, а ЭКЮ - в евро. 1 января 1999 г. с началом третьего этапа создания валютного союза действующие обменные курсы валют стран-участниц были заменены зафиксированными перерасчетными курсами. С этого года Европейский центральный банк (ЕЦБ) взял на себя принятие всех финансово-политических решений в рамках союза.
С введением в обращение евробанкнот (а национальные валюты станут обмениваться на евро) валютный союз можно считать совершившимся делом. За внутренней стоимостью евро следит Европейский центральный банк. Штаб-квартира Европейского центрального банка расположена во Франк-фурте-на-Майне потому, что успехи Германского федерального банка в снижении инфляции и становлении немецкой марки как второй по важности после доллара мировой валюты были признаны мировым сообществом. Европейский центральный банк с его уставом, возведенным в конституционный ранг, считается самым независимым эмиссионным банком в мире.
Введение в обращение евро - сложная задача как в организационном, так и в материально-техническом плане. Предстоит отпечатать 14,5 млрд банкнот и отчеканить 50 млрд монет. Обмен валют коснется повседневной жизни почти каждого из 300 млн человек, проживающих на территории хождения евро. Особые затруднения возникнут в привыкании к новым ценам. Товары в розничной торговле будут снабжены новыми ценниками, а цена - указана в двух валютах. Предприятия должны внести изменения в бухгалтерский учет, прейскуранты и процесс начисления зарплаты, официальные учреждения - отпечатать новые формуляры, страховые компании и работодатели - адаптировать договора. К 1 января 2002 г. все счета в банках и сберкассах были автоматически переведены в евро. Вклады пересчитываются по окончательно зафиксированному курсу 1 евро = 1,95583 немецкой марки, так как на международных финансовых рынках евро взял на себя роль немецкой марки.
Итак, с 17 декабря 2001 г. каждый человек смог составить свое собственное представление о евро. Достоинство монет не превышает 2 евро. Семь евробанкнот (5, 10, 20, 50, 100, 200, 500) в отличие от монет, обратную сторону которых каждая страна может оформлять по-своему, будут выглядеть одинаково во всех странах-участницах. Евро является валютой без характерных признаков, так как на них изображены не портреты известных европейских деятелей искусств или мыслителей, а безымянные фрагменты мостов и зданий. Новая валюта определяется сама собой, своей денежной стоимостью. 1 евро = 100 евроцентов.
Зона хождения евро охватит не только территории стран ЕС (за исключением Великобритании, Дании и Швеции), но и неевропейские территории государств Европейского союза - Гваделупа (Франция), Азорские острова (Португалия), Канарские острова (Испания), а Монако, Сан-Марино,
Ватикан. Неофициально евро будет применяться в качестве платежного средства в Восточной Европе, на Балканах и в Турции.

Наиболее высоко-развитой и совершенной формой развития региональных валютных группировок является Экономический и валютный союз (ЕВС) (ранее - Европейская валютная система - ЕВС).

В начале 70-х годов, в условиях растущей амплитуды колебаний курса американского доллара, начались активные поиски выхода из своеобразного критического состояния прежде всего стран - членов Европейского Экономического Сообщества ("Общего рынка"), направленных на создание собственной региональной валютной системы. Чтобы противостоять гегемонии доллара в мировой валютной системе, в марте 1979, то есть через год после вступления в силу Кингстонским соглашением, была создана международная (региональная) валютная система - Европейскую валютную систему (ЕВС). В ней принимали участие страны - члены ЕЭС.

Итак, одной из особенностей современных валютных отношений конца 70-х годов XX в. было появление наряду с международной валютной системой регионального валютного группировки, называлось Европейская валютная система (впоследствии - Экономический и валютный союз). Европейская валютная система составляла определенные правила расчетов между странами, которые входили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Европейская валюшна система - специфическая организационно-экономическая форма отношений стран ЕЭС в валютной сфере, направленная на стимулирование интеграционных процессов, уменьшение амплитуды колебаний курсов национальных валют и их взаимную увязку. Европейская валютная система функционировала по принципу "корзины", в котором смешаны курсы национальных денежных единиц в зависимости от котировки той или иной валюты (табл. 2.1). ее еще на-

Таблица 2.1. Доля валют стран - членов ЕВС в "корзине" ЭКЮ,%

Название валюты

Марка (Германия)

Франк (Франция)

Фунт стерлингов (Великобритания)

Лира (Италия)

Гульден (Нидерланды)

Франк (Бельгия и Люксембург)

Песета (Испания)

Крона (Дания)

Фунт (Ирландия)

Эскудо (Португалия)

Драхма (Греция)

Зивал "валютная змея", преимущество которой заключалась в том, что сама "змея" была в целом более устойчивой, чем каждая из ее составляющих. Именно на этой основе строилась паритетное сетка двусторонних курсов валют и определялась граница их отклонения. Так, фиксированная граница их отклонения составляла сначала ± 2,25% для всех стран, за исключением Италии и Испании, для которых эта граница была более широкая (для Италии, например, она составила ± 6%). Позже она была расширена до ± 15%, а впоследствии для отдельных стран - до ± 30%. Целью создания ЕВС были достижения валютной стабильности и создание единой валюты, которая вращалась бы в ЕЭС, выравнивание основных экономических показателей и унификация экономической политики, разработка и внедрение средств коллективной регулирования валютной сферы, стабилизация экономического положения стран - членов Европейской валютной системы. Во внешнем плане - это создание западноевропейского валютного полюса в полицентрической валютной системе.

Создание ЕВС было продиктовано прежде всего стремлением Западной Европы к большей финансовой самостоятельности и стабильности за счет ослабления привязки европейских вал ют к доллару, что давало возможность не только избежать потерь за счет периодических кризисов этой валюты, но и более успешно противостоять заокеанской конкуренции.

Европейская валютная система включала три составляющие:

Обязательства по согласованной изменения рыночных валютных курсов в взаимо-оговоренных количественных пределах с помощью валютного вмешательства центральных банков, в том числе путем поддержания колебаний рыночного курса валют в суженных пределах;

Механизм кредитной помощи правительствам, которые встречались с финансовыми трудностями при поддержке рыночного валютного курса на двусторонней основе за счет средств специального Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) с общим капиталом 25 млн. ЭКЮ, который впоследствии был реорганизован в Европейский валютный фонд (ЕВФ). Эти средства использовались для краткосрочного (от 3 до 6 мес.) И среднесрочного (от 2 до 5 лет) кредитования;

Специальная европейская расчетная единица - ЭКЮ, которая была коллективной международной валютой и имела определенный валютный курс, рассчитанный на базе "валютной корзины" национальных валют стран - членов ЕВС с учетом их доли в совокупном валовом национальном продукте.

ЭКЮ существовала в виде безналичных записей на счетах стран - участниц ЕВС в Европейском валютном институте. В отличие от СДР, ЭКЮ обеспечивается не только солидными обязательствами группы стран, но и фактическими активами (залогом) в форме золота и долларов США (20% золотых и 20% валютных резервов стран-участниц). Под это обеспечение страны ЕВС имели специальные счета в ЭКЮ.

Успешное функционирование Европейской валютной системы (ЕВС) создало необходимые предпосылки для формирования Экономического и валютного союза (ЕВС). Наиболее четко мысль о том, что это должно быть именно валютно-финансовый союз, прозвучала в докладе, подготовленном тогдашним президентом Европейской комиссии Жаком Делором в 1989 г.., Где впервые было предложено трех-этапный, рассчитанный на несколько лет, переход к такому Союза. Стратегической целью Союза определялось введения единой валюты и единого центрального банка двенадцати стран ЕС. На основе "плана Делора" был разработан основы договора о Европейском Союзе, подписанного в нидерландском городе Маастрихт. Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 Важной составляющей его реализации стало создание 1 января 1999 Европейского экономического и валютного союза, центральным элементом которого является Европейский валютный союз (ЕВС).

Согласно Маастрихтским договором, валютный союз был реализован в три этапа.

Первый этап начался 1 июня 1990, когда в большинстве стран "Общего рынка" были сняты ограничения на движение капиталов в рамках единого внутреннего рынка.

Второй этап начался 1 января 1999 Был введен жесткий обменный курс европейских валют и создан Европейский валютный институт как предшественник Европейского центрального банка.

Третий этап (1 января 2002) завершился введением единой валюты - евро, чему предшествовало основания единого центрального банка, независимого от правительств, своего рода "наднационального дирижера" валютно-финансовой политики всего Сообщества.

После создания Европейской валютной системы ЭКЮ служила главным образом средством международных расчетов и существовала только в виде записей на счетах центральных банков стран-членов ЕВС в Европейском фонде валютного сотрудничества.

В середине декабря 1995 лидеры Европейского Союза в Мадриде приняли решение о переходе с 1 января 1999 на единую валюту стран ЕС - евро (бывшая ЭКЮ) путем замены в обращении 15 национальных денежных единиц одной.

По подсчетам специалистов, внедрение евро позволяет ежегодно экономить около 100 млрд. Французских франков-сумму, в которую обходилась странам и гражданам ЕС разница в валютных курсах при расчетах. Единая валюта предоставила импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС "укрепила его экономическую стабильность, снизила инфляцию и сделала евро конкурентоспособной валютой на международных валютных рынках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стали краеугольным камнем экономического и валютного союза. Уже сегодня евро - одна из самых мощных валют мира.

В Мадриде был разработан детализированный план поэтапного введения евро и параллельного создания структур Европейского центрального банка:

Начало 1998г. (Подготовка):

а) квалификация стран по экономическим результатам 1996-1997 гг. и принятия решения о вхождении определенной страны в Европейский Союз;

б) основания Европейского центрального банка и сети национальных центральных банков;

а) установление "постоянного" обменного курса национальных валют по отношению к евро;

б) начало использования евро Центральным банком, международными банками и валютными биржами;

а) выпуск евробанкнот и монет в евро;

б) перевод системы розничных платежей в евровалют;

а) отмена предыдущих валют государств - членов ЕС;

б) евро становится единственным законным платежным средством.

Поскольку Европейская валютная система не была основана на принципе единой валюты, к "корзине" ЭКЮ входили национальные валюты всех стран-членов Европейского Экономического Сообщества, количество которых было 12 по состоянию на 1994

Впоследствии в 1995 году. До Европейского Союза присоединились Австрия, Финляндия и Швеция, поэтому всех стран-членов ЕС насчитывалось 15, но внедрили единую валюту евро, которая была введена с 1 января 1999, только 11 стран - членов созданного в этом же году Европейского валютного союза (ЕВС), оказавшиеся готовыми по всем установленным критериям: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, ФРГ, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания. В "клуб евро" не была принята Греция, поскольку ее экономика не удовлетворяла в то время требованиям Европейского валютного союза. Впоследствии евро ввела Финляндия, а три другие страны, входившие в Европейский валютный союз в его расширения 1 мая 2004 - Великобритания, Дания и Швеция - решили не торопиться с введением новой валюты.

Таким образом, следует различать участие в валютном союзе обязательную для всех членов Европейского Союза (ЕС) и принятием евро, как единой валюты. Так, на сегодня из 27 стран - членов Европейского валютного союза в зону евро присоединились 13 стран - членов ЕС (с 1 января 2007 ввела евро Словения).

По подсчетам специалистов, внедрение евро позволило ежегодно экономить около 100 млрд. Французских франков - сумму, в которую обходилась странам и гражданам ЕС разница при расчетах в валютных курсах. Единая валюта предоставила импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС, укрепила его экономическую стабильность, снизила инфляцию и сделала евро конкурентоспособной валютой на международных валютных рынках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стало краеугольным камнем экономического и валютного союза. Уже сегодня евро стало одной из самых мощных валют мира.

С каждым годом все больше стран - членов ЕС присоединяются к зоне евро. Так, если на момент введения единой валюты их насчитывалось 12, то с 1 января 2007 в Европейский валютный союз присоединилась Словения, и количество стран, перешедших на единую денежную единицу - евро выросла до 13. В 2008г. На евро планируют перейти Кипр и Мальта, 2009. - Украина, а в 2010 г.. присоединятся к валютному союзу Латвия, Литва, Эстония. По прогнозам, самое позднее всех в еврозону войдут Польша, Чехия и Венгрия. Таким образом, к 2010 г.. В зону евро войдут 19 из 27 стран, на сегодняшний день входят в состав Европейского Союза.

В общем ЕС признается очень четким планированием перехода в Европейский Союз. Однако в реальной жизни процесс продвижения к валютному союзу оказался не таким уж и простым.

Во-первых, Франция рассматривала валютно-финансовый союз прежде всего как логический и действенный способ закрепления основ единого внутреннего рынка ЕС и радикальный аргумент в противостоянии американскому доллару на Европейском континенте. Германия, в целом поддерживая идею единого валютного союза, вместе с тем очень спешила с реализацией плана слияния центральных банков, поскольку имея сильную валюту, была вынуждена фактически во многом нести непосредственную ответственность за состояние дел в общем валютно-финансовом союзе.

Во-вторых, заметно отличается от позиции Франции и Германии мнение Великобритании в вопросе передачи части национального суверенитета в валютно-финансовой сфере наднациональным органам ЕС. Официальный Лондон опасается, что смещение центра финансовой активности в зону ЕС приведет к потере Великобританией ее особого статуса в связях с Соединенными Штатами Америки. Особенно непреклонная позиция по внедрению единой валюты евро - создание единой денежной единицы - может ослабить позиции Великобритании на Европейском континенте, которые она имела за счет особых отношений с США. Присоединившись достаточно поздно в ЕВС, Англия согласна только на параллельное обращение евро с фунтом стерлингов. С приходом правительства лейбористов эта жесткая позиция несколько смягчилась.

В-третьих, такие страны, как Испания, Португалия, Италия и Греция, не могли пока обходиться без периодических девальваций своих валют и немедленно ликвидировать имеющиеся бюджетные дефициты. Поэтому их продвижение к валютному союзу было несколько медленнее по сравнению со странами так называемой авангардной группы, в которую входили Германия, Франция, страны Бенилюкса, Ирландия и Дания.

В-четвертых, отмена всевозможных препятствий на пути конкуренции иностранных компаний в рамках Союза приводит к вытеснению некоторых местных производителей. Поэтому понятно, что идея создания валютно-финансового союза нашла поддержку прежде всего в наиболее конкурентоспособных фирм.

Наконец, внедрение механизма растущей конкуренции в рамках ЕС ведет к опосредования жизненных стандартов. А любая попытка нивелировать национальные уровни заработной платы неизбежно приводит к обострению проблемы безработицы, особенно в бедных районах Италии, Испании, Португалии и Греции. Однако процессы нивелирования жизненных уровней в рамках ЕС влекущих определенный проигрыш населения стран с традиционно более высоким жизненным уровнем.

И все-таки благодаря тому, что при решении многих практических задач для всех членов ЕС характерно преобладание прагматического подхода, ориентация на обоснованные конкретные программы, традиционно сохраняется высокий уровень консолидации стран в рамках ЕС. Каждый раз при решении кардинальных вопросов в основу закладываются критерии самосохранения Союза, максимально учитывает не только степень неотложности той или иной задачи, но и реальный уровень взаимного согласия стран. Поэтому при всей сложности поставленных перед ЕС проблем положительный фактор, безусловно, преобладает негативные стороны, о чем красноречиво свидетельствует создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и успешное внедрение с 1 января 1999 единой валюты - евро.

Европейский центральный банк начал работу в начале июля 1998 во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Он был создан на базе Европейского валютного института, который функционировал во Франкфурте-на-Майне с 1994

В Совет ЕЦБ входят президенты национальных центральных банков, президент ЕЦБ, его заместитель и четыре члена правления.

Первое правления Европейского центрального банка в составе 6 человек были назначены на встрече на высшем уровне стран - членов ЕС в Брюсселе в начале мая 1998 Первым президентом ЕЦБ стал голландец Вим Даизенберг. Как отмечалось в Маастрихтском договоре, срок полномочий президента ЕЦБ - восемь лет. Однако Вим Даизенберг заявил, что будет занимать эту должность до момента выпуска новых купюр и монет евро. Первым вице-президентом ЕЦБ и заместителем Даизенберга стал француз Кристиан Нойе. Среди других четырех членов правления ЕЦБ: главный экономист Федерального банка Германии Отмар Иссинг, который назначен на восемь лет; итальянец Томасо Падоа Шиоппа (назначено на семь лет); испанец Евгенио Доминго Соланса (на шесть лет); Сиркка Гемелейнен с Финляндии (на пять лет).

Было согласовано, что при следующем назначении членами правления ЕЦБ должны стать представители тех стран, которые не имели своего делегата в первом составе правления.

Президенты национальных центральных банков в Европе, которые входят в Совет ЕЦБ, назначаются на пять лет, при этом допускается повторное назначение.

Все члены Совета Европейского центрального банка имеют равные права при голосовании, решения принимаются простым большинством голосов. Если голоса поделятся поровну, решающим является голос президента.

С 1 января 1999 ЕЦВ взял на себя ответственность за стабильность новой валюты евро, а также за политику процентных ставок и денежной массы в пространстве евро. ЕЦБ полную независимость от политических указаний национальных правительств.

Решающим шагом в деятельности Европейского центрального банка стала жесткая фиксация обменных курсов евровалют относительно евро, которая состоялась 31 декабря 1998 Благодаря этому с 1 января 1999 одиннадцать из пятнадцати стран - членов ЕС ввели новую денежную единицу - евро, которая первоначально использовалась только в безналичной форме, а также для проведения котировки на биржах и в других финансовых операциях.

Европейские валютные биржи, вдохновленные успехами евро, объединяли усилия и готовились к постепенному слиянию. Так, Парижская и Швейцарская биржи подписали соглашение о совместном проведении операций на рынке акций и облигаций. С 1999 г.. Они стали членами единой "партнерской биржи", которая летом этого же года перешла на современную, максимально упрощенную единую систему проведения биржевых операций.

Европейская Комиссия установила правила, по которым евроугоды, как и другие услуги (перевод счетов в евро, выплаты и взносы, обмен банкнот), не будут облагаться налогом. Подтверждается также непрерывность договоров: стороны не могли на основании европереходу изменить или закрыть сделки.

Наличные евро появились 2002г. В виде семи банкнот номиналом бы, 10,20,50,100, 200 и 500 евро.

Курс евро к ЭКЮ был определен как 1: 1.

Заботясь о надежности общей валюты, страны - члены Европейского Союза поставили жесткие требования по финансово-экономических показателей стран, желающих пользоваться евро:

Дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП;

Совокупный государственный долг должен составлять не более 60% ВВП;

Годовая инфляция не может быть выше среднего уровня инфляции в трех странах ЕС с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3%) более чем на 1,5%;

Среднее номинальное значение долгосрочных процентных ставок не должно превышать 2% от среднего уровня этих ставок трех стран ЕС с самыми ценам (примерно 9%);

Страны переходят на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем.

Главными критериями готовности перехода к единой валюте на первом этапе были стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами ЕС. В общем таким жестким требованиям на момент введения евро вполне отвечал только состояние экономики и финансов Люксембурга. Все остальные страны имели отклонения по тому или иному показателю (в основном за счет превышения государственного долга).

Сейчас в пространстве евро проживает 291 милл человек, а его экономический потенциал достигает 20% экономического потенциала общемировой экономики.

Какие же экономические преимущества перехода стран ЕС к единой валюте?

Во-первых, по разным оценкам, страны ЕС теряли от 15 до 30 млрд. ЭКЮ ежегодно по причине циркуляции множественности валют на достаточно тесном экономическом пространстве. Субъекты рынка ЕС, страхуясь от возможных колебаний валютных курсов, теряли значительную часть своих активов.

Во-вторых, благодаря разнице масштабов цен достаточно трудно сопоставлять цены на однородные товары разных стран-производителей. Введение единого средства платежа позволяет сопоставлять эти стоимости, что, безусловно, усилило конкуренцию между поставщиками товаров и услуг, особенно при условии широкого использования систем электронной оплаты, способствует росту мобильности платежей и беспрепятственному доступу к товару производителя в любой точке Европы.

В-третьих, по аналогии можно ожидать некоторого снижения процентной ставки по кредиту, ипотеке и т.д. и уменьшение депозитных процентных ставок.

В-четвертых, образование прочной валюты на экономическом пространстве Европы уже сегодня привело к выходу этой валюты на международные финансовые рынки и утверждения ее в статусе резервной.

В-пятых, каждый гражданин ЕС, выезжая за пределы своей страны, встречается с тем же масштабом цен и той же валютой, и в его государстве. Сходство основных экономических показателей стран ЕС делает практически беспрепятственным передвижения граждан в рамках экономического пространства объединенной Европы.

Что касается Украины, то сегодня речь не идет о ее присоединении к зоне евро, поскольку наши экономические показатели пока не позволяют приблизиться к странам этой зоны. Однако, учитывая тот факт, что значительная часть нашего внешнеторгового оборота приходится именно на эту зону, для Украины введение евро и основания в Европе качественно новой валютной зоны уже сегодня имеет большое экономическое значение как для отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности, так и для экономики в целом.

Именно поэтому на повестке дня актуальным остается вопрос более активного выхода евро на валютный рынок Украины и соответствующего формирования валютных резервов Национального банка.

Проводить по поручению клиентов конверсию клиентских текущих счетов, открытых в евровалютах и евро;

Осуществлять по поручению клиентов операции по конверсии евровалюты в другую или в евро при условии соблюдения обменных курсов, установленных Европейским центральным банком 31 декабря 1998 г.;

Приобретать и продавать евро уполномоченными коммерческими банками на украинском и Крымской межбанковских валютных биржах, если обязательства или требования резидентов Украины согласно подтвержденным документами деноминированные в евровалютах или евро.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое валютный блок? Экономические предпосылки его образования?

2. Охарактеризуйте стерлинговый, долларовый и золотой валютные блоки.

3. Какие основные экономические признаки валютной зоны?

4. Назовите наиболее характерные черты стерлинговой, долларовой валютных зон и зоны французского франка.

5. Какова была цель создания Европейской валютной системы?

6. Назовите основные этапы перехода к Европейскому экономическому и валютному союзу (ЕВС).

7. Охарактеризуйте позиции отдельных стран ЕС о введении единой валюты евро.

8. Когда был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ)?

9. Назовите требования, предъявляемые к финансово-экономических показателей стран, желающих присоединиться к зоне евро.

10. Охарактеризуйте перспективы сотрудничества Украины со странами зоны евро.

Дальнейшее качественное развитие Европейского Союза могло происходить в двух направлениях: либо на основе переосмысления самой правовой концепции Евросоюза и превращения его в сферу гуманитарной интеграции, либо за счет все более тесной экономической интеграции, создающей единое социальное пространство в пределах Европы.

Многолетние дискуссии сторонников и противников европейской федерализации долгое время оставляли вне поля зрения проблему интеграции в гуманитарной сфере. Считалось, что межгосударственное сотрудничество естественным образом способствует все более тесному единению европейских народов и граждан европейских стран. B то же время уже Европейские Сообщества позиционировались не только в качестве межгосударственных объединений, но и пространств прямого сотрудничества народов Европы. B Маастрихтскою договоре в этом направлении был сделан еще более важный шаг: стратегической целью интеграции объявлялось «сплочение союза народов Европы, в котором решения принимаются максимально приближенно к гражданину». Таким образом, в рамках европейского политико-правового пространства впервые закреплялась индивидуальная субъектность граждан. Формальноюридически это выразилось в оформлении института европейского гражданства.

B соответствии с Маастрихтским договором приобретение европейского гражданства пока жестко увязывалось с наличием у индивида гражданства какой-либо страны-участницы. B качестве приложения к Маастрихтскому договору была принята «Декларация о гражданстве государства-члена Союза», согласно которой вопрос о гражданстве конкретного человека мог регулироваться исключительно правом соответствующего государства. Ho одновременно закреплялось и право граждан напрямую обращаться с исками в Суд Европейских Сообшеств, с жалобами к омбудсману и с петициями в Европейский парламент. Маастрихтский договор гарантировал право свободного перемещения и проживания на территории государств-членов любому гражданину Союза. Граждане Союза получили право голосовать и быть избранными в Европарламент. Причем гражданин мог теперь голосовать и быть избранным на местных выборах и выборах Европарламент в любой стране Евросоюза. За ним закреплялись такие же конституционные права, что и за гражданами страны проживания. Наконец, Маастрихтский договор впервые на уровне учредительных документов признал обязанность Союза соблюдать основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные еще в «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950 г.

Развертывание интеграции в іуманитарной сфере представляло собой не просто одну из сфер сотрудничества. Признание граждан полноправными субъектами европейского правового пространства наряду с государствами и народами открывало путь к полному переосмыслению самой природы Евросоюза. Ранее формирование наднационального правового пространства рассматривалось только как результат делегирования государствами части своих суверенных прав Европейским Сообществам. Тем самым не нарушался сам принцип национального суверенитета. Признание же индивидуальной субъектности граждан в рамках системы европейского права позволяло поставить вопрос о конституциирова- нии Европейского Союза как политической организации европейских народов, а не государств, т.е. о суверенности самого Европейского Союза. Это могло бы стать решаюшим шагом к федерализации Европы. Однако в начале 1990-х гг. столь радикальное развитие событий пока оставалось невозможным.

Вторым «ресурсом» консолидации Европейского Союза стало создание Экономического и валютного союза. Эта мера по своему значению также выходила за рамки обычной практики интеграционного сотрудничества. Она предполагала ввод единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональных финансовых учреждений. B свою очередь, объединение валютно-финансовых систем могло стать мощнейшим фактором для развертывания «естественной», нерегламентированной интеграции во всех сферах общественной жизни.

Создание Экономического и валютного союза (ЭВС) носило постепенный характер. B прилагаемых к Маастрихтскому договору протоколах детально регламентировались три этапа этого процесса. Первый из них начался еще 1 июля 1990 г. и предполагал создание к 31 декабря 1993 г. единого внутреннего рынка Сообществ, в том числе обеспечение полной свободы передвижения капиталов, усиление кооперации между центральными банками стран-участниц Сообществ, координацию экономической и эмиссионной политики стран-участниц. Европейский Совет и специализированные организации Евросоюза получили полномочия по мониторингу экономического развития всех стран-участниц. B случае, если действия какой-либо из стран принимали угрожающий для интересов Евросоюза характер, Совет мог принять рекомендации в отношении этой страны и контролировать их исполнение всеми органами Евросоюза.

Дополнительным шагом по укреплению единого внутреннего рынка стало подписание 2 мая 1992 г. соглашения между Евросоюзом и EACT о формировании Европейского экономического пространства (из стран-участниц EACT этот договор ратифицировали Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швеция; единственной страной, отказавшейся от ратификации, стала Швейцария). B рамках Европейского экономического пространства, объединившего 18 стран с населением около 370 млн чел., обеспечивалось свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, сотрудничество в научной сфере, образовании, потребительской, социальной и экологической политике.

B обеспечении свободного передвижения людей важную роль сыграло Шенгенское соглашение о постепенной отмене контроля на обших границах. Оно было подписано между правительствами Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, ФРЕ и Франции в местечке Шенген (Люксембург) 14 июня 1985 г. B соответствии с Шенгенским соглашением предусматривалась постепенная отмена таможенного и визового контроля на внутренних границах стран-участниц, что открывало возможность не только свободного передвижения их граждан, но и единовременного получения «шенгенской визы» гражданами третьих стран с последующим свободным передвижением в пределах всей «шенгенской зоны». B 1990 r. те же государства-учредители подписали Конвенцию о применении Шенгенского соглашения. K Конвенции постепенно присоединились Италия, Испания и Португалия, а затем и Греция. Великобритания и Ирландия отказались войти в «шенгенскую зону», опасаясь неконтролируемых миграционных потоков. Окончательно Шенгенские соглашения вступили в силу 1 июля 1995 г.

Второй этап формирования ЭВС начался с 1 января 1994 г. и длился до 31 декабря 1998 г. B это время происходило организационно-правовое становление институтов, способных обеспечить проведение единой валютной политики. Первым шагом стало создание в 1994 г. Европейского валютного института (ЕВИ). Он перенял функции существовавших ранее консультативных и совещательных органов (Комитета управляющих национальными банками, Европейскою фонда валютного сотрудничества и т.п.) и возглавил работу по координации валютно-финансовой политики стран Евросоюза. Усилия ЕВИ сосредоточились, с одной стороны, на выработке рекомендаций правительствам по снижению рисков, вызываемых высокими бюджетными дефицитами и инфляцией, а с другой - на координации банковской деятельности.

Ha Мадридском саммите 1995 г. были уточнены сроки перехода к единой валютной системе. Единую европейскую валюту было решено назвать евро. B соответствии с решениями Мадридского саммита началось создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), что было предусмотрено еще Маастрихтским договором и прилагавшимися к нему протоколами. Помимо Европейского центрального банка (ЕЦБ) в состав ЕСЦБ вошли центральные банки всех стран-участниц Евросоюза. Задачами ЕСЦБ стали определение и проведение единой валютной политики, хранение официальных валютных резервов и управление ими, осуществление мер по кооперированию платежных систем. K исключительной компетенции ЕЦБ была отнесена эмиссия европейских денежных знаков (после перехода к единой валюте). По своему уставу ЕСЦБ и ЕЦБ являлись независимыми органами по отношению к руководящим институтам Евросоюза.

B рамках второго этапа формирования EBC были предприняты меры и по дальнейшему укреплению экономического союза. B конце 1995 г. правительство ФРГ выдвинуло инициативу по заключению Пакта стабильности и роста. Этот шаг не предусматривался Маастрихтским договором и вызвал немало дискуссий, поскольку предполагал ввод весьма жестких обязательств стран-участниц Евросоюза по проведению структурной экономической политики. Лишь в июне 1997 г. Амстердамский саммит Европейского Совета утвердил Пакт, включающий резолюцию Европейского совета об основных принципах обеспечения экономической стабильности и роста, а также двух регламентов - об усилении контроля над состоянием государственных бюджетов и о процедуре предотвращения сверхнормативного дефицита бюджета (первый вступил в силу 1 июля 1998 r.. второй - 1 января 1999 r.).

Ha основе принципов Пакта стабильности и роста Европейский валютный институт разработал и представил в 1998 г. на утверждение Еврокомиссии и Европейскому Совету требования к уровню состояния национальных валютно-финансовых систем. B соответствии с этими· критериями, предполагалось, что для присоединения той или иной страны к общей валютной зоне инфляция в ней не должна превышать 1,5 % по отношению к уровню, достигнутому тремя странами Евросоюза с наибольшей стабильностью цен. Дефицит государственного бюджета допускался в переделах 3 % ВВП. Предполагалось также обязательное соблюдение пределов курсовых колебаний, установленных в рамках «валютной змеи» EBC (по крайней мере, в течение двух лет без девальвации по отношению к валюте любого другого государства Евросоюза), долгосрочных процентных ставок (этот уровень не должен быть выше, чем на два пункта соответствующего уровня в трех странах Евросоюза, имеющих наиболее низкий уровень инфляции). Ha основании всех этих требований был утвержден список 11 стран, уже готовых к валютной конвергенции.

Исключение составили Великобритания и Дания, оговорившие при подписании Маастрихтского договора свое право не присоединяться к третьему этапу Экономического и валютного союза, Швеция, вообще не входившая пока в состав EBC, и Греция, имевшая сверхнормативный дефицит государственного бюджета.

C I января 1999 г. начался третий этап формирования Экономического и валютного союза. ЭКЮ, как международная расчетная единица, основанная на «валютной корзине», прекратила свое существование. Состоялся ввод евро как полноправной самостоятельной европейской валюты. Одновременно прекратил свое существование Европейский валютный институт и в силу вступили уставы ЕСЦБ и ЕЦБ. Обращение евро полностью стало контролироваться ЕЦБ. Был введен неизменный фиксированный обменный курс евро, который стал базовым как для обменных операций, так и для обеспечения финансовой стабильности в странах Евросоюза. Ho пока евро использовался только для безналичных расчетов, для размещения государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций (т.е. в рамках кредитно-денежной политики). B евро осуществлялись интервенция ЕЦБ на валютных рынках (покупка- продажа валюты). Ha протяжении последующих трех лет состоялся постепенный переход государственных учреждений к использованию евро (налоговые платежи, социальное страхование и т.д.), а также перевод на евро массовых платежных систем (денежные переводы, чеки, банковские карты и т.д.). Параллельно происходила работа по изготовлению банкнот и монет евро. Выпуск их в обращение и ввод евро для наличного расчета состоялся 1 января 2002 г. C 1 марта того же года национальные валюты стран «зоны евро» были изъяты из обращения.

C созданием ЭВС возникла возможность выработки долговременной стратегии экономического развития стран Евросоюза. Эта задача обсуждалась на Лиссабонском саммите Европейского Совета в марте 2000 г. По итогам саммита была принята «Лиссабонская стратегия», предусматривавшая превращение Евросоюза к 2010 г. в самый конкурентоспособный и высокотехнологичный экономический центр мира при сохранении «европейской социальной модели». Достижение такой претенциозной цели связывалось с пятью основными направлениями: обеспечением высокой конкурентоспособности европейской промышленности, созданием «динамической экономики, основанной на знаниях», увеличением занятости вплоть до полного решения проблемы безработицы, обеспечением «социального единства», улучшением экологической среды. B рамках этих направлений было сформировано более 120 конкретных инновационных проектов и программ развития. Однако их реализация оказалась затруднена в условиях очень нестабильной конъюнктуры на мировом рынке, неожиданного «утяжеления» евро на фоне падения курса доллара, нарастания внутренних проблем европейской экономики по мере расширения состава Евросоюза. C учетом всех этих обстоятельств в марте 2004 г. была создана комиссия под руководством бывшего голландского премьер-министра Вима Кока. Ha нее была возложена задача по комплексному анализу хода реализации «Лиссабонской стратегии».

Выводы комиссии Кока оказались неутешительны. По мнению экспертов, Евросоюз не только не способен реализовать основные задачи «Лиссабонской стратегии», но все более явно проигрывает Китаю, Индии и США в росте и конкурентоспособности экономики, производительности и научно-техническом прогрессе. B докладе Кока отмечалось, что причинами стагнации европейской экономики являются быстрое старение населения, вступление в Евросоюз стран с менее развитой экономикой, несогласованность реформ в ведущих странах Евросоюза, а также декларативность «Лиссабонской стратегии», не позволяющая сконцентрировать усилия на наиболее важных направлениях. B противовес этим оценкам эксперты Еврокомиссии подготовили альтернативное исследование «Цена не-Лиссабона для экономики», где попытались доказать, что мероприятия, осуществляемые в рамках «Лиссабонской стратегии», дают вполне ощутимый, хотя и не такой мощный, как предполагалось, эффект. Приведенные ими данные свидетельствовали о том, что проводимые реформы в системе трудовых отношений и потребительского рынка обеспечивают почти 0,5 % общего ежегодного прироста ВВП. Отказ же от «Лиссабонской стратегии», по мнению экспертов, приведет к потере в ближайшие десять лет почти 8 % намеченного повышения ВВП. C другой стороны, поддерживалось предложение комиссии Кока о частичном пересмотре приоритетов стратегии экономического роста и намеченных темпов ее реализации. Доклад завершался выводом: «Дальнейшее осмысление требуется и для определения политического сопровождения, необходимого для максимизации выгод Лиссабона при минимизации затрат на корректировки».

«Политическое сопровождение» означало принятие решения о корректировке экономической стратегии на уровне Европейского Совета. Bce большее количество экспертов и политиков призывали руководство Евросоюза пересмотреть не только лиссабонские решения, но и принципы «Пакта стабильности и роста» 1997 r., ограничивавшие действия европейских правительств рамками чрезвычайно жесткой структурной политики. Осенью 2004 г. после утверждения нового состава Еврокомиссии под руководством португальца Жозе Мануэля Баррозу началась работа над проектом «комплекса мер для достижения целей Лиссабонской стратегии». Новая программа экономических и социальных реформ была представлена Еврокомиссией в феврале 2005 г. B ней предполагалось к 2010 г. поднять темпы роста внутреннего валовою продукта до 3 % в год и создать более 6 млн рабочих мест. Таким образом, были не только предложены весьма умеренные темпы роста, но и сама стратегия по сути сведена к двум основным пунктам - обеспечение роста производства и создание новых рабочих мест, главным образом, в высокотехнологичных отраслях. O социальных и экологических программах речь фактически не шла.

Несмотря на общую умеренность предложенной стратегии, «план Баррозу» акцентировал внимание на двух очень важных проблемах. Во- первых, в нем подчеркивалось, что устойчивый экономический рост достижим лишь при условии тесного взаимодействия ЕврОКОМИССИИ C национальными правительствами, предпринимательскими кругами и профсоюзами. Во-вторых, настойчиво проводилась мысль о том, что реализация «Лиссабонской стратегии» зависит не только от решения ряда экономических проблем, но и от состоятельности самою европейского общества в целом. «Провал «Лиссабонской стратегии» - это и большой политический провал, - заявил один из руководителей Европейского центра исследований Марио Тело. - Он означает, что Европа не смогла выстроить такую модель обшества. которая отличалась бы от американской и при этом функционировала бы. Невыполнение стратегии будет означать, что нам придется копировать американцев».

Основные положения «плана Баррозу» получили поддержку на Брюссельском саммите Европейского Совета в марте 2005 г. Было принято решение о том, что все страны Евросоюза должны разработать национальные планы реализации «Лисабонской стратегии», адаптированные к их специфике и рассчитанные на 3 года. Были также достигнуты договоренности по проекту реформы «Пакта о стабильности и росте», призванной придать большую гибкость бюджетному регулированию в странах Евросоюза и смягчить требования к лимитам бюджетного дефицита и государственного долга. «Пакт теперь в большей степени будет способствовать реализации целей Лиссабонской стратегии, - заявил на пресс- конференции Баррозу. - Европейский союз готов к новому старту, готов проявить свой огромный потенциал».

Ha Брюссельском саммите 2005 г. перед Еврокомиссией была также поставлена задача активизировать социальную политику. Ho по сравнению с первоначальными принципами «Лиссабонской стратегии» подходы к социальным проблемам существенно изменились. Вместо широкого спектра направлений акцент был сделан на конкретные меры и пути их реализации. Приоритетным было объявлено обеспечение занятости в сочетании с модернизацией трудовых ресурсов (основное значение придавалось адаптации работников и предприятий к инновационной экономике, привлечению на рынок труда людей, пользующихся социальными льготами, увеличению инвестиций в профессиональную подготовку и образование, повышению качества управления трудовыми ресурсами, обеспечению высоких стандартов безопасности труда и гибкого графика трудовой деятельности). Вместо претенциозной задачи по обеспечению полной занятости ставка была сделана на расширение занятости в высокотехнологичных отраслях. Уже спустя месяц после Брюссельского саммита Еврокомиссия представила программный доклад «Построение Европейского исследовательского пространства (ERA) знаний для дальнейшего роста», в котором достижение Лиссабонских целей напрямую ставилось в зависимость от инновационного развития системы образования и науки, в том числе Болонского процесса реформирования высшей школы.

При всей спорности «Лиссабонской стратегии» и первых результатов ее реализации, следует признать, что сама постановка столь глобальных задач свидетельствует о прочности и эффективности создававшегося на протяжении 1990-х гг. Экономического и валютного союза. B считанные годы европейцы забыли о своих совсем еще недавних тревогах по поводу ликвидации национальных валют, передачи наднациональным органам ключевых прерогатив в валютно-финансовой сфере, полного открытия внутренних границ. Система EBC «справилась» даже с массированным расширением Евросоюза «на восток». A подписание в мае 2005 r. договора с Россией о перспективах создания четырех «общих пространств» (экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней политики и безопасности, культуры и образования) показало, что у концепции EBC есть и далекие перспективы. B то же время уже на последних этапах создания EBC стало очевидно, что политический потенциал Маастрихтского договора фактически исчерпан. Консолидация и динамичное развитие Евросоюза оказалось в прямой зависимости от оперативного пересмотра его организационно-правовых и доктринальных основ.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то